Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

КонсультантПлюс: Вопросы и Ответы Выпуск от


Информационный Канал Subscribe.Ru


Вопросы и ответы

========================================================================
     Если Вы хотите  одними  из  первых  узнавать  о  новостях  компании
"Консультант Плюс", ее новых программных продуктах, выходе новых версий,
проводимых акциях, скидках и  другую  полезную  информацию,  а  также  о
новостях  сервера  КонсультантПлюс,  подпишитесь  на  рассылку  "Новости
КонсультантПлюс". Эта и другие рассылки на cервере www.consultant.ru.

Код рассылки в Subscribe.Ru: law.russia.review.consnews
========================================================================
        Вопрос: Индивидуальный предприниматель изготавливает мебель и
   реализует ее населению через магазин.
        Обязан ли  указанный предприниматель начислять и уплачивать в
   бюджет НДС и налог с продаж на стоимость реализуемой через магазин
   мебели?

        Ответ: Согласно ст.143 гл.21 "Налог на добавленную стоимость"
   части второй Налогового  кодекса  Российской  Федерации  (далее  -
   Кодекс)  индивидуальные  предприниматели  признаются плательщиками
   данного налога.
        В соответствии с п.1 ст.168 Кодекса  при  реализации  товаров
   (работ, услуг)  налогоплательщик  дополнительно  к  цене  (тарифу)
   реализуемых  товаров  (работ,  услуг)  обязан  предъявить к оплате
   покупателю  этих  товаров  (работ,  услуг)  соответствующую  сумму
   налога.  При  этом  согласно  п.2  ст.168  Кодекса  сумма  налога,
   предъявляемая  налогоплательщиком   покупателю   товаров   (работ,
   услуг),  исчисляется  по каждому виду этих товаров (работ,  услуг)
   как соответствующая налоговой ставке процентная доля цен (тарифов)
   этих товаров (работ, услуг).
        Учитывая изложенное,   при  передаче  организациям  розничной
   торговли  для  реализации   по   договорам   комиссии   (агентским
   договорам,   договорам   поручения)  изготовленных  индивидуальным
   предпринимателем товаров   их  стоимость  увеличивается  на  сумму
   налога  на   добавленную   стоимость,   исчисленную   по   ставке,
   установленной ст.164 Кодекса.
        Согласно ст.349 Кодекса объектом налогообложения по налогу  с
   продаж  признаются операции по реализации физическим лицам товаров
   (работ,  услуг) за  наличный  расчет,  а  также  с  использованием
   расчетных  или  кредитных  банковских карт.  При этом на основании
   ст.348 Кодекса    индивидуальные    предприниматели     признаются
   плательщиками данного налога.
        Следует иметь в  виду,  что  п.3  ст.354  Кодекса  установлен
   особый  порядок уплаты налога с продаж в случае,  если фактическая
   реализация   товаров   покупателям   производится    комиссионером
   (поверенным,  агентом)  и денежные средства за реализованный товар
   поступают в  кассу  комиссионера  (поверенного,  агента).  В  этом
   случае  обязанность по уплате налога с продаж и перечислению его в
   бюджет возлагается на комиссионера (поверенного,  агента), который
   признается в этом случае налоговым агентом.
        Таким образом,  в  случае  поступления  от  физического  лица
   денежных  средств  за  реализованный  товар  в  кассу  предприятия
   розничной   торговли,   являющегося   комиссионером   (поверенным,
   агентом), обязанность по уплате налога с продаж возлагается на это
   предприятие.  В  связи  с  этим   при   получении   индивидуальным
   предпринимателем выручки от предприятия розничной торговли налог с
   продаж не  уплачивается,  в  случае  если   этот   налог   уплачен
   комиссионером.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 28 марта 2003 г. N 04-03-11/32

13.05.2003                                                  Е.Зернова
                                        Проект "КонсультантБухгалтер"


        Вопрос: В  2001   г.   организацией   получены   авансы   под
   предстоящее оказание услуг. Для целей налогообложения прибыли была
   установлена учетная политика "по оплате".
        В связи  с  исполнением  условий  заключенного  договора,  по
   которому были получены  авансы,  организация  в  2001  г.  понесла
   определенные  расходы,  полностью  оплатила  их,  однако  согласно
   действовавшему в тот  момент  законодательству  о  налогообложении
   прибыли в себестоимость,  учитывающуюся при расчете налоговой базы
   по налогу на прибыль предприятий, данные расходы включены не были.
        С 01.01.2002    организация   перешла   на   кассовый   метод
   определения  доходов  и  расходов.  В  соответствии  с  п.9  ст.10
   Федерального закона от 06.08.2001 N 110-ФЗ "О внесении изменений и
   дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской  Федерации
   и  некоторые  другие  акты законодательства Российской Федерации о
   налогах и сборах,  а также о признании утратившими силу  отдельных
   актов  (положений  актов)  законодательства Российской Федерации о
   налогах и сборах" (ред.  от 31.12.2002) по состоянию на  указанную
   дату  в  состав доходов,  учитывающихся при формировании налоговой
   базы по налогу на  прибыль  переходного  периода,  включена  сумма
   авансов, полученных организацией в 2001 г.
        В то же время отнесение в состав расходов, уменьшающих доходы
   переходного  периода,  себестоимости услуг,  не учтенной ранее для
   целей налогообложения прибыли,  п.9 ст.10 Федерального  закона  от
   06.08.2001 N 110-ФЗ для организаций, переходящих на кассовый метод
   определения доходов и расходов, не предусмотрено.
        С учетом   вышеизложенного   вправе   ли  организация  учесть
   упомянутую себестоимость в составе расходов при расчете  налоговой
   базы по налогу на прибыль I квартала 2002 г.  при условии, что акт
   об оказании услуг подписан заказчиком в январе 2002 г.?

        Ответ: В соответствии с п.11  ст.10  Федерального  закона  от
   06.08.2001 N 110-ФЗ налогоплательщики, переходящие с 01.01.2002 на
   определение  доходов  и  расходов   по   кассовому   методу,   при
   формировании  налоговой  базы  в  отчетном  (налоговом)  периоде в
   соответствии с порядком,  установленным гл.25  Налогового  кодекса
   Российской  Федерации  (далее  -  Кодекс),  не  включают  в состав
   доходов и  расходов  полученные  (переданные)  средства  или  иное
   имущество  в  оплату  товаров  (работ,  услуг)  либо  в  погашение
   требований   или   обязательств,    если    в    соответствии    с
   законодательством,   действовавшим  до  вступления  в  силу  гл.25
   Кодекса,  такие расходы (доходы) уже учитывались при  формировании
   налоговой базы по налогу на прибыль.
        По аналогии с таким подходом,  по нашему  мнению,  переданные
   средства или иное имущество в оплату товаров (работ, услуг) либо в
   погашение обязательств подлежат  учету  в  составе  расходов  базы
   переходного  периода,  если  в  соответствии  с законодательством,
   действовавшим до вступления в силу гл.25  Кодекса,  такие  расходы
   подлежали учету в себестоимости продукции (работ,  услуг),  но еще
   не учитывались  при  формировании  налоговой  базы  по  налогу  на
   прибыль.
        Таким образом,  если  организация,  переходящая  на  кассовый
   метод,  до 2002 г.  признавала выручку "по оплате" и на 31.12.2001
   не учла для целей налогообложения оплаченные расходы, включенные в
   себестоимость продукции (работ, услуг), относящуюся к неполученной
   на указанную дату выручке,  то они могут  быть  учтены  в  составе
   расходов при формировании налоговой базы переходного периода.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 25 марта 2003 г. N 04-02-05/3/13

13.05.2003                                                  Е.Зернова
                                        Проект "КонсультантБухгалтер"

        Вопрос: Просим  разъяснить правомерность взимания платежей за
   загрязнение окружающей среды,  размещение отходов  и  другие  виды
   вредного воздействия,  учитывая, что указанные платежи не являются
   налоговыми платежами, установленными федеральным законом.
        Вправе ли   организация,   применяющая   упрощенную   систему
   налогообложения, при исчислении единого налога уменьшать доходы на
   сумму уплаченных платежей за загрязнение окружающей среды?

        Ответ: Согласно Определению Конституционного Суда  Российской
   Федерации   от  10.12.2002  N  284-О  Постановление  Правительства
   Российской Федерации от 28.08.1992 N 632 "Об  утверждении  Порядка
   определения   платы   и  ее  предельных  размеров  за  загрязнение
   окружающей  природной  среды,  размещение  отходов,  другие   виды
   вредного   воздействия"   (в   ред.   Постановления  Правительства
   Российской  Федерации  от  14.06.2001  N  463),  предусматривающее
   взимание   платежей   неналогового  характера,  сохраняет  силу  и
   подлежит применению.
        В соответствии   со   ст.346.11  гл.26.2  Налогового  кодекса
   Российской  Федерации  (далее  -  Кодекс)  применение   упрощенной
   системы   налогообложения   организациями  предусматривает  замену
   уплаты  налога  на  прибыль  организаций,  налога  на  добавленную
   стоимость   (за   исключением  налога  на  добавленную  стоимость,
   подлежащего уплате в соответствии с настоящим Кодексом  при  ввозе
   товаров  на таможенную территорию Российской Федерации),  налога с
   продаж,  налога  на  имущество  организаций,  единого  социального
   налога уплатой единого налога.
        Иные налоги    уплачиваются    организациями,    применяющими
   упрощенную систему налогообложения, в общеустановленном порядке.
        Статьей  346.18  Кодекса  установлено,  что  в  случае,  если
   объектом    налогообложения    организации   или   индивидуального
   предпринимателя являются доходы, уменьшенные на величину расходов,
   налоговой базой признается денежное выражение доходов, уменьшенных
   на величину расходов.
        По указанным    налогоплательщикам    расходы    для    целей
   налогообложения учитываются в соответствии со ст.346.16 Кодекса.
        При этом установлено, что расходы, указанные в п.1  ст.346.16
   Кодекса,   принимаются  при  условии  их  соответствия  критериям,
   указанным в п.1 ст.252 Кодекса;  расходы,  указанные в пп.5, 6, 7,
   9 - 21 п.1 ст.346.16 Кодекса, принимаются применительно к порядку,
   предусмотренному для  исчисления  налога  на  прибыль  организаций
   ст.ст.254, 255, 263 и 264 настоящего Кодекса.
        Таким образом,  на  сумму   уплаченных   в   соответствии   с
   законодательством   Российской  Федерации  платежей  за  предельно
   допустимые выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в природную среду
   и    другие    аналогичные   расходы   при   определении   объекта
   налогообложения  могут  быть  уменьшены  доходы  налогоплательщика
   (пп.5 п.1 ст.346.16 Кодекса).
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 21 марта 2003 г. N 04-07-14/1

13.05.2003                                                  Е.Зернова
                                        Проект "КонсультантБухгалтер"


        Вопрос: Сотрудники  гаражно   -   строительного   кооператива
   получают  заработную плату во время строительства за счет паевых и
   вступительных взносов,  а  после  сдачи  объекта  строительства  в
   эксплуатацию  -  за  счет  взносов  членов кооператива.  Вправе ли
   кооператив в данном случае применить льготу,  предусмотренную пп.8
   п.1 ст.238 НК РФ?

        Ответ: В соответствии с пп.8 п.1 ст.238  НК  РФ  не  подлежат
   налогообложению  суммы,  выплачиваемые  за  счет  членских взносов
   садоводческих,  садово  -  огородных,  гаражно  -  строительных  и
   жилищно   -   строительных   кооперативов   (товариществ)   лицам,
   выполняющим работы (услуги) для указанных организаций.
        В российском   законодательстве   нет   определения   понятия
   "членский  взнос",  а  следовательно,  нельзя  точно   определить,
   относятся  ли  паевые  и  вступительные взносы к членским взносам.
   Однако основной целью введения льготы,  предусмотренной  пп.8  п.1
   ст.238 НК РФ,  было освобождение от налогообложения взносов членов
   вышеуказанных кооперативов,  так как ранее с  этих  сумм  уже  был
   уплачен ЕСН.
        Таким  образом,   суммы,   выплачиваемые   физическим   лицам
   гаражно -   строительными   кооперативами  за  работу  для  данной
   организации за  счет  членских,  паевых  и  вступительных  взносов
   членов кооперативов, не должны облагаться ЕСН.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 18 марта 2003 г. N 04-04-04/27

13.05.2003                                                  Е.Зернова
                                        Проект "КонсультантБухгалтер"


        Вопрос:   Просим  разъяснить  следующие  вопросы  по  порядку
   применения налога на прибыль организаций.
        1.  Необходимо ли для отнесения в состав расходов организации
   для   целей  налогообложения  прибыли  расходов  на  подготовку  и
   переподготовку  кадров  на  договорной  основе  с  образовательным
   учреждением наличие у образовательного учреждения, помимо лицензии
   на  ведение  образовательной  деятельности,  свидетельства  о  его
   государственной аккредитации?
        2.   Возможно   ли  учитывать  в  качестве  представительских
   расходов  расходы  в  виде  оплаты  за аренду помещения, в котором
   организация проводит официальный прием?

        Ответ: 1. Статьей 264 Налогового кодекса Российской Федерации
   (далее - Кодекс) установлено,  что к расходам налогоплательщика на
   подготовку  и  переподготовку  кадров  на  договорной   основе   с
   образовательными   учреждениями  относятся  расходы,  связанные  с
   подготовкой  и  переподготовкой  (в   том   числе   с   повышением
   квалификации   кадров),  в  соответствии  с  договорами  с  такими
   учреждениями.
        Указанные расходы  включаются в состав прочих расходов,  если
   соответствующие услуги  оказываются  российскими  образовательными
   учреждениями,  получившими  государственную аккредитацию (имеющими
   соответствующую  лицензию),  либо  иностранными   образовательными
   учреждениями, имеющими соответствующий статус.
        Согласно п.6 ст.33 Закона Российской Федерации от  10.07.1992
   N  3266-1  "Об  образовании"  (далее  -  Закон)  право  на ведение
   образовательной    деятельности    и     льготы,     установленные
   законодательством     Российской     Федерации,     возникают    у
   образовательного  учреждения  с  момента   выдачи   ему   лицензии
   (разрешения).
        Если у организации  такой  лицензии  нет,  то  она  не  может
   заниматься образовательной    деятельностью   и,   соответственно,
   рассматриваться в качестве образовательного учреждения.
        Государственной аккредитацией   образовательного   учреждения
   устанавливается государственный статус образовательного учреждения
   (тип,  вид и категория образовательного учреждения, определяемые в
   соответствии  с   уровнем   и   направленностью   реализуемых   им
   образовательных программ) (п.6 ст.12 Закона).
        Государственная аккредитация образовательного учреждения дает
   ему  право  на выдачу своим выпускникам документа государственного
   образца  о  соответствующем  уровне  образования,  на  пользование
   печатью   с   изображением   Государственного   герба   Российской
   Федерации,  а  также  право  общеобразовательного  учреждения   на
   включение     в     схему    централизованного    государственного
   финансирования (п.16 ст.33 Закона).
        В связи с изложенным  для  включения  расходов,  связанных  с
   подготовкой   и   переподготовкой   (в   том  числе  с  повышением
   квалификации   кадров),   в   соответствии    с    договорами    с
   образовательными  учреждениями  в  состав  прочих  расходов  имеет
   значение  статус  организации  как  образовательного   учреждения,
   имеющего   соответствующую  лицензию,  а  не  его  государственная
   аккредитация.
        2. Согласно п.2 ст.264 Кодекса к  представительским  расходам
   относятся  расходы:  на  проведение официального приема (завтрака,
   обеда или иного аналогичного  мероприятия)  и  (или)  обслуживание
   представителей  других  организаций,  участвующих  в переговорах в
   целях установления и (или) поддержания взаимного сотрудничества, а
   также   участников,   прибывших  на  заседание  совета  директоров
   (правления) или иного  руководящего  органа  налогоплательщика,  и
   официальных  лиц  организации - налогоплательщика,  участвующих  в
   переговорах;  транспортное обеспечение доставки этих лиц  к  месту
   проведения   представительского   мероприятия  и  (или)  заседания
   руководящего органа и  обратно;  буфетное  обслуживание  во  время
   переговоров;  оплата  услуг  переводчиков,  не  состоящих  в штате
   налогоплательщика,  по обеспечению перевода  во  время  проведения
   представительских мероприятий.
        Данный перечень является закрытым, и оплата аренды помещения,
   в  котором  организация проводит официальный прием,  не может быть
   отнесена к представительским расходам.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 12 марта 2003 г. N 04-02-03/29

13.05.2003                                                  Е.Зернова
                                        Проект "КонсультантБухгалтер"


        Вопрос: Организации   осуществляют   платежи   в   отраслевой
   (межотраслевой) фонд НИОКР и относят их на расходы в  соответствии
   со  ст.262  НК РФ.  Данные средства поступают на счет организации,
   образующей соответствующий фонд.  Должны ли облагаться налогом  на
   прибыль   денежные   средства,   поступившие   от  организаций  на
   формирование отраслевого   (межотраслевого)   фонда   НИОКР,   или
   указанные средства относятся к целевым поступлениям и не  подлежат
   обложению налогом на прибыль?

        Ответ: Одним из принципов построения гл.25 "Налог на  прибыль
   организаций"  Налогового  кодекса  РФ  (далее  -  Кодекс) является
   зеркальность отражения доходов и расходов.
        Согласно ст.262  Кодекса  расходами на научные исследования и
   (или) опытно - конструкторские разработки признаются, в том числе,
   расходы   на   формирование   Российского  фонда  технологического
   развития и иных отраслевых и межотраслевых  фондов  финансирования
   научно  -  исследовательских  и  опытно - конструкторских работ по
   перечню, утверждаемому  Правительством   РФ   в   соответствии   с
   Федеральным   законом   "О   науке   и  государственной  научно  -
   технической политике".
        Статьей 251   Кодекса   определен   перечень   доходов,    не
   учитываемых при определении налоговой базы. Этот перечень является
   закрытым.
        Учитывая изложенное,  если налогоплательщик осуществил платеж
   в отраслевой (межотраслевой) фонд НИОКР  и  учел  эти  средства  в
   расходах   согласно   ст.262  Кодекса,  то  средства,  поступившие
   организации,  образующей соответствующий фонд,  являются  для  нее
   доходом и должны учитываться при формировании налоговой базы.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 12 марта 2003 г. N 04-02-03/28

13.05.2003                                                  Е.Зернова
                                        Проект "КонсультантБухгалтер"


        Вопрос: Признаются  ли  объектом  налогообложения  по единому
   социальному налогу сверхнормативные командировочные расходы,  если
   они  не отнесены к расходам,  уменьшающим налоговую базу по налогу
   на прибыль организаций в текущем отчетном (налоговом) периоде?

        Ответ: В   соответствии   с   п.1   ст.236    НК    РФ    для
   налогоплательщиков - работодателей объектом налогообложения по ЕСН
   признаются   выплаты   и    иные    вознаграждения,    начисляемые
   налогоплательщиками   в   пользу  физических  лиц  по  трудовым  и
   гражданско  -  правовым  договорам,  предметом  которых   является
   выполнение  работ,  оказание услуг (за исключением вознаграждений,
   выплачиваемых  индивидуальным  предпринимателям),   а   также   по
   авторским договорам.
        Статья 238 НК РФ делает из этого объекта  исключение  в  виде
   законодательно установленных компенсационных выплат. При этом надо
   понимать,  что  суммы   выплат,   выходящие   за   пределы   норм,
   установленных  в соответствии с законодательством,  по существу не
   являются компенсационными,  а становятся обычным элементом  оплаты
   труда, не относящимся на затраты в соответствии с гл.25 НК РФ.
        При этом п.3 ст.236 НК РФ  предусмотрено,  что  вышеуказанные
   выплаты и вознаграждения (вне зависимости от формы,  в которой они
   производятся) не признаются  объектом  налогообложения  по  ЕСН  у
   налогоплательщика - работодателя, если такие выплаты не отнесены к
   расходам,  уменьшающим  налоговую  базу  по  налогу   на   прибыль
   организаций в текущем отчетном (налоговом) периоде.
        Таким образом,    у    налогоплательщика    -    работодателя
   сверхнормативные  командировочные  расходы  не признаются объектом
   налогообложения по  ЕСН,  если  они  не   отнесены   к   расходам,
   уменьшающим  налоговую  базу  по  налогу  на прибыль организаций в
   текущем отчетном (налоговом) периоде.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 3 марта 2003 г. N 04-04-04/22

13.05.2003                                                  Е.Зернова
                                        Проект "КонсультантБухгалтер"


        Вопрос: Организация  арендовала   помещение   и   выплачивала
   арендную  плату  до  заключения  договора  и  его  государственной
   регистрации.  Вправе  ли  организация  уменьшить  налогооблагаемую
   прибыль на указанные расходы?

        Ответ: В  соответствии  со  ст.161  Гражданского  кодекса  РФ
   сделки  юридических  лиц  между  собой  и  с   гражданами   должны
   совершаться  в  простой  письменной форме,  за исключением сделок,
   требующих  нотариального   удостоверения.   Несоблюдение   простой
   письменной  формы  сделки  лишает  стороны  права  в  случае спора
   ссылаться в подтверждение сделки и  ее  условий  на  свидетельские
   показания,  но  не  лишает  их права приводить письменные и другие
   доказательства (п.1 ст.162 ГК РФ).
        Договор в   письменной   форме   может  быть  заключен  путем
   составления одного  документа,  подписанного  сторонами,  а  также
   путем   обмена   документами  посредством  почтовой,  телеграфной,
   телетайпной,  телефонной,  электронной или иной связи, позволяющей
   достоверно установить, что документ исходит от стороны по договору
   (п.2 ст.434 ГК РФ).
        Кроме того,  согласно  ст.131,  п.2  ст.651   ГК   РФ,   ст.4
   Федерального  закона  от  21.07.1997  N  122-ФЗ "О государственной
   регистрации  прав  на  недвижимое  имущество  и  сделок   с   ним"
   ограничения  (обременения)  прав  на  недвижимое имущество,  в том
   числе аренда,  подлежат обязательной государственной  регистрации.
   Несоблюдение   требования  о  государственной  регистрации  сделки
   влечет ее недействительность.  Такая  сделка  считается  ничтожной
   (п.1   ст.165   ГК   РФ).   Договор,   подлежащий  государственной
   регистрации, считается заключенным с момента его регистрации, если
   иное не установлено законом (п.3 ст.433 ГК РФ).
        Таким образом,  до  заключения договора аренды у организации,
   пользующейся  предоставленным  нежилым  помещением,  отсутствовали
   правовые основания для перечисления арендных платежей. В случае же
   их фактической уплаты на основании  устной  договоренности  сторон
   арендатор  не вправе принять их в расходы при исчислении налога на
   прибыль, поскольку расходами согласно ст.252 Налогового кодекса РФ
   признаются обоснованные  и  документально  подтвержденные затраты,
   осуществленные  налогоплательщиком.  При  этом  под  документально
   подтвержденными   расходами   понимаются  затраты,  подтвержденные
   документами,  оформленными  в  соответствии  с   законодательством
   Российской  Федерации.  В  рассматриваемом  случае  документальное
   подтверждение обоснованности произведенных расходов отсутствует.
        Вместе с  тем обращаем внимание пользователя на положения п.2
   ст.425 ГК РФ,  согласно которому стороны  вправе  установить,  что
   условия  заключенного  ими  договора  применяются к их отношениям,
   возникшим до  заключения  договора.  Включение  такого  условия  в
   договор  аренды  позволит  уменьшить  на  сумму  арендных платежей
   налогооблагаемую прибыль, а также принять к вычету НДС, уплаченный
   в  их  составе.  Однако  арендодателю  необходимо  учитывать,  что
   согласно п.6 Информационного письма Высшего Арбитражного  Суда  РФ
   от 11.01.2002 N 66 "Обзор практики разрешения споров,  связанных с
   арендой"  достижение  сторонами  соглашения  о  применении  к   их
   отношениям,   сложившимся   до  заключения  договора,  условий  об
   обязанности арендатора по внесению арендной платы  свидетельствует
   только о согласии арендатора оплатить фактическое использование им
   здания  в  этот  период  на  условиях,  предусмотренных  договором
   аренды,  и  не  означает,  что  непосредственная обязанность по их
   исполнению возникла у арендатора ранее заключения самого договора.
        Учитывая изложенное, рекомендуем организации внести в договор
   аренды дополнение о распространении условий договора на  отношения
   сторон, возникшие до его заключения. При этом следует помнить, что
   соглашение об изменении договора совершается в той же форме, что и
   договор, если из закона, иных правовых актов, договора или обычаев
   делового оборота не вытекает иное (п.1 ст.452 ГК РФ).
        Важно также отметить, что несмотря на требования гражданского
   законодательства  об  обязательной   государственной   регистрации
   ограничений  (обременений)  прав  на  недвижимое имущество,  в том
   числе аренды (ст.131,  п.2 ст.651 ГК РФ,  ст.4 Федерального закона
   от 21.07.1997 N 122-ФЗ  "О  государственной  регистрации  прав  на
   недвижимое  имущество  и  сделок с ним"),  гл.25 "Налог на прибыль
   организаций" НК РФ не связывает порядок налогообложения  операций,
   осуществляемых    в    рамках    договора   аренды,   с   наличием
   государственной регистрации договора аренды недвижимого имущества,
   заключенного на срок не менее года.

15.04.2003                                             Е.А.Скаковская
                                                   Центр исследований
                                              проблем налогообложения
                                               и бухгалтерского учета


        Вопрос: ООО по договору купли - продажи приобрело в  2002  г.
   часть    здания   у   организации,   являющейся   одновременно   и
   собственником земельного участка,  на  котором  здание  находится.
   Обязана  ли  организация  платить  земельный  налог,  если  у  нее
   отсутствует договор аренды или купли - продажи земли?

        Ответ: Согласно  ст.1  Закона  РФ  от  11.10.1991  N   1738-1
   "О плате за землю" (ред.  от 25.07.2002,  с  изм.  от  24.12.2002)
   собственники  земли,  землевладельцы  и  землепользователи,  кроме
   арендаторов   (т.к.   арендаторы   земельный   налог   вообще   не
   уплачивают),   облагаются  ежегодным  земельным  налогом.  Понятия
   "собственники   земельных   участков",    "землепользователи"    и
   "землевладельцы" определены  п.3  ст.5  Земельного кодекса РФ (п.1
   Инструкции МНС России от 21.02.2000 N  56  "По  применению  Закона
   Российской Федерации "О плате за землю" (ред. от 12.04.2002)).
        В п.3 ст.5 Земельного кодекса РФ даны  следующие  определения
   указанных понятий:
        - собственники   земельных   участков   -   лица,  являющиеся
   собственниками земельных участков;
        - землепользователи   -   лица,   владеющие   и  пользующиеся
   земельными   участками   на   праве   постоянного    (бессрочного)
   пользования или на праве безвозмездного срочного пользования;
        - землевладельцы - лица,  владеющие и пользующиеся земельными
   участками на праве пожизненного наследуемого владения.
        В силу положений п.п.1,  4 ст.20,  п.п.1, 2 ст.21 и п.1 ст.24
   ЗК  РФ  организация  в  результате  осуществления представленной в
   вопросе сделки ни землепользователем,  ни землевладельцем являться
   не может.
        В соответствии с пп.1 п.4  ст.35  ЗК  РФ  отчуждение  здания,
   строения,   сооружения,   находящихся   на   земельном  участке  и
   принадлежащих одному лицу, проводится вместе с земельным участком,
   за   исключением   случая   отчуждения   части  здания,  строения,
   сооружения,  которая не может быть  выделена  в  натуре  вместе  с
   частью земельного участка.
        Возникновение права  собственности  на  земельный  участок  в
   обязательном порядке удостоверяется документами,  предусмотренными
   Федеральным законом от  21.07.1997  N  122-ФЗ  "О  государственной
   регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (ред.  от
   11.04.2002) (п.1 ст.26 ЗК РФ).
        Таким образом,  если  в представленной ситуации покупка части
   здания не влечет  за  собой  автоматическую  обязательную  покупку
   части   земельного   участка   под  ним  вследствие  невозможности
   выделения ее в натуре  вместе  с  частью  земельного  участка,  то
   организация  собственником  земли не является и земельный налог не
   уплачивает.  В ином случае в силу п.п.1, 4 ст.35 ЗК РФ организация
   после  покупки  части  здания  обязана  была  стать  собственником
   земельного участка.
        В период  действия  Земельного  кодекса  РСФСР (см.  ст.37 ЗК
   РСФСР)  приобретение  организацией  части  здания  рассматривалось
   налоговыми   органами   в   качестве  достаточного  основания  для
   привлечения ее  к  уплате  земельного  налога  даже  в  отсутствие
   правоустанавливающих    документов   на   владение   землей,   что
   подтверждалось   арбитражной   практикой   (см.,   в    частности,
   Постановление Президиума  ВАС  РФ   от   15.08.2000   N   1867/00,
   Постановление   ФАС   Волго  -  Вятского  округа   от   03.08.2000
   N А29-739/00А).  В то же время ФАС Северо  -  Западного  округа  в
   Постановлениях  от  04.07.2000  N  А56-1064/00  и  от   15.05.2000
   N А56-31083/99   исходил   из    того,    что    при    отсутствии
   правоустанавливающего  документа  на земельный участок собственник
   недвижимости не обязан был уплачивать земельный налог.
        Следовательно, если в  результате  представленной  в  вопросе
   сделки  организация на основании п.п.1,  4 ст.35 ЗК РФ должна была
   стать собственником земли,  но возникновение  права  собственности
   должным образом не оформила,  то можно предположить, что налоговые
   органы,  как и в период действия ст.37 ЗК РСФСР,  будут  требовать
   уплаты земельного налога.  Однако арбитражная практика в отношении
   применения п.1 и  пп.1  п.4  ст.35  ЗК  РФ  для  целей  исчисления
   земельного налога  на  данный  момент  не  сложилась,  и   сказать
   что-либо  определенное  по  этому вопросу сейчас не представляется
   возможным.
        При этом находим необходимым отметить,  что в настоящее время
   согласно  действующей норме ст.16 Закона РФ от 11.10.1991 N 1738-1
   и п.4 Инструкции МНС  России  от  21.02.2000  N  56  за  земельные
   участки, предназначенные для обслуживания строения, находящегося в
   раздельном пользовании нескольких  юридических  лиц  или  граждан,
   земельный   налог  начисляется  отдельно  каждому  пропорционально
   площади строения, находящегося в их раздельном пользовании.
        По нашему мнению, указанная норма должна применяться в части,
   не противоречащей вышеизложенным положениям ЗК РФ,  т.е. только на
   основании ст.16 Закона РФ от 11.10.1991 N 1738-1 и п.4  Инструкции
   МНС  России от 21.02.2000 N 56 привлечь к уплате земельного налога
   организацию,  не являющуюся  собственником  земельного  участка  и
   осуществившую представленную в вопросе сделку,  после вступления в
   силу ЗК РФ налоговые органы не вправе.

10.04.2003                                                  А.И.Дыбов
                                                   Центр исследований
                                              проблем налогообложения
                                               и бухгалтерского учета


        Вопрос: С 2002 г. амортизация по ОС, введенным в эксплуатацию
   до 01.01.2002,  начисляется согласно установленному ст.258  НК  РФ
   сроку  полезного  использования.  При  этом  ст.322 НК РФ содержит
   термины "оставшийся срок полезного использования" (пп.2 п.1 ст.322
   НК РФ) и "срок фактической амортизации" (абз.6 п.1 ст.322 НК  РФ).
   Указанные  положения ст.322 НК РФ противоречат друг другу в случае
   их применения к  ОС,  находящимся  в  эксплуатации  на  01.01.2002
   дольше  срока,  установленного  Постановлением Правительства РФ от
   01.01.2002 N 1.
        Например, для  компьютера,  амортизируемого  с 1995 г.,  срок
   амортизации для которого до 01.01.2002 был установлен в 10 лет,  с
   01.01.2002  срок  амортизации  составляет  3 года.  Если применить
   пп.1, 2 п.1   ст.322   НК   РФ,  то   оставшийся   срок  полезного
   использования будет равен нулю,  т.е.  недоначисленная амортизация
   включается  в состав расходов 2002 г.  одноразово.  Если применить
   абз.6 п.1 ст.322  НК  РФ,  то амортизация должна будет начисляться
   равномерно в течение 7 лет,  т.е.  всего срок амортизации составит
   14 лет.
        Каков порядок начисления амортизации в данном случае?

        Ответ: Прежде   всего   необходимо   отметить,   что   мы  не
   усматриваем  какого-либо  противоречия  в  упомянутых  в   вопросе
   пользователя положениях ст.322 Налогового кодекса РФ. Поясним нашу
   позицию, взяв за основу приведенный пользователем пример.
        Согласно п.1 ст.322 НК РФ по основным средствам,  введенным в
   эксплуатацию до вступления в силу гл.25 НК РФ,  полезный  срок  их
   использования устанавливается налогоплательщиком самостоятельно по
   состоянию на 1 января 2002  г.  с  учетом  Классификации  основных
   средств,   включаемых   в   амортизационные  группы,  утвержденной
   Постановлением Правительства  РФ  от  01.01.2002  N  1,  и  сроков
   полезного использования по амортизационным группам,  установленных
   ст.258 НК РФ.
        Вне зависимости   от   выбранного  налогоплательщиком  метода
   начисления амортизации по имуществу,  введенному в эксплуатацию до
   вступления в силу гл.25 НК РФ, начисление амортизации производится
   исходя из остаточной стоимости указанного имущества и  оставшегося
   срока полезного использования.
        Таким образом,  оставшийся   срок   полезного   использования
   определяется  путем  вычитания  из  срока  полезного использования
   объекта   ОС,   введенного   в   эксплуатацию    до    01.01.2002,
   установленного организацией на основе положений ст.258 НК РФ срока
   эксплуатации данного объекта до 01.01.2002.
        То есть если,  к примеру, компьютер был введен в эксплуатацию
   в 2000 г.,  то после  01.01.2002  оставшийся  срок  его  полезного
   использования  будет  равен  1  году (3 года - 2 года эксплуатации
   компьютера до  01.01.2002),  в  течение  которого  недоначисленная
   амортизация   по  данному  объекту  ОС  будет  включена  в  состав
   расходов,  уменьшающих  доходы  текущего  отчетного   (налогового)
   периода.
        В ситуации  же,  когда  компьютер  введен  в  эксплуатацию  в
   1995 г.,  срок  его использования до 01.01.2002 (срок фактического
   начисления амортизации) превышает  срок  полезного  использования,
   определенный  на  основании  ст.258  НК  РФ (7 лет > 3 лет),  т.е.
   оставшегося срока полезного использования у этого объекта ОС после
   01.01.2002 нет  как  такового  и  нормы  пп.1,  2 п.1 ст.322 НК РФ
   неприменимы в принципе.
        В этом  случае  НК  РФ  действительно  предписывает  относить
   недоначисленную сумму амортизации в состав расходов, учитывающихся
   при  налогообложении прибыли,  равномерно в течение установленного
   налогоплательщиком срока,  но не менее 7 лет, начиная с 01.01.2002
   (п.1 ст.322 НК РФ).

09.04.2003                                                  А.И.Дыбов
                                                   Центр исследований
                                              проблем налогообложения
                                               и бухгалтерского учета


        Вопрос: Организация А заключила с  организацией  В  агентский
   договор на  реализацию организацией В принадлежащего организации А
   товара за наличный расчет.
        Имеет ли  право организация А передать свою ККМ организации В
   (она зарегистрирована на имя организации А)?  Каким образом  можно
   передать ККМ  и  может  ли  ККМ  находиться  на территории другого
   юридического лица? Кто в данной ситуации платит налог с продаж?

        Ответ: Согласно  ст.1  Закона  РФ  от  18.06.1993  N   5215-1
   "О применении   контрольно  -  кассовых  машин  при  осуществлении
   денежных расчетов с населением" денежные расчеты с населением  при
   осуществлении  торговых  операций или оказании услуг на территории
   Российской   Федерации   производятся   всеми   организациями    с
   обязательным  применением  контрольно  - кассовых машин.  Статья 2
   названного  Закона  предусматривает  обязанность  по   регистрации
   контрольно - кассовых машин лицами, их применяющими.
        Согласно п.14  Положения  по применению контрольно - кассовых
   машин  при   осуществлении   денежных   расчетов   с   населением,
   утвержденного  Постановлением  Совета Министров - Правительства РФ
   от 30.07.1993  N  745,  порядок  регистрации контрольно - кассовых
   машин в налоговых органах устанавливается  Госналогслужбой  России
   (в  настоящее  время  МНС  России).  В  соответствии с п.7 Порядка
   регистрации контрольно  -  кассовых  машин  в  налоговых  органах,
   утвержденного   Приказом   Госналогслужбы   России  от  22.06.1995
   N ВГ-3-14/36,   в   случае  когда  кассовый  аппарат  выбывает  из
   обращения в данной организации,  он подлежит  снятию  с  учета  по
   заявлению организации.
        Таким образом,  в  данном случае организация А должна снять с
   учета в   налоговом   органе   ККМ,  перед  тем  как  передать  ее
   организации В. Организация В при получении ККМ должна обратиться в
   налоговый  орган  с  заявлением о регистрации ККМ.  В ином порядке
   передать ККМ организация А организации В не вправе.
        Что касается    налога    с   продаж,   то   ст.354   НК   РФ
   предусматривает,  что  в  случае,  когда  фактическая   реализация
   товаров  (работ,  услуг)  покупателям  производится  комиссионером
   (поверенным,  агентом) и денежные средства поступают в  кассу  (на
   расчетный счет) комиссионера (поверенного, агента), обязанность по
   уплате  налога  и  перечислению  его  в  бюджет   возлагается   на
   комиссионера  (поверенного,  агента),  который  признается  в этом
   случае налоговым агентом. При этом сумма налога исчисляется исходя
   из  полной цены товара (работ,  услуг),  включающей вознаграждение
   комиссионера   (поверенного,   агента).   Комитент    (доверитель,
   принципал)  при  получении  выручки  от комиссионера (поверенного,
   агента) налог не уплачивает, если этот налог уплачен комиссионером
   (поверенным, агентом).

09.04.2003                                             О.Г.Хмелевской
                                                   Центр исследований
                                              проблем налогообложения
                                               и бухгалтерского учета


        Вопрос: Строительная  организация  -  генеральный   подрядчик
   привлекает к выполнению работ по договору субподрядчиков.
        Какая сумма будет являться доходом организации при применении
   УСНО: вся   полученная   от   заказчика   или  только  выручка  от
   выполненных собственными силами работ?

        Ответ: В соответствии с п.1 ст.702 Гражданского кодекса РФ по
   договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется  выполнить  по
   заданию  другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее
   результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы
   и  оплатить  его.  Если  из  условий  договора  не  вытекает иное,
   подрядчик вправе привлечь к выполнению работ субподрядчика. В этом
   случае  подрядчик  выступает  в  роли генерального подрядчика (п.1
   ст.706 ГК РФ).  Субподрядчик во  взаимоотношения  генподрядчика  с
   заказчиком, по общему правилу, не вступает (п.3 ст.706 ГК РФ).
        Согласно ст.346.14    Налогового    кодекса    РФ    объектом
   налогообложения по   единому   налогу  при  применении  упрощенной
   системы    налогообложения,    в     зависимости     от     выбора
   налогоплательщика,    признаются   либо   доходы,   либо   доходы,
   уменьшенные на величину расходов.
        Организации при определении объекта налогообложения учитывают
   доходы от реализации товаров (работ,  услуг), реализации имущества
   и имущественных прав, определяемые в соответствии со ст.249 НК РФ,
   а  также внереализационные доходы,  определяемые в соответствии со
   ст.250 НК РФ (п.1 ст.346.15 НК РФ).
        Следовательно, в  доходы  генподрядчика включается вся сумма,
   причитающаяся ему по договору подряда,  поскольку именно подрядчик
   передает заказчику  право  собственности на результаты выполненных
   работ  по  договору,  хотя  бы  и   часть   из   них   произведена
   субподрядчиком.
        В случае  если  объектом  налогообложения  по  единому налогу
   подрядчик избрал доходы за минусом расходов,  то затраты на оплату
   работ, выполненных субподрядчиками, генподрядчик вправе включить в
   состав  материальных   расходов,   уменьшающих   доходы   текущего
   отчетного (налогового) периода (пп.5 п.1,  п.2 ст.346.16, пп.6 п.1
   ст.254 НК РФ).

09.04.2003                                                  А.И.Дыбов
                                                   Центр исследований
                                              проблем налогообложения
                                               и бухгалтерского учета


        Вопрос: В    целях    правильного    применения    налогового
   законодательства просим проконсультировать по следующему вопросу.
        Организация приобретает у иностранного поставщика товар,  при
   ввозе  которого  на территорию Российской Федерации помимо ввозной
   таможенной пошлины уплачивает компенсационную пошлину.
        В соответствии  со  ст.2  Федерального  закона  от 14.04.1998
   N 63-ФЗ "О мерах  по  защите  экономических  интересов  Российской
   Федерации  при  осуществлении внешней торговли товарами" (ред.  от
   24.07.2002)  под  компенсационной  пошлиной  понимается   пошлина,
   которая  применяется  при  введении  мер  по  ограничению  импорта
   товара,  субсидируемого  иностранным  государством,  и   взимается
   Правительством  РФ  (ст.7  Таможенного  кодекса  РФ) сверх базовой
   ставки таможенной пошлины.
        Вправе ли  организация  учесть  для   целей   налогообложения
   прибыли расходы на уплату компенсационной пошлины в составе прочих
   расходов,  связанных с производством и реализацией (ст.264 НК РФ),
   или  в  стоимости  приобретаемых ТМЦ (ст.254 НК РФ),  учитывая тот
   факт,  что  данная  пошлина  к  налогам  и  сборам,  установленным
   законодательством Российской Федерации, не относится?

        Ответ: В соответствии с положениями ст.268 Налогового кодекса
   Российской  Федерации  при реализации покупных товаров организация
   вправе  уменьшить  доходы   от   таких   операций   на   стоимость
   приобретения   данных   товаров,  определяемую  в  соответствии  с
   принятой организацией учетной политикой для целей  налогообложения
   одним  из методов оценки покупных товаров,  установленных пп.3 п.1
   указанной статьи,  а  также  на  сумму  расходов,  непосредственно
   связанных с такой реализацией.
        При этом при реализации покупных товаров расходы, связанные с
   их покупкой и реализацией,  формируются с учетом положений  ст.320
   Налогового кодекса Российской Федерации,
        По элементу прочие расходы в составе  расходов,  связанных  с
   покупкой  и  реализацией,  на основании пп.1 п.1 ст.264 Налогового
   кодекса Российской Федерации организация может учесть в уменьшение
   налоговой  базы  по  налогу  на  прибыль  суммы  налогов и сборов,
   начисленные в установленном законодательством Российской Федерации
   о налогах и сборах порядке,  за исключением перечисленных в ст.270
   настоящего Кодекса.
        Таможенным кодексом Российской Федерации предусмотрены случаи
   увеличения  фактурной  стоимости  товаров   в   целях   исчисления
   таможенных сборов,  пошлин и налога на добавленную стоимость.  При
   этом превышение  сумм  уплаченных  на  таможне  сборов  и  пошлин,
   исчисленных  исходя  из  стоимости,  определенной  для  таможенных
   процедур,  над суммами,  исчисленными исходя  из  договорной  цены
   товаров (работ, услуг), в перечне расходов, не учитываемых в целях
   налогообложения, не поименованы.
        Таким образом,   исчисленные   в  соответствии  с  таможенным
   законодательством  суммы   таможенных   платежей   принимаются   в
   уменьшение  объекта по налогу на прибыль в порядке,  установленном
   ст.ст.268 и 320 Налогового кодекса Российской Федерации.
        При этом   следует   иметь   в  виду,  что  суммы  налога  на
   добавленную стоимость  при  исчислении  налога  ни  прибыль  могут
   учитываться  в составе расходов только в случаях,  предусмотренных
   п.2 ст.170 Налогового кодекса Российской Федерации.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 21 марта 2003 г. N 04-02-04/2

13.05.2003                                              О.Б.Солдатова
                                        Проект "КонсультантФинансист"


        Вопрос: Германской компанией заключен  контракт  на  поставку
   медицинского   оборудования   с  российской  организацией.  Данный
   контракт является смешанным договором,  совмещающим в себе договор
   поставки оборудования,  договор на  шефмонтажные  работы  в  РФ  и
   договор    на    медицинское    технологическое    проектирование,
   осуществляемое  в  Германии.  Результат  работ   по   медицинскому
   технологическому  проектированию  принят  заказчиком на территории
   Германии.
        Просим разъяснить,   входят   ли   работы   по   медицинскому
   технологическому проектированию  в  общий  срок  монтажных  работ,
   производимых германской компанией на территории РФ,  и приводит ли
   деятельность компании к образованию постоянного  представительства
   в  целях  налогообложения,  учитывая  положения  Соглашением между
   Российской  Федерацией  и  Федеративной  Республикой  Германия  об
   избежании двойного налогообложения.

        Ответ: В   межправительственных   соглашениях   об  избежании
   двойного налогообложения определены конкретные  сроки,  в  течение
   которых  строительно - монтажная деятельность не будет приводить к
   образованию постоянного представительства.
        Согласно п.3 ст.5 Соглашения между  Российской  Федерацией  и
   Федеративной    Республикой   Германия   об   избежании   двойного
   налогообложения в отношении  налогов  на  доходы  и  имущество  от
   29.05.1996  строительная  площадка  или  монтажный объект образуют
   постоянное    представительство    только    в    случаях,    если
   продолжительность их деятельности превышает 12 месяцев.
        В соответствии  со  ст.308  Налогового   кодекса   Российской
   Федерации  под  строительной  площадкой иностранной организации на
   территории Российской Федерации в целях гл.25 понимается:
        1) место   строительства   новых,   а   также  реконструкции,
   расширения,   технического   перевооружения   и   (или)    ремонта
   существующих объектов недвижимого имущества;
        2) место   строительства   и    (или)    монтажа,    ремонта,
   реконструкции, расширения  и  (или)  технического   перевооружения
   сооружений, в  том  числе  плавучих  и буровых установок,  а также
   машин и оборудования,  нормальное функционирование которых требует
   жесткого  крепления  на  фундаменте или к конструктивным элементам
   зданий, сооружений или плавучих сооружений.
        Поскольку германская    компания    выполняла     медицинское
   технологическое    проектирование    и   данная   работа   принята
   заказчиком на территории Германии, то срок проведения данных работ
   не входит   в   общий   срок   выполнения   шефмонтажных    работ,
   непосредственно выполняемых на территории Российской Федерации.
        Таким образом,  в соответствии со ст.308 Налогового кодекса и
   п.3 ст.5  вышеуказанного Соглашения если срок по монтажным работам
   не превышает  срока,  указанного  в  Соглашении,  то  деятельность
   германской   компании   не   привела   к  образованию  постоянного
   представительства на территории Российской Федерации.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 7 марта 2003 г. N 04-06-05/т.1/11

13.05.2003                                              О.Б.Солдатова
                                        Проект "КонсультантФинансист"


        Вопрос: В соответствии с п.1 ст.312 Налогового кодекса РФ при
   применении положений международных договоров об избежании двойного
   налогообложения   иностранная   организация   должна   представить
   налоговому агенту,  выплачивающему доход,  подтверждение того, что
   эта иностранная организация имеет постоянное местонахождение в том
   государстве,  с  которым  Российская Федерация имеет международный
   договор  (соглашение),   регулирующий   вопросы   налогообложения,
   которое должно быть заверено компетентным органом соответствующего
   иностранного государства.
        Банк   просит   разъяснить,   принимаются   ли   в   качестве
   подтверждения     сертификаты    об    инкорпорации,    выдаваемые
   государственными  органами  страны  -  местонахождения иностранной
   компании,  если  в  тексте  сертификатов  не всегда указан срок их
   действия.

        Ответ: В  ст.312  Налогового  кодекса  Российской   Федерации
   указывается,   что   иностранная  организация  должна  представить
   налоговому агенту,  выплачивающему доход,  подтверждение того, что
   эта  иностранная  организация  имеет  постоянное местонахождение в
   государстве,  с которым у  России  имеется  международный  договор
   (соглашение),   регулирующий  вопросы  налогообложения.  При  этом
   указанное подтверждение должно быть заверено компетентным в смысле
   соответствующего соглашения органом иностранного государства.
        Подтверждение должно содержать следующую или  аналогичную  по
   смыслу формулировку:
        "Подтверждается,    что     организация...      (наименование
   организации)...  является  (являлась)  в  течение...  (указывается
   период)...  лицом  с  постоянным местопребыванием...  (указывается
   государство)...  в смысле Соглашения...  (указывается наименование
   международного договора)...  между Российской Федерацией/СССР и...
   (указывается иностранное государство)".
        Поскольку постоянное    местопребывание     (местонахождение)
   определяется   в  иностранных  государствах  на  основе  различных
   критериев,  соответствие   которым   устанавливается   на   момент
   обращения  за  получением  необходимого  документа,  в  выдаваемом
   документе должен быть указан конкретный период (календарный  год),
   в отношении которого подтверждается постоянное местопребывание.
        В случае  если  в  выданном  документе  не  указан период,  в
   отношении  которого  подтверждается   постоянное   местопребывание
   (местонахождение), считается,  что такое подтверждение относится к
   календарному году, в котором выдан соответствующий документ.
        Одновременно обращаем  внимание,  что  такие  документы,  как
   свидетельства  о  регистрации на территории иностранных государств
   (сертификаты об инкорпорации),  выписки  из  торговых  реестров  и
   т.п.,    не   могут   рассматриваться   в   качестве   документов,
   подтверждающих  в  налоговых  целях   постоянное   местонахождение
   организации в иностранном государстве.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 3 марта 2003 г. N 04-06-05/1/10

13.05.2003                                              О.Б.Солдатова
                                        Проект "КонсультантФинансист"


        Вопрос: Организация - профессиональный участник рынка  ценных
   бумаг имеет  задолженность  перед  клиентом  - физическим лицом по
   договору комиссии (брокерскому  договору).  По  соглашению  сторон
   указанная задолженность погашается предоставлением взамен денежных
   средств отступного в виде ценных бумаг. В этой связи:
        1) признается ли указанная передача ценных бумаг реализацией;
        2) какая стоимость ценных бумаг указывается в  соглашении  об
   отступном:  балансовая,  по  которой  акции  приняты к учету,  или
   рыночная?

        Ответ: Для  целей  налогообложения реализацией товаров (в том
   числе ценных  бумаг),  в   частности,   признается   передача   на
   возмездной основе (в том числе обмен товарами) права собственности
   на товары,  результатов выполненных работ одним лицом для  другого
   лица (п.1 ст.39 Налогового кодекса РФ).
        В соответствии  со  ст.409   Гражданского   кодекса   РФ   по
   соглашению    сторон    обязательство    может   быть   прекращено
   предоставлением  взамен  исполнения  отступного  (уплатой   денег,
   передачей   имущества   и   т.п.).   Размер,   сроки   и   порядок
   предоставления отступного устанавливаются сторонами.
        Таким образом,  передача  ценных  бумаг в качестве отступного
   является реализацией последних.
        Оценка имущества,  предоставляемого  в  качестве  отступного,
   устанавливается по соглашению сторон (ст.ст.409, 421, 424 ГК РФ).
        Для целей налогообложения принимается цена товаров, работ или
   услуг,  указанная сторонами сделки.  Пока  не  доказано  обратное,
   предполагается,  что  эта  цена  соответствует уровню рыночных цен
   (п.1 ст.40 НК РФ).
        При реализации ценных бумаг следует учитывать также положения
   ст.280 НК РФ,  касающиеся особенностей определения рыночных цен по
   таким сделкам.

15.04.2003                                                  А.И.Дыбов
                                                   Центр исследований
                                              проблем налогообложения
                                               и бухгалтерского учета


        Вопрос: Какие  документы  необходимо представлять в налоговые
   органы  для  подтверждения  обоснованности  применения   налоговой
   ставки 0% и налоговых  вычетов  при  поступлении  от  иностранного
   лица - покупателя товара, экспортной выручки в российских рублях?
        Достаточно ли  для  подтверждения  обоснованности  применения
   налоговой ставки  0%  и  налоговых вычетов представить в налоговые
   органы  копию  выписки  банка,  копию  кредитового  авизо,   копию
   платежного поручения иностранной организации - покупателя?
        При этом  полученные  от  иностранной  организации  документы
   содержат  все  реквизиты,  необходимые   для   идентификации   как
   иностранного   лица   -   покупателя   товара,  так  и  российской
   организации,  в том числе номера их  банковских  счетов,  а  также
   наименования обслуживающих банков.

        Ответ: В  соответствии  с  п.1 ст.165 НК РФ для подтверждения
   обоснованности применения налоговой ставки  0%  (или  особенностей
   налогообложения)   и   налоговых   вычетов   в   налоговые  органы
   представляется  выписка  банка  (копия  выписки),   подтверждающая
   фактическое  поступление выручки от иностранного лица - покупателя
   товара на  счет  налогоплательщика  в  российском  банке.  Другими
   словами, для применения ставки 0% необходимо доказать следующее:
        1) выручка от экспорта получена в российский банк;
        2) зачисление     выручки     осуществилось      на      счет
   налогоплательщика;
        3) выручка получена от иностранного покупателя.
        По нашему мнению,  платежное  поручение  наравне  с  выпиской
   банка  и  кредитовыми  авизо  является  достаточным документом для
   подтверждения фактического  поступления  выручки  от  иностранного
   лица  -  покупателя  товара на счет налогоплательщика в российском
   банке.
        Обращаем внимание  на  то,  что  подтверждение обоснованности
   применения ставки 0%  при экспорте не зависит  от  того,  в  какой
   валюте оплачены экспортируемые товары, поскольку НК РФ не содержит
   дополнительных условий применения ставки 0%,  связанных  с  формой
   оплаты или валютой, в которой осуществляется платеж.
        Таким образом, помимо иных документов, указанных в п.1 ст.165
   НК  РФ,  для  подтверждения  обоснованности  применения  налоговой
   ставки 0% в налоговые органы достаточно представить выписку банка,
   а   также   платежное   поручение,   полученное   от   иностранной
   организации - покупателя. Аналогичные документы необходимы и в тех
   случаях,  когда  экспортная  выручка  от   иностранного   лица   -
   покупателя  товара  поступает  на  счет  российской  организации в
   российских рублях.

10.04.2003                                            В.А.Александров
                                                   Центр исследований
                                              проблем налогообложения
                                               и бухгалтерского учета

=====================================================================

Выпуски за другие дни

Информация предоставлена компанией "Консультант Плюс", являющейся разработчиком одноименных справочных правовых систем. Общероссийская Сеть распространения правовой информации КонсультантПлюс объединяет 300 региональных информационных центров, которые занимаются поставкой систем и передачей информации пользователям в 150 городах России. На специализированном правовом сервере: http://www.consultant.ru/ можно получить бесплатный доступ к большому массиву актуальной справочной правовой информации, а также узнать подробнее о программных продуктах и услугах Сети КонсультантПлюс, о ее структуре и деятельности, скачать демонстрационные версии профессиональных систем.


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное