Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

КонсультантПлюс: Вопросы и Ответы Выпуск от 01.04.2011


Вопросы и ответы

КонсультантПлюс Консультации по бухучету и налогообложению
Выпуск от 01.04.2011

Обзоры законодательства | Интернет-версия КонсультантПлюс | Финансовые консультации | Подписаться

 КонсультантПлюс: "горячие" документы

Постановление Правительства РФ от 29.03.2011 N 218 "Об обеспечении недискриминационного доступа к услугам субъектов естественных монополий по транспортировке нефти (нефтепродуктов) по магистральным трубопроводам в РФ и признании утратившими силу некоторых актов Правительства РФ"


Подборка по материалам информационного банка "Финансист" системы КонсультантПлюс. Составитель Каширская Е.В.

Вопрос:

Организация применяет систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (ЕСХН). В общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации произведенной сельскохозяйственной продукции, включая продукцию ее первичной переработки, произведенную из сельскохозяйственного сырья собственного производства, составляет не менее 70 процентов. В 2011 г. организация планирует зарегистрировать и осуществлять дополнительный вид деятельности - деятельность туристических агентств (код 63.3 ОКВЭД). Вправе ли организация применять ЕСХН по дополнительному виду деятельности?

Ответ:

Статьей 346.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) предусмотрено, что налогоплательщиками единого сельскохозяйственного налога признаются организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на уплату данного налога в порядке, установленном гл. 26.! 1 Кодекса.

Согласно п. 2 ст. 346.2 Кодекса сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются организации и индивидуальные предприниматели, производящие сельскохозяйственную продукцию, осуществляющие ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) и реализующие эту продукцию, при условии, если в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) таких организаций и индивидуальных предпринимателей доля дохода от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции, включая продукцию ее первичной переработки, произведенную ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства, составляет не менее 70 процентов, а также сельскохозяйственные потребительские кооперативы (перерабатывающие, сбытовые (торговые), снабженческие, садоводческие, огороднические, животноводческие), признаваемые таковыми в соответствии с Федеральным законом от 08.12.1995 N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации", у которых до! ля доходов от реализации сельскохозяйственной продукции собственного производства членов данных кооперативов, включая продукцию первичной переработки, произведенную данными кооперативами из сельскохозяйственного сырья собственного производства членов этих кооперативов, а также от выполненных работ (услуг) для членов данных кооперативов составляет в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) не менее 70 процентов.

В случае если по итогам налогового периода налогоплательщик единого сельскохозяйственного налога не соответствует условиям, установленным п. п. 2, 2.1, 5 и 6 ст. 346.2 Кодекса, он считается утратившим право на применение единого сельскохозяйственного налога с начала налогового периода, в котором допущено нарушение указанного ограничения и (или) выявлено несоответствие установленным условиям.

Таким образом, в случае если доля дохода от реализации сельскохозяйственной продукции, включая продукцию ее первичной переработки, произведенную организация ми из сельскохозяйственного сырья собственного производства, составляе! т не менее 70 процентов от общего дохода от реализации товаров (работ, услуг), то налогоплательщик вправе применять единый сельскохозяйственный налог, в том числе в отношении иных видов деятельности (за исключением переведенных на уплату единого налога на вмененный доход).

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 11 февраля 2011 г. N 03-11-11/34

Вопрос:

В течение срока действия договора предмет лизинга учитывается на балансе лизингодателя.

При расчете амортизации лизингодатель планирует изменять размер коэффициента ускоренной амортизации, постепенно его увеличивая.

Согласно учетной политике ЗАО на 2011 г. амортизация начисляется линейным методом.

При установлении налогоплательщиком в учетной политике линейного метода начисления амортизации, а также при применении линейного метода начисления амортизации в отношении объектов амортизируемого имущества в соответствии с п. 3 ст. 259 НК РФ применяется порядок! начисления амортизации, установленный в ст. 259.1 НК РФ.

Соглас но п. 2 ст. 259.1 НК РФ сумма начисленной за один месяц амортизации в отношении объекта амортизируемого имущества определяется при линейном методе как произведение его первоначальной (восстановительной) стоимости и нормы амортизации, установленной для данного объекта.

Норма амортизации по каждому объекту амортизируемого имущества определяется по формуле:

К = 1: n x 100%,

где К - норма амортизации в процентах к первоначальной (восстановительной) стоимости объекта амортизируемого имущества;

n - срок полезного использования данного объекта амортизируемого имущества, выраженный в месяцах (без учета сокращения (увеличения) срока в соответствии с абз. 2 п. 13 ст. 258 НК РФ).

Согласно абз. 2 п. 13 ст. 258 НК РФ применение к нормам амортизации объектов амортизируемого имущества повышающих (понижающих) коэффициентов влечет за собой соответствующее сокращение (увеличение) срока полезного использования таких объектов. При этом амортизационные подгру! ппы по объектам амортизируемого имущества, к нормам амортизации которых применяются повышающие (понижающие) коэффициенты, формируются в составе амортизационной группы исходя из определенного классификацией основных средств, утвержденной Правительством Российской Федерации, срока полезного использования без учета его увеличения (уменьшения).

В соответствии с пп. 1 п. 2 ст. 259.3 НК РФ в отношении амортизируемых основных средств, являющихся предметом договора финансовой аренды (договора лизинга), налогоплательщики, у которых данные основные средства должны учитываться в соответствии с условиями договора финансовой аренды (договором лизинга), вправе применять к основной норме амортизации специальный коэффициент, но не выше 3.

Таким образом, коэффициент применяется к уже установленной норме амортизации, при этом в саму норму амортизации он не включен, поскольку сокращения или увеличения срока полезного использования при применении коэффициента не происходит - данн! ый срок остается неизменным.

Установлен единственный случай, при котором допускается изменение (увеличение) срока полезного использования ОС, - это реконструкция, модернизация или техническое перевооружение (абз. 2 п. 1 ст. 258 НК РФ).

Таким образом, при применении специального коэффициента изменение срока полезного использования для целей расчета амортизации не происходит, так как при ее расчете (а также при определении амортизационной подгруппы) измененный срок не учитывается.

Следовательно, норма амортизации по общему правилу неизменна, поскольку неизменен срок полезного использования ОС, учитываемый при ее расчете.

Глава 25 НК РФ не содержит запрета на изменение специального коэффициента в течение срока лизинга. Напротив, пп. 1 п. 2 ст. 259.3 НК РФ возможность применения такого коэффициента определена как право налогоплательщика. При этом указанное право является дифференцированным, поскольку организации предоставлено право самостоятельно опре делять размер коэффициента в рамках установленного ограничения (не выш! е 3).

В соответствии с п. 2 ст. 259 НК РФ сумма амортизации для целей налогообложения определяется налогоплательщиками ежемесячно в порядке, установленном настоящей главой. Амортизация начисляется отдельно по каждой амортизационной группе (подгруппе) при применении нелинейного метода начисления амортизации или отдельно по каждому объекту амортизируемого имущества при применении линейного метода начисления амортизации.

Поэтапное изменение коэффициента не изменяет срок полезного использования, учитываемый для расчета амортизации, на что прямо указано в п. 2 ст. 259.1 НК РФ.

Минфин России в Письме от 10.06.2009 N 03-03-06/1/387 высказал мнение, что специальный коэффициент может быть уменьшен, если это предусмотрено контрактом и учетной политикой (путем внесения в нее соответствующих изменений с начала налогового периода).

Согласно ст. 313 НК РФ порядок ведения налогового учета устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообл! ожения.

Каков порядок применения в целях исчисления налога на пр ибыль специального коэффициента, предусмотренного пп. 1 п. 2 ст. 259.3 НК РФ при амортизации предмета лизинга? Возможно ли изменение размера данного коэффициента в течение срока амортизации лизингового имущества?

Ответ:

В соответствии с пп. 1 п. 2 ст. 259.3 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в отношении амортизируемых основных средств, являющихся предметом договора финансовой аренды (договора лизинга), налогоплательщики, у которых данные основные средства должны учитываться в соответствии с условиями договора финансовой аренды (договора лизинга), вправе применять к основной норме амортизации специальный коэффициент, но не выше 3. Указанный специальный коэффициент не применяется к основным средствам, относящимся к первой - третьей амортизационным группам.

Таким образом, норма амортизации по лизинговому имуществу включает в себя основную норму амортизации, определенную при применении линейного мето! да амортизации в соответствии с п. 2 ст. 259.1 НК РФ, а также специальный коэффициент, установленный налогоплательщиком в учетной политике на основании пп. 1 п. 2 ст. 259.3 НК РФ.

Пунктом 13 ст. 258 НК РФ установлено, что применение к нормам амортизации объектов амортизируемого имущества повышающих (понижающих) коэффициентов влечет за собой соответствующее сокращение (увеличение) срока полезного использования таких объектов.

При этом срок полезного использования объекта амортизируемого имущества должен быть определен налогоплательщиком самостоятельно (с учетом применяемых коэффициентов к основной норме амортизации) на дату ввода в эксплуатацию данного объекта в соответствии с положениями гл. 25 НК РФ и может быть изменен только в случаях, предусмотренных НК РФ.

Учитывая изложенное, в случае если налогоплательщик решает использовать право, предоставленное ему пп. 1 п. 2 ст. 259.3 НК РФ, и применять при амортизации предмета лизинга специальный коэффициент! не более 3, указанный коэффициент должен быть установлен на дату ввода предмета лизинга в эксплуатацию. При этом возможности изменения размера данного коэффициента в течение срока амортизации лизингового имущества НК РФ не предусмотрено.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 11 февраля 2011 г. N 03-03-06/1/93

Вопрос:

Участники ООО владеют непрерывно более пяти лет долями по 50% уставного капитала. Незадолго до продажи долей они увеличили уставный капитал ООО, при этом увеличилась номинальная стоимость доли. Процентное соотношение долей, как и соотношение доли с уставным капиталом, осталось прежним. Федеральным законом от 28.12.2010 N 395-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" ст. 217 НК РФ была дополнена п. 17.2, в соответствии с которым не подлежат налогообложению доходы, получаемые от реализации (погашения) долей участия в у ставном капитале российских организаций, а также акций, указанных в п.! 2 ст. 284.2 Кодекса, при условии, что на дату реализации (погашения) таких акций (долей участия) они непрерывно принадлежали налогоплательщику на праве собственности или ином вещном праве более пяти лет.

С какого момента вступает в силу и начинает действовать данная норма? Нарушается ли непрерывность владения долями в целях применения п. 17.2 ст. 217 НК РФ при увеличении уставного капитала? Когда возможно применить освобождение от налогообложения НДФЛ в соответствии с п. 17.2 ст. 217 НК РФ?

Ответ:

Федеральным законом от 28.12.2010 N 395-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" ст. 217 Налогового кодекса Российской Федерации дополнена п. 17.2, согласно которому не подлежат налогообложению налогом на доходы физических лиц доходы, получаемые от реализации (погашения) долей участия в уставном капитале российских организаций, а! также акций, указанных в п. 2 ст. 284.2 Налогового кодекса Российской Федерации, при условии, что на дату реализации (погашения) таких акций (долей участия) они непрерывно принадлежали налогоплательщику на праве собственности или ином вещном праве более пяти лет.

Вышеназванная норма вступила в силу с 30 декабря 2010 г. - дня официального опубликования Федерального закона от 28.12.2010 N 395-ФЗ в "Российской газете" (п. 2 ст. 5 Федерального закона от 28.12.2010 N 395-ФЗ).

Вместе с тем на основании п. 7 ст. 5 Федерального закона от 28.12.2010 N 395-ФЗ положения п. 17.2 ст. 217 Налогового кодекса Российской Федерации об освобождении от налогообложения доходов, получаемых, в частности, от реализации (погашения) долей участия в уставном капитале российских организаций, применяются в отношении долей в уставном капитале, приобретенных налогоплательщиками начиная с 1 января 2011 г.

Из указанных положений следует, что освобождение от налогообложения распространяется только на доли участия в уставном капитале российских организаций,! а также акции, указанные в п. 2 ст. 284.2 Налогового кодекса Российской Федерации, которые были приобретены налогоплательщиком, а не получены им иным способом, например при увеличении уставного капитала общества за счет его имущества.

Таким образом, освобождение от налогообложения доходов, полученных от реализации (погашения) долей участия в уставном капитале российских организаций, а также акций, указанных в п. 2 ст. 284.2 Налогового кодекса Российской Федерации, приобретенных налогоплательщиками начиная с 1 января 2011 г., возможно начиная с 2016 г.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 1 февраля 2011 г. N 03-04-05/0-48

Вопрос:

Налогоплательщик (ЗАО) является конкурсным кредитором в ряде дел о банкротстве клиентов- лизингополучателей, в отношении которых открыто конкурсное производство.

Согласно абз. 3 и 7 п. 1 ст. 126 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее ! - Закон) с даты открытия конкурсного производства прекращается начисление процентов, неустоек (штрафов, пеней) и иных санкций за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств; все требования кредиторов по денежным обязательствам, за исключением текущих платежей, могут быть предъявлены только в ходе конкурсного производства.

Требования ЗАО к лизингополучателям установлены арбитражным судом и включены в реестр требований кредиторов.

В соответствии с абз. 1, 2 и 4 п. 2.1 ст. 126 Закона на сумму требований конкурсного кредитора с даты открытия конкурсного производства до даты погашения этих требований должником начисляются проценты в размере ставки рефинансирования, установленной Банком России на дату открытия конкурсного производства.

Исходя из абз. 3 п. 1 ст. 126 Закона проценты, начисляемые на сумму требований конкурсного кредитора, относятся к гражданско-правовым санкциям за неисполнение денежного обязательства.

Согласно п. 3 ч. 2 ст. 250 и пп. 4 п. 4 ст. 271 НК РФ гражданско-правовые санкции включа! ются во внереализационные доходы с момента их признания должником либо с момента вступления в законную силу решения суда.

Из п. 1 ст. 129 Закона следует, что конкурсный управляющий осуществляет полномочия руководителя и иных органов управления должника, то есть признает от имени должника и гражданско-правовые санкции.

В абз. 2 п. 38 Постановления Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 N 60 "О некоторых вопросах, связанных с принятием Федерального закона от 30.12.2008 N 296-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" разъяснено, что проценты, предусмотренные п. 2.1 ст. 126 Закона, начисляются непосредственно арбитражным управляющим при расчетах с кредиторами, в связи с чем судебный акт об их начислении не выносится и в реестр требований кредиторов эти проценты не включаются.

Таким образом, проценты, начисляемые на сумму требований конкурсного кредитора в порядке п. 2.1 ст. 126 Закона, относятся к гражданско-правовым санкциям, к! оторые признаются должником в лице конкурсного управляющего лишь при вы плате денежных средств в погашение основного долга.

Однако в Письме Минфина России от 02.06.2010 N 03-03-06/1/363 подчеркивается, что упомянутые проценты не являются санкциями и относятся к внереализационным доходам от долговых обязательств, которые признаются для целей налога на прибыль на конец месяца соответствующего отчетного периода.

Вместе с тем в связи с изложенным проценты, предусмотренные п. 2.1 ст. 126 Закона, невозможно признать в составе внереализационных доходов хотя бы потому, что они, во-первых, не начисляются конкурсным управляющим до момента погашения основной задолженности и, во-вторых, начисляются лишь на величину фактически погашаемой основной задолженности, размер которой заранее неизвестен конкурсному кредитору.

Являются ли проценты, начисляемые конкурсным управляющим в порядке п. 2.1 ст. 126 Закона на сумму требований конкурсного кредитора по основной задолженности, внереализационными доходами организации в виде признанных должнико! м гражданско-правовых санкций?

Вправе ли организация включать в состав внереализационных доходов проценты, предусмотренные п. 2.1 ст. 126 Закона, лишь в день их начисления конкурсным управляющим, то есть в день осуществления платежа в погашение основной задолженности перед налогоплательщиком?

Ответ:

Согласно п. 2.1 ст. 126 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Федеральный закон N 127-ФЗ) на сумму требований конкурсного кредитора, уполномоченного органа в размере, установленном в соответствии со ст. 4 Федерального закона N 127- ФЗ, начисляются проценты в порядке и в размере, которые предусмотрены ст. 126 Федерального закона N 127-ФЗ.

Проценты на сумму требований конкурсного кредитора, уполномоченного органа, выраженную в валюте Российской Федерации, начисляются в размере ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату откр! ытия конкурсного производства.

Подлежащие начислению и уплате в соответствии со ст. 126 Федерального закона N 127-ФЗ проценты начисляются на сумму требований кредиторов каждой очереди с даты открытия конкурсного производства до даты погашения указанных требований должником.

Исходя из этого у организации - конкурсного кредитора появляется внереализационный доход в виде начисленных процентов на сумму требований конкурсного кредитора к должнику.

В соответствии с п. 3 ст. 43 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) процентами признается любой заранее заявленный (установленный) доход, в том числе в виде дисконта, полученный по долговому обязательству любого вида (независимо от способа его оформления). При этом процентами признаются, в частности, доходы, полученные по денежным вкладам и долговым обязательствам.

В данном случае проценты начисляются на сумму долговых обязательств должника перед конкурсным кредитором.

Указанный внереа лизационный доход признается доходом в виде начисленных процентов, а н! е в виде сумм штрафных санкций, поскольку для взыскания указанных процентов с должника не требуется ни его признания, ни решения суда о взыскании процентов.

Кроме того, согласно п. 1 ст. 126 Федерального закона N 127-ФЗ с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства прекращается начисление неустоек (штрафов, пеней), процентов и иных финансовых санкций по всем видам задолженности должника.

Таким образом, начисляемые в соответствии с Федеральным законом N 127-ФЗ проценты на сумму требований конкурсного кредитора подлежат учету для целей налогообложения прибыли в составе внереализационных доходов в соответствии с п. 6 ст. 250 НК РФ.

Что касается даты, с которой начинают учитываться в доходах для целей налогообложения вышеуказанные проценты, то такой датой признается дата открытия конкурсного производства (абз. 4 п. 2.1 ст. 126 Федерального закона N 127-ФЗ).

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА Р! Ф от 1 февраля 2011 г. N 03-03-06/1/50

Вопрос:

ООО приобретает материалы и оприходует их на основании накладных по форме N ТОРГ-12 "Товарная накладная", утвержденной Постановлением Госкомстата России от 25.12.1998 N 132, содержащих все обязательные реквизиты, либо на основании товарных чеков при приобретении материалов за наличный расчет по авансовому отчету.

Закупки в основном разовые, без договоров поставки с поставщиками, либо в договорах поставки у ООО отсутствует обязанность по доставке груза. Но в любом случае ООО не является заказчиком перевозки грузов.

В дальнейшем материалы, оприходованные в соответствии с товарными накладными по форме N ТОРГ-12 и товарными чеками, списываются на производственные нужды организации.

Является ли товарно-транспортная накладная (форма N 1-Т) необходимым документом для подтверждения факта приобретения материалов и, следовательно, для признания расходов на их приобретение в целях исчисления налога на прибыль?

Ответ:

В соответствии со ст. 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). Расходами при! знаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Согласно абз. 1 ст. 313 Кодекса налогоплательщики исчисляют налоговую базу по итогам каждого отчетного (налогового) периода на основе данных налогового учета.

Налоговый учет - система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным Кодексом.

При этом товарно-транспортная накладная (форма N 1-Т) относится к первичным документам по учету движения товаров.

Согласно Постановлению Госкомстата России от 28.11.1997 N 78 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работы строительных машин и механизмов, работ в автомобильном транспорте" товарно-транспортная накладная предназначена для учета движения товарно- материальных ценностей и расчетов за их перевозки автомобильным транспортом.

Тов арно-транспортная накладная состоит из двух разделов, при этом товарны! й раздел накладной определяет взаимоотношения грузоотправителей и грузополучателей и служит для списания товарно- материальных ценностей у грузоотправителей и оприходования их у грузополучателей.

Постановлением Госкомстата России от 25.12.1998 N 132 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету торговых операций" утверждена товарная накладная (форма N ТОРГ-12), она относится к первичной учетной документации по учету торговых операций и применяется для оформления продажи (отпуска) товарно-материальных ценностей сторонней организации.

Товарная накладная составляется в двух экземплярах, первый экземпляр остается у организации, сдающей товарно-материальные ценности, являясь основанием для их списания. Второй экземпляр передается сторонней организации и является основанием для оприходования этих ценностей.

Таким образом, если организация-покупатель не оплачивает транспортировку товаров, то для оприходования и отражения в учете ! стоимости приобретенных товаров может служить оформленная товарно- тран спортная накладная (форма N 1-Т) либо товарная накладная (форма N ТОРГ-12).

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 31 января 2011 г. N 03-03-06/1/42

Вопрос:

Вправе ли организация с 1 января 2011 г. применять предельную величину процентов, учитываемых в расходах при исчислении налога на прибыль, в размере 15% по долговому обязательству в иностранной валюте, возникшему в 2007 г. перед российской кредитной организацией?

При этом у организации отсутствуют иные долговые обязательства перед российскими организациями, выданные в иностранной валюте.

Ответ:

В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 265 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) к внереализационным расходам относятся, в частности, расходы в виде процентов по долговым обязательствам любого вида, в том числе процентов, начисленных по ценным бумагам и иным обязательствам, выпущенным (эмитированным) налогопл! ательщиком с учетом особенностей, предусмотренных ст. 269 Кодекса.

Федеральным законом от 27.07.2010 N 229-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с урегулированием задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов и некоторых иных вопросов налогового администрирования" (далее - Закон N 229-ФЗ) внесены изменения в п. 1 ст. 269 Кодекса.

Так, согласно п. 1.1 ст. 269 Кодекса (в ред. Закона N 229-ФЗ) при отсутствии долговых обязательств перед российскими организациями, выданных в том же квартале на сопоставимых условиях, а также по выбору налогоплательщика предельная величина процентов, признаваемых расходом (включая проценты и суммовые разницы по обязательствам, выраженным в условных денежных единицах по установ! ленному соглашением сторон курсу условных денежных единиц), принимается:

с 1 января по 31 декабря 2010 г. включительно - равной ставке процента, установленной соглашением сторон, но не превышающей ставку рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, увеличенную в 1,8 раза, при оформлении долгового обязательства в рублях и равной 15% - по долговым обязательствам в иностранной валюте, если иное не предусмотрено указанным пунктом;

с 1 января 2011 г. по 31 декабря 2012 г. включительно - равной ставке процента, установленной соглашением сторон, но не превышающей ставку рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, увеличенную в 1,8 раза, при оформлении долгового обязательства в рублях и равной произведению ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации и коэффициента 0,8 - по долговым обязательствам в иностранной валюте.

В отношении расходов в виде процентов по долговым обязательствам, возникшим до 1 ноября 2009 г., пр и отсутствии долговых обязательств перед российскими организациями, вы! данных в том же квартале на сопоставимых условиях, а также по выбору налогоплательщика предельная величина процентов, признаваемых расходом (включая проценты и суммовые разницы по обязательствам, выраженным в условных денежных единицах по установленному соглашением сторон курсу условных денежных единиц), с 1 января по 30 июня 2010 г. включительно по долговым обязательствам в иностранной валюте принимается равной 15% (абз. 4 п. 1.1 ст. 269 Кодекса).

Таким образом, предельная величина процентов, учитываемых в расходах, в отношении долговых обязательств в иностранной валюте, возникших до 1 ноября 2009 г., при отсутствии долговых обязательств перед российскими организациями, выданных в том же квартале на сопоставимых условиях, определяется:

- в период с 1 января 2010 г. по 30 июня 2010 г. включительно - в специальном порядке (абз. 4 п. 1.1 ст. 269 Кодекса);

- с 1 июля 2010 г. - в общем порядке (абз. 2 и 3 п. 1.1 ст. 269 Кодекса).

Ее величина составля! ет:

- с 1 января 2010 г. по 30 июня 2010 г. включительно - 15%;< /p>

- с 1 июля 2010 г. по 31 декабря 2010 г. включительно - 15%;

- с 1 января 2011 г. по 31 декабря 2012 г. включительно - произведение ставки рефинансирования Центрального банка РФ и коэффициента 0,8.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 31 января 2011 г. N 03-03-06/1/44

Вопрос:

В соответствии с положениями ст. 153 ТК РФ организация оплачивает работникам дни нахождения в пути, приходящиеся на выходные (праздничные) дни, в случае направления работников в командировки. Подлежат ли учету в составе расходов на оплату труда в целях исчисления налога на прибыль затраты, связанные с выплатой компенсации работникам за дни отъезда в командировку и дни прибытия из командировки, приходящиеся на выходные (праздничные) дни?

Ответ:

Согласно ст. 166 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) служебная командировка - поездка работника по распоряжению работодателя! на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы.

В соответствии со ст. 167 ТК РФ при направлении работника в служебную командировку ему гарантируются сохранение места работы (должности) и среднего заработка, а также возмещение расходов, связанных со служебной командировкой. При этом особенности направления работников в служебные командировки устанавливаются в порядке, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 13.10.2008 N 749 "Об особенностях направления работников в служебные командировки". В п. 5 указанного Положения сказано, что оплата труда работника в случае привлечения его к работе в выходные или нерабочие праздничные дни производится в соответствии с трудовым законодательством РФ. Порядок оплаты труда в выходные и нерабочие праздничные дни установлен ст. 153 ТК РФ.

На основании п. 4 Положения начало и конец командировки определены как день выезда в командировку и день приезда из командировки. Соответственно, д! ни отъезда, приезда, а также дни нахождения в пути относятся к периоду командировки.

В целях гл. 25 "Налог на прибыль организаций" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 Кодекса).

В соответствии с п. 1 ст. 252 Кодекса расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком, при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Статьей 255 Кодекса в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодат ельства Российской Федерации, трудовыми договорами (контрактами) и (ил! и) коллективными договорами.

Пунктом 3 ст. 255 Кодекса установлено, что к расходам на оплату труда в целях налогообложения прибыли организаций относятся, в частности, начисления стимулирующего и (или) компенсирующего характера, связанные с режимом работы и условиями труда, в том числе надбавки к тарифным ставкам и окладам за работу в ночное время, работу в многосменном режиме, за совмещение профессий, расширение зон обслуживания, за работу в тяжелых, вредных, особо вредных условиях труда, за сверхурочную работу и работу в выходные и праздничные дни, производимые в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, с учетом положений ст. 153 ТК РФ затраты, связанные с выплатой компенсации работникам за дни отъезда в командировку и дни прибытия из командировки, приходящиеся на выходные (праздничные) дни, могут быть учтены в составе расходов на оплату труда на основании п. 3 ст. 255 Кодекса при условии их соответствия критериям, установленным п! . 1 ст. 252 Кодекса.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 31 января 2011 г. N 03-03-06/1/41

Вопрос:

ООО является крупной торговой организацией, осуществляющей продажи кондитерской продукции торговым предприятиям на всей территории РФ. Часть такой продукции к моменту истечения срока годности оказывается нереализованной. В соответствии с Законом РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" продажа товаров по истечении установленного срока годности запрещена.

Истечение срока годности продукции является объективным следствием ведения предпринимательской деятельности, связанной с торговлей пищевыми продуктами.

Согласно положениям Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" некачественные и опасные пищевые продукты, признаваемые таковыми в соответствии с п. 2 ст. 3 данного Закона, подлежат изъятию, уничтожению или утилизации (ст. ст. 24, 25 Закона N 29-ФЗ).

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.09.1997 N 1! 263 "Об утверждении Положения о проведении экспертизы некачественных и опасных продовольственного сырья и пищевых продуктов, их использовании или уничтожении" пищевая продукция с истекшим сроком годности признается некачественной и опасной и подлежит экспертизе с целью определения возможности ее дальнейшего использования.

В то же время в соответствии с позицией Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека продукция с истекшим сроком реализации не подлежит санитарно- гигиенической экспертизе, так как заведомо является недоброкачественной.

Продукция, подлежащая утилизации (уничтожению), передается ООО специализированной организации, с которой заключен соответствующий договор на проведение утилизации. Передача оформляется документально в полном соответствии с требованиями законодательства РФ.

Могут ли расходы в виде стоимости утилизируемых кондитерских изделий с истекшим сроком годности и расходы на их утилизацию (! уничтожение) быть учтены для целей исчисления налога на прибыль при условии, что данные расходы произведены в рамках предпринимательской деятельности и подтверждены документально?

Ответ:

На основании п. 1 ст. 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно п. 4 ст. 5 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон N 2300-1) на продукты питания изготовитель (исполнитель) обязан устанавливать срок годности - период, по истечении которого товар считается неприго! дным для использования по назначению. В силу п. 5 ст. 5 Закона N 2300-1 продажа товара по истечении установленного срока годности запрещается.

Постановлением Госкомсанэпиднадзора России от 25.09.1996 N 20 для предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности утверждены Санитарные правила и нормы производства хлеба, хлебобулочных и кондитерских изделий СанПиН 2.3.4.545-96 (далее - Санитарные правила).

Согласно п. 3.1.1 Санитарных правил установленные в них правила и нормы определяют гигиенические требования к устройству, оборудованию и содержанию всех предприятий, цехов, участков, вырабатывающих хлеб, хлебобулочные и кондитерские (без крема и с кремом) изделия, независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, а также требования к режиму производства, хранения, реализации, качеству хлеба, хлебобулочных и кондитерских изделий.

На основании п. 3.11.8 Санитарных правил хлеб и хлебобулочные изделия по истечении сроков продажи подлежат изъя! тию из торгового зала и возвращаются поставщику как черствые.

Та кже в соответствии с положениями Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" (далее - Закон N 29-ФЗ) некачественные и опасные пищевые продукты, признаваемые таковыми в соответствии с п. 2 ст. 3 указанного Закона, подлежат изъятию, уничтожению или утилизации (ст. ст. 24, 25 Закона N 29-ФЗ).

В п. 2 ст. 3 Закона N 29-ФЗ указано, что не могут находиться в обороте пищевые продукты, материалы и изделия, которые, в частности, не имеют установленных сроков годности (для пищевых продуктов, материалов и изделий, в отношении которых установление сроков годности является обязательным) или сроки годности которых истекли.

Таким образом, существующее нормативное правовое регулирование отношений в сфере оборота хлебобулочной и кондитерской продукции обязывает поставщиков (производителей) утилизировать хлеб, хлебобулочные и кондитерские изделия с истекшим сроком годности путем переработки или уничтожения.

Учитывая изложенное, р! асходы в виде стоимости кондитерских изделий с истекшим сроком годности, а также расходы, связанные с уничтожением такой продукции, могут быть учтены для целей налогообложения прибыли при условии, что данные расходы произведены в рамках предпринимательской деятельности и документально подтверждены надлежащим образом.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 24 декабря 2010 г. N 03-03-06/1/805

Вопрос:

Банк-брокер является налоговым агентом в отношении доходов физических лиц, полученных от операций с ценными бумагами и финансовыми инструментами срочных сделок (далее - ФИСС).

В соответствии с п. 18 ст. 214.1 НК РФ в редакции, действующей с 01.01.2011, налоговый агент исчисляет, удерживает и перечисляет удержанный у налогоплательщика налог не позднее одного месяца с даты окончания налогового периода. Налоговый агент обязан удерживать исчисленную сумму налога из рублевых денежных средств налогоплательщика, находящихся в р! аспоряжении налогового агента на брокерских счетах, специальных брокерских счетах, специальных клиентских счетах, специальных депозитарных счетах, а также на банковских счетах налогового агента - доверительного управляющего, используемых указанным управляющим для обособленного хранения денежных средств учредителей управления, исходя из остатка рублевых денежных средств клиента на соответствующих счетах, сформировавшегося на дату удержания налога.

Исходя из изложенного налоговый агент самостоятельно, в пределах одного месяца с даты окончания налогового периода, может определять дату расчета и удержания НДФЛ со счетов физических лиц - клиентов банка по доходам, полученным по операциям с ценными бумагами и ФИСС, то есть в случае когда, налоговый агент фиксирует дату расчета НДФЛ по указанным доходам клиентов и дату удержания НДФЛ со счетов клиентов во внутренних регламентах банка, удержание НДФЛ производится исходя из остатка рублевых денежных средств клиента на установл енную дату удержания НДФЛ. Контроль за наличием денежных средств на сч! етах клиента в другие даты налоговым агентом в этом случае не производится.

Правомерна ли позиция банка?

Ответ:

Согласно абз. 8 п. 18 ст. 214.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налоговый агент исчисляет, удерживает и перечисляет удержанный у налогоплательщика налог не позднее одного месяца с даты окончания налогового периода, с даты истечения срока действия последнего договора, заключенного налогоплательщиком с налоговым агентом, при наличии которого последний осуществляет исчисление суммы налога, или с даты выплаты денежных средств (передачи ценных бумаг). Налоговый агент обязан удерживать исчисленную сумму налога из рублевых денежных средств налогоплательщика, находящихся в распоряжении налогового агента на брокерских счетах, специальных брокерских счетах, специальных клиентских счетах, специальных депозитарных счетах, а также на банковских счетах налогового агента - доверительного управляю! щего, используемых указанным управляющим для обособленного хранения ден ежных средств учредителей управления, исходя из остатка рублевых денежных средств клиента на соответствующих счетах, сформировавшегося на дату удержания налога.

Из вышеизложенного следует, что исчисление, удержание и перечисление сумм налога должны быть завершены налоговым агентом в течение одного месяца с даты окончания налогового периода, с даты истечения срока действия последнего договора или с даты выплаты денежных средств (передачи ценных бумаг) при наличии в любом из дней этого месяца денежных средств налогоплательщика, находящихся в распоряжении налогового агента на соответствующих счетах.

Возможность фиксации налоговым агентом в течение вышеуказанного месяца определенной даты или срока исчисления, удержания и перечисления налога п. 18 ст. 214.1 Кодекса не предусмотрена.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 18 февраля 2011 г. N 03-04-06/4-33

Вопрос:

В соответствии с п. 3 ст. 213 НК РФ при определении! налоговой базы учитываются суммы страховых взносов, если указанные суммы вносятся за физических лиц из средств работодателей либо из средств организаций или индивидуальных предпринимателей, не являющихся работодателями в отношении тех физических лиц, за которых они вносят страховые взносы, за исключением случаев, когда страхование физических лиц производится по договорам обязательного страхования, договорам добровольного личного страхования или договорам добровольного пенсионного страхования.

При этом согласно п. 28 ст. 217 НК РФ не облагаются НДФЛ доходы, не превышающие 4000 руб., полученные физическими лицами в виде подарков от организаций.

Банком, с целью продвижения на рынке банковских услуг и повышения лояльности клиентов, рассматривается возможность предоставления нового вида услуг - при заключении договора на выпуск (перевыпуск) пластиковых карт в качестве бонуса (подарка) банк страхует в том числе и риски клиента, связанные с несанкционированным испол! ьзованием карты, гражданской ответственностью клиента, невыездом за границу и т.п. Для реализации данной услуги банк планирует заключать договоры со страховой компанией, по которым выгодоприобретателями будут выступать клиенты - физические лица. Страховая премия будет выплачиваться за счет средств банка. В результате у физического лица возникает доход в размере уплаченной за него банком страховой премии. Размер данной премии, как правило, не превышает 4000 руб.

Поскольку НК РФ не определяет понятия "подарок", данный термин в силу п. 1 ст. 11 НК РФ должен применяться в соответствии с нормами гражданского законодательства.

Пунктом 1 ст. 572 ГК РФ установлено, что по договору дарения одна сторона (даритель) безвозмездно передает или обязуется передать другой стороне (одаряемому) вещь в собственность либо имущественное право (требование) к себе или к третьему лицу либо освобождает или обязуется освободить ее от имущественной обязанности перед собой или перед третьи м лицом.

Учитывая изложенное, при оказании указанных услуг банк! передает клиентам-физлицам имущественные права к страховой компании, которые возникают при определенных обстоятельствах. В соответствии с гражданским законодательством действия банка могут быть квалифицированы как подарок клиенту, что позволяет в целях исчисления НДФЛ применить в данной ситуации нормы ст. 217 НК РФ. Правомерна ли позиция банка?

Ответ:

В соответствии с п. 28 ст. 217 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) не подлежит налогообложению налогом на доходы физических лиц стоимость подарков, полученных налогоплательщиками от организаций или индивидуальных предпринимателей, не превышающая 4000 руб.

Согласно п. 1 ст. 572 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) по договору дарения одна сторона (даритель) безвозмездно передает или обязуется передать другой стороне (одаряемому) вещь в собственность либо имущественное право (требование) к себе или к третьему лицу л! ибо освобождает или обязуется освободить ее от имущественной обязанност и перед собой или перед третьим лицом.

На основании п. 1 ст. 929 Гражданского кодекса по договору имущественного страхования одна сторона (страховщик) обязуется за обусловленную договором плату (страховую премию) при наступлении предусмотренного в договоре события (страхового случая) возместить другой стороне (страхователю) или иному лицу, в пользу которого заключен договор (выгодоприобретателю), причиненные вследствие этого события убытки в застрахованном имуществе либо убытки в связи с иными имущественными интересами страхователя (выплатить страховое возмещение) в пределах определенной договором суммы (страховой суммы).

Договор имущественного страхования не предусматривает передачи имущественного права или вещи в собственность и не освобождает выгодоприобретателя по данному договору от какой-либо имущественной обязанности.

Таким образом, страховые взносы, уплачиваемые банком по договорам имущественного страхования клиентов - физических лиц, подлежат на! логообложению у данных физических лиц в полном объеме.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 9 февраля 2011 г. N 03-04-06/10-21



Все права защищены © 2011 ЗАО "Консультант Плюс"
тел. +7(495)956-8283, +7(495)787-9292
mailto:contact@consultant.ru
http://www.consultant.ru/

Выпуски за другие дни

Информация предоставлена компанией "Консультант Плюс", являющейся разработчиком одноименных справочных правовых систем. Общероссийская Сеть распространения правовой информации КонсультантПлюс объединяет 300 региональных информационных центров, которые занимаются поставкой систем и передачей информации пользователям в 150 городах России. На специализированном правовом сервере: http://www.consultant.ru/ можно получить бесплатный доступ к большому массиву актуальной справочной правовой информации, а также узнать подробнее о программных продуктах и услугах Сети КонсультантПлюс, о ее структуре и деятельности, скачать демонстрационные версии профессиональных систем.


В избранное