Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

КонсультантПлюс: Вопросы и Ответы Выпуск от 14 октября 2003 года


Информационный Канал Subscribe.Ru


Вопросы и ответы

========================================================================    

     Подпишитесь на рассылку "Перечень новых  документов,  включаемых  в
СПС КонсультантПлюс:ВерсияПроф" и вам  будет  предоставлена  достоверная
информация обо всех новых документах (нормативных актах, правовых  актах
разъяснительного  характера  и  правоприменительных  актах),  включаемых
ежедневно в систему КонсультантПлюс:ВерсияПроф. Эта и другие рассылки на
сервере www.consultant.ru. ЛУЧШЕ ЗНАТЬ, ЧЕМ ПРЕДПОЛАГАТЬ.

Код рассылки в Subscribe.Ru: law.russia.review.consprof
========================================================================
        Вопрос: МУП   жилищно-коммунального   хозяйства,  оказывающее
   коммунальные услуги населению, просит разъяснить порядок обложения
   НДС   средств,   получаемых  из  бюджета  на  возмещение  убытков,
   связанных с применением регулируемых цен.

        Ответ: Согласно пп.1 п.1 ст.146 гл.21 "Налог  на  добавленную
   стоимость"   Налогового  кодекса  Российской  Федерации  (далее  -
   Кодекс)  объектом  налогообложения  по   налогу   на   добавленную
   стоимость   признается   реализация   товаров  (работ,  услуг)  на
   территории   Российской   Федерации,   независимо   от   источника
   финансирования.
        Согласно пп.2  п.1  ст.162 Кодекса в налоговую базу по налогу
   на добавленную  стоимость  включаются  суммы,  полученные  в  счет
   увеличения доходов  либо  иначе  связанные с оплатой реализованных
   товаров (работ, услуг).
        Учитывая изложенное,  при рассмотрении вышеуказанного вопроса
   следует  руководствоваться  п.33.2  Методических  рекомендаций  по
   применению главы  21  "Налог  на добавленную стоимость" Налогового
   кодекса,   утвержденных   Приказом   МНС  России   от   20.12.2000
   N БГ-3-03/447 (с изменениями и дополнениями),  согласно которому в
   случае выделения налогоплательщику из бюджета денежных средств для
   возмещения фактически полученных убытков,  связанных с применением
   государственных регулируемых  цен  (тарифов)  на  товары  (работы,
   услуги),  такие  денежные  средства  в налоговую базу по налогу на
   добавленную  стоимость   не   включаются.   В   случае   выделения
   налогоплательщику  из соответствующего бюджета суммы разницы между
   отпускной и регулируемой  ценой  товаров  (работ,  услуг)  в  счет
   увеличения доходов  данная  сумма  включается  в налоговую базу по
   налогу на добавленную стоимость.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 10 сентября 2003 г. N 04-03-09/02

14.10.2003                                                  Е.Зернова
                                        Проект "КонсультантБухгалтер"


        Вопрос: 1. Относится ли простой, вызванный тяжелым финансовым
   положением организации и отсутствием заказов,  к простоям,  потери
   от которых  принимаются  в  уменьшение  налогооблагаемой  базы  по
   налогу на прибыль организаций в соответствии с гл.25 НК РФ?
        2. Следует  ли   начислять   ЕСН   на   выплаты   работникам,
   осуществленные  в  соответствии со ст.157 ТК РФ в связи с простоем
   по вышеуказанным причинам?

        Ответ: 1.  Подпунктами 3 и  4  п.2  ст.265  гл.25  Налогового
   кодекса  Российской Федерации (далее - Кодекс) установлено,  что в
   целях налогообложения к внереализационным расходам  приравниваются
   убытки,   полученные  налогоплательщиком  в  отчетном  (налоговом)
   периоде, в частности: потери от простоев по внутрипроизводственным
   причинам  и  не  компенсируемые  виновниками потери от простоев по
   внешним причинам.
        По разъяснению,   данному  в  Методических  рекомендациях  по
   применению главы 25 "Налог на прибыль  организаций"  части  второй
   Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденных Приказом МНС
   России от 20.12.2002 N БГ-3-02/729, простои по внутренним причинам
   могут  возникнуть только внутри предприятия (цеха,  отдела).  К их
   числу относятся,  например,  простои  в  результате  неисправности
   оборудования,    незапланированных   остановок   отдельных   видов
   оборудования и другие.
        Указанные затраты могут возмещаться из различных источников в
   зависимости от причин простоя организации (например,  такие потери
   могут  быть  связаны  с  оплатой  труда  согласно ст.157 Трудового
   кодекса Российской Федерации).  Что касается  не  компенсированных
   виновниками  потерь  от  простоев  по  внешним причинам,  то такие
   простои могут происходить в  результате  неподачи  топлива,  воды,
   отключения  электроэнергии,  получаемых  от  сторонних источников,
   неподачи железнодорожных вагонов и т.д.
        Отсутствие заказов,  тяжелое финансовое положение организации
   к вышеперечисленным причинам отнесено быть  не  может.  Исходя  из
   этого расходы организации,  связанные с простоями именно  по  этим
   причинам,  в  целях налогообложения прибыли не могут быть учтены в
   составе    внереализационных    расходов,     как     экономически
   необоснованные затраты организации.
        2. Согласно  п.1  ст.236  Кодекса объектом налогообложения по
   единому  социальному  налогу   для   налогоплательщиков   -   лиц,
   производящих  выплаты физическим лицам,  признаются выплаты и иные
   вознаграждения,   начисляемые   налогоплательщиками    в    пользу
   физических   лиц  по  трудовым  и  гражданско-правовым  договорам,
   предметом которых является выполнение работ,  оказание  услуг  (за
   исключением     вознаграждений,    выплачиваемых    индивидуальным
   предпринимателям), а также по авторским договорам.
        В соответствии   со   ст.157   Трудового  кодекса  Российской
   Федерации время простоя по  вине  работодателя,  если  работник  в
   письменной   форме  предупредил  работодателя  о  начале  простоя,
   оплачивается в размере не менее  двух  третей  средней  заработной
   платы работника.
        Поскольку при соблюдении работником порядка, предусмотренного
   ст.157  Трудового  кодекса  Российской  Федерации,  у работодателя
   возникает обязанность по оплате простоя, то данные расходы следует
   рассматривать  в  качестве расходов на содержание этих работников,
   предусмотренных нормами законодательства Российской Федерации.
        Соответственно, указанные  расходы  должны  признаваться  для
   целей  налогообложения  прибыли  в  размере  двух  третей  средней
   заработной   платы   работника.   Суммы   превышения   не  следует
   рассматривать в качестве  экономически  оправданных  расходов,  и,
   следовательно, они не должны учитываться для целей налогообложения
   прибыли.
        Таким образом,  выплаты  работникам  за время простоя по вине
   работодателя (ст.157 Трудового  кодекса  Российской  Федерации)  в
   размере  двух  третей  средней заработной платы подлежат обложению
   единым социальным налогом в общеустановленном порядке.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 29 августа 2003 г. N 04-02-05/1/83

14.10.2003                                                  Е.Зернова
                                        Проект "КонсультантБухгалтер"


        Вопрос:  Организация  розничной торговли применяет упрощенную
   систему   налогообложения.   В  качестве  объекта  налогообложения
   выступают  доходы,  уменьшенные на величину расходов. На основании
   положений Федерального   закона   от   21.11.1996   N   129-ФЗ  "О
   бухгалтерском учете" организация ведет  учет  доходов  и  расходов
   в порядке, установленном гл.26.2 НК РФ.
        Пунктом   2  ст.346.16  НК  РФ  установлен  порядок  принятия
   отдельных  расходов  к  учету  при  применении  упрощенной системы
   налогообложения, учета и отчетности. При этом в отношении расходов
   по оплате товаров, приобретенных с целью их дальнейшей реализации,
   п.2   ст.346.16   НК   РФ  особый  порядок  принятия  к  учету  не
   предусмотрен.  Таким  образом,  при  принятии указанных расходов к
   учету   организации   следует  руководствоваться  положениями  п.2
   ст.346.17  НК  РФ,  согласно  которым расходы принимаются после их
   фактической оплаты.
        Означает ли вышеизложенное, что расходы организации розничной
   торговли,   применяющей  упрощенную  систему  налогообложения,  по
   оплате   стоимости   товаров,   предназначенных   для   дальнейшей
   реализации,  учитываются  в  период  их фактической оплаты, а не в
   период реализации данных товаров?

        Ответ: Налогоплательщики,  перешедшие на  упрощенную  систему
   налогообложения,  выбравшие  в  качестве  объекта  налогообложения
   доходы,  уменьшенные  на  величину   расходов,   при   определении
   налоговой  базы  учитывают расходы,  предусмотренные п.1 ст.346.16
   Налогового кодекса Российской  Федерации  (далее  -  Кодекс),  при
   условии их соответствия критериям, указанным в п.1 ст.252 Кодекса:
   обоснованные, документально подтвержденные затраты, и при условии,
   что  они произведены для осуществления деятельности,  направленной
   на получение дохода.
        Статьей 346.17 Кодекса (с учетом  положений  ст.273  Кодекса)
   установлено, что при применении упрощенной системы налогообложения
   доходы и расходы определяются по кассовому методу (датой получения
   доходов  налогоплательщика  признается день поступления средств на
   счета в банках и (или) в кассу,  получения иного имущества (работ,
   услуг)  и  (или) имущественных прав;  расходами признаются затраты
   после их фактической оплаты).
        В соответствии  с  пп.23  п.1  ст.346.16  Кодекса  расходы по
   оплате стоимости товаров,  приобретенных для дальнейшей реализации
   (уменьшенные   на   суммы   налога  на  добавленную  стоимость  по
   приобретаемым товарам), учитываются при налогообложении. При  этом
   п.2 ст.346.16  Кодекса установлено,  что расходы,  указанные в п.1
   ст.346.16 Кодекса (пп.5, 6, 7, 9 - 21), принимаются для исчисления
   единого  налога  применительно  к  порядку,  предусмотренному  для
   исчисления налога на прибыль ст.ст.254,  255,  263, 264, 268 и 269
   Кодекса.
        При применении  кассового  метода   определения   доходов   и
   расходов стоимость приобретенных для дальнейшей реализации товаров
   (предусмотренная пп.23  п.1 ст.346.16 Кодекса) должна включаться в
   расходы того отчетного (налогового) периода,  в котором фактически
   были получены доходы от реализации данных товаров.  Разъяснение по
   указанному вопросу изложено в  Письме  МНС  России  от  11.06.2003
   N СА-6-22/657 (согласовано с Минфином России).
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 29 августа 2003 г. N 04-02-05/2/43

14.10.2003                                                  Е.Зернова
                                        Проект "КонсультантБухгалтер"


        Вопрос:   Организация  -  плательщик  ЕНВД  производит  своим
   работникам выплаты социального характера из прибыли текущего года.
   Следует  ли  начислять  на  данные  выплаты  страховые  взносы  на
   обязательное пенсионное страхование?

        Ответ: В соответствии с гл.26.3 Налогового кодекса Российской
   Федерации  (далее - Кодекс) уплата организациями единого налога на
   вмененный доход (далее - ЕНВД)  предусматривает  замену  уплаты  в
   числе  других  налогов и единого социального налога (далее - ЕСН).
   Однако страховые взносы  на  обязательное  пенсионное  страхование
   такие  организации  уплачивают  в соответствии с законодательством
   Российской Федерации.
        На  основании  п.2  ст.10  Федерального  закона от 15.12.2001
   N 167-ФЗ "Об  обязательном  пенсионном  страховании  в  Российской
   Федерации" объектом обложения и  базой  для  начисления  страховых
   взносов являются объект налогообложения и налоговая база  по  ЕСН,
   установленные гл.24 Кодекса.
        Пунктом 1    ст.236    Кодекса    предусмотрено,    что   для
   налогоплательщиков-работодателей объектом  налогообложения  по ЕСН
   признаются   выплаты   и    иные    вознаграждения,    начисляемые
   налогоплательщиком   в   пользу   физических  лиц  по  трудовым  и
   гражданско-правовым   договорам,   предметом   которых    является
   выполнение  работ,  оказание услуг (за исключением вознаграждений,
   выплачиваемых  индивидуальным  предпринимателям),   а   также   по
   авторским договорам.
        В соответствии   с   п.3  ст.236  Кодекса  данные  выплаты  и
   вознаграждения не  признаются  объектом  налогообложения,  если  у
   налогоплательщиков-организаций   такие   выплаты   не  отнесены  к
   расходам,  уменьшающим  налоговую  базу  по  налогу   на   прибыль
   организаций  в текущем отчетном (налоговом) периоде.  Данная норма
   не распространяется    на    налогоплательщиков,   не   являющихся
   плательщиками налога  на  прибыль  организаций,  к  которым  также
   относятся организации, переведенные на уплату ЕНВД.
        Таким образом,    если    выплаты    социального   характера,
   производимые организациями  -  плательщиками  ЕНВД,  не  входят  в
   перечень сумм,  не подлежащих налогообложению ЕСН, предусмотренный
   ст.238 Кодекса,  то данные выплаты подлежат  обложению  страховыми
   взносами на обязательное пенсионное страхование.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 29 августа 2003 г. N 04-04-04/100

14.10.2003                                                  Е.Зернова
                                        Проект "КонсультантБухгалтер"


        Вопрос:  Государственное  унитарное  предприятие (ГУП) просит
   дать разъяснения  о  возможности применения ГУП упрощенной системы
   налогообложения в случае,  если единственным его  учредителем  (со
   стопроцентным  участием  в  уставном капитале) является Комитет по
   управлению государственным имуществом области.

        Ответ: Подпунктом   14   п.3   ст.346.12  Налогового  кодекса
   Российской Федерации  (далее  -  Кодекс)  установлены  ограничения
   применения  упрощенной  системы  налогообложения организациями,  в
   которых  доля   непосредственного   участия   других   организаций
   составляет более 25 процентов.
        Учитывая, что в целях налогообложения организациями  являются
   юридические лица,  образованные в соответствии с законодательством
   Российской Федерации (российские организации), а также иностранные
   организации (ст.11  Кодекса),  можно  считать,   что   пп.14   п.3
   ст.346.12   Кодекса   устанавливается   ограничение   на   участие
   организаций,  а  не  Российской  Федерации,  субъекта   Российской
   Федерации либо муниципального образования.
        Например, в  соответствии  со  ст.3  Федерального  закона  от
   14.06.1995   N   88-ФЗ   "О   государственной   поддержке   малого
   предпринимательства в Российской Федерации" под субъектами  малого
   предпринимательства   понимаются   коммерческие   организации,   в
   уставном  капитале  которых  доля  участия  Российской  Федерации,
   субъектов   Российской   Федерации,   общественных  и  религиозных
   организаций (объединений),  благотворительных  и  иных  фондов  не
   превышает 25 процентов,  доля, принадлежащая одному или нескольким
   юридическим    лицам,    не    являющимся    субъектами     малого
   предпринимательства,  не  превышает 25 процентов.  В данном случае
   напрямую разделено долевое  участие  в  уставном  капитале  малого
   предприятия   организаций   и   Российской   Федерации,  субъектов
   Российской Федерации.
        Согласно п.1 ст.113 Гражданского кодекса Российской Федерации
   и    ст.2    Федерального    закона   от   14.11.2002   N   161-ФЗ
   "О государственных   и   муниципальных   унитарных   предприятиях"
   имущество   унитарного   предприятия   принадлежит  ему  на  праве
   хозяйственного  ведения  или  на  праве  оперативного  управления,
   является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям,
   паям), в том числе между работниками унитарного предприятия.
        Учитывая изложенное,   нет   оснований    для    установления
   ограничений    на    право    перехода   на   упрощенную   систему
   налогообложения   государственных   и   муниципальных    унитарных
   предприятий в соответствии с положением, предусмотренным пп.14 п.3
   ст.346.12 Кодекса.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 29 августа 2003 г. N 04-02-05/7/1

14.10.2003                                                  Е.Зернова
                                        Проект "КонсультантБухгалтер"


        Вопрос: Физическое  лицо,  являющееся  генеральным директором
   АО,  продает данному обществу акции другого АО,  принадлежащие ему
   на    праве    собственности.    Каков    порядок   предоставления
   имущественного вычета по налогу на доходы физических лиц по доходу
   от продажи акций?

        Ответ: В  соответствии  со  ст.208  гл.23  "Налог  на  доходы
   физических  лиц"  Налогового кодекса Российской Федерации (далее -
   Кодекс)  к  доходам,  подлежащим  обложению  налогом   на   доходы
   физических лиц, относятся доходы от реализации акций и иных ценных
   бумаг, а также долей участия в уставном капитале организаций.
        Порядок налогообложения   доходов   по  операциям  с  ценными
   бумагами установлен ст.214.1  "Особенности  определения  налоговой
   базы,  исчисления и уплаты налога на доходы по операциям с ценными
   бумагами и операциям с финансовыми инструментами  срочных  сделок,
   базисным активом по которым являются ценные бумаги" Кодекса.
        Пунктом 3  данной   статьи   предусмотрено,   что   в   целях
   определения  налоговой базы по операциям с ценными бумагами сумма,
   полученная от реализации ценных бумаг, подлежит уменьшению на один
   из следующих вычетов:
        а) в  размере  фактически   произведенных   и   документально
   подтвержденных  расходов,  связанных с приобретением,  хранением и
   реализацией ценных бумаг;
        б) в     размере     имущественного     налогового    вычета,
   предусмотренного абз.1 пп.1 п.1 ст.220 Кодекса: если ценные бумаги
   находились  в  собственности  налогоплательщика менее трех лет - в
   сумме,  не превышающей 125 000 руб.,  более трех лет  -  в  сумме,
   полученной налогоплательщиком при продаже ценных бумаг.
        Имущественный налоговый         вычет         предоставляется
   налогоплательщику  в том случае,  если произведенные им расходы на
   приобретение,  хранение и реализацию ценных бумаг  не  могут  быть
   подтверждены документально.
        Имущественный налоговый вычет или вычет в размере  фактически
   произведенных     и    документально    подтвержденных    расходов
   предоставляется налогоплательщику при расчете и  уплате  налога  в
   бюджет  у  источника  выплаты  дохода либо по окончании налогового
   периода при подаче в налоговый орган по месту жительства налоговой
   декларации.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 22 августа 2003 г. N 04-04-06/159

14.10.2003                                                  Е.Зернова
                                        Проект "КонсультантБухгалтер"


        Вопрос: Организация приобретает предприятие как имущественный
   комплекс.  По договору к организации переходит право собственности
   на его имущество, в том числе на основные средства и МПЗ. Согласно
   п.6     Положения     по      бухгалтерскому      учету      "Учет
   материально-производственных   запасов"  ПБУ  5/01,  утвержденного
   Приказом Минфина России от 09.06.2001 N 44н,  и п.8  Положения  по
   бухгалтерскому   учету   "Учет   основных   средств"   ПБУ   6/01,
   утвержденного Приказом Минфина России  от  30.03.2001  N  26н,  по
   общему  правилу первоначальная стоимость объектов основных средств
   и материально-производственных  запасов  (МПЗ),  приобретенных  за
   плату, определяется в сумме фактических затрат.
        1. По какой стоимости организация должна  принять  на  баланс
   основные   средства   и  МПЗ,  если  договорная  цена  предприятия
   (имущественного комплекса) не  соответствует  суммарной  стоимости
   имущества, указанной в балансе предприятия?
        2. Может ли организация принять  вышеуказанное  имущество  по
   рыночным ценам,  подтвержденным независимым аудитором, принимая во
   внимание,  что договорная цена предприятия определена в  целом  за
   весь   имущественный   комплекс  и  суммы  фактических  затрат  на
   приобретение разных групп имущества в договоре не указаны?

        Ответ: В  соответствии  с  п.1  ст.559  Гражданского  кодекса
   Российской  Федерации  (далее  -  Кодекс)  по   договору   продажи
   предприятия продавец обязуется передать в собственность покупателя
   предприятие в целом как имущественный комплекс  (ст.132  Кодекса),
   за  исключением  прав  и обязанностей,  которые продавец не вправе
   передавать другим лицам.  В п.2  ст.132  Кодекса  указано,  что  в
   состав  предприятия  как  имущественного комплекса входят все виды
   имущества, предназначенные для его деятельности, права требования,
   долги, а также права на обозначения и другие исключительные права,
   если иное не предусмотрено законом или договором.
        В целях   бухгалтерского   учета   операций    при    покупке
   имущественного комплекса    следует   руководствоваться   Приказом
   Минфина России от 16.10.2000 N 91н "Об  утверждении  Положения  по
   бухгалтерскому  учету "Учет нематериальных активов" ПБУ 14/2000" в
   части деловой репутации организации.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 7 августа 2003 г. N 04-02-05/3/66

14.10.2003                                                  Е.Зернова
                                        Проект "КонсультантБухгалтер"


        Вопрос: В    целях    правильного    применения    налогового
   законодательства и законодательства в сфере регулирования наличных
   денежных расчетов просим проконсультировать по следующей проблеме.
        В соответствии  с  п.1 ст.2 Федерального закона от 22.05.2003
   N 54-ФЗ   "О   применении    контрольно-кассовой    техники    при
   осуществлении  наличных  денежных  расчетов  и  (или)  расчетов  с
   использованием   платежных   карт"   контрольно-кассовая   техника
   применяется  на  территории  Российской  Федерации  в обязательном
   порядке всеми организациями  и  индивидуальными  предпринимателями
   при  осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов
   с  использованием  платежных  карт  в  случаях  продажи   товаров,
   выполнения работ или оказания услуг.
        Таким образом,  в отличие от Закона РФ от 18.06.1993 N 5215-1
   "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных
   расчетов с населением" (ред. от 30.12.2001) после 28.06.2003 сфера
   применения  ККТ  более не ограничена наличными денежными расчетами
   непосредственно  с  населением.  Следовательно,   при   реализации
   товаров  (работ,  услуг)  юридическим  лицам  за  наличный  расчет
   применение   ККТ   станет   обязательным   независимо   от    вида
   деятельности, осуществляемого организацией.
        Пунктом 7  ст.168  НК  РФ  установлено,  что  при  реализации
   товаров за наличный расчет организациями (предприятиями) розничной
   торговли и общественного питания,  а также другими  организациями,
   индивидуальными    предпринимателями,    выполняющими   работы   и
   оказывающими платные услуги непосредственно населению,  требования
   по  оформлению  расчетных  документов  и выставлению счетов-фактур
   считаются выполненными,  если продавец выдал  покупателю  кассовый
   чек или иной документ установленной формы.
        Ленты ККМ и бланки строгой отчетности в обязательном  порядке
   регистрируются  в  книге  продаж  организации  (п.п.16,  21 Правил
   ведения журналов учета полученных  и  выставленных  счетов-фактур,
   книг  покупок  и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную
   стоимость,  утвержденных  Постановлением   Правительства   РФ   от
   02.12.2000 N 914 (ред. от 27.07.2002) (далее - Правила)).
        Одним из  обязательных  условий  применения  вычета  по  НДС,
   уплаченного  покупателем  продавцу  в составе цены товаров (работ,
   услуг)  за  наличный  расчет,  является   наличие   счета-фактуры,
   выданного  продавцом  (п.3 ст.168,  п.1 ст.169,  п.1 ст.172 НК РФ,
   п.42 Методических рекомендаций по применению главы  21  "Налог  на
   добавленную  стоимость"  Налогового  кодекса Российской Федерации,
   утвержденных Приказом МНС России от 20.12.2000 N БГ-3-03/447 (ред.
   от 17.09.2002)).
        Таким образом,    организация-продавец     обязана     выдать
   организации-покупателю соответствующий счет-фактуру.  При этом все
   выданные покупателям счета-фактуры наравне с  лентами  ККМ  должны
   быть зарегистрированы в книге продаж продавца (п.п.16, 17 Правил).
        Поскольку применение ККТ при осуществлении наличных  расчетов
   с юридическими лицами является обязательным,  организация,  помимо
   выписки счета-фактуры покупателю,  должна пробить чек  ККМ.  Каким
   образом  оформлять  в  книге  продаж организации регистрацию ленты
   ККМ,  содержащей сведения об операциях по  реализации  товаров  за
   наличный расчет юридическим лицам, и факт выписки счетов-фактур по
   этим же операциям?

        Ответ: Согласно  п.3  ст.169  Налогового  кодекса  Российской
   Федерации  (далее  - Кодекс) при совершении операций по реализации
   товаров  (работ,  услуг),  признаваемых  объектом  налогообложения
   налогом   на   добавленную   стоимость,   налогоплательщик  обязан
   составлять  счета-фактуры,  вести  журналы  учета   полученных   и
   выставленных счетов-фактур, книги покупок и книги продаж.
        Как правильно   указано   в   письме,   согласно   п.1   ст.2
   Федерального  закона  от  22.05.2003   N   54-ФЗ   "О   применении
   контрольно-кассовой  техники  при  осуществлении наличных денежных
   расчетов и (или)  расчетов  с  использованием  платежных  карт"  в
   случаях  продажи  товаров,  выполнения  работ,  оказания  услуг на
   территории Российской Федерации за наличный  расчет  и  (или)  при
   осуществлении  расчетов  с  использованием  платежных  карт  всеми
   организациями и индивидуальными предпринимателями  в  обязательном
   порядке должна применяться контрольно-кассовая техника, включенная
   в Государственный реестр.
        Таким образом,  в  случае  осуществления  наличных расчетов и
   (или) расчетов с  использованием  платежных  карт  при  реализации
   организациям  и  индивидуальным  предпринимателям  товаров (работ,
   услуг) с взиманием налога на добавленную стоимость продавцы должны
   не  только  выставить  соответствующие счета-фактуры,  но и выдать
   покупателям кассовые чеки.
        На основании  п.п.16  и  21  Правил  ведения  журналов  учета
   полученных и  выставленных  счетов-фактур,  книг  покупок  и  книг
   продаж   при   расчетах   по   налогу  на  добавленную  стоимость,
   утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации  от
   02.12.2000  N  914,  продавцами  ведется  книга продаж,  в которой
   регистрируются  выставляемые  счета-фактуры,  а  также  данные  по
   лентам  контрольно-кассовых машин при реализации товаров,  работ и
   услуг   населению   (когда   согласно   ст.168   Кодекса    вместо
   счета-фактуры может выдаваться кассовый чек).
        Учитывая изложенное,  в  случае  реализации  товаров  (работ,
   услуг)  плательщикам  налога  на добавленную стоимость за наличный
   расчет и (или) при расчетах  с  использованием  платежных  карт  в
   книге   продаж   следует   регистрировать   только  счета-фактуры,
   выставленные по таким товарам (работам, услугам), а фиксируемый на
   контрольной  ленте  контрольно-кассовой техники общий итог выручки
   от реализации товаров (работ,  услуг) следует  указывать  в  книге
   продаж без учета сумм по данным счетам-фактурам.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 6 августа 2003 г. N 04-03-11/63

14.10.2003                                                  Е.Зернова
                                        Проект "КонсультантБухгалтер"


        Вопрос: Нефтяная компания привлекает для работы на территории
   Российской  Федерации  граждан  Республики  Узбекистан, с которыми
   заключаются  на  срок  до одного года трудовые договоры. Работники
   работают  вахтово-экспедиционным  методом.  В  условиях  трудового
   договора в соответствии с  положениями  п.2  ст.239  части  второй
   Налогового   кодекса,   действующими   до   01.01.2003,  оговорено
   следующее:  "Работодатель не начисляет ЕСН в Пенсионный  фонд  РФ,
   фонды социального и медицинского страхования РФ,  если Работник не
   является гражданином РФ  или  является  лицом  без  гражданства  и
   соответственно  не  обладает правом на государственное пенсионное,
   социальное обеспечение за счет соответствующих фондов".
        С 01.01.2003  п.2  ст.239  гл.24  части   второй   Налогового
   кодекса РФ утратил силу.
        В  соответствии  с  Законом  от  17.12.2001 N 173-ФЗ право на
   трудовую пенсию наравне с гражданами РФ имеют иностранные граждане
   и  лица  без гражданства,  постоянно проживающие на территории РФ.
   Как  следует  из  нормы  Закона,  иностранные  граждане   подлежат
   обязательному   пенсионному   страхованию   только   в  случае  их
   постоянного проживания на территории России.
        Просим  разъяснить, является ли компания плательщиком единого
   социального  налога и страховых взносов на обязательное пенсионное
   страхование   по   выплатам,  производимым  в  пользу  иностранных
   граждан,  работающих  вахтово-экспедиционным  методом по трудовому
   договору, если они временно проживают на территории РФ, согласны с
   условиями   трудового   договора  и  не  претендуют  на  получение
   российских пенсий.

        Ответ:  Согласно   ст.8  Федерального  закона  от  31.12.2001
   N 198-ФЗ "О внесении изменений и  дополнений  в  Налоговый  кодекс
   Российской Федерации и в некоторые законодательные акты Российской
   Федерации о налогах и сборах" с 1 января  2003  г.  утратила  силу
   норма  п.2  ст.239  Налогового  кодекса  Российской  Федерации,  в
   соответствии с которой в 2001 и в 2002 гг. освобождались от уплаты
   единого   социального  налога  (далее  -  ЕСН)  налогоплательщики,
   производящие    выплаты    физическим    лицам,    с    подлежащих
   налогообложению  выплат  и  иных  вознаграждений,  выплачиваемых в
   пользу иностранных граждан и лиц без гражданства,  в  случае  если
   такие иностранные граждане и лица без гражданства в соответствии с
   законодательством Российской Федерации или  условиями  договора  с
   работодателем  не  обладали  правом на государственное пенсионное,
   социальное  обеспечение  и  медицинскую   помощь,   осуществляемые
   соответственно   за  счет  средств  Пенсионного  фонда  Российской
   Федерации,  Фонда социального страхования Российской  Федерации  и
   фондов обязательного медицинского страхования.
        Вопросы применения  ЕСН  и  страховых взносов на обязательное
   пенсионное   страхование   в   отношении   иностранных    граждан,
   осуществляющих  деятельность  в Российской Федерации,  рассмотрены
   Минфином  России  совместно  с  МНС  России,   Минтрудом   России,
   Пенсионным фондом  Российской  Федерации,  и  в результате анализа
   положений ст.ст.11,  19,  235 и 236 Налогового кодекса  Российской
   Федерации,  ст.ст.11,  13,  56  -  59 Трудового кодекса Российской
   Федерации, ст.7 Федерального закона от  15.12.2001  N  167-ФЗ  "Об
   обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" и ст.3
   Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых  пенсиях  в
   Российской Федерации" решено следующее.
        С 1 января 2003 г.  налогоплательщики, производящие выплаты в
   пользу иностранных граждан и  лиц  без  гражданства  по  трудовым,
   гражданско-правовым    договорам,   предметом   которых   является
   выполнение работ,  оказание услуг,  и авторским договорам, а также
   иностранные граждане и лица  без  гражданства,  осуществляющие  на
   территории    Российской   Федерации   деятельность   в   качестве
   индивидуальных     предпринимателей,     уплачивают     ЕСН      в
   общеустановленном порядке.  При  этом  объектом налогообложения по
   ЕСН являются любые начисленные в пользу иностранных граждан и  лиц
   без  гражданства  выплаты  по  упомянутым  договорам,  связанные с
   выполнением  работ  (оказанием  услуг)  на  территории  Российской
   Федерации,   независимо  от  статуса  нанимателя  (российское  или
   иностранное юридическое или физическое лицо),  статуса нанимаемого
   (постоянно проживающее  или  временно  проживающее  на  территории
   Российской Федерации  лицо),  а  также  независимо  от  того,   за
   границей  или  на  территории  Российской  Федерации начисляются и
   производятся выплаты.
        Что касается  уплаты  страхователями  страховых  взносов   на
   обязательное       пенсионное      страхование      за       своих
   работников-иностранцев, то  согласно  ст.7 Федерального закона "Об
   обязательном  пенсионном  страховании  в   Российской   Федерации"
   застрахованными   лицами   помимо   граждан  Российской  Федерации
   являются иностранные граждане и лица без гражданства,  проживающие
   на   территории   Российской   Федерации   (как  временно,  так  и
   постоянно),  если они работают по трудовому договору или  договору
   гражданско-правового   характера,   предметом   которого  являются
   выполнение работ и оказание услуг, а также по авторскому договору.
   В  связи с этим с выплат в пользу иностранных граждан,  являющихся
   застрахованными  лицами,  должна  производиться  уплата  страховых
   взносов на  обязательное пенсионное страхование и,  следовательно,
   должен применяться налоговый вычет при исчислении ЕСН.
        В связи  с вышеизложенным у организации возникает обязанность
   по уплате ЕСН  и  страховых  взносов  на  обязательное  пенсионное
   страхование с производимых выплат в пользу иностранных работников,
   занятых на территории Российской Федерации,  независимо  от  места
   заключения   договора   и   порядка  осуществления  таких  выплат,
   независимо от наличия или отсутствия права  данных  работников  на
   пенсионное и социальное обеспечение в Российской Федерации за счет
   средств соответствующих фондов,  а также статуса  этих  работников
   (постоянное  или  временное  проживание  на  территории Российской
   Федерации).
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 30 июля 2003 г. N 04-04-04/90

14.10.2003                                                  Е.Зернова
                                        Проект "КонсультантБухгалтер"


        Вопрос: Работник направлен в служебную командировку на личном
   автомобиле.  За   использование   автомобиля   работник   получает
   компенсацию.  Правомерно  ли  включение  стоимости  ГСМ в расходы,
   уменьшающие налогооблагаемую прибыль?  Какие  первичные  документы
   будут являться подтверждением обоснованности данных расходов?
   
        Ответ: Главой   25   Налогового   кодекса   РФ  предусмотрено
   отнесение в состав расходов, уменьшающих доходы текущего отчетного
   (налогового) периода, расходов на компенсацию за использование для
   служебных  поездок  личных   легковых   автомобилей   в   пределах
   установленных Постановлением Правительства Российской Федерации от
   08.02.2002 N 92 норм (пп.11 п.1 ст.264 НК РФ).
        При   этом   в  размерах  компенсации  работнику  уже  учтено
   возмещение  затрат  по  эксплуатации  используемого  для служебных
   поездок личного  легкового  автомобиля,  в  том  числе  затрат  на
   приобретение ГСМ (п.3 Письма Минфина России от 21.07.1992 N 57 "Об
   условиях  выплаты  компенсации  работникам  за  использование  ими
   личных легковых автомобилей для служебных поездок").
        Следовательно,   организация  не  вправе  включать  в  расчет
   налоговой  базы по налогу на прибыль стоимость ГСМ, использованных
   работником при  поездке   на   личном   автомобиле   в   служебную
   командировку. Для целей налогообложения прибыли  в  данном  случае
   учитывается  только  сумма  компенсации работнику за использование
   личного автомобиля для служебных поездок (в пределах установленных
   норм).
        Для  получения  компенсации  работник  должен  представить  в
   бухгалтерию   организации  личное  заявление;  копию  технического
   паспорта  личного  автомобиля, заверенную в установленном порядке;
   копию доверенности,   заверенную   в  установленном  порядке,  при
   использовании легкового автомобиля по  доверенности  собственника.
   Основанием  для  выплаты  компенсации  работнику  является  приказ
   руководителя организации, в котором предусматриваются размеры этой
   компенсации   в   зависимости   от   интенсивности   использования
   автомобиля для служебных поездок (п.п.3,  4 Письма Минфина  России
   от 21.07.1992 N 57).
   
10.09.2003                                             Е.А.Скаковская
                                                   Центр исследований
                                              проблем налогообложения
                                               и бухгалтерского учета

   
        Вопрос: Организация  арендует  у физического лица автомобиль,
   услуги  по  управлению   которым   оказывает   сам   арендодатель.
   Автомобиль   числится  на  забалансовом  счете  001  "Арендованные
   основные  средства".  Является  ли  в  этом   случае   организация
   плательщиком   транспортного  налога  и  включается  ли  стоимость
   автомобиля  в  расчет  налоговой  базы  по  налогу  на   имущество
   предприятий?
   
        Ответ: В  соответствии  со  ст.632 Гражданского кодекса РФ по
   договору аренды транспортного  средства  с  экипажем  арендодатель
   предоставляет   арендатору   транспортное  средство  за  плату  во
   временное владение и пользование и оказывает своими силами  услуги
   по управлению им и по его технической эксплуатации.
        Статьей 357    Налогового   кодекса   РФ   установлено,   что
   плательщиками транспортного налога признаются лица,  на которых  в
   соответствии     с    законодательством    Российской    Федерации
   зарегистрированы  транспортные  средства,  признаваемые   объектом
   налогообложения.
        Насколько мы поняли из текста вопроса, собственник автомобиля
   (арендодатель) какие-либо права на него организации не передавал и
   автомобиль на организацию  не  оформлялся.  Следовательно,  именно
   арендодатель является плательщиком транспортного налога.
        Налоговая   база   по   налогу   на   имущество   предприятий
   определяется  исходя из стоимости основных средств, нематериальных
   активов,  запасов  и  затрат,  находящихся  на балансе организации
   (ст.2 Закона  РФ  от  13.12.1991  N  2030-1 "О налоге на имущество
   предприятий" (ред.   от   06.06.2003)).   При    этом    стоимость
   арендованных ОС,  отраженная на забалансовом счете 001,  в расчете
   налоговой базы по налогу на  имущество  предприятий  не  участвует
   (п.4   Инструкции  Госналогслужбы  России   от  08.06.1995   N  33
   "О порядке исчисления  и  уплаты  в  бюджет  налога  на  имущество
   предприятий" (ред. от 21.04.2003)).
   
10.09.2003                                            В.А.Александров
                                                   Центр исследований
                                              проблем налогообложения
                                               и бухгалтерского учета

   
        Вопрос: Производственная  организация  заключила  договор   с
   городской   телефонной   станцией  на  обслуживание  и  пользуется
   услугами телефонной связи в помещении, которое предоставлено ей по
   договору ссуды (безвозмездного пользования).
        В  связи  с  этим просим разъяснить, правомерно ли относить в
   состав расходов,  учитываемых для целей  налогообложения  прибыли,
   стоимость услуг телефонной станции?
   
        Ответ: В   целях   налогообложения  прибыли  налогоплательщик
   уменьшает полученные доходы на сумму  произведенных  расходов  (за
   исключением расходов, указанных в ст.270 Налогового кодекса РФ).
        В соответствии  с  п.1  ст.252  НК  РФ  расходами  признаются
   обоснованные    и    документально     подтвержденные     затраты,
   осуществленные  (понесенные)  налогоплательщиком,  при условии что
   они произведены для осуществления  деятельности,  направленной  на
   получение дохода.
        Согласно   пп.25  п.1  ст.264  НК  РФ  расходы  на  почтовые,
   телефонные,  телеграфные  и  другие  подобные  услуги,  расходы на
   оплату  услуг  связи,  вычислительных  центров  и  банков, включая
   расходы  на  услуги  факсимильной и спутниковой связи, электронной
   почты,  а  также  информационных  систем  (СВИФТ,  Интернет и иных
   аналогичных систем),  являются  прочими  расходами,  связанными  с
   производством и (или) реализацией.
        Документальным   подтверждением   произведенных  организацией
   пользователя  расходов  на  телефонные  услуги  являются договор с
   телефонной  станцией  на  оказание услуг телефонной связи, счет за
   оказанные   услуги,   а  также  документы,  подтверждающие  оплату
   оказанных  услуг.
        При этом отнесение расходов на телефонные услуги в уменьшение
   налогооблагаемой  прибыли  не поставлено гл.25 НК РФ в зависимость
   от  наличия у заказчика таких услуг права собственности или аренды
   на  производственное  помещение,  по  адресу  которого  эти услуги
   предоставляются.
   
10.09.2003                                             Е.А.Скаковская
                                                   Центр исследований
                                              проблем налогообложения
                                               и бухгалтерского учета

   
        Вопрос: Организация реализовала покупателю  партию  товара  в
   мае   2003  г.  В  ходе  инвентаризации,  проведенной  покупателем
   23.06.2003,  была выявлена недостача товаров,  возникшая  по  вине
   поставщика.  Поставщик  с  суммой  претензий согласен и возвращает
   покупателю часть уплаченной им  суммы,  соответствующую  стоимости
   недопоставленных    товаров.   Налоговым   периодом   по   НДС   у
   организации-поставщика установлен календарный месяц.
        Каким  образом  организация-поставщик  должна  оформить  факт
   выявления  недостачи  товаров  и  произвести  перерасчет налоговых
   обязательств для целей обложения НДС?
   
        Ответ: При  обнаружении  ошибок  (искажений)   в   исчислении
   налоговой   базы,   относящихся  к  прошлым  налоговым  (отчетным)
   периодам,  в  текущем  (отчетном)  налоговом  периоде   перерасчет
   налоговых обязательств производится в периоде совершения ошибки. В
   случае    невозможности    определения     конкретного     периода
   корректируются   налоговые   обязательства  отчетного  периода,  в
   котором выявлены ошибки (искажения) (п.1 ст.54 Налогового  кодекса
   РФ).
        Выявление  покупателем товаров недостачи фактически означает,
   что   данная   часть  товаров  не  была  реализована  поставщиком.
   Поскольку,  исходя  из  текста  вопроса,  период совершения ошибки
   известен,  перерасчет  налоговых  обязательств по НДС производится
   путем  пересчета  налоговой  базы  по  НДС  за май 2003 г., в ходе
   которого  налоговая база по НДС уменьшается на стоимость указанных
   товаров.
        Дополнительно  поставщик  вправе подать уточненную декларацию
   по  НДС  за  май  2003 г., отразив в ней факт уменьшения налоговых
   обязательств  вследствие  отсутствия реализации части товаров (п.1
   ст.81 НК РФ,  п.9 разд.I Инструкции по  заполнению  Декларации  по
   налогу на добавленную стоимость,  утвержденной Приказом МНС России
   от 21.01.2002 N БГ-3-03/25 (ред. от 06.08.2002)).
        Не   следует   забывать,   что  организации-поставщику  также
   необходимо  произвести  корректировочную запись в книге продаж тем
   же  числом,  которым  была  оформлена реализация товаров, и внести
   соответствующие   изменения  в  выставленный  в  адрес  покупателя
   счет-фактуру,  заверив  их  подписью  руководителя  и  собственной
   печатью  (п.п.17,  29  Правил  ведения журналов учета полученных и
   выставленных счетов-фактур,   книг   покупок  и  книг  продаж  при
   расчетах  по  налогу  на   добавленную   стоимость,   утвержденных
   Постановлением  Правительства  РФ  от  02.12.2000 N 914,  ред.  от
   27.07.2002).
   
