Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

КонсультантПлюс: Вопросы и Ответы Выпуск от 16 марта 2004 года


Информационный Канал Subscribe.Ru


Вопросы и ответы

========================================================================
     Если Вы хотите получать информацию о документах, представленных  на
регистрацию  в  Минюст  России,  зарегистрированных,  возвращенных   без
регистрации и т.д., -- подпишитесь на рассылку  "Информация  из  Минюста
России". Эта и  другие  рассылки  на  cервере  www.consultant.ru.  ЛУЧШЕ
ЗНАТЬ, ЧЕМ ПРЕДПОЛАГАТЬ.

Код рассылки в Subscribe.Ru: law.russia.review.consminjust
========================================================================
        Вопрос: Просим разъяснить порядок применения НДС  в  связи  с
   изменением  с 1 января 2004 г.  размера ставки налога с 20 до 18%.
   Налогоплательщик (учетная  политика  -  "по  оплате"),  получивший
   товары  в  2003 г.,  оплатил их в 2004 г.  с учетом 20%-ной ставки
   НДС, указанной в счете-фактуре. Имеет ли он право принять к вычету
   всю сумму НДС, указанную в счете-фактуре?

        Ответ: Согласно    ст.168   Налогового   кодекса   Российской
   Федерации  (далее  -  Кодекс)  плательщик  налога  на  добавленную
   стоимость  при  реализации товаров (работ,  услуг) дополнительно к
   цене (тарифу) реализуемых товаров (работ, услуг) обязан предъявить
   к  оплате  покупателю этих товаров (работ,  услуг) соответствующую
   сумму налога и выставить счет-фактуру не позднее пяти дней, считая
   со дня отгрузки товара (выполнения работ, оказания услуг). В связи
   с этим товары,  отгруженные в 2003  г.  и  облагаемые  налогом  на
   добавленную  стоимость  по  ставке в размере 20%,  но оплаченные в
   2004 г.,  следует оплачивать с учетом  20%-ной  ставки  налога  на
   добавленную стоимость, указанной в счете-фактуре.
        В соответствии    со   ст.172   Кодекса   налоговые   вычеты,
   предусмотренные ст.171   Кодекса,   производятся   на    основании
   счетов-фактур,    выставленных    продавцами    при   приобретении
   налогоплательщиком товаров (работ,  услуг),  а  также  документов,
   подтверждающих фактическую  уплату  сумм  налога.  В  связи с этим
   сумма налога на добавленную стоимость,  указанная в счете-фактуре,
   выставленном по товару,  отгруженному в 2003 г.,  но оплаченному в
   2004 г., принимается к вычету в общеустановленном порядке.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 12 февраля 2004 г. N 04-03-11/19

16.03.2004                                                  Е.Зернова
                                        Проект "КонсультантБухгалтер"


        Вопрос: ЗАО подало заявление о переходе на упрощенную систему
   налогообложения с 01.01.2004.  Каким образом и в какой момент  ЗАО
   следует восстановить НДС, ранее принятый к вычету при приобретении
   основных  средств  и   товаров?   По   какой   ставке   необходимо
   восстановить НДС: 20 или 18 процентов?

        Ответ: На  основании  пп.1  п.2  ст.171   гл.21   "Налог   на
   добавленную  стоимость"  Налогового  кодекса  Российской Федерации
   (далее - Кодекс) вычетам  подлежат  суммы  налога  на  добавленную
   стоимость,  уплаченные  налогоплательщиками  по  товарам (работам,
   услугам),  приобретаемым для  осуществления  операций,  облагаемых
   налогом на добавленную стоимость.
        Согласно п.2    ст.346.11    гл.26.2    "Упрощенная   система
   налогообложения" Кодекса   организации,   применяющие   упрощенную
   систему налогообложения,  при осуществлении операций по реализации
   товаров (работ,   услуг)   плательщиками   налога  на  добавленную
   стоимость не признаются,  и,  соответственно,  осуществляемые  ими
   операции налогом на добавленную стоимость не облагаются.
        Таким образом,   суммы   налога   на  добавленную  стоимость,
   уплаченные   по   товарам   (работам,   услугам),   использованным
   организациями, перешедшими на упрощенную систему  налогообложения,
   при  осуществлении операций по реализации товаров (работ,  услуг),
   не облагаемых  налогом  на  добавленную   стоимость,   вычету   не
   подлежат.
        Учитывая изложенное,  суммы налога на добавленную  стоимость,
   ранее   принятые   к   вычету   по   товарам  (работам,  услугам),
   используемым в  производственной  деятельности,   после   перехода
   организации на   упрощенную   систему  налогообложения  необходимо
   восстановить и вернуть в бюджет. При этом исчисление суммы налога,
   подлежащей    восстановлению    по    амортизируемому   имуществу,
   производится  с  учетом  остаточной  стоимости  такого  имущества,
   сформированной  по  данным  бухгалтерского  учета.  Восстановление
   указанных сумм  налога   необходимо   осуществлять   в   последнем
   налоговом   периоде  перед  переходом  организации  на  упрощенную
   систему налогообложения.
        При переходе  с  1  января  2004  г.  на  упрощенную  систему
   налогообложения восстановление ранее принятых к вычету сумм налога
   на  добавленную  стоимость   производится   по   ставкам   налога,
   действующим до   1   января   2004   г.,   то   есть   в   размере
   20 (10) процентов.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 6 февраля 2004 г. N 04-03-11/15

16.03.2004                                                  Е.Зернова
                                        Проект "КонсультантБухгалтер"


        Вопрос:  Учредителем  государственного унитарного предприятия
   является  Министерство имущественных отношений. Применима ли норма
   пп.14  п.3  ст.346.12  НК  РФ  в отношении данного предприятия при
   решении  вопроса  о  возможности  перехода  на  упрощенную систему
   налогообложения  при соблюдении иных условий такого перехода? Надо
   ли   в  случае  перехода  на  упрощенную  систему  налогообложения
   восстанавливать   сумму   НДС   с  недоамортизированной  стоимости
   основных средств и со стоимости товаров, числящихся в учете?

        Ответ: В  соответствии  с  пп.14  п.3  ст.346.12   Налогового
   кодекса  Российской  Федерации (далее - Кодекс) не могут применять
   упрощенную систему налогообложения  организации,  в  которых  доля
   непосредственного  участия  других  организаций  составляет  более
   25 процентов.  В  данном случае напрямую разделено долевое участие
   других организаций.
        Согласно п.1 ст.113 Гражданского кодекса Российской Федерации
   и    ст.2    Федерального    закона   от   14.11.2002   N   161-ФЗ
   "О государственных   и   муниципальных   унитарных   предприятиях"
   имущество   унитарного   предприятия   принадлежит  ему  на  праве
   хозяйственного  ведения  или  на  праве  оперативного  управления,
   является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям,
   паям), в том числе между работниками унитарного предприятия.
        Следует отметить,   что  Минюст  России  в  своем  Письме  от
   16.04.2003 N  03/3749-АК  также  высказал мнение,  что ограничение
   возможности   применять   упрощенную   систему    налогообложения,
   содержащееся в пп.14 п.3 ст.346.12 Кодекса, не распространяется на
   государственные и муниципальные унитарные предприятия  в  связи  с
   тем, что они не являются собственниками своего имущества.
        Учитывая  изложенное,   государственные    и    муниципальные
   унитарные   предприятия   вправе  перейти  на  упрощенную  систему
   налогообложения.
        Согласно пп.1  п.2  ст.171  гл.21   "Налог   на   добавленную
   стоимость"  Кодекса  вычетам  подлежат суммы налога на добавленную
   стоимость,  уплаченные налогоплательщиками  по  товарам  (работам,
   услугам),  приобретаемым  для  осуществления операций,  облагаемых
   налогом на добавленную стоимость.
        Согласно п.2    ст.346.11    гл.26.2    "Упрощенная   система
   налогообложения"  Кодекса  организации,   применяющие   упрощенную
   систему налогообложения,  при осуществлении операций по реализации
   товаров (работ,   услуг)   плательщиками   налога  на  добавленную
   стоимость не признаются,  и,  соответственно,  осуществляемые  ими
   операции налогом на добавленную стоимость не облагаются.
        Таким образом,   суммы   налога   на  добавленную  стоимость,
   уплаченные   по   товарам   (работам,   услугам),   использованным
   организациями,  перешедшими на упрощенную систему налогообложения,
   при осуществлении  операций по реализации товаров (работ,  услуг),
   не  облагаемых  налогом  на  добавленную  стоимость,   вычету   не
   подлежат.
        Учитывая изложенное,  суммы налога на добавленную  стоимость,
   ранее   принятые   к   вычету   по   товарам  (работам,  услугам),
   используемым в  производственной  деятельности,   после   перехода
   организации на   упрощенную   систему  налогообложения  необходимо
   восстановить и вернуть в бюджет.
Основание:  ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 26 января 2004 г. N 04-02-05/3/4

16.03.2004                                                  Е.Зернова
                                        Проект "КонсультантБухгалтер"


        Вопрос:  Просим  ответить  на  следующие вопросы, возникшие в
   связи  с  уменьшением  ставки  налога  на  добавленную стоимость с
   01.01.2004 с 20% до 18% и отменой налога с продаж.
        В 2003   г.   организация   получила  предоплату  за  услугу,
   облагаемую НДС по ставке 20%  и налогом с  продаж  по  ставке  5%.
   Каким  образом  произвести  расчеты  с  клиентом и бюджетом,  если
   реализация произойдет в 2004 г.?
        Организация в  2003  г.  произвела  предоплату  за материалы,
   облагаемые НДС по ставке 20%,  а получит их в  2004  г.  По  какой
   ставке   НДС  продавец  должен  выписать  нам  счет-фактуру?  Если
   продавец выпишет счет-фактуру по ставке 18%, каким образом списать
   сумму НДС, излишне учтенную на счете 19?
        Организация приобрела материалы,  облагаемые по ставке 20%, в
   2003 г.,  а  оплатила  их  в  2004  г.  Какую  сумму НДС мы должны
   заплатить и принять к вычету?

        Ответ: По налогу с продаж.
        В соответствии  со  ст.351  гл.27 "Налог с продаж" Налогового
   кодекса  Российской  Федерации (далее - Кодекс),  действовавшей до
   1 января 2004 г.,  налоговая база по налогу с продаж  определялась
   как  стоимость реализованных товаров (работ,  услуг),  исчисленная
   исходя из применяемых цен (тарифов) с учетом налога на добавленную
   стоимость  и акцизов (для подакцизных товаров) без включения в нее
   налога с продаж.  Увеличение налоговой базы по налогу с продаж  на
   суммы  авансовых или иных платежей,  полученных в счет предстоящих
   поставок товаров, выполнения работ или оказания услуг, положениями
   данной   главы  Кодекса  не  предусматривалось.  Поэтому  в  целях
   применения  налога  с  продаж  датой   реализации   предварительно
   оплаченных услуг признавался день передачи услуг покупателю.
        Кроме того,  согласно п.4 ст.354 Кодекса датой  осуществления
   операций   по  реализации  товаров  (работ,  услуг),  признаваемых
   объектом налогообложения  по  налогу  с  продаж,   считался   день
   поступления  средств  за реализованные товары (работы,  услуги) на
   счета в банках,  или день поступления выручки в  кассу,  или  день
   передачи товаров (работ, услуг) покупателю.
        Таким образом,  сумма предоплаты, полученная в 2003 г. в счет
   предстоящего в 2004 г.  оказания услуг, в налоговую базу по налогу
   с продаж не включалась,  и учитывая,  что после 1 января  2004  г.
   налог  с продаж не применяется,  такие услуги в 2004 г.  налогом с
   продаж не облагаются.
        По налогу на добавленную стоимость.
        Пунктом 1  ст.162  гл.21  "Налог  на  добавленную  стоимость"
   Кодекса  предусмотрено  увеличение  налоговой  базы  по  налогу на
   добавленную  стоимость  на  суммы  авансовых  или  иных  платежей,
   полученных  в счет предстоящих поставок товаров,  выполнения работ
   или оказания услуг (за исключением авансовых  или  иных  платежей,
   полученных в счет предстоящих поставок товаров,  выполнения работ,
   оказания услуг,  облагаемых по  налоговой  ставке  0  процентов  в
   соответствии   с   пп.1  и  5  п.1  ст.164  Кодекса,  длительность
   производственного цикла  изготовления  которых  составляет   свыше
   шести месяцев,  по  перечню  и  в  порядке,  которые  определяются
   Правительством   Российской  Федерации).  В  связи  с  этим  сумма
   предоплаты,  полученная в 2003 г.  в счет предстоящего в  2004  г.
   оказания услуг (за исключением  услуг,  предусмотренных  пп.5  п.1
   ст.164  Кодекса),  облагается  налогом  на  добавленную  стоимость
   исходя из ставки в размере 20 процентов.
        В соответствии  с  п.1  ст.168 Кодекса при реализации товаров
   (работ,  услуг) налогоплательщик  дополнительно  к  цене  (тарифу)
   реализуемых товаров  (работ,  услуг)  обязан  предъявить  к оплате
   покупателю  этих  товаров  (работ,  услуг)  соответствующую  сумму
   налога на  добавленную  стоимость.  При  этом  согласно п.3 данной
   статьи при  реализации  товаров  (работ,  услуг)   соответствующие
   счета-фактуры  выставляются  не  позднее  5  дней  со дня отгрузки
   товаров (выполнения работ, оказания услуг).
        Таким образом,  при поставке (выполнении, оказании) в 2004 г.
   товаров (работ, услуг), оплаченных в 2003 г., счета-фактуры должны
   выставляться  покупателям с указанием ставки налога на добавленную
   стоимость в размере 18 процентов, действующей с 1 января 2004 г. в
   соответствии  с  Федеральным   законом  от  07.07.2003   N  117-ФЗ
   "О внесении изменений  и  дополнений  в  часть  вторую  Налогового
   кодекса  Российской  Федерации  и некоторые другие законодательные
   акты Российской Федерации,  а также о признании  утратившими  силу
   некоторых  законодательных актов (положений законодательных актов)
   Российской Федерации".
        Пунктом 6  ст.172  Кодекса  предусмотрено,  что  вычеты  сумм
   налога на добавленную стоимость,  исчисленных и уплаченных с  сумм
   авансовых   или  иных  платежей,  полученных  в  счет  предстоящих
   поставок  товаров  (работ,   услуг),   производятся   после   даты
   реализации  соответствующих  товаров  (выполнения работ,  оказания
   услуг).  В связи с этим сумма  налога  на  добавленную  стоимость,
   уплаченная в  бюджет  с суммы предоплаты,  полученной в 2003 г.  с
   учетом ставки  налога   на   добавленную   стоимость   в   размере
   20 процентов  в  счет  предстоящей  поставки  товаров  (выполнения
   работ, оказания услуг),  облагаемых в 2004 г.  по ставке налога  в
   размере 18 процентов, подлежит вычету.
        У покупателя товаров (работ,  услуг) к вычету  принимается  в
   установленном порядке сумма налога,  указанная в счете-фактуре, то
   есть по счетам-фактурам,  оформленным после 1 января 2004 г.,  - в
   размере 18 процентов.  При этом перерасчеты по сумме разницы между
   суммой налога,  учтенной при перечислении аванса, и суммой налога,
   указанной в  счете-фактуре,  следует производить по договоренности
   между покупателем и продавцом.
        Что касается  вопроса  о  вычете  сумм  налога на добавленную
   стоимость по приобретенным в 2003  г.  материалам,  облагаемым  по
   ставке налога в размере 20 процентов,  но оплаченным в 2004 г., то
   на основании вышеуказанных норм  ст.168  Кодекса  такие  материалы
   следует оплачивать  с  учетом  20%-ной ставки налога,  указанной в
   счете-фактуре.  При этом  в  соответствии  с  п.2  ст.171  Кодекса
   указанные суммы налога принимаются к вычету после 1 января 2004 г.
   в общеустановленном порядке.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 23 января 2004 г. N 04-03-11/08

16.03.2004                                                  Е.Зернова
                                        Проект "КонсультантБухгалтер"


        Вопрос:  В  связи со снижением ставки НДС с 01.01.2004 просим
   разъяснить  порядок  предоставления  налогового вычета в следующей
   ситуации.  Приобретенные до 01.01.2004 товары по ценам, включающим
   НДС по  ставке  20%,  реализуются  после  указанной даты по ценам,
   включающим НДС по ставке 18%.

        Ответ: Согласно  п.1  ст.172  Налогового  кодекса  Российской
   Федерации   налоговые   вычеты   по   товарам,  приобретаемым  для
   осуществления операций,  признаваемых объектами налогообложения по
   налогу на добавленную стоимость,  и для перепродажи,  производятся
   после принятия на учет данных товаров на основании  счетов-фактур,
   выставленных   продавцами,   а  также  документов,  подтверждающих
   фактическую уплату сумм налога.
        Учитывая  изложенное,  при  реализации  (перепродаже) товаров
   после  1  января  2004  г.  с  учетом ставки налога на добавленную
   стоимость в  размере  18%,  суммы налога на добавленную стоимость,
   указанные по  этим  товарам  в  размере  20%  в   счетах-фактурах,
   оформленных продавцами до 1 января 2004 г., подлежат вычетам после
   1 января 2004 г. в общеустановленном порядке.
        Одновременно  следует  отметить,  что  в  аналогичном порядке
   применяются налоговые вычеты в отношении работ (услуг), фактически
   выполненных (оказанных)   плательщикам   налога   на   добавленную
   стоимость до 1 января 2004 г.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 21 января 2004 г. N 01-02-03/04-17

16.03.2004                                                  Е.Зернова
                                        Проект "КонсультантБухгалтер"


        Вопрос:  В  соответствии  с  п.3  ст.217  НК  РФ  не подлежат
   обложению   НДФЛ   все   виды   предусмотренных  законодательством
   компенсационных  выплат (в пределах установленных норм), связанных
   с исполнением налогоплательщиком трудовых обязанностей.
        Однако  после вступления с 1 февраля 2002 г. в силу Трудового
   кодекса РФ   возникла  неопределенность  в  отношении  документов,
   которыми следует руководствоваться при определении указанных норм.
        Согласно ст.168  ТК  РФ  размер возмещения расходов работника
   определяется при командировках коллективным  договором  (локальным
   нормативным актом организации).
        Нашей  компанией  установлен  размер  компенсационных  выплат
   работникам,     направляемым     в    командировку,    превышающий
   законодательно  установленный.  В  связи с этим просим разъяснить,
   подлежат  ли  обложению НДФЛ и ЕСН суммы суточных, предусмотренные
   локальным    нормативным    актом    организации   и   превышающие
   соответствующую законодательно установленную норму.

        Ответ: 1.    Налогообложение    доходов    физических     лиц
   осуществляется  в  соответствии  с  Налоговым  кодексом Российской
   Федерации (далее - Кодекс).
        В соответствии с  п.3  ст.217  Кодекса  в  доход,  подлежащий
   обложению налогом на доходы физических лиц, не включаются все виды
   установленных действующим законодательством Российской  Федерации,
   законодательными актами субъектов Российской Федерации,  решениями
   представительных органов местного  самоуправления  компенсационных
   выплат   (в   пределах   норм,   установленных  в  соответствии  с
   законодательством Российской Федерации).
        К числу  таких  выплат  относятся  суточные,  выплачиваемые в
   пределах  норм,  установленных  в   соответствии   с   действующим
   законодательством.
        Вместе с тем содержащаяся в письме ссылка на ст.168 Трудового
   кодекса    Российской   Федерации   в   данном   случае   является
   необоснованной.
        Трудовой кодекс  Российской  Федерации  не устанавливает норм
   компенсационных выплат в возмещение  командировочных  расходов,  а
   лишь  предоставляет  организации право самостоятельно определять в
   коллективном договоре или локальном  нормативном  акте  порядок  и
   размер возмещения затрат, связанных со служебной командировкой.
        Установленные в   коллективном   договоре    или    локальном
   нормативном  акте каждой конкретной организации размеры возмещения
   затрат, связанных со служебной командировкой, носят индивидуальный
   характер   и   не   могут   рассматриваться   в   качестве  "норм"
   компенсационных выплат, о которых идет речь в п.3 ст.217 Кодекса.
        Поскольку   специальных   норм   компенсационных   выплат   в
   возмещение командировочных расходов для целей обложения налогом на
   доходы  физических  лиц  не установлено, следует руководствоваться
   Нормами  расходов  организаций на выплату суточных, установленными
   Постановлением Правительства Российской Федерации 08.02.2002 N 93.
        Исходя из  вышесказанного  суммы  компенсационных  выплат   в
   возмещение командировочных     расходов,     превышающие    нормы,
   установленные  законодательством  Российской  Федерации,  подлежат
   обложению налогом на доходы физических лиц на общих основаниях.
        2. Пунктом  1  ст.236  Кодекса  установлено,   что   объектом
   налогообложения по    ЕСН    для    налогоплательщиков-организаций
   признаются   выплаты   и    иные    вознаграждения,    начисляемые
   налогоплательщиками   в   пользу  физических  лиц  по  трудовым  и
   гражданско-правовым   договорам,   предметом   которых    является
   выполнение  работ,  оказание услуг (за исключением вознаграждений,
   выплачиваемых  индивидуальным  предпринимателям),   а   также   по
   авторским договорам.
        Подпунктом 2  п.1 ст.238 Кодекса определено,  что не подлежат
   налогообложению      ЕСН      установленные      законодательством
   компенсационные выплаты,  связанные с выполнением физическим лицом
   трудовых обязанностей.  При оплате налогоплательщиком расходов  на
   командировки работников как внутри страны,  так и за ее пределы не
   облагаются суточные в пределах норм,  установленных в соответствии
   с законодательством Российской Федерации
        Нормы  расходов на выплату суточных для организации, как было
   указано   выше,   определяются  в  соответствии  с  Постановлением
   Правительства   Российской   Федерации  от  08.02.2002  N  93  "Об
   установлении  Норм  расходов  организаций  на выплату суточных или
   полевого довольствия, в пределах которых при определении налоговой
   базы  по  налогу  на прибыль организаций такие расходы относятся к
   прочим расходам, связанным с производством и реализацией".
        Что касается вопроса о налогообложении по ЕСН выплат  в  виде
   суточных,  выходящих за пределы норм, установленных в соответствии
   с  законодательством,  то  по  существу  эти  суммы  не   являются
   компенсационными,  а  становятся обычным элементом выплат в пользу
   работника,  не  относящимся  на  затраты  по  оплате   труда   при
   формировании  налоговой базы по налогу на прибыль в соответствии с
   гл.25 Кодекса.
        При этом п.3 ст.236 Кодекса предусмотрено,  что вышеуказанные
   выплаты и вознаграждения (вне зависимости от формы,  в которой они
   производятся)  не  признаются  объектом  налогообложения   ЕСН   у
   налогоплательщика-организации,  если  такие  выплаты не отнесены к
   расходам,  уменьшающим  налоговую  базу  по  налогу   на   прибыль
   организаций в текущем отчетном (налоговом) периоде.
        Таким   образом,   в  организации  суточные,  предусмотренные
   локальным   актом  компании  и  превышающие  нормы,  установленные
   законодательством  Российской  Федерации,  не  признаются объектом
   налогообложения по ЕСН,  так как суммы таких суточных не относятся
   к  расходам,  уменьшающим  налоговую  базу  по  налогу  на прибыль
   организации в текущем отчетном (налоговом) периоде в  соответствии
   со ст.270 Кодекса.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 21 января 2004 г. N 04-04-06/11

16.03.2004                                                  Е.Зернова
                                        Проект "КонсультантБухгалтер"


        Вопрос:  Правильно  ли мы понимаем, что компенсация стоимости
   путевок,  приобретенных  гражданами  у  туристических агентств, не
   подпадает  под  льготу,  установленную п.9 ст.217 НК РФ, если даже
   тур включает посещение санаторно-курортных учреждений? И наоборот,
   компенсация  стоимости  путевки  в  санаторно-курортное учреждение
   подлежит льготированию,  если эта путевка предоставляет  право  на
   получение услуг только указанных учреждений?

        Ответ: С  1  января  2001  г.  в связи с введением в действие
   части второй Налогового  кодекса  Российской  Федерации  (далее  -
   Кодекс)  налогообложение  доходов  физических лиц осуществляется в
   соответствии с положениями гл.23 "Налог на доходы физических  лиц"
   части второй Кодекса.
        Согласно п.9 ст.217 Кодекса не подлежат налогообложению суммы
   полной или частичной компенсации стоимости путевок, за исключением
   туристических, выплачиваемой   работодателями   своим   работникам
   и (или)  членам  их  семей,  инвалидам,  не  работающим  в  данной
   организации,  в  находящиеся  на  территории  Российской Федерации
   санаторно-курортные и оздоровительные учреждения,  а  также  суммы
   полной  или частичной компенсации стоимости путевок для детей,  не
   достигших 16 лет, в находящиеся на территории Российской Федерации
   санаторно-курортные и оздоровительные учреждения, выплачиваемые:
        за счет  средств работодателей,  оставшихся в их распоряжении
   после уплаты налога на прибыль организаций;
        за счет  средств  Фонда  социального  страхования  Российской
   Федерации.
        Освобождение от  налога  на  доходы  физических лиц стоимости
   путевок в санаторно-курортные и оздоровительные  учреждения  имеет
   целью  создание наиболее благоприятного режима налогообложения для
   лиц, нуждающихся в лечении.
        Санаторно-курортные организации     -     это    предприятия,
   учреждения, организации    различных    форм    собственности    и
   ведомственной  принадлежности,  расположенные  как  на  территории
   курортов,  лечебно-оздоровительных  местностей,  так   и   за   их
   пределами,  осуществляющие лечебную и оздоровительную деятельность
   с использованием природных лечебных факторов.
        Санаторно-курортные организации оказывают услуги по лечению в
   виде  медицинской  помощи,  осуществляемой   в   профилактических,
   лечебных   и   реабилитационных   целях  на  основе  использования
   природных лечебных факторов в условиях пребывания  на  курорте,  в
   лечебно-оздоровительной     местности,    в    санаторно-курортных
   организациях,  а также проживанию,  питанию,  проведению досуга  и
   другие сервисные услуги.
        Документом, подтверждающим  право  на   получение   комплекса
   санаторно-курортных услуг, является путевка (курсовка).
        В отличие от санаторно-курортных,  туристические  поездки  не
   предполагают проведение комплекса лечебных мероприятий.
        Следовательно, полная  или  частичная  компенсация  стоимости
   путевки  своему  работнику и (или) члену его семьи,  инвалиду,  не
   работающему в данной организации,  выплачиваемая  организацией  за
   счет   Фонда  социального  страхования  Российской  Федерации  или
   средств, оставшихся в распоряжении этой организации  после  уплаты
   налога  на  прибыль,  в  санаторно-курортное  или  оздоровительное
   учреждение,  расположенное на территории Российской Федерации,  не
   подлежит обложению налогом на доходы физических лиц.
        При этом не имеет значения,  приобретена  санаторно-курортная
   путевка   в   туристическом  агентстве,  бюро  путешествий  или  в
   организации, которая является местом работы конкретного работника.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 19 января 2004 г. N 04-04-06/10

16.03.2004                                                  Е.Зернова
                                        Проект "КонсультантБухгалтер"


        Вопрос: Просим  разъяснить  порядок  применения НДС в связи с
   внесением изменений в п.3 ст.164 НК РФ. По какой ставке необходимо
   исчислить  НДС  по  авансовым  платежам,  поступившим  до 1 января
   2004 г.  в  счет  предстоящих  поставок  товаров  (работ,  услуг),
   реализация  (отгрузка)  которых  будет осуществлена после 1 января
   2004  г.?  Какую  ставку  НДС  необходимо  указать  продавцу   при
   составлении счета-фактуры  для  регистрации  в  книге  продаж  при
   получении таких авансов?
        Правильно ли мы понимаем,  что при реализации товаров (работ,
   услуг) после 1 января 2004  г.,  авансы  за  которые  получены  до
   1 января 2004 г., следует применять ставку НДС 18%?

        Ответ: Согласно  пп.1  п.1 ст.162 гл.21 "Налог на добавленную
   стоимость"  Налогового  кодекса  Российской  Федерации  (далее   -
   Кодекс)  авансовые  и иные платежи,  полученные в счет предстоящих
   поставок товаров (работ,  услуг),  включаются в налоговую базу  по
   налогу  на  добавленную стоимость.  В связи с этим суммы авансовых
   платежей,  полученные налогоплательщиками до 1 января  2004  г.  в
   счет поставок товаров (работ, услуг), подлежащих обложению налогом
   на  добавленную  стоимость  по  ставке  в  размере  20  процентов,
   облагаются   этим   налогом   из   расчета  20-процентной  ставки.
   Соответственно, в графе "Ставка налога" счета-фактуры, выписанного
   при получении таких авансовых платежей,  указывается ставка налога
   на  добавленную  стоимость  в  таком  же  размере.   Поэтому   при
   перечислении  до 1 января 2004 г.  авансовых платежей покупателями
   продавцам в  счет  предстоящих  поставок  товаров  (работ,  услуг)
   следовало  учитывать  сумму  налога  на  добавленную  стоимость из
   расчета 20 процентов.
        В соответствии  с п.11 ст.1 Федерального закона от 07.07.2003
   N 117-ФЗ  "О  внесении  изменений  и  дополнений  в  часть  вторую
   Налогового   кодекса   Российской  Федерации  и  некоторые  другие
   законодательные акты Российской Федерации,  а  также  о  признании
   утратившими   силу   некоторых  законодательных  актов  (положений
   законодательных актов) Российской Федерации" с 1  января  2004  г.
   размер ставки  налога  на  добавленную  стоимость  снижен  с 20 до
   18 процентов.
        Согласно п.1  ст.168  Кодекса  при реализации товаров (работ,
   услуг) налогоплательщик дополнительно к цене (тарифу)  реализуемых
   товаров (работ,  услуг) обязан предъявить к оплате покупателю этих
   товаров (работ,  услуг) соответствующую сумму налога.  При этом на
   основании п.3 данной статьи Кодекса при реализации товаров (работ,
   услуг) выставляются соответствующие счета-фактуры не позднее  пяти
   дней  считая  со  дня отгрузки товара (выполнения работ,  оказания
   услуг).
        Учитывая изложенное,  при  поставке  товаров  (работ,  услуг)
   после 1 января 2004 г.,  в  том  числе  в  счет  которых  получены
   авансы,  счета-фактуры  должны  оформляться  поставщиками с учетом
   ставки налога на добавленную стоимость в размере 18 процентов.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 12 января 2004 г. N 04-03-11/02

16.03.2004                                                  Е.Зернова
                                        Проект "КонсультантБухгалтер"


        Вопрос: Организация,  в  соответствии с утвержденной приказом
   руководителя годовой программой обучения персонала,  направляет на
   курсы   повышения   квалификации   сотрудника,   работающего    по
   совместительству, то  есть  организация  не  является его основным
   местом работы.
        Согласно условиям трудового  договора  обучение  работника  в
   интересах  работодателя  оплачивается  работодателем.  Подлежит ли
   обложению НДФЛ   сумма,   уплаченная   организацией   за  обучение
   работника-совместителя?
   
        Ответ: Согласно п.3 ст.217 Налогового кодекса РФ не  подлежат
   обложению НДФЛ    все    виды    установленных   законодательством
   компенсаций,    связанных,    в    частности,    с     исполнением
   налогоплательщиком - физическим лицом своих трудовых обязанностей.
        Статьей 196   Трудового   кодекса   РФ    установлено,    что
   необходимость    профессиональной    подготовки,   переподготовки,
   повышения квалификации  кадров  для  собственных  нужд  определяет
   работодатель.  Порядок  и  условия такого обучения оговариваются в
   коллективном договоре,  соглашениях или  в  трудовом  договоре.  В
   случаях,    предусмотренных    нормативными    правовыми   актами,
   работодатель обязан проводить повышение  квалификации  работников,
   если  это  является  условием  выполнения работниками определенных
   видов деятельности.
        В результате   предусмотренная   трудовым   договором  оплата
   обучения работника на курсах повышения  квалификации  в  интересах
   работодателя по    сути   является   компенсацией,   связанной   с
   возмещением  расходов  на   повышение   профессионального   уровня
   работника.
        Учитывая, что установленные ТК РФ компенсации предоставляются
   лицам, работающим  по  совместительству,  в  полном объеме (ст.287
   ТК РФ),   оплата   курсов   повышения   квалификации   сотрудника,
   работающего   в   организации   по   совместительству,  не  должна
   включаться в налоговую базу по НДФЛ  работника  на  основании  п.3
   ст.217 НК РФ.
   
09.01.2004                                                  А.И.Дыбов
                                                   Центр исследований
                                              проблем налогообложения
                                               и бухгалтерского учета
   

        Вопрос: Организация     применяет     упрощенную      систему
   налогообложения с   объектом  налогообложения  "доходы".  В ноябре
   2003 г.  данная организация обратилась  в  налоговую  инспекцию  с
   заявлением о смене объекта налогообложения  по  единому  налогу  с
   01.01.2004.  Насколько  правомерны  действия  налоговой инспекции,
   отказавшей организации в смене объекта налогообложения?
   
        Ответ: Пунктами  3,  7  ст.346.13   Налогового   кодекса   РФ
   предусмотрено,   что   налогоплательщики,  применяющие  упрощенную
   систему налогообложения, не вправе до окончания налогового периода
   перейти   на   общий   режим   налогообложения.  Налогоплательщик,
   перешедший с упрощенной системы  налогообложения  на  общий  режим
   налогообложения,   вправе  вновь  перейти  на  упрощенную  систему
   налогообложения не ранее чем через один год  после  того,  как  он
   утратил право на применение упрощенной системы налогообложения.
        Согласно ст.346.14   НК   РФ   объектом   налогообложения   в
   упрощенной системе налогообложения признаются доходы  или  доходы,
   уменьшенные  на  величину  расходов.  При  этом  выбранный  объект
   налогообложения не может  меняться  налогоплательщиком  в  течение
   всего срока применения упрощенной системы налогообложения.
        В соответствии  с  п.1  ст.346.13   НК   РФ   выбор   объекта
   налогообложения   осуществляется   налогоплательщиком   до  начала
   налогового периода, в котором впервые применена упрощенная система
   налогообложения.    В    случае   изменения   избранного   объекта
   налогообложения после подачи заявления о  переходе  на  упрощенную
   систему  налогообложения налогоплательщик обязан уведомить об этом
   налоговый орган  до  20  декабря  года,  предшествующего  году,  в
   котором впервые применена упрощенная система налогообложения.
        Учитывая изложенное, изменение выбранного налогоплательщиками
   объекта  налогообложения  возможно  только  в  случае   повторного
   перехода  на  упрощенную систему налогообложения по истечении года
   после утраты права на ее применение (п.7 ст.346.13 НК  РФ).  Таким
   образом, действия  налоговой  инспекции  в  данном случае являются
   правомерными.
        Следует отметить,  что ст.6 Федерального закона от 24.07.2002
   N  104-ФЗ  "О  внесении  изменений  и  дополнений  в  часть вторую
   Налогового кодекса Российской Федерации и  некоторые  другие  акты
   законодательства   Российской   Федерации,  а  также  о  признании
   утратившими  силу  отдельных  актов  законодательства   Российской
   Федерации о  налогах  и  сборах",  говорящая о том,  что начиная с
   1 января  2005  г.  для   всех   налогоплательщиков,   применяющих
   упрощенную систему налогообложения, предусмотренную гл.26.2 НК РФ,
   объектом налогообложения признается доход, уменьшенный на величину
   расходов,   признана   утратившей   силу  Федеральным  законом  от
   07.07.2003 N 117-ФЗ.
   
09.01.2004                                                С.С.Лысенко
                                                   Центр исследований
                                              проблем налогообложения
                                               и бухгалтерского учета
   

        Вопрос: Организация построила собственными силами сооружение,
   которое через 6 месяцев использования будет демонтировано.  Вправе
   ли налогоплательщик,  применяющий метод начисления, учесть расходы
   на строительство в составе материальных  расходов  при  исчислении
   налога на прибыль?
   
        Ответ: Затраты      налогоплательщика     на     приобретение
   инструментов,  приспособлений,  инвентаря, приборов, лабораторного
   оборудования,   спецодежды  и  другого  имущества,  не  являющихся
   амортизируемым имуществом  (п.1  ст.256  Налогового  кодекса  РФ),
   относятся к  материальным  расходам.  Стоимость  такого  имущества
   включается  в  состав материальных расходов в полной сумме по мере
   ввода его в эксплуатацию (пп.3 п.1  ст.254  НК  РФ).  При  этом  в
   соответствии с п.4 ст.254 НК РФ в случае,  если налогоплательщик в
   качестве материальных расходов использует  продукцию  собственного
   производства,  а  также  в  случае,  если  в  состав  материальных
   расходов налогоплательщик включает  результаты  работ  или  услуги
   собственного производства, оценка указанной продукции, результатов
   работ или услуг собственного производства осуществляется исходя из
   оценки  готовой продукции (работ,  услуг) в соответствии со ст.319
   НК РФ, то есть по прямым расходам.
        Оценка на основании  норм  ст.319  НК  РФ  может  применяться
   именно  в  отношении  продукции,  изготовляемой для продажи,  но в
   отдельном  случае  оставляемой  для  собственных  нужд  (например,
   оборудование,    станки).   Поскольку   сооружение   не   является
   продукцией,  выпускаемой   организацией,   данное   положение   не
   распространяется  на  ситуацию,  указанную  в  вопросе.  В связи с
   изложенным считаем,  что налогоплательщик вправе учесть понесенные
   расходы (материалы,  соответствующую часть оплаты труда и др.) при
   определении налоговой базы по налогу на прибыль в  составе  прочих
   расходов,  связанных  с  производством  и  (или)  реализацией (п.1
   ст.252,  пп.49 п.1 ст.264 НК РФ), являющихся косвенными расходами,
   которые  в  полном  объеме относятся к расходам текущего отчетного
   (налогового) периода,  с учетом требований,  предусмотренных НК РФ
   (п.п.1,  2  ст.318  НК  РФ).  При  этом  стоимость  сооружения  не
   формируется.
   
09.01.2004                                               М.П.Захарова
                                                   Центр исследований
                                              проблем налогообложения
                                               и бухгалтерского учета
   

        Вопрос: Включаются   ли   в   состав   доходов   организации,
   применяющей упрощенную систему налогообложения, авансы, полученные
   в счет предстоящей поставки товаров?
   
        Ответ: В   соответствии   со  ст.346.15  НК  РФ  организации,
   применяющие  упрощенную  систему   налогообложения   (УСНО),   при
   определении объекта  налогообложения  учитывают в том числе доходы
   от реализации  товаров  (работ,  услуг),  реализации  имущества  и
   имущественных прав.
        Согласно ст.346.17  НК  РФ  датой   получения   доходов   при
   применении  УСНО  признается  день  поступления средств на счета в
   банках и (или) в кассу, получения иного имущества (работ, услуг) и
   (или) имущественных прав (кассовый метод).
        Действительно, как  следует  из  ст.39  НК  РФ,   реализацией
   товаров,  работ  или  услуг  признается соответственно передача на
   возмездной или безвозмездной основе права собственности на товары,
   результатов  выполненных  работ  одним  лицом  для  другого  лица,
   возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу.
        На основании только указанных норм можно сделать вывод, что в
   случае   получения   предварительной   оплаты    налогоплательщик,
   применяющий  кассовый  метод,  должен  учитывать  доходы  только в
   момент фактической реализации товара (работы,  услуги), т.е. после
   передачи  права  собственности на товары,  результатов выполненных
   работ одним лицом для другого  лица,  возмездного  оказания  услуг
   другому лицу.
        Однако согласно ст.346.25 НК РФ,  устанавливающей особенности
   исчисления   налоговой   базы   при   переходе   с  общего  режима
   налогообложения на  УСНО,  организации,  ранее  применявшие  общий
   режим  налогообложения  с  использованием  метода начисления,  при
   переходе на УСНО на дату такого перехода включают в налоговую базу
   суммы  денежных  средств,  полученные  в  период применения общего
   режима налогообложения в оплату по договорам,  исполнение  которых
   налогоплательщик осуществляет после перехода на УСНО.
        Таким образом, если рассматривать нормы ст.ст.346.15, 346.17,
   346.25   НК   РФ   во  взаимосвязи,  можно  говорить  о  том,  что
   предварительная  оплата  товаров  (работ,  услуг)  подлежит  учету
   налогоплательщиками  в  составе  доходов при определении налоговой
   базы по единому налогу при применении УСНО.
        Аналогичная позиция  высказывается  некоторыми  специалистами
   МНС России в ответах на частные запросы  налогоплательщиков  также
   применительно  к исчислению налога на прибыль налогоплательщиками,
   применяющими   кассовый   метод.   Кроме   того,    дополнительным
   подтверждением  вышеуказанному  является  п.9  ст.10  Федерального
   закона от 06.08.2001 N 110-ФЗ и пп.1 п.1 ст.251 НК РФ.
        Нельзя, однако, не сказать, что в настоящее время нет единого
   мнения  по  вопросу  момента  учета  доходов  налогоплательщиками,
   применяющими кассовый метод, при получении авансов.
        Налогоплательщик, избирая тот или иной  вариант  поведения  в
   спорной ситуации, должен учитывать все последствия своих действий,
   в том числе и  неблагоприятные.  Как  правило,  избранный  вариант
   поведения,   если   он  противоречит  позиции  налогового  органа,
   приводит к  конфликту  с  последним.  И,   если   налогоплательщик
   считает,  что акты налоговых органов и действия или бездействие их
   должностных лиц нарушают его права,  он  вправе  обжаловать  такие
   акты  и действия или бездействие в вышестоящий налоговый орган или
   в суд (ст.ст.137, 138 НК РФ).
        Однако предсказывать  решение по возможному в данной ситуации
   спору мы не беремся,  а сведениями о  разрешении  подобных  дел  в
   судах, к сожалению, не располагаем.
   
09.01.2004                                                 Т.А.Ашомко
                                                   Центр исследований
                                              проблем налогообложения
                                               и бухгалтерского учета
   

        Вопрос: Слышал, что из НК РФ исключено положение, запрещающее
   организациям,  переведенным  на уплату единого налога на вмененный
   доход,  применять упрощенную систему налогообложения.  Означает ли
   это,  что организации могут одновременно применять оба специальных
   налоговых режима в отношении соответствующих  видов  деятельности?
   Когда вступает в силу данное изменение?
   
        Ответ: В   соответствии  с  пп.12  п.3  ст.346.12  Налогового
   кодекса РФ в действующей  редакции  организации  и  индивидуальные
   предприниматели,  переведенные  на  систему налогообложения в виде
   единого налога   на   вмененный   доход   для   отдельных    видов
   деятельности,    не    вправе    применять    упрощенную   систему
   налогообложения.
        Данная норма утрачивает силу с 1 января 2004 г.  (ст.ст.9, 10
   Федерального закона от 07.07.2003 N 117-ФЗ "О внесении изменений и
   дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской  Федерации
   и  некоторые  другие законодательные акты Российской Федерации,  а
   также о признании утратившими силу некоторых законодательных актов
   (положений законодательных актов) Российской Федерации").  В связи
   с этим  также внесены изменения в п.8 Методических рекомендаций по
   применению  главы  26.2   "Упрощенная   система   налогообложения"
   Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденных Приказом МНС
   России  от  10.12.2002  N  БГ-3-22/706  (Приказ  МНС   России   от
   28.10.2003 N БГ-3-22/573).
        Таким образом,   с   1   января   2004   г.   организации   и
   индивидуальные предприниматели,  переведенные  на  уплату  единого
   налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, вправе
   применять упрощенную  систему  налогообложения  в  отношении  иных
   осуществляемых  ими  видов  деятельности  (п.41  ст.1 Федерального
   закона от 07.07.2003 N 117-ФЗ).
   
26.11.2003                                               М.П.Захарова
                                                   Центр исследований
                                              проблем налогообложения
                                               и бухгалтерского учета
   

        Вопрос:   Организация  заключила  договор  поставки  товаров,
   происходящих  и  ввозимых  с  территории  Республики  Беларусь,  с
   белорусской организацией   на  условиях  100%-ной  предоплаты.  На
   основании каких документов российская организация может принять  к
   вычету  суммы  НДС  по  поставленному товару?  Распространяются ли
   положения ст.ст.147 и 148 НК РФ о месте реализации товаров (услуг)
   на   операции,  совершаемые  в  рамках  договоров  с  белорусскими
   организациями?

        Ответ: Порядок  применения налога на добавленную стоимость во
   взаимной торговле Российской Федерации  и  Республики  Беларусь  в
   отношении   взимания   этого  налога  по  товарам,  реализуемым  с
   территории Российской Федерации на территорию Республики Беларусь,
   а  также  по ввезенным на территорию Российской Федерации товарам,
   являющимся продуктами переработки товаров, вывезенных с территории
   Российской  Федерации  для  переработки  на  территорию Республики
   Беларусь,  установлен  ст.13  Федерального  закона  от  05.08.2000
   N 118-ФЗ "О введении в действие части  второй  Налогового  кодекса
   Российской    Федерации   и   внесении   изменений   в   некоторые
   законодательные акты Российской Федерации о налогах".  Кроме того,
   данной  статьей  установлено,  что  суммы  налога  на  добавленную
   стоимость,  уплаченные  белорусским  хозяйствующим  субъектам   по
   товарам, происходящим и ввозимым с территории Республики Беларусь,
   подлежат вычету (возмещению, зачету) в  порядке,  действовавшем до
   1 июля   2001  г.  В  связи  с  этим  указанные  суммы  налога  на
   добавленную  стоимость   принимаются   к   вычету   у   российских
   налогоплательщиков  при  условии  указания этих сумм в первичных и
   расчетных документах.
        Что касается  других  товаров,   реализуемых   с   территории
   Республики Беларусь,   а   также   работ   (услуг),    выполненных
   (оказанных)   хозяйствующими  субъектами  Российской  Федерации  и
   Республики Беларусь во взаимной торговле,  то  в  отношении  таких
   товаров (работ,  услуг)  указанной  ст.13  Федерального  закона от
   05.08.2000 N 118-ФЗ особенностей применения налога на  добавленную
   стоимость не  предусмотрено.  Поэтому  при  рассмотрении вопроса о 
   порядке обложения  налогом  на  добавленную  стоимость   указанных    
   товаров (работ, услуг) правомерно  руководствоваться нормами гл.21 
   "Налог на  добавленную  стоимость"  Налогового кодекса  РФ,  в том 
   числе  положениями  ст.ст.147  и  148  о  месте реализации товаров 
   (работ, услуг).
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 28 января 2004 г. N 04-03-13/01

16.03.2004                                              О.Б.Солдатова
                                        Проект "КонсультантФинансист"


        Вопрос: Является   ли   договор   купли-продажи   документом,
   подтверждающим  расходы  физического  лица  на приобретение ценных
   бумаг в соответствии с п.3  ст.214.1  НК  РФ,  если  никаких  иных
   документов не сохранилось?
   
        Ответ: Особенности  определения налоговой базы,  исчисления и
   уплаты налога на доходы  физических  лиц  (НДФЛ)  по  операциям  с
   ценными бумагами регулируются ст.214.1 Налогового кодекса РФ.
        В соответствии с  п.3  названной  статьи  доход  (убыток)  по
   операциям  купли-продажи  ценных  бумаг  определяется  как разница
   между суммами доходов,  полученными от реализации ценных бумаг,  и
   документально    подтвержденными    расходами   на   приобретение,
   реализацию и  хранение  ценных  бумаг,  фактически  произведенными
   налогоплательщиком,  либо имущественными вычетами,  принимаемыми в
   уменьшение   доходов   от   сделки   купли-продажи   в    порядке,
   предусмотренном настоящим пунктом.
        При этом   состав   документов,   подтверждающих   понесенные
   налогоплательщиком  расходы  (в частности,  на приобретение ценных
   бумаг),  гл.23 НК РФ не конкретизируется. Очевидно, что документы,
   подтверждающие расходы налогоплательщика,  во-первых,  должны быть
   надлежащим образом оформлены (в соответствии  с  законодательством
   Российской    Федерации),    а    во-вторых,    в    полной   мере
   свидетельствовать о факте осуществления расходов  и  основании  их
   возникновения.
        Договор купли-продажи  ценных  бумаг   является   документом,
   свидетельствующим  о  наличии  соглашения  между  продавцом ценных
   бумаг и покупателем,  в силу которого продавец обязуется  передать
   ценные  бумаги в собственность покупателю,  а покупатель обязуется
   принять ценные бумаги и  уплатить  за  них  определенную  денежную
   сумму (цену)  (п.1  ст.420,  п.1  ст.454 Гражданского кодекса РФ).
   Однако факт осуществления покупателем расходов по оплате указанных
   в договоре ценных бумаг договор купли-продажи не подтверждает.
        Документами, подтверждающими  движение  денежных  средств  от
   покупателя  к  продавцу  в  счет  оплаты  ценных  бумаг,  являются
   расчетные  и  платежные  документы,  в   частности   квитанции   к
   приходно-кассовому   ордеру,  а  в  случае  безналичной  оплаты  -
   банковские документы.
        Таким образом,   договор   купли-продажи   ценных  бумаг  без
   приложения дополнительных  расчетных  и  платежных  документов  не
   может   рассматриваться   в  качестве  документа,  подтверждающего
   расходы налогоплательщика на приобретение ценных бумаг.
        Важно также    отметить,   что   в   случае,   если   расходы
   налогоплательщика не могут  быть  подтверждены  документально,  он
   вправе    воспользоваться    имущественным    налоговым   вычетом,
   предусмотренным абз.1 пп.1 п.1 ст.220 НК РФ (п.3 ст.214.1 НК РФ).
        Имущественный налоговый  вычет или вычет в размере фактически
   произведенных    и    документально    подтвержденных     расходов
   предоставляется  налогоплательщику  при  расчете и уплате налога в
   бюджет  у  источника  выплаты  дохода   (брокера,   доверительного
   управляющего,  управляющей компании,  осуществляющей доверительное
   управление имуществом,  составляющим паевой  инвестиционный  фонд,
   или у иного лица,  совершающего операции по договору поручения или
   по иному подобному договору в пользу  налогоплательщика)  либо  по
   окончании  налогового  периода  при  подаче налоговой декларации в
   налоговый орган (п.3 ст.214.1 НК РФ).
   
05.02.2004                                             Е.А.Скаковская
                                  Консультационно-аналитический центр
                                              по бухгалтерскому учету
                                                    и налогообложению
   

        Вопрос: Организация  приобрела  у   иностранной   организации
   товар,  который  находится  на  территории  России.  В  какой срок
   налоговый агент должен перечислить в бюджет НДС?
   
        Ответ: Российская организация,  приобретающая  на  территории
   России  товары у иностранной организации,  не состоящей на учете в
   российских  налоговых  органах,  признается   налоговым   агентом,
   обязана  исчислить,  удержать  у  налогоплательщика  и  уплатить в
   бюджет соответствующую сумму налога (п.п.1, 2 ст.161 НК РФ).
        В соответствии с п.1 ст.174 НК РФ уплата налога по операциям,
   признаваемым объектом  налогообложения,  производится  по   итогам
   каждого налогового периода (месяца или квартала (ст.163 НК РФ)) не
   позднее 20-го  числа  месяца,  следующего  за  истекшим  налоговым
   периодом,  если иное не  предусмотрено  гл.21  НК  РФ.  С 1 января
   2004 г.  иной  срок  перечисления  в  бюджет  НДС  установлен  для
   налоговых  агентов,  приобретающих работы или услуги у иностранных
   организаций  (ст.5,  п.1  ст.8  Федерального закона от  08.12.2003
   N 163-ФЗ  "О  внесении  изменений в некоторые законодательные акты
   Российской Федерации о налогах и сборах").  В отношении  налоговых
   агентов,  покупающих  у  иностранных  лиц товары,  законодатель не
   предусмотрел специального срока.
        Таким образом, организация, приобретающая товар на территории
   России у  иностранной  организации,  не  состоящей  на   учете   в
   российском   налоговом   органе,   должна   перечислить  в  бюджет
   удержанную у иностранного лица сумму НДС не  позднее  20-го  числа
   месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.
   
09.01.2004                                               М.П.Захарова
                                                   Центр исследований
                                              проблем налогообложения
                                               и бухгалтерского учета
   

        Вопрос: Организация вынуждена перепродать  на  экспорт  ранее
   приобретенный  импортный  товар  по  цене  ниже приобретения из-за
   снижения цен на мировом рынке.  Вправе ли  организация  принять  к
   вычету НДС, уплаченный при ввозе, в полной сумме?
   
        Ответ: Налогоплательщик  имеет  право  уменьшить  общую сумму
   НДС,  исчисленную в соответствии со ст.166 Налогового кодекса  РФ,
   на установленные налоговые вычеты.  Вычетам подлежат суммы налога,
   предъявленные налогоплательщику и уплаченные им  при  приобретении
   товаров  (работ,  услуг)  на  территории Российской Федерации либо
   уплаченные налогоплательщиком  при  ввозе  товаров  на  таможенную
   территорию  Российской  Федерации в таможенных режимах выпуска для
   свободного  обращения,  временного   ввоза   и   переработки   вне
   таможенной   территории   в   отношении  товаров  (работ,  услуг),
   приобретаемых для осуществления операций,  признаваемых  объектами
   налогообложения по  НДС,  за исключением товаров,  предусмотренных
   п.2 ст.170 НК РФ (п.п.1, 2 ст.171 НК РФ).
        Следовательно, факт продажи товара по цене ниже закупочной не
   влияет на сумму налогового вычета,  поскольку к вычету принимается
   сумма НДС, уплаченная при ввозе товара.
   
10.12.2003                                               М.П.Захарова
                                                   Центр исследований
                                              проблем налогообложения
                                               и бухгалтерского учета

=====================================================================

Выпуски за другие дни

Информация предоставлена компанией "Консультант Плюс", являющейся разработчиком одноименных справочных правовых систем. Общероссийская Сеть распространения правовой информации КонсультантПлюс объединяет 300 региональных информационных центров, которые занимаются поставкой систем и передачей информации пользователям в 150 городах России. На специализированном правовом сервере: http://www.consultant.ru/ можно получить бесплатный доступ к большому массиву актуальной справочной правовой информации, а также узнать подробнее о программных продуктах и услугах Сети КонсультантПлюс, о ее структуре и деятельности, скачать демонстрационные версии профессиональных систем.


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу


В избранное