Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

КонсультантПлюс: Вопросы и Ответы Выпуск от 19 декабря 2003 года


Информационный Канал Subscribe.Ru


Вопросы и ответы

========================================================================
     НАЧНИТЕ РАБОЧИЙ ДЕНЬ  с  "Новое  в  федеральном  законодательстве".
Ежедневный  оперативный  обзор  федерального  законодательства:  законы,
указы, постановления, ведомственные акты. В обзорах  содержатся  краткие
аннотации к документам. На  сервере  www.consultant.ru  можно  бесплатно
поработать с представленными в обзорах документами.

Код рассылки в Subscribe.Ru: law.russia.review.consdailyrus
========================================================================
        Вопрос: В  соответствии  с  пп.14  п.1  ст.264 НК РФ к прочим
   расходам,  связанным  с  производством  и  реализацией,  относятся
   расходы  налогоплательщика на юридические и информационные услуги.
   Включаются   ли   в   состав   расходов,   учитываемых   в   целях
   налогообложения  прибыли,  расходы  на  оплату  юридических  услуг
   адвокатов при наличии в штатном расписании должности юриста?
   
        Ответ: В соответствии с пп.14 п.1 ст.264  Налогового  кодекса
   Российской Федерации (далее - Кодекс) к прочим расходам, связанным
   с производством и реализацией, относятся расходы налогоплательщика
   на юридические и информационные услуги.
        Согласно ст.252 Кодекса расходами признаются  обоснованные  и
   документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных
   ст.265 настоящего Кодекса,  убытки),  осуществленные  (понесенные)
   налогоплательщиком.
        Под обоснованными    расходами    понимаются     экономически
   оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
        Под документально   подтвержденными   расходами    понимаются
   затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с
   законодательством Российской Федерации. Расходами признаются любые
   затраты   при  условии,  что  они  произведены  для  осуществления
   деятельности, направленной на получение дохода.
        При наличии  в  штатном  расписании должности юриста вопрос о
   принятии  расходов  на  юридические  услуги  адвокатов   в   целях
   налогообложения  прибыли должен рассматриваться в каждой отдельной
   ситуации с учетом положений ст.252 Кодекса.
        Статьей 2  Федерального  закона  от  31.05.2002  N  63-ФЗ "Об
   адвокатской деятельности  и  адвокатуре  в  Российской  Федерации"
   установлено, что    адвокатом    является   лицо,   получившее   в
   установленном  настоящим  Федеральным   законом   порядке   статус
   адвоката  и  право осуществлять адвокатскую деятельность.  Адвокат
   является независимым советником по правовым вопросам.  Кроме того,
   указанной статьей установлены функции адвоката.
        Необходимо учитывать,   в   частности,   круг   обязанностей,
   возложенных на юриста организации, объем выполняемых работ.
        Таким образом,  включение  в  состав расходов,  учитываемых в
   целях налогообложения прибыли,  юридических  услуг  адвокатов  при
   наличии в   штате   организации   должности  юриста  возможно  при
   удовлетворении  указанных  расходов  положениям  ст.252   Кодекса,
   приведенным  выше,  а  также в случае,  если функции,  выполняемые
   наемным адвокатом,  не  дублируют   обязанности,   соответствующие
   должности юриста данной организации.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 8 октября 2003 г. N 04-02-05/3/78
   
19.12.2003                                                Е.В.Зернова
                                        Проект "КонсультантБухгалтер"
   

        Вопрос: Организацией,    осуществляющей   оптовую   торговлю,
   приобретены товары  для  последующей перепродажи и принят к вычету
   НДС,  уплаченный поставщикам.  Приобретенные товары были похищены.
   Должна  ли организация восстановить принятые к вычету суммы НДС по
   похищенным товарам?
   
        Ответ: Согласно ст.171 гл.21 "Налог на добавленную стоимость"
   Налогового  кодекса  Российской  Федерации  вычетам подлежат суммы
   налога,  предъявленные  налогоплательщику  и  уплаченные  им   при
   приобретении  товаров  (работ,  услуг) для осуществления операций,
   признаваемых объектами налогообложения  в  соответствии  с  данной
   главой Кодекса, в том числе для перепродажи.
        Таким образом,  действующим  порядком  применения  налога  на
   добавленную стоимость предусмотрено принятие к вычету  сумм  этого
   налога   по   товарам,   предназначенным   для   производства  или
   перепродажи товаров (работ,  услуг), факт реализации которых будет
   установлен впоследствии.
        В связи  с  изложенным  принятые  к  вычету  суммы  налога на
   добавленную   стоимость    по    похищенным    товарам    подлежат
   восстановлению.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 30 сентября 2003 г. N 04-03-11/77
   
19.12.2003                                                Е.В.Зернова
                                        Проект "КонсультантБухгалтер"
   

        Вопрос: Федеральным  законом  от  31.12.2002  N  191-ФЗ  было
   внесено  изменение  в  пп.4  п.2  ст.10  Федерального  закона   от
   06.08.2001 N  110-ФЗ  о  невключении  в налоговую базу переходного
   периода отрицательных курсовых разниц по обязательствам, возникшим
   из   договоров,  заключенных  до  17.08.1998  и  предусматривающих
   погашение  данных  обязательств  после  введения в действие  гл.25
   НК РФ.
        Налоговая база переходного периода формировалась организацией
   по     состоянию     на     01.01.2002.    Расчет    представлялся
   налогоплательщиками единожды в  составе  налоговой  декларации  по
   налогу  на  прибыль  организаций  за  6  месяцев 2002 г.  по сроку
   28.07.2002.
        Так как  Федеральный  закон  N 191-ФЗ был издан и опубликован
   после  формирования  базы  переходного  периода,   необходимо   ли
   уточнить расчеты с бюджетами по налоговой базе переходного периода
   и за периоды после 01.01.2002?
        Если да, то начисляются ли пени на суммы доплаты по прошедшим
   до 01.01.2003 срокам уплаты налога?
   
        Ответ: Статьей  11  Налогового  кодекса  Российской Федерации
   (далее - Кодекс) определено понятие "недоимка" для целей  Кодекса.
   Недоимка   -  сумма  налога  или  сумма  сбора,  не  уплаченная  в
   установленный законодательством о налогах и сборах срок.
        В соответствии    со    ст.75    Кодекса   пеней   признается
   установленная   указанной   статьей   денежная   сумма,    которую
   налогоплательщик,  плательщик  сборов  или  налоговый агент должны
   выплатить в случае неуплаты причитающихся сумм налогов или сборов,
   в том числе налогов и сборов,  уплачиваемых в связи с перемещением
   товаров через таможенную границу  Российской  Федерации,  в  более
   поздние  по сравнению с установленными законодательством о налогах
   и сборах сроки.
        Пеня начисляется   за   каждый   календарный  день  просрочки
   исполнения обязанности по уплате  налога  или  сбора,  начиная  со
   следующего  за  установленным законодательством о налогах и сборах
   дня уплаты налога и сбора.
        Дополнение в ст.10 Федерального закона от 06.08.2001 N 110-ФЗ
   о невключении в налоговую базу переходного  периода  отрицательных
   курсовых   разниц   по  обязательствам,  возникшим  из  договоров,
   заключенных до 17 августа 1998 г.  и  предусматривающих  погашение
   данных обязательств после введения в действие гл.25 Кодекса,  было
   внесено Федеральным законом от 31.12.2002 N 191-ФЗ.
        Положения указанного  Федерального  закона  вступили в силу с
   1 января  2003  г.   Вышеприведенная   норма   распространена   на
   правоотношения, возникшие с 1 января 2002 г.
        Учитывая изложенное, при возникновении налоговых обязательств
   по  базе  переходного периода в результате проведенных уточнений в
   большем размере,  чем было  определено  первоначально,  начисление
   пени по  срокам уплаты,  приходящимся на отчетные периоды 2002 г.,
   начиная с    28    июля   2002   г.   производиться   не   должно.
   Налогоплательщики в  течение  2002  г.  исполняли  обязанность  по
   уплате налога на прибыль,  определенного исходя из налоговой базы,
   которая формировалась по действовавшим в тот период  нормам  ст.10
   Федерального закона от 06.08.2001 N 110-ФЗ.  Недоимки в 2002 г.  в
   понятии  ст.11  Кодекса  как  суммы  налога,   не   уплаченной   в
   установленный законодательством о налогах срок, не возникало.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 23 сентября 2003 г. N 04-02-03/120
   
19.12.2003                                                Е.В.Зернова
                                        Проект "КонсультантБухгалтер"
   

        Вопрос: Статья  126  Трудового  кодекса  РФ  допускает замену
   ежегодного отпуска  денежной  компенсацией  в  части,  превышающей
   28 календарных дней, на основании письменного заявления работника.
        Работнику       организации       предоставляется      отпуск
   продолжительностью  56  календарных дней, т.е. суммированно за два
   года  работы.  Работник  обратился  к администрации с заявлением о
   выплате   денежной   компенсации  за  часть  отпуска,  превышающую
   28 календарных дней.
        Полагаем, основываясь на Письме Минтруда России от 25.04.2002
   N  966-10,  что  соглашением  между  работодателем  и   работником
   допустима  замена  отпуска  за  один  год,  второй  же  отпуск ему
   предоставляется в обязательном порядке в соответствии  с  графиком
   отпусков на текущий год.
        Просьба  разъяснить, облагается ли указанная компенсация ЕСН,
   учитывая  положения  ст.238 НК РФ. Уменьшает ли она налоговую базу
   по налогу на прибыль в составе расходов на оплату труда?
   
        Ответ: В   соответствии   с  п.1  ст.236  Налогового  кодекса
   Российской Федерации (далее  -  Кодекс)  объектом  налогообложения
   по единому   социальному   налогу   признаются  выплаты   и   иные
   вознаграждения,   начисляемые   налогоплательщиками    в    пользу
   физических   лиц  по  трудовым  и  гражданско-правовым  договорам,
   предметом которых является выполнение работ,  оказание  услуг  (за
   исключением     вознаграждений,    выплачиваемых    индивидуальным
   предпринимателям),  а также по  авторским  договорам.  Статья  238
   Кодекса  делает  из этого объекта исключение в виде законодательно
   установленных компенсационных выплат, однако освобождение денежной
   компенсации  за  часть отпуска,  превышающего 28 календарных дней,
   указанной статьей не предусматривается.  В соответствии с пп.2 п.1
   ст.238 Кодекса не подлежит  обложению  единым  социальным  налогом
   компенсация  за неиспользованный отпуск,  выплачиваемая только при
   увольнении работника.
        При этом следует иметь в виду,  что согласно ст.255 Кодекса в
   расходы   налогоплательщика   на  оплату  труда  включаются  любые
   начисления работникам  в  денежной  и  (или)  натуральной  формах,
   стимулирующие  начисления и надбавки,  компенсационные начисления,
   связанные  с  режимом  работы  или  условиями  труда,   премии   и
   единовременные   поощрительные   начисления,   а   также  расходы,
   связанные с содержанием этих работников, предусмотренные трудовыми
   договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.
        Таким образом,    денежная    компенсация   взамен   отпуска,
   превышающего  28  календарных  дней,  по   письменному   заявлению
   работника подлежит  включению  у  организации  в  состав затрат на
   оплату труда при определении налогооблагаемой базы  по  налогу  на
   прибыль и,  следовательно,  подлежит  обложению  единым социальным
   налогом на общих основаниях.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 17 сентября 2003 г. N 04-04-04/103
   
19.12.2003                                                Е.В.Зернова
                                        Проект "КонсультантБухгалтер"


        Вопрос: Служба   судебных   приставов    по    договору    со
   специализированной организацией-комиссионером реализует имущество,
   изъятое у организации-должника.
        Облагается ли  указанная  реализация  налогом  на добавленную
   стоимость у организации-должника?  Если да,  то  в  каком  порядке
   следует составлять счета-фактуры?
   
        Ответ: В соответствии с  п.1  ст.46  Федерального  закона  от
   21.07.1997 N  119-ФЗ  "Об  исполнительном  производстве" (ред.  от
   10.01.2003) обращение взыскания на имущество должника  состоит  из
   его ареста (описи),  изъятия и принудительной реализации.  Продажа
   имущества  должника,   за   исключением   недвижимого   имущества,
   осуществляется  специализированной  организацией на комиссионных и
   иных договорных началах,  предусмотренных федеральным законом (п.2
   ст.54 Федерального закона N 119-ФЗ).
        Согласно пп.1 п.1 ст.146  Налогового  кодекса  РФ  реализация
   товаров   (работ,   услуг)   на  территории  Российской  Федерации
   облагается  налогом  на  добавленную  стоимость.  При   реализации
   товаров  (работ,  услуг)  налогоплательщик  дополнительно  к  цене
   (тарифу) реализуемых товаров (работ,  услуг) обязан  предъявить  к
   оплате  покупателю  этих  товаров  (работ,  услуг) соответствующую
   сумму налога и выставить покупателю соответствующие  счета-фактуры
   не позднее  пяти  дней  считая  со дня отгрузки товара (выполнения
   работ,  оказания услуг) (п.п.1,  3 ст.168 НК РФ). На основании п.4
   ст.168 НК РФ в расчетных документах,  в том числе в реестрах чеков
   и реестрах на получение средств с аккредитива,  первичных  учетных
   документах  и  в  счетах-фактурах,  соответствующая  сумма  налога
   выделяется отдельной строкой.
        Следовательно, реализация товаров в  порядке  исполнительного
   производства должна осуществляться по ценам, определенным судебным
   приставом-исполнителем или независимым оценщиком в  порядке  ст.52
   Федерального закона  N  119-ФЗ,  увеличенным  на  сумму  налога на
   добавленную  стоимость.  Как  следует  из  разъяснений   УМНС   по
   г. Москве,   данных   в   Письме   от   22.11.1999  N  02-11/14971
   "Об исполнительном  производстве",  сумма  налога  на  добавленную
   стоимость  выделяется  отдельной  строкой  в  расчетных документах
   (поручениях,   требованиях-поручениях,   требованиях),   приходных
   кассовых   ордерах;   в   первичных  учетных  документах  (счетах,
   счетах-фактурах).
        Правовое положение  сторон  договора  комиссии   регулируется
   гл.51  Гражданского кодекса РФ.  Согласно ст.990 ГК РФ по договору
   комиссии одна сторона (комиссионер) обязуется по поручению  другой
   стороны (комитента) за вознаграждение совершить одну или несколько
   сделок  от  своего  имени,  но  за  счет   комитента.   При   этом
   особенностью  договора комиссии является наличие у комитента права
   собственности на вещи,  переданные комиссионеру либо приобретенные
   комиссионером за счет комитента (п.1 ст.996 ГК РФ).
        Таким образом, заключаемый службой судебных приставов договор
   со   специализированной  организацией  на  реализацию  изъятого  у
   должника имущества не является по сути договором комиссии, так как
   служба судебных приставов не собственник реализуемого имущества. В
   частности,  складывающиеся  между  должником,   службой   судебных
   приставов  и  специализированной организацией правоотношения имеют
   все  признаки  посреднического  договора,   в   котором,   однако,
   комитентом является должник - собственник реализуемого имущества.
        С учетом  изложенного,  на  наш взгляд,  и должен происходить
   документооборот,    сопровождающий    реализацию     арестованного
   имущества.   В   частности,   порядок  составления  и  выставления
   счетов-фактур при исполнении посреднических договоров рекомендован
   МНС  России  в  Письме  от  21.05.2001 N ВГ-6-03/404 "О применении
   счетов-фактур при расчетах по налогу на добавленную стоимость".
        В п.п.2 и 3 данного  Письма  говорится,  что  при  реализации
   посредником,  выступающим от своего имени,  товаров (работ, услуг)
   комитента  (в  рассматриваемой  ситуации - должника)  счет-фактура
   выставляется посредником в 2-х экземплярах от своего имени.  Номер
   указанному счету-фактуре  присваивается посредником в соответствии
   с  хронологией  выставляемых  им  счетов-фактур.  Один   экземпляр
   передается   покупателю,  второй  -  подшивается  в  журнал  учета
   выставленных счетов-фактур без регистрации его в книге продаж.
        Комитент выставляет   счет-фактуру   на   имя   посредника  с
   нумерацией в соответствии с  хронологией  выставляемых  комитентом
   счетов-фактур.  В  книге  покупок  посредника этот счет-фактура не
   регистрируется.    Показатели     счета-фактуры,     выставленного
   посредником покупателю,  отражаются в счете-фактуре,  выставляемом
   комитентом посреднику и регистрируемом в книге продаж у комитента.
        Посредник выставляет   комитенту  отдельный  счет-фактуру  на
   сумму   своего   вознаграждения   по   договору   комиссии.   Этот
   счет-фактура регистрируется в установленном порядке у комиссионера
   в книге продаж, а у комитента - в книге покупок.
        Как рекомендовало УМНС по г.  Москве в Письме N  02-11/14971,
   до  исполнения  обязательств,  связанных с возмещением расходов по
   совершению исполнительных действий (оплата исполнительского сбора,
   погашение штрафов,   наложенных  на  должника,  и  др.),  судебный
   пристав-исполнитель,   сам   собственник   (если   сумма    налога
   перечисляется  на  его  счет) обязаны перечислить в первоочередном
   порядке  сумму  налога  на   добавленную   стоимость   в   бюджет.
   Собственник товара обязан известить судебного пристава-исполнителя
   об  обязательном  перечислении  суммы  налога  в   соответствующие
   бюджеты, предоставив ему необходимую информацию.
        Так как  судебный  исполнитель  не  выступает   в   налоговых
   отношениях между собственником и покупателем в качестве налогового
   агента,  обязанность налогоплательщика по уплате суммы  налога  на
   добавленную стоимость считается исполненной с момента предъявления
   в банк поручения на уплату соответствующего налога.
   
27.10.2003                                             Е.А.Скаковская
                                  Консультационно-аналитический центр
                                              по бухгалтерскому учету
                                                    и налогообложению
   

        Вопрос: Наша  организация  является российским некоммерческим
   образовательным  учреждением.  Для  обеспечения   образовательного
   процесса   мы   привлекаем  следующие  средства:  оплата  обучения
   студентов,    пожертвования,    поступления    от     издательской
   деятельности. Каков порядок обложения данных средств НДС и налогом
   на прибыль?
   
        Ответ: В  соответствии  с пп.14 п.2 ст.149 Налогового кодекса
   РФ не подлежит налогообложению реализация на территории Российской
   Федерации  услуг в сфере образования по проведению некоммерческими
   образовательными   организациями   учебно-производственного    (по
   направлениям основного и дополнительного образования,  указанным в
   лицензии)   или   воспитательного   процесса,    за    исключением
   консультационных услуг, а также услуг по сдаче в аренду помещений.
        Реализация некоммерческими   образовательными   организациями
   товаров    (работ,    услуг)    как    собственного   производства
   (произведенных    учебными    предприятиями,    в    том     числе
   учебно-производственными   мастерскими,   в   рамках  основного  и
   дополнительного учебного процесса), так и приобретенных на стороне
   подлежит налогообложению вне зависимости от того,  направляется ли
   доход от этой реализации в данную образовательную организацию  или
   на непосредственные нужды обеспечения развития,  совершенствования
   образовательного процесса.
        Таким образом,  взимание платы со студентов за оказание услуг
   по проведению учебно-производственного процесса НДС не облагается,
   в  то  время как доходы некоммерческой образовательной организации
   от издательской  деятельности  подлежат  обложению  НДС  на  общих
   основаниях.
        При определении  налоговой  базы  по  налогу  на  прибыль  не
   учитываются доходы  в  виде  имущества,  безвозмездно  полученного
   государственными и муниципальными образовательными учреждениями, а
   также  негосударственными образовательными учреждениями,  имеющими
   лицензии на право ведения образовательной деятельности, на ведение
   уставной деятельности (пп.22 п.1 ст.251 НК РФ).
        При определении налоговой базы также не  учитываются  целевые
   поступления (за исключением целевых поступлений в виде подакцизных
   товаров  и  подакцизного  минерального  сырья).  К  ним  относятся
   целевые   поступления  из  бюджета  бюджетополучателям  и  целевые
   поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими
   уставной   деятельности,   поступившие   безвозмездно   от  других
   организаций и (или) физических  лиц  и  использованные  указанными
   получателями   по   назначению.   При   этом  налогоплательщики  -
   получатели указанных целевых поступлений обязаны  вести  отдельный
   учет  доходов  (расходов),  полученных  (произведенных)  в  рамках
   целевых поступлений (п.2 ст.251 НК РФ).
        В частности,  к  указанным целевым поступлениям на содержание
   некоммерческих организаций и  ведение  ими  уставной  деятельности
   относятся пожертвования (пп.1 п.2 ст.251 НК РФ).
        Поступление оплаты  от  студентов  за   оказание   услуг   по
   проведению   учебно-производственного  процесса,  а  также  доходы
   некоммерческой   образовательной   организации   от   издательской
   деятельности относятся в соответствии со ст.249 НК РФ к доходам от
   реализации и подлежат обложению налогом на прибыль в установленном
   гл.25 НК РФ порядке.
   
27.10.2003                                             Е.А.Скаковская
                                  Консультационно-аналитический центр
                                              по бухгалтерскому учету
                                                    и налогообложению
   

        Вопрос: В учетной политике организации  оптовой  торговли  не
   был  отражен  порядок  списания  транспортных  расходов.  При этом
   транспортные расходы учитывались на счете 41 "Товары".
        При проведении   налоговой   проверки   налоговая   инспекция
   указала,  что в случае  неотражения  в  учетной  политике  порядка
   списания   транспортных   расходов   должен  использоваться  метод
   списания  на  издержки  с  отражением  по  счету  44  "Расходы  на
   продажу". Правомерно ли требование налоговой инспекции?
   
        Ответ: Согласно  п.2  Положения   по   бухгалтерскому   учету
   "Учетная  политика  организации"  ПБУ 1/98, утвержденного Приказом
   Минфина  России  от  09.12.1998  N  60н  (ред. от 30.12.1999), под
   учетной политикой организации понимается принятая ею  совокупность
   способов  ведения  бухгалтерского  учета.  Это  означает,  что при
   формировании  учетной  политики  организация  осуществляет   выбор
   одного   способа   из  нескольких,  допускаемых  законодательством
   и нормативными актами по бухгалтерскому учету (п.8 ПБУ 1/98).
        В соответствии с п.п.5,  6 Положения по бухгалтерскому  учету
   "Учет     материально-производственных    запасов"    ПБУ    5/01,
   утвержденного  Приказом  Минфина  России  от  09.06.2001  N   44н,
   приобретенные   организацией   товары   принимаются   к  учету  по
   фактической себестоимости,  которой в случае приобретения за плату
   признается   сумма  фактических  затрат  на  их  приобретение,  за
   исключением налога на добавленную  стоимость  и  иных  возмещаемых
   налогов    (кроме   случаев,   предусмотренных   законодательством
   Российской Федерации).  К  фактическим  затратам  на  приобретение
   товаров относятся, в частности, суммы, уплачиваемые в соответствии
   с договором поставщику  (продавцу),  а  также  затраты  на  услуги
   транспорта по доставке товаров до места их использования (если они
   не включены в цену товаров, установленную договором).
        Вместе с    тем   согласно   п.13   ПБУ   5/01   организации,
   осуществляющие торговую деятельность, могут затраты по заготовке и
   доставке  товаров  до  центральных складов (баз),  производимые до
   момента их передачи в  продажу,  включать  в  состав  расходов  на
   продажу.
        Для учета  товаров   Планом   счетов   бухгалтерского   учета
   финансово-хозяйственной  деятельности организаций и Инструкцией по
   его  применению,  утвержденными   Приказом   Минфина   России   от
   31.10.2000  N  94н,  предназначен счет 41 "Товары".  Оприходование
   поступивших от поставщика товаров отражается в  учете  записью  по
   дебету  счета  41  и  кредиту  счета  60 "Расчеты с поставщиками и
   подрядчиками".
        Если в  соответствии  с учетной политикой организации расходы
   по доставке товаров на ее склад включаются в  издержки  обращения,
   то   задолженность   организации   по   оплате   услуг,  оказанных
   транспортной компанией,  отражается по дебету счета 44 "Расходы на
   продажу"   и   кредиту   счета   60   "Расчеты  с  поставщиками  и
   подрядчиками".
        Несмотря на  то  что  организация документально не отразила в
   своей  учетной  политике  способ  учета   транспортных   расходов,
   фактически ею применяется способ, установленный п.п.5, 6 ПБУ 5/01,
   то есть  расходы  по  доставке  товаров  отражаются  на  счете  41
   "Товары".    При    этом    если    последовательно    применяемый
   налогоплательщиком способ ведения бухгалтерского учета  не  влечет
   нарушений действующего законодательства, налоговый орган не вправе
   требовать его изменения.  Вместе с тем во избежание  конфликтов  с
   налоговыми  органами  рекомендуем организации в приказе об учетной
   политике  закреплять  соответствующие  методы  и  способы  ведения
   бухгалтерского учета.
   
27.10.2003                                             Е.А.Скаковская
                                  Консультационно-аналитический центр
                                              по бухгалтерскому учету
                                                    и налогообложению
   

        Вопрос: Организация  приобретает земельный участок,  продавец
   которого   помимо   стоимости   участка   предъявляет   к   оплате
   соответствующую   сумму  НДС.  Уплатив  требуемые  суммы,  получив
   счет-фактуру  и  оформив  земельный   участок   в   собственность,
   организация указанный НДС приняла к вычету.
        Во время выездной налоговой проверки сотрудники ИМНС  указали
   на   неправомерность   принятия  к  вычету  НДС,  уплаченного  при
   приобретении земельного участка,  мотивируя это тем, что земельные
   участки  амортизации не подлежат (п.2 ст.256 НК РФ),  их стоимость
   для целей налогообложения прибыли не учитывается и, как следствие,
   не может участвовать в процессе осуществления операций, подлежащих
   обложению НДС.
        Соответствует ли действующему законодательству мнение ИМНС?
   
        Ответ: Согласно пп.1,  2 п.2  ст.171  Налогового  кодекса  РФ
   вычетам  подлежат  суммы  НДС,  предъявленные  налогоплательщику и
   уплаченные  им  при  приобретении  товаров   (работ,   услуг)   на
   территории РФ,  в отношении товаров (работ,  услуг), приобретаемых
   для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения
   в  соответствии  с  гл.21 НК РФ,  а также товаров (работ,  услуг),
   приобретаемых для перепродажи.  Налоговые вычеты  производятся  на
   основании счетов-фактур,  выставленных продавцами при приобретении
   налогоплательщиком    товаров    (работ,    услуг),    документов,
   подтверждающих   фактическую   уплату   сумм  налога,  документов,
   подтверждающих  уплату   сумм   налога,   удержанного   налоговыми
   агентами,   либо   на   основании  иных  документов  в  специально
   оговоренных случаях (п.1 ст.172 НК РФ).
        Таким образом, НК РФ не связывает принятие к вычету сумм НДС,
   уплаченных поставщикам  товаров  (работ,  услуг),  с  обязательным
   отнесением стоимости приобретенных товаров (работ, услуг) в состав
   расходов,  учитываемых при налогообложении прибыли.  Такой порядок
   принятия  к вычету сумм НДС применялся в период действия Закона РФ
   от 06.12.1991 N 1992-1 "О налоге на  добавленную  стоимость"  (п.2
   ст.7).  В  настоящее время для произведения вычета (при соблюдении
   иных условий) достаточно того  обстоятельства,  что  приобретенный
   товар  будет использоваться для совершения операций,  признаваемых
   объектом налогообложения.
        Например, для  целей  исчисления налога на прибыль расходы на
   приобретение   подарков,   переданных   безвозмездно   сотрудникам
   организации,   в  состав  расходов,  уменьшающих  доходы  текущего
   отчетного (налогового) периода, не включаются (п.16 ст.270 НК РФ).
   Одновременно   передача  подарков  сотрудникам  является  объектом
   налогообложения по НДС (пп.1 п.1  ст.146  НК  РФ),  следовательно,
   НДС,  уплаченный поставщику подарков, организация вправе принять к
   вычету в общем порядке.
        Следовательно, в   случае   если  приобретенный  организацией
   участок   будет   использоваться   для   осуществления   операций,
   подлежащих обложению НДС,  то,  по нашему мнению,  НДС, уплаченный
   продавцу данного участка, организация была вправе принять к вычету
   на общих основаниях.
   
17.10.2003                                                  А.И.Дыбов
                                                   Центр исследований
                                              проблем налогообложения
                                               и бухгалтерского учета
   

        Вопрос: Подлежит  ли  переводу  на  уплату  ЕНВД организация,
   занимающаяся торговлей автомобилями (в том числе подержанными)?
   
        Ответ: В  соответствии  с  пп.4  п.2  ст.346.26  и  ст.346.27
   Налогового   кодекса   РФ   по   решению   субъекта   РФ   система
   налогообложения  в  виде  ЕНВД  может  применяться   в   отношении
   розничной   торговли   -   торговли   товарами  и  оказания  услуг
   покупателям за наличный расчет,  - осуществляемой через магазины и
   павильоны с площадью торгового зала по каждому объекту организации
   торговли не более 150 кв.  м,  палатки,  лотки  и  другие  объекты
   организации торговли, в том числе не имеющие стационарной торговой
   площади.
        При этом  к  данному виду предпринимательской деятельности не
   относится реализация подакцизных товаров,  указанных в пп.6  -  10
   п.1 ст.181 НК РФ.
        Согласно пп.6  п.1  ст.181   НК   РФ   легковые   автомобили,
   независимо   от   мощности  двигателя  и  года  выпуска,  являются
   подакцизным товаром. Ставки акцизов установлены п.1 ст.193 НК РФ.
        Таким образом, для целей обложения ЕНВД торговля автомобилями
   розничной  торговлей  не  признается.  Закрытый   перечень   видов
   деятельности,  подлежащих обложению ЕНВД, установлен п.2 ст.346.26
   НК РФ,  торговля автомобилями ни под один  из  них  не  подпадает.
   Следовательно,  организация  переводу  на  уплату ЕНВД в отношении
   данного вида деятельности не подлежит.
   
17.10.2003                                                  А.И.Дыбов
                                                   Центр исследований
                                              проблем налогообложения
                                               и бухгалтерского учета


        Вопрос: Правомерно   ли   взимание  платежей  за  загрязнение
   окружающей среды с организаций и индивидуальных  предпринимателей,
   перешедших на упрощенную систему налогообложения?
   
        Ответ: В соответствии с Определением Конституционного Суда РФ
   от  10.12.2002  N  284-О плата за загрязнение окружающей природной
   среды,  размещение  отходов,  другие  виды  вредного  воздействия,
   установленная  Постановлением Правительства РФ от 28.08.1992 N 632
   (ред.  от 14.06.2001),  является платежом  неналогового  характера
   (фискальным сбором)  и  взимается  в  установленном  порядке   без
   каких-либо исключений, в том числе и с организаций (индивидуальных
   предпринимателей),    перешедших     на     упрощенную     систему
   налогообложения,    при    наличии    соответствующего    вредного
   воздействия, оказываемого ими на окружающую среду. Нормативы платы
   установлены Постановлением Правительства РФ от 12.06.2003 N 344.
        Отметим также,   что  перечень  налогов,  от  уплаты  которых
   освобождены организации,  уплачивающие  ЕНВД,  приведенный  в  п.4
   ст.346.26 Налогового  кодекса  РФ,  является  закрытым.  Все  иные
   налоги,    сборы    и    взносы   на   обязательное   страхование,
   предусмотренные    законодательством     Российской     Федерации,
   уплачиваются такими организациями в общеустановленном порядке.
        При этом  вносимая  в  бюджет плата за загрязнение окружающей
   среды в пределах нормативов  относится  к  материальным  расходам,
   уменьшающим  доходы  текущего  отчетного  (налогового)  периода по
   единому налогу (пп.5 п.1, п.2 ст.346.16, пп.7 п.1 ст.254 НК РФ).
   
17.10.2003                                                  А.И.Дыбов
                                                   Центр исследований
                                              проблем налогообложения
                                               и бухгалтерского учета
   

        Вопрос: В   связи   с  ликвидацией  общества  с  ограниченной
   ответственностью производится    распределение   имущества   между
   участниками.   Стоимость   распределяемого   между    учредителями
   имущества  превышает  их  первоначальный взнос в уставный капитал.
   Подлежит ли обложению НДС передача имущества  при  превышении  его
   стоимости над первоначальным вкладом?
   
        Ответ: Согласно п.1 ст.61 Гражданского кодекса РФ  ликвидация
   юридического    лица    представляет    собой    прекращение   его
   функционирования  без  перехода  прав  и  обязанностей  в  порядке
   правопреемства к другим лицам.
        Ликвидация юридического  лица  может  быть  осуществлена   по
   решению учредителей  (участников),  то  есть  добровольно,  и   по
   решению суда,  то  есть  принудительно.  Основаниями  добровольной
   ликвидации ООО являются окончание срока деятельности организации и
   достижение цели,  ради  которой  было  создано общество (п.2 ст.61
   ГК РФ).   Процедура   ликвидации   юридического   лица   считается
   завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после
   внесения  об  этом  записи   в   Единый   государственный   реестр
   юридических лиц (п.8 ст.63 ГК РФ).
        До момента    исключения   юридического   лица   из   Единого
   государственного  реестра   данное   юридическое   лицо   остается
   правоспособным  и  обязано  своевременно  и  правильно исчислять и
   уплачивать  налоги  и  иные  обязательные  платежи  в   бюджет   и
   внебюджетные  фонды,  возникающие в ходе проведения ликвидационных
   процедур (ст.49 Налогового кодекса РФ).
        В соответствии   с   пп.5   п.3   ст.39   НК   РФ  для  целей
   налогообложения не признается реализацией товаров  (работ,  услуг)
   передача  имущества  в  пределах  первоначального взноса участнику
   хозяйственного общества или товарищества (его  правопреемнику  или
   наследнику)  при  выходе  (выбытии) из хозяйственного общества или
   товарищества,  а также при распределении имущества  ликвидируемого
   хозяйственного общества или товарищества между его участниками.
        Для целей    обложения    НДС    не    признаются    объектом
   налогообложения,  в частности,  операции,   указанные  в п.3 ст.39
   НК РФ (пп.1 п.2 ст.146 НК РФ).  В рассматриваемом случае стоимость
   распределяемого    между   участниками   ликвидируемого   общества
   имущества превышает их первоначальный  вклад.  Следовательно,  для
   целей  налогообложения  данные  операции следует рассматривать как
   реализацию товаров (работ,  услуг). Налоговая база по НДС в данном
   случае   определяется  как  разница  между  распределяемыми  между
   участниками общества долями и их первоначальными вкладами.
   
17.10.2003                                                С.С.Лысенко
                                                   Центр исследований
                                              проблем налогообложения
                                               и бухгалтерского учета
   

        Вопрос: Организация     выплатила     кадровому     агентству
   вознаграждение  за  подбор  персонала.  В  каком порядке указанные
   расходы учитываются для целей  налогообложения  прибыли  в  случае
   применения метода начисления?
   
        Ответ: На  основании  пп.8  п.1  ст.264 Налогового кодекса РФ
   расходы  по  набору  работников,   включая   расходы   на   услуги
   специализированных  организаций по подбору персонала,  относятся к
   прочим расходам, связанным с производством и реализацией. При этом
   согласно  п.6  разд.5.4  Методических  рекомендаций  по применению
   главы 25 "Налог  на  прибыль  организаций"  части  второй  НК  РФ,
   утвержденных Приказом МНС России от 20.12.2002 N БГ-3-02/729, если
   организация фактически не произвела набор работников,  в том числе
   и    в   результате   рассмотрения   кандидатур,   предоставленных
   специализированными компаниями по подбору персонала,  то указанные
   расходы  нельзя рассматривать как экономически оправданные расходы
   и учитывать для целей налогообложения.
        Указанные расходы относятся к косвенным расходам и  в  полном
   объеме   относятся  к  расходам  текущего  отчетного  (налогового)
   периода с учетом требований, предусмотренных НК РФ (ст.318 НК РФ).
   
17.10.2003                                                С.С.Лысенко
                                                   Центр исследований
                                              проблем налогообложения
                                               и бухгалтерского учета
   

        Вопрос: Коммерческая   деятельность,   которую   осуществляет
   организация,  предполагает большое количество поездок работников в
   пределах города для заключения договоров, урегулирования претензий
   со   стороны   заказчиков,  доставки  заказов  и  т.п.  Для  этого
   организация централизованно приобретает единые проездные билеты на
   городской транспорт и предоставляет их указанным работникам.
        Является ли  стоимость  передаваемых   работникам   проездных
   билетов объектом налогообложения по НДФЛ?
   
        Ответ: Согласно  п.3 ст.217 Налогового кодекса РФ не подлежат
   обложению  налогом  на  доходы  физических  лиц  (НДФЛ)  все  виды
   установленных      законодательством     Российской     Федерации,
   законодательными актами субъектов Российской Федерации,  решениями
   представительных  органов  местного самоуправления компенсационных
   выплат  (в  пределах  норм,   установленных   в   соответствии   с
   законодательством  Российской Федерации),  связанных с выполнением
   физическим лицом трудовых обязанностей.
        Таким образом,  как  следует  из  текста  приведенной  нормы,
   основаниями для освобождения от обложения НДФЛ тех или иных выплат
   физическому  лицу являются компенсационный характер таких выплат и
   наличие  соответствующего  нормативного  акта,  предусматривающего
   такие выплаты.
        Согласно ст.164  Трудового  кодекса  РФ   под   компенсациями
   понимаются  денежные  выплаты,  установленные  в  целях возмещения
   работникам затрат,  связанных с исполнением ими трудовых или  иных
   предусмотренных федеральным законом обязанностей.
        Статьи ТК  РФ  устанавливают  различного   рода   компенсации
   работникам  в связи с выполнением ими трудовых обязанностей.  Ни в
   одном   из   видов   компенсаций,   представленных   в   ТК    РФ,
   непосредственно не названо возмещение работнику расходов на проезд
   на городском транспорте при разъездном характере его работы.  Иные
   федеральные   законы   также   прямо   не  устанавливают  подобной
   компенсации.
        При этом согласно п.2 Постановления Совета Министров РСФСР от
   04.05.1963 N 521  "Об  упорядочении  использования  предприятиями,
   организациями  и  учреждениями средств на приобретение билетов для
   проезда  на  городском   пассажирском   транспорте"   месячные   и
   квартальные   билеты   для   проезда   на  городском  пассажирском
   транспорте  могут  приобретаться  предприятиями,  организациями  и
   учреждениями   только   для   работников,   работа  которых  носит
   разъездной  характер,  если  эти  работники  на  время  выполнения
   служебных обязанностей не обеспечиваются специальным транспортом.
        При этом Постановлением Совета Министров РСФСР от  13.09.1988
   N 382 "О признании утратившими силу решений Правительства РСФСР по
   вопросам финансов и штатов" установлено,  что Постановление Совета
   Министров  РСФСР  от  04.05.1963  N  521  в отношении коммерческих
   организаций не применяется.
        Вопросы о том, следует ли исчислять НДФЛ при оплате проездных
   билетов работникам, чья работа носит разъездной характер, можно ли
   и  каким  образом  руководствоваться  при  исчислении  НДФЛ  этими
   постановлениями, трактуются по-разному.
        В Письмах  Управления  МНС России по г.  Москве от 18.01.2002
   N 27-11а/3005,  от 09.09.2002 N  28-11/41577  указывается,  что  в
   настоящее    время   компенсация   стоимости   проездных   билетов
   сотрудникам  коммерческих  организаций,   работа   которых   носит
   разъездной  характер,  ни  одним нормативным документом из области
   трудового законодательства не установлена. Не облагаются НДФЛ лишь
   надбавки   к  заработной  плате,  выплачиваемые  взамен  суточных,
   определенным  категориям  работников  за  подвижной  и  разъездной
   характер работы,    размер    которых   утвержден   Постановлением
   Минтруда России  от  29.06.1994   N   51.   Постановление   Совета
   Министров РСФСР  от  04.05.1963  N  521 может применяться только в
   отношении работников  бюджетных  организаций.  Соответственно,  не
   подлежит  налогообложению  компенсация стоимости проездных билетов
   только для работников бюджетных организаций.
        В п.13 Письма ГНИ по г.  Москве от  19.02.1998  N  31-08/4437
   указывается, что руководители хозяйствующих субъектов вправе своим
   приказом расширить круг должностей,  установленный  Постановлением
   Совета Министров РСФСР от 04.05.1963 N 521,  включив в него других
   работников,  работа которых носит разъездной  характер,  если  эти
   работники не обеспечиваются специальным транспортом для выполнения
   своих  служебных  обязанностей.  При  этом   стоимость   проездных
   билетов,   оплаченная   предприятием   для  таких  работников,  не
   включается в их совокупный налогооблагаемый доход.
        Относительно Постановления    Совета   Министров   РСФСР   от
   04.05.1963  N  521  разъясняется,  что  оно  не  отвечает  реалиям
   настоящего  времени,  поскольку  не  полностью охватывает перечень
   работников,  у которых  выполнение  служебных  обязанностей  носит
   разъездной характер.
        Следует также обратить внимание на то,  что в п.13 Письма ГНИ
   по  г.  Москве  от  19.02.1998 N 31-08/4437 факт отмены указанного
   Постановления для коммерческих организаций  трактуется  совершенно
   противоположным образом,  чем  в Письме  Управления  МНС России по
   г. Москве от 18.01.2002 N 27-11а/3005.
        На наш взгляд,  оплату проездных  билетов  в  такой  ситуации
   следует   рассматривать  как  компенсационную  выплату  исходя  из
   определения компенсации,  приведенного в ст.164 ТК  РФ,  и  общего
   смысла трудового законодательства.
        Так, согласно  ст.22  ТК  РФ работодатель обязан обеспечивать
   работников оборудованием, инструментами, технической документацией
   и  иными  средствами,  необходимыми  для  исполнения  ими трудовых
   обязанностей.  Поэтому работодатель обязан  обеспечить  работника,
   чья работа носит разъездной характер,  соответствующим транспортом
   или предоставить ему право пользоваться  общественным  транспортом
   (оплатить за счет своих средств проезд работника).
        Статья 188  ТК  РФ   предусматривает   право   работника   на
   возмещение  расходов  при  использовании  его  личного имущества в
   интересах работодателя.  В частности,  в  таком  случае  работнику
   выплачивается  компенсация  за использование,  износ (амортизацию)
   инструмента, личного транспорта, оборудования и других технических
   средств и материалов, принадлежащих работнику, а также возмещаются
   расходы, связанные с их использованием. Размер возмещения расходов
   определяется  соглашением сторон трудового договора,  выраженным в
   письменной форме.
        Считаем допустимым  трактовать  эту  норму  в широком смысле.
   Работник совершает поездки  на  городском  транспорте  в  связи  с
   исполнением   своих   служебных   обязанностей   и   в   интересах
   работодателя.  Проездные  документы  оплачиваются  работником   из
   собственных   денежных  средств.  Личные  деньги  работника  также
   являются   его   имуществом.  Соответственно,  он   имеет   право,
   закрепленное трудовым законодательством, на возмещение истраченных
   в  связи с исполнением служебных обязанностей собственных денежных
   средств.
        Учитывая изложенное,  считаем,  что   компенсация   стоимости
   проездных  билетов,  выплачиваемая  в соответствии с распоряжением
   руководителя организации работнику,  чья работа  носит  разъездной
   характер,   если   этот  работник  не  обеспечивается  специальным
   транспортом  для  выполнения  своих  служебных  обязанностей,   не
   облагается НДФЛ и ЕСН.
        Изложенная в письмах  Управления  МНС  России  по  г.  Москве
   позиция   налоговых  органов  может  быть  оспорена  по  следующим
   основаниям.
        Постановление Совета  Министров  РСФСР  от  04.05.1963  N 521
   устанавливает правила контроля за  использованием  государственных
   средств,    т.е.    регулирует   взаимоотношения   государства   и
   организаций,  финансируемых  за  счет  бюджетных  средств,  а   не
   взаимоотношения работодателя и работника. Это Постановление, таким
   образом,  не устанавливает, а только упоминает право работников на
   компенсацию   расходов,   понесенных   при   исполнении  служебных
   обязанностей,  устанавливая  порядок  такого  возмещения  за  счет
   государственных средств.
        Установление различий  в  налогообложении  физических  лиц  в
   зависимости от места их работы и статуса  организации-работодателя
   (бюджетная  или  небюджетная  организация)  противоречит  принципу
   равенства налогообложения (п.п.1, 2 ст.3 НК РФ).
        Судебная практика,  касающаяся  поставленного  Вами  вопроса,
   крайне скудна, фактически нам удалось обнаружить только три спора,
   предмет которых каким-либо образом связан с данной проблемой.
        Так, в Постановлении ФАС  Московского  округа  от  21.09.2001
   N КА-А40/5153-01  помимо  прочего  указано,  что,  поскольку   при
   принятии  судебных  актов  в  отношении затрат на оплату проездных
   билетов в городском  пассажирском  транспорте  работников,  работа
   которых носит разъездной характер,  суд апелляционной инстанции не
   сослался на законы и иные нормативные правовые акты,  регулирующие
   порядок налогообложения в указанной части, решение и постановление
   суда, принятые по данному вопросу, следует отменить, направив дело
   на  новое  рассмотрение  в  первую  инстанцию суда.  При этом суду
   необходимо иметь  в  виду,  что  Постановление  Совмина  РСФСР  от
   04.05.1963  N  521,  на  которое  имеется  ссылка  в решении суда,
   фактически утратило  силу  с  введением  в  действие  Гражданского
   кодекса  РФ и не применяется к предприятиям,  перешедшим на полный
   хозяйственный расчет.
        ФАС Северо-Западного округа  в  Постановлении  от  18.06.2001
   N А42-3575/00-12-200/01 признал, что суммы, выданные работодателем
   работникам, чья работа носит разъездной характер, для приобретения
   проездных билетов на городской транспорт,  не подлежат включению в
   налогооблагаемый доход работника,  поскольку данные денежные суммы
   выдавались  работникам для выполнения их должностных обязанностей.
   Аналогичную  позицию  занял  ФАС Центрального округа от 14.08.2002
   N А09-1780/02-22.
   
17.10.2003                                                 Т.А.Ашомко
                                                   Центр исследований
                                              проблем налогообложения
                                               и бухгалтерского учета


        Вопрос: В  связи  с изменением с 1 января 2004 г.  ставки НДС
   вправе  ли  организации  при  заключении  в  2003   г.   договора,
   реализация  товара  по  которому  будет  производиться  в 2004 г.,
   указывать ставку НДС в размере 18%?
   
        Ответ: Во избежание внесения изменений в договор, заключенный
   в 2003 г.  (в части изменения  цены  товара  или  ставки  НДС),  и
   перерасчетов  с покупателями (в связи с получением аванса с суммой
   налога,  исчисленной  по  большей  ставке),  по   нашему   мнению,
   организации  вправе  в  указанной  ситуации  указывать  в договоре
   ставку НДС 18%.  При этом  при  получении  в  2003  г.  авансового
   платежа необходимо исчислить с него сумму НДС к уплате в бюджет по
   ставке 20/120 (пп.1 п.1 ст.162, п.4 ст.164 Налогового кодекса РФ).
   
05.12.2003                                             Е.М.Филимонова
                                         Издательство "Главная книга"
   

        Вопрос: В  какие сроки представляется отчетность по налогу на
   имущество организаций  с  01.01.2004?  Вправе  ли  законодательные
   органы    власти   субъектов   РФ   установить   различные   сроки
   представления отчетности?
   
        Ответ: В  отличие  от  порядка  и  сроков  уплаты  налога  на
   имущество  организаций  и  авансовых  платежей  по  нему,  которые
   согласно  п.1 ст.383 Налогового кодекса РФ устанавливаются законом
   субъекта РФ,  порядок и сроки представления отчетности  по  налогу
   прописаны непосредственно в гл.30 НК РФ.
        Так, расчет по авансовым платежам по налогу представляется  в
   срок   не  позднее  30  дней  с  даты  окончания  соответствующего
   отчетного периода (п.2 ст.386 НК РФ),  а налоговая  декларация  по
   налогу  - в срок не позднее 30 марта года,  следующего за истекшим
   налоговым периодом (п.3 ст.386 НК РФ).
        Таким образом,  законодательные органы власти субъектов РФ не
   вправе устанавливать иные сроки представления отчетности,  чем те,
   которые  прописаны в гл.30 "Налог на имущество организаций" НК РФ.
   При этом форма отчетности по налогу определяется законом  субъекта
   РФ (п.2 ст.372 НК РФ).
   
05.12.2003                                             О.М.Проваленко
                                         Издательство "Главная книга"
   

        Вопрос: С 01.01.2004 вводится  в  действие  гл.30  "Налог  на
   имущество  организаций" НК РФ.  В связи с этим просьба разъяснить,
   на всей ли территории России с 01.01.2004 будет  взиматься  данный
   налог.
   
        Ответ: Согласно  п.1   ст.372   Налогового   кодекса   РФ   в
   соответствующем  регионе налог на имущество организаций вводится в
   действие законом субъекта РФ.  При этом в соответствии с п.1  ст.5
   НК  РФ  акты  законодательства  о  налогах  и сборах субъектов РФ,
   вводящие налоги и (или) сборы,  вступают в силу не ранее 1  января
   года,  следующего за годом их принятия,  но не ранее одного месяца
   со дня их официального опубликования.
        Таким образом,  для  введения  в конкретном регионе налога на
   имущество  организаций  с  01.01.2004   необходимо   одновременное
   выполнение двух условий:
        - принятие соответствующего закона субъекта РФ;
        - его официальное опубликование до 01.12.2003.
        Ныне действующие региональные  законы  с  01.01.2004  утратят
   силу  вместе  с  Законом  РФ  от  13.12.1991 N 2030-1 "О налоге на
   имущество  предприятий"  (ст.ст.3,  4   Федерального   закона   от
   11.11.2003   N  139-ФЗ  "О  внесении  дополнения  в  часть  вторую
   Налогового кодекса Российской Федерации  и  внесении  изменения  и
   дополнения  в  статью  20  Закона Российской Федерации "Об основах
   налоговой системы в Российской Федерации",  а  также  о  признании
   утратившими  силу  актов  законодательства  Российской Федерации в
   части налогов и сборов").
   
05.12.2003                                             О.М.Проваленко
                                         Издательство "Главная книга"
   

        Вопрос: Банк просит дать разъяснения по вопросу уплаты налога
   на  доходы  физических  лиц.  Филиалы  банка  являются  источником
   выплаты доходов для  своих  клиентов  -  физических  лиц,  которые
   получают доход в виде процентов по вкладам, материальной выгоды по
   заемным средствам и другие виды  доходов.  В  какой  бюджет  банк,
   являясь  налоговым агентом для своих клиентов,  должен перечислять
   удержанный с них НДФЛ:  по месту нахождения филиалов или по  месту
   нахождения головного офиса банка?
   
        Ответ: Пунктом   7   ст.226   Налогового  кодекса  Российской
   Федерации   на    налоговых    агентов,    имеющих    обособленные
   подразделения,  возлагается обязанность перечисления исчисленных и
   удержанных сумм налога как по месту своего нахождения,  так  и  по
   месту нахождения каждого своего обособленного подразделения.
        В соответствии с  п.2  ст.11  Налогового  кодекса  Российской
   Федерации обособленным подразделением организации признается любое
   территориально  обособленное  от  нее  подразделение,   по   месту
   нахождения   которого   оборудованы  стационарные  рабочие  места.
   Рабочее место считается стационарным,  если оно создается на  срок
   более одного месяца.
        Учитывая вышеизложенное,  в  случае,   когда   территориально
   обособленный  производственный  участок  организации служит местом
   работы более одного месяца,  такой участок считается  обособленным
   подразделением организации.
        Если производственные    участки     организации     признаны
   обособленными  подразделениями,  организация  как  налоговый агент
   обязана выполнять  установленные  п.7  ст.226  Налогового  кодекса
   Российской  Федерации  требования  по перечислению удержанных сумм
   налога на доходы физических лиц.
        Кроме того,   в  соответствии  со  ст.83  Налогового  кодекса
   Российской  Федерации  организация,  в   состав   которой   входят
   обособленные подразделения, расположенные на территории Российской
   Федерации,  обязана встать на учет в качестве налогоплательщика  в
   налоговом  органе  как по своему месту нахождения,  так и по месту
   нахождения каждого своего обособленного подразделения.
        Согласно ст.230   Налогового   кодекса  Российской  Федерации
   налоговые агенты обязаны вести учет  доходов,  полученных  от  них
   физическими  лицами,  а  также  представлять  в налоговый орган по
   месту  своего  учета  сведения  о  доходах  физических  лиц  этого
   налогового  периода  и  суммах  начисленных  и  удержанных  в этом
   налоговом периоде налогов.
        Исходя из  вышесказанного  налог  на  доходы  физических  лиц
   должно платить обособленное подразделение предприятия в  налоговый
   орган   по   месту   своего   учета,  а  соответствующие  сведения
   представляются в налоговый орган головной  организацией  по  месту
   нахождения этой головной организации.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 16 сентября 2003 г. N 04-04-06/172
   
19.12.2003                                              О.Б.Солдатова
                                        Проект "КонсультантФинансист"


        Вопрос: Можно ли увеличить уставный капитал ООО без  внесения
   дополнительных  вкладов  участниками,  а  также  вкладов  третьими
   лицами?
   
        Ответ: Из ст.ст.17,  18  Федерального  закона  от  08.02.1998
   N 14-ФЗ  "Об  обществах с ограниченной ответственностью" (ред.  от
   21.03.2002) следует,  что увеличение уставного  капитала  общества
   может  осуществляться за счет имущества общества,  и (или) за счет
   дополнительных вкладов участников общества,  и (или),  если это не
   запрещено   уставом   общества,   за  счет  вкладов  третьих  лиц,
   принимаемых в общество.
        Источниками для  увеличения  уставного  капитала  ООО за счет
   собственного  имущества  общества  могут  служить  его  добавочный
   капитал  или прибыль,  оставшаяся в распоряжении организации после
   налогообложения.
        При этом  увеличение  уставного капитала общества за счет его
   имущества осуществляется по  решению  общего  собрания  участников
   общества,  принятому  большинством не менее двух третей голосов от
   общего  числа  голосов  участников  общества,  если  необходимость
   большего   числа   голосов   для   принятия   такого   решения  не
   предусмотрена уставом общества.  Такое решение может быть  принято
   только  на  основании  данных бухгалтерской отчетности общества за
   год, предшествующий году принятия этого решения (ст.18 Закона).
   
17.11.2003                                                  А.И.Дыбов
                                                   Центр исследований
                                              проблем налогообложения
                                               и бухгалтерского учета
   

        Вопрос: Физическое  лицо - учредитель общества с ограниченной
   ответственностью хочет продать свою долю 5 физическим лицам. Какие
   документы  необходимо  оформить  и  какие  налоги  должны уплатить
   стороны   сделки,   если   они   не    являются    индивидуальными
   предпринимателями?
   
        Ответ: Если   иное   не   предусмотрено  уставом  общества  с
   ограниченной ответственностью,  участник общества вправе  уступить
   свою долю (ее часть) третьим лицам (п.2 ст.93 Гражданского кодекса
   РФ,  п.2  ст.21  Федерального  закона  от  08.02.1998  N 14-ФЗ "Об
   обществах с ограниченной ответственностью").  Уступка доли  (части
   доли) в уставном капитале общества должна быть совершена в простой
   письменной форме,  если требование о ее совершении в  нотариальной
   форме не предусмотрено уставом общества. Несоблюдение формы сделки
   по уступке доли (части доли) в уставном капитале  общества  влечет
   ее недействительность. Общество должно быть письменно уведомлено о
   состоявшейся  уступке  доли  (части  доли)  в  уставном   капитале
   общества    с    представлением   доказательств   такой   уступки.
   Приобретатель доли  (части  доли)  в  уставном  капитале  общества
   осуществляет  права  и  несет  обязанности  участника  общества  с
   момента уведомления  общества  об  указанной  уступке  (п.6  ст.21
   Федерального     закона     "Об     обществах    с    ограниченной
   ответственностью").
        В соответствии  с п.1 ст.89 ГК РФ,  если общество учреждается
   одним лицом, его учредительным документом является устав. В случае
   увеличения  числа  участников  общества до двух и более между ними
   должен быть заключен учредительный договор (п.1 ст.11 Федерального
   закона "Об обществах с ограниченной ответственностью").  Изменения
   в  учредительные  документы  общества   подлежат   государственной
   регистрации  в органе,  осуществляющем государственную регистрацию
   юридических лиц (п.4 ст.12 Федерального  закона  "Об  обществах  с
   ограниченной ответственностью").
        В отношении  налогообложения  доходов физических лиц сообщаем
   следующее.
        Доход от  реализации  долей  в  уставном капитале организаций
   относится к  доходам  от  источников  в  Российской  Федерации  и,
   соответственно, является  объектом  налогообложения  по   НДФЛ   и
   учитывается  при  определении  налоговой   базы  (пп.5 п.1 ст.208,
   п.1 ст.209, п.1 ст.210 Налогового кодекса РФ).
        При определении  размера  налоговой  базы   по   доходам,   в
   отношении которых   предусмотрена   налоговая   ставка  в  размере
   13 процентов (п.1 ст.224 НК РФ),  налогоплательщик имеет право  на
   получение  имущественных  налоговых  вычетов в суммах,  полученных
   налогоплательщиком в налоговом периоде от продажи доли (ее  части)
   в    уставном   капитале   организации,   которая   находилась   в
   собственности налогоплательщика менее трех лет,  но не превышающих
   125 000  руб.  При  продаже  доли  (ее  части) в уставном капитале
   организации,  которая находилась в собственности налогоплательщика
   три года и более,  имущественный налоговый вычет предоставляется в
   сумме,  полученной налогоплательщиком при продаже доли (ее части).
   Вместо  использования права на получение имущественного налогового
   вычета,   предусмотренного    пп.1 п.1 ст.220,    налогоплательщик
   вправе  уменьшить  сумму своих облагаемых налогом доходов на сумму
   фактически  произведенных  им   и   документально   подтвержденных
   расходов,  связанных  с  получением  этих доходов,  за исключением
   реализации налогоплательщиком принадлежащих ему ценных бумаг (пп.1
   п.1 ст.220 НК РФ).
        При покупке  доли  (ее  части)  физическими  лицами   объекта
   налогообложения по   какими-либо   налогам   не   возникает.   При
   последующей  продаже  ими  своей  доли  они вправе будут применить
   указанный выше налоговый вычет.
   
17.11.2003                                               М.П.Захарова
                                                   Центр исследований
                                              проблем налогообложения
                                               и бухгалтерского учета
   

        Вопрос: Организация за счет заемных денежных средств оплатила
   поставщику    товар,   впоследствии   реализованный   иностранному
   покупателю. До настоящего времени сумма займа не возвращена. Имеет
   ли  экспортер  право  на применение налогового вычета по налогу на
   добавленную  стоимость,  если  в  налоговый   орган   представлены
   декларация  по налогу на добавленную стоимость по налоговой ставке
   0 процентов и документы, предусмотренные ст.165 НК РФ?
   
        Ответ: В соответствии с п.п.1, 2 ст.171 Налогового кодекса РФ
   налогоплательщик  имеет   право   уменьшить   общую   сумму   НДС,
   исчисленную в  соответствии  со  ст.166  НК  РФ,  на  суммы   НДС,
   предъявленные  налогоплательщику  и уплаченные им при приобретении
   товаров  (работ,  услуг)  на  территории  Российской  Федерации  в
   отношении товаров (работ,  услуг), приобретаемых для осуществления
   операций, признаваемых объектами налогообложения по НДС.
        Налоговые вычеты  производятся  на  основании  счетов-фактур,
   выставленных   продавцами   при   приобретении  налогоплательщиком
   товаров (работ,  услуг),  документов,  подтверждающих  фактическую
   уплату  сумм  налога,  после  принятия  на  учет указанных товаров
   (работ,  услуг) (п.1 ст.172 НК РФ).
        Согласно п.3 ст.172 НК РФ вычеты сумм налога, предусмотренные
   ст.171 настоящего Кодекса,  в  отношении  операций  по  реализации
   товаров,  вывезенных в таможенном режиме экспорта, производятся на
   основании отдельной налоговой декларации  (п.6  ст.164  НК  РФ)  и
   только   при  представлении  в  налоговые  органы  соответствующих
   документов, предусмотренных ст.165 настоящего Кодекса.
        При этом  НК  РФ  не содержит норм,  регулирующих особенности
   применения  налогового  вычета  при  расчетах  заемными  денежными
   средствами.   Таким   образом,   одним  из  условий  использования
   налогового вычета является фактическая уплата поставщику сумм НДС.
   Конституционный  Суд  РФ  указал,  что  под фактически уплаченными
   поставщикам  суммами  налога  подразумеваются  реально  понесенные
   налогоплательщиком  затраты  (в форме отчуждения части имущества в
   пользу поставщика) на оплату начисленных поставщиком  сумм  налога
   (п.3  мотивировочной  части Постановления Конституционного Суда РФ
   от 20.02.2001 N 3-П).
        По договору   займа  одна  сторона  (заимодавец)  передает  в
   собственность другой стороне (заемщику) деньги  или  другие  вещи,
   определенные  родовыми признаками,  а заемщик обязуется возвратить
   заимодавцу  такую  же  сумму  денег  (сумму  займа)   или   равное
   количество других полученных им вещей того же рода и качества (п.1
   ст.807 Гражданского кодекса РФ).  Следовательно, налогоплательщик,
   оплативший   поставленный  товар  заемными  денежными  средствами,
   передал находящиеся в его  собственности  деньги,  то  есть  понес
   реальные затраты.
        Вместе с тем существует мнение, что, оплачивая товар заемными
   денежными   средствами,   до   возврата   заимодавцу  суммы  займа
   налогоплательщик не вправе принять к вычету НДС.  На данный момент
   Высший  Арбитражный  Суд  не  рассматривал аналогичные споры,  а в
   федеральных судах округов единый подход к решению рассматриваемого
   вопроса не выработан.
        Так, Федеральный  арбитражный  суд   Московского   округа   в
   Постановлении  от 16.09.2002 N КА-А41/6188-02 указал,  что заемные
   средства,  используемые истцом для приобретения товаров,  являются
   собственностью  налогоплательщика,  а  потому уплаченный в составе
   цены НДС подлежит возврату.  Суды указали,  что НК РФ не  содержит
   положений,   запрещающих  использование  налогоплательщиком  таких
   средств для уплаты налога  (Постановления  ФАС  Западно-Сибирского
   округа от 13.08.2003 N Ф04/3917-1305/А45-2003,  ФАС Волго-Вятского
   округа от 17.02.2003 N А79-4124/02-СК1-3617,  ФАС Северо-Западного
   округа  от  21.06.2003  N  А56-37619/02),  также  гл.21  НК  РФ не
   содержит условия о наличии у налогоплательщика права предъявить  к
   вычету НДС, уплаченный поставщикам за счет заемных средств, только
   после возврата (полного или частичного) займа  (Постановление  ФАС
   Северо-Западного округа от 07.10.2002 N А56-14128/02).
        Также судами высказывается противоположное мнение: при оплате
   товаров  заемными  денежными  средствами  затраты  на  уплату  НДС
   реально не понесены,  соответственно,  возмещение НДС  произведено
   необоснованно (Постановление  ФАС  Уральского округа от 13.03.2003
   N Ф09-542/03-АК).
        Таким образом,   применение   налогового  вычета  при  оплате
   товаров заемными денежными  средствами  до  возврата  суммы  займа
   налоговый  орган  может  признать  неправомерным,  при  этом  есть
   вероятность того,  что  суд  поддержит  мнение  ИМНС.  В  связи  с
   изложенным   налогоплательщику  в  своей  деятельности  необходимо
   учитывать в том числе и  вероятность  наступления  неблагоприятных
   для него последствий.
   
17.11.2003                                               М.П.Захарова
                                                   Центр исследований
                                              проблем налогообложения
                                               и бухгалтерского учета
   

        Вопрос: Иностранная  организация имеет в России оборудование,
   которое сдает в аренду российской организации.
        Будет ли  образовано  постоянное  представительство в связи с
   указанной деятельностью?
   
        Ответ: В  соответствии  со  ст.246  Налогового   кодекса   РФ
   плательщиками налога на прибыль организаций признаются иностранные
   организации,   осуществляющие   свою   деятельность  в  Российской
   Федерации через постоянные представительства  и  (или)  получающие
   доходы от источников в Российской Федерации.
        Статьей 306  гл.25  НК  РФ  установлено,  что  под постоянным
   представительством иностранной организации в Российской  Федерации
   для  целей  настоящей главы понимается филиал,  представительство,
   отделение,  бюро,  контора,  агентство,  любое другое обособленное
   подразделение или иное место деятельности этой организации,  через
   которое  организация  регулярно  осуществляет  предпринимательскую
   деятельность на территории Российской Федерации, связанную:
        - с  пользованием  недрами  и  (или)  использованием   других
   природных ресурсов;
        - с  проведением   предусмотренных   контрактами   работ   по
   строительству, установке, монтажу, сборке, наладке, обслуживанию и
   эксплуатации оборудования, в том числе игровых автоматов;
        - с продажей товаров с расположенных на территории Российской
   Федерации и  принадлежащих  этой  организации  или  арендуемых  ею
   складов;
        - с осуществлением иных работ, оказанием услуг, ведением иной
   деятельности, за исключением предусмотренной п.4 указанной статьи.
        Следует отметить,   что,   если    международным    договором
   Российской    Федерации,    содержащим    положения,    касающиеся
   налогообложения и  сборов,  установлены иные правила и нормы,  чем
   предусмотренные  НК  РФ  и  принятыми   в   соответствии   с   ним
   нормативными  правовыми  актами  о  налогах  и  (или)  сборах,  то
   применяются правила и  нормы  международных  договоров  Российской
   Федерации (ст.7 НК РФ).
        При применении       соглашений      компетентные      органы
   договаривающихся государств (со стороны Российской Федерации - это
   Минфин России (Письмо Минфина России от 19.01.1996 N 04-06-02)), в
   частности,  руководствуются комментариями к  модели  Конвенции  по
   налогам    на   доход   и   капитал   Организации   экономического
   сотрудничества и развития (ОЭСР) (Письмо УМНС России по г.  Москве
   от    13.02.2002    N    26-12/6754).    Определение   постоянного
   представительства в  ст.5   модели   Конвенции   ОЭСР   близко   к
   определению этого термина, которое дается в ст.306 НК РФ.
        В соответствии   с   указанными   комментариями   определение
   "постоянного  представительства"  как  постоянного  места бизнеса,
   через  которое  предприятие   проводит   всю   или   часть   своей
   коммерческой деятельности, содержит следующие условия:
        - существование  места  бизнеса,  то  есть  помещения  или  в
   некоторых случаях станков, оборудования;
        - это место бизнеса должно быть  фиксированным,  т.е.  должно
   быть  установлено  в  определенном  месте  с определенной степенью
   постоянства;
        - осуществление  коммерческой  деятельности предприятия через
   это фиксированное место бизнеса.  Это означает,  что лица, которые
   тем  или иным образом зависят от предприятия (персонал),  проводят
   бизнес   предприятия   в   государстве,   в   котором    находится
   фиксированное место.
        Таким  образом,   когда   материальное  имущество  (в  данном
   случае -  оборудование)  передается  или  сдается в аренду третьим
   лицам через фиксированное место бизнеса,  содержимого предприятием
   одного  договаривающего государства в другом,  то эта деятельность
   делает из места бизнеса  постоянное  представительство.  Указанная
   позиция  изложена  и в п.2.4.1 Методических рекомендаций налоговым
   органам по применению  отдельных  положений  главы  25  Налогового
   кодекса     Российской    Федерации,    касающихся    особенностей
   налогообложения   прибыли   (доходов)   иностранных   организаций,
   утвержденных  Приказом  МНС  России  от  28.03.2003 N БГ-3-23/150,
   согласно которому,  если сам по  себе  факт  владения  иностранной
   организацией  имуществом  на  территории  Российской  Федерации не
   может рассматриваться как приводящий к образованию ее  постоянного
   представительства  на  территории Российской Федерации (п.5 ст.306
   НК РФ),  то использование такого имущества  в  коммерческих  целях
   может    при    определенных    условиях    создавать   постоянное
   представительство иностранной организации.
        Например, если иностранная организация систематически сдает в
   аренду принадлежащее ей имущество,  осуществляя поиск арендаторов,
   заключая с ними договоры аренды,  заключая договоры на  проведение
   текущего  ремонта и поддержания помещений в нормальном состоянии и
   т.п., то такая деятельность иностранной организации может привести
   к   образованию   постоянного   представительства   в   Российской
   Федерации.
   
06.11.2003                                               А.В.Рымкевич
                                                   Центр исследований
                                              проблем налогообложения
                                               и бухгалтерского учета
   

        Вопрос: Организация реализовала товар обществу с ограниченной
   ответственностью.  Поскольку  оплата  за  товар  от  общества   не
   поступила,    организация   уступила   право   требования   данной
   задолженности физическому лицу. Вправе ли физическое лицо передать
   указанное право  обществу  в  качестве  вклада в уставный капитал,
   став участником общества?
   
        Ответ: Согласно  ст.66  Гражданского  кодекса  РФ  вкладом  в
   имущество   хозяйственного  общества  могут  быть  деньги,  ценные
   бумаги,  другие вещи или  имущественные  права  либо  иные  права,
   имеющие денежную оценку.
        В соответствии  с  п.2  ст.90  ГК РФ,  п.1 ст.16 Федерального
   закона  от  08.02.1998  N  14-ФЗ  "Об  обществах  с   ограниченной
   ответственностью"  не  допускается  освобождение учредителя ООО от
   обязанности внесения вклада в уставный  капитал  общества,  в  том
   числе путем зачета требований к обществу.
        В рассматриваемой ситуации  у  физического  лица  и  общества
   имеются взаимные требования:
        - у общества к физическому  лицу  как  участнику  общества  -
   право требовать внесения вклада в уставный капитал;
        - у  физического  лица  к обществу как к должнику по договору
   купли-продажи (ст.384 ГК РФ) - право на получение оплаты за  ранее
   переданные товары.
        При внесении участником в качестве вклада в уставный  капитал
   общества  требования  к  этому  обществу  по сути происходит зачет
   взаимных требований сторон (ст.410 ГК РФ),  что,  на  наш  взгляд,
   прямо противоречит п.2 ст.90 ГК РФ,  п.1 ст.16 Федерального закона
   от   08.02.1998   N   14-ФЗ   "Об   обществах    с    ограниченной
   ответственностью".
        Таким образом,  считаем, что физическое лицо не вправе внести
   в  уставный  капитал  общества  право  требования  задолженности к
   данному обществу.
   
06.11.2003                                               М.П.Захарова
                                                   Центр исследований
                                              проблем налогообложения
                                               и бухгалтерского учета

=====================================================================

Выпуски за другие дни

Информация предоставлена компанией "Консультант Плюс", являющейся разработчиком одноименных справочных правовых систем. Общероссийская Сеть распространения правовой информации КонсультантПлюс объединяет 300 региональных информационных центров, которые занимаются поставкой систем и передачей информации пользователям в 150 городах России. На специализированном правовом сервере: http://www.consultant.ru/ можно получить бесплатный доступ к большому массиву актуальной справочной правовой информации, а также узнать подробнее о программных продуктах и услугах Сети КонсультантПлюс, о ее структуре и деятельности, скачать демонстрационные версии профессиональных систем.


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное