Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

КонсультантПлюс: Вопросы и Ответы Выпуск от


Информационный Канал Subscribe.Ru


Вопросы и ответы

========================================================================    

     Подпишитесь на рассылку "Перечень новых  документов,  включаемых  в
СПС КонсультантПлюс:ВерсияПроф" и вам  будет  предоставлена  достоверная
информация обо всех новых документах (нормативных актах, правовых  актах
разъяснительного  характера  и  правоприменительных  актах),  включаемых
ежедневно в систему КонсультантПлюс:ВерсияПроф. Эта и другие рассылки на
сервере www.consultant.ru. ЛУЧШЕ ЗНАТЬ, ЧЕМ ПРЕДПОЛАГАТЬ.

Код рассылки в Subscribe.Ru: law.russia.review.consprof
========================================================================
        Вопрос: В   каких   случаях   организации   и  индивидуальные
   предприниматели при осуществлении наличных денежных расчетов могут
   выдавать   бланки   строгой   отчетности?  Вправе  ли  организация
   применять те бланки строгой отчетности, которые были утверждены до
   издания Федерального  закона  от  22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении
   контрольно-кассовой техники при  осуществлении  наличных  денежных
   расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт"?
   
        Ответ: В  соответствии  с  п.1  ст.2  Федерального  закона от
   22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой  техники  при
   осуществлении  наличных  денежных  расчетов  и  (или)  расчетов  с
   использованием  платежных   карт"   контрольно-кассовая   техника,
   включенная  в  Государственный  реестр,  применяется на территории
   Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями  и
   индивидуальными  предпринимателями  при осуществлении ими наличных
   денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт
   в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
        При этом согласно п.2 ст.2 Федерального закона от  22.05.2003
   N 54-ФЗ    "О    применении    контрольно-кассовой   техники   при
   осуществлении  наличных  денежных  расчетов  и  (или)  расчетов  с
   использованием платежных   карт"   организации   и  индивидуальные
   предприниматели   в   соответствии   с   порядком,    определяемым
   Правительством  Российской Федерации,  могут осуществлять наличные
   денежные расчеты и (или) расчеты с использованием  платежных  карт
   без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг
   населению при условии выдачи ими соответствующих  бланков  строгой
   отчетности. Порядок  утверждения  форм бланков строгой отчетности,
   приравненных к кассовым чекам,  а также порядок их учета, хранения
   и уничтожения устанавливается Правительством Российской Федерации.
        До настоящего времени указанный порядок Правительством РФ  не
   определен. Вплоть  до   издания   соответствующего   документа   в
   отношении  порядка  применения  бланков  строгой отчетности должны
   применяться  утвержденные  Минфином  России  по   согласованию   с
   Государственной межведомственной  комиссией по контрольно-кассовым
   машинам формы документов строгой отчетности  (квитанции,  путевки,
   билеты,  талоны  и  т.п.)  (см.  также   Письмо  Минфина России от
   14.07.2003 N   16-00-12/24,   Письма   Госналогслужбы   России  от
   22.06.1995 N ЮУ-4-14/29н "О формах документов  строгой  отчетности
   для    учета    наличных    денежных    средств   без   применения
   контрольно-кассовых машин" (вместе с Методическими  указаниями  по
   заполнению  и  применению  форм  бланков  строгой  отчетности  при
   выполнении бытовых услуг предприятиями всех форм собственности,  а
   также  при  индивидуальной  трудовой деятельности) и от 30.08.1994
   N  НИ-6-14/320 "О  формах документов строгой отчетности" (вместе с
   Формами  документов,  утвержденными  Письмами  Минфина  России  от
   29.11.1993  N  16-16-84,  от  22.02.1994  N  16-36,  от 20.12.1993
   N 16-31,  от  24.02.1994  N  16-38,  от  21.03.1994  N  16-49,  от
   16.06.1994  N  16-30-63,  от 16.06.1994 N 16-30-64,  от 16.06.1994
   N 16-30-65).
        Важно также  отметить,  что  согласно  п.2  ст.2 Федерального
   закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ  возможность  не  применять  ККТ  при
   наличных  расчетах  с заменой пробития чека выдачей бланка строгой
   отчетности  предоставлена  только  организациям  и  индивидуальным
   предпринимателем,  оказывающим услуги непосредственно населению. В
   случаях продажи  товаров,  выполнения  работ  или  оказания  услуг
   организациям  за наличный расчет такая замена законодательством не
   предусмотрена.
   
26.08.2003                                                  А.И.Дыбов
                                                   Центр исследований
                                              проблем налогообложения
                                               и бухгалтерского учета
   

        Вопрос: Вправе    ли   организация   оптовой   торговли   при
   осуществлении  наличных  расчетов  с  организациями  не  применять
   контрольно-кассовую  технику,  а  выдавать  квитанции  к приходным
   кассовым ордерам вместо бланка строгой отчетности?
   
        Ответ: В соответствии  с  п.1  ст.2  Федерального  закона  от
   22.05.2003 N  54-ФЗ  "О применении контрольно-кассовой техники при
   осуществлении  наличных  денежных  расчетов  и  (или)  расчетов  с
   использованием   платежных   карт"   контрольно-кассовая   техника
   применяется на  территории  Российской  Федерации  в  обязательном
   порядке  всеми  организациями  и индивидуальными предпринимателями
   при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или)  расчетов
   с   использованием  платежных  карт  в  случаях  продажи  товаров,
   выполнения работ или оказания услуг.
        Таким образом,  в отличие от Закона РФ от 18.06.1993 N 5215-1
   "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных
   расчетов с  населением"  (ред.  от 30.12.2001),  с 28.06.2003 (п.1
   ст.10 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ) сфера  применения
   ККТ    более   не   ограничена   наличными   денежными   расчетами
   непосредственно  с  населением.  Следовательно,   при   реализации
   товаров  (работ,  услуг)  юридическим  лицам  за  наличный  расчет
   применение ККТ стало обязательным независимо от вида деятельности,
   осуществляемого организацией.
        При этом организации и индивидуальные  предприниматели  могут
   осуществлять   наличные   денежные   расчеты  и  (или)  расчеты  с
   использованием платежных карт без применения ККТ только  в  случае
   оказания услуг  населению и при условии выдачи ими соответствующих
   бланков строгой отчетности (п.2 ст.2 Закона N  54-ФЗ).  В  случаях
   продажи товаров,  выполнения работ или оказания услуг организациям
   за   наличный   расчет   такая   замена    законодательством    не
   предусмотрена. Порядок    утверждения    форм    бланков   строгой
   отчетности,  приравненных к кассовым чекам,  а  также  порядок  их
   учета,   хранения  и  уничтожения  устанавливается  Правительством
   Российской Федерации (п.2 ст.2 Закона N 54-ФЗ).
        Таким образом,   организация  обязана  использовать  ККТ  при
   осуществлении наличных расчетов с другими организациями.
        Относительно применения приходных кассовых ордеров в качестве
   бланков строгой отчетности следует отметить следующее.
        В  период  действия Закона РФ от 18.06.1993 N 5215-1 (ред. от
   30.12.2001) "О    применении    контрольно-кассовых    машин   при
   осуществлении  денежных  расчетов  с  населением"  данный   вопрос
   разрешался следующим образом.
        Президиум ВАС  РФ  в  Постановлении  от  05.11.1996 N 3833/96
   указал,  что выдача квитанции к приходному кассовому ордеру, форма
   которой  не  утверждена  в  установленном  порядке,  не может быть
   приравнена к выдаче бланка строгой отчетности.
        Налоговые органы  занимали  аналогичную  позицию,  и  в  ряде
   случаев арбитражные суды поддерживали мнение  ИМНС  (Постановление
   ФАС Дальневосточного округа  от  23.08.2000  N  Ф03-А51/00-2/1416,
   Постановление   ФАС   Северо-Западного    округа   от   17.12.2001
   N А26-3831/01-02-11/174,  Постановление ФАС Уральского  округа  от
   23.02.1999 N  Ф09-60/99-АК,  Постановление ФАС Восточно-Сибирского
   округа от 30.11.1999 N А33-5866/99-С3-Ф02-2114/99-С1).
        Однако существуют  судебные  решения,  подтверждающие   право
   организации не использовать ККМ при условии выдачи заказчику услуг
   квитанции  к  приходному  кассовому  ордеру   (Постановление   ФАС
   Дальневосточного  округа  от  12.04.2000  N  Ф03-А04/00-2/429,  от
   12.04.2000  N  Ф03-А04/00-2/427,  Постановление  ФАС   Московского
   округа   от   18.06.2001   N   КА-А41/3026-01,  Постановление  ФАС
   Поволжского округа  от 28.05.2002 N А55-1457/02-31,  Постановление
   ФАС Волго-Вятского округа от 05.07.2000 N А79-328/2000-СК1-306).
        На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что в
   случае,   если   организация  при  получении  наличной  оплаты  за
   проданные товары, выполненные работы или оказанные услуги не будет
   использовать ККМ,  ограничившись выдачей  квитанции  к  приходному
   кассовому ордеру, то с большой долей уверенности можно утверждать,
   что налоговый орган расценит данный факт как  неприменение  ККМ  и
   привлечет  организацию  к  ответственности  по  ст.14.5  КоАП  РФ.
   Организация вправе оспорить такое решение налогового органа в суде
   (ст.30.1  КоАП  РФ).  Однако,  учитывая  противоречивость судебной
   практики,    предсказать,    каким    будет    исход     судебного
   разбирательства, мы не беремся.
   
26.08.2003                                                  А.И.Дыбов
                                                   Центр исследований
                                              проблем налогообложения
                                               и бухгалтерского учета
   

        Вопрос: Должна  ли  организация  при  осуществлении  наличных
   расчетов с другой организацией дополнительно  к  выдаче  кассового
   чека выдавать квитанцию к приходному кассовому ордеру?
   
        Ответ: В  соответствии  с  п.1  ст.2  Федерального  закона от
   22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой  техники  при
   осуществлении  наличных  денежных  расчетов  и  (или)  расчетов  с
   использованием   платежных   карт"   контрольно-кассовая   техника
   применяется  на  территории  Российской  Федерации  в обязательном
   порядке всеми организациями  и  индивидуальными  предпринимателями
   при  осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов
   с  использованием  платежных  карт  в  случаях  продажи   товаров,
   выполнения работ или оказания услуг.
        Согласно п.3 Порядка ведения кассовых операций  в  Российской
   Федерации, утвержденного Письмом ЦБ РФ от 04.10.1993 N 18 (ред. от
   26.02.1996), прием  наличных денег организациями при осуществлении
   расчетов с  населением  производится  с  обязательным  применением
   контрольно-кассовых    машин.   Прием   наличных   денег   кассами
   предприятий производится по приходным кассовым ордерам,  о  приеме
   денег  выдается  квитанция  к  приходному  кассовому  ордеру (п.13
   Порядка ведения кассовых операций).
        Поскольку с 28.06.2003 ККТ должна  применяться  также  и  при
   наличных  расчетах  с юридическими лицами,  считаем,  что принятие
   наличных денежных средств от юридических лиц за  реализованные  им
   товары  (работы,  услуги) достаточно оформлять лишь пробитием чека
   ККМ,  что предусмотрено пп."б" п.4.1 Типовых  правил  эксплуатации
   контрольно-кассовых  машин  при  осуществлении денежных расчетов с
   населением, утвержденных  Письмом  Минфина  России  от  30.08.1993
   N 104.
        После окончания    работы   организации   или   по   прибытии
   инкассатора (если он по  графику  прибывает  до  закрытия)  кассир
   должен (п.6.1 Типовых правил):
        - подготовить денежную выручку и другие платежные документы;
        - составить  кассовый отчет и сдать выручку вместе с кассовым
   отчетом  по  приходному  ордеру  старшему  (главному)  кассиру  (в
   небольших организациях  с  одной-двумя кассами кассир сдает деньги
   непосредственно инкассатору банка).
        Представитель администрации  в  присутствии  кассира  снимает
   показания секционных и контрольных счетчиков (регистров), получает
   распечатку  или  вынимает  из  кассовой  машины  использованную  в
   течение  дня  контрольную   ленту.   Представитель   администрации
   подписывает  конец  контрольной ленты (распечатку),  указав на ней
   тип и номер машины,  показания секционных и контрольных  счетчиков
   (регистров), дневную выручку, дату и время окончания работы.
   
26.08.2003                                                  А.И.Дыбов
                                                   Центр исследований
                                              проблем налогообложения
                                               и бухгалтерского учета
   

        Вопрос: Следует  ли  организации  при  осуществлении наличных
   расчетов с другими организациями выделять в  кассовом  чеке  сумму
   налога с продаж, а также налога на добавленную стоимость для того,
   чтобы покупатель мог принять НДС к вычету?
   
        Ответ: В соответствии  с  п.1  ст.2  Федерального  закона  от
   22.05.2003 N  54-ФЗ  "О применении контрольно-кассовой техники при
   осуществлении  наличных  денежных  расчетов  и  (или)  расчетов  с
   использованием   платежных   карт"   контрольно-кассовая   техника
   применяется на  территории  Российской  Федерации  в  обязательном
   порядке  всеми  организациями  и индивидуальными предпринимателями
   при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или)  расчетов
   с   использованием  платежных  карт  в  случаях  продажи  товаров,
   выполнения работ или оказания услуг.
        Таким образом,  в отличие от Закона РФ от 18.06.1993 N 5215-1
   "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных
   расчетов с  населением"  (ред.  от 30.12.2001),  с 28.06.2003 (п.1
   ст.10 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ) сфера  применения
   ККТ    более   не   ограничена   наличными   денежными   расчетами
   непосредственно  с  населением.  Следовательно,   при   реализации
   товаров  (работ,  услуг)  юридическим  лицам  за  наличный  расчет
   применение ККТ стало обязательным независимо от вида деятельности,
   осуществляемого организацией.
        Пунктом 1 ст.4 Федерального  закона  от  22.05.2003  N  54-ФЗ
   установлено,    что    порядок    применения    ККТ   определяется
   Правительством РФ.  Вплоть до издания  соответствующего  документа
   после   вступления   в  силу  упомянутого  Закона  организациям  и
   индивидуальным   предпринимателям   необходимо   руководствоваться
   Положением    по    применению   контрольно-кассовых   машин   при
   осуществлении денежных   расчетов   с   населением,   утвержденным
   Постановлением Правительства РФ от 30.07.1993 N 745 (см. также п.1
   Постановления Пленума ВАС РФ  от  31.07.2003  N  16  "О  некоторых
   вопросах  практики  применения  административной  ответственности,
   предусмотренной  статьей  14.5  Кодекса  Российской  Федерации  об
   административных       правонарушениях,       за      неприменение
   контрольно-кассовых машин").
        Согласно п.4  Положения  чек  в  обязательном  порядке должен
   содержать:
        - наименование организации;
        - идентификационный номер организации-налогоплательщика;
        - заводской номер контрольно-кассовой машины;
        - порядковый номер чека;
        - дату и время покупки (оказания услуги);
        - стоимость покупки (услуги);
        - признак фискального режима.
        На выдаваемом  покупателям  (клиентам)  чеке   или   вкладном
   (подкладном)  документе,  контрольных  лентах  могут содержаться и
   другие  данные,  предусмотренные   техническими   требованиями   к
   контрольно-кассовым машинам,   с   учетом   особенностей  сфер  их
   применения.
        Кроме того,  на  основании п.4 ст.168 Налогового кодекса РФ в
   чеке должна быть выделена  соответствующая  сумма  НДС.  Выделение
   суммы налога  с  продаж  в  чеке  действующим законодательством не
   предусмотрено.
        Отдельно отметим,  что чек  сам  по  себе  не  может  служить
   документом,  подтверждающим  право  покупателя  на вычет сумм НДС,
   уплаченных продавцу,  -  таким  документом  является  счет-фактура
   (п.1 ст.169,  п.1  ст.172  НК  РФ).  Чек,  в  свою  очередь,  лишь
   подтверждает факт оплаты товара (работы, услуги) покупателем.
   
26.08.2003                                                  А.И.Дыбов
                                                   Центр исследований
                                              проблем налогообложения
                                               и бухгалтерского учета
   

        Вопрос:  Правильно  ли  мы полагаем, что для целей исчисления
   НДФЛ  при  выплате компенсаций работникам коммерческой организации
   за использование  личных  автомобилей  в  служебных  целях  должны
   применяться нормы,  указанные в Постановлении Правительства РФ  от
   08.02.2002  N  92  "Об  установлении  норм расходов организаций на
   выплату компенсации за использование для служебных поездок  личных
   легковых   автомобилей   и  мотоциклов,  в  пределах  которых  при
   определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций  такие
   расходы  относятся к прочим расходам,  связанным с производством и
   реализацией"?  Существует мнение,  что нужно пользоваться Приказом
   Минфина России  от  04.02.2000 N 16н "Об изменении предельных норм
   компенсации  за  использование  личных  легковых   автомобилей   и
   мотоциклов для служебных поездок". Верно ли это?

        Ответ: Постановлением Правительства Российской  Федерации  от
   08.02.2002  N  92  "Об  установлении  норм расходов организаций на
   выплату компенсации за использование для служебных поездок  личных
   легковых   автомобилей   и  мотоциклов,  в  пределах  которых  при
   определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций  такие
   расходы  относятся к прочим расходам,  связанным с производством и
   реализацией" установлены нормы  расходов  организаций  на  выплату
   компенсации за использование для служебных поездок личных легковых
   автомобилей и  мотоциклов,  в  пределах  которых  при  определении
   налоговой  базы  по  налогу  на  прибыль организаций такие расходы
   относятся  к  прочим  расходам,  связанным   с   производством   и
   реализацией.
        Действие Приказа  Минфина  России   от   04.02.2000   N   16н
   распространяется только на организации, финансируемые из бюджета.
        В соответствии с п.1  ст.217  Налогового  кодекса  Российской
   Федерации  доходы  в  виде  выплат и компенсаций,  выплачиваемых в
   соответствии  с   действующим   законодательством,   не   подлежат
   обложению налогом на доходы физических лиц.
        Учитывая изложенное,  в   организациях,   не   состоящих   на
   бюджетном  финансировании,  налогом  на  доходы  физических лиц не
   облагаются  компенсационные  выплаты  за   использование   личного
   транспорта для  служебных  поездок в пределах норм,  установленных
   Постановлением  Правительства  Российской  Федерации от 08.02.2002
   N 92,  а  в  бюджетных  организациях  -  в соответствии с Приказом
   Минфина России от 04.02.2000 N 16н.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 14 августа 2003 г. N 04-04-06/158

16.09.2003                                                  Е.Зернова
                                        Проект "КонсультантБухгалтер"


        Вопрос:  В  целях  правильного применения законодательства по
   налогу на прибыль просим дать разъяснения по следующему вопросу.
        Каким образом начисляется амортизация по основному  средству,
   остаточная стоимость  которого  была  равна 0 руб.,  но затем была
   проведена его реконструкция? В частности, в случае если  увеличить
   срок полезного использования невозможно по причине того, что ранее
   был установлен максимальный срок полезного  использования  по  той
   амортизационной группе, к которой относится основное средство.

        Ответ: Согласно п.27 Положения по бухгалтерскому учету  "Учет
   основных средств" ПБУ 6/01,  утвержденного Приказом Минфина России
   от 30.03.2001 N 26н (далее -  ПБУ  6/01),  в  бухгалтерском  учете
   затраты  на реконструкцию объекта основных средств увеличивают его
   первоначальную  стоимость  в  том  случае,   если   в   результате
   реконструкции  имело  место  улучшение  (повышение)  первоначально
   принятых показателей функционирования объекта.
        В соответствии   с   п.20  ПБУ  6/01  при  этом  организациям
   предоставлено право пересматривать  срок  полезного  использования
   реконструированного объекта.
        Порядок начисления амортизации применяется и  в  том  случае,
   если   реконструкция  проводится  на  объекте  с  истекшим  сроком
   полезного использования.  Правила бухгалтерского  учета  позволяют
   организации  увеличить  срок  полезного  использования  объекта  и
   начислять по нему амортизацию исходя  из  нового  срока  полезного
   использования с учетом его увеличения.
        Согласно п.2 ст.257 Налогового кодекса  Российской  Федерации
   (далее - Кодекс) затраты на реконструкцию объекта основных средств
   в налоговом учете,  так же как и  в  бухгалтерском,  относятся  на
   увеличение его первоначальной стоимости. При этом в соответствии с
   п.1 ст.258  Кодекса  налогоплательщикам  предоставлено право и для
   целей налогообложения  увеличивать  срок  полезного  использования
   реконструированного   объекта,   но   только  в  пределах  сроков,
   установленных для  той  амортизационной  группы,  в  которую  этот
   объект включен.
        Для целей  налогообложения  возможно  два варианта исчисления
   амортизации по основному средству после проведения  реконструкции,
   когда остаточная стоимость его была равна нулю.
        1. Первый вариант рассматривает ситуацию,  когда максимальный
   срок полезного использования, установленный ранее, не закончился.
        Согласно п.2    ст.257   Кодекса   первоначальная   стоимость
   увеличилась на сумму  расходов  на  реконструкцию.  Соответственно
   налогоплательщик   учитывает   основное   средство  по  измененной
   стоимости, используя оставшийся срок полезного использования.
        2. Во    втором    случае    максимальный    срок   полезного
   использования,  установленный ранее, закончился, причем остаточная
   стоимость также равна нулю.
        Согласно п.2  ст.257  Кодекса  в  целях  обложения налогом на
   прибыль  к  реконструкции  относится  переустройство  существующих
   объектов   основных   средств,   связанное   с  совершенствованием
   производства и повышением его технико-экономических показателей  и
   осуществляемое  по  проекту реконструкции основных средств в целях
   увеличения  производственных  мощностей,  улучшения   качества   и
   изменения номенклатуры продукции.
        В данном случае фактически создается новое основное  средство
   с    измененными    характеристиками,    которые   предусматривают
   установление  нового  срока  полезного  использования,  исходя  из
   положений  Постановления  Правительства  Российской  Федерации  от
   01.01.2002 N 1.  Причем первоначальная стоимость в  данном  случае
   формируется   из  сумм,  затраченных  на  реконструкцию  основного
   средства.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 4 августа 2003 г. N 04-02-05/3/65

16.09.2003                                                  Е.Зернова
                                        Проект "КонсультантБухгалтер"


        Вопрос:    В    целях   правильного   применения   налогового
   законодательства просим проконсультировать по следующему вопросу.
        Организация занимается оптово-розничной торговлей и  работает
   по    упрощенной    системе   налогообложения,   избрав   объектом
   налогообложения по единому налогу доходы,  уменьшенные на величину
   расходов. В  счетах-фактурах  затраты на доставку покупных товаров
   выделяются отдельно от покупной цены приобретаемых товаров.
        При   определении   состава   расходов,   уменьшающих  доходы
   налогоплательщика, применяющего упрощенную систему налогообложения
   и  избравшего в качестве объекта налогообложения по единому налогу
   доходы,     уменьшенные     на    величину    расходов,    следует
   руководствоваться  п.1  ст.346.16  НК  РФ.  При  этом для принятия
   указанных  расходов следует применять порядок, предусмотренный для
   исчисления налога на прибыль организаций отдельными статьями гл.25
   НК  РФ, в частности ст.ст.254, 255, 263, 264, 268 и 269 НК РФ (п.2
   ст.346.16 НК РФ).
        Затраты на доставку  покупных  товаров  прямо  не  указаны  в
   составе расходов в п.1 ст.346.16 НК РФ.  Однако пп.5 п.1 ст.346.16
   НК РФ позволяет уменьшить налоговую  базу  по  единому  налогу  на
   величину   материальных   расходов,   учитываемых   по   правилам,
   предусмотренным ст.254 НК РФ при расчете налога на прибыль.
        Согласно пп.6  п.1  ст.254  НК РФ материальными расходами,  в
   частности,  признаются  расходы  на  приобретение  работ  и  услуг
   производственного характера,  выполняемых сторонними организациями
   или  индивидуальными  предпринимателями,  то  есть  на  выполнение
   указанными    лицами    отдельных    операций    по   производству
   (изготовлению) продукции, выполнению работ, оказанию услуг.
        Однако на  основании  положений  ст.ст.268  и  320  НК РФ при
   исчислении налога на прибыль затраты на доставку покупных  товаров
   учитываются   в  составе  расходов  по  торговым  операциям  и  не
   относятся   к   материальным   расходам   торговой    организации,
   следовательно,  не  учитываются  при  исчислении налоговой базы по
   единому налогу,  если расходы  на  доставку  покупных  товаров  не
   включены в цену их приобретения.
        В связи  в  вышеизложенным  могут  ли  затраты  на   доставку
   покупных   товаров  включаться  в  состав  материальных  расходов,
   уменьшающих  доходы  налогоплательщика,  применяющего   упрощенную
   систему налогообложения    и   избравшего   в   качестве   объекта
   налогообложения по единому налогу доходы,  уменьшенные на величину
   расходов?

        Ответ: Налогоплательщики,   выбравшие   в   качестве  объекта
   налогообложения доходы,  уменьшенные  на  величину  расходов,  при
   определении налоговой базы учитывают расходы,  предусмотренные п.1
   ст.346.16 Налогового  кодекса  РФ,  при  условии  их  соответствия
   критериям,   указанным   в   п.1   ст.252  Кодекса:  обоснованные,
   документально  подтвержденные  затраты,  и  при  условии  что  они
   произведены   для   осуществления  деятельности,  направленной  на
   получение дохода.
        В соответствии  с  пп.23  п.1  ст.346.16  Кодекса  расходы по
   оплате стоимости товаров,  приобретенных для дальнейшей реализации
   (уменьшенные   на   суммы   налога  на  добавленную  стоимость  по
   приобретаемым товарам),  учитываются при налогообложении.  Следует
   иметь  в  виду,  что  стоимость приобретенных товаров включается в
   расходы того отчетного (налогового) периода,  в котором фактически
   получены доходы от реализации таких товаров.
        При этом п.2  ст.346.16  Кодекса  установлено,  что  расходы,
   указанные в   п.1   ст.346.16  Кодекса  (пп.5,  6,  7,  9  -  21),
   принимаются для исчисления единого налога применительно к порядку,
   предусмотренному  для  исчисления  налога  на  прибыль организаций
   ст.ст.254, 255,  263,  264,  268 и 269 Кодекса. Вместе с тем в п.2
   ст.346.16  Кодекса  отсутствует  ссылка  на  пп.23 п.1 (расходы по
   оплате стоимости товаров,  приобретенных для дальнейшей реализации
   (уменьшенные  на  величину  расходов,  указанных в пп.8 настоящего
   пункта)).  В связи с этим  положения,  предусмотренные ст.ст.268 и
   320  Кодекса,  касающиеся  включения  в  состав расходов для целей
   налогообложения   затрат    на    доставку    покупных    товаров,
   налогоплательщиками,  работающими  с  1 января 2003 г.  в условиях
   упрощенной  системы   налогообложения,   в   рамках   действующего
   законодательства не применяются.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 31 июля 2003 г. N 04-02-05/3/62

16.09.2003                                                  Е.Зернова
                                        Проект "КонсультантБухгалтер"


        Вопрос:  В  целях  правильного применения законодательства по
   налогу на имущество просим дать разъяснения по следующему вопросу.
        В соответствии  с  п.15  ПБУ  6/01  "Учет  основных  средств"
   организация может  проводить  переоценку  основных  средств  путем
   индексации.   В  соответствии  с  п.38  Методических  указаний  по
   бухгалтерскому учету основных средств переоценка путем  индексации
   проводится   с   применением   индекса-дефлятора.   При   этом  не
   определено,  какой конкретно индекс-дефлятор  и  кем  рассчитанный
   необходимо использовать.
        В настоящее время официально индексы для переоценки  основных
   средств для коммерческих организаций не публикуются,  но некоторые
   министерства,     ведомства     и     организации     рассчитывают
   индексы-дефляторы, в   частности   индексы  для  переоценки  могут
   разрабатываться НИИ статистики Госкомстата России на  коммерческой
   основе   (п.6    Письма   Госкомстата   России    от    09.04.2001
   N МС-1-23/1480).
        Просим вас   разъяснить,  правомерно  ли  использовать  такие
   индексы для переоценки и учитывать результаты такой переоценки для
   целей обложения налогом на имущество предприятий.

        Ответ: В соответствии с Положением  по  бухгалтерскому  учету
   "Учет  основных  средств" ПБУ 6/01,  утвержденным Приказом Минфина
   России от 30.03.2001 N 26н, коммерческая организация может не чаще
   одного  раза в год (на начало отчетного года) переоценивать группы
   однородных    объектов     основных     средств     по     текущей
   (восстановительной)   стоимости   путем   индексации  или  прямого
   пересчета по документально подтвержденным рыночным ценам (п.15).
        Методические   указания   по  бухгалтерскому  учету  основных
   средств, утвержденные Приказом Минфина России от 20.07.1998 N 33н,
   определяют   порядок  организации  бухгалтерского  учета  основных
   средств.  В  отношении  переоценки  основных средств уточнено, что
   организация  имеет  право  не чаще одного раза в год переоценивать
   полностью    или    частично    объекты    основных   средств   по
   восстановительной   стоимости   путем  индексации  (с  применением
   индекса-дефлятора)   или   прямого   пересчета   по  документально
   подтвержденным  рыночным  ценам с отнесением возникающих разниц на
   добавочный   капитал   организации,   если   иное  не  установлено
   законодательством Российской Федерации.
        Упоминание в   Методических  указаниях  об  индексе-дефляторе
   приводит  к  разногласиям  в  отношении  применения  индексов  для
   переоценки основных средств.
        Необходимо напомнить,     что     индекс-дефлятор     (ИРИП),
   рассчитываемый Госкомстатом России ежеквартально с 1996 по 2001 г.
   в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации
   от  21.03.1996  N 315,  применялся только для индексации стоимости
   основных средств и иного имущества предприятий при их реализации в
   целях  определения  налогооблагаемой  прибыли в соответствии с п.4
   ст.2 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 N 2116-1 "О  налоге
   на прибыль предприятий и организаций".
        С введением в действие гл.25 "Налог на  прибыль  организаций"
   Налогового   кодекса   Российской  Федерации,  установившей  новый
   порядок исчисления  и  уплаты  налога  на  прибыль,   и   изданием
   Постановления  Правительства  Российской  Федерации  от 20.02.2002
   N 121,   признавшего   Постановление   Правительства    Российской
   Федерации   от   21.03.1996  N  315  утратившим  силу,  прекращена
   публикация Госкомстатом России индекса-дефлятора (ИРИП).
        Вместе с   тем,   как   говорилось  выше,  одним  из  методов
   переоценки объектов основных средств является применение индексов.
   По сообщению    Госкомстата    России    (Письмо   от   09.04.2001
   N МС-1-23/1480),  разработка  индексов  для  переоценки   основных
   фондов  по  состоянию  на  начало  2001 г.  Госкомстатом России не
   осуществлялась.  Применение   для   переоценок   основных   фондов
   разрабатываемых  Госкомстатом  России  индексов  ИРИП недопустимо,
   поскольку они,  согласно инструкции,  предназначены  исключительно
   для  определения  налогооблагаемой  базы  по налогу на прибыль при
   реализации основных фондов.
        Таким образом,  в  настоящее  время  индексов  для проведения
   переоценок основных фондов индексным методом не имеется.  В случае
   необходимости  эти  индексы  для  отдельных регионов могли бы быть
   разработаны НИИ статистики Госкомстата  России   на   коммерческой
   основе.
        Ввиду того  что  в настоящее время в соответствии с ПБУ  6/01
   "Учет  основных  средств"  решение  о  переоценке основных средств
   коммерческая  организация  принимает  самостоятельно,  организация
   самостоятельно  выбирает  и  метод  проведения  переоценки  (путем
   индексации  или  прямого  пересчета).  Выбрав  метод   индексации,
   организация,  если позволяют условия, имеет право сама разработать
   индексы для переоценки  или  использовать  индексы,  разработанные
   НИИ статистики Госкомстата России на коммерческой основе.
        В соответствии с Законом Российской Федерации  от  13.12.1991
   N 2030-1  "О  налоге  на  имущество  предприятий"  данным  налогом
   облагаются основные  средства,  нематериальные  активы,  запасы  и
   затраты,  находящиеся  на балансе плательщика.  Основные средства,
   нематериальные активы,  малоценные и быстроизнашивающиеся предметы
   учитываются  по  остаточной  стоимости.  Для целей налогообложения
   определяется  среднегодовая   стоимость   имущества   предприятия.
   Налоговая  база  по  налогу  на имущество предприятий определяется
   исходя из  стоимости  основных  средств,  нематериальных  активов,
   запасов и затрат,  отражаемой в активе баланса по отдельным счетам
   бухгалтерского учета,  в том числе на счете 01 "Основные средства"
   (за минусом суммы амортизации (износа)).
        Согласно Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского
   учета финансово-хозяйственной       деятельности      организаций,
   утвержденной  Приказом  Минфина  России  от  31.10.2000   N   94н,
   изменение  первоначальной стоимости при переоценке соответствующих
   объектов  отражается   по   счету   01   "Основные   средства"   в
   корреспонденции со счетом 83 "Добавочный капитал".
        Таким образом,  результаты переоценки с применением  индексов
   основных средств   учитываются  для  целей  обложения  налогом  на
   имущество.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 31 июля 2003 г. N 04-02-05/3/63

16.09.2003                                                  Е.Зернова
                                        Проект "КонсультантБухгалтер"


        Вопрос:    В    целях   правильного   применения   налогового
   законодательства просим проконсультировать по следующему вопросу.
        Согласно пп.15  п.1  ст.346.16  НК РФ при определении объекта
   налогообложения по  единому  налогу  при   применении   упрощенной
   системы    налогообложения   (УСНО)   налогоплательщик   уменьшает
   полученные доходы на расходы на аудиторские услуги.
        В соответствии  с  п.1 ст.1 Федерального закона от 07.08.2001
   N 119-ФЗ   "Об аудиторской  деятельности"  (ред.   от  30.12.2001)
   аудит -  предпринимательская  деятельность по независимой проверке
   бухгалтерского  учета  и  финансовой  (бухгалтерской)   отчетности
   организаций и индивидуальных предпринимателей.  Состав оказываемых
   аудиторскими   организациями    и    индивидуальными    аудиторами
   сопутствующих  аудиту услуг определен п.6 ст.1 Федерального закона
   от  07.08.2001  N  119-ФЗ.   Подпунктами   1,   2   этого   пункта
   предусмотрено  включение  услуг  по  постановке,  восстановлению и
   ведению    бухгалтерского    учета,     составлению     финансовой
   (бухгалтерской)     отчетности,    бухгалтерское    и    налоговое
   консультирование.  Таким образом,  можно сделать вывод о том,  что
   услуги по ведению и восстановлению бухгалтерского учета, налоговое
   консультирование,  оказываемые аудиторскими фирмами, учитываются в
   расходах при применении УСНО.
        С другой   стороны,   п.3   ст.1   указанного   выше   Закона
   установлено,   что   целью  аудита  является  выражение  мнения  о
   достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц
   и    соответствии    порядка    ведения    бухгалтерского    учета
   законодательству Российской Федерации.
        Соответственно, под   аудиторскими  услугами  можно  понимать
   только те услуги, которые непосредственно направлены на достижение
   целей  аудита,  в число которых услуги по ведению и восстановлению
   бухгалтерского   учета,    по    бухгалтерскому    и    налоговому
   консультированию не входят.  Таким образом,  указанные выше услуги
   именно аудиторскими услугами,  то есть услугами,  направленными на
   разрешение  задач  аудита,  не  являются.  Закрепление же в Законе
   перечня  сопутствующих  аудиту  услуг  обусловлено  необходимостью
   законодательно   очертить   пределы  правоспособности  аудиторских
   организаций и индивидуальных аудиторов,  поскольку какой-либо иной
   предпринимательской   деятельностью,  кроме  проведения  аудита  и
   оказания сопутствующих ему услуг,  им  заниматься  запрещено  (п.7
   ст.1 Федерального закона от 07.08.2001 N 119-ФЗ).
        Для целей налогообложения расходы на консультационные и  иные
   аналогичные  услуги,  на аудиторские услуги,  расходы на услуги по
   ведению    бухгалтерского    учета,     оказываемые     сторонними
   организациями,  также не являются идентичными. Так, в ст.264 НК РФ
   расходы организаций на консультационные и иные аналогичные услуги,
   услуги  по  ведению  бухгалтерского  учета  и  аудиторские  услуги
   выделены отдельными строками (пп.15, 17, 36 п.1 ст.264 НК РФ).
        Кроме того,   деятельность   по   восстановлению   и  ведению
   бухгалтерского   учета,   налоговому    консультированию    вправе
   осуществлять  любые  организации и индивидуальные предприниматели,
   это право не является эксклюзивным правом аудиторских  организаций
   и   индивидуальных  аудиторов.  Тогда  как  на  проведение  аудита
   необходима соответствующая лицензия (п.2 ст.4 Федерального  закона
   от 07.08.2001 N 119-ФЗ).
        Учитывая вышеизложенное,  можно  утверждать,  что,  поскольку
   расходы  организации  на  указанные  выше  услуги  непосредственно
   аудиторскими услугами  не  являются  и  прямо  не  указаны  в  п.1
   ст.346.16  НК  РФ,  данные  расходы  в  расчете  налоговой базы по
   единому налогу не участвуют.
        Включаются ли в расходы при применении УСНО расходы по оплате
   услуг  по  постановке,  восстановлению  и  ведению  бухгалтерского
   учета, бухгалтерскому и налоговому консультированию?

        Ответ: В  ст.346.16  гл.26.2  Налогового  кодекса  Российской
   Федерации (далее - Кодекс) приведен перечень расходов,  на которые
   вправе уменьшать полученные доходы налогоплательщик,  выбравший  в
   качестве  объекта налогообложения доходы,  уменьшенные на величину
   расходов.  При этом в отличие от порядка  налогообложения  прибыли
   организаций,  предусмотренного гл.25 Кодекса,  этот перечень носит
   исчерпывающий характер.  В частности,  не предусмотрены  ст.346.16
   Кодекса  и,  соответственно,  не  учитываются  при налогообложении
   расходы  на  юридические  и  информационные  услуги,  расходы   на
   консультационные  и иные аналогичные услуги,  расходы на услуги по
   ведению бухгалтерского учета, оказываемые сторонними организациями
   и  индивидуальными предпринимателями,  расходы на текущее изучение
   (исследование)  конъюнктуры  рынка,   представительские   расходы,
   расходы  на  подготовку  и переподготовку кадров,  принимаемые при
   исчислении налога  на  прибыль  в  соответствии  со  ст.264  гл.25
   Кодекса.
        В то  же  время  пп.15  п.1  ст.346.16  Кодекса предусмотрены
   расходы на оплату аудиторских услуг. Указанные расходы принимаются
   с учетом положений ст.1 Федерального закона от 07.08.2001 N 119-ФЗ
   "Об аудиторской деятельности" (с учетом изменений  и  дополнений).
   Данной статьей Закона,  в частности,  установлено, что аудиторской
   деятельностью  признается  предпринимательская   деятельность   по
   независимой    проверке    бухгалтерского   учета   и   финансовой
   (бухгалтерской)   отчетности    организаций    и    индивидуальных
   предпринимателей и  оказанию сопутствующих аудиту услуг.  При этом
   под   сопутствующими   аудиту   услугами    понимается    оказание
   аудиторскими организациями   и   индивидуальными   аудиторами,   в
   частности, следующих услуг:
        постановка, восстановление  и  ведение  бухгалтерского учета,
   составление финансовой (бухгалтерской)  отчетности,  бухгалтерское
   консультирование;
        налоговое консультирование;
        анализ финансово-хозяйственной   деятельности  организаций  и
   индивидуальных  предпринимателей,   экономическое   и   финансовое
   консультирование;
        управленческое консультирование,  в  том  числе  связанное  с
   реструктуризацией организаций;
        правовое консультирование,  а   также   представительство   в
   судебных и налоговых органах по налоговым и таможенным спорам;
        оценка стоимости   имущества,    оценка    предприятий    как
   имущественных комплексов, а также предпринимательских рисков;
        разработка и  анализ  инвестиционных  проектов,   составление
   бизнес-планов;
        проведение маркетинговых исследований;
        обучение в    установленном    законодательством   Российской
   Федерации порядке специалистов в областях, связанных с аудиторской
   деятельностью.
        Аудиторским организациям    и    индивидуальным     аудиторам
   запрещается   заниматься   какой-либо   иной   предпринимательской
   деятельностью,  кроме проведения аудита и  оказания  сопутствующих
   ему услуг.
        Согласно ст.ст.4 и 17 данного Федерального закона аудиторская
   деятельность подлежит  обязательному лицензированию в соответствии
   с  законодательством   Российской   Федерации   о   лицензировании
   отдельных видов деятельности.
        Таким образом,  расходы, связанные с оплатой консультационных
   услуг   (по   вопросам  налогового,  финансового,  бухгалтерского,
   правового,  управленческого   консультирования),  с   постановкой,
   восстановлением  и  ведением  бухгалтерского  учета,  составлением
   финансовой   (бухгалтерской)   отчетности,    а    также    других
   сопутствующих аудиту  услуг,  принимаются при исчислении налоговой
   базы  единого  налога  при  условии,  если  такие  услуги  оказаны
   хозяйствующими     субъектами     (аудиторскими     организациями,
   индивидуальными аудиторами),  имеющими лицензию  на  осуществление
   аудиторской деятельности.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 31 июля 2003 г. N 04-02-05/3/61

16.09.2003                                                  Е.Зернова
                                        Проект "КонсультантБухгалтер"


        Вопрос:  Организация  с 1 января 2003 г. применяет упрощенную
   систему  налогообложения, объектом налогообложения выбраны доходы,
   уменьшенные на величину расходов.
        В  ходе  производственной деятельности у организации возникла
   необходимость использования ресурсов Интернета, в связи с чем были
   оплачены услуги на разработку и создание web-сайта. После перехода
   исключительного   авторского   права   на  использование  сайта  в
   соответствии с  авторским  договором  затраты  были   отнесены   к
   нематериальным активам.
        Просим  разъяснить правомерность учета расходов на разработку
   web-сайта  в составе расходов на приобретение НМА, а также порядок
   учета  затрат  на  поддержание  web-сайта  в  составе расходов при
   исчислении единого налога.

        Ответ: В соответствии с пп.2 п.1 ст.346.16 Налогового кодекса
   Российской Федерации (далее  -  Кодекс)  при  определении  объекта
   налогообложения    в    случае   применения   упрощенной   системы
   налогообложения налогоплательщик уменьшает  полученные  доходы  на
   расходы на приобретение нематериальных активов.
        Согласно п.3    ст.257   Кодекса   нематериальными   активами
   признаются  приобретенные  и  (или)  созданные  налогоплательщиком
   результаты    интеллектуальной   деятельности   и   иные   объекты
   интеллектуальной  собственности  (исключительные  права  на  них),
   используемые в производстве продукции (выполнении работ,  оказании
   услуг)  или  для  управленческих  нужд   организации   в   течение
   длительного времени (продолжительностью свыше 12 месяцев).
        Для признания  нематериального  актива   необходимо   наличие
   способности   приносить   налогоплательщику  экономические  выгоды
   (доход),  а  также  наличие  надлежаще   оформленных   документов,
   подтверждающих существование самого нематериального актива и (или)
   исключительного   права   у   налогоплательщика   на    результаты
   интеллектуальной деятельности (в том числе патентов, свидетельств,
   других охранных  документов,   договора   уступки   (приобретения)
   патента, товарного знака).
        К нематериальным активам, в частности, относятся:
        1) исключительное  право  патентообладателя  на  изобретение,
   промышленный образец, полезную модель;
        2) исключительное  право  автора  и  иного правообладателя на
   использование программы для ЭВМ, базы данных;
        3) исключительное  право  автора или иного правообладателя на
   использование топологии интегральных микросхем;
        4) исключительное право на товарный знак,  знак обслуживания,
   наименование места происхождения товаров и фирменное наименование;
        5) исключительное  право  патентообладателя  на  селекционные
   достижения;
        6) владение   ноу-хау,   секретной  формулой  или  процессом,
   информацией в отношении промышленного,  коммерческого или научного
   опыта.
        Первоначальная стоимость    амортизируемых     нематериальных
   активов   определяется  как  сумма  расходов  на  их  приобретение
   (создание) и доведение их до состояния, в котором они пригодны для
   использования,  за исключением сумм налогов, учитываемых в составе
   расходов в соответствии с настоящим Кодексом.
        Следовательно, такие    расходы   организации,   как   оплата
   договоров  на  создание   сайта,   могут   включаться   в   состав
   нематериальных  активов.  Плата  за  регистрацию домена (например,
   magazin.ru),  которая  может  быть  отнесена   к   организационным
   расходам, также может включаться в состав нематериальных активов.
        В ст.346.16 Кодекса приведен исчерпывающий закрытый  перечень
   расходов,   на   которые   вправе   уменьшить   полученные  доходы
   налогоплательщик,  выбравший в  качестве  объекта  налогообложения
   доходы,   уменьшенные   на   величину  расходов.  При  определении
   правомерности отнесения затрат  на  поддержание  интернет-сайта  в
   состав  расходов при применении упрощенной системы налогообложения
   необходимо исходить из положений указанной статьи.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 17 июля 2003 г. N 04-02-05/2/37

16.09.2003                                                  Е.Зернова
                                        Проект "КонсультантБухгалтер"


        Вопрос: График  отпусков  составляется  на каждый календарный
   год.  Не позднее какого срока  необходимо  было  составить  график
   отпусков на 2003 г.?

        Ответ: Статьей  123  Трудового кодекса РФ предусмотрено,  что
   график отпусков (по  унифицированной  форме  N  Т-7,  утвержденной
   Постановлением  Госкомстата России от 06.04.2001 N 26) должен быть
   составлен не позднее чем за две недели до наступления календарного
   года.
        Таким образом, на 2003 г. график необходимо было составить не
   позднее  17  декабря  2002 г. На 2004 г. график нужно составить не
   позднее 17 декабря 2003 г.
   
27.06.2003                                                С.С.Лысенко
                                                   Центр исследований
                                              проблем налогообложения
                                               и бухгалтерского учета


        Вопрос:   На   балансе   ЗАО  (основной  вид  деятельности  -
   производство  искусственных  кож и пленочных материалов) находится
   спорткомплекс. Имеется государственный акт  на  право  бессрочного
   пользования  землей.  Имеет  ли  право ЗАО пользоваться льготой по
   земельному налогу в соответствии с п.10 ст.12 Закона "О  плате  за
   землю"?

        Ответ: Согласно п.10 ст.12  Закона  Российской  Федерации  от
   11.10.1991   N   1738-1  "О  плате  за  землю"  (с  изменениями  и
   дополнениями) от уплаты земельного налога полностью освобождаются,
   в частности, спортивные сооружения (за исключением деятельности не
   по профилю) независимо от источников финансирования.
        В соответствии со  ст.2  Федерального  закона  от  29.04.1999
   N 80-ФЗ  "О  физической  культуре и спорте в Российской Федерации"
   физкультурно-оздоровительные,  спортивные и  спортивно-технические
   сооружения  -  это  объекты,  предназначенные  для занятий граждан
   физическими  упражнениями,   спортом   и   проведения   спортивных
   зрелищных мероприятий.
        Данная льгота применяется  в  отношении  земельных  участков,
   занятых указанными   объектами,   используемыми   по  их  целевому
   назначению.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 25 июня 2003 г. N 04-05-10/31

16.09.2003                                                  Е.Зернова
                                        Проект "КонсультантБухгалтер"


        Вопрос:  Общественная организация инвалидов просит объяснить,
   почему  нормы  ст.239  НК РФ, устанавливающие льготы по уплате ЕСН
   для общественных организаций инвалидов, не применяются в отношении
   страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

        Ответ: Страховые    взносы    на    обязательное   пенсионное
   страхование являются самостоятельными платежами и  уплачиваются  в
   соответствии  с  Федеральным  законом  от  15.12.2001 N 167-ФЗ "Об
   обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
        Согласно  положениям  п.3   ст.9   Федерального   закона   от
   15.12.2001 N 167-ФЗ финансирование выплаты базовой части  трудовой
   пенсии  осуществляется  за  счет  сумм  единого социального налога
   (далее - ЕСН),  зачисляемых в федеральный бюджет, а финансирование
   выплаты страховой и накопительной частей трудовой пенсии - за счет
   средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации.  При  этом
   финансирование   выплаты   накопительной   части  трудовой  пенсии
   осуществляется за счет  сумм  пенсионных  накоплений,  учтенных  в
   специальной  части  индивидуального лицевого счета застрахованного
   лица.
        В соответствии с п.2 ст.10 Федерального закона от  15.12.2001
   N  167-ФЗ  объектом  обложения  страховыми  взносами  и  базой для
   начисления   страховых   взносов   на   обязательное    пенсионное
   страхование  являются  объект  налогообложения и налоговая база по
   ЕСН, установленные гл.24 "Единый социальный налог" Кодекса.
        При этом необходимо иметь в виду,  что согласно ст.ст.17 и 52
   Кодекса  объект  обложения,  налоговая  база  и  налоговые  льготы
   являются    различными    элементами    налогообложения.   Поэтому
   установление  единообразного  объекта   обложения   и   базы   для
   начисления страховых взносов и ЕСН не означает, что льготы по ЕСН,
   предусмотренные ст.239 Кодекса, должны автоматически применяться в
   отношении    страховых    взносов   на   обязательное   пенсионное
   страхование.
        Таким образом,  нормы ст.239 Кодекса,  устанавливающие льготы
   по  ЕСН,  не  применяются  в  отношении   страховых   взносов   на
   обязательное пенсионное страхование,  так как это не предусмотрено
   Федеральным  законом  от  15.12.2001  N  167-ФЗ  "Об  обязательном
   пенсионном страховании в Российской Федерации".
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 24 июня 2003 г. N 04-04-02/2-33

16.09.2003                                                  Е.Зернова
                                        Проект "КонсультантБухгалтер"


        Вопрос: В  соответствии  со  ст.282 Налогового кодекса РФ под
   операциями РЕПО понимаются сделки по продаже (покупке) эмиссионных
   ценных  бумаг  (первая  часть  РЕПО)  с  обязательной  последующей
   обратной покупкой (продажей) ценных бумаг того же выпуска в том же
   количестве  (вторая  часть РЕПО) через определенный договором срок
   по цене,  установленной этим договором при заключении первой части
   такой сделки.
        Просим  разъяснить,  являются  ли  для  целей налогообложения
   операциями  РЕПО  две  сделки  купли-продажи  ценных бумаг (прямая
   сделка  и  обратная  сделка).  В  соответствии  с  прямой  сделкой
   контрагент  А  приобретает у контрагента Б определенное количество
   ценных   бумаг.   При   этом  в  договоре  прямой  сделки  стороны
   устанавливают  существенные условия обратной сделки, заключаемой в
   будущем  (в  срок,  установленный  договором),  в  соответствии  с
   которыми контрагент  Б  осуществляет  выкуп у контрагента А ценных
   бумаг того же выпуска, в том же количестве, что и в прямой сделке.

        Ответ: В  соответствии  с  п.1  ст.282   Налогового   кодекса
   Российской  Федерации  под  операциями  РЕПО  понимаются сделки по
   продаже (покупке) эмиссионных ценных бумаг (первая часть  РЕПО)  с
   обязательной последующей обратной покупкой (продажей) ценных бумаг
   того же выпуска в том же  количестве  (вторая  часть  РЕПО)  через
   определенный договором срок по цене,  установленной этим договором
   при заключении первой части такой сделки.
        В целях Налогового  кодекса  Российской  Федерации  срок,  на
   который  заключаются  сделки РЕПО,  не должен превышать 6 месяцев.
   При этом сделка может быть пролонгирована на срок,  не превышающий
   количество   дней   от  даты  исполнения  сделки  по  условиям  ее
   заключения до конца отчетного периода.
        Операция РЕПО  не  меняет  цену  приобретения  ценных бумаг и
   размер накопленного процентного (купонного) дохода на дату  первой
   части  РЕПО  в  целях  налогообложения  доходов  от последующей их
   реализации после обратной покупки ценных  бумаг  по  второй  части
   РЕПО.
        Обязательства по  исполнению   второй   части   сделки   РЕПО
   возникают   у  сторон  этой  сделки  РЕПО  только  при  надлежащем
   исполнении ими обязательств по первой части сделки РЕПО.
        Необходимо отметить,  что  сделки  по  продаже  с последующей
   покупкой неэмиссионных ценных бумаг (например,  векселей) не могут
   быть  квалифицированы  как  сделки  РЕПО,  поэтому налогообложение
   таких  сделок  производится  в  общеустановленном  ст.280  Кодекса
   порядке.
        Таким образом, при соблюдении условий, указанных выше, прямая
   и   обратная  сделки  купли-продажи  эмиссионных  ценных  бумаг  в
   определенный срок и по определенной цене могут рассматриваться как
   операции РЕПО в целях налогообложения прибыли.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 9 июля 2003 г. N 04-02-05/3/57

16.09.2003                                              О.Б.Солдатова
                                        Проект "КонсультантФинансист"


        Вопрос:  1. Являются ли ОВГВЗ IV и V серий ценными  бумагами,
   обращающимися на организованном рынке ценных бумаг?
        2.  Производится  ли пересчет балансовой стоимости облигаций,
   номинированных в иностранной валюте, по курсу ЦБ на последний день
   каждого отчетного (налогового) периода?

        Ответ: 1.  В  соответствии  с  п.3  ст.280 Налогового кодекса
   Российской Федерации (далее - Кодекс) в целях обложения налогом на
   прибыль  ценные  бумаги признаются обращающимися на организованном
   рынке   ценных   бумаг   только   при   одновременном   соблюдении
   определенных условий, а именно:
        1) если  они допущены к обращению хотя бы одним организатором
   торговли,  имеющим на это  право  в  соответствии  с  национальным
   законодательством;
        2) если информация об их  ценах  (котировках)  публикуется  в
   средствах массовой информации (в том числе электронных) либо может
   быть предоставлена организатором торговли или иным  уполномоченным
   лицом  любому заинтересованному лицу в течение трех лет после даты
   совершения операций с ценными бумагами;
        3) если  по ним рассчитывается рыночная котировка,  когда это
   предусмотрено соответствующим национальным законодательством.
        Таким образом,   облигации    внутреннего    государственного
   валютного    займа   (ОВГВЗ)   не   являются   ценными   бумагами,
   обращающимися на организованном рынке ценных бумаг.
        2. Статьи 280,  281,  328 и 329 Кодекса, которыми установлены
   порядок  ведения  налогового  учета   и   особенности   исчисления
   налоговой  базы  по  операциям  с  ценными  бумагами,  не содержат
   положений, обязывающих  пересчитывать  стоимость   ценных   бумаг,
   номинированных в   валюте,   на  каждую  отчетную  дату.  Пересчет
   делается в момент реализации ценной бумаги.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 17 июля 2003 г. N 04-02-05/3/59

16.09.2003                                              О.Б.Солдатова
                                        Проект "КонсультантФинансист"


        Вопрос: Российская    организация    экспортирует   товар   в
   Узбекистан.  Стороны договора заключили дополнительное соглашение,
   согласно  которому  задолженность  покупателя  погашается  третьим
   лицом  -  литовской   компанией.   Налоговые   органы   отказывают
   экспортеру в праве применения налоговой ставки по НДС в размере 0%
   и в возмещении сумм НДС, уплаченных российскому поставщику товара,
   вывезенного  в таможенном режиме экспорта,  на том основании,  что
   ст.165  НК  РФ  не  предусмотрена  возможность  оплаты   стоимости
   экспортных товаров третьим лицом.
        Насколько  правомерны  действия  ИМНС, учитывая тот факт, что
   организацией  предоставлен  полный пакет документов, установленный
   ст.165 НК РФ?
   
        Ответ: В соответствии с пп.1 п.1 ст.164 Налогового кодекса РФ
   налогообложение  производится  по налоговой ставке 0 процентов при
   реализации товаров,  вывезенных в таможенном режиме экспорта,  при
   условии    представления    в    налоговые    органы   документов,
   предусмотренных ст.165 НК РФ.  Согласно п.1 ст.165  НК  РФ  помимо
   контракта,  ГТД,  а  также  транспортных  и товаросопроводительных
   документов  налогоплательщик  обязан  представить  выписку   банка
   (копию выписки), подтверждающую фактическое поступление выручки от
   иностранного лица - покупателя товара на счет налогоплательщика  в
   российском банке.
        Вместе с   тем   стоит   учитывать   положения   гражданского
   законодательства,   на   основании   которых   покупатель   вправе
   перепоручить  исполнение  своего  обязательства  другому  лицу.  В
   частности, ст.313   Гражданского  кодекса  РФ  предусмотрено,  что
   исполнение обязательства может быть возложено должником на  третье
   лицо,  если из закона,  иных правовых актов, условий обязательства
   или  его  существа  не  вытекает  обязанность  должника  исполнить
   обязательство   лично.  В  этом  случае  кредитор  обязан  принять
   исполнение, предложенное за должника третьим лицом.
        Учитывая изложенное,  считаем,  что отказ налогового органа в
   возмещении сумм НДС по причине оплаты экспортированного товара  не
   покупателем,  а по его поручению  третьим лицом может быть оспорен
   (в  случае  отсутствия  у   налогоплательщика   иных   нарушений).
   Аналогичный   вывод  следует  также  из  судебной  практики  (см.,
   например,   Постановления   ФАС  Московского  округа от 06.08.2001
   N КА-А40/4012-01,  от 20.08.2002  N КА-А41/5470-02,  от 26.12.2001
   N КА-А40/7563-01,   ФАС   Северо-Западного   округа  от 11.12.2002
   N А56-15573/02,    от   25.11.2002    N   4826,    от   23.01.2002
   N А56-22274/01,    ФАС   Волго-Вятского   округа   от   16.04.2002
   N А82-16/2002-А/1,   ФАС   Уральского   округа    от    19.02.2002
   N Ф09-271/02-АК).
        В заключение напоминаем,  что в случае, если налогоплательщик
   считает,  что акты налоговых органов и действия или бездействие их
   должностных лиц нарушают его права,  он  вправе  обжаловать  их  в
   вышестоящем налоговом органе или в суде (ст.ст.137, 138 НК РФ).
   
10.09.2003                                             Е.А.Скаковская
                                                   Центр исследований
                                              проблем налогообложения
                                               и бухгалтерского учета

=====================================================================

Выпуски за другие дни

Информация предоставлена компанией "Консультант Плюс", являющейся разработчиком одноименных справочных правовых систем. Общероссийская Сеть распространения правовой информации КонсультантПлюс объединяет 300 региональных информационных центров, которые занимаются поставкой систем и передачей информации пользователям в 150 городах России. На специализированном правовом сервере: http://www.consultant.ru/ можно получить бесплатный доступ к большому массиву актуальной справочной правовой информации, а также узнать подробнее о программных продуктах и услугах Сети КонсультантПлюс, о ее структуре и деятельности, скачать демонстрационные версии профессиональных систем.


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное