← Апрель 2004 → | ||||||
1
|
2
|
3
|
4
|
|||
---|---|---|---|---|---|---|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
11
|
12
|
13
|
14
|
15
|
16
|
17
|
18
|
19
|
20
|
21
|
22
|
24
|
25
|
|
26
|
27
|
28
|
29
|
30
|
За последние 60 дней ни разу не выходила
Сайт рассылки:
http://www.consultant.ru/
Открыта:
19-07-2001
Статистика
+1 за неделю
КонсультантПлюс: Вопросы и Ответы Выпуск от 13 апреля 2004 года
Информационный Канал Subscribe.Ru |
Вопросы и ответы
======================================================================== Если не всегда есть время осмыслить происходящие изменения в законодательной базе, отследить наиболее важные документы -- подпишитесь на еженедельную рассылку "Аналитический обзор: важнейшая правовая информация" , которая предоставит Вам обзор наиболее важных документов федерального и регионального законодательства, судебной практики, международного права, актуальных законопроектов. Эта и другие рассылки на cервере www.consultant.ru Код рассылки в Subscribe.Ru: law.russia.review.consweeklydoc ======================================================================== Вопрос: Как учитываются расходы, произведенные предпринимателем по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа при осуществлении им двух видов деятельности, если один из них подпадает под действие системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход, а по другому виду деятельности применяется упрощенная система налогообложения? Ответ: В отличие от гл.26.3 "Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), положениями гл.26.2 "Упрощенная система налогообложения" Кодекса учет при налогообложении сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа, уплаченного предпринимателем за себя, не предусматривается. Учитывая изложенное, суммы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа, уплаченного за себя индивидуальным предпринимателем, могут учитываться только при применении гл.26.3 "Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности" Кодекса. Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 12 февраля 2004 г. N 04-05-12/7 13.04.2004 Е.Зернова Проект "КонсультантБухгалтер" Вопрос: Согласно Письму МНС России от 05.09.2003 N ВГ-6-02/945@ "По вопросам, связанным с применением главы 25 НК РФ" страховые взносы по обязательному пенсионному страхованию относятся к прочим расходам. Признаются ли в налоговом учете данные расходы, а также страховые взносы по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на дату начисления в соответствии с п.7 ст.272 НК РФ? Ответ: Обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний осуществляется в Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний". В соответствии со ст.20 вышеуказанного Закона средства на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний формируются в том числе за счет обязательных страховых взносов страхователей. В соответствии с пп.45 п.1 ст.264 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) взносы по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, производимые в соответствии с законодательством Российской Федерации, относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией. Отнесение страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию, уплачиваемых в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", к прочим расходам разъяснено Письмом МНС России от 05.09.2003 N ВГ-6-02/945@. Порядок определения даты признания расходов для целей налогообложения при использовании налогоплательщиком метода начисления регламентирован ст.272 Кодекса. Согласно пп.1 п.7 указанной статьи датой осуществления внереализационных и прочих расходов признается: для расходов в виде сумм налогов (авансовых платежей по налогам), сборов и иных обязательных платежей - дата начисления налогов и сборов. Таким образом, суммы взносов по обязательному пенсионному страхованию, осуществляемому в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ, а также предусмотренные Федеральным законом от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" подлежат отражению в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, и признаются в налоговом учете на дату начисления указанных взносов. Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 16 февраля 2004 г. N 04-02-05/1/14 13.04.2004 Е.Зернова Проект "КонсультантБухгалтер" Вопрос: Организация-налогоплательщик осуществляет наряду с видами деятельности, облагаемыми налогами в общеустановленном порядке, виды деятельности, переведенные на уплату ЕНВД. В связи с этим заработная плата административно-управленческого персонала распределяется между названными видами деятельности и облагается ЕСН в части, относящейся к видам деятельности, облагаемым налогами в общеустановленном порядке. При этом организация удовлетворяет условиям, указанным в ст.241 НК РФ, позволяющим применять регрессивную шкалу по ЕСН. Просим разъяснить: для определения момента начала применения пониженной ставки по ЕСН учитывается вся зарплата работника административно-управленческого аппарата или только та ее часть, которая приходится на виды деятельности, облагаемые налогами в общеустановленном порядке? Например, за 11 месяцев текущего года бухгалтеру начислено 115 000 руб., из них 96 000 руб. по видам деятельности, облагаемым налогами в общеустановленном порядке. По какой ставке в ноябре следует начислить ЕСН на заработную плату бухгалтера? Ответ: Главой 26.3 "Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) предусмотрено освобождение плательщиков единого налога на вмененный доход от уплаты ряда налогов и сборов, в том числе единого социального налога. Если организация переведена на уплату единого налога на вмененный доход, но одновременно осуществляет и иные виды деятельности, то данная организация должна уплачивать единый социальный налог в порядке, установленном нормами гл.24 "Единый социальный налог" Кодекса, с выплат, производимых в пользу физических лиц, за счет средств, полученных от деятельности, не переведенной на уплату единого налога на вмененный доход. В связи с этим организации следует применять регрессивную шкалу ставок единого социального налога с момента, когда доход работника, полученный от вида деятельности, не переведенного на уплату единого налога на вмененный доход, превысит 100 тыс. руб. с начала года, и при соблюдении условий, установленных в п.2 ст.241 Кодекса. Таким образом, в примере, приведенном в письме, в ноябре единый социальный налог на заработную плату бухгалтера должен начисляться по максимальной ставке. Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 18 февраля 2004 г. N 04-04-04/23 13.04.2004 Е.Зернова Проект "КонсультантБухгалтер" Вопрос: В организации работают иностранные граждане, не имеющие вида на жительство в России, сумма выплат по каждому из которых не превышает 100 000 руб. С 01.01.2003 утратил силу п.2 ст.239 НК РФ, устанавливавший освобождение от уплаты ЕСН с выплат иностранным гражданам, не обладающим правом на государственное пенсионное, социальное обеспечение, медицинскую помощь за счет средств Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ, фондов обязательного медицинского страхования. Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в РФ" установлено, что пенсионное страхование распространяется на иностранных граждан. По какой ставке и в какой бюджет подлежат уплате ЕСН и страховые взносы на обязательное пенсионное страхование с выплат, производимых иностранным гражданам? Ответ: Как правомерно указано в вопросе, согласно ст.8 Федерального закона от 31.12.2001 N 198-ФЗ "О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах" с 1 января 2003 г. утратила силу норма п.2 ст.239 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), в соответствии с которой в 2001 и в 2002 гг. освобождались от уплаты единого социального налога (далее - ЕСН) налогоплательщики, производящие выплаты физическим лицам, с подлежащих налогообложению выплат и иных вознаграждений, выплачиваемых в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства, в случае если такие иностранные граждане и лица без гражданства в соответствии с законодательством Российской Федерации или условиями договора с работодателем не обладали правом на государственное пенсионное, социальное обеспечение и медицинскую помощь, осуществляемую, соответственно, за счет средств Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации и фондов обязательного медицинского страхования. Вопросы применения ЕСН и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в отношении иностранных граждан, осуществляющих деятельность в Российской Федерации, рассмотрены Минфином России совместно с МНС России, Минтрудом России, Пенсионным фондом Российской Федерации, и в результате анализа положений ст.ст.11, 19, 235 и 236 Налогового кодекса Российской Федерации, ст.ст.11, 13, 56 - 59 Трудового кодекса Российской Федерации, ст.7 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" и ст.3 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" решено следующее. С 1 января 2003 г. налогоплательщики, производящие выплаты в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства по трудовым, гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, и авторским договорам, а также иностранные граждане и лица без гражданства, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность в качестве индивидуальных предпринимателей, уплачивают ЕСН в общеустановленном порядке. При этом объектом налогообложения по ЕСН являются любые начисленные в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства выплаты по упомянутым договорам, связанные с выполнением работ (оказанием услуг) на территории Российской Федерации, независимо от статуса нанимателя (российское или иностранное юридическое или физические лицо) и статуса нанимаемого (постоянно проживающее или временно проживающее на территории Российской Федерации лицо). Что касается уплаты страхователями страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за своих работников - иностранцев, то согласно ст.7 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" застрахованными лицами помимо граждан Российской Федерации являются иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие на территории Российской Федерации (как временно, так и постоянно), если они работают по трудовому договору или договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг, а также по авторскому договору. В связи с этим с выплат в пользу иностранных граждан, являющихся застрахованными лицами, должна производиться уплата страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, и, следовательно, должен применяться налоговый вычет при исчислении ЕСН. В связи с вышеизложенным у организации возникает обязанность по уплате ЕСН (14% - в федеральный бюджет, 4% - в бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации, 3,6% - в бюджеты фондов обязательного медицинского страхования) и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (14% - в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации) с производимых выплат до 100 000 руб. в пользу иностранных работников, занятых на территории Российской Федерации, независимо от наличия или отсутствия права у данных работников на пенсионное и социальное обеспечение в Российской Федерации за счет средств соответствующих фондов, а также статуса этих работников (постоянное или временное проживание на территории Российской Федерации). Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 20 февраля 2004 г. N 04-04-04/24 13.04.2004 Е.Зернова Проект "КонсультантБухгалтер" Вопрос: В связи с изменением ставки НДС с 01.01.2004 просим разъяснить следующее. Организация приобрела в июле 2003 г. нежилое помещение. По условиям договора купли-продажи оплата за него происходит ежеквартально до 31.01.2005. Приобретенное нежилое помещение передано по акту приема-передачи в июле 2003 г. В соответствии с п.3 ст.168 НК РФ продавец выписал счет-фактуру в течение 5 дней после передачи помещения с выделением НДС по действующей на тот момент ставке (20%). Какую ставку НДС следует применять при оплате указанного помещения после 01.01.2004? Может ли организация заключить дополнительное соглашение к договору купли-продажи и указать в нем действующую ставку НДС (18%)? Ответ: В соответствии с п.1 ст.168 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при реализации товаров (работ, услуг) налогоплательщик дополнительно к цене (тарифу) реализуемых товаров (работ, услуг) обязан предъявить к оплате покупателю этих товаров (работ, услуг) соответствующую сумму налога на добавленную стоимость. При этом, как правомерно указывается в письме, согласно п.3 данной статьи при реализации товаров, работ и (или) услуг соответствующие счета-фактуры выставляются не позднее 5 дней со дня отгрузки товаров, выполнения работ и (или) оказания услуг. Таким образом, по товарам, в том числе нежилому помещению, приобретенным в 2003 г., но оплачиваемым после 1 января 2004 г., должна применяться ставка налога на добавленную стоимость в размере 20 процентов. Учитывая изложенное, условия договора купли-продажи нежилого помещения, заключенного в 2003 г. и предусматривающего ежеквартальную оплату этого товара с учетом ставки налога на добавленную стоимость в размере 20 процентов, в том числе после 1 января 2004 г., в связи со снижением с 1 января 2004 г. ставки этого налога с 20 до 18 процентов изменять не следует. Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 11 марта 2004 г. N 04-03-11/36 13.04.2004 Е.Зернова Проект "КонсультантБухгалтер" Вопрос: Статьей 59 НК РФ исполнительные органы власти субъектов РФ и органы местного самоуправления наделены правом списания безнадежной к взысканию задолженности по налогам, сборам и пеням. Списание безнадежных к взысканию налоговых санкций (штрафов) НК РФ не предусмотрено. Статьей 32.2 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ установлено, что в случае невозможности взыскания сумм налоговых санкций за нарушения законодательства РФ о налогах и сборах, по которым решение налогового органа было вынесено до 01.01.1999, в отношении указанных сумм применяются правила, предусмотренные в отношении недоимки п.1 ст.59 части первой НК РФ. Порядок признания безнадежными к взысканию и списания недоимки и задолженности по пеням по федеральным налогам и сборам установлен Постановлением Правительства РФ от 12.02.2001 N 100. Порядок признания безнадежными к взысканию и списания сумм налоговых санкций, по которым решение налогового органа было вынесено до 01.01.1999, Правительством РФ не установлен. Вправе ли исполнительные органы власти субъектов РФ, в соответствии со ст.59 НК РФ, списывать безнадежные долги по налоговым санкциям, в том числе выставленным до 01.01.1999? Ответ: Статьей 32.2 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ установлено, что "в случае невозможности взыскания сумм налоговых санкций за нарушения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, которые до введения в действие Налогового кодекса Российской Федерации взимались в бесспорном порядке и по которым решение налогового органа было вынесено до 1 января 1999 г., в отношении указанных сумм применяются правила, предусмотренные в отношении недоимки п.1 ст.59 части первой Налогового кодекса Российской Федерации". Введенная Законом ст.32.2 устанавливает возможность списания безнадежных санкций, которые до вступления в силу Налогового кодекса Российской Федерации взимались в бесспорном порядке и по которым решение налогового органа было вынесено до 1 января 1999 г. В части порядка списания указанных санкций норма ст.32.2 имеет отсылочный характер и распространяет в полном объеме в отношении его регулирования положения о взыскании безнадежных недоимок по налогам и сборам. Порядок списания безнадежных недоимок по налогам и сборам установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.2001 N 100, принятым на основании п.1 ст.59 Налогового кодекса Российской Федерации. В связи с этим ст.32.2 допускает возможность ее прямого применения при регулировании отношений по списанию безнадежных санкций и не требует дополнения указанного Постановления Правительства Российской Федерации, так как не затрагивает его содержательной части. С учетом изложенного МНС России внесло в свой Приказ от 01.06.2001 N BГ-3-10/175, принятый во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 12.02.2001 N 100, соответствующее дополнение, позволяющее налоговым органам по месту нахождения налогоплательщиков принимать решения о признании безнадежной к взысканию и списании сумм налоговых санкций за нарушение законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, которые до введения в действие Налогового кодекса Российской Федерации взимались в бесспорном порядке и по которым решение налогового органа было вынесено до 1 января 1999 г. С учетом изложенного исполнительные органы власти субъектов Российской Федерации вправе, в соответствии со ст.59 части первой Налогового кодекса Российской Федерации, в установленном ими порядке (Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.2001 N 100 рекомендовано применительно к порядку, определенному указанным Постановлением) списывать безнадежные долги по налоговым санкциям, которые до введения в действие Налогового кодекса Российской Федерации взимались в бесспорном порядке и по которым решение налогового органа было вынесено до 1 января 1999 г. Что касается вопроса о списании налоговых санкций за нарушения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, по которым решение налогового органа было вынесено после 1 января 1999 г., то законодательством Российской Федерации о налогах и сборах списание указанных налоговых санкций не предусмотрено. Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 19 февраля 2004 г. N 04-01-10/1-6 13.04.2004 Е.Зернова Проект "КонсультантБухгалтер" Вопрос: Организация в 2002 г. заключила договор финансового лизинга на 7 лет. В рамках этого договора согласован график лизинговых платежей до 2009 г. Данные лизинговые платежи включают в себя НДС по ставке 20%. В соответствии с п.11 ст.1 Федерального закона от 07.07.2003 N 117-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" с 01.01.2004 размер ставки НДС снижен с 20 до 18 процентов. По какой ставке должны выставляться счета-фактуры при взимании лизинговых платежей в соответствии с указанным договором после 01.01.2004? Ответ: Как правомерно указано в письме, в соответствии с п.11 ст.1 Федерального закона от 07.07.2003 N 117-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" с 1 января 2004 г. размер ставки налога на добавленную стоимость снижен с 20 до 18 процентов. Согласно п.1 ст.168 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при реализации товаров (работ, услуг) налогоплательщик дополнительно к цене (тарифу) реализуемых товаров (работ, услуг) обязан предъявить к оплате покупателю этих товаров (работ, услуг) соответствующую сумму налога. При этом на основании п.3 данной статьи Кодекса при реализации товаров (работ, услуг) выставляются соответствующие счета-фактуры не позднее пяти дней, считая со дня отгрузки товара (выполнения работ, оказания услуг). Учитывая изложенное, при взимании лизинговых платежей после 1 января 2004 г., в том числе по договорам, заключенным до 1 января 2004 г., счета-фактуры должны выставляться лизингополучателям с указанием ставки налога на добавленную стоимость в размере 18 процентов. При этом перерасчеты по сумме разницы между суммой налога, указанной в договоре, заключенном до 1 января 2004 г., и суммой налога, указанной в счетах-фактурах, следует производить по договоренности между лизингодателем и лизингополучателем. Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 26 февраля 2004 г. N 04-03-11/26 13.04.2004 Е.Зернова Проект "КонсультантБухгалтер" Вопрос: Просим проконсультировать по следующему вопросу. Организация-лизингополучатель получила лизинговое оборудование стоимостью 200 000 руб., которая соответствует сумме расходов лизингодателя на приобретение этого оборудования. Для доставки лизингового оборудования до собственного склада организация-лизингополучатель воспользовалась услугами автотранспортной компании. Согласно условиям договора лизинговое оборудование учитывается на балансе лизингополучателя. На основании п.1 ст.257 Налогового кодекса РФ организация-лизингополучатель принимает предмет лизинга (оборудование) к налоговому учету в сумме расходов лизингодателя на его приобретение, то есть в данном случае по стоимости 200 000 руб. Вправе ли организация-лизингополучатель, осуществившая расходы по доставке лизингового оборудования, учесть эти расходы для целей налогообложения прибыли в качестве прочих расходов в соответствии с пп.49 п.1 ст.264 НК РФ? Ответ: Пунктом 7 ст.258 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) установлено, что имущество, переданное (полученное) в финансовую аренду по договору финансовой аренды (договору лизинга), подлежит амортизации в соответствии с условиями договора только у одной стороны - лизингодателя или лизингополучателя. Первоначальная стоимость указанного имущества определяется исходя из затрат лизингодателя на его приобретение, сооружение, доставку, изготовление и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования (п.1 ст.257 Кодекса). При этом в случае, если начисление амортизации осуществляется (согласно договору) лизингополучателем, ему необходимо иметь документально подтвержденную информацию об указанных расходах лизингодателя. Следует также иметь в виду, что совокупность экономических и правовых отношений, возникающих в связи с лизингом имущества, определена Федеральным законом от 29.10.1998 N 164-ФЗ "О финансовой аренде (лизинге)". В частности, согласно положениям, установленным данным Федеральным законом, лизингодатель обязан предоставить лизингополучателю имущество, являющееся предметом лизинга, в состоянии, соответствующем условиям договора лизинга и назначению данного имущества. Договор лизинга может включать в себя условия оказания лизингодателем дополнительных услуг (перечень, объем и стоимость дополнительных услуг определяется соглашением сторон). Лизингополучатель обязуется выплатить лизингодателю лизинговые платежи в порядке и сроки, которые предусмотрены договором лизинга, а также выполнить другие обязательства, вытекающие из содержания договора лизинга. При этом под лизинговыми платежами понимается общая сумма платежей по договору лизинга за весь срок действия договора лизинга, в которую входит возмещение затрат лизингодателя, связанных с приобретением и передачей предмета лизинга лизингополучателю, возмещение затрат, связанных с оказанием других предусмотренных договором лизинга услуг, а также доход лизингодателя. В связи с изложенным при определении налоговой базы по налогу на прибыль организация-лизингополучатель не вправе учесть расходы по доставке лизингового оборудования до собственного склада. Указанные расходы могут быть учтены у лизингодателя (при условии соответствия данных расходов критериям, установленным п.1 ст.252 Кодекса). Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 11 марта 2004 г. N 04-02-05/3/21 13.04.2004 Е.Зернова Проект "КонсультантБухгалтер" Вопрос: Просим разъяснить порядок формирования первоначальной стоимости объектов основных средств в налоговом учете. Правильно ли мы понимаем, что платежи за регистрацию прав на недвижимое имущество, являющиеся прочими расходами согласно пп.40 п.1 ст.264 НК РФ, произведенные до ввода объекта в эксплуатацию, формируют первоначальную стоимость объекта основных средств на основании п.1 ст.257, п.5 ст.270 НК РФ? Ответ: В соответствии с п.1 ст.257 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) первоначальная стоимость амортизируемого основного средства определяется как сумма расходов на его приобретение, сооружение, изготовление и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования, за исключением сумм налогов, учитываемых в составе расходов в соответствии с Кодексом. Согласно пп.40 п.1 ст.264 Кодекса к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся платежи за регистрацию прав на недвижимое имущество и землю, сделок с указанными объектами, платежи за предоставление информации о зарегистрированных правах, оплата услуг уполномоченных органов и специализированных организаций по оценке имущества, изготовлению документов кадастрового и технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости. Учитывая вышеизложенное, платежи за регистрацию прав на недвижимое имущество учитываются в составе прочих расходов и не формируют первоначальную стоимость амортизируемого имущества. Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 11 марта 2004 г. N 04-02-05/3/16 13.04.2004 Е.Зернова Проект "КонсультантБухгалтер" Вопрос: Учитываются ли в целях налогообложения прибыли расходы, связанные с приобретением амортизируемого имущества (в частности: плата за регистрацию прав на объекты недвижимости, патентные пошлины за патентование изобретений, полезных моделей, промышленных образцов), в случаях, когда амортизируемое имущество так и не было приобретено в результате отказа в регистрации права собственности на недвижимость или выдаче патента? Ответ: В соответствии со ст.252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в целях налогообложения признаются все произведенные расходы, если они экономически обоснованы, документально подтверждены и при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. При этом под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Под экономически оправданными расходами следует понимать затраты, обусловленные целями получения доходов, удовлетворяющие принципу рациональности и обусловленные обычаями делового оборота. В соответствии с нормами, установленными гл.25 Кодекса, суммы начисленной амортизации включаются налогоплательщиком в состав расходов (в целях налогообложения) по имуществу со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 10 тыс. руб., находящемуся на праве собственности, используемому для извлечения дохода и стоимость которого погашается путем начисления амортизации. Расходы, связанные с приобретением амортизируемого имущества, принимаются при налогообложении при соблюдении вышеуказанных принципов признания расходов. В частности, платежи за регистрацию прав на недвижимое имущество, в соответствии с пп.40 п.1 ст.264, могут быть отнесены налогоплательщиком к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, по основным средствам, приобретенным налогоплательщиком в соответствии с правом собственности. Таким образом, плата за регистрацию прав на объекты недвижимости, не приобретенные налогоплательщиком на праве собственности, в целях налогообложения в расходах учитываться не должна. Что касается принятия для целей налогообложения расходов по уплате патентных пошлин за патентование изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, то необходимо учитывать следующее. В соответствии с п.3 ст.257 Кодекса нематериальными активами признаются приобретенные и (или) созданные налогоплательщиком результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности (исключительные права на них), используемые в производстве продукции (выполнении работ, оказании услуг) или для управленческих нужд организации в течение длительного времени (продолжительностью свыше 12 месяцев). К нематериальным активам, в частности, относится исключительное право патентообладателя на изобретение, промышленный образец, полезную модель. Пункт 3 ст.257 Кодекса содержит важные дополнительные условия, при выполнении которых соответствующие объекты могут быть признаны нематериальными активами. Нематериальный актив должен обладать способностью приносить налогоплательщику экономические выгоды (доход) и должен быть надлежащим образом документально оформлен. Налогоплательщик должен иметь документы, подтверждающие существование самого нематериального актива, и (или) документы, подтверждающие исключительные права налогоплательщика на результаты интеллектуальной деятельности. В качестве таких документов могут выступать, в частности, патенты, свидетельства, другие охранные документы, договор уступки (приобретения) патента, товарного знака. Первоначальная стоимость приобретаемых налогоплательщиком амортизируемых нематериальных активов определяется как сумма расходов на их приобретение и доведение до состояния, в котором нематериальные активы пригодны для использования (за исключением сумм налогов, учитываемых в составе расходов в соответствии с Кодексом). Первоначальная стоимость нематериальных активов, созданных непосредственно налогоплательщиком, определяется как сумма фактических расходов на их создание, изготовление. В указанные расходы включаются, в частности, материальные расходы, расходы на оплату труда, патентные пошлины, связанные с получением патентов или свидетельств (за исключением сумм налогов, учитываемых в составе расходов в соответствии с Кодексом). Следует иметь в виду, что отношения, возникающие в связи с правовой охраной и использованием изобретений, полезных моделей и промышленных образцов, регулируются Патентным законом Российской Федерации от 23.09.1992 N 3517-1 (в ред. Федерального закона от 07.02.2003 N 22-ФЗ). Положениями указанного Закона, в частности, установлено, что права на изобретение, полезную модель, промышленный образец охраняются законом и подтверждаются, соответственно, патентом на изобретение, патентом на полезную модель и патентом на промышленный образец. Заявки на выдачу патента на изобретение, полезную модель или промышленный образец подаются в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности лицом, обладающим правом на получение патента в соответствии с указанным Законом. К заявке на изобретение, на выдачу патента на полезную модель, на промышленный образец должен прилагаться документ, подтверждающий уплату патентной пошлины в установленном размере, или документ, подтверждающий основания для освобождения от уплаты патентной пошлины, либо уменьшения ее размера, либо отсрочки ее уплаты. В случае, если в процессе экспертизы заявки на изобретение по существу установлено несоответствие заявленного изобретения, выраженного формулой, предложенной заявителем, условиям патентоспособности, а также в случае несоответствия заявленного промышленного образца условиям патентоспособности принимается решение об отказе в выдаче патента. Если в результате экспертизы будет установлено, что заявка на полезную модель подана на решение, не охраняемое в качестве полезной модели, принимается решение об отказе в выдаче патента на полезную модель. Как следует из содержания рассматриваемого письма, налогоплательщику отказано в выдаче документов, подтверждающих исключительные его права на результаты интеллектуальной деятельности. Вместе с тем произведенные расходы на уплату патентных пошлин, связанные с выдачей патентов на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, налогоплательщик вправе учесть при налогообложении прибыли в составе прочих расходов при условии, что данные расходы соответствуют положениям, установленным ст.262 Кодекса, а также критериям, установленным п.1 ст.252 Кодекса. Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 11 марта 2004 г. N 04-02-05/3/20 13.04.2004 Е.Зернова Проект "КонсультантБухгалтер" Вопрос: Наша организация одновременно применяет два специальных налоговых режима - УСНО и ЕНВД. Обязаны ли мы вести бухгалтерский учет? Ответ: Действительно, начиная с 2004 г. организации, переведенные на уплату ЕНВД, вправе применять упрощенную систему налогообложения (п.4 ст.346.12 НК РФ). Согласно п.3 ст.4 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" организации, переведенные на упрощенную систему налогообложения, освобождаются от ведения бухгалтерского учета, за исключением учета объектов основных средств и нематериальных активов. При этом ни Законом "О бухгалтерском учете", ни Налоговым кодексом РФ никаких исключений из этого правила для тех организаций, которые совмещают два специальных налоговых режима - упрощенную систему налогообложения и ЕНВД, - не сделано. Учитывая изложенное, считаем, что налогоплательщики, совмещающие два указанных спецрежима, могут не вести бухгалтерский учет (за исключением учета основных средств и нематериальных активов). 22.01.2004 Т.А.Ашомко Центр исследований проблем налогообложения и бухгалтерского учета Вопрос: Организация, уплачивающая налоги в соответствии с общим режимом налогообложения, планирует создание дочерней лизинговой компании. Предполагается, что вновь созданная компания будет применять упрощенную систему налогообложения (УСНО). Не предусмотрены ли действующим законодательством какие-либо ограничения для применения УСНО дочерней организацией в данном случае? Ответ: Согласно п.1 ст.105 ГК РФ хозяйственное общество признается дочерним, если другое (основное) хозяйственное общество или товарищество в силу преобладающего участия в его уставном капитале, либо в соответствии с заключенным между ними договором, либо иным образом имеет возможность определять решения, принимаемые таким обществом. Организации, которые не вправе применять упрощенную систему налогообложения, указаны в п.3 ст.346.12 НК РФ. В указанном перечне не содержится лизинговых компаний. Однако пп.14 п.3 ст.346.16 НК РФ предусмотрено, что не вправе применять упрощенную систему налогообложения организации, в которых доля непосредственного участия других организаций составляет более 25%. Данное ограничение не распространяется на организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50%, а их доля в фонде оплаты труда - не менее 25%. Таким образом, если уставный капитал создаваемой дочерней компании состоит более чем из 25% участия головной организации, а также прочих организаций, она не вправе применять упрощенную систему налогообложения. 22.01.2004 С.С.Лысенко Центр исследований проблем налогообложения и бухгалтерского учета Вопрос: Организацией до получения освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика по НДС в соответствии со ст.145 НК РФ были приобретены и введены в эксплуатацию несколько объектов основных средств, стоимость каждого из которых составляет менее 10 000 руб. При вводе данных объектов в эксплуатацию их стоимость была полностью отнесена к расходам, уменьшающим доходы отчетного (налогового) периода, поскольку они не являются амортизируемым имуществом (п.1 ст.256 НК РФ). Сумма НДС была принята к вычету в соответствии с установленным гл.21 НК РФ порядком. Надо ли нам восстановить НДС по этим объектам после получения освобождения? Ответ: Действительно, сумма НДС, принятая к вычету по основным средствам, приобретенным до использования права на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика по исчислению и уплате налога в соответствии со ст.145 Налогового кодекса РФ, подлежит восстановлению (п.8 ст.145 НК РФ) в последнем налоговом периоде перед отправкой уведомления об использовании права на освобождение путем уменьшения налоговых вычетов. Как разъясняло МНС России в Инструкции по заполнению Декларации по налогу на добавленную стоимость, утвержденной Приказом МНС России от 21.01.2002 N БГ-3-03/25, восстановлению в данном случае подлежат суммы налога, исчисленные с остаточной стоимости основных средств. Иными словами, НДС подлежит восстановлению и уплате в бюджет в доле недоамортизированной стоимости указанного имущества. Однако в рассматриваемом случае указанные основные средства не являются амортизируемым имуществом, их стоимость списана на расходы при исчислении налога на прибыль единовременно, соответственно, можно говорить, что они использованы в периоде, в котором организация признавалась плательщиком НДС. Кроме того, в данном случае отсутствует недоамортизированная стоимость имущества, то есть база для расчета подлежащего восстановлению НДС. Поэтому считаем, что организация не обязана восстанавливать сумму НДС, ранее принятую к вычету, по полностью списанным на расходы объектам имущества, приобретенным до использования права на освобождение от исполнения обязанностей по уплате НДС согласно ст.145 НК РФ. 22.01.2004 С.С.Лысенко Центр исследований проблем налогообложения и бухгалтерского учета Вопрос: Просим разъяснить правомерность отнесения банками применительно к пп.19 п.1 ст.265 части второй НК РФ расходов в виде отчислений организациям, входящим в структуру РОСТО, для аккумулирования и перераспределения средств в целях обеспечения подготовки в соответствии с законодательством РФ граждан по военно-учетным специальностям, военно-патриотического воспитания молодежи, развития авиационных, технических и военно-прикладных видов спорта. Ответ: Порядок определения налоговой базы по налогу на прибыль организаций регламентирован гл.25 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс). Согласно п.2 ст.251 Кодекса при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно от других организаций и (или) физических лиц, при условии соответствия их приведенному в данной статье перечню. Подпункт 10 п.2 вышеуказанной статьи к таким целевым поступлениям относит использованные по назначению средства, полученные структурными организациями РОСТО от Министерства обороны Российской Федерации и (или) другого органа исполнительной власти по генеральному договору, а также целевые отчисления от организаций, входящих в структуру РОСТО, используемые в соответствии с учредительными документами на подготовку в соответствии с законодательством Российской Федерации граждан по военно-учетным специальностям, военно-патриотическое воспитание молодежи, развитие авиационных, технических и военно-прикладных видов спорта. Средства, полученные организациями, входящими в структуру РОСТО, от юридических лиц, не указанных в пп.10 п.2 ст.251 Кодекса, не могут быть признаны целевыми поступлениями для целей налогообложения и, следовательно, должны учитываться при налогообложении как безвозмездно полученные средства в соответствии с п.8 ст.250 Кодекса. В соответствии с п.1 ст.252 Кодекса расходами для целей налогообложения признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные налогоплательщиком. При этом расходы должны быть экономически обоснованны и произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. Пункт 1 ст.265 относит к внереализационным расходам обоснованные затраты на осуществление деятельности, непосредственно не связанной с производством и (или) реализацией, в частности (пп.19) расходы в виде отчислений организациям, входящим в структуру РОСТО, для аккумулирования и перераспределения средств в целях обеспечения подготовки в соответствии с законодательством Российской Федерации граждан по военно-учетным специальностям, военно-патриотического воспитания молодежи, развития авиационных, технических и военно-прикладных видов спорта. Учитывая вышеизложенное, к внереализационным расходам могут быть отнесены только перечисления средств организациям, входящим в структуру РОСТО, предусмотренные законодательством Российской Федерации. Таким образом, добровольное перечисление средств банками структурным организациям РОСТО учитывается для целей налогообложения как безвозмездная передача имущества. В соответствии с пп.16 ст.270 Кодекса расходы в виде стоимости безвозмездно переданного имущества (работ, услуг, имущественных прав) и расходы, связанные с такой передачей, не учитываются при определении налогооблагаемой базы. Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 12 февраля 2004 г. N 04-02-05 13.04.2004 О.Б.Солдатова Проект "КонсультантФинансист" Вопрос: Просим разъяснить отдельные вопросы применения ст.11 Соглашения между РФ и Швейцарской Конфедерацией об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал от 15.10.1995. 1. В каких случаях взимаемый налог не должен превышать 5% от общей суммы процентов? Что включает в себя термин "любого вида заем, предоставленный банком"? 2. Можно ли рассматривать как проценты по займу в целях применения п.2 ст.11 Соглашения проценты по векселям, облигациям, выплачиваемые банкам? 3. Рассматриваются ли как проценты по займу проценты, выплачиваемые по договорам банковского вклада? Ответ: В соответствии с п.2 ст.11 Соглашения проценты, возникающие в одном Договаривающемся Государстве и выплачиваемые резиденту другого Договаривающегося Государства, могут облагаться налогом в первом Договаривающемся Государстве, но взимаемый налог не должен превышать 10% от общей суммы процентов. Однако в случае любого вида займа, предоставленного банком, такой налог не должен превышать 5% от общей суммы процентов. Таким образом, если налогообложение в государстве источника дохода в размере, не превышающем 10% от общей суммы процентов, применяется к любому процентному доходу, определяемому в соответствии с п.4 ст.11 Соглашения, то налогообложение в размере, не превышающем 5% от общей суммы процентов, применяется только в отношении процентов, возникающих из займов, предоставляемых банками. 1. Термин "любого вида заем, предоставленный банком" включает в себя кредиты, предоставляемые банком заемщику. 2. В отношении сумм, выплачиваемых банкам по векселям и облигациям, необходимо руководствоваться следующим. В случаях, когда в соответствии с соглашением сторон договора займа заемщик выдает вексель, удостоверяющий ничем не обусловленное обязательство векселедателя либо иного указанного в векселе плательщика выплатить полученные взаймы денежные суммы, проценты по векселю могут рассматриваться как проценты по договору займа. То есть, чтобы проценты по векселю рассматривались в целях применения п.2 ст.11 Соглашения как проценты по займу, необходимо, чтобы в основании вексельного обязательства лежал договор займа. В соответствии со ст.816 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) в случаях, предусмотренных законом или иными правовыми актами, договор займа может быть заключен путем выпуска и продажи облигаций. В таких случаях суммы процентов по облигациям, выплачиваемые их эмитентами, также могут рассматриваться как суммы процентов по договору займа в смысле п.2 ст.11 Соглашения. 3. Действующее гражданское законодательство рассматривает договоры займа и кредита (гл.42 ГК РФ), с одной стороны, и банковского вклада (гл.44 ГК РФ) - с другой - как отдельные виды договоров, каждый из которых регулируется законом самостоятельно. Некоторые сходства юридических конструкций позволяют диспозитивно применять методы расчета процентов по кредитам также и к договору банковского вклада (абз.2 п.1 ст.838 ГК РФ), но совпадение отдельных условий договоров не дает оснований для их отождествления. Закон "О банках и банковской деятельности" также рассматривает привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады и их размещение от своего имени и за свой счет как самостоятельные банковские операции (ст.1 Закона). С учетом изложенного проценты, выплачиваемые по договорам банковского вклада, не могут рассматриваться как проценты по займам для целей применения п.2 ст.11 Соглашения. Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 26 января 2004 г. N 04-06-02 13.04.2004 О.Б.Солдатова Проект "КонсультантФинансист" Вопрос: В соответствии с п.5 ст.280 НК РФ рыночной ценой ценных бумаг, обращающихся на рынке ценных бумаг, для целей налогообложения признается фактическая цена реализации или иного выбытия ценных бумаг, если эта цена находится в интервале между минимальной и максимальной ценами сделок с указанной ценной бумагой, зарегистрированной организатором торговли на рынке ценных бумаг на дату совершения соответствующей сделки. Правилами проведения торгов по ценным бумагам на ММВБ предусмотрено, что сделки совершаются в нескольких режимах проведения торгов. По всем режимам организатором торгов предоставляется информация по совершенным сделкам купли-продажи с указанием минимальных и максимальных цен, объема торгов, средневзвешенной цены и других показателей. Эта информация предоставляется по каждому режиму отдельно, но может быть предоставлена и в совокупности по всем режимам. Все сделки, заключенные в разных торговых режимах и отраженные в выписке ММВБ, предоставленной Члену Секции (банку), являются зарегистрированными организатором торговли на рынке ценных бумаг на дату заключения сделки, что соответствует нормам ст.280 НК РФ. В случаях заключения сделок на внебиржевом рынке, когда по тем или иным бумагам за конкретный день в торговой сессии (режиме основных торгов) нет сделок купли-продажи, а соответственно, и минимальных, максимальных цен, у банка возникает проблема выбора режима торгов на бирже, который мог бы быть ориентиром при применении положений ст.280 НК РФ. Может ли банк при применении норм ст.280 НК РФ и формировании налоговой базы по сделкам купли-продажи обращающихся ценных бумаг ориентироваться на информацию о ценах на конкретные ценные бумаги, взятую из любого (по выбору банка) биржевого режима торгов, информация по ценам которого может быть предоставлена организатором торгов в течение трех лет со дня проведения торгов? Ответ: В соответствии с п.5 ст.280 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) рыночной ценой ценных бумаг, обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, для целей налогообложения признается фактическая цена реализации или иного выбытия ценных бумаг, если эта цена находится в интервале между минимальной и максимальной ценами сделок (интервал цен) с указанной ценной бумагой, зарегистрированной организатором торговли на рынке ценных бумаг на дату совершения соответствующей сделки. Если по одной и той же ценной бумаге сделки на указанную дату совершались через двух и более организаторов торговли на рынке ценных бумаг, то налогоплательщик вправе самостоятельно выбрать организатора торговли, значения интервала цен которого будут использованы налогоплательщиком для целей налогообложения. При отсутствии информации об интервале цен у организаторов торговли на рынке ценных бумаг на дату совершения сделки налогоплательщик принимает интервал цен при реализации этих ценных бумаг по данным организаторов торговли на рынке ценных бумаг на дату ближайших торгов, состоявшихся до дня совершения соответствующей сделки, если торги по этим ценным бумагам проводились у организатора торговли хотя бы один раз в течение последних 12 месяцев. При соблюдении налогоплательщиком порядка, изложенного выше, фактическая цена реализации или иного выбытия ценных бумаг, находящаяся в соответствующем интервале цен, принимается для целей налогообложения в качестве рыночной цены. В случае реализации ценных бумаг, обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, по цене ниже минимальной цены сделок на организованном рынке ценных бумаг при определении финансового результата принимается минимальная цена сделки на организованном рынке ценных бумаг. Таким образом, при формировании налоговой базы по операциям с ценной бумагой, обращающейся на организованном рынке ценных бумаг, необходимо принимать за интервал цен, указанный в п.5 ст.280 Кодекса, интервал цен того режима торгов, в котором проводилась сделка с рассматриваемой ценной бумагой. Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 14 января 2004 г. N 04-02-05/5/1 13.04.2004 О.Б.Солдатова Проект "КонсультантФинансист" =====================================================================
Информация предоставлена компанией "Консультант Плюс", являющейся разработчиком одноименных справочных правовых систем. Общероссийская Сеть распространения правовой информации КонсультантПлюс объединяет 300 региональных информационных центров, которые занимаются поставкой систем и передачей информации пользователям в 150 городах России. На специализированном правовом сервере: http://www.consultant.ru/ можно получить бесплатный доступ к большому массиву актуальной справочной правовой информации, а также узнать подробнее о программных продуктах и услугах Сети КонсультантПлюс, о ее структуре и деятельности, скачать демонстрационные версии профессиональных систем.
http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru |
Отписаться
Убрать рекламу |
В избранное | ||