← Июль 2004 → | ||||||
1
|
2
|
3
|
4
|
|||
---|---|---|---|---|---|---|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
11
|
12
|
13
|
14
|
15
|
17
|
18
|
|
19
|
20
|
21
|
22
|
23
|
24
|
25
|
26
|
27
|
28
|
29
|
30
|
31
|
За последние 60 дней ни разу не выходила
Сайт рассылки:
http://www.consultant.ru/
Открыта:
19-07-2001
Статистика
0 за неделю
КонсультантПлюс: Вопросы и Ответы Выпуск от 13 июля 2004 года
Информационный Канал Subscribe.Ru |
Вопросы и ответы
======================================================================== Если Вы хотите одними из первых узнавать о новостях компании "Консультант Плюс", ее новых программных продуктах, выходе новых версий, проводимых акциях, скидках и другую полезную информацию, а также о новостях сервера КонсультантПлюс, подпишитесь на рассылку "Новости КонсультантПлюс". Эта и другие рассылки на cервере www.consultant.ru. Код рассылки в Subscribe.Ru: law.russia.review.consnews ======================================================================== Вопрос: ООО, применяющее упрощенную систему (объект налогообложения - доходы), просит разъяснить. 1. На расчетный счет ООО, оказывающего услуги по договору комиссии, поступают средства для исполнения договоров. Учитываются ли указанные средства при определении объекта налогообложения? 2. ООО уплатило аванс по договору купли-продажи в январе 2004 г. В марте 2004 г. аванс был возвращен на расчетный счет организации в связи с неисполнением второй стороной договора своих обязательств. В каком порядке учитывается предварительная оплата за товары, возвращенная ООО, при определении налогооблагаемой базы по единому налогу? Ответ: 1. Согласно ст.346.15 гл.26.2 "Упрощенная система налогообложения" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) организации при определении объекта налогообложения учитывают доходы от реализации товаров (работ, услуг), реализации имущества и имущественных прав, определяемые в соответствии со ст.249 Кодекса, и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со ст.250 Кодекса. При определении объекта налогообложения организациями не учитываются доходы, предусмотренные ст.251 Кодекса. Подпункт 9 п.1 ст.251 Кодекса определяет, что при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде имущества (включая денежные средства), поступившего комиссионеру, агенту и (или) иному поверенному в связи с исполнением обязательств по договору комиссии, агентскому договору или другому аналогичному договору, а также в счет возмещения затрат, произведенных комиссионером, агентом и (или) иным поверенным за комитента, принципала и (или) иного доверителя, если такие затраты не подлежат включению в состав расходов комиссионера, агента и (или) иного поверенного в соответствии с условиями заключенных договоров. К указанным доходам не относится комиссионное, агентское или иное аналогичное вознаграждение. Положения пп.9 п.1 ст.251 Кодекса распространяются на организации, применяющие упрощенную систему налогообложения и оказывающие услуги по договору комиссии, агентскому договору или другому аналогичному договору. 2. Как уже отмечалось ранее, организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, при определении объекта налогообложения учитывают доходы от реализации товаров (работ, услуг), реализации имущества и имущественных прав, определяемые в соответствии со ст.249 Кодекса, и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со ст.250 Кодекса. При определении объекта налогообложения организациями не учитываются доходы, предусмотренные ст.251 Кодекса. Статья 346.17 Кодекса определяет, что для целей гл.26.2 Кодекса датой получения доходов признается день поступления средств на счета в банках и (или) в кассу, получения иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав (кассовый метод). Таким образом, предварительная оплата за товары, возвращенная организации, должна увеличить налоговую базу налогоплательщика в день поступления этих средств на счет в банке или в кассу организации, так как этот вид доходов не поименован в ст.251 Кодекса. Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 12 мая 2004 г. N 04-02-05/2/21 15.07.2004 Е.Зернова Проект "КонсультантБухгалтер" Вопрос: Организация занимается реализацией произведенных ею продуктов питания (салатов). При закупке овощей для салатов организация получает от поставщиков счета-фактуры с указанной суммой НДС, причем для свежих овощей указывается ставка 10%, а для овощей переработанных - 18%. Правомерно ли указание различных ставок при реализации одного вида продукции - овощей? Ответ: Размеры ставок налога на добавленную стоимость, применяемых при реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, определены ст.164 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс). Пунктом 2 указанной статьи Кодекса установлен перечень товаров, в отношении которых применяется ставка налога на добавленную стоимость в размере 10 процентов. В данный перечень включены овощи, в том числе картофель. При этом следует отметить, что продукты переработки овощей указанным перечнем не предусмотрены. Учитывая изложенное, операции по реализации свежих овощей облагаются налогом на добавленную стоимость по ставке в размере 10 процентов, а при осуществлении операций по реализации переработанных овощей должна применяться ставка налога, установленная п.3 вышеуказанной статьи Кодекса, в размере 18 процентов. Таким образом, ситуация, которая изложена в письме, действующему законодательству по налогу на добавленную стоимость не противоречит. Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 25 мая 2004 г. N 04-03-11/80 15.07.2004 Е.Зернова Проект "КонсультантБухгалтер" Вопрос: Относятся ли к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль, расходы на доставку (трансфер) в аэропорт работников, направляемых в служебную командировку? Доставка осуществляется транспортно-экспедиторской компанией на основании договора. Ответ: Согласно пп.12 п.1 ст.264 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы на командировки, в частности проезд работника к месту командировки и обратно к месту постоянной работы. Порядок направления работников в командировки изложен в Инструкции Минфина СССР от 07.04.1988 N 62 "О служебных командировках в пределах СССР", которая действует в части, не противоречащей Трудовому кодексу РФ. В соответствии с п.12 этой Инструкции командированному работнику оплачиваются расходы по проезду транспортом общего пользования (кроме такси) к станции, пристани, аэропорту, если они находятся за чертой населенного пункта. Так как транспорт транспортно-экспедиторской компании, осуществляющей перевозки пассажиров на основании договора, не относится к транспорту общего пользования, расходы по оплате этих услуг не могут быть отнесены к расходам на командировки в целях гл.25 "Налог на прибыль организаций" Кодекса. Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 26 мая 2004 г. N 04-02-05/4/14 15.07.2004 Е.Зернова Проект "КонсультантБухгалтер" Вопрос: ЗАО, основным видом деятельности которого является добыча известняка для производства строительных материалов, при ведении горных работ использует технологический транспорт - автомобили марок БелАЗ, КрАЗ и МАЗ. Данный вид транспортных средств не проходит регистрацию в ГАИ. Являются ли данные автомобили объектом налогообложения по транспортному налогу? Ответ: С 1 января 2003 г. на территории Российской Федерации введен транспортный налог взамен ранее действовавших налога на пользователей автомобильных дорог и налога с владельцев транспортных средств. Согласно ст.358 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения по транспортному налогу признаются, в частности, автомобили, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации. Автомобили марок БелАЗ, КрАЗ, МАЗ, являющиеся грузовыми автомобилями повышенной грузоподъемности, подлежат государственной регистрации в органах государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов самоходной техники Министерства сельского хозяйства Российской Федерации. Следовательно, данные автомобили являются объектами налогообложения по транспортному налогу по категории "Грузовые автомобили". Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 26 мая 2004 г. N 04-05-11/82 15.07.2004 Е.Зернова Проект "КонсультантБухгалтер" Вопрос: Организация - плательщик ЕНВД в связи с осуществлением розничной торговли продает товары в кредит. По условиям договора, заключенного организацией с банком, в момент приобретения товара покупатель оплачивает 10% его стоимости наличными деньгами в кассу организации, а 90% стоимости товара банк перечисляет на расчетный счет организации. Подпадает ли данная деятельность под действие системы налогообложения в виде ЕНВД? Ответ: В соответствии со ст.346.26 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности может применяться по решению субъекта Российской Федерации в отношении розничной торговли, осуществляемой через магазины и павильоны с площадью торгового зала по каждому объекту организации торговли не более 150 кв. м, палатки, лотки и другие объекты организации торговли, в том числе не имеющие стационарной торговой площади. Согласно ст.346.27 Кодекса розничная торговля - это торговля товарами и оказание услуг покупателям за наличный расчет, а также с использованием платежных карт. При осуществлении торговли в кредит расчеты с предпринимателем за приобретенный товар осуществляются в безналичной форме путем перечисления денежных средств на счет продавца. Таким образом, предпринимательская деятельность, связанная с розничной торговлей товарами, продаваемыми в кредит, где расчеты с предпринимателем за приобретенный товар осуществляются в безналичной форме, не подпадает под действие системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности. Осуществление торговли товарами в кредит при денежных расчетах в безналичной форме подлежит налогообложению в общеустановленном порядке либо с применением упрощенной системы налогообложения на основании данных раздельного учета доходов и расходов. Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 26 мая 2004 г. N 04-05-12/32 15.07.2004 Е.Зернова Проект "КонсультантБухгалтер" Вопрос: Медицинские организации, работающие в системе ОМС, получают от страховых организаций, осуществляющих ОМС, денежные средства за оказание медицинских услуг застрахованным лицам. Относятся ли к доходам, полученным в рамках целевого финансирования и не учитываемым при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в соответствии с пп.14 п.1 ст.251 НК РФ, указанные средства? Ответ: В соответствии со ст.20 Закона Российской Федерации от 28.06.1991 N 1499-1 "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" медицинскую помощь в системе медицинского страхования оказывают медицинские учреждения любой формы собственности, аккредитованные в установленном порядке. Они являются самостоятельными хозяйствующими субъектами и строят свою деятельность на основе договоров со страховыми медицинскими организациями. Следует учитывать, что перечень доходов, полученных в рамках целевого финансирования и не учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, установленный пп.14 п.1 ст.251 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), является исчерпывающим. Средства, получаемые медицинскими организациями, работающими в системе обязательного медицинского страхования, от страховых организаций, осуществляющих обязательное медицинское страхование, в данном перечне не указаны. На основании изложенного указанные средства, в соответствии со ст.249 Кодекса, включаются медицинскими организациями в состав доходов от реализации. Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 26 мая 2004 г. N 04-02-05/4/15 15.07.2004 Е.Зернова Проект "КонсультантБухгалтер" Вопрос: Обязаны ли садоводческие товарищества представлять в налоговые органы налоговые декларации по налогу на прибыль? Ответ: Согласно п.1 ст.80 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льгот и исчисленной сумме налога и (или) другие данные, связанные с исчислением и уплатой налога. Налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Что касается налоговой декларации по налогу на прибыль, то согласно п.1 ст.289 Кодекса налогоплательщики, независимо от наличия у них обязанности по уплате налога и (или) авансовых платежей по налогу, особенностей исчисления и уплаты налога, обязаны по истечении каждого отчетного и налогового периода представлять в налоговые органы по месту своего нахождения и месту нахождения каждого обособленного подразделения соответствующие налоговые декларации в порядке, определенном этой статьей. В соответствии со ст.246 Кодекса плательщиками налога на прибыль организаций признаются российские организации, которые определены в ст.11 Кодекса как юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации. Таким образом, на садоводческие товарищества, которые являются плательщиками налога на прибыль организаций, распространяются положения п.1 ст.289 Кодекса. Также следует отметить, что п.2 ст.289 Кодекса, учитывая особенности деятельности садоводческих товариществ, определяет, что некоммерческие организации, у которых не возникает обязательств по уплате налога, представляют налоговую декларацию по упрощенной форме. Таким образом, в соответствии с действующим законодательством о налогах и сборах садоводческие товарищества, имея налоговые льготы по некоторым налогам, не освобождаются от обязанности представления налоговой отчетности в налоговые органы. Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 26 мая 2004 г. N 04-02-06/8 15.07.2004 Е.Зернова Проект "КонсультантБухгалтер" Вопрос: Согласно п.7 ст.9 Федерального закона "О бухгалтерском учете" первичные и сводные учетные документы могут составляться на бумажных и машинных носителях информации. Возможно ли представление первичных документов бухгалтерского учета в электронном виде и подписание данных документов при помощи электронной цифровой подписи? Ответ: Согласно ч.2 ст.160 Гражданского кодекса Российской Федерации использование при совершении сделок факсимильного воспроизведения подписи с помощью средств механического или иного копирования, электронно-цифровой подписи либо иного аналога собственноручной подписи допускается в случаях и в порядке, предусмотренных законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Федеральный закон от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон) устанавливает единые правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета в Российской Федерации. В соответствии со ст.9 Закона все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет. Первичные и сводные учетные документы могут составляться на бумажных и машинных носителях информации. В соответствии с п.1 ст.4 Федерального закона от 10.01.2002 N 1-ФЗ "Об электронной цифровой подписи" электронная цифровая подпись в электронном документе равнозначна собственноручной подписи в документе на бумажном носителе при одновременном соблюдении следующих условий: сертификат ключа подписи, относящийся к этой электронной цифровой подписи, не утратил силу (действует) на момент проверки или на момент подписания электронного документа при наличии доказательств, определяющих момент подписания; подтверждена подлинность электронной цифровой подписи в электронном документе; электронная цифровая подпись используется в соответствии со сведениями, указанными в сертификате ключа подписи. Учитывая изложенное, использование в первичных учетных документах электронной цифровой подписи лиц, ответственных за совершение хозяйственных операций и правильность их оформления, допускается при соблюдении условий п.1 ст.4 Федерального закона от 10.01.2002 N 1-ФЗ "Об электронной цифровой подписи" и ст.9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете". Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 26 мая 2004 г. N 04-02-05/2/28 15.07.2004 Е.Зернова Проект "КонсультантБухгалтер" Вопрос: Организация, применяющая упрощенную систему налогообложения, выбравшая в качестве объекта налогообложения доходы, просит ответить на следующие вопросы. 1. Организации предоставлена отсрочка по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2003 г. Погашение взносов, согласно графику, начнется с мая 2004 г. На какие суммы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование согласно п.3 ст.346.21 НК РФ организации следует уменьшать сумму налога (квартальных авансовых платежей по налогу), исчисленную за налоговый (отчетный) период: на суммы начисленных или уплаченных за этот период взносов? 2. По договору мены организация произвела обмен одного транспортного средства на другое. Согласно оценке обмениваемые транспортные средства признаны равноценными (рыночная стоимость одинакова). Должна ли организация увеличивать налоговую базу на стоимость полученного транспортного средства? Ответ: 1. Согласно п.3 ст.346.21 гл.26.2 "Упрощенная система налогообложения" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) сумма налога (квартальных авансовых платежей по налогу), исчисленная за налоговый (отчетный) период, уменьшается налогоплательщиками, избравшими в качестве объекта налогообложения доходы, на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых за этот же период времени в соответствии с законодательством Российской Федерации. Статья 346.17 Кодекса устанавливает, что при определении налоговой базы, исчисляемой в связи с применением упрощенной системы налогообложения, доходы и расходы налогоплательщика признаются по кассовому методу. Так, согласно п.2 ст.346.17 Кодекса расходами налогоплательщиков признаются затраты после их фактической оплаты. Таким образом, налогоплательщики уменьшают сумму налога (квартальных авансовых платежей по налогу), исчисленную за налоговый (отчетный) период, на сумму фактически уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. 2. Согласно ст.346.15 Кодекса организации при определении объекта налогообложения учитывают в том числе доходы от реализации товаров (работ, услуг), реализации имущества и имущественных прав. Статья 39 Кодекса определяет, что реализацией товаров, работ или услуг организацией или индивидуальным предпринимателем признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу. Таким образом, у организации, получившей по договору мены имущество, налоговая база увеличится на стоимость полученного имущества. Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 26 мая 2004 г. N 04-02-05/2/25 15.07.2004 Е.Зернова Проект "КонсультантБухгалтер" Вопрос: В соответствии с п.9 ст.14 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" гражданам, указанным в п.п.1 - 2 ст.13 данного Закона, гарантируется предоставление дополнительного оплачиваемого отпуска продолжительностью 14 календарных дней. Облагаются ли ЕСН суммы оплаты дополнительного отпуска гражданам, подвергшимся воздействию радиации? Ответ: В соответствии с п.9 ст.14 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" гражданам, указанным в п.п.1 - 2 ст.13 данного Закона, гарантируется предоставление дополнительного оплачиваемого отпуска продолжительностью 14 календарных дней. Финансирование расходов, связанных с предоставлением этого отпуска, осуществляется в соответствии с Порядком, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.1996 N 506, и Письмом Минфина России от 28.09.2001 N 3-12-5/90 за счет средств федерального бюджета с зачислением средств либо на расчетные счета организации, в которой работают граждане, имеющие право получать указанный отпуск, либо на лицевые счета указанных граждан, открытые в учреждениях банка. Согласно п.1 ст.236 гл.24 "Единый социальный налог" части второй Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения по единому социальному налогу для налогоплательщиков-организаций признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые такими налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, а также по авторским договорам. Вышеуказанный дополнительный оплачиваемый отпуск предоставляется работникам не в качестве оплаты за труд в организации, в которой они в настоящий момент работают, а в качестве компенсации за их нахождение в зоне влияния неблагоприятных факторов, возникших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, либо за участие в ликвидации аварии и за потерю здоровья вследствие радиации. Таким образом, оплата упомянутого отпуска за счет средств федерального бюджета не является объектом налогообложения по единому социальному налогу, так как предоставление такого отпуска не может быть предметом трудового договора между работодателем и работником. Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 26 мая 2004 г. N 04-04-04/60 15.07.2004 Е.Зернова Проект "КонсультантБухгалтер" Вопрос: Профсоюзная организация просит разъяснить порядок обложения НДФЛ и ЕСН сумм суточных, выплачиваемых работникам за время служебных командировок, превышающих нормы, установленные законодательством. Организация не ведет коммерческую деятельность и не формирует налоговую базу по налогу на прибыль. По мнению организации, согласно п.3 ст.217 НК РФ и ст.168 ТК РФ не следует удерживать налоги независимо от размера суточных. Ответ: Налогообложение доходов физических лиц осуществляется в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации (далее - Кодекс). В соответствии с п.3 ст.217 Кодекса в доход, подлежащий обложению налогом на доходы физических лиц, не включаются все виды компенсационных выплат в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации. К числу таких выплат относятся суточные, выплачиваемые в пределах норм, установленных в соответствии с действующим законодательством. Вместе с тем ссылка на ст.168 Трудового кодекса Российской Федерации о возмещении расходов, связанных со служебной командировкой, в данном случае является необоснованной. Трудовой кодекс Российской Федерации не устанавливает норм компенсационных выплат в возмещение командировочных расходов, а лишь предоставляет организации право самостоятельно определять в коллективном договоре или локальном нормативном акте порядок и размер возмещения затрат, связанных со служебной командировкой. Установленные в коллективном договоре или локальном нормативном акте каждой конкретной организации размеры возмещения затрат, связанных со служебной командировкой, носят индивидуальный характер и не могут рассматриваться в качестве норм компенсационных выплат, о которых указано в вышеназванном п.3 ст.217 Кодекса. Поскольку специальных норм компенсационных выплат в возмещение командировочных расходов для целей обложения налогом на доходы физических лиц не установлено, организации следует руководствоваться нормами расходов организаций на выплату суточных, установленными Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2002 N 93 "Об установлении норм расходов организаций на выплату суточных или полевого довольствия, в пределах которых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций такие расходы относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией". Таким образом, суммы компенсационных выплат, производимые в возмещение командировочных расходов, превышающие нормы, установленные законодательством Российской Федерации, подлежат обложению налогом на доходы физических лиц. Вышеизложенная позиция, согласованная Минфином России и МНС России, доведена до сведения налоговых органов Письмом МНС России от 17.02.2004 N 04-2-06/127. Что касается единого социального налога (далее - ЕСН), то согласно п.1 ст.236 Кодекса объектом налогообложения по этому налогу для налогоплательщиков-организаций признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам. Подпунктом 2 п.1 ст.238 Кодекса определено, что не подлежат обложению ЕСН установленные законодательством компенсационные выплаты, связанные с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей. При оплате налогоплательщиком расходов на командировки работников как внутри страны, так и за ее пределы налогом не облагаются выплаты суточных в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации. Как указано выше, нормы расходов на выплату суточных для организации следует определять в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2002 N 93. Что касается выплат суточных сверх норм, установленных законодательством, то в соответствии п.3 ст.236 Кодекса выплаты и вознаграждения (вне зависимости от формы, в которой они производятся) не признаются объектом налогообложения по ЕСН у налогоплательщика-организации, если такие выплаты не отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций в текущем отчетном (налоговом) периоде. Поскольку, как следует из письма, организация не формирует налоговую базу по налогу на прибыль, то положения вышеуказанного п.3 ст.236 Кодекса на организацию не распространяются и, соответственно, суммы суточных, выплачиваемые сверх норм, установленных законодательством, подлежат обложению ЕСН. Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 27 мая 2004 г. N 04-04-06/124 15.07.2004 Е.Зернова Проект "КонсультантБухгалтер" Вопрос: В целях правильного применения законодательства просим проконсультировать по следующему вопросу. Применяются ли, и если да, то в каком порядке, п.п.2 - 4 ст.269 НК РФ в том случае, если величина собственного капитала налогоплательщика отрицательна или равна 0? Ответ: В соответствии с п.1 ст.269 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в целях обложения налогом на прибыль под долговыми обязательствами понимаются кредиты, товарные и коммерческие кредиты, займы, банковские вклады, банковские счета или иные заимствования независимо от формы их оформления. Согласно п.2 ст.269 Кодекса если налогоплательщик - российская организация имеет непогашенную задолженность по долговому обязательству перед иностранной организацией, прямо или косвенно владеющей более чем 20 процентами уставного (складочного) капитала (фонда) этой российской организации (далее в настоящей статье - контролируемая задолженность), и если размер не погашенных налогоплательщиком - российской организацией долговых обязательств, предоставленных иностранной организацией, более чем в три раза (для банков и организаций, занимающихся лизинговой деятельностью, - более чем в двенадцать с половиной раз) превышает разницу между суммой его активов и величиной обязательств (далее для целей настоящего пункта - собственный капитал) на последний день отчетного (налогового) периода, при определении предельного размера процентов, подлежащих включению в состав расходов, с учетом положений п.1 настоящей статьи применяются следующие правила. Налогоплательщик обязан на последний день каждого отчетного (налогового) периода исчислять предельную величину признаваемых расходом процентов по контролируемой задолженности путем деления суммы процентов, начисленных налогоплательщиком в каждом отчетном (налоговом) периоде по контролируемой задолженности, на коэффициент капитализации, рассчитываемый на последнюю отчетную дату соответствующего отчетного (налогового) периода. При этом коэффициент капитализации определяется путем деления величины соответствующей непогашенной контролируемой задолженности на величину собственного капитала, соответствующую доле прямого или косвенного участия этой иностранной организации в уставном (складочном) капитале (фонде) российской организации, и деления полученного результата на три (для банков и организаций, занимающихся лизинговой деятельностью, - на двенадцать с половиной). В целях указанного пункта при определении величины собственного капитала в расчет не принимаются суммы долговых обязательств в виде задолженности по налогам и сборам, включая текущую задолженность по уплате налогов и сборов, суммы отсрочек, рассрочек, налогового кредита и инвестиционного налогового кредита. Поскольку в соответствии с изложенным, в случае когда величина собственного капитала организации отрицательна или равна нулю, невозможно произвести расчет коэффициента капитализации, то положения п.2 ст.269 Кодекса для признания процентов по заемным средствам в составе расходов не применяются и указанные суммы не учитываются в составе расходов. Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 2 июня 2004 г. N 03-02-05/3/45 15.07.2004 Е.Зернова Проект "КонсультантБухгалтер" Вопрос: Просим разъяснить, как в налоговом и бухгалтерском учете учесть расходы на модернизацию имущества (объекта основных средств в бухгалтерском учете) стоимостью менее 10 000 руб. Ответ: В соответствии с п.1 ст.256 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) амортизируемым имуществом в целях обложения налогом на прибыль признаются имущество, результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности, которые находятся у налогоплательщика на праве собственности (если иное не предусмотрено гл.25 Кодекса), используются им для извлечения дохода и стоимость которых погашается путем начисления амортизации. Амортизируемым имуществом признается имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 10 000 руб. Согласно пп.3 п.1 ст.254 Кодекса к материальным расходам налогоплательщика относятся затраты на приобретение инструментов, приспособлений, инвентаря, приборов, лабораторного оборудования, спецодежды и другого имущества, не являющихся амортизируемым имуществом. Стоимость такого имущества включается в состав материальных расходов в полной сумме по мере ввода его в эксплуатацию. В случае если суммы расходов на модернизацию таких основных средств составляют менее 10 000 руб., то объект основных средств после проведения модернизации не включается в состав амортизируемого имущества в целях обложения налогом на прибыль на основании п.1 ст.256 Кодекса. Расходы на модернизацию в этом случае учитываются в составе расходов при определении налоговой базы в случае, когда они удовлетворяют требованиям п.1 ст.252 Кодекса. Согласно п.1 ст.252 Кодекса налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст.270 Кодекса). Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст.265 Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Если суммы понесенных расходов на модернизацию объекта основных средств составляют 10 000 руб. и более, в таком случае объект основных средств, согласно п.1 ст.256 Кодекса, включается в состав амортизируемого имущества налогоплательщика. В соответствии с п.2 ст.257 Кодекса первоначальная стоимость основных средств изменяется в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации соответствующих объектов и по иным аналогичным основаниям. Таким образом, если суммы понесенных расходов на модернизацию объекта основных средств составляют 10 000 руб. и более, то в данном случае формируется новая первоначальная стоимость объекта основных средств, включаемых в состав амортизируемого имущества в целях обложения налогом на прибыль, состоящая из произведенных расходов на модернизацию указанного объекта основных средств. Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 9 июня 2004 г. N 03-02-05/3/50 15.07.2004 Е.Зернова Проект "КонсультантБухгалтер" Вопрос: В состав АО входят филиалы, имеющие собственный баланс, а также цеха, не имеющие собственного баланса. На балансе одного из филиалов АО числятся основные средства цеха, расположенного на территории Республики Казахстан. Данный филиал, в соответствии с законодательством Республики Казахстан, исчисляет и уплачивает налог на имущество с основных средств указанного цеха. Одновременно с этим филиал, в соответствии с п.1 ст.386 гл.30 НК РФ, включает в налогооблагаемую базу по месту нахождения филиала основные средства цеха. Уплату авансовых взносов и налога на имущество, предусмотренных гл.30 НК РФ, филиал с основных средств цеха уплачивает в соответствии со ст.7 НК РФ и Конвенцией между Правительством РФ и Правительством Республики Казахстан об устранении двойного налогообложения от 18.10.1996 в виде разницы между авансовыми взносами, исчисленными в соответствии с гл.30 НК РФ, и авансовыми взносами, исчисленными в соответствии с налоговым законодательством Республики Казахстан. Правомерны ли действия филиала? Ответ: В соответствии со ст.22 Конвенции между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан об устранении двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов на доход и капитал от 18.10.1996 капитал, представленный недвижимым имуществом, являющийся собственностью резидента договаривающегося государства и находящийся в другом договаривающемся государстве, может облагаться налогом в этом другом государстве. В соответствии со ст.23 указанной выше Конвенции, если резидент России получает доход или владеет капиталом в Казахстане, которые в соответствии с положениями Конвенции могут облагаться налогом в Казахстане, сумма налога на этот доход или капитал, уплачиваемая в Казахстане, может быть вычтена из налога, взимаемого с этого резидента в России, и такой вычет не будет превышать российского налога, исчисленного с такого дохода или капитала в России в соответствии с ее налоговыми законами и правилами. Учитывая изложенное выше, из Конвенции следует, что приоритетное право взимания налога на имущество принадлежит государству, на территории которого находится данное имущество, в данном случае Казахстану, а не Российской Федерации. Таким образом, филиал АО при исчислении и уплате налога на имущество организаций с основных средств цеха, расположенного на территории Республики Казахстан, имеет право вычитать сумму налога на имущество, уплачиваемую в соответствии с налоговым законодательством Республики Казахстан, из налога на имущество, исчисленного в соответствии с российским законодательством. Однако такой вычет не должен превышать сумму налога на имущество организаций, исчисленного в России в соответствии с ее налоговым законодательством. Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 26 мая 2004 г. N 04-06-05 15.07.2004 О.Б.Солдатова Проект "КонсультантФинансист" Вопрос: Является ли достаточным для подтверждения правомерности применения ставки НДС в размере 0 процентов при экспорте товаров представление налогоплательщиком в налоговый орган документов, предусмотренных ст.165 НК РФ, в том числе выписки банка, подтверждающей поступление выручки на его счет не от покупателя экспортного товара, а от третьего лица, и внешнеторгового контракта, в котором не оговорено участие в расчетах третьих лиц? Ответ: В соответствии со ст.164 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) ставка налога на добавленную стоимость в размере 0 процентов применяется при реализации товаров (за исключением нефти, включая стабильный газовый конденсат, природного газа, которые экспортируются на территории государств - участников СНГ), помещенных под таможенный режим экспорта, при условии их фактического вывоза за пределы таможенной территории Российской Федерации и представления в налоговые органы документов, предусмотренных ст.165 Кодекса, в том числе выписки банка (ее копии), подтверждающей фактическое поступление выручки от иностранного лица - покупателя указанного товара на счет налогоплательщика в российском банке. Учитывая указанные нормы Кодекса, в случае представления российским налогоплательщиком в налоговый орган выписки банка (ее копии), подтверждающей поступление выручки на его счет не от иностранного лица - покупателя экспортируемого товара, а от третьего лица, а также при отсутствии в контракте условия о порядке расчетов с участием третьих лиц налоговый орган в ходе проверки обоснованности применения нулевой ставки налога на добавленную стоимость вправе принять решение об отказе в возмещении этого налога, уплаченного при приобретении товаров (работ, услуг), использованных при производстве и реализации экспортируемых товаров. Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 12 мая 2004 г. N 04-03-08/28 15.07.2004 О.Б.Солдатова Проект "КонсультантФинансист" Вопрос: ООО, применяющее упрощенную систему налогообложения, импортирует запчасти из Китая и при ввозе уплачивает НДС. Покупателями указанных запчастей являются крупные организации, требующие выставления счета-фактуры с выделением НДС. НДС, выделенный в счете-фактуре, ООО перечисляет в бюджет. Вправе ли ООО на основании пп.22 п.1 ст.346.16 НК РФ при исчислении налоговой базы по единому налогу учесть в составе расходов суммы НДС, как уплаченные на таможне, так и предъявленные покупателям? Ответ: Согласно п.2 ст.346.11 гл.26.2 "Упрощенная система налогообложения" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, не признаются плательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением этого налога, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации. Пунктом 3 ст.169 гл.21 "Налог на добавленную стоимость" Кодекса предусмотрено, что составлять счета-фактуры обязаны только плательщики налога на добавленную стоимость, реализующие товары (работы, услуги) на территории Российской Федерации. В связи с этим организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, при осуществлении операций по реализации товаров (работ, услуг) оформлять счета-фактуры не должны. В случае выставления налогоплательщиком, перешедшим на упрощенную систему налогообложения, покупателю товаров (работ, услуг) счета-фактуры с выделением суммы налога на добавленную стоимость вся сумма налога, указанная в этом счете-фактуре, подлежит уплате в бюджет на основании п.5 ст.173 гл.21 Кодекса. В соответствии с пп.22 п.1 ст.346.16 гл.26.2 Кодекса при определении налогоплательщиками, применяющими упрощенную систему налогообложения, объекта налогообложения как дохода, уменьшенного на величину расходов, полученные доходы уменьшаются на суммы налогов и сборов, уплаченных в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Поэтому при исчислении налоговой базы по единому налогу в составе расходов, уменьшающих доходы, должны учитываться суммы только тех налогов и сборов, от уплаты которых организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не освобождены. Учитывая изложенное, суммы налога на добавленную стоимость, выделенные в счетах-фактурах, выставленных покупателям товаров (работ, услуг) по собственному желанию организациями, применяющими упрощенную систему налогообложения, и уплаченные ими в бюджет, при определении объекта налогообложения по единому налогу в составе расходов не учитываются. Что касается сумм налога на добавленную стоимость, уплаченных при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, то согласно указанной норме пп.22 п.1 ст.346.16 гл.26.2 Кодекса такие суммы налога включаются в состав расходов при определении объекта налогообложения по единому налогу. Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 11 мая 2004 г. N 04-03-11/71 15.07.2004 О.Б.Солдатова Проект "КонсультантФинансист" Вопрос: Эмитент в рамках раскрытия информации опубликовал сообщение о принятии решения о размещении ценных бумаг, в том числе на одной из страниц в сети Интернет. К моменту утверждения решения о выпуске ценных бумаг был открыт сайт, посвященный компании-эмитенту. Обязан ли эмитент на дальнейших этапах эмиссии начиная с утверждения решения о выпуске раскрывать информацию на своей странице в Интернете? Ответ: В соответствии с п.2 ст.19 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" в случае, если государственная регистрация выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг сопровождается регистрацией проспекта ценных бумаг, каждый этап процедуры эмиссии ценных бумаг сопровождается раскрытием информации. Порядок раскрытия информации на этапах эмиссии ценных бумаг установлен Положением о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утвержденным Постановлением ФКЦБ России от 02.07.2003 N 03-32/пс (далее - Положение). В соответствии с абз.1 п.1.6 Положения, если иное не установлено указанным Положением либо иными нормативными правовыми актами Федеральной комиссии, при опубликовании информации в сети Интернет, за исключением публикации в ленте новостей, эмитент может использовать сайт эмитента в сети Интернет либо иной сайт в сети Интернет. При опубликовании информации в сети Интернет эмитент обязан обеспечить свободный доступ к такой информации, а также сообщать по требованию заинтересованных лиц адреса страниц, на которых осуществляется опубликование информации. При этом согласно п.2.1.2 Положения при раскрытии эмитентами информации на этапах эмиссии ценных бумаг путем ее опубликования в сети Интернет эмитенты обязаны использовать те же страницы в сети Интернет, которые использовались для раскрытия информации на предыдущем этапе эмиссии ценных бумаг, при условии их соответствия требованиям Положения на дату раскрытия информации. В противном случае эмитенты обязаны использовать другие страницы в сети Интернет, которые соответствуют требованиям Положения. В связи с изложенным эмитент имеет право раскрывать информацию об эмиссии на последующих ее этапах начиная с утверждения решения о выпуске на своем сайте в сети Интернет, однако он должен продолжать раскрывать информацию на том сайте, где он опубликовал сообщение о принятии решения о размещении ценных бумаг. Данный вывод подтверждается также положением абз.2 п.1.6 Положения, в соответствии с которым вся информация, которую эмитент обязан раскрывать в соответствии с Положением и иными нормативными правовыми актами Федеральной комиссии в сети Интернет, должна быть доступна в течение установленных этими нормативными правовыми актами сроков на одной странице в сети Интернет. 21.06.2004 Н.В.Завьялова Консультационно-аналитический центр по бухгалтерскому учету и налогообложению Вопрос: При приобретении оборудования у иностранного поставщика организация ошибочно исчислила и уплатила большую, чем необходимо, сумму таможенных платежей, которые были включены в первоначальную стоимость основного средства. Вправе ли организация для целей исчисления налога на прибыль уменьшить первоначальную стоимость оборудования на сумму возвращенных излишне перечисленных таможенных платежей и произвести перерасчет начисленной амортизации? Ответ: Перечень причин, по которым сформированная в налоговом учете первоначальная стоимость объектов основных средств (ОС) подлежит изменению, установлен п.2 ст.257 Налогового кодекса РФ - это достройка, дооборудование, реконструкция, модернизация, техническое перевооружение, частичная ликвидация соответствующих объектов и иные аналогичные основания. Таким образом, при буквальном толковании п.2 ст.257 НК РФ выявление завышения суммы таможенных платежей, подлежавших уплате в связи с ввозом объекта ОС на территорию России, и возврат излишне перечисленных сумм в упомянутый перечень не вошли, следовательно, факт возврата организации таможенных платежей не является основанием для перерасчета первоначальной стоимости объекта ОС. В этом случае возвращенные организации суммы таможенных платежей необходимо отнести в состав внереализационных доходов организации (ст.250 НК РФ). Однако, на наш взгляд, возможен и иной подход к разрешению поставленной в вопросе проблемы. В данной ситуации организацией допущена явная ошибка при формировании первоначальной стоимости ОС, т.е. первоначальная стоимость для целей налогового учета была завышена в связи с неправильным определением суммы таможенных платежей. Статьей 81 НК РФ установлено, что при обнаружении налогоплательщиком в поданной им налоговой декларации неотражения или неполноты отражения, а равно ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик обязан внести необходимые дополнения и изменения в налоговую декларацию, а также, во избежание применения к нему мер ответственности до внесения соответствующих исправлений, уплатить недостающую сумму налога и соответствующие ей пени. Таким образом, на основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы: - ввиду завышения первоначальной стоимости ОС для целей налогового учета организацией были завышены амортизационные отчисления, учитывающиеся в составе расходов, уменьшающих доходы прошедших отчетных периодов, и, как следствие, занижены суммы авансовых платежей (ежеквартальных либо ежемесячных, исходя из полученной прибыли) по налогу на прибыль, подлежащие уплате в бюджет по итогам соответствующих отчетных периодов; - организации необходимо подать уточненные декларации по налогу на прибыль за отчетные периоды, находящиеся в промежутке времени между моментом начала амортизации по ОС для целей налогового учета и моментом выявления факта завышения первоначальной стоимости, погасить выявленную недоплату по авансовым платежам и уплатить в бюджет соответствующую просрочке сумму пени (ст.75 НК РФ). 23.04.2004 А.И.Дыбов Центр исследований проблем налогообложения и бухгалтерского учета =====================================================================
Информация предоставлена компанией "Консультант Плюс", являющейся разработчиком одноименных справочных правовых систем. Общероссийская Сеть распространения правовой информации КонсультантПлюс объединяет 300 региональных информационных центров, которые занимаются поставкой систем и передачей информации пользователям в 150 городах России. На специализированном правовом сервере: http://www.consultant.ru/ можно получить бесплатный доступ к большому массиву актуальной справочной правовой информации, а также узнать подробнее о программных продуктах и услугах Сети КонсультантПлюс, о ее структуре и деятельности, скачать демонстрационные версии профессиональных систем.
http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru |
Адрес подписки |
Отписаться |
В избранное | ||