Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

КонсультантПлюс: Вопросы и Ответы Выпуск от 15.01.2010


Вопросы и ответы

КонсультантПлюс Консультации по бухучету и налогообложению
Выпуск от 15.01.2010

Обзоры законодательства | Интернет-версия КонсультантПлюс | Финансовые консультации | Подписаться

 Бесплатная демонстрация системы КонсультантПлюс

Как быстро найти документ или получить ответ на вопрос по законодательству?

Установите и попробуйте бесплатную демонстрационную версию справочной правовой системы КонсультантПлюс.

 


Подборка по материалам информационного банка "Финансист" системы КонсультантПлюс. Составитель Каширская Е.В.

Вопрос:

Вправе ли организация представлять в налоговый орган единую (упрощенную) налоговую декларацию за отчетные (налоговые) периоды по налогу на имущество организаций, налогу на прибыль организаций, ЕСН и НДС при полном отсутствии объектов налогообложения (налогооблагаемых баз), налоговых вычетов и иных расчетных элементов исчисления налогов, но при наличии движения денежных средств по расчетному счету организации?

Возникает ли ответственность у организации, производившей движение денежных средств по расчетному счету, но сдавшей в налоговый орган за отчетные периоды единую (упрощенную) налоговую декларацию в части налоговых расчетов по налогу на прибыль организаций, налогу на имущество и ЕСН при отсутствии фактических расчетов по указанным налогам?

Ответ:

Согласно п. 2 ст. 80 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) лицо, признаваемое налогоплательщик! ом по одному или нескольким налогам, не осуществляющее операций, в результате которых происходит движение денежных средств на его счетах в банках (в кассе организации), и не имеющее по этим налогам объектов налогообложения, представляет по данным налогам единую (упрощенную) налоговую декларацию.

Таким образом, у организации, осуществляющей операции, в результате которых происходит движение денежных средств на счетах в банках, отсутствуют основания для представления в налоговый орган единой (упрощенной) налоговой декларации по налогам, по которым эта организация не имеет объектов налогообложения.

Главами 21, 24, 25 и 30 Кодекса не предусмотрено освобождение налогоплательщиков- организаций от представления в налоговые органы налоговых деклараций в случаях, когда организации не осуществляют операции по реализации товаров (работ, услуг).

Непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации по соот! ветствующему налогу влечет ответственность, установленную ст. 119 Коде кса.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 24 декабря 2009 г. N 03-02-07/1-561

Вопрос:

Индивидуальный предприниматель осуществляет деятельность в сфере общественного питания через столовую, находящуюся в здании школы, с площадью зала обслуживания посетителей более 150 кв. м и применяет УСН с объектом налогообложения "доходы, уменьшенные на величину расходов". В 2009 г. приобретен грузовой автомобиль для доставки закупленных продуктов в столовую. Правомерно ли учитывать в составе расходов при исчислении налога стоимость автомобиля, а также расходы на его содержание (ГСМ, запчасти, ремонт)? Обязан ли предприниматель уплачивать транспортный налог?

Ответ:

В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 346.16 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения в виде доходов, уменьшенных на вел! ичину расходов, при определении налоговой базы по налогу вправе уменьшать полученные доходы на расходы на приобретение, сооружение и изготовление основных средств с учетом положений п. п. 3 и 4 указанной статьи Кодекса.

Так, согласно п. 3 ст. 346.16 Кодекса расходы на приобретение (сооружение, изготовление) основных средств, произведенные в период применения упрощенной системы налогообложения, принимаются с момента ввода этих основных средств в эксплуатацию. При этом в течение налогового периода расходы принимаются за отчетные периоды равными долями.

Пунктом 4 ст. 346.16 Кодекса установлено, что в целях гл. 26.2 Кодекса в состав основных средств включаются основные средства, которые признаются амортизируемым имуществом в соответствии с гл. 25 Кодекса.

В соответствии с пп. 4 п. 2 ст. 346.17 Кодекса расходы на приобретение (сооружение, изготовление) основных средств, учитываемые в порядке, предусмотренном п. 3 ст. 346.16 Кодекса, отражаются в последнее чи! сло отчетного (налогового) периода в размере уплаченных сумм.

У к азанные расходы учитываются только по основным средствам, используемым при осуществлении предпринимательской деятельности.

Таким образом, налогоплательщики, применяющие упрощенную систему с объектом налогообложения "доходы, уменьшенные на величину расходов", вправе уменьшить полученные доходы на расходы, связанные с приобретением в период применения упрощенной системы основных средств, при выполнении двух условий: ввод основных средств в эксплуатацию и фактическая их оплата.

На основании пп. 5 п. 1 ст. 346.16 Кодекса при определении объекта налогообложения в случае, когда в качестве объекта налогообложения используется показатель "доходы, уменьшенные на величину расходов", налогоплательщики, применяющие упрощенную систему, уменьшают полученные доходы на материальные расходы.

Исходя из п. 2 ст. 346.16 Кодекса материальные расходы принимаются применительно к порядку, предусмотренному для исчисления налога на прибыль организаций ст. 254 Кодекса.

Согл! асно пп. 5 п. 1 ст. 254 Кодекса к материальным расходам, в частности, относятся затраты налогоплательщика на приобретение топлива, воды, энергии всех видов, расходуемых на технологические цели, выработку (в том числе самим налогоплательщиком для производственных нужд) всех видов энергии, отопление зданий, а также расходы на производство и (или) приобретение мощности, расходы на трансформацию и передачу энергии.

Расходы на приобретение горюче-смазочных материалов признаются после оплаты независимо от даты списания их в производство (пп. 1 п. 2 ст. 346.17 Кодекса).

В соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 346.16 Кодекса затраты на приобретение запасных частей для автомобиля учитываются в составе расходов на ремонт основных средств. В качестве подтверждения понесенных затрат должны быть представлены документы, свидетельствующие об оплате ремонтных работ, акт приемки-передачи выполненных работ, а при осуществлении ремонта собственными силами - документы, подтверждающие опл! ату использованных деталей.

При этом согласно п. 2 ст. 346.16 К одекса расходы, указанные в п. 1 ст. 346.16 Кодекса, принимаются при условии их соответствия критериям, указанным в п. 1 ст. 252 Кодекса.

Также следует отметить, что согласно ст. 357 гл. 28 "Транспортный налог" Кодекса налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 Кодекса, если иное не предусмотрено указанной статьей Кодекса.

Пунктом 3 ст. 346.11 Кодекса установлено, что применение упрощенной системы налогообложения индивидуальными предпринимателями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, за исключением налога, уплачиваемого с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным п. п. 2, 4 и 5 ст. 224 Кодекса), налога на имущество физических лиц (в отношении и! мущества, используемого для предпринимательской деятельности) и единого социального налога (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, а также выплат и иных вознаграждений, начисляемых ими в пользу физических лиц). Индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с Кодексом при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, а также налога на добавленную стоимость, уплачиваемого в соответствии со ст. 174.1 Кодекса.

В связи с этим индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему, не освобождаются от уплаты транспортного налога.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 23 декабря 2009 г. N 03-11-09/413

Вопрос:

Работник организации был направлен в командировку и пользовался услугами гостиниц! ы. При этом вместо счета-фактуры он получил счет гостиницы, оформленны й на бланке в свободной форме (нетипографским способом), и чек кассового аппарата, в котором отдельной строкой, как и в счете, выделена сумма НДС. Может ли организация принять НДС к вычету, отразив в книге покупок реквизиты кассового чека?

Ответ:

В соответствии с п. 7 ст. 171 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные по расходам на командировки, в том числе расходам на наем жилого помещения, принимаемым к вычету при исчисления налога на прибыль организаций, подлежат вычету при исчислении налога на добавленную стоимость, уплачиваемого в бюджет.

Согласно п. 1 ст. 172 Кодекса вычеты сумм налога производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при продаже товаров (работ, услуг), либо на основании иных документов, предусмотренных п. п. 3, 6 - 8 ст. 171 Кодекса.

Пунктом 7 ст. 168 Кодекса установлено, что при выполнении работ, оказании пл! атных услуг непосредственно населению требования по оформлению расчетных документов и выставлению счетов- фактур считаются выполненными, если продавец выдал покупателю кассовый чек или иной документ установленной формы.

На основании п. 10 Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.12.2000 N 914, при приобретении услуг по найму жилых помещений в период служебной командировки работников в книге покупок, предназначенной для определения сумм налога, предъявляемых к вычету (возмещению), регистрируются заполненные в установленном порядке бланки строгой отчетности (или их копии) с выделенной отдельной строкой суммой налога на добавленную стоимость, выданные работнику и включенные им в отчет о служебной командировке.

В соответствии с п. 2 Положения об осуществлении наличных денежных расчетов и (или! ) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-к ассовой техники (далее - Положение), утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2008 N 359, на бланках строгой отчетности оформляются предназначенные для осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно- кассовой техники в случае оказания услуг населению квитанции, билеты, проездные документы, талоны, путевки, абонементы и другие документы, приравненные к кассовым чекам (далее - документы).

Согласно п. 4 Положения бланк документа изготавливается типографским способом или формируется с использованием автоматизированных систем.

Учитывая изложенное, при исчислении налога на добавленную стоимость к вычету принимаются суммы этого налога, выделенные отдельной строкой в бланках строгой отчетности установленной формы, оформленных в вышеуказанном порядке, выдаваемых гостиницами гражданам, в том числе находящимся в служебной командировке.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ ! от 23 декабря 2009 г. N 03-07-11/323

Вопрос:

Предприниматель осуществляет исключительно деятельность, в отношении которой он уплачивает ЕНВД. Однако при регистрации в качестве предпринимателя им были заявлены виды деятельности, к которым применяется ОСН. Обязан ли предприниматель - плательщик ЕНВД сдавать налоговую отчетность по видам деятельности, которые им не осуществляются и к которым применяется ОСН, если они были заявлены предпринимателем при регистрации?

Ответ:

В соответствии с п. 4 ст. 346.26 Налогового кодекса Российской Федерации уплата индивидуальными предпринимателями единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом), налога на имущество физических лиц (в отнош! ении имущества, используемого для осуществления предпринимательской де я тельности, облагаемой единым налогом) и единого социального налога (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом, и выплат, производимых физическим лицам в связи с ведением предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом).

Индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками единого налога на вмененный доход, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость (в отношении операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с гл. 21 Кодекса, осуществляемых в рамках предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом на вмененный доход), за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с Кодексом при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации.

Исчисление и уплата иных налогов и сборов осуществляются налогоплательщиками в соответствии с иными режимами налогообложения.

В связи с этим индивидуальные предп! риниматели, осуществляющие только те виды предпринимательской деятельности, по которым они уплачивают единый налог на вмененный доход, налоговую отчетность по налогу на добавленную стоимость, налогу на доходы физических лиц и единому социальному налогу представлять в налоговые органы не должны.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 22 декабря 2009 г. N 03-11-09/411

Вопрос:

Индивидуальный предприниматель арендует контейнер на территории торгово-ярмарочного комплекса и является плательщиком ЕНВД. По передаточному акту к договору аренды предпринимателю передается контейнер общей площадью 30 кв. м, из которых 7 кв. м - площадь, используемая для торговли, а 23 кв. м - складское помещение (без права осуществления торговой деятельности). Какой физический показатель при исчислении ЕНВД следует применять в данном случае: "торговое место" согласно ст. 346.27 НК РФ; "площадь торгового места" исходя из 7 кв. м площади, используемой ! для торговли, указанной в передаточном акте; "площадь торгового места" исходя из 30 кв. м общей площади контейнера?

Ответ:

В соответствии с пп. 7 п. 2 ст. 346.26 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) на уплату единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности могут переводиться налогоплательщики, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере розничной торговли, осуществляемой через объекты стационарной торговой сети, не имеющей торговых залов, а также объекты нестационарной торговой сети.

Согласно ст. 346.27 Кодекса к стационарной торговой сети, не имеющей торговых залов, относится торговая сеть, расположенная в предназначенных для ведения торговли зданиях, строениях и сооружениях (их частях), не имеющих обособленных и специально оснащенных для этих целей помещений, а также в зданиях, строениях и сооружениях (их частях), используемых для заключения договоров розничной купли-продажи, а также для проведения торгов. К данной категории торговых! объектов относятся крытые рынки (ярмарки), торговые комплексы, киоски, торговые автоматы и другие аналогичные объекты.

Пунктом 3 ст. 346.29 Кодекса установлено, что при осуществлении розничной торговли через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов, площадь торгового места в которых не превышает 5 кв. м, при исчислении единого налога на вмененный доход применяется физический показатель "торговое место". Если площадь торгового места превышает 5 кв. м, то при исчислении единого налога применяется физический показатель "площадь торгового места (в квадратных метрах)".

В соответствии со ст. 346.27 Кодекса под торговым местом понимается место, используемое для совершения сделок розничной купли-продажи. К торговым местам относятся объекты организации розничной торговли, не имеющие торговых залов, в том числе контейнеры.

Данной статьей Кодекса установлено, что к объектам организации розничной торговли, имеющим торговые залы, относятся толь! ко магазины и павильоны.

Таким образом, при исчислении единого н алога на вмененный доход по розничной торговле, осуществляемой через торговое место, площадь которого превышает 5 кв. м, следует применять физический показатель "площадь торгового места (в квадратных метрах)".

При этом следует иметь в виду, что уменьшение площади торгового места на площадь помещений для приема, хранения товаров и подготовки их к продаже, в которых не производится обслуживание покупателей, гл. 26.3 Кодекса не предусмотрено.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 22 декабря 2009 г. N 03-11-09/410

Вопрос:

Организация (ЗАО) заключила договор лизинга с иностранной организацией - лизингодателем. По условиям договора имущество, предоставляемое лизингодателем (техника), находится на балансе лизингодателя. Договором лизинга предусмотрено право выкупа техники по окончании срока лизинга с оплатой установленной выкупной стоимости. Принимаемая по договору лизинга техника у лизингополучателя - ЗАО отражена на заб! алансовом счете. ЗАО самостоятельно оформляет ввоз принимаемой техники на территорию РФ и уплачивает таможенные пошлины и сборы. В случае если лизингополучатель не воспользуется правом выкупа имущества по окончании срока действия договора и возвратит технику лизингодателю, вправе ли ЗАО суммы таможенных пошлин и сборов учесть в расходах в целях налога на прибыль?

Ответ:

Правоотношения сторон по договору финансовой аренды (лизинга) регулируются параграфом 6 "Финансовая аренда (лизинг)" гл. 34 "Аренда" Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), Федеральным законом от 29.10.1998 N 164-ФЗ "О финансовой аренде (лизинге)" (далее - Закон N 164-ФЗ), а также Конвенцией УНИДРУА о международном финансовом лизинге от 28.05.1988.

В соответствии со ст. 2 Закона N 164-ФЗ договор лизинга представляет собой договор, в соответствии с которым арендодатель (лизингодатель) обязуется приобрести в собственность указанное а! рендатором (лизингополучателем) имущество у определенного им продавца и предоставить лизингополучателю это имущество за плату во временное владение и пользование. Пунктом 5 ст. 15 Закона N 164-ФЗ установлено, что по окончании срока действия договора лизинга лизингополучатель обязуется возвратить предмет лизинга, если иное не предусмотрено договором лизинга, или приобрести предмет лизинга в собственность на основании договора купли-продажи.

В соответствии со ст. 320 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) лицом, ответственным за уплату таможенных пошлин и налогов, является декларант.

Пунктом 1 ст. 126 ТК РФ установлено, что в качестве декларанта имеют право выступать лица, указанные в ст. 16 ТК РФ, а также любые иные лица, правомочные в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации распоряжаться товарами на таможенной территории Российской Федерации, при соблюдении условия, предусмотренного п. 2 ст. 126 ТК РФ.

Согласно п. 2 ст. 126 ТК РФ декларантом может быть только российское лицо, за ! исключением случаев перемещения товаров через таможенную границу:

- физическими лицами для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности;

- иностранными лицами, пользующимися таможенными льготами в соответствии с гл. 25 ТК РФ;

- иностранными организациями, имеющими представительства, зарегистрированные (аккредитованные) на территории Российской Федерации в установленном порядке, при заявлении таможенных режимов временного ввоза, реэкспорта, транзита, а также таможенного режима выпуска для внутреннего потребления товаров, ввозимых для собственных нужд таких представительств;

- иностранными перевозчиками при заявлении таможенного режима транзита;

- иных случаев, когда иностранное лицо имеет право распоряжаться товарами на таможенной территории Российской Федерации не в рамках внешнеэкономической сделки, одной из сторон которой выступает российское лицо.

Согласно п. 1 ст. 252 Нал! огового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в целях гл. 25 НК РФ налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ).

Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ таможенные пошлины и сборы включаются в состав прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией.

С учетом изложенного суммы таможенных пошлин и сборов, уплаченные лизингополучателем, который по окончании срока договора возвратил технику лизингодателю, при ввозе имущества на территорию Российской Федерации, учитываются для целей налогообложения прибыли в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, на основании пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ.

Основание: П! ИСЬМО МИНФИНА РФ от 22 декабря 2009 г. N 03-03-06/1/821

Вопрос:

Организация А размещается в административном здании на праве оперативного управления и является его балансодержателем. В соответствии с действующим налоговым законодательством как балансодержатель организация А уплачивает налог на имущество организаций по указанному административному зданию и, соответственно, земельный налог. Кроме организации А, в данном административном здании на праве безвозмездного пользования находятся три сторонние организации, которые занимают более 30% кабинетной площади здания. Возникает ли у сторонних организаций обязанность возмещать организации А в доле занимаемой площади расходы на уплату налога на имущество организаций и земельного налога?

Ответ:

На основании положений гл. 30 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) налог на имущество организаций уплачи! вается, в частности, российскими организациями в отношении движимого и недвижимого имущества (в том числе имущества, переданного во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенного в совместную деятельность или полученного по концессионному соглашению), учитываемого на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.

В соответствии с п. п. 21, 22 и 49 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных Приказом Минфина России от 13.10.2003 N 91н "Об утверждении Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств", на балансе организации в составе основных средств учитывается имущество, находящееся на праве собственности, праве хозяйственного ведения и оперативного управления.

Таким образом, в отношении переданного в оперативное управление имущества налогоплательщиком налога на имущество организаций признается организация, являющаяся балансодержателем этого имущества.

Вместе с тем, поскольку помеще! ние, полученное организацией по договору безвозмездного пользования, не учитывается на балансе этой организации в качестве объекта основных средств, объекта налогообложения по налогу на имущество организаций у данной организации не возникает.

В соответствии со ст. 388 Налогового кодекса налогоплательщиками земельного налога признаются организации, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. При этом налогоплательщиками не признаются организации в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды.

Согласно ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации в случае, если в здании, находящемся на неделимом земельном участке, помещения принадлежат одним лицам на праве собственности, другим лицам на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления или всем лицам на праве хозяйстве! нного ведения, эти лица имеют право на приобретение данного земельного участка в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора.

При этом гражданским и земельным законодательством Российской Федерации не предусмотрена возможность приобретения организациями, которым переданы некоторые нежилые помещения в безвозмездное пользование, каких-либо прав на часть земельного участка, пропорциональную размеру переданных в безвозмездное пользование нежилых помещений.

В соответствии со ст. 689 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору безвозмездного пользования (договору ссуды) одна сторона (ссудодатель) обязуется передать или передает вещь в безвозмездное временное пользование другой стороне (ссудополучателю), а последняя обязуется вернуть ту же вещь в том состоянии, в каком она ее получила, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором.

В силу ст. 695 Гражданского кодекса Российской Федерации ссудополучатель обязан поддерживать вещь, полученную в безвозмездное пользование, в исправном состоянии,! включая осуществление текущего и капитального ремонта, и нести все расходы на ее содержание, если иное не предусмотрено договором безвозмездного пользования.

Таким образом, в договоре безвозмездного пользования может быть предусмотрена обязанность ссудополучателя осуществлять расходы на содержание переданного по договору имущества, в том числе возмещать ссудодателю уплаченные им налог на имущество организаций и земельный налог.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 21 декабря 2009 г. N 03-05-05-02/86

Вопрос:

Организация, применяющая УСН с объектом налогообложения "доходы", приобрела в 2007 г. основные средства, необходимые для осуществления основного вида деятельности. В 2008 г. учредителями принято решение о прекращении осуществления этого вида деятельности и основные средства полностью списаны в расходы организации. При распределении прибыли учредители приняли решение о выплате дивидендов. В виде дивидендов был! и переданы основные средства, однако по стоимости гораздо ниже той ост аточной стоимости, по которой они были списаны. Возникает ли налогооблагаемая база по налогу, уплачиваемому в целях применения УСН, в случае вышеуказанной передачи основных средств?

Ответ:

Главой 26.2 "Упрощенная система налогообложения" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) не предусмотрено уменьшение доходов налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения и выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, на сумму произведенных расходов.

В связи с этим налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения и выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, не вправе уменьшать доходы на стоимость передаваемых основных средств.

В соответствии со ст. 346.15 Кодекса налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, учитывают доходы от реализации, определяемые в соответствии со ст. 249 Кодекса, и внереализационные доходы, определяемые в соо! тветствии со ст. 250 Кодекса. При этом доходы, предусмотренные ст. 251 Кодекса, в составе доходов не учитываются.

Статьей 249 Кодекса установлено, что доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных и выручка от реализации имущественных прав. Выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах.

Согласно п. 1 ст. 39 Кодекса реализацией товаров организацией признается передача на возмездной основе права собственности на товары, а в случаях, предусмотренных Кодексом, передача права собственности на товары - на безвозмездной основе.

При этом ст. 38 Кодекса установлено, что товаром признается любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации.

При выплате дивидендов организацией в виде имущества право собст! венности на это имущество, ранее принадлежавшее организации, переходит к ее участникам. Следовательно, вышеуказанная передача имущества признается реализацией.

Таким образом, доходы от реализации данного имущества будут включаться в состав доходов, учитываемых при определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения.

При этом, учитывая положения ст. 40 Кодекса, доходы от реализации указанного имущества должны учитываться по рыночной цене, которая определяется в соответствии с п. п. 4 - 11 ст. 40 Кодекса.

Кроме того, согласно п. 5 ст. 346.11 Кодекса организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не освобождаются от исполнения обязанностей налоговых агентов, предусмотренных Кодексом.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 17 декабря 2009 г. N 03-11-09/405

Вопрос:

Вправе ли российская организация в целях исчисления налога на прибыль учитывать расходы ее представительства в Республике Беларусь с учетом сумм! ы НДС, уплаченной по услугам и материалам, используемым для нужд самого представительства?

Ответ:

В соответствии с положениями ст. 311 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) доходы, полученные российской организацией от источников за пределами Российской Федерации, учитываются при определении ее налоговой базы. Указанные доходы учитываются в полном объеме (до их обложения налогом, идентичным налогу на прибыль организаций, установленному гл. 25 Кодекса) с учетом расходов, произведенных как в Российской Федерации, так и за ее пределами.

При этом налогоплательщик - российская организация, осуществляющая деятельность в иностранном государстве, имеет право учесть понесенные за рубежом расходы, включая суммы налогов, уплаченных по законодательству иностранного государства, при расчете налогооблагаемой базы по налогу на прибыль, подлежащему уплате в данном иностранном государстве.

Кроме того, в сог! лашениях об избежании двойного налогообложения, заключенных Российской Федерацией с иностранными государствами, имеется положение, разрешающее вычет расходов, понесенных для целей постоянного представительства (учреждения - в случае Республики Казахстан), включая управленческие и общеадминистративные расходы, независимо от того, понесены эти расходы в государстве, где находится постоянное представительство, или за его пределами (т.е. в том числе и в России).

Как следует из вышеизложенного, налогоплательщик - российская организация при расчете налога на прибыль, подлежащего уплате в иностранном государстве, имеет возможность полностью учесть расходы, связанные с деятельностью постоянного представительства, понесенные как в данном иностранном государстве (включая уплаченные там налоги), так и соответствующие расходы, понесенные в России.

Статьей 311 Кодекса установлено также, что расходы, произведенные российской организацией в связи с получением доходов от источников за пределами Российской Федерации, вычитаются при определении на! логовой базы в порядке и размерах, установленных гл. 25 Кодекса.

Начисленные суммы налогов и сборов согласно пп. 1 п. 1 ст. 264 Кодекса учитываются при определении налоговой базы в составе прочих расходов налогоплательщика. Однако данная норма распространяется только на налоги и сборы, начисленные в установленном законодательством Российской Федерации порядке, о чем имеется прямое указание в названной ст. 264 Кодекса.

Таким образом, при расчете налога на прибыль организаций, подлежащего уплате в Российской Федерации, разрешается, соответственно, учет расходов, произведенных за ее пределами, однако в качестве расходов признаются только те налоги, которые уплачены в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Что касается возможности отнесения к расходам "иностранных" налогов на основании пп. 49 п. 1 ст. 264 Кодекса (в качестве других, специально не поименованных расходов, связанных с производством и реализацией), следует учитывать, что порядок! отнесения к расходам сумм начисленных налогов имеет специальное норма т ивное регулирование в ст. 264 Кодекса и, соответственно, не регулируется пп. 49 п. 1 ст. 264 Кодекса.

Подобный подход вполне логичен и направлен на избежание повторного учета некоторых видов расходов, в том числе налогов, уплаченных за рубежом.

При рассмотрении вопросов устранения двойного налогообложения доходов, инструментами которого являются метод вычета "иностранных" расходов (включая уплаченные налоги), метод зачета "иностранных" налогов либо метод освобождения "иностранных" доходов от налогообложения в стране резидентства, следует иметь в виду, что применение конкретного из данных методов возможно только при наличии прямого указания в специальных положениях Кодекса.

Так, например, расход российской организации в виде налога на прибыль, уплаченного в иностранном государстве, учитывается методом зачета в уменьшение налога на прибыль организаций, подлежащего уплате в Российской Федерации, на основании специальных положений ст. 311 Кодекса.

Зач! ет налога на имущество, уплаченного российской организацией в иностранном государстве, в уменьшение налога на имущество организаций, подлежащего уплате в Российской Федерации, производится на основании специальных положений ст. 386.1 Кодекса.

Таким образом, в целях определения налоговой базы по налогу на прибыль организаций в установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах порядке не учитываются суммы налогов, уплаченных российской организацией в связи с реализацией работ и услуг на территории иностранного государства.

В частности, в целях определения налоговой базы по налогу на прибыль организаций в установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах порядке не учитываются суммы налога на добавленную стоимость, установленного законодательством иностранного государства, предъявленные налогоплательщиком иностранному покупателю в связи с реализацией работ, услуг, имущественных прав на территории данного иностранного го! сударства.

При этом уплаченный поставщикам товаров (работ, услу г) на территории иностранного государства налог на добавленную стоимость при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций в Российской Федерации также не учитывается.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 16 декабря 2009 г. N 03-03-06/1/813

Вопрос:

Организация является собственником нежилого помещения, используемого под офис. В 2006 г. организации была предоставлена возможность оформить земельный участок на праве аренды со множественностью лиц на стороне арендатора сроком на 11 месяцев 28 дней для эксплуатации административных помещений. Оформление земельно-правовых отношений должно было произойти в месячный срок. Однако указанный срок организацией был пропущен. Впоследствии организацией был сделан запрос о предоставлении сведений из государственного кадастра недвижимости, на который организацией было получено уведомление об отсутствии запрашиваемых сведений об объекте в государственном кадастре недвижимос! ти. Согласно сведениям, предоставленным организации, план межевания квартала, в котором находится здание, отсутствует. Таким образом, земельно-правовые отношения на земельный участок не оформлены. Подлежит ли в сложившейся ситуации налогообложению земельным налогом земельный участок, расположенный под зданием?

Ответ:

В соответствии со ст. 388 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. Не признаются налогоплательщиками организации и физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды.

Статье 131 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) установлено,! что право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, огр а ничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

Права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом (п. 2 ст. 8 Гражданского кодекса).

При этом на основании ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, который сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении которого проведен государственный кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.

В случае если земельный участок, на котором рас! положены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.

С момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.

Одновременно отмечаем, что в силу п. 1 ст. 389 Налогового кодекса объектом налогообложения земельным налогом является земельный участок, под которым согласно ст. 11.1 Зем! ельного кодекса Российской Федерации понимается часть земельной поверх ности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.

Следовательно, объект налогообложения земельным налогом возникает только тогда, когда конкретный земельный участок будет сформирован.

Данная правовая позиция находит отражение в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда от 23.07.2009 N 54.

Таким образом, если земельный участок, занимаемый жилым домом, в котором располагается нежилое помещение, принадлежащее организации на праве собственности, не сформирован, то в этом случае отсутствует объект налогообложения земельным налогом и, следовательно, в отношении такого земельного участка не может быть произведено исчисление земельного налога.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 16 декабря 2009 г. N 03-05-05-02/84


 Подпишитесь: рассылки от КонсультантПлюс

КонсультантПлюс рекомендует БУХГАЛТЕРУ подписаться на следующие рассылки:



Все права защищены © 2010 ЗАО "Консультант Плюс"
тел. +7(495)956-8283, +7(495)787-9292
mailto:contact@consultant.ru
http://www.consultant.ru/

Выпуски за другие дни

Информация предоставлена компанией "Консультант Плюс", являющейся разработчиком одноименных справочных правовых систем. Общероссийская Сеть распространения правовой информации КонсультантПлюс объединяет 300 региональных информационных центров, которые занимаются поставкой систем и передачей информации пользователям в 150 городах России. На специализированном правовом сервере: http://www.consultant.ru/ можно получить бесплатный доступ к большому массиву актуальной справочной правовой информации, а также узнать подробнее о программных продуктах и услугах Сети КонсультантПлюс, о ее структуре и деятельности, скачать демонстрационные версии профессиональных систем.


В избранное