10.09.2003                                            В.А.Александров
                                                   Центр исследований
                                              проблем налогообложения
                                               и бухгалтерского учета


        Вопрос: Просим дать разъяснения по вопросу исчисления ЕСН  по
   заработной плате, выплачиваемой иностранному гражданину.
        Московское представительство       бельгийской       компании
   осуществляет вспомогательную деятельность в пользу головного офиса
   и на территории РФ коммерческой деятельности не ведет.
        Трудовой договор   сотрудника  указанного  представительства,
   являющегося  гражданином  Бельгии,  заключен   непосредственно   с
   головным офисом и содержит положение, в соответствии с которым все
   виды  страхования  работника   (в   том   числе   и   социального)
   осуществляются   в   соответствии   с  законодательством  Бельгии.
   Заработная плата выплачивается данному сотруднику в России за счет
   средств,  предусмотренных  сметой  головного  офиса для содержания
   представительства.  При этом данный сотрудник является иностранным
   гражданином,  временно пребывающим на территории РФ. Каков порядок
   начисления в 2003 г.  ЕСН на рассматриваемые выплаты и  применения
   налоговых   вычетов  в  виде  страховых  взносов  на  обязательное
   пенсионное  страхование,  учитывая  положения  ст.7   Федерального
   закона   от   15.12.2001  N  167-ФЗ  "Об  обязательном  пенсионном
   страховании в Российской Федерации"?

        Ответ:   Согласно  ст.8  Федерального  закона  от  31.12.2001
   N 198-ФЗ  "О  внесении  изменений  и дополнений в Налоговый кодекс
   Российской Федерации и в некоторые законодательные акты Российской
   Федерации  о  налогах  и сборах" с 1 января 2003 г.  утратила силу
   норма  п.2  ст.239  Налогового  кодекса  Российской  Федерации,  в
   соответствии с которой в 2001 и в 2002 гг. освобождались от уплаты
   единого  социального  налога  (далее  -  ЕСН)   налогоплательщики,
   производящие    выплаты    физическим    лицам,    с    подлежащих
   налогообложению выплат  и  иных  вознаграждений,  выплачиваемых  в
   пользу иностранных граждан и лиц без гражданства,  в случае,  если
   такие иностранные граждане и лица без гражданства в соответствии с
   законодательством  Российской  Федерации  или условиями договора с
   работодателем не обладали правом  на  государственное  пенсионное,
   социальное   обеспечение   и  медицинскую  помощь,  осуществляемую
   соответственно  за  счет  средств  Пенсионного  фонда   Российской
   Федерации,  Фонда  социального  страхования Российской Федерации и
   фондов обязательного медицинского страхования.
        С 1 января 2003 г.  налогоплательщики, производящие выплаты в
   пользу  иностранных  граждан  и  лиц  без гражданства по трудовым,
   гражданско-правовым   договорам,   предметом   которых    является
   выполнение  работ,  оказание услуг и авторским договорам,  а также
   иностранные граждане и лица  без  гражданства,  осуществляющие  на
   территории    Российской   Федерации   деятельность   в   качестве
   индивидуальных     предпринимателей,     уплачивают     ЕСН      в
   общеустановленном  порядке.  При  этом объектом налогообложения по
   ЕСН являются любые начисленные в пользу иностранных граждан и  лиц
   без  гражданства  выплаты  по  упомянутым  договорам,  связанные с
   выполнением  работ  (оказанием  услуг)  на  территории  Российской
   Федерации,   независимо  от  статуса  нанимателя  (российское  или
   иностранное юридическое или физическое лицо),  статуса нанимаемого
   (постоянно проживающее или временно проживающее лицо на территории
   Российской Федерации), а также независимо от того, за границей или
   на  территории  Российской  Федерации  начисляются  и производятся
   выплаты.
        Что касается   уплаты  страхователями  страховых  взносов  на
   обязательное      пенсионное      страхование       за       своих
   работников-иностранцев,  то  согласно  ст.7 Федерального закона от
   15.12.2001 N 167-ФЗ  "Об  обязательном  пенсионном  страховании  в
   Российской   Федерации"   застрахованными  лицами  помимо  граждан
   Российской Федерации являются  иностранные  граждане  и  лица  без
   гражданства,  проживающие  на территории Российской Федерации (как
   временно,  так  и  постоянно),  если  они  работают  по  трудовому
   договору  или  договору гражданско-правового характера,  предметом
   которого являются выполнение работ и оказание услуг,  а  также  по
   авторскому договору.  В связи с этим с выплат в пользу иностранных
   граждан,  являющихся застрахованными лицами,  должна производиться
   уплата страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и,
   следовательно, применяться налоговый вычет при исчислении ЕСН.
        В связи  с вышеизложенным у организации возникает обязанность
   по уплате ЕСН  и  страховых  взносов  на  обязательное  пенсионное
   страхование с производимых выплат в пользу иностранных работников,
   занятых на территории Российской Федерации,  независимо  от  места
   заключения   договора   и   порядка  осуществления  таких  выплат,
   независимо от наличия или отсутствия права  данных  работников  на
   пенсионное и социальное обеспечение в Российской Федерации за счет
   средств соответствующих фондов,  а также статуса  этих  работников
   (постоянное  или  временное  проживание  на  территории Российской
   Федерации).
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 14 августа 2003 г. N 04-04-04/96

14.10.2003                                              О.Б.Солдатова
                                        Проект "КонсультантФинансист"


        Вопрос: Пунктом   2   ст.63   НК   РФ  определено,  что  если
   законодательством  РФ  предусмотрено   перечисление   федерального
   налога и сбора в бюджеты разного уровня,  то  срок  уплаты  такого
   налога  и  сбора  в части сумм,  поступающих в федеральный бюджет,
   изменяется на основании решения Министерства  финансов  Российской
   Федерации, а   в   части   сумм,  поступающих  в  бюджет  субъекта
   Российской Федерации или местный бюджет,  - на  основании  решения
   соответствующего финансового органа.
        Просим разъяснить   порядок   предоставления   отсрочки   или
   рассрочки по уплате налога с  имущества,  переходящего  в  порядке
   наследования или дарения.
        Приказом Минфина России от 30.09.1999 N 64н,  устанавливающим
   порядок  организации работы по предоставлению отсрочки,  рассрочки
   по уплате федеральных налогов и сборов,  данный порядок  определен
   только для юридических лиц.
        Существует ли аналогичный документ по вопросу изменения срока
   уплаты налогов физическими лицами?

        Ответ: Как правомерно указано в вопросе, п.2 ст.63 Налогового
   кодекса    Российской    Федерации    определено,     что     если
   законодательством  Российской Федерации предусмотрено перечисление
   федерального налога и сбора в  бюджеты  разного  уровня,  то  срок
   уплаты   такого  налога  и  сбора  в  части  сумм,  поступающих  в
   федеральный бюджет,  изменяется на основании решения  Министерства
   финансов  Российской  Федерации,  а  в  части сумм,  поступающих в
   бюджет субъекта Российской Федерации  или  местный  бюджет,  -  на
   основании решения соответствующего финансового органа.
        Налог с  имущества,  переходящего  в порядке наследования или
   дарения,  являясь федеральным  налогом,  полностью  зачисляется  в
   доход  местного бюджета.  В связи с этим отсрочку или рассрочку по
   уплате  данного  налога  могут  предоставить   финансовые   органы
   муниципального образования.
        Отсрочка или рассрочка по  уплате  налога  предоставляется  в
   случае,  если  имущественное положение налогоплательщика исключает
   возможность единовременной уплаты налога.  При этом  отсрочка  или
   рассрочка  по  уплате  налога предоставляется на срок от одного до
   шести месяцев.
        Для предоставления  отсрочки или рассрочки по уплате налога с
   имущества,  переходящего  в  порядке  наследования  или   дарения,
   налогоплательщику  необходимо  обратиться  в  финансовые органы по
   месту жительства с заявлением,  в котором  должны  быть  приведены
   соответствующие     обоснования    с    приложением    документов,
   свидетельствующих  о  том,  что  его  имущественное  положение  не
   позволяется уплатить налог в установленном порядке.
        Что касается  Приказа  Минфина  России  от  30.09.1999 N 64н,
   который  упоминается  в  вопросе, то  этот  Приказ   действительно
   распространяется только на юридические лица.  По вопросу изменения
   срока уплаты  налогов  физическими  лицами аналогичный документ не
   принят.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 14 августа 2003 г. N 04-04-10/27

14.10.2003                                              О.Б.Солдатова
                                        Проект "КонсультантФинансист"


        Вопрос:   Организацией   во   II  квартале  2003  г.  получен
   процентный   заем   для   приобретения   ценных  бумаг  (ликвидных
   векселей).  В  соответствии  с  условиями  договора  займа выплата
   процентов  производится в момент возврата денежных средств. Ценные
   бумаги были приобретены организацией и находятся в собственности.
        Организация   получила   доход   от   операций  купли-продажи
   приобретенных ранее  ценных бумаг (векселей российских юридических
   лиц).
        Других видов деятельности организация не ведет.
        В  соответствии  с  гл.25 НК РФ налоговая база по операциям с
   ценными  бумагами  определяется  налогоплательщиком  отдельно,  за
   исключением  налоговой  базы  по  операциям  с  ценными  бумагами,
   определяемой  профессиональными  участниками  рынка  ценных бумаг.
   При этом  в  случае,   если   в   отчетном   (налоговом)   периоде
   налогоплательщиком  получен  убыток  - отрицательная разница между
   доходами, определяемыми в соответствии с гл.25 НК РФ, и расходами,
   учитываемыми  в  целях налогообложения в порядке,  предусмотренном
   гл.25 НК РФ,  в данном отчетном (налоговом) периоде налоговая база
   признается равной нулю.
        Имеет ли  право  организация  в  2003  г.  в  рассматриваемой
   ситуации при  исчислении  "общей"  налоговой  базы  по  налогу  на
   прибыль уменьшать   доход   от   реализации   ценных   бумаг    на
   внереализационные расходы в виде процентов, уплаченных по договору
   займа?

        Ответ: Статья  249  Налогового  кодекса  Российской Федерации
   (далее - Кодекс) устанавливает,  что в целях гл.25 Кодекса доходом
   от  реализации  признаются  выручка  от реализации товаров (работ,
   услуг) как собственного производства,  так и ранее  приобретенных,
   выручка от реализации имущественных прав.
        Выручка от   реализации   определяется   исходя    из    всех
   поступлений,   связанных   с  расчетами  за  реализованные  товары
   (работы, услуги) или имущественные права,  выраженные в денежной и
   (или) натуральной формах.
        Пунктом 2 ст.274 установлено,  что налоговая база по прибыли,
   облагаемой по ставке,  отличной от ставки,  указанной в п.1 ст.284
   настоящего   Кодекса   (а   это    ставка    24%),    определяется
   налогоплательщиком  отдельно.  Налогоплательщик  ведет  раздельный
   учет доходов (расходов) по операциям,  по которым в соответствии с
   настоящей  главой  предусмотрен  отличный  от общего порядок учета
   прибыли и убытка.
        В соответствии  с  п.8  ст.280  налоговая база по операциям с
   ценными  бумагами  определяется  налогоплательщиком  отдельно,  за
   исключением  налоговой  базы  по  операциям  с  ценными  бумагами,
   определяемой профессиональными участниками рынка ценных бумаг. При
   этом  налогоплательщики  определяют  налоговую базу по операциям с
   ценными бумагами,  обращающимися на  организованном  рынке  ценных
   бумаг, отдельно от налоговой базы по операциям с ценными бумагами,
   не обращающимися на организованном рынке ценных бумаг.
        Таким образом,  если  от операций с ценными бумагами получена
   прибыль,  то  эта  прибыль  включается  в  общую  налоговую   базу
   налогоплательщика,   если   он   занимается   несколькими   видами
   деятельности: на  основании  ст.249 НК РФ.  В том случае,  если от
   операций с ценными бумагами получена прибыль,  а по  другим  видам
   деятельности  -  убыток,  то  при определении общей налоговой базы
   убыток может быть уменьшен за счет прибыли по операциям с  ценными
   бумагами.
        В  изложенной  в вопросе ситуации доход от операций с ценными
   бумагами может быть уменьшен на сумму внереализационных расходов.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 7 августа 2003 г. N 04-02-05/1/41

14.10.2003                                              О.Б.Солдатова
                                        Проект "КонсультантФинансист"

=====================================================================

Выпуски за другие дни

Информация предоставлена компанией "Консультант Плюс", являющейся разработчиком одноименных справочных правовых систем. Общероссийская Сеть распространения правовой информации КонсультантПлюс объединяет 300 региональных информационных центров, которые занимаются поставкой систем и передачей информации пользователям в 150 городах России. На специализированном правовом сервере: http://www.consultant.ru/ можно получить бесплатный доступ к большому массиву актуальной справочной правовой информации, а также узнать подробнее о программных продуктах и услугах Сети КонсультантПлюс, о ее структуре и деятельности, скачать демонстрационные версии профессиональных систем.


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное