← Июнь 2004 → | ||||||
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
|
---|---|---|---|---|---|---|
7
|
8
|
9
|
10
|
11
|
12
|
13
|
14
|
15
|
16
|
17
|
19
|
20
|
|
21
|
22
|
23
|
24
|
25
|
26
|
27
|
28
|
29
|
30
|
За последние 60 дней ни разу не выходила
Сайт рассылки:
http://www.consultant.ru/
Открыта:
19-07-2001
Статистика
0 за неделю
КонсультантПлюс: Вопросы и Ответы Выпуск от 15 июня 2004 года
Информационный Канал Subscribe.Ru |
Вопросы и ответы
======================================================================== Если Вы хотите одними из первых узнавать о новостях компании "Консультант Плюс", ее новых программных продуктах, выходе новых версий, проводимых акциях, скидках и другую полезную информацию, а также о новостях сервера КонсультантПлюс, подпишитесь на рассылку "Новости КонсультантПлюс". Эта и другие рассылки на cервере www.consultant.ru. Код рассылки в Subscribe.Ru: law.russia.review.consnews ======================================================================== Вопрос: Организация применяет упрощенную систему налогообложения с объектом "доходы, уменьшенные на величину расходов". Иногда при продаже продукции по просьбе покупателей выписывается счет-фактура с выделенным НДС, а затем НДС уплачивается в бюджет в соответствии со ст.173 Налогового кодекса РФ. Согласно пп.22 п.1 ст.346.16 Налогового кодекса РФ при определении объекта налогообложения налогоплательщик уменьшает полученные доходы на суммы налогов и сборов, уплаченные в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах. Учитывая, что НДС организация уплачивает в соответствии с требованиями ст.173 Налогового кодекса РФ, просим разъяснить, вправе ли организация учитывать в целях налогообложения расходы по уплате НДС. Ответ: На основании п.2 ст.346.11 гл.26.2 "Упрощенная система налогообложения" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, не признаются плательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением этого налога, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации. В связи с этим такие организации не должны оформлять счета-фактуры и уплачивать налог на добавленную стоимость в бюджет. Однако согласно п.5 ст.173 гл.21 "Налог на добавленную стоимость" Кодекса в случае выставления организацией, перешедшей на упрощенную систему налогообложения, покупателю товаров (работ, услуг) счета-фактуры с выделением суммы налога на добавленную стоимость вся сумма налога, указанная в этом счете-фактуре, подлежит уплате в бюджет. Как правомерно указывается в письме, в соответствии с пп.22 п.1 ст.346.16 Кодекса при определении организациями, применяющими упрощенную систему налогообложения, объекта налогообложения как дохода, уменьшенного на величину расходов, полученные доходы уменьшаются на суммы налогов и сборов, уплаченных в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Поэтому при исчислении налоговой базы по единому налогу в составе расходов, уменьшающих доходы, должны учитываться суммы только тех налогов и сборов, от уплаты которых организации, применяющие упрошенную систему налогообложения, не освобождены. Учитывая изложенное, суммы налога на добавленную стоимость, выделенные в счетах-фактурах, выставленных покупателям товаров (работ, услуг), по собственному желанию организациями, применяющими упрощенную систему налогообложения, и уплаченные ими в бюджет, при определении объекта налогообложения по единому налогу в составе расходов учитывать не следует. Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 16 апреля 2004 г. N 04-03-11/61 15.06.2004 Е.Зернова Проект "КонсультантБухгалтер" Вопрос: Просим разъяснить порядок применения положений гл.28 "Транспортный налог" НК РФ. Организация в январе 2004 г. перерегистрировала принадлежащее ей транспортное средство на свой филиал, находящийся на территории другого субъекта РФ. Как следует уплатить транспортный налог за январь 2004 г. - по местонахождению головной организации или филиала? Ответ: Статьей 357 Кодекса установлено, что плательщиками транспортного налога являются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства. Согласно ст.363 Кодекса установлено, что уплата транспортного налога производится налогоплательщиками по месту нахождения транспортных средств в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов Российской Федерации. Статьей 83 Кодекса установлено, что местом нахождения транспортных средств признается: - для морских, речных и воздушных транспортных средств - место нахождения (жительства) собственника имущества; - для иных транспортных средств - место (порт) приписки или место государственной регистрации, а при отсутствии таковых - место нахождения (жительства) собственника имущества. Пунктом 22 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в ГИБДД МВД России, утвержденных Приказом МВД России от 27.01.2003 N 59, установлено, что регистрация транспортных средств за юридическими лицами производится по месту нахождения юридических лиц, определяемому местом их государственной регистрации. Пунктом 77 Правил определено, что при регистрации транспортных средств по месту нахождения филиалов (представительств) юридических лиц в свидетельствах о регистрации и паспортах транспортных средств указывается в качестве собственника транспортных средств юридическое лицо, а в графах, содержащих адресные данные, - адрес филиала (представительства). В графах "Особые отметки" этих документов делается запись "Филиал (представительство) и его наименование". Таким образом, в случае регистрации транспортного средства по месту нахождения филиала организации налог подлежит уплате по месту нахождения филиала. Как следует из письма, организация в январе 2004 г. перерегистрировала свое транспортное средство по месту нахождения своего филиала, находящегося на территории другого субъекта Российской Федерации. В данном случае перерегистрация транспортного средства по месту нахождения филиала осуществляется на того же налогоплательщика, то есть смены лица, на которое в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрировано транспортное средство, не происходит. Учитывая это, а также положения п.5 ст.55 и п.3 ст.362 Кодекса, исчисление сумм транспортного налога должно производиться с учетом количества месяцев регистрации транспортного средства на налогоплательщика. При этом необходимо учитывать, что положения п.3 ст.362 Кодекса, касающиеся признания месяца регистрации и месяца снятия с регистрации транспортного средства за полный календарный месяц, применяются только при приобретении, реализации (отчуждении или уничтожении) транспортного средства. Таким образом, учитывая вышеназванные требования Кодекса, а также то, что гл.28 Кодекса не предусматривает порядка исчисления сумм транспортного налога с учетом количества дней регистрации транспортного средства на налогоплательщика (в расчете учитывается полный месяц), в случае если снятие с учета в одном субъекте Российской Федерации и регистрация (перерегистрация) транспортного средства на того же налогоплательщика в другом субъекте Российской Федерации осуществлены в одном месяце, местом нахождения транспортного средства в этом месяце признается место его регистрации по состоянию на первое число этого месяца. В связи с этим организация обязана в отношении указанного в письме транспортного средства исчислить сумму налога за январь 2004 г. (с учетом коэффициента, установленного п.3 ст.362 Кодекса) и уплатить ее в бюджет по месту нахождения организации. Начиная с месяца, следующего за месяцем регистрации (перерегистрации) транспортного средства по месту нахождения филиала, налог подлежит исчислению организацией (с учетом вышеназванного коэффициента) и уплате в бюджет по месту нахождения филиала. Учитывая, что транспортный налог является региональным и вводится законами субъектов Российской Федерации, транспортный налог по месту нахождения организации и по месту нахождения своего филиала должен быть исчислен и уплачен в бюджет в соответствии с действующим на соответствующей территории субъекта Российской Федерации законодательством о налогах и сборах. Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 9 апреля 2004 г. N 04-05-12/20 15.06.2004 Е.Зернова Проект "КонсультантБухгалтер" Вопрос: Организация занимается предпринимательской деятельностью, получая доход в том числе от сдачи в аренду здания. Организация приобрела право на аренду земельного участка, прилегающего к зданию. Арендованный земельный участок необходим для эксплуатации прилегающей к зданию территории и используется для осуществления деятельности, облагаемой НДС (сдачи в аренду помещений). Подлежат ли вычету суммы НДС, уплаченные организацией при приобретении права на аренду земельного участка? Ответ: Согласно п.2 ст.171 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) вычетам подлежат суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные налогоплательщиком при приобретении на территории Российской Федерации товаров (работ, услуг), используемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения по налогу на добавленную стоимость. На основании положений пп.4 п.1 ст.148 Кодекса передачу права на аренду земельного участка возможно отнести к операциям по реализации услуг. Учитывая изложенное, суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные налогоплательщиком при приобретении права на аренду земельного участка, принимаются к вычету в порядке, предусмотренном п.1 ст.172 Кодекса. Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 9 апреля 2004 г. N 04-03-11/57 15.06.2004 Е.Зернова Проект "КонсультантБухгалтер" Вопрос: Организация с 01.01.2004 перешла на УСНО. Обязана ли организация при осуществлении операций по реализации товаров (работ, услуг) выставлять покупателям счета-фактуры и вести книгу продаж? Ответ: Согласно п.2 ст.346.11 гл.26.2 "Упрощенная система налогообложения" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, при осуществлении операций по реализации товаров (работ, услуг) плательщиками налога на добавленную стоимость не признаются. На основании п.3 ст.169 гл.21 "Налог на добавленную стоимость" Кодекса составлять счета-фактуры, вести журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур, книги покупок и продаж обязаны только плательщики налога на добавленную стоимость. Учитывая изложенное, вышеуказанным организациям при осуществлении операций по реализации товаров (работ, услуг) счета-фактуры оформлять не требуется и вести книгу продаж не следует. Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 9 апреля 2004 г. N 04-03-11/58 15.06.2004 Е.Зернова Проект "КонсультантБухгалтер" Вопрос: Возможно ли предоставление отсрочки платежей по региональным налогам налогоплательщикам, состоящим в режиме реструктуризации, принимая во внимание, с одной стороны, отсутствие в законодательстве норм, запрещающих предоставление отсрочки организациям, состоящим в режиме реструктуризации, а также наличие у налогоплательщиков оснований, предусмотренных п.2 ст.64 НК РФ, и, с другой стороны, - нарушение основного условия реструктуризации, то есть своевременности уплаты текущих платежей? Ответ: Реструктуризация кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам и по страховым взносам в бюджеты государственных внебюджетных фондов, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам осуществляется в рамках бюджетного законодательства, а не законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, в соответствии с которым финансовыми органами принимаются решения о предоставлении отсрочки, рассрочки и налогового кредита (гл.9 Налогового кодекса Российской Федерации). Так, Постановление Правительства Российской Федерации от 03.09.1999 N 1002 принято во исполнение ст.115 Федерального закона "О федеральном бюджете на 1999 год". Указанное Постановление Правительства Российской Федерации и утвержденный им Порядок проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом не предусматривают возможности переноса срока уплаты задолженности в нарушение утвержденного графика. При этом в соответствии с указанным Порядком график погашения задолженности по обязательным платежам в федеральный бюджет должен предусматривать осуществление соответствующих платежей равными долями один раз в квартал. Кроме того, организация утрачивает право на реструктуризацию по обязательным платежам в федеральный бюджет при наличии на 1-е число месяца, следующего за истекшим кварталом, задолженности по уплате в федеральный бюджет текущих налоговых платежей, включая авансовые платежи (взносы) по налогам с налоговым периодом, превышающим один месяц, а также при неуплате платежей, установленных графиком. Аналогичные условия участия в реструктуризации, то есть своевременность уплаты текущих платежей и соблюдение графиков погашения задолженности, содержатся и в Постановлениях Правительства Российской Федерации от 08.06.2001 N 458 и от 01.10.2001 N 699. Учитывая изложенное, принятие решения о предоставлении отсрочки предприятиям и организациям, состоящим в режиме реструктуризации, приведет к нарушению основного условия проведения реструктуризации, то есть уплаты текущих платежей и соблюдения графика погашения задолженности, что представляется неправомерным. В данном случае организация должна сама для себя решить, оставаться в реструктуризации или воспользоваться правом на отсрочку, утратив тем самым право на реструктуризацию. Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 5 апреля 2004 г. N 04-01-10/1-19 15.06.2004 Е.Зернова Проект "КонсультантБухгалтер" Вопрос: В соответствии с принятой учетной политикой организация сформировала резерв по сомнительным долгам. Сумма резерва по сомнительным долгам не использована полностью в отчетном периоде на покрытие убытков по безнадежным долгам. Просим разъяснить, куда в целях исчисления налога на прибыль относить сумму резерва по сомнительным долгам, не использованную организацией в налоговом (отчетном) периоде. Ответ: Порядок формирования резерва по сомнительным долгам для целей налогообложения прибыли организаций установлен ст.266 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс). В соответствии со ст.313 Кодекса система налогового учета организуется налогоплательщиком самостоятельно исходя из принципа последовательности применения норм и правил налогового учета, то есть применяется последовательно от одного налогового периода к другому. Порядок ведения налогового учета устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением) руководителя. Решение о внесении изменений в учетную политику для целей налогообложения при изменении применяемых методов учета принимается с начала нового налогового периода. При принятии решения о создании или восстановлении резерва по сомнительным долгам для целей налогового учета в учетную политику предприятия вносятся соответствующие изменения. Таким образом, начало или прекращение использования указанного резерва для целей налогообложения может быть осуществлено только с начала нового налогового периода. Если налогоплательщиком, использующим резерв по сомнительным долгам, не было принято решение о прекращении его использования, в соответствии с п.5 ст.266 Кодекса сумма резерва по сомнительным долгам, не полностью использованная налогоплательщиком в отчетном периоде на покрытие убытков по безнадежным долгам, может быть перенесена им на следующий отчетный (налоговый) период. При этом сумма вновь создаваемого по результатам инвентаризации резерва должна быть скорректирована на сумму остатка резерва предыдущего отчетного (налогового) периода. В случае если налогоплательщиком принято решение не создавать резерв по сомнительным долгам с начала нового налогового периода, вся сумма резерва, не использованная в налоговом (отчетном) периоде на покрытие убытков по безнадежным долгам, полностью подлежит включению в состав внереализационных доходов налогоплательщика в соответствии с п.7 ст.250 Кодекса. Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 22 апреля 2004 г. N 04-02-05/5/5 15.06.2004 Е.Зернова Проект "КонсультантБухгалтер" Вопрос: Просим разъяснить, какое имущество организации относится к не используемым в производстве мобилизационным мощностям для целей применения льготы по налогу на имущество организаций, предусмотренной п.8 ст.381 НК РФ. Распространяется ли данная льгота на имущество мобилизационного назначения: - законсервированное только по приказу генерального директора; - переданное по договору в безвозмездное пользование; - заложенное в обеспечение кредита; - арестованное? Какие документы необходимы для подтверждения льготы по налогу на имущество организаций, предусмотренной п.8 ст.381 НК РФ? Ответ: Согласно п.8 ст.381 Кодекса освобождаются от налогообложения организации в отношении объектов мобилизационного назначения и мобилизационных мощностей, законсервированных и (или) не используемых в производстве. К не используемым в производстве мобилизационным мощностям могут быть отнесены мобилизационные мощности, не используемые в текущем производстве, содержащиеся в условиях, которые обеспечивают их сохранность и готовность к выполнению мобилизационных заданий (заказов). Законсервированными могут быть признаны мобилизационные мощности, переведенные в установленном порядке на консервацию, содержащиеся в условиях, обеспечивающих их сохранность и готовность к выполнению мобилизационных заданий (заказов). При этом на имущество, законсервированное только по приказу генерального директора, но не включенное в перечень мобилизационного имущества, согласованного с организацией, доводившей мобилизационное задание, льгота распространяться не должна. Кроме того, льгота не должна распространяться на имущество, переданное по договору в безвозмездное пользование, поскольку оно передается для целей использования организацией, получившей его по указанному договору. Что касается имущества, заложенного в обеспечение кредита, а также арестованного, то на него должен распространяться общий порядок применения данной льготы, то есть по факту его неиспользования в производстве. Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 N 790-48 Минэкономразвития России, Минфину России и МНС России было поручено в I квартале 2004 г. разработать и представить в Правительство Российской Федерации правила оформления документов, подтверждающих право организаций на льготы по налогу на имущество организаций, земельному налогу, а также на включение в состав внереализационных расходов не подлежащих компенсации из бюджета затрат на проведение работ по мобилизационной подготовке. Указанные правила после их утверждения будут применяться организациями при расчете налога на имущество организаций в 2004 г. Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 20 апреля 2004 г. N 04-05-06/48 15.06.2004 Е.Зернова Проект "КонсультантБухгалтер" Вопрос: Агент продает продукцию принципала в розницу. В регионе розничная торговля облагается ЕНВД. Какие налоги должен уплачивать агент - ЕНВД (в этом случае считается, что он занимается розничной торговлей) или все общеустановленные налоги (в этом случае считается, что агент оказывает посреднические услуги принципалу)? Ответ: Согласно ст.346.26 Кодекса система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности распространяется на налогоплательщиков, осуществляющих предпринимательскую деятельность, в частности, по розничной торговле, через магазины и павильоны с площадью торгового зала по каждому объекту организации торговли не более 150 кв. м, палатки, лотки и другие объекты организации торговли, как имеющие, так и не имеющие стационарной торговой площади. При этом в целях гл.26.3 Кодекса розничной торговлей признается торговля товарами и оказание услуг покупателям за наличный расчет, а также с использованием платежных карт. В соответствии со ст.346.28 Кодекса плательщиками единого налога на вмененный доход определены организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории субъекта Российской Федерации, в котором введен единый налог, предпринимательскую деятельность, облагаемую единым налогом. Статьей 346.29 Кодекса определено, что объектом налогообложения для применения единого налога признается вмененный доход налогоплательщика, то есть потенциально возможный доход (ст.346.27 Кодекса), в частности, от вышеназванной предпринимательской деятельности. В соответствии со ст.346.29 Кодекса при исчислении суммы единого налога на вмененный доход по розничной торговле в качестве физического показателя базовой доходности используется площадь торгового зала в квадратных метрах (в отношении объектов стационарной торговой сети, имеющих торговые залы) или торговое место (в отношении иных объектов организации торговли). При этом согласно ст.346.27 Кодекса под площадью торгового зала понимается площадь всех помещений и открытых площадок, используемых налогоплательщиком для торговли, определяемая на основе инвентаризационных и правоустанавливающих документов, имеющихся у налогоплательщика на указанный объект. Из вышеназванных положений Кодекса следует, что обстоятельством, с которым Кодекс связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате единого налога на вмененный доход, является осуществление организацией или индивидуальным предпринимателем деятельности в сфере розничной торговли через принадлежащий ему на определенных правах (собственность, аренда и т.п.) объект стационарной или нестационарной торговой сети и получение дохода от данного вида предпринимательской деятельности. В приведенном в письме случае следует учитывать положение ст.1005 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой по агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала, либо от имени и за счет принципала. По сделке, совершенной агентом с третьим лицом от своего имени и за счет принципала, приобретает права и становится обязанным агент, хотя бы принципал и был назван в сделке или вступил с третьим лицом в непосредственные отношения по исполнению сделки. По сделке, совершенной агентом с третьим лицом от имени и за счет принципала, права и обязанности возникают непосредственно у принципала. Из данных положений Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что возникновение прав и обязанностей у той или иной стороны агентского договора зависит, прежде всего, от условий, на которых заключен такой договор, и, в первую очередь, от условия, определяющего сторону сделки (агент или принципал), от имени которой будут совершаться юридические и иные действия. В связи с этим данное условие будет являться определяющим при решении вопроса об отнесении к предпринимательской деятельности по розничной торговле в целях применения системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход сделок по продаже товаров в розницу, совершаемых агентами на основе агентских договоров. Если вышеуказанные сделки будут совершаться агентом в соответствии с условиями договора от своего имени и за счет принципала через принадлежащий (используемый агентом) на правовых основаниях объект организации торговли, то такая деятельность агента относится к розничной торговле, а сам агент является плательщиком единого налога на вмененный доход. Если же данные сделки будут совершаться агентом от имени и за счет принципала через вышеуказанный объект организации торговли, то к розничной торговле следует относить деятельность принципала. В данном случае налогообложение доходов агента должно производиться в общеустановленном порядке (или с применением упрощенной системы налогообложения). При этом привлечение принципала к уплате единого налога на вмененный доход возможно только по тем объектам организации торговли, которые принадлежат и используются им в предпринимательской деятельности на правовых основаниях (собственность, аренда и т.п.). В связи с этим доходы, извлекаемые принципалом из розничной торговли, осуществляемой агентом от имени и за счет принципала через принадлежащий агенту (используемый агентом) на правовых основаниях объект организации торговли, подлежат налогообложению в общеустановленном порядке (или с применением упрощенной системы налогообложения). В аналогичном порядке производится налогообложение доходов, полученных агентом от осуществляемой им от своего имени и за счет принципала розничной торговли через принадлежащий принципалу (используемый принципалом) на правовых основаниях объект организации торговли. Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 6 мая 2004 г. N 04-05-12/23 15.06.2004 Е.Зернова Проект "КонсультантБухгалтер" Вопрос: В целях правильного применения законодательства просим проконсультировать по следующему вопросу. В соответствии с пп.11 п.1 ст.251 НК РФ освобождается от обложения налогом на прибыль доход в виде имущества, полученного российской организацией безвозмездно, в том числе от физического лица, если уставный (складочный) капитал (фонд) этой организации более чем на 50% состоит из вклада (доли) этого физического лица. Правильно ли мы понимаем, что в том случае, если соответствующая передача имущества осуществляется двумя физическими лицами, являющимися совместными собственниками передаваемого имущества, то под долей, речь о которой идет в упомянутой выше норме, необходимо понимать суммарную долю участия этих физических лиц в уставном капитале организации? Ответ: В соответствии с пп.11 п.1 ст.251 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде имущества, полученного российской организацией безвозмездно от физического лица, если уставный (складочный) капитал (фонд) получающей стороны более чем на 50 процентов состоит из вклада (доли) этого физического лица. При этом полученное имущество не признается доходом для целей налогообложения только в том случае, если в течение одного года со дня его получения указанное имущество (за исключением денежных средств) не передается третьим лицам. В соответствии со ст.244 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, находящееся в собственности двух или нескольких лиц, принадлежит им на праве общей собственности. Общая собственность на имущество является долевой, за исключением случаев, когда законом предусмотрено образование совместной собственности на это имущество. Таким образом, в случае если имущество, передаваемое организации на условиях, указанных в пп.11 п.1 ст.251 Кодекса, принадлежит двум физическим лицам на праве общей собственности, под долей, речь о которой идет в пп.11 п.1 ст.251 Кодекса, следует понимать долю владения каждого физического лица в уставном капитале получающей стороны. Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 24 мая 2004 г. N 04-02-05/3/39 15.06.2004 Е.Зернова Проект "КонсультантБухгалтер" Вопрос: Организация в течение отчетного периода не получала каких-либо доходов. Каков порядок отражения затрат организации по услугам банка в целях исчисления налога на прибыль? Ответ: В соответствии с положениями гл.25 Налогового кодекса РФ расходы на услуги банков могут включаться как в прочие расходы, связанные с производством и (или) реализацией (пп.25 п.1 ст.264 НК РФ), так и во внереализационные расходы (пп.15 п.1 ст.265 НК РФ). При этом, как разъясняют налоговые органы, в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией, включаются расходы по оплате услуг банков, если они связаны с производством и реализацией товаров (работ, услуг). В остальных случаях затраты по оплате услуг банков учитываются в составе внереализационных расходов (пп.13 п.5.4 Методических рекомендаций по применению главы 25 "Налог на прибыль организаций" части второй Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденных Приказом МНС России от 20.12.2002 N БГ-3-02/729). Таким образом, различия в порядке отнесения расходов по услугам банков к прочим или внереализационным расходам будут зависеть только от вида деятельности организации, в соответствии с которым данные затраты возникли. 24.03.2004 С.С.Лысенко Центр исследований проблем налогообложения и бухгалтерского учета Вопрос: Организация А имеет столовую площадью 32 кв. м, в которой питаются сотрудники организации Б. Оплата за питание осуществляется как с расчетного счета, так и из кассы организации Б. Подпадает ли организация А под действие системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД)? Ответ: Согласно пп.5 п.2 ст.346.26 Налогового кодекса РФ система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД) может применяться по решению субъекта РФ, в частности, в отношении оказания услуг общественного питания, осуществляемых при использовании зала площадью не более 150 кв. м. Из вопроса следует, что организация оказывала часть услуг по общественному питанию за наличный расчет, а часть - оплачивалась путем безналичных перечислений. Для обложения ЕНВД такого вида деятельности, как "услуги общественного питания", в отличие от розничной торговли не важна форма расчетов с покупателями (наличная или безналичная), важен лишь сам факт осуществления данной деятельности (ст.346.27 НК РФ). Учитывая изложенное, в рассматриваемом случае оказание услуг общественного питания, в том числе и услуг столовой, осуществляемых при использовании зала площадью не более 150 кв. м, является деятельностью, облагаемой ЕНВД (ст.346.26 НК РФ). 13.04.2004 С.С.Лысенко Центр исследований проблем налогообложения и бухгалтерского учета Вопрос: Организация осуществляет торговлю товарами по заказам физических лиц через интернет-магазин. Доставка товара осуществляется собственной курьерской службой магазина. При получении товара покупатель рассчитывается с курьером. Подпадает ли указанный вид деятельности под обложение единым налогом на вмененный доход? Ответ: Согласно пп.4 п.2 ст.346.26 Налогового кодекса РФ система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД) может применяться по решению субъекта РФ в отношении розничной торговли, осуществляемой через магазины и павильоны с площадью торгового зала по каждому объекту организации торговли не более 150 кв. м, палатки, лотки и другие объекты организации торговли, в том числе не имеющие стационарной торговой площади. К объектам организации торговли для целей исчисления ЕНВД относятся открытые площадки, магазины, павильоны, киоски, палатки и торговые места (ст.346.27 НК РФ). При этом магазины, павильоны и киоски относятся к объектам стационарной торговой сети. Объекты организации торговли, расположенные вне специально оборудованных зданий (их частей) и строений, предназначенных для ведения торговли, образующих строительные системы, прочно связанные фундаментом с земельным участком и подсоединенные к инженерным коммуникациям, относятся к объектам нестационарной торговой сети (ст.346.27 НК РФ). Таким образом, под другими объектами организации торговли следует понимать все иные торговые места, используемые для совершения сделок купли-продажи. В соответствии с п.п.1, 3 ст.346.29 НК РФ объектом налогообложения по ЕНВД признается вмененный доход налогоплательщика. При этом для исчисления суммы единого налога в зависимости от вида предпринимательской деятельности используются определенные физические показатели, характеризующие данный вид предпринимательской деятельности, и базовая доходность в месяц. Так, при реализации товаров через объекты стационарной торговой сети, имеющие торговые залы, физическим показателем является площадь торгового зала. По всем прочим объектам торговли - торговое место. Согласно ст.346.27 НК РФ торговое место - место, используемое для совершения сделок купли-продажи. При этом Налоговый кодекс РФ не дает определения места совершения таких сделок. В соответствии с п.1 ст.11 НК РФ институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства РФ, используемые в НК РФ, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено НК РФ. Следовательно, для дополнительных разъяснений необходимо обратиться к гражданскому законодательству. Из ст.ст.492, 493 Гражданского кодекса РФ следует, что местом совершения сделки купли-продажи в данном случае признается место, где происходит заключение договора розничной купли-продажи. Особенностью торговли через интернет-магазин является то, что на соответствующем сайте магазина покупатель имеет возможность ознакомиться с образцами товара и заказать его. После этого товар привозится курьером к месту, указанному покупателем, и передается последнему за плату с выдачей соответствующих документов. Согласно п.п.1, 2 ст.497 ГК РФ договор розничной купли-продажи может быть заключен на основании ознакомления покупателя с образцом товара (его описанием, каталогом товаров и т.п.), предложенным продавцом. При этом, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором, договор розничной купли-продажи товара по образцу считается исполненным с момента доставки товара в место, указанное в договоре, а если место передачи товара договором не определено, с момента доставки товара покупателю по месту жительства гражданина или месту нахождения юридического лица. Как видим, торговля через интернет-магазин для целей обложения ЕНВД не предполагает наличия объектов стационарной торговой сети. Отсутствует в данном случае и торговое место как физический показатель, характеризующий данный вид деятельности, поскольку в соответствии с вышесказанным местом заключения сделки будет место получения товара покупателем и выдачи ему чека. При этом местом получения товара может быть любое место по желанию покупателя, а не конкретное место, определенное продавцом и избранное им для организации торговли. В связи с этим считаем, что в рассматриваемом случае организация не подлежит переводу на уплату ЕНВД. 07.04.2004 С.С.Лысенко Центр исследований проблем налогообложения и бухгалтерского учета Вопрос: Имеет ли право организация выплачивать работникам заработную плату в неденежной форме? Ответ: Согласно ст.131 Трудового кодекса РФ выплата заработной платы производится в денежной форме в валюте Российской Федерации (в рублях). В соответствии с коллективным договором или трудовым договором по письменному заявлению работника оплата труда может производиться и в иных формах, не противоречащих законодательству РФ и международным договорам РФ. Доля заработной платы, выплачиваемой в неденежной форме, не может превышать 20 процентов от общей суммы заработной платы. Выплата заработной платы в виде спиртных напитков, наркотических, токсических, ядовитых и вредных веществ, оружия, боеприпасов и других предметов, в отношении которых установлены запреты или ограничения на их свободный оборот, не допускается. Статья 4 Конвенции МОТ относительно защиты заработной платы от 01.07.1949 N 95 (ратифицирована Указом Президиума Верховного Совета СССР от 31.01.1961 N 31) допускает частичную выплату заработной платы в натуре в тех отраслях промышленности или профессиях, где эта форма выплаты принята в обычной практике или желательна ввиду характера отрасли промышленности или профессии. При этом выдача натуры производится по справедливой и разумной цене и должна предназначаться для личного использования работником и его семьей и соответствовать их интересам. На основании вышеизложенного выплата организацией работникам заработной платы в неденежной форме может производиться при соблюдении следующих условий: 1) имеется добровольное волеизъявление работника, подтвержденное его письменным заявлением на выдачу заработной платы в неденежной форме. При этом работник может выразить согласие на получение заработной платы в неденежной форме для конкретной выплаты или на несколько выплат в течение определенного срока. При этом если он изъявит желание на получение заработной платы в натуральной форме на определенный срок, то он вправе до окончания этого срока отказаться от такой формы оплаты; 2) заработная плата в неденежной форме выплачивается в размере, не превышающем 20 процентов от общей суммы заработной платы; 3) выплата заработной платы в натуральной форме является обычной или желательной в данной отрасли промышленности или профессии (например, обычными являются такие выплаты в сельскохозяйственном секторе экономики); 4) данная выплата подходит для личного потребления работником и его семьей. При этом не допускается выплата заработной платы в виде предметов, в отношении которых установлены запреты или ограничения на их свободный оборот; 5) стоимость товаров, передаваемых работнику в качестве оплаты труда, не должна превышать уровень рыночных цен, сложившихся для этих товаров в данной местности в период начисления выплат (соблюдение требования разумности и справедливости в отношении цены). При возникновении споров, возникших в связи с выплатой работнику заработной платы в неденежной форме, выплата заработной платы в такой форме может быть признана судом обоснованной при доказанности вышеуказанных юридически значимых обстоятельств (п.54 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации"). 01.06.2004 Н.В.Шорохова Консультационно-аналитический центр по бухгалтерскому учету и налогообложению Вопрос: Просим разъяснить, изменится ли порядок обложения акцизами и НДС товаров, ввозимых с территории Республики Беларусь и реализуемых на территории Российской Федерации, в связи с вступлением в силу с 16.06.2004 Федерального закона от 08.12.2003 N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности". Ответ: Пунктом 1 ст.29 указанного Федерального закона предусмотрено, что в соответствии с законодательством о налогах и сборах не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов (за исключением ввозных таможенных пошлин) в зависимости от страны происхождения товаров. Такой порядок установлен п.2 ст.3 Налогового кодекса Российской Федерации. Согласно ст.13 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" при ввозе на территорию Российской Федерации товаров, происходящих и ввозимых с территории Республики Беларусь, налог на добавленную стоимость и акцизы (за исключением акцизов по подакцизным товарам, подлежащим маркировке акцизными и (или) специальными марками и (или) лицензированию при ввозе на территорию Российской Федерации) таможенными органами не взимаются. Что касается подакцизных товаров, подлежащих маркировке акцизными и (или) специальными марками и (или) лицензированию при ввозе на территорию Российской Федерации, то в соответствии с указанной ст.13 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ по таким товарам при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации взимаются акцизы. При этом сумма акциза подлежит уплате за вычетом суммы акциза, уплаченного в стране происхождения. Кроме того, при реализации товаров, происходящих и ввозимых с территории Республики Беларусь, на территории Российской Федерации налог на добавленную стоимость уплачивается по ставкам и в порядке, которые предусмотрены для товаров, произведенных на территории Российской Федерации, с зачетом сумм налога на добавленную стоимость, уплаченных хозяйствующим субъектам Республики Беларусь. Учитывая изложенное, действующий порядок применения косвенных налогов во взаимной торговле Российской Федерации и Республики Беларусь не противоречит вышеуказанным нормам, установленным ст.29 Федерального закона от 08.12.2003 N 164-ФЗ и ст.3 Налогового кодекса Российской Федерации, и подлежит применению после 16 июня 2004 г., то есть после вступления в силу данного Федерального закона. Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 1 апреля 2004 г. N 04-03-13/05 15.06.2004 О.Б.Солдатова Проект "КонсультантФинансист" Вопрос: АО имеет представительства на территории иностранных государств. Сотрудники АО, работающие в представительствах, проживают за границей более 183 дней, в связи с чем не являются резидентами РФ. Оплата труда указанных сотрудников осуществляется в рублях и в иностранной валюте. При этом выплаты в рублях производятся головной организацией, а выплаты в валюте - представительствами. 1. Обязано ли АО начислять на выплаты указанным сотрудникам ЕСН, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование? 2. Подлежат ли указанные выплаты обложению НДФЛ? 3. Подлежит ли включению в налоговую базу по налогу на имущество организаций стоимость имущества, находящегося в представительствах АО за границей? Ответ: 1. Единый социальный налог и страховые взносы на обязательное пенсионное страхование. В соответствии с положениями ст.ст.235 и 236 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) обложению единым социальным налогом подлежат выплаты по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ или оказание услуг, а также по авторским договорам, производимые российскими юридическими лицами в пользу физических лиц. При этом не устанавливается каких-либо условий в отношении места выполнения работ или оказания услуг по указанным договорам, а также валюты, в которой производятся выплаты по таким договорам. В связи с этим выплаты, производимые работникам российских организаций, занятым за пределами Российской Федерации, в том числе в представительствах АО, подлежат обложению единым социальным налогом независимо от вида валюты, в которой производятся такие выплаты. Что касается вопроса уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, то согласно п.2 ст.10 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" объектом обложения страховыми взносами и базой для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование являются соответственно объект налогообложения и налоговая база по единому социальному налогу, установленные гл.24 Кодекса. Российские граждане - работники российских организаций являются застрахованными лицами по обязательному пенсионному страхованию независимо от места осуществления ими трудовой деятельности (на территории Российской Федерации или за ее пределами). Таким образом, уплата страховых взносов на обязательное пенсионное страхование российскими организациями за указанных работников носит обязательный характер и должна осуществляться в порядке, установленном указанным Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ. 2. Налог на доходы физических лиц. В соответствии со ст.207 Кодекса плательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации. В соответствии с п.2 ст.11 Кодекса налоговыми резидентами Российской Федерации являются физические лица, фактически находящиеся на территории Российской Федерации не менее 183 дней в календарном году. Согласно ст.208 Кодекса к доходам, полученным от источников за пределами Российской Федерации, относится вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей, выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия за пределами Российской Федерации. Таким образом, доходы, полученные за выполнение трудовых обязанностей в представительствах российской организации в иностранных государствах сотрудниками этих представительств, относятся к доходам, полученным от источников за пределами Российской Федерации. Учитывая изложенное, выплаты в пользу штатных сотрудников представительств, не являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации на основании ст.11 Кодекса, за выполнение трудовых обязанностей в представительствах российских организаций на территории иностранных государств не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц. 3. Налог на имущество организаций. В соответствии с п.1 ст.374 Кодекса объектом налогообложения по налогу на имущество организаций для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, независимо от места нахождения указанного имущества. Соответственно, согласно ст.386 Кодекса в отношении имущества, имеющего местонахождение за пределами территории Российской Федерации (для российских организаций), налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу и налоговая декларация по налогу представляются в налоговый орган по месту нахождения российской организации. Аналогичный порядок налогообложения был предусмотрен Законом от 13.12.1991 N 2030-1 "О налоге на имущество предприятий", который утратил силу с 1 января 2004 г. Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 31 марта 2004 г. N 04-04-04/33 15.06.2004 О.Б.Солдатова Проект "КонсультантФинансист" Вопрос: Организацией при ввозе на таможенную территорию РФ оборудования, используемого в производственном процессе, уплачен НДС. Можно ли предъявить к возмещению из бюджета суммы НДС, уплаченные таможенным органам, по оборудованию, требующему монтажа, с момента отражения стоимости этого оборудования на счетах бухгалтерского учета 07 "Оборудование к установке" и 08 "Вложения во внеоборотные активы"? Ответ: Согласно п.2 ст.171 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенном режиме выпуска для свободного обращения (после 1 января 2004 г. - выпуска для внутреннего потребления), подлежат вычетам в случае приобретения товаров для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения по налогу на добавленную стоимость. Пунктом 1 ст.172 Кодекса предусмотрено, что суммы налога на добавленную стоимость, фактически уплаченные налогоплательщиком при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации основных средств, подлежат вычетам после их принятия на учет. При этом на основании п.5 ст.172 Кодекса вычеты указанных сумм налога по оборудованию, требующему монтажа, производятся с момента начала начисления амортизации. Учитывая изложенное, для принятия к вычету сумм налога на добавленную стоимость, уплаченных таможенным органам по оборудованию, требующему монтажа, с момента отражения стоимости этого оборудования на счетах бухгалтерского учета 07 "Оборудование к установке" и 08 "Вложения во внеоборотные активы" оснований не имеется. Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 22 марта 2004 г. N 04-03-08/16 15.06.2004 О.Б.Солдатова Проект "КонсультантФинансист" Вопрос: Подлежит ли обложению НДС оказание инжиниринговых услуг российской организацией организации - резиденту Республики Казахстан, не имеющей постоянного представительства на территории РФ, учитывая положения Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о принципах взимания косвенных налогов во взаимной торговле? Ответ: Порядок применения налога на добавленную стоимость во взаимных торговых отношениях Российской Федерации и Республики Казахстан регулируется Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о принципах взимания косвенных налогов во взаимной торговле, подписанным 09.10.2000. Данное Соглашение ратифицировано Федеральным законом от 27.12.2000 N 155-ФЗ. Согласно ст.5 указанного Соглашения порядок применения косвенных налогов при оказании услуг оформляется отдельным протоколом. До введения в действие такого протокола услуги облагаются косвенными налогами в соответствии с законодательством государств Сторон. Следует отметить, что до настоящего времени указанный протокол не разработан, поэтому при рассмотрении вопросов обложения налогом на добавленную стоимость работ (услуг), выполненных (оказанных) в рамках договоров между российскими и казахстанскими хозяйствующими субъектами, следует применять нормы гл.21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс). Так, согласно пп.1 п.1 ст.146 указанной главы Кодекса объектом налогообложения по налогу на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации. На основании положений ст.148 Кодекса местом реализации инжиниринговых услуг в целях применения налога на добавленную стоимость признается территория Российской Федерации, если покупатель этих услуг осуществляет деятельность на территории Российской Федерации. Учитывая изложенное, местом реализации инжиниринговых услуг, оказываемых российской организацией по договору с юридическим лицом Республики Казахстан, не имеющим на территории Российской Федерации постоянного представительства, территория Российской Федерации не признается, и, соответственно, такие услуги налогом на добавленную стоимость не облагаются. Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 22 марта 2004 г. N 04-03-15/02 15.06.2004 О.Б.Солдатова Проект "КонсультантФинансист" Вопрос: В каком порядке происходит избрание совета директоров акционерного общества годовым собранием акционеров? Изменился ли этот порядок в связи с вступлением в силу Федерального закона от 24.02.2004 N 5-ФЗ? Ответ: Согласно п.1 ст.66 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее - Закон) члены совета директоров (наблюдательного совета) общества избираются общим собранием акционеров в порядке, предусмотренном данным Законом и уставом общества, на срок до следующего годового общего собрания акционеров. Согласно п.1 ст.53 Закона акционеры, являющиеся в совокупности владельцами не менее чем 2 процентов голосующих акций общества, вправе внести вопросы в повестку дня годового общего собрания акционеров и выдвинуть кандидатов в совет директоров (наблюдательный совет) общества. Такие предложения должны поступить в общество не позднее чем через 30 дней после окончания финансового года, если уставом общества не установлен более поздний срок. Согласно п.5 ст.53 Закона совет директоров (наблюдательный совет) общества обязан рассмотреть поступившие предложения и принять решение о включении их в повестку дня общего собрания акционеров или об отказе во включении в указанную повестку дня не позднее пяти дней после окончания срока подачи таких предложений акционерами. Случаи, когда совет директоров принимает решение об отказе во включении вопроса в повестку дня, перечислены в п.5 ст.53 Закона. Помимо вопросов, предложенных для включения в повестку дня общего собрания акционеров акционерами, а также в случае отсутствия таких предложений, отсутствия или недостаточного количества кандидатов, предложенных акционерами для образования соответствующего органа, совет директоров (наблюдательный совет) общества вправе включать в повестку дня общего собрания акционеров вопросы или кандидатов в список кандидатур по своему усмотрению (п.7 ст.53 Закона). Акционерам, имеющим право участвовать в собрании, перед проведением собрания должна быть предоставлена информация о кандидатах в совет директоров (наблюдательный совет) общества (п.3 ст.52 Закона). Согласно п.2 ст.50 Закона общее собрание акционеров, повестка дня которого включает вопрос об избрании совета директоров (наблюдательного совета), не может проводиться в форме заочного голосования. С 17 марта 2004 г. вступили в силу изменения, внесенные в Закон Федеральным законом от 24.02.2004 N 5-ФЗ. В частности, изменился порядок голосования по вопросу избрания совета директоров (наблюдательного совета) в акционерных обществах, количество акционеров - владельцев голосующих акций которого менее 1000. Теперь на такие общества распространяется требование, предусмотренное ранее только для АО с количеством акционеров - владельцев голосующих акций более 1000, по проведению кумулятивного голосования по данному вопросу (абз.1 п.4 ст.66 Закона). При кумулятивном голосовании число голосов, принадлежащих каждому акционеру, умножается на число лиц, которые должны быть избраны в совет директоров (наблюдательный совет) общества, и акционер вправе отдать полученные таким образом голоса полностью за одного кандидата или распределить их между двумя и более кандидатами. Избранными в состав совета директоров (наблюдательного совета) общества считаются кандидаты, набравшие наибольшее число голосов (абз.2, 3 п.4 ст.66 Закона). Также Федеральный закон N 5-ФЗ внес изменения в п.3 ст.66 Закона, согласно которым количество членов совета директоров (наблюдательного совета) не может быть менее 5 человек. Требования по количеству членов совета директоров (наблюдательного совета) АО с количеством акционеров - владельцев голосующих акций более 1000 (не менее 7 членов) и более 10 000 (не менее 9 членов) сохранились. 05.05.2004 Н.В.Завьялова Консультационно-аналитический центр по бухгалтерскому учету и налогообложению =====================================================================
Информация предоставлена компанией "Консультант Плюс", являющейся разработчиком одноименных справочных правовых систем. Общероссийская Сеть распространения правовой информации КонсультантПлюс объединяет 300 региональных информационных центров, которые занимаются поставкой систем и передачей информации пользователям в 150 городах России. На специализированном правовом сервере: http://www.consultant.ru/ можно получить бесплатный доступ к большому массиву актуальной справочной правовой информации, а также узнать подробнее о программных продуктах и услугах Сети КонсультантПлюс, о ее структуре и деятельности, скачать демонстрационные версии профессиональных систем.
http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru |
Отписаться
Убрать рекламу |
В избранное | ||