Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

КонсультантПлюс: Вопросы и Ответы Выпуск от 28.01.2011


Вопросы и ответы

КонсультантПлюс Консультации по бухучету и налогообложению
Выпуск от 28.01.2011

Обзоры законодательства | Интернет-версия КонсультантПлюс | Финансовые консультации | Подписаться

 КонсультантПлюс: "горячие" документы

Приказ ФСТ РФ от 31.12.2010 N 655-э "Об определении категорий потребителей, которые приравнены к населению и которым электрическая энергия (мощность) поставляется по регулируемым ценам (тарифам)"


Подборка по материалам информационного банка "Финансист" системы КонсультантПлюс. Составитель Каширская Е.В.

Вопрос:

Организация (ООО), производящая и реализующая сельхозпродукцию и продукцию ее переработки, применяет ставку 0% по налогу на прибыль (согласно ст. 2.1 Федерального закона от 06.08.2001 N 110-ФЗ). При этом ООО отвечает критериям сельхозтоваропроизводителя, предусмотренным п. 2 и пп. 1 п. 2.1 ст. 346.2 НК РФ. Подлежит ли включению в расчет для целей исчисления налога на прибыль (при определении удельного веса выручки от реализации сельхозпродукции и продукции ее переработки) доход от реализации имущественных прав (от уступки прав требования и продажи доли в уставном капитале другой организации)?

Ответ:

В соответствии со ст. 2.1 Федерального закона от 06.08.2001 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими ! силу отдельных актов (положений актов) законодательства Российской Федерации о налогах и сборах" в 2004 - 2012 гг. налоговая ставка по налогу на прибыль организаций для сельскохозяйственных товаропроизводителей, не перешедших на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог), по деятельности, связанной с реализацией произведенной ими сельскохозяйственной продукции, а также с реализацией произведенной и переработанной данными организациями собственной сельскохозяйственной продукции, устанавливается в размере 0 процентов.

При этом с 01.01.2008 по 31.12.2014 под сельскохозяйственными товаропроизводителями, не перешедшими на уплату единого сельскохозяйственного налога, понимаются сельскохозяйственные товаропроизводители, отвечающие критериям, предусмотренным п. 2 и пп. 1 п. 2.1 ст. 346.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).

Пунктом 2 ст. 346.2 НК РФ установлено, что сельскохозяйственным! и товаропроизводителями признаются, в частности, организации, производящие сельскохозяйственную продукцию, осуществляющие ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) и реализующие эту продукцию, при условии, что в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) таких организаций доля дохода от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции, включая продукцию ее первичной переработки, произведенную ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства, составляет не менее 70 процентов.

Учитывая, что в вышеприведенной норме при определении доли дохода от реализации сельскохозяйственной продукции в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) не поименованы доходы от реализации имущественных прав, то доходы от уступки прав требования и продажи участником своей доли в уставном капитале другого общества не учитываются при определении доли доходов от реализации сельскохозяйственной продукц ии, включая продукцию ее первичной переработки, произведенную ими из с! ельскохозяйственного сырья собственного производства, в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг).

Исходя из этого при определении статуса сельскохозяйственного товаропроизводителя для целей исчисления налога на прибыль организаций доходы от уступки прав требования и продажи участником своей доли в уставном капитале другого общества в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) не учитываются.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 22 декабря 2010 г. N 03-11-06/1/27

Вопрос:

В рамках реализации положений Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" организация-заказчик, которая получила целевые средства из федерального бюджета на капитальный ремонт жилых домов, заключила с организацией-подрядчиком договор на проведение этих работ. Подрядчик применяет УСН (объект налогообложения - доходы).

В связи с тем что сроки для выполнения раб! от были ограничены, подрядчик привлек к данным работам субподрядчика. П олученную от заказчика сумму подрядчик перечислил на расчетный счет субподрядчика. Субподрядчик, также применяющий УСН (объект налогообложения - доходы), выполнил эти работы и уплатил соответствующую сумму налога в бюджет.

Должна ли организация-подрядчик при исчислении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, учесть денежные средства, перечисленные на расчетный счет субподрядчика?

Ответ:

Согласно п. 1 ст. 702 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.

В соответствии с п. 1 ст. 706 ГК РФ, если из закона или договора подряда не вытекает обязанность подрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу лично, подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обяза! тельств других лиц (субподрядчиков). В этом случае подрядчик выступает в роли генерального подрядчика.

Генеральный подрядчик несет перед заказчиком ответственность за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств субподрядчиком в соответствии с правилами п. 1 ст. 313 и ст. 403 ГК РФ, а перед субподрядчиком - ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств по договору подряда.

Следовательно, генподрядчик несет перед заказчиком ответственность за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств субподрядчиком.

Согласно п. 1 ст. 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при применении организацией упрощенной системы налогообложения в составе доходов учитываются доходы от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со ст. ст. 249 и 250 Кодекса.

В соответствии с п. 2 ст. 249 Кодекса выручка ! от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах.

Таким образом, доходом организации-генподрядчика является вся сумма выручки, полученная от заказчика за выполненные по договору подряда работы, и при исчислении налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, данная выручка учитывается в полном объеме в составе доходов.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 20 декабря 2010 г. N 03-11-06/2/190

Вопрос:

В соответствии с трудовым договором в целях повышения квалификации организация направляет работника для обучения в Великобританию. В соответствии со ст. 187 Трудового кодекса Российской Федерации на время обучения за работником сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата. Работник находится на обучении за пределами РФ более 183 дней в течение 2010 г., в связи с чем не признается налоговым резидент! ом в указанном налоговом периоде (п. 2 ст. 207 Налогового кодекса Российской Федерации).

К какому виду доходов в целях НДФЛ относятся сохраняемая за работником на время обучения средняя заработная плата и суммы возмещения командировочных расходов, выплачиваемые работнику в соответствии со ст. 187 ТК РФ: к доходам от источников в РФ или к доходам, полученным от источников за пределами РФ?

Ответ:

Подпунктом 6 п. 3 ст. 208 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) определено, что вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей, выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия за пределами Российской Федерации для целей налогообложения относится к доходам, полученным от источников за пределами Российской Федерации.

В соответствии со ст. 187 Трудового кодекса Российской Федерации при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохран! яются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Работникам, направляемым для повышения квалификации с отрывом от работы в другую местность, производится оплата командировочных расходов в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки.

Суммы сохраняемой работнику средней заработной платы, а также суммы возмещения его расходов, производимого на основании указанной нормы, не являются вознаграждением за выполнение трудовых обязанностей за пределами Российской Федерации. Соответственно, к указанным выплатам норма пп. 6 п. 3 ст. 208 Кодекса не применяется.

Суммы средней заработной платы, сохраняемой работнику при его направлении работодателем для повышения квалификации с отрывом от работы в другую местность, а также суммы возмещения его расходов, производимого на основании ст. 187 Трудового кодекса Российской Федерации, относятся к доходам от источников в Российской Федерации, поскольку, не являясь вознаграждением за выполнение трудовых обязанностей, выплачив! аются российской организацией.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 17 декабря 2010 г. N 03-04-06/6-310

Вопрос:

Вправе ли организация при исчислении налога на прибыль учесть сумму выходного пособия, выплачиваемого работнику при увольнении в соответствии со ст. 78 ТК РФ (по соглашению сторон), в случае если размер такой выплаты оговорен только в соглашении о прекращении трудового договора?

Ответ:

В соответствии с п. 1 ст. 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в целях гл. 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ).

Расходы на оплату труда, уменьшающие налоговую базу по налогу на прибыль, определены ст. 255 НК РФ, согласно которой в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в дене! жной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства Российской Федерации, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.

Согласно ст. 78 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) трудовой договор может быть в любое время расторгнут по соглашению сторон трудового договора.

Порядок выплаты выходных пособий определен ст. 178 ТК РФ.

В соответствии с ч. 1 ст. 178 ТК РФ при расторжении трудового договора в связи с ликвидацией организации (п. 1 ст. 81 ТК РФ) либо сокращением численности или штата работников организации (п. 2 ст. 81 ТК РФ) увольняемому работнику выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка.

Кроме того, в случае расторжения трудового договора по осно ваниям, указанным в ч. 3 ст. 178 ТК РФ, выходное пособие выплачивается! работникам в размере двухнедельного среднего заработка.

Вместе с тем на основании вышеуказанной статьи трудовым договором или коллективным договором могут предусматриваться другие случаи выплаты выходных пособий, а также устанавливаться повышенные размеры выходных пособий.

При этом согласно ч. 3 ст. 57 ТК РФ, если при заключении трудового договора в него не были включены какие-либо условия, эти условия могут быть определены отдельным приложением к трудовому договору либо отдельным соглашением сторон, заключаемым в письменной форме, которые являются неотъемлемой частью трудового договора.

Учитывая изложенное, расходы по выплате выходного пособия работнику при расторжении с ним трудового договора на основании соглашения о прекращении трудового договора, которое является неотъемлемой частью трудового договора, учитываются в составе расходов, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль организаций.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 16 декабря 201! 0 г. N 03-03-06/1/787

Вопрос:

Согласно п. 9 ст. 217 НК РФ не подлежат налогообложению НДФЛ (освобождаются от налогообложения) суммы полной или частичной компенсации (оплаты) работодателями бывшим своим работникам, уволившимся в связи с выходом на пенсию по инвалидности или по старости, стоимости приобретаемых путевок, за исключением туристских, на основании которых указанным лицам оказываются услуги санаторно-курортными и оздоровительными организациями, находящимися на территории РФ, предоставляемые:

за счет средств организаций (индивидуальных предпринимателей), если расходы по такой компенсации (оплате) в соответствии с НК РФ не отнесены к расходам, учитываемым при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций;

за счет средств бюджетов бюджетной системы РФ;

за счет средств, получаемых от деятельности, в отношении которой организации (индивидуальные предприниматели) применяют специальные налоговые режимы.

При этом ст. 32 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-! 1 "О занятости населения в Российской Федерации" оговорена возможность досрочного выхода на пенсию граждан, уволенных в связи с сокращением численности работников организации.

Учитывая изложенное, возможно ли применение положений п. 9 ст. 217 НК РФ к бывшим работникам ОАО, уволенным в связи с сокращением численности (штата) и имеющим право досрочного выхода на пенсию?

Ответ:

Согласно п. 9 ст. 217 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) к доходам, освобождаемым от обложения налогом на доходы физических лиц, относятся суммы полной или частичной компенсации (оплаты) работодателями своим работникам и (или) членам их семей, бывшим своим работникам, уволившимся в связи с выходом на пенсию по инвалидности или по старости, инвалидам, не работающим в данной организации, стоимости приобретаемых путевок, за исключением туристских, на основании которых указанным лицам оказываются услуги санаторно-курортными и о! здоровительными организациями, находящимися на территории Российской Федерации.

В соответствии с п. 2 ст. 32 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" по предложению органов службы занятости при отсутствии возможности для трудоустройства безработным гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата работников организации, с их согласия может назначаться пенсия на период до наступления возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую трудовую пенсию по старости, но не ранее чем за два года до наступления соответствующего возраста.

Назначение бывшим работникам организации пенсии на период до наступления возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости, не означает, что данные лица выходили на пенсию по инвалидности или по старости.

Соответственно, к доходам безработных лиц, которым назначена пенсия на период до насту пления возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости, в том ч! исле досрочно назначаемую трудовую пенсию по старости, указанная норма п. 9 ст. 217 Кодекса не применяется.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 15 декабря 2010 г. N 03-04-06/6-301

Вопрос:

Организация является региональным представителем российского производителя наборов реагентов для проведения медицинских лабораторных исследований и поставляет указанную продукцию в клинико-диагностические лаборатории.

В целях ознакомления потенциальных покупателей с реализуемой продукцией и продвижения новых видов продукции организация планирует бесплатно передавать образцы продукции клиентам, включая тех, кто уже использует указанную продукцию.

Может ли организация учесть в составе расходов по налогу на прибыль затраты на приобретение пробных образцов у производителя?

Подпадает ли под определение рекламы для целей налога на прибыль безвозмездная передача образцов продукции медицинским организациям, не являющимся ! покупателями указанной продукции?

Ответ:

В соответствии с пп. 28 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) для целей налогообложения прибыли в состав прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией, включаются расходы на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), деятельности налогоплательщика, товарного знака и знака обслуживания, включая участие в выставках и ярмарках, с учетом положений п. 4 ст. 264 Кодекса.

Согласно п. 4 ст. 264 Кодекса к расходам организации на рекламу в целях гл. 25 Кодекса относятся:

- расходы на рекламные мероприятия через средства массовой информации (в том числе объявления в печати, передача по радио и телевидению) и телекоммуникационные сети;

- расходы на световую и иную наружную рекламу, включая изготовление рекламных стендов и рекламных щитов;

- расходы на участие в выставках, ярмарках, экспозициях, на оформление витрин, выставок-продаж, комнат образцов и д! емонстрационных залов, изготовление рекламных брошюр и каталогов, содержащих информацию о реализуемых товарах, выполняемых работах, оказываемых услугах, товарных знаках и знаках обслуживания и (или) о самой организации, на уценку товаров, полностью или частично потерявших свои первоначальные качества при экспонировании.

В соответствии со ст. 11 Кодекса институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено Кодексом.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

И! з вопроса следует, что образцы продукции передаются определенному кругу лиц - потенциальным покупателям с целью возможного впоследствии заключения договора поставки, поэтому затраты на производство образцов продукции не относятся к рекламным расходам.

Таким образом, в соответствии с п. 16 ст. 270 Кодекса при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются расходы в виде стоимости безвозмездно переданного имущества (работ, услуг, имущественных прав) и расходов, связанных с такой передачей.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 15 декабря 2010 г. N 03-03-06/1/777

Вопрос:

На балансе сельскохозяйственного предприятия (колхоза) имеются автомашины, которые одновременно используются в деятельности, подпадающей под ЕСХН и под ЕНВД. Сельскохозяйственное предприятие осуществляет раздельный учет доходов и расходов от деятельности, подпадающей под ЕСХН и под ЕНВД. Каков порядок учета расходов в виде сумм транспо ртного налога в указанной ситуации?

Ответ:

Согласно п. 7 ст. 346.26 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщики, осуществляющие наряду с предпринимательской деятельностью, подлежащей налогообложению единым налогом на вмененный доход, иные виды предпринимательской деятельности, обязаны вести раздельный учет имущества, обязательств и хозяйственных операций в отношении предпринимательской деятельности, подлежащей налогообложению единым налогом, и предпринимательской деятельности, в отношении которой налогоплательщики уплачивают налоги в соответствии с иным режимом налогообложения. При этом учет имущества, обязательств и хозяйственных операций в отношении видов предпринимательской деятельности, подлежащих налогообложению единым налогом на вмененный доход, осуществляется налогоплательщиками в общеустановленном порядке.

Налогоплательщики, осуществляющие наряду с предпринимательской деятельностью, подлежащей налогообложению единым налогом на вмененный доход, ин! ые виды предпринимательской деятельности, исчисляют и уплачивают налоги и сборы в отношении данных видов деятельности в соответствии с иными режимами налогообложения, предусмотренными Кодексом.

В соответствии с п. 10 ст. 346.6 Кодекса налогоплательщики, переведенные по отдельным видам деятельности на уплату единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности в соответствии с гл. 26.3 Кодекса, ведут раздельный учет доходов и расходов по разным специальным налоговым режимам. В случае невозможности разделения расходов при исчислении налоговой базы по налогам, исчисляемым по разным специальным налоговым режимам, эти расходы распределяются пропорционально долям доходов в общем объеме доходов, полученных при применении указанных специальных налоговых режимов.

При исчислении единого сельскохозяйственного налога налогоплательщик уменьшает полученные доходы согласно пп. 23 п. 2 ст. 346.5 Кодекса на суммы налогов и сборов, уплачиваемых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Таким об! разом, расходы на уплату транспортного налога учитываются при определении налоговой базы по единому сельскохозяйственному налогу и распределяются между указанными видами деятельности в соответствии с п. 10 ст. 346.6 Кодекса.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 14 декабря 2010 г. N 03-11-06/3/26

Вопрос:

ООО была получена лицензия на розничную продажу алкогольной продукции сроком на 5 лет - с 22.06.2006 по 21.06.2011. Лицензионный сбор за выдачу лицензии на розничную продажу алкогольной продукции был установлен в размере 25 000 руб. Лицензионный сбор уплачивался ООО с ежегодной равномерной оплатой части стоимости лицензионного сбора. Ежегодная часть стоимости лицензионного сбора равнялась сумме лицензионного сбора, пропорционально поделенной на срок действия лицензии, выраженный в годах, т.е. по 5000 руб. ежегодно.

Федеральным законом от 27.12.2009 N 374-ФЗ лицензионный сбор упразднялся и в гл. 25.3 НК РФ добавлял! ась госпошлина за предоставление лицензии на розничную продажу алкогольной продукции - 40 000 руб. за каждый год срока действия лицензии (пп. 94 п. 1 ст. 333.33 НК РФ). Федеральный закон от 27.12.2009 N 374-ФЗ вступил в силу с 29 января 2010 г.

На момент вступления в силу Федерального закона от 27.12.2009 N 374-ФЗ ООО был уплачен лицензионный сбор за предыдущие четыре года и последний платеж предполагался до 21 июня 2010 г. за период действия лицензии 22.06.2010 - 21.06.2011, который был также своевременно уплачен в июне 2010 г.

Распространяются ли положения пп. 94 п. 1 ст. 333.33 НК РФ на лиц, получивших лицензию на розничную продажу алкогольной продукции до вступления в силу Федерального закона от 27.12.2009 N 374-ФЗ?

Какой платеж должен уплачиваться ООО с 29.01.2010 и до истечения срока действия ранее выданной лицензии - ранее установленный лицензионный сбор или государственная пошлина?

Ответ:

Статье й 2 Федерального закона от 27.12.2009 N 374-ФЗ "О внесении изменений в! статью 45 и в главу 25.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившим силу Федерального закона "О сборах за выдачу лицензий на осуществление видов деятельности, связанных с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее - Федеральный закон N 374-ФЗ) были внесены изменения в гл. 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), согласно которым была предусмотрена уплата государственной пошлины за предоставление лицензии на розничную продажу алкогольной продукции в размере 40 000 руб. за каждый год срока действия лицензии вместо ранее взимавшегося сбора. Указанные изменения вступили в силу с 29 января 2010 г.

Федеральным законом N 374-ФЗ и Федеральным законом от 05.04.2010 N 41-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее -! Федеральный закон N 41-ФЗ) были внесены изменения в ст. 19 Федеральног о закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее - Федеральный закон N 171-ФЗ), предусматривающие, в частности, что за выдачу лицензий на осуществление розничной продажи алкогольной продукции, продление срока действия таких лицензий и их переоформление уплачивается государственная пошлина в размерах и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Согласно п. 10 ст. 18 Федерального закона N 171-ФЗ лицензии на розничную продажу алкогольной продукции выдаются субъектами Российской Федерации в установленном ими порядке с учетом положений данного Федерального закона N 171-ФЗ.

Федеральным законом N 374-ФЗ и Федеральным законом N 41-ФЗ переходных положений в связи с установлением уплаты государственной пошлины за предоставление лицензии на розничную продажу алкогольной продукции вместо ранее взимавшегося сбора не предусмот! рено.

Таким образом, действие положений Федерального закона N 374-ФЗ, предусматривающих уплату государственной пошлины за предоставление лицензии на розничную продажу алкогольной продукции, должно распространяться на организации, представившие в лицензирующий орган заявления о выдаче указанной лицензии начиная с 29 января 2010 г.

С учетом изложенного в отношении организаций, получивших лицензию на розничную продажу алкогольной продукции до 29 января 2010 г. и не уплативших в полном объеме сбор за выдачу лицензии на розничную продажу алкогольной продукции за весь период срока действия лицензии, обязанность по уплате государственной пошлины за предоставление указанной лицензии отсутствует.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 13 декабря 2010 г. N 03-05-05-03/53

Вопрос:

Основным видом деятельности ООО является оптовая торговля. Согласно учетной политике в целях налогового учета ООО в течение нескольких лет не! учитывало транспортные расходы на доставку покупных товаров до склада налогоплательщика при формировании стоимости приобретения товара, а распределяло их в порядке, изложенном в ст. 320 НК РФ, то есть сумма прямых расходов в части транспортных расходов, относящаяся к остаткам нереализованных товаров, определялась по среднему проценту за текущий месяц с учетом переходящего остатка на начало месяца.

С 2011 г. ООО изменяет учетную политику и будет применять другой порядок формирования стоимости товаров - формировать стоимость приобретения товаров с учетом расходов, связанных с приобретением этих товаров, в том числе транспортных расходов.

Однако по состоянию на 01.01.2011 на складе ООО будут числиться товары, стоимость приобретения которых определена на прежних условиях, соответственно, в налоговом учете числится остаток транспортных расходов, приходящихся на эти товары.

Допустимо ли для налогового учета распределить оставшиеся на 01.01.2011 транспортные р асходы, включив их в стоимость оставшихся на складе на 01.01.2011 нере! ализованных товаров, и с 2011 г. стоимость этих товаров учитывать при их реализации в соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 268 НК РФ в целях исчисления налога на прибыль?

Ответ:

Порядок определения расходов по торговым операциям установлен ст. 320 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).

На основании ст. 320 Кодекса суммы расходов на доставку (транспортные расходы) покупных товаров до склада налогоплательщика-покупателя, в случае если эти затраты не включены в цену приобретения этих товаров, относятся к прямым расходам.

Распределение понесенных прямых расходов в виде транспортных расходов, связанных с приобретением товаров (в случае если эти расходы не включены в цену приобретения этих товаров), осуществляется в порядке, изложенном в ст. 320 Кодекса.

При этом сумма прямых расходов в части транспортных расходов, относящаяся к остаткам нереализованных товаров, определяется по среднему проценту ! за текущий месяц с учетом переходящего остатка на начало месяца в следу ющем порядке:

1) определяется сумма прямых расходов, приходящихся на остаток нереализованных товаров на начало месяца и осуществленных в текущем месяце;

2) определяется стоимость приобретения товаров, реализованных в текущем месяце, и стоимость приобретения остатка нереализованных товаров на конец месяца;

3) рассчитывается средний процент как отношение суммы прямых расходов (п. 1 данной части) к стоимости товаров (п. 2 данной части);

4) определяется сумма прямых расходов, относящаяся к остатку нереализованных товаров, как произведение среднего процента и стоимости остатка товаров на конец месяца.

На основании абз. 5 ст. 313 Кодекса система налогового учета организуется налогоплательщиком самостоятельно, исходя из принципа последовательности применения норм и правил налогового учета, то есть применяется последовательно от одного налогового периода к другому. Порядок ведения налогового учета устанавливается налогоплательщиком в учетной полити! ке для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением) руководителя.

Из вопроса следует, что после изменения условий поставки приобретаемых товаров транспортные расходы подлежат включению в стоимость товаров. Однако при этом в налоговом учете общества будут числиться остатки транспортных расходов, приходящихся на ранее приобретенный товар, в цену приобретения которого не включены транспортные расходы.

Таким образом, организация в целях налогообложения прибыли может предусмотреть в налоговом учете обособленный порядок учета товаров, в стоимость которых включены транспортные расходы, и товаров, в стоимость которых данные расходы не включены. Указанный порядок должен быть установлен в учетной политике общества для целей налогообложения прибыли организаций.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 13 декабря 2010 г. N 03-03-06/1/771

Вопрос:

ООО в ходе своей хозяйственной деятельности з! аключает договоры о факторинговом обслуживании с организациями - поставщиками товаров, работ, услуг в соответствии с гл. 43 ГК РФ.

ООО предоставляет факторинговое финансирование своим клиентам (организациям-поставщикам) с параллельной уступкой прав денежных требований организаций-поставщиков к третьим лицам (дебиторам), возникающих из договоров поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг, предусматривающих отсрочку платежа, по следующей схеме: уступается номинал денежного требования по цене, равной номиналу денежного требования (100% за 100%).

Финансирование предоставляется в следующем порядке: выплата в размере 90% на дату уступки и 10% - после оплаты денежного требования дебитором. Окончание периода оказания факторинговой услуги совпадает с датой реализации права требования и окончательным расчетом по факторинговой сделке, т.е. на дату оплаты должником денежного требования и перечисления клиенту 10%.

За оказанные факторинговые услуги клиент упла чивает ООО вознаграждение.

В силу п. 3 ст. 279 НК РФ доход (выр! учка) от реализации финансовых услуг определяется как стоимость имущества, причитающегося налогоплательщику при последующей уступке права требования или прекращении соответствующего обязательства. При этом при определении налоговой базы налогоплательщик вправе уменьшить доход, полученный от реализации права требования, на сумму расходов по приобретению указанного права требования долга.

Пунктом 1 ст. 252 НК РФ установлено, что расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты.

Документальным подтверждением расходов по приобретению прав требования являются реестры с указанием реквизитов уступаемых прав, подтверждающие переход права от клиента фактору (ООО), а также платежные поручения в оплату уступки.

Оригиналы документов по уступаемым правам требования (накладные, счета-фактуры, акты выполненных работ) хранятся в бухгалтерских архивах клиентов в соответствии с требованиями налогового и бухгалтерского законодательства и не подлежа! т передаче третьим лицам, включая фактора (ООО).

Являются ли ори гиналы первичных документов по уступленному денежному требованию (товарные накладные, счета-фактуры и пр.) подтверждением расходов по приобретению права требования в целях исчисления налога на прибыль?

Может ли быть признано обоснованным уменьшение дохода, полученного при исполнении дебитором обязательства по оплате уступленного денежного требования, на сумму расходов по приобретению указанного права требования только при наличии у ООО оригиналов первичных документов по уступленному денежному требованию (товарные накладные, счета-фактуры и пр.)?

Ответ:

На основании п. 1 ст. 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денеж! ной форме.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Как следует из вопроса, организация предоставляет факторинговое финансирование своим клиентам (организациям-поставщикам) с параллельной уступкой прав денежных требований организаций-поставщиков к третьим лицам (дебиторам).

Особенности определения налоговой базы при ус! тупке (переуступке) права требования регулируются ст. 279 Кодекса.

Так, согласно п. 3 указанной статьи при дальнейшей реализации права требования долга налогоплательщиком, купившим это право требования, указанная операция рассматривается как реализация финансовых услуг. Доход (выручка) от реализации финансовых услуг определяется как стоимость имущества, причитающегося этому налогоплательщику при последующей уступке права требования или прекращении соответствующего обязательства. При этом при определении налоговой базы налогоплательщик вправе уменьшить доход, полученный от реализации права требования, на сумму расходов по приобретению указанного права требования долга.

В соответствии со ст. 313 Кодекса налоговый учет ведется на основе данных первичных документов. При этом указанной статьей также установлено, что подтверждением данных налогового учета являются:

- первичные учетные документы (включая справку бухгалтера);

- аналитические регистры нало гового учета;

- расчет налоговой базы.

На основании п. 1! ст. 11 Кодекса институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства.

Согласно ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" под первичными учетными документами понимаются документы, составленные по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, либо (в случае если для конкретной хозяйственной операции не предусмотрена унифицированная форма первичного документа) содержащие следующие обязательные реквизиты:

а) наименование документа;

б) дату составления документа;

в) наименование организации, от имени которой составлен документ;

г) содержание хозяйственной операции;

д) измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении;

е) наименование должностей лиц, ответственных за совершение хоз! яйственной операции и правильность ее оформления;

ж) личные подп иси указанных лиц.

Таким образом, первичными учетными документами, подтверждающими расходы по приобретению права требования, будут являться договор финансирования под уступку денежного требования, платежные документы, подтверждающие перечисление средств по договору уступки прав требования.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 13 декабря 2010 г. N 03-03-06/2/211



Все права защищены © 2011 ЗАО "Консультант Плюс"
тел. +7(495)956-8283, +7(495)787-9292
mailto:contact@consultant.ru
http://www.consultant.ru/

Выпуски за другие дни

Информация предоставлена компанией "Консультант Плюс", являющейся разработчиком одноименных справочных правовых систем. Общероссийская Сеть распространения правовой информации КонсультантПлюс объединяет 300 региональных информационных центров, которые занимаются поставкой систем и передачей информации пользователям в 150 городах России. На специализированном правовом сервере: http://www.consultant.ru/ можно получить бесплатный доступ к большому массиву актуальной справочной правовой информации, а также узнать подробнее о программных продуктах и услугах Сети КонсультантПлюс, о ее структуре и деятельности, скачать демонстрационные версии профессиональных систем.


В избранное