← Март 2003 → | ||||||
1
|
2
|
|||||
---|---|---|---|---|---|---|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
11
|
12
|
13
|
14
|
15
|
16
|
17
|
18
|
19
|
20
|
22
|
23
|
|
24
|
25
|
26
|
27
|
28
|
29
|
30
|
31
|
За последние 60 дней ни разу не выходила
Сайт рассылки:
http://www.consultant.ru/
Открыта:
19-07-2001
Статистика
-1 за неделю
КонсультантПлюс: Вопросы и Ответы Выпуск от
Информационный Канал Subscribe.Ru |
Вопросы и ответы
======================================================================== Новости законодательства регионов. Ежемесячный обзор новых наиболее важных документов регионального законодательства из базы данных по 79 субъектам РФ -- в рассылке "Новое в региональном законодательстве". Эта и другие рассылки на cервере www.consultant.ru. ЛУЧШЕ ЗНАТЬ, ЧЕМ ПРЕДПОЛАГАТЬ. Код рассылки в Subscribe.Ru: law.russia.review.consregion ======================================================================== Вопрос: Доход организации от реализации, определяемый в порядке ст.249 НК РФ, за 9 месяцев 2002 г. менее 11 млн руб., однако по итогам года доход от реализации превысил 15 млн руб. Теряет ли организация право на применение УСНО в 2003 г.? Ответ: Организация имеет право перейти на упрощенную систему налогообложения, если по итогам девяти месяцев того года, в котором организация подает заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения, доход от реализации, определяемый в соответствии со ст.249 Налогового кодекса РФ, не превысил 11 млн руб. (без учета налога на добавленную стоимость и налога с продаж) (п.2 ст.346.12 НК РФ). Иные условия для перехода организации с общего режима налогообложения на упрощенную систему налогообложения НК РФ не предусмотрены. Согласно п.4 ст.346.13 НК РФ, если по итогам налогового (отчетного) периода доход налогоплательщика превысит 15 млн руб. или остаточная стоимость амортизируемого имущества, находящегося в собственности налогоплательщика - организации, превысит 100 млн руб., такой налогоплательщик считается перешедшим на общий режим налогообложения с начала того квартала, в котором было допущено это превышение. При этом ст.346.12 "Налогоплательщики" НК РФ подобного ограничения не содержит. Как видим, данная норма применима в ситуации, когда организация уже применяет упрощенную систему налогообложения, установленную гл.26.2 НК РФ. Поэтому, на наш взгляд, для перехода в 2003 г. на упрощенную систему имеет значение только величина доходов от реализации на момент подачи заявления о переходе, то есть доходы не должны превышать 11 млн руб. по итогам 9 месяцев года подачи заявления. 12.03.2003 А.И.Дыбов Центр исследований проблем налогообложения и бухгалтерского учета Вопрос: Сотрудники организации используют свои легковые автомобили для служебных целей. Нормы расходов на выплату компенсации работникам за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей применяются по каждому автомобилю или данные нормы являются предельными для выплаты всех компенсаций за использование личных автомобилей? Ответ: Согласно п.1 ст.252 НК РФ расходами для целей исчисления налога на прибыль признаются экономически оправданные затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. При этом расходы в зависимости от их характера, а также условий осуществления и направлений деятельности налогоплательщика подразделяются на расходы, связанные с производством и реализацией (материальные расходы, расходы на оплату труда, суммы начисленной амортизации, прочие расходы), и внереализационные расходы (п.2 ст.252, п.2 ст.253 НК РФ). В соответствии пп.11 п.1 ст.264 НК РФ расходы организации на компенсацию за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей и мотоциклов относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, в пределах норм, установленных Постановлением Правительства РФ от 08.02.2002 N 92 "Об установлении норм расходов организаций на выплату компенсации за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей и мотоциклов, в пределах которых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций такие расходы относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией". При этом, по нашему мнению, указанные предельные нормы расходов применяются отдельно на каждого сотрудника, использующего личный автомобиль в служебных целях. 12.03.2003 С.С.Лысенко Центр исследований проблем налогообложения и бухгалтерского учета Вопрос: Индивидуальный предприниматель по договору безвозмездного пользования получил легковой автомобиль от физического лица для целей, непосредственно связанных с предпринимательской деятельностью. Расходы по содержанию автомобиля (согласно договору) несет ссудополучатель. 1. Учитываются ли данные расходы в целях исчисления налога на на доходы физических лиц? 2. На какие статьи расходов отнести данные затраты? Ответ: В соответствии с п.1 ст.221 Налогового кодекса РФ при определении налоговой базы по НДФЛ индивидуальные предприниматели имеют право вычесть из полученных ими доходов сумму фактически произведенных и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов. При этом состав указанных расходов, принимаемых к вычету, определяется налогоплательщиком самостоятельно в порядке, аналогичном порядку определения расходов для целей налогообложения, установленному гл.25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ. Пунктом 1 ст.252 НК РФ установлено, что расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. По договору безвозмездного пользования (договору ссуды) одна сторона (ссудодатель) обязуется передать или передает вещь в безвозмездное временное пользование другой стороне (ссудополучателю), а последняя обязуется вернуть ту же вещь в том состоянии, в каком она ее получила, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором (п.1 ст.689 Гражданского кодекса РФ). При этом ссудополучатель обязан поддерживать вещь, полученную в безвозмездное пользование, в исправном состоянии, включая осуществление текущего и капитального ремонта, и нести все расходы на ее содержание, если иное не предусмотрено договором безвозмездного пользования (ст.695 ГК РФ). Таким образом, при условии, что полученный по договору ссуды автомобиль используется индивидуальным предпринимателем для целей, непосредственно связанных с извлечением доходов, он вправе включить в сумму профессионального налогового вычета, предусмотренного п.1 ст.221 НК РФ, величину расходов, приведенных в вопросе. Расходы на приобретение ГСМ и комплектующих к автомобилю являются материальными расходами предпринимателя (пп.3, 4 п.17 Порядка учета доходов и расходов и хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей, утвержденного Приказом Минфина России N 86н, МНС России N БГ-3-04/430 от 13.08.2002), иные расходы (в частности, расходы на ремонт), возникающие в процессе эксплуатации полученного по договору ссуды автомобиля, относятся к прочим расходам (пп.18, 19 п.47 Порядка). 05.03.2003 А.И.Дыбов Центр исследований проблем налогообложения и бухгалтерского учета Вопрос: По договору купли - продажи фирма - турагент реализовала физическому лицу полученную по договору комиссии, заключенному с туроператором, туристическую путевку по указанной в ней стоимости 31 500 руб. Физическое лицо оплату производит в наличной форме. Ставка налога с продаж в регионе 5%. В каком порядке фирма должна исчислить налог с продаж: включить его в стоимость путевки (31 500 руб.) или увеличить на сумму налога ее стоимость (31 500 руб. + 5%)? Ответ: Согласно ст.351 НК РФ налоговая база по налогу с продаж определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из применяемых цен (тарифов) с учетом налога на добавленную стоимость и акцизов (для подакцизных товаров) без включения в нее налога. Сумма налога исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. Сумма налога включается налогоплательщиком в цену товара (работы, услуги), предъявляемую к оплате покупателю (заказчику, отправителю) (п.1 ст.354 НК РФ). В соответствии с п.3 ст.354 НК РФ в случае, если в соответствии с условиями договора комиссии фактическая реализация товаров (работ, услуг) покупателям производится комиссионером и денежные средства за реализованный товар (работы, услуги) поступают в кассу (на расчетный счет - если оплата производится расчетной или кредитной банковской картой) комиссионера, обязанность по уплате налога и перечислению его в бюджет возлагается на комиссионера, который признается в этом случае налоговым агентом. При этом сумма налога исчисляется исходя из полной цены товара (работ, услуг), включающей вознаграждение комиссионера. Таким образом, по нашему мнению, организация - турагент обязана исчислить налог с продаж исходя из стоимости путевки - 31 500 руб., увеличив на сумму налога цену путевки, предъявляемую к оплате покупателю. 25.02.2003 А.И.Дыбов Центр исследований проблем налогообложения и бухгалтерского учета Вопрос: Сельскохозяйственная организация берет в аренду земельные доли (с выделением земельного участка в натуре), находящиеся в собственности ее работников, оплачивая аренду сельхозпродукцией (яйцо, мясо). Является ли передаваемая сельхозпродукция доходом работника в целях обложения НДФЛ? Ответ: В соответствии со ст.606 Гражданского кодекса РФ по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование. В данном случае правоотношения организации и работников необходимо оформлять договором аренды, арендная плата по которому вносится в натуральной форме (ст.614 ГК РФ). При этом необходимо отметить, что товары, передаваемые физическому лицу в счет арендной платы для целей исчисления НДФЛ, являются доходом работника, полученным в натуральной форме (пп.4 п.1 ст.208, п.1 ст.210 Налогового кодекса РФ). Если физическое лицо - арендодатель не является индивидуальным предпринимателем, то при выплате ему доходов (в том числе в натуральной форме) в виде арендной платы организация признается налоговым агентом, обязанным исчислить, удержать и перечислить в бюджет (не позднее дня выплаты дохода) соответствующую сумму НДФЛ (п.п.1, 4, 6 ст.226 НК РФ). Налоговая база определяется как стоимость переданных в счет оплаты аренды товаров, исчисленная исходя из их цен, определяемых в порядке, аналогичном предусмотренному ст.40 НК РФ. В стоимость таких товаров необходимо включить соответствующую сумму НДС (п.1 ст.211 НК РФ). Налог при этом исчисляется по ставке 13% (п.1 ст.224 НК РФ). Стандартные налоговые вычеты при расчете НДФЛ с суммы арендной платы арендодателю не предоставляются, поскольку в данном случае он получает доходы по договору гражданско - правового характера, а не по трудовому договору (п.п.1, 3 ст.218 НК РФ). Однако если арендодатель одновременно является работником организации, полученный им доход по договору аренды включается в расчет предельной совокупной величины дохода, накапливаемой с начала года, для определения права физического лица на стандартные налоговые вычеты. Напомним, что для предоставления стандартных налоговых вычетов, предусмотренных пп.3, 4 п.1 ст.218 НК РФ, доход работника - арендодателя, исчисленный нарастающим итогом с начала года, не должен превышать 20 000 руб. НДФЛ, исчисленный со стоимости переданных в счет арендной платы товаров физическому лицу - арендодателю, необходимо удержать при первой ближайшей выплате физическому лицу - арендодателю денежных средств по какому-либо основанию (п.4 ст.226 НК РФ), в нашем случае - при выплате заработной платы, так как арендодатель является одновременно работником организации. При этом необходимо помнить, что сумма удерживаемого налога не может превышать 50% от суммы выплаты (п.4 ст.226 НК РФ). Следует также отметить, что выплаты организации физическим лицам (в том числе собственным работникам), производимые на основании договоров, связанных с передачей в пользование имущества, в число которых входит договор аренды, не признаются объектом обложения ЕСН и, как следствие, объектом для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (п.1 ст.236 НК РФ, п.2 ст.10 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"). 25.02.2003 А.И.Дыбов Центр исследований проблем налогообложения и бухгалтерского учета Вопрос: Вправе ли ООО, оказывающее автотранспортные услуги, перейти на упрощенную систему налогообложения при превышении установленного гл.26.3 НК РФ лимита автомобилей? Ответ: В соответствии с пп.6 п.2 ст.346.26 Налогового кодекса РФ система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (далее - ЕНВД) может применяться по решению субъекта Российской Федерации, в частности, в отношении организаций, оказывающих автотранспортные услуги по перевозке пассажиров и грузов, при условии эксплуатации не более чем 20 транспортных средств. Следовательно, при превышении установленного лимита количества транспортных средств организация, оказывающая автотранспортные услуги, с 01.01.2003 переводу на уплату ЕНВД не подлежит, а значит, вправе воспользоваться возможностью перехода на упрощенную систему налогообложения. 18.02.2003 А.И.Дыбов Центр исследований проблем налогообложения и бухгалтерского учета Вопрос: Организация при реализации спиртосодержащей денатурированной продукции в первом полугодии 2002 г. предъявляла покупателю соответствующую сумму акциза. Вправе ли организация после вступления в силу Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ, учитывая, что его действие распространено на отношения с 01.01.2002, возвратить сумму излишне уплаченного акциза? Ответ: Согласно пп.3 п.1 ст.183 НК РФ (ред. от 31.12.2001) не подлежит обложению акцизом реализация спиртосодержащей денатурированной продукции организациям по специальным разрешениям на ее поставку в пределах выделенных квот, утвержденных (согласованных) уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. МНС России в Письме от 22.04.2002 N ВГ-6-03/520@ разъяснило, что, поскольку Правительством Российской Федерации данный порядок не определен, операции по реализации спиртосодержащей денатурированной продукции подлежат обложению акцизами в общеустановленном порядке. Пунктом 27 ст.1 Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации" внесены изменения в пп.3 п.1 ст.183 НК РФ, согласно которым указанная норма изложена в следующей редакции: не подлежит обложению акцизом реализация организациями денатурированной спиртосодержащей продукции в установленном Федеральным законом от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" порядке. Спиртосодержащей денатурированной продукцией признается спиртосодержащая непищевая продукция, содержащая денатурирующие добавки в концентрации, исключающей возможность использования этой продукции для производства алкогольной и другой пищевой продукции, изготовленная в соответствии с утвержденными (согласованными) уполномоченными федеральными органами исполнительной власти нормативными и техническими документами, прошедшая государственную регистрацию в уполномоченном федеральном органе исполнительной власти и внесенная в Государственный реестр этилового спирта и спиртосодержащих растворов из непищевого сырья или в Государственный реестр этилового спирта из пищевого сырья, алкогольной и алкогольсодержащей продукции в Российской Федерации. При этом Федеральный закон от 22.11.1995 N 171-ФЗ не содержит положений, на основании которых реализация спиртосодержащей денатурированной продукции должна производиться по специальным разрешениям на ее поставку в пределах выделенных квот, утвержденных (согласованных) уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. На основании п.1 ст.26 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ запрещается производство этилового спирта, денатурата, алкогольной и спиртосодержащей денатурированной продукции без государственной регистрации наименований указанной продукции. Таким образом, реализация спиртосодержащей денатурированной продукции освобождается от обложения акцизом при ведении и наличии отдельного учета операций по производству и реализации (передаче) таких подакцизных товаров и (или) подакцизного минерального сырья (п.2 ст.183 НК РФ). В соответствии со ст.16 Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ изменения, внесенные в пп.3 п.1 ст.183 НК РФ, распространяются на отношения, возникшие с 01.01.2002. И, как разъясняют специалисты МНС России, требование осуществления реализации спиртосодержащей денатурированной продукции по специальным разрешениям на ее поставку в пределах выделенных квот как условие освобождения от налогообложения акцизами этих операций с 1 января 2002 г. не применяется. Для возврата (зачета) излишне уплаченного налога налогоплательщику необходимо представить в налоговый орган соответствующее заявление в порядке, предусмотренном ст.78 НК РФ. Однако с возвратом излишне уплаченной суммы акциза могут возникнуть сложности. Акциз - это косвенный налог, включаемый в цену продукции. В данном случае плательщиком акциза является организация - продавец, а фактическая его уплата возлагается на покупателя (п.1 ст.198 НК РФ). На этом основании налоговый орган может отказать в возврате излишне уплаченной суммы налога. Суды при рассмотрении споров о возврате (зачете) сумм излишне уплаченных акцизов принимают решения, противоречащие друг другу. Так, Федеральный арбитражный суд Западно - Сибирского округа в Постановлении от 15.10.2001 N Ф04/3132-516/А75-2001, ФАС Поволжского округа в Постановлении от 23.04.2002 N А06-1287у-11к/01, ФАС Московского округа в Постановлении от 30.01.2002 N КА-А40/172-01 высказали мнение о правомерности возврата (зачета) суммы излишне уплаченного акциза, поскольку при отсутствии оснований для уплаты налога вся сумма, полученная от покупателей, является ценой товара без налога, соответственно, из бюджета возвращаются собственные средства налогоплательщика, являющиеся частью выручки от реализации. Кроме того, НК РФ не содержит ограничения для возврата (зачета) косвенных налогов. ФАС Западно - Сибирского округа в Постановлении от 18.12.2000 N Ф04/3252-793/А46-2000 и ФАС Центрального округа в Постановлении от 17.04.2001 N А35-4126/00-С18 высказали прямо противоположную точку зрения. Суды указали, что фактическим плательщиком косвенных налогов являются покупатели. В случае возврата (зачета) переплаченного акциза у налогоплательщика появится неосновательное обогащение. Кроме того, в отдельных постановлениях суды указали, что для возврата (зачета) акциза налогоплательщик должен представить доказательства перерасчета стоимости реализованной продукции и возврата покупателям излишне уплаченных сумм акцизов (Постановления ФАС Центрального округа от 07.09.2001 N А54-1618/01-С11, ФАС Дальневосточного округа от 14.03.2001 N Ф03-А51/01-2/314). Обращаем внимание на то, что, на наш взгляд, норму ст.16 Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ о распространении на отношения, возникшие с 01.01.2002, изменений, внесенных этим Законом, можно применять только в отношении длящихся налоговых правоотношений, например, по исчислению налога на прибыль, где налоговый период - календарный год. Налоговый период по акцизам - календарный месяц (ст.192 НК РФ). На момент вступления в силу Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ (01.07.2002) все отношения по исчислению акцизов за первые шесть месяцев 2002 г. уже завершены - акцизы начислялись в соответствии с действовавшими нормами гл.22 НК РФ и предъявлялись покупателям подакцизных товаров. Поэтому, по нашему мнению, пп.3 п.1 ст.183 НК РФ в новой редакции можно применять только с 01.07.2002. 12.02.2003 М.П.Тавшанжи Центр исследований проблем налогообложения и бухгалтерского учета Вопрос: Индивидуальный предприниматель осуществляет розничную реализацию моторных масел для карбюраторных и инжекторных двигателей в специализированном магазине. Помещения, в которых осуществляется торговля, и складские помещения используются им на праве аренды. Является ли в данном случае индивидуальный предприниматель плательщиком акциза? Необходимо ли индивидуальному предпринимателю получить свидетельство о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами? Ответ: В соответствии с пп.3 п.1 ст.182 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектом обложения акцизами признаются операции по приобретению нефтепродуктов в собственность индивидуальными предпринимателями, имеющими свидетельство о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами. Согласно пп.4 п.4 ст.179.1 Кодекса свидетельство на розничную реализацию нефтепродуктов выдается индивидуальному предпринимателю только при наличии в собственности мощностей (помещений) по хранению и реализации моторных масел. Таким образом, у индивидуального предпринимателя, осуществляющего розничную реализацию моторных масел и использующего помещения по хранению и реализации указанных нефтепродуктов на условиях договоров аренды, нет основания для получения свидетельства. Учитывая изложенное, индивидуальные предприниматели, не имеющие свидетельства на розничную реализацию нефтепродуктов, плательщиками акцизов не являются. Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 12 февраля 2003 г. N 04-03-14/05 18.03.2003 Е.Зернова Проект "КонсультантБухгалтер" Вопрос: Вправе ли регионы переводить на ЕНВД подвиды деятельности - например, исключительно торговлю через палатки, торговлю спиртными напитками, ГСМ, отдельные виды бытовых услуг и т.д.? Ответ: В соответствии с п.3 ст.346.26 Налогового кодекса субъектам Российской Федерации предоставлено право определять виды предпринимательской деятельности, в отношении которых вводится единый налог на вмененный доход, в пределах перечня, установленного п.2 данной статьи Кодекса. К указанным видам деятельности, в частности, относится розничная торговля, осуществляемая через магазины и павильоны с площадью торгового зала по каждому объекту организации торговли не более 150 кв. м, палатки, лотки и другие объекты организации торговли, в том числе не имеющие стационарной торговой площади. В случае принятия субъектом Российской Федерации решения о введении единого налога на вмененный доход в отношении указанного вида деятельности организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие розничную торговлю на территории данного субъекта Российской Федерации и соответствующие вышеназванным критериям, обязаны перейти на уплату единого налога на вмененный доход независимо от вида реализуемых товаров (продовольственные или непродовольственные) и объектов осуществления торговли (стационарные или нестационарные). В том случае, если на территории субъекта Российской Федерации принят закон о введении единого налога на вмененный доход только в отношении отдельных подвидов деятельности, относящихся к розничной торговле, то такой закон на основании решения суда может быть признан не соответствующим федеральному законодательству. Организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие розничную торговлю, но не переведенные на уплату единого налога на вмененный доход, вправе в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации защитить свои интересы в судебном порядке. Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 22 января 2003 г. N 04-05-12/02 18.03.2003 Е.Зернова Проект "КонсультантБухгалтер" Вопрос: Для целей применения ЕНВД, просим разъяснить, что подразумевается под "другими видами бытовых услуг"? В ряде регионов к ним относили услуги прокатов, ломбардов и даже услуги по выпасу скота. Каким перечнем следует руководствоваться налогоплательщикам? Ответ: В соответствии с пп.1 п.2 ст.346.26 Налогового кодекса система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности может применяться по решению субъекта Российской Федерации в отношении такого вида деятельности, как оказание бытовых услуг. Согласно ст.346.27 Кодекса к бытовым услугам относятся платные услуги, оказываемые физическим лицам (за исключением ломбардов), классифицируемые в соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению. К бытовым услугам относятся платные услуги, оказываемые физическим лицам и классифицируемые в соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению ОК 002-93, утвержденным Постановлением Госстандарта России от 28.06.1993 N 163, в группе 01 "Бытовые услуги" (за исключением услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств). Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 22 января 2003 г. N 04-05-12/02 18.03.2003 Е.Зернова Проект "КонсультантБухгалтер" Вопрос: Какова процедура перехода на уплату ЕНВД? Будет ли предусмотрено своеобразное подтверждение условий перехода на уплату ЕНВД и соответствующее уведомление налогового органа или со стороны налогового органа, как это было предусмотрено ранее? Начиная с какого момента (день, месяц в течение налогового периода по ЕНВД и другим налогам) налогоплательщик должен перестать уплачивать отменяемые налоги и подавать декларации по ним (авансовые расчеты) и начать уплачивать ЕНВД? Ответ: В том случае, если субъектом Российской Федерации до 1 января 2003 г. был принят закон о введении единого налога на вмененный доход на подведомственной территории в отношении отдельных видов деятельности в пределах перечня, установленного ст.346.26 Кодекса, организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие эти виды деятельности на территории данного субъекта Российской Федерации, обязаны встать на налоговый учет в налоговые органы по месту осуществления деятельности и самостоятельно перейти на уплату единого налога на вмененный доход с даты его введения. Учитывая, что налоговым периодом по единому налогу на вмененный доход ст.346.30 Кодекса установлен квартал, датой введения единого налога может быть установлено 1 января или первое число квартала (то есть 1 апреля, 1 июля или 1 октября) календарного года. С указанной даты налогоплательщики единого налога на вмененный доход по данному виду предпринимательской деятельности уплачивают единый налог взамен налога на прибыль, налога на добавленную стоимость, налога с продаж, налога на имущество организаций и единого социального налога с учетом положений ст.346.26 Кодекса. При этом в соответствии с п.3 ст.346.32 Кодекса плательщики единого налога на вмененный доход обязаны не позднее 20-го числа первого месяца следующего налогового периода представлять в налоговые органы налоговые декларации по итогам налогового периода. Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 22 января 2003 г. N 04-05-12/02 18.03.2003 Е.Зернова Проект "КонсультантБухгалтер" Вопрос: В ст.346.29 говорится о "государственной регистрации налогоплательщика", с которой НК РФ связывает, очевидно, возникновение обязанности уплачивать ЕНВД вновь зарегистрированным субъектом предпринимательства. Что это за регистрация - постановка на налоговый учет или собственно госрегистрация? Применимо ли правило "следующего месяца" к уже действующим налогоплательщикам, которые в середине года начинают осуществлять облагаемые ЕНВД виды деятельности? Ответ: Из положения п.10 ст.346.29 Кодекса следует, что для вновь зарегистрированного (созданного) субъекта предпринимательства, являющегося плательщиком единого налога на вмененный доход, размер вмененного дохода за квартал, в течение которого была осуществлена его государственная регистрация в соответствии с законодательством Российской Федерации в качестве организации или индивидуального предпринимателя, рассчитывается исходя из полных месяцев начиная с месяца, следующего за месяцем указанной государственной регистрации. Данная норма распространяется только на вновь зарегистрированных субъектов предпринимательства, в связи с чем ранее зарегистрированные и осуществляющие предпринимательскую деятельность субъекты предпринимательства, переводимые на уплату единого налога на вмененный доход в течение налогового периода, обязаны рассчитать единый налог на вмененный доход исходя из полных месяцев начиная с месяца, в котором они стали осуществлять виды деятельности, подпадающие под действие регионального закона о едином налоге. Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 22 января 2003 г. N 04-05-12/02 18.03.2003 Е.Зернова Проект "КонсультантБухгалтер" Вопрос: Каков механизм возврата с системы налогообложения в виде ЕНВД на общий режим налогообложения: - при несоблюдении ограничений (по площади, например); - при прекращении занятия указанными в главе видами деятельности? С какого момента прекращается начисление и уплата ЕНВД и начинается начисление налогов по общей системе налогообложения? Применимо ли здесь правило "следующего месяца"? Ответ: В том случае, если плательщик единого налога на вмененный доход прекратил заниматься видом деятельности, облагаемым данным налогом, и начал заниматься видом деятельности, не подпадающим под действие закона о едином налоге, или превысил ограничения, установленные ст.346.26 Кодекса (например, приобрел магазин с площадью торгового зала более 150 кв. м), в течение налогового периода, то он должен перейти на общий режим налогообложения с месяца, следующего за месяцем, в котором он прекратил заниматься видом деятельности, облагаемым единым налогом на вмененный доход, или превысил установленные ограничения. Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 22 января 2003 г. N 04-05-12/02 18.03.2003 Е.Зернова Проект "КонсультантБухгалтер" Вопрос: 1. Что означает выражение "при тех же обстоятельствах" в п.1 ст.21 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество? 2. Должно ли применяться Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь об избежании двойного налогообложения к физическим лицам - резидентам Российской Федерации, зарегистрированным в Российской Федерации в качестве индивидуальных предпринимателей, в той же мере, что и в отношении резидентов Российской Федерации - коммерческих организаций? 3. Что означает в ст.18 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь об избежании двойного налогообложения указание на "виды доходов, о которых не говорится в предыдущих статьях"? Ответ: 1. В соответствии с комментариями к статье "Недискриминация" модели конвенции по налогам на доход и капитал, на основании которой разрабатывалось российско - белорусское налоговое Соглашение, выражение "при тех же обстоятельствах" касается налогоплательщиков, помещенных с точки зрения применения обычного налогового законодательства и налоговых правил в одинаковые условия в правовых и фактических обстоятельствах. Так, налогоплательщик - резидент Договаривающегося Государства и налогоплательщик - нерезидент Договаривающегося Государства не находятся в одинаковых обстоятельствах. То есть если Вы не являетесь резидентом Республики Беларусь для налоговых целей, то можете быть подвергнуты иному налогообложению, чем резиденты Белоруссии при аналогичных обстоятельствах. 2. Согласно ст.1 Соглашения между Россией и Белоруссией об избежании двойного налогообложения его положения применяются к резидентам одного или обоих Договаривающихся Государств, то есть в одинаковой мере и к резидентам - физическим лицам, зарегистрированным в качестве индивидуальных предпринимателей, и к резидентам - юридическим лицам (коммерческим организациям). 3. Указание в ст.18 "Другие доходы" российско - белорусского налогового Соглашения на "виды доходов, о которых не говорится в предыдущих статьях настоящего Соглашения" означает, что данная статья не регулирует налогообложение доходов, упомянутых в предыдущих статьях данного Соглашения. Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 27 декабря 2002 г. N 04-04-06/262 18.03.2003 О.Б.Солдатова Проект "КонсультантФинансист" Вопрос: Какими нормами законодательства следует руководствоваться при определении налоговой базы по сделкам РЕПО? Каков порядок учета в целях налогообложения доходов и расходов (убытков), полученных по первой и второй частям сделки РЕПО, в том числе накопленного процентного (купонного) дохода на каждом этапе сделки? Ответ: Особенности определения налоговой базы по сделкам РЕПО с ценными бумагами определены ст.282 Налогового кодекса Российской Федерации. В частности, операция РЕПО не меняет цену приобретения ценных бумаг и размер накопленного процентного (купонного) дохода на дату первой части РЕПО в целях налогообложения доходов от последующей их реализации после обратной покупки ценных бумаг по второй части РЕПО. Доходы (убытки) от реализации ценных бумаг по первой части операции РЕПО не учитываются при определении налоговой базы. Налоговая база по процентным (купонным) доходам определяется в соответствии с п.п.4, 5 и 7 ст.282 НК РФ. Налогообложение указанных доходов осуществляется по ставкам, установленным ст.284 НК РФ. Для продавца по первой части РЕПО разница между ценой приобретения второй части РЕПО и ценой реализации первой части РЕПО признается: 1) в случае, если такая разница положительна, - расходами по выплате процентов по привлеченным средствам, которые включаются в состав расходов с учетом положений, предусмотренных ст.ст.265 и 269 НК РФ; 2) в случае, если такая разница отрицательна, - доходами в виде процентов по займу, предоставленному ценными бумагами, которые включаются в состав доходов в соответствии со ст.250 НК РФ. Для покупателя по первой части РЕПО разница между ценой реализации по второй части РЕПО и ценой приобретения по первой части РЕПО признается: 1) в случае, если такая разница положительна, - доходами в виде процентов по размещенным средствам, которые включаются в состав доходов в соответствии со ст.250 НК РФ; 2) в случае, если такая разница отрицательна, - расходами в виде процентов по займу, полученному ценными бумагами, которые включаются в состав расходов в порядке, предусмотренном ст.ст.265 и 269 НК РФ. При расчете разницы между ценой реализации (приобретения) по второй части РЕПО и ценой приобретения (реализации) по первой части РЕПО цена реализации (приобретения) по второй части РЕПО исчисляется с учетом накопленного процентного (купонного) дохода на дату второй части РЕПО, увеличенного на сумму купонной выплаты эмитентом (если таковая имела место) и уменьшенного на сумму накопленного процентного (купонного) дохода на дату первой части РЕПО. Особенности налогового учета доходов и расходов по сделкам РЕПО с ценными бумагами установлены ст.333 НК РФ. Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 5 декабря 2002 г. N 04-02-06/1/151 18.03.2003 О.Б.Солдатова Проект "КонсультантФинансист" Вопрос: Просим дать разъяснения по вопросу обслуживания коммерческими банками "проблемных кредитов", то есть если заемщик в силу обстоятельств (банкротство, ликвидация и т.д.) не имеет возможности рассчитаться с банком по кредитам и процентам. Возможно ли в указанном случае прекращение начисления процентов и исключение начисленных сумм из состава внереализационных доходов при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль? Каков порядок налогообложения доходов банка в случае заключения мирового соглашения между банком и заемщиком - банкротом? Возможно ли в этом случае прекращение начисления процентов в целях исчисления налоговой базы по налогу на прибыль? Ответ: Положения гл.25 "Налог на прибыль организаций" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекса) с 1 января 2002 г. позволяют банкам оптимизировать налоговый климат за счет значительного снижения ставки налога с 43 процентов до 24 процентов, предоставления возможности создавать различные резервы, переносить убытки на будущее, принимать к вычету все экономически оправданные и документально подтвержденные затраты. Указанной главой для целей налогообложения учитываются особенности определения доходов и расходов банков. Так, в соответствии со ст.292 Кодекса банки вправе создавать резервы на возможные потери по ссудам по ссудной и приравненной к ней задолженности и включать суммы отчислений в указанные резервы в состав внереализационных расходов в соответствии с нормами ст.292 Кодекса. Условия и порядок отчислений в создаваемые резервы должны быть отражены в учетной политике банка. С 1 января 2002 г. нормами гл.25 Кодекса для банков, определяющих доходы и расходы по методу начисления, впервые появилась возможность создавать резерв по сомнительным долгам и учитывать названные отчисления для целей налогообложения в составе внереализационных расходов. Статьей 266 Кодекса установлено, что банки могут формировать резервы по сомнительным долгам в отношении задолженности, образовавшейся в связи с невыплатой процентов по долговым обязательствам, а также в отношении иной задолженности, за исключением ссудной и приравненной к ней задолженности. В соответствии с п.2 ст.265 Кодекса банки вправе к внереализационным расходам приравнять убытки, полученные в отчетном (налоговом) периоде, в частности, в виде сумм безнадежных долгов, а в случае, если банками принято решение о создании резерва по сомнительным долгам, - сумм безнадежных долгов, не покрытых за счет средств резерва. Пунктом 2 ст.266 Кодекса определено, что для целей налогообложения безнадежными долгами (долгами, нереальными ко взысканию) признаются те долги перед налогоплательщиком, по которым истек установленный срок исковой давности, а также те долги, по которым в соответствии с гражданским законодательством обязательство прекращено вследствие невозможности его исполнения на основании акта государственного органа или ликвидации организации, т.е. речь идет о решении арбитражного суда о признании организации - должника банкротом или о ее ликвидации. Таким образом, положения гл.25 Кодекса создают реальные условия для стабилизации финансовой деятельности банков и позволяют значительно нивелировать негативные последствия кредитных рисков при размещении средств от своего имени и за свой счет. Учитывая изложенное, гл.25 Кодекса не предусматриваются нормы, позволяющие банкам кредитные риски от осуществления предпринимательской деятельности (в частности, от размещения денежных средств от своего имени и за свой счет) компенсировать за счет средств бюджетов, имея в виду прекращение начисления процентов и исключение начисленных сумм из состава внереализационных доходов при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль. Это относится и к налогообложению доходов банка в случаях заключения мирового соглашения между банком как одним из конкурсных кредиторов и организацией - банкротом (должником). При заключении мирового соглашения согласно Арбитражному процессуальному кодексу Российской Федерации в нем могут содержаться условия об отсрочке или о рассрочке исполнения обязательств ответчиком, об уступке права требования, о полном или частичном прощении либо признании долга и другие условия, не противоречащие законодательству. Таким образом, независимо от условий заключения мирового соглашения для банка как одного из конкурсных кредиторов не происходит изменения налоговых последствий. Учитывая изложенное, если мировым соглашением принято решение о рассрочке (отсрочке) платежей и установлен график погашения задолженности по ссудам и процентам, это не должно являться основанием для изменения даты признания указанных доходов для целей налогообложения прибыли. Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 28 ноября 2002 г. N 04-02-09/208 18.03.2003 О.Б.Солдатова Проект "КонсультантФинансист" =====================================================================
Информация предоставлена компанией "Консультант Плюс", являющейся разработчиком одноименных справочных правовых систем. Общероссийская Сеть распространения правовой информации КонсультантПлюс объединяет 300 региональных информационных центров, которые занимаются поставкой систем и передачей информации пользователям в 150 городах России. На специализированном правовом сервере: http://www.consultant.ru/ можно получить бесплатный доступ к большому массиву актуальной справочной правовой информации, а также узнать подробнее о программных продуктах и услугах Сети КонсультантПлюс, о ее структуре и деятельности, скачать демонстрационные версии профессиональных систем.
http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru |
Отписаться
Убрать рекламу |
В избранное | ||