Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

КонсультантПлюс: Вопросы и Ответы Выпуск от 14 сентября 2004 года


Информационный Канал Subscribe.Ru

Вопросы и ответы

========================================================================
     Если Вы хотите  одними  из  первых  узнавать  о  новостях  компании
"Консультант Плюс", ее новых программных продуктах, выходе новых версий,
проводимых акциях, скидках и  другую  полезную  информацию,  а  также  о
новостях  сервера  КонсультантПлюс,  подпишитесь  на  рассылку  "Новости
КонсультантПлюс". Эта и другие рассылки на cервере www.consultant.ru.

Код рассылки в Subscribe.Ru: law.russia.review.consnews
========================================================================
        Вопрос: ОАО    наряду    с    основным   видом   деятельности
   (хлебопечение)  занимается  розничной  торговлей.   С   01.01.2003
   розничная  торговля  покупными  товарами  переведена на ЕНВД.  При
   переходе на ЕНВД возникла следующая ситуация:  товар от поставщика
   был получен,  оприходован и продан в 2002 г., а оплата произошла в
   2003 г.  Такая же ситуация возникла с услугами. Имеет ли право ОАО
   принять  к вычету суммы НДС,  уплаченные поставщикам в 2003 г.  по
   товарам (услугам), фактически использованным до перехода на уплату
   ЕНВД, в отношении которых НДС уплачен в бюджет?

        Ответ: В   соответствии   с   п.2   ст.171  гл.21  "Налог  на
   добавленную стоимость"  Налогового  кодекса  Российской  Федерации
   суммы     налога     на    добавленную    стоимость,    уплаченные
   налогоплательщиками по товарам (работам,  услугам),  приобретаемым
   для  осуществления  операций,  облагаемых  налогом  на добавленную
   стоимость,  подлежат  вычетам.  В  связи  с  этим  суммы   налога,
   уплаченные  после перехода организации на уплату единого налога на
   вмененный доход поставщикам товаров (работ, услуг), использованных
   до  перехода  на  уплату единого налога на вмененный доход в части
   операций по реализации товаров (работ, услуг), по которым налог на
   добавленную стоимость уплачен в бюджет, подлежат возмещению.
        Таким образом,   суммы   налога   на  добавленную  стоимость,
   уплаченные поставщикам в 2003 г.  организацией после  перехода  на
   уплату  единого  налога  на  вмененный доход по товарам (услугам),
   фактически использованным до перехода на уплату единого налога  на
   вмененный  доход в производстве (реализации) товаров,  в отношении
   которых налог  на  добавленную стоимость уплачен в бюджет,  должны
   приниматься к возмещению.
Основание:  ПИСЬМО МИНФИНА РФ от  28  июня 2004 г. N 03-03-11/110

14.09.2004                                                  Е.Зернова
                                        Проект "КонсультантБухгалтер"
                

        Вопрос: Организация     наряду     с      предпринимательской
   деятельностью, переведенной на уплату ЕНВД, осуществляет иные виды
   предпринимательской деятельности,  в отношении  которых  применяет
   общий режим налогообложения. Как определяется стоимость имущества,
   являющегося объектом налогообложения по налогу на имущество,  если
   имущество  используется  в сферах деятельности как переведенных на
   уплату  ЕНВД,  так  и  не  переведенных  и  по  данному  имуществу
   невозможно обеспечить раздельный бухгалтерский учет (например,  по
   объектам общехозяйственного назначения)?

        Ответ: В соответствии с гл.26.3 Налогового кодекса Российской
   Федерации  (далее - Кодекс) уплата организациями единого налога на
   вмененный доход для отдельных видов  деятельности  предусматривает
   замену  уплаты  ряда  налогов,  в  том  числе  налога на имущество
   организаций  в  отношении  имущества,  используемого  для  ведения
   предпринимательской   деятельности,   облагаемой  единым  налогом.
   Следовательно,   имущество   (основные   средства),   используемое
   организацией  для  иных  видов  предпринимательской  деятельности,
   должно   облагаться   налогом   на   имущество    организаций    в
   общеустановленном   порядке   (п.4   ст.346.26  Кодекса),  если  в
   отношении  этих  видов  деятельности  не  применяется   упрощенная
   система налогообложения в соответствий с гл.26.2 Кодекса.
        При этом   Кодексом   установлено,   что   налогоплательщики,
   осуществляющие   наряду   с   предпринимательской   деятельностью,
   подлежащей   налогообложению    единым    налогом,    иные    виды
   предпринимательской  деятельности,  обязаны  вести раздельный учет
   имущества,  обязательств  и  хозяйственных  операций  в  отношении
   предпринимательской   деятельности,   подлежащей   налогообложению
   единым налогом,  и предпринимательской деятельности,  в  отношении
   которой  налогоплательщики уплачивают налоги в соответствии с иным
   режимом налогообложения (п.7 ст.346.26 Кодекса).
        Поэтому в    части    имущества,    полностью   используемого
   организацией  в   предпринимательской   деятельности,   подлежащей
   налогообложению  единым  налогом  на  вмененный  доход,  налог  на
   имущество организаций не уплачивается.
        Что касается   основных   средств  (движимого  и  недвижимого
   имущества),  используемых  для  иных   видов   предпринимательской
   деятельности     и     раздельный     учет    которых    обеспечен
   налогоплательщиком,  то их стоимость включается в налоговую базу в
   порядке,  предусмотренном  гл.30  "Налог на имущество организаций"
   Кодекса.
        В том случае если имущество организации используется в сферах
   деятельности  как  переведенных  на  уплату  единого   налога   на
   вмененный  доход,  так  и  не  переведенных и по данному имуществу
   невозможно обеспечить раздельный бухгалтерский учет,  то стоимость
   имущества,  являющегося  объектом  налогообложения  по  налогу  на
   имущество,  следует определять пропорционально  сумме  выручки  от
   реализации  продукции (работ,  услуг),  полученной в процессе иной
   деятельности,  в  общей  сумме  выручки  от  реализации  продукции
   (работ,   услуг)   организации  (т.е.  аналогично  порядку,  ранее
   установленному  Инструкцией   Государственной   налоговой   службы
   Российской  Федерации  от  08.06.1995 N 33 "О порядке исчисления и
   уплаты в бюджет налога на имущество предприятий").
        При этом   при  определении  выручки  от  реализации  товаров
   (работ,  услуг) применяется показатель "Выручка (нетто) от продажи
   товаров, продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленную
   стоимость,  акцизов   и   аналогичных   обязательных   платежей)",
   отражаемый  по  строке  010 формы N 2 "Отчет о прибылях и убытках"
   бухгалтерской отчетности организаций.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 8 июля 2004 г. N 03-06-12/61

14.09.2004                                                  Е.Зернова
                                        Проект "КонсультантБухгалтер"


        Вопрос: ООО просит дать  разъяснения  по  вопросу  применения
   НДС.
        1. ООО оказывает услуги по договорам,  заключенным в условных
   денежных   единицах   (долларах   США),  учетная  политика  -  "по
   отгрузке".  В декабре 2003 г. ООО рассчиталось с бюджетом по НДС с
   выручки  в рублевом эквиваленте по действующему на дату реализации
   курсу.  Заказчику при этом был предъявлен счет-фактура в  условных
   единицах.  При  поступлении денежных средств от заказчика в январе
   2004 г. из-за падения курса доллара США образовалась отрицательная
   суммовая  разница.  Имеет ли право ООО уменьшить начисленную ранее
   сумму НДС из-за уменьшения фактически полученной выручки,  то есть
   определить сумму налога с учетом отрицательных суммовых разниц?
        2. По решению общего собрания  участников  ООО  было  принято
   решение о выплате действительной стоимости доли участнику общества
   - физическому лицу при его выходе  из  ООО  денежными  средствами.
   Возникает  ли  при  этом у ООО объект налогообложения по налогу на
   добавленную стоимость?

        Ответ: В  соответствии  с  п.2   ст.153   гл.21   "Налог   на
   добавленную  стоимость"  Налогового  кодекса  Российской Федерации
   (далее - Кодекс) при определении налоговой базы по данному  налогу
   выручка  от реализации товаров (работ,  услуг) определяется исходя
   из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате
   указанных товаров (работ, услуг).
        Кроме того,  в  соответствии  с  пп.2  п.1   ст.162   Кодекса
   налоговая база по налогу на добавленную стоимость увеличивается на
   суммы, связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг).
        Таким образом,  согласно  указанным  нормам  гл.21  Кодекса в
   случае,  когда по условиям договора оплата товаров (работ,  услуг)
   производится  в рублях в сумме,  эквивалентной сумме в иностранной
   валюте, при росте курса рубля и принятой для целей налогообложения
   учетной  политике  "по отгрузке" ранее начисленная сумма налога на
   добавленную  стоимость  увеличивается   продавцом   на   основании
   фактически   полученной  выручки  от  реализации  товаров  (работ,
   услуг),  то есть  определяется  с  учетом  положительных  суммовых
   разниц.
        Что касается отрицательных  суммовых  разниц,  то  уменьшение
   ранее  начисленного налога на добавленную стоимость на суммы таких
   разниц нормами гл.21 Кодекса не предусмотрено.
        По вопросу  применения  налога  на  добавленную стоимость при
   выплате участнику хозяйственного общества (физическому  лицу)  его
   доли  при выходе из этого общества следует руководствоваться пп.12
   п.2 ст.149 Кодекса,  согласно которому передача долей  в  уставном
   (складочном)  капитале организации освобождена от обложения данным
   налогом.  В связи с этим в случае  если  в  оплату  действительной
   стоимости   доли   выходящего  участника  хозяйственного  общества
   (физического лица) ему передаются  денежные  средства,  то  объект
   налогообложения  по  налогу  на  добавленную  стоимость у общества
   отсутствует.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 8 июля 2004 г. N 03-04-11/114

14.09.2004                                                  Е.Зернова
                                        Проект "КонсультантБухгалтер"


        Вопрос: Организация  просит  разъяснить  применение   системы
   налогообложения  в  виде  единого  налога  на  вмененный доход для
   отдельных видов деятельности в следующем случае.
        На балансе    организации,    осуществляющей    деятельность,
   связанную  с  оказанием  автотранспортных   услуг   по   перевозке
   пассажиров   и   грузов,   находятся   14   грузовых  автомобилей.
   Дополнительно 5 автомобилей взяты в аренду для осуществления  того
   же вида деятельности. Правомерно ли при этом применять ЕНВД?

        Ответ: Согласно   ст.346.26   Налогового  кодекса  Российской
   Федерации (далее - Кодекс) система налогообложения в виде  единого
   налога   на  вмененный  доход  для  отдельных  видов  деятельности
   применяется в отношении  видов  предпринимательской  деятельности,
   предусмотренных   п.2   данной  статьи  Кодекса,  в  том  числе  и
   деятельности,  связанной с  оказанием  автотранспортных  услуг  по
   перевозке  пассажиров  и  грузов,  осуществляемых  организациями и
   индивидуальными предпринимателями,  эксплуатирующими не  более  20
   транспортных средств.
        Под количеством эксплуатируемых транспортных средств  следует
   понимать  количество транспортных средств (но не более 20 единиц),
   находящихся на балансе либо  арендованных  налогоплательщиком  для
   осуществления   предпринимательской   деятельности   по   оказанию
   автотранспортных услуг.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 9 июля 2004 г. N 03-06-12/64

14.09.2004                                                  Е.Зернова
                                        Проект "КонсультантБухгалтер"


        Вопрос: В  целях  правильного ведения налогового учета просим
   разъяснить  следующее.  Каков  порядок  создания  и  использования
   организациями резерва по сомнительным долгам? Следует ли списывать
   НДС по дебиторской задолженности за отгруженные товары,  у которой
   истек  срок  исковой  давности,  за  счет  резерва по сомнительным
   долгам?

        Ответ: Согласно  п.5  ст.167  Налогового  кодекса  Российской
   Федерации  (далее  - Кодекс) списание дебиторской задолженности по
   товарам  (работам,  услугам)  в   целях   применения   налога   на
   добавленную  стоимость  признается  оплатой  этих  товаров (работ,
   услуг) и день  списания  этой  задолженности  признается  моментом
   определения налоговой базы по налогу на добавленную стоимость.
        Статьей 266 Кодекса установлен порядок  определения  расходов
   на формирование резервов по сомнительным долгам.
        Сомнительным долгом  признается  любая  задолженность   перед
   налогоплательщиком в случае,  если эта задолженность не погашена в
   сроки,  установленные  договором,   и   не   обеспечена   залогом,
   поручительством, банковской гарантией.
        Для налогоплательщиков-банков  не   признается   сомнительной
   задолженность,  по  которой  в  соответствии  со ст.292 настоящего
   Кодекса предусмотрено создание  резерва  на  возможные  потери  по
   ссудам.
        Безнадежными долгами  (долгами,  нереальными  ко   взысканию)
   признаются  те  долги  перед налогоплательщиком,  по которым истек
   установленный срок исковой давности,  а также те долги, по которым
   в   соответствии  с  гражданским  законодательством  обязательство
   прекращено вследствие невозможности его исполнения,  на  основании
   акта государственного органа или ликвидации организации.
        Налогоплательщик вправе  создавать  резервы  по  сомнительным
   долгам   в   порядке,  предусмотренном  указанной  статьей.  Суммы
   отчислений в эти резервы  включаются  в  состав  внереализационных
   расходов   на   последний  день  отчетного  (налогового)  периода.
   Указанное  положение  не  применяется  в  отношении  расходов   по
   формированию   резервов   по  долгам,  образовавшимся  в  связи  с
   невыплатой  процентов,  за  исключением   банков.   Банки   вправе
   формировать   резервы   по   сомнительным   долгам   в   отношении
   задолженности,  образовавшейся в связи с невыплатой  процентов  по
   долговым  обязательствам,  а также в отношении иной задолженности,
   за исключением ссудной и приравненной к ней задолженности.
        Сумма резерва   по   сомнительным   долгам   определяется  по
   результатам проведенной на последний день  отчетного  (налогового)
   периода  инвентаризации  дебиторской задолженности и исчисляется в
   порядке, установленном ст.266 Кодекса.
        При этом сумма создаваемого резерва по сомнительным долгам не
   может превышать 10 процентов  от  выручки  отчетного  (налогового)
   периода, определяемой в соответствии со ст.249 Кодекса (для банков
   - от  суммы  доходов,  определяемых  в  соответствии  с  настоящей
   главой, за исключением доходов в виде восстановленных резервов).
        Резерв по  сомнительным   долгам   может   быть   использован
   организацией  лишь  на  покрытие  убытков  от  безнадежных долгов,
   признанных таковыми в порядке, установленном указанной статьей.
        Сумма резерва    по   сомнительным   долгам,   не   полностью
   использованная налогоплательщиком в отчетном периоде  на  покрытие
   убытков  по  безнадежным  долгам,  может  быть  перенесена  им  на
   следующий  отчетный  (налоговый)  период.  При  этом  сумма  вновь
   создаваемого  по  результатам  инвентаризации  резерва должна быть
   скорректирована на сумму  остатка  резерва  предыдущего  отчетного
   (налогового)  периода.  В  случае если сумма вновь создаваемого по
   результатам  инвентаризации  резерва  меньше,  чем  сумма  остатка
   резерва   предыдущего   отчетного  (налогового)  периода,  разница
   подлежит   включению   в    состав    внереализационных    доходов
   налогоплательщика в текущем отчетном (налоговом) периоде. В случае
   если  сумма  вновь  создаваемого  по  результатам   инвентаризации
   резерва  больше,  чем  сумма остатка резерва предыдущего отчетного
   (налогового)    периода,    разница    подлежит    включению    во
   внереализационные расходы в текущем отчетном (налоговом) периоде.
        В случае если  налогоплательщик  принял  решение  о  создании
   резерва  по  сомнительным  долгам,  списание долгов,  признаваемых
   безнадежными в соответствии с настоящей статьей, осуществляется за
   счет  суммы  созданного  резерва.  В  случае если сумма созданного
   резерва меньше  суммы  безнадежных  долгов,  подлежащих  списанию,
   разница  (убыток)  подлежит  включению  в состав внереализационных
   расходов.
        Министерством Российской  Федерации  по  налогам  и  сборам в
   Письме от 05.09.2003 N ВГ-6-02/945@ (согласовано  с  Министерством
   финансов  Российской  Федерации)  дано  пояснение  о том,  что при
   создании резерва по сомнительным долгам дебиторская  задолженность
   учитывается в размерах,  предъявленных продавцом покупателю, в том
   числе и с учетом налога на добавленную стоимость.
        Учитывая изложенное, средства резерва по сомнительным долгам,
   созданного в установленном порядке, организация может использовать
   на  покрытие  убытков  от  безнадежных  долгов в случае,  если они
   отвечают условиям их признания таковыми согласно ст.266 Кодекса.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 9 июля 2004 г. N 03-03-05/2/47

14.09.2004                                                  Е.Зернова
                                        Проект "КонсультантБухгалтер"


        Вопрос: Организация   применяет   УСНО.  Согласно  пп.22  п.1
   ст.346.16 НК РФ при определении объекта налогообложения по единому
   налогу,    уплачиваемому    в    связи    с    применением   УСНО,
   налогоплательщики,  избравшие в качестве  объекта  налогообложения
   доходы,   уменьшенные  на  величину  расходов,  полученные  доходы
   уменьшают на суммы налогов и сборов,  уплаченные в соответствии  с
   законодательством РФ о налогах и сборах.  Относятся ли к расходам,
   уменьшающим полученные доходы при применении УСНО,  сумма  единого
   налога и сбор за негативное воздействие на окружающую среду?

        Ответ: Согласно   пп.22   п.1  ст.346.16  Налогового  кодекса
   Российской Федерации (далее  -  Кодекс)  при  определении  объекта
   налогообложения   по  единому  налогу,  уплачиваемому  в  связи  с
   применением упрощенной системы налогообложения, налогоплательщики,
   избравшие  в качестве объекта налогообложения доходы,  уменьшенные
   на величину расходов,  полученные доходы уменьшают в том числе  на
   суммы    налогов   и   сборов,   уплаченные   в   соответствии   с
   законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
        Однако при определении расходов, уменьшающих налогооблагаемую
   базу по единому  налогу,  следует  учитывать,  что  сумма  единого
   налога к расходам не относится.
        Аналогичное положение содержится в гл.25  "Налог  на  прибыль
   организаций".  Так, согласно п.4 ст.270 Кодекса к расходам в целях
   налогообложения прибыли организаций не относятся  расходы  в  виде
   суммы налога.
        Хотя в гл.26.2 Кодекса прямого указания о  невключении  суммы
   единого  налога  в состав расходов нет и перечень затрат,  которые
   могут быть приняты в целях  гл.26.2  Кодекса,  является  закрытым,
   расходы,  поименованные в ст.270 Кодекса,  не могут быть приняты к
   уменьшению   налоговой   базы    и    при    упрощенной    системе
   налогообложения.
        Что касается  вопроса  отнесения  к   расходам,   уменьшающим
   полученные    доходы    при    применении    упрощенной    системы
   налогообложения,  сбора за негативное  воздействие  на  окружающую
   среду, то этот сбор уплачивается в соответствии  с  Постановлением
   Правительства   Российской  Федерации  от  28.08.1992  N  632  "Об
   утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров  за
   загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие
   виды вредного воздействия".
        Согласно п.2  ст.1  Кодекса  Кодекс   устанавливает   систему
   налогов  и сборов,  взимаемых в федеральный бюджет,  а также общие
   принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации.
        Перечень налогов и сборов,  взимаемых в Российской Федерации,
   установлен  ст.ст.13,  14  и  15  Кодекса.  Плата  за  загрязнение
   окружающей   природной  среды,  размещение  отходов,  другие  виды
   вредного  воздействия  не  входит  в  систему  налогов  и   сборов
   Российской  Федерации,  так  как  она  не  содержится  в  перечне,
   представленном в вышеназванных статьях Кодекса.
        К аналогичному  выводу  пришел Конституционный Суд Российской
   Федерации,  который определил, что плата за загрязнение окружающей
   природной   среды   является   неналоговым  платежом  (Определение
   Конституционного Суда Российской Федерации от 10.12.2002 N 284-О),
   в  связи  с  чем  относить  эту  плату  к расходам в целях гл.26.2
   "Упрощенная система налогообложения" Кодекса как суммы  налогов  и
   сборов,  уплаченные  в соответствии с законодательством Российской
   Федерации о налогах и сборах, нельзя.
        При этом согласно  пп.5  п.1  и  п.2  ст.346.16  Кодекса  при
   определении  объекта  налогообложения  при  применении  упрощенной
   системы  налогообложения  налогоплательщик  уменьшает   полученные
   доходы  в  том числе на материальные расходы,  которые принимаются
   применительно к порядку, предусмотренному для исчисления налога на
   прибыль организаций ст.254 Кодекса.
        Так, согласно пп.7 п.1 ст.254 Кодекса к материальным расходам
   относятся в том числе  платежи  за  предельно  допустимые  выбросы
   (сбросы) загрязняющих веществ в природную среду.
        Порядок определения  платы  и  ее  предельных   размеров   за
   загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие
   виды    вредного    воздействия,    утвержденный    Постановлением
   Правительства  Российской  Федерации  от 28.08.1992 N 632 (далее -
   Порядок),  устанавливает порядок определения платы за  загрязнение
   окружающей  природной  среды  в  пределах  установленных лимитов и
   платы за сверхлимитное загрязнение окружающей  среды.  Причем  п.6
   указанного   Порядка   определяет,   что  в  случае  отсутствия  у
   природопользователя   оформленного   в    установленном    порядке
   разрешения  на  выброс,  сброс  загрязняющих  веществ,  размещение
   отходов   вся   масса   загрязняющих   веществ   учитывается   как
   сверхлимитная.
        Таким образом,  в  случае  если  налогоплательщик  не   имеет
   разрешения  на  выброс,  сброс  загрязняющих  веществ,  размещение
   отходов,  плата за негативное воздействие на  окружающую  среду  к
   расходам в целях гл.26.2 Кодекса отнесена быть не может.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 9 июля 2004 г. N 03-03-05/1/70

14.09.2004                                                  Е.Зернова
                                        Проект "КонсультантБухгалтер"


        Вопрос: При отправлении работника в командировку одновременно
   с  приобретением  железнодорожных   и   авиабилетов   уплачивается
   страховой  взнос  по страхованию пассажиров от несчастных случаев.
   Страховой полис является  приложением  к  билету.  Учитывается  ли
   сумма  указанного  страхового  взноса  в  составе  командировочных
   расходов для целей исчисления налога на прибыль?

        Ответ: Согласно  Указу  Президента  Российской  Федерации  от
   07.07.1992  N  750 "Об обязательном личном страховании пассажиров"
   личное страхование от несчастных  случаев  пассажиров  воздушного,
   железнодорожного,  морского,  внутреннего водного и автомобильного
   транспорта,  а  также   туристов   и   экскурсантов,   совершающих
   междугородные   экскурсии   по   линии  туристическо-экскурсионных
   организаций,  на время поездки (полета) является  обязательным  на
   территории Российской Федерации.
        При этом  сумма  страхового  взноса  включается  в  стоимость
   проездного  документа  (путевки) и взимается с пассажира (туриста,
   экскурсанта) при продаже проездного документа (путевки). Пассажиры
   (туристы,  экскурсанты), пользующиеся правом бесплатного проезда в
   Российской Федерации,  подлежат обязательному личному  страхованию
   без уплаты ими страхового взноса.
        В соответствии  с  пп.12  п.1   ст.264   Налогового   кодекса
   Российской Федерации (далее - Кодекс) к прочим расходам, связанным
   с производством и реализацией, относятся расходы налогоплательщика
   на командировки, в частности на:
        проезд работника к  месту  командировки  и  обратно  к  месту
   постоянной работы;
        наем жилого  помещения.  По  этой  статье  расходов  подлежат
   возмещению также расходы работника на оплату дополнительных услуг,
   оказываемых в гостиницах (за исключением расходов на  обслуживание
   в барах и ресторанах,  расходов на обслуживание в номере, расходов
   за пользование рекреационно-оздоровительными объектами);
        суточные или    полевое    довольствие   в   пределах   норм,
   утверждаемых Правительством Российской Федерации;
        оформление и выдачу виз,  паспортов,  ваучеров, приглашений и
   иных аналогичных документов;
        консульские, аэродромные   сборы,   сборы  за  право  въезда,
   прохода,  транзита   автомобильного   и   иного   транспорта,   за
   пользование  морскими  каналами,  другими подобными сооружениями и
   иные аналогичные платежи и сборы.
        Таким образом, сумма страхового взноса включается в стоимость
   проездного  документа  и  учитывается  в   составе   расходов   на
   командировку работника.
        При этом необходимо учитывать  положения  ст.252  Кодекса,  в
   соответствии  с  которой  суммы,  отраженные  в  составе  расходов
   налогоплательщика,  не подлежат повторному включению в состав  его
   расходов.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 9 июля 2004 г. N 03-03-05/1/67

14.09.2004                                                  Е.Зернова
                                        Проект "КонсультантБухгалтер"


        Вопрос: Организация осуществляет техническое  обслуживание  и
   ремонт автобусов и грузовых машин исключительно юридических лиц на
   основе  хозяйственных  договоров  (форма  оплаты  -  безналичная).
   Правомерно  ли  при  этом применять систему налогообложения в виде
   ЕНВД?

        Ответ: Система  налогообложения  в  виде  единого  налога  на
   вмененный  доход  для отдельных видов деятельности (далее - единый
   налог) вводится в действие законами субъектов Российской Федерации
   и  может  применяться  по  решению субъекта Российской Федерации в
   отношении видов предпринимательской деятельности,  указанных в п.2
   ст.346.26 гл.26.3 Налогового кодекса Российской Федерации (далее -
   Кодекс),   осуществляемых    организациями    и    индивидуальными
   предпринимателями    на   территории   соответствующего   субъекта
   Российской Федерации.
        В соответствии   с  положениями  гл.26.3  Кодекса  применение
   единого налога в  отношении  деятельности  по  оказанию  услуг  по
   ремонту,   техническому   обслуживанию  и  мойке  автотранспортных
   средств не ставится в зависимость от того, кому оказываются данные
   услуги   (юридическим  или  физическим  лицам)  и  в  какой  форме
   происходит  расчет  за   оказываемые   услуги   (безналичный   или
   наличный).
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 9 июля 2004 г. N 03-06-12/63

14.09.2004                                                  Е.Зернова
                                        Проект "КонсультантБухгалтер"


        Вопрос: Имеет  ли   право   предприниматель,   осуществляющий
   деятельность в качестве арбитражного управляющего,  при исчислении
   НДФЛ учитывать следующие расходы:
        1) компенсационный   взнос   в  саморегулируемую  организацию
   арбитражных управляющих (далее - СРО);
        2) вступительные взносы в СРО,  уплаченные с целью принятия в
   члены СРО;
        3) ежеквартальные взносы в СРО;
        4) суммы   страховых   взносов   по   договору    страхования
   ответственности  арбитражного  управляющего  на  случай причинения
   убытков лицам, участвующим в деле о банкротстве;
        5) затраты    на   переобучение   по   программе   подготовки
   арбитражных   управляющих   в    соответствии    с    требованиями
   регулирующего   органа   в   лице   Министерства  юстиции  РФ  для
   обеспечения  необходимости   сдачи   теоретического   экзамена   и
   получения свидетельства установленного образца?

        Ответ: В  соответствии  с  гл.23  "Налог на доходы физических
   лиц" Налогового кодекса  Российской  Федерации  (далее  -  Кодекс)
   физические  лица,  зарегистрированные  в установленном действующим
   законодательством  порядке  и  осуществляющие  предпринимательскую
   деятельность без образования юридического лица,  обязаны исчислять
   и уплачивать налог на доходы физических лиц в порядке и  в  сроки,
   установленные ст.227 Кодекса.
        Согласно ст.221  Кодекса  при   исчислении   налоговой   базы
   индивидуальные    предприниматели   имеют   право   на   получение
   профессиональных   налоговых   вычетов    в    сумме    фактически
   произведенных   ими   и   документально  подтвержденных  расходов,
   непосредственно    связанных    с    извлечением    доходов     от
   предпринимательской деятельности.
        При этом состав указанных  расходов,  принимаемых  к  вычету,
   определяется    налогоплательщиком   самостоятельно   в   порядке,
   аналогичном    порядку    определения    расходов    для     целей
   налогообложения,    установленному   гл.25   "Налог   на   прибыль
   организаций" Кодекса.
        Расходы, непосредственно  связанные  с извлечением доходов от
   предпринимательской деятельности, подразделяются на:
        1) материальные расходы;
        2) расходы на оплату труда;
        3) амортизационные отчисления;
        4) прочие расходы.
        Порядок учета доходов и расходов и хозяйственных операций для
   индивидуальных предпринимателей утвержден Приказом Минфина  России
   и МНС России от 13.08.2002 N N 86н, БГ-3-04/430.
        В числе прочих расходов могут быть учтены  взносы,  вклады  и
   иные    обязательные    платежи,    уплачиваемые    некоммерческим
   организациям,  если уплата их является условием для  осуществления
   деятельности  налогоплательщиками  -  плательщиками таких взносов,
   вкладов или иных обязательных платежей.
        В соответствии  с  Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ
   "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон) индивидуальный
   предприниматель   может   быть   утвержден  арбитражным  судом  на
   должность  арбитражного  управляющего,  если  он  является  членом
   саморегулируемой  организации.  В  таком  случае  уплату  взноса в
   компенсационный  фонд  следует  рассматривать   как   обязательное
   условие  для  осуществления  деятельности  в качестве арбитражного
   управляющего,  а сумму уплаченного компенсационного взноса следует
   учитывать в составе профессиональных налоговых вычетов.
        Суммы вступительных    взносов,    уплаченные    арбитражными
   управляющими   с   целью  принятия  их  в  члены  саморегулируемой
   организации,  а  также  суммы  ежеквартальных  (годовых)  взносов,
   уплачиваемых в   саморегулируемую   организацию,   также   следует
   рассматривать в числе обязательных платежей и учитывать в  составе
   профессиональных налоговых вычетов арбитражных управляющих.
        Законом установлена     обязательность    наличия    договора
   страхования ответственности арбитражного  управляющего  на  случай
   причинения  убытков  лицам,  участвующим  в  деле  о  банкротстве,
   поэтому  суммы  страховых  взносов  по  такому  договору   следует
   учитывать в составе расходов арбитражного управляющего.
        Согласно Закону    члены     саморегулируемой     организации
   арбитражных  управляющих могут быть утверждены арбитражным судом в
   качестве арбитражных управляющих по делам о банкротстве  только  в
   случае  их  соответствия  требованиям ст.20 этого Закона,  то есть
   имеющие высшее образование,  а также  получившие  свидетельство  о
   сдаче  теоретического  экзамена  по  единой  программе  подготовки
   арбитражных управляющих. При этом получение высшего образования, а
   также   прохождение   единой   программы   подготовки  арбитражных
   управляющих предшествуют  осуществлению  деятельности  в  качестве
   арбитражных  управляющих  в  делах о банкротстве.  Исходя из этого
   затраты  на  переобучение  по  программе  подготовки   арбитражных
   управляющих  в  соответствии с требованиями регулирующего органа в
   лице Министерства юстиции  Российской  Федерации  для  обеспечения
   необходимости    сдачи   теоретического   экзамена   и   получения
   свидетельства установленного  образца  не  учитываются  в  составе
   профессиональных расходов.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 12 июля 2004 г. N 03-05-06/189

14.09.2004                                                  Е.Зернова
                                        Проект "КонсультантБухгалтер"


        Вопрос: Организация занимается оптовой торговлей,  расчеты  с
   покупателями производятся в безналичном порядке.  Торговая площадь
   не превышает 150 кв.  м. В случае если организация будет проводить
   разовые  сделки  с  применением наличного расчета,  будут ли такие
   операции подпадать под уплату ЕНВД,  если  покупатель  приобретает
   товар    в   целях   использования   его   в   предпринимательской
   деятельности?

        Ответ: Статьей 346.27 гл.26.3 "Система налогообложения в виде
   единого   налога   на   вмененный   доход   для   отдельных  видов
   деятельности" Налогового кодекса  Российской  Федерации  (далее  -
   Кодекс)  определено,  что  для  целей указанной главы используется
   следующее понятие:  "розничная  торговля  -  торговля  товарами  и
   оказание   услуг   покупателям  за  наличный  расчет,  а  также  с
   использованием платежных карт".
        Одновременно в   Гражданском   кодексе  Российской  Федерации
   используется понятие "розничная купля-продажа".
        В соответствии  с  п.1  ст.11  Кодекса  институты,  понятия и
   термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства
   Российской  Федерации,  используемые в Кодексе,  применяются в том
   значении,   в   каком   они   используются   в    этих    отраслях
   законодательства, если иное не предусмотрено Кодексом.
        Статьей 346.27  Кодекса  предусмотрено  иное,   отличное   от
   положений   Гражданского  кодекса  Российской  Федерации,  понятие
   "розничная торговля",  которое  должно  использоваться  для  целей
   указанной главы Кодекса.
        Кроме того,  согласно ст.2  Гражданского  кодекса  Российской
   Федерации    к    имущественным    отношениям,    основанным    на
   административном  или  ином  властном  подчинении  одной   стороны
   другой,   в   том   числе   к  налоговым  и  другим  финансовым  и
   административным  отношениям,  гражданское   законодательство   не
   применяется, если иное не предусмотрено законодательством.
        Таким образом, в случае осуществления деятельности по продаже
   товаров покупателям (физическим или юридическим лицам) за наличный
   расчет,  а  также  с  использованием платежных карт (независимо от
   целей   дальнейшего   использования   покупателями   приобретенных
   товаров)  такая  деятельность подлежит обложению единым налогом на
   вмененный доход.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 13 июля 2004 г. N 03-06-12/66

14.09.2004                                                  Е.Зернова
                                        Проект "КонсультантБухгалтер"


        Вопрос: Организация,    применяющая    упрощенную     систему
   налогообложения,  просит  разъяснить  порядок  налогообложения при
   УСНО при расчетах векселями.
        Объектом налогообложения    при    УСНО    являются    доходы
   организации.  Дебиторы  организации  (арендаторы)  погашают   свою
   задолженность  банковским  процентным  векселем,  при  наступлении
   срока  погашения  которого  соответствующие   денежные   средства,
   включая   проценты   по   векселю,  поступают  на  расчетный  счет
   организации.  Следует ли начислять и уплачивать  в  бюджет  единый
   налог при УСНО при получении таких векселей и их погашении?

        Ответ: Согласно   ст.346.15   гл.26.2   "Упрощенная   система
   налогообложения" Налогового кодекса Российской Федерации (далее  -
   Кодекс)   организации   при  определении  объекта  налогообложения
   учитывают доходы от реализации товаров (работ,  услуг), реализации
   имущества  и  имущественных  прав,  определяемые в соответствии со
   ст.249 Кодекса,  а также внереализационные доходы,  определяемые в
   соответствии со ст.250 Кодекса.
        Согласно ст.249  Кодекса  доходом  от  реализации  признается
   выручка  от  реализации  товаров  (работ,  услуг) как собственного
   производства,  так и ранее приобретенных,  выручка  от  реализации
   имущественных прав.
        Выручка от   реализации   определяется   исходя    из    всех
   поступлений,   связанных   с  расчетами  за  реализованные  товары
   (работы,  услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и
   (или) натуральной формах.
        Таким образом,  организация,  получившая в оплату своих услуг
   вексель,  должна  увеличить  налоговую базу при исчислении единого
   налога по упрощенной системе налогообложения на его стоимость.
        Также ст.346.15  Кодекса  устанавливает,  что при определении
   объекта  налогообложения  организациями  не  учитываются   доходы,
   предусмотренные ст.251 Кодекса.
        В соответствии с пп.10 п.1  ст.251  Кодекса  при  определении
   налоговой  базы  не  учитываются  доходы  в виде средств или иного
   имущества,  которые получены по договорам кредита или займа  (иных
   аналогичных  средств  или  иного  имущества  независимо  от  формы
   оформления  заимствований,  включая  ценные  бумаги  по   долговым
   обязательствам),  а  также  средств  или иного имущества,  которые
   получены в счет погашения таких заимствований.
        Согласно п.6   ст.250  Кодекса  к  внереализационным  доходам
   относятся доходы в виде процентов,  полученных по ценным бумагам и
   другим долговым обязательствам.
        Таким образом, при погашении векселя организация, применяющая
   упрощенную систему налогообложения, налоговую базу увеличит только
   на величину процентов, полученных по нему.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 14 июля 2004 г. N 03-03-05/1/74

14.09.2004                                                  Е.Зернова
                                        Проект "КонсультантБухгалтер"


        Вопрос: Каков  порядок уплаты налога на имущество организаций
   в отношении имущества, составляющего паевой инвестиционный фонд?

        Ответ: В  соответствии  со  ст.10  Федерального   закона   от
   29.11.2001   N   156-ФЗ   "Об   инвестиционных  фондах"  (далее  -
   Федеральный закон) паевой инвестиционный фонд -  это  обособленный
   имущественный  комплекс,  состоящий  из  имущества,  переданного в
   доверительное   управление   управляющей   компании    учредителем
   (учредителями)  доверительного  управления  с условием объединения
   этого  имущества  с  имуществом  иных  учредителей  доверительного
   управления,   и   из  имущества,  полученного  в  процессе  такого
   управления,  доля в праве собственности на которое  удостоверяется
   ценной бумагой, выдаваемой управляющей компанией.
        Согласно ст.11 Федерального закона учредитель  доверительного
   управления  передает  имущество управляющей компании для включения
   его в состав паевого инвестиционного фонда с условием  объединения
   этого  имущества  с  имуществом  иных  учредителей  доверительного
   управления.
        Имущество, составляющее паевой инвестиционный фонд,  является
   общим имуществом владельцев инвестиционных паев и  принадлежит  им
   на праве общей долевой собственности.
        Собственники объекта недвижимости, входящего в состав паевого
   инвестиционного фонда, и данные о них, предусмотренные Федеральным
   законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав
   на  недвижимое  имущество  и  сделок  с  ним",  устанавливаются на
   основании данных лицевых счетов владельцев инвестиционных  паев  в
   реестре  владельцев  инвестиционных  паев и счетов депо владельцев
   инвестиционных паев.
        В соответствии  с  гл.30  "Налог  на  имущество  организаций"
   Налогового  кодекса  Российской   Федерации   (далее   -   Кодекс)
   имущество,   переданное   в   доверительное  управление,  а  также
   имущество,  приобретенное   в   рамках   договора   доверительного
   управления,  подлежит  налогообложению у учредителя доверительного
   управления.
        Таким образом, плательщиком налога на имущество организаций в
   отношении имущества,  составляющего  паевой  инвестиционный  фонд,
   являются  организации,  признаваемые  учредителями  доверительного
   управления, - владельцы инвестиционных паев.
        Владельцы инвестиционных  паев производят исчисление и уплату
   налога на имущество организаций в отношении имущества, переданного
   ими   в   паевой   инвестиционный  фонд.  В  отношении  имущества,
   приобретенного и (или) созданного в рамках паевого инвестиционного
   фонда,  исчисление  и  уплата  налога производятся организациями -
   владельцами  инвестиционных  паев  пропорционально  стоимости   их
   инвестиционных паев (их доли в общем имуществе пайщиков).
        Кроме того,  на основании  положений  Федерального  закона  и
   гл.30 Кодекса управляющая компания, ведущая учет имущества паевого
   инвестиционного фонда,  обязана для целей налогообложения сообщать
   каждому  налогоплательщику-организации,  владельцу  инвестиционных
   паев,  сведения об остаточной стоимости имущества и о его  доле  в
   общем имуществе пайщиков.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 19 июля 2004 г. N 03-06-06/85

14.09.2004                                              О.Б.Солдатова
                                        Проект "КонсультантФинансист"


        Вопрос: Подлежат ли обложению НДФЛ суммы,  выплачиваемые  при
   погашении ОФЗ и облигаций субъектов РФ?

        Ответ: В   соответствии  с  п.25  ст.217  Налогового  кодекса
   Российской Федерации (далее - Кодекс) не подлежат  налогообложению
   налогом    на   доходы   физических   лиц   суммы   процентов   по
   государственным казначейским обязательствам,  облигациям и  другим
   государственным ценным бумагам бывшего СССР,  Российской Федерации
   и субъектов Российской Федерации,  а также по облигациям и  ценным
   бумагам,  выпущенным  по решению представительных органов местного
   самоуправления.
        Статьей 2  Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке
   ценных бумаг" доходом по облигации являются процент и/или дисконт.
        При этом   п.3  ст.43  Кодекса  процентами  признается  любой
   заранее заявленный (установленный)  доход,  в  том  числе  в  виде
   дисконта,   полученный  по  долговому  обязательству  любого  вида
   (независимо от способа его оформления).
        Таким образом,  суммы дохода,  полученного по государственным
   ценным бумагам,  не подлежат  налогообложению  налогом  на  доходы
   физических лиц на основании п.25 ст.217 Кодекса.
        Статьей 41 Кодекса доходом признается экономическая выгода  в
   денежной или натуральной форме по мере возможности ее оценки.
        Сумма погашения   долга   не   рассматривается   в   качестве
   экономической выгоды в смысле ст.41 Кодекса.
        Таким образом,  суммы,  выплачиваемые при погашении  ОФЗ  или
   облигаций  субъектов Российской Федерации (включая суммы дохода по
   указанным ценным бумагам),  не подлежат налогообложению налогом на
   доходы физических лиц.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 17 июня 2004 г. N 03-04-06/162

14.09.2004                                              О.Б.Солдатова
                                        Проект "КонсультантФинансист"


        Вопрос: Иностранная компания не осуществляет  деятельности  в
   Российской Федерации через постоянное представительство,  но имеет
   в собственности на территории РФ движимое имущество.  В  настоящее
   время  компания  планирует  приобрести  в  России  здания и начать
   сдавать их в аренду.  Что будет являться объектом  налогообложения
   по налогу на имущество компании в Российской Федерации?

        Ответ: В   соответствии  п.1  ст.373  Налогового  кодекса  РФ
   плательщиками   налога   на   имущество   признаются   иностранные
   организации,  осуществляющие  деятельность  в Российской Федерации
   через постоянные представительства и (или) имеющие в собственности
   недвижимое   имущество  на  территории  Российской  Федерации,  на
   континентальном шельфе Российской  Федерации  и  в  исключительной
   экономической зоне Российской Федерации.
        Деятельность иностранной организации признается приводящей  к
   образованию постоянного представительства в Российской Федерации в
   соответствии  со  ст.306  НК  РФ,  если  иное   не   предусмотрено
   международными договорами Российской Федерации (п.2 ст.373 НК РФ).
        Как следует из вопроса, компания не осуществляет деятельности
   в  РФ  через постоянное представительство и планирует приобрести в
   собственность недвижимое  имущество  (здания)  в  РФ.  В  связи  с
   приобретением   в   собственность   зданий  у  компании  возникает
   обязанность по уплате налога с недвижимого  имущества  в  РФ  (п.1
   ст.373 НК РФ).
        Согласно п.3  ст.374  НК  РФ  объектом  налогообложения   для
   иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в РФ через
   постоянные представительства, признается находящееся на территории
   РФ   недвижимое  имущество,  принадлежащее  указанным  иностранным
   организациям  на  праве  собственности.  Налоговой   базой   будет
   являться   инвентаризационная   стоимость   объектов   недвижимого
   имущества по данным органов технической инвентаризации (п.2 ст.375
   НК РФ).
        Если в    дальнейшем     компания     начнет     осуществлять
   предпринимательскую  деятельность  по  сдаче  зданий  в  аренду  и
   получать регулярный доход, то такая деятельность в соответствии со
   ст.306   НК   может   привести   к   образованию   ее  постоянного
   представительства для целей налогообложения в РФ. При этом следует
   учитывать  положения международных договоров об избежании двойного
   налогообложения между РФ и  иностранными  государствами,  имеющими
   приоритет над нормами Налогового кодекса в соответствии со ст.7 НК
   РФ.
        В случае   если  деятельность  компании  образует  постоянное
   представительство  для  целей  налогообложения  в   РФ,   объектом
   обложения  налогом  на  имущество  компании  согласно ст.374 НК РФ
   будет как ее недвижимое имущество (здания), так и принадлежащее ей
   движимое имущество.  Следует также иметь в виду, что в этом случае
   компания будет обязана вести учет объектов  обложения  налогом  на
   имущество   в   порядке,   определенном   нормативными  актами  по
   бухгалтерскому учету Российской Федерации (п.2 ст.374 НК РФ).

12.08.2004                                               Г.В.Мишенина
                                  Консультационно-аналитический центр
                                              по бухгалтерскому учету
                                                    и налогообложению


        Вопрос: Акционерный  банк  собирается  произвести  увеличение
   уставного  капитала  путем  дополнительного  выпуска  обыкновенных
   акций,  которые будут  размещаться  по  открытой  подписке.  Какие
   существуют  ограничения для акционерных банков по проведению такой
   операции?

        Ответ: Согласно п.1 ст.28 Федерального закона от 26.12.1995 N
   208-ФЗ  "Об акционерных обществах" уставный капитал общества может
   быть увеличен путем увеличения  номинальной  стоимости  акций  или
   размещения дополнительных акций.
        В случае размещения дополнительных акций  следует  учитывать,
   что  открытое  акционерное  общество  вправе  проводить размещение
   акций посредством как открытой,  так и закрытой  подписки,  причем
   уставом  общества  и  правовыми  актами Российской Федерации может
   быть ограничена возможность проведения закрытой подписки открытыми
   обществами.  Закрытое  акционерное  общество  не  вправе проводить
   размещение акций посредством открытой подписки  или  иным  образом
   предлагать их для  приобретения  неограниченному  кругу  лиц  (п.2
   ст.39 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ).
        Таким образом, если указанная в вопросе кредитная организация
   имеет форму ЗАО,  она не вправе проводить  эмиссию  дополнительных
   акций,  размещаемых путем открытой подписки.  Открытые акционерные
   общества,  в том числе банки, созданные в форме ОАО, не ограничены
   в праве проведения эмиссии дополнительных акций, размещаемых путем
   открытой подписки,  однако перед осуществлением указанной операции
   они     должны    выполнить    ряд    требований,    установленных
   законодательством.
        Порядок эмиссии   ценных   бумаг   кредитными   организациями
   установлен  Стандартами  эмиссии  ценных   бумаг   и   регистрации
   проспектов ценных бумаг,  утвержденными Постановлением ФКЦБ России
   от 18.06.2003 N 03-30/пс (далее - Стандарты),  и Инструкцией ЦБ РФ
   от  22.07.2002  N  102-И  "О правилах выпуска и регистрации ценных
   бумаг  кредитными  организациями  на  территории  РФ"   (далее   -
   Инструкция).
        Указанными нормативными    актами    установлены    следующие
   требования,  которые  кредитная организация должна выполнить перед
   тем,  как приступить к эмиссии дополнительных  акций,  размещаемых
   путем открытой подписки.
        Уставом кредитной   организации   должны   быть    определены
   количество, номинальная стоимость, категории (типы) акций, которые
   кредитная организация вправе размещать дополнительно к размещенным
   акциям   (объявленные   акции),  и  права,  предоставляемые  этими
   акциями.  При  отсутствии  в  уставе  кредитной  организации  этих
   положений   она   не   вправе   размещать   дополнительные  акции.
   Дополнительные  акции  могут  быть  размещены  только  в  пределах
   количества  объявленных  акций,  установленного  уставом кредитной
   организации  -  эмитента  (п.3  ст.28   Федерального   закона   от
   26.12.1995 N 208-ФЗ,  п.п.2.2,  4.1.3 Инструкции,  пп."в" п.2.4.24
   Стандартов).
        Новая эмиссия  акций  может  осуществляться лишь после полной
   оплаты акционерами всех ранее размещенных  кредитной  организацией
   акций.  Если  дополнительная  эмиссия  осуществляется  не впервые,
   решение об очередном выпуске акций может быть принято только после
   регистрации  изменений,  вносимых в устав кредитной организации по
   итогам предыдущей эмиссии относительно  нового  размера  уставного
   капитала  и  количества  размещенных  и  объявленных  акций (п.2.3
   Инструкции,  пп."б" п.2.4.24 Стандартов).  Подпунктами "а"  и  "б"
   п.2.4.24   Стандартов   также   установлено,  что  не  может  быть
   осуществлена государственная регистрация выпуска  (дополнительного
   выпуска)  акций  до  полной оплаты уставного капитала акционерного
   общества - эмитента  (за  исключением  выпуска  (выпусков)  акций,
   размещаемых  путем распределения их среди учредителей акционерного
   общества  при  его  учреждении),  а   также   до   государственной
   регистрации   отчетов  об  итогах  всех  зарегистрированных  ранее
   выпусков (дополнительных выпусков) акций (кроме акций,  размещение
   которых было завершено до вступления в силу Федерального закона "О
   рынке ценных бумаг").
        Помимо изложенного  законодательством  установлены  следующие
   ограничения на эмиссию дополнительных акций:
        - запрещается производить эмиссию дополнительных акций,  если
   увеличение уставного капитала  акционерного  общества  -  эмитента
   осуществляется  для  покрытия понесенных им убытков.  Такой выпуск
   дополнительных акций не  будет  зарегистрирован  (пп."г"  п.2.4.24
   Стандартов);
        - п.9.6 Инструкции установлено,  что кредитная организация  -
   эмитент  обязана получать предварительное разрешение на увеличение
   своего уставного капитала за счет средств нерезидентов  независимо
   от объема акций,  предполагаемого для размещения среди них. Данное
   разрешение должно быть получено в  порядке,  установленном  Банком
   России,  до  заключения кредитной организацией - эмитентом сделок,
   связанных с отчуждением своих акций нерезидентам.
        В дополнение   к  сказанному  отметим,  что  если  размещение
   дополнительных акций сопровождается заключением сделки,  в которой
   имеется  заинтересованность,  то  такая  сделка должна совершаться
   обществом в соответствии с положениями гл.XI  Федерального  закона
   от   26.12.1995   N  208-ФЗ  (п.1  ст.81  Федерального  закона  от
   26.12.1995 N 208-ФЗ).

05.08.2004                                              Н.В.Завьялова
                                  Консультационно-аналитический центр
                                              по бухгалтерскому учету
                                                    и налогообложению


        Вопрос: Может  ли  банк  учитывать  в  целях  налогообложения
   прибыли  амортизационные  отчисления  по объекту основных средств,
   полученному  в  качестве  отступного  от  должника   в   связи   с
   невозможностью исполнения им обязательств по кредитному договору?

        Ответ: По   соглашению   сторон   обязательство   может  быть
   прекращено предоставлением взамен исполнения  отступного  (уплатой
   денег,  передачей  имущества  и  т.д.).  Размер,  сроки  и порядок
   предоставления  отступного   устанавливаются   сторонами   (ст.409
   Гражданского кодекса РФ).
        С предоставлением  отступного  первоначальное   обязательство
   прекращается.  Таким  образом,  любое  отступное  носит возмездный
   характер (п.1 ст.423 ГК РФ).
        В рассматриваемой  ситуации  с  передачей  имущества в пользу
   банка  прекратилось  ранее  принятое  обязательство  должника   по
   кредитному договору.
        Для целей  налогообложения  соответствующая  передача   права
   собственности   на   имущество  на  возмездной  основе  признается
   реализацией на основании п.1 ст.39 Налогового кодекса РФ.
        Следовательно, банк,   принимая   имущество  по  договору  об
   отступном,  с точки зрения налоговых правоотношений,  выступает  в
   роли приобретателя этого имущества.
        Первоначальная стоимость  имущества  (основного  средства)  в
   данном  случае равна величине кредиторской задолженности должника,
   в счет погашения которой было предоставлено отступное, увеличенной
   на сумму расходов по доставке и доведению до состояния,  в котором
   основное  средство  пригодно  для  использования   (если   таковые
   имелись).  Сумма НДС при этом не учитывается (пп.1 п.1 ст.146, п.1
   ст.257 НК РФ).
        Начисление амортизации     по     соответствующему    объекту
   производится по общим правилам, в частности, его начало приходится
   на  1-е  число месяца,  следующего за месяцем,  в котором основное
   средство было введено в эксплуатацию (п.2 ст.259 НК РФ).
        Обратим при этом внимание на то, что основные средства, права
   на которые подлежат государственной регистрации в  соответствии  с
   законодательством   РФ,   включаются   в   состав  соответствующей
   амортизационной группы  с  момента  документально  подтвержденного
   факта  подачи документов на регистрацию указанных прав (п.8 ст.258
   НК РФ).
        Сумма начисленной    амортизации   по   основному   средству,
   полученному банком по договору об отступном, учитывается для целей
   налогообложения   прибыли   в   составе   расходов,   связанных  с
   производством и (или) реализацией,  на общих основаниях (пп.3  п.2
   ст.253 НК РФ).

01.07.2004                                             О.М.Проваленко
                                  Консультационно-аналитический центр
                                              по бухгалтерскому учету
                                                    и налогообложению

=====================================================================

Выпуски за другие дни

Информация предоставлена компанией "Консультант Плюс", являющейся разработчиком одноименных справочных правовых систем. Общероссийская Сеть распространения правовой информации КонсультантПлюс объединяет 300 региональных информационных центров, которые занимаются поставкой систем и передачей информации пользователям в 150 городах России. На специализированном правовом сервере: http://www.consultant.ru/ можно получить бесплатный доступ к большому массиву актуальной справочной правовой информации, а также узнать подробнее о программных продуктах и услугах Сети КонсультантПлюс, о ее структуре и деятельности, скачать демонстрационные версии профессиональных систем.


http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: law.russia.advice.consqa
Отписаться

В избранное