Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

КонсультантПлюс: Вопросы и Ответы Выпуск от 20.04.2010


Вопросы и ответы

КонсультантПлюс Консультации по бухучету и налогообложению
Выпуск от 20.04.2010

Обзоры законодательства | Интернет-версия КонсультантПлюс | Финансовые консультации | Подписаться

Подборка по материалам информационного банка "Финансист" системы КонсультантПлюс. Составитель Каширская Е.В.

Вопрос:

Федеральный закон от 25.11.2009 N 281-ФЗ, вступивший в силу с 01.01.2010, внес изменения в п. 11 ст. 250 и пп. 5 п. 1 ст. 265 НК РФ в части отмены переоценки полученных и выданных авансов, выраженных в иностранной валюте. При этом п. 8 ст. 271 и п. 10 ст. 272 НК РФ остались без изменений.

Вправе ли организация с 01.01.2010 в целях исчисления налога на прибыль при реализации или приобретении активов, стоимость которых выражена в иностранной валюте, действовать следующим образом:

1) при получении/выдаче аванса курсовую разницу с аванса на последнее число отчетного периода не рассчитывать (до момента перехода права собственности);

2) доходы/расходы (доход от реализации актива/первоначальная стоимость актива) определять по курсу на дату признания дохода/расхода (по дате перехода права собственности);

3) в момент признания дохода/расхода (реализации актива/принятия к учету актива) рассчитывать ку! рсовую разницу с обязательства (требования) по оплате (в размере, определяемом исходя из величины аванса и разницы между курсом на дату выдачи/получения аванса и курсом на дату перехода права собственности)?

Ответ:

Федеральным законом от 25.11.2009 N 281-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", вступившим в силу с 01.01.2010, внесены изменения в п. 11 ст. 250 и пп. 5 п. 1 ст. 265 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), касающиеся отмены переоценки полученных и выданных авансов, выраженных в иностранной валюте.

Так, на основании п. 11 ст. 250 и пп. 5 п. 1 ст. 265 Кодекса в составе доходов (расходов) налогоплательщиков для целей налогообложения прибыли организаций учитываются положительные (отрицательные) курсовые разницы, возникающие от переоценки имущества в виде валютных ценностей (за исключение! м ценных бумаг, номинированных в иностранной валюте) и требований (обязательств), стоимость которых выражена в иностранной валюте (за исключением авансов выданных (полученных)), в том числе по валютным счетам в банках, проводимой в связи с изменением официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации.

Из положений п. 8 ст. 271 и п. 10 ст. 272 Кодекса следует, что доходы (расходы), выраженные в иностранной валюте, для целей налогообложения пересчитываются в рубли по официальному курсу, установленному Центральным банком РФ на дату признания соответствующего дохода (расхода).

Таким образом, с 1 января 2010 г. при получении организацией аванса в иностранной валюте дохода в виде положительной курсовой разницы, так же как и расхода в виде отрицательной курсовой разницы, в целях исчисления налога на прибыль у нее не возникает.

С учетом изложенного стоимость имущества, оплаченного в иностран ной валюте путем предварительной (до фактической поставки) и последующ! ей (после фактической поставки) оплаты, может определяться по курсу Центрального банка Российской Федерации, действовавшему на дату перечисления аванса (даты перечисления авансов, если предварительная оплата осуществлялась в несколько этапов) в части, приходящейся на предварительную оплату, и на дату перехода права собственности в части последующей оплаты.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 2 апреля 2010 г. N 03-03-06/1/215

Вопрос:

Организация (ООО) является членом саморегулируемой организации (СРО) некоммерческого партнерства. Вправе ли организация в целях исчисления налога на прибыль учитывать расходы по уплате взносов в компенсационный фонд саморегулируемой организации единовременно в размере фактических затрат?

Какие документы необходимо оформить для подтверждения внесения взносов в компенсационный фонд саморегулируемой организации? Организации полагает, что необходимо заключить договор о внесении взносов в! компенсационный фонд СРО.

СРО считает, что перечисление взносов в компенсационный фонд производится на основании счета, предъявленного СРО, и договор для этого заключать не надо.

Ответ:

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 01.12.2007 N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях" (далее - Закон N 315-ФЗ) саморегулируемыми организациями признаются некоммерческие организации, основанные на членстве, объединяющие субъектов предпринимательской деятельности исходя из единства отрасли производства товаров (работ, услуг) или рынка произведенных товаров (работ, услуг) либо объединяющие субъектов профессиональной деятельности определенного вида. Саморегулируемой организацией признается некоммерческая организация, созданная в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", только при условии ее соответствия всем установленным Законом N 315- ФЗ требованиям.

Статьями 55.2 и 55.3 Градостроительного код! екса установлено, что саморегулируемые организации - это организации, созданные в форме некоммерческого партнерства, основанные на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания, подготовку проектной документации, осуществляющих строительство.

Положениями ст. ст. 55.6 и 55.7 Градостроительного кодекса установлено требование об уплате вступительного взноса и взноса в компенсационный фонд, а также регулярных членских взносов для лиц, принятых в члены саморегулируемой организации.

Исходя из положений ст. 55.8 Градостроительного кодекса к осуществлению работ по инженерным изысканиям, архитектурно-строительному проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту основных средств, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства, допускаются организации, являющиеся членами саморегулируемой организации, уплатившие вступительный взнос, взнос в компенсационный фонд, а также уплачивающие регулярные членские взносы.

Подпунктом! 29 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы налогоплательщика в виде взносов, вкладов и иных обязательных платежей, уплачиваемых некоммерческими организациями, если уплата таких взносов, вкладов и иных обязательных платежей является условием для осуществления деятельности налогоплательщиками - плательщиками таких взносов, вкладов или иных обязательных платежей.

Расходы в виде уплаты вступительных, членских взносов, а также взносов в компенсационный фонд саморегулируемой организации для целей налогообложения прибыли признаются в налоговом учете единовременно в соответствии с нормами пп. 3 п. 7 ст. 272 Кодекса.

В соответствии с п. 1 ст. 252 Кодекса расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 Кодекса, - убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Под обоснованными расходам и понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена! в денежной форме.

Под документально подтвержденными расходами подразумеваются затраты, подтвержденные в том числе документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Подтвердить осуществленные расходы организация может следующими документами:

- копиями свидетельств о членстве в саморегулируемой организации;

- платежными поручениями на перечисление взносов;

- счетами и другими документами, выданными саморегулируемой организацией.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 1 апреля 2010 г. N 03-03-06/1/207

Вопрос:

Организация, применяющая УСН с объектом налогообложения "доходы, уменьшенные на величину расходов", в 2009 г. осуществляла разработку программного обеспечения и консультирование в этой области. В 2009 г. для организации ставка налога, уплачиваемого в связи с применением УСН, составляла 5% (на основании закона области, устанавливающего дифференцированны! е налоговые ставки отдельным категориям налогоплательщиков, применяющим УСН). С 2010 г. организация начала заниматься вторым видом деятельности - розничной торговлей периодическими изданиями (журналами). Этот вид деятельности не поименован в указанном законе.

Таким образом, организация подпадает под несколько категорий налогоплательщиков, в отношении которых законом субъекта РФ установлены дифференцированные ставки налога, уплачиваемого в связи с применением УСН, в пределах от 5 до 15 процентов. Вправе ли организация в 2010 г. применять наименьшую из налоговых ставок, предусмотренных законом субъекта РФ для таких категорий налогоплательщиков? В каком порядке исчисляется налоговая база по УСН и учитываются соответствующие расходы?

Ответ:

В соответствии с п. 26 ст. 2 Федерального закона от 26.11.2008 N 224-ФЗ "О внесении изменений в часть первую, часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" ст. 346.20 Налогового кодекса Россий! ской Федерации (далее - Кодекс) дополнена п. 2, предусматривающим, что законами субъектов Российской Федерации могут быть установлены дифференцированные налоговые ставки в пределах от 5 до 15 процентов в зависимости от категорий налогоплательщиков. При этом Кодексом не определено содержание понятия "категория налогоплательщиков".

Вместе с тем из сущности этого понятия следует, что в каждой конкретной категории налогоплательщиков отражаются наиболее общие признаки и существенные свойства, характерные только для соответствующей совокупности налогоплательщиков. Так, например, к таким признакам можно отнести виды экономической деятельности, продукции, услуг, категории субъектов малого (включая микропредприятия) и среднего предпринимательства, осуществление деятельности на удаленных, малозаселенных, депрессивных в экономическом развитии территориях.

Такие признаки (свойства) должны быть сформулированы в акте законодательства субъектов Российской Федерации о налогах! и сборах таким образом, чтобы не допускалось их произвольное толкование и налоговые органы имели возможность проверки на предмет соответствия налогоплательщика установленной категории.

Главой 26.2 "Упрощенная система налогообложения" Кодекса не предусмотрено применение одним налогоплательщиком нескольких налоговых ставок, установленных для отдельных категорий налогоплательщиков.

Также в Кодексе не указан механизм учета доходов и расходов, а также их распределения для целей исчисления налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, при применении налогоплательщиком разных налоговых ставок.

Налогоплательщик, находящийся на упрощенной системе налогообложения с объектом налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину расходов, и обладающий признаками нескольких категорий налогоплательщиков, при применении закона субъекта Российской Федерации, предусматривающего различные налоговые ставки для таких ка тегорий налогоплательщиков, вправе применять наименьшую из этих налого! вых ставок.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 29 марта 2010 г. N 03-11-06/2/44

Вопрос:

По результатам формирования налоговой декларации по налогу на прибыль за 2008 г. ЗАО была определена налогооблагаемая база и начислен налог на прибыль. В январе 2010 г. были получены первичные документы, подтверждающие расходы, которые относятся к налоговому периоду 2008 г. Расходы экономически обоснованны и соответствуют критериям ст. 252 НК РФ. Таким образом, в текущем периоде выявлены расходы, относящиеся к прошлому налоговому периоду.

Согласно абз. 3 п. 1 ст. 54 НК РФ в редакции Федерального закона от 26.11.2008 N 224-ФЗ в случае, когда допущенные ошибки (искажения), относящиеся к прошлым налоговым периодам, выявленные в текущем налоговом периоде, привели к излишней уплате налога, налогоплательщик вправе провести соответствующий перерасчет налоговой базы и уменьшить сумму налога в налоговом (отчетном) периоде, в котором ! выявлены такие ошибки (искажения).

Вправе ли ЗАО при исчислении налога на прибыль на основании абз. 3 п. 1 ст. 54 НК РФ учесть в качестве расходов за 2010 г. документально подтвержденные и экономически обоснованные расходы, относящиеся к 2008 г.?

Ответ:

В соответствии с абз. 3 п. 1 ст. 54 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщик вправе провести перерасчет налоговой базы и суммы налога за налоговый (отчетный) период, в котором выявлены ошибки (искажения), относящиеся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, которые привели к излишней уплате налога.

Из вопроса следует, что ошибки (искажения) при определении налоговой базы и суммы налога на прибыль организаций, допущенные в 2008 г. и выявленные в текущем налоговом периоде, привели к излишней уплате налога.

Таким образом, с учетом абз. 3 п. 1 ст. 54 Кодекса перерасчет налоговой базы и суммы указанного налога может быть произведен за налоговый период, в котором выявлены ошибки (искажения).

!

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 29 марта 2010 г. N 03-02-07/1-131

Вопрос:

ЗАО и его обособленные подразделения состоят на учете в межрегиональной инспекции ФНС по налогам и сборам. ЗАО присвоено два кода постановки на учет: на основании свидетельства о постановке на учет и уведомления о постановке на учет. Обособленные подразделения ЗАО не имеют отдельного баланса и расчетного счета, заработная плата работникам начисляется и выплачивается головной организацией. ЗАО производит уплату исчисленной и удержанной суммы НДФЛ как по месту своего нахождения, так и по месту нахождения обособленного подразделения. В течение налогового периода некоторые работники ЗАО в силу производственной необходимости (замена работника на период болезни, отпуска и т.д.) переходят из обособленного подразделения в головную организацию. В каком порядке ЗАО следует уплачивать НДФЛ и представлять сведения о доходах работников?

Ответ:

В соответствии с п. 1 ст. 226 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) российские организации, индивидуальные предприниматели, нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, а также обособленные подразделения иностранных организаций в Российской Федерации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, указанные в п. 2 данной статьи Кодекса, обязаны удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога, исчисленную в соответствии со ст. 224 Кодекса. Указанные лица являются налоговыми агентами.

Согласно п. 7 ст. 226 Кодекса совокупная сумма налога, исчисленная и удержанная налоговым агентом у налогоплательщика, в отношении которого он признается источником дохода, уплачивается по месту учета налогового агента в налоговом органе.

Налоговые агенты - российские организации, указанные в п. 1 ст. 226 Кодекса, имеющие обособленные подразделения, обязаны перечислять исчисленные и удержанные суммы налога в бюджет ка! к по месту своего нахождения, так и по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по месту нахождения обособленного подразделения, определяется исходя из суммы дохода, подлежащего налогообложению, начисляемого и выплачиваемого работникам этих обособленных подразделений.

Таким образом, суммы налога на доходы физических лиц, исчисленного и удержанного с доходов работников обособленного подразделения, должны быть перечислены в налоговые органы по месту учета соответствующего обособленного подразделения независимо от того, имеет оно отдельный баланс или нет.

При этом уплата налога на доходы физических лиц с доходов, полученных сотрудниками обособленного подразделения, не имеющего отдельного баланса, производится головной организацией.

Пунктом 2 ст. 230 Кодекса установлено, что налоговые агенты представляют сведения о доходах физических лиц в налоговый орган по месту своего учета.

Обяза! нность налоговых агентов представлять сведения о доходах физических лиц в налоговый орган по месту своего учета корреспондирует с обязанностью налоговых агентов уплачивать совокупную сумму налога, исчисленную и удержанную налоговым агентом у налогоплательщика, в отношении которого он признается источником выплаты дохода, по месту учета налогового агента в налоговом органе.

Таким образом, сведения о доходах физических лиц - работников обособленных подразделений должны быть представлены в налоговый орган по месту нахождения обособленного подразделения, в который производится перечисление налога на доходы физических лиц с доходов таких работников обособленных подразделений.

В случае когда работник организации в течение месяца работает и в обособленном подразделении, и в головной организации, налог на доходы физических лиц с доходов такого работника должен перечисляться в соответствующие бюджеты и по месту нахождения обособленного подразделения, и по месту нахождения головной организации с учетом отработанного времени.

Сведения! о доходах такого работника должны быть представлены соответственно и в налоговый орган по месту нахождения обособленного подразделения, и в налоговый орган по месту нахождения головной организации, в которые были произведены перечисления налога на доходы физических лиц, исчисленного и удержанного из дохода работника за работу в обособленном подразделении и за работу в головной организации.

Кроме того, в соответствии со ст. 57 Трудового кодекса Российской Федерации обязательным для включения в трудовой договор условием является, в частности, место работы, а в случае, когда работник принимается для работы в филиале, представительстве или ином обособленном структурном подразделении организации, расположенном в другой местности, - место работы с указанием обособленного структурного подразделения и его местонахождения.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 29 марта 2010 г. N 03-04-06/55

Вопрос:

В соответствии с п. 1 с! т. 42 Федерального закона "Об акционерных обществах" дивиденды могут быть выплачены обществом акционеру деньгами, а в случаях, предусмотренных уставом общества, - иным имуществом. В понятие "имущество", помимо различных вещей, имущественных и иных прав, имеющих денежную оценку, включаются, в частности, акции и иные ценные бумаги.

Согласно положениям налогового законодательства, устанавливающим особенности определения налоговой базы по операциям с ценными бумагами, акционерное общество обязано определять налоговую базу по операциям с ценными бумагами в случае реализации или иного выбытия ценных бумаг (п. 2 ст. 280 НК РФ).

Налоговым законодательством не установлено, что следует понимать под термином "иное выбытие". Таким образом, под иным выбытием можно понимать и передачу акционерным обществом сторонней организации ценных бумаг, которыми акционерное общество выплачивает дивиденды своим акционерам.

При осуществлении вышеуказанной операции акционерному обще ству могут быть предъявлены налоговые требования самостоятельно опреде! лить налоговую базу, исчислить и уплатить в бюджет налог на прибыль по аналогии со сделкой реализации ценных бумаг.

Является ли передача налогоплательщиком ценных бумаг сторонней организации в счет выплаты акционерам дивидендов имуществом сделкой, формирующей помимо необходимости расчета налога на доходы в виде дивидендов обязанность налогоплательщика определить налоговую базу и заплатить налог на прибыль с самой операции выбытия ценных бумаг как с "иного выбытия" в соответствии с п. 2 ст. 280 НК РФ?

Ответ:

В соответствии с п. 1 ст. 42 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" общество обязано выплатить объявленные по акциям каждой категории (типа) дивиденды. Дивиденды выплачиваются деньгами, а в случаях, предусмотренных уставом общества, - иным имуществом.

При определении порядка налогового учета при выплате акционерным обществом дивидендов ценными бумагами сторонней организации н! еобходимо учитывать следующее.

В соответствии со ст. 280 Кодекса основанием для включения доходов и расходов по операциям с ценными бумагами в налоговую базу по налогу на прибыль организаций является реализация или иное выбытие ценных бумаг (в том числе погашение). В соответствии с п. 2 ст. 280 Кодекса доходы налогоплательщика от операций по реализации или иного выбытия ценных бумаг (в том числе погашения) определяются исходя из цены реализации или иного выбытия ценной бумаги, а также суммы накопленного процентного (купонного) дохода, уплаченной покупателем налогоплательщику, и суммы процентного (купонного) дохода, выплаченной налогоплательщику эмитентом (векселедателем). При этом в доход налогоплательщика от реализации или иного выбытия ценных бумаг не включаются суммы процентного (купонного) дохода, ранее учтенные при налогообложении.

В случае выплаты дивидендов ценными бумагами под ценой выбытия ценных бумаг следует понимать размер дивидендов, установленный в решении общего собрания акционеров, подлежащий выплате в пользу соотв! етствующего акционера.

При этом фактическая цена сделки реализации или иного выбытия ценных бумаг признается рыночной для целей налогообложения прибыли в порядке, установленном ст. 280 Кодекса.

Расходы при реализации (или ином выбытии) ценных бумаг, в том числе инвестиционных паев паевого инвестиционного фонда, определяются исходя из цены приобретения ценной бумаги (включая расходы на ее приобретение), затрат на ее реализацию, размера скидок с расчетной стоимости инвестиционных паев, суммы накопленного процентного (купонного) дохода, уплаченной налогоплательщиком продавцу ценной бумаги. При этом в расход не включаются суммы накопленного процентного (купонного) дохода, ранее учтенные при налогообложении.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 26 марта 2010 г. N 03-03-06/1/198

Вопрос:

Согласно трудовому договору ООО выплачивает работнику пособие в случае временной утраты трудоспособности, в том числе по береме! нности и родам, в размере, установленном законодательством Российской Федерации. Если размер пособия меньше должностного оклада работника, рассчитанного исходя из количества рабочих дней, приходящихся на период временной нетрудоспособности, то ООО доплачивает работнику разницу между должностным окладом работника, рассчитанным исходя из количества рабочих дней, приходящихся на период временной нетрудоспособности, и величиной пособия за данный период. Указанная доплата производится за 30 дней временной нетрудоспособности в течение календарного года и за весь период отпуска по беременности и родам.

Правомерно ли в данном случае учитывать в составе расходов на оплату труда для целей исчисления налога на прибыль суммы указанных выше доплат работникам до должностного оклада в случае временной утраты трудоспособности, в том числе в связи с беременностью и родами?

В соответствии со ст. 24 Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ п. 15 ст. 255 НК РФ признан утратившим силу.

Имеет ли право организация с 01.01.2010 учитывать в расх! одах по налогу на прибыль доплату работникам до должностного оклада при временной утрате трудоспособности в соответствии с п. 25 ст. 255 НК РФ?

Ответ:

В соответствии с положениями ст. 255 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства Российской Федерации, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.

Статьей 24 Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ п. 15 ст. 255 Кодекса признан утратившим силу.

Налогоплательщик имеет право учесть сумму доплаты работнику до фактического заработка на период временной утр! аты трудоспособности и отпуска по беременности и родам в составе расход ов, уменьшающих налогооблагаемую прибыль, в соответствии с положениями п. 25 ст. 255 Кодекса, т.е. как другие виды расходов, произведенных в пользу работника, предусмотренных трудовым договором и (или) коллективным договором.

Кроме того, отнесение работодателем сумм вышеуказанных доплат к расходам при исчислении налога на прибыль возможно только в случае, если такие доплаты предусмотрены трудовыми и (или) коллективными договорами согласно ст. 255 Кодекса.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 25 марта 2010 г. N 03-03-06/1/187

Вопрос:

В октябре 2008 г. ООО приобрело имущество, бывшее ранее в употреблении. Цены на указанное имущество по договору купли-продажи были установлены на основании заключения независимого оценщика с учетом фактического износа и рыночной стоимости. В результате ООО приобрело производственное оборудование, сооружения, коммуникации, объекты недвижимости и транспортные средства, стоимость отдельны! х единиц которых не превышала 20 000 руб. Кроме того, большая часть указанного имущества была полностью самортизирована у предыдущего собственника.

Согласно ПБУ 6/01 активы, в отношении которых выполняются условия, предусмотренные в п. 4 указанного Положения, и стоимостью в пределах лимита, установленного в учетной политике организации, но не более 20 000 руб. за единицу, могут отражаться в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности в составе материально-производственных запасов.

В налоговом учете "стоимостный" критерий также является основным для отнесения объекта к амортизируемому имуществу.

В учетной политике ООО указанный лимит для целей бухгалтерского и налогового учета установлен в размере 20 000 руб.

То есть в данной ситуации получается, что согласно требованиям ведения бухгалтерского и налогового учета часть приобретенного имущества отражается в составе основных средств, а другая часть в виде производственного оборудования, сооружений! , коммуникаций, объектов недвижимости и транспортных средств стоимостью менее 20 000 руб. должна быть учтена в составе МПЗ и единовременно списана на затраты.

Однако, в связи с тем что приобретенное имущество было в употреблении и имеет высокий уровень износа, требуется его дальнейшая реконструкция и модернизация.

Каким образом ООО должно учесть для целей налога на прибыль указанные объекты и расходы на их реконструкцию, модернизацию и капремонт?

Есть ли у ООО основания, несмотря на "стоимостный" критерий, учитывать данное производственное оборудование и транспортные средства стоимостью менее 20 000 руб. в составе основных средств, дабы сохранить экономическую сущность указанных объектов и единообразие учета объектов, относящихся к одному виду имущества?

Ответ:

Пунктом 1 ст. 256 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) амортизируемым имуществом признаются имущество, результаты интеллектуа льной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности, кото! рые находятся у налогоплательщика на праве собственности (если иное не предусмотрено гл. 25 НК РФ), используются им для извлечения дохода и стоимость которых погашается путем начисления амортизации. Амортизируемым имуществом признается имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 20 000 руб.

Расходы на приобретение основных средств первоначальной стоимостью менее 20 000 руб. учитываются для целей налогообложения прибыли в соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ. Стоимость такого имущества включается в состав материальных расходов в полной сумме по мере ввода его в эксплуатацию.

В соответствии с п. 2 ст. 257 НК РФ первоначальная стоимость основных средств изменяется в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации соответствующих объектов и по иным аналогичным основаниям.

Учитывая изложенное, расходы на модернизацию основных средств первон! ачальной стоимостью менее 20 000 руб., стоимость которых списана для це лей налогообложения единовременно в составе материальных расходов, также подлежат включению в состав текущих расходов налогового (отчетного) периода. Экономически обоснованные и документально подтвержденные расходы на модернизацию (реконструкцию, техническое перевооружение) такого имущества могут быть в полном объеме учтены для целей налогообложения прибыли в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 25 марта 2010 г. N 03-03-06/1/173

Вопрос:

В целях оптимизации расходов организация арендует у физлиц жилые помещения (квартиры) в населенных пунктах, в которые регулярно направляет своих работников в командировки. Данные квартиры используются для проживания работников в период их служебной командировки.

Проведенный организацией анализ стоимости рынка гостиничных услуг и стоимости найма жилого помещения в частном секторе показал, что в случае проживания коман! дируемых работников в гостиницах, а не в арендуемых квартирах расходы на оплату услуг гостиниц были бы в несколько раз больше, чем арендная плата за весь период срока действия договора аренды квартиры. Таким образом, расходы организации на аренду квартир экономически оправданны, обоснованны и документально подтверждены.

По условиям договора аренды арендные платежи за пользование квартирой уплачиваются арендодателю независимо от факта проживания в квартире работников общества. В течение срока действия аренды имеются периоды, когда в указанных квартирах никто не проживает.

Правомерно ли отнесение расходов в виде суммы арендной платы, уплачиваемой арендодателю по договору аренды квартиры, к расходам, учитываемым в целях налога на прибыль? Если правомерно, то в какой части - всю сумму арендной платы, предусмотренную договором, либо только за тот период, когда квартира фактически использовалась для проживания в ней командированных работников? Какие документы являют! ся документальным подтверждением затрат по арендной плате?

Ответ:

Подпункт 12 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) предусматривает в составе расходов на командировки такой вид расходов, как затраты на наем жилого помещения.

Таким образом, расходы по аренде жилого помещения, предназначенного для проживания в нем командированных работников, могут учитываться в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией.

При этом согласно п. 1 ст. 252 НК РФ в целях гл. 25 НК РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты.

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответс твии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государст! ве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Учитывая изложенное, указанные расходы учитываются в той части, когда в арендуемом жилом помещении проживали командированные работники организации, на основании документов, косвенно подтверждающих факт пребывания в нем данных работников. Такими документами являются командировочное удостоверение, проездные документы и др.

Расходы в виде арендной платы за наем жилого помещения за время, когда помещение не использовалось, не могут быть признаны в целях налогообложения прибыли.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 25 марта 2010 г. N 03-03-06/1/178

Вопрос:

Вправе ли организ ация, применяющая ЕСХН, включить в состав расходов соответствующего периода стоимость приобретенной, оплаченной и принятой на учет на основании первичных документов сельскохозяйственной техники - комбайна (основного средства), которая фактически введена в эксплуатацию по акту (форма N ОС-1), но не зарегистрирована в органах гостехнадзора?

Ответ:

В соответствии с пп. 1 п. 2 ст. 346.5 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщики единого сельскохозяйственного налога при определении объекта налогообложения уменьшают полученные доходы, в частности, на расходы на приобретение основных средств (с учетом положений п. 4 и абз. 6 пп. 2 п. 5 вышеуказанной статьи Кодекса).

Согласно п. 4 ст. 346.5 Кодекса расходы на приобретение основных средств, которые приобретены в период применения единого сельскохозяйственного налога, учитываются с момента ввода этих основных средств в эксплуатацию. При этом в т! ечение налогового периода данные расходы принимаются равными долями.

Основные средства, права на которые подлежат государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации, учитываются в расходах в соответствии с вышеуказанной статьей Кодекса с момента документально подтвержденного факта подачи документов на регистрацию указанных прав.

Исходя из положений ст. 130 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) автотранспортное средство является движимой вещью. В соответствии с п. 2 ст. 164 Гражданского кодекса государственной регистрации сделок с движимым имуществом не требуется, кроме предусмотренных законом случаев. Необходимость регистрировать сделки с транспортными средствами, а также право собственности на транспортные средства законодательством не установлена. Постановление Правительства Российской Федерации от 12.08.1994 N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов само! ходной техники на территории Российской Федерации" регулирует порядок регистрации самого автотранспортного средства в государственных органах.

Исходя из этого при приобретении в период применения единого сельскохозяйственного налога транспортного средства, в частности комбайна, расходы на его приобретение при определении объекта налогообложения учитываются в течение налогового периода, в котором произошел ввод его в эксплуатацию и произведена оплата данного комбайна, независимо от периода регистрации его в органах государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 25 марта 2010 г. N 03-11-06/1/09


 Купить систему КонсультантПлюс

В справочной правовой системе КонсультантПлюс есть вся необходимая информация для бухгалтера и юриста. Благодаря постоянному обновлению информация в системе всегда актуальна.

Поэтому, приобретая систему КонсультантПлюс, вы экономите время, деньги и получаете надежного помощника.



Все права защищены © 2010 ЗАО "Консультант Плюс"
тел. +7(495)956-8283, +7(495)787-9292
mailto:contact@consultant.ru
http://www.consultant.ru/

Выпуски за другие дни

Информация предоставлена компанией "Консультант Плюс", являющейся разработчиком одноименных справочных правовых систем. Общероссийская Сеть распространения правовой информации КонсультантПлюс объединяет 300 региональных информационных центров, которые занимаются поставкой систем и передачей информации пользователям в 150 городах России. На специализированном правовом сервере: http://www.consultant.ru/ можно получить бесплатный доступ к большому массиву актуальной справочной правовой информации, а также узнать подробнее о программных продуктах и услугах Сети КонсультантПлюс, о ее структуре и деятельности, скачать демонстрационные версии профессиональных систем.


В избранное