Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

КонсультантПлюс: Вопросы и Ответы Выпуск от


Информационный Канал Subscribe.Ru


Вопросы и ответы

        Вопрос: В каком  периоде  следует  принимать  к  вычету  НДС,
   уплаченный при приобретении основного средства: в периоде принятия
   ОС к учету или в периоде начала начисления амортизации?

        Ответ: В  соответствии  с  п.6  ст.171 НК РФ вычетам подлежат
   суммы    НДС,    предъявленные    налогоплательщику     подрядными
   организациями  (заказчиками  -  застройщиками)  при проведении ими
   капитального строительства,  сборке  (монтаже)  основных  средств,
   суммы  НДС,  предъявленные  налогоплательщику по товарам (работам,
   услугам),  приобретенным им для выполнения строительно - монтажных
   работ,   и   суммы   НДС,   предъявленные   налогоплательщику  при
   приобретении    им    объектов     незавершенного     капитального
   строительства.
        Указанные вычеты производятся  по  мере  постановки  на  учет
   соответствующих  объектов  завершенного капитального строительства
   (основных средств) с момента, указанного в абз.2 п.2 ст.259 НК РФ,
   согласно    которому    начисление    амортизации    по    объекту
   амортизируемого  имущества  начинается  с   1-го   числа   месяца,
   следующего  за  месяцем,  в  котором  этот  объект  был  введен  в
   эксплуатацию (п.5 ст.172 НК РФ).
        По нашему мнению,  очевидно,  что содержание п.5 ст.172 НК РФ
   направлено сугубо на реализацию  положений  п.6  ст.171  НК  РФ  и
   расширительному  толкованию не подлежит,  то есть НДС,  уплаченный
   поставщикам ОС, не являющихся объектами строительства, принимается
   к  вычету в порядке,  предусмотренном пп.1 п.2 ст.171 и п.1 ст.172
   НК РФ, в периоде принятия на учет данных объектов.
        Существует мнение,  что НДС,  уплаченный поставщикам объектов
   ОС, следует принимать к вычету в порядке, установленном п.5 ст.172
   НК  РФ.  В частности,  указывается,  что порядок вычета НДС должен
   быть одинаковым для всех объектов ОС.
        В настоящее    время    в    официальных   нормативных   либо
   ненормативных документах (в том числе в Методических рекомендациях
   по применению главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового
   кодекса Российской Федерации,  утвержденных Приказом МНС России от
   20.12.2000   N   БГ-3-03/447  (ред.  от  17.09.2002)),  касающихся
   налогообложения,   подобные   указания   отсутствуют.   В   п.44.2
   Методических  рекомендаций  указывается только,  что суммы налога,
   уплаченные налогоплательщиком по оборудованию, требующему монтажа,
   также  подлежат вычету после принятия данного оборудования на учет
   в качестве основных средств с  момента,  указанного  в  абз.2  п.2
   ст.259   Кодекса.  Относительно  основных  средств,  не  требующих
   монтажа, подобные разъяснения отсутствуют.

12.02.2003                                                  А.И.Дыбов
                                                   Центр исследований
                                              проблем налогообложения
                                               и бухгалтерского учета


        Вопрос: Следует  ли  с  01.01.2003 организациям,  применяющим
   упрощенную систему налогообложения, вести налоговый учет, как того
   требует гл.25 НК РФ?

        Ответ: Согласно ст.313 гл.25 "Налог на  прибыль  организаций"
   НК  РФ  налоговый  учет  -  это  система  обобщения информации для
   определения налоговой базы по налогу на прибыль на  основе  данных
   первичных  документов,  сгруппированных в соответствии с порядком,
   предусмотренным гл.25 НК РФ.
        Вследствие того  что  организации,  перешедшие  на упрощенную
   систему налогообложения (гл.26.2 НК РФ),  плательщиками налога  на
   прибыль не являются (п.2 ст.346.11 НК РФ), то и вести им налоговый
   учет по правилам гл.25 НК РФ нет никакой необходимости.
        Для указанной  категории  организаций существует иное понятие
   налогового учета,  установленное п.1 ст.346.24 НК РФ.  Под таковым
   понимается учет показателей деятельности организации,  необходимых
   для исчисления налоговой базы и суммы единого налога, на основании
   Книги учета доходов и расходов,  форма которой утверждена Приказом
   МНС России от 28.10.2002 N БГ-3-22/606.

12.02.2003                                                  А.И.Дыбов
                                                   Центр исследований
                                              проблем налогообложения
                                               и бухгалтерского учета


        Вопрос: Пунктом 1 ст.289 гл.25 Налогового кодекса  Российской
   Федерации   установлено,   что  "налогоплательщики  независимо  от
   наличия у них обязанности  по  уплате  налога  и  (или)  авансовых
   платежей  по  налогу,  особенностей  исчисления  и  уплаты  налога
   обязаны  по  истечении  каждого  отчетного  и  налогового  периода
   представлять в налоговые органы по месту своего нахождения и месту
   нахождения  каждого  обособленного  подразделения  соответствующие
   налоговые декларации".  Аналогичное требование к подаче декларации
   по налогу на прибыль организаций сформулировано в п.1.1 Инструкции
   по   заполнению  декларации  по  налогу  на  прибыль  организаций,
   утвержденной Приказом МНС России от 29.12.2001  N  БГ-3-02/585  (в
   ред.  Изменений  и  дополнений  N 1,  утв.  Приказом МНС России от
   09.09.2002 N ВГ-3-02/480).
        Распространяется ли  требование Налогового кодекса Российской
   Федерации по подаче налоговой декларации по налогу на  прибыль  на
   организации,  перешедшие  на  уплату  единого  налога на вмененный
   доход в соответствии с гл.26.3  "Система  налогообложения  в  виде
   единого   налога   на   вмененный   доход   для   отдельных  видов
   деятельности",  и  организации,  применяющие  упрощенную   систему
   налогообложения  в  соответствии  с  гл.26.2  "Упрощенная  система
   налогообложения" Налогового кодекса Российской Федерации?

        Ответ: В   соответствии   со   ст.346.11  Налогового  кодекса
   Российской Федерации применение упрощенной системы налогообложения
   организациями  предусматривает  замену  уплаты  налога  на прибыль
   организаций,  налога на добавленную стоимость,  налога  с  продаж,
   налога  на  имущество  организаций  и  единого  социального налога
   уплатой единого налога,  исчисляемого по результатам хозяйственной
   деятельности организаций за налоговый период.
        Аналогично ст.346.26 Налогового кодекса устанавливается,  что
   уплата   организациями   единого   налога   на   вмененный   доход
   предусматривает  замену  уплаты  налога  на  прибыль  организаций,
   налога на добавленную стоимость  и  налога  с  продаж,  налога  на
   имущество и единого социального налога.
        Порядок представления  и  заполнения  деклараций  по  единому
   налогу,  уплачиваемому  в  связи  с применением упрощенной системы
   налогообложения,  и единому налогу на вмененный  доход  утверждены
   Приказами  Министерства  Российской  Федерации по налогам и сборам
   соответственно от 12.11.2002 N БГ-3-22/647 "Об  утверждении  формы
   налоговой  декларации  по единому налогу,  уплачиваемому в связи с
   применением  упрощенной  системы  налогообложения,  и  Порядка  ее
   заполнения"  и  от  12.11.2002 N БГ-3-22/648 "Об утверждении формы
   налоговой декларации по единому  налогу  на  вмененный  доход  для
   отдельных видов деятельности и Порядка ее заполнения".
        Что касается п.1 ст.289 Налогового кодекса,  в соответствии с
   которым налогоплательщики, независимо от наличия у них обязанности
   по   уплате   налога   и   (или)  авансовых  платежей  по  налогу,
   особенностей исчисления и  уплаты  налога,  обязаны  по  истечении
   каждого  отчетного  и  налогового периода представлять в налоговые
   органы по месту  своего  нахождения  и  месту  нахождения  каждого
   обособленного подразделения соответствующие налоговые декларации в
   порядке, определенном   настоящей   статьей,   то   этим   пунктом
   устанавливается    обязанность    представления   декларации   для
   организаций,  являющихся плательщиками налога на  прибыль,  но  не
   получивших  ее  или  получивших  убыток  по  результатам работы за
   отчетный (налоговый) период.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 14 января 2003 г. N 04-02-06/3/96

18.02.2003                                                  Е.Зернова
                                        Проект "КонсультантБухгалтер"


        Вопрос: Можно  ли  относить  в расходы,  уменьшающие налог на
   прибыль,  проценты,  уплачиваемые  в  связи  с   реструктуризацией
   задолженности организации по налогам?

        Ответ: В  соответствии  со  ст.69   Бюджетного   кодекса   РФ
   налоговые  кредиты,  отсрочки  и  рассрочки  по  уплате  налогов и
   платежей и  другие  обязательства  являются  бюджетными  кредитами
   юридическим лицам.
        Подпунктом 2 п.1 ст.265 НК РФ установлено,  что  проценты  по
   долговым  обязательствам  любого вида вне зависимости от характера
   предоставленного   кредита   или   займа   (текущего    и    (или)
   инвестиционного)    относятся    к    внереализационным   расходам
   организации,  участвующим в расчете налоговой базы  по  налогу  на
   прибыль отчетного (налогового) периода.
        При этом  в  соответствии  с  п.1  ст.252  НК  РФ   расходами
   признаются  обоснованные  и  документально подтвержденные затраты,
   осуществленные  налогоплательщиком.  Под  обоснованными  расходами
   понимаются   экономически   оправданные  затраты,  оценка  которых
   выражена в денежной форме.  Расходами признаются любые затраты при
   условии,  что  они  произведены  для  осуществления  деятельности,
   направленной на получение дохода.
        Таким образом,  по  нашему  мнению,  расходы  организации  на
   уплату процентов за отсроченные суммы налоговой  задолженности  не
   соответствуют      критерию      экономической     обоснованности,
   установленному  п.1  ст.252  НК  РФ,  так   как   не   связаны   с
   осуществлением деятельности,  направленной на получение дохода, и,
   как следствие, пп.2 п.1 ст.265 в этой ситуации не применяется.
        Расходы, не соответствующие критериям, указанным в п.1 ст.252
   НК РФ, в целях налогообложения не учитываются (п.49 ст.270 НК РФ).

27.12.2002                                                  А.И.Дыбов
                                                   Центр исследований
                                              проблем налогообложения
                                               и бухгалтерского учета


        Вопрос: Индивидуальным   предпринимателем,  освобожденным  от
   исполнения  обязанности  плательщика НДС  в соответствии со ст.145
   НК РФ,  получена предоплата по договору подряда.  Должна ли данная
   предоплата влиять на полученный доход в пределах 1  млн  руб.  или
   должна учитываться при подписании акта выполненных работ?

        Ответ: Организации  и  индивидуальные  предприниматели  имеют
   право     на     освобождение     от    исполнения    обязанностей
   налогоплательщика, связанных  с  исчислением  и   уплатой   налога
   (далее -     освобождение),    если    за    три    предшествующих
   последовательных календарных месяца сумма  выручки  от  реализации
   товаров   (работ,   услуг)  этих  организаций  или  индивидуальных
   предпринимателей без учета налога и налога с продаж не превысила в
   совокупности  один  миллион  рублей (п.1 ст.145 НК РФ).  Указанное
   ограничение должно соблюдаться и после получения освобождения (п.5
   ст.145 НК РФ).
        Для целей  налогообложения  реализацией  товаров,  работ  или
   услуг  признается  соответственно передача на возмездной основе (в
   том  числе  обмен   товарами,   работами   или   услугами)   права
   собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом
   для другого лица,  возмездное оказание услуг одним  лицом  другому
   лицу,  а в случаях,  предусмотренных настоящим Кодексом,  передача
   права собственности на товары, результатов выполненных работ одним
   лицом для другого лица,  оказание услуг одним лицом другому лицу -
   на безвозмездной основе (п.1 ст.39 НК РФ).
        При получении  предоплаты  индивидуальный  предприниматель не
   передает заказчику право собственности на что-либо, следовательно,
   данная   операция   реализацией  не  является  и,  как  следствие,
   предоплата  выручкой  от  реализации  товаров  (работ,  услуг)  не
   признается и в расчет нормативной величины выручки предпринимателя
   будет включена в момент подписания акта выполненных работ.

27.12.2002                                                  А.И.Дыбов
                                                   Центр исследований
                                              проблем налогообложения
                                               и бухгалтерского учета


        Вопрос:  Производственно  -  строительная  организация просит
   дать   разъяснения   по   вопросу  учета  расходов  на  проведение
   сертификации продукции при налогообложении прибыли.
        На  каких условиях должна проводиться сертификация продукции,
   чтобы  расходы  на  нее  учитывались  при налогообложении прибыли?
   Всегда  ли  сертификация имеет обязательный характер? Если нет, то
   учитываются  ли  для целей налогообложения затраты по добровольной
   сертификации?   В   каких   органах  должна  осуществляться  такая
   сертификация?

        Ответ: Согласно  Закону  Российской  Федерации  от 10.06.1993
   N 5151-1 "О сертификации продукции и услуг"  (в  ред.  последующих
   изменений   и   дополнений)  сертификация  продукции  -  процедура
   подтверждения соответствия,  посредством  которой  независимая  от
   изготовителя  (продавца,  исполнителя)  и потребителя (покупателя)
   организация  удостоверяет  в  письменной  форме,   что   продукция
   соответствует установленным требованиям.
        Сертификация может    иметь    обязательный    (в    случаях,
   регламентированных законодательными актами Российской Федерации) и
   добровольный характер.
        В соответствии  с  пп.2  п.1  ст.264  гл.25 "Налог на прибыль
   организаций" Налогового  кодекса  Российской  Федерации  (далее  -
   Кодекс) к   прочим   расходам,   связанным   с   производством   и
   реализацией, относятся расходы на сертификацию продукции и услуг.
        При этом  указанная статья Кодекса не содержит ограничения об
   отнесении   к   прочим    расходам,    учитываемым    для    целей
   налогообложения,  только  расходы  по  оплате  работ,  связанных с
   обязательной сертификацией продукции или услуг.
        Кроме того, добровольная сертификация непосредственно связана
   с  надзором  за  качеством  продукции  или  услуг,   рекламой   ее
   потребительских качеств перед покупателями.
        Исходя из  норм  вышеуказанного   Закона   обязательный   или
   добровольный  характер  сертификации  введен  не  для того,  чтобы
   разграничить   источники   покрытия   возникающих   расходов    по
   сертификации,  а  для  того,  чтобы продукция и услуги при обычных
   условиях их эксплуатации  были  безопасны  для  жизни  и  здоровья
   потребителей, не причиняли вреда окружающей среде и т.п.
        В соответствии  со  ст.18  Закона  добровольная  сертификация
   должна осуществляться  на  определенных   условиях.   Добровольная
   сертификация осуществляется органами по добровольной сертификации,
   входящими в систему добровольной сертификации,  образованную любым
   юридическим   лицом,  зарегистрировавшим  данную  систему  и  знак
   соответствия  в  специально  уполномоченном   федеральном   органе
   исполнительной  власти в области сертификации (т.е.  Госстандартом
   России) в установленном Госстандартом России порядке.
        Таким образом, сертификацию, затраты по которой учитываются в
   целях    налогообложения,    могут    осуществлять    не    только
   государственные органы,  но и иные организации,  уполномоченные на
   это Госстандартом России.  С другой стороны, только сертификация у
   уполномоченного  юридического  лица может свидетельствовать о том,
   что имела место сертификация,  предусмотренная  законодательством,
   поэтому  в  случае,  если  организация  осуществляет  сертификацию
   продукции и услуг в неуполномоченных органах,  то расходы в  таких
   случаях  не  относятся  к расходам,  уменьшающим налоговую базу по
   налогу на прибыль.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 23 декабря 2002 г. N 04-02-06/2/120

18.02.2003                                                  Е.Зернова
                                        Проект "КонсультантБухгалтер"


        Вопрос: Организацией  за   счет   чистой   прибыли   текущего
   налогового периода произведены выплаты в пользу работников в виде:
   оплаты  путевок  в  летние  оздоровительные   лагеря   для   детей
   сотрудников,  оплаты спецодежды,  услуг бассейна, сверхнормативных
   командировочных  расходов.  Правомерно  ли  на  указанные  выплаты
   организацией не был начислен ЕСН?

        Ответ: Пунктом  1  ст.236  Налогового  кодекса  РФ  (далее  -
   Кодекс) установлено,    что    объектом    налогообложения     для
   налогоплательщиков   -   организаций  признаются  выплаты  и  иные
   вознаграждения,  начисляемые в пользу физических лиц по трудовым и
   гражданско   -  правовым  договорам,  предметом  которых  является
   выполнение работ,  оказание услуг (за исключением  вознаграждений,
   выплачиваемых   индивидуальным   предпринимателям),   а  также  по
   авторским договорам.
        В соответствии с п.1 ст.237 Кодекса при определении налоговой
   базы учитываются любые выплаты и  вознаграждения  (за  исключением
   сумм,  указанных  в  ст.238  Кодекса) вне зависимости от формы,  в
   которой осуществляются данные  выплаты,  в  частности  полная  или
   частичная  оплата  товаров (работ,  услуг,  имущественных или иных
   прав), предназначенных для физического лица - работника или членов
   его  семьи,  в  том  числе  коммунальных услуг,  питания,  отдыха,
   обучения в их интересах,  оплата страховых  взносов  по  договорам
   добровольного  страхования (за исключением сумм страховых взносов,
   указанных в пп.7 п.1 ст.238 Кодекса).
        Согласно п.3  ст.236  Кодекса  указанные  в  п.1  этой статьи
   выплаты и вознаграждения (вне зависимости от формы,  в которой они
   производятся)  не  признаются  объектом  налогообложения,  если  у
   налогоплательщиков -  организаций  такие  выплаты  не  отнесены  к
   расходам,   уменьшающим   налоговую  базу  по  налогу  на  прибыль
   организации в текущем отчетном (налоговом) периоде.
        Из вышеизложенного  следует,  что не подлежат налогообложению
   выплаты и вознаграждения,  поименованные в п.1 ст.236 Кодекса, для
   налогоплательщиков  -  организаций,  формирующих налоговую базу по
   прибыли (в том числе и по отдельным видам деятельности организаций
   в   части  ее  формирования),  которые  не  отнесены  к  расходам,
   уменьшающим налоговую базу по  налогу  на  прибыль  организаций  в
   текущем отчетном (налоговом) периоде.
        Таким образом,  выплаты и  вознаграждения,  указанные  в  п.1
   ст.237 Кодекса, в виде полной или частичной оплаты товаров (работ,
   услуг,  имущественных  или   иных   прав),   предназначенных   для
   физического  лица  -  работника или членов его семьи,  в том числе
   оплата  путевок  в  летние  оздоровительные   лагеря   для   детей
   сотрудников,  оплаты спецодежды,  услуг бассейна, сверхнормативных
   командировочных расходов,  не подлежат включению в налоговую  базу
   при  исчислении  единого социального налога,  если они не отнесены
   налогоплательщиками  -  организациями  к   расходам,   уменьшающим
   налоговую базу по налогу на прибыль организаций в текущем отчетном
   (налоговом)  периоде  или  произведены  за  счет  чистой   прибыли
   организации.
        Следует обратить внимание на то,  что при отнесении выплат  и
   вознаграждений   к   расходам,   уменьшающим  или  не  уменьшающим
   налоговую базу по прибыли,  следует руководствоваться  положениями
   гл.25 Кодекса.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 5 декабря 2002 г. N 04-04-04/174

18.02.2003                                                  Е.Зернова
                                        Проект "КонсультантБухгалтер"


        Вопрос: Статьей  284 НК РФ установлен размер ставки налога на
   прибыль организаций,  в котором он зачисляется в бюджеты различных
   уровней.   Этой   же  статьей  предусмотрено  право  субъектов  РФ
   уменьшать размер ставки для отдельных категорий налогоплательщиков
   в части сумм налога, подлежащих зачислению в бюджеты субъектов РФ.
        В то же время ст.15 Бюджетного  кодекса  РФ  определено,  что
   консолидированный бюджет  субъекта  РФ состоит из бюджета субъекта
   РФ и свода бюджетов муниципальных образований,  находящихся на его
   территории. При этом ст.58 Бюджетного кодекса Российской Федерации
   определено право передачи собственных доходов  бюджетов  субъектов
   Российской Федерации от региональных налогов и сборов,  а также от
   закрепленных за  субъектами   Российской   Федерации   федеральных
   налогов и  сборов  местным бюджетам на постоянной основе полностью
   или частично - в процентной  доле,  утверждаемой  законодательными
   (представительными) органами  субъектов  Российской  Федерации  на
   срок не менее трех лет.
        В  связи с изложенным просим разъяснить: в какой именно части
   сумм  налога  на  прибыль,  поступающих в консолидированный бюджет
   субъекта   РФ,   можно  снижать  ставку  для  отдельных  категорий
   налогоплательщиков?
        Возможна ли  передача  в местные бюджеты части сумм налога на
   прибыль,   поступившего   в   бюджет   субъекта   РФ   по   ставке
   14,5 процента?

        Ответ: В  соответствии  с  п.1 ст.284 гл.25 "Налог на прибыль
   организаций"    Налогового    кодекса    РФ    налоговая    ставка
   устанавливается  (если  иное  не предусмотрено п.п.2 - 5 ст.284) в
   размере 24 процентов. При этом:
        сумма налога,  исчисленная  по  налоговой  ставке  в  размере
   7,5 процента, зачисляется в федеральный бюджет;
        сумма налога,  исчисленная  по  налоговой  ставке  в  размере
   14,5 процента,   зачисляется   в   бюджеты   субъектов  Российской
   Федерации;
        сумма налога,  исчисленная  по  налоговой  ставке  в  размере
   2 процентов, зачисляется в местные бюджеты.
        Мнение Министерства Российской Федерации по налогам и  сборам
   и  Министерства финансов Российской Федерации о порядке применения
   ставок по налогу на прибыль  организаций,  предусмотренных  ст.284
   гл.25  "Налог  на  прибыль  организаций"  части  второй Налогового
   кодекса Российской  Федерации,  и  перераспределения поступивших в
   бюджеты субъектов Российской Федерации сумм налога на прибыль было
   изложено  в  Письме  МНС  России  N  ВГ-6-02/263,  Минфина  России
   N 04-02-04/32 от 06.03.2002 "О ставках по налогу на прибыль".
        В вышеуказанном  документе  сообщается,  что ст.15 Бюджетного
   кодекса     Российской     Федерации      установлено      понятие
   консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации,  который
   состоит из бюджета субъекта Российской Федерации и свода  бюджетов
   муниципальных образований, находящихся на его территории.
        Таким образом, зачисление налога на прибыль в бюджет субъекта
   Российской Федерации и в местные бюджеты  должно  производиться  в
   суммах, исчисленных    соответственно    по    ставкам   не   ниже
   14,5 процента и 2 процентов,  без  разбивки  указанных  ставок  по
   видам бюджетов.
        Соответственно, законодательные   (представительные)   органы
   субъектов   Российской   Федерации  могут  снижать  для  отдельных
   категорий  налогоплательщиков   только   установленную   Налоговым
   кодексом  налоговую  ставку  для  зачисления сумм налога в бюджеты
   субъектов Российской Федерации (14,5 процента),  которая не  может
   быть ниже 10,5 процента.
        Перераспределение поступивших в бюджеты субъектов  Российской
   Федерации  сумм  налога на прибыль по ставке 14,5 процента,  но не
   ниже 10,5 процента,  между бюджетами  может  быть  произведено  на
   основании ст.58  "Передача  собственных доходов бюджетов субъектов
   Российской Федерации бюджетам других уровней"  Бюджетного  кодекса
   Российской Федерации.
        Согласно этой статье собственные  доходы  бюджетов  субъектов
   Российской Федерации от региональных налогов и сборов,  а также от
   закрепленных  за  субъектами  Российской   Федерации   федеральных
   налогов   и   сборов  могут  быть  переданы  местным  бюджетам  на
   постоянной основе полностью или  частично  -  в  процентной  доле,
   утверждаемой    законодательными    (представительными)   органами
   субъектов Российской Федерации.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 28 ноября 2002 г. N 04-02-07/20

18.02.2003                                                  Е.Зернова
                                        Проект "КонсультантБухгалтер"


        Вопрос:  В  ОАО выплачиваются вознаграждения физическим лицам
   по  трудовым  соглашениям. Характер выполненных работ не позволяет
   относить  эти  выплаты  к  расходам,  уменьшающим налогооблагаемую
   прибыль. Следует ли начислять на эти выплаты ЕСН, страховые взносы
   на  обязательное  пенсионное  страхование  и подавать в Пенсионный
   фонд  сведения  индивидуального  персонифицированного  учета? Если
   нет,  на  основании  каких документов и исходя из каких источников
   этим лицам будет исчисляться пенсия?

        Ответ: В соответствии с п.1 ст.236 гл.24  "Единый  социальный
   налог"  части  второй  Налогового  кодекса   Российской  Федерации
   (далее - Кодекс) объектом налогообложения для налогоплательщиков -
   организаций признаются выплаты и вознаграждения, начисляемые ими в
   пользу   своих  работников  -  физических   лиц   по  трудовым   и
   гражданско -  правовым  договорам,  предметом   которых   является
   выполнение  работ,  оказание услуг (за исключением вознаграждений,
   выплачиваемых  индивидуальными  предпринимателями),  а  также   по
   авторским договорам.
        Согласно п.3    упомянутой    статьи    Кодекса   выплаты   и
   вознаграждения  (вне  зависимости  от   формы,   в   которой   они
   осуществляются),  например,  в  виде  полной  или частичной оплаты
   товаров   (работ,   услуг,   имущественных   или    иных    прав),
   предназначенных    для    работника,    не   признаются   объектом
   налогообложения,  если  такие  выплаты  не  отнесены  к  расходам,
   уменьшающим  налоговую  базу  по  налогу  на прибыль организации в
   текущем отчетном (налоговом) периоде.
        Следует обратить внимание на то,  что при отнесении выплат  и
   вознаграждений   к   расходам,   уменьшающим  или  не  уменьшающим
   налоговую  базу  для  исчисления  налога   на   прибыль,   следует
   руководствоваться положениями гл.25 Кодекса.
        Статьей 255     Кодекса    определено,    что    в    расходы
   налогоплательщика на  оплату  труда  включаются  любые  начисления
   работникам в денежной и (или) натуральной формах,  предусмотренные
   трудовыми и (или) коллективными договорами.
        Таким  образом,  любые  выплаты  или  вознаграждения, которые
   начисляются  по  трудовым  соглашениям  физическим  лицам,  должны
   относиться   к   расходам   на  оплату  труда,  облагаться  единым
   социальным   налогом   и   страховыми   взносами  на  обязательное
   пенсионное страхование,  и,  соответственно,   должны   подаваться
   сведения  индивидуального персонифицированного учета по этим лицам
   для начисления их будущей пенсии.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 28 ноября 2002 г. N 04-04-04/171

18.02.2003                                                  Е.Зернова
                                        Проект "КонсультантБухгалтер"


        Вопрос:  Налоговым  агентом  (ЗАО)  в  платежном поручении на
   перечисление  налога  на  доходы физических лиц в поле "Назначение
   платежа" ошибочно был указан код бюджетной классификации страховых
   взносов  на  обязательное  пенсионное страхование, направляемых на
   выплату  накопительной части трудовой пенсии. Налог был перечислен
   полностью и в установленные законом сроки. Правомерно ли взыскание
   штрафа и пени с налогового агента за неуплату НДФЛ?

        Ответ: Статьей  8  Налогового  кодекса  Российской  Федерации
   (далее  -  Кодекс)  установлена  цель  уплаты  налога - финансовое
   обеспечение  деятельности  государства   и   (или)   муниципальных
   образований. Согласно ст.6 Бюджетного кодекса Российской Федерации
   формой образования  и  расходования  фонда  денежных  средств  для
   реализации указанной цели являются соответствующие бюджеты.
        В соответствии  с  п.2  Правил  указания  информации  в  поле
   "Назначение платежа" расчетных документов на перечисление платежей
   на  счета  по  учету  доходов  и  средств  бюджетов  всех  уровней
   бюджетной  системы  Российской Федерации,  утвержденных совместным
   Приказом МНС России N  БГ-3-10/373,  ГТК  России  N  961,  Минфина
   России  N  80н от 01.10.2000,  в одном расчетном документе в целях
   обеспечения поступления платежа строго по назначению не может быть
   указано  более  одного  кода  бюджетной  классификации  Российской
   Федерации,  установленного в соответствии с классификацией доходов
   бюджетов  согласно  Федеральному  закону  от 15.08.1996  N  115-ФЗ
   "О бюджетной классификации Российской Федерации".
        Согласно п.3  указанных  выше  Правил структура кодирования в
   поле "Назначение платежа" расчетного документа состоит  из  восьми
   кодовых   показателей,   основные   из  которых  -  код  бюджетной
   классификации и код ОКАТО.
        Следовательно, главным требованием при уплате налога является
   обеспечение поступления денежных  средств  строго  по  назначению,
   которое  достигается  при  правильном  межбюджетном  распределении
   органами  федерального   казначейства   на   основании   расчетных
   документов  по  каждому  объекту  налогообложения с указанием кода
   бюджетной   классификации   (КБК)   и   конкретного   кода   ОКАТО
   муниципального образования.
        Следует отметить,  что  оперативно   -   бухгалтерский   учет
   платежей  в  бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды в налоговых
   органах и  органах  федерального  казначейства  осуществляется  по
   кодам бюджетной классификации, при этом отражение поступивших сумм
   в  карточках  лицевых   счетов   налогоплательщиков   производится
   налоговыми органами согласно назначению платежа.
        В соответствии с п.5 ст.9 Федерального закона  от  21.11.1996
   N 129-ФЗ  "О бухгалтерском учете",  а также п.1.7.4 Правил ведения
   бухгалтерского учета в кредитных  организациях,  расположенных  на
   территории    Российской    Федерации,    утвержденных    Приказом
   Центрального банка Российской Федерации от  18.06.1997  N  02-263,
   внесение  исправлений  в  банковские  документы  не допускается и,
   следовательно,  налоговый орган не  вправе  самостоятельно  внести
   изменения в платежное поручение налогоплательщика.
        В соответствии с Федеральным законом от 30.12.2001  N  194-ФЗ
   "О федеральном бюджете на 2002 год" налог на доходы физических лиц
   (КБК 1010200) полностью перечисляется в  консолидированный  бюджет
   субъектов   Российской   Федерации,   в   то  время  как  согласно
   Федеральному закону от 29.05.2002 N 61-ФЗ "О  бюджете  Пенсионного
   фонда Российской  Федерации  на  2002  год"  страховые  взносы  на
   обязательное  пенсионное  страхование,  направляемые  на   выплату
   накопительной части трудовой пенсии (КБК 1010620), перечисляются в
   бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации.
        Пунктом 5   ст.78   Кодекса   определено,  что  по  заявлению
   налогоплательщика и по решению  налогового  органа  сумма  излишне
   уплаченного   налога   может   быть   направлена   на   исполнение
   обязанностей по  уплате  налогов  или  сборов,  на  уплату  пеней,
   погашение  недоимки,  если  эта сумма направляется в тот же бюджет
   (внебюджетный фонд),  в который была направлена излишне уплаченная
   сумма  налога.  Налоговые  органы вправе самостоятельно произвести
   зачет в случае, если имеется недоимка по другим налогам.
        Согласно п.1 ст.226 Кодекса налоговые агенты,  от которых или
   в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы,
   указанные в п.2  данной  статьи,  обязаны  исчислить,  удержать  у
   налогоплательщика   и   уплатить   сумму   налога,  исчисленную  в
   соответствии   со   ст.224   Кодекса   с   учетом    особенностей,
   предусмотренных названной статьей,  в порядке, предусмотренном п.6
   ст.226 Кодекса.
        Таким образом, ЗАО не исполнило обязанность налогового агента
   по  перечислению налога на доходы физических лиц в соответствующий
   бюджет.
        В соответствии   с  п.5  ст.4  Кодекса  налоговые  агенты  за
   неисполнение или  ненадлежащее  исполнение  возложенных   на   них
   обязанностей    несут    ответственность    в    соответствии    с
   законодательством Российской Федерации.
        В соответствии  со  ст.123  Кодекса  при  проведении выездной
   налоговой проверки и принятии решения по результатам  рассмотрения
   материалов проверки  в  порядке,  установленном ст.101 Кодекса,  в
   случае установления    фактов    неправомерного     неперечисления
   (неполного  перечисления)  сумм  налога,  подлежащего  удержанию и
   перечислению  налоговым  агентом,   организация   привлекается   к
   ответственности  в  виде  штрафа  в размере 20 процентов от суммы,
   подлежащей перечислению.
        Согласно п.1  ст.75  Кодекса  пеней  признается установленная
   данной статьей денежная  сумма,  которую  налоговый  агент  должен
   выплатить  в  случае  уплаты  причитающихся  сумм  налога  в более
   поздние сроки  по  сравнению  с установленными законодательством о
   налогах и сборах сроками уплаты налога.
        Пунктом 3 ст.75 Кодекса предусмотрено,  что пеня  начисляется
   за  каждый  календарный  день  просрочки исполнения обязанности по
   уплате налога или сбора,  начиная со следующего  за  установленным
   законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.
        Таким образом,  излишне  перечисленные  страховые  взносы  на
   обязательное   пенсионное  страхование,  направленные  на  выплату
   накопительной части трудовой пенсии,  не могут быть направлены  на
   исполнение  обязанности по уплате налога на доходы физических лиц,
   обязанность налогового агента по  перечислению  налога  на  доходы
   физических лиц   в   соответствующий   бюджет   не   исполнена  и,
   следовательно,  применение ответственности  к  налоговому  агенту,
   установленной законодательством о налогах и сборах, правомерно.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 27 ноября 2002 г. N 04-01-00/5-118

18.02.2003                                                  Е.Зернова
                                        Проект "КонсультантБухгалтер"


        Вопрос: Какое  значение  максимальной  кадастровой  стоимости
   земли следует учитывать при расчете  корректирующего  коэффициента
   базовой  доходности  К1  в  целях  исчисления  единого  налога  на
   вмененный доход?  Просим указать источник информации о кадастровой
   стоимости земли по РФ.

        Ответ: В   соответствии   со   ст.346.29    гл.26    "Система
   налогообложения  в  виде  единого  налога  на  вмененный доход для
   отдельных  видов  деятельности"  Налогового   кодекса   Российской
   Федерации   корректирующий   коэффициент   базовой  доходности  К1
   определяется как отношение значения кадастровой стоимости земли по
   месту      осуществления      предпринимательской     деятельности
   налогоплательщиком к  максимальной  кадастровой  стоимости  земли,
   установленной Государственным земельным кадастром для данного вида
   предпринимательской деятельности.
        В соответствии с разъяснениями Росземкадастра под кадастровой
   стоимостью    земель    по    месту   осуществления   деятельности
   налогоплательщиком следует понимать кадастровую  стоимость  земель
   по виду наилучшего использования земель в пределах их разрешенного
   использования  в   том   кадастровом   квартале   поселения,   где
   налогоплательщик осуществляет свою деятельность.
        Под максимальной кадастровой стоимостью  земель  для  данного
   вида    предпринимательской    деятельности    следует    понимать
   максимальную кадастровую стоимость земель  в  пределах  территории
   Российской Федерации,  установленную в результате проведения работ
   по государственной кадастровой оценке земель поселений в  пределах
   территорий  субъектов Российской Федерации и утвержденную органами
   исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
        Статьей 346.27    гл.26.3   Налогового   кодекса   Российской
   Федерации определено,  что порядок доведения до налогоплательщиков
   сведений    о    кадастровой   стоимости   земли   устанавливается
   Правительством Российской Федерации.
        В целях    реализации    данного   положения   Правительством
   Российской Федерации принято Распоряжение от 13.11.2002 N  1590-р,
   устанавливающее порядок доведения до налогоплательщиков сведений о
   кадастровой стоимости земли.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 25 ноября 2002 г. N 04-05-12/74

18.02.2003                                                  Е.Зернова
                                        Проект "КонсультантБухгалтер"


        Вопрос: В  каком  порядке  принимается  к вычету сумма НДС по
   экспортируемым товарам,  если расчеты с поставщиками за эти товары
   осуществляются после представления в налоговый орган декларации по
   налоговой ставке 0%?

        Ответ: В  соответствии  с  п.п.1,  2  ст.171  и  п.1   ст.172
   Налогового кодекса   РФ  налогоплательщик  имеет  право  уменьшить
   исчисленную сумму НДС на сумму  НДС,  уплаченную  поставщикам  при
   приобретении товаров (работ,  услуг),  для осуществления операций,
   признаваемых объектами налогообложения по НДС, при наличии счета -
   фактуры  и  документов,  подтверждающих  оплату поставщику,  после
   принятия на учет указанных товаров (работ, услуг).
        При этом  вычеты  сумм НДС в отношении операций по реализации
   товаров (работ,  услуг) в таможенном режиме экспорта  производятся
   только   при  представлении  в  налоговые  органы  соответствующих
   документов, предусмотренных ст.165 НК РФ, и на основании отдельной
   налоговой декларации (п.3 ст.172 НК РФ).
        Что касается вычета НДС после  сдачи  декларации  по  НДС  по
   налоговой  ставке  0  процентов,  но  до  расчетов с поставщиками,
   сообщаем  следующее.  Учитывая,  что   условием   для   применения
   налогового  вычета  является  уплата  суммы  НДС  поставщикам,  мы
   считаем,  что НДС может быть  принят  к  вычету  в  том  налоговом
   периоде,  в  котором  будут  оплачены поставщикам реализованные на
   экспорт товары.

27.12.2002                                             О.Г.Хмелевской
                                                   Центр исследований
                                              проблем налогообложения
                                               и бухгалтерского учета


        Вопрос: Акционерное общество реализует основное средство.  По
   первоначальной  или  остаточной  стоимости данное имущество должно
   сопоставляться  с  балансовой  стоимостью  активов  общества   для
   отнесения сделки купли - продажи к крупной?

        Ответ: В соответствии с  п.1  ст.78  Федерального  закона  от
   26.12.1995  N  208-ФЗ  "Об акционерных обществах" для определения,
   является ли сделка по отчуждению имущества крупной (т.е. стоимость
   отчуждаемого  имущества составляет 25 и более процентов балансовой
   стоимости  активов  общества),  с  балансовой  стоимостью  активов
   общества  сопоставляется стоимость такого имущества,  определенная
   по данным бухгалтерского учета.
        Поскольку основные средства в активе  бухгалтерского  баланса
   (форма  N 1) (Приказ Минфина России от 13.01.2000 N 4н) отражаются
   по остаточной стоимости,  считаем,  что и сопоставление  стоимости
   имущества  со  стоимостью  активов  общества  должно производиться
   исходя из остаточной стоимости отчуждаемого имущества.

09.12.2002                                               М.П.Тавшанжи
                                                   Центр исследований
                                              проблем налогообложения
                                               и бухгалтерского учета


        Вопрос: Иностранным  учредителем в качестве вклада в уставный
   капитал российского ЗАО внесена сумма в долларах США.  При  выходе
   учредителя из общества принято решение о выплате вклада в рублевом
   эквиваленте на дату выхода учредителя из  общества.  Уменьшают  ли
   расходы  по  выплате  учредителю  разницы  между  рублевой оценкой
   вклада на момент выхода и рублевой оценкой вклада в  учредительных
   документах налогооблагаемую базу по налогу на прибыль?

        Ответ: В  соответствии  с  Федеральным  законом от 21.11.1996
   N 129-ФЗ  "О  бухгалтерском  учете"  бухгалтерский учет имущества,
   обязательств и хозяйственных операций ведется в валюте  Российской
   Федерации - в рублях.
        Согласно п.14 Положения по бухгалтерскому учету "Учет активов
   и обязательств,  стоимость которых выражена в иностранной  валюте"
   ПБУ 3/2000,   утвержденного   Приказом    Министерства    финансов
   Российской Федерации   от  10.01.2000  N  2н,  курсовой  разницей,
   связанной  с  формированием   уставного   (складочного)   капитала
   организации,    признается   разность   между   рублевой   оценкой
   задолженности  учредителя  (участника)  по   вкладу   в   уставный
   (складочный)   капитал  организации,  оцененному  в  учредительных
   документах в иностранной валюте, исчисленной по курсу Центрального
   банка  Российской  Федерации на дату поступления суммы вкладов,  и
   рублевой оценкой этого вклада в учредительных документах.
        При этом   курсовая   разница,   связанная   с  формированием
   уставного (складочного) капитала организации,  подлежит  отнесению
   на  ее  добавочный  капитал.  В  дальнейшем  в бухгалтерском учете
   уставный (складочный) капитал учитывается в рублях и переоценке не
   подлежит. Следовательно, при выходе из состава общества учредителю
   должна быть  возвращена  сумма,  соответствующая  рублевой  оценке
   вклада в учредительных документах.
        В том случае,  если будет принято решение о выплате вклада  в
   рублевом эквиваленте  на  дату выхода учредителя из общества,  для
   целей налогообложения расходы по выплате учредителю разницы  между
   рублевой оценкой вклада на момент выхода и рублевой оценкой вклада
   в учредительных документах не уменьшают налоговую базу  по  налогу
   на прибыль.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 22 ноября 2002 г. N 04-02-06/1/144

18.02.2003                                              О.Б.Солдатова
                                        Проект "КонсультантФинансист"


        Вопрос: Организация  -  резидент  Армении   по   договору   с
   постоянным  представительством  другой  иностранной организации на
   территории  РФ  предоставляет  персонал  для  работы  в  указанном
   представительстве.   Подлежат   ли  налогообложению  в  РФ  доходы
   организации - резидента Армении за предоставление персонала?

        Ответ: В   соответствии   с  п.7  ст.306  Налогового  кодекса
   Российской Федерации факт предоставления иностранной  организацией
   персонала для работы на территории России в другой организации при
   отсутствии      признаков      постоянного      представительства,
   предусмотренных п.2 вышеуказанной статьи, не может рассматриваться
   как  приводящий  к   образованию   постоянного   представительства
   иностранной   организации,  предоставившей  персонал,  если  такой
   персонал  действует  исключительно  от   имени   и   в   интересах
   организации, в которую он был направлен.
        Согласно п.2 ст.309  Налогового  кодекса  доходы,  полученные
   иностранной организацией  от  продажи   иного   имущества,   кроме
   указанного  в пп.5 и 6 п.1 указанной статьи,  осуществления работ,
   оказания услуг на территории Российской Федерации, не приводящие к
   образованию постоянного представительства в Российской Федерации в
   соответствии со ст.306 Налогового  кодекса,  обложению  налогом  у
   источника  выплаты  не  подлежат  (в  ред.  Федерального закона от
   29.05.2002 N 57-ФЗ).
        Таким образом,  если иностранная организация,  осуществляющая
   деятельность в   России   через   постоянное    представительство,
   перечисляет  доход  за предоставленный персонал юридическому лицу,
   созданному по законодательству  Республики  Армения  (не  имеющему
   представительства  в России),  то данный доход обложению налогом у
   источника выплаты не  подлежит  в  соответствии  с  вышеуказанными
   статьями Налогового кодекса Российской Федерации.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 23 октября 2002 г. N 04-06-06/1

18.02.2003                                              О.Б.Солдатова
                                        Проект "КонсультантФинансист"


        Вопрос: Организация,   выполняющая   функции   заказчика    -
   застройщика, получает от инвестора целевое финансирование в рублях
   на строительство объекта. Для обеспечения строительства заказчик -
   застройщик приобретает    оборудование    за    рубежом.    Оплата
   осуществляется   с   использованием   аккредитива,   открытого   в
   иностранной валюте (долларах США) в российском банке.
        В  связи  с  изменением курса рубля к доллару США между датой
   открытия  аккредитива  и  датой  поставки  оборудования образуются
   курсовые разницы.
        Как   учитываются   в  целях  налогообложения  прибыли  такие
   курсовые разницы, возникшие после 01.01.2002?

        Ответ: В   соответствии  с  п.11  ст.250  Налогового  кодекса
   Российской Федерации в состав внереализационных доходов включаются
   доходы  в  виде  положительной  курсовой  разницы,  возникающей от
   переоценки  имущества  в  виде  валютных  ценностей  и  требований
   (обязательств), стоимость которых выражена в иностранной валюте, в
   том числе по валютным  счетам  в  банках,  проводимой  в  связи  с
   изменением   официального   курса   иностранной   валюты  к  рублю
   Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской
   Федерации (в ред. Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ).
        Положительной курсовой  разницей  в   целях   налогообложения
   прибыли  признается  курсовая  разница,  возникающая  при дооценке
   имущества в виде валютных ценностей  и  требований,  выраженных  в
   иностранной валюте,  либо  при  уценке  выраженных  в  иностранной
   валюте обязательств.
        В соответствии   со   ст.265  Налогового  кодекса  Российской
   Федерации в состав внереализационных расходов включаются расходы в
   виде  отрицательной  курсовой  разницы,  возникающей от переоценки
   имущества в виде валютных ценностей и  требований  (обязательств),
   стоимость  которых  выражена в иностранной валюте,  в том числе по
   валютным  счетам  в  банках,  проводимой  в  связи  с   изменением
   официального   курса   иностранной   валюты   к  рублю  Российской
   Федерации, установленного  Центральным банком Российской Федерации
   (в ред. Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ).
        При этом   отрицательной   курсовой    разницей    в    целях
   налогообложения  прибыли признается курсовая разница,  возникающая
   при уценке имущества  в  виде  валютных  ценностей  и  требований,
   выраженных  в  иностранной  валюте,  или при дооценке выраженных в
   иностранной валюте обязательств.
        С учетом  изложенного  курсовые разницы по средствам целевого
   финансирования,  полученным заказчиком - застройщиком от инвестора
   для   приобретения   оборудования   у  иностранного  поставщика  и
   размещенным  в  валютном  аккредитиве  в   исполнительном   банке,
   учитываются  для  целей  налогообложения  прибыли  у организации -
   застройщика в порядке,  установленном ст.ст.250 и  265  Налогового
   кодекса Российской Федерации.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 10 октября 2002 г. N 04-02-06/1/128

18.02.2003                                              О.Б.Солдатова
                                        Проект "КонсультантФинансист"

=====================================================================

Выпуски за другие дни

Информация предоставлена компанией "Консультант Плюс", являющейся разработчиком одноименных справочных правовых систем. Общероссийская Сеть распространения правовой информации КонсультантПлюс объединяет 300 региональных информационных центров, которые занимаются поставкой систем и передачей информации пользователям в 150 городах России. На специализированном правовом сервере: http://www.consultant.ru/ можно получить бесплатный доступ к большому массиву актуальной справочной правовой информации, а также узнать подробнее о программных продуктах и услугах Сети КонсультантПлюс, о ее структуре и деятельности, скачать демонстрационные версии профессиональных систем.


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное