← Май 2004 → | ||||||
1
|
2
|
|||||
---|---|---|---|---|---|---|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
11
|
12
|
13
|
14
|
15
|
16
|
17
|
18
|
19
|
20
|
22
|
23
|
|
24
|
25
|
26
|
27
|
28
|
29
|
30
|
31
|
За последние 60 дней ни разу не выходила
Сайт рассылки:
http://www.consultant.ru/
Открыта:
19-07-2001
Статистика
+1 за неделю
КонсультантПлюс: Вопросы и Ответы Выпуск от 21 мая 2004 года
Информационный Канал Subscribe.Ru |
Вопросы и ответы
======================================================================== Вы можете подписаться на рассылку "Список измененных документов" и Вам будет представлен перечень документов. Все документы, упоминаемые в перечне, включены в систему КонсультантПлюс:ВерсияПроф с учетом внесенных в них изменений и дополнений. Эта и другие рассылки на cервере www.consultant.ru. Код рассылки в Subscribe.Ru: law.russia.review.consdocchange ======================================================================== Вопрос: Организация зарегистрирована в регионе, где введен ЕНВД, и занимается розничной торговлей продуктами питания через интернет-магазин. Какой физический показатель нужно использовать при расчете налога? Ответ: Статьей 346.26 Кодекса установлено, что система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности может применяться по решению субъекта Российской Федерации в отношении деятельности по розничной торговле, осуществляемой через магазины и павильоны с площадью торгового зала по каждому объекту организации торговли не более 150 кв. м, палатки, лотки и другие объекты организации торговли, в том числе не имеющие стационарной торговой площади. В представленном в письме случае осуществления розничной торговли отсутствует объект организации торговли, установленный в ст.346.26 Кодекса и характеризуемый в ст.346.27 Кодекса. Так, например, при доставке на дом товара, заказанного в интернет-магазине, место его получения и оплаты нельзя отнести к понятию "торгового зала", "палатки", "лотка" или к другим объектам организации торговли, в том числе не имеющим стационарной торговой площади. При этом помещение офиса организации, где размещены компьютеры с выходом в Интернет и осуществляются сбор заказов и содействие в доставке продаваемых товаров, также нельзя рассматривать в качестве объекта стационарной или нестационарной торговой сети с определенными физическими показателями, поскольку оно не является местом, используемым для совершения сделок купли-продажи. На основании изложенного вышеназванная деятельность не подпадает под действие гл.26.3 Кодекса. Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 13 апреля 2004 г. N 04-05-11/50 18.05.2004 Е.Зернова Проект "КонсультантБухгалтер" Вопрос: Организация, оказывающая медицинские услуги, сдает в аренду часть основных средств, которые используются арендаторами как в целях здравоохранения, так и в других целях. В составе объектов основных средств организации также имеются административные помещения и расположенные в них компьютеры и другая оргтехника, используемые аппаратом управления. Подлежат ли освобождению от обложения налогом на имущество организаций в соответствии с п.7 ст.381 НК РФ основные средства медицинской организации, сдаваемые в аренду, а также основные средства, используемые аппаратом управления? Ответ: Согласно п.7 ст.381 Кодекса организации освобождаются от налогообложения в отношении объектов социально-культурной сферы, используемых ими, в частности, для нужд здравоохранения. Организации, оказывающие медицинские услуги на основании лицензии, вправе применять указанную льготу в отношении конкретных объектов основных средств, учитываемых на их балансе и используемых ими для нужд здравоохранения. В связи с этим основным условием уменьшения балансовой стоимости имущества организации на стоимость объекта социально-культурной сферы, используемого для нужд здравоохранения, является сам факт его использования организацией-балансодержателем по целевому назначению. При этом необходимо учитывать, что в соответствии с гл.30 "Налог на имущество организаций" Кодекса объект налогообложения и налоговая база по налогу на имущество организаций определяются в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета. Организация в целях правильного исчисления данного налога должна обеспечить раздельный бухгалтерский учет льготируемого и нельготируемого имущества. Единицей бухгалтерского учета основных средств является инвентарный объект. В случае если объект социально-культурной сферы, ранее использовавшийся самой организацией для нужд здравоохранения, сдается в аренду (то есть не используется самой организацией для нужд здравоохранения), то данный объект подлежит налогообложению в общеустановленном порядке независимо от целей его использования арендатором. К льготируемым объектам в соответствии с вышеназванной нормой ст.381 Кодекса могут быть отнесены административные помещения, а также расположенные в них компьютеры и другая оргтехника, используемые аппаратом управления и находящиеся в неразрывной связи как по своему назначению, так и по осуществляемым функциям с льготируемыми объектами, непосредственно участвующими в процессе создания и оказания услуг в области здравоохранения. Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 6 апреля 2004 г. N 04-05-06/36 18.05.2004 Е.Зернова Проект "КонсультантБухгалтер" Вопрос: Постановлением Правительства РФ от 16.02.2004 N 84 внесены изменения и дополнения в состав показателей счета-фактуры - добавлены код причины постановки (КПП), расшифровка Ф.И.О. руководителя, главного бухгалтера или индивидуального предпринимателя. Однако Налоговый кодекс РФ таких требований не устанавливает. В нем четко перечислены все необходимые для счета-фактуры реквизиты (п.5 ст.169 НК РФ), и в этом перечне нет такого показателя, как КПП. В НК РФ нет также требования расшифровки подписей (п.6 ст.169 НК РФ). Признать счет-фактуру недействительным можно, только если отсутствует показатель, установленный Кодексом (п.2 ст.169 НК РФ). Просим дать разъяснение: является ли счет-фактура недействительным, если в нем отсутствует показатель КПП, а также расшифровка подписей руководителя, главного бухгалтера или индивидуального предпринимателя? Ответ: Согласно п.5 ст.169 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в состав реквизитов счетов-фактур включены идентификационные номера налогоплательщика и покупателя товаров (работ, услуг). На основании п.7 ст.84 Кодекса идентификационный номер налогоплательщика присваивается каждому налогоплательщику при постановке на учет в налоговом органе и является единым по всем видам налогов и сборов. В соответствии с п.1 ст.83 Кодекса в целях проведения налогового контроля налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств и по иным основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом. В связи с особенностями учета указанных организаций Приказом МНС России от 27.11.1998 N ГБ-3-12/309 "Об утверждении Порядка и условий присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика и форм документов, используемых при учете в налоговом органе юридических и физических лиц" предусмотрено, что в дополнение к идентификационному номеру налогоплательщика вводится код причины постановки на учет. Таким образом, код причины постановки на учет является дополнением к идентификационному номеру налогоплательщика. Что касается расшифровки подписи руководителя и главного бухгалтера организации или индивидуального предпринимателя, то согласно п.6 ст.169 Кодекса счет-фактура подписывается руководителем и главным бухгалтером организации либо иными лицами, уполномоченными на то приказом (иным распорядительным документом) по организации или доверенностью от имени организации. При выставлении счета-фактуры индивидуальным предпринимателем счет-фактура подписывается индивидуальным предпринимателем с указанием реквизитов свидетельства о государственной регистрации этого индивидуального предпринимателя. В состав реквизита "Подпись" включается как личная подпись, так и ее расшифровка (инициалы, фамилия), что подтверждается рядом нормативных и рекомендательных документов, в том числе Методическими указаниями по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденными Приказом Минфина России от 13.10.2003 N 91н (зарегистрировано в Минюсте России 21.11.2003 N 5252) и разработанными на основе Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", а также ГОСТ Р 6.30-2003 "Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов", принятым Постановлением Госстандарта России от 03.03.2003 N 65-ст. Таким образом, дополнения, внесенные в форму счета-фактуры Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2004 N 84 "О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2000 г. N 914", о необходимости указания кода причины постановки на учет, а также расшифровки подписей руководителя и главного бухгалтера организации или индивидуального предпринимателя вышеуказанным нормам п.п.5 и 6 ст.169 Кодекса не противоречат. Согласно п.2 ст.169 Кодекса счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного указанными п.п.5 и 6 ст.169 Кодекса, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю сумм налога на добавленную стоимость к вычету или возмещению. Пунктом 6 Указа Президента Российской Федерации от 23.05.1996 N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" предусмотрено, что акты Правительства Российской Федерации, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус федеральных органов исполнительной власти, а также организаций, вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении семи дней после дня их первого официального опубликования. Учитывая изложенное, а также принимая во внимание то, что указанное Постановление Правительства Российской Федерации от 16.02.2004 N 84 официально опубликовано в Собрании законодательства Российской Федерации 23.02.2004, суммы налога на добавленную стоимость, указанные в счете-фактуре, выставленном после 1 марта 2004 г. и в котором отсутствует код причины постановки на учет, а также расшифровки подписей руководителя и главного бухгалтера организации или индивидуального предпринимателя, к вычету приниматься не должны. Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 5 апреля 2004 г. N 04-03-11/54 18.05.2004 Е.Зернова Проект "КонсультантБухгалтер" Вопрос: Просим разъяснить порядок применения НДС организацией, перешедшей с 01.01.2004 на уплату единого сельскохозяйственного налога. В частности, должна ли указанная организация выделять сумму НДС в выставляемых покупателям расчетных и первичных учетных документах и оформлять счета-фактуры? Как следует учитывать суммы НДС, уплаченные по приобретенным товарам? Ответ: Согласно п.3 ст.346.1 гл.26.1 "Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог)" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) уплата единого сельскохозяйственного налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности за налоговый период организациями, перешедшими на уплату единого сельскохозяйственного налога, предусматривает замену уплаты налога на прибыль организаций, налога на добавленную стоимость (за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации), налога на имущество организаций и единого социального налога. Таким образом, организации, перешедшие на уплату единого сельскохозяйственного налога, не являются плательщиками налога на добавленную стоимость. На основании п.1 ст.168 гл.21 "Налог на добавленную стоимость" Кодекса соответствующая сумма налога на добавленную стоимость предъявляется к оплате покупателю товаров (работ, услуг) только плательщиками налога на добавленную стоимость. Учитывая изложенное, вышеуказанным организациям при осуществлении операций, облагаемых единым сельскохозяйственным налогом, в выставляемых покупателям расчетных и первичных учетных документах сумму налога на добавленную стоимость выделять не следует и счета-фактуры оформлять не требуется. При этом следует иметь в виду, что в соответствии с п.5 ст.173 гл.21 Кодекса в случае выставления организацией, перешедшей на уплату единого сельскохозяйственного налога, покупателю товара (работ, услуг) счета-фактуры с выделением суммы налога на добавленную стоимость вся сумма налога, указанная в этом счете-фактуре, подлежит уплате в бюджет. Что касается сумм налога на добавленную стоимость, уплаченных по приобретенным товарам (работам, услугам), то согласно пп.8 п.2 ст.346.5 гл.26.1 Кодекса при определении объекта налогообложения единым сельскохозяйственным налогом данные суммы налога на добавленную стоимость учитываются в составе расходов. Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 31 марта 2004 г. N 04-03-11/51 18.05.2004 Е.Зернова Проект "КонсультантБухгалтер" Вопрос: В соответствии с пп.10 п.2 ст.149 НК РФ от обложения НДС освобождается реализация услуг по предоставлению в пользование жилых помещений в жилищном фонде всех форм собственности. Согласно п.3 Постановления Правительства РФ от 02.08.1999 N 887 структура платежей граждан, проживающих в домах, относящихся к жилищному фонду, независимо от форм собственности включает плату: за содержание и текущий ремонт жилого фонда, за капитальный ремонт жилого фонда, за наем жилья. Освобождается ли от обложения НДС в рамках нормы пп.10 п.2 ст.149 НК РФ плата за содержание и текущий ремонт жилищного фонда? Ответ: В соответствии с пп.10 п.2 ст.149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) от обложения налогом на добавленную стоимость освобождается реализация услуг по предоставлению в пользование жилых помещений в жилищном фонде всех форм собственности. Согласно ст.671 Гражданского кодекса Российской Федерации предоставление собственником жилого помещения или управомоченным им лицом (наймодателем) другой стороне (нанимателю) жилого помещения за плату во владение и пользование для проживания в нем осуществляется на основе договора найма жилого помещения. Таким образом, в рамках указанной нормы пп.10 п.2 ст.149 Кодекса плата за наем жилья освобождается от обложения налогом на добавленную стоимость. Что касается услуг по содержанию и текущему ремонту жилищного фонда, то операции по реализации таких услуг подлежат обложению налогом на добавленную стоимость в общеустановленном порядке. Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 24 марта 2004 г. N 04-03-09/10 18.05.2004 Е.Зернова Проект "КонсультантБухгалтер" Вопрос: ООО производит оборудование, которое реализует по цене, включающей стоимость гарантийного ремонта. При реализации оборудования НДС уплачивается в полном объеме, то есть и со стоимости гарантийного ремонта. Гарантийный ремонт осуществляется без взимания дополнительной платы, в том числе без взимания стоимости заменяемых деталей. В соответствии с пп.13 п.2 ст.149 НК РФ услуги, оказываемые без взимания дополнительной платы, по ремонту и техническому обслуживанию товаров и бытовых приборов в период гарантийного срока их эксплуатации, включая стоимость запасных частей для них и деталей к ним, от обложения НДС освобождены. Запчасти приобретаются у поставщиков как для гарантийного ремонта, так и для производства оборудования по стоимости, включающей НДС. Подлежит ли восстановлению сумма НДС, принятого к вычету по запчастям на дату их оприходования, в момент их списания на прочие расходы для выполнения гарантийного ремонта, учитывая положения пп.1 п.2 ст.170 НК РФ? Если указанные суммы подлежат восстановлению, как это отразить в налоговой декларации? В случае если гарантийный ремонт оборудования осуществляется сторонними организациями, вправе ли ООО принять к вычету НДС, уплаченный сторонним организациям в отношении услуг по гарантийному ремонту? Ответ: В соответствии с пп.13 п.2 ст.149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) услуги, оказываемые без взимания дополнительной платы, по ремонту и техническому обслуживанию товаров и бытовых приборов в период гарантийного срока их эксплуатации, включая стоимость запасных частей для них и деталей к ним, от обложения налогом на добавленную стоимость освобождены. Согласно пп.1 п.2 ст.170 Кодекса, на который ссылаются в письме, суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные при приобретении товаров (работ, услуг), используемых при осуществлении операций, освобождаемых от обложения налогом на добавленную стоимость, в том числе при оказании услуг по гарантийному ремонту, к вычету не принимаются, а учитываются в стоимости таких товаров (работ, услуг). При этом на основании п.3 данной статьи Кодекса в случае принятия налогоплательщиком указанных сумм налога к вычету соответствующие суммы подлежат восстановлению и уплате в бюджет. Таким образом, суммы налога на добавленную стоимость, принятые к вычету, по запасным частям, использованным организацией при гарантийном ремонте, подлежат восстановлению. Восстановление указанных сумм налога следует отразить в декларации по налогу на добавленную стоимость за налоговый период, в котором стоимость запасных частей списывается на расходы по гарантийному ремонту. В этом случае в указанной декларации сумму налога, подлежащую вычету за отчетный период, следует уменьшить на суммы налога, ранее принятые к вычету по товарам, использованным при осуществлении гарантийного ремонта. Что касается сумм налога на добавленную стоимость, уплаченных сторонним организациям в отношении услуг по ремонту, то на основании вышеуказанной нормы пп.1 п.2 ст.170 Кодекса данные суммы налога вычету не подлежат. Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 22 марта 2004 г. N 04-03-11/44 18.05.2004 Е.Зернова Проект "КонсультантБухгалтер" Вопрос: Просим разъяснить вопрос применения льгот по налогу на имущество согласно положениям гл.30 НК РФ. В состав медицинского центра входят несколько учреждений, в том числе больницы, поликлиники, санатории. Кроме того, на балансе центра находятся жилые поселки, подсобные сельскохозяйственные производства и прочие объекты инфраструктуры, обеспечивающие нормальное функционирование лечебно-профилактических и санаторно-курортных учреждений. Распространяются ли льготы по налогу на имущество, предусмотренные ст.381 НК РФ, на такие объекты, обеспечивающие непрерывный рабочий процесс? Ответ: В соответствии с п.7 ст.381 гл.30 Налогового кодекса Российской Федерации освобождаются от обложения налогом на имущество организаций организации в отношении объектов социально-культурной сферы, используемых ими для нужд культуры и искусства, образования, физической культуры и спорта, здравоохранения и социального обеспечения. Организация вправе воспользоваться данной льготой только при условии непосредственного использования указанного имущества по целевому назначению. Объекты, обеспечивающие непрерывный рабочий процесс лечебно-профилактических и санаторно-курортных учреждений, такие как жилые поселки и подсобные сельскохозяйственные производства, не относятся к вышеназванным объектам социально-культурной сферы (поскольку относятся к объектам жилищного фонда и к объектам, используемым для производства сельскохозяйственной продукции) и подлежат налогообложению в общеустановленном порядке. Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 19 марта 2004 г. N 04-05-06/23 18.05.2004 Е.Зернова Проект "КонсультантБухгалтер" Вопрос: Работник направлен в долгосрочную (более 183 дней) зарубежную командировку. Трудовые обязанности работник выполняет за пределами РФ. Зарплату ему начисляют здесь и переводят на счет в банке, расположенном в России. Подлежит ли налогообложению в РФ вознаграждение, получаемое сотрудником в связи с выполнением своих трудовых обязанностей на территории другого государства? Ответ: В соответствии со ст.ст.207 и 209 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) плательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, по всем доходам, полученным ими в отчетном налоговом периоде, а также физические лица, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, по доходам от источников в Российской Федерации. На основании ст.11 Кодекса физические лица являются налоговыми резидентами Российской Федерации, если они фактически находятся на ее территории не менее 183 дней в календарном году. Подпунктом 6 п.3 ст.208 Кодекса установлено, что вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей, выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия за пределами Российской Федерации относится к доходам, полученным от источников за пределами Российской Федерации. Поскольку, как следует из письма, специалист получает вознаграждение за выполнение трудовых обязанностей на территории другого государства, то на основании пп.6 п.3 ст.208 Кодекса такие доходы относятся к доходам, полученным от источников за пределами Российской Федерации. Исходя из изложенного вознаграждение, получаемое сотрудником в связи с выполнением своих трудовых обязанностей на территории другого государства, не подлежит налогообложению в Российской Федерации, если это лицо находится на территории Российской Федерации менее 183 дней в календарном году, то есть не является налоговым резидентом Российской Федерации. Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 16 марта 2004 г. N 04-04-06/43 18.05.2004 Е.Зернова Проект "КонсультантБухгалтер" Вопрос: Организация в январе 2004 г. после перехода на УСНО оплатила товар, приобретенный и реализованный при применении общей системы налогообложения. Дата получения дохода (осуществления расхода) при исчислении налога на прибыль определялась по методу начисления. Можно ли учесть для целей обложения единым налогом расходы в виде стоимости товаров, оплаченных поставщикам? Ответ: Согласно пп.5 п.1 ст.346.25 Налогового кодекса РФ не вычитаются из налоговой базы по единому налогу денежные средства, уплаченные после перехода на упрощенную систему налогообложения в оплату расходов налогоплательщика, если до перехода на упрощенную систему налогообложения такие расходы были учтены при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в соответствии с гл.25 НК РФ. Пунктом 1 ст.268 и п.1 ст.272 НК РФ установлено, что расходы в виде стоимости покупных товаров учитываются для целей налогообложения прибыли непосредственно в момент реализации данных товаров независимо от факта оплаты их стоимости поставщику. Следовательно, поскольку стоимость покупных товаров, оплачиваемая организацией поставщикам после перехода на УСНО, на момент такого перехода уже была учтена при расчете налоговой базы по налогу на прибыль, суммы, перечисленные поставщикам товаров после 01.01.2004, для целей обложения единым налогом не учитываются. 24.03.2004 А.И.Дыбов Центр исследований проблем налогообложения и бухгалтерского учета Вопрос: Организация в январе 2004 г. после перехода на УСНО оплатила товар, приобретенный и реализованный в 2003 г. при применении общей системы налогообложения. Вправе ли организация применить налоговый вычет по НДС либо уплаченный поставщику НДС должен быть учтен в составе расходов при исчислении единого налога? Ответ: Пунктом 1 ст.171 Налогового кодекса РФ установлено, что налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму НДС, исчисленную в соответствии со ст.166 НК РФ, на установленные налоговые вычеты. В соответствии п.2 ст.171 НК РФ вычетам подлежат суммы НДС, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории РФ в отношении товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с гл.21 НК РФ, а также товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи. Налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в специально оговоренных случаях после принятия на учет указанных товаров (п.1 ст.172 НК РФ). Таким образом, можно говорить о следующих условиях принятия к вычету сумм НДС, уплаченных поставщикам товаров (работ, услуг). 1. Покупатель является плательщиком НДС и по итогам отчетного периода исчисляет сумму НДС на основании ст.166 НК РФ. 2. Товары (работы, услуги) оплачены. 3. Предполагаемое использование для операций, подлежащих обложению НДС, принятых на учет товаров (работ, услуг). 4. Наличие счета-фактуры. Только выполнение всех условий дает право на вычет сумм налога, причем вычет должен быть произведен в том периоде, в котором выполнено какое-либо последнее из них (при условии, что другие уже соблюдены). В данной ситуации до 01.01.2004 товары были оприходованы и реализованы, возможно, имелся соответствующий счет-фактура и по итогам месяца, в котором были приобретены товары, организация исчисляла НДС в соответствии со ст.166 НК РФ, однако оплачены товары не были. Следовательно, права на вычет сумм НДС, уплаченных поставщикам товаров, организация до 01.01.2004 не имела, поскольку не было выполнено второе условие. После 01.01.2004 организация перешла на упрощенную систему налогообложения, а значит, не исчисляет по итогам налогового периода НДС в соответствии со ст.166 НК РФ, то есть не выполняется упомянутое условие 1 (п.1 ст.171 НК РФ). Таким образом, налоговый вычет организацией применяться также не может. В соответствии с пп.8 п.1 ст.346.16 НК РФ в состав расходов, уменьшающих доходы текущего отчетного (налогового) периода, относятся суммы НДС по приобретаемым товарам (работам и услугам). Следовательно, на первый взгляд, можно предположить, что организация вправе учесть упомянутые выше суммы НДС при расчете налоговой базы по единому налогу (п.2 ст.346.17 НК РФ). Однако, поскольку товары были приобретены и реализованы организацией до 01.01.2004 и не будут использованы для целей получения доходов, включаемых в налоговую базу по единому налогу после 01.01.2003, НДС, уплаченный поставщикам этих товаров в 2004 г., в состав расходов, уменьшающих доходы текущего отчетного (налогового) периода, не включается и погашается за счет собственных средств организации (п.2 ст.346.16, п.1 ст.252 НК РФ). 24.03.2004 А.И.Дыбов Центр исследований проблем налогообложения и бухгалтерского учета Вопрос: Организация несвоевременно представила в налоговый орган декларацию по НДС. Налоговый орган вынес решение о привлечении организации к ответственности по ст.119 НК РФ, увеличив при этом размер штрафа в два раза, так как ранее в отношении нашей организации уже выносилось решение о привлечении к ответственности за непредставление декларации. Однако по решению суда в первый раз штраф не был взыскан. Имеет ли налоговый орган право увеличивать размер штрафа в таких обстоятельствах? Ответ: В случае когда налоговое правонарушение совершено лицом, ранее привлекаемым к ответственности за аналогичное правонарушение, размер штрафа за налоговое правонарушение увеличивается на 100 процентов (п.2 ст.112, п.4 ст.114 Налогового кодекса РФ). При этом согласно п.3 ст.112 НК РФ лицо, с которого взыскана налоговая санкция, считается подвергнутым этой санкции в течение 12 месяцев с момента вступления в силу решения суда или налогового органа о применении налоговой санкции. Иными словами, налогоплательщик считается привлеченным к налоговой ответственности, если только санкция за допущенное ранее налоговое правонарушение была взыскана. В данной же ситуации у налогового органа отсутствуют основания применить к организации повышенный размер штрафа, так как во взыскании санкции за предыдущее аналогичное нарушение суд отказал и организацию нельзя признать лицом, ранее привлекавшимся к ответственности. 10.03.2004 Т.А.Ашомко Центр исследований проблем налогообложения и бухгалтерского учета Вопрос: Иностранная организация, имеющая 51%-ную долю в уставном капитале российской организации (не являющейся банком и не занимающейся лизинговой деятельностью), предоставляет ей заем в размере 100 000 долл. США на 5 лет под 5% годовых. Возврат займа и процентов осуществляется в иностранной валюте (долларах) ежемесячно в равных долях. Собственный капитал российской организации на конец года в пересчете на доллары США составляет 25 000. Нужно ли российской организации определять предельный размер процентов, подлежащих включению в состав расходов по долговым обязательствам при исчислении налога на прибыль организаций? Если нужно, то как? Ответ: В соответствии с п.2 ст.269 Налогового кодекса РФ если налогоплательщик - российская организация имеет непогашенную задолженность по долговому обязательству перед иностранной организацией, прямо или косвенно владеющей более 20% уставного капитала этой российской организации (контролируемая задолженность), и если размер непогашенных налогоплательщиком - российской организацией долговых обязательств, предоставленных иностранной организацией, более чем в три раза превышает разницу между суммой его активов и величиной обязательств (далее - собственный капитал) на последний день отчетного (налогового) периода, при определении предельного размера процентов, подлежащих включению в состав расходов, с учетом положений данного пункта применяются определенные правила. При этом в целях п.2 ст.269 НК РФ при определении величины собственного капитала в расчет не принимаются суммы долговых обязательств в виде задолженности по налогам и сборам, включая текущую задолженность по уплате налогов и сборов, суммы отсрочек, рассрочек, налогового кредита и инвестиционного налогового кредита (п.2 ст.269 НК РФ). Исходя из примера, приведенного в подразделе 2 разд.5.4.1 Методических рекомендаций по применению главы 25 "Налог на прибыль организаций" части второй НК РФ, утвержденных Приказом МНС России от 20.12.2002 N БГ-3-02/729, а также учитывая то, что результат произведения величины собственного капитала организации (25 000 долл.) на три составляет сумму, меньшую, чем величина задолженности российской организации перед иностранной организацией (75 000 долл. < 100 000 долл.), необходимо определять предельный размер процентов, подлежащих включению в состав расходов по долговым обязательствам при исчислении налога на прибыль организаций. Для определения предельного размера указанных процентов организация, согласно п.2 ст.269 НК РФ, обязана на последний день каждого отчетного (налогового) периода исчислять предельную величину признаваемых расходом процентов по контролируемой задолженности путем деления суммы процентов, начисленных налогоплательщиком в каждом отчетном (налоговом) периоде по контролируемой задолженности, на коэффициент капитализации, рассчитываемый на последнюю отчетную дату соответствующего отчетного (налогового) периода. При этом коэффициент капитализации определяется путем деления величины соответствующей непогашенной контролируемой задолженности на величину собственного капитала, соответствующую доле прямого или косвенного участия этой иностранной организации в уставном (складочном) капитале российской организации, и деления полученного результата на три. Исходя из предоставленных данных: размер контролируемой задолженности - 100 000 долл.; величина собственного капитала - 25 000 долл.; доля прямого участия иностранной организации в уставном капитале российской организации - 51%; величина начисленных по условиям договора процентов в год - 5000 долл. (100 000 x 5 / 100); коэффициент капитализации - 0,68 ((100 000 / 25 000 x 0,51) / 3). В состав расходов включаются проценты по контролируемой задолженности, рассчитанные в соответствии с п.2 ст.269 НК РФ, но не более фактически начисленных процентов (п.3 ст.269 НК РФ). Размер процентных расходов, которые можно учесть согласно п.3 ст.269 НК РФ в налоговой базе текущего налогового периода (так называемые предельные проценты), составляет 7353 долл. (5000 / 0,68), что больше, чем 5000 долл. Следовательно, организация вправе отнести в состав расходов всю сумму процентов по займу. 13.04.2004 А.В.Рымкевич Издательство "Главная книга" Вопрос: Подлежат ли обложению налогом на добавленную стоимость услуги по перевозкам импортируемого товара до пересечения границы России и после нее, если перевозчик - иностранная организация и договор заключен непосредственно с ней? Ответ: Объектом налогообложения по НДС признается среди прочих операций реализация услуг на территории Российской Федерации (пп.1 п.1 ст.146 Налогового кодекса РФ). В целях гл.21 "Налог на добавленную стоимость" НК РФ местом реализации услуг признается территория России, если деятельность организации, которая оказывает услуги, не предусмотренные пп.1 - 4 п.1 ст.148 НК РФ, осуществляется на территории России (пп.5 п.1 ст.148 НК РФ). Местом осуществления деятельности такой организации считается территория Российской Федерации в случае фактического присутствия этой организации на территории России на основе государственной регистрации, а при ее отсутствии - на основании места, указанного в учредительных документах организации, места управления организацией, места нахождения постоянно действующего исполнительного органа организации, места нахождения постоянного представительства в Российской Федерации (если услуги оказаны через это постоянное представительство) (п.2 ст.148 НК РФ). Поскольку иностранная организация зарегистрирована за рубежом и не имеет зарегистрированного представительства на территории РФ (услуги оказаны непосредственно головной организацией без участия зарегистрированного представительства), услуги по перевозке считаются оказанными за пределами территории Российской Федерации и, соответственно, не облагаются НДС. Все вышеизложенное подтверждается Постановлением ФАС Волго-Вятского округа от 14.05.2003 N А43-8676/02-16-384, а также Письмом УМНС России по г. Москве от 22.11.2002 N 24-11/57015. 13.04.2004 А.В.Рымкевич Издательство "Главная книга" Вопрос: Иностранная организация зарегистрирована в Германии и не имеет представительства на территории Российской Федерации, обладает 100%-ной долей в уставном капитале российской организации и предоставляет ей заем в размере 120 000 евро на 5 лет под 5% годовых. Возврат займа и уплата процентов по нему осуществляются в иностранной валюте (евро) ежемесячно в равных долях. Является ли российская организация налоговым агентом, обязанным исчислить, удержать и перечислить в бюджет налог на прибыль при выплате процентов иностранной организации? Ответ: В соответствии с пп.3 п.1 ст.309 Налогового кодекса РФ процентный доход от долговых обязательств, полученный иностранной организацией, который не связан с ее предпринимательской деятельностью в Российской Федерации, относится к доходам иностранной организации от источников в Российской Федерации и подлежит обложению налогом на прибыль организаций, удерживаемым у источника выплаты доходов. Согласно п.1, пп.4 п.2 ст.310 НК РФ исчисление и удержание суммы налога с доходов, выплачиваемых иностранным организациям, производятся налоговым агентом (российской организацией или иностранной организацией, осуществляющей деятельность в Российской Федерации через постоянное представительство, выплачивающей доход иностранной организации) по всем видам доходов, указанных в п.1 ст.309 НК РФ, во всех случаях выплаты таких доходов, за некоторыми исключениями. К таким исключениям, в частности, относятся случаи выплаты доходов, которые в соответствии с международными договорами (соглашениями) не облагаются налогом в Российской Федерации при условии предъявления иностранной организацией налоговому агенту подтверждения, предусмотренного п.1 ст.312 НК РФ. В соответствии с п.1 ст.11 Соглашения между Российской Федерацией и Федеративной Республикой Германия об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество от 29.05.1996 (далее - Соглашение) проценты, возникающие в одном Договаривающемся Государстве (в данном случае в России) и выплачиваемые резиденту другого Договаривающегося Государства (в данном случае иностранной организации), могут облагаться налогом только в этом другом государстве, если этот резидент (иностранная организация) фактически обладает правом собственности на проценты. При этом термин "проценты" означает доходы от долговых требований любого вида, включая и случаи, когда требования обеспечены залоговым правом на земельные участки или содержат право на участие в прибыли должника. Пени за несвоевременную выплату не считаются процентами для целей данной статьи (п.2 ст.11 Соглашения). Таким образом, доход, имеющий регулярный характер, получение которого не связано с активной предпринимательской деятельностью на территории России через постоянное представительство, будет облагаться только в ФРГ - государстве, резидентом которого является фактический получатель дохода, и, соответственно, не подлежит налогообложению в государстве, резидентом которого является источник выплаты дохода (в России). Отметим, что п.5 Протокола к Соглашению, согласно которому доходы в виде процентов, возникающие в России, могут облагаться налогом в соответствии с законодательством РФ, если они: a) основаны на правах или долговых требованиях, предусматривающих участие в прибыли, и b) подлежат вычету при исчислении прибыли плательщика этих доходов, к изложенной в вопросе ситуации не применяется, поскольку, на наш взгляд, распространяется на ситуации, когда, например, последствием неисполнения долговых обязательств является переход к кредитору права собственности на долю в уставном капитале должника. Следовательно, мы считаем, что российская организация, хотя и является налоговым агентом (поскольку выплачивает доход иностранной организации), однако вправе не исчислять и не удерживать суммы налога на прибыль организаций с доходов, выплачиваемых иностранной организации, при условии предъявления иностранной организацией (до даты выплаты дохода) налоговому агенту (российской организации) подтверждения того, что эта иностранная организация имеет постоянное местонахождение в ФРГ, которое должно быть заверено Федеральным министерством финансов ФРГ или уполномоченным им органом (пп."f" п.1 ст.3 Соглашения), а также переведено на русский язык (п.1 ст.312 НК РФ). 07.04.2004 А.В.Рымкевич Издательство "Главная книга" Вопрос: ООО является заемщиком по договору со швейцарской компанией. В соответствии с п.1 ст.11 Соглашения между Российской Федерацией и Швейцарской Конфедерацией об избежании двойного налогообложения проценты могут облагаться налогом в государстве, резидентом которого является получатель дохода. Согласно этому стороны договорились, что проценты будут облагаться налогом в Швейцарии. Может ли в данном случае ООО при уплате процентов по договору займа не удерживать налог на доходы швейцарской компании на территории РФ? Ответ: Как следует из ст.11, Соглашением не исключается возможность налогообложения процентов в обоих Договаривающихся Государствах. Так, в п.1 ст.11 Соглашения говорится, что проценты могут облагаться налогом в государстве, резидентом которого является получатель дохода, а в п.2 данной статьи устанавливается, что проценты могут также облагаться в государстве, в котором они возникают, и в соответствии с законодательством этого государства. При этом в отношении лиц, имеющих фактическое право на получение дохода, предусмотрено ограничение налогообложения процентов в государстве источника дохода в размере не более 10 процентов от общей суммы процентов. Вопрос о том, каким образом воспользуются Договаривающиеся Государства своим правом, закрепленным в ст.11 Соглашения, облагать в той или иной мере процентные доходы, решается самими государствами путем введения соответствующих положений во внутреннее налоговое законодательство. Таким образом, решать, облагать или не облагать процентные доходы в каком-либо из Договаривающихся Государств, могут только сами эти государства, а не организации, вступающие между собой в гражданско-правовые отношения. Никакие оговорки в гражданско-правовых договорах относительно уплаты налогов, не соответствующие законодательству, не имеют никакой юридической силы. С учетом вышеизложенного ООО при выплатах процентного дохода по договору займа со швейцарской компанией обязано удерживать налог, исходя из положений п.2 ст.11 Соглашения и гл.25 Налогового кодекса Российской Федерации, независимо от уплаты налога в Швейцарии. Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 18 февраля 2004 г. N 04-06-05 18.05.2004 О.Б.Солдатова Проект "КонсультантФинансист" Вопрос: ООО закупает товар в Республике Белоруссия и оплачивает белорусской организации-перевозчику стоимость транспортных услуг по доставке товара автомобильным транспортом на склад в РФ. Подлежат ли вычету суммы НДС, уплаченные белорусскому поставщику? Должно ли ООО выполнять обязанности налогового агента, удерживая сумму НДС при оплате транспортных услуг белорусской организации-перевозчику? Вправе ли ООО принять к вычету НДС, уплаченный белорусскому перевозчику в составе транспортных расходов? Ответ: Порядок применения налога на добавленную стоимость во взаимной торговле Российской Федерации и Республики Белоруссия в отношении взимания этого налога по товарам, реализуемым с территории Российской Федерации на территорию Республики Белоруссия, а также по ввезенным на территорию Российской Федерации товарам, являющимся продуктами переработки товаров, вывезенных с территории Российской Федерации для переработки на территорию Республики Белоруссия, установлен ст.13 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах". Кроме того, данной статьей установлено, что суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные белорусским хозяйствующим субъектам по товарам, происходящим и ввозимым с территории Республики Белоруссия, подлежат вычету (возмещению, зачету) в порядке, действовавшем до 1 июля 2001 г. В связи с этим указанные суммы налога на добавленную стоимость принимаются к вычету у российских налогоплательщиков при условии указания этих сумм в первичных и расчетных документах. Что касается других товаров, реализуемых с территории Республики Белоруссия, а также работ (услуг), выполненных (оказанных) хозяйствующими субъектами Российской Федерации и Республики Белоруссия во взаимной торговле, то в отношении таких товаров (работ, услуг) указанных ст.13 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ особенностей применения налога на добавленную стоимость не предусмотрено. Поэтому при рассмотрении вопроса о порядке обложения налогом на добавленную стоимость указанных товаров (работ, услуг) правомерно руководствоваться нормами гл.21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), в том числе положениями ст.ст.147 и 148 о месте реализации товаров (работ, услуг). Так, на основании пп.5 п.1 ст.148 Кодекса место реализации услуг по перевозке товаров определяется по месту деятельности организации, оказывающей такие услуги. При этом согласно п.2 ст.148 Кодекса местом осуществления деятельности организации, оказывающей услуги по перевозке товаров автомобильным транспортом, считается территория Российской Федерации в случае фактического присутствия этой организации на территории Российской Федерации на основе государственной регистрации, а при ее отсутствии - на основании места, указанного в учредительных документах организации, места управления организацией, места нахождения постоянно действующего исполнительного органа организации, места нахождения постоянного представительства в Российской Федерации (если услуги оказаны через это постоянное представительство). Учитывая изложенное, местом реализации услуг по перевозке автомобильным транспортом импортируемых в Российскую Федерацию товаров, оказываемых белорусской организацией, не имеющей постоянного представительства в Российской Федерации, территория Российской Федерации не является, и такие услуги не признаются объектом обложения налогом на добавленную стоимость в Российской Федерации. Что касается вычета сумм налога на добавленную стоимость, уплаченных белорусской организации по услугам по перевозке импортируемых в Российскую Федерацию товаров, то принимая во внимание норму п.2 ст.171 Кодекса о вычете сумм налога на добавленную стоимость, уплаченных при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные белорусской организации по указанным услугам, у российских налогоплательщиков к вычету не принимаются. Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 18 февраля 2004 г. N 04-03-08/09 18.05.2004 О.Б.Солдатова Проект "КонсультантФинансист" =====================================================================
Информация предоставлена компанией "Консультант Плюс", являющейся разработчиком одноименных справочных правовых систем. Общероссийская Сеть распространения правовой информации КонсультантПлюс объединяет 300 региональных информационных центров, которые занимаются поставкой систем и передачей информации пользователям в 150 городах России. На специализированном правовом сервере: http://www.consultant.ru/ можно получить бесплатный доступ к большому массиву актуальной справочной правовой информации, а также узнать подробнее о программных продуктах и услугах Сети КонсультантПлюс, о ее структуре и деятельности, скачать демонстрационные версии профессиональных систем.
http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru |
Отписаться
Убрать рекламу |
В избранное | ||