Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

КонсультантПлюс: Вопросы и Ответы Выпуск от 19.02.2010


Вопросы и ответы

КонсультантПлюс Консультации по бухучету и налогообложению
Выпуск от 19.02.2010

Обзоры законодательства | Интернет-версия КонсультантПлюс | Финансовые консультации | Подписаться

 Купить систему КонсультантПлюс

По статистике пользователь КонсультантПлюс тратит на поиск нужной ему информации от нескольких десятков секунд до 1 минуты - за это время можно открыть систему и найти нужный документ или описание интересующей вас ситуации.

Доставка и работа по установке БЕСПЛАТНО.


Подборка по материалам информационного банка "Финансист" системы КонсультантПлюс. Составитель Каширская Е.В.

Вопрос:

Организация, эксплуатирующая здание торгового центра, арендует земельный участок возле торгового центра под парковку автомобилей клиентов этого торгового центра. В целях привлечения большего количества клиентов в торговый центр плата за парковку автомобилей у торгового центра не взимается. Но в связи с участившимися случаями занятия на целый рабочий день парковочных мест возле торгового центра автомобилями лиц, работающих в соседних с торговым центром зданиях (до половины парковочных мест за день), руководство организации рассматривает вопрос о взимании фиксированного (не зависящего от времени пребывания автомобиля) штрафа за пребывание автомобиля на парковке возле торгового центра более 2,5 - 3 часов.

Является ли взимание фиксированного штрафа за пребывание автомобиля на парковке возле торгового центра свыше установленного лимита времени нахождения автомобиля на парковке деятельностью по оказанию услуг по предо! ставлению во временное владение (в пользование) мест для стоянки автотранспортных средств, а также по хранению автотранспортных средств на платных стоянках и подлежит ли организация переводу на уплату ЕНВД в отношении данного вида деятельности, учитывая, что договоры на хранение автотранспортных средств или на предоставление места под стоянку автотранспортных средств с их владельцами не заключаются?

Обязана ли организация применять ККТ при получении штрафов в наличной форме с владельцев автомобилей?

Ответ:

В соответствии с пп. 4 п. 2 ст. 346.26 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) на уплату единого налога на вмененный доход могут переводиться налогоплательщики, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере оказания услуг по предоставлению во временное владение (в пользование) мест для стоянки автотранспортных средств, а также по хранению автотранспортных средств на платных стоянках (за ! исключением штрафных автостоянок).

Таким образом, на уплату еди ного налога на вмененный доход может переводиться не только оказание услуг по хранению, но и оказание услуг по предоставлению мест для стоянки автотранспортных средств, рассматриваемое в качестве самостоятельного вида предпринимательской деятельности.

Статьей 346.27 Кодекса определено, что под платными стоянками понимаются площади (в том числе открытые и крытые площадки), используемые в качестве мест для оказания платных услуг по предоставлению во временное владение (в пользование) мест для стоянки автотранспортных средств, а также по хранению автотранспортных средств (за исключением штрафных стоянок).

Отношения между юридическим и физическим лицом при оказании последнему платных услуг по предоставлению во временное владение (в пользование) мест для стоянки автотранспортных средств, а также по хранению автотранспортных средств регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ), а также Правилами оказания услуг автостоянок, утвержденными Пост! ановлением Правительства Российской Федерации от 17.11.2001 N 795, разработанными в соответствии с Законом Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей".

В связи с этим предоставление в пользование мест для размещения автотранспортных средств с взиманием платы за нахождение автотранспортных средств на стоянке свыше определенного времени (2,5 - 3 часов) относится к предпринимательской деятельности по оказанию платных услуг, указанных в пп. 4 п. 2 ст. 346.26 Кодекса, в отношении которой организация может быть признана налогоплательщиком единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности.

Согласно ст. 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства.

В соответствии с п. 2.1 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техн! ики при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с ис п ользованием платежных карт" организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, не подпадающие под действие п. п. 2 и 3 ст. 2 названного Закона, при осуществлении видов предпринимательской деятельности, установленных п. 2 ст. 346.26 Кодекса, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно- кассовой техники при условии выдачи по требованию покупателя (клиента) документа (товарного чека, квитанции или другого документа), подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу).

Данный документ выдается в момент оплаты товара (работы, услуги) и должен содержать определенные п. 2.1 ст. 2 названного Закона сведения.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 8 февраля 2010 г. N 03-11-06/3/18

Вопрос:

Организация, применяющая вахтовый метод р! абот, ввиду отсутствия собственных вахтовых поселков заключила договоры на предоставление во временное пользование койко-мест в общежитиях вахтовых поселков, а также на оказание услуг по предоставлению мест на проживание в общежитиях. В каком порядке в целях исчисления налога на прибыль следует учитывать расходы по указанным договорам?

Ответ:

Подпунктом 32 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) установлен порядок признания в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, расходов на содержание вахтовых и временных поселков в организациях, осуществляющих свою деятельность вахтовым способом или работающих в полевых (экспедиционных) условиях.

При этом такие организации могут обеспечивать проживание работников, осуществляющих деятельность вахтовым способом, как путем создания вахтовых и временных поселков, так и путем размещения работников в помещениях, принадлежащих друг! им организациям.

Согласно п. 1 ст. 252 НК РФ расходами признают ся обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

При соблюдении требования об обоснованности расходов считаем, что налогоплательщик, осуществляющий свою деятельность вахтовым способом, расходы на размещение своих работников в общежитии вахтового поселка, находящегося в собственности другой организации, учитывает в целях налогообложения прибыли в соответствии с пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 5 февраля 2010 г. N 03-03-06/1/49

Вопрос:

Организация является производителем упаковочной пленки. Контракты с покупателями продукции долгосрочные и предусматривают поставку продукции по заказам отдельными партиями. Гарантийные обязательства по качеству производимой прод! укции действуют в течение одного года с момента отгрузки ее покупателю. Покупатель может признать качество продукции ненадлежащим как в момент ее приемки (видимые дефекты), так и впоследствии, в процессе использования ее в дальнейшем производстве (скрытые дефекты) для собственных нужд покупателя. В случае выявления продукции ненадлежащего качества (как в момент приемки, так и впоследствии в течение гарантийного срока) составляется двусторонний акт, подписываемый обеими сторонами, и бракованная продукция либо возвращается обратно по накладной для возможного устранения дефектов или ее замены, либо утилизируется на складе покупателя (в случае невозможности/нецелесообразности ее замены) с выставлением организации претензии на стоимость бракованной продукции (в некоторых случаях вместе с дополнительными издержками).

Каков порядок исчисления налога на прибыль организацией в случае выявления покупателем продукции ненадлежащего качества?

Ответ:

Как следует из ст. ст. 469 - 470 Гражданского ко д екса Российской Федерации (далее - ГК РФ), товар в течение всего гарантийного срока должен соответствовать требованиям качества, установленным договором купли-продажи.

Пунктом 3 ст. 477 ГК РФ предусмотрено, что требования, связанные с недостатками товара, на который установлен гарантийный срок, могут предъявляться покупателями в течение установленного гарантийного срока.

В соответствии с п. п. 1 - 2 ст. 475 ГК РФ, если недостатки товара не были оговорены продавцом, покупатель, которому передан товар ненадлежащего качества, вправе по своему выбору потребовать от продавца:

соразмерного уменьшения покупной цены;

безвозмездного устранения недостатков товара в разумный срок;

возмещения своих расходов на устранение недостатков товара.

В случае существенного нарушения требований к качеству товара (обнаружения неустранимых недостатков, недостатков, которые не могут быть устранены без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляются ! неоднократно, либо проявляются вновь после их устранения, и других подобных недостатков) покупатель вправе по своему выбору:

отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы;

потребовать замены товара ненадлежащего качества товаром, соответствующим договору.

В том случае, если покупатель отказался от исполнения договора купли-продажи и потребовал возврата уплаченной за товар денежной суммы, в налоговом учете продавцу следует осуществить перерасчет налоговой базы по налогу на прибыль организаций.

При определении периода, в котором следует осуществлять такой перерасчет, необходимо учитывать положения п. 1 ст. 54 НК РФ, согласно которым налогоплательщик вправе провести перерасчет налоговой базы и суммы налога за налоговый (отчетный) период, в котором выявлены ошибки (искажения), относящиеся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, в тех случаях, когда допущенные ошибки (искажения) привели к из! лишней уплате налога.

Учитывая то, что в рассматриваемом случае искажения налоговой базы продавца привели к излишней уплате налога на прибыль организаций в налоговом (отчетном) периоде, в котором был реализован товар несоответствующего качества, налогоплательщик вправе, применяя п. 1 ст. 54 НК РФ, произвести перерасчет налоговой базы по данному налогу в том налоговом (отчетном) периоде, в котором выявлено искажение.

Осуществляя такой перерасчет, налогоплательщик отражает в составе внереализационных расходов отчетного (налогового) периода, в котором произошел односторонний отказ покупателя от исполнения договорных обязательств, сумму возвращенной покупателю оплаты за поставленный некачественный товар как убытки прошлых налоговых периодов, выявленные в текущем отчетном (налоговом) периоде, на основании пп. 1 п. 2 ст. 265 НК РФ.

При этом в доходах, учитываемых при налогообложении прибыли, налогоплательщик отражает стоимость возвращенного покупателем товара ненадлежащего качества, на которую был уменьшен доход от реализации да! нного товара, как доходы прошлых лет, выявленные в отчетном (налоговом) периоде (п. 10 ст. 250 НК РФ).

Товар, возвращенный покупателем, принимается к учету продавца по стоимости, по которой данный товар учитывался на дату реализации.

Если же покупатель потребовал замены товара ненадлежащего качества, продавец отражает в составе расходов на реализацию стоимость товара, поставляемого взамен возвращенного.

Во внереализационных доходах налогоплательщик должен отразить стоимость возвращенного покупателем товара, на которую был уменьшен доход от его реализации. По этой же стоимости полученный от покупателя некачественный товар принимается к учету продавца.

В том случае, если покупатель потребовал от продавца безвозмездного устранения недостатков товара в разумный срок, соответствующие расходы последнего подлежат включению в состав прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией в соответствии с пп. 9 п. 1 ст. 264 НК РФ, как расходы на ок! азание услуг по гарантийному ремонту и обслуживанию.

При этом в с е вышеизложенное применяется также к договору поставки (п. 5 ст. 454 ГК РФ).

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 5 февраля 2010 г. N 03-03-06/1/51

Вопрос:

Согласно п. 4 ст. 346.26 НК РФ уплата организациями ЕНВД предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на прибыль организаций (в отношении прибыли, полученной от предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом), налога на имущество организаций (в отношении имущества, используемого для ведения предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом). Уплата индивидуальными предпринимателями ЕНВД предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом), налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом).

Организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся плательщиками ЕНВД, не признаются плательщиками НДС (в отношении операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с гл. 21 НК РФ, осуществляемых в рамках предпринимательской деятельности, облагаемой ЕНВД), за исключением НДС, подлежащего уплате согласно НК РФ при ввозе товаров на таможенную территорию РФ.

Пунктом 2 ст. 80 НК РФ установлено, что не подлежат представлению в налоговые органы налоговые декларации (расчеты) по тем налогам, по которым налогоплательщики освобождены от обязанности по их уплате в связи с применением специальных налоговых режимов.

Необходимо ли налогоплательщику (организации или индивидуальному предпринимателю) подавать "нулевые" декларации по НДС, налогу на прибыль (НДФЛ) в отношении всех видов деятельности, которые указаны им при регистрации и внесении сведений в ЕГРЮЛ (ЕГРИП), а также по налогу на имущество организаций, учитывая, что фактически он осуществляет т! олько деятельность, переведенную на уплату ЕНВД?

На основании п 2 ст. 346.13 НК РФ вновь созданная организация и вновь зарегистрированный индивидуальный предприниматель вправе подать заявление о переходе на УСН и применять данный специальный налоговый режим с даты постановки их на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе.

Должен ли налогоплательщик (организация или индивидуальный предприниматель), применяющий УСН с даты постановки на налоговый учет и не осуществляющий деятельность, подпадающую под ЕНВД, встать на учет в качестве плательщика ЕНВД и представлять налоговые декларации по ЕНВД в случае, когда на момент регистрации и внесения сведений в ЕГРЮЛ (ЕГРИП) им было указано несколько видов деятельности, в том числе подлежащих переводу на ЕНВД?

Ответ:

Согласно п. 1 ст. 346.28 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщиками единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности являются ! организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории муниципального района, городского округа, городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, в которых введен указанный налог, предпринимательскую деятельность, облагаемую этим налогом.

В соответствии с п. 2 вышеназванной статьи налогоплательщики, осуществляющие виды предпринимательской деятельности, переведенные решениями представительных органов муниципальных районов, городских округов, законодательных (представительных) органов государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга на уплату единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, обязаны встать на учет в налоговом органе либо по месту осуществления предпринимательской деятельности, либо по месту нахождения организации (месту жительства индивидуального предпринимателя).

Пунктом 3 ст. 346.28 Кодекса установлено, что постановка на учет в налоговом органе организации (индивидуаль! ного предпринимателя) в качестве налогоплательщика единого налога на в м ененный доход для отдельных видов деятельности осуществляется на основании заявления о постановке на учет организации (индивидуального предпринимателя) в качестве такого налогоплательщика, подаваемого в налоговый орган в течение пяти дней со дня начала осуществления предпринимательской деятельности, подлежащей налогообложению указанным налогом.

Таким образом, организации (индивидуальные предприниматели), указавшие при государственной регистрации и внесении сведений в ЕГРЮЛ (ЕГРИП) виды предпринимательской деятельности, в отношении которых они могут быть признаны налогоплательщиками единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, но фактически эти виды деятельности не осуществляющие, не обязаны подавать в налоговые органы заявления о постановке их на учет в качестве налогоплательщиков такого налога.

При отсутствии оснований для признания организаций, индивидуальных предпринимателей в соответствии с п. 1 ст. 346.28 Кодекса налогоплательщиками,! применяющими систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, у них не возникает обязанность представлять налоговые декларации по указанному налогу.

На основании п. 4 ст. 346.26 Кодекса организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость (в отношении операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с гл. 21 Кодекса, осуществляемых в рамках предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом), за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с Кодексом при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации.

Кроме того, уплата организациями единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на прибыль организаций ! (в отношении прибыли, полученной от предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом), налога на имущество организаций (в отношении имущества, используемого для ведения предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом). Уплата индивидуальными предпринимателями единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом), налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом).

По общему правилу освобождение организаций (индивидуальных предпринимателей), уплачивающих единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности, от обязанности по уплате (в соответствующей части) налога на прибыль организаций и налога на имущество организаций (налога на доходы физических лиц) не влечет их освобождения от иных обязанностей налогопла! тельщиков по таким налогам, если иное не предусмотрено Кодексом.

Однако в силу п. 2 ст. 80 Кодекса не подлежат представлению в налоговые органы налоговые декларации (расчеты) по тем налогам, по которым налогоплательщики освобождены от обязанности по их уплате в связи с применением специальных налоговых режимов.

Указанное освобождение от представления в налоговые органы налоговых деклараций (расчетов) относится только к той деятельности, осуществление которой не влечет применение общей системы налогообложения, а также к имуществу, используемому для осуществления предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом на вмененный доход для отдельных видов деятельности.

Согласно п. 5 ст. 174 Кодекса обязанность по представлению в налоговые органы налоговых деклараций по налогу на добавленную стоимость возлагается на налогоплательщиков (налоговых агентов), в том числе перечисленных в п. 5 ст. 173 Кодекса.

Статьей 229 Кодекса установлена обязанно! сть по представлению в налоговые органы налоговых деклараций налогопла т ельщиками, указанными в ст. ст. 227 и 228 Кодекса, в частности, физическими лицами, зарегистрированными в установленном действующим законодательством порядке и осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

Исходя из положений ст. ст. 373 и 386 Кодекса следует, что налоговые декларации (налоговые расчеты) по налогу на имущество организаций не представляются в налоговые органы организациями, не имеющими имущества, признаваемого объектом налогообложения в соответствии со ст. 374 Кодекса, и не являющимися налогоплательщиками этого налога.

Учитывая изложенное, организации, осуществляющие только те виды предпринимательской деятельности, по которым они уплачивают единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности, и не имеющие имущества, признаваемого объектом налогообложения в соответствии со ст. 374 Кодекса, а также индивидуальные предприниматели, осуществляющие только те виды предпринимательской деятельности, по к! оторым они уплачивают единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности, не обязаны представлять в налоговые органы налоговые декларации по налогу на добавленную стоимость, налогу на прибыль организаций (налогу на доходы физических лиц), налогу на имущество организаций.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 5 февраля 2010 г. N 03-11-06/3/17

Вопрос:

Сельскохозяйственный производственный кооператив до 2009 г. применял УСН с объектом налогообложения "доходы", а с 2010 г. перешел на уплату ЕСХН. Будет ли в целях уплаты ЕСХН учитываться в расходах стоимость основных средств, приобретенных и оплаченных при применении УСН с объектом налогообложения "доходы"?

В 2009 г. кооператив приобрел пресс рулонный и на основании постановления администрации области в конце декабря получил субсидию в размере 25% от стоимости приобретенной сельхозтехники. Облагается ли ЕСХН полученная в декабре 2009 г. субсидия на приобр! етение сельскохозяйственной техники?

Ответ:

В соответствии с п. 6.1 ст. 346.6 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при переходе на уплату единого сельскохозяйственного налога организации, применяющей упрощенную систему налогообложения в соответствии с гл. 26.2 Кодекса, в учете на дату такого перехода отражается остаточная стоимость приобретенных (сооруженных, изготовленных) основных средств, определяемая в соответствии с п. 3 ст. 346.25 Кодекса.

Согласно п. 3 ст. 346.25 Кодекса в случае, если организация переходит с упрощенной системы налогообложения (независимо от объекта налогообложения) на общий режим налогообложения и имеет основные средства, расходы на приобретение которых, произведенные в период применения общего режима налогообложения до перехода на упрощенную систему налогообложения, не полностью перенесены на расходы за период применения упрощенной системы налогообложения в порядке, предусмотренном п. 3 ст. 346.16 Кодекса, на дату перехода на уплату налога ! на прибыль организаций в налоговом учете остаточная стоимость основных средств определяется путем уменьшения остаточной стоимости этих основных средств, определенной на дату перехода на упрощенную систему налогообложения, на сумму расходов, определяемую за период применения упрощенной системы налогообложения в порядке, предусмотренном п. 3 ст. 346.16 Кодекса.

Таким образом, положение п. 3 ст. 346.25 Кодекса применяется при переходе на уплату единого сельскохозяйственного налога с упрощенной системы налогообложения только в отношении основных средств, приобретенных в период общего режима налогообложения до перехода налогоплательщика на упрощенную систему налогообложения, остаточная стоимость которых не была полностью учтена при упрощенной системе налогообложения.

На основные средства, приобретенные в период применения упрощенной системы налогообложения, при переходе на уплату единого сельскохозяйственного налога норма п. 6.1 ст. 346.6 Кодекса не распространяетс! я.

Стоимость основных средств, приобретенных в период применени я упрощенной системы налогообложения, в том числе с объектом налогообложения в виде доходов, при переходе на уплату единого сельскохозяйственного налога учитываться не должна.

В соответствии с п. 1 ст. 346.5 Кодекса при определении налоговой базы по единому сельскохозяйственному налогу налогоплательщиками не учитываются доходы, предусмотренные ст. 251 Кодекса.

Так, на основании пп. 14 п. 1 ст. 251 Кодекса при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования. При этом налогоплательщики, получившие средства целевого финансирования, обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования. При отсутствии такого учета у налогоплательщика, получившего средства целевого финансирования, указанные средства рассматриваются как подлежащие налогообложению с даты их получения.

К средствам целевого финансирования относится имущество, п! олученное налогоплательщиком и использованное им по назначению, определенному организацией (физическим лицом) - источником целевого финансирования или федеральными законами, в виде бюджетных ассигнований, выделяемых бюджетным учреждениям, а также в виде субсидий автономным учреждениям.

В соответствии с п. 2 ст. 251 Кодекса при определении налоговой базы также не учитываются целевые поступления (за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров). К ним относятся целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно на основании решений органов государственной власти и органов местного самоуправления и решений органов управления государственных внебюджетных фондов, а также целевые поступления от других организаций и (или) физических лиц и использованные указанными получателями по назначению.

Согласно ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации получателями бюджетных средств являют! ся, соответственно, орган государственной власти (государственный орга н), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств бюджетное учреждение, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств за счет средств соответствующего бюджета, если иное не установлено Бюджетным кодексом Российской Федерации. Бюджетным учреждением признается государственное (муниципальное) учреждение, финансовое обеспечение выполнения функций которого, в том числе по оказанию государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам в соответствии с государственным (муниципальным) заданием, осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основе бюджетной сметы.

Доходы организаций, не соответствующие перечню средств и критериям целевого финансирования (целевых поступлений), учитываются при определении налоговой базы по единому сельскохозяйственному налогу в порядке, предусмотренном! гл. 26.1 Кодекса.

Таким образом, субсидии, полученные сельскохозяйственными товаропроизводителями в целях возмещения затрат на приобретение сельскохозяйственной техники, должны учитываться при определении налоговой базы по единому сельскохозяйственному налогу.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 3 февраля 2010 г. N 03-11-06/1/4

Вопрос:

Организация с 01.01.2009 перешла на уплату ЕСХН. В течение 2009 г. организация получала доход от реализации продукции, изготовленной как из собственного (выловленного по собственной квоте), так и из приобретенного сырья. Следует ли включать авансы, полученные в 2009 г. от покупателей за продукцию, которая будет произведена собственными силами (из сырца, выловленного по собственной квоте) в следующем налоговом периоде (2010 г.), в доход от реализации уловов водных биологических ресурсов и (или) произведенной собственными силами из них рыбной и иной продукции с целью подтверждения ! своего права на применение ЕСХН в 2009 г.?

Ответ:

В соответствии с п. 4 ст. 346.3 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), если по итогам налогового периода налогоплательщик не соответствует условиям, установленным п. п. 2, 2.1, 5 и 6 ст. 346.2 Кодекса, он считается утратившим право на применение единого сельскохозяйственного налога с начала налогового периода, в котором допущено нарушение указанного ограничения и (или) выявлено несоответствие установленным условиям.

При этом пп. 2 п. 2.1 ст. 346.2 Кодекса предусмотрено, что в целях гл. 26.1 Кодекса сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются рыбохозяйственные организации и индивидуальные предприниматели при соблюдении ими следующих условий:

если средняя численность работников, определяемая в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области статистики, не превышает за налоговый период 300 человек;

если в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг! ) доля дохода от реализации их уловов водных биологических ресурсов и (или) произведенной собственными силами из них рыбной и иной продукции из водных биологических ресурсов составляет за налоговый период не менее 70 процентов;

если они осуществляют рыболовство на судах рыбопромыслового флота, принадлежащих им на праве собственности, или используют их на основании договоров фрахтования (бербоут-чартера и тайм- чартера).

Согласно п. 1 ст. 346.5 Кодекса при определении объекта налогообложения по единому сельскохозяйственному налогу в составе доходов учитываются доходы от реализации, определяемые в соответствии со ст. 249 Кодекса, и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со ст. 250 Кодекса. При определении объекта налогообложения не учитываются, в частности, доходы, указанные в ст. 251 Кодекса.

Статья 251 Кодекса не предусматривает исключения из состава доходов при определении объекта налогообложения доходов, полученных в качестве предоплаты! налогоплательщиками, определяющими доходы и расходы по кассовому мето ду,

При этом ст. 249 Кодекса определено, что доходами от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав. Выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах.

Согласно пп. 1 п. 5 ст. 346.5 Кодекса в целях гл. 26.1 Кодекса датой получения доходов признается день поступления средств на счета в банках и (или) в кассу, получения иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав, а также погашения задолженности иным способом (кассовый метод).

Исходя из этого суммы предварительной оплаты (авансы), полученные рыбохозяйственными организациями, применяющими единый сельскохозяйственный налог, в 2009 г. от покупателей за продукцию, которая будет произведена собственными силами из собственного сыр! ья в следующем налоговом периоде (в 2010 г.), включаются в состав доходов от реализации их уловов водных биологических ресурсов для расчета вышеуказанной доли доходов от реализации за 2009 г.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 2 февраля 2010 г. N 03-11-06/1/03

Вопрос:

В соответствии с пп. 5 п. 2 ст. 346.26 НК РФ в отношении оказания автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов, осуществляемых организациями и индивидуальными предпринимателями, имеющими на праве собственности или ином праве (пользования, владения и (или) распоряжения) не более 20 транспортных средств, предназначенных для оказания таких услуг, по решению представительных органов муниципальных районов, городских округов, законодательных (представительных) органов государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт- Петербурга может применяться система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов д! еятельности.

Согласно Решению городской Думы от 24.10.2007 N 53 8 "О системе налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности" на территории города в отношении оказания автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов, осуществляемых организациями и индивидуальными предпринимателями, имеющими на праве собственности или ином праве (пользования, владения и (или) распоряжения) не более 20 транспортных средств, предназначенных для оказания таких услуг, применяется система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности.

В соответствии с разъяснениями Минфина России (Письмо от 06.03.2008 N 03-11-04/3/106) под количеством имеющихся на праве собственности или ином праве (владения, пользования и (или) распоряжения) транспортных средств следует понимать количество автотранспортных средств, но не более 20 единиц, предназначенных для оказания платных услуг по перевозке пассажиров и грузов, находящихся у налогоплательщиков в собственности либо арендованны! х (полученных) в том числе по договору лизинга и субаренды, в целях осуществления данной предпринимательской деятельности.

К указанным транспортным средствам не относятся имеющиеся у налогоплательщиков на праве собственности и (или) ином праве автотранспортные средства, которые используются в иных целях, не связанных с оказанием платных услуг по перевозке пассажиров и грузов, например, для хозяйственных нужд или в качестве служебного транспорта.

Индивидуальный предприниматель осуществляет деятельность по оказанию автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов в указанном городе. При этом в собственности предпринимателя имеется 21 транспортное средство, в том числе:

- 18 транспортных средств используются для оказания автотранспортных услуг по перевозке грузов;

- 2 транспортных средства предоставляются в пользование на праве аренды;

- 1 транспортное средство находится в простое (фактически его эксплуатация невозможна в связи с техни! ческим состоянием, что подтверждается отсутствием акта техосмотра и ст раховки ОСАГО, с учета в ГИБДД транспортное средство не снято по причине нахождения его в залоге в кредитной организации).

Применяется ли система налогообложения в виде ЕНВД при оказании автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов в сложившейся ситуации?

Ответ:

В соответствии со ст. 346.26 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности может применяться по решениям представительных органов муниципальных районов, городских округов, законодательных (представительных) органов государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга в отношении оказания автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов, осуществляемых организациями и индивидуальными предпринимателями, имеющими на праве собственности или ином праве (пользования, владения и (или) распоряжения) не более 20 транс! портных средств, предназначенных для оказания таких услуг.

Под количеством имеющихся на праве собственности или ином праве (пользования, владения и (или) распоряжения) транспортных средств следует понимать количество автотранспортных средств (не более 20 единиц), предназначенных для оказания платных услуг по перевозке пассажиров и грузов, и в целях осуществления данной предпринимательской деятельности находящихся у налогоплательщиков на балансе. В число автотранспортных средств, имеющихся на балансе, включаются автотранспортные средства независимо от их эксплуатационного состояния, то есть как используемые в хозяйственной деятельности, так и находящиеся в ремонте в течение налогового периода.

К указанным автотранспортным средствам не относятся имеющиеся у налогоплательщиков на праве собственности и (или) ином праве автотранспортные средства, которые используются в иных целях, не связанных с оказанием платных услуг по перевозке пассажиров и грузов, например, дл! я хозяйственных нужд или в качестве служебного транспорта.

Осн о вание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 2 февраля 2010 г. N 03-11-11/24

Вопрос:

Организацией заключено соглашение об установлении сервитута (право ограниченного пользования чужим земельным участком). Сервитут устанавливается в пользу организации для целей прокладки и эксплуатации железнодорожной ветки, прочих коммуникаций и других сетей инженерно- технического обеспечения без каких-либо компенсаций со стороны собственника земельного участка.

Плата за сервитут является единовременной. Сервитут устанавливается без ограничения срока его действия. Заключение соглашения об установлении сервитута является для организации необходимой мерой.

В каком порядке в целях исчисления налога на прибыль учитываются расходы на единовременную плату за право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут), установленного на неограниченное время?

Ответ:

Согласно п. 1 ст. 274 Гра! жданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от собственника другого земельного участка (соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования соседним участком (сервитута).

Сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, прокладки и эксплуатации линий электропередачи, связи и трубопроводов, обеспечения водоснабжения и мелиорации, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.

Пункт 5 ст. 274 ГК РФ определяет, что собственник участка, обремененного сервитутом, вправе, если иное не предусмотрено законом, требовать от лиц, в интересах которых установлен сервитут, соразмерную плату за пользование участком.

При учете в целях налогообложения прибыли вышеук! азанных расходов следует учитывать положения п. 1 ст. 252 Налогового к одекса Российской Федерации (далее - НК РФ), согласно которым в целях гл. 25 НК РФ налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ).

Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Таким образом, при условии экономической оправданности расходов в виде платы за сервитут налогоплательщик вправе признать их в целях налогообложения прибыли как прочие расходы, связанные с производством и реализацией, на основании пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ.

Вместе с тем в соответствии с п. 1 ст. 272 НК РФ расходы п! ризнаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором эти расходы возникают исходя из условий сделок. В случае если сделка не содержит таких условий и связь между доходами и расходами не может быть определена четко или определяется косвенным путем, расходы распределяются налогоплательщиком самостоятельно.

В связи с изложенным расходы в виде единовременной платы за сервитут, установленный на неограниченное время, должны быть распределены на срок, определяемый налогоплательщиком самостоятельно исходя из требований обоснованности.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 1 февраля 2010 г. N 03-03-06/1/36

Вопрос:

Предусмотрены ли нормой п. 2 ст. 346.32 НК РФ ограничения, связанные с добровольным (обязательным) порядком уплаты индивидуальными предпринимателями страховых взносов в виде фиксированных платежей на обязательное пенсионное страхование, а также ограничения по фиксированному платежу, связанные с его размером, в! целях исчисления ЕНВД?

Ответ:

Пункт 2 ст. 346.32 Кодекса в редакции, действовавшей до 1 января 2010 г., предусматривал, что сумма единого налога на вмененный доход, исчисленная за налоговый период, уменьшается налогоплательщиками на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплаченных (в пределах исчисленных сумм) за этот же период времени в соответствии с законодательством Российской Федерации при выплате налогоплательщиками вознаграждений работникам, занятым в тех сферах деятельности налогоплательщика, по которым уплачивается единый налог на вмененный доход, а также на сумму страховых взносов в виде фиксированных платежей, уплаченных индивидуальными предпринимателями за свое страхование, и на сумму выплаченных работникам пособий по временной нетрудоспособности. При этом сумма единого налога не может быть уменьшена более чем на 50 процентов.

Таким образом, уменьшение налогоплательщиками суммы исчисленного единого налога на вмененный доход за налоговый период долж! но осуществляться на сумму страховых взносов (в том числе в виде фиксированных платежей, уплаченных индивидуальными предпринимателями за свое страхование), которые уплачены за этот налоговый период.

Об этом, в частности, указывается в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 08.04.2004 N 92-О, в котором в отношении порядка применения п. 2 ст. 346.32 Кодекса указано, что возможность уменьшения суммы единого налога на вмененный доход, исчисленной за налоговый период, связывается законодателем не с периодом, в котором фактически уплачены страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, а с периодом, за который эти взносы исчисляются и уплачиваются.

В связи с этим, например, при подаче налоговой декларации по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности за III квартал 2009 г. сумма налога может быть уменьшена индивидуальным предпринимателем на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фикси! рованных платежей, уплаченных за свое страхование в целом за 2009 г., в части, относящейся к III кварталу 2009 г.

Размер взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированных платежей устанавливается в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ).

До 1 января 2010 г. согласно п. п. 2 и 3 ст. 28 Закона N 167-ФЗ размер фиксированного платежа в расчете на месяц устанавливался исходя из стоимости страхового года, ежегодно утверждаемой Правительством Российской Федерации.

Исходя из стоимости страхового года на 2009 г., утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.10.2008 N 799 "О стоимости страхового года на 2009 год" в размере 7274 руб. 40 коп., в 2009 г. размер обязательного фиксированного платежа в расчете на месяц составлял 606 руб. 20 коп.

С 1 января 2010 г. в соответствии со ст. 28 Закона N 167-ФЗ индивидуальные предприниматели уплачивают страховые взносы в размере, определяемо! м исходя из стоимости страхового года, в порядке, установленном Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования".

Согласно п. 2 ст. 13 названного Федерального закона стоимость страхового года определяется как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в соответствующий государственный внебюджетный фонд, установленного ч. 2 ст. 12 указанного Федерального закона, увеличенное в 12 раз.

Кроме того, на основании пп. 3 п. 1 и п. 3 ст. 29 Закона N 167-ФЗ индивидуальные предприниматели могут добровольно вступать в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию путем подачи заявления в территориальный ор! ган Пенсионного фонда Российской Федерации в соответствии с Правилами п одачи заявления о добровольном вступлении в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию, утвержденными Приказом Минздравсоцразвития России от 10.09.2008 N 476н.

Поскольку страховые взносы, уплачиваемые в соответствии со ст. 29 Закона N 167-ФЗ, носят добровольный характер, сумму единого налога на вмененный доход они уменьшать не должны.

Об этом же, в частности, указывается в п. 1 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18.12.2007 N 123 "О некоторых вопросах, связанных с применением положений о расчете сумм налога, подлежащих уплате индивидуальными предпринимателями, применяющими упрощенную систему налогообложения или систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход".

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 29 января 2010 г. N 03-11-11/22

Вопрос:

Видами деятельности организации являются продажа угля физическим и юридическим лицам, услуги по ! доставке данного угля, сдача в аренду нежилых помещений. В период с 2006 г. по 2008 г. организация применяла как общую систему налогообложения, так и систему налогообложения в виде ЕНВД в части розничной торговли углем, для чего был организован раздельный учет. В этом же периоде имели место разовые операции по продаже объектов основных средств (транспортных средств и объектов недвижимости), ранее использовавшихся в рамках всех видов деятельности организации, при этом организация не стала заниматься новым видом предпринимательской деятельности.

В налоговой отчетности при определении налоговой базы по налогу на добавленную стоимость и налогу на прибыль учтена выручка от продажи основных средств в пропорции, сложившейся при ведении раздельного учета. Правомерны ли действия организации?

Ответ:

Согласно п. 7 ст. 346.26 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщики, осуществляющие наряду с пре! дпринимательской деятельностью, подлежащей налогообложению единым нало гом на вмененный доход для отдельных видов деятельности, иные виды предпринимательской деятельности, обязаны вести раздельный учет имущества, обязательств и хозяйственных операций в отношении предпринимательской деятельности, подлежащей налогообложению единым налогом на вмененный доход, и предпринимательской деятельности, в отношении которой налогоплательщики уплачивают налоги в соответствии с иным режимом налогообложения. При этом учет имущества, обязательств и хозяйственных операций в отношении видов предпринимательской деятельности, подлежащих налогообложению единым налогом на вмененный доход, осуществляется налогоплательщиками в общеустановленном порядке.

Налогоплательщики, осуществляющие наряду с предпринимательской деятельностью, подлежащей налогообложению единым налогом на вмененный доход, иные виды предпринимательской деятельности, исчисляют и уплачивают налоги и сборы в отношении данных видов деятельности в соответствии с иными режимами налогообложения, преду! смотренными Кодексом.

В соответствии с пп. 6 и 7 п. 2 ст. 346.26 Кодекса на уплату единого налога на вмененный доход могут переводиться налогоплательщики, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере розничной торговли через магазины и павильоны с площадью торгового зала не более 150 квадратных метров по каждому объекту организации торговли, а также через объекты стационарной торговой сети, не имеющей торговых залов, и объекты нестационарной торговой сети.

Статьей 346.27 Кодекса установлено, что под розничной торговлей понимается предпринимательская деятельность, связанная с торговлей товарами (в том числе за наличный расчет, а также с использованием платежных карт) на основе договоров розничной купли-продажи.

При этом согласно п. 1 ст. 492 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору розничной купли-продажи продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, обязуется передать поку! пателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или ин о го использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.

Предпринимательской деятельностью признается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законодательством Российской Федерации порядке (ст. 2 ГК РФ).

Таким образом, реализация основных средств, осуществляемая вне рамок деятельности, облагаемой единым налогом на вмененный доход, налогоплательщиком, применяющим общий режим налогообложения и систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход, подлежит налогообложению в соответствии с общим режимом налогообложения.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 29 января 2010 г. N 03-11-06/3/12


 Подпишитесь: рассылки от КонсультантПлюс

КонсультантПлюс рекомендует БУХГАЛТЕРУ подписаться на следующие рассылки:



Все права защищены © 2010 ЗАО "Консультант Плюс"
тел. +7(495)956-8283, +7(495)787-9292
mailto:contact@consultant.ru
http://www.consultant.ru/

Выпуски за другие дни

Информация предоставлена компанией "Консультант Плюс", являющейся разработчиком одноименных справочных правовых систем. Общероссийская Сеть распространения правовой информации КонсультантПлюс объединяет 300 региональных информационных центров, которые занимаются поставкой систем и передачей информации пользователям в 150 городах России. На специализированном правовом сервере: http://www.consultant.ru/ можно получить бесплатный доступ к большому массиву актуальной справочной правовой информации, а также узнать подробнее о программных продуктах и услугах Сети КонсультантПлюс, о ее структуре и деятельности, скачать демонстрационные версии профессиональных систем.


В избранное