← Ноябрь 2002 → | ||||||
1
|
2
|
3
|
||||
---|---|---|---|---|---|---|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
11
|
12
|
13
|
14
|
16
|
17
|
|
18
|
19
|
20
|
21
|
22
|
23
|
24
|
25
|
26
|
27
|
28
|
29
|
30
|
За последние 60 дней ни разу не выходила
Сайт рассылки:
http://www.consultant.ru/
Открыта:
19-07-2001
Статистика
0 за неделю
КонсультантПлюс: Вопросы и Ответы Выпуск от
Информационный Канал Subscribe.Ru |
Вопросы и ответы
Вопрос: Могут ли потребительские общества и союзы потребкооперации переходить на применение упрощенной системы налогообложения в соответствии с гл.26.2 НК РФ? Message-ID: <200211151151.00002P76@telsysop.consultant.ru> Ответ: В соответствии со ст.346.12 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками признаются организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения и применяющие ее в порядке, установленном гл.26.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Организация имеет право перейти на упрощенную систему налогообложения, если по итогам девяти месяцев того года, в котором организация подает заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения, доход от реализации, определяемый в соответствии со ст.249 Налогового кодекса Российской Федерации, не превысил 11 млн руб. (без учета налога на добавленную стоимость и налога с продаж). Исчерпывающий перечень видов организаций, не имеющих право перейти на упрощенную систему налогообложения, установлен п.3 указанной статьи Налогового кодекса Российской Федерации. С учетом изложенного потребительские общества и союзы потребкооперации могут перейти на применение упрощенной системы налогообложения при соблюдении условий, определенных ст.346.12 Налогового кодекса Российской Федерации. Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 1 октября 2002 г. N 04-02-06/4/34 14.11.2002 Е.Зернова Проект "КонсультантБухгалтер" Вопрос: В адвокатском бюро, учрежденном коллегией адвокатов, объединены три адвоката, заключившие между собой партнерское соглашение. Должно ли адвокатское бюро исполнять обязанности налогового агента по исчислению, уплате и представлению отчетности по налогу на доходы физических лиц и ЕСН за адвокатов, осуществляющих адвокатскую деятельность? Предусмотрены ли для адвокатского бюро как для некоммерческой организации льготы по налогу на имущество предприятий? Учитываются ли при определении налоговой базы по налогу на прибыль такие расходы адвокатского бюро, как оплата труда наемного персонала, аренда помещений, оплата услуг связи, командировочные расходы и иные аналогичные расходы? Ответ: В соответствии со ст.9.1 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" (в ред. Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ) установлено, что в период после вступления в силу Федерального закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" и до приведения своих организационно - правовых форм в соответствие с требованиями указанного Федерального закона коллегии адвокатов и иные адвокатские образования, действующие на момент введения в действие Федерального закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации", несут обязанности по исполнению функций налогового агента, предусмотренные ст.ст.226 и 244 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс). Следовательно, адвокатское бюро исполняет обязанности налогового агента по исчислению, уплате и представлению отчетности в налоговый орган по налогу на доходы физических лиц в соответствии с гл.23 "Налог на доходы физических лиц", а также по уплате единого социального налога согласно гл.24 "Единый социальный налог" за адвокатов, осуществляющих адвокатскую деятельность. В соответствии со ст.4 Закона Российской Федерации от 13.12.1991 N 2030-1 "О налоге на имущество предприятий" льгот для адвокатских бюро (независимо от их правового статуса) не предусмотрено. В соответствии с Федеральным законом от 31.05.2002 N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" адвокатское бюро является некоммерческой организацией, основанной на членстве и действующей на основании устава, утверждаемого ее учредителями, и заключаемого ими учредительного договора. Согласно ст.246 Кодекса плательщиками налога на прибыль являются российские и иностранные организации. Прибыль российских организаций определяется как разница между полученными доходами и расходами, произведенными в соответствии с гл.25 "Налог на прибыль организаций" Кодекса. При этом согласно ст.252 Кодекса расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком (за исключением расходов, указанных в ст.270 Кодекса). С учетом изложенного расходы адвокатского бюро на осуществление деятельности (оплата труда наемного персонала, аренда помещений, оплата услуг связи, командировочные расходы и иные аналогичные расходы) могут быть учтены при определении налоговой базы по налогу на прибыль при соблюдении вышеуказанных условий. Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 30 сентября 2002 г. N 04-04-06/204 14.11.2002 Е.Зернова Проект "КонсультантБухгалтер" Вопрос: В связи с вступлением в силу с 01.01.2003 Федерального закона от 24.07.2002 N 104-ФЗ, вводящего в действие гл.26.2 "Упрощенная система налогообложения" НК РФ, просим разъяснить, должны ли будут организации, применяющие с 01.01.2003 упрощенную систему налогообложения, уплачивать региональные и местные налоги и сборы. Ответ: С 1 января 2003 г. вступает в силу Федеральный закон от 24.07.2002 N 104-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах", регулирующий налогообложение субъектов малого предпринимательства, в том числе гл.26.2 "Упрощенная система налогообложения" и 26.3 "Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности" НК РФ. Пунктом 2 ст.346.11 НК РФ установлено, что применение упрощенной системы налогообложения организациями предусматривает замену уплаты налога на прибыль организаций, налога на добавленную стоимость, налога с продаж, налога на имущество организаций и единого социального налога уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности организаций за налоговый период. Иные налоги уплачиваются организациями, применяющими упрощенную систему налогообложения, в соответствии с общим режимом налогообложения. Таким образом, организации, применяющие упрощенную систему налогообложения с 1 января 2003 г., должны уплачивать региональные и местные налоги и сборы в общеустановленном порядке. Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 26 сентября 2002 г. N 04-02-06/2/68 14.11.2002 Е.Зернова Проект "КонсультантБухгалтер" Вопрос: Организация имеет в своем составе структурное подразделение по эксплуатации объектов жилищного фонда, а также объекты жилищно - коммунального хозяйства и социально - культурной сферы. Численность работников организации превышает пять тысяч человек. Каким определением понятия "градообразующее предприятие" следует руководствоваться организации для целей применения положений ст.275.1 НК РФ? Возможно ли для указанных целей руководствоваться п.2 ст.135 Федерального закона от 08.01.1998 N 6-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", а также Постановлением Правительства РФ от 29.08.1994 N 1001 "О порядке отнесения предприятий к градообразующим и особенностях продажи предприятий - должников, являющихся градообразующими"? Является ли градообразующей организация, численность работников которой превышает пять тысяч человек, для целей налогообложения? Ответ: Особенности определения налоговой базы налогоплательщиками, осуществляющими деятельность, связанную с использованием объектов обслуживающих производств и хозяйств, установлены ст.275.1 Налогового кодекса Российской Федерации. Данной статьей определено, что налогоплательщики, которые являются градообразующими организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации и в состав которых входят структурные подразделения по эксплуатации объектов жилищного фонда, а также объекты жилищно - коммунального хозяйства и социально - культурной сферы, вправе принять для целей налогообложения фактически осуществленные расходы на содержание указанных объектов. Указанные расходы для целей налогообложения признаются в пределах нормативов на содержание аналогичных хозяйств, производств и служб, утвержденных органами местного самоуправления по месту нахождения налогоплательщика. Если органами местного самоуправления такие нормативы не утверждены, налогоплательщики вправе применять порядок определения расходов на содержание этих объектов, действующий для аналогичных объектов, находящихся на данной территории и подведомственных указанным органам. В случае если вышеуказанные объекты находятся на территории иного муниципального образования, чем головная организация, применяются нормативы, утвержденные органами местного самоуправления по месту нахождения этих объектов. Согласно п.1 ст.11 Налогового кодекса Российской Федерации институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в Налоговом кодексе Российской Федерации, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом Российской Федерации. В связи с тем что Налоговый кодекс Российской Федерации не дает определения понятия "градообразующая организация", то при отнесении предприятий к градообразующим для целей налогообложения следует руководствоваться п.1 ст.132 Федерального закона от 08.01.1998 N 6-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", согласно которому градообразующими организациями признаются юридические лица, численность работников которых с учетом членов их семей составляет не менее половины численности населения соответствующего населенного пункта. При этом положения п.2 ст.132 указанного Федерального закона, которым установлено, что правила, предусмотренные параграфом 2 "Банкротство градообразующих организаций" данного Закона, применяются также к иным организациям, численность работников которых превышает пять тысяч человек, для целей налогообложения не учитываются. После вступления в силу Федерального закона от 08.01.1998 N 6-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" не применяются критерии отнесения организаций к градообразующим, установленные ранее Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.08.1994 N 1001 "О порядке отнесения предприятий к градообразующим и особенностях продажи предприятий - должников, являющихся градообразующими". Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 23 сентября 2002 г. N 04-02-06/1/121 14.11.2002 Е.Зернова Проект "КонсультантБухгалтер" Вопрос: В связи с принятием Федерального закона от 24.07.2002 N 104-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах" возникают разночтения по отдельным статьям этого Закона, а именно: какая дата является датой отмены уплаты единого социального налога для плательщиков единого налога на вмененный доход - 1 января 2002 г. или 1 января 2003 г.; каков порядок зачета сумм ЕСН в 2002 г. плательщиком ЕНВД в счет сумм ЕНВД? Как следует трактовать норму ст.3 Федерального закона N 104-ФЗ, устанавливающей, что ст.ст.2 и 6 Федерального закона от 31.12.2001 N 198-ФЗ (которыми был введен единый социальный налог для плательщиков ЕНВД) утрачивают силу с 1 января 2003 г., и норму ч.1 ст.4, в соответствии с которой отмена единого социального налога производится с 1 января 2002 г.? Ответ: В соответствии со ст.4 Федерального закона от 24.07.2002 N 104-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах" в Федеральный закон от 31.07.1998 N 148-ФЗ "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" внесены изменения, касающиеся исключения единого социального налога, уплачиваемого по видам деятельности, облагаемым единым налогом на вмененный доход (далее - ЕНВД), из состава платежей, которые взимаются с плательщиков ЕНВД. Абзацем 1 ст.5 Федерального закона N 104-ФЗ установлено, что суммы единого социального налога, уплаченные в 2002 г. плательщиками ЕНВД, подлежат зачету в счет сумм ЕНВД, подлежащих уплате в федеральный бюджет и соответствующие государственные внебюджетные фонды. Согласно абз.3 ст.8 Федерального закона N 104-ФЗ нормы ст.ст.4 и 5 распространяются на отношения, возникающие с 1 января 2002 г. В соответствии с абз.2 ст.5 Федерального закона N 104-ФЗ сумма ЕНВД, исчисленная за соответствующий налоговый (отчетный) период в 2002 г., уменьшается налогоплательщиками на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплаченных ими в 2002 г. в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом сумма ЕНВД не может быть уменьшена более чем на 35 процентов. Таким образом, плательщики ЕНВД с 1 января 2002 г. не являются плательщиками единого социального налога, а уплаченные ими в 2002 г. суммы единого социального налога подлежат зачету в соответствии со ст.5 Федерального закона N 104-ФЗ. Что касается нормы ч.7 ст.3 Федерального закона N 104-ФЗ, то вопрос об устранении упомянутого противоречия со ст.4 того же Закона будет рассмотрен в рамках подготовки поправок в данный Федеральный закон. Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 17 сентября 2002 г. N 04-04-04/147 14.11.2002 Е.Зернова Проект "КонсультантБухгалтер" Вопрос: Законом области установлено, что уплата земельного налога юридическими лицами производится в сроки до 15 апреля и 15 июля в размерах по 1/4 части начисленных платежей за предшествующий год с коэффициентом 2. Оставшаяся сумма начисленного налога за текущий год с учетом произведенных квартальных платежей вносится равными долями не позднее 15 сентября и 15 ноября. Соответствуют ли приведенные положения закона области Закону РФ от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю"? Правомерно ли начисление пеней на сумму платежей, не уплаченных налогоплательщиком в сроки, установленные законом области? Ответ: Согласно ч.4 ст.17 Закона Российской Федерации от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю" (далее - Закон) суммы налога уплачиваются равными долями не позднее 15 сентября и 15 ноября. В соответствии с ч.5 упомянутой статьи органы законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления с учетом местных условий имеют право устанавливать другие сроки уплаты налога. Согласно ч.1 указанной статьи учет плательщиков и начисление налога производятся ежегодно по состоянию на 1 июня. В связи с тем что законом области устанавливаются размер и сроки уплаты частей начисленных платежей, а окончательные платежи производятся, как установлено в Законе, то есть 15 сентября и 15 ноября, полагаем, что законом области устанавливаются размер и сроки уплаты авансовых платежей, что не соответствует Закону. Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в п.20 Постановления Пленума от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации" определил, что по смыслу п.1 ст.75 Кодекса пени подлежат уплате налогоплательщиком в случае образования у него недоимки, то есть не уплаченной в установленный законом срок суммы налога. При рассмотрении споров, связанных с взысканием с налогоплательщика пеней за просрочку уплаты авансовых платежей, судам необходимо исходить из того, что пени, предусмотренные ст.75 Кодекса, могут быть взысканы с налогоплательщика в том случае, если в силу закона о конкретном виде налога авансовый платеж исчисляется по итогам отчетного периода на основе налоговой базы, определяемой в соответствии со ст.ст.53 и 54 Кодекса. Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 9 сентября 2002 г. N 04-05-10/39 14.11.2002 Е.Зернова Проект "КонсультантБухгалтер" Вопрос: Общество с ограниченной ответственностью по решению общего собрания участников распределило между участниками общества чистую прибыль, полученную по итогам 2001 г., как дивиденды, которые выплачены участникам в I квартале 2002 г. Предусмотрен ли в этом случае зачет сумм уплаченного организацией - источником выплаты дивидендов налога на прибыль в счет исполнения обязанности по уплате налога на доходы физических лиц в соответствии со ст.214 НК РФ (в редакции, действовавшей в 2001 г.)? По какой ставке облагаются выплачиваемые в 2002 г. дивиденды по итогам 2001 г.? Ответ: В соответствии с п.1 ст.2 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" обществом с ограниченной ответственностью признается учрежденное одним или несколькими лицами хозяйственное общество, уставный капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров. Так, в соответствии со ст.28 указанного Федерального закона участники общества вправе ежеквартально, раз в полгода или раз в год принимать решение о распределении своей чистой прибыли между участниками общества. Решение об определении части прибыли общества, распределяемой между участниками общества, принимается общим собранием участников общества. Согласно п.1 ст.43 Налогового кодекса Российской Федерации дивидендами признается любой доход, полученный акционером (участником) от организации при распределении прибыли, остающейся после налогообложения (в том числе в виде процентов по привилегированным акциям), по принадлежащим акционеру (участнику) акциям (долям) пропорционально долям акционеров (участников) в уставном (складочном) капитале этой организации. Часть чистой прибыли общества с ограниченной ответственностью, распределяемая между его участниками пропорционально их долям в уставном капитале общества, признается для целей налогообложения выплатой дивидендов. В соответствии с пп.1 п.1 ст.223 Налогового кодекса Российской Федерации дата фактического получения дохода определяется как день выплаты дохода (включая доходы в виде дивидендов). Следовательно, в отношении дивидендов, выплаченных физическим лицам в 2002 г., должен применяться порядок налогообложения таких доходов, действующий в 2002 г., независимо от того, что выплата осуществлялась за счет прибыли, полученной организацией в 2001 г. Федеральным законом от 06.08.2001 N 110-ФЗ были внесены изменения и дополнения, в частности, в ст.214 Налогового кодекса Российской Федерации, определяющую особенности уплаты налога на доходы физических лиц в отношении доходов от долевого участия в организации, а также в ст.224 Налогового кодекса, устанавливающую ставки налога на доходы физических лиц. Согласно указанным изменениям с 1 января 2002 г. при налогообложении дивидендов, полученных физическими лицами, применяется ставка налога на доходы физических лиц в размере 6%, при этом зачет сумм уплаченного организацией - источником выплаты дивидендов налога на прибыль в счет исполнения обязанности по уплате налога на доходы физических лиц не предусмотрен. Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 5 сентября 2002 г. N 04-04-06/183 14.11.2002 Е.Зернова Проект "КонсультантБухгалтер" Вопрос: Предприниматели области, являющиеся плательщиками единого налога на вмененный доход, просят дать разъяснения по вопросу уплаты взносов на обязательное пенсионное страхование с 01.01.2002. Правомерно ли требование ИМНС области к индивидуальным предпринимателям о погашении задолженности по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за первое полугодие 2002 г. в связи с изменениями в законодательстве РФ (по мнению предпринимателей, сумма единого налога на вмененный доход включает в себя все обязательные налоговые платежи)? Ответ: В соответствии с Федеральным законом от 24.07.2002 N 104-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах" с 1 января 2002 г. организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на уплату единого налога на вмененный доход, освобождены от уплаты единого социального налога, доля которого по-прежнему включается в единый налог на вмененный доход и распределяется органами федерального казначейства по уровням бюджетов и государственным внебюджетным фондам. При этом в целях гарантирования пенсионного обеспечения работников организаций и индивидуальных предпринимателей, уплачивающих единый налог на вмененный доход, для них сохраняется обязанность уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в порядке, определяемом Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации". При этом сумма единого налога должна уменьшаться налогоплательщиками на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. Установлено, однако, что сумма единого налога не может быть уменьшена более чем на 35 процентов. С принятием Федерального закона от 24.07.2002 N 104-ФЗ с 1 января 2003 г. вступает в силу гл.26.3 "Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности" части второй Налогового кодекса Российской Федерации, которой также будет установлено освобождение плательщиков единого налога на вмененный доход от уплаты ряда налогов и сборов, в том числе единого социального налога, при сохранении обязанности уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование. Таким образом, требование ИМНС о погашении задолженности по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование правомерно, т.к. в соответствии с действующим пенсионным законодательством вышеупомянутые плательщики не освобождаются от уплаты указанных страховых взносов. Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 29 августа 2002 г. N 04-04-02/2-68 14.11.2002 Е.Зернова Проект "КонсультантБухгалтер" Вопрос: Организация получила в пользование денежные средства на возвратной и платной основе (заем). Возникает ли объект налогообложения по налогу на прибыль организаций? Ответ: По договору займа одна сторона (заимодавец) передает в собственность другой стороне (заемщику) деньги или другие вещи, определенные родовыми признаками, а заемщик обязуется возвратить заимодавцу такую же сумму денег (сумму займа) или равное количество других полученных им вещей того же рода и качества (п.1 ст.807 Гражданского кодекса РФ). Согласно п.1 ст.247 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, определяемых в соответствии с гл.25 НК РФ. При этом доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в том числе в соответствии с гл.25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ (ст.41 НК РФ). Из изложенного следует, что при получении денежных средств по договору займа организация дохода, включаемого в расчет налоговой базы по налогу на прибыль, получить не может вследствие возвратности полученных заемных средств (п.1 ст.807 ГК РФ) и отсутствия экономической выгоды в денежной или натуральной форме, учитываемой в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить (ст.41 НК РФ). Кроме того, расходы, связанные с выплатой процентов по займу в пределах, установленных ст.269 НК РФ, являются внереализационными расходами организации (пп.2 п.1 ст.265 НК РФ). 31.10.2002 А.И.Дыбов Центр исследований проблем налогообложения и бухгалтерского учета Вопрос: Организация безвозмездно использует мобильный телефон, зарегистрированный на имя физического лица. Уменьшают ли налогооблагаемые доходы организации расходы на телефонные услуги? Ответ: Согласно п.1 ст.421 ГК РФ юридические лица и граждане свободны в заключении договора. Стороны могут заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами (п.2 ст.421 ГК РФ). В данном случае взаимоотношения организации и физического лица оформляются договором безвозмездного пользования телефоном (договором ссуды - ст.689 ГК РФ). В соответствии с пп.25 п.1 ст.264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией и уменьшающим доходы текущего отчетного (налогового) периода, относятся расходы на телефонные услуги. При этом данная норма не связывает право налогоплательщика - ссудополучателя отнести в состав расходов, уменьшающих доходы текущего отчетного (налогового) периода, расходы на оплату телефонных услуг с обязательным заключением договора на предоставление указанных услуг непосредственно с оператором связи. Таким образом, по нашему мнению, такие расходы организации могут учитываться при расчете налоговой базы по налогу на прибыль при наличии документов, подтверждающих факт оказания услуг связи и их оплаты, которыми могут являться счета физического лица, выставленные организации и составленные на основании полученных им счетов от оператора связи, и договор безвозмездного пользования телефоном. 31.10.2002 А.И.Дыбов Центр исследований проблем налогообложения и бухгалтерского учета Вопрос: Организация возмещает сотрудникам затраты на проезд к месту командировки. Вправе ли организация расчетным путем выделить сумму НДС из стоимости билета? Ответ: В соответствии с п.7 ст.171 Налогового кодекса РФ (ред. от 24.07.2002) вычетам подлежат суммы НДС, уплаченные по расходам на командировки (расходам по проезду к месту служебной командировки и обратно, включая расходы на пользование в поездах постельными принадлежностями, а также расходам на наем жилого помещения), принимаемым к вычету при исчислении налога на прибыль организаций. Согласно действующей редакции НК РФ с 01.07.2002 для применения налогового вычета должны быть выполнены все условия, установленные п.1 ст.172 НК РФ, в частности необходимо наличие счета - фактуры. При этом п.42 Методических рекомендаций по применению главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденных Приказом МНС России от 20.12.2000 N БГ-3-03/447 (ред. от 17.09.2002), установлено, что основанием для вычета сумм налога, уплаченных за услуги по проезду к месту служебной командировки и обратно, включая услуги на пользование в поездах постельными принадлежностями, при приобретении за наличный расчет подотчетными лицами проездных документов (билетов) к месту служебной командировки и обратно (пункт отправления и назначения которых находятся на территории Российской Федерации), является сумма налога, выделенная в проездном документе (билете). 31.10.2002 А.И.Дыбов Центр исследований проблем налогообложения и бухгалтерского учета Вопрос: Премии за 2001 г. сотрудникам банка, ушедшим на пенсию в 2001 г., были начислены и выплачены в 2002 г. Включаются ли в расчет условия на право применения банком регрессивных ставок единого социального налога и облагаются ли единым социальным налогом указанные выплаты премий? Ответ: В соответствии с п.1 ст.236 НК РФ объектом налогообложения для организаций признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско - правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, а также по авторским договорам. Для расчета условия на право применения регрессивных ставок единого социального налога (далее - ЕСН) согласно ст.241 Кодекса принимаются средняя численность работающих на текущий момент сотрудников и выплаты сотрудникам, формирующие налоговую базу в текущем отчетном периоде. Таким образом, выплата премии за 2001 г., начисленная в текущем налоговом периоде работникам, ушедшим в 2001 г. на пенсию, не включается в расчет условия на право применения регрессивных ставок ЕСН и не облагается единым социальным налогом, так как данные работники не состоят в 2002 г. в трудовых отношениях с банком. Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 20 сентября 2002 г. N 04-04-04/150 14.11.2002 А.Н.Королев Проект "КонсультантФинансист" Вопрос: 1. Возникает ли объект налогообложения по налогу на доходы физических лиц в ситуации, когда владелец инвестиционных паев одного паевого инвестиционного фонда (ПИФа) производит обмен (конвертацию) этих паев на инвестиционные паи другого ПИФа, причем оба ПИФа находятся в доверительном управлении одной и той же управляющей компании? 2. Просим разъяснить положение п.3 ст.214.1 НК РФ, в соответствии с которым в случае, если расходы налогоплательщика не могут быть подтверждены документально, он вправе воспользоваться имущественным вычетом в размере 125 000 руб. Вправе ли управляющая компания ПИФа предоставить указанный вычет в размере 125 000 руб., если физическое лицо при реализации инвестиционного пая утверждает, что не может подтвердить свои расходы документально? Ответ: 1. В соответствии с п.1 ст.567 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору мены каждая из сторон обязуется передать в собственность другой стороны один товар в обмен на другой. При этом согласно положениям п.1 ст.568 Гражданского кодекса, если из договора мены не вытекает иное, товары, подлежащие обмену, предполагаются равноценными. Следовательно, если в приведенном случае обмена паев одного паевого инвестиционного фонда на паи другого паевого инвестиционного фонда этот обмен был равноценным, у физического лица - владельца паев объекта налогообложения не возникает. 2. Пунктом 3 ст.214.1 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что доходы налогоплательщика по сделке купли - продажи ценных бумаг (к которым согласно ст.14 Федерального закона от 29.11.2001 N 156-ФЗ "Об инвестиционных фондах" относятся также инвестиционные паи) уменьшаются на сумму фактически произведенных и документально подтвержденных расходов. В случае если расходы налогоплательщика не могут быть подтверждены документально, он вправе воспользоваться имущественным налоговым вычетом, предусмотренным абз.1 пп.1 п.1 ст.220 Налогового кодекса. Имущественный налоговый вычет или вычет в размере фактически произведенных и документально подтвержденных расходов предоставляется налогоплательщику при расчете и уплате налога в бюджет у источника выплаты дохода (брокера, доверительного управляющего или иного лица, совершающего операции по договору поручения, иному подобному договору в пользу налогоплательщика) либо по окончании налогового периода при подаче налоговой декларации в налоговый орган. Таким образом, если налогоплательщик претендует на получение имущественного налогового вычета вместо вычета в размере фактических расходов, мотивируя это отсутствием документов, необходимых для подтверждения таких расходов, налоговый агент при расчете налога вправе предоставить ему имущественный налоговый вычет. Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 22 августа 2002 г. N 04-04-06/175 14.11.2002 А.Н.Королев Проект "КонсультантФинансист" Вопрос: Негосударственный пенсионный фонд получает от вкладчиков целевые взносы на покрытие расходов, связанных с уставной деятельностью. В соответствии с пп.1 п.2 ст.251 НК РФ к целевым поступлениям на содержание некоммерческих организаций, не учитываемым при определении налоговой базы по налогу на прибыль, относятся вступительные взносы, членские взносы, целевые взносы и отчисления в публично - правовые профессиональные объединения, построенные на принципе обязательного членства. Относятся ли к целевым взносам, не учитываемым в целях налогообложения, указанные выше средства, получаемые негосударственным пенсионным фондом? Ответ: В соответствии с п.2 ст.251 Налогового кодекса Российской Федерации при определении налоговой базы не учитываются целевые поступления (за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров и подакцизного минерального сырья). К ним относятся целевые поступления из бюджета бюджетополучателям и целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно от других организаций и (или) физических лиц и использованные указанными получателями по назначению. При этом налогоплательщики - получатели указанных целевых поступлений обязаны вести отдельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевых поступлений. Далее в Кодексе приводится закрытый перечень целевых поступлений, которые не учитываются в целях налогообложения у организаций, их получивших. К указанным целевым поступлениям на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности относятся осуществленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о некоммерческих организациях вступительные взносы, членские взносы, целевые взносы и отчисления в публично - правовые профессиональные объединения, построенные на принципе обязательного членства, паевые вклады, а также пожертвования, признаваемые таковыми в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. В данном контексте речь идет о "целевых взносах и отчислениях" только в публично - правовые профессиональные объединения, построенные на принципе обязательного членства. Таким образом, средства, которые получает негосударственный пенсионный фонд от вкладчиков на покрытие расходов, связанных с уставной деятельностью, подлежат обложению налогом на прибыль на общих основаниях. Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 14 августа 2002 г. N 04-02-06/6/25 14.11.2002 А.Н.Королев Проект "КонсультантФинансист" Вопрос: Организация продала физическому лицу в собственность вексель, при этом оплата векселя производится в течение 3 лет. До оплаты векселя физическое лицо продает его. Вправе ли физическое лицо при определении облагаемого НДФЛ дохода по сделке купли - продажи учесть в качестве расходов суммы, подлежащие уплате организации - продавцу векселя в будущих годах? Ответ: В соответствии со ст.216 Налогового кодекса РФ налоговым периодом по налогу на доходы физических лиц признается календарный год. Пунктом 3 ст.214.1 НК РФ установлено, что доход по сделке купли - продажи ценных бумаг определяется как разница между суммами, полученными от реализации ценных бумаг, и расходами на приобретение, реализацию и хранение ценных бумаг, фактически произведенными налогоплательщиком и документально подтвержденными. К указанным расходам, в частности, относятся суммы, уплачиваемые продавцу в соответствии с договором. На основании вышеизложенного, по нашему мнению, можно сделать вывод, что при продаже векселя, приобретаемого в рассрочку и принадлежащего физическому лицу на праве собственности, к расходам в целях исчисления НДФЛ можно будет отнести только оплаченную часть стоимости векселя. 12.09.2002 А.И.Дыбов Центр исследований проблем налогообложения и бухгалтерского учета =====================================================================
Информация предоставлена компанией "Консультант Плюс", являющейся разработчиком одноименных справочных правовых систем. Общероссийская Сеть распространения правовой информации КонсультантПлюс объединяет 300 региональных информационных центров, которые занимаются поставкой систем и передачей информации пользователям в 150 городах России. На специализированном правовом сервере: http://www.consultant.ru/ можно получить бесплатный доступ к большому массиву актуальной справочной правовой информации, а также узнать подробнее о программных продуктах и услугах Сети КонсультантПлюс, о ее структуре и деятельности, скачать демонстрационные версии профессиональных систем.
http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru |
Отписаться
Убрать рекламу |
В избранное | ||