Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

КонсультантПлюс: Вопросы и Ответы Выпуск от 17 августа 2004 года


Информационный Канал Subscribe.Ru

Вопросы и ответы

========================================================================
     Если Вы хотите получать  информацию  об  изменениях  в  федеральном
законодательстве  своевременно  --  от  разработчиков   профессиональных
справочных систем КонсультантПлюс -- подпишитесь на  рассылку  "Новое  в
федеральном законодательстве". Вам будет представлен еженедельный  обзор
федерального законодательства (последние законы, указы, постановления) с
краткими аннотациями к документам. Эта  и  другие  рассылки  на  cервере
www.consultant.ru. ЛУЧШЕ ЗНАТЬ, ЧЕМ ПРЕДПОЛАГАТЬ.

Код рассылки в Subscribe.Ru: law.russia.review.consweeklyrus
========================================================================
        Вопрос: В   соответствии  со  ст.21  Федерального  закона  от
   24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите  инвалидов  в  Российской
   Федерации"  для  всех  организаций (кроме общественных организаций
   инвалидов и образованных ими организаций),  численность работников
   в  которых  превышает  30  человек,  устанавливается  квотирование
   рабочих  мест   для   инвалидов.   В   случае   невыполнения   или
   невозможности  выполнения установленной квоты для приема на работу
   инвалидов следует ежемесячно вносить обязательную плату за каждого
   нетрудоустроенного инвалида в пределах установленной квоты.
        Налоговое законодательство    не    регламентирует    порядок
   отнесения  расходов  в  виде  указанной обязательной платы в целях
   налогообложения прибыли.
        В соответствии  с  п.1  ст.252 НК РФ расходами,  уменьшающими
   налоговую базу по налогу на прибыль, признаются любые обоснованные
   и    документально    подтвержденные   затраты,   понесенные   при
   осуществлении деятельности, направленной на получение дохода.
        Просим разъяснить, включается ли обязательная плата в связи с
   невозможностью выполнения условий квотирования в состав  расходов,
   учитываемых при налогообложении прибыли.

        Ответ: Согласно  п.1  ст.252  Налогового  кодекса  Российской
   Федерации  (далее  -  Кодекс)  расходами  признаются  экономически
   оправданные  и  документально  подтвержденные затраты при условии,
   что они произведены для осуществления  деятельности,  направленной
   на  получение дохода (за исключением расходов,  указанных в ст.270
   Кодекса).
        В соответствии   со  ст.13  Закона  Российской  Федерации  от
   19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации"
   государство обеспечивает дополнительные гарантии гражданам,  особо
   нуждающимся в социальной защите и испытывающим трудности в  поиске
   работы,  в том числе путем установления квоты для приема на работу
   инвалидов.
        Квота для   приема  на  работу  инвалидов  устанавливается  в
   соответствии с Федеральным  законом  от  24.11.1995  N  181-ФЗ  "О
   социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Закон
   N 181-ФЗ).
        Статьей 21  Закона  N  181-ФЗ  определено,  что организациям,
   численность работников в  которых  составляет  более  30  человек,
   устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к
   среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4
   процентов).
        Механизм установления  квоты  в   организациях   определяется
   органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
        Учитывая требования  ст.252   Кодекса,   возможно   в   целях
   налогообложения прибыли учитывать расходы организации, связанные с
   обязательной  платой  за  каждого  нетрудоспособного  инвалида,  в
   составе  расходов,  связанных  с  производством  и реализацией,  в
   соответствии со ст.264 Кодекса.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 16 июня 2004 г. N 03-02-05/1/55

17.08.2004                                                  Е.Зернова
                                        Проект "КонсультантБухгалтер"


        Вопрос: Организация   реализует   товары  (выполняет  работы,
   оказывает  услуги)  через  обособленные  подразделения.  В   каком
   порядке  следует  оформлять  и  выставлять  счета-фактуры  в  этом
   случае?  Имеет ли право филиал выставлять счета-фактуры от  своего
   имени? Чей КПП (филиала или головной организации) следует отражать
   по строке 2б счета-фактуры?

        Ответ: Согласно  п.3  ст.169  гл.21  "Налог  на   добавленную
   стоимость"   Налогового  кодекса  Российской  Федерации  (далее  -
   Кодекс) налогоплательщики налога на добавленную стоимость  обязаны
   составлять   счета-фактуры,   вести  журналы  учета  полученных  и
   выставленных счетов-фактур, книги покупок и книги продаж.
        В соответствии  со  ст.143 Кодекса налогоплательщиками налога
   на  добавленную  стоимость  признаются  организации.  Обособленные
   подразделения    организаций    налогоплательщиками    налога   на
   добавленную  стоимость  не  являются.  Поэтому   в   случае   если
   организации реализуют товары (выполняют работы,  оказывают услуги)
   через  свои  обособленные  подразделения,  то   счета-фактуры   на
   отгруженные  товары  (выполненные работы,  оказанные услуги) могут
   выписываться покупателям обособленными подразделениями организации
   от  имени  организации.  При  этом  в  строке 2б счета-фактуры,  в
   которой   на   основании   установленного   порядка    указывается
   индивидуальный   номер   налогоплательщика   и   его  код  причины
   постановки на учет (КПП),  должен указываться КПП соответствующего
   обособленного подразделения.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 16 июня 2004 г. N 03-03-11/95

17.08.2004                                                  Е.Зернова
                                        Проект "КонсультантБухгалтер"


        Вопрос: В   соответствии   с   изменениями   от   16.02.2004,
   внесенными  в  Постановление Правительства РФ от 02.12.2000 N 914,
   подписи  руководителя  и  главного   бухгалтера   организации   на
   счетах-фактурах   должны   быть  расшифрованы.  Учитывая  то,  что
   согласно п.6 ст.169 НК РФ счета-фактуры  имеют  право  подписывать
   иные  лица,  уполномоченные  на то приказом (иным распорядительным
   документом) по организации или доверенностью от имени организации,
   просим   разъяснить,   следует   ли  в  этом  случае  указывать  в
   счете-фактуре  фамилию  и  инициалы,  а  также   должность   этого
   уполномоченного лица.

        Ответ: Как  правомерно указано в письме,  согласно п.6 ст.169
   Налогового    кодекса    Российской    Федерации     счета-фактуры
   подписываются руководителем и главным бухгалтером организации либо
   иными   лицами,   уполномоченными    на    то    приказом    (иным
   распорядительным  документом)  по организации или доверенностью от
   имени организации.
        В соответствии  с Правилами ведения журналов учета полученных
   и выставленных счетов-фактур,  книг  покупок  и  книг  продаж  при
   расчетах   по   налогу  на  добавленную  стоимость,  утвержденными
   Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.12.2000  N
   914  (с изм.  и доп.),  подписи руководителя и главного бухгалтера
   организации на счетах-фактурах должны быть расшифрованы.
        Учитывая, что    вышеуказанные   "иные"   лица   уполномочены
   подписывать   счета-фактуры    соответствующим    распорядительным
   документом, указывать   должности  этих  лиц  в  счете-фактуре  не
   следует.  В то же время  в  целях  идентификации  лиц,  фактически
   подписывающих  счета-фактуры,  после  подписи необходимо указывать
   фамилию   и   инициалы    лица,    подписавшего    соответствующий
   счет-фактуру.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 16 июня 2004 г. N 03-03-11/97

17.08.2004                                                  Е.Зернова
                                        Проект "КонсультантБухгалтер"


        Вопрос: По результатам камеральной проверки  налоговый  орган
   выявил  у  индивидуального  предпринимателя  недоимку  по  налогу,
   начислил пени и привлек к ответственности  по  ст.122  НК  РФ.  На
   основании  выставленного  требования  предприниматель перечислил в
   бюджет только сумму налога. Пени и штраф платить отказался. Главой
   15  НК РФ установлены сроки давности привлечения к ответственности
   (ст.113 НК РФ) и срок взыскания налоговых санкций (ст.115 НК  РФ).
   Специальной нормы,  устанавливающей сроки давности взыскания пени,
   НК РФ не предусмотрено.  Пени носят компенсационный характер и  не
   являются  налоговой  санкцией,  поэтому  срок  их взыскания нельзя
   определить по ст.115 НК РФ.
        В связи  с  изложенным  просим  разъяснить,  в течение какого
   срока налоговый орган может  обратиться  в  суд  для  взыскания  с
   предпринимателя  начисленных  сумм пени.  С какой даты исчисляется
   этот срок?

        Ответ: Согласно ст.48 Налогового кодекса Российской Федерации
   в  случае  неисполнения  налогоплательщиком - физическим лицом или
   налоговым  агентом  -  физическим  лицом  в   установленный   срок
   обязанности  по  уплате  налога налоговый орган (таможенный орган)
   вправе обратиться в  суд  с  иском  о  взыскании  налога  за  счет
   имущества,  в  том  числе  денежных  средств  на  счетах в банке и
   наличных денежных средств, данного налогоплательщика - физического
   лица  или  налогового  агента  - физического лица в пределах сумм,
   указанных в требовании об уплате налога.
        Исковое заявление   о  взыскании  налога  за  счет  имущества
   налогоплательщика -  физического  лица  или  налогового  агента  -
   физического лица может быть подано в соответствующий суд налоговым
   органом  (таможенным  органом)  в  течение  шести  месяцев   после
   истечения срока исполнения требования об уплате налога.
        Положения указанной статьи применяются  также  при  взыскании
   пени за несвоевременную уплату налога и сбора.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 18 июня 2004 г. N 03-01-10/2-70

17.08.2004                                                  Е.Зернова
                                        Проект "КонсультантБухгалтер"


        Вопрос: В  2003  г.   организация   применяла   общий   режим
   налогообложения,  в  целях  налога  на  прибыль  применялся  метод
   начисления,  учетная политика по НДС была "по оплате".  С 1 января
   2004 г. организация перешла на упрощенную систему налогообложения.
   Аванс за услуги получен в 2003 г.  В бюджет с  полученного  аванса
   уплачен  НДС.  Какую  сумму  полученного  аванса (с учетом или без
   учета НДС) необходимо включать в налоговую базу на  дату  перехода
   на  УСНО?  Имеет ли право организация в декабре 2003 г.  принять к
   вычету сумму НДС,  уплаченную по авансам по договорам,  исполнение
   которых будет осуществляться после 1 января 2004 г.?  Если услуги,
   оказанные в 2003 г., оплачены в 2004 г., какую сумму (с учетом или
   без  учета  НДС)  исключать  из налоговой базы на дату перехода на
   УСНО?

        Ответ: Согласно  пп.1  п.1  ст.346.25   гл.26.2   "Упрощенная
   система  налогообложения"  Налогового кодекса Российской Федерации
   (далее  -  Кодекс)  организации,  ранее  применявшие  общий  режим
   налогообложения  с использованием метода начислений,  при переходе
   на  упрощенную  систему  налогообложения  на  дату   перехода   на
   упрощенную систему налогообложения в налоговую базу включают суммы
   денежных средств,  полученные в период  применения  общего  режима
   налогообложения   в   оплату   по  договорам,  исполнение  которых
   налогоплательщик осуществляет после перехода на упрощенную систему
   налогообложения.
        Согласно п.2  ст.346.11  Кодекса   организации,   применяющие
   упрощенную      систему     налогообложения,     не     признаются
   налогоплательщиками  налога  на  добавленную  стоимость,   поэтому
   услуги,  оказываемые  организацией  после  перехода  на упрощенную
   систему налогообложения,  не подлежат налогообложению  налогом  на
   добавленную стоимость.
        Таким образом, организация, переходящая на упрощенную систему
   налогообложения,  может осуществить перерасчет с покупателем услуг
   на суммы налога на добавленную стоимость,  уплаченные в бюджет  по
   авансовым  платежам,  полученным  в  счет  оплаты услуг,  оказание
   которых  будет  осуществляться  в  период  применения   упрощенной
   системы налогообложения.   При   этом   такой   перерасчет  должен
   производиться   на   дату   перехода   на    упрощенную    систему
   налогообложения.
        Учитывая изложенное,  если на  дату  перехода  на  упрощенную
   систему   налогообложения   организацией   осуществлен   указанный
   перерасчет, то в налоговую базу по единому налогу следует включать
   суммы  авансовых  платежей без учета возвращенных покупателям сумм
   налога на добавленную стоимость. При этом по итогам перерасчетов с
   покупателем  суммы  налога на добавленную стоимость,  уплаченные в
   бюджет  с  сумм  авансовых  платежей,  полученных  в  счет  оплаты
   вышеуказанных услуг, подлежат возврату.
        В случае    если   перерасчет   с   покупателями   услуг   не
   осуществляется,  то  суммы  налога   на   добавленную   стоимость,
   уплаченные   в   бюджет  по  авансам,  возврату  не  подлежат,  и,
   соответственно,  авансовые платежи,  полученные в счет оплаты этих
   услуг,  подлежат  включению  в  налоговую базу по единому налогу в
   полном объеме.
        Что касается  учета  сумм  налога на добавленную стоимость по
   услугам,  оказанным организацией до перехода на упрощенную систему
   налогообложения,  но оплаченным после перехода на этот специальный
   режим налогообложения,  то  согласно  пп.3  п.1  ст.346.25 Кодекса
   организации,  ранее  применявшие  общий  режим  налогообложения  с
   использованием  метода  начислений,  при  переходе  на  упрощенную
   систему налогообложения не  включают  в  налоговую  базу  денежные
   средства,   полученные   после   перехода  на  упрощенную  систему
   налогообложения,  если по  правилам  налогового  учета  по  методу
   начислений  указанные  суммы были включены в доходы при исчислении
   налоговой базы по налогу на  прибыль  организаций  при  применении
   общего режима налогообложения.
        Суммы налога  на добавленную стоимость по услугам,  оказанным
   организацией до перехода на упрощенную систему  налогообложения  в
   период   определения  налоговой  базы  для  целей  налогообложения
   налогом на добавленную стоимость по  мере  оплаты,  но  оплаченным
   после   перехода   на   данный   режим  налогообложения,  подлежат
   перечислению в бюджет в порядке, предусмотренном гл.21 Кодекса, то
   есть по мере поступления оплаты за эти услуги. При этом, поскольку
   на основании п.1 ст.248 Кодекса при  определении  доходов  из  них
   исключаются суммы налогов, предъявленные в соответствии с Кодексом
   налогоплательщиком  покупателю  (приобретателю)  товаров   (работ,
   услуг, имущественных прав), вышеуказанные суммы налога по услугам,
   оказанным до перехода на упрощенную  систему  налогообложения,  не
   подлежат включению в объект налогообложения при исчислении единого
   налога по упрощенной системе налогообложения.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 22 июня 2004 г. N 03-02-05/2/41

17.08.2004                                                  Е.Зернова
                                        Проект "КонсультантБухгалтер"


        Вопрос: Организация   передала   по  договору  безвозмездного
   пользования  здания,  состоящие  у  нее  на  балансе,  клинической
   больнице.  Здания используются больницей для нужд здравоохранения.
   Имеет ли организация право на освобождение  от  уплаты  налога  на
   имущество  организаций  в  соответствии  с  п.7  ст.381  НК  РФ  в
   отношении указанных зданий?  Освобождаются ли от обложения налогом
   на  имущество  организаций  у  арендодателя здания,  переданные по
   договору аренды и  используемые  арендатором  для  нужд  культуры,
   искусства,  образования,  здравоохранения,  физкультуры  и спорта,
   социального обеспечения?

        Ответ: Порядок  налогообложения   имущества   организаций   с
   01.01.2004 установлен гл.30 "Налог на имущество организаций" части
   второй Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
        В соответствии   с   п.7   ст.381  Кодекса  освобождаются  от
   налогообложения налогом на  имущество  организаций  организации  в
   отношении  объектов  социально-культурной сферы,  используемых ими
   для нужд культуры и искусства,  образования, физической культуры и
   спорта, здравоохранения и социального обеспечения.
        При определении    состава    объектов    основных    средств
   социально-культурной    сферы    рекомендуется   руководствоваться
   Общероссийским классификатором основных фондов  (ОКОФ),  поскольку
   группировки  объектов  в  ОКОФ  образованы в основном по признакам
   назначения,  связанным с видами  деятельности,  осуществляемыми  с
   использованием  этих  объектов  и  производимыми в результате этой
   деятельности продукцией и услугами.
        Указанная льгота   предоставляется  налогоплательщикам  любых
   форм собственности  при  условии  использования  основных  средств
   социально-культурной сферы (движимых и недвижимых) непосредственно
   этими организациями    либо   специализированными   организациями,
   привлеченными  налогоплательщиками  для  оказания  соответствующих
   услуг, по целевому назначению.
        При этом    объектом    культуры,   искусства,   образования,
   здравоохранения,  физической  культуры   и   спорта,   социального
   обеспечения   является   единый  имущественный  комплекс,  который
   функционально предназначен и используется  организацией  для  нужд
   культуры,   искусства,  образования,  здравоохранения,  физической
   культуры и спорта, социального обеспечения.
        Соответствующее предназначение   объекта   основных   средств
   (движимого  и  недвижимого)  определяется   Уставом   (Положением)
   организации,    первичными    документами   на   эти   объекты   и
   распорядительными    документами    организации    в     отношении
   использования  объектов основных средств для культуры,  искусства,
   образования,  здравоохранения,  физической  культуры   и   спорта,
   социального обеспечения.
        Не подлежат льготированию объекты социально-культурной сферы,
   полностью используемые в течение налогового (отчетного) периода не
   для указанных нужд,  в том числе полностью сдаваемые в  аренду  (в
   случае,  когда предоставление в аренду является видом деятельности
   организации,  отличной  от  деятельности  в  области  культуры   и
   искусства,    образования,    физической    культуры   и   спорта,
   здравоохранения и социального обеспечения).
        В связи   с  этим  основным  условием  уменьшения  балансовой
   стоимости   имущества    организации    на    стоимость    объекта
   социально-культурной сферы,  используемого для нужд,  в частности,
   здравоохранения, является     сам     факт    его    использования
   организацией-балансодержателем по целевому назначению.
        В случае если объект  социально-культурной  сферы  сдается  в
   аренду (пользование),  то данный объект подлежит налогообложению в
   общеустановленном порядке независимо от  целей  его  использования
   арендатором (пользователем).
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 23 июня 2004 г. N 03-05-06/75

17.08.2004                                                  Е.Зернова
                                        Проект "КонсультантБухгалтер"


        Вопрос: Организация занимается оказанием услуг по  ремонту  и
   техническому  обслуживанию  автотранспортных  средств  и  продажей
   автомобилей.  Для осуществления ремонта закупаются запасные части.
   При  ремонте  и  замене  деталей  составляется заказ-наряд и акт о
   выполненных  работах,  где  указывается   перечень   установленных
   деталей  с  наценкой.  Оплата  за  услуги  осуществляется  как  по
   наличному,  так и  по  безналичному  расчету.  Если  оплата  услуг
   производится через расчетный счет,  облагаются ли эти услуги ЕНВД?
   Может ли организация перейти на УСНО с 2005 г.  и если да,  то при
   каких условиях?

        Ответ: Статьей 346.27 гл.26.3 "Система налогообложения в виде
   единого  налога   на   вмененный   доход   для   отдельных   видов
   деятельности"  Налогового  кодекса  Российской  Федерации (далее -
   Кодекс) определено,  что для целей  указанной  главы  используется
   следующее   понятие  розничной  торговли  -  торговля  товарами  и
   оказание  услуг  покупателям  за  наличный  расчет,  а   также   с
   использованием платежных карт.  К данному виду предпринимательской
   деятельности  не   относится   реализация   подакцизных   товаров,
   указанных  в  пп.6  -  10 п.1 ст.181 Кодекса,  продуктов питания и
   напитков,  в том числе алкогольных,  как в упаковке  и  расфасовке
   изготовителя,  так и без них,  в барах,  ресторанах, кафе и других
   точках общественного питания.
        Согласно ст.ст.181,  193  и  346.27  Кодекса  все  автомобили
   легковые (независимо от мощности) относятся к подакцизным товарам,
   а  розничная  торговля  подакцизными  товарами  не предусматривает
   перевод налогоплательщиков на такой специальный  налоговый  режим,
   как  система  налогообложения  в  виде единого налога на вмененный
   доход.
        В перечень видов предпринимательской деятельности, на которые
   в соответствии с положениями гл.26.3 Кодекса по  решению  субъекта
   Российской     Федерации     может     распространяться    система
   налогообложения в виде единого налога на вмененный доход, включена
   деятельность   по   оказанию   услуг   по   ремонту,  техническому
   обслуживанию и мойке автотранспортных средств.  Однако перевод  на
   указанный   единый  налог  на  вмененный  доход  по  данному  виду
   деятельности не ставится в зависимость от того,  кому  оказываются
   данные  услуги  (юридическим или физическим лицам) и в какой форме
   происходит  расчет  за   оказываемые   услуги   (безналичный   или
   наличный).
        Глава 26.2  "Упрощенная  система   налогообложения"   Кодекса
   введена  в  действие  с  1  января 2003 г.  Федеральным законом от
   24.07.2002 N 104-ФЗ.
        В соответствии  со  ст.346.11  Кодекса  переход  к упрощенной
   системе   налогообложения   или   возврат    к    общему    режиму
   налогообложения  осуществляются  организациями  и  индивидуальными
   предпринимателями в добровольном порядке.
        Статьей 346.12  Кодекса  установлено,  что  организация имеет
   право перейти  на  упрощенную  систему  налогообложения,  если  по
   итогам  девяти  месяцев  того  года,  в котором организация подает
   заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения,  доход
   от  реализации,  определяемый  в  соответствии  со  ст.249 Кодекса
   (доходы от реализации),  не превысил 11 млн руб. (без учета налога
   на добавленную стоимость).
        Не вправе  применять   упрощенную   систему   налогообложения
   организации,  имеющие  филиалы  и (или) представительства;  банки;
   страховщики;  негосударственные пенсионные  фонды;  инвестиционные
   фонды;  профессиональные  участники рынка ценных бумаг;  ломбарды;
   организации   и   индивидуальные   предприниматели,   занимающиеся
   производством  подакцизных товаров,  а также добычей и реализацией
   полезных ископаемых,  за исключением общераспространенных полезных
   ископаемых;    организации   и   индивидуальные   предприниматели,
   занимающиеся игорным  бизнесом;  нотариусы,  занимающиеся  частной
   практикой;    организации    и   индивидуальные   предприниматели,
   являющиеся участниками соглашений о разделе продукции; организации
   и   индивидуальные   предприниматели,   переведенные   на  систему
   налогообложения  для   сельскохозяйственных   товаропроизводителей
   (единый  сельскохозяйственный  налог)  в  соответствии  с  гл.26.1
   Кодекса;  организации,  в которых доля  непосредственного  участия
   других  организаций  составляет  более  25  процентов  (при  ранее
   действующей  системе   ограничения   не   было);   организации   и
   индивидуальные  предприниматели,  средняя  численность  работников
   которых за налоговый (отчетный) период,  определяемая  в  порядке,
   устанавливаемом  Государственным комитетом Российской Федерации по
   статистике,  превышает  100  человек;   организации,   у   которых
   остаточная  стоимость  основных  средств и нематериальных активов,
   определяемая  в  соответствии   с   законодательством   Российской
   Федерации о бухгалтерском учете, превышает 100 млн руб.
        При этом    в    соответствии    со     ст.346.13     Кодекса
   налогоплательщики,   изъявившие   желание  перейти  на  упрощенную
   систему налогообложения,  должны подать с 1 октября по  30  ноября
   года,  предшествующего году,  начиная с которого налогоплательщики
   переходят  на  упрощенную  систему  налогообложения,  заявление  в
   налоговый орган по месту своего нахождения (месту жительства).
        В связи  с  изложенным организация,  занимающаяся реализацией
   автомобилей,  вправе перейти с 1  января  2005  г.  на  упрощенную
   систему налогообложения при соблюдении вышеуказанных условий.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 23 июня 2004 г. N 03-05-12/58

17.08.2004                                                  Е.Зернова
                                        Проект "КонсультантБухгалтер"


        Вопрос: В    целях    правильного    применения    налогового
   законодательства просим проконсультировать по следующим вопросам.
        Государственному унитарному предприятию (ГУП) присвоен статус
   федерального   научно-производственного  центра.  Помимо  основной
   научной деятельности ГУП  осуществляет  также  предпринимательскую
   деятельность.
        Вправе ли ГУП в  такой  ситуации  воспользоваться  налоговыми
   льготами, предусмотренными п.15 ст.381 НК РФ, п.11 ст.12 Закона РФ
   от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю"?
        При этом   необходимо   отметить,   что  статус  федерального
   научно-производственного центра,  как  и  статус  государственного
   научного  центра,  означает,  что  данные  организации  отнесены к
   категории объектов, пользующихся особой государственной поддержкой
   (п.2  Указа  Президента РФ от 22.06.1993 N 939,  п.3 Постановления
   Правительства РФ от  09.10.1995  N  983).  Означает  ли  это,  что
   существует   единый   подход  к  указанным  организациям  в  сфере
   налогообложения?

        Ответ: В  соответствии  с  п.15  ст.381  Налогового   кодекса
   Российской   Федерации   (далее   -   Кодекс)  от  налогообложения
   освобождается имущество государственных научных центров.
        Согласно п.11  ст.12  Закона Российской Федерации "О плате за
   землю" от уплаты земельного налога полностью освобождаются  в  том
   числе государственные научные центры.
        Как следует     из     вышеназванных     норм      налогового
   законодательства,  их  применение возможно организациями,  которым
   присвоен статус государственного научного центра.
        Указанный статус  и  порядок его присвоения определены Указом
   Президента Российской Федерации от 22.06.1993 N  939,  которым,  в
   частности,  предусмотрено,  что  в  целях  создания  благоприятных
   условий для сохранения в Российской Федерации ведущих научных школ
   мирового  уровня,  развития  научного  потенциала страны в области
   фундаментальных   и   прикладных   исследований    и    подготовки
   высококвалифицированных  научных  кадров  статус  государственного
   научного   центра   Российской   Федерации   может   присваиваться
   расположенным   на   ее  территории  предприятиям,  учреждениям  и
   организациям науки,  а также высшим  учебным  заведениям,  имеющим
   уникальное       опытно-экспериментальное      оборудование      и
   высококвалифицированные  кадры,  результаты  научных  исследований
   которых получили международное признание.
        Что же касается федеральных научно-производственных  центров,
   то  соответствующий  статус  и порядок его присвоения определяются
   Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.10.1995  N
   983,   устанавливающим,   что   он  может  присваиваться  в  целях
   реализации  реформы  оборонной  промышленности,  направленной   на
   концентрацию ресурсов военного научно-технического и промышленного
   потенциала,  отдельным  предприятиям  и  организациям   оборонных,
   ракетно-космической и атомной отраслей промышленности, выполняющим
   государственный   оборонный   заказ   и    являющимся    основными
   разработчиками   и   изготовителями  важнейших  видов  вооружения,
   военной и космической техники,  а также  комплектующих  изделий  к
   ним.
        Учитывая, что  присвоение  указанных   статусов   обусловлено
   различными  целями  и определяется отдельными нормативно-правовыми
   актами, льготы,  предусмотренные п.15 ст.381 Кодекса и п.11  ст.12
   Закона Российской Федерации "О плате за землю" для государственных
   научных  центров,  не  могут  применяться  организациями,  которым
   присвоен статус федерального научно-производственного центра.
        Кроме того,  следует иметь в виду,  что несмотря на отнесение
   федеральных научно-производственные центров, как и государственных
   научных центров,  к объектам,  пользующимся особой государственной
   поддержкой, необходимо  учитывать,  что формы этой поддержки могут
   быть различными.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 25 июня 2004 г. N 03-05-06/78

17.08.2004                                                  Е.Зернова
                                        Проект "КонсультантБухгалтер"


        Вопрос: Организация     применяет     упрощенную      систему
   налогообложения с объектом налогообложения "доходы". Увеличивается
   ли налоговая база  по  единому  налогу,  исчисляемому  в  связи  с
   применением  упрощенной  системы  налогообложения,  при  получении
   организацией аванса за товары (работы, услуги)?

        Ответ: Статья 346.17 Налогового кодекса РФ определяет порядок
   признания доходов и расходов организацией,  применяющей упрощенную
   систему налогообложения.  Так, согласно п.1 указанной статьи датой
   получения  доходов  признается день поступления средств на счета в
   банках и (или) в кассу, получения иного имущества (работ, услуг) и
   (или) имущественных прав (кассовый метод).
        Таким образом,  организация при получении  аванса  за  товары
   (работы,  услуги)  должна  увеличить  налоговую  базу  по  единому
   налогу,  исчисляемому в связи  с  применением  упрощенной  системы
   налогообложения, на сумму аванса в день его получения.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 5 июля 2004 г. N 03-03-05/1/58

17.08.2004                                                  Е.Зернова
                                        Проект "КонсультантБухгалтер"


        Вопрос: В 2003  г.  на  балансе  ОАО  (химкомбината)  имелось
   общежитие,  в котором проживали работники ОАО. В 2004 г. общежитие
   передано в собственность администрации города,  и на  балансе  ОАО
   учитывается  лишь  движимое  имущество,  используемое в общежитии.
   Назначение  общежития  и  движимого  имущества  осталось  прежним.
   Распространяется   ли   на   движимое   имущество,  находящееся  в
   общежитии, льгота, предусмотренная п.6 ст.381 НК РФ?

        Ответ: Согласно  п.6  ст.381  Налогового  кодекса  Российской
   Федерации   (далее   -   Кодекс)   организации   освобождаются  от
   налогообложения в отношении объектов жилищного фонда и  инженерной
   инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, содержание которых
   полностью или частично  финансируется  за  счет  средств  бюджетов
   субъектов Российской Федерации и (или) местных бюджетов.
        Как следует  из   указанной   нормы   п.6   ст.381   Кодекса,
   единственным  условием  предоставления  организации  данной льготы
   является финансирование  объектов  жилищного  фонда  и  инженерной
   инфраструктуры  жилищно-коммунального  комплекса,  учитываемых  на
   балансе организации, из регионального и (или) местного бюджета.
        Вместе с тем из информации, изложенной в письме, следует, что
   общежитие передано  в  собственность  администрации  города  и  на
   балансе    комбината    учитывается   лишь   движимое   имущество,
   используемое в общежитии.  В этой связи  необходимо  принимать  во
   внимание,  что согласно жилищному законодательству,  и в частности
   ст.1 Закона  Российской  Федерации  от  24.12.1992  N  4218-1  "Об
   основах   федеральной   жилищной   политики",   жилищный   фонд  -
   совокупность   всех   жилых   помещений   независимо    от    форм
   собственности,  включая жилые дома, специализированные дома (в том
   числе общежития),  квартиры, служебные жилые помещения, иные жилые
   помещения в других строениях, пригодные для проживания.
        Из приведенных   норм   следует,   что   движимое  имущество,
   находящееся в  общежитии,  не  может  рассматриваться  как  объект
   жилищного  фонда и,  соответственно,  льгота,  предусмотренная п.6
   ст.381 Кодекса, на него не распространяется.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 7 июля 2004 г. N 03-06-06/81

17.08.2004                                                  Е.Зернова
                                        Проект "КонсультантБухгалтер"


        Вопрос: Организация  -   производитель   сельскохозяйственной
   продукции  имеет  на балансе столовую и уплачивает ЕНВД по услугам
   общественного питания. Доля выручки от реализации услуг столовой в
   общем  объеме  выручки  организации  составляет  0,4%.  Вправе  ли
   организация  перейти  на  уплату   единого   сельскохозяйственного
   налога?

        Ответ: Согласно  пп.2  п.3  ст.346.2  Налогового  кодекса  РФ
   организации  и  индивидуальные  предприниматели,  переведенные  на
   систему  налогообложения  в виде единого налога на вмененный доход
   для отдельных видов деятельности,  не  вправе  перейти  на  уплату
   единого сельскохозяйственного налога.
        Отметим, что переход на уплату ЕНВД является  обязательным  и
   не  зависит  от  объема  получаемого  дохода от вида деятельности,
   переводимого на уплату ЕНВД (п.п.1, 2 ст.346.26 НК РФ).
        Таким образом, учитывая, что гл.26.1 НК РФ содержит запрет на
   одновременное применение специальных налоговых режимов в виде ЕНВД
   и   ЕСХН,   организация   не  вправе  перейти  на  уплату  единого
   сельскохозяйственного  налога  в  случае  применения  ею   системы
   налогообложения в виде ЕНВД по услугам общественного питания.

01.07.2004                                              Е.Н.Колдышева
                                  Консультационно-аналитический центр
                                              по бухгалтерскому учету
                                                    и налогообложению


        Вопрос: Согласно  приказу  по организации работникам,  помимо
   основного оплачиваемого  отпуска,  предоставляется  дополнительный
   оплачиваемый отпуск продолжительностью 2 дня.
        При увольнении работника  в  октябре  2003  г.  ему  положена
   компенсация отпуска за 11 месяцев.  В каком размере компенсация за
   неиспользованный отпуск будет приниматься в расходы, учитываемые в
   целях налогообложения по налогу на прибыль?

        Ответ: Согласно  п.8  ст.255  Налогового  кодекса РФ денежные
   компенсации за неиспользованный отпуск в соответствии  с  трудовым
   законодательством  РФ  включаются  в расходы организации на оплату
   труда.  Какие-либо исключения из этого,  в том числе ст.270 НК РФ,
   не предусмотрены.
        Таким образом,  сумму компенсации за неиспользованный отпуск,
   выплачиваемой  работнику  в  связи  с увольнением,  можно учесть в
   составе расходов организации на оплату труда в полном  объеме  (то
   есть  приходящуюся  как  на  основной,  так  и  на  дополнительный
   отпуск).
        При этом  обратим  внимание  на  то,  что  п.5.2 Методических
   рекомендаций по применению главы 25 "Налог на прибыль организаций"
   части второй НК РФ, утвержденных Приказом МНС России от 20.12.2002
   N БГ-3-02/729,  предусмотрено,  что расходы на оплату труда должны
   учитываться для целей налогообложения прибыли только в том случае,
   если нормы коллективного договора,  правил  внутреннего  трудового
   распорядка  организации,  положений  о премировании и (или) других
   локальных нормативных актов,  принятых  организацией,  отражены  в
   конкретном  трудовом  договоре,  заключаемом между работодателем и
   работником.
        Во избежание  разногласий  с  налоговым  органом  организации
   целесообразно  в   каждом   трудовом   договоре,   заключаемом   с
   работником,  ссылаться  в  том  числе  на соответствующий приказ о
   предоставлении  дополнительного  отпуска.  В  этом  случае   будет
   считаться,  что  указанный  приказ распространяется на конкретного
   работника.

01.07.2004                                             О.М.Проваленко
                                  Консультационно-аналитический центр
                                              по бухгалтерскому учету
                                                    и налогообложению


        Вопрос: Организация  использует   для   осуществления   своей
   основной  деятельности  автомобильный транспорт.  Горюче-смазочные
   материалы для указанного автотранспорта  приобретаются  водителями
   за  наличный расчет на АЗС.  Достаточно ли чеков АЗС для признания
   расходов на приобретение ГСМ в целях налогообложения прибыли?

        Ответ: В соответствии с пп.5 п.1 ст.254 Налогового кодекса РФ
   в  целях  налогообложения  прибыли расходы на приобретение ГСМ для
   автомобилей,  которые   используются   в   основной   деятельности
   организации, относятся к материальным расходам.
        Согласно п.1 ст.252 НК РФ,  для того чтобы указанные  расходы
   были признаны в целях налогообложения прибыли,  они должны быть не
   только экономически обоснованы  и  произведены  для  осуществления
   деятельности, направленной на получение дохода, но и документально
   подтверждены.
        Под документально    подтвержденными   расходами   понимаются
   затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с
   законодательством Российской Федерации.
        Чек АЗС   на   приобретение    ГСМ    является    документом,
   подтверждающим факт их оплаты,  однако он еще не подтверждает факт
   использования   бензина    для    определенного    автомобиля    в
   производственных целях.
        Первичным документом, подтверждающим произведенные расходы на
   ГСМ,   является   путевой  лист,  унифицированная  форма  которого
   утверждена Постановлением Госкомстата России от 28.11.1997 N 78.
        В путевом  листе  указывается  номер  и дата выдачи,  серия и
   номер автомобиля,  его марка,  цель поездки, показания спидометра,
   остаток  горючего  при  выезде  и  возвращении.  На основании этих
   данных путевого  листа  определяется  фактический  расход  ГСМ  по
   конкретному автомобилю.
        Таким образом,  для  признания  расходов  на  ГСМ   в   целях
   налогообложения прибыли необходимо наличие не только чеков АЗС, но
   и правильно оформленных путевых листов, подтверждающих фактический
   расход бензина на производственные цели организации.

21.07.2004                                               Г.В.Мишенина
                                  Консультационно-аналитический центр
                                              по бухгалтерскому учету
                                                    и налогообложению


        Вопрос: 1.  Банк  сформировал  резерв  на возможные потери по
   ссудам и погасил  безнадежную  задолженность  по  ссудам  за  счет
   созданного   резерва   в  течение  одного  отчетного  (налогового)
   периода.  Возникает ли доход,  увеличивающий  налоговую  базу  при
   исчислении налога на прибыль, в виде суммы резерва, числящегося на
   балансе банка на начало отчетного периода?
        2. Банк  реализует долю в уставном капитале ООО третьему лицу
   по цене  ниже  стоимости  вложений.  Вправе  ли  банк  признать  в
   качестве  расходов  в  целях  исчисления  налогооблагаемой прибыли
   сумму вложений в уставный капитал?

        Ответ: 1.  Согласно п.2 ст.292 Налогового кодекса  Российской
   Федерации  (далее - Кодекс) суммы отчислений в резерв на возможные
   потери по ссудам,  сформированные с учетом положений п.1 настоящей
   статьи, включаются в состав внереализационных расходов банка.
        Суммы резервов на возможные потери по ссудам,  отнесенные  на
   расходы  банка  и  не  полностью  использованные банком в отчетном
   (налоговом)   периоде   на   покрытие   убытков   по   безнадежной
   задолженности  по ссудам и задолженности,  приравненной к ссудной,
   могут быть перенесены на следующий  отчетный  (налоговый)  период.
   При   этом   сумма   вновь   создаваемого   резерва   должна  быть
   скорректирована на сумму остатков  резерва  предыдущего  отчетного
   (налогового)  периода.  В  случае  если сумма вновь создаваемого в
   отчетном (налоговом) периоде резерва  меньше,  чем  сумма  остатка
   резерва   предыдущего   отчетного  (налогового)  периода,  разница
   подлежит включению в  состав  внереализационных  доходов  банка  в
   последний день отчетного (налогового) периода. В случае если сумма
   вновь создаваемого  резерва  больше,  чем  сумма  остатка  резерва
   предыдущего   отчетного  (налогового)  периода,  разница  подлежит
   включению во внереализационные расходы  банков  в  последний  день
   отчетного (налогового) периода.
        Как следует из вопроса,  банк сформировал резерв на возможные
   потери  по ссудам и погасил безнадежную задолженность по ссудам за
   счет созданного резерва в течение  одного  отчетного  (налогового)
   периода.
        В этом случае не возникает дохода,  увеличивающего  налоговую
   базу  при  исчислении  налога  на  прибыль,  в виде суммы резерва,
   числящегося на балансе банка на начало отчетного периода.
        2. В  соответствии  с  пп.3  ст.270  Кодекса  при определении
   налоговой базы не учитываются для целей налогообложения расходы  в
   виде взноса в уставный (складочный) капитал.
        При реализации  доли  банка   в   обществе   с   ограниченной
   ответственностью третьим лицам по цене ниже стоимости вложений для
   целей налогообложения выручка  от  реализации  имущественных  прав
   признается  доходом  от  реализации.  В  соответствии  с п.п.1 и 2
   ст.249 Кодекса в состав выручки от  реализации  включаются  в  том
   числе  все  поступления,  связанные  с  расчетами за реализованные
   имущественные права,  выраженные в денежной  и  (или)  натуральной
   формах.  При  методе  начисления датой получения дохода признается
   дата реализации имущественного права,  то есть дата перехода права
   собственности.
        В соответствии с пп.1 п.1 ст.253 Кодекса и  пп.1  п.3  ст.315
   Кодекса  расходы,  связанные  в  реализацией  имущественных  прав,
   признаются расходами,  связанными с производством  и  реализацией.
   Однако,   как   уже   отмечалось,   налогооблагаемая   прибыль  не
   уменьшается на сумму  взносов  в  складочный  капитал  общества  с
   ограниченной ответственностью.
        Таким образом,  расходами при продаже доли участником  ООО  в
   складочном  капитале третьим лицам для целей налогообложения могут
   признаваться только расходы,  связанные с осуществлением указанной
   сделки (расходы по оформлению документов и т.п.).
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 17 июня 2004 г. N 03-02-05/5/9

17.08.2004                                              О.Б.Солдатова
                                        Проект "КонсультантФинансист"


        Вопрос: Организация  выпустила  процентный   вексель   сроком
   платежа  "по  предъявлении,  но  не  ранее..."  (указана  дата "не
   ранее...").  В векселе отсутствует специальная оговорка о дате,  с
   которой  начинается  начисление  процентов.  При погашении векселя
   организация-векселедатель  выплатила  его  предъявителю   проценты
   исходя  из  установленной при размещении векселя процентной ставки
   за период с даты составления векселя по дату его погашения. Вправе
   ли  организация  включить  в  расходы  для  целей  налогообложения
   прибыли фактически выплаченные проценты за весь  срок  пользования
   заемными средствами?

        Ответ: В  соответствии со ст.43 Налогового кодекса Российской
   Федерации (далее - Кодекс)  процентами  признается  любой  заранее
   заявленный  (установленный)  доход,  в  том числе в виде дисконта,
   полученный по долговому обязательству любого вида  (независимо  от
   способа его оформления).
        Согласно п.1 ст.269  Кодекса  расходом  признаются  проценты,
   начисленные по долговому обязательству любого вида,  при  условии,
   что    размер    начисленных   налогоплательщиком   по   долговому
   обязательству процентов существенно  не  отклоняется  от  среднего
   уровня процентов, взимаемых по долговым обязательствам, выданным в
   том же квартале (месяце - для  налогоплательщиков,  перешедших  на
   исчисление  ежемесячных  авансовых  платежей  исходя из фактически
   полученной прибыли) на сопоставимых условиях.
        Под долговыми  обязательствами,  выданными  на   сопоставимых
   условиях,  понимаются  долговые  обязательства,  выданные в той же
   валюте на те же сроки  в  сопоставимых  объемах,  под  аналогичные
   обеспечения.   При   определении   среднего  уровня  процентов  по
   межбанковским кредитам принимается во внимание информация только о
   межбанковских  кредитах.  Данное  положение  применяется  также  к
   процентам в виде дисконта,  который образуется у векселедателя как
   разница  между  ценой обратной покупки (погашения) и ценой продажи
   векселя.
        В соответствии  с  п.19 Постановления Пленума Верховного Суда
   Российской  Федерации  и   Пленума   Высшего   Арбитражного   Суда
   Российской  Федерации  от  04.12.2000  N  33,  N  14  "О некоторых
   вопросах практики  рассмотрения  споров,  связанных  с  обращением
   векселей"   (далее  -  Постановление)  проценты  по  векселям  "по
   предъявлении" или "во столько-то времени от предъявления" начинают
   начисляться  со  дня составления векселя,  если в самом векселе не
   указана другая дата.  При разрешении споров о моменте,  с которого
   должно начинаться начисление процентов по векселям,  следует иметь
   в виду,  что указанием другой даты  должна  считаться  как  прямая
   оговорка типа "проценты начисляются с такого-то числа", так и дата
   наступления минимального срока для предъявления к платежу  векселя
   сроком "по предъявлении, но не ранее".
        Согласно п.34  Положения  о  переводном  и  простом  векселе,
   утвержденного  Постановлением  ЦИК СССР и СНК СССР  от  07.08.1937
   N 104/1341,  по  векселям  со  сроком  "по  предъявлении"  процент
   (дисконт) рассчитывается исходя из срока обращения 365 (366) дней.
        Таким образом,  учитывая изложенное,  по векселям сроком  "по
   предъявлении",  имеющим оговорку "по предъявлении, но не ранее", в
   соответствии с п.19 Постановления при наличии  прямой  оговорки  о
   дате начала начисления процентов начисление процентов производится
   с даты, указанной в оговорке, до даты погашения. День, от которого
   срок начинает течь, не включается в период начисления процентов.
        При отсутствии такой прямой оговорки  процент  начисляется  с
   даты, указанной как  "по  предъявлении,  но  не  ранее",  до  даты
   погашения.  При  этом  течение  срока  (один  год)  для начисления
   процентов (дисконта) начинается с даты как "по предъявлении, но не
   ранее".
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 9 июня 2004 г. N 03-02-05/5/8

17.08.2004                                              О.Б.Солдатова
                                        Проект "КонсультантФинансист"


        Вопрос: Организация    (ООО),    не    являющаяся   брокером,
   доверительным управляющим,  управляющей компанией  (осуществляющей
   доверительное    управление    имуществом,   составляющим   паевой
   инвестиционный фонд),   по   договору   купли-продажи  покупает  у
   физического лица акции,  принадлежащие ему на праве собственности.
   Признается  ли  организация  в данном случае налоговым агентом или
   физическое лицо самостоятельно исчисляет и уплачивает сумму НДФЛ в
   бюджет? Каков порядок предоставления налоговых вычетов физическому
   лицу?

        Ответ: Из  вопроса  следует,  что  организация  приобретает у
   физических лиц  ценные  бумаги  по  договорам  купли-продажи  (без
   заключения  договоров  на  брокерское обслуживание,  доверительное
   управление, договоров комиссии и иных договоров).
        Согласно п.1  ст.226  Налогового кодекса Российской Федерации
   (далее  -  Кодекс)  российские  организации,  от  которых  или   в
   результате  отношений  с которыми налогоплательщик получил доходы,
   обязаны исчислить,  удержать у налогоплательщика и уплатить  сумму
   налога на доходы физических лиц.
        Исключение составляют доходы,  в отношении которых исчисление
   и уплата налога осуществляются в соответствии со ст.ст.214.1,  227
   и 228 Кодекса.
        В соответствии   со   ст.214.1  Кодекса  налоговыми  агентами
   признаются   брокеры,   доверительные   управляющие,   управляющие
   компаний,   осуществляющие  доверительное  управление  имуществом,
   составляющим  паевой   инвестиционный   фонд,   или   иные   лица,
   совершающие  операции  по договору поручения,  по иному договору в
   пользу налогоплательщика.
        Поскольку ООО не относится ни к одному из вышеупомянутых лиц,
   оно не является налоговым агентом.
        Исходя из   вышесказанного   исчисление  и  уплата  налога  с
   доходов,  полученных налогоплательщиком по договору  купли-продажи
   ценных   бумаг  (имущества),  находившихся  в  его  собственности,
   производится  самим  физическим  лицом  на   основании   налоговой
   декларации,  подаваемой  в налоговый орган по окончании налогового
   периода в соответствии со ст.228 Кодекса.
        Соответственно, в  этом   случае   налоговые   вычеты   будут
   предоставлены    налоговым    органом   на   основании   заявления
   налогоплательщика.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 25 мая 2004 г. N 04-04-06/113

17.08.2004                                              О.Б.Солдатова
                                        Проект "КонсультантФинансист"


        Вопрос: Подлежит  ли  обложению  налогом  на  прибыль  доход,
   получаемый  иностранной  организацией в результате распределения в
   ее пользу прибыли или имущества  организации,  участником  которой
   она  является,  при  ее  ликвидации?  Если да,  то по какой ставке
   облагается указанный доход?

        Ответ: Объектом обложения налогом на прибыль для  иностранных
   организаций,   не   имеющих   постоянного   представительства   на
   территории  Российской  Федерации,  являются  доходы,   полученные
   иностранной  организацией  от  источников  в Российской Федерации,
   которые определяются в соответствии со ст.309  Налогового  кодекса
   Российской Федерации (далее - Кодекс).
        В соответствии с пп.2 п.1 ст.309 Кодекса с  учетом  положений
   п.п.1 и 2 ст.43 Кодекса доход, получаемый иностранной организацией
   в результате распределения  в  ее  пользу  прибыли  или  имущества
   организаций,  иных  лиц и объединений при их ликвидации,  подлежит
   налогообложению  только   в   части,   превышающей   взнос   этого
   иностранного   акционера  (участника)  в  капитал  организации,  и
   рассматривается как дивиденды.
        К доходам   в   виде   дивидендов,   полученным  иностранными
   организациями от российских организаций, применяется ставка налога
   в размере 15 процентов,  если международным договором об избежании
   двойного налогообложения не предусмотрено иное.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 22 апреля 2004 г. N 04-02-05/1/30

17.08.2004                                              О.Б.Солдатова
                                        Проект "КонсультантФинансист"


        Вопрос: Может  ли  банк  учитывать  в  целях  налогообложения
   прибыли амортизационные отчисления по  объекту  основных  средств,
   полученному   в   качестве   отступного  от  должника  в  связи  с
   невозможностью исполнения им обязательств по кредитному договору?

        Ответ: По  соглашению   сторон   обязательство   может   быть
   прекращено  предоставлением  взамен исполнения отступного (уплатой
   денег,  передачей имущества  и  т.д.).  Размер,  сроки  и  порядок
   предоставления   отступного   устанавливаются   сторонами  (ст.409
   Гражданского кодекса РФ).
        С предоставлением   отступного  первоначальное  обязательство
   прекращается.  Таким образом,  любое  отступное  носит  возмездный
   характер (п.1 ст.423 ГК РФ).
        В рассматриваемой ситуации с  передачей  имущества  в  пользу
   банка   прекратилось  ранее  принятое  обязательство  должника  по
   кредитному договору.
        Для целей   налогообложения  соответствующая  передача  права
   собственности  на  имущество  на  возмездной   основе   признается
   реализацией на основании п.1 ст.39 Налогового кодекса РФ.
        Следовательно, банк,  принимая  имущество  по   договору   об
   отступном,  с  точки зрения налоговых правоотношений,  выступает в
   роли приобретателя этого имущества.
        Первоначальная стоимость  имущества  (основного  средства)  в
   данном случае равна величине кредиторской задолженности  должника,
   в счет погашения которой было предоставлено отступное, увеличенной
   на сумму расходов по доставке и доведению до состояния,  в котором
   основное   средство   пригодно  для  использования  (если  таковые
   имелись).  Сумма НДС при этом не учитывается (пп.1 п.1 ст.146, п.1
   ст.257 НК РФ).
        Начисление амортизации    по     соответствующему     объекту
   производится по общим правилам, в частности, его начало приходится
   на 1-е число месяца,  следующего за месяцем,  в  котором  основное
   средство было введено в эксплуатацию (п.2 ст.259 НК РФ).
        Обратим при этом внимание на то, что основные средства, права
   на которые подлежат государственной регистрации в  соответствии  с
   законодательством   РФ,   включаются   в   состав  соответствующей
   амортизационной группы  с  момента  документально  подтвержденного
   факта  подачи документов на регистрацию указанных прав (п.8 ст.258
   НК РФ).
        Сумма начисленной   амортизации   по   основному    средству,
   полученному банком по договору об отступном, учитывается для целей
   налогообложения  прибыли   в   составе   расходов,   связанных   с
   производством  и (или) реализацией,  на общих основаниях (пп.3 п.2
   ст.253 НК РФ).

01.07.2004                                             О.М.Проваленко
                                  Консультационно-аналитический центр
                                              по бухгалтерскому учету
                                                    и налогообложению

=====================================================================

Выпуски за другие дни

Информация предоставлена компанией "Консультант Плюс", являющейся разработчиком одноименных справочных правовых систем. Общероссийская Сеть распространения правовой информации КонсультантПлюс объединяет 300 региональных информационных центров, которые занимаются поставкой систем и передачей информации пользователям в 150 городах России. На специализированном правовом сервере: http://www.consultant.ru/ можно получить бесплатный доступ к большому массиву актуальной справочной правовой информации, а также узнать подробнее о программных продуктах и услугах Сети КонсультантПлюс, о ее структуре и деятельности, скачать демонстрационные версии профессиональных систем.


http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Адрес подписки
Отписаться

В избранное