Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

КонсультантПлюс: Вопросы и Ответы Выпуск от 11.06.2010


Вопросы и ответы

КонсультантПлюс Консультации по бухучету и налогообложению
Выпуск от 11.06.2010

Обзоры законодательства | Интернет-версия КонсультантПлюс | Финансовые консультации | Подписаться

Подборка по материалам информационного банка "Финансист" системы КонсультантПлюс. Составитель Каширская Е.В.

Вопрос:

В соответствии с п. 6 ст. 250 НК РФ в целях налогообложения прибыли в составе внереализационных доходов учитываются проценты, полученные по договорам займа, кредита, банковского счета, банковского вклада, а также по ценным бумагам и другим долговым обязательствам (особенности определения доходов банков в виде процентов устанавливаются ст. 290 НК РФ).

Согласно п. 1 ст. 126 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства прекращается начисление процентов, неустоек (штрафов, пеней) и иных санкций за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей, за исключением текущих платежей, а также процентов, предусмотренных данной статьей.

Правомерно ли на основании решения суда в налоговом учете банка как конкурсного кредитора прекратить ! начисление дохода в виде процентов за пользование кредитом, ранее выданным должнику, для целей исчисления налога на прибыль с даты открытия в отношении должника конкурсного производства?

Ответ:

Согласно п. 6 ст. 250 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) внереализационными доходами налогоплательщика признаются доходы в виде процентов, полученных по договорам займа, кредита, банковского счета, банковского вклада, а также по ценным бумагам и другим долговым обязательствам (особенности определения доходов банков в виде процентов устанавливаются ст. 290 НК РФ).

Подпунктом 1 п. 2 ст. 290 НК РФ установлено, что к доходам банков в целях гл. 25 НК РФ относятся доходы от осуществления банковской деятельности в виде процентов от размещения банком от своего имени и за свой счет денежных средств, предоставления кредитов и займов.

В соответствии с п. 1 ст. 126 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О! несостоятельности (банкротстве)" с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, в частности, прекращается начисление процентов, неустоек (штрафов, пеней) и иных санкций за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей, за исключением текущих платежей, а также процентов, предусмотренных ст. 126 вышеуказанного Федерального закона.

С даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства в налоговом учете начисление дохода в виде процентов по долговым обязательствам должника прекращается.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 6 мая 2010 г. N 03-03-06/2/88

Вопрос:

В учетной политике банка для целей налогообложения закреплено, что для признания в расходах процентов по долговым обязательствам (заем, кредит, вклад, депозит) применяется метод сопоставимости.

Процентная ставка по долговому обязательству за январь 2010 г. сост! авляет 9%, что превышает верхнюю границу предельно допустимого значения средней процентной ставки по долговым обязательствам, полученным в том же месяце на сопоставимых условиях (8,4%). Диапазон предельно допустимых значений средней процентной ставки по аналогичным долговым обязательствам - 5,6% < 7% < 8,4%. При этом данная процентная ставка меньше ставки рефинансирования Банка России, увеличенной в 1,1 раза, - 9,625% (8,75% x 1,1).

Имеет ли право банк учесть в расходах при исчислении налога на прибыль по данному долговому обязательству всю сумму процентов, фактически начисленную за январь 2010 г. по ставке 9%, в случае если она меньше ставки рефинансирования Банка России, увеличенной в 1,1 раза?

Ответ:

В соответствии со ст. 313 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) порядок ведения налогового учета устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответ! ствующим приказом (распоряжением) руководителя.

Согласно п. 1 ст 269 НК РФ расходом признаются проценты, начисленные по долговому обязательству любого вида, при условии, что размер начисленных налогоплательщиком по долговому обязательству процентов существенно не отклоняется от среднего уровня процентов, взимаемых по долговым обязательствам, выданным в том же квартале (месяце - для налогоплательщиков, перешедших на исчисление ежемесячных авансовых платежей исходя из фактически полученной прибыли) на сопоставимых условиях. Под долговыми обязательствами, выданными на сопоставимых условиях, понимаются долговые обязательства, выданные в той же валюте на те же сроки в сопоставимых объемах, под аналогичные обеспечения.

При этом существенным отклонением размера начисленных процентов по долговому обязательству считается отклонение более чем на 20 процентов в сторону повышения или в сторону понижения от среднего уровня процентов, начисленных по аналогичным долговым обязательствам, выданным в том же квартале на сопоставимых условиях.

При отсутствии долговых обязательств перед российскими организациями, выданных в том же квартале на сопоставимых условиях, а также по выбору налогоплательщика предельная величина процентов, признаваемых расходом (включая проценты и суммовые разницы по обязательствам, выраженным в условных денежных единицах по установленному соглашением сторон курсу условных денежных единиц), принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, увеличенной в 1,1 раза, - при оформлении долгового обязательства в рублях.

Таким образом, при определении процентов по долговым обязательствам, принимаемых к вычету, используется один из двух способов расчета предельной величины расходов, предусмотренных п. 1 ст. 269 НК РФ.

Первый заключается в определении среднего уровня процентов, второй предусматривает использование ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, увеличенной на коэффициент по долговым обязательствам в рублях.

Дол! говые обязательства, соответствующие всем критериям сопоставимости, но принятые от разных категорий кредиторов - физических лиц или юридических лиц, считаются несопоставимыми.

Порядок определения сопоставимости по названным критериям (за исключением критерия по валюте) определяется в учетной политике, заявленной до начала налогового периода, исходя из принципа существенности и обычаев делового оборота.

Налогоплательщик может закрепить в учетной политике порядок учета предельной величины процентов, признаваемых расходом, исходя из среднего уровня процентов, взимаемых по долговым обязательствам, выданным в том же квартале (месяце). В случае закрепления вышеуказанного порядка порядок учета предельной величины процентов, признаваемых расходом, исходя из ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, увеличенной на коэффициент, может применяться только при отсутствии долговых обязательств перед российскими организациями, выданных в том же квартале на сопоставимых условиях. Если долговое обязательство выдано в том же ! квартале на сопоставимых условиях, то ставка рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, увеличенная на коэффициент, не может быть использована при определении предельной величины процентов, признаваемых расходом.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 5 мая 2010 г. N 03-03-06/2/83

Вопрос:

Банк приобрел облигации ОАО (облигационные займы N 1 и N 3) на организованном рынке ценных бумаг. Срок погашения облигационного займа N 1 - 26.02.2009, облигационного займа N 3 - 15.04.2011. В срок погашения облигационного займа N 1 эмитентом не было осуществлено погашение номинальной стоимости облигаций, а также не был погашен накопленный купонный доход (далее - НКД) по облигационному займу N 3.

21.12.2009 между ОАО и кредиторами было заключено мировое соглашение, согласно которому ОАО обязано выплатить банку номинальную стоимость облигаций в соответствии с графиком погашения - с 15.05.2011 по 15.08.2015 и НКД - с ! 15.08.2015 по 15.11.2015.

Согласно условиям мирового соглашения с 22.12.2009 начисляются к уплате проценты в соответствии с п. 2 ст. 156 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" на сумму номинальной стоимости облигаций в размере ставки рефинансирования, установленной Банком России на 22.12.2009. Уплата процентов осуществляется с 15.11.2015 по 15.08.2016.

Согласно решению арбитражного суда задолженность по облигационным займам, купонному доходу и штрафным санкциям, установленным судом, рассматривается в качестве требований кредитора и отнесена к третьей очереди в соответствии с п. 4 ст. 134 Федерального закона от 26.10.2002 N 127 "О несостоятельности (банкротстве)".

В бухгалтерском учете вложения в облигационные займы учитываются как просроченная задолженность на балансовом счете N 50505 "Долговые обязательства, не погашенные в срок", количественный учет осуществляется согласно разд. Д "Счета депо". Проценты, начисляемые по решению арбитражного суда, в балансе не отражаются.

Банк! в соответствии со ст. ст. 271 - 273 НК РФ в налоговом учете признает доходы и расходы по методу начисления. Пунктом 6 ст. 271 и п. 8 ст. 272 НК РФ установлено, что по договорам займа и иным аналогичным договорам (иным долговым обязательствам, включая ценные бумаги), срок действия которых приходится более чем на один отчетный период, в целях гл. 25 НК РФ доход (расход) признается полученным (осуществленным) и включается в состав соответствующих доходов (расходов) на конец месяца соответствующего отчетного периода.

Однако в Постановлении от 24.11.2009 N 11200/09 Президиум ВАС РФ, ссылаясь на п. 1 ст. 272 НК РФ, сделал вывод о том, что формирование налоговой базы конкретного налогового периода осуществляется с учетом доходов и расходов, относящихся к данному периоду, а также исходя из того, когда такие расходы и доходы должны возникнуть у налогоплательщика в силу условий договора или иных особенностей, предусмотренных гл. 25 НК РФ.

1. В какой момент при исчислен! ии налога на прибыль следует признавать в доходах проценты, начисляемые по ставке рефинансирования Банка России: ежемесячно начиная с 22.12.2009 по 15.08.2015, то есть до даты возврата всей суммы основного долга, либо с 15.11.2015 по 15.08.2016, то есть в период выплаты в соответствии с условиями мирового соглашения?

2. Какая из дат будет считаться датой реализации (выбытия) ценных бумаг в данном случае: дата заключения мирового соглашения, дата, на которую приходится частичная выплата суммы основного долга, либо дата, на которую приходится полное погашение задолженности?

3. Банк в течение месяца оказывает своим клиентам услуги. Согласно условиям заключенных договоров оплата услуг банка осуществляется до 5-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором услуги были оказаны, то есть услуги, оказанные в декабре, оплачиваются в январе.

В настоящий момент при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций банк, учитывая особенности ст. 271 Ко декса, стоимость услуг за месяц включает в доходы по факту оказания ус! луг, то есть в декабре.

Следует ли банку в соответствии с Постановлением Президиума ВАС РФ от 24.11.2009 N 11200/09 при формировании налоговой базы по налогу на прибыль учитывать доходы за оказанные услуги в срок их оплаты по договору, то есть в январе?

Ответ:

1. В соответствии с п. 1 ст. 271 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при применении метода начисления доходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они имели место, независимо от фактического поступления денежных средств, иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав.

Пунктом 6 ст. 271 Кодекса установлено, что по договорам займа и иным аналогичным договорам (иным долговым обязательствам, включая ценные бумаги), срок действия которых приходится более чем на один отчетный период, в целях гл. 25 Кодекса доход признается полученным и включается в состав соответствующих доходов на конец месяца соответствующе! го отчетного периода.

В соответствии со ст. 328 Кодекса, устанав ливающей порядок налогового учета доходов (расходов) в виде процентов, налогоплательщик на основании аналитического учета внереализационных доходов и расходов ведет расшифровку доходов (расходов) в виде процентов по ценным бумагам, по договорам займа, кредита, банковского счета, банковского вклада и (или) иным образом оформленным долговым обязательствам.

В аналитическом учете налогоплательщик самостоятельно отражает сумму доходов в сумме причитающихся в соответствии с условиями указанных договоров (а по ценным бумагам - в соответствии с условиями эмиссии, по векселям - условиями выпуска или передачи (продажи)) процентов отдельно по каждому виду долгового обязательства.

Сумма дохода (расхода) в виде процентов по долговым обязательствам учитывается в аналитическом учете исходя из установленной по каждому виду долговых обязательств доходности и срока действия такого долгового обязательства в отчетном периоде на дату признания доходов (расходов), определяемую в соо! тветствии с положениями ст. ст. 271 - 273 Кодекса.

Из указанных положений Кодекса следует, что при применении метода начисления сумма доходов в виде процентов учитывается в налоговом учете равномерно в течение всего срока действия долгового обязательства исходя из суммы причитающихся за соответствующий период процентов и установленной условиями обязательства доходности.

2. В случае замены обязательств по облигациям на иные обязательства в соответствии с соглашением сторон (новации) налоговая база по операциям с указанными облигациями определяется на дату выбытия данных ценных бумаг (прекращения обязательств, удостоверенных облигациями) в связи с проведением указанной новации (п. 2 ст. 280 Кодекса).

3. Доход от реализации услуг при применении метода начисления признается на дату реализации услуг, определяемую в соответствии с п. 1 ст. 39 Кодекса, независимо от фактического поступления денежных средств (иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных! прав) в их оплату (п. 3 ст. 271 Кодекса).

Учитывая изложенное, доходы от реализации услуг признаются доходами того периода, в котором такие услуги оказывались (реализовывались), вне зависимости от периода их фактической оплаты.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 5 мая 2010 г. N 03-03-06/2/86

Вопрос:

В соответствии с требованиями Налогового кодекса РФ банком начислен купонный доход по ценным бумагам (еврооблигациям), однако эмитентом данный купон в предусмотренные сроки не погашен, в связи с тем что эмитент объявил дефолт и в настоящее время согласовывает условия реструктуризации долга с кредиторами.

Вправе ли банк для целей налога на прибыль сформировать резерв по сомнительным долгам в соответствии с п. 3 ст. 266 НК РФ по не погашенному в срок купонному доходу в случае, если:

ценные бумаги находятся в портфеле банка;

ценные бумаги проданы после окончания купонного периода, обязательства по которому эмитентом не выполнены в срок?

Ответ:

В соответствии с пп. 2 п. 2 ст. 265 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в составе внереализационных расходов при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций учитываются убытки в виде суммы безнадежных долгов. При этом, если налогоплательщик принял решение о создании в налоговом учете резерва по сомнительным долгам, в составе расходов учитываются суммы безнадежных долгов, не покрытые за счет средств резерва.

В соответствии с п. 2 ст. 266 Кодекса безнадежными долгами (долгами, нереальными ко взысканию) признаются те долги перед налогоплательщиком, по которым истек установленный срок исковой давности, а также те долги, по которым в соответствии с гражданским законодательством обязательство прекращено вследствие невозможности его исполнения, на основании акта государственного органа или ликвидации организации.

В соответствии с п. 3 ст. 266 Кодекса банки вправе формировать резервы по сомнительным дол! гам в отношении задолженности, образовавшейся в связи с невыплатой проц ентов по долговым обязательствам, а также в отношении иной задолженности, за исключением ссудной и приравненной к ней задолженности.

Таким образом, банк вправе учитывать при формировании резерва по сомнительным долгам задолженность по начисленным, но не выплаченным процентам по облигациям, приобретенным банком, в порядке, установленном ст. 266 Кодекса.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 5 мая 2010 г. N 03-03-06/2/85

Вопрос:

Бюджетное учреждение планирует заключить краткосрочный договор безвозмездного пользования недвижимым имуществом (не законченный строительством объект - здание), находящимся в собственности третьего лица (индивидуального предпринимателя).

Включается ли на основании п. 8 ст. 250 НК РФ доход в виде безвозмездно полученного права пользования имуществом в состав внереализационных доходов при исчислении налога на прибыль?

Как определяется величина дохода в данном случае?

Сущест! вуют ли отличия в порядке учета дохода в виде безвозмездно полученного права пользования имуществом для бюджетных учреждений?

Ответ:

В соответствии с п. 1 ст. 689 Гражданского кодекса РФ по договору безвозмездного пользования (договору ссуды) одна сторона (ссудодатель) обязуется передать или передает вещь в безвозмездное временное пользование другой стороне (ссудополучателю), а последняя обязуется вернуть ту же вещь в том состоянии, в каком она ее получила, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором.

Пунктом 8 ст. 250 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) предусмотрено, что доходы в виде безвозмездно полученного имущества (работ, услуг) или имущественных прав (включая право пользования имуществом), за исключением случаев, указанных в ст. 251 Кодекса, признаются внереализационными доходами налогоплательщика и, следовательно, учитываются при формировании налоговой базы по н! алогу на прибыль организаций согласно положениям ст. ст. 247 и 248 Кодекса.

Для целей гл. 25 Кодекса имущество (работы, услуги) или имущественные права считаются полученными безвозмездно, если получение этого имущества (работ, услуг) или имущественных прав не связано с возникновением у получателя обязанности передать имущество (имущественные права) передающему лицу (выполнить для передающего лица работы, оказать передающему лицу услуги).

Получая имущество по договору безвозмездного пользования, организация безвозмездно получает право пользования данным имуществом. Учитывая изложенное, для целей налогообложения прибыли получение имущества в безвозмездное пользование следует рассматривать как безвозмездное получение имущественного права.

При получении имущества (работ, услуг) безвозмездно оценка доходов осуществляется исходя из рыночных цен, определяемых с учетом положений ст. 40 Кодекса, но не ниже определяемой в соответствии с гл. 25 Кодекса остаточной с тоимости - по амортизируемому имуществу и не ниже затрат на производст! во (приобретение) - по иному имуществу (выполненным работам, оказанным услугам). Информация о ценах должна быть подтверждена налогоплательщиком - получателем имущества (работ, услуг) документально или путем проведения независимой оценки.

Налогоплательщик, получающий по договору в безвозмездное пользование имущество, включает в состав внереализационных доходов доход в виде безвозмездно полученного права пользования имуществом, определяемый исходя из рыночных цен на аренду идентичного имущества.

Таким образом, налогоплательщик, получающий по договору в безвозмездное пользование имущество, включает в состав внереализационных доходов доход в виде безвозмездно полученного права пользования имуществом, определяемый исходя из рыночных цен на аренду идентичного имущества.

В соответствии с п. 2 ст. 251 Кодекса (в ред. Федерального закона от 25.11.2009 N 281- ФЗ) при определении налоговой базы не учитываются целевые поступления (за исключением целевых поступлений! в виде подакцизных товаров). К ним относятся целевые поступления на со держание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно на основании решений органов государственной власти и органов местного самоуправления и решений органов управления государственных внебюджетных фондов, а также целевые поступления от других организаций и (или) физических лиц и использованные указанными получателями по назначению. При этом налогоплательщики - получатели указанных целевых поступлений обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (понесенных) в рамках целевых поступлений.

Согласно пп. 16 п. 2 ст. 251 Кодекса к указанным целевым поступлениям относятся имущественные права в виде права безвозмездного пользования государственным и муниципальным имуществом, полученные по решениям органов государственной власти и органов местного самоуправления некоммерческими организациями на ведение ими уставной деятельности. Положения данного подпункта распространяются на правоотношения, возникшие с 01.01.2010. П! ри этом необходимо учитывать, что право безвозмездного пользования государственным и муниципальным имуществом должно быть получено некоммерческими организациями безвозмездно на основании решений органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Учитывая изложенное, при заключении бюджетным учреждением договора безвозмездного пользования недвижимым имуществом, находящимся в собственности третьего лица (индивидуального предпринимателя), учет доходов в целях налогообложения прибыли производится в общем порядке.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 19 апреля 2010 г. N 03-03-06/4/43

Вопрос:

Имеет ли право банк взимать комиссионное вознаграждение за исполнение поручений по перечислению в бюджетную систему РФ следующих платежей от юридических и физических лиц: административных штрафов, уплачиваемых в соответствии с КоАП РФ, арендных платежей за землю и имущество и иных платежей, которые не являются налог! ами, сборами, соответствующими пенями и штрафами (например, штрафов за правонарушения в области дорожного движения)?

В п. 5 ст. 60 НК РФ отмечено, что правила ст. 60 НК РФ применяются также в отношении обязанности банков по исполнению поручений налоговых агентов, плательщиков сборов и распространяются на перечисление в бюджетную систему Российской Федерации сборов, пеней и штрафов.

Относится ли действие п. 5 ст. 60 НК РФ ко всем платежам в бюджетную систему РФ или только к платежам, регулируемым НК РФ?

Ответ:

Порядок осуществления банковских операций регулируется банковским законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 29 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности" комиссионное вознаграждение по операциям устанавливается кредитной организацией по соглашению с клиентами, если иное не предусмотрено федеральным законом. Кредитная организация не имеет права в одностороннем порядке изменять комиссионное вознаграждение, за искл! ючением случаев, предусмотренных федеральным законом или договором с клиентом.

Статьей 60 Налогового кодекса Российской Федерации установлены обязанности банков по исполнению поручений на перечисление налогов, сборов, соответствующих пеней и штрафов в бюджетную систему Российской Федерации. При этом плата за обслуживание по указанным операциям не взимается.

Указанное правило не распространяется на платежи в бюджетную систему Российской Федерации, которые не являются налогами, сборами, соответствующими пенями и штрафами, предусмотренными Налоговым кодексом Российской Федерации.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 15 апреля 2010 г. N 03-02-07/1-166

Вопрос:

Согласно п. 2.1 ст. 126 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" на сумму требований конкурсного кредитора, уполномоченного органа начисляются проценты в порядке и в размере, которые предусмотрены указанной статьей. П! роценты на сумму требований конкурсного кредитора, уполномоченного орга на, выраженную валюте Российской Федерации, начисляются в размере ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату открытия конкурсного производства. Подлежащие начислению и уплате в соответствии с указанной статьей проценты начисляются на сумму требований кредиторов каждой очереди с даты открытия конкурсного производства до даты погашения указанных требований должником.

Исходя из изложенного у банка - конкурсного кредитора появляется внереализационный доход в виде начисленных процентов на сумму требований конкурсного кредитора к должнику, которые банк учитывает в целях налога на прибыль согласно ст. 250 НК РФ.

Уплата начисленных процентов осуществляется одновременно с погашением требований кредиторов по денежным обязательствам и требований к должнику об уплате обязательных платежей в порядке очередности, установленной ст. 134 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ.

Банк создает резервы по сомнительным долгам. В ! соответствии с п. 2 ст. 266 НК РФ безнадежными долгами (долгами, нереальными ко взысканию) признаются те долги перед налогоплательщиком, по которым истек установленный срок исковой давности, а также те долги, по которым в соответствии с гражданским законодательством обязательство прекращено вследствие невозможности его исполнения, на основании акта государственного органа или ликвидации организации.

Сумма требований конкурсного кредитора отвечает требованиям п. 2 ст. 266 НК РФ как сумма задолженности, по которой в соответствии с гражданским законодательством обязательство прекращено вследствие невозможности его исполнения, на основании акта государственного органа.

Имеет ли право банк создавать резервы по сомнительным долгам в отношении сумм процентов, начисленных на требования конкурсного кредитора с даты открытия конкурсного производства, для целей налога на прибыль?

Ответ:

Статьей 126 Федерального закона о! т 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон N 127-ФЗ) предусмотрено, что с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства прекращается начисление процентов, неустоек (штрафов, пеней) и иных санкций за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей, за исключением текущих платежей, а также процентов, предусмотренных данной статьей.

Согласно п. 2.1 ст. 126 Закона N 127-ФЗ на сумму требований конкурсного кредитора, уполномоченного органа в размере, установленном в соответствии со ст. 4 Закона, начисляются проценты. Проценты на сумму требований конкурсного кредитора, уполномоченного органа, выраженную в валюте Российской Федерации, начисляются в размере ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату открытия конкурсного производства.

Уплата начисленных процентов осуществляется одновременно с пога шением требований кредиторов по денежным обязательствам и требований к! должнику об уплате обязательных платежей в порядке очередности, установленной ст. 134 Закона N 127-ФЗ.

Согласно п. 38 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 60 п. 2.1 ст. 126 Закона N 127-ФЗ предусматривает начисление в конкурсном производстве процентов на сумму требований конкурсного кредитора. Указанные проценты не являются текущими платежами и в силу прямого указания Закона удовлетворяются в специальном порядке. Поскольку эти проценты начисляются при расчетах с кредиторами непосредственно арбитражным управляющим, судебный акт об их начислении не выносится и в реестр требований кредиторов они не включаются.

С учетом этого проценты, начисляемые конкурсным управляющим на сумму требований конкурсного кредитора, должны рассматриваться для целей налогообложения прибыли как проценты.

В соответствии с п. 3 ст. 266 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в целях налогообложения прибыли банкам пре! доставлено право формировать резервы по сомнительным долгам в отношении задолженности, образовавшейся в связи с невыплатой процентов по долговым обязательствам, а также в отношении иной задолженности, т.е. в отношении текущей дебиторской задолженности.

Несмотря на то что указанные проценты не являются текущими платежами и удовлетворяются в специальном порядке, банки при наступлении условий, предусмотренных п. 3 ст. 266 Кодекса, могут формировать резервы по сомнительным долгам в отношении начисленных конкурсным управляющим процентов на сумму требований конкурсного кредитора.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 12 апреля 2010 г. N 03-03-06/2/73

Вопрос:

На основании генеральных соглашений банк заключает с другими кредитными организациями сделки купли-продажи иностранной валюты за другую иностранную валюту или валюту РФ.

В подтверждение заключения сделки стороны обмениваются с использованием электронных каналов связи (S.W.I.F.T) сообщениями, в которых изложены все существенные ус! ловия сделки: наименование и сумма покупаемой валюты; наименование и сумма продаваемой валюты; курс валюты; дата зачисления денежных средств в соответствующей валюте на счет стороны- получателя; платежные реквизиты сторон для осуществления платежей.

При наличии по заключенным срочным сделкам встречных однородных требований (обязательств) по поставке денежных средств, срок исполнения которых приходится на одну дату, стороны производят их взаимозачет (неттинг). Возможность осуществления сторонами взаимозачета предусмотрена генеральным соглашением. Условия проведения взаимозачета в каждом случае оговариваются сторонами и подтверждаются путем обмена соответствующими сообщениями по электронным каналам связи (S.W.I.F.T). По результатам неттинга у банка могут возникать убытки.

Вправе ли банк для целей налога на прибыль учитывать в составе расходов убытки по указанным сделкам?

Ответ:

Особенности налогообложения опера! ций с финансовыми инструментами срочных сделок предусмотрены ст. ст. 301 - 305 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).

Так, на основании п. 1 ст. 301 Кодекса финансовым инструментом срочной сделки признается договор, являющийся производным финансовым инструментом в соответствии с Федеральным законом "О рынке ценных бумаг".

Пунктом 2 указанной статьи установлено, что исполнением прав и обязанностей по операции с финансовыми инструментами срочных сделок является исполнение финансового инструмента срочных сделок либо путем поставки базисного актива, либо путем произведения окончательного взаиморасчета по финансовому инструменту срочных сделок, либо путем совершения участником срочной сделки операции, противоположной ранее совершенной операции с финансовым инструментом срочных сделок.

Обязательства по операции с финансовыми инструментами срочных сделок без ее переквалификации могут быть прекращены зачетом (взаимозачетом) однородных требован ий и обязательств. Однородными признаются в том числе требования по по! ставке имеющих одинаковый объем прав ценных бумаг одного эмитента, одного вида, одной категории (типа) или одного паевого инвестиционного фонда (для инвестиционных паев паевых инвестиционных фондов), а также требования по уплате денежных средств в той же валюте.

В соответствии с п. п. 3 и 3.2 ст. 301 Кодекса финансовые инструменты срочных сделок подразделяются на финансовые инструменты срочных сделок, обращающиеся на организованном рынке, и финансовые инструменты срочных сделок, не обращающиеся на организованном рынке.

Финансовые инструменты срочных сделок, условия которых предусматривают поставку базисного актива или заключение иного финансового инструмента срочных сделок, условия которого предусматривают поставку базисного актива, признаются поставочными срочными сделками, а финансовые инструменты срочных сделок, условия которых не предусматривают поставки базисного актива или заключения иного финансового инструмента срочных сделок, условия которых предусмат! ривают поставку базисного актива, расчетными срочными сделками.

Согласно положениям ст. 304 Кодекса налоговая база по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок, обращающимися на организованном рынке, и налоговая база по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок, не обращающимися на организованном рынке, исчисляются отдельно.

Убыток по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок, не обращающимися на организованном рынке, не уменьшает налоговую базу, определенную в соответствии со ст. 274 Кодекса (за исключением случаев, предусмотренных п. 5 ст. 304 Кодекса).

Убытки по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок, не обращающимися на организованном рынке, могут быть отнесены на уменьшение налоговой базы, образующейся по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок, не обращающимися на организованном рынке, в последующие налоговые периоды в порядке, установленном гл. 25 Кодекса (за исключением случаев, предусмотренных п. 5 ст. 304 Кодекса).

Банки вправе уменьшить налоговую ! базу, исчисленную в соответствии со ст. 274 Кодекса, на сумму убытка, полученного по операциям с поставочными срочными сделками, которые не обращаются на организованном рынке и базисным активом которых выступает иностранная валюта.

Учитывая изложенное, банк вправе относить на уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль убытки по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок, не обращающимися на организованном рынке, базисным активом которых выступает иностранная валюта, права (требования) по которым прекращены путем взаимозачета (частичного взаимозачета) требований, при условии, что первоначальными условиями таких сделок предусмотрена поставка базисного актива.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 12 апреля 2010 г. N 03-03-06/2/71

Вопрос:

В соответствии с п. 4 ст. 212 НК РФ материальная выгода не возникает при приобретении налогоплательщиком ценных бумаг по первой или второй части РЕПО при условии испол! нения сторонами обязательств по первой и второй частям РЕПО, а также в случае оформленного надлежащим образом прекращения обязательств по первой или второй части РЕПО по основаниям, отличным от надлежащего исполнения, в том числе зачетом встречных однородных требований, возникших из другой операции РЕПО.

В соответствии с Федеральным законом от 25.11.2009 N 281-ФЗ ст. 214.3 НК РФ, определяющая порядок налогообложения сделок РЕПО физических лиц, будет введена в действие только с 1 января 2011 г.

Каким образом в 2010 г. банк как налоговый агент должен осуществлять налогообложение НДФЛ доходов физлица, осуществившего сделку РЕПО, в случае если цена приобретения ценных бумаг была ниже рыночной?

Ответ:

С 1 января 2011 г. вступит в силу ст. 214.3 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), уточняющая порядок налогообложения доходов физических лиц, полученных от операций РЕПО.

В настоящее время гл . 23 Кодекса не содержит специальных положений, регулирующих налогообл! ожение операций РЕПО. В связи с этим сделка РЕПО для целей налогообложения налогом на доходы физических лиц рассматривается как две не связанные между собой операции по продаже и приобретению ценных бумаг.

Доходы от продажи ценных бумаг, получаемые физическим лицом в рамках таких операций, подлежат налогообложению в соответствии со ст. 214.1 Кодекса.

В случаях приобретения ценных бумаг по ценам ниже рыночных следует также руководствоваться соответствующими положениями ст. 212 Кодекса.

Пунктом 4 ст. 212 Кодекса установлено, что материальная выгода не возникает при приобретении налогоплательщиком ценных бумаг по первой или второй части РЕПО при условии исполнения сторонами обязательств по первой и второй частям РЕПО, а также в случае оформленного надлежащим образом прекращения обязательств по первой или второй части РЕПО по основаниям, отличным от надлежащего исполнения, в том числе зачетом встречных однородных требований, возникших из другой операции РЕП! О.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 8 апреля 2010 г. N 03-04-06/ 2-64

Вопрос:

Согласно п. 9 ст. 5 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности" перевод денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов относится к банковским операциям.

С 01.01.2010 согласно ст. 13.1 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности" кредитная организация вправе привлекать организацию, не являющуюся кредитной организацией, и индивидуального предпринимателя (далее - банковский платежный агент) для принятия от физлиц денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств физических лиц по оплате товаров (работ, услуг) или для зачисления на их банковский счет (далее - прием платежей физических лиц), для осуществления операций с использованием платежных карт.

Банк заключает договор об осуществлении деятельности по приему платежей физлиц, по условиям которого банковский платежный агент вправе от сво! его имени или от имени банка и за счет банка осуществлять прием платежей физлиц. Без заключения данного договора деятельность банковского платежного агента запрещена.

Для указанных целей банковские платежные агенты используют терминалы, банкоматы, а также принимают платежи наличными денежными средствами и посредством платежных карт.

Банковские платежные агенты всю поступившую выручку в рамках договора с банком обязаны сдать на свой специальный банковский счет.

Банковский платежный агент при приеме платежей физлиц вправе взимать вознаграждение в размере, определяемом соглашением между банковским платежным агентом и физлицом.

Все дальнейшие действия по исполнению поручения физлица, связанные с безналичным переводом денежных средств получателю платежа, передачей информации, а также, при необходимости, аннулированием и возвратом, осуществляются банком без участия агента.

Взаимоотношения банка и физлица регулируются соглашением между ними (офер! той), в котором указываются условия осуществления платежей, в том числе комиссия за осуществление платежа, подлежащая перечислению физлицом. Указанная комиссия за расчетную операцию банка вносится физлицом банковскому платежному агенту одновременно с платежом и передается последним в банк полностью вместе с платежом.

Ответственность перед физлицом по исполнению его обязательств перед получателем возникает у банка с момента передачи денежных средств банковскому платежному агенту. Банковский платежный агент при приеме платежей физлиц обязан обеспечить предоставление физлицу-плательщику информации о размере уплачиваемого вознаграждения в случае взимания вознаграждения, а также видах и размерах иных расходов, связанных с осуществлением приема платежей физлиц.

Облагается ли НДС комиссия, уплачиваемая физлицом банку при приеме платежа в офисах и терминалах банковского платежного агента, за осуществление расчетной операции по переводу денежных средств получателю?

Облагается ли НДС вознаграждение банковского платежного агента, пол! учаемое им от банка, за прием платежей, предусмотренное заключенным между банком и агентом договором?

Облагается ли НДС комиссия, получаемая банковским платежным агентом от физлица, если она не предусмотрена в договоре между банком и агентом?

Облагается ли НДС вознаграждение, уплачиваемое физлицом банковскому платежному агенту за прием платежей, предусмотренное заключенным между банком и агентом договором?

Ответ:

Согласно пп. 3 п. 3 ст. 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) и п. 9 ст. 5 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности" не подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость банковские операции (за исключением инкассации), в том числе осуществление переводов денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов, в случае если такие операции осуществляются банками.

Пунктом 7 ст. 149 и п. 2 ст. 156 Кодекса пред! усмотрено, что в отношении услуг, оказываемых на основе договоров поруч ения, комиссии или агентских договоров и связанных с реализацией товаров (работ, услуг), не подлежащих налогообложению налогом на добавленную стоимость в соответствии со ст. 149 Кодекса, освобождение от налогообложения этим налогом не применяется, за исключением посреднических услуг по реализации товаров (работ, услуг), указанных в п. 1, пп. 1 и 8 п. 2 и пп. 6 п. 3 ст. 149 Кодекса. Таким образом, освобождение от налога на добавленную стоимость посреднических услуг при реализации услуг, поименованных в вышеуказанном пп. 3 п. 3 ст. 149 Кодекса, не установлено.

Согласно ст. 13.1 вышеуказанного Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 в редакции, действующей с 1 января 2010 г., кредитная организация вправе привлекать организацию, не являющуюся кредитной организацией, и индивидуального предпринимателя (далее - банковский платежный агент) для принятия от физических лиц денежных средств, направленных органам государственной власти, органам местного самоуправления и бюджетны! м учреждениям, находящимся в их ведении, в рамках выполнения ими функций, установленных законодательством Российской Федерации, а также на исполнение денежных обязательств физических лиц по оплате товаров (работ, услуг) или для зачисления на их банковский счет (далее - прием платежей физических лиц). При этом для осуществления приема платежей физических лиц банковский платежный агент должен заключить с кредитной организацией договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц, по условиям которого банковский платежный агент вправе от своего имени или от имени кредитной организации и за счет кредитной организации осуществлять прием платежей физических лиц.

Таким образом, оказание услуг по приему платежей физических лиц осуществляется банковским платежным агентом на основании посреднического договора. В связи с этим вознаграждение, получаемое банковским платежным агентом от кредитной организации в рамках исполнения договора, предусматривающего прием! платежей физических лиц, подлежит налогообложению налогом на добавленную стоимость.

Что касается вознаграждений, получаемых банковским платежным агентом от физических лиц за услуги по приему платежей, а также по безналичному переводу банками этих платежей на банковские счета поставщиков, реализующих этим физическим лицам товары (работ, услуги), то суммы таких вознаграждений освобождаются от налогообложения налогом на добавленную стоимость на основании пп. 5 п. 3 ст. 149 Кодекса, согласно которому от налогообложения налогом на добавленную стоимость освобождается осуществление отдельных банковских операций организациями, имеющими право в соответствии с законодательством Российской Федерации совершать их без лицензии Центрального банка Российской Федерации. В случае если вознаграждения, получаемые банковским платежным агентом от физических лиц при приеме платежей этих лиц, не являются оплатой услуг по приему платежей, то суммы таких вознаграждений подлежат налогообложен ию налогом на добавленную стоимость в общеустановленном порядке.

!

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 31 марта 2010 г. N 03-07-05/15


 Купить систему КонсультантПлюс

По статистике пользователь КонсультантПлюс тратит на поиск нужной ему информации от нескольких десятков секунд до 1 минуты - за это время можно открыть систему и найти нужный документ или описание интересующей вас ситуации.

Доставка и работа по установке БЕСПЛАТНО.



Все права защищены © 2010 ЗАО "Консультант Плюс"
тел. +7(495)956-8283, +7(495)787-9292
mailto:contact@consultant.ru
http://www.consultant.ru/

Выпуски за другие дни

Информация предоставлена компанией "Консультант Плюс", являющейся разработчиком одноименных справочных правовых систем. Общероссийская Сеть распространения правовой информации КонсультантПлюс объединяет 300 региональных информационных центров, которые занимаются поставкой систем и передачей информации пользователям в 150 городах России. На специализированном правовом сервере: http://www.consultant.ru/ можно получить бесплатный доступ к большому массиву актуальной справочной правовой информации, а также узнать подробнее о программных продуктах и услугах Сети КонсультантПлюс, о ее структуре и деятельности, скачать демонстрационные версии профессиональных систем.


В избранное