Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

КонсультантПлюс: Вопросы и Ответы Выпуск от 19 июня 2002 года


Информационный Канал Subscribe.Ru


Схемы корреспонденций
        Вопрос: Организация   по   договору    о    негосударственном
   пенсионном  обеспечении  перечисляет  денежные  средства  за своих
   работников  на  солидарный  счет  негосударственного   пенсионного
   фонда.   Возникает  ли  объект  обложения  ЕСН  при  использовании
   солидарной пенсионной схемы?  Если да, то в какой момент возникает
   обязанность по уплате ЕСН, у кого и в каком размере?
Message-ID: <200206211426.000014L8@telsysop.consultant.ru>

        Ответ: В   соответствии   с  п.3  ст.236  Налогового  кодекса
   Российской Федерации (далее -  Кодекс)  выплаты  и  вознаграждения
   (вне   зависимости  от  формы,  в  которой  они  производятся)  не
   признаются объектом обложения единым социальным  налогом,  если  у
   налогоплательщика  -  организации  такие  выплаты  не  отнесены  к
   расходам,  уменьшающим  налоговую  базу  по  налогу   на   прибыль
   организаций в текущем отчетном (налоговом) периоде.
        Согласно п.16  ст.255  Кодекса  суммы  платежей  по договорам
   негосударственного пенсионного обеспечения,  заключенным в  пользу
   работника с негосударственным пенсионным фондом, имеющим лицензию,
   выданную в соответствии с законодательством Российской  Федерации,
   относятся  к  расходам  на  оплату  труда.  При  этом  положениями
   указанной статьи  предусмотрено,  что  совокупная  сумма  платежей
   (взносов)  работодателя,  выплачиваемая по договорам долгосрочного
   страхования жизни  работников,  пенсионного  страхования  и  (или)
   негосударственного  пенсионного  обеспечения,  учитывается в целях
   налогообложения в размере, не превышающем 12% от суммы расходов на
   оплату труда.
        В связи с этим вносимые работодателем на основании договора с
   негосударственным   пенсионным   фондом   взносы   на   пенсионное
   обеспечение работников, в том числе и на солидарный счет (с учетом
   положений п.16   ст.255   Кодекса),   должны   облагаться   единым
   социальным налогом в установленном порядке.
        Обязанности по  уплате  налога  возникают  у  работодателя  -
   налогоплательщика при появлении у него объекта  налогообложения  -
   выплат  и  вознаграждений,  начисленных  в  пользу физических лиц,
   включая   платежи   в   негосударственный   пенсионный   фонд.   В
   соответствии  со  ст.242  Кодекса  датой  осуществления  выплат  и
   вознаграждений  у  организации  -  работодателя  признается   день
   начисления выплат и вознаграждений в пользу работников.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 24 мая 2002 г. N 04-04-06/101

19.06.2002                                                  Е.Зернова
                                        Проект "КонсультантБухгалтер"


        Вопрос:  Основной  вид  деятельности  организации  - оказание
   услуг  по  ремонту  и  сервисному обслуживанию автомобилей. Услуги
   оказываются  как  физическим,  так  и юридическим лицам. Должна ли
   организация переходить на уплату единого налога на вмененный доход
   для  определенных  видов деятельности в соответствии с Федеральным
   законом от 31.07.1998 N 148-ФЗ?

        Ответ: В соответствии со ст.1 указанного Федерального  закона
   единый  налог  на  вмененный  доход  устанавливается  и вводится в
   действие    нормативными    правовыми    актами    законодательных
   (представительных)   органов   государственной   власти  субъектов
   Российской  Федерации.   Этими   нормативными   правовыми   актами
   определяются    сферы    предпринимательской   деятельности,   при
   осуществлении  которых  уплачивается  единый  налог  (в   пределах
   перечня,  установленного ст.3 Закона),  размер вмененного дохода и
   иные составляющие формул расчета сумм  единого  налога,  налоговые
   льготы, порядок и сроки уплаты и иные особенности взимания единого
   налога  в   соответствии  с  Федеральным  законом  от   31.07.1998
   N 148-ФЗ.
        Согласно пп.2   п.1   ст.3   названного  Федерального  закона
   плательщиками  единого  налога   являются   юридические   лица   и
   предприниматели,   оказывающие   бытовые   услуги   по  сервисному
   обслуживанию автотранспортных  средств  только  физическим  лицам.
   Учитывая это, оказание аналогичных услуг юридическим лицам следует
   рассматривать как вид деятельности,  не подпадающий  под  действие
   Закона "О  едином налоге на вмененный доход для определенных видов
   деятельности".
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 17 мая 2002 г. N 04-05-12/29

19.06.2002                                                  Е.Зернова
                                        Проект "КонсультантБухгалтер"


        Вопрос: Организация направляет сотрудников на семинары, курсы
   и  конкурсы  менеджеров,  конгрессы  бухгалтеров  и  т.д.  как  на
   территории РФ,  так  и  на  территории  зарубежных  стран  за счет
   организации.    Обучение    проводится    с    целью     повышения
   производственной   квалификации  и  не  предусматривает  получения
   высшего или среднего специального  образования.  Включаются  ли  в
   доход  сотрудников,  облагаемый  налогом на доходы физических лиц,
   суммы оплаты обучения?  Если да,  то в каком объеме:  с учетом НДС
   или без учета НДС?

        Ответ: В соответствии со ст.196 Трудового кодекса  Российской
   Федерации   работодатель   проводит  профессиональную  подготовку,
   переподготовку,  повышение  квалификации  работников  в   порядке,
   который   определяется   коллективным   договором,   соглашениями,
   трудовым  договором.  В  случаях,   предусмотренных   федеральными
   законами, иными нормативными правовыми актами, работодатель обязан
   проводить повышение квалификации  работников,  если  это  является
   условием выполнения работниками определенных видов деятельности.
        Основанием для  направления  работников  на  курсы  повышения
   квалификации могут быть план  обучения  и  приказ  руководителя  о
   направлении на курсы (семинары).
        Согласно п.3 ст.217 гл.23 "Налог на  доходы  физических  лиц"
   Налогового  кодекса  Российской  Федерации  с 1 января 2001 г.  не
   подлежат налогообложению  все   виды   установленных   действующим
   законодательством  Российской  Федерации,  законодательными актами
   субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов
   местного  самоуправления  компенсационных выплат (в пределах норм,
   установленных  в  соответствии  с   законодательством   Российской
   Федерации), связанных  с  исполнением  налогоплательщиком трудовых
   обязанностей  (включая   возмещение   командировочных   расходов),
   возмещением   иных   расходов,   включая   расходы   на  повышение
   профессионального уровня работников.
        Следовательно, оплата  профессионального  обучения работников
   за счет предприятия, учреждения, организации будет рассматриваться
   как компенсационная выплата, не подлежащая налогообложению.
        Таким образом,  если обучение входит в  программу  подготовки
   кадров   организации,   осуществляется  не  по  личной  инициативе
   работников,  а по решению организации, направляющей работников для
   повышения  квалификации в связи с производственной необходимостью,
   и не предусматривает получения высшего или  среднего  специального
   образования,  а  также  обучения  смежным и вторым профессиям,  то
   стоимость обучения (включая НДС) не включается в  налогооблагаемую
   базу для исчисления налога на доходы физических лиц.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 16 мая 2002 г. N 04-04-06/88

19.06.2002                                                  Е.Зернова
                                        Проект "КонсультантБухгалтер"


        Вопрос:  Организация  подарила  своему  сотруднику  квартиру.
   Каков  порядок  налогообложения  физического  лица  при  получении
   квартиры  в  виде подарка? Можно ли ему воспользоваться льготой по
   налогу на доходы физических  лиц  в  соответствии  с  п.28  ст.217
   Налогового кодекса РФ?

        Ответ: В   соответствии   со   ст.572   Гражданского  кодекса
   Российской Федерации по договору дарения одна  сторона  (даритель)
   безвозмездно   передает  или  обязуется  передать  другой  стороне
   (одаряемому) вещь  в  собственность,  либо   имущественное   право
   (требование)  к  себе  или  к третьему лицу,  либо освобождает или
   обязуется освободить ее от имущественной обязанности  перед  собой
   или перед третьим лицом.
        Если дарителем  является  юридическое  лицо  и стоимость дара
   превышает 5 МРОТ,  то  согласно  ст.574  ГК  РФ  договор   дарения
   движимого   имущества  (в  данном  случае  квартиры)  должен  быть
   совершен в письменной форме нотариусами или  должностными  лицами,
   уполномоченными совершать нотариальные действия.
        Поэтому работники,   получившие   в   порядке   дарения    от
   предприятия   квартиры,   должны   уплатить   налог  с  имущества,
   переходящего в порядке дарения,  со стоимости квартиры, подаренной
   предприятием, в  соответствии  с  Законом  Российской Федерации от
   12.12.1991 N 2020-1 "О налоге с имущества,  переходящего в порядке
   наследования  или дарения",  а также за нотариальное удостоверение
   договора дарения по желанию  сторон  уплачивается  государственная
   пошлина в   соответствии   с   Законом   Российской  Федерации  от
   09.12.1991 N 2005-1 "О государственной  пошлине"  (с  последующими
   изменениями и дополнениями).
        Кроме того,  в соответствии со ст.211 главы "Налог на  доходы
   физических    лиц"   Налогового   кодекса   Российской   Федерации
   (далее -  Кодекс)  при  получении  налогоплательщиком  дохода   от
   организаций  в  натуральной  форме в виде товаров (работ,  услуг),
   иного имущества налогооблагаемая база определяется  как  стоимость
   этих товаров,  исчисленная исходя из цен,  определяемых в порядке,
   аналогичном предусмотренному ст.40 настоящего Кодекса.  При этом в
   стоимость таких товаров (работ,  услуг) включается соответствующая
   сумма налога на добавленную стоимость, акцизов и налога с продаж.
        Следовательно, стоимость полученного подарка (квартиры) будет
   являться объектом налогообложения для исчисления налога на  доходы
   физических лиц.
        Однако льготой,  установленной п.28  ст.217,  воспользоваться
   нельзя, поскольку  стоимость  подарка  в  виде  квартиры  подлежит
   обложению налогом на наследование или  дарение  в  соответствии  с
   действующим законодательством.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 13 мая 2002 г. N 04-04-06/87

19.06.2002                                                  Е.Зернова
                                        Проект "КонсультантБухгалтер"


        Вопрос: Согласно   п.3   ст.161  Налогового  кодекса  РФ  при
   реализации на  территории  РФ  услуг  по  предоставлению  органами
   государственной   власти   и   управления   и   органами  местного
   самоуправления  в   аренду   федерального   имущества,   имущества
   субъектов   Российской   Федерации   и   муниципального  имущества
   арендаторы  такого  имущества  обязаны  исчислить,   удержать   из
   доходов,   уплачиваемых   арендодателю,   и   уплатить   в  бюджет
   соответствующую сумму НДС.
        Верно ли, что организация, арендующая федеральное имущество у
   государственного   унитарного  предприятия,  не  должна  выполнять
   функции  налогового  агента,  так  как  указанная норма Налогового
   кодекса  РФ  распространяется  только  на  случаи предоставления в
   аренду  имущества  органами  государственной власти и управления и
   органами местного самоуправления?

        Ответ: Пунктом  3  ст.161   Налогового   кодекса   Российской
   Федерации  установлены  особенности  уплаты  налога на добавленную
   стоимость  при  реализации  услуг  по  предоставлению   в   аренду
   федерального имущества, имущества субъектов Российской Федерации и
   муниципального  имущества  органами   государственной   власти   и
   управления,  органами  местного  самоуправления.  Согласно данному
   пункту при реализации  указанных  услуг  плательщиками  налога  на
   добавленную  стоимость  признаются  налоговые  агенты - арендаторы
   имущества.
        Что касается  услуг  по  предоставлению в аренду федерального
   имущества государственными унитарными предприятиями,  то Налоговым
   кодексом особенностей уплаты налога на добавленную  стоимость  при
   оказании таких услуг не предусмотрено. В связи с этим при оказании
   данных  услуг  налог  на  добавленную  стоимость  уплачивается   в
   общеустановленном порядке организацией, оказывающей услуги.
        Учитывая изложенное,  мнение  по  вопросу  уплаты  налога  на
   добавленную   стоимость   при   аренде  федерального  имущества  у
   государственного унитарного предприятия,  изложенное в письме,  не
   противоречит    действующему   законодательству   по   налогу   на
   добавленную стоимость.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 3 мая 2002 г. N 04-03-11/31

19.06.2002                                                  Е.Зернова
                                        Проект "КонсультантБухгалтер"


        Вопрос: Просим дать разъяснения по вопросу обложения  налогом
   на  доходы  физических  лиц  сумм  страховых  взносов  и страховых
   выплат,  предусмотренных договорами добровольного  страхования,  в
   частности   договорам   добровольного   страхования   жизни,  если
   страховые взносы в полном объеме уплачиваются работодателем.

        Ответ: Согласно  п.5  ст.213  Налогового  кодекса  Российской
   Федерации   при   определении  налоговой  базы  учитываются  суммы
   страховых взносов,  уплачиваемых организацией за физических лиц (в
   том   числе   по   договорам   добровольного  страхования  жизни).
   Исключение составляют,  в частности,  суммы взносов  по  договорам
   добровольного страхования,  предусматривающим выплаты в возмещение
   вреда жизни и  здоровью  застрахованных  физических  лиц  и  (или)
   оплату    страховщиками    медицинских   расходов   застрахованных
   физических  лиц  при  условии  отсутствия  выплат   застрахованным
   физическим   лицам.   К   таким   договорам  относится  и  договор
   добровольного страхования от несчастных случаев и болезней.
        Пунктом 1 ст.213 Кодекса предусмотрено,  что при  определении
   налоговой базы не учитываются доходы,  полученные в виде страховых
   выплат в связи с наступлением соответствующих страховых случаев по
   добровольному   долгосрочному   (на   срок   не  менее  пяти  лет)
   страхованию  жизни  и  в  возмещение  вреда  жизни,   здоровью   и
   медицинских  расходов (за исключением оплаты санаторно - курортных
   путевок) страхователей или застрахованных лиц.
        Из смысла  данной  нормы  следует,  что  страховая выплата по
   договору  добровольного  страхования  от  несчастных   случаев   и
   болезней,  производимая  при  наступлении страхового случая (в том
   числе  смерти  физического  лица  или  утраты  трудоспособности  в
   результате  несчастного случая),  не подлежит обложению налогом на
   доходы  физических  лиц  независимо  от  срока  действия  договора
   страхования.
        Страховая выплата по договору добровольного страхования жизни
   не  будет облагаться налогом на доходы физических лиц только в том
   случае, если срок действия договора составляет пять или более лет.
        Суммы страховых выплат, полученные по договорам добровольного
   страхования  жизни,  заключенным  на  срок  менее  пяти  лет,   не
   учитываются  при  определении  налоговой  базы,  если  суммы таких
   страховых выплат не превышают сумм, внесенных физическими лицами в
   виде   страховых  взносов,  увеличенных  страховщиками  на  сумму,
   рассчитанную  исходя  из   действующей   ставки   рефинансирования
   Центрального  банка  Российской  Федерации  на  момент  заключения
   договора страхования (согласно п.2 ст.213 Налогового  кодекса).  В
   противном  случае разница между указанными суммами учитывается при
   определении налоговой базы и подлежит налогообложению у  источника
   выплаты по ставке, предусмотренной п.2 ст.224 настоящего Кодекса.
        Суммы перечисленных   организацией   страховых   взносов   по
   краткосрочным договорам добровольного страхования жизни работников
   (с которых  уже  был  уплачен  налог  на  доходы  физических лиц),
   следует учитывать для целей налогообложения в том же порядке,  что
   и суммы страховых взносов, уплаченных самими физическими лицами.
        При налогообложении страховых выплат необходимо иметь в виду,
   что   положения   ст.213  Налогового  кодекса  не  предусматривают
   каких-либо  различий  в  зависимости   от   того,   кто   является
   получателем  страховой выплаты (застрахованное физическое лицо или
   физическое лицо - выгодоприобретатель).  Поэтому полагаем,  что  в
   том   случае,   когда   при   наступлении   страхового   случая  с
   застрахованным физическим лицом  страховую  выплату  в  возмещение
   вреда  жизни  застрахованного  физического  лица  в соответствии с
   договором страхования от несчастных случаев  и  болезней  получает
   выгодоприобретатель,  такая  сумма не должна облагаться налогом на
   доходы физических лиц.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 30 апреля 2002 г.  N 04-04-06/83

19.06.2002                                                  Е.Зернова
                                        Проект "КонсультантБухгалтер"


        Вопрос: Сотрудник организации направлен в долгосрочную (более
   183  дней)  зарубежную  командировку.  Начисление заработной платы
   производится  в  РФ, затем начисленная сумма перечисляется на счет
   сотрудника   в  уполномоченном  банке  в  стране  его  пребывания.
   Облагается ли данный доход налогом на доходы физических лиц в РФ?

        Ответ: В соответствии с пп.6 п.3  ст.208  Налогового  кодекса
   Российской Федерации (далее - Кодекс) вознаграждения за выполнение
   трудовых или  иных  обязанностей,  выполненную  работу,  оказанную
   услугу,  совершение  действия  за  пределами  Российской Федерации
   относятся для  целей  налогообложения  к  доходам,  полученным  от
   источников  за  пределами  Российской Федерации.  Указанные доходы
   будут  признаваться   на   основании   ст.209   Кодекса   объектом
   налогообложения    у   физических   лиц,   являющихся   налоговыми
   резидентами Российской Федерации.
        Как  следует  из  письма,  работник направляется за границу в
   долгосрочную  командировку  (более 183 дней), и, следовательно, на
   основании  ст.11 Кодекса он не будет являться российским налоговым
   резидентом.  Следовательно, доход, полученный указанным работником
   за выполнение  трудовых  обязанностей  за  границей,  на основании
   ст.209 не будет облагаться налогом на доходы физических лиц,  т.к.
   в  соответствии  с  названной  статьей  объектом налогообложения у
   нерезидентов  признается  доход,  полученный   из   источников   в
   Российской Федерации.    Налогообложение    доходов,    полученных
   физическими   лицами,   не   являющимися   российскими  налоговыми
   резидентами,  от источников  за  пределами  Российской  Федерации,
   должно  осуществляться  в  соответствии с законодательством страны
   пребывания.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 25 апреля 2002 г. N 04-04-06/78

19.06.2002                                                  Е.Зернова
                                        Проект "КонсультантБухгалтер"


        Вопрос: Федеральное  унитарное  предприятие (ФУП) просит дать
   разъяснение  по  начислению  налогового  сбора  за   использование
   наименований "Россия", "Российская Федерация" и образованных на их
   основе слов и словосочетаний.
        На 2001  -  2002  гг.  организацией  была  утверждена учетная
   политика для целей налогообложения "по оплате".
        Правильно ли   мы   поступаем,   если  за  базу  для  расчета
   указанного сбора принимаем выручку по реализации оплаченную?

        Ответ: Сбор    за    использование   наименований   "Россия",
   "Российская  Федерация"  и  образованных  на  их  основе  слов   и
   словосочетаний  относится к системе федеральных налогов и сборов и
   по своей экономической  природе  относится  к  налоговому  платежу
   (ст.8 части первой Налогового кодекса Российской Федерации).
        Статьей 3  Закона Российской Федерации от 02.04.1993 N 4737-1
   "О  сборе  за  использование  наименований  "Россия",  "Российская
   Федерация" и  образованных  на  их  основе  слов и словосочетаний"
   (с последующими  изменениями   и   дополнениями),   в   частности,
   установлено,  что организации,  осуществляющие предпринимательскую
   деятельность, уплачивают  сбор  ежеквартально из прибыли (дохода),
   остающейся в их  распоряжении,  исходя  из  фактически  полученной
   выручки    от    реализованной   продукции   (выполненных   работ,
   предоставленных услуг) в срок до 20 числа  месяца,  следующего  за
   последним месяцем  истекшего  квартала,  по  ставкам,  указанным в
   абз.2 и 3 ч.1 ст.2 Закона.
        При  этом  п.7  Инструкции  МНС  России  от  29.06.2000  N 63
   "О порядке исчисления и уплаты в  бюджет  сбора  за  использование
   наименований "Россия", "Российская Федерация" и образованных на их
   основе  слов  и  словосочетаний"  установлено,  что  сумма   сбора
   определяется  плательщиками  на  основании  данных  бухгалтерского
   учета и отчетности.
        В бухгалтерском учете организации сумма выручки от реализации
   продукции   (товаров,   работ,  услуг)  учитывается  на  счете  90
   "Продажи",  а в годовой и  квартальной  отчетности  отражается  по
   строке 010 формы N 2 "Отчет о прибылях и убытках".
        Дата определения выручки от  реализации  продукции  (товаров,
   работ,  услуг)  для  целей  налогообложения  определяется  учетной
   политикой, принятой организацией.
        В соответствии   с   действующим  законодательством  принятая
   организацией   учетная   политика   для   целей    налогообложения
   утверждается     соответствующими     приказами,    распоряжениями
   руководителя организации и применяется с 1 января года, следующего
   за годом ее утверждения.
        Таким образом, для организаций, которые определяют реализацию
   продукции  (товаров,  работ,  услуг)  по  мере ее отгрузки,  датой
   определения  выручки  от  реализации  считается  день  отгрузки  и
   предъявления  покупателям  расчетных  документов  или  иной момент
   перехода права собственности на продукцию (товары) к покупателю.
        Для организаций,  которые  определяют  выручку  от реализации
   продукции  (товаров,  работ,  услуг)  по  мере  ее  оплаты,  датой
   определения  выручки  от  реализации  считается  день  поступления
   средств  за  реализацию  отгруженной  продукции  (товаров,  работ,
   услуг) на их счета в учреждения банков, день поступления выручки в
   кассу или иной момент  прекращения  дебиторской  задолженности  за
   отгруженную  продукцию (товары,  работы,  услуги),  числившейся за
   покупателем.
        Как следует из письма ФУП, на 2001 - 2002 гг. была утверждена
   учетная политика для целей налогообложения "по оплате".
        Учитывая это, для Вашей организации объектом обложения сбором
   за  использование наименований "Россия",  "Российская Федерация" и
   образованных на их основе слов и  словосочетаний  должна  являться
   выручка    от    реализованной   продукции   (выполненных   работ,
   предоставленных услуг) в пределах средств,  фактически поступивших
   на счет организации за налоговый (отчетный) период.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 23 апреля 2002 г. N 04-05-08/1

19.06.2002                                                  Е.Зернова
                                        Проект "КонсультантБухгалтер"


        Вопрос: Статьей 2 Федерального закона от 31.12.2001 N  198-ФЗ
   внесены изменения   в   Федеральный  закон  "О  едином  налоге  на
   вмененный доход  для   определенных   видов   деятельности":   для
   плательщиков   единого   налога  на  вмененный  доход  установлена
   обязанность уплачивать ЕСН.  С какой даты  у  плательщика  единого
   налога на вмененный доход возникает эта обязанность?

        Ответ: Статьей 2 Федерального закона от 31.12.2001  N  198-ФЗ
   "О  внесении  дополнений и изменений в Налоговый кодекс Российской
   Федерации и в некоторые законодательные акты Российской  Федерации
   о  налогах  и сборах" установлена обязанность плательщиков единого
   налога на вмененный доход уплачивать единый  социальный  налог,  а
   также снижена  ставка  единого налога с 20 процентов от вмененного
   дохода до 15 процентов.
        В соответствии   с   п.1  ст.5  Налогового  кодекса  РФ  акты
   законодательства о  налогах  вступают  в  силу  не  ранее  чем  по
   истечении  одного месяца со дня их официального опубликования и не
   ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему
   налогу,  за  исключением случаев,  предусмотренных данной статьей.
   Акт вступает в силу с 1-го числа очередного налогового периода  по
   соответствующему  налогу,  наступающего  после окончания месячного
   срока  со  дня  официального  опубликования  данного   акта   (п.3
   Постановления   Пленума   Высшего   Арбитражного  Суда  Российской
   Федерации от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части
   первой Налогового кодекса Российской Федерации").
        Акты законодательства о  налогах  и  сборах,  устанавливающие
   новые налоги и (или) сборы,  повышающие налоговые ставки,  размеры
   сборов,  устанавливающие   или   отягчающие   ответственность   за
   нарушение  законодательства  о  налогах и сборах,  устанавливающие
   новые  обязанности   или   иным   образом   ухудшающие   положение
   налогоплательщиков   или   плательщиков   сборов,   а  также  иных
   участников отношений,  регулируемых законодательством о налогах  и
   сборах, обратной силы не имеют (п.2 ст.5 НК РФ).
        Федеральный закон от  31.12.2001  N  198-ФЗ  был  опубликован
   31.12.2001 в "Российской газете" (N 256).
        Для установления момента вступления в силу ст.2  Федерального
   закона   от   31.12.2001   N   198-ФЗ,  учитывая,  что  изменяется
   обязанность у плательщиков  единого  налога  на  вмененный  доход,
   необходимо рассматривать налоговый период именно по единому налогу
   на вмененный доход.
        Пунктом 1  ст.4  Федерального  закона  от 31.07.1998 N 148-ФЗ
   "О едином  налоге  на  вмененный  доход  для  определенных   видов
   деятельности" налоговый период по единому налогу установлен в один
   квартал.
        Таким образом,  Федеральный  закон  от  31.12.2001 N 198-ФЗ в
   части установления  обязанности  плательщиков  единого  налога  на
   вмененный доход уплачивать единый социальный налог вступает в силу
   с 1 апреля 2002 г. (когда соблюдаются оба условия, предусмотренные
   п.1 ст.5 НК РФ).
        Однако  согласно  ст.10  Федерального  закона  от  31.12.2001
   N 198-ФЗ  он вступает в силу с 1 января 2002 г.,  т.е.  указанному
   Закону фактически придана обратная сила.
        Кроме того,  по  мнению  МНС России,  изложенному в Письме от
   06.02.2002 N СА-6-05/150@ "Об уплате  единого  социального  налога
   налогоплательщиками единого налога на вмененный доход",  обложение
   единым  налогом  на  вмененный  доход   для   определенных   видов
   деятельности     является     специальным    налоговым    режимом,
   предусматривающим замену  уплаты  совокупности  налогов  и  сборов
   одним единым  налогом.  А  в соответствии с п.3 ст.18 Закона РФ от
   27.12.1991 N 2118-1 "Об основах  налоговой  системы  в  Российской
   Федерации" (в  ред.  Федерального  закона  от 29.12.2001 N 187-ФЗ)
   установление и введение в действие специальных  налоговых  режимов
   не  относятся к установлению и введению в действие новых налогов и
   сборов.  Следовательно,  положения ст.5 НК РФ в данном случае,  по
   мнению МНС России, неприменимы.
        Таким образом,  позиция МНС России сводится  к  тому,  что  в
   части   обязанности   уплачивать   единый   социальный  налог  для
   плательщиков единого налога на вмененный доход  Федеральный  закон
   от 31.12.2001 N 198-ФЗ все же вступил в силу с 1 января 2002 г.
        Однако, норма  Закона  РФ   от   27.12.1991   N   2118-1   об
   установлении  и введении в действие специальных налоговых режимов,
   на  которую  ссылается  МНС  России,  в  данном  случае  не  может
   применяться,  поскольку  не происходит установления или введения в
   действие  нового  специального  налогового  режима,   а   вносятся
   изменения в уже действующий налоговый режим (т.е.  единый налог на
   вмененный доход).  При этом ни Закон РФ от 27.12.1991 N 2118-1, ни
   НК РФ не предусматривают специальных положений по порядку внесения
   изменений   в   действующие    специальные    налоговые    режимы.
   Следовательно,   здесь   должны   применяться  общие  положения  о
   вступлении в силу актов законодательства о налогах и сборах,  т.е.
   ст.5 НК РФ.
        Также отметим,  что положения о специальных налоговых режимах
   были включены  в  текст  Закона  РФ  от  27.12.1991  N 2118-1 ст.2
   Федерального закона от 29.12.2001 N 187-ФЗ "О внесении изменений и
   дополнений  в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации
   и некоторые другие акты законодательства  Российской  Федерации  о
   налогах и  сборах",  вступившего  в  силу с 31 января 2002 г.  Это
   означает, что с 1 января  2002  г.  положения  об  установлении  и
   введении специальных налоговых режимов еще не действовали.
        Из изложенного следует, что налоговые органы будут требовать,
   чтобы  плательщики  единого  налога  на вмененный доход уплачивали
   единый социальный  налог  с  1  января  2002  г.  (советуем  также
   ознакомиться с Письмом ФСС РФ от 21.01.2002 N 02-18/05-433).
        Поскольку одновременно с появлением обязанности  плательщиков
   единого  налога  на  вмененный  доход уплачивать единый социальный
   налог  уменьшилась  ставка  единого  налога  на  вмененный  доход,
   налогоплательщику  в  каждом  случае придется доказывать ухудшение
   своего положения.
        Таким образом,  оценку  сложившейся ситуации сможет дать лишь
   суд с  учетом  всех  обстоятельств  конкретного  дела.  Однако  на
   сегодняшний  день  мы  еще  не  располагаем информацией о судебной
   практике по данному вопросу.
        В заключение напоминаем,  что, в случае если налогоплательщик
   считает,  что акты налоговых органов и действия или бездействие их
   должностных  лиц  нарушают  его  права,  он вправе обжаловать их в
   вышестоящий налоговый орган или в  суд  (ст.ст.137,  138  НК  РФ).
   Однако предсказывать решение по возможному в данной ситуации спору
   мы не беремся и рекомендуем налогоплательщику, избирающему тот или
   иной вариант решения данного вопроса для применения в практической
   деятельности,  учитывать все возможные последствия своих действий,
   в том числе и неблагоприятные.

30.05.2002                                               М.П.Тавшанжи
                                                   Центр исследований
                                              проблем налогообложения
                                               и бухгалтерского учета


        Вопрос: Некоммерческая       организация,      осуществляющая
   предпринимательскую деятельность, арендует помещение. Уменьшают ли
   затраты  организации  на уплату арендных платежей налогооблагаемую
   прибыль?

        Ответ: В  соответствии  с  п.1  ст.247  Налогового кодекса РФ
   объектом  налогообложения  по   налогу   на   прибыль   признается
   полученный   организацией   доход,   уменьшенный    на    величину
   произведенных расходов, определяемых в соответствии с гл.25 НК РФ.
        Расходами признаются     обоснованные     и     документально
   подтвержденные      затраты,      осуществленные      (понесенные)
   налогоплательщиком.   Под   обоснованными   расходами   понимаются
   экономически   оправданные  затраты,  оценка  которых  выражена  в
   денежной  форме.  Под  документально   подтвержденными   расходами
   понимаются  затраты,  подтвержденные  документами,  оформленными в
   соответствии с законодательством Российской  Федерации.  Расходами
   признаются  любые  затраты  при  условии,  что они произведены для
   осуществления деятельности,  направленной на получение дохода (п.1
   ст.252 НК РФ).
        Согласно пп.10  п.1  ст.264  НК  РФ   арендные   платежи   за
   арендуемое  имущество  относятся  к  прочим расходам,  связанным с
   производством и реализацией.
        Из изложенного    следует,    что    расходы   некоммерческой
   организации  по  оплате   аренды   помещения   уменьшают   доходы,
   полученные  ею  от осуществления коммерческой деятельности,  в той
   части,  в которой данное  помещение  используется  для  извлечения
   доходов, подлежащих обложению налогом на прибыль.

24.04.2002                                                  А.И.Дыбов
                                                   Центр исследований
                                              проблем налогообложения
                                               и бухгалтерского учета


        Вопрос: В    уставный    капитал    российской   организации,
   осуществляющей  железнодорожные  перевозки,  нерезидентом  внесены
   железнодорожные   вагоны.   Каков   порядок   налогообложения  НДС
   указанных вагонов при ввозе их на таможенную территорию РФ?
        Постановление Правительства    РФ   от   23.07.1996   N   883
   предусматривает освобождение от уплаты  НДС  при  ввозе  имущества
   нерезидентом  РФ  для  внесения  в  уставный  (складочный) капитал
   резидентов РФ   при  условии,  что  такое  имущество  относится  к
   основным  производственным  фондам,  не  является  подакцизным   и
   ввозится в сроки, отведенные для формирования уставного капитала.
        Действует ли  указанное  Постановление   после   введения   в
   действие части второй НК РФ?

        Ответ: Перечень   товаров,   ввоз   которых   на   территорию
   Российской Федерации не подлежит обложению налогом на  добавленную
   стоимость,   установлен   ст.150   гл.21   "Налог  на  добавленную
   стоимость"  Налогового  кодекса  Российской  Федерации.  В  данный
   перечень  включены  технологическое оборудование,  комплектующие и
   запасные части к нему,  ввозимые  в  качестве  вклада  в  уставные
   (складочные)  капиталы организаций.  Ввоз на территорию Российской
   Федерации других товаров,  предназначенных для внесения в уставный
   (складочный)  капитал,  подлежит  обложению налогом на добавленную
   стоимость в общеустановленном порядке.
        Учитывая изложенное,   при  ввозе  на  таможенную  территорию
   Российской Федерации железнодорожных вагонов,  предназначенных для
   внесения  в  уставный капитал компании,  необходимо уплатить налог
   на добавленную стоимость в общеустановленном порядке.
        Что касается Постановления Правительства Российской Федерации
   от 23.07.1996 N  883  "О  льготах  по  уплате  ввозной  таможенной
   пошлины  и  налога  на  добавленную стоимость в отношении товаров,
   ввозимых иностранными инвесторами в  качестве  вклада  в  уставный
   (складочный) капитал предприятий с иностранными инвестициями",  то
   в соответствии со ст.29 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ
   "О  введении в действие части второй Налогового кодекса Российской
   Федерации и внесении изменений в  некоторые  законодательные  акты
   Российской   Федерации   о  налогах"  федеральные  законы  и  иные
   нормативные правовые акты,  действующие на  территории  Российской
   Федерации  и  не  вошедшие  в  перечень  актов,  утративших силу в
   соответствии со ст.2  данного  Федерального  закона,  действуют  в
   части,  не противоречащей части второй Налогового кодекса. Поэтому
   указанное   Постановление   Правительства   Российской   Федерации
   действует  только  в  части,  не  противоречащей  положениям гл.21
   Кодекса.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 11 апреля 2002 г. N 04-03-08/14

19.06.2002                                                А.Н.Королев
                                        Проект "КонсультантФинансист"



        Вопрос: Возможно  ли  применение  имущественного   налогового
   вычета  в  случае  приобретения  квартиры  путем  взаимозачета  за
   оказанные услуги?

        Ответ: В соответствии с пп.2 п.1  ст.220  Налогового  кодекса
   Российской   Федерации  при  определении  размера  налоговой  базы
   налогоплательщик имеет право на получение имущественных  налоговых
   вычетов  в  сумме,  израсходованной  налогоплательщиком  на  новое
   строительство либо приобретение на территории Российской Федерации
   жилого  дома  или  квартиры,  в  размере  фактически произведенных
   расходов,  а также в сумме, направленной на погашение процентов по
   ипотечным   кредитам,   полученным   налогоплательщиком  в  банках
   Российской Федерации и  фактически  израсходованным  им  на  новое
   строительство либо приобретение на территории Российской Федерации
   жилого дома или квартиры.
        Общий размер      имущественного      налогового      вычета,
   предусмотренного  настоящим   подпунктом,   не   может   превышать
   600 000 руб.  без учета сумм,  направленных на погашение процентов
   по ипотечным  кредитам,  полученным  налогоплательщиком  в  банках
   Российской  Федерации  и  фактически  израсходованным  им на новое
   строительство либо приобретение на территории Российской Федерации
   жилого дома или квартиры.
        В  данной  норме  прямо  указано, что имущественный налоговый
   вычет  предоставляется  налогоплательщику на основании письменного
   заявления  налогоплательщика  и  документов,  подтверждающих право
   собственности   на   приобретенный  (построенный)  жилой  дом  или
   квартиру,    а   также   платежных   документов,   оформленных   в
   установленном порядке, подтверждающих факт уплаты денежных средств
   налогоплательщиком  (квитанции  к  приходным  ордерам,  банковские
   выписки  о  перечислении  денежных  средств со счета покупателя на
   счет продавца, товарные и кассовые чеки, акты о закупке материалов
   у  физических  лиц  с указанием в них адресных и паспортных данных
   продавца и другие документы).
        Учитывая  изложенное,  считаем,  что  в  случае  приобретения
   квартиры   путем   взаимозачета   за   оказанные   услуги   вычет,
   установленный ст.220 НК РФ, не предоставляется.

03.04.2002                                            С.В.Супотницкий
                                                   Центр исследований
                                              проблем налогообложения
                                               и бухгалтерского учета


        Вопрос: Учитывая, что после вступления в силу гл.25 "Налог на
   прибыль  организаций"  НК  РФ  Инструкция Госналогслужбы России от
   16.06.1995 N 34 "О налогообложении прибыли и  доходов  иностранных
   юридических лиц" не отменена, чем необходимо руководствоваться при
   налогообложении  доходов,  выплачиваемых иностранным организациям,
   не осуществляющим деятельность через постоянное  представительство
   в РФ?

        Ответ: В соответствии с  п.14  ст.1  Федерального  закона  от
   06.08.2001  N  110-ФЗ  "О  внесении изменений и дополнений в часть
   вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые  другие
   акты  законодательства Российской Федерации о налогах и сборах,  а
   также о признании  утратившими  силу  отдельных  актов  (положений
   актов)  законодательства  Российской Федерации о налогах и сборах"
   (ред.  от 31.12.2001) часть вторая НК РФ дополнена гл.25 "Налог на
   прибыль  организаций",  вступившей  в  силу  с  01.01.2002  (ст.13
   Федерального закона от 06.08.2001 N 110-ФЗ).
        Одновременно согласно  ст.2 Федерального закона от 06.08.2001
   N 110-ФЗ с 01.01.2002  утрачивает  силу  Закон  РФ  от  27.12.1991
   N 2116-1  "О  налоге  на  прибыль  предприятий  и организаций" (за
   исключением отдельных положений), на основании которого издавалась
   Инструкция Госналогслужбы    России    от    16.06.1995    N    34
   "О налогообложении прибыли и доходов иностранных юридических  лиц"
   (ред. от 07.04.2000) (см. преамбулу Инструкции N 34).
        Законодательство Российской  Федерации  о  налогах  и  сборах
   состоит  из  Налогового  кодекса  и  принятых в соответствии с ним
   федеральных  законов  о  налогах  и  сборах  (п.1  ст.1  НК   РФ).
   Следовательно,  при удержании источником выплаты налога на прибыль
   с доходов иностранных организаций,  не связанных с деятельностью в
   РФ через постоянное  представительство,  следует  применять  нормы
   гл.25  НК  РФ,  несмотря  на  то  обстоятельство,  что  официально
   Инструкция  Госналогслужбы  России  от  16.06.1995  N 34  пока  не
   отменена.

03.04.2002                                                  А.И.Дыбов
                                                   Центр исследований
                                              проблем налогообложения
                                               и бухгалтерского учета

=====================================================================

Выпуски за другие дни


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное