Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

КонсультантПлюс: Вопросы и Ответы Выпуск от 27.08.2010


Вопросы и ответы

КонсультантПлюс Консультации по бухучету и налогообложению
Выпуск от 27.08.2010

Обзоры законодательства | Интернет-версия КонсультантПлюс | Финансовые консультации | Подписаться

Подборка по материалам информационного банка "Финансист" системы КонсультантПлюс. Составитель Каширская Е.В.

Вопрос:

Работники организации за счет средств организации проходят обучение по основным и дополнительным общеобразовательным и профессиональным образовательным программам либо профессиональную подготовку или переподготовку в иностранных образовательных учреждениях, находящихся за пределами Российской Федерации.

Облагаются ли НДФЛ суммы оплаты организацией обучения работников в иностранных образовательных учреждениях?

Какие документы могут использоваться в качестве документов, подтверждающих соответствующий статус иностранных образовательных учреждений?

Ответ:

В соответствии с п. 21 ст. 217 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) освобождаются от налогообложения суммы платы за обучение налогоплательщика по основным и дополнительным общеобразовательным и профессиональным образовательным программам, его профессиональную подготовку и переподготовку ! в российских образовательных учреждениях, имеющих соответствующую лицензию, либо иностранных образовательных учреждениях, имеющих соответствующий статус.

В соответствии с п. 1 ст. 12 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников.

Суммы оплаты организацией обучения сотрудников в иностранных образовательных учреждениях, имеющих соответствующий статус, освобождаются от налогообложения на основании указанной нормы Кодекса.

В качестве документов, подтверждающих соответствующий статус иностранных образовательных учреждений, могут использоваться лицензия образовательного учреждения, его программа, устав либо иные документы, перечень которых зависит от специфики деятельности учреждения, а также от требований законодательства ино! странного государства в отношении подтверждения статуса образовательного учреждения.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 5 августа 2010 г. N 03-04-06/6-163

Вопрос:

С 1 января 2010 г. в соответствии с изменениями, внесенными в п. 15 ст. 255 НК РФ Федеральным законом от 24.07.2009 N 213-ФЗ, отменено отнесение на уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль сумм доплат до фактического заработка на период временной утраты трудоспособности и отпуска по беременности и родам, выплачиваемых работодателем в пользу своих работников.

Указанные доплаты предусмотрены организацией в положении о гарантиях и компенсациях, направленных на социальную защиту работников организации.

Кроме того, в трудовых договорах, заключаемых организацией, предусмотрено, что она производит выплату премий, бонусов по результатам труда, а также другие выплаты в соответствии с действующим положением об оплате труда и иными локальными нормати вными актами.

Возможно ли применение п. 25 ст. 255 НК РФ и умен! ьшение налоговой базы на суммы расходов в виде доплаты до фактического заработка на период временной утраты трудоспособности и отпуска по беременности и родам, поскольку данные доплаты предусмотрены внутренним положением организации?

Ответ:

Согласно ст. 183 Трудового кодекса Российской Федерации при временной нетрудоспособности работодатель выплачивает работнику пособие по временной нетрудоспособности в соответствии с федеральным законом.

В соответствии с п. 1 ст. 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 Кодекса).

Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

В соответствии с положениями ст. 255 Кодекса в расходы налогоплательщика на! оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства Российской Федерации, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.

Статьей 24 Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" п. 15 ст. 255 Кодекса признан утратившим силу.

Установленный ст. 255 Кодекса перечень расхо! дов на оплату труда не является закрытым.

Таким образом, на основании п. 25 ст. 255 Кодекса в качестве расходов на оплату труда признаются также другие виды расходов, произведенных в пользу работника, при условии, что они предусмотрены трудовым или коллективным договором, за исключением расходов, указанных в ст. 270 Кодекса.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 3 августа 2010 г. N 03-03-06/1/508

Вопрос:

Организация приобретает товары по внешнеэкономическим контрактам, импортирует их на территорию РФ и в дальнейшем реализует в ходе оптовой торговли. При этом ряд ввозимых товаров подлежит обязательной сертификации.

В соответствии с п. 3 ст. 20 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" обязательное подтверждение соответствия осуществляется в форме принятия декларации о соответствии или обязательной сертификации.

В соответствии с п. 5 ст. 24 и п. 2 ст. 25 срок действия дек! ларации о соответствии и сертификата соответствия определяется соответствующим техническим регламентом.

В соответствии с п. 1 ст. 272 Налогового кодекса РФ расходы, принимаемые для целей налогообложения с учетом положений гл. 25 НК РФ, признаются таковыми в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и (или) иной формы их оплаты и определяются с учетом положений ст. ст. 318 - 320 Налогового кодекса РФ.

Каков порядок учета для целей налогообложения налогом на прибыль расходов на обязательное подтверждение соответствия продукции, проводимое в формах принятия декларации о соответствии или обязательной сертификации?

Ответ:

В соответствии со ст. ст. 20 и 23 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Федеральный закон N 184-ФЗ) подтверждение соответствия на территории Российской Федерации может носить до бровольный или обязательный характер.

Обязательное подтверждени! е соответствия осуществляется в формах принятия декларации о соответствии и обязательной сертификации.

Порядок применения форм обязательного подтверждения соответствия устанавливается Федеральным законом N 184-ФЗ.

Обязательное подтверждение соответствия проводится только в случаях, установленных соответствующим техническим регламентом, и исключительно на соответствие требованиям технического регламента.

Объектом обязательного подтверждения соответствия может быть только продукция, выпускаемая в обращение на территории Российской Федерации.

Декларация о соответствии и сертификат соответствия имеют равную юридическую силу и действуют на всей территории Российской Федерации в отношении каждой единицы продукции, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации во время действия декларации о соответствии или сертификата соответствия, в течение срока годности или срока службы продукции, установленных в соответствии с законодательством Российс! кой Федерации.

В соответствии с п. 1 ст. 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 264 Кодекса к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы налогоплательщика на сертификацию продукции и услуг, а также на декларирование соответствия с участием третьей стороны.

Таким образом, затраты заявителя на обязательное подтверждение соответствия продукции, проводимое в формах принятия декларации о соответствии или обязательной сертификации в порядке, установленном Федеральным законом N 184-ФЗ, подлежат включению в состав прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией, и уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль организаций.

С учетом ! п. 1 ст. 272 Кодекса указанные расходы включаются в состав расходов равномерно в течение срока действия декларации о соответствии или сертификата соответствия.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 2 августа 2010 г. N 03-03-06/1/505

Вопрос:

Организация (ЗАО) занимается оптовой и розничной продажей керамической плитки. В соответствии с условиями договоров поставки расходы на доставку не были включены в цену приобретения товара.

Согласно приказу об учетной политике ЗАО для целей налогового учета транспортные расходы не учитываются при формировании стоимости приобретения товара. На основании ст. 320 НК РФ сумма прямых расходов в части транспортных расходов, относящаяся к остаткам нереализованных товаров, определялась по среднему проценту за текущий месяц с учетом переходящего остатка на начало месяца.

Структура транспортных расходов в обществе следующая:

- расходы на доставку товара от склада поставщика! , выставляемые поставщиком;

- прочие расходы на доставку товара до склада общества (подача-уборка вагонов, маневровые работы и т.п.).

С 01.06.2010 поставщики изменили условия поставки товаров, включив транспортные расходы в цену приобретения товара. Таким образом, с указанной даты распределению на остаток нереализованного товара будут подлежать только прочие расходы на доставку товара. Однако по состоянию на 01.06.2010 на складе общества имеется значительный объем товара, приобретенный по прежним условиям, соответственно, в налоговом учете числятся остатки транспортных расходов, приходящихся на этот товар. При этом в обществе организован раздельный учет движения товара, в цену приобретения которого включены транспортные расходы, и товара, цена приобретения которого не включает транспортные расходы.

Каким образом в сложившейся ситуации производить списание транспортных расходов?

Возможно ли для целей исчисления налога на прибыль определять сумму тр анспортных расходов, относящуюся к расходам текущего месяца, обособлен! но по товару, цена приобретения которого не включает транспортные расходы, и по товару, в цену приобретения которого включены транспортные расходы?

Ответ:

На основании ст. 320 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) суммы расходов на доставку (транспортные расходы) покупных товаров до склада налогоплательщика-покупателя в случае, если эти затраты не включены в цену приобретения этих товаров, относятся к прямым расходам.

Распределение понесенных прямых расходов в виде транспортных расходов, связанных с приобретением товаров (в случае если эти расходы не включены в цену приобретения этих товаров), осуществляется в порядке, изложенном в ст. 320 НК РФ. При этом сумма указанных прямых расходов, относящаяся к остаткам товаров на складе, определяется по среднему проценту за текущий месяц с учетом переходящего остатка на начало месяца согласно алгоритму расчета, определенному ст. 320 НК РФ.

Согласно с! т. 313 НК РФ порядок ведения налогового учета устанавливается налогопла тельщиком в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением) руководителя.

Исходя из текста вопроса после изменения условий поставки приобретаемых товаров транспортные расходы подлежат включению в стоимость товаров.

При этом в налоговом учете общества числятся остатки транспортных расходов, приходящихся на ранее приобретенный товар, в цену приобретения которого не включены транспортные расходы.

Организация может в целях налогообложения прибыли предусмотреть в налоговом учете обособленный порядок учета товаров, в стоимость которых включены транспортные расходы, и товаров, в стоимость которых данные расходы не включены. Указанный порядок должен быть установлен в учетной политике общества для целей налогообложения прибыли.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 30 июля 2010 г. N 03-03-06/1/497

Вопрос:

Организация применяет УСН ("доходы"). По договору цессии! организация приобрела право требования к должнику по договору займа.

В счет погашения своего долга по договору займа должник передал организации векселя третьих лиц на сумму основного долга (93 млн руб.). Согласно пп. 10 п. 1 ст. 251 НК РФ доходы, полученные в виде средств или иного имущества, которые получены по договорам займа (иных аналогичных средств или иного имущества независимо от формы оформления заимствований, включая ценные бумаги по долговым обязательствам), а также средств или иного имущества, которые получены в счет погашения таких заимствований, не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль.

В последующем организация заключила договор мены, по которому передала ранее полученные векселя третьих лиц контрагенту в обмен на собственные векселя. Согласно абз. 2 п. 1 ст. 346.17 НК РФ при использовании покупателем в расчетах за приобретенные им товары (работы, услуги), имущественные права векселя датой получения доходов у налогопла! тельщика признается дата оплаты векселя или день передачи налогоплательщиком указанного векселя по индоссаменту третьему лицу. Однако в данном случае векселя, переданные по договору мены, были получены в счет погашения суммы основного долга по договору займа.

Каков порядок учета доходов от реализации данных векселей?

Ответ:

Согласно п. 1 ст. 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при применении организацией упрощенной системы налогообложения в составе доходов учитываются доходы от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со ст. ст. 249 и 250 Кодекса. При этом доходы, предусмотренные ст. 251 Кодекса, в составе доходов не учитываются.

Статьей 249 Кодекса определено, что доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реали зации имущественных прав.

Выручка от реализации определяется ис! ходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах.

Согласно п. 1 ст. 346.17 Кодекса при использовании покупателем в расчетах за приобретаемые им товары (работы, услуги), имущественные права векселя датой получения доходов у налогоплательщика признается дата оплаты векселя (день поступления денежных средств от векселедателя либо иного обязанного по указанному векселю лица) или день передачи налогоплательщиком указанного векселя по индоссаменту третьему лицу.

В соответствии со ст. 567 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору мены каждая из сторон обязуется передать в собственность другой стороны один товар в обмен на другой.

К договору мены применяются, соответственно, правила о купле-продаже, если это не противоречит правилам гл. 31 Гражданского кодекса Российской Федерации и существу мены. При этом каждая из сторон признается про! давцом товара, который она обязуется передать, и покупателем товара, ко торый она обязуется принять в обмен.

Исходя из вышеизложенного передача векселей третьих лиц по договору мены признается в целях применения упрощенной системы налогообложения реализацией и, соответственно, доходы от реализации данных векселей должны учитываться в целях применения п. 4.1 ст. 346.13 Кодекса.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 29 июля 2010 г. N 03-11-06/2/120

Вопрос:

Организация оказывает услуги по железнодорожным перевозкам грузов на основании транспортно-экспедиторских и агентских договоров. На балансе организации имеются железнодорожные вагоны, которые организация предоставляет для перевозки грузов по определенному маршруту и за вознаграждение. Услуги по возврату порожних вагонов, осуществляемые по заявкам организации другим экспедитором, являются для организации расходами по основному виду деятельности. Экспедитор, оказывающий организации услуги по перевозке порожних вагонов, предоставляет акт ! оказанных услуг, счет-фактуру. Оригиналы железнодорожных накладных отсутствуют в связи с переходом на работу в автоматизированной системе, т.е. железнодорожные накладные оформляются в электронном виде с применением электронно-цифровой подписи. Достаточно ли вышеперечисленных документов для принятия расходов в целях исчисления налога на прибыль?

Ответ:

В соответствии с п. 1 ст. 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Расходами признаются лю! бые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Согласно п. п. 1, 2 и 7 ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.

Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать обязательные реквизиты, установленные п. 2 ст. 9 вышеуказанного Федерального закона.

Первичные и сводные учетные документы могут составляться на бумажных и машинных носителях информации. В последнем случае организация обязана изготовлять за свой счет копии таких документов на бумажных носителях для других участников хозя йственных операций, а также по требованию органов, осуществляющих конт! роль в соответствии с законодательством Российской Федерации, суда и прокуратуры.

Пунктами 1 и 2 ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 1-ФЗ "Об электронной цифровой подписи" установлено, что целью данного Федерального закона является обеспечение правовых условий использования электронной цифровой подписи в электронных документах, при соблюдении которых электронная цифровая подпись в электронном документе признается равнозначной собственноручной подписи в документе на бумажном носителе.

Действие вышеуказанного Федерального закона распространяется на отношения, возникающие при совершении гражданско-правовых сделок и в других предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях.

Таким образом, накладная, оформленная в электронном виде и подписанная электронной цифровой подписью, может являться одним из документов, подтверждающих расходы, осуществленные налогоплательщиком.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 28 июля 2010 г. N 03-03-06/1/49! 1

Вопрос:

Пунктом 9 ст. 258 НК РФ установлена обязанность налогоплательщика при реализации основных средств (далее - ОС), не дожидаясь истечения пятилетнего периода, восстановить и включить амортизационную премию в доходы отчетного (налогового) периода, в котором произошла реализация.

В НК РФ не уточнен порядок применения вышеуказанной нормы.

У организации возникают различные ситуации на практике, например, следующие.

1. На момент реализации ОС полностью самортизировано и в бухгалтерском, и в налоговом учете. Остаточная стоимость ОС и в бухгалтерском, и в налоговом учете на момент реализации равна нулю. Доходом от реализации такого ОС будет стоимость его реализации по договору с покупателем. Если налогоплательщик на основании п. 9 ст. 258 НК РФ включит в момент реализации ОС в доход сумму восстановленной амортизационной премии, то это приведет к повторному налогообложению.

2. Остаточная стоимость в бухгалтерском учете на момент реализации ОС меньше амортизационной п! ремии. В этом случае при восстановлении амортизационной премии логично восстанавливать ее только в пределах остаточной стоимости в бухгалтерском учете. Восстановление амортизационной премии в полном объеме в такой ситуации приведет к повторному налогообложению дохода в части, превышающей остаточную стоимость в бухгалтерском учете.

3. Остаточная стоимость в бухгалтерском учете на момент реализации ОС больше амортизационной премии. В этом случае восстановление всей амортизационной премии на момент реализации, как установлено в абз. 4 п. 9 ст. 258 НК РФ, обоснованно и не приведет к повторному налогообложению.

При определении налоговой базы по налогу на прибыль при реализации ОС, согласно разъяснениям Минфина России, остаточная стоимость объекта ОС, на которую в силу пп. 1 п. 1 ст. 268 НК РФ уменьшаются доходы от его реализации, не включает амортизационную премию (Письма Минфина России от 26.10.2009 N 03-03-06/1/690, от 21.05.2009 N 03-03-06/1/336, от 26.03.2009 N! 03-03-06/1/188).

Поскольку в абз. 4 п. 9 ст. 258 НК РФ прямо указывается, что суммы расходов, включенных в состав расходов очередного отчетного (налогового) периода в соответствии с абз. 2 п. 9 ст. 258 НК РФ, подлежат восстановлению и включению в налоговую базу по налогу на прибыль, а также с учетом того, что в соответствии со ст. ст. 247 и 274 НК РФ налоговой базой являются доходы, уменьшенные на величину расходов, по мнению организации, указанные нормы указывают на обязанность восстановления амортизационной премии в составе доходов, а не в составе остаточной стоимости ОС.

Кроме того, в Письме Минфина России от 20.03.2009 N 03-03-06/1/169 сказано, что восстановленная амортизационная премия включается в состав внереализационных доходов в том отчетном (налоговом) периоде, в котором осуществлена реализация. При этом пересчет сумм начисленной амортизации за предыдущие налоговые периоды, а также остаточной стоимости на дату реализации не производится.

Прави льно ли понимает организация, что:

1) если на момент реализации! ОС полностью самортизировано и в бухгалтерском, и в налоговом учете, то амортизационная премия восстановлению не подлежит;

2) если остаточная стоимость в бухгалтерском учете на момент реализации ОС меньше амортизационной премии, то амортизационная премия восстанавливается только в пределах остаточной стоимости;

3) если организация обязана восстановить амортизационную премию в составе доходов, она также вправе скорректировать и амортизацию за период эксплуатации, и остаточную стоимость основного средства на момент продажи, и в этом случае налоговая база по налогу на прибыль рассчитывается так, будто амортизационная премия не применялась?

Ответ:

В соответствии с абз. 2 п. 9 ст. 258 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщик имеет право включать в состав расходов отчетного (налогового) периода расходы на капитальные вложения в размере не более 10 процентов (не более 30 процентов в! отношении основных средств, относящихся к третьей - седьмой амортизаци онным группам) первоначальной стоимости основных средств (за исключением основных средств, полученных безвозмездно), а также не более 10 процентов (не более 30 процентов - в отношении основных средств, относящихся к третьей - седьмой амортизационным группам) расходов, которые понесены в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации основных средств и суммы которых определяются в соответствии со ст. 257 Кодекса.

Согласно абз. 4 п. 9 ст. 258 Кодекса в случае реализации ранее чем по истечении пяти лет с момента введения в эксплуатацию основных средств, в отношении которых были применены положения абз. 2 п. 9 ст. 258 Кодекса, суммы расходов, включенных в состав расходов очередного отчетного (налогового) периода в соответствии с абз. 2 п. 9 ст. 258 Кодекса, подлежат восстановлению и включению в налоговую базу по налогу.

Действие абз. 4 п. 9 ст. 258 Кодекса распространяется на основные средства, введ! енные в эксплуатацию начиная с 1 января 2008 г., в случае их продажи после 1 января 2009 г.

Указанная норма Закона применяется ко всем амортизационным группам.

В связи с этим можно отметить следующее.

1. Если основное средство, к которому ранее применялась амортизационная премия, реализовано до истечения пятилетнего срока с даты его ввода в эксплуатацию и на момент реализации данное основное средство полностью самортизировано, то организация обязана включить в состав внереализационных доходов сумму амортизационной премии, ранее учтенную в расходах.

2. В случае если на момент реализации остаточная стоимость основного средства меньше учтенной ранее в расходах суммы амортизационной премии и реализация осуществляется до истечения пятилетнего срока, предусмотренного абз. 4 п. 9 ст. 258 Кодекса, амортизационная премия должна быть восстановлена в доходах в полном объеме.

3. Что касается порядка расчета остаточной стоимости основного средства, в о! тношении которого были применены положения абз. 2 п. 9 ст. 258 Кодекса, при реализации этого основного средства до истечения пяти лет с момента ввода в эксплуатацию, можно отметить следующее.

В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 268 Кодекса при реализации амортизируемого имущества налогоплательщик вправе уменьшить доходы от таких операций на остаточную стоимость амортизируемого имущества, определяемую в соответствии с п. 1 ст. 257 Кодекса.

На основании п. 1 ст. 257 Кодекса остаточная стоимость основных средств определяется как разница между их первоначальной стоимостью и суммой амортизации, начисленной за период эксплуатации.

Таким образом, в случае реализации основного средства, к которому была применена амортизационная премия, ранее чем по истечении пяти лет с момента его ввода в эксплуатацию остаточная стоимость такого основного средства определяется по данным налогового учета на дату реализации в общеустановленном порядке и не подлежит увеличению на сумму ранее учтенной премии.

Сумма восстановленной премии должна быт! ь включена в состав внереализационных доходов при определении налоговой базы по налогу на прибыль.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 27 июля 2010 г. N 03-03-06/1/490

Вопрос:

Статьей 255 НК РФ предусмотрено, что в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства Российской Федерации, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.

При этом согласно ст. 135 ТК РФ трудовым договором устанавливается заработная плата работнику в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.

В организации проводится стажировка работника, не являющегося работ! ником данной организации.

На период проведения стажировки органи зация, где проводится стажировка, назначает руководителя стажировки и устанавливает ему доплату к должностному окладу. В процессе стажировки стажируемый решает конкретные производственные задачи данной организации. Вместе с тем стажировка осуществляется в целях приобретения стажируемым профессиональных и организационных навыков для выполнения им обязанностей по занимаемой или более высокой должности.

По мнению организации, поскольку в процессе стажировки должны решаться производственные задачи непосредственно организации, в которой проводится стажировка, расходы по доплате за руководство стажировкой являются экономически оправданными для данной организации и могут быть учтены для целей исчисления налога на прибыль на основании ст. 255 НК РФ, если:

- выплата такой надбавки производится в соответствии с локальными нормативными актами по системе оплаты труда и материального стимулирования работников организации, в которой проводится стажировка;

- выплата на! дбавки предусмотрена трудовым и (или) коллективным договором работника, осуществляющего руководство стажировкой;

- имеются документы, свидетельствующие о выполнении стажируемым производственных задач данной организации.

Вправе ли организация, система оплаты труда которой предусматривает доплату за руководство стажировкой, учесть указанную доплату при исчислении налога на прибыль на основании ст. 255 НК РФ в случае, если стажируемый не является работником данной организации, стажировка направлена на повышение профессионального уровня стажируемого, но при этом стажируемый выполняет производственные задачи этой организации?

Ответ:

В п. 1 ст. 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) указано, что расходами для целей налогообложения прибыли признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных в ст. 265 Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогопл! ательщиком.

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

В соответствии с положениями ст. 255 Кодекса в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натура льной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные нач! исления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства Российской Федерации, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.

При этом на основании п. 21 ст. 270 Кодекса в составе расходов не учитываются расходы на любые виды вознаграждений, предоставляемых руководству или работникам помимо вознаграждений, выплачиваемых на основании трудовых договоров (контрактов).

Согласно ст. 135 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.

Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего харак! тера и системы премирования устанавливаются коллективными договорами, с оглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Учитывая изложенное, организация вправе учесть доплаты сотруднику за руководство стажировкой в составе расходов для целей налогообложения прибыли в том случае, если данные доплаты предусмотрены коллективным и (или) трудовым договорами и отвечают требованиям ст. 252 Кодекса.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 27 июля 2010 г. N 03-03-06/1/489

Вопрос:

Сельскохозяйственная организация, применяющая специальный налоговый режим в виде ЕСХН, реализовала основное средство. Сумма сделки превысила годовой объем реализации собственной сельскохозяйственной продукции. Утратила ли организация право на применение ЕСХН?

Ответ:

В соответствии с п. 2 ст. 346.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в це! лях гл. 26.1 Кодекса сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются организации и индивидуальные предприниматели, производящие сельскохозяйственную продукцию, осуществляющие ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) и реализующие эту продукцию, при условии, если в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) таких организаций и индивидуальных предпринимателей доля дохода от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции, включая продукцию ее первичной переработки, произведенную ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства, составляет не менее 70 процентов, а также сельскохозяйственные потребительские кооперативы (перерабатывающие, сбытовые (торговые), снабженческие, садоводческие, огороднические, животноводческие), признаваемые таковыми в соответствии с Федеральным законом от 08.12.1995 N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации", у которых доля доходов от реализации сель! скохозяйственной продукции собственного производства членов данных кооперативов, включая продукцию первичной переработки, произведенную данными кооперативами из сельскохозяйственного сырья собственного производства членов этих кооперативов, а также от выполненных работ (услуг) для членов данных кооперативов составляет в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) не менее 70 процентов.

В соответствии с п. 1 ст. 346.5 Кодекса при определении объекта налогообложения налогоплательщики единого сельскохозяйственного налога учитывают доходы от реализации, определяемые в соответствии со ст. 249 Кодекса, внереализационные доходы, определяемые в соответствии со ст. 250 Кодекса, и не учитывают доходы, указанные в ст. 251 Кодекса.

Согласно ст. 249 Кодекса доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав. Выручка от реализации определяется и сходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные това! ры (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах.

Пунктом 3 ст. 38 Кодекса для целей Кодекса товаром признается любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации.

Учитывая изложенное, выручка от реализации основных средств включается в общий доход от реализации товаров (работ, услуг) налогоплательщиков единого сельскохозяйственного налога.

В соответствии с п. 4 ст. 346.3 Кодекса, если по итогам налогового периода налогоплательщик не соответствует условиям, установленным п. п. 2, 2.1, 5 и 6 ст. 346.2 Кодекса, он считается утратившим право на применение единого сельскохозяйственного налога с начала налогового периода, в котором допущено нарушение указанного ограничения и (или) выявлено несоответствие установленным условиям.

При этом ограничения по объему дохода от реализации произведенной налогоплательщиком сельскохозяйственной продукции, в том числе от реализации сельскохозяйственной прод! укции собственного производства членов сельскохозяйственных потребитель ских кооперативов, включая продукцию первичной переработки, произведенную налогоплательщиком из сельскохозяйственного сырья собственного производства, в том числе продукцию первичной переработки, произведенную сельскохозяйственным потребительским кооперативом из сельскохозяйственного сырья собственного производства членов данного кооператива, а также от выполненных работ (услуг) для членов данных кооперативов, определяются исходя из всех осуществляемых им видов деятельности.

Налогоплательщик, утративший право на применение единого сельскохозяйственного налога, в течение одного месяца после истечения налогового периода, в котором допущено нарушение указанного в абз. 1 п. 4 ст. 346.3 Кодекса ограничения и (или) несоответствие требованиям, установленным п. п. 2, 2.1, 5 и 6 ст. 346.2 Кодекса, должен за весь налоговый период произвести перерасчет налоговых обязательств по налогу на добавленную стоимость, налогу на прибыль организаций, налогу на доходы физических лиц, налог! у на имущество организаций, налогу на имущество физических лиц в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах для вновь созданных организаций или вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателей. Указанный налогоплательщик уплачивает пени за несвоевременную уплату указанных налогов и авансовых платежей по ним.

Таким образом, в случае, если при реализации основных средств доля дохода от реализации произведенной налогоплательщиком сельскохозяйственной продукции, включая продукцию ее первичной переработки, произведенную им из сельскохозяйственного сырья собственного производства, по итогам налогового периода составит менее 70 процентов в объеме доходов от реализации товаров (работ, услуг), такой налогоплательщик должен произвести пересчет налоговых обязательств с начала года, в котором превышены установленные ограничения.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 27 июля 2010 г. N 03-11-06/1/18

Вопрос:

Организация заключила договоры с поставщиками на поставку товара, обязательства по которым выражены в условных единицах. Оплата обязательств производится в рублях по курсу на дату оплаты.

Организация может принять к вычету суммы НДС по счетам-фактурам в момент получения товара, так как товар принят к учету, имеется счет-фактура, составленный без нарушений и в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах, а также товар используется в деятельности, облагаемой НДС.

В каком налоговом периоде организация может получить вычет по НДС: когда получен товар или когда произошла оплата поставщику (будет определена фактическая стоимость товара с учетом возникающих курсовых разниц).

Как правильно внести исправления в Книгу покупок, если НДС принят к вычету при поступлении товара, оплата произведена в следующем налоговом периоде, при этом в том налоговом периоде, когда произошла оплата, внесены исправления в счет-фактуру? Нужно ли аннулировать счет-фактуру, полученный в налоговом периоде, когда получ! ен товар, а также подать уточненную налоговую декларацию, заплатить НДС и пени или же необходимо в налоговом периоде, когда произошла оплата, зарегистрировать исправленный счет-фактуру в книге покупок только на курсовую разницу (исходя из принципа зеркальности с поставщиком)?

Имеет ли право организация принять к вычету НДС по счетам-фактурам, составленным в условных единицах, если поставщик не намерен выставлять данные документы в рублях и вносить в последующем какие-либо исправления?

Ответ:

Согласно п. п. 1 и 2 ст. 171 гл. 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при исчислении суммы налога на добавленную стоимость, подлежащей уплате в бюджет, налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную по операциям, признаваемым объектами налогообложения, на суммы налога по товарам (работам, услугам), приобретаемым для осуществления операций, подлежащих! налогообложению налогом на добавленную стоимость.

В соответстви и с п. 1 ст. 172 Кодекса налоговые вычеты по налогу на добавленную стоимость, предусмотренные ст. 171 Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), после принятия на учет товаров (работ, услуг) и при наличии соответствующих первичных документов.

На основании вышеуказанных норм Кодекса право на налоговые вычеты возникает у налогоплательщика в налоговом периоде, в котором приобретенные товары (работы, услуги) приняты к учету на основании первичных учетных документов, и при наличии счетов-фактур.

В соответствии с действующим порядком применения налога на добавленную стоимость при внесении продавцом изменений в счет-фактуру по товарам, реализуемым в рамках вышеуказанных договоров, исправленный счет-фактура регистрируется покупателем в книге покупок, и, соответственно, суммы налога на добавленную стоимость предъявляются покупателем к вычету в том налоговом периоде, в котором испр! авленный счет-фактура получен, при одновременном соблюдении иных условий, предусмотренных гл. 21 Кодекса.

В случае если покупатель товаров до внесения продавцом исправлений в счет-фактуру зарегистрировал его в книге покупок и принял сумму налога на добавленную стоимость к вычету, то покупателю следует внести соответствующие изменения в книгу покупок в порядке, установленном п. 7 Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.12.2000 N 914. Согласно указанному пункту при необходимости внесения изменений в книгу покупок запись об аннулировании счета-фактуры производится в дополнительном листе книги покупок за налоговый период, в котором был зарегистрирован счет-фактура до внесения в него исправлений.

Кроме того, покупателю следует представить в налоговый орган по месту постановки на учет корректирующую налоговую декларацию за тот налоговый пер! иод, в отношении которого им были внесены изменения в книгу покупок.

Что касается вопроса о правомерности предъявления к вычету сумм налога на добавленную стоимость, указанных в счетах-фактурах, выставленных в условных единицах, то гл. 21 Кодекса не содержит норм, запрещающих производить вычеты по таким счетам-фактурам.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 23 июля 2010 г. N 03-07-11/305



Все права защищены © 2010 ЗАО "Консультант Плюс"
тел. +7(495)956-8283, +7(495)787-9292
mailto:contact@consultant.ru
http://www.consultant.ru/

Выпуски за другие дни

Информация предоставлена компанией "Консультант Плюс", являющейся разработчиком одноименных справочных правовых систем. Общероссийская Сеть распространения правовой информации КонсультантПлюс объединяет 300 региональных информационных центров, которые занимаются поставкой систем и передачей информации пользователям в 150 городах России. На специализированном правовом сервере: http://www.consultant.ru/ можно получить бесплатный доступ к большому массиву актуальной справочной правовой информации, а также узнать подробнее о программных продуктах и услугах Сети КонсультантПлюс, о ее структуре и деятельности, скачать демонстрационные версии профессиональных систем.


В избранное