Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

КонсультантПлюс: Вопросы и Ответы Выпуск от


Информационный Канал Subscribe.Ru


Вопросы и ответы

========================================================================
     Если не  всегда  есть  время  осмыслить  происходящие  изменения  в
законодательной базе, отследить наиболее важные документы -- подпишитесь
на  еженедельную  рассылку  "Аналитический  обзор:  важнейшая   правовая
информация" , которая предоставит Вам обзор наиболее  важных  документов
федерального  и  регионального  законодательства,   судебной   практики,
международного права, актуальных законопроектов. Эта и  другие  рассылки
на cервере www.consultant.ru

Код рассылки в Subscribe.Ru: law.russia.review.consweeklydoc
========================================================================

        Вопрос: В  соответствии  с  пп."б"  п.1  ст.21  Закона РФ "Об
   основах налоговой  системы  в  РФ"  к  местным  налогам  относится
   земельный  налог,  порядок  зачисления  поступлений  по которому в
   соответствующий бюджет определяется законодательством о земле.
        До  принятия  Налогового  кодекса  в  соответствии  со  ст.14
   Закона РФ "О плате за землю" органы местного самоуправления  имели
   право  устанавливать льготы по земельному налогу в виде частичного
   освобождения на определенный  срок,  отсрочки  выплаты,  понижения
   ставки  земельного  налога  для  отдельных плательщиков в пределах
   суммы налога,  остающейся в распоряжении  соответствующего  органа
   местного самоуправления.
        В связи с введением в действие части первой НК РФ и исходя из
   смысла ст.13  Закона  РФ  "О  плате  за  землю"  льготы  по уплате
   земельного  налога  категориям  налогоплательщиков   имеют   право
   предоставлять  только  органы  законодательной  (представительной)
   власти  субъектов  РФ  в   пределах   суммы   земельного   налога,
   находящейся в распоряжении соответствующего субъекта РФ.
        На основании изложенного просим разъяснить,  имеют  ли  право
   органы местного самоуправления в  связи  с принятием  части первой
   НК РФ предоставлять льготы по плате за землю в части,  зачисляемой
   в   их  бюджеты,  отдельным  категориям  налогоплательщиков  сверх
   предусмотренных Законом РФ "О плате за землю".

        Ответ: В   соответствии   с   п.1  ст.64  Бюджетного  кодекса
   Российской    Федерации    представительные    органы     местного
   самоуправления   вводят  местные  налоги  и  сборы,  устанавливают
   размеры ставок по ним  и  предоставляют  льготы  по  их  уплате  в
   пределах  прав,  предоставленных  им  налоговым  законодательством
   Российской Федерации.
        Согласно п.1  ст.56  Налогового  кодекса Российской Федерации
   льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые  отдельным
   категориям     налогоплательщиков     и     плательщиков    сборов
   предусмотренные законодательством о налогах и сборах  преимущества
   по  сравнению  с  другими  налогоплательщиками  или  плательщиками
   сборов,  включая возможность не уплачивать  налог  или  сбор  либо
   уплачивать их в меньшем размере.
        В связи с тем что в соответствии со ст.14  Закона  Российской
   Федерации от  11.10.1991  N  1738-1  "О  плате  за  землю"  органы
   местного  самоуправления  имеют  право  устанавливать  льготы   по
   земельному   налогу   в   пределах   суммы  налога,  остающейся  в
   распоряжении  соответствующего  органа  местного   самоуправления,
   полагаем, что органы местного самоуправления вправе освобождать от
   уплаты  земельного  налога  в  полном  размере   в   части   сумм,
   зачисляемых в местные бюджеты.
        Согласно п.4 ст.64 Бюджетного  кодекса  Российской  Федерации
   органы  местного  самоуправления  предоставляют налоговые кредиты,
   отсрочки  и  рассрочки  по  уплате  налогов  и  иных  обязательных
   платежей   в   местные   бюджеты   в   соответствии   с  налоговым
   законодательством  Российской   Федерации   в   пределах   лимитов
   предоставления налоговых кредитов,  отсрочек и рассрочек по уплате
   налогов  и  иных  обязательных  платежей,  определенных  правовыми
   актами представительных органов местного самоуправления о бюджете.
        В  соответствии  со ст.32.1 Федерального закона от 05.08.2000
   N 118-ФЗ  ст.12 Налогового кодекса Российской Федерации вводится в
   действие  со  дня  признания  утратившим  силу  Закона  Российской
   Федерации  от  27.12.1991 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в
   Российской Федерации".
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 25 июня 2003 г. N 04-05-10/30

12.08.2003                                                Е.В.Зернова
                                        Проект "КонсультантБухгалтер"


        Вопрос:  Вправе  ли  субъекты  Российской Федерации принимать
   самостоятельные  правовые  акты,  касающиеся проведения субъектами
   Российской  Федерации  реструктуризации  задолженности по налогам,
   сборам, а также начисленным пеням и штрафам, зачисляемым в бюджеты
   субъектов Российской Федерации?

        Ответ: В  соответствии  с  ч.2  ст.76  Конституции Российской
   Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации  и
   субъектов  Российской  Федерации  издаются  федеральные  законы  и
   принимаемые в  соответствии  с  ними  законы  и  иные  нормативные
   правовые акты субъектов Российской Федерации.
        Налоговым кодексом  Российской Федерации и Бюджетным кодексом
   Российской Федерации проведение реструктуризации задолженности  по
   налогам и сборам не предусмотрено.
        Вопросы проведения реструктуризации задолженности по  налогам
   и сборам,   а   также  начисленным  пеням  и  штрафам  отражены  в
   нормативных  правовых   актах   бюджетного   законодательства,   в
   частности в федеральных законах о федеральном бюджете на 1999 г. и
   последующие  годы  и  в  Постановлении  Правительства   Российской
   Федерации   от   03.09.1999  N  1002,  которым  утвержден  Порядок
   проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических
   лиц  по  налогам  и  сборам,  а также задолженности по начисленным
   пеням и штрафам  перед  федеральным  бюджетом,  в  соответствии  с
   которым   органы   государственной   власти  субъектов  Российской
   Федерации вправе были осуществить  реструктуризацию  задолженности
   организаций.    Других    условий    проведения   реструктуризации
   задолженности по налогам и сборам,  а также  начисленным  пеням  и
   штрафам законодательством Российской Федерации не предусмотрено.
        Кроме того,  следует  отметить,  что  в  Федеральном   законе
   "О федеральном   бюджете   на   2003   год"   отсутствует   норма,
   предусматривающая  продление  срока  проведения   реструктуризации
   задолженности в 2003 г.
        Таким образом,   субъекты   Российской  Федерации  не  вправе
   принимать самостоятельные  правовые  акты,  касающиеся  проведения
   субъектами  Российской Федерации реструктуризации задолженности по
   налогам и сборам, а также начисленным пеням и штрафам, зачисляемым
   в бюджеты субъектов Российской Федерации.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 19 июня 2003 г. N 04-01-10/2-42

12.08.2003                                                Е.В.Зернова
                                        Проект "КонсультантБухгалтер"


        Вопрос:  Просим  дать  разъяснения  по  вопросу  правильности
   начисления    страховых   взносов   на   обязательное   пенсионное
   страхование и ЕСН на выплаты инвалидам.
        Статьей  241 НК РФ определены правила применения регрессивной
   ставки  по  ЕСН.  Статьей  22  Закона  от  15.12.2001 N 167-ФЗ "Об
   обязательном   пенсионном  страховании  в  РФ"  определены  тарифы
   страховых   взносов   на   обязательное   пенсионное  страхование,
   являющиеся  составной  частью  ЕСН,  предусматривающие  применение
   регрессивных ставок по взносам при условии  соблюдения  требований
   п.2 ст.241 НК РФ.
        Вместе с  тем  имеются  расхождения:  в   Законе   N   167-ФЗ
   отсутствуют указания на льготы,  перечисленные  в  пп.1 п.1 ст.239
   НК РФ в отношении выплат инвалидам. Указанные расхождения вызывают
   трудности в  начислении  ЕСН  и  страховых  взносов  с применением
   регрессивных ставок на выплаты инвалидам. Просьба разъяснить.

        Ответ: В  соответствии  с  п.2  ст.10  Федерального закона от
   15.12.2001 N 167-ФЗ  "Об  обязательном  пенсионном  страховании  в
   Российской  Федерации"  объектом  обложения  страховыми взносами и
   базой   для   начисления   страховых   взносов   являются   объект
   налогообложения  и  налоговая  база  по единому социальному налогу
   (далее -  ЕСН),  установленные  гл.24  "Единый  социальный  налог"
   Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
        При этом необходимо иметь в виду,  что согласно ст.ст.17 и 52
   Кодекса объект налогообложения,  налоговая база и налоговые льготы
   являются   различными    элементами    налогообложения.    Поэтому
   установление единообразного  объекта  налогообложения  и  базы для
   начисления страховых взносов и ЕСН не означает, что льготы по ЕСН,
   предусмотренные ст.239 Кодекса, должны автоматически применяться в
   отношении страховых взносов.
        Нормы ст.239  Кодекса,  устанавливающие  льготы  по  ЕСН,  не
   применяются   в  отношении  страховых  взносов,  так  как  это  не
   предусмотрено Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ.
        Таким образом,   на   выплаты   и   иные  вознаграждения,  не
   превышающие в течение налогового периода 100 000 руб.  на  каждого
   работника, являющегося  инвалидом  I,  II  или  III   группы,   не
   начисляется ЕСН, но начисляются страховые взносы.
        Если в    течение   налогового   периода   выплаты   и   иные
   вознаграждения,  выплачиваемые  работнику-инвалиду   организацией,
   имеющей  право на использование регрессивной шкалы ставок по ЕСН и
   страховым взносам,  превысят  нарастающим  итогом  с  начала  года
   100 000  руб.,  то  сумма  превышения  подлежит  обложению  ЕСН  и
   страховыми взносами по ставкам регрессивной шкалы, соответствующим
   данному уровню дохода. В случае если организация не имеет права на
   применение регрессивной шкалы ставок, то сумма выплат, превышающая
   100 000 руб.,  подлежит обложению по максимальным  ставкам  ЕСН  и
   страховых взносов для данного налогоплательщика.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 17 июня 2003 г. N 04-04-04/64

12.08.2003                                                Е.В.Зернова
                                        Проект "КонсультантБухгалтер"


        Вопрос:  Аптека  является  плательщиком ЕНВД по деятельности,
   связанной с розничной торговлей. Кроме отпуска товаров за наличный
   расчет,  аптека  отпускает  медикаменты  по  безналичному  расчету
   школам  и  детским  садам.  К  какому  виду деятельности относится
   указанный  вид  продаж  - к розничному или к оптовому, облагаемому
   налогами в общеустановленном порядке?

        Ответ: Из  положений  ст.346.27 Налогового кодекса Российской
   Федерации следует,  что для целей применения гл.26.3  Кодекса  под
   розничной  торговлей понимается торговля товарами и оказание услуг
   покупателям за наличный расчет.
        В соответствии   со  ст.ст.140  и  861  Гражданского  кодекса
   Российской  Федерации   наличным   расчетом   признается   расчет,
   осуществляемый наличными деньгами.
        Если организация осуществляет торговлю товарами за наличный и
   безналичный расчет  и  является  плательщиком  единого  налога  на
   вмененный доход по деятельности,  связанной с розничной  торговлей
   товарами за наличный расчет,  то в этом случае следует исходить из
   положений,   определенных   п.7   ст.346.26   Налогового   кодекса
   Российской Федерации.
        Согласно указанным        положениям       налогоплательщики,
   осуществляющие   наряду   с   предпринимательской   деятельностью,
   подлежащей обложению единым налогом, иные виды предпринимательской
   деятельности,    обязаны    вести   раздельный   учет   имущества,
   обязательств    и    хозяйственных    операций     в     отношении
   предпринимательской деятельности,   подлежащей   обложению  единым
   налогом,  и предпринимательской деятельности,  в отношении которой
   налогоплательщики уплачивают налоги в соответствии с общим режимом
   налогообложения.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 16 июня 2003 г. N 04-05-12/65

12.08.2003                                                Е.В.Зернова
                                        Проект "КонсультантБухгалтер"


        Вопрос: Работник    организации,    работающей    по   режиму
   пятидневной рабочей недели,  принят на работу 1 августа 2003 г.  С
   29 августа 2003 г. по заявлению работнику была предоставлена часть
   ежегодного  отпуска  продолжительностью   14   календарных   дней.
   Заработная  плата  работника  за август составила 2700 руб.  Как в
   данном случае определить размер отпускных?
   
        Ответ: Расчетным периодом для расчета среднего заработка  для
   оплаты отпуска являются  три  предшествующих  отпуску  календарных
   месяца (ст.139 Трудового кодекса РФ, п.3 Положения об особенностях
   порядка исчисления   средней   заработной   платы,   утвержденного
   Постановлением Правительства РФ от 11.04.2003 N 213).
        В данном  случае  в  расчетном  периоде  (май,  июнь  и  июль
   2003 г.) и до него отсутствуют заработок и отработанные дни.
        В соответствии   с  п.6  Положения  об  особенностях  порядка
   исчисления средней   заработной   платы,  если  работник  не  имел
   фактически   начисленной   заработной   платы    или    фактически
   отработанных   дней  в  расчетном  периоде  и  до  него,  но  имел
   отработанные дни после расчетного периода до наступления  отпуска,
   то  средний  заработок  определяется  исходя  из  суммы фактически
   начисленной заработной платы за фактически  проработанные  дни  до
   наступления отпуска.
        Фактически отработанное количество дней будет равно  20.  При
   этом месяц отработан работником не полностью. Пунктом 9 указанного
   выше Положения установлено,  что,  если отпуск  предоставляется  в
   календарных днях,  количество  календарных  дней  в  не  полностью
   отработанных  месяцах  расчетного   периода   определяется   путем
   умножения  числа  рабочих  дней  по  календарю пятидневной рабочей
   недели, приходящихся на отработанное время, на коэффициент 1,4. То
   есть  количество  календарных  дней,  приходящихся на отработанное
   время, в данном случае определяется следующим образом:  20  дн.  х
   1,4 = 28 дн.
        Определяем средний дневной заработок:  2700 руб.  / 28 дн.  =
   96,43  руб/дн.   Размер  отпускных  равен:  96,43 руб/дн.  х  14 =
   1350,02 руб.
   
27.06.2003                                                С.С.Лысенко
                                                   Центр исследований
                                              проблем налогообложения
                                               и бухгалтерского учета
   

        Вопрос: Начисляется    ли   ЕСН   на   суммы   отпускных   по
   дополнительным отпускам,  установленным  в  локальных  нормативных
   актах организации    (например,   коллективном   договоре)   сверх
   предусмотренных законодательством?
   
        Ответ: Согласно   п.24   ст.270  Налогового  кодекса  РФ  при
   определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются,  в
   частности,  расходы  на  оплату  дополнительно  предоставляемых по
   коллективному   договору   (сверх   предусмотренных    действующим
   законодательством)  отпусков  работникам,  в  том  числе женщинам,
   воспитывающим детей.
        Пунктом 1    ст.236   НК   РФ   установлено,   что   объектом
   налогообложения по ЕСН для организаций признаются выплаты  и  иные
   вознаграждения,    начисляемые    налогоплательщиками   в   пользу
   физических  лиц  по  трудовым  и  гражданско-правовым   договорам,
   предметом  которых  является выполнение работ,  оказание услуг (за
   исключением    вознаграждений,    выплачиваемых     индивидуальным
   предпринимателям),  а  также  по  авторским  договорам.  При  этом
   указанные выплаты не признаются объектом налогообложения,  если  у
   организаций  такие  выплаты  не  отнесены к расходам,  уменьшающим
   налоговую базу по налогу на прибыль организаций в текущем отчетном
   (налоговом) периоде (п.3 ст.236 НК РФ).
        Таким образом,   на   сумму   отпускных,   выплачиваемых   по
   дополнительным  отпускам,  установленным  в  локальных нормативных
   актах организации сверх предусмотренных законодательством,  ЕСН не
   начисляется.
   
27.06.2003                                                С.С.Лысенко
                                                   Центр исследований
                                              проблем налогообложения
                                               и бухгалтерского учета
   

        Вопрос: Работник  организации  с  1 августа 2003 г.  уходит в
   ежегодный  отпуск  на  28  календарных  дней.  Ежемесячный   оклад
   работника составляет  2100  руб.  Как определить размер отпускных,
   если в расчетном периоде (май,  июнь,  июль) работник не работал в
   связи с простоем по вине работодателя,  при этом все другие месяцы
   года работником были отработаны полностью?
   
        Ответ: Согласно  п.4  Положения   об   особенностях   порядка
   исчисления средней заработной платы,  утвержденного Постановлением
   Правительства РФ  от  11.04.2003  N  213,  при исчислении среднего
   заработка  из  расчетного  периода  исключается  время,  а   также
   начисленные  за  это  время  суммы,  если  работник не работал,  в
   частности, в связи с простоем по вине работодателя.
        В ситуации,  когда  работник  не  работал  по  основаниям,  в
   результате  которых из расчетного периода исключаются определенные
   периоды времени,  или  не  имел  заработка  в  расчетном  периоде,
   средний  заработок для оплаты отпуска определяется исходя из суммы
   фактически начисленной заработной платы за  предшествующий  период
   времени, равный расчетному периоду (п.5 Положения).
        Таким образом,   в  рассматриваемом  случае  для  определения
   среднего  заработка  используется  расчетный  период,  в   который
   включаются февраль, март, апрель 2003 г.
        Согласно ст.139  Трудового   кодекса   РФ   средний   дневной
   заработок   для   оплаты   отпусков   и   выплаты  компенсации  за
   неиспользованные отпуска исчисляется за последние три  календарных
   месяца  путем деления суммы начисленной заработной платы на 3 и на
   29,6 (среднемесячное число календарных дней).
        Поскольку февраль,  март,  апрель  2003  г.  были  отработаны
   полностью, следовательно,  среднемесячное число календарных дней в
   расчетном периоде  будет  составлять  29,6  дня.  Средний  дневной
   заработок для оплаты отпуска будет определяться следующим образом:
   (2100 руб.  х  3  мес.)  /  3  / 29,6 дн.  = 70,95 руб/дн.  Размер
   отпускных равен 70,95 руб/дн. х 28 дн. = 1986,6 руб.
   
27.06.2003                                                С.С.Лысенко
                                                   Центр исследований
                                              проблем налогообложения
                                               и бухгалтерского учета
   

        Вопрос: Работнику  организации  установлен суммированный учет
   рабочего времени.  С 1 сентября 2003 г.  ему предоставляется часть
   ежегодного отпуска продолжительностью 21 календарный день.  В июне
   работник отработал 6 смен  по  24  ч,  заработная  плата  за  июнь
   составила  2000  руб.;  в июле - 5 смен по 24 ч,  заработная плата
   составила 1720 руб.;  в августе - 7 смен по 24 ч, заработная плата
   за август - 2150 руб. Чему равен размер отпускных, если нормальная
   продолжительность рабочей недели составляет 40 ч в неделю?
   
        Ответ: Суммированный  учет  рабочего   времени   может   быть
   установлен  в  организациях  или  при  выполнении  отдельных видов
   работ,  где  по  условиям  производства  (работы)  не  может  быть
   соблюдена установленная для данной категории работников ежедневная
   или   еженедельная   продолжительность   рабочего   времени.   При
   суммированном  учете  рабочего  времени продолжительность рабочего
   времени за  учетный  период  (месяц,  квартал  и  др.)  не  должна
   превышать нормального  числа  рабочих  часов   (ст.104   Трудового
   кодекса РФ).
        Пунктом 13  Положения  об  особенностях  порядка   исчисления
   средней    заработной    платы,    утвержденного    Постановлением
   Правительства РФ от 11.04.2003  N  213,  установлено,  что  размер
   среднего заработка, сохраняемого за работником на время отпуска, в
   случае если в  организации  ведется  суммированный  учет  рабочего
   времени,  определяется путем умножения среднего часового заработка
   на количество рабочего времени (в часах) в неделю в зависимости от
   установленной  продолжительности  рабочей  недели  и на количество
   календарных недель отпуска.  При этом  средний  часовой  заработок
   исчисляется  путем  деления  суммы  заработной  платы,  фактически
   начисленной за расчетный период,  на количество часов,  фактически
   отработанных в этот период.
        Таким образом,  в данном случае средний часовой заработок для
   расчета  среднего  заработка,  сохраняемого  на  период  основного
   отпуска, определяется как:  (2000 руб.  + 1720 руб. + 2150 руб.) /
   ((6 + 5 + 7) х 24 ч) = 5870 руб. / 432 ч = 13,59 руб/ч.
        Размер отпускных равен:  13,59 руб/ч х (40 ч х  3  недели)  =
   13,59 руб/ч х 120 ч = 1630,8 руб.
   
27.06.2003                                                С.С.Лысенко
                                                   Центр исследований
                                              проблем налогообложения
                                               и бухгалтерского учета
   

        Вопрос: Правомерно ли требование работодателя  о  возвращении
   работника  из отпуска в связи с производственной необходимостью до
   истечения его срока?
   
        Ответ: В  соответствии  со  ст.125   Трудового   кодекса   РФ
   досрочный отзыв из отпуска возможен только с согласия работника. В
   связи  с  этим  отказ   работника   от   выполнения   распоряжения
   работодателя  о  выходе  на  работу  до  окончания  отпуска нельзя
   рассматривать   как   нарушение    трудовой    дисциплины    (п.31
   Постановления  Пленума  Верховного  Суда  РФ  от  22.12.1992  N 16
   "О некоторых  вопросах  применения  судами  Российской   Федерации
   законодательства при разрешении трудовых споров").
        При этом  запрещается  отзывать  из  отпуска   работников   в
   возрасте  до  18 лет,  беременных женщин и работников,  занятых на
   работах с  вредными  и  (или)  опасными  условиями  труда  (ст.125
   ТК РФ).
   
27.06.2003                                                С.С.Лысенко
                                                   Центр исследований
                                              проблем налогообложения
                                               и бухгалтерского учета
   

        Вопрос: В целях правильного исчисления налога на прибыль банк
   просит разъяснить,  что  следует  понимать  под  датой  совершения
   сделки   по   операциям   с  ценными  бумагами,  обращающимися  на
   организованном  рынке  ценных  бумаг, в соответствии с п.5  ст.280
   НК РФ?

        Ответ: В  соответствии  с  п.5  ст.280   Налогового   кодекса
   Российской Федерации рыночной ценой ценных бумаг,  обращающихся на
   организованном  рынке  ценных  бумаг,  для  целей  налогообложения
   признается  фактическая  цена  реализации или иного выбытия ценных
   бумаг,  если эта цена находится в интервале  между  минимальной  и
   максимальной  ценами  сделок  (интервал  цен)  с  указанной ценной
   бумагой, зарегистрированной организатором торговли на рынке ценных
   бумаг на дату совершения соответствующей сделки.
        Согласно Распоряжению   ФКЦБ  России  от  14.08.2002  N 991/р
   "Об утверждении  Методических  рекомендаций  по  заполнению   форм
   отчетности профессиональных  участников  рынка  ценных  бумаг" под
   датой совершения сделки следует понимать дату регистрации перехода
   прав  на  эмиссионную ценную бумагу либо дату фактической передачи
   (в случае предъявительских документарных ценных бумаг).
        В случае   если    исполнение    обязательств    по    сделке
   осуществляется в несколько этапов, датой совершения сделки следует
   считать регистрацию перехода прав  на  эмиссионные  ценные  бумаги
   (дату  фактической  передачи предъявительских документарных ценных
   бумаг), поставка которых осуществляется на последнем этапе.
        Если этапы  исполнения  сделки  попадают  в  разные  отчетные
   периоды,  информация  о  такой  сделке указывается в отчете за тот
   период,  в  котором  произошла  регистрация   перехода   прав   на
   последнюю часть   эмиссионных   ценных   бумаг   (их   фактическая
   передача - для предъявительских документарных ценных бумаг).
        Согласно п.4   ст.280   Кодекса  под  накопленным  процентным
   (купонным)  доходом  понимается  часть   процентного   (купонного)
   дохода,  выплата  которого  предусмотрена  условиями выпуска такой
   ценной бумаги,  рассчитываемая  пропорционально  количеству  дней,
   прошедших   от   даты  выпуска  ценной  бумаги  или  даты  выплаты
   предшествующего купонного дохода до даты совершения  сделки  (даты
   передачи ценной бумаги).
        Таким образом,  под датой совершения сделки  по  операциям  с
   ценными  бумагами,  обращающимися  на  организованном рынке ценных
   бумаг, понимается дата передачи ценной бумаги.
        Если сделка  по  приобретению  или реализации осуществлена на
   организованном рынке ценных бумаг с передачей ценной бумаги  после
   заключения  сделки,  то  для  целей налогообложения интервал между
   минимальной  и  максимальной  ценами  сделок  (интервал   цен)   с
   указанной   ценной   бумагой,   зарегистрированной   организатором
   торговли на  рынке  ценных  бумаг,  необходимо  определять на дату
   передачи ценной бумаги.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 4 июня 2003 г. N 04-02-05/5/12

12.08.2003                                              О.Б.Солдатова
                                        Проект "КонсультантФинансист"


        Вопрос: Российское   акционерное   общество    просит    дать
   разъяснения  относительно  метода расчета минимальной доли участия
   для  целей  применения  п.1  ст.10  Соглашения  между   Российской
   Федерацией  и  Федеративной  Республикой  Германия  от  29.05.1996
   "Об избежании двойного  налогообложения  в  отношении  налогов  на
   доходы  и  имущество".  Согласно  указанному  положению дивиденды,
   выплачиваемые российской компанией акционеру - резиденту Германии,
   могут  облагаться  налогом  в  РФ.  При  этом  одним  из критериев
   получения права на  применение  пониженной  ставки  (5%)  является
   размер    доли   участия   акционера  в   капитале   -   не  менее
   160 000 нем. марок или эквивалентной суммы в рублях.
        Просим  разъяснить,  какая  сумма  будет соответствовать доле
   участия в АО в случае,  если пакет акций АО приобретен иностранным
   акционером  на  вторичном рынке по цене,  отличной от их номинала:
   сумма,  фактически  уплаченная  при  покупке  пакета  акций,   или
   номинальная стоимость этих акций?

        Ответ: Статьей 10  "Дивиденды"  Соглашения  между  Российской
   Федерацией  и  Федеративной Республикой Германия от 29.05.1996 "Об
   избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и
   имущество"  установлено,  что  если  компания  -  резидент  одного
   государства  располагает  по  меньшей  мере  10%   уставного   или
   складочного  капитала  компании  - резидента другого государства и
   эта доля участия в капитале составляет не менее чем 160  000  нем.
   марок   или   эквивалентную   сумму   в   рублях,   то  дивиденды,
   выплачиваемые первой упомянутой компании, облагаются в государстве
   источника  выплаты  дивидендов  по  ставке  5%  от  валовой  суммы
   дивидендов.
        Меморандумом  о  взаимопонимании  от  26.09.2001  по вопросам
   применения  Соглашения об избежании двойного налогообложения между
   Россией  и  Германией  в  п.1  подтверждается  понимание того, что
   достаточным для реализации положений п.1 ст.10 Соглашения является
   соблюдение  условия о минимальной доле участия (160 000 нем. марок
   или   эквивалентной   суммы  в  рублях)  на  момент  осуществления
   инвестиции.
        В соответствии  с   Федеральным   законом   "Об   иностранных
   инвестициях  в  Российской Федерации" иностранные инвестиции могут
   осуществляться посредством приобретения акций  как  на  первичном,
   так и на вторичном рынках.
        Относительно  метода    расчета   минимальной   доли  участия
   (160 000  нем.  марок  или эквивалентной суммы в рублях) для целей
   реализации  п.1  ст.10 Соглашения  можно сказать следующее. Размер 
   инвестиции следует оценивать исходя из  суммы,  которую   инвестор  
   фактически  уплачивает  на  дату  приобретения,  при  условии, что  
   сделка  совершается  на  основе  принципа "вытянутой руки" ("arm's 
   length" basis).
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 23 мая 2003 г. N 04-06-05/1/30

12.08.2003                                              О.Б.Солдатова
                                        Проект "КонсультантФинансист"


        Вопрос: Вправе  ли  российская  организация  при приобретении
   ценных  бумаг  у  гражданина  Украины,  не  являющегося  налоговым
   резидентом   РФ,  предоставить  данному  гражданину  имущественный
   налоговый вычет,  предусмотренный ст.220 НК РФ, учитывая положения
   п.1  ст.23  российско-украинского Соглашения об избежании двойного
   налогообложения и ст.62 Конституции РФ?

        Ответ: В  соответствии  с  п.3  ст.224   Налогового   кодекса
   Российской  Федерации в отношении доходов,  получаемых физическими
   лицами,   не   являющимися   налоговыми   резидентами   Российской
   Федерации, установлена налоговая ставка 30%.
        В соответствии с п.4 ст.210 для доходов,  в отношении которых
   предусмотрены иные налоговые ставки,  чем установленная п.1 ст.224
   НК РФ  ставка 13%,  налоговые вычеты,  предусмотренные ст.ст.218 -
   221 НК РФ, не применяются.
        Согласно ст.62 Конституции Российской  Федерации  иностранные
   граждане  и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации
   правами  и  несут  обязанности  наравне  с  гражданами  Российской
   Федерации,  кроме  случаев,  установленных федеральным законом или
   международным договором Российской Федерации.
        В то же время согласно п.2 ст.3 Налогового кодекса Российской
   Федерации,  являющегося  федеральным   законом,   не   допускается
   устанавливать   дифференцированные   ставки   налогов   и  сборов,
   налоговые   льготы   в   зависимости   от   формы   собственности,
   гражданства,  физических  лиц  или  места  происхождения капитала.
   Статья 7 НК РФ  устанавливает  приоритет  международного  договора
   Российской  Федерации,  содержащего  положения о налогах и сборах,
   над положениями НК РФ.
        Таким международным договором  является  межправительственное
   российско-украинское     Соглашение    об    избежании    двойного
   налогообложения, п.1 ст.23 которого предусматривает,  что граждане
   Договаривающегося  Государства  не  будут  подвергаться  в  другом
   Договаривающемся   Государстве   какому-либо  налогообложению  или
   связанному с ним обязательству,  иному или более обременительному,
   чем  налогообложение  и  связанное  с  ним обязательство,  которым
   подвергаются  или  могут  подвергаться  граждане   этого   другого
   Государства при тех же обстоятельствах.
        В случае, описанном в вопросе, гражданин Украины не находится 
   "в тех  же  обстоятельствах"  с российскими,  украинскими и любыми
   другими  гражданами,  которые  являются   резидентами   Российской
   Федерации.
        И Налоговый кодекс РФ,  и соглашения  об  избежании  двойного
   налогообложения, заключенные Россией с иностранными государствами,
   включая Украину,  разрешают  дифференциацию  налогообложения  лиц,
   являющихся   налоговыми  резидентами  Российской  Федерации  и  не
   являющихся таковыми.
        Исходя из изложенного организация не имеет права предоставить 
   этому  гражданину  Украины,  не  являющемуся  налоговым резидентом  
   России,  налоговые   вычеты,   предусмотренные  ст.220  Налогового 
   кодекса, и это не будет противоречить ни ст.ст.3  и 7  НК  РФ,  ни  
   вышеупомянутому  Соглашению,   ни   ст.62  Конституции  Российской 
   Федерации.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 19 мая 2003 г. N 04-06-05/1/29

12.08.2003                                              О.Б.Солдатова
                                        Проект "КонсультантФинансист"

=====================================================================

Выпуски за другие дни

Информация предоставлена компанией "Консультант Плюс", являющейся разработчиком одноименных справочных правовых систем. Общероссийская Сеть распространения правовой информации КонсультантПлюс объединяет 300 региональных информационных центров, которые занимаются поставкой систем и передачей информации пользователям в 150 городах России. На специализированном правовом сервере: http://www.consultant.ru/ можно получить бесплатный доступ к большому массиву актуальной справочной правовой информации, а также узнать подробнее о программных продуктах и услугах Сети КонсультантПлюс, о ее структуре и деятельности, скачать демонстрационные версии профессиональных систем.


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное