Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

КонсультантПлюс: Вопросы и Ответы Выпуск от


Информационный Канал Subscribe.Ru


Вопросы и ответы

========================================================================
     Если Вы хотите получать  информацию  об  изменениях  в  федеральном
законодательстве  своевременно  --  от  разработчиков   профессиональных
справочных систем КонсультантПлюс -- подпишитесь на  рассылку  "Новое  в
федеральном законодательстве". Вам будет представлен еженедельный  обзор
федерального законодательства (последние законы, указы, постановления) с
краткими аннотациями к документам. Эта  и  другие  рассылки  на  cервере
www.consultant.ru. ЛУЧШЕ ЗНАТЬ, ЧЕМ ПРЕДПОЛАГАТЬ.

Код рассылки в Subscribe.Ru: law.russia.review.consweeklyrus
========================================================================
        Вопрос: Организация   заключила   лицензионный   договор    с
   правообладателем,   в   соответствии   с   которым   она  получает
   исключительные   права   на   тиражирование   и    распространение
   программного  продукта  на  определенной территории в течение трех
   лет.  По условиям договора правообладателю  выплачивается  разовый
   платеж   за   предоставленное   исключительное  право  пользования
   объектом авторского права.
        Правильно ли мы считаем, что, получая исключительные права по
   такому   договору   не   полностью,  а  частично,  как  для  целей
   бухгалтерского учета,  так и  для  целей  налогообложения  прибыли
   уплаченная  правообладателю  сумма  разового платежа учитывается в
   составе   нематериальных   активов   (п.п.3,   4   Положения    по
   бухгалтерскому учету  "Учет  нематериальных  активов" ПБУ 14/2000,
   утвержденного Приказом Минфина России от  16.10.2000  N  91н,  п.3
   ст.257 НК  РФ),  а  не  как расходы будущих периодов согласно п.26
   ПБУ 14/2000  и  не  как  расходы,  связанные  с  производством   и
   реализацией, согласно пп.26 п.1 ст.264 НК РФ?

        Ответ: Произведения,  являющиеся объектами авторского  права,
   установлены  ст.7  Закона   Российской   Федерации  от  09.07.1993
   N 5351-1 "Об авторском праве и смежных правах"  (далее  -  Закон).
   Причем  законодательство Российской Федерации об авторском праве и
   смежных правах состоит из настоящего Закона, а также, в частности,
   Закона  Российской  Федерации  от  23.09.1992 N 3523-1 "О правовой
   охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных"
   и других актов законодательства.
        Согласно ст.15    Закона    личные    неимущественные   права
   принадлежат  автору  независимо  от  его  имущественных   прав   и
   сохраняются  за  ним  в  случае  уступки  исключительных  прав  на
   использование произведения.
        Статьей 10 Закона Российской Федерации от 23.09.1992 N 3523-1
   установлены исключительные права автора, а именно: воспроизведение
   программы для ЭВМ или базы данных (полное или частичное)  в  любой
   форме,  любыми  способами;  распространение  программы для ЭВМ или
   базы данных;  модификацию программы для ЭВМ или базы данных, в том
   числе  перевод программы для ЭВМ или базы данных с одного языка на
   другой; иное использование программы для ЭВМ или базы данных.
        1. В  соответствии с Положением по бухгалтерскому учету "Учет
   нематериальных  активов"  ПБУ   14/2000,   утвержденным   Приказом
   Министерства финансов  Российской  Федерации  от  16.10.2000 N 91н
   (далее - Положение),  к нематериальным активам могут быть отнесены
   объекты,  отвечающие  всем условиям,  приведенным в п.3 настоящего
   Положения,    -     объекты     интеллектуальной     собственности
   (исключительное     право     на    результаты    интеллектуальной
   деятельности), в  частности  исключительное  авторское  право   на
   программы для ЭВМ, базы данных.
        Таким образом,    учитывая    вышеизложенное,    приобретение
   исключительных   прав   на   тиражирование    и    распространение
   программного  продукта не влечет за собой передачу неимущественных
   авторских   прав   и   не   может   рассматриваться   в   качестве
   нематериального актива.
        Согласно п.26  Положения  платежи  за  предоставленное  право
   пользования объектами интеллектуальной собственности, производимые
   в  виде  фиксированного  разового   платежа,   включая   авторское
   вознаграждение,  отражаются  в  бухгалтерском учете организацией -
   пользователем как расходы будущих периодов и подлежат  списанию  в
   течение срока действия договора.
        2. Статьей 257 гл.25 Налогового кодекса Российской  Федерации
   (далее   -   Кодекс)  установлено,  что  нематериальными  активами
   признаются  приобретенные  и  (или)  созданные  налогоплательщиком
   результаты    интеллектуальной   деятельности   и   иные   объекты
   интеллектуальной  собственности  (исключительные  права  на  них),
   используемые в производстве продукции (выполнении работ,  оказании
   услуг)  или  для  управленческих  нужд   организации   в   течение
   длительного времени (продолжительностью свыше 12 месяцев).
        При приобретении по лицензионным договорам имущественных прав
   на  программы  для  ЭВМ   применяются  положения  ст.264  Кодекса.
   Согласно данной статье Кодекса  к  прочим  расходам,  связанным  с
   производством   и  реализацией,  относятся  расходы,  связанные  с
   приобретением права на использование программ для ЭВМ и баз данных
   по  договорам с правообладателем (по лицензионным соглашениям).  К
   указанным  расходам  также  относятся  расходы   на   приобретение
   исключительных прав   на   программы   для  ЭВМ  стоимостью  менее
   10 000 руб. и обновление программ для ЭВМ и баз данных.
        Согласно п.1 ст.272 Кодекса расходы признаются в том отчетном
   (налоговом) периоде,  в котором эти расходы  возникают  исходя  из
   условий  сделок.  В случае,  если условиями договора предусмотрено
   получение доходов в течение более чем одного отчетного  периода  и
   не предусмотрена поэтапная сдача товаров (работ,  услуг),  расходы
   распределяются налогоплательщиком самостоятельно с учетом принципа
   равномерности признания доходов и расходов.
        В соответствии  с  вышеизложенным  сумма  разового платежа за
   приобретение права на тиражирование и распространение программного
   продукта учитывается в составе расходов, связанных с производством
   и реализацией, в течение срока действия договора.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 30 апреля 2003 г. N 04-02-05/3/40

17.06.2003                                                Е.В.Зернова
                                        Проект "КонсультантБухгалтер"


        Вопрос: В    целях    правильного    применения    налогового
   законодательства просим проконсультировать по следующему вопросу.
        В соответствии со ст.346.15 НК РФ организации при определении
   объекта налогообложения учитывают в том числе доходы от реализации
   товаров (работ, услуг), реализации имущества и имущественных прав.
        Согласно ст.346.17   НК   РФ   датой  получения  доходов  при
   применении упрощенной системы  налогообложения  (УСНО)  признается
   день  поступления  средств  на  счета  в  банках  и (или) в кассу,
   получения иного имущества (работ,  услуг)  и  (или)  имущественных
   прав (кассовый метод).
        Как следует из ст.39 НК РФ,  реализацией товаров,  работ  или
   услуг   признается   соответственно  передача  на  возмездной  или
   безвозмездной основе права собственности  на  товары,  результатов
   выполненных   работ  одним  лицом  для  другого  лица,  возмездное
   оказание услуг одним лицом другому лицу.
        При этом    согласно   ст.346.25   НК   РФ,   устанавливающей
   особенности исчисления налоговой базы при переходе с общего режима
   налогообложения  на  УСНО,  организации,  ранее  применявшие общий
   режим налогообложения  с  использованием  метода  начисления,  при
   переходе на УСНО на дату такого перехода включают в налоговую базу
   суммы денежных средств,  полученные  в  период  применения  общего
   режима  налогообложения в оплату по договорам,  исполнение которых
   налогоплательщик осуществляет после перехода на УСНО.
        Таким образом, если рассматривать нормы ст.ст.346.15, 346.17,
   346.25  НК  РФ  во  взаимосвязи,  можно  говорить   о   том,   что
   предварительная  оплата  товаров  (работ,  услуг)  подлежит  учету
   налогоплательщиками в составе доходов  при  определении  налоговой
   базы по  единому  налогу  при  применении  УСНО.  Насколько  верен
   подобный вывод?
        В случае  если включение аванса в состав доходов в периоде их
   получения для целей  обложения  единым  налогом  следует  признать
   правомерным,   то  в  каком  порядке  для  указанных  целей  будет
   учитываться аванс,  возвращенный,  например,  в следующем отчетном
   периоде  покупателю  товаров  (работ,  услуг)  в  силу расторжения
   договора поставки либо по иным основаниям?

        Ответ: В   соответствии   со   ст.346.15  Налогового  кодекса
   Российской Федерации (далее - Кодекс) доходы от реализации товаров
   (работ,   услуг),   реализации  имущества,  имущественных  прав  и
   внереализационные   доходы,   учитываемые   при   налогообложении,
   определяются  в  соответствии  со  ст.ст.249  и  250  Кодекса (при
   определении объекта налогообложения организациями  не  учитываются
   доходы, предусмотренные ст.251 Кодекса).
        Следовательно, в  тех  случаях,  когда  в  указанных  статьях
   Кодекса есть ссылки на другие статьи  гл.25  Кодекса,  они  должны
   применяться при  условии,  если  не противоречат другим положениям
   гл.26.2  Кодекса.  В  частности,  ссылка  в  п.2  ст.249  Кодекса,
   касающаяся метода признания в целях  налогообложения  поступлений,
   связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или
   имущественные права налогоплательщиков,  перешедших на  упрощенную
   систему  налогообложения,  применяется  только относительно ст.273
   Кодекса.
        С учетом  положений   ст.273   Кодекса    ст.346.17   Кодекса
   установлено,   что   датой   получения   доходов  признается  день
   поступления средств на счета в банках и (или ) в кассу,  получения
   иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав.
        Кроме того,  в соответствии с пп.1  п.1  ст.251  Кодекса  при
   определении   налоговой  базы  налогоплательщиками,  определяющими
   доходы и расходы по кассовому методу, в доходах должны учитываться
   суммы авансов и предоплат,  полученные в счет предстоящих поставок
   товаров (работ, услуг).
        Таким образом,  полученная  предварительная оплата (авансы) в
   счет  отгрузки  товаров  (выполнения  работ,  оказания  услуг)   у
   организаций,   применяющих   упрощенную  систему  налогообложения,
   является объектом налогообложения в отчетном  (налоговом)  периоде
   ее получения.
        В случае  возврата (в следующем отчетном (налоговом) периоде)
   покупателям авансов  в  связи  с  расторжением  договора  поставки
   доходы  организации  в  целях налогообложения уменьшаются на сумму
   возвращенных  покупателям  авансов  (на  дату  списания   денежных
   средств   с   расчетного  счета  организации),  что  должно  найти
   отражение в Книге учета доходов и расходов и Налоговой  декларации
   за соответствующий отчетный (налоговый) период.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 28 апреля 2003 г. N 04-02-05/3/39

17.06.2003                                                Е.В.Зернова
                                        Проект "КонсультантБухгалтер"


        Вопрос: Просим проконсультировать по следующему вопросу.
        В соответствии  с  пп.28  п.1  и  п.4 ст.264 НК РФ расходы на
   световую и иную наружную рекламу,  включая изготовление  рекламных
   стендов   и  щитов,  относятся  к  прочим  расходам,  связанным  с
   производством и (или) реализацией, в размере фактических расходов,
   понесенных организацией.
        Вместе с тем согласно п.1 ст.256  НК  РФ  имущество,  которое
   находится у налогоплательщика на праве собственности, используется
   им для извлечения дохода,  со сроком полезного использования более
   12  месяцев и первоначальной стоимостью более 10 000 руб.  в целях
   налогообложения  прибыли  признается  амортизируемым   имуществом,
   стоимость которого погашается путем начисления амортизации.
        Следует ли  в  целях  налогообложения  прибыли  изготовленный
   рекламный   щит,  соответствующий  критериям  п.1  ст.256  НК  РФ,
   признавать амортизируемым имуществом,  а суммы начисляемой по нему
   амортизации  относить  к  расходам на рекламу,  указанным в ст.264
   НК РФ?

        Ответ: В   соответствии   с  п.1  ст.256  Налогового  кодекса
   Российской   Федерации    в    целях    налогообложения    прибыли
   амортизируемым   имуществом   признаются   имущество,   результаты
   интеллектуальной  деятельности  и  иные  объекты  интеллектуальной
   собственности,  которые  находятся  у  налогоплательщика  на праве
   собственности  (если  иное  не  предусмотрено  настоящей  главой),
   используются им   для   извлечения   дохода  и  стоимость  которых
   погашается путем начисления амортизации. Амортизируемым имуществом
   признается  имущество  со  сроком  полезного  использования  более
   12 месяцев и первоначальной стоимостью более 10 000 руб.
        Согласно ст.258      Кодекса     амортизируемое     имущество
   распределяется  по  амортизационным  группам  в  соответствии   со
   сроками    его    полезного    использования.   Сроком   полезного
   использования  признается  период,  в  течение   которого   объект
   основных  средств и (или) объект нематериальных активов служат для
   выполнения целей деятельности  налогоплательщика.  Срок  полезного
   использования  определяется  налогоплательщиком  самостоятельно на
   дату  ввода  в  эксплуатацию   данного   объекта   амортизируемого
   имущества  в  соответствии  с  положениями  настоящей  статьи и на
   основании    классификации    основных    средств,    определяемой
   Правительством Российской Федерации.
        Срок полезного   использования   амортизируемого    имущества
   (рекламной установки) для начисления амортизации,  учитываемой для
   целей  исчисления  налогооблагаемой  прибыли,   осуществляется   в
   соответствии  с  Постановлением Правительства Российской Федерации
   от 01.01.2002 N 1 "О Классификации основных средств,  включаемых в
   амортизационные группы".
        Указанным      Постановлением       рекламные       установки
   (электрифицированные  рекламные  конструкции  различных  форматов)
   отнесены  к  пятой  группе  -  имущество   со   сроком   полезного
   использования свыше 7 лет до 10 лет включительно.
        Согласно ст.2  Федерального  закона  от 18.07.1995  N  108-ФЗ
   "О  рекламе"  под  рекламой  понимается  распространяемая  в любой
   форме,  с  помощью  любых  средств  информация  о  физическом  или
   юридическом   лице,   товарах,   идеях   и  начинаниях  (рекламная
   информация), которая предназначена для неопределенного круга лиц и
   призвана  формировать или поддерживать интерес к этим физическому,
   юридическому лицу,  товарам,  идеям и начинаниям и  способствовать
   реализации товаров, идей и начинаний.
        В соответствии со ст.264 гл.25 Налогового кодекса  Российской
   Федерации к прочим расходам организации, связанным с производством
   и реализацией,   относятся   расходы   на   рекламу   производимых
   (приобретенных)   и  (или)  реализуемых  товаров  (работ,  услуг),
   товарного знака и знака обслуживания,  включая участие в выставках
   и ярмарках, с учетом положений п.4 ст.264.
        Согласно п.4 ст.264 к расходам организации на рекламу в целях
   гл.25 НК РФ относятся расходы на световую и иную наружную рекламу,
   включая изготовление рекламных стендов и рекламных щитов.
        Учитывая изложенное, организация может относить к расходам на
   рекламу амортизационные отчисления,  начисленные в соответствии  с
   действующим порядком, по рекламному щиту.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 25 апреля 2003 г. N 04-02-05/3/35

17.06.2003                                                Е.В.Зернова
                                        Проект "КонсультантБухгалтер"


        Вопрос:  Каков  порядок  расчета  части суммы ЕСН, подлежащей
   зачислению в федеральный бюджет, организациями, которые пользуются
   льготами согласно ст.239 НК РФ,  в связи с тем что налоговая  база
   по страховым взносам в ПФР у таких организаций превышает налоговую
   базу по ЕСН в части,  подлежащей уплате в федеральный  бюджет,  на
   сумму льгот? Применяется ли в данном случае п.2 ст.243 НК РФ?

        Ответ: Организации,    перечисленные    в   ст.239   Кодекса,
   освобождены от уплаты ЕСН  при  соблюдении  условий,  определяемых
   данной статьей.
        В соответствии с п.2 ст.10 Федерального закона от  15.12.2001
   N  167-ФЗ  "Об  обязательном  пенсионном  страховании в Российской
   Федерации" объектом обложения  страховыми  взносами  и  базой  для
   начисления  страховых  взносов  являются  объект налогообложения и
   налоговая база по ЕСН, установленные гл.24 Кодекса. Предоставление
   льгот, аналогичных   налоговым  льготам,  перечисленным  в  ст.239
   Кодекса, данным Законом не предусмотрено.
        Организации, перечисленные  в  ст.239  Кодекса,  осуществляют
   исчисление   страховых   взносов   на   обязательное    пенсионное
   страхование    от    базы,    превышающей    выплаты,   подлежащие
   налогообложению ЕСН, на сумму налоговых льгот, определяемых ст.239
   Кодекса.  База  для исчисления страховых взносов в Пенсионный фонд
   Российской Федерации будет больше,  чем налогооблагаемая  база  по
   ЕСН, подлежащая зачислению в федеральный бюджет.
        Для расчета ЕСН, подлежащего зачислению в федеральный бюджет,
   ставки ЕСН  определяются  как 1/2 ставок по налогу,  установленных
   для данной категории налогоплательщиков ст.241 Кодекса,  с  учетом
   соблюдения условия на право применения регрессивных ставок налога,
   т.е.  п.2 ст.243 Кодекса для организаций, имеющих налоговые льготы
   по ЕСН, не применяется.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 10 апреля 2003 г. N 04-04-04/36

17.06.2003                                                Е.В.Зернова
                                        Проект "КонсультантБухгалтер"


        Вопрос:    В    целях   правильного   применения   налогового
   законодательства просим проконсультировать по следующим вопросам.
        Каков порядок признания  для  целей  налогообложения  прибыли
   расходов на  научные  исследования  и (или) опытно-конструкторские
   разработки,  относящихся к созданию новой  или  усовершенствованию
   производимой продукции (товаров,  работ, услуг), в соответствии со
   ст.262 Налогового кодекса РФ в следующих ситуациях?
        1. Исследования или разработки завершены,  и расходы на НИОКР
   признаны для целей налогообложения в соответствии со ст.262 НК РФ.
   Налогоплательщик  с  1-го числа месяца,  следующего за месяцем,  в
   котором  завершены   такие   исследования,   равномерно   включает
   указанные  расходы  на  НИОКР в состав прочих расходов при условии
   использования указанных исследований и разработок в производстве и
   (или)  при реализации товаров (выполнении работ,  оказании услуг).
   Параллельно налогоплательщик начинает  оформление  документов  для
   регистрации   исключительных   прав   на   полученные   результаты
   интеллектуальной   деятельности.    Через    определенное    время
   налогоплательщик получает документ,  подтверждающий наличие у него
   надлежаще    оформленных    исключительных    прав    на    объект
   интеллектуальной  собственности.  Как  учитывать в налоговом учете
   оставшуюся непризнанной часть расходов на  НИОКР  после  получения
   исключительных   прав   на  объект  и  признания  его  в  качестве
   нематериального   актива?    В    каком    порядке    определяется
   первоначальная стоимость объекта нематериального актива?
        2. Исследования или разработки завершены,  однако  полученные
   результаты   работ   решено  не  использовать  в  производственной
   деятельности в связи с дорогостоящей технологией  производства.  В
   соответствии с Методическими рекомендациями по применению главы 25
   "Налог на прибыль организаций" части второй Налогового кодекса РФ,
   утвержденными Приказом МНС России  от  20.12.2002  N  БГ-3-02/729,
   налогоплательщик включает произведенные расходы на НИОКР в размере
   70 процентов в состав  расходов  текущего  отчетного  (налогового)
   периода  ежемесячно  в  размере  1/36.  Однако  через определенный
   промежуток времени налогоплательщик принимает решение использовать
   полученные  результаты  работ  в производственной деятельности.  В
   каком порядке производится признание расходов на НИОКР  для  целей
   налогообложения  прибыли  после  начала  использования результатов
   разработок в производственной деятельности при условии,  что часть
   расходов уже включена в расходы отчетного периода?

