← Апрель 2005 → | ||||||
1
|
2
|
3
|
||||
---|---|---|---|---|---|---|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
11
|
12
|
13
|
14
|
16
|
17
|
|
18
|
19
|
20
|
21
|
22
|
23
|
24
|
25
|
26
|
27
|
28
|
29
|
30
|
За последние 60 дней ни разу не выходила
Сайт рассылки:
http://www.consultant.ru/
Открыта:
19-07-2001
Статистика
0 за неделю
КонсультантПлюс: Вопросы и Ответы Выпуск от 15.04.2005
Информационный Канал Subscribe.Ru |
Вопросы и ответы
Новости КонсультантПлюс |
Вопросы и Ответы Вопрос: Организация, применяющая упрощенную систему налогообложения (объект - доходы, уменьшенные на величину расходов), просит разъяснить, учитывается ли в составе расходов при исчислении единого налога стоимость земельного участка, приобретенного в период применения упрощенной системы налогообложения. Ответ: В соответствии с пп.1 п.1 ст.346.16 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при определении объекта налогообложения налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения и выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, учитывают расходы на приобретение основных средств. Указанные расходы, осуществленные организацией в период применения упрощенной системы налогообложения, при условии их соответствия критериям, предусмотренным ст.252 Кодекса, учитываются в порядке, установленном пп.1 п.3 ст.346.16 Кодекса, на дату ввода приобретенных основных средств в эксплуатацию. Согласно п.3 ст.4 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, ведут учет основных средств в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете. Пунктом 5 Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01, утвержденного Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30.03.2001 N 26н, земельные участки включены в состав основных средств. Сделки с землей и другим недвижимым имуществом, как это предусмотрено ст.164 Гражданского кодекса Российской Федерации, подлежат государственной регистрации в случаях и порядке, предусмотренных ст.131 настоящего Кодекса и Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Согласно ст.223 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации, если иное не установлено законом. Таким образом, расходы на приобретение земельного участка в период применения упрощенной системы налогообложения принимаются при исчислении единого налога после государственной регистрации прав на земельный участок. Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 26 января 2005 г. N 03-03-02-04/1-18 12.04.2005 Е.Зернова Проект "КонсультантБухгалтер" Вопрос: Просим дать разъяснение по порядку представления в налоговые органы налоговых деклараций (расчетов) и других документов. Правомерен ли отказ налоговых органов в приеме указанных документов на бумажных носителях без приложения документов в электронном виде на магнитных носителях? Ответ: Налогоплательщики несут обязанности, предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации (далее - Кодекс) и другими актами законодательства о налогах и сборах. Пунктом 2 ст.80 Кодекса прямо установлено, что налоговая декларация представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика по установленной форме на бумажном носителе или в электронном виде в соответствии с законодательством Российской Федерации. Налоговые органы не вправе отказывать в приеме налоговой декларации на бумажном носителе. Письмом МНС России от 22.06.2004 N 06-5-03/866 управлениям МНС России по субъектам Российской Федерации поручено принять меры к недопущению фактов отказов нижестоящими налоговыми органами в приеме налоговых деклараций (расчетов) на бумажных носителях. В целях сокращения затрат времени на сдачу налогоплательщиками отчетности в налоговые органы, избежания ошибок при формировании данных налоговых деклараций и иных документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов с использованием средств входного контроля, возможности оперативного обновления форматов представления документов в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи (на магнитном носителе) налоговые органы вправе рекомендовать налогоплательщикам представлять в электронном виде налоговые декларации и другие документы, необходимые для исчисления и уплаты налога. Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 28 января 2005 г. N 03-02-07/1-12 12.04.2005 Е.Зернова Проект "КонсультантБухгалтер" Вопрос: Православная церковь просит разъяснить, какие льготы по земельному налогу предоставляются религиозным организациям. Учитывая, что церковь существует лишь на пожертвования людей, возможно ли освобождение религиозных организаций от уплаты земельного налога? Ответ: Согласно ст.65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата. На основании ст.57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. В налоговой системе Российской Федерации земельный налог входит в состав местных налогов. Средства от поступления земельного налога в настоящее время являются одним из основных источников формирования доходной части бюджетов муниципальных образований. В соответствии с гл.31 "Земельный налог" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), вступившей в силу с 1 января 2005 г., земельный налог устанавливается, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, а также законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и обязателен к уплате на территории этих муниципальных образований и указанных субъектов Российской Федерации. Согласно ст.388 Кодекса налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. Не признаются налогоплательщиками организации и физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды. В этой связи в соответствии со ст.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" религиозные организации обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность либо переоформить на право безвозмездного срочного пользования по своему желанию до 1 января 2006 г. в соответствии с правилами ст.36 Земельного кодекса Российской Федерации. Также на основании п.3 ст.30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется религиозным организациям для строительства зданий, строений, сооружений религиозного и благотворительного назначения в безвозмездное срочное пользование на срок строительства этих зданий, строений, сооружений. Таким образом, религиозные организации не будут являться налогоплательщиками земельного налога в отношении земельных участков, находящихся у них в безвозмездном срочном пользовании. Принимая во внимание, что одним из основных направлений налоговой реформы является выравнивание условий налогообложения для всех налогоплательщиков прежде всего путем сокращения имеющихся льгот и исключений из общего режима налогообложения, перечень налоговых льгот, устанавливаемых гл.31 Кодекса, является крайне ограниченным. Однако для религиозных организаций предусмотрено освобождение от уплаты земельного налога в отношении принадлежащих им земельных участков, на которых расположены здания, строения и сооружения религиозного и благотворительного назначения (ст.395 Кодекса). Указанная норма в значительной степени расширяет льготное налогообложение земельных участков, принадлежащих религиозным организациям, поскольку в соответствии со ст.12 Закона Российской Федерации от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю", утрачивающего силу с 1 января 2006 г., льготное налогообложение распространяется только на земли, на которых находятся используемые религиозными организациями здания, охраняемые государством как памятники истории, культуры и архитектуры. Кроме того, ст.387 Кодекса определено, что при установлении земельного налога представительные органы муниципальных образований (органы законодательной (представительной) власти г.г. Москвы и Санкт-Петербурга) в принимаемых нормативных правовых актах (законах) могут самостоятельно определять налоговые ставки в пределах, установленных Кодексом, а также устанавливать налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая размер не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков. Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 2 февраля 2005 г. N 03-06-02-05/04 12.04.2005 Е.Зернова Проект "КонсультантБухгалтер" Вопрос: Организация розничной торговли приобретает по договору купли-продажи карты экспресс-оплаты услуг сотовой связи с целью дальнейшей продажи покупателям. По нашему мнению, исходя из положений п.п.2 и 3 ст.38 НК РФ, ст.128 ГК РФ карты экспресс-оплаты относятся к товарам. Однако согласно Правилам оказания услуг телефонной связи, утвержденным Постановлением Правительства от 26.09.1997 N 1235, оказание услуг телефонной связи осуществляется операторами связи на основании заключенных ими с абонентами договоров возмездного оказания услуг. В соответствии с разд.10 указанных Правил все расчеты за услуги телефонной связи могут производиться абонентами с операторами связи или уполномоченными ими лицами. Организация не является оператором или лицом, им уполномоченным. Учитывая изложенное, просим разъяснить, признается ли розничной торговлей для целей применения системы налогообложения в виде ЕНВД реализация карточек экспресс-оплаты за наличный расчет. Ответ: В соответствии со ст.346.26 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности вводится в действие законами субъектов Российской Федерации и может применяться налогоплательщиками наряду с общим режимом налогообложения, предусмотренным законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход применяется по решению субъекта Российской Федерации в отношении, в частности, розничной торговли, осуществляемой через магазины и павильоны с площадью торгового зала по каждому объекту организации торговли не более 150 квадратных метров, палатки, лотки и другие объекты организации торговли, в том числе не имеющие стационарной торговой площади (пп.4 п.2 ст.346.26 Кодекса). Статьей 346.27 Кодекса определено понятие розничной торговли - это торговля товарами и оказание услуг покупателям за наличный расчет, а также с использованием платежных карт. Согласно ст.38 Кодекса товаром признается любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации. При этом под имуществом понимаются виды объектов гражданских прав (за исключением имущественных прав), относящихся к имуществу в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Данной статьей Кодекса установлено, что под работой понимается деятельность, результаты которой имеют материальное выражение и могут быть реализованы для удовлетворения потребностей организации и (или) физических лиц, а услугой признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности. Статьей 128 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что к объектам гражданских прав относятся вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права; работы и услуги; информация; результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них (интеллектуальная собственность); нематериальные блага. Правилами оказания услуг телефонной связи, утвержденными Постановлением Правительства от 26.09.1997 N 1235, определено, что оказание услуг телефонной связи осуществляется операторами связи на основании заключенных ими с абонентами договоров возмездного оказания услуг, в которых определяются формы и порядок оплаты таких услуг. В соответствии с разд.10 указанных Правил все расчеты за услуги телефонной связи могут производиться абонентами с операторами связи или уполномоченными ими лицами как в наличной, так и в безналичной форме, в том числе с использованием любых пластиковых карточек, включая предварительно оплаченные телефонные карточки (карточки экспресс-оплаты), кредитные карточки и т.п. Из указанных положений следует, что карточки экспресс-оплаты не могут выступать в качестве имущества, используемого в целях перепродажи в рамках заключаемых договоров купли-продажи (гл.30 Гражданского кодекса Российской Федерации) в сфере розничной торговли. Кроме того, они не отвечают признакам товара, определенным ст.38 Кодекса, поскольку по своей природе являются лишь средством предварительной (авансовой) оплаты еще не оказанных услуг телефонной связи и формой обязательства в рамках заключенных договоров об оказании услуг связи в соответствии с гл.7 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" и гл.39 Гражданского кодекса Российской Федерации. С учетом вышеизложенного деятельность по реализации карточек экспресс-оплаты за наличный расчет в целях применения системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход не может быть признана розничной торговлей и, следовательно, не подлежит переводу на уплату единого налога на вмененный доход. Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 4 февраля 2005 г. N 03-06-05-04/18 12.04.2005 Е.Зернова Проект "КонсультантБухгалтер" Вопрос: Организация занимается производством аэродромного оборудования, длительность производственного цикла составляет свыше шести месяцев. Оплата аренды помещения, телефонных услуг и другие расчеты с поставщиками производятся ежемесячно. Счета-фактуры по оплате данных услуг также поступают ежемесячно. Однако при отсутствии реализации зачесть уплаченный поставщикам НДС организация не может. Правомерно ли счет-фактуру, датируемый июлем, регистрировать в книге покупок в декабре, т.е. когда будет осуществляться реализация? Ответ: В соответствии с п.1 ст.171 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога на добавленную стоимость, исчисленную в соответствии со ст.166 Кодекса, на налоговые вычеты, установленные ст.171 Кодекса. На основании п.1 ст.166 Кодекса сумма налога на добавленную стоимость при определении налоговой базы в соответствии со ст.ст.154 - 159 и 162 Кодекса исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. Таким образом, суммы налога на добавленную стоимость, указанные в счете-фактуре, могут быть приняты к вычету и отражены в налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость в том налоговом периоде, в котором возникает налоговая база по налогу на добавленную стоимость. В соответствии с Приложением N 2 к Правилам ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.12.2000 N 914, при составлении налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за каждый налоговый период (месяц, квартал) используются итоги книг покупок, в том числе по суммам налога на добавленную стоимость, предъявляемым к вычету. Учитывая изложенное, в случае если счета-фактуры по услугам производственного назначения выставлены организации и оплачены ею в июле, а операции по реализации товаров осуществляются в декабре, то такие счета-фактуры следует регистрировать в книге покупок в том налоговом периоде, когда осуществляются операции по реализации товаров, то есть в декабре. Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 7 февраля 2005 г. N 03-04-11/20 12.04.2005 Е.Зернова Проект "КонсультантБухгалтер" Вопрос: ООО распространяет наружную рекламу на рекламных щитах. В соответствии с п.2 ст.14 Федерального закона "О рекламе" (в редакции, действовавшей до 01.01.2005) распространение рекламы допускалось при наличии разрешения соответствующего органа местного самоуправления. За выдачу разрешения взималась плата в порядке и размерах, устанавливаемых органом местного самоуправления. С 01.01.2005 вступила в силу новая редакция указанной статьи, в соответствии с которой за выдачу разрешения на распространение наружной рекламы теперь уплачивается государственная пошлина в размерах и порядке, установленных законодательством РФ о налогах и сборах. В то же время (01.01.2005) вступила в силу гл.25.3 "Государственная пошлина" НК РФ, которая устанавливает размер госпошлины за указанное разрешение, но умалчивает о сроке его действия и о том, выдается ли отдельное разрешение на каждый рекламоноситель или плата взимается за факт выдачи разрешения вне зависимости от количества используемых щитов. В связи с изложенным просьба разъяснить: 1) имеет ли право орган местного самоуправления устанавливать сроки действия разрешения; 2) в каком размере уплачивается государственная пошлина за выдачу разрешения, если распространение рекламы осуществляется на нескольких рекламоносителях; 3) является ли разрешение на распространение наружной рекламы в смысле налогового законодательства разрешением на установку рекламоносителя и собственно разрешением на распространение наружной рекламы либо лишь разрешением на распространение наружной рекламы; 4) необходимо ли оплачивать государственную пошлину за выдачу разрешения на распространение наружной рекламы на тех рекламоносителях, которые были установлены до 01.01.2005. Ответ: В соответствии с Федеральным законом от 02.11.2004 N 127-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) с 1 января 2005 г. вступила в силу новая гл.25.3 "Государственная пошлина" части второй Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс). Согласно пп.80 п.1 ст.333.33 Кодекса размер государственной пошлины за выдачу разрешения на распространение наружной рекламы составляет 1500 руб. В соответствии с абз.5 п.2 ст.14 Федерального закона от 18.07.1995 N 108-ФЗ "О рекламе" за выдачу разрешения на распространение наружной рекламы уплачивается государственная пошлина в размерах и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Разрешение на распространение наружной рекламы в городских, сельских поселениях и на других территориях, выдаваемое соответствующим органом местного самоуправления, должно быть согласовано с соответствующими органами, указанными в п.2 данной статьи Федерального закона "О рекламе". Срок действия выдаваемых разрешений на распространение наружной рекламы данной главой Кодекса не определен. Поэтому исполнительные органы местного самоуправления вправе самостоятельно определять период (срок) действия данных разрешений. Разрешение на распространение наружной рекламы должно выдаваться отдельно на каждый рекламный плакат, независимо от его места размещения, площади рекламной поверхности. Согласно п.3 ст.14 Федерального закона "О рекламе" за распространение наружной рекламы путем установки рекламоносителя на землях общего пользования, объектах благоустройства, зданиях, сооружениях и иных объектах, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, должна взиматься плата, устанавливаемая соответствующим органом местного самоуправления. Данная плата за распространение наружной рекламы взимается после получения разрешения на распространение наружной рекламы, за выдачу которого должна быть уплачена государственная пошлина. Согласно ст.23 Федерального закона данный Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2005 г., следовательно, нормы главы Кодекса распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2005 г. Таким образом, за выдачу разрешения на распространение наружной рекламы по договорам, заключенным до 1 января 2005 г., со сроком действия, переходящим на последующие годы, государственная пошлина не уплачивается. По истечении срока действия разрешения на распространение наружной рекламы в 2005 г. при выдаче нового разрешения уплачивается государственная пошлина в размере 1500 руб. Согласно ст.29 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" федеральные законы и иные нормативные правовые акты, действующие на территории Российской Федерации, действуют в части, не противоречащей части второй Кодекса, и подлежат приведению в соответствие с частью второй Кодекса. Порядок признания нормативного правового акта о налогах и сборах не соответствующим Кодексу определен ст.6 Кодекса. Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 10 февраля 2005 г. N 03-06-03-04/11 12.04.2005 Е.Зернова Проект "КонсультантБухгалтер" Вопрос: Статьей 4 Федерального закона от 29.11.2004 N 141-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" установлено, что действующие в 2004 г. размеры ставок земельного налога, за исключением земельного налога на земли сельскохозяйственного назначения, применяются в 2005 г. с коэффициентом 1,1. В каком порядке следует применять коэффициент 1,1 в 2005 г. к ставкам при исчислении земельного налога: за участки в границах сельских населенных пунктов и вне их черты, предоставленные гражданам для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, сенокошения и выпаса скота (ч.1 ст.6 Закона РФ "О плате за землю"); за земли сельскохозяйственного использования в пределах городской (поселковой) черты (ч.8 ст.8 Закона РФ "О плате за землю"); за земли, предоставленные (приобретенные) для садоводства, огородничества, животноводства, в пределах городской, поселковой черты (ч.7 ст.8 Закона РФ "О плате за землю"), - а также к ставкам налога, формируемым исходя из налога за земли сельскохозяйственного назначения (ч.2 ст.9, ст.10, ч.2 ст.11, ч.3 ст.12 Закона РФ "О плате за землю")? Учитывая, что земли сельскохозяйственного назначения являются составной частью ряда земель, просим разъяснить, к каким конкретно вышеназванным землям при исчислении земельного налога применяется коэффициент индексации 1,1 в 2005 г. Ответ: В соответствии со ст.4 Федерального закона от 29.11.2004 N 141-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" действующие в 2004 г. размеры ставок земельного налога, за исключением земельного налога на земли сельскохозяйственного назначения, применяются в 2005 г. с коэффициентом 1,1. На основании анализа Налогового кодекса Российской Федерации, Земельного кодекса Российской Федерации, Закона Российской Федерации от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю" и с учетом положений п.1 ст.11 Налогового кодекса Российской Федерации можно сделать вывод о том, что при определении земель сельскохозяйственного назначения в целях налогообложения следует руководствоваться гл.XIV Земельного кодекса Российской Федерации с момента принятия представительными органами муниципальных образований нормативных правовых актов о введении с 1 января 2005 г. в соответствии с гл.31 "Земельный налог" Налогового кодекса Российской Федерации земельного налога на территориях соответствующих муниципальных образований. В том случае, если на территории муниципального образования не принят вышеуказанный нормативный правовой акт, при определении земель сельскохозяйственного назначения следует руководствоваться Законом Российской Федерации "О плате за землю". Согласно данному Закону к землям сельскохозяйственного назначения отнесены земельные участки, определенные в разд.II "Плата за земли сельскохозяйственного назначения". Учитывая изложенное, установленный на 2005 г. коэффициент индексации 1,1 к ставкам земельного налога, действовавшим в 2004 г., не применяется только в отношении ставок земельного налога, установленных для земельных участков, определенных ст.ст.5 и 6 Закона Российской Федерации "О плате за землю". Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 15 февраля 2005 г. N 03-06-02-02/10 12.04.2005 Е.Зернова Проект "КонсультантБухгалтер" Вопрос: В целях правильного применения налогового законодательства просим дать разъяснения по порядку применения вычета суммы НДС, уплаченной поставщику основного средства, в следующей ситуации. Организация, применявшая упрощенную систему налогообложения, приобрела, оплатила и ввела в эксплуатацию основное средство. Вправе ли организация в случае перехода с 01.01.2005 на общий режим налогообложения принять к вычету сумму НДС, соответствующую остаточной стоимости основного средства по состоянию на 01.01.2005? Ответ: На основании пп.1 п.2 ст.171 гл.21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) вычетам подлежат суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные налогоплательщиками налога на добавленную стоимость по основным средствам, приобретаемым для осуществления операций, облагаемых налогом на добавленную стоимость. Согласно п.2 ст.346.11 гл.26.2 "Упрощенная система налогообложения" Кодекса организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, при осуществлении операций по реализации товаров (работ, услуг) налогоплательщиками налога на добавленную стоимость не признаются, и, соответственно, осуществляемые ими операции налогом на добавленную стоимость не облагаются. Таким образом, суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные по основным средствам, используемым организациями, перешедшими на упрощенную систему налогообложения, при осуществлении операций по реализации товаров (работ, услуг), не облагаемых налогом на добавленную стоимость, вычету не подлежат. В соответствии с п.3 ст.4 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, учет основных средств ведут в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете. Правила формирования в бухгалтерском учете информации об основных средствах организации установлены Положением по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01, утвержденным Приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н (далее - Положение). Так, на основании п.8 Положения невозмещаемые налоги, уплачиваемые в связи с приобретением объекта основных средств, формируют его первоначальную стоимость. Поэтому не подлежащие вычету суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные по основным средствам, используемым организациями, перешедшими на упрощенную систему налогообложения, при осуществлении операций по реализации товаров (работ, услуг), не облагаемых налогом на добавленную стоимость, включаются в первоначальную стоимость приобретенных основных средств. Согласно п.14 Положения стоимость основных средств, по которой они приняты к бухгалтерскому учету, не подлежит изменению, кроме случаев достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, частичной ликвидации и переоценки основных средств. Изменение первоначальной стоимости основных средств в зависимости от того, для каких операций, облагаемых или не облагаемых налогом на добавленную стоимость, используются основные средства, законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете не предусмотрено. Поэтому первоначальная стоимость основного средства, введенного в эксплуатацию в период применения упрощенной системы налогообложения и в дальнейшем используемого при осуществлении операций по реализации товаров (работ, услуг), подлежащих налогообложению налогом на добавленную стоимость, изменению не подлежит. Учитывая изложенное, суммы налога на добавленную стоимость, включенные в первоначальную стоимость указанного основного средства, к вычету не принимаются. Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 21 февраля 2005 г. N 03-04-11/37 12.04.2005 Е.Зернова Проект "КонсультантБухгалтер" Вопрос: На основании п.1 ст.34.2 НК РФ просим дать разъяснения по следующим вопросам применения законодательства РФ о налогах и сборах. Согласно п.1 ст.5 НК РФ акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу. Просим разъяснить, как применять эти правила при определении даты вступления в силу актов, опубликованных непосредственно перед началом налогового периода. Например, закон, опубликованный 31 декабря 2004 г., вносит изменения в правила уплаты налога, налоговым периодом по которому является календарный год. Какого из двух способов определения даты вступления в силу надо придерживаться: 1) отсчитать один месяц от даты опубликования закона. Получится 31 января 2005 г. Началом очередного налогового периода после этой даты будет 1 января 2006 г. Именно эта дата будет датой вступления закона в силу. Такое толкование п.1 ст.5 НК РФ следует из п.3 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 N 5; 2) так как закон опубликован 31 декабря 2004 г., условие "не ранее 1-го числа очередного налогового периода" выполняется (очередной налоговый период после опубликования закона уже наступил 1 января 2005 г.). В этом случае остается только отсчитать один месяц со дня опубликования. Датой вступления закона в силу будет 1 февраля 2005 г. Такое толкование п.1 ст.5 НК РФ следует из Определения Конституционного Суда РФ от 08.04.2003 N 159-О. Просим назвать точную дату вступления в силу следующих актов: 1) Федерального закона от 29.12.2004 N 205-ФЗ; 2) Федерального закона от 29.12.2004 N 208-ФЗ; 3) Постановления Правительства РФ от 31.12.2004 N 908. Ответ: 1. Пунктом 1 ст.5 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) установлено, что акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных данной статьей. Как следует из Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации", при решении вопроса о моменте вступления в силу конкретного акта законодательства о налогах следует исходить из того, что на основании п.1 ст.5 Кодекса такой акт вступает в силу с 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, наступающего после окончания месячного срока со дня официального опубликования данного акта. Согласно ст.2 Федерального закона от 29.12.2004 N 205-ФЗ "О внесении изменений в статью 346.13 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" названный Федеральный закон вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования, но не ранее 1-го числа очередного налогового периода по единому налогу, уплачиваемому при применении упрощенной системы налогообложения. Статьей 346.19 Кодекса установлено, что налоговым периодом по единому налогу признается календарный год. С учетом того что указанный Федеральный закон опубликован в "Российской газете" 31 декабря 2004 г., N 292 и месячный срок со дня опубликования Федерального закона истекает 31 января 2005 г., а также того, что очередной налоговый период, наступающий после этой даты, начинается с 1 января 2006 г., вышеназванный Федеральный закон вступит в силу с 1 января 2006 г. 2. Статьей 2 Федерального закона от 29.12.2004 N 208-ФЗ "О внесении изменения в статью 346.27 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" установлено, что названный Федеральный закон вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования, но не ранее 1-го числа очередного налогового периода по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности. Статьей 346.30 Кодекса установлено, что налоговым периодом по единому налогу на вмененный доход признается квартал. С учетом того что данный Федеральный закон опубликован в "Российской газете" 31 декабря 2004, N 292 и месячный срок со дня опубликования Федерального закона истекает 31 января 2005 г., а также того, что очередной налоговый период, наступающий после этой даты, начинается с 1 апреля 2005 г., вышеназванный Федеральный закон вступит в силу с 1 апреля 2005 г. 3. Пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2004 N 908 "Об утверждении перечней кодов видов продовольственных товаров и товаров для детей, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов" установлено, что данное Постановление вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования, но не ранее 1-го числа очередного налогового периода. Согласно ст.23 Федерального конституционного закона от 17.12.1997 N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" датой официального опубликования постановления или распоряжения Правительства Российской Федерации считается дата первой публикации его текста в одном из официальных изданий Российской Федерации. Постановления Правительства Российской Федерации могут также вступать в силу со дня их подписания, если самими постановлениями Правительства Российской Федерации не предусмотрен иной порядок их вступления в силу. Согласно ст.163 Кодекса налоговый период по налогу на добавленную стоимость устанавливается как календарный месяц и как квартал. В "Российской газете" Постановление от 31.12.2004 N 908 опубликовано 26 января 2005 г. Месячный срок со дня официального опубликования Постановления истекает 26 февраля 2005 г. С учетом того что очередной налоговый период, наступающий после этой даты, начинается 1 марта 2005 г. (для налогового периода - календарный месяц) и 1 апреля 2005 г. (для налогового периода - квартал), указанное Постановление вступит в силу с 1 марта 2005 г. (для налогового периода - календарный месяц) и с 1 апреля 2005 г. (для налогового периода - квартал). Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 2 марта 2005 г. N 03-02-07/6 12.04.2005 Е.Зернова Проект "КонсультантБухгалтер" Вопрос: Редакция налогового журнала просит разъяснить следующий вопрос. Организации на праве собственности принадлежит земельный участок, по которому эта организация платит земельный налог. На территории субъекта РФ, где находится организация, введен земельный налог в соответствии с гл.31 "Земельный налог" НК РФ. Просим разъяснить, по какой форме и в какие сроки организация должна представить в налоговую инспекцию отчетность по земельному налогу в 2005 г. Как надо было бы отчитываться и платить налог организации, если бы на территории субъекта РФ, где она находится, действовал земельный налог в соответствии с Законом РФ от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю"? Ответ: В соответствии с гл.31 "Земельный налог" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), вступившей в силу с 01.01.2005, земельный налог устанавливается в качестве местного налога, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, а также законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и обязателен к уплате на территории этих муниципальных образований и указанных субъектов Российской Федерации. Согласно ст.398 Кодекса налогоплательщики - организации или физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями, по истечении налогового периода представляют в налоговый орган по месту нахождения земельного участка налоговую декларацию по земельному налогу. Налогоплательщики - организации или физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями, уплачивающие в течение налогового периода авансовые платежи по налогу, по истечении отчетного периода представляют в налоговый орган по месту нахождения земельного участка налоговый расчет по авансовым платежам по земельному налогу. Налоговые декларации по земельному налогу представляются налогоплательщиками не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом. Расчеты сумм по авансовым платежам по налогу представляются налогоплательщиками в течение налогового периода не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом. Форма налоговой декларации по земельному налогу и форма налогового расчета по авансовым платежам по земельному налогу утверждаются Министерством финансов Российской Федерации. В настоящее время названные выше документы находятся на стадии разработки. Налогоплательщики, осуществляющие уплату земельного налога в 2005 г. в соответствии с гл.31 Кодекса, представляют в налоговый орган отчетность по земельному налогу в порядке, установленном ст.398 Кодекса. На тех территориях, где земельный налог установлен не в соответствии с гл.31 Кодекса, исчисление и уплата данного налога в 2005 г. производятся в соответствии с Законом Российской Федерации от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю" (далее - Закон). Согласно ст.16 Закона земельный налог, уплачиваемый юридическими лицами, исчисляется непосредственно этими лицами. Юридические лица ежегодно не позднее 1 июля представляют в налоговые органы расчет причитающегося с них налога по каждому земельному участку. Форма налоговой отчетности по земельному налогу, исчисленному на основании Закона, утверждена Приказом МНС России от 29.12.2003 N БГ-3-21/725 "Об утверждении формы налоговой декларации по земельному налогу и Инструкции по ее заполнению". В соответствии со ст.17 Закона суммы земельного налога уплачиваются равными долями не позднее 15 сентября и 15 ноября. При этом органы местного самоуправления с учетом местных условий имеют право устанавливать другие сроки уплаты земельного налога. Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 15 марта 2005 г. N 03-06-02-04/17 12.04.2005 Е.Зернова Проект "КонсультантБухгалтер" Вопрос: В целях правильного применения законодательства просим проконсультировать по следующему вопросу. В соответствии с п.5 ст.3 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" в случае исключения из Государственного реестра ранее применявшихся моделей ККТ их дальнейшая эксплуатация осуществляется до истечения нормативного срока их амортизации. Распространяется ли указанное положение Закона на ККТ, стоимость которых менее 10 000 руб. и амортизация по которым не начисляется? Вправе ли применять указанную норму налогоплательщики, перешедшие на специальные налоговые режимы? Ответ: В соответствии с п.1 ст.3 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Закон) при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт на территории Российской Федерации применяются модели контрольно-кассовой техники, включенные в Государственный реестр. На основании п.5 ст.3 указанного Закона в случае исключения из Государственного реестра ранее применявшихся моделей контрольно-кассовой техники их дальнейшая эксплуатация осуществляется до истечения нормативного срока их амортизации. Статьей 256 гл.25 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что амортизируемым имуществом признается имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 10 000 руб. Продолжительность срока амортизации контрольно-кассовой машины определяется с учетом утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.01.2002 N 1 Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы. Контрольно-кассовая техника является средством механизации и автоматизации управленческого и инженерного труда и отнесена к амортизируемому имуществу четвертой группы (имущество со сроком полезного использования свыше 5 лет до 7 лет включительно). Таким образом, если согласно действующему законодательству начисление амортизации на контрольно-кассовую технику не предусмотрено, то исключение такой контрольно-кассовой техники из Государственного реестра влечет невозможность ее дальнейшего использования. Данные положения применяются также в отношении налогоплательщиков специальных налоговых режимов. Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 17 марта 2005 г. N 03-01-20/1-40 12.04.2005 Е.Зернова Проект "КонсультантБухгалтер" Вопрос: Высший Арбитражный Суд РФ в Решении от 26.01.2005 N 16141/04 указал, что с суточных не нужно платить налог на доходы физических лиц, даже если они превышают 100 руб. Кроме того, с 1 января 2005 г. в соответствии с новой редакцией Трудового кодекса РФ организации вправе самостоятельно определять размер суточных по командировкам (ст.168). Можно ли руководствоваться Решением суда и не платить налог на доходы физических лиц, а также единый социальный налог с суточных, предусмотренных коллективным договором организации? Ответ: Решением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.01.2005 N 16141/04 признано недействующим Письмо Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 17.02.2004 N 04-2-06/127 "О налогообложении компенсационных выплат по возмещению расходов, связанных со служебными командировками". В этой связи при рассмотрении данного вопроса необходимо учитывать следующее. Пунктом 3 ст.217 и пп.2 п.1 ст.238 Кодекса предусмотрено, что не подлежат налогообложению налогом на доходы физических лиц и единым социальным налогом все виды установленных действующим законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных, в частности, с исполнением налогоплательщиком трудовых обязанностей, включая возмещение командировочных расходов. При этом указано, что при оплате работодателем расходов на командировки как внутри страны, так и за ее пределы не подлежат налогообложению суточные, выплачиваемые в пределах норм, установленных в соответствии с действующим законодательством, а также фактически произведенные и документально подтвержденные целевые расходы на проезд до места назначения и обратно, а также ряд других расходов, связанных с командировкой. То есть еще раз указывается, что в отношении таких расходов, как суточные, в отличие от расходов на проезд, по найму жилого помещения и иных, законодательством должны быть установлены соответствующие нормы. Статьей 168 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае направления в служебную командировку работодатель обязан возмещать работнику: расходы по проезду; расходы по найму жилого помещения; дополнительные расходы, связанные с проживанием вне постоянного места жительства (суточные); иные расходы, произведенные работником с разрешения или ведома работодателя. Порядок и размеры возмещения расходов, связанных со служебными командировками, определяются коллективным договором или локальным нормативным актом организации. То есть Трудовой кодекс не устанавливает норм компенсационных выплат в возмещение командировочных расходов и не предусматривает установление таких норм работодателями, а лишь предоставляет работодателям право самостоятельно определять в коллективном договоре или локальном нормативном акте порядок и размер возмещения расходов, связанных со служебной командировкой, в том числе дополнительных расходов, связанных с проживанием вне постоянного места жительства (суточных). Таким образом, Трудовой кодекс лишь предоставляет работодателю право устанавливать размер возмещения расходов, связанных со служебной командировкой, а не наделяет его правом определения нормативного размера таких расходов, не учитываемого для целей налогообложения. Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 21 марта 2005 г. N 03-05-01-04/62 12.04.2005 Е.Зернова Проект "КонсультантБухгалтер" Вопрос: Лизингодатель как собственник автотранспортного средства, являющегося предметом лизинга, уплатил транспортный налог. Договором лизинга предусмотрено, что затраты лизингодателя по уплате транспортного налога компенсируются лизингополучателем, при этом сумма, подлежащая перечислению лизингодателю, увеличивает сумму очередного лизингового платежа. Вправе ли лизингополучатель учесть сумму компенсации для целей налогообложения прибыли? Ответ: Согласно п.1 ст.28 Федерального закона от 29.10.1998 N 164-ФЗ "О финансовой аренде (лизинге)" под лизинговыми платежами понимается общая сумма платежей по договору лизинга за весь срок действия договора лизинга, в которую входит возмещение затрат лизингодателя, связанных с приобретением и передачей предмета лизинга лизингополучателю, возмещение затрат, связанных с оказанием других предусмотренных договором лизинга услуг, а также доход лизингодателя. Размер, способ осуществления и периодичность лизинговых платежей определяются договором лизинга (п.2 ст.28 Федерального закона N 164-ФЗ). Таким образом, с учетом приведенных норм, а также абз.3 п.2 ст.28 Федерального закона N 164-ФЗ само по себе условие договора лизинга, обязывающее лизингополучателя компенсировать затраты лизингодателя по уплате транспортного налога, является допустимым. Косвенным образом об этом свидетельствуют Постановления ФАС Поволжского округа от 24.06.2003 N А55-6158/02-13 и ФАС Дальневосточного округа от 07.10.2002 N Ф03-А51/02-1/2043, в соответствии с которыми с арендаторов в пользу арендодателей взысканы суммы в возмещение уплаченных арендодателями налогов, предусмотренные договором аренды. Вместе с тем необходимо обратить внимание на следующее. По общему правилу плательщиками транспортного налога признаются не собственники транспортных средств (как ошибочно полагает пользователь), а лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства (ст.357 Налогового кодекса РФ). Согласно п.2 ст.20 Федерального закона N 164-ФЗ транспортные средства, являющиеся предметом лизинга, регистрируются по соглашению сторон на имя лизингодателя или лизингополучателя. К сожалению, из содержания вопроса нельзя сделать однозначного вывода о том, на чье имя - лизингодателя или лизингополучателя - зарегистрирован предмет лизинга. Между тем при решении вопроса о возможности учета суммы компенсации для целей налогообложения прибыли этот момент имеет принципиальное значение. Так, если предмет лизинга зарегистрирован на имя лизингодателя и, следовательно, последний является плательщиком транспортного налога, то сумма компенсации может учитываться в составе расходов лизингополучателя либо в качестве составляющей лизингового платежа в соответствии с пп.10 п.1 ст.264 НК РФ, либо в качестве других расходов, связанных с производством и (или) реализацией, в соответствии с пп.49 п.1 ст.264 НК РФ (если компенсация выплачивается сверх зафиксированного договором размера лизингового платежа). В свою очередь, соответствующую компенсацию лизингодатель должен отразить в составе доходов. Напротив, если предмет лизинга зарегистрирован на имя лизингополучателя, то он является налогоплательщиком и поэтому обязанность по уплате транспортного налога должен исполнить самостоятельно (п.1 ст.45 НК РФ). В таком случае сумма компенсации не может быть учтена лизингополучателем для целей налогообложения прибыли как не соответствующая критериям обоснованности в силу п.1 ст.252 НК РФ. 14.03.2005 О.М.Проваленко Консультационно-аналитический центр по бухгалтерскому учету и налогообложению КонсультантФинансист Вопрос: Может ли банк, имеющий лицензию профессионального участника рынка ценных бумаг на осуществление депозитарной деятельности, признавать расходами для целей налогообложения прибыли расходы по добровольному страхованию от утраты и порчи ценных бумаг клиентов, находящихся в хранилище банка, принятых банком на хранение по возмездным договорам депозитарного обслуживания (договорам ответственного хранения), предусматривающим страхование указанных ценных бумаг за счет банка? Ответ: Банк, имеющий лицензию профессионального участника рынка ценных бумаг на осуществление депозитарной деятельности, осуществляет добровольное страхование от утраты и порчи ценных бумаг клиентов, находящихся в хранилище банка, принятых банком на хранение по возмездным договорам депозитарного обслуживания (договорам ответственного хранения), предусматривающим страхование указанных ценных бумаг за счет банка. В соответствии со ст.932 Гражданского кодекса Российской Федерации страхование договорной ответственности за утрату или повреждение чужого имущества является страхованием риска ответственности, то есть не относится к договорам по страхованию имущества. Согласно ст.263 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в составе прочих расходов, учитываемых для целей налогообложения, учитываются расходы на обязательное и добровольное страхование имущества, в том числе добровольное страхование иного имущества, используемого налогоплательщиком при осуществлении деятельности, направленной на получение дохода. В указанной статье содержится закрытый перечень видов добровольного страхования имущества. Пунктом 6 ст.270 Кодекса предусмотрено, что при определении налоговой базы не учитываются расходы в виде взносов на добровольное страхование, кроме взносов, указанных в ст.ст.255 и 263 Кодекса. Учитывая это, расходы банка по добровольному страхованию от утраты или порчи ценных бумаг клиентов, находящихся в хранилище банка, принятых банком на хранение по возмездным договорам депозитарного обслуживания (ответственного хранения), не учитываются в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль. Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 31 января 2005 г. N 03-03-01-04/2/18 12.04.2005 О.Б.Солдатова Проект "КонсультантФинансист" Вопрос: Банк планирует внедрение нового массового продукта в рамках потребительского кредитования. Особенностью продукта будет являться то, что одновременно с получением кредита заемщик должен заключить договор добровольного личного страхования исключительно на случай наступления смерти или утраты трудоспособности, выгодоприобретателем по которому будет являться банк. Подлежит ли налогообложению налогом на прибыль сумма страхового возмещения, полученная банком от страховой компании по указанному договору? Ответ: Согласно ст.247 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком. Прибылью признаются для российских организаций полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с гл.25 Кодекса. В ст.251 Кодекса приведен закрытый перечень доходов, не учитываемых при налогообложении прибыли. Суммы страхового возмещения, полученные банком-выгодоприобретателем по договору добровольного личного страхования заемщика исключительно на случай наступления смерти или утраты трудоспособности, заключенному по условиям кредитного договора, в указанном перечне не поименованы. Таким образом, страховое возмещение, полученное банком-выгодоприобретателем по договору добровольного личного страхования заемщика исключительно на случай наступления смерти или утраты трудоспособности, заключенному получателем кредита, включается в состав дохода, учитываемого при налогообложении прибыли, независимо от целей, на которые будет направлена сумма страхового возмещения. При этом налогообложение налогом на прибыль сумм полученного банком страхового возмещения не зависит от того, направлено ли страховое возмещение на погашение задолженности по кредиту или используется выгодоприобретателем на иные цели. Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 28 января 2005 г. N 03-03-01-04/2/17 12.04.2005 О.Б.Солдатова Проект "КонсультантФинансист" Вопрос: Может ли организация, применяющая УСН, учесть при расчете единого налога в качестве расходов суммы оплаты следующих услуг, связанных с экспортом товара: организация составления таможенной декларации, организация таможенного оформления груза по таможенной декларации, бронирование места на рейсе и оформление экспортного груза, организация доставки груза, обработка груза на таможенном посту? Все первичные документы, подтверждающие расходы, имеются. Учитываются ли при применении УСН положительные и отрицательные курсовые разницы, образующиеся при продаже иностранной валюты, полученной по экспортному контракту? Ответ: При применении налогоплательщиком упрощенной системы налогообложения с объектом налогообложения - доходы, уменьшенные на величину расходов, при определении объекта налогообложения полученные доходы уменьшаются на расходы, поименованные в п.1 ст.346.16 гл.26.2 "Упрощенная система налогообложения" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс). Причем представленный в п.1 ст.346.16 Кодекса перечень расходов является исчерпывающим. Данная статья Кодекса не предусматривает отнесение к расходам, уменьшающим полученные доходы по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, расходов, перечисленных в письме, в частности, расходов на организацию составления таможенной декларации, организацию таможенного оформления груза по таможенной декларации, бронирование места на рейсе и оформление экспортного груза, организацию доставки груза, а также расходов на обработку груза на таможенном посту. В соответствии с пп.11 п.1 ст.346.16 Кодекса при определении объекта налогообложения налогоплательщик уменьшает полученные доходы на расходы в виде сумм таможенных платежей, уплаченных при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации и не подлежащих возврату налогоплательщику в соответствии с таможенным законодательством Российской Федерации. Согласно пп.5 п.1 ст.318 Таможенного кодекса Российской Федерации таможенные сборы относятся к таможенным платежам. В соответствии со ст.357.1 Таможенного кодекса Российской Федерации к таможенным сборам относятся таможенные сборы за таможенное оформление, таможенные сборы за таможенное сопровождение, таможенные сборы за хранение. Те из расходов на организацию составления таможенной декларации, организацию таможенного оформления груза по таможенной декларации, бронирование места на рейсе и оформление экспортного груза, организацию доставки груза, а также расходов на обработку груза на таможенном посту, которые являются таможенными сборами, уплачиваемыми в соответствии с таможенным законодательством Российской Федерации, признаются расходами в целях гл.26.2 Кодекса. В ином случае данные расходы налогоплательщика не уменьшают полученные доходы при исчислении налоговой базы по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения. По вопросу учета при применении упрощенной системы налогообложения курсовых разниц, возникающих при продаже иностранной валюты, полученной по экспортным договорам. Согласно п.3 ст.346.18 Кодекса доходы, выраженные в иностранной валюте, учитываются в совокупности с доходами, выраженными в рублях, и пересчитываются в рубли по официальному курсу Центрального банка Российской Федерации, установленному на дату получения доходов. Пункт 1 ст.316.15 Кодекса определяет, что организации при определении объекта налогообложения учитывают в том числе внереализационные доходы, определяемые в соответствии со ст.250 Кодекса. В соответствии с п.2 ст.250 Кодекса к внереализационным доходам относятся доходы в виде положительной (отрицательной) курсовой разницы, образующейся вследствие отклонения курса продажи (покупки) иностранной валюты от официального курса, установленного Центральным банком Российской Федерации на дату перехода права собственности на иностранную валюту. Таким образом, налогоплательщик, получивший в качестве оплаты по экспортному контракту доход в иностранной валюте, учитывает данный доход по курсу Центрального банка Российской Федерации на дату его получения. При реализации иностранной валюты в результате отклонения курса ее продажи от курса Центрального банка Российской Федерации на дату перехода права собственности на иностранную валюту образуются положительные курсовые разницы, которые относятся к внереализационным доходам. Возникшие при реализации иностранной валюты отрицательные курсовые разницы не уменьшают полученные доходы при определении налоговой базы по единому налогу, исчисляемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, так как п.1 ст.346.16 Кодекса не предусматривает такого вида расходов. Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 26 января 2005 г. N 03-03-02-04/1/19 12.04.2005 О.Б.Солдатова Проект "КонсультантФинансист" Вопрос: Российский банк имеет корреспондентский счет в иностранном банке. По условиям договора о корреспондентском счете комиссионное вознаграждение взимается иностранным банком ежемесячно в безакцептном порядке с корсчета российского банка. Документальное подтверждение списанных безакцептно комиссий осуществляется иностранным банком путем направления в российский банк извещений о расходах по корсчету российского банка или дебет-авизо по каждому списанию средств с корсчета. Указанные документы российский банк получает по почте, и дата их получения может существенно отличаться от даты направления их иностранным банком. Какую дату в данном случае следует считать датой предъявления налогоплательщику документов, служащих основанием для произведения расчетов, в целях определения даты осуществления расходов согласно пп.3 п.7 ст.272 НК РФ? Помимо изложенного, российским банком осуществляется арбитражная работа на территории различных иностранных государств. Оплата услуг иностранных юридических компаний, представляющих интересы банка, производится на основании выставленных компаниями счетов, которые также направляются по почте. До получения документов российский банк не располагает информацией об объеме оказанных услуг и о подлежащей оплате сумме. Какую дату в данном случае следует считать датой признания расходов? Ответ: С 1 января 2002 г. в соответствии с нормами гл.25 "Налог на прибыль организаций" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) банки осуществляют признание доходов и расходов по методу начисления. Порядок признания доходов (расходов) при методе начисления изложен соответственно в ст.ст.271 и 272 Кодекса. Никаких особенностей для установления даты признания дохода (расхода) для банков, заключивших гражданско-правовые договоры с иностранными контрагентами, гл.25 Кодекса не предусмотрено. Положениями пп.3 п.7 ст.272 Кодекса налогоплательщику предоставлено право самостоятельно выбирать, что считать датой осуществления внереализационных и прочих расходов, и закрепить это в учетной политике банка. Так, пп.3 п.7 ст.272 Кодекса для расходов в виде сумм комиссионных сборов и в виде расходов на оплату сторонним организациям за выполненные ими работы (предоставленные услуги) датой осуществления этих расходов признаются: - даты расчетов в соответствии с условиями заключенных договоров; - даты предъявления налогоплательщику документов, служащих основанием для произведения расчетов; - последний день отчетного (налогового) периода. При включении расходов, указанных в письме, в налоговую базу по налогу на прибыль необходимо, прежде всего, исходить из условий заключенных договоров на выполнение работ (оказание услуг) иностранными контрагентами. По условиям договора о корреспондентском счете комиссионное вознаграждение взимается иностранным банком ежемесячно в безакцептном порядке с корсчета банка. Таким образом, расходы налогоплательщика в виде сумм платы за услуги по условиям договора корреспондентского счета в изложенной выше ситуации следует учитывать в том отчетном (налоговом) периоде, в котором поступили документы, подтверждающие произведенные списания с корреспондентского счета банка. Расходы на оплату юридических услуг, в соответствии с пп.14 п.1 ст.264 Кодекса, относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, при условии что понесенные расходы соответствуют критериям, установленным п.1 ст.252 Кодекса. Для налогоплательщиков, применяющих метод начисления, датой признания таких расходов может являться дата составления документа об оплате указанных расходов (акта приемки выполненных работ (оказанных услуг)) или дата принятия (акцепта) документов к оплате. Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 26 января 2005 г. N 03-03-01-04/2/10 12.04.2005 О.Б.Солдатова Проект "КонсультантФинансист" Вопрос: Наша организация заключила экспортный контракт, по условиям которого покупатель в порядке предварительной оплаты поставляемого товара перечисляет в наш адрес 100%-ный авансовый платеж. Согласно Инструкции ЦБ РФ от 15.06.2004 N 117-И предварительная оплата (авансовый платеж) при экспорте товаров признается коммерческим кредитом. Вправе ли мы рассматривать полученный от нерезидента аванс как кредит для целей налогообложения прибыли? Ответ: По общему правилу договорами, исполнение которых связано с передачей в собственность другой стороне денежных сумм или других вещей, определяемых родовыми признаками, может предусматриваться предоставление кредита, в том числе в виде аванса, предварительной оплаты (коммерческий кредит) (п.1 ст.823 Гражданского кодекса РФ). К коммерческому кредиту, соответственно, применяются правила гл.42 ГК РФ ("Заем и кредит"), если иное не предусмотрено правилами о договоре, из которого возникло соответствующее обязательство, и не противоречит существу такого обязательства (п.2 ст.823 ГК РФ). Особенности предварительной оплаты товаров по договорам купли-продажи установлены ст.487 ГК РФ, при этом соответствующие правила, на основании п.5 ст.454 ГК РФ, распространяются также на договоры поставки. Из анализа положений п.п.1, 3 ст.487 ГК РФ следует, что надлежащее исполнение продавцом обязательств по погашению предоставленного ему покупателем коммерческого кредита предполагает не возврат соответствующей суммы (аванса, предварительной оплаты), а исполнение сделки, по которой получена предварительная оплата, в рассматриваемом случае - осуществление поставки. Таким образом, при надлежащем исполнении сторонами обязательств по договору поставки, содержащему условие о предварительной оплате товаров, признак возвратности, присущий самостоятельным заемным обязательствам - договорам займа и кредита (п.1 ст.807 и п.1 ст.819 ГК РФ соответственно), отсутствует. В связи с этим представляется, что для целей налогообложения прибыли суммы аванса, предварительной оплаты не являются средствами, полученными по договору кредита или в качестве иной формы заимствования, которые не учитываются в составе доходов налогоплательщика на основании пп.10 п.1 ст.251 Налогового кодекса РФ. В то же время, если организация-поставщик применяет метод начисления, то доходы в виде денежных средств, полученных ею в порядке предварительной оплаты товаров (работ, услуг), для целей налогообложения не учитываются на основании пп.1 п.1 ст.251 НК РФ. 14.03.2005 О.М.Проваленко Консультационно-аналитический центр по бухгалтерскому учету и налогообложению Вопрос: Может ли денежная оценка вклада участника совместной деятельности быть выражена в условных единицах? Ответ: По договору простого товарищества (договору о совместной деятельности) двое или несколько лиц (товарищей) обязуются соединить свои вклады и совместно действовать без образования юридического лица для извлечения прибыли или достижения иной не противоречащей закону цели (п.1 ст.1041 Гражданского кодекса РФ). В соответствии с п.п.1, 2 ст.1042 ГК РФ вкладом товарища в совместную деятельность признается все то, что он вносит в общее дело, в том числе деньги, иное имущество, профессиональные и иные знания, навыки и умения, а также деловая репутация и деловые связи. Вклады товарищей предполагаются равными по стоимости, если иное не следует из договора простого товарищества или фактических обстоятельств. Денежная оценка вклада товарища производится по соглашению между товарищами. Пункт 1 ст.317 ГК РФ предусматривает, что денежные обязательства должны быть выражены в рублях. При этом на основании п.2 этой же статьи в денежном обязательстве может быть предусмотрено, что оно подлежит оплате в рублях в сумме, эквивалентной определенной сумме в иностранной валюте или в условных денежных единицах (ЭКЮ, "специальных правах заимствования" и др.). В этом случае подлежащая уплате в рублях сумма определяется по официальному курсу соответствующей валюты или условных денежных единиц на день платежа, если иной курс или иная дата его определения не установлены законом или соглашением сторон. С учетом приведенных положений ГК РФ считаем, что денежная оценка вклада товарища в совместную деятельность может быть определена в условных единицах с указанием эквивалента условной единицы по отношению к рублю. 07.02.2005 О.М.Проваленко Консультационно-аналитический центр по бухгалтерскому учету и налогообложению
Если вы не знаете как настроить ваш браузер для работы с онлайн-версией системы КонсультантПлюс, пожалуйста, прочитайте инструкцию на нашем сервере.
Перейти к инструкции
Информация предоставлена компанией "Консультант Плюс", являющейся разработчиком одноименных справочных правовых систем. Общероссийская Сеть распространения правовой информации КонсультантПлюс объединяет 300 региональных информационных центров, которые занимаются поставкой систем и передачей информации пользователям в 150 городах России. На специализированном правовом сервере: http://www.consultant.ru/ можно получить бесплатный доступ к большому массиву актуальной справочной правовой информации, а также узнать подробнее о программных продуктах и услугах Сети КонсультантПлюс, о ее структуре и деятельности, скачать демонстрационные версии профессиональных систем.
http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/ |
Подписан адрес: Код этой рассылки: law.russia.advice.consqa |
Отписаться |
В избранное | ||