Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

КонсультантПлюс: Вопросы и Ответы Выпуск от 03.04.2009


Вопросы и ответы

КонсультантПлюс Консультации по бухучету и налогообложению
Выпуск от 03.04.2009

Обзоры законодательства | Интернет-версия КонсультантПлюс | Финансовые консультации | Подписаться

 Новая Технология ПРОФ

Компания "Консультант Плюс" объявляет о выходе новой Технологии ПРОФ, которая заменит нынешнюю Технологию 3000. В Технологии ПРОФ появился Быстрый поиск и много других полезных новшеств, а также были улучшены имеющиеся возможности. Новая разработка обеспечит удобную работу, простой поиск и анализ документов.
Подробнее о Технологии ПРОФ


Подборка по материалам информационного банка "Финансист" системы КонсультантПлюс. Составители Е.В. Зернова, О.Б. Солдатова.

Вопрос:

В соответствии с пп. 2 п. 2.2 ст. 346.26 НК РФ с 1 января 2009 г. на уплату ЕНВД не переводятся организации, в которых доля участия других организаций составляет более 25 процентов. Распространяется ли данное положение на филиал белорусской организации?

Ответ:

Федеральным законом от 22.07.2008 N 155-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" ст. 346.26 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) дополнена п. 2.2, устанавливающим, что с 1 января 2009 г. на уплату единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности не переводятся организации, в которых доля участия других организаций составляет более 25%.

Указанное ограничение не распространяется на организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50%, а их доля в фонде оплаты труда - не менее 25%; на организации потребительской кооперации, осуществляющие свою деятельность в соответствии с Законом Российской Федерации от 19.06.1992 N 3085-1 "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации", а также на хозяйственные общества, единственными учредителями которых являются потребительские общества и их союзы, осуществляющие свою деятельность в соответствии с указанным Законом.

Согласно ст. 11 Кодекса для целей применения Кодекса и иных актов законодательства о налогах и сборах организациями признаются юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, филиалы и представительства указанных иностранных лиц и международных организаций, созданные на территории Российской Федерации.

Следовательно, положения пп. 2 п. 2.2 ст. 346.26 Кодекса распространяется на филиалы иностранных организаций.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 3 марта 2009 г. N 03-11-06/3/50

Вопрос:

Единственным участником российской организации является иностранное лицо. В 2005 г. между российской организацией (заемщиком) и единственным участником (заимодавцем) заключен договор беспроцентного займа на четыре года. В 2008 г. организации подписали соглашение о прощении долга и прекращении всех обязательств организации по возврату займа. Вправе ли российская организация, применив пп. 11 п. 1 ст. 251 НК РФ, не включать сумму прощенного долга в доход, подлежащий налогообложению налогом на прибыль?

Ответ:

В соответствии со ст. 247 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком. При этом прибылью для российских организаций признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов.

К доходам для целей налогообложения прибыли относятся доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав (ст. 249 НК РФ) и внереализационные доходы (ст. 250 НК РФ).

На основании пп. 10 п. 1 ст. 251 НК РФ при исчислении налога на прибыль не учитываются доходы в виде средств или иного имущества, которые получены по договорам кредита или займа (иных аналогичных средств или иного имущества независимо от способа оформления заимствований, включая ценные бумаги по долговым обязательствам), а также средств или иного имущества, которые получены в счет погашения таких заимствований.

Согласно п. 2 ст. 248 НК РФ имущество (работы, услуги) или имущественные права считаются полученными безвозмездно, если получение этого имущества (работ, услуг) или имущественных прав не связано с возникновением у получателя обязанности передать имущество (имущественные права) передающему лицу (выполнить для передающего лица работы, оказать передающему лицу услуги).

Средства, ранее полученные по договору займа и остающиеся в распоряжении организации в результате соглашения с заимодавцем о прощении долга, рассматриваются в качестве безвозмездно полученных.

Доходы в виде безвозмездно полученного имущества (работ, услуг) или имущественных прав, за исключением доходов, перечисленных в ст. 251 НК РФ, для целей налогообложения прибыли относятся к внереализационным доходам отчетного (налогового) периода (п. 8 ст. 250 НК РФ).

В пп. 11 п. 1 ст. 251 НК РФ установлено, что при налогообложении прибыли организаций не учитываются доходы в виде имущества, которое получено российской организацией безвозмездно от организации, если уставный (складочный) капитал (фонд) получающей стороны более чем на 50% состоит из вклада (доли) передающей организации.

При этом данное имущество не признается доходом для целей налогообложения только в том случае, если в течение одного года со дня его получения указанное имущество (за исключением денежных средств) не передается третьим лицам.

Таким образом, доходы в виде денежных средств, полученных обществом по договору займа от организации-учредителя со 100-процентной долей участия в уставном капитале, в случае если обязательство по договору займа было впоследствии прекращено прощением долга, для целей налогообложения прибыли не учитываются на основании пп. 11 п. 1 ст. 251 НК РФ.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 3 марта 2009 г. N 03-03-06/1/106

Вопрос:

Банк осуществляет операции по покупке (продаже) наличной валюты у физлиц. Является ли объектом налогообложения по НДФЛ доход в виде положительной курсовой разницы, возникающей: при покупке наличной валюты физлицом по курсу продажи иностранной валюты, установленному банком ниже официального курса ЦБ РФ; при продаже наличной валюты физлицом по курсу покупки валюты, установленному банком выше официального курса ЦБ РФ?

Ответ:

Статья 41 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) определяет доход как экономическую выгоду в денежной или натуральной форме, учитываемую в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемую для физических лиц в соответствии с гл. 23 "Налог на доходы физических лиц" Кодекса.

Курсовая разница, образующаяся вследствие отклонения курса продажи (покупки) иностранной валюты от официального курса, установленного Центральным банком Российской Федерации на дату перехода права собственности на иностранную валюту, носит характер материальной выгоды.

Однако ст. 212 гл. 23 Кодекса содержит исчерпывающий перечень случаев, когда материальная выгода признается доходом для целей взимания налога на доходы физических лиц, и этот перечень не включает разницу между фактическим курсом продажи (покупки) кредитными организациями иностранной валюты физическим лицам и курсом, устанавливаемым Банком России.

С учетом вышеизложенного такая курсовая разница не может быть признана доходом, подлежащим обложению налогом на доходы физических лиц.

Вместе с тем к указанным сделкам покупки (продажи) иностранной валюты в установленных случаях могут применяться положения ст. 40 Кодекса, а также пп. 2 п. 1 ст. 212 Кодекса в случае приобретения иностранной валюты у организаций, являющихся взаимозависимыми по отношению к налогоплательщику - физическому лицу.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 2 марта 2009 г. N 03-04-06-01/44

Вопрос:

О действиях российской организации - налогового агента по налогу на прибыль в случае, когда до выплаты дохода иностранная организация - получатель дохода не представила налоговому агенту оформленное соответствующим образом подтверждение своего местопребывания в государстве, с которым у РФ заключено соглашение об избежании двойного налогообложения.

Ответ:

Статьей 312 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) установлено, что при применении положений международных договоров Российской Федерации иностранная организация должна представить налоговому агенту, выплачивающему доход, подтверждение того, что эта иностранная организация имеет постоянное местонахождение в том государстве, с которым Российская Федерация имеет международный договор (соглашение), регулирующий вопросы налогообложения, которое должно быть заверено компетентным органом соответствующего иностранного государства. В случае если данное подтверждение составлено на иностранном языке, налоговому агенту предоставляется также перевод на русский язык.

При представлении иностранной организацией, имеющей право на получение дохода, подтверждения, указанного в п. 1 ст. 312 Кодекса, налоговому агенту, выплачивающему доход, до даты выплаты дохода, в отношении которого международным договором Российской Федерации предусмотрен льготный режим налогообложения в Российской Федерации, в отношении такого дохода производится освобождение от удержания налога у источника выплаты или удержание налога у источника выплаты по пониженным ставкам.

На основании подтверждения постоянного местопребывания иностранной организации налоговый агент принимает решение о неудержании налога или удержании его по пониженной ставке в соответствии с соглашением об избежании двойного налогообложения.

Если до выплаты дохода иностранная организация - получатель дохода не представила налоговому агенту оформленное соответствующим образом подтверждение своего местопребывания в государстве, с которым у Российской Федерации заключено соглашение об избежании двойного налогообложения, налоговый агент обязан при выплате дохода удержать с этого дохода налог в соответствии с российским налоговым законодательством. Однако, если в дальнейшем иностранная организация представит такое подтверждение, она может вернуть соответствующую сумму налога, излишне удержанную при выплате дохода.

Порядок возврата ранее удержанного с иностранной организации налога установлен п. 2 ст. 312 Кодекса. Возврат налога осуществляется на основании документов, перечень которых приведен в этом пункте. К таким документам относятся:

- заявление на возврат удержанного налога по форме, устанавливаемой налоговыми органами;

- подтверждение того, что эта иностранная организация на момент выплаты дохода имела постоянное местонахождение в том государстве, с которым Российская Федерация имеет международный договор (соглашение), регулирующий вопросы налогообложения;

- копии договора (или иного документа), в соответствии с которым выплачивался доход иностранному юридическому лицу;

- копии платежных документов, подтверждающих перечисление в бюджет суммы налога, подлежащей возврату.

Заявление о возврате сумм ранее удержанных в Российской Федерации налогов, а также иные перечисленные в вышеуказанной статье документы представляются иностранным получателем дохода в налоговый орган по месту постановки на учет налогового агента в течение трех лет с момента окончания налогового периода, в котором был выплачен доход. Данный срок является предельным, по истечении которого иностранная организация утрачивает право на возврат удержанного налога на доходы.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 18 февраля 2009 г. N 03-08-05

Вопрос:

Согласно п. 4 ст. 76 НК РФ решение об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика в банке вручается должностным лицом налогового органа представителю банка по месту нахождения этого банка под расписку или направляется в банк в электронном виде или иным способом, свидетельствующим о дате его получения банком, не позднее дня, следующего за днем принятия такого решения. Вправе ли решение об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика в банке получить в налоговом органе представитель банка при наличии у него документально подтвержденных полномочий (доверенности)?

Ответ:

Пунктом 4 ст. 76 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) прямо указано, что решение об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика в банке вручается должностным лицом налогового органа представителю банка по месту нахождения этого банка под расписку или направляется в банк в электронном виде или иным способом, свидетельствующим о дате его получения банком, не позднее дня, следующего за днем принятия такого решения.

Приказом ФНС России от 01.12.2006 N САЭ-3-19/824@ утвержден Порядок направления в банк решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента в банке и решения об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента в банке на бумажном носителе. Согласно указанному Порядку решение налогового органа об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика в банке направляется налоговым органом в банк заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или вручается налоговым органом под расписку представителю банка.

Учитывая изложенное, решение налогового органа об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика в банке может быть вручено в налоговом органе представителю банка при наличии у него соответствующих документально подтвержденных полномочий.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 17 февраля 2009 г. N 03-02-07/1-73

Вопрос:

На основании договора с физлицом банк открывает на имя физлица текущие обезличенные металлические счета (ОМС) для осуществления учета драгметаллов и расчетов по операциям с драгметаллами по поручениям физлица. При осуществлении физлицом операций продажи драгоценных металлов банку указанные драгоценные металлы списываются с ОМС. Является ли банк налоговым агентом по НДФЛ при покупке у физлица драгметаллов, учтенных на ОМС?

Ответ:

Согласно п. 1 ст. 226 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) российские организации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога на доходы физических лиц.

Исключение составляют доходы, в отношении которых исчисление и уплата налога осуществляются в соответствии со ст. ст. 214.1, 227 и 228 Кодекса.

В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 228 исчисление и уплата налога с доходов, полученных физическими лицами от продажи имущества, принадлежащего этим лицам на праве собственности, производятся указанными физическими лицами самостоятельно.

Таким образом, в случае продажи налогоплательщиком банку драгоценных металлов, числящихся на открытом в этом банке обезличенном металлическом счете, путем совершения сделки купли-продажи банк не признается налоговым агентом на основании ст. 226 Кодекса. Исчисление и уплата налога в этом случае производятся налогоплательщиком самостоятельно на основании налоговой декларации, подаваемой в налоговый орган по окончании налогового периода.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 13 февраля 2009 г. N 03-04-06-01/30

Вопрос:

Банк осуществляет операции по привлечению во вклады от физических лиц драгоценных металлов. Договором банковского вклада в драгоценных металлах предусмотрено, что учет ведется на обезличенном металлическом счете в граммах, проценты по вкладу согласно договору начисляются и выплачиваются также в единицах массы (граммах). Статьей 214.2 НК РФ предусмотрены общие условия определения налоговой базы по НДФЛ при получении доходов в виде процентов по вкладам в банках. Применяются ли положения ст. 214.2 НК РФ при определении налоговой базы по доходам в виде процентов по вкладу в драгоценном металле? На основании каких положений НК РФ определять денежное выражение доходов в виде процентов, выраженных в единицах массы драгоценных металлов? Какая налоговая ставка применяется? Является ли банк в этом случае налоговым агентом?

Ответ:

Статьей 214.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) установлены особенности определения налоговой базы при получении доходов в виде процентов, получаемых по вкладам в банках.

В отношении доходов в виде процентов, получаемых по вкладам в банках, налоговая база определяется как превышение суммы процентов, начисленной в соответствии с условиями договора, над суммой процентов, рассчитанной по рублевым вкладам исходя из ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, увеличенной на пять процентных пунктов, действующей в течение периода, за который начислены указанные проценты, а по вкладам в иностранной валюте исходя из 9 процентов годовых, если иное не предусмотрено гл. 23 Кодекса.

То есть особый порядок налогообложения процентов по вкладам в банках предусмотрен данной статьей только для денежных вкладов в рублях или в иностранной валюте.

Вклад в драгоценном металле не является денежным вкладом. В связи с этим положения ст. 214.2 Кодекса в данном случае не применяются.

Соответственно, доходы налогоплательщика в виде процентов, выплачиваемых по договору банковского вклада в драгоценных металлах, подлежат налогообложению налогом на доходы физических лиц в полном объеме по ставке, предусмотренной п. 1 ст. 224 Кодекса.

Согласно п. 1 ст. 226 Кодекса российские организации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога на доходы физических лиц.

Исключение составляют доходы, в отношении которых исчисление и уплата налога осуществляются в соответствии со ст. ст. 214.1, 227 и 228 Кодекса. Доходы налогоплательщика в виде процентов по договору банковского вклада в драгоценных металлах к указанным исключениям не относятся.

Таким образом, при выплате налогоплательщику доходов в виде процентов, выплачиваемых по договору банковского вклада в драгоценных металлах, банк является налоговым агентом и обязан исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога на доходы физических лиц.

В соответствии с п. 5 ст. 226 Кодекса при невозможности удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога налоговый агент обязан в течение одного месяца с момента возникновения соответствующих обстоятельств письменно сообщить в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог и сумме задолженности налогоплательщика.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 13 февраля 2009 г. N 03-04-06-01/31

Вопрос:

Банком приобретены неисключительные права пользования программным обеспечением (ПО). Срок действия договоров - 50 лет, за это время ПО морально устареет и его применение будет невозможно. Поэтому в учетной политике банка закреплено право установления срока полезного использования программного обеспечения по решению его компетентного органа в зависимости от предполагаемого срока использования ПО. Вправе ли банк исходя из реального срока службы приобретенного ПО самостоятельно определить срок, в течение которого будут признаваться расходы на приобретение неисключительного права в целях исчисления налога на прибыль?

Ответ:

В соответствии с пп. 26 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в составе прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией, учитываются расходы, связанные с приобретением права на использование программ для ЭВМ и баз данных по договорам с правообладателем (по лицензионным соглашениям). К указанным расходам также относятся расходы на приобретение исключительных прав на программы для ЭВМ стоимостью менее 20 тыс. руб. и обновление программ для ЭВМ и баз данных.

Пунктом 1 ст. 272 Кодекса предусмотрено, что расходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором эти расходы возникают исходя из условий сделок. В случае если сделка не содержит таких условий и связь между доходами и расходами не может быть определена четко или определяется косвенным путем, расходы распределяются налогоплательщиком самостоятельно.

Расходы на приобретение программы для ЭВМ включаются в состав прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией, при применении метода начисления в следующем порядке:

- если по условиям договора на приобретение неисключительных прав установлен срок использования программ для ЭВМ, расходы, относящиеся к нескольким отчетным периодам, учитываются при исчислении налоговой базы равномерно в течение этих периодов;

- если из условий договора на приобретение неисключительных прав нельзя определить срок использования программ для ЭВМ, то произведенные расходы распределяются с учетом принципа равномерности признания доходов и расходов. При этом налогоплательщик в налоговом учете вправе самостоятельно определить период, в течение которого указанные расходы подлежат учету для целей налогообложения прибыли.

Таким образом, банк исходя из реального срока службы приобретенного программного обеспечения для ЭВМ может в учетной политике для целей налогообложения прибыли самостоятельно определить срок, в течение которого расходы на приобретение неисключительного права признаются таковыми для целей налогообложения прибыли.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 19 декабря 2008 г. N 03-03-06/2/25

Вопрос:

О налогообложении налогом на прибыль доходов украинской компании - страховщика от осуществления предпринимательской деятельности по страхованию грузов российской организации - страхователя в период движения этих грузов по территории РФ и иностранных государств.

Ответ:

В соответствии со ст. 246 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщиками налога на прибыль организаций наряду с российскими организациями признаются иностранные организации, которые осуществляют деятельность в Российской Федерации через постоянное представительство и (или) получают доходы от источников в Российской Федерации.

В соответствии со ст. 247 Кодекса объект налогообложения по налогу на прибыль для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, - полученные через эти постоянные представительства доходы, уменьшенные на величину произведенных этими постоянными представительствами расходов, которые определяются в соответствии с гл. 25 Кодекса.

Наличие постоянного представительства иностранной организации в Российской Федерации определяется исходя из положений законодательства о налогах и сборах, а именно в соответствии с положениями ст. 306 Кодекса. В случае если иностранная организация является лицом с постоянным местопребыванием в государстве, с которым у Российской Федерации заключено действующее соглашение об избежании двойного налогообложения, при определении наличия постоянного представительства в силу ст. 7 Кодекса приоритет имеют положения соответствующего международного договора.

Как правило, и соглашения Российской Федерации об избежании двойного налогообложения, в том числе и Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Украины об избежании двойного налогообложения доходов и имущества и предотвращении уклонений от уплаты налогов от 08.02.1995 (далее - Соглашение), и положения ст. 306 Кодекса содержат аналогичные критерии, в соответствии с которыми определяется факт образования постоянного представительства на территории Российской Федерации.

В соответствии с п. 1 ст. 5 Соглашения термин "постоянное представительство" означает постоянное место деятельности, через которое предприятие одного Договаривающегося Государства полностью или частично осуществляет предпринимательскую деятельность в другом Договаривающемся Государстве.

Согласно п. 2 ст. 306 Кодекса постоянное представительство определяется как постоянное место предпринимательской деятельности, через которое деятельность предприятия осуществляется полностью или частично на территории Российской Федерации.

Определение, таким образом, содержит следующие условия:

- существование места деятельности, то есть помещения или оборудования;

- это место деятельности должно быть постоянным, то есть должно быть установлено в определенном месте с определенной степенью постоянства;

- осуществление коммерческой деятельности предприятия через постоянное место деятельности. Это означает, что лица, которые тем или иным образом зависят от предприятия (персонал), проводят деятельность предприятия в государстве, в котором находится постоянное место деятельности.

Выражение "место деятельности" означает любые помещения, средства, оборудование или установки, используемые для проведения бизнеса предприятия, независимо от того, исключительно они используются для этой цели или нет. Место бизнеса может также существовать и без отдельного помещения, достаточно иметь в распоряжении некоторое пространство. Также место деятельности может находиться на другом предприятии.

Чтобы место деятельности составляло постоянное представительство, предприятие, пользующееся им, должно осуществлять через него предпринимательскую деятельность полностью или частично. Деятельность не обязательно должна быть производительного характера. Более того, деятельность не обязательно должна быть постоянной, то есть производиться без перерыва в операциях, но при этом операции должны иметь регулярный характер.

При определении факта образования постоянного представительства на территории Российской Федерации украинской компании - страховщика необходимо учитывать положения п. 5 ст. 5 Соглашения, согласно которым если лицо, иное чем агент с независимым статусом, осуществляет деятельность в одном Договаривающемся Государстве от имени предприятия другого Договаривающегося Государства, то считается, что это предприятие имеет постоянное представительство в первом упомянутом Договаривающемся Государстве в отношении любой деятельности, которую это лицо осуществляет для предприятия, если такое лицо имеет и обычно использует в этом государстве полномочия заключать контракты от имени предприятия.

Таким образом, п. 5 ст. 5 Соглашения содержит общепринятый принцип международного налогообложения, согласно которому предприятие одного государства должно рассматриваться как имеющее постоянное представительство в другом государстве, если при определенных условиях в этом другом государстве действует лицо (зависимый агент), представляющее это предприятие, даже если это предприятие не имеет постоянного места деятельности в этом другом государстве в значении п. п. 1 и 2 ст. 5 Соглашения.

Зависимыми агентами признаются лица, которые в силу сферы их полномочий или характера деятельности вовлекают до определенной степени предприятие одного государства в участие в предпринимательской деятельности на территории другого государства.

Пунктом 5 указанной статьи Соглашения установлено, что только лица, имеющие полномочия на заключение контрактов, могут считаться зависимыми агентами, при условии, что такие лица используют свои полномочия по заключению контрактов многократно, а не в единичных случаях. При этом фраза "полномочия заключать контракты от имени предприятия" не ограничивает применение данного п. 5 к лицу, непосредственно заключающему контракты от имени предприятия. Этот пункт применяется также к лицу, заключающему контракты, которые накладывают обязательства на это предприятие, даже если такие контракты не заключены от имени самого предприятия. Недостаточное участие предприятия в операциях, совершаемых зависимым агентом, является лишь показателем предоставления зависимому агенту широких полномочий.

Таким образом, в случае если деятельность украинской компании - страховщика по страхованию грузов российской компании - страхователя на период движения этих грузов по территории России и других иностранных государств приводит к образованию постоянного представительства на территории Российской Федерации согласно вышеуказанным критериям, то согласно п. 1 ст. 7 Соглашения прибыль данной украинской компании подлежит налогообложению в Российской Федерации, но только в той части, которая относится к этому постоянному представительству.

Как было указано выше, в силу нормы п. 1 ст. 246 Кодекса иностранные организации, осуществляющие деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, являются самостоятельными плательщиками налога на прибыль организаций. Следовательно, у российской организации - страхователя не возникает обязанности по исчислению и удержанию налога на прибыль организаций с данных доходов украинской организации - страховщика.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 22 октября 2008 г. N 03-08-05

Вопрос:

О налогообложении налогом на прибыль доходов иностранной организации в виде дисконта при погашении векселя.

Ответ:

В соответствии со ст. 247 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектом налогообложения по налогу на прибыль для иностранных организаций, не имеющих постоянного представительства на территории Российской Федерации, признается доход, полученный от источников в Российской Федерации, который определяется в соответствии со ст. 309 Кодекса.

Согласно пп. 3 п. 1 ст. 309 Кодекса к доходам иностранной организации от источников в Российской Федерации, подлежащим обложению налогом, удерживаемым у источника выплаты дохода, относится процентный доход от долговых обязательств любого вида.

В соответствии с п. 2 ст. 280 Кодекса доходы налогоплательщика от операций по реализации или иного выбытия ценных бумаг (в том числе погашения) определяются исходя из цены реализации или иного выбытия ценной бумаги, а также суммы накопленного процентного (купонного) дохода, уплаченной покупателем налогоплательщику, и суммы процентного (купонного) дохода, выплаченной налогоплательщику эмитентом (векселедателем).

Статьей 328 Кодекса предусмотрен порядок ведения налогового учета доходов (расходов) в виде процентов по договорам займа, кредита, банковского счета, банковского вклада, а также процентов по ценным бумагам и другим долговым обязательствам.

Для определения налоговой базы по доходам иностранной организации в виде процентного дохода по ценным бумагам данной иностранной организацией - держателем ценной бумаги при ее погашении представляется эмитенту данной ценной бумаги документальное подтверждение цены и даты ее приобретения. При отсутствии указанного подтверждения обложению подлежит вся сумма процентного дохода, выплачиваемая держателю ценных бумаг.

При этом при налогообложении процентного дохода иностранных организаций следует также руководствоваться положениями международных договоров Российской Федерации, касающимися налогообложения (в случае их наличия).

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 22 октября 2008 г. N 03-08-05/1


 Бесплатная демонстрация системы КонсультантПлюс

Как быстро найти документ или получить ответ на вопрос по законодательству?

Установите и попробуйте бесплатную демонстрационную версию справочной правовой системы КонсультантПлюс.

 



Все права защищены © 2009 ЗАО "Консультант Плюс"
тел. (495)956-8283
mailto:contact@consultant.ru
http://www.consultant.ru/

Выпуски за другие дни

Информация предоставлена компанией "Консультант Плюс", являющейся разработчиком одноименных справочных правовых систем. Общероссийская Сеть распространения правовой информации КонсультантПлюс объединяет 300 региональных информационных центров, которые занимаются поставкой систем и передачей информации пользователям в 150 городах России. На специализированном правовом сервере: http://www.consultant.ru/ можно получить бесплатный доступ к большому массиву актуальной справочной правовой информации, а также узнать подробнее о программных продуктах и услугах Сети КонсультантПлюс, о ее структуре и деятельности, скачать демонстрационные версии профессиональных систем.


В избранное