        Ответ: 1.  Согласно  ст.262   Налогового   кодекса   РФ   при
   определении   налоговой   базы   по  налогу  на  прибыль  расходы,
   относящиеся к созданию новой или  усовершенствованию  производимой
   продукции   (товаров,   работ,  услуг),  в  частности  расходы  на
   изобретательство,  признаются расходами на научные исследования  и
   (или) опытно-конструкторские  разработки  и  включаются  в  состав
   прочих расходов в порядке, установленном указанной статьей.
        В случае если в результате произведенных расходов на  научные
   исследования и     (или)     опытно-конструкторские     разработки
   организация-налогоплательщик   получает  исключительные  права  на
   результаты интеллектуальной деятельности,  указанные в п.3  ст.257
   Кодекса, данные права признаются нематериальными активами, которые
   подлежат амортизации в соответствии с п.2 ст.258 Кодекса.
        В соответствии с Положением  по  бухгалтерскому  учету  "Учет
   расходов на  научно-исследовательские,  опытно-конструкторские   и
   технологические  работы" ПБУ 17/02,  утвержденным Приказом Минфина
   России от  19.11.2002  N  115н,  оно   применяется   в   отношении
   научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических
   работ, по которым получены результаты, подлежащие правовой охране,
   но  не оформленные в установленном законодательством порядке,  или
   по которым получены результаты,  не подлежащие правовой  охране  в
   соответствии с нормами действующего законодательства. Положение не
   применяется к научно-исследовательским и опытно-конструкторским  и
   технологическим   работам,   результаты   которых   учитываются  в
   бухгалтерском учете в качестве нематериальных активов.
        Как видим,  ни  гл.25 "Налог на прибыль организаций" Кодекса,
   ни Положением по бухгалтерскому учету не  предусмотрено  отнесение
   полученных   результатов   по  НИОКР  одновременно  к  НИОКР  и  к
   нематериальным активам.
        Таким образом,     налогоплательщик,    получив    результаты
   научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических
   работ,   подлежащих   правовой  защите,  которые  он  предполагает
   использовать в производстве и  (или)  реализации  товаров  (работ,
   услуг),   должен   принять   решение,   будет   ли   он  оформлять
   исключительные права на результаты  интеллектуальной  деятельности
   или будет использовать полученные результаты как НИОКР.
        2. Расходы налогоплательщика на научные исследования и  (или)
   опытно-конструкторские разработки,  относящиеся  к  созданию новой
   или усовершенствованию  производимой  продукции  (товаров,  работ,
   услуг), в частности расходы на изобретательство, осуществленные им
   самостоятельно или совместно с другими организациями  (в  размере,
   соответствующем   его  доле  расходов),  равно  как  на  основании
   договоров,  по которым он выступает  в  качестве  заказчика  таких
   исследований или разработок,  признаются для целей налогообложения
   после завершения  этих  исследований  или  разработок  (завершения
   отдельных этапов  работ) и подписания сторонами акта сдачи-приемки
   в порядке, предусмотренном ст.262 Кодекса.
        Порядок списания   расходов  на  исследования  и  разработки,
   результаты  которых  будут  использоваться  налогоплательщиком   в
   производстве  и  (или)  при  реализации товаров (выполнении работ,
   оказании услуг),  и расходов на исследования и разработки, которые
   не дали положительного результата, различен.
        В связи с этим налогоплательщик  после  завершения  указанных
   исследований  и разработок должен принять решение о том,  будут ли
   результаты указанных исследований и  разработок  использоваться  в
   производстве  или  эти исследования и разработки будут признаны им
   как не давшие положительного результата.
        Статьей 262  Кодекса не предусмотрено право налогоплательщика
   в последующих налоговых периодах менять порядок списания  расходов
   на вышеуказанные исследования и разработки.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 9 апреля 2003 г. N 04-02-05/3/26

17.06.2003                                                Е.В.Зернова
                                        Проект "КонсультантБухгалтер"


        Вопрос:  Правомерно  ли  предоставление  отсрочки, рассрочки,
   налогового  кредита  и реструктуризации задолженности по налогу на
   доходы физических лиц в отношении налоговых агентов?

        Ответ: В  соответствии со ст.24 Налогового кодекса Российской
   Федерации (далее - Кодекс) налоговыми агентами признаются лица, на
   которых  в соответствии с настоящим Кодексом возложены обязанности
   по исчислению,  удержанию у  налогоплательщика  и  перечислению  в
   соответствующий бюджет налогов и сборов.
        Согласно ст.207  гл.23  "Налог  на  доходы  физических   лиц"
   Кодекса плательщиками налога на доходы физических  лиц  признаются
   физические  лица,  являющиеся  налоговыми  резидентами  Российской
   Федерации,  а  также  физические  лица,   получающие   доходы   от
   источников   в  Российской  Федерации,  не  являющиеся  налоговыми
   резидентами Российской Федерации.
        Следовательно, изменение  срока  уплаты  налога   на   доходы
   физических лиц   на   более   поздний   срок,   осуществляемое   в
   соответствии   с   гл.9  Кодекса,  в  форме  отсрочки,  рассрочки,
   налогового кредита производится только физическим  лицам,  включая
   индивидуальных предпринимателей,  занимающихся предпринимательской
   деятельностью без  образования  юридического  лица,  в  случае  их
   обращения в органы,  уполномоченные принимать решение об изменении
   срока уплаты налога при наличии оснований,  предусмотренных данной
   главой.
        Вместе с  тем  обязанность   по   исчислению,   удержанию   и
   перечислению  налога  в  соответствующий бюджет возложена согласно
   ст.226 Кодекса на налоговых агентов.
        При этом   налоговые   агенты   обязаны   перечислить   суммы
   исчисленного и  удержанного  налога  не  позднее  дня фактического
   получения в банке наличных денежных  средств  на  выплату  дохода.
   Если  денежные  средства  на  выплату  заработной  платы  не  были
   получены в банке,  то соответственно и сумма налога  в  бюджет  не
   перечисляется.
        Поскольку юридические лица -  налоговые  агенты  не  являются
   плательщиками  налога  на  доходы  физических  лиц,  а на них лишь
   возложена обязанность по удержанию и перечислению данного налога в
   бюджет,  то порядок предоставления отсрочки, рассрочки, налогового
   кредита  по  налогу  на  доходы   физических   лиц   на   них   не
   распространяется.
        Кроме того, следует отметить, что удержание подлежащей уплате
   суммы налога на доходы физических лиц производится при фактической
   выплате дохода и неперечисление его в бюджет в связи с отсутствием
   денежных средств  на  выплату  зарплаты  не  влечет  возникновения
   кредиторской задолженности организации.
        На основании изложенного Порядок проведения  реструктуризации
   кредиторской  задолженности  по  начисленным пеням и штрафам перед
   федеральным бюджетом,  утвержденный  Постановлением  Правительства
   Российской Федерации от 03.09.1999 N 1002,  не распространяется на
   задолженность  по  налогу  на   доходы   физических   лиц   и   на
   задолженность  по  пеням  и  штрафам,  начисленным  по  указанному
   налогу.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 4 апреля 2003 г. N 04-04-06/59

17.06.2003                                                Е.В.Зернова
                                        Проект "КонсультантБухгалтер"


        Вопрос:  ОАО просит разъяснить, следует ли подавать заявление
   о  постановке  организации  на  налоговый  учет  в  каждом случае,
   связанном с  приобретением  ОАО  новой  автомашины?  При  неподаче
   указанного заявления подлежит ли ОАО привлечению к ответственности
   за уклонение от постановки на учет в налоговом органе?

        Ответ: В  соответствии  с  п.1   ст.83   Налогового   кодекса
   Российской Федерации организация обязана встать на учет в качестве
   налогоплательщика  в  налоговом  органе  как   по   своему   месту
   нахождения, так и по месту нахождения каждого своего обособленного
   подразделения и месту  нахождения  принадлежащего  ей  недвижимого
   имущества   и   транспортных   средств.   Министерство  Российской
   Федерации  по  налогам  и  сборам  вправе  определять  особенности
   постановки на учет крупнейших налогоплательщиков.
        Заявление организации   о   постановке   на   учет  по  месту
   нахождения подлежащего налогообложению недвижимого  имущества  или
   транспортных средств   подается   в   налоговый   орган  по  месту
   нахождения  этого  имущества  в  течение  30  дней  со   дня   его
   регистрации (п.5 ст.83 Налогового кодекса Российской Федерации).
        Указанные нормы  Налогового  кодекса   Российской   Федерации
   являются   основанием   для   принятия  налоговыми  органами  мер,
   обеспечивающих постановку организации на учет в налоговых  органах
   по  месту  нахождения  принадлежащих этой организации и подлежащих
   налогообложению транспортных средств.
        Вместе с   тем   при   разрешении   рассматриваемого  вопроса
   рекомендуется учитывать разъяснение Пленума  Высшего  Арбитражного
   Суда Российской  Федерации,  данное  в   п.39   Постановления   от
   28.02.2001 N 5.  Согласно этому разъяснению при рассмотрении исков
   налоговых органов о  взыскании  с  налогоплательщиков  санкций  за
   нарушение  срока  постановки  на  учет  в  налоговом  органе  и за
   уклонение   от   постановки   на   учет   в   налоговом    органе,
   предусмотренных  ст.ст.116  и  117  Налогового  кодекса Российской
   Федерации,  судам необходимо учитывать,  что на налогоплательщика,
   вставшего  на  налоговый  учет  в  конкретном  налоговом органе по
   одному из  предусмотренных  ст.83  Налогового  кодекса  Российской
   Федерации  оснований,  не  может быть возложена ответственность за
   неподачу заявления о повторной постановке на налоговый учет в  том
   же самом  налоговом  органе  по  иному  упомянутому  в этой статье
   основанию.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 6 февраля 2003 г. N 04-00-11

17.06.2003                                                Е.В.Зернова
                                        Проект "КонсультантБухгалтер"


        Вопрос: Организация  освобождена  от  исполнения обязанностей
   плательщика  НДС   на  основании  ст.145  НК  РФ   с   01.04.2002.
   С 01.01.2003  организация  хочет  применять   упрощенную   систему
   налогообложения. Налоговый орган считает, что, так как организация
   не вправе отказаться от использования  освобождения  до  истечения
   12 месяцев,  для  перехода  на  упрощенную систему налогообложения
   организация должна восстановить и уплатить в бюджет НДС и пени  за
   весь  период использования освобождения.  Правомерно ли требование
   ИМНС?

        Ответ: Действительно,  согласно п.4 ст.145 Налогового кодекса
   РФ  организации  и  индивидуальные  предприниматели,  использующие
   освобождение   от   исполнения   обязанностей   налогоплательщика,
   связанных  с  исчислением  и  уплатой НДС,  не могут отказаться от
   этого освобождения до истечения  12  последовательных  календарных
   месяцев, за исключением случаев, когда право на освобождение будет
   утрачено ими в соответствии с п.5 настоящей статьи.
        По истечении 12 календарных месяцев не  позднее  20-го  числа
   последующего  месяца  организации и предприниматели представляют в
   налоговые   органы,   в   частности,   уведомление   о   продлении
   использования права   на   освобождение   в   течение  последующих
   12 календарных месяцев или  об  отказе  от  использования  данного
   права.
        Очевидно, что в указанных  нормах  идет  речь  об  отказе  от
   использования права на освобождение, т.е. о возврате организаций и
   предпринимателей к общему порядку исчисления и уплаты НДС.
        Согласно пп.2, 3 ст.346.11 НК РФ организации и индивидуальные
   предприниматели,  применяющие упрощенную систему  налогообложения,
   не признаются плательщиками НДС,  за исключением НДС,  подлежащего
   уплате  в  соответствии  с  НК  РФ при ввозе товаров на таможенную
   территорию Российской Федерации.
        Таким образом,  при переходе на применение  УСНО  организация
   (предприниматель) не является плательщиком НДС, она не исчисляет и
   не   уплачивает  НДС.  Следовательно,  не  производится  отказ  от
   использования освобождения.
        Как было  отмечено   выше,   существуют   исключения,   когда
   организации  и  предприниматели  теряют   право  на  освобождение.
   В соответствии  с  п.5  ст.145  НК РФ,  если в течение периода,  в
   котором  организации  и  предприниматели   используют   право   на
   освобождение,  сумма выручки от реализации товаров (работ,  услуг)
   без учета НДС и налога с продаж  за  каждые  три  последовательных
   календарных   месяца  превысила  один  миллион  рублей  либо  если
   налогоплательщик  осуществлял  реализацию  подакцизных  товаров  и
   (или) подакцизного минерального сырья, налогоплательщики начиная с
   1-го числа месяца,  в котором имело место  такое  превышение  либо
   осуществлялась реализация подакцизных товаров и (или) подакцизного
   минерального сырья, и до окончания периода освобождения утрачивают
   право на освобождение.
        Сумма НДС  за  месяц,  в  котором  имело место указанное выше
   превышение либо осуществлялась реализация  подакцизных  товаров  и
   (или)  подакцизного минерального сырья,  подлежит восстановлению и
   уплате в бюджет в установленном порядке.
        В случае   если  налогоплательщик  не  представил  документы,
   указанные  в  п.4  ст.145  НК  РФ  (либо   представил   документы,
   содержащие   недостоверные   сведения),  а  также  в  случае  если
   налоговый  орган  установил,  что  налогоплательщик  не  соблюдает
   ограничения, установленные настоящим пунктом и п.п.1 и 4 настоящей
   статьи,  сумма налога подлежит восстановлению и уплате в бюджет  в
   установленном    порядке    с   взысканием   с   налогоплательщика
   соответствующих сумм налоговых санкций и пеней.
        Из изложенного  видно,  что  ст.145 НК РФ установлены случаи,
   когда налогоплательщик должен восстановить  и  уплатить  в  бюджет
   НДС.   При   этом  нормы  НК  РФ  не  предусматривают  аналогичную
   обязанность при переходе на УСНО.
        Таким образом, по нашему мнению, требование налогового органа
   о  восстановлении  и  уплате  в  бюджет  НДС  за   период,   когда
   организация  пользовалась освобождением от исполнения обязанностей
   налогоплательщика,  связанных  с  исчислением   и   уплатой   НДС,
   противоречит налоговому законодательству.
        В заключение напоминаем,  что, если налогоплательщик считает,
   что  акты  налоговых  органов  и  действия  или   бездействие   их
   должностных  лиц  нарушают  его права,  он вправе обжаловать такие
   акты и действия или бездействие в вышестоящий налоговый орган  или
   в суд (ст.ст.137, 138 НК РФ).

21.04.2003                                               М.П.Захарова
                                                   Центр исследований
                                              проблем налогообложения
                                               и бухгалтерского учета


        Вопрос: С  2001  г.  организация  ведет строительство объекта
   основных средств собственными  силами.  С  01.01.2003  организация
   перешла  на упрощенную систему налогообложения.  В 2003 г.  объект
   будет введен в эксплуатацию. Надо ли начислить и уплатить в бюджет
   НДС со стоимости выполненных работ?

        Ответ: В соответствии с пп.3 п.1 ст.146 Налогового кодекса РФ
   и п.3.2 Методических рекомендаций по применению главы 21 "Налог на
   добавленную стоимость" Налогового  кодекса  Российской  Федерации,
   утвержденных  Приказом  МНС России  от  20.12.2000  N  БГ-3-03/447
   (ред. от 17.09.2002),  объектом налогообложения  по  НДС  является
   стоимость строительно-монтажных     работ,     выполненных     для
   собственного потребления. К таким работам относятся строительные и
   монтажные работы,  выполненные хозяйственным способом с  1  января
   2001 г. непосредственно налогоплательщиками для собственных нужд.
        В представленной  в  вопросе  ситуации  строительно-монтажные
   работы   будут   завершены   (т.е.   выполнены)  в  период,  когда
   организация будет применять  упрощенную  систему  налогообложения.
   Таким   образом,  объект  налогообложения  по  НДС  не  возникает,
   поскольку организация плательщиком данного налога с 01.01.2003  не
   является (п.2 ст.346.11 НК РФ).

21.04.2003                                                  А.И.Дыбов
                                                   Центр исследований
                                              проблем налогообложения
                                               и бухгалтерского учета


        Вопрос: Организация,   применяющая  с  01.01.2003  упрощенную
   систему    налогообложения,    производит    гарантийный    ремонт
   реализованной бытовой техники, который оплачивают не покупатели, а
   организации,  у которых ранее были приобретены подлежащие  ремонту
   товары.  Включаются  ли  указанные  суммы  в доходы при исчислении
   единого налога?

        Ответ: Согласно  ст.346.15 Налогового кодекса РФ организации,
   перешедшие на упрощенную систему налогообложения,  при определении
   объекта  налогообложения  учитывают  доходы  от реализации товаров
   (работ,  услуг),  реализации  имущества  и   имущественных   прав,
   определяемые   в   соответствии   со   ст.249   НК   РФ,  а  также
   внереализационные  доходы,  определяемые  в соответствии со ст.250
   НК РФ.
        В соответствии с п.п.1,  2 ст.249 НК РФ доходом от реализации
   признаются  выручка  от  реализации  товаров  (работ,  услуг)  как
   собственного производства,  так и ранее приобретенных,  выручка от
   реализации  имущественных  прав.  При  этом  выручка от реализации
   определяется исходя из всех поступлений,  связанных с расчетами за
   реализованные  товары  (работы,  услуги)  или имущественные права,
   выраженных в денежной и (или) натуральной формах.  То есть доходом
   от   реализации   является   вся   валовая   выручка,   полученная
   организацией.
        В рассматриваемом  случае  организация  фактически  выполнила
   работы  по  ремонту  бытовой  техники,   которые   были   оплачены
   организациями  -  производителями данной техники.  Соответственно,
   учитывая положения п.п.1,  2 ст.249 и ст.346.15 НК РФ,  вся  сумма
   полученной от организации-производителя выручки включается в общий
   объем выручки.

21.04.2003                                                С.С.Лысенко
                                                   Центр исследований
                                              проблем налогообложения
                                               и бухгалтерского учета


        Вопрос: Организация  перешла на применение упрощенной системы
   налогообложения.  Налоговый орган требует уплатить в  бюджет  НДС,
   возмещенный   при  приобретении  основных  средств  до  применения
   упрощенной системы. Права ли ИМНС?

        Ответ: Согласно   п.2   ст.346.11   Налогового   кодекса   РФ
   организации,  применяющие упрощенную систему  налогообложения,  не
   признаются плательщиками   налога  на  добавленную  стоимость,  за
   исключением налога на добавленную стоимость,  подлежащего уплате в
   соответствии  с  НК  РФ при ввозе товаров на таможенную территорию
   Российской Федерации.  В связи с этим приобретенные до перехода на
   упрощенную     систему     налогообложения    и    не    полностью
   самортизированные основные средства (а также НМА, покупные товары,
   сырье  и  материалы,  не  отпущенные  ранее  в производство) будут
   использоваться при осуществлении операций,  не облагаемых  налогом
   на добавленную стоимость.
        Следовательно, суммы   принятого   к  вычету  НДС  по  такому
   имуществу подлежат восстановлению и  уплате  в  бюджет  по  итогам
   декабря или IV квартала 2002 г.  в соответствии с п.п.2,  3 ст.170
   НК РФ.  При этом по объектам ОС восстановлению подлежат суммы НДС,
   исчисленные   исходя  из  остаточной  стоимости  данных  объектов.
   Согласно  Инструкции  по  заполнению  Декларации  по   налогу   на
   добавленную  стоимость  и  Декларации  по  налогу  на  добавленную
   стоимость по   операциям,   облагаемым   по    налоговой    ставке
   0 процентов,   утвержденной  Приказом  МНС  России  от  21.01.2002
   N БГ-3-03/25,  сумма  восстановленного  налога,   исчисленного   с
   остаточной стоимости ОС и НМА (без учета переоценок), показывается
   по строке 430 Декларации по НДС.
        Вместе  с  тем  существует  и  противоположная  точка зрения.
   В частности,  суды приводят следующую аргументацию. В соответствии
   с  п.1  ст.172  НК  РФ  вычеты сумм НДС,  предъявленных продавцами
   налогоплательщику  при  приобретении  ОС,  производятся  в  полном
   объеме после принятия на учет данных ОС. Из смысла указанной нормы
   не  следует,  что  суммы  НДС  по  приобретенным  ОС,  возмещенные
   (принятые  к  вычету)  в  установленном законом порядке,  подлежат
   обязательному   восстановлению   и   уплате   в    случае,    если
   налогоплательщик  в  дальнейшей  деятельности  вправе осуществлять
   реализацию товаров (работ,  услуг) без НДС.  Кроме того,  НК РФ не
   содержит   норм,   указывающих   на  необходимость  восстановления
   названных сумм налога (по Постановлениям ФАС Уральского округа  от
   28.10.2002  N Ф09-2288/02-АК,  от 13.02.2002 N Ф09-221/02-АК,  ФАС
   Западно-Сибирского округа от 27.08.2001 N Ф04/2465-749/46-2001, от
   24.04.2002 N Ф04/1410-128/А67-2002).

21.04.2003                                             Е.А.Скаковская
                                                   Центр исследований
                                              проблем налогообложения
                                               и бухгалтерского учета


        Вопрос: Вправе  ли организация,  созданная в октябре 2002 г.,
   применять упрощенную систему налогообложения с 01.01.2003?

        Ответ: Специальный  налоговый   режим   "Упрощенная   система
   налогообложения", предусмотренный  гл.26.2  Налогового кодекса РФ,
   введен в действие с  01.01.2003.  При  этом  нормы  данной  главы,
   регулирующие  порядок  перехода  налогоплательщиков на этот режим,
   могли  применяться  уже  в  2002  г.,  поскольку  в   этой   части
   Федеральный  закон  "О  внесении  изменений  и  дополнений в часть
   вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые  другие
   акты  законодательства  Российской Федерации,  а также о признании
   утратившими  силу  отдельных  актов  законодательства   Российской
   Федерации о  налогах  и  сборах"  от 24.07.2002 N 104-ФЗ вступил в
   силу 31.08.2002 (ст.8 указанного Закона).
        Вновь созданные   организации   и   вновь  зарегистрированные
   индивидуальные  предприниматели,  изъявившие  желание  перейти  на
   упрощенную  систему  налогообложения,  вправе  подать  заявление о
   переходе на  упрощенную  систему  налогообложения  одновременно  с
   подачей  заявления  о  постановке на учет в налоговых органах (п.2
   ст.346.13 НК РФ).  Заявление о постановке на учет организации  или
   физического  лица,  осуществляющего  деятельность  без образования
   юридического лица,  подается в налоговый орган  соответственно  по
   месту  нахождения  или по месту жительства в течение 10 дней после
   их государственной регистрации (п.3 ст.83 НК РФ).
        Учитывая изложенное,   считаем,  что  организации,  созданные
   после сентября 2002  г.,  вправе  представить  в  налоговый  орган
   заявление   о   переходе  на  упрощенную  систему  налогообложения
   одновременно с подачей заявления о постановке на учет в  налоговых
   органах.  В этом случае сведения о выручке за 9 месяцев 2002 г.  в
   заявлении не указываются,  что также отмечено  в  форме  N  26.2-1
   "Заявление  о  переходе  на  упрощенную  систему налогообложения",
   Приложение N 1 к Приказу МНС России от 19.09.2002 N ВГ-3-22/495.
        Следует отметить,    что    применять    упрощенную   систему
   налогообложения,  предусмотренную  гл.26.2   "Упрощенная   система
   налогообложения"  НК  РФ,  не  вправе организации и индивидуальные
   предприниматели, перечисленные в п.3 ст.346.12 НК РФ.

21.04.2003                                            В.А.Александров
                                                   Центр исследований
                                              проблем налогообложения
                                               и бухгалтерского учета


        Вопрос: Вправе     ли     гаражно-строительный     кооператив
   пользоваться   льготой   по   налогу  на  имущество  как  гаражный
   кооператив?

        Ответ: В  соответствии  с  п."з" ст.4 Закона РФ от 13.12.1991
   N 2030-1 "О налоге на имущество  предприятий"  данным  налогом  не
   облагается имущество  жилищно-строительных,  дачно-строительных  и
   гаражных   кооперативов,   садоводческих   товариществ,   а  также
   имущество  общественных  объединений,  ассоциаций,  осуществляющих
   свою  деятельность  за  счет  целевых взносов граждан и отчислений
   предприятий и организаций из оставшейся в  их  распоряжении  после
   уплаты   налогов   и   других  обязательных  платежей  прибыли  на
   содержание указанных общественных  объединений,  ассоциаций,  если
   они не осуществляют предпринимательскую деятельность.  Аналогичный
   порядок  предусмотрен   Инструкцией   Госналогслужбы   России   от
   08.06.1995  N 33 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на
   имущество предприятий".
        В рассматриваемом   случае  вопрос  возник  ввиду  наличия  в
   наименовании  кооператива  слова  "строительный".   Однако   такое
   буквальное  толкование  правовой  нормы  без  учета ее смысла,  по
   нашему  мнению,  неправомерно.   Основным   критерием   применения
   указанной  в  п."з"  ст.4  Закона РФ от 13.12.1991 N 2030-1 льготы
   является не наименование организаций, а их организационно-правовая
   форма   (специализированные  потребительские  кооперативы)  и  вид
   фактически осуществляемой ими деятельности.
        В данном   случае  следует  принимать  во  внимание  источник
   формирования  имущества  -  членские  взносы  членов  кооператива,
   образованного гражданами для удовлетворения своих нужд по хранению
   и эксплуатации личных автомобилей без цели извлечения прибыли.
        Таким образом,   считаем,   что   в   рассматриваемом  случае
   организация вправе  пользоваться  льготой,  предусмотренной  п."з"
   ст.4 Закона РФ от 13.12.1991 N 2030-1.

21.04.2003                                                С.С.Лысенко
                                                   Центр исследований
                                              проблем налогообложения
                                               и бухгалтерского учета


        Вопрос:  В каких случаях банк признается налоговым агентом по
   уплате  НДФЛ  при  погашении  векселей,  предъявленных к погашению
   физическими  лицами? Как при этом рассчитать налоговую базу, в том
   числе если  вексель  предъявляется  к погашению вторым или третьим
   его владельцем,  а также при предъявлении векселя  до  наступления
   срока погашения?  Признается ли банк налоговым агентом при покупке
   векселей у индивидуальных предпринимателей,  а также  при  покупке
   негосударственных  облигаций  у  физических  лиц  и индивидуальных
   предпринимателей?

        Ответ: В соответствии с п.3  ст.43  части  первой  Налогового
   кодекса  Российской  Федерации процентами признается любой заранее
   заявленный доход,  в том числе  в  виде  дисконта,  полученный  по
   долговому  обязательству  любого  вида  (независимо от способа его
   оформления).
        Поскольку выданный    физическому   лицу   вексель   отражает
   отношения займа при погашении векселя,  доходом этого  физического
   лица,   подлежащим  налогообложению,  следует  считать  процентный
   (дисконтный) доход.
        При предъявлении  векселя  (в  котором  дисконт  не указан) к
   погашению вторым или третьим его  владельцем  налоговый  агент  не
   имеет  возможности  определить  налоговую  базу,  поэтому  выплата
   дохода  будет  осуществляться  без  удержания  налога  на   доходы
   физических лиц.
        При предъявлении  физическим  лицом  векселя  до  наступления
   срока погашения  происходит  реализация  векселя физическим лицом,
   следовательно, у физического лица возникает доход  от  реализации,
   подлежащий налогообложению.
        При исчислении налога на доходы  физических  лиц  с  доходов,
   полученных  от  продажи  принадлежащих им ценных бумаг,  налоговые
   агенты  могут  учитывать  документально   подтвержденные   расходы
   физических  лиц,  связанные  с  приобретением  и  реализацией этих
   ценных бумаг.
        Если физическое  лицо  не  представляет   налоговому   агенту
   документы, подтверждающие  расходы  на  приобретение ценных бумаг,
   налоговый агент производит выплату доходов без  удержания  налога,
   поскольку в данном случае невозможно определить налоговую базу.
        Статьей 226  части  второй  Налогового   кодекса   Российской
   Федерации на налоговых агентов возложена обязанность по исчислению
   и  уплате  налога с доходов налогоплательщика,  источником которых
   являются   эти   налоговые   агенты,   за   исключением   доходов,
   налогообложение   которых   осуществляется   в   соответствии   со
   ст.ст.227, 228 части второй Налогового кодекса.
        Статьей 230  Налогового  кодекса  Российской   Федерации   на
   налоговых  агентов  возлагается обязанность ведения учета доходов,
   полученных от них физическими  лицами,  а  также  представления  в
   налоговый   орган   по  месту  своего  учета  сведений  о  доходах
   физических лиц этого налогового периода  и  суммах  начисленных  и
   удержанных   в   этом   налоговом   периоде   налогов  по  формам,
   установленным Министерством  Российской  Федерации  по  налогам  и
   сборам.
        Налогообложение доходов физических лиц,  с которых  налоговым
   агентом  не  был  удержан  налог,  будет  осуществляться налоговым
   органом при  подаче  налогоплательщиком  декларации  по  окончании
   налогового периода.
        Данный порядок налогообложения распространяется на физических
   лиц,   не   зарегистрированных   в  качестве  предпринимателя  без
   образования юридического лица.
        Что касается    доходов   зарегистрированных   индивидуальных
   предпринимателей, получаемых       ими      при      осуществлении
   предпринимательской деятельности  (в  том  числе  и  купли-продажи
   векселей),    налогообложение   таких   доходов   производится   в
   соответствии со  ст.227  Налогового кодекса Российской  Федерации.
        Аналогичный порядок   налогообложения   предусмотрен   и  для
   операций с негосударственными облигациями.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 1 апреля 2003 г. N 04-04-06/56

17.06.2003                                              О.Б.Солдатова
                                        Проект "КонсультантФинансист"


        Вопрос: Банк, выплачивающий доход иностранной организации, на
   момент выплаты   дохода   уведомлен   получателем   дохода,    что
   выплачиваемый доход   относится  к  постоянному  представительству
   получателя дохода  в Российской Федерации,  и имеет в распоряжении
   нотариально заверенную копию свидетельства о постановке получателя
   дохода  на учет в налоговых органах,  оформленную не ранее,  чем в
   предшествующем налоговом периоде.
        Возникает   ли   при   наличии   указанных   выше  документов
   необходимость  удержания налога в случае, если доход выплачивается
   не  на расчетный счет постоянного представительства, а на счет его
   головной   организации   (открытый   в  иностранном  банке),  либо
   сторонней организации-нерезиденту?
        Что  понимается  под  выражением  "свидетельство о постановке
   получателя  дохода  на  учет  в  налоговых органах, оформленное не
   ранее,   чем   в   предшествующем  налоговом  периоде" - не  ранее
   предшествующего налогового периода должна быть дата выдачи данного
   свидетельства либо дата его нотариального заверения?

        Ответ: В  п.2 ст.310 Налогового кодекса Российской Федерации,
   в частности,  установлено, что исчисление и удержание суммы налога
   с доходов,    выплачиваемых    иностранным    организациям,     не
   производится,  если "налоговый агент уведомлен получателем дохода,
   что выплачиваемый доход относится к постоянному  представительству
   получателя   дохода  в  Российской  Федерации,  и  в  распоряжении
   налогового   агента   находится   нотариально   заверенная   копия
   свидетельства  о  постановке получателя дохода на учет в налоговых
   органах,  оформленная не  ранее  чем  в  предшествующем  налоговом
   периоде".
        Слово "оформленная" в рассматриваемой формулировке п.2 ст.310
   Кодекса может относиться только к слову "копия".  В случае если бы
   законодатель  связывал  требование  к  оформлению в предшествующем
   налоговом периоде с самим свидетельством о постановке на учет,  то
   вместо  слова  "оформленная"  должно  было бы использоваться слово
   "оформленного".
        Таким образом,  в  периоде,  предшествующем  выплате  дохода,
   должна быть оформлена нотариально заверенная копия свидетельства о
   постановке  иностранной  организации - получателя дохода на учет в
   налоговых органах.
        Следует иметь  в  виду,  что  на  учете  в  налоговых органах
   состоит не постоянное представительство иностранной организации, а
   сама   иностранная   организация   в  связи  с  осуществлением  ею
   деятельности в Российской Федерации.  В  связи  с  этим  не  имеет
   значения,    выплачивается   ли   доход   на   счета   постоянного
   представительства иностранной организации в  Российской  Федерации
   или на счета головной организации.
        В случае    перечисления    налоговым    агентом     платежа,
   причитающегося     иностранной     организации,     осуществляющей
   деятельность через постоянное представительство,  по ее  поручению
   третьему лицу, фактическим получателем дохода остается иностранная
   организация,  с которой у  налогового  агента  имеются  договорные
   отношения, в счет которых осуществляется выплата дохода. Именно об
   этой  иностранной  организации  налоговый  агент  должен   указать
   сведения  в  Налоговом  расчете  (информации) о суммах выплаченных
   иностранным организациям    доходов    и    удержанных    налогов,
   утвержденном Приказом МНС России от  24.01.2002  N  БГ-3-23/31,  в
   соответствии  со  ст.ст.289  и  310  Налогового кодекса Российской
   Федерации.  При  этом  удержания  налогов   при   выплате   дохода
   иностранной  организации с перечислением платежа в пользу третьего
   лица налоговым агентом также не производится.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 11 марта 2003 г. N 04-06-05/1/15

17.06.2003                                              О.Б.Солдатова
                                        Проект "КонсультантФинансист"


        Вопрос: Учредителем     российской    организации    является
   германская  компания,  которая  владеет  100%  уставного  капитала
   организации.    Учитывая положения Соглашения между  РФ  и  ФРГ об
   избежании  двойного  налогообложения,  просим  разъяснить  порядок
   учета   российской организацией в  целях  налогообложения  прибыли
   процентов по займу, предоставленному учредителем.

        Ответ: В   соответствии   с   положениями   Соглашения  между
   Российской  Федерацией  и  Федеративной  Республикой  Германия  об
   избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и
   имущество, п.3   Протокола  к  Соглашению  расходы  предприятия  -
   резидента одного   договаривающегося   государства,   в    котором
   участвует  резидент другого договаривающегося государства,  в виде
   процентов по долговым обязательствам любого  вида,  независимо  от
   природы  кредита  или  займа,  подлежат  прямому,  неограниченному
   вычету   из   налогооблагаемой   прибыли    первого    упомянутого
   предприятия.
        Указанный подход применяется к любому налоговому  периоду,  в
   отношении   которого   представляется   налоговая   декларация   и
   уплачивается налог, начиная с 01.01.2002.
        Необходимо иметь в виду, что в соответствии с п.3 Протокола к
   Соглашению такой вычет процентов  по  долговым  обязательствам  не
   может  превышать  сумм,  которые  согласовывались  бы независимыми
   предприятиями при сопоставимых условиях.
        В связи   с   этим  следует  руководствоваться  особенностями
   отнесения процентов по полученным заемным  средствам  к  расходам,
   которые   предусмотрены   п.2   ст.269  гл.25  Налогового  кодекса
   Российской Федерации в отношении  так  называемых  ассоциированных
   предприятий (доля участия в капитале более 20%).
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 11 марта 2003 г. N 04-06-05/1/14

17.06.2003                                              О.Б.Солдатова
                                        Проект "КонсультантФинансист"


        Вопрос: Предприниматель  осуществляет  розничную  торговлю  с
   применением контрольно-кассовой машины. Должен ли он при получении
   аванса за товар пробивать кассовый чек?

        Ответ: В   соответствии  со  ст.1  Закона  РФ  от  18.06.1993
   N 5215-1 "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении
   денежных расчетов с  населением"  (ред.  от  30.12.2001)  денежные
   расчеты  с  населением  при  осуществлении  торговых  операций или
   оказании услуг на  территории  Российской  Федерации  производятся
   всеми    предприятиями    (в   том   числе   физическими   лицами,
   осуществляющими предпринимательскую деятельность  без  образования
   юридического  лица,  в  случае осуществления ими торговых операций
   или оказания услуг),  организациями,  учреждениями, их филиалами и
   другими  обособленными  подразделениями с обязательным применением
   контрольно-кассовых машин.
        Существует мнение,  что   получение   денежных   средств   от
   населения   в  качестве  аванса  под  продажу  товаров  необходимо
   оформлять   пробитием   кассового   чека   с   помощью    ККМ    в
   общеустановленном порядке.
        Вместе с тем при рассмотрении спора, возникшего в аналогичной
   ситуации, ФАС Северо-Западного округа (Постановление от 20.12.2002
   N А56-23789/02) указал на следующее.
        Покупателю (клиенту)   вместе   с  покупкой  (после  оказания
   услуги)  выдается  отпечатанный  ККМ  чек  за  покупку   (услугу),
   подтверждающий исполнение обязательств по  договору  купли-продажи
   (оказания  услуги)  между покупателем (клиентом) и соответствующей
   организацией (ст.2 Закона РФ от 18.06.1993 N 5215-1).
        Таким образом,  по смыслу этой нормы  кассовый  чек  выдается
   только  в  том случае,  если покупатель (клиент) производит оплату
   покупки (услуги) полностью.  Поскольку при частичной оплате  товар
   покупателю  не  передается,  обязанность  выдать  кассовый  чек не
   наступает.

15.04.2003                                                  А.И.Дыбов
                                                   Центр исследований
                                              проблем налогообложения
                                               и бухгалтерского учета

=====================================================================

Выпуски за другие дни

Информация предоставлена компанией "Консультант Плюс", являющейся разработчиком одноименных справочных правовых систем. Общероссийская Сеть распространения правовой информации КонсультантПлюс объединяет 300 региональных информационных центров, которые занимаются поставкой систем и передачей информации пользователям в 150 городах России. На специализированном правовом сервере: http://www.consultant.ru/ можно получить бесплатный доступ к большому массиву актуальной справочной правовой информации, а также узнать подробнее о программных продуктах и услугах Сети КонсультантПлюс, о ее структуре и деятельности, скачать демонстрационные версии профессиональных систем.


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное