Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

КонсультантПлюс: Вопросы и Ответы Выпуск от 16 января 2004 года


Информационный Канал Subscribe.Ru


Вопросы и ответы

========================================================================
     НАЧНИТЕ РАБОЧИЙ ДЕНЬ  с  "Новое  в  федеральном  законодательстве".
Ежедневный  оперативный  обзор  федерального  законодательства:  законы,
указы, постановления, ведомственные акты. В обзорах  содержатся  краткие
аннотации к документам. На  сервере  www.consultant.ru  можно  бесплатно
поработать с представленными в обзорах документами.

Код рассылки в Subscribe.Ru: law.russia.review.consdailyrus
========================================================================
        Вопрос: 1.   К   расходам   на   оплату   труда   для   целей
   налогообложения  согласно  п.7  ст.255  НК  РФ  относится  доплата
   несовершеннолетним  за  сокращенное  рабочее  время.  Как при этом
   учитываются положения ст.271 ТК РФ,  согласно которой работодатель
   может за счет собственных средств производить доплату за время, на
   которое сокращается  продолжительность рабочей недели,  работникам
   до 18 лет?
        2. В  организации  работают  сотрудники,   которые   согласно
   Постановлению Правительства  РФ  от  14.10.1994  N  1161  получают
   ежемесячную  надбавку  к  должностному   окладу   за   работу   со
   сведениями, составляющими  государственную  тайну.  Как  расходы в
   виде ежемесячной надбавки учитываются при налогообложении?

        Ответ: С  1  января  2002 г.  вступила в силу гл.25 "Налог на
   прибыль  организаций"  Налогового  кодекса  Российской   Федерации
   (далее - Кодекс).
        1. В    соответствии    со    ст.255    Кодекса   в   расходы
   налогоплательщика на  оплату  труда  включаются  любые  начисления
   работникам  в  денежной и (или) натуральной формах,  стимулирующие
   начисления и надбавки,  компенсационные  начисления,  связанные  с
   режимом  работы  или  условиями  труда,  премии  и  единовременные
   поощрительные начисления,  расходы,  связанные с содержанием  этих
   работников,  предусмотренные  нормами  законодательства Российской
   Федерации,   трудовыми   договорами    (контрактами)    и    (или)
   коллективными договорами.
        В частности,  к  расходам   на   оплату   труда   для   целей
   налогообложения  согласно  п.7  указанной статьи Кодекса относится
   доплата несовершеннолетним за сокращенное рабочее время.
        При этом  в  части  размеров доплаты следует учесть положения
   ст.271 Трудового кодекса Российской Федерации.
        2. Согласно  ст.144  Трудового  кодекса  Российской Федерации
   работодатель   имеет   право   устанавливать   различные   системы
   премирования,  доплат и надбавок с учетом мнения представительного
   органа работников.
        В  соответствии с Законом  Российской Федерации от 21.07.1993
   N 5485-1  "О государственной тайне" и Постановлением Правительства
   Российской Федерации от 14.10.1994  N  1161  должностным  лицам  и
   гражданам,   допущенным  к  государственной  тайне  на  постоянной
   основе,  выплачивается   ежемесячная   надбавка   за   работу   со
   сведениями, составляющими государственную тайну.
        Порядок и  условия выплаты процентных надбавок к должностному
   окладу (тарифной ставке) должностных лиц и граждан,  допущенных  к
   государственной тайне,   утверждены  Постановлением  Правительства
   Российской Федерации от 14.10.1994 N 1161.
        Под постоянной    работой    со   сведениями,   составляющими
   государственную  тайну,  понимается  работа  с  этими   сведениями
   независимо  от порядка  и условий их получения (в виде письменного
   документа,  при  использовании  технических  средств,  в  процессе
   обучения  и  др.),  а  также  независимо от ее продолжительности и
   периодичности в течение года. В случае незначительного поступления
   подобных документов в организацию следует  ограничить  число  лиц,
   работающих с ними.
        Перечень сведений,   отнесенных   к   государственной  тайне,
   утвержден Указом  Президента  Российской  Федерации  от 30.11.1995
   N 1203,  а Инструкция о порядке допуска должностных лиц и  граждан
   Российской  Федерации  к  государственной  тайне  - Постановлением
   Правительства Российской Федерации от 28.10.1995 N 1050.
        Выплата процентной надбавки производится на основании приказа
   (распоряжения) руководителя организации о работе должностного лица
   или   иного   работника   на   постоянной  основе  со  сведениями,
   составляющими  государственную   тайну   соответствующей   степени
   секретности, в силу должностных (функциональных) обязанностей.
        В приказе  следует  указывать:   должность,   фамилию,   имя,
   отчество,  номер,  число,  месяц, год получения карточки-допуска к
   сведениям,  составляющим государственную тайну, размер ежемесячной
   надбавки в процентах к должностному окладу (тарифной ставке).
        Минтруд России Постановлением от  23.12.1994  N  84  утвердил
   Разъяснения  Минтруда России от 23.12.1994 N 10 "О порядке выплаты
   процентных надбавок должностным лицам и  гражданам,  допущенным  к
   государственной тайне".
        В соответствии с п.9 указанных  Разъяснений  при  определении
   источников  финансирования  мероприятий,  связанных  с реализацией
   Постановления  Правительства  Российской  Федерации от  14.10.1994
   N 1161,  следует  руководствоваться  ч.1  ст.29  Закона Российской
   Федерации "О государственной тайне".
        Частью 1 ст.29 Закона Российской Федерации "О государственной
   тайне"  установлено,  что  финансирование   деятельности   органов
   государственной   власти,   бюджетных  предприятий,  учреждений  и
   организаций   и   их   структурных   подразделений    по    защите
   государственной    тайны    осуществляется    за    счет   средств
   соответствующих бюджетов,  а остальных предприятий,  учреждений  и
   организаций   -   за  счет  средств,  получаемых  от  их  основной
   деятельности при  выполнении  работ,  связанных  с  использованием
   сведений, составляющих государственную тайну.
        Расходы организации  в виде ежемесячной процентной надбавки к
   должностному окладу  (тарифной  ставке)  работнику  за  работу  на
   постоянной  основе  со  сведениями,  составляющими государственную
   тайну, для целей налогообложения могут быть отнесены к расходам на
   оплату труда в соответствии со ст.255 Кодекса.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 22 октября 2003 г. N 04-02-05/1/98

16.01.2004                                                  Е.Зернова
                                        Проект "КонсультантБухгалтер"


        Вопрос: Торговая  организация  в  рамках проводимой рекламной
   кампании производит бесплатную раздачу товаров. Следует ли в целях
   обложения  НДС  рассматривать  такую  операцию  как  безвозмездную
   передачу  товара  и,  следовательно,  облагать  НДС?   Вправе   ли
   указанная организация принимать к вычету суммы НДС,  уплаченные ею
   поставщикам при приобретении указанных товаров?

        Ответ: Согласно пп.1 п.1 ст.146 гл.21 "Налог  на  добавленную
   стоимость"   Налогового  кодекса  Российской  Федерации  (далее  -
   Кодекс)  объектом  налогообложения  по   налогу   на   добавленную
   стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг)
   на территории Российской Федерации.  При этом  в  целях  обложения
   налогом  на  добавленную стоимость передача права собственности на
   товары,  результатов  выполненных   работ,   оказания   услуг   на
   безвозмездной   основе   признается  реализацией  товаров  (работ,
   услуг).
        В связи   с  изложенным  товары,  безвозмездно  переданные  в
   рекламных целях,  являются объектом налогообложения по  налогу  на
   добавленную  стоимость.  При  этом  следует  иметь  в виду,  что в
   соответствии с  п.2  ст.154  Кодекса  при  реализации  товаров  на
   безвозмездной  основе  налоговая  база  определяется как стоимость
   товаров,  исчисленная  исходя  из  цен,  определяемых  в  порядке,
   аналогичном предусмотренному ст.40 Кодекса,  с учетом акцизов (для
   подакцизных товаров  и  подакцизного  минерального  сырья)  и  без
   включения в них налога на добавленную стоимость и налога с продаж.
        В соответствии  со  ст.171  Кодекса  вычетам  подлежат  суммы
   налога на добавленную стоимость, предъявленные налогоплательщику и
   уплаченные   им   при  приобретении  товаров  (работ,  услуг)  для
   осуществления операций,  признаваемых объектами налогообложения по
   налогу на добавленную стоимость.
        Учитывая изложенное,  суммы налога на добавленную  стоимость,
   уплаченные  организацией  при  приобретении товаров,  безвозмездно
   переданных  в  рекламных  целях,  следует  принимать  к  вычету  в
   общеустановленном порядке.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 30 сентября 2003 г. N 04-03-11/78

16.01.2004                                                  Е.Зернова
                                        Проект "КонсультантБухгалтер"


        Вопрос:   Организация,   имеющая  свои  представительства  за
   рубежом,  командирует  своих специалистов за границу на строящиеся
   объекты  для  обеспечения  надзора  за  строительством, выполнения
   проектно-изыскательских  и  других  работ  на срок до года и более
   года. В  представительствах  на основании смет расходов работникам
   выплачивается  заработная  плата  в  иностранной  валюте.   Доходы
   физических   лиц   облагаются   налогом   в   пользу  иностранного
   государства.  В  смету  расходов  также  включаются   расходы   на
   медицинское  обслуживание.  Больничные  листы  этим  работникам не
   выдаются  и  не  оплачиваются.  Все  сотрудники  застрахованы   от
   несчастных случаев.
        Подлежат ли  обложению  единым  социальным  налогом   выплаты
   (заработная плата) в иностранной валюте, производимые организацией
   в пользу сотрудников,  командированных за рубеж? Начисляются ли на
   указанные  выплаты  страховые  взносы  на  обязательное пенсионное
   страхование?

        Ответ: В   соответствии   с   положениями   ст.ст.235  и  236
   Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) обложению
   единым   социальным   налогом   подлежат  выплаты  по  трудовым  и
   гражданско-правовым   договорам,   предметом   которых    является
   выполнение   работ  или  оказание  услуг,  а  также  по  авторским
   договорам,  производимые российскими юридическими лицами в  пользу
   физических  лиц.  При этом не устанавливается каких-либо условий в
   отношении места выполнения работ или оказания услуг  по  указанным
   договорам и гражданства лиц, которым производятся выплаты по таким
   договорам.   Таким   образом,   выплаты   работникам    российских
   организаций, занятым как на территории Российской Федерации, так и
   за  ее  пределами  (в  зарубежных  филиалах,   представительствах,
   отделениях,  бюро,  корпунктах и т.п.),  подлежат обложению единым
   социальным налогом в общеустановленном порядке.
        Одновременно необходимо    учитывать,   что   согласно   ст.7
   Федерального  закона  от  15.12.2001  N  167-ФЗ  "Об  обязательном
   пенсионном   страховании   в   Российской   Федерации"   и   ст.10
   Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых  пенсиях  в
   Российской Федерации" на граждан Российской Федерации на период их
   работы за границей  не  распространяется  обязательное  пенсионное
   страхование  и  данный  период работы не засчитывается в страховой
   стаж  при  определении  права  на   получение   трудовой   пенсии.
   Следовательно,  по выплатам, производимым работникам, направленным
   для  работы  за  границу,  не  начисляются  страховые  взносы   на
   обязательное   пенсионное   страхование   и,  соответственно,  при
   исчислении   единого   социального   налога    налоговый    вычет,
   предусмотренный п.2 ст.243 Кодекса, не применяется. Однако следует
   отметить,  что в соответствии  со  ст.29  Федерального  закона  от
   15.12.2001  N 167-ФЗ граждане Российской Федерации,  работающие за
   пределами  территории  Российской  Федерации,  вправе  добровольно
   вступить в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию
   и самостоятельно осуществлять уплату страховых  взносов  в  бюджет
   Пенсионного фонда Российской Федерации.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 23 сентября 2003 г. N 04-04-04/105

16.01.2004                                                  Е.Зернова
                                        Проект "КонсультантБухгалтер"


        Вопрос: Товар реализован покупателю в 2003 г.,  оплата, в том
   числе НДС в размере 20%,  перечислена на счет  продавца  в  январе
   2004  г.  Излишне  уплаченный  НДС в связи с уменьшением налоговой
   ставки продавцом не  возвращен.  Вправе  ли  покупатель  применить
   налоговый вычет по НДС?
   
        Ответ: К  товарам (работам,  услугам),  реализация которых до
   1 января 2004  г.  подлежала  налогообложению  по  ставке  20%,  с
   1 января 2004 г.  применяется ставка налога, равная 18% (п.11 ст.1
   Федерального закона от 07.07.2003 N 117-ФЗ "О внесении изменений и
   дополнений  в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации
   и некоторые другие законодательные акты  Российской  Федерации,  а
   также о признании утратившими силу некоторых законодательных актов
   (положений законодательных актов) Российской Федерации").
        Покупатель, приобретающий товары (работы,  услуги) в 2003 г.,
   но оплачивающий их в 2004 г.,  сможет принять к вычету  уплаченную
   им сумму  НДС  по  ставке  20%  на  основании  выставленного ему в
   2003 г. счета-фактуры при выполнении следующих условий (ст.ст.171,
   172 Налогового кодекса РФ):
        - при принятии к учету товаров (работ, услуг);
        - оплате  товаров  (работ,  услуг)  при  наличии  документов,
   подтверждающих этот факт;
        - наличии должным образом оформленного счета-фактуры;
        - предполагаемом использовании приобретенных товаров  (работ,
   услуг)   для   осуществления   операций,   признаваемых  объектами
   налогообложения по НДС.
        Таким образом,  получив в 2003 г.  от поставщика счет-фактуру
   на отгруженные  товары  (выполненные  работы,  оказанные  услуги),
   покупатель  учтет  его  в  журнале  учета  полученных от продавцов
   счетов-фактур (п.1 Правил  ведения  журналов  учета  полученных  и
   выставленных   счетов-фактур,  книг  покупок  и  книг  продаж  при
   расчетах по  налогу   на   добавленную   стоимость,   утвержденных
   Постановлением  Правительства  РФ  от  02.12.2000  N  914).  После
   осуществления оплаты за отгруженные  товары  (выполненные  работы,
   оказанные услуги) в 2004 г. покупатель зарегистрирует счет-фактуру
   в книге   покупок   (п.8   Правил,   утвержденных   Постановлением
   Правительства  РФ  от  02.12.2000 N 914).  Сумму НДС,  исчисленную
   исходя из ставки 20%,  принимаемую к вычету,  покупатель отразит в
   разд.I  Налоговой  декларации  по НДС за соответствующий налоговый
   период 2004 г.
   
16.12.2003                                             Е.М.Филимонова
                                         Издательство "Главная книга"
   

        Вопрос: По состоянию на 01.01.2004 в составе основных средств
   организации   числится   компьютер.    Первоначальная    стоимость
   компьютера  -  30 000 руб.,  срок полезного использования - 5 лет,
   амортизация начисляется линейным методом и  составляет  ежемесячно
   500 руб.,  остаточная  стоимость  по  состоянию  на  01.01.2004  -
   24 000 руб.  Чему равна сумма  авансового  платежа  по  налогу  на
   имущество   за  I  квартал  2004  г.,  если  законом  субъекта  РФ
   установлена максимальная ставка налога?
   
        Ответ: Согласно  п.1  ст.375  Налогового кодекса РФ налоговая
   база   определяется   как   среднегодовая   стоимость   имущества,
   признаваемого объектом налогообложения.
        В соответствии с п.4 ст.376  НК  РФ  среднегодовая  (средняя)
   стоимость  имущества,  признаваемого объектом налогообложения,  за
   налоговый (отчетный) период определяется как  частное  от  деления
   суммы,   полученной   в  результате  сложения  величин  остаточной
   стоимости  имущества  на  1-е  число  каждого  месяца   налогового
   (отчетного) периода и 1-е число следующего за налоговым (отчетным)
   периодом месяца,  на количество  месяцев  в  налоговом  (отчетном)
   периоде, увеличенное на единицу.
        Рассчитаем остаточную  стоимость  компьютера  на  1-е   число
   каждого месяца I квартала 2004 г.:
        - на 01.01.2004 - 24 000 руб.;
        - на 01.02.2004 - 23 500 руб. (24 000 руб. - 500 руб.);
        - на 01.03.2004 - 23 000 руб. (23 500 руб. - 500 руб.).
        Среднегодовая стоимость компьютера за I квартал 2004 г. будет
   равна 23 250 руб.  ((24 000 руб.  + 23 500 руб.  + 23 000  руб.  +
   22 500 руб.) / (3 + 1).
        Пунктом 1 ст.380 НК РФ установлено,  что налоговые ставки  по
   налогу  на  имущество  устанавливаются  законами субъектов РФ и не
   могут превышать  2,2%.  При  этом  если  законом  субъекта  РФ  не
   предусмотрено право налогоплательщика не исчислять и не уплачивать
   авансовые платежи по налогу в течение налогового периода, то сумма
   авансового платежа исчисляется по итогам каждого отчетного периода
   в размере 1/4  произведения  соответствующей  налоговой  ставки  и
   средней   стоимости  имущества,  определенной  за  соответствующий
   отчетный период (п.п.4, 6 ст.382 НК РФ).
        Таким образом,   сумма   авансового   платежа  по  налогу  на
   имущество за  I  квартал  2004  г.   будет   равна   127,88   руб.
   (23 250 руб. х 2,2% / 4).
   
05.12.2003                                             О.М.Проваленко
                                         Издательство "Главная книга"
   

        Вопрос: Организация  оптовой  торговли  заключила   агентский
   договор  с  индивидуальным  предпринимателем  на реализацию товара
   через розничную сеть.  Предприниматель реализует товар  принципала
   через собственный магазин с торговой площадью 70 кв.  м.  Подлежит
   ли индивидуальный предприниматель переводу на уплату ЕНВД?
   
        Ответ: Система  налогообложения  в  виде  единого  налога  на
   вмененный  доход  для  отдельных видов деятельности (далее - ЕНВД)
   может применяться  по  решению  субъекта  Российской  Федерации  в
   отношении  розничной  торговли,  осуществляемой  через  магазины и
   павильоны с площадью торгового зала по каждому объекту организации
   торговли не  более  150  кв.  м,  палатки,  лотки и другие объекты
   организации торговли, в том числе не имеющие стационарной торговой
   площади (пп.4 п.2 ст.346.26 Налогового кодекса РФ). К данному виду
   предпринимательской    деятельности    не   относится   реализация
   подакцизных товаров,  указанных в пп.6 -  10  п.1  ст.181  НК  РФ,
   подакцизного минерального сырья,  продуктов питания и напитков,  в
   том числе алкогольных,  как в упаковке и расфасовке  изготовителя,
   так  и  без  них,  в  барах,  ресторанах,  кафе  и  других  точках
   общественного питания (ст.346.27 НК РФ).
        Налогоплательщиками являются  организации  и   индивидуальные
   предприниматели,  осуществляющие на территории субъекта Российской
   Федерации,  в котором  введен  единый  налог,  предпринимательскую
   деятельность, облагаемую единым налогом (п.1 ст.346.28 НК РФ).
        Для целей исчисления и уплаты ЕНВД в соответствии  с  гл.26.3
   НК  РФ под розничной торговлей подразумевается торговля товарами и
   оказание услуг покупателям за наличный расчет.
        Следовательно, для целей обложения ЕНВД отнесение торговли  к
   розничной  не  ставится  в  зависимость  от  того,  кем этот товар
   продается  -  собственником  или  посредником.  Важна  лишь  форма
   расчета между контрагентами (наличная либо безналичная).
        Таким образом,  индивидуальный  предприниматель,  реализующий
   через магазин  с  площадью  торгового  зала  70   кв.   м   товары
   принципала,   стоимость   которых   оплачивается  покупателями  за
   наличный расчет,  подлежит переводу на  уплату  ЕНВД  в  отношении
   данного вида деятельности на общих основаниях.
   
26.11.2003                                            В.А.Александров
                                  Консультационно-аналитический центр
                                              по бухгалтерскому учету
                                                    и налогообложению
   

        Вопрос: В налоговом учете организации  числятся  объекты  ОС,
   при   переходе   01.01.2002   на   метод   начисления   для  целей
   налогообложения прибыли  выделенные  в  отдельную  амортизационную
   группу,  ввиду  того  что фактический срок их эксплуатации к этому
   моменту превышал  срок  полезного  использования  таких  объектов,
   предусмотренный  Классификацией  основных  средств,  включаемых  в
   амортизационные группы,  утвержденной Постановлением Правительства
   РФ от 01.01.2002 N 1 (ред. от 08.08.2003) (п.1 ст.322 НК РФ).
        С 01.01.2004  организация планирует перейти на УСНО.  В каком
   порядке следует учитывать остаточную стоимость указанных  объектов
   ОС  в  расчете  налоговой  базы по единому налогу,  учитывая,  что
   минимально возможный срок их списания,  установленный  п.1  ст.322
   НК РФ, составляет 7 лет?
   
        Ответ: В  соответствии  с п.3 ст.346.16 Налогового кодекса РФ
   остаточная стоимость объектов основных средств (ОС), приобретенных
   налогоплательщиком    до    перехода    на    упрощенную   систему
   налогообложения (УСНО),  учитывается для  целей  обложения  единым
   налогом в следующем порядке:
        - в отношении ОС со сроком полезного  использования  до  трех
   лет включительно - в течение одного года применения УСНО;
        - в отношении ОС со сроком полезного использования от трех до
   15  лет  включительно:  в  течение  первого года применения УСНО -
   50 процентов стоимости,  второго года - 30 процентов  стоимости  и
   третьего года - 20 процентов стоимости;
        - в отношении ОС  со  сроком  полезного  использования  свыше
   15 лет  -  в  течение  10  лет  применения  УСНО равными долями от
   стоимости ОС.
        При этом   срок   полезного   использования  определяется  на
   основании   Классификации   основных   средств,    включаемых    в
   амортизационные группы,  утвержденной Постановлением Правительства
   РФ от 01.01.2002 N 1 (ред. от 08.08.2003).
        Пунктом 1 ст.322 НК РФ установлен особый  порядок  учета  для
   целей  налогообложения  прибыли  остаточной стоимости объектов ОС,
   фактический срок   эксплуатации  которых  больше  срока  полезного
   использования,  предусмотренного  Классификацией.  Однако  7  лет,
   упомянутые  в  п.1  ст.322  НК  РФ,  являются минимально возможным
   сроком,  в течение  которого  остаточная  стоимость  объектов  ОС,
   выделенных   в  специальную  амортизационную  группу,  может  быть
   включена в состав расходов,  уменьшающих налоговую базу по  налогу
   на прибыль, но не сроком полезного использования таких объектов.
        Следовательно, несмотря  на  то  что   на   момент   перехода
   организации  на  УСНО  срок  службы  данных объектов ОС фактически
   истек, для  целей  обложения  единым  налогом  исходя  из норм п.3
   ст.346.16 НК РФ тем не менее необходимо определить срок  полезного
   использования  этих  объектов  на  основании  Классификации  и  на
   основании   полученных   данных   определить   порядок    списания
   соответствующего  объекта  ОС,  выделенного  ранее  в  специальную
   амортизационную группу.
   
06.11.2003                                                  А.И.Дыбов
                                                   Центр исследований
                                              проблем налогообложения
                                               и бухгалтерского учета
   

        Вопрос: Согласно  п.п.1,  2  ст.16  Федерального  закона   от
   10.01.2002  N  7-ФЗ  "Об  охране  окружающей  среды" в число видов
   негативного воздействия на окружающую среду,  за которое взимается
   плата,  входит  ее  загрязнение  электромагнитными излучениями.  В
   каком  порядке  и  в  какой  сумме  должна  вносить  такую   плату
   организация,  в  собственности  которой  находится  5 компьютеров,
   фактически являющихся источниками электромагнитного излучения?
   
        Ответ: Действительно,  п.п.1 - 3 ст.16 Федерального закона от
   10.01.2002 N 7-ФЗ и п.1 Порядка определения платы и ее  предельных
   размеров за  загрязнение  окружающей  природной среды,  размещение
   отходов,   другие   виды   вредного   воздействия,   утвержденного
   Постановлением  Правительства  РФ  от  28.08.1992  N 632 (ред.  от
   14.06.2001,  с изм.  от 12.02.2003), помимо прочего, предусмотрено
   взимание  платы  за загрязнение окружающей среды электромагнитными
   излучениями.
        В настоящее   время   Постановлением   Правительства   РФ  от
   12.06.2003 N 344 "О нормативах  платы  за  выбросы  в  атмосферный
   воздух   загрязняющих   веществ   стационарными   и   передвижными
   источниками,  сбросы  загрязняющих  веществ  в   поверхностные   и
   подземные   водные  объекты,  размещение  отходов  производства  и
   потребления" нормативы для  расчета  суммы  платы  за  загрязнение
   окружающей среды установлены:
        - для выбросов  в  атмосферный  воздух  загрязняющих  веществ
   стационарными источниками;
        - выбросов  в   атмосферный   воздух   загрязняющих   веществ
   передвижными источниками (для различных видов топлива);
        - сбросов загрязняющих веществ в  поверхностные  и  подземные
   водные объекты;
        - размещения отходов производства и потребления.
        Таким образом,    организация,    использующая   в   процессе
   осуществления деятельности  персональные  компьютеры,  хотя  бы  и
   являющиеся  источником  электромагнитного  излучения,  не  обязана
   исчислять и уплачивать в бюджет плату за негативное воздействие на
   окружающую  среду вследствие отсутствия соответствующих нормативов
   для расчета размера такой платы.
   
06.11.2003                                                  А.И.Дыбов
                                                   Центр исследований
                                              проблем налогообложения
                                               и бухгалтерского учета
   

        Вопрос: Организация,       являющаяся       негосударственным
   образовательным    учреждением    начального     профессионального
   образования,  проводит  обучение  по  программам  профессиональной
   подготовки и повышения квалификации рабочих и специалистов.
        По программам  профессиональной  подготовки  свыше  72  часов
   организация получила лицензию и имеет  освобождение  от  обложения
   НДС.
        Кроме  того,  организация  проводит  обучение  сроком   менее
   72 часов  перед  очередной  и  внеочередной  проверкой  знаний  по
   определенным профессиям,  не сопровождающееся итоговой аттестацией
   и  выдачей  документов  об образовании или квалификации.  Учитывая
   разъяснения,  данные в Письме  Минобразования  России  и  Минтруда
   России от 21.07.1998 N N 06-51-48ин/23-10,  4226-НП, на проведение
   обучения по программам сроком до 72 часов лицензия не получена.
        Имеет ли  организация  право воспользоваться освобождением от
   обложения  НДС,  предусмотренным  пп.14  п.2  ст.149  НК  РФ,   по
   образовательным программам сроком до 72 часов?
   
        Ответ: Согласно пп.14 п.2 ст.149  Налогового  кодекса  РФ  не
   подлежит   обложению   НДС   (освобождается   от  налогообложения)
   реализация услуг в сфере образования по проведению некоммерческими
   образовательными    организациями   учебно-производственного   (по
   направлениям основного и дополнительного образования,  указанным в
   лицензии)    или    воспитательного   процесса,   за   исключением
   консультационных услуг, а также услуг по сдаче в аренду помещений.
        В соответствии  с  п.6 ст.33 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1
   "Об  образовании"  (ред.   от   07.07.2003)   право   на   ведение
   образовательной     деятельности     и    льготы,    установленные
   законодательством РФ,  возникают у образовательного  учреждения  с
   момента выдачи ему лицензии (разрешения).
        Статьей 21    указанного    Закона     предусмотрено,     что
   профессиональная  подготовка может быть получена в образовательных
   учреждениях  начального  профессионального  образования  и  других
   образовательных   учреждениях:   межшкольных  учебных  комбинатах,
   учебно-производственных мастерских,  учебных участках  (цехах),  а
   также   в   образовательных  подразделениях  организаций,  имеющих
   соответствующие лицензии,  и в порядке индивидуальной подготовки у
   специалистов или рабочих, имеющих соответствующую квалификацию.
        Согласно п.п.10,    28     Положения     о     лицензировании
   образовательной  деятельности  (утв.  Постановлением Правительства
   Российской  Федерации   от   18.10.2000   N   796)   лицензия   на
   осуществление  образовательной  деятельности  имеет приложение,  в
   котором в том числе указываются перечень образовательных программ,
   направлений    и    специальностей    подготовки,    по    которым
   предоставляется право  ведения  образовательной  деятельности,  их
   уровень  (ступени)  и направленность,  нормативные сроки освоения.
   Лицензирование деятельности образовательного учреждения  по  новым
   для  него  образовательным  программам  производится независимо от
   наличия у него лицензии на ведение образовательной деятельности по
   другим образовательным программам.  Перечень новых образовательных
   программ включается в приложение к действующей лицензии.
        При этом  согласно  п.2  указанного Положения образовательная
   деятельность в  форме  разовых  лекций,  стажировок,  семинаров  и
   других видов обучения,  не сопровождающаяся итоговой аттестацией и
   выдачей  документов   об   образовании   и   (или)   квалификации,
   лицензированию не подлежит.
        Учитывая изложенное,  при отсутствии в  лицензии  на  ведение
   образовательной   деятельности   такого   вида  деятельности,  как
   подготовка по программам  профессиональной  подготовки  работников
   сроком  до  72  часов,  не сопровождающаяся итоговой аттестацией и
   выдачей документов об образовании или квалификации,  у организации
   отсутствует  право на получение льготы,  предусмотренной пп.14 п.2
   ст.149 НК РФ, по данной деятельности.
   
06.11.2003                                                С.С.Лысенко
                                                   Центр исследований
                                              проблем налогообложения
                                               и бухгалтерского учета
   

        Вопрос: Должен ли гражданин,  зарегистрированный  в  качестве
   индивидуального     предпринимателя,     но     не    занимающийся
   предпринимательской деятельностью,  указанной  в  свидетельстве  о
   регистрации,  а  работающий  в  организации по трудовому договору,
   платить фиксированный платеж в ПФР в размере 150 руб.?
   
        Ответ: Согласно  пп.2 п.1 ст.6 и ст.28 Федерального закона от
   15.12.2001 N 167-ФЗ  "Об  обязательном  пенсионном  страховании  в
   Российской   Федерации"   (ред.   от   31.12.2002)  индивидуальные
   предприниматели  признаются  плательщиками  страховых  взносов  на
   обязательное  пенсионное  страхование и уплачивают суммы страховых
   взносов в бюджет Пенсионного фонда  Российской  Федерации  в  виде
   фиксированного платежа.
        При этом  по  общему  правилу  правоотношения,  связанные   с
   уплатой   обязательных   платежей   на   обязательное   пенсионное
   страхование,  в том числе в части  осуществления  контроля  за  их
   уплатой,  регулируются  законодательством  Российской  Федерации о
   налогах и  сборах  (ст.2   Федерального   закона   от   15.12.2001
   N 167-ФЗ).  Статьей 11 Налогового кодекса РФ установлено,  что для
   целей    налогового    законодательства    под     индивидуальными
   предпринимателями понимаются физические лица, зарегистрированные в
   установленном   порядке   и   осуществляющие   предпринимательскую
   деятельность  без  образования  юридического  лица (см.  также п.1
   Порядка регистрации в территориальных органах  ПФР  страхователей,
   уплачивающих   страховые   взносы  в  Пенсионный  фонд  Российской
   Федерации   в   виде   фиксированных    платежей,    утвержденного
   Постановлением Правления ПФР от 16.08.2002 N 89п).
        Таким образом,  можно  говорить  о  двух  условиях  признания
   физического  лица  индивидуальным  предпринимателем с точки зрения
   налогового и пенсионного законодательства:
        - наличие     государственной    регистрации    в    качестве
   индивидуального предпринимателя;
        - осуществление предпринимательской деятельности.
        Исходя из того,  что в  этом  определении  законодателем  был
   применен предлог "и",  а не "или", только одновременное выполнение
   обоих условий позволяет отнести в целях налогового  и  пенсионного
   законодательства физическое лицо к индивидуальным предпринимателям
   и,  как   следствие,   только   при   выполнении   обоих   условий
   индивидуальный  предприниматель  признается плательщиком страховых
   взносов   на   обязательное   пенсионное   страхование   в    виде
   фиксированного  платежа  (пп.2  п.1  ст.6  Федерального  закона от
   15.12.2001 N 167-ФЗ).
        В то  же время в соответствии со ст.11 Федерального закона от
   15.12.2001  N  167-ФЗ  индивидуальные   предприниматели,   которые
   самостоятельно  уплачивают  страховые  взносы в бюджет Пенсионного
   фонда  Российской  Федерации,  подлежат  регистрации  в   качестве
   страхователей   в  тридцатидневный  срок  со  дня  государственной
   регистрации по месту жительства этих физических лиц,  а  в  случае
   осуществления   их   деятельности   в  другом  месте  -  по  месту
   осуществления этой деятельности.
        Возможно, территориальные  органы  ПФР будут требовать уплаты
   взносов  в  виде  фиксированных  платежей  с  момента  регистрации
   индивидуального предпринимателя в качестве страхователя независимо
   от факта осуществления им предпринимательской деятельности (п.п.1,
   6 Порядка регистрации).
        Таким образом,     индивидуальный     предприниматель,     не
   осуществляющий  деятельность,  указанную  в  его  свидетельстве  о
   государственной регистрации, должен самостоятельно принять решение
   о   необходимости   уплаты   страховых   взносов  на  обязательное
   пенсионное страхование в виде  фиксированных  платежей  на  основе
   вышеизложенной информации.
        Напомним также,  что организация-работодатель в данном случае
   не  освобождается  от обязанности уплачивать взносы в ПФР с выплат
   физическому лицу по трудовому договору.
   
04.11.2003                                                  А.И.Дыбов
                                                   Центр исследований
                                              проблем налогообложения
                                               и бухгалтерского учета
   

        Вопрос: Коммерческая  организация   учредила   некоммерческое
   образовательное учреждение (НОУ),  в котором является единственным
   учредителем.  Для  осуществления  текущей  деятельности учредитель
   передает НОУ в оперативное управление объект основных  средств.  В
   соответствии  с  гражданским законодательством право собственности
   на  передаваемое  имущество   остается   у   учредителя,   а   НОУ
   осуществляет   права   владения,   пользования  и  распоряжения  в
   пределах,  установленных  законом.  Каков  порядок   отражения   в
   бухгалтерском учете операции по передаче коммерческой организацией
   имущества в оперативное управление некоммерческому  учреждению,  в
   частности,  на балансе какого юридического лица должно учитываться
   указанное имущество?
   
        Ответ: Согласно    п.1   ст.120   Гражданского   кодекса   РФ
   учреждением признается организация,  созданная  собственником  для
   осуществления   управленческих,   социально-культурных   или  иных
   функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или
   частично.  Права  учреждения  на  закрепленное  за  ним  имущество
   определяются в соответствии со ст.296 ГК РФ.
        В ст.296  ГК  РФ  указано,  что учреждения осуществляют права
   владения,  пользования и распоряжения в отношении закрепленного за
   ними имущества в пределах, установленных законом, в соответствии с
   целями своей деятельности,  заданиями собственника  и  назначением
   имущества.  Право оперативного управления имуществом,  в отношении
   которого  собственником   принято   решение   о   закреплении   за
   организацией, наступает с момента передачи имущества, если иное не
   установлено   законом   и   иными   правовыми   актами,   решением
   собственника.
        Согласно п.29  Положения  по   бухгалтерскому   учету   "Учет
   основных средств" ПБУ 6/01,  утвержденного Приказом Минфина России
   от 30.03.2001 N 26н,  стоимость объекта основных средств,  который
   выбывает или постоянно не используется для производства продукции,
   выполнения работ и оказания услуг  либо  для  управленческих  нужд
   организации, подлежит списанию с бухгалтерского учета.
        В соответствии   с   Планом   счетов   бухгалтерского   учета
   финансово-хозяйственной  деятельности организаций и Инструкцией по
   его  применению,  утвержденными   Приказом   Минфина   России   от
   31.10.2000 N  94н,  для  учета выбытия объектов основных средств к
   счету 01 "Основные средства" может  открываться  субсчет  "Выбытие
   основных  средств".  В  дебет этого субсчета переносится стоимость
   выбывающего объекта,  а в кредит - сумма накопленной  амортизации.
   По   окончании  процедуры  выбытия  остаточная  стоимость  объекта
   списывается со счета 01 на счет  91  "Прочие  доходы  и  расходы",
   субсчет "Прочие расходы".
        Иными словами,  основное средство,  переданное в  оперативное
   управление  НОУ,  списывается  с  баланса передающей организации и
   ставится на баланс НОУ.
        При этом   следует   отметить,  что  поскольку  при  передаче
   основного  средства  в  оперативное   управление   перехода  права
   собственности  от  передающей организации к НОУ не происходит,  но
   имущество должно  учитываться  на  балансе  НОУ,  считаем,  что  в
   дальнейшем  учет  указанного  основного  средства  производится на
   забалансовом счете   коммерческой   организации,   например    011
   "Основные средства, сданные в аренду".
   
04.11.2003                                                С.С.Лысенко
                                                   Центр исследований
                                              проблем налогообложения
                                               и бухгалтерского учета


         Вопрос: Российская  организация  в  качестве  поверенного по
   договору  поручения   с   организацией   -   резидентом   Германии
   (доверитель)  заключила  от  имени  доверителя договор с узбекской
   фирмой на оказание инжиниринговых  услуг.  В  соответствии  с  п.1
   ст.971   ГК   РФ   права  и  обязанности  по  сделке,  совершенной
   поверенным,  возникают непосредственно у  доверителя.  В  связи  с
   изложенным   просим   разъяснить,   возникает   ли   у  российской
   организации - поверенного обязанность по уплате  НДС  в  России  и
   если да, то каким образом определяется налоговая база?

        Ответ: В соответствии с пп.1 п.1  ст.146  Налогового  кодекса
   Российском  Федерации (далее - Кодекс) объектом налогообложения по
   налогу на добавленную стоимость признаются операции по  реализации
   товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
        Согласно пп.4    п.1   ст.148   Кодекса   местом   реализации
   инжиниринговых услуг признается территория  Российской  Федерации,
   если   покупатель   таких   услуг   осуществляет  деятельность  на
   территории Российской Федерации.
        Учитывая изложенное,  местом реализации инжиниринговых услуг,
   оказанных узбекской фирмой по договору с российской  организацией,
   совершающей  действия  от  имени  и за счет немецкого доверителя в
   рамках договора  поручения,  территория  Российской  Федерации  не
   признается,  и,  соответственно,  указанные  услуги  на территории
   Российской  Федерации  налогом   на   добавленную   стоимость   не
   облагаются.
        Что касается посреднических услуг, оказываемых организацией в
   рамках договора поручения, заключенного с немецким доверителем, то
   место реализации таких работ следует определять на основании  пп.5
   п.1 ст.148 Кодекса.  Так,  в соответствии с нормой,  установленной
   данным подпунктом,  местом  реализации  работ  (услуг)  признается
   территория  Российской  Федерации,  если деятельность организации,
   которая выполняет работы  (оказывает  услуги),  осуществляется  на
   территории  Российской  Федерации.  При  этом  согласно п.2 ст.148
   Кодекса местом осуществления  деятельности  организации  считается
   территория  Российской Федерации в случае фактического присутствия
   этой организации на  территории  Российской  Федерации  на  основе
   государственной регистрации.
        Таким образом,   местом   реализации    услуг,    оказываемых
   организацией  в рамках указанного договора,  признается территория
   Российской Федерации.
        На основании ст.156 Кодекса налогоплательщики, осуществляющие
   предпринимательскую деятельность в интересах другого лица в рамках
   договора   поручения,  определяют  налоговую  базу  по  налогу  на
   добавленную стоимость как сумму  дохода,  полученную  ими  в  виде
   вознаграждений (любых иных доходов) при исполнении этого договора.
        Учитывая изложенное,  выручка,  полученная  организацией   по
   договору  с  немецкой  компанией,  включается  в налоговую базу по
   налогу   на   добавленную   стоимость    в    части    полученного
   вознаграждения.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 26 ноября 2003 г. N 04-03-08/49

16.01.2004                                              О.Б.Солдатова
                                        Проект "КонсультантФинансист"


        Вопрос: Организация  в  2003  г.   перечислила   иностранному
   контрагенту  аванс  в  счет предстоящего выполнения работ,  местом
   реализации которых является Россия,  и перечислила в бюджет НДС по
   ставке  20/120.  Работы выполнены в 2004 г.  В связи с уменьшением
   налоговой ставки по  НДС  в  какой  сумме  налоговый  агент  может
   применить налоговый вычет?
   
        Ответ: Действительно,   к   товарам    (работам,    услугам),
   реализация которых  до 1 января 2004 г.  подлежала налогообложению
   по ставке 20%,  с 1 января  2004  г.  применяется  ставка  налога,
   равная  18%  (п.11 ст.1 Федерального закона от 07.07.2003 N 117-ФЗ
   "О внесении изменений  и  дополнений  в  часть  вторую  Налогового
   кодекса  Российской  Федерации  и некоторые другие законодательные
   акты Российской Федерации,  а также о признании  утратившими  силу
   некоторых  законодательных актов (положений законодательных актов)
   Российской Федерации").
        При этом  согласно  п.3  ст.171 Налогового кодекса РФ вычетам
   подлежат суммы НДС,  уплаченные налоговыми агентами,  поэтому  при
   принятии к учету выполненных работ в 2004 г.  к вычету принимается
   та же сумма НДС,  что была начислена и перечислена  в  бюджет  (то
   есть по ставке НДС 20/120).
        Указанная сумма налога, перечисленная в бюджет организацией в
   качестве налогового агента и подлежащая вычету, будет отражаться в
   разд.I Налоговой декларации по НДС  за  соответствующий  налоговый
   период 2004 г.
   
16.12.2003                                             Е.М.Филимонова
                                         Издательство "Главная книга"
   

        Вопрос: Организация  в  2003   г.  перечислила   иностранному
   контрагенту аванс  в счет оказания услуг на территории РФ в январе
   2004 г. По какой налоговой ставке налоговый агент должен исчислить
   сумму НДС?
   
        Ответ: К товарам (работам,  услугам),  реализация которых  до
   1 января  2004  г.  подлежала  налогообложению  по  ставке 20%,  с
   1 января 2004 г.  применяется ставка налога, равная 18% (п.11 ст.1
   Федерального закона от 07.07.2003 N 117-ФЗ "О внесении изменений и
   дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской  Федерации
   и  некоторые  другие законодательные акты Российской Федерации,  а
   также о признании утратившими силу некоторых законодательных актов
   (положений законодательных актов) Российской Федерации").
        При этом,  как следует из п.п.1 и 2 ст.161 Налогового кодекса
   РФ  и  Письма  МНС России от 24.09.2003 N ОС-6-03/995@,  налоговые
   агенты вне зависимости от применяемой  ими  учетной  политики  для
   целей   налогообложения  должны  исчислить  и  удержать  налог  на
   добавленную  стоимость  в  момент   фактической   выплаты   дохода
   налогоплательщику  -  иностранной  организации,  в  том числе если
   перечисляются  авансовые  платежи  в  счет  предстоящей   поставки
   товаров (работ, услуг).
        Таким образом,  если аванс в счет предстоящего оказания услуг
   перечисляется в 2003 г.,  налоговые агенты должны исчислить НДС по
   ставке  20/120  (п.4  ст.164  НК  РФ)  с суммы авансовых платежей,
   уплачиваемых иностранным лицам,  не состоящим на учете в налоговых
   органах,  удержать  указанную сумму и перечислить ее в бюджет (п.2
   ст.161 НК РФ).  Эта сумма  НДС  будет  отражаться  по  строке  110
   разд.II   Налоговой   декларации   по   НДС,   представляемой   за
   соответствующий налоговый период 2003 г.
   
16.12.2003                                             Е.М.Филимонова
                                         Издательство "Главная книга"

=====================================================================

Выпуски за другие дни

Информация предоставлена компанией "Консультант Плюс", являющейся разработчиком одноименных справочных правовых систем. Общероссийская Сеть распространения правовой информации КонсультантПлюс объединяет 300 региональных информационных центров, которые занимаются поставкой систем и передачей информации пользователям в 150 городах России. На специализированном правовом сервере: http://www.consultant.ru/ можно получить бесплатный доступ к большому массиву актуальной справочной правовой информации, а также узнать подробнее о программных продуктах и услугах Сети КонсультантПлюс, о ее структуре и деятельности, скачать демонстрационные версии профессиональных систем.


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное