Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

КонсультантПлюс: Вопросы и Ответы Выпуск от 18.02.2005


Информационный Канал Subscribe.Ru

Вопросы и ответы

Новости КонсультантПлюс

"Горячие" документы:
Указ Президента РФ "О примерной форме служебного контракта о прохождении государственной гражданской службы РФ и замещении должности государственной гражданской службы РФ"


                          Вопросы и Ответы


        Вопрос: Организацией   в   процессе  эксплуатации  компьютера
   произведена замена отдельных его  деталей  на  аналогичные,  более
   современной  модификации  (в  частности,  ЭЛТ-монитор  заменен  на
   жидкокристаллический  монитор).  Причинами  такой  замены  явились
   поломка  или  моральный износ соответствующих деталей.  При этом в
   результате  замены  отдельных  деталей  функции   компьютеров   не
   изменились. В целях налогообложения прибыли расходы организации по
   замене отдельных деталей компьютера относятся к  текущему  ремонту
   или к модернизации?

        Ответ: В  соответствии  с  Классификацией  основных  средств,
   включаемых в амортизационные группы,  утвержденной  Правительством
   Российской   Федерации   от   01.01.2002   N   1,  срок  полезного
   использования  компьютеров  составляет  от  трех   до   пяти   лет
   включительно (компьютеры входят в третью амортизационную группу).
        Согласно п.2 ст.257 Налогового кодекса  Российской  Федерации
   (далее  -  Кодекс)  к  модернизации  относятся  работы,  вызванные
   изменением    технологического    или    служебного     назначения
   оборудования,  здания, сооружения или иного объекта амортизируемых
   основных средств,  повышенными нагрузками и (или)  другими  новыми
   качествами.
        Компьютер учитывается как единый инвентарный объект  основных
   средств,  так  как любая его часть не может выполнять свои функции
   по отдельности.  Замена в компьютере любой детали может привести к
   изменению эксплуатационных характеристик компьютера.
        Расходы, осуществляемые  при   замене   вышедших   из   строя
   элементов компьютерной техники, вызваны необходимостью поддержания
   компьютера в работоспособном  состоянии.  Указанные  расходы,  при
   условии что изменение эксплуатационных характеристик компьютера не
   приводит к изменению его функционального назначения,  относятся  к
   расходам  на  ремонт  основных  средств,  учитываемым  в  порядке,
   установленном ст.260 Кодекса.
        Замена отдельных  элементов  компьютера  на  новые по причине
   морального износа не может рассматриваться как ремонт компьютера и
   является его модернизаций. Модернизация увеличивает первоначальную
   стоимость основного средства в порядке, предусмотренном п.2 ст.257
   Кодекса.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 1 декабря 2004 г. N 03-03-01-04/1/166

15.02.2005                                                  Е.Зернова
                                        Проект "КонсультантБухгалтер"


        Вопрос: Парикмахерская помимо парикмахерских услуг  оказывает
   услуги    по    искусственному   загару   (солярий).   Услуги   по
   искусственному  загару  в  Общероссийском   классификаторе   услуг
   населению   ОК   002-93   отсутствуют.   Однако  в  Общероссийском
   классификаторе видов экономической деятельности ОК 029-2001 услуги
   соляриев поименованы в разд.93 "Предоставление персональных услуг"
   (подгруппа 93.04 "Физкультурно-оздоровительная деятельность").
        Следует ли  из  этого,  что  в  целях  применения ЕНВД услуги
   солярия  могут  быть  приравнены  к  бытовым   услугам   и   могут
   классифицироваться  в  соответствии с Классификатором ОК 002-93 по
   коду 019100 или 019200?

        Ответ: В  соответствии  со   ст.346.26   Налогового   кодекса
   Российской  Федерации  (далее  - Кодекс) система налогообложения в
   виде  единого  налога  на  вмененный  доход  для  отдельных  видов
   деятельности  (далее  - единый налог) может применяться по решению
   субъекта  Российской  Федерации  в  отношении  предпринимательской
   деятельности, в том числе и в сфере оказания бытовых услуг.
        Под бытовыми услугами понимаются платные услуги,  оказываемые
   физическим    лицам    (за    исключением    услуг     ломбардов),
   классифицируемые  в  соответствии с Общероссийским классификатором
   услуг  населению  (ст.346.27  Кодекса).  Согласно  Общероссийскому
   классификатору  услуг  населению  ОК 002-93 (ОКУН),  утвержденному
   Постановлением Госстандарта России от  28.06.1993  N  163,  услуги
   парикмахерских  относятся к бытовым услугам и имеют код 019300,  в
   связи с  чем  организация  подлежит  переводу  на  уплату  единого
   налога.
        Услуги по    искусственному    загару    в     Общероссийском
   классификаторе  услуг  населению  ОК 002-93 отсутствуют.  Однако в
   Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности  ОК
   029-2001  услуги  соляриев  поименованы  в разд.93 "Предоставление
   персональных услуг" (подгруппа 93.04 "Физкультурно-оздоровительная
   деятельность") наряду с услугами бань, саун, парных и душевых.
        Так как под  бытовыми  услугами  понимаются  платные  услуги,
   оказываемые  физическим  лицам и классифицируемые в соответствии с
   Общероссийским  классификатором   услуг   населению   ОК   002-93,
   применять    иные    классификаторы    неправомерно.   Услугу   по
   искусственному загару можно относить к  бытовым  услугам  по  коду
   019200 "Прочие услуги, оказываемые в банях и душевых", но только в
   том случае, если ее предоставляют бани и душевые. Из чего следует,
   что если услуги по искусственному загару оказывает парикмахерская,
   то данная услуга не относится к бытовым услугам.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 2 декабря 2004 г. N 03-06-05-04/65

15.02.2005                                                  Е.Зернова
                                        Проект "КонсультантБухгалтер"


        Вопрос: Адвокат,     осуществляющий     свою     деятельность
   индивидуально через адвокатский кабинет,  применяет  УСНО  (объект
   налогообложения - доходы).  Имеет ли адвокат право уменьшить сумму
   исчисленного за отчетный  (налоговый)  период  единого  налога  на
   сумму уплаченных в соответствии с п.3 ст.29 Федерального закона от
   15.12.2001 N 167-ФЗ  "Об  обязательном  пенсионном  страховании  в
   Российской  Федерации"  за  этот  же  период  страховых взносов на
   обязательное пенсионное страхование в размере,  превышающем размер
   фиксированного платежа?

        Ответ: Статья    346.21    гл.26.2    "Упрощенная     система
   налогообложения"  Налогового кодекса Российской Федерации (далее -
   Кодекс) устанавливает,  что сумма  налога  (квартальных  авансовых
   платежей  по  налогу),  исчисленная за налоговый (отчетный) период
   налогоплательщиками, выбравшими в качестве объекта налогообложения
   доходы,   уменьшается   указанными  налогоплательщиками  на  сумму
   страховых  взносов   на   обязательное   пенсионное   страхование,
   уплачиваемых   за   этот   же  период  времени  в  соответствии  с
   законодательством Российской  Федерации.  При  этом  сумма  налога
   (квартальных авансовых платежей по налогу) не может быть уменьшена
   более чем на 50 процентов по  страховым  взносам  на  обязательное
   пенсионное страхование.
        Согласно ст.28 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об
   обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее
   - Закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ)  страхователи-адвокаты  уплачивают
   суммы  страховых  взносов  в  бюджет  Пенсионного фонда Российской
   Федерации в виде фиксированного платежа.
        Пункт 3   ст.29   указанного   Закона   предоставляет   право
   физическим   лицам,   уплачивающим   страховые   взносы   в   виде
   фиксированного платежа на финансирование страховой и накопительной
   частей трудовой пенсии,  добровольно вступить в правоотношения  по
   обязательному   пенсионному   страхованию  и  осуществлять  уплату
   страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда Российской  Федерации
   в части, превышающей суммы установленного фиксированного платежа.
        Понятия "адвокаты" и "физические  лица"  в  целях  Закона  от
   15.12.2001 N 167-ФЗ разделены.  Аналогичное разделение установлено
   и в целях Кодекса,  ст.11 которого относит  адвокатов,  учредивших
   адвокатские  кабинеты,  не  к  категории  "физические  лица",  а к
   категории "индивидуальные предприниматели".
        В отличие  от индивидуальных предпринимателей к отношениям по
   налогообложению  доходов   физических   лиц   упрощенная   система
   налогообложения не применяется.
        Таким образом,    правила    добровольного    вступления    в
   правоотношения    по    обязательному   пенсионному   страхованию,
   предусмотренные Законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ для физических лиц,
   не  могут  учитываться в целях исчисления и уплаты единого налога,
   уплачиваемого  адвокатами,  учредившими  адвокатские  кабинеты,  в
   связи с применением ими упрощенной системы налогообложения.
        Исходя из  изложенного  сумма  единого  налога   (квартальных
   авансовых платежей по налогу), исчисленная за налоговый (отчетный)
   период,   уменьшается   налогоплательщиком-адвокатом,   учредившим
   адвокатский  кабинет,  на  сумму страховых взносов на обязательное
   пенсионное страхование,  уплачиваемых за этот же период времени  в
   размере   фиксированного   платежа,  предусмотренного  Законом  от
   15.12.2001  N  167-ФЗ  для  адвокатов.  При  этом   сумма   налога
   (квартальных авансовых платежей по налогу) не может быть уменьшена
   более чем на 50 процентов по  страховым  взносам  на  обязательное
   пенсионное страхование.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 3 декабря 2004 г. N 03-03-02-04/1-70

15.02.2005                                                  Е.Зернова
                                        Проект "КонсультантБухгалтер"


        Вопрос: В соответствии с  п.2  ст.169  НК  РФ  счета-фактуры,
   составленные  и выставленные с нарушением порядка,  установленного
   п.п.5 и 6 ст.169 НК РФ,  не могут являться основанием для принятия
   предъявленных покупателю продавцом сумм НДС к вычету.
        Вместе с  тем  НК  РФ  не  содержит   запрета   на   внесение
   исправлений  в  счета-фактуры.  Постановлением Правительства РФ от
   02.12.2000  N  914  предусмотрено,  что  в   счета-фактуры   могут
   вноситься исправления,  заверенные подписью руководителя и печатью
   продавца, с указанием даты внесения исправления.
        Ни НК РФ,  ни указанным Постановлением не предусмотрен запрет
   на исправление счета-фактуры путем  его  замены  на  счет-фактуру,
   форма  которого  соответствует  действующему  законодательству,  с
   указанием реквизитов первоначального счета-фактуры.
        Вправе ли    организация    принять    к    вычету   НДС   по
   счетам-фактурам,  составленным в  связи  с  внесением  исправлений
   частично на компьютере, частично от руки (с соблюдением требований
   порядка их заполнения),  а также по счетам-фактурам,  исправленным
   путем их замены на соответствующие действующему законодательству с
   указанием реквизитов первоначального счета-фактуры?

        Ответ: Согласно  п.1  ст.169  Налогового  кодекса  Российской
   Федерации  (далее  -  Кодекс) документом,  служащим основанием для
   принятия предъявленных сумм  налога  на  добавленную  стоимость  к
   вычету,  является счет-фактура. При этом, как правомерно указано в
   письме,  в соответствии с  п.2  данной  статьи  Кодекса  не  могут
   являться   основанием   для  принятия  к  вычету  сумм  налога  на
   добавленную стоимость счета-фактуры, составленные и выставленные с
   нарушением порядка, установленного п.п.5 и 6 этой статьи Кодекса.
        Типовая форма    счета-фактуры    утверждена   Постановлением
   Правительства  Российской  Федерации  от  02.12.2000  N  914   "Об
   утверждении   Правил   ведения   журналов   учета   полученных   и
   выставленных  счетов-фактур,  книг  покупок  и  книг  продаж   при
   расчетах  по  налогу на добавленную стоимость" (далее - Правила) и
   содержит   определенное   число   последовательно    расположенных
   показателей.  При  этом  следует  отметить,  что как вышеназванная
   ст.169 Кодекса,  так и указанные Правила не содержат ограничений в
   способах заполнения счета-фактуры.
        В связи с изложенным счета-фактуры,  заполненные частично  на
   компьютере,  частично  от  руки,  но  в которых последовательность
   расположения показателей соответствует утвержденной типовой  форме
   счета-фактуры,  не могут являться основанием для отказа в принятии
   к вычету указанных в них сумм налога на добавленную стоимость.
        Что касается  правомерности  принятия к вычету сумм налога на
   добавленную   стоимость    на    основании    заново    выписанных
   счетов-фактур,  в которых указаны номера и даты ранее выставленных
   счетов-фактур,  то  в  соответствии  с  п.3  ст.168  Кодекса   при
   реализации  товаров  (работ,  услуг) счета-фактуры выставляются не
   позднее пяти дней,  считая  со  дня  отгрузки  товара  (выполнения
   работ, оказания услуг).
        Пунктом 2 Правил установлено,  что продавцы  товаров  (работ,
   услуг)  ведут  учет  счетов-фактур,  выставленных  покупателям,  в
   хронологическом порядке.
        Таким образом,   выставление   счетов-фактур   с  датами,  не
   соответствующими фактическим датам их выписки, не допускается.
        В то же время, как правомерно отмечено в письме, на основании
   п.29  Правил  в  счета-фактуры  могут  быть  внесены  исправления,
   заверенные  подписью руководителя и печатью продавца,  с указанием
   даты  внесения  исправления.  Поэтому  в  случае   обнаружения   в
   счетах-фактурах   ошибок   исправления   вносятся   продавцами   в
   первоначально выставленные ими счета-фактуры.
        Учитывая изложенное,   принятие   к  вычету  сумм  налога  на
   добавленную стоимость  на  основании  счетов-фактур,  исправленных
   путем  их  замены  с  указанием тех же реквизитов (номеров и дат),
   неправомерно.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 8 декабря 2004 г. N 03-04-11/217

15.02.2005                                                  Е.Зернова
                                        Проект "КонсультантБухгалтер"


        Вопрос: В    целях    правильного    применения    налогового
   законодательства   НПО  просит  проконсультировать  по  следующему
   вопросу.
        Аптека организует  в  своем помещении фитобар.  Через фитобар
   аптека   планирует    реализовать    готовые    фитопрепараты    и
   приготовленные  на  их  основе  чаи,  бальзамы,  коктейли и прочую
   продукцию.  При этом  потребление  покупателями  приготовленной  в
   фитобаре  продукции  будет происходить непосредственно в помещении
   аптеки.
        Подлежит ли указанная деятельность переводу на уплату ЕНВД?

        Ответ: В   соответствии   с  п.1  ст.346.26  Кодекса  система
   налогообложения в виде  единого  налога  на  вмененный  доход  для
   отдельных видов деятельности устанавливается Кодексом,  вводится в
   действие законами субъектов  Российской  Федерации  и  применяется
   наряду с общей системой налогообложения.
        Система налогообложения  в  виде  единого налога на вмененный
   доход  для  отдельных  видов  деятельности  может  применяться  по
   решению   субъекта  Российской  Федерации  в  отношении  розничной
   торговли,  осуществляемой через магазины и  павильоны  с  площадью
   торгового  зала  по  каждому объекту организации торговли не более
   150 кв. м, палатки, лотки и другие объекты организации торговли, в
   том  числе  не  имеющие  стационарной  торговой  площади (пп.4 п.2
   ст.346.26 Кодекса).
        Для целей  гл.26.3 Кодекса под розничной торговлей понимается
   торговля товарами и оказание услуг покупателям за наличный расчет,
   а также с использованием платежных карт.
        К указанному виду предпринимательской деятельности  относится
   деятельность   аптечных   учреждений,   осуществляющих  реализацию
   населению готовых лекарственных средств за  наличный  расчет  и  с
   использованием платежных карт.
        Предпринимательская деятельность,   связанная   с   розничной
   торговлей   лекарственными  средствами,  осуществляемой  аптечными
   учреждениями  с  использованием  любых   иных   безналичных   форм
   расчетов, не подпадает под действие системы налогообложения в виде
   единого  налога   на   вмененный   доход   для   отдельных   видов
   деятельности.
        В рассматриваемом в письме случае аптека организует  в  своем
   помещении фитобар,  где планирует реализовать  не  только  готовые
   фитопрепараты,  но  и  приготовленные на их основе чаи,  бальзамы,
   коктейли и прочую продукцию для потребления покупателями в этом же
   помещении.
        Указанная деятельность относится к деятельности,  связанной с
   оказанием услуг по охране здоровья человека (коды 8510000, 8512503
   по ОКВЭД),  в связи с чем она не  подпадает  по  действие  гл.26.3
   Кодекса.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 23 декабря 2004 г. N 03-06-05-04/91

15.02.2005                                                  Е.Зернова
                                        Проект "КонсультантБухгалтер"


        Вопрос: В соответствии с пп.3  п.1  ст.111  НК  РФ  одним  из
   обстоятельств,  исключающих  вину налогоплательщика или налогового
   агента, является выполнение ими письменных разъяснений по вопросам
   применения законодательства о налогах и сборах,  данных финансовым
   органом или другим уполномоченным государственным органом  или  их
   должностными   лицами   в   пределах   их  компетенции  (указанные
   обстоятельства  устанавливаются  при   наличии   документов   этих
   органов,  которые  по  смыслу  и  содержанию относятся к налоговым
   периодам,  в  которых  совершено  налоговое  правонарушение,   вне
   зависимости от даты издания этих документов).
        Просим разъяснить,  какие   должностные   лица   уполномочены
   подписывать разъяснения налоговых и финансовых органов по вопросам
   применения законодательства о налогах и сборах.

        Ответ: В соответствии с пп.3  п.1  ст.111  Кодекса  одним  из
   обстоятельств,  исключающих  вину налогоплательщика или налогового
   агента, является выполнение ими письменных разъяснений по вопросам
   применения законодательства о налогах и сборах,  данных финансовым
   органом или другим уполномоченным государственным органом  или  их
   должностными   лицами   в   пределах   их  компетенции  (указанные
   обстоятельства  устанавливаются  при   наличии   документов   этих
   органов,  которые  по  смыслу  и  содержанию относятся к налоговым
   периодам,  в  которых  совершено  налоговое  правонарушение,   вне
   зависимости от даты издания этих документов).
        В соответствии  с  пп.4  п.1  ст.32  Кодекса налоговые органы
   обязаны бесплатно информировать (в том числе в  письменной  форме)
   налогоплательщиков     о    действующих    налогах    и    сборах,
   законодательстве о налогах и сборах и принятых  в  соответствии  с
   ним  нормативных  правовых  актах,  порядке  исчисления  и  уплаты
   налогов  и  сборов,  правах  и  обязанностях   налогоплательщиков,
   полномочиях  налоговых  органов  и  их  должностных  лиц,  а также
   разъяснять порядок заполнения налоговой отчетности.
        В соответствии с пп.6.3 п.6 Положения о Федеральной налоговой
   службе,  утвержденного  Постановлением  Правительства   Российской
   Федерации от 30.09.2004 N 506,  Федеральная налоговая служба имеет
   право  давать  юридическим  и  физическим  лицам  разъяснения   по
   вопросам, отнесенным к установленной сфере деятельности.
        В соответствии   со   ст.34.2   Кодекса   финансовые   органы
   уполномочены   в  пределах  своей  компетенции  давать  письменные
   разъяснения по вопросам применения законодательства  о  налогах  и
   сборах.
        При исполнении   законодательства   о   налогах   и    сборах
   налогоплательщики,   руководствуясь  указанным  законодательством,
   вправе учитывать  позиции  ФНС России,  ее территориальных органов
   (налоговых органов),  Минфина России,  других финансовых  органов,
   выраженные  ими  в  соответствии с их компетенцией по интересующим
   налогоплательщиков вопросам.
        Должностными лицами,  уполномоченными подписывать разъяснения
   ФНС  России  по  вопросам,  отнесенным к ее компетенции,  являются
   директор   ФНС   России   и    его    заместители.    Руководители
   территориальных  органов ФНС России и их заместители в пределах их
   компетенции вправе подписывать документы соответствующих налоговых
   органов.    Должностными   лицами,   уполномоченными   подписывать
   разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства
   Российской Федерации о налогах и сборах, являются министр финансов
   Российской Федерации и заместители  министра  финансов  Российской
   Федерации.    Разъяснения   других   финансовых   органов   вправе
   подписывать руководители соответствующих финансовых органов  и  их
   заместители.
        В п.35  Постановления  Пленума  Высшего   Арбитражного   Суда
   Российской  Федерации  от  28.02.2001  N  5  "О некоторых вопросах
   применения части первой Налогового кодекса  Российской  Федерации"
   указано,  что к разъяснениям,  упомянутым пп.3 п.1 ст.111 Кодекса,
   следует    относить    письменные    разъяснения     руководителей
   соответствующих  федеральных министерств и ведомств,  а также иных
   уполномоченных на то должностных лиц.  При этом не имеет значения,
   адресовано   ли   разъяснение  непосредственно  налогоплательщику,
   являющемуся участником спора, или неопределенному кругу лиц.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 13 января 2005 г. N 03-02-07/1-1

15.02.2005                                                  Е.Зернова
                                        Проект "КонсультантБухгалтер"


        Вопрос: Просим  разъяснить  порядок  применения  Федерального
   закона от 20.08.2004 N 116-ФЗ "О внесении  изменений  в  статью  8
   Закона  Российской  Федерации  "О  плате за землю",  установившего
   различный    порядок    налогообложения    земельных     участков,
   приобретенных  в  собственность  на  условиях осуществления на них
   жилищного строительства (в  том  числе  индивидуального  жилищного
   строительства) до 1 января 2005 г. и приобретенных с 1 января 2005
   г.

        Ответ: Федеральным  законом  от 20.08.2004 N 116-ФЗ определен
   порядок  налогообложения   земельных   участков,   предоставленных
   (приобретенных)   для   жилищного   строительства,   в  том  числе
   индивидуального жилищного строительства,  и тем самым им устранена
   правовая  неопределенность  в  отношении  понятия "земли,  занятые
   жилищным  фондом",  отмеченная  в  Определении   Верховного   Суда
   Российской  Федерации  от  13.02.2003 N 78-ВОЗпр-3 и в Определении
   Конституционного Суда Российской Федерации от 05.06.2003 N 276-О.
        При этом  Федеральный  закон от 20.08.2004 N 116-ФЗ установил
   различный    порядок    налогообложения    земельных     участков,
   приобретенных  в  собственность  на  условиях осуществления на них
   жилищного строительства (в  том  числе  индивидуального  жилищного
   строительства) до 1 января 2005 г. и приобретенных с 1 января 2005
   г.
        Так, в отношении земельных участков, приобретенных с 1 января
   2005 г.  в собственность  физическими  и  юридическими  лицами  на
   условиях   осуществления   на   них  жилищного  строительства,  за
   исключением индивидуального  жилищного  строительства,  в  течение
   трех  лет  на  срок проектирования и строительства налогообложение
   производится в  двукратном  размере  от  полной  налоговой  ставки
   земельного  налога,  установленной в городах и поселках городского
   типа.  В последующие годы вплоть  до  государственной  регистрации
   прав  на построенный объект недвижимости земельный налог взимается
   в четырехкратном размере.  После государственной регистрации  прав
   на построенный объект недвижимости земельный налог подлежит уплате
   как за земли, занятые жилищным фондом.
        В отношении земельных участков, приобретенных с 1 января 2005
   г.  в  собственность  физическими   лицами   для   индивидуального
   жилищного   строительства,   в   течение   десяти   лет   на  срок
   проектирования и  строительства  налогообложение  производится  по
   полным   налоговым  ставкам  земельного  налога,  установленным  в
   городах и поселках городского типа.  В последующие годы вплоть  до
   государственной    регистрации    прав   на   построенный   объект
   недвижимости земельный налог взимается в двукратном размере. После
   государственной    регистрации    прав   на   построенный   объект
   недвижимости земельный налог подлежит уплате как за земли, занятые
   жилищным фондом.
        В соответствии с п.2 ст.2 Федерального закона от 20.08.2004 N
   116-ФЗ  положения  ч.9  -  12  ст.8 Закона Российской Федерации от
   11.10.1991  N  1738-1  "О  плате  за  землю"  с  учетом  внесенных
   изменений  и  дополнений не распространяются на земельные участки,
   приобретенные до 1 января 2005 г.  в собственность  физическими  и
   юридическими  лицами  на  условиях  осуществления на них жилищного
   строительства,  в  том   числе   для   индивидуального   жилищного
   строительства.    Налогообложение    данных   земельных   участков
   производится в соответствии с  ч.1  -  8  ст.8  Закона  Российской
   Федерации  "О  плате  за  землю"  с  учетом  внесенных изменений и
   дополнений.
        При этом  необходимо  иметь  в  виду,  что  ч.5  ст.8  Закона
   Российской  Федерации  "О  плате  за  землю"  с  учетом  внесенных
   изменений  и  дополнений  особенности  применения налоговой ставки
   предусмотрены,  в частности,  только для  земель,  предоставленных
   физическим лицам для индивидуального жилищного строительства.
        Таким образом,  в отношении земельных участков, приобретенных
   до  1  января  2005 г.  в собственность физическими и юридическими
   лицами на условиях осуществления на них жилищного строительства, в
   том числе индивидуального жилищного строительства, налогообложение
   производится  по  полным  налоговым  ставкам  земельного   налога,
   установленным  в  городах  и  поселках городского типа,  вплоть до
   государственной   регистрации   прав   на    построенный    объект
   недвижимости.    После   государственной   регистрации   прав   на
   построенный объект недвижимости земельный  налог  подлежит  уплате
   как за земли, занятые жилищным фондом.
        Соответствующие изменения  и  дополнения  Закона   Российской
   Федерации "О плате за землю" вступают в силу с 1 января 2005 г.  и
   подлежат применению при исчислении  земельного  налога  начиная  с
   начислений за 2005 г.
        Что касается    налогообложения    земель,    предоставленных
   физическим  лицам  для индивидуального жилищного строительства,  в
   отношении которых налог взимается  в  размере  трех  процентов  от
   полных налоговых ставок земельного налога, установленных в городах
   и поселках городского типа,  то соответствующие  положения  Закона
   Российской  Федерации  "О  плате  за  землю"  с  учетом  внесенных
   изменений и дополнений в  соответствии  с  п.3  ст.2  Федерального
   закона  от 20.08.2004 N 116-ФЗ распространяются на правоотношения,
   возникшие с 1 января 2000 г.
        Учитывая, что  ст.17  Закона Российской Федерации "О плате за
   землю" установлен трехлетний срок  перерасчета  земельного  налога
   только  в  отношении  неправильно  произведенного налогообложения,
   налоговые органы при обращении граждан,  которым земельные участки
   предоставлены для индивидуального жилищного строительства,  вправе
   пересчитать суммы земельного налога,  исчисленные за 2000  -  2004
   гг.  в  соответствии  с  порядком,  установленным ст.78 Налогового
   кодекса  Российской  Федерации.  Указанными  физическими   лицами,
   которым предоставлены земельные участки, являются физические лица,
   признаваемые   землепользователями    или    землевладельцами    в
   соответствии  с  земельным законодательством Российской Федерации,
   владеющие и пользующиеся земельными участками на праве  пожизненно
   наследуемого  владения  или  на  праве  постоянного  (бессрочного)
   пользования,  а также физические лица,  которым земельные  участки
   предоставлены   в  собственность  (п.2  ст.15  Земельного  кодекса
   Российской Федерации).
        При этом  при  решении  вопроса  о  налогообложении земельных
   участков,  предоставленных  (приобретенных)  в  собственность  для
   индивидуального жилищного строительства,  в период до вступления в
   силу  Федерального  закона  от  20.08.2004  N  116-ФЗ   необходимо
   руководствоваться    Определением   Верховного   Суда   Российской
   Федерации    от    13.02.2003    N    78-ВОЗпр-3,     Определением
   Конституционного Суда Российской Федерации от 05.06.2003 N 276-О и
   разъяснениями МНС России и ФНС России по данному вопросу.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 14 января 2005 г. N 03-06-02-02/01

15.02.2005                                                  Е.Зернова
                                        Проект "КонсультантБухгалтер"


        Вопрос: С  ООО,  победителем закрытого аукциона,  проводимого
   Федеральным  агентством  по  рыболовству,   заключен   договор   о
   закреплении  за  ним  доли  в  общем объеме квот на вылов (добычу)
   водных биологических ресурсов (ВБР).
        Пунктом 13   Порядка   проведения  аукционов  (утв.  Приказом
   Минсельхоза России,  Минэкономразвития России и Минфина России  от
   20.10.2004  N 502/282/90н) предусмотрено,  что полученные денежные
   средства за продажу доли в общем объеме  квот  на  вылов  (добычу)
   водных   биологических  ресурсов  подлежат  перечислению  в  доход
   федерального бюджета.
        Согласно ст.333.1  НК  РФ  организации,  получающие  лицензию
   (разрешение)  на  пользование   объектами   водных   биологических
   ресурсов,  признаются  плательщиками  сбора  за  пользование  ВБР,
   указанный сбор также перечисляется в доход федерального бюджета.
        Главой 25.1  НК  РФ,  вступившей  в  силу  с  01.01.2004,  не
   предусмотрен особый порядок уплаты сбора за  пользование  ВБР  для
   организаций, приобретающих право вылова на аукционах.
        Полагаем, что сбор за пользование объектами ВБР (согласно  НК
   РФ)  и плата за доли в общем объеме квот на вылов (добычу) ВБР (по
   итогам аукциона) имеют  единую  финансово-экономическую  сущность.
   Оба  этих  платежа направлены на обеспечение платности пользования
   ВБР лицами, извлекающими ресурсы из естественной среды обитания.
        В случае  уплаты  и сбора согласно НК РФ,  и платы за доли по
   результатам аукциона пользователь  произведет  двойную  оплату  за
   право  извлечения одного и того же объема ВБР в федеральный бюджет
   РФ.
        Просим разъяснить,  вправе  ли пользователь ВБР,  приобретший
   право на долю в общем  объеме  квот  по  результатам  проведенного
   аукциона  и оплативший ее в полном размере,  не уплачивать сбор за
   пользование объектами водных биологических ресурсов, установленный
   НК РФ.

        Ответ: Порядок  проведения аукционов по продаже долей в общем
   объеме квот на вылов (добычу) водных биологических ресурсов, вновь
   разрешаемых к использованию в промышленных целях, а также на вылов
   (добычу)  водных  биологических  ресурсов  во  вновь   осваиваемых
   районах   промысла,   утвержденный  Приказом  Минсельхоза  России,
   Минэкономразвития  России  и  Минфина  России  от   20.10.2004   N
   502/282/90н,  разработан  на  основании  пп."а" п.17 Постановления
   Правительства Российской Федерации от 20.11.2003 N 704.
        В соответствии с п.13 указанного Постановления доли  в  общем
   объеме квот на вылов (добычу) водных биологических ресурсов, вновь
   разрешаемых к использованию в промышленных целях, а также на вылов
   (добычу)  во  вновь  осваиваемых  районах  промысла распределяются
   между заявителями на  аукционах,  а  согласно  п.12  Постановления
   лицензии  (разрешения) на промысел водных биологических ресурсов с
   использованием судов,  не обеспеченных квотами на  вылов  (добычу)
   водных биологических ресурсов, не выдаются.
        Пунктом 13  вышеупомянутого  Порядка   проведения   аукционов
   предусмотрено,  что полученные денежные средства за продажу доли в
   общем объеме квот на вылов (добычу) водных биологических  ресурсов
   подлежат перечислению в доход федерального бюджета.
        Согласно ст.333.1 гл.25.1  "Сборы  за  пользование  объектами
   животного  мира  и  за  пользование объектами водных биологических
   ресурсов" Налогового кодекса  Российской  Федерации  плательщиками
   указанного  сбора признаются организации и физические лица,  в том
   числе   индивидуальные   предприниматели,   получающие    лицензию
   (разрешение)   на   пользование   объектами  водных  биологических
   ресурсов.
        Согласно п.2 ст.333.5 Налогового кодекса Российской Федерации
   плательщики уплачивают сумму сбора в виде  разового  и  регулярных
   взносов.   При   этом  уплата  разового  взноса  производится  при
   получении лицензии (разрешения) на  пользование  объектами  водных
   биологических ресурсов.  Оставшаяся сумма сбора,  определяемая как
   разность между исчисленной суммой сбора и суммой  разового  сбора,
   уплачивается  равными  долями  в виде регулярных взносов в течение
   всего  срока  действия  лицензии   (разрешения)   на   пользование
   объектами  водных  биологических  ресурсов  ежемесячно  не позднее
   20-го числа.
        Таким образом,   система   взимания   сборов  за  пользование
   объектами водных биологических  ресурсов  не  заменяет  аукционную
   систему,  поэтому двойная оплата за право извлечения одного и того
   же  объема  водных  биологических   ресурсов   в   данном   случае
   отсутствует.
        На основании изложенного  пользователь  водных  биологических
   ресурсов,  с  которым заключен договор о закреплении за ним доли в
   общем объеме квот на вылов (добычу) водных биологических ресурсов,
   при  получении  лицензии  (разрешения)  на  пользование  объектами
   водных  биологических   ресурсов   обязан   уплачивать   сбор   за
   пользование  объектами  водных биологических ресурсов на основании
   гл.25.1 Налогового кодекса Российской Федерации.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 20 января 2005 г. N 03-07-03-04/4

15.02.2005                                                  Е.Зернова
                                        Проект "КонсультантБухгалтер"


        Вопрос: Можно  ли  привлечь к ответственности по ст.120 НК РФ
   поставщика,  нарушившего  на  несколько  дней   пятидневный   срок
   выставления покупателям счетов-фактур?

        Ответ: Согласно   п.3   ст.168   Налогового  кодекса  РФ  при
   реализации товаров (работ,  услуг)  соответствующие  счета-фактуры
   выставляются  не  позднее  пяти дней считая со дня отгрузки товара
   (выполнения работ, оказания услуг).
        Статьей 120  НК  РФ  установлена  ответственность  за  грубое
   нарушение   правил   учета   доходов,    расходов    и    объектов
   налогообложения.  При  этом под таким нарушением понимается только
   отсутствие счетов-фактур,  но не нарушение  срока  их  выставления
   покупателям.  Таким  образом,  если  у  поставщика в журнале учета
   выставленных  покупателям  счетов-фактур  будет  храниться  второй
   экземпляр   счета-фактуры   (п.1  Правил  ведения  журналов  учета
   полученных и  выставленных  счетов-фактур,  книг  покупок  и  книг
   продаж   при   расчетах   по   налогу  на  добавленную  стоимость,
   утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 N 914),
   пусть даже выставленный покупателям позже, чем в течение пяти дней
   с  даты  отгрузки  товара,  он   не   может   быть   привлечен   к
   ответственности по ст.120 НК РФ.

09.12.2004                                                 Т.А.Ашомко
                                         Издательство "Главная книга"


        Вопрос: ООО,  одним  из  участников  которого  является  наша
   организация,  ошибочно удержало из дивидендов,  выплаченных нам, и
   перечислило  в  бюджет  сумму налога на прибыль большую,  чем было
   необходимо. У кого мы должны требовать возврата излишне удержанной
   с нас суммы налога - у ООО или у налогового органа?

        Ответ: Российская  организация  - источник выплаты дивидендов
   является налоговым агентом по налогу на прибыль с доходов  в  виде
   дивидендов,  выплачиваемых  другим организациям (ст.275 Налогового
   кодекса РФ). Налоговый агент - это лицо, на которое в соответствии
   с   НК   РФ  возложены  обязанности  по  исчислению,  удержанию  у
   налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет  налогов
   (ст.24  НК РФ).  А плательщиком налога на прибыль с доходов в виде
   дивидендов   является   организация   -   получатель    дивидендов
   (ст.ст.246, 275 НК РФ).
        Общий порядок    возврата    излишне    уплаченного    налога
   регулируется  ст.78  НК  РФ.  Согласно п.п.2,  7 ст.78 НК РФ сумма
   излишне  уплаченного  налога  подлежит  возврату  по   письменному
   заявлению налогоплательщика,  представляемому в налоговый орган по
   месту своего учета.  Пунктом 11 ст.78 НК РФ  установлено,  что  ее
   положения распространяются в том числе и на налоговых агентов. При
   этом,  как указал Пленум ВАС РФ в  п.24  своего  Постановления  от
   28.02.2001 N 5, решение о возврате излишне перечисленных налоговым
   агентом в бюджет сумм налога,  не превышающих суммы,  удержанные с
   налогоплательщика,  в  пользу налогового агента может быть принято
   только в  том  случае,  когда  возврат  налогоплательщику  излишне
   удержанных  с  него  налоговым агентом сумм возлагается законом на
   последнего.
        Глава 25  НК  РФ норм,  обязывающих налогового агента вернуть
   налогоплательщику  излишне  удержанную  с  него  сумму  налога  на
   прибыль,  не  содержит.  Таким  образом,  для  того  чтобы вернуть
   излишне удержанную и причисленную в бюджет налоговым агентом сумму
   налога  на  прибыль с доходов в виде выплаченных вашей организации
   дивидендов, вы должны подать соответствующее заявление в налоговый
   орган по месту своего учета.

09.12.2004                                                 Т.А.Ашомко
                                         Издательство "Главная книга"


        Вопрос: В феврале 2004 г.  заказчик рассчитался с подрядчиком
   собственным  векселем.  Номинальная  стоимость  векселя  превышает
   стоимость  выполненных  работ,  а срок его погашения приходится на
   апрель 2004 г.
        В каком   порядке   подрядчик   должен   учесть   для   целей
   налогообложения прибыли дисконт по такому векселю?

        Ответ: В соответствии с п.3 ст.43 Налогового кодекса РФ любой
   заранее  заявленный  (установленный)  доход,  в  том  числе в виде
   дисконта,  полученный  по  долговому  обязательству  любого   вида
   (независимо от способа его оформления), признается процентами.
        Следовательно, для целей налогообложения дисконт  по  векселю
   является  доходом  векселедержателя,  полученным в виде процентов,
   который  на  основании  п.6  ст.250  НК  учитывается   в   составе
   внереализационных доходов.
        Из положений п.1 ст.328 НК РФ следует,  что  налогоплательщик
   должен   самостоятельно   отразить  в  аналитическом  учете  сумму
   процентов,  причитающихся ему в соответствии с  условиями  выпуска
   или передачи (продажи) векселей, с учетом требований ст.269 НК РФ.
   Соответствующая  сумма   учитывается   исходя   из   установленной
   доходности  и  срока  действия  долгового обязательства в отчетном
   периоде на дату признания доходов,  определяемую в зависимости  от
   применяемого   налогоплательщиком   метода   признания  доходов  и
   расходов.
        Таким образом,    при    определении   доходов   и   расходов
   подрядчиком-векселедержателем  по  методу  начисления   дисконтный
   доход по векселю следует признавать полученным и включать в состав
   внереализационных  доходов  на  конец  отчетного  периода,  а  при
   погашении  векселя до истечения отчетного периода - на дату такого
   погашения (п.6 ст.271 НК РФ).
        При применении подрядчиком-векселедержателем кассового метода
   сумма дисконтного дохода учитывается в  составе  внереализационных
   доходов  на  дату поступления средств в оплату (погашение) векселя
   на счета в банк или в кассу (или на дату  погашения  задолженности
   по  векселю перед налогоплательщиком иным способом) (п.2 ст.273 НК
   РФ).

24.12.2004                                             О.М.Проваленко
                                  Консультационно-аналитический центр
                                              по бухгалтерскому учету
                                                    и налогообложению


        Вопрос: Индивидуальный       предприниматель       занимается
   производством мучных кондитерских  изделий  длительного  хранения,
   применяет УСНО.  Вправе ли он учитывать в составе расходов затраты
   на оплату следующих услуг госсанэпиднадзора,  приобретение которых
   является обязательным условием осуществления его деятельности:
        1) санитарно-эпидемиологическая экспертиза на продукцию;
        2) лабораторные исследования (химический и бактериологический
   анализ продукции,  лабораторные исследования  продукции,  почвы  и
   т.д.);
        3) расходы,  связанные с этими услугами,  включаемые в эти же
   счета-фактуры   (оформление   протокола  исследования,  оформление
   бланка заключения, составление исследования по договорам)?

        Ответ: Пунктом  1  ст.346.16  Налогового  кодекса  Российской
   Федерации   установлен  закрытый  перечень  расходов,  на  которые
   налогоплательщик,  применяющий  УСНО,  при   определении   объекта
   налогообложения   уменьшает  полученные  доходы.  Данные  расходы,
   согласно  п.2  этой  же  статьи,  принимаются   при   условии   их
   соответствия критериям,  указанным в п.1 ст.252 Налогового кодекса
   РФ.
        Затраты налогоплательщика по услугам, оказываемым учреждением
   госсанэпиднадзора, в перечне расходов прямо не указаны.
        В соответствии с пп.5 п.1 ст.346.16 НК РФ к составу расходов,
   учитываемых при  исчислении  налоговой  базы  по  единому  налогу,
   отнесены   материальные   расходы,   принимаемые  применительно  к
   порядку,  предусмотренному  для  исчисления  налога   на   прибыль
   организаций ст.254 НК РФ (п.2 ст.346.16 НК РФ).
        Согласно пп.6 п.1 ст.254 НК РФ  к  материальным  расходам,  в
   частности,  относятся  затраты  налогоплательщика  на приобретение
   работ и услуг производственного характера,  выполняемых сторонними
   организациями,  к  которым  в  том  числе  относится  контроль  за
   соблюдением  установленных  технологических  процессов  и   другие
   подобные работы.
        В соответствии с пп."а" п.1  Постановления  Правительства  РФ
   21.12.2000  N  987 "О государственном надзоре и контроле в области
   обеспечения   качества   и   безопасности    пищевых    продуктов"
   установлено, что органами и учреждениями Госсанэпидемслужбы России
   осуществляется госсанэпиднадзор за  соответствием  государственным
   санитарно-эпидемиологическим   правилам,  нормам  и  гигиеническим
   нормативам   безопасности   условий   разработки,   подготовки   к
   производству    и    изготовления    продукции,    ее    хранения,
   транспортировки, реализации и употребления (использования).
        По нашему  мнению,  деятельность органов госсанэпиднадзора по
   надзору за обеспечением качества и безопасности пищевых  продуктов
   непосредственно связана с контролем технологии производства данных
   продуктов.
        Таким образом,     считаем,     что     затраты,    указанные
   налогоплательщиком  в  вопросе,  могут  быть  учтены   в   составе
   материальных  расходов  в  качестве  затрат на приобретение работ,
   услуг  производственного  характера  по  контролю  за  соблюдением
   установленных технологических процессов (пп.6 п.1 ст.254 НК РФ).

24.12.2004                                                 А.И.Костин
                                  Консультационно-аналитический центр
                                              по бухгалтерскому учету
                                                    и налогообложению


        Вопрос: В    целях    правильного    применения    налогового
   законодательства просим проконсультировать по следующим вопросам.
        Каким органом и на основании  каких  документов  определяется
   инвентаризационная   стоимость   объектов   недвижимого  имущества
   иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в РФ через
   постоянные  представительства,  необходимая  для  целей исчисления
   налога на имущество организаций?
        Каким образом   информация  об  инвентаризационной  стоимости
   соответствующих объектов может быть получена налогоплательщиком  -
   иностранной  организацией,  не  осуществляющей  деятельности  в РФ
   через постоянные представительства?

        Ответ: Согласно    ст.374   Налогового   кодекса   Российской
   Федерации объектом налогообложения для российских  организаций,  а
   также   иностранных  организаций,  осуществляющих  деятельность  в
   Российской   Федерации   через    постоянные    представительства,
   признается движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе
   в  качестве   объектов   основных   средств   в   соответствии   с
   установленным  порядком  ведения бухгалтерского учета в Российской
   Федерации.
        Порядок ведения бухгалтерского учета на территории Российской
   Федерации определяется в соответствии  с  Федеральным  законом  от
   21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете".
        Согласно указанному    Закону    (ст.4)     его     положения
   распространяются  на  все  организации,  находящиеся на территории
   Российской Федерации,  а  также  на  филиалы  и  представительства
   иностранных организаций, если иное не предусмотрено международными
   договорами Российской Федерации.
        Поскольку указанным  Законом для иностранных организаций,  не
   осуществляющих деятельность в Российской Федерации через филиалы и
   постоянные   представительства,  не  предусмотрено  составление  и
   представление в  налоговые  органы  бухгалтерской  отчетности,  за
   налоговую  базу  принята  инвентаризационная стоимость недвижимого
   имущества (п.5 ст.376 Кодекса),  определяемая  по  данным  органов
   технической инвентаризации.
        Согласно Указу Президента Российской Федерации от  09.03.2004
   N  314  "О  системе и структуре федеральных органов исполнительной
   власти",  а также Постановлению Правительства Российской Федерации
   от  08.04.2004  N  202  "Вопросы  Федерального  агентства кадастра
   объектов недвижимости" правоприменительные функции в сфере ведения
   кадастров объектов недвижимости,  землеустройства,  инвентаризации
   объектов недвижимости,  государственной кадастровой оценки земель,
   оценки  иных  объектов недвижимости и государственного мониторинга
   земель,  а также предоставление сведений о  налогооблагаемой  базе
   при   исчислении   земельного   налога   и  налогов  на  имущество
   осуществляет Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости.
        Учитывая вышеизложенное,    по   вопросу   инвентаризационной
   стоимости объекта недвижимого имущества для исчисления  налога  на
   имущество  следует  обращаться  в  Федеральное  агентство кадастра
   объектов недвижимости или его территориальные органы.
        Одновременно следует   учитывать,   что   п.2   Постановления
   Правительства   Российской   Федерации   от   10.09.2004   N   477
   установлено,   что   государственный   технический  учет  объектов
   градостроительной деятельности осуществляют Федеральное  агентство
   кадастра  объектов  недвижимости  и его территориальные органы,  а
   техническую инвентаризацию объектов градостроительной деятельности
   до  1 ноября 2004 г.  осуществляют государственные и муниципальные
   унитарные предприятия  и  (или)  государственные  и  муниципальные
   учреждения,   а  с  1  ноября  2004  г.  -  организации  (органы),
   аккредитованные   Федеральным   агентством    кадастра    объектов
   недвижимости     в    порядке,    устанавливаемом    Министерством
   экономического развития и торговли Российской Федерации.
        Положение об  аккредитации  Федеральным  агентством  кадастра
   объектов  недвижимости  организаций   технической   инвентаризации
   объектов   градостроительной   деятельности   утверждено  Приказом
   Минэкономразвития России от 19.10.2004 N 281.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 30 ноября 2004 г. N 03-06-01-04/146

15.02.2005                                             О.Б.Солдатова
                                        Проект "КонсультантФинансист"


        Вопрос: На  общем  годовом  собрании  акционеров  банка  было
   принято решение:  начисленные,  но  не  выплаченные  дивиденды  по
   итогам  работы  банка  за  год  направить  на увеличение уставного
   капитала банка путем дополнительного  выпуска  акций,  размещаемых
   среди акционеров,  на сумму причитающихся им дивидендов.  Подлежат
   ли обложению  налогом  на  прибыль  и  НДФЛ  доходы  акционеров  -
   физических и юридических лиц в виде начисленных, но не выплаченных
   дивидендов?

        Ответ: В  соответствии  с  п.1   ст.43   Налогового   кодекса
   Российской  Федерации (далее - Кодекс) дивидендом признается любой
   доход,  полученный  акционером  (участником)  от  организации  при
   распределении  прибыли,  остающейся  после  налогообложения (в том
   числе  в  виде  процентов   по   привилегированным   акциям),   по
   принадлежащим акционеру (участнику) акциям (долям) пропорционально
   долям акционеров (участников)  в  уставном  (складочном)  капитале
   этой организации.
        Таким образом,   согласно   положениям   Налогового   кодекса
   Российской   Федерации   дивидендом   может  быть  признан  только
   полученный   акционером   (участником)    доход    в    результате
   распределения чистой прибыли организации.
        Это подтверждается и нормами  ст.42  Федерального  закона  от
   26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах". Общество вправе по
   результатам первого квартала,  полугодия,  девяти месяцев  или  по
   результатам   финансового   года   принимать   решения  о  выплате
   дивидендов по размещенным акциям.  Источником  выплаты  дивидендов
   является  прибыль  общества  после налогообложения (чистая прибыль
   общества).
        Применительно к ситуации,  изложенной в вопросе, речь идет не
   о распределении начисленных  дивидендов,  а  о  направлении  части
   нераспределенной   прибыли  организации  на  увеличение  уставного
   капитала акционерного общества.
        При этом  порядок  налогообложения данной операции зависит от
   того,  являются акционеры общества  юридическими  или  физическими
   лицами.
        Если акционеры - юридические лица,  то следует иметь в  виду,
   что   в   соответствии  с  пп.15  п.1  ст.251  Кодекса  для  целей
   налогообложения   не   учитываются   доходы   в   виде   стоимости
   дополнительно     полученных     организацией-акционером    акций,
   распределенных  между  акционерами  по  решению  общего   собрания
   пропорционально  количеству  принадлежащих им акций,  либо разницы
   между  номинальной  стоимостью  новых  акций,  полученных   взамен
   первоначальных,  и  номинальной  стоимостью  первоначальных  акций
   акционера при распределении между акционерами акций при увеличении
   уставного  капитала  акционерного  общества  (без  изменения  доли
   участия акционера в этом акционерном обществе).  При этом не имеет
   значения,  за  счет  какого источника собственных средств увеличен
   уставный   капитал:   за    счет    добавочного    капитала    или
   нераспределенной прибыли.
        Если акционерами общества  являются  физические  лица,  то  в
   соответствии  с  п.19  ст.217  Кодекса не подлежат налогообложению
   доходы физических  лиц,  полученные  от  акционерных  обществ  или
   других   организаций  акционерами  этих  акционерных  обществ  или
   участниками других организаций в  результате  переоценки  основных
   фондов  (средств)  в  виде  дополнительно полученных ими акций или
   иных имущественных долей,  распределенных  между  акционерами  или
   участниками  организации  пропорционально  их  доле и видам акций,
   либо в виде  разницы  между  новой  и  первоначальной  номинальной
   стоимостью акций или их имущественной доли в уставном капитале.
        Если же уставный капитал акционерного  общества  увеличен  за
   счет нераспределенной прибыли общества, то стоимость дополнительно
   полученных акционером -  физическим  лицом  акций  или  увеличение
   номинальной  стоимости  принадлежащих  ему акций считается доходом
   акционера и облагается налогом на доходы физических  лиц  в  общем
   порядке.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 29 ноября 2004 г. N 03-03-01-04/2/35

15.02.2005                                             О.Б.Солдатова
                                        Проект "КонсультантФинансист"


        Вопрос: Согласно п.5 ст.170 НК РФ банки имеют право  включать
   в  затраты,  принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль
   организаций,  суммы НДС,  уплаченные поставщикам по  приобретенным
   товарам  (работам,  услугам).  В то же время согласно ст.272 НК РФ
   расходы,  принимаемые для целей налогообложения с учетом положений
   гл.25  НК  РФ,  признаются  таковыми  в  том  отчетном (налоговом)
   периоде, к  которому  они   относятся,   независимо   от   времени
   фактической выплаты денежных средств или иной формы их оплаты.
        В связи с изложенным банк,  определяющий доходы и  расходы  в
   целях   налогообложения   прибыли  по  методу  начисления,  просит
   разъяснить  следующее.  Вправе  ли  банк   включать   в   затраты,
   уменьшающие  налоговую базу по налогу на прибыль,  суммы НДС - как
   уплаченные,  так  и  причитающиеся   к   уплате   поставщикам   по
   приобретаемым товарам (работам,  услугам),  относящиеся к текущему
   отчетному (налоговому) периоду,  до момента  получения  банком  от
   поставщиков соответствующих счетов-фактур по приобретаемым товарам
   (работам, услугам)?

        Ответ: Согласно  п.1  ст.252  Налогового  кодекса  Российской
   Федерации  (далее  -  Кодекс)  при  определении  налоговой базы по
   налогу на прибыль налогоплательщик уменьшает полученные доходы  на
   сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в
   ст.270 Кодекса).
        Расходами признаются     обоснованные     и     документально
   подтвержденные  затраты  (а  в  случаях,  предусмотренных   ст.265
   Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
        Под обоснованными    расходами    понимаются     экономически
   оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
        Под документально   подтвержденными   расходами    понимаются
   затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с
   законодательством Российской Федерации. Расходами признаются любые
   затраты   при  условии,  что  они  произведены  для  осуществления
   деятельности, направленной на получение дохода.
        Согласно пп.1  п.1  ст.264  Кодекса в состав прочих расходов,
   связанных с производством и реализацией, относятся суммы налогов и
   сборов,  начисленные  в установленном законодательством Российской
   Федерации о налогах и сборах порядке, за исключением перечисленных
   в ст.270 Кодекса.
        При этом в соответствии с п.1 ст.172 Кодекса вычеты налога на
   добавленную  стоимость  производятся плательщиками этого налога на
   основании счетов-фактур,  полученных от продавцов товаров, работ и
   услуг,   приобретенных   для  осуществления  операций,  подлежащих
   налогообложению,  а также на основании документов,  подтверждающих
   уплату  сумм  налога,  после  принятия  на  учет указанных товаров
   (работ, услуг).
        Таким образом,  до  получения  соответствующих  счетов-фактур
   расходы в виде уплаченных  и  причитающихся  к  уплате  сумм  НДС,
   согласно  указанным  положениям  п.1  ст.252 Кодекса,  не являются
   документально подтвержденными и в состав расходов, учитываемых при
   определении налоговой базы по налогу на прибыль, не включаются.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 25 ноября 2004 г. N 03-05-01-04/91

15.02.2005                                             О.Б.Солдатова
                                        Проект "КонсультантФинансист"


        Вопрос: ЗАО планирует открыть представительство на территории
   Грузии,  которое  будет  иметь отдельный баланс и расчетный счет и
   будет осуществлять  представительские  функции,  реализация  услуг
   представительством  не  планируется.  Просим  дать  разъяснения по
   следующим вопросам.
        1. Имеет  ли  право  ЗАО  подтверждать  расходы  по налогу на
   прибыль    документами,    оформленными    в    соответствии     с
   законодательством  Грузии?  Требуется ли обязательный перевод всех
   первичных документов на русский язык?
        2. Согласно п.2 ст.288 НК РФ с целью уплаты налога на прибыль
   производится расчет доли  прибыли,  приходящейся  на  обособленные
   подразделения.   Распространяется   ли  действие  этой  статьи  на
   представительство, находящееся в Грузии? Если распространяется, то
   в бюджет какой страны происходит уплата налога?

        Ответ: Как   следует   из   вопроса,  ЗАО  планирует  открыть
   представительство на территории Грузии.
        1. В  соответствии  с  положениями  ст.311 Налогового кодекса
   Российской  Федерации  (далее   -   Кодекс)   доходы,   полученные
   российской  организацией  от  источников  за  пределами Российской
   Федерации,  учитываются  при  определении   ее   налоговой   базы.
   Указанные  доходы  учитываются  в полном объеме с учетом расходов,
   произведенных как в Российской Федерации, так и за ее пределами.
        Указанные доходы  отражаются в налоговой декларации по налогу
   на прибыль организаций в полном объеме.
        Расходы, произведенные  российской  организацией  в  связи  с
   получением  доходов  от   источников   за   пределами   Российской
   Федерации,  вычитаются  в порядке и размерах,  установленных гл.25
   Кодекса,  вне  зависимости   от   правил   определения   расходов,
   применяемых в уменьшение налоговой базы, применяемых в иностранном
   государстве, от источников в котором были получены доходы.
        Расходы, согласно ст.252 Кодекса,  должны быть обоснованы, то
   есть должны являться экономически оправданными  затратами,  оценка
   которых   выражена   в   денежной   форме,  а  также  подтверждены
   документами,  оформленными  в  соответствии  с   законодательством
   Российской   Федерации.  Требование  об  оформлении  документов  в
   соответствии  с  законодательством  Российской   Федерации   может
   распространяться   на  операции,  осуществляемые  организацией  на
   территории Российской Федерации.
        Поскольку предназначение    любого    первичного    документа
   заключается   в   том,   чтобы   подтверждать   факт    совершения
   хозяйственной  операции,  в  первичных документах,  составленных в
   соответствии  с  требованиями  иностранного  государства,   должны
   содержаться реквизиты, отражающие суть совершенной операции.
        Согласно ст.68     Конституции      Российской      Федерации
   государственным  языком Российской Федерации на всей ее территории
   является русский язык.
        В соответствии   со  ст.16  Закона  Российской  Федерации  от
   25.10.1991 N 1807-1 "О языках  народов  Российской  Федерации"  на
   территории  Российской  Федерации  официальное  делопроизводство в
   государственных  органах,  организациях,  на  предприятиях   и   в
   учреждениях   ведется   на   русском   языке.  Статьей  17  Закона
   предусмотрено,  что официальная переписка и иные формы официальных
   взаимоотношений  (к  которым можно отнести истребование налоговыми
   органами у  организации  документов,  относящихся  к  деятельности
   налогоплательщика) между государственными органами, организациями,
   предприятиями,  учреждениями  субъектов  Российской  Федерации   с
   адресатами в Российской Федерации ведутся на государственном языке
   Российской Федерации.
        На основании   изложенного   российская   организация  вправе
   представлять  документы,  подтверждающие  расходы,  оформленные  в
   соответствии   с  законодательством  иностранного  государства,  в
   случае  если  такие   расходы   связаны   с   получением   доходов
   организацией.  При  этом  перевод  первичных документов на русский
   язык обязателен.
        2. В соответствии с п.5 ст.288 Кодекса, если налогоплательщик
   имеет   обособленное   подразделение   за   пределами   Российской
   Федерации,   налог   подлежит   уплате   с   учетом  особенностей,
   установленных ст.311 Кодекса,  и расчет доли прибыли, приходящейся
   на   обособленное   подразделение,   расположенное  на  территории
   иностранного государства,  предусмотренный п.2 ст.288 Кодекса,  не
   производится.  Сумма  налога на прибыль в этой части зачисляется в
   бюджет  Российской  Федерации   по   месту   нахождения   головной
   организации с учетом ст.284 Кодекса.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 24 ноября 2004 г. N 03-03-01-04/4/23

15.02.2005                                             О.Б.Солдатова
                                        Проект "КонсультантФинансист"

Выпуски за другие дни

Информация предоставлена компанией "Консультант Плюс", являющейся разработчиком одноименных справочных правовых систем. Общероссийская Сеть распространения правовой информации КонсультантПлюс объединяет 300 региональных информационных центров, которые занимаются поставкой систем и передачей информации пользователям в 150 городах России. На специализированном правовом сервере: http://www.consultant.ru/ можно получить бесплатный доступ к большому массиву актуальной справочной правовой информации, а также узнать подробнее о программных продуктах и услугах Сети КонсультантПлюс, о ее структуре и деятельности, скачать демонстрационные версии профессиональных систем.


http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: law.russia.advice.consqa
Отписаться

В избранное