Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

КонсультантПлюс: по cтраницам "Главной книги" Выпуск от 19.01.2018


"КонсультантПлюс: по cтраницам "Главной книги""

Учетная политика на 2018 год в системе КонсультантПлюс

В «Конструктор учетной политики» в системе КонсультантПлюс включены учетные политики на 2018 год. С помощью сервиса вы можете создать учетную политику организации с нуля или проверить уже имеющуюся на соответствие законодательству.

Рассказываем о том, что изменилось и как учесть эти изменения.

Подробнее
КонсультантПлюс Facebook VK OK Instagram Telegram Twitter
По страницам журнала "Главная книга" от 19.01.2018

Содержание

ХАРАКТЕРНЫЕ НДС-ОШИБКИ

Л.А. Елина, ведущий эксперт

Продолжаем изучать характерные нарушения, выявленные ФНС в ходе выездных проверок. Налоговая служба разместила информацию об этих нарушениях на сайте nalog.ru. Рассмотрим актуальные ошибки в расчете базы по НДС и в применении вычетов.

Вычеты входного НДС

Нарушение 1. Неправомерное заявление вычетов НДС за пределами трехлетнего срока.

Пояснения. Налогоплательщик может претендовать на возмещение НДС, если <1>:

Общая сумма вычетов, заявленная в декларации > НДС исчисленный + Восстановленные вычеты НДС

Однако если декларация с заявленными суммами вычетов подана по истечении 3 лет после окончания квартала, в котором приняты к учету товары, работы или услуги, то в возмещении будет отказано <2>. Из свежих судебных решений видно, что судьи с таким подходом согласны <3>.

--------------------------------

О характерных нарушениях по налогу на прибыль можно прочитать: 2017, N 22, с. 35

Если же речь идет о вычете НДС по не подтвержденным в срок экспортным операциям, надо учесть: трехлетний срок, отведенный на заявление вычетов, не продлевает, к примеру, тот факт, что подтверждающие документы получены с опозданием <4>.

В настоящее время если организация забыла заявить вычет НДС по счету-фактуре и решила впоследствии таким вычетом воспользоваться, то можно:

- или подать уточненную декларацию за квартал, в котором такой вычет был возможен. Это допустимо как в случаях, когда вычет предусмотрен п. 2 ст. 171 НК РФ, так и в иных - когда вычет предусмотрен другими нормами (к примеру, если речь идет о вычете НДС по уплаченным авансам). Так, в ноябре 2017 г. уточнить можно декларацию за IV квартал 2014 г. и более свежие декларации <5>;

- или заявить вычет в текущей НДС-декларации, если <6>:

- он предусмотрен п. 2 ст. 171 НК РФ;

- не прошло еще 3 лет после принятия к учету товаров, работ, услуг <7>.

Нарушение 2. Необоснованное включение в состав налоговых вычетов сумм входного НДС при отсутствии счетов-фактур продавцов.

Пояснения. Современная программа налоговиков еще на этапе камеральной проверки сверяет данные счетов-фактур, на основании которых заявлен вычет входного НДС у покупателя, с данными тех же счетов-фактур, которые указаны поставщиками в декларациях. Если счету-фактуре покупателя не находится пары, инспекция делает запрос на представление пояснений. И в случае если окажется, что счетов-фактур вообще не было (и не было иных документов, подтверждающих право на вычет, к примеру бланка строгой отчетности, выданного гостиницей), то в вычете будет отказано <8>.

Нарушение 3. Заявлены вычеты входного НДС по взаимоотношениям с фирмами-однодневками.

Пояснения. То, что ваш контрагент не заплатил налоги (является однодневкой), не должно служить самостоятельным основанием для снятия вычетов <9>.

Но чтобы отстоять вычет, нужно доказать, что:

- при выборе контрагента вы действовали осмотрительно;

- между вами нет взаимозависимости;

- сделка была реальной.

Нарушение 4. При получении товаров (работ, услуг) не восстановлен авансовый НДС, принятый ранее к вычету.

Пояснения. В результате такой забывчивости получается задвоение вычета НДС. Между тем Налоговый кодекс предписывает в периоде получения товара восстанавливать авансовый НДС, принятый ранее к вычету <10>.

Нарушение 5. Заявлены вычеты входного НДС по товарам, работам или услугам, приобретенным для операций, не признаваемых объектами налогообложения.

Пояснения. Общим условием заявления вычетов является приобретение товаров, работ или услуг для использования в деятельности, облагаемой НДС <11>. В противном случае права на вычет нет, а входной НДС надо учесть в стоимости товаров (работ, услуг).

Некоторые организации считают, что если доля расходов, связанных с не облагаемой НДС деятельностью, небольшая, то можно применить правило "пяти процентов" и принять весь входной НДС к вычету. Однако это не так. Правило "пяти процентов" распространяется только на входной НДС по товарам (работам, услугам), используемым как для облагаемых, так и для не облагаемых НДС операций. А если организация, ведущая облагаемую и не облагаемую НДС деятельность, приобретает товар исключительно для необлагаемой деятельности, то у нее нет права на вычет сопутствующего входного НДС <12>.

Нарушение 6. Не ведется раздельный учет при выполнении облагаемых и не облагаемых НДС операций.

Пояснения. Когда у налогоплательщика есть оба вида операций, раздельный учет необходим <13>. То есть в регистрах бухучета данные о реализованных без НДС товарах (работах, услугах) должны быть приведены отдельно.

Если раздельного учета у налогоплательщика нет, то входной НДС по любым приобретаемым товарам, работам, услугам, имущественным правам (в том числе основным средствам и НМА):

- не подлежит вычету;

- не включается в расходы при расчете базы по налогу на прибыль <14>.

Расчет налоговой базы

Нарушение 1. В налоговую базу не включены суммы полученного аванса, связанные с облагаемыми НДС операциями <15>.

Пояснения. В день получения аванса (в том числе неденежного) в счет поставок товаров (работ, услуг), облагаемых НДС, продавец должен исчислить НДС. Это надо сделать независимо от того, когда будет отгрузка - в этом же квартале или в следующем <16>.

И только если товары отгружаются в течение 5 календарных дней с момента получения предоплаты (частичной оплаты), то счет-фактуру по такому авансу можно не выставлять <17>.

Соответственно, выставленные счета-фактуры надо зарегистрировать в книге продаж <18>. Затем данные о полученном авансе попадают в НДС-декларацию. Если этого не было сделано, да к тому же отгрузка пришлась на следующий квартал, то в декларации:

- будет занижена база по НДС;

- будет либо занижена сумма НДС, подлежащего уплате в бюджет, либо завышена сумма возмещения налога по такой декларации.

Нарушение 2. В базу по НДС не включена стоимость безвозмездно переданного имущества.

Пояснения. Безвозмездная передача имущества, оказание услуг или выполнение работ приравнивается для целей НДС к реализации <19>.

Иногда безвозмездная реализация прямо поименована в числе операций, освобожденных от НДС. К примеру, не облагается НДС раздача рекламной продукции (сувениров) стоимостью не более 100 руб. за единицу <20>.

В иных случаях придется исчислить налог и заплатить его в бюджет. В частности, при передаче в безвозмездное пользование (бесплатную аренду) помещений или оборудования.

Также надо платить НДС при передаче работникам различных товаров, в том числе подарков или продуктов. Кстати, Минфин разрешает не облагать НДС передачу работникам и посетителям офиса чая, кофе, сахара и прочих продуктов, если они были выставлены в общедоступных местах офиса <21>. Ведь в таком случае невозможно определить, кому конкретно переданы еда и напитки. Но тогда и право на вычет входного НДС у организации теряется.

Нарушение 3. Не исчислен НДС со стоимости строительно-монтажных работ (СМР), выполненных для собственного потребления.

Пояснения. Если плательщик НДС самостоятельно выполняет СМР для себя, то придется исчислить с них НДС. Так, проверяющие считают, что надо начислить налог <22>:

- если работники сами строят, реконструируют или модернизируют объект недвижимости. Причем он будет эксплуатироваться вашей организацией (а не планируется его продажа или передача инвесторам) <23>;

- если работники сами монтируют оборудование в ходе модернизации или реконструкции недвижимости (например, для отопления, вентиляции, лифтов) или собирают конструкции, которые являются частью недвижимости, эксплуатируемой вашей организацией <24>.

НДС со стоимости таких СМР надо начислять на последнее число каждого квартала, в котором они выполнялись <25>.

Если какие-то работы выполняются привлеченными подрядными организациями, то они не учитываются при определении стоимости СМР, с которой надо исчислить НДС <26>.

НДС со стоимости СМР можно принять к вычету в том же квартале, в котором он начислен. Но для этого надо соблюдать следующие условия <27>:

- вы планируете использовать недвижимость (хотя бы частично) в операциях, облагаемых НДС <28>;

- стоимость объекта будет включаться в "прибыльные" расходы.

К примеру, по этому объекту будет начисляться амортизация в налоговом учете.

Если же, к примеру, недвижимость не будет использоваться в облагаемых НДС операциях, то налог, начисленный со стоимости СМР, надо включить в стоимость объекта <29>.

* * *

Еще одна характерная НДС-ошибка касается спецрежимников. Нередко они предъявляют покупателям НДС и выставляют им счета-фактуры. Однако этот налог в бюджет они не платят. Учтите, что в такой ситуации статус спецрежимника (упрощенца, плательщика ЕНВД или ЕСХН) не является основанием для неперечисления в бюджет суммы НДС, полученной от покупателей <30>. Ее надо перечислить в бюджет не позднее 25-го числа месяца, следующего за кварталом выставления счета-фактуры <31>. И, кроме всего прочего, надо сдать декларацию по НДС в электронном виде <32>. А вот права на вычет входного НДС у спецрежимников нет <33>.

Кстати, если покупатель в своей декларации заявит вычет по счету-фактуре спецрежимника, инспекция обнаружит нестыковку на этапе камеральной проверки такой декларации. Запросив пояснения у покупателя, она предъявит претензии спецрежимнику.

--------------------------------

<1> статьи 176, 176.1 НК РФ

<2> п. 2 ст. 173 НК РФ

<3> Постановление АС МО от 02.05.2017 N Ф05-18153/2015

<4> Определение ВС от 06.03.2017 N 305-КГ16-19237

<5> пп. 27, 28 Постановления Пленума ВАС от 30.05.2014 N 33

<6> Письмо Минфина от 17.10.2017 N 03-07-11/67480

<7> п. 1.1 ст. 172 НК РФ

<8> п. 1 ст. 172 НК РФ

<9> п. 3 ст. 54.1, статьи 169, 171, 172 НК РФ; п. 31 Обзора судебной практики ВС N 1 (2017), утв. Президиумом ВС 16.02.2017; Постановления 5 ААС от 01.06.2017 N 05АП-3422/2017, от 22.05.2017 N 05АП-2052/2017

<10> подп. 3 п. 3 ст. 170 НК РФ

<11> подп. 1 п. 2 ст. 171 НК РФ

<12> п. 4 ст. 170, ст. 172 НК РФ; Письма Минфина от 05.10.2017 N 03-07-11/65098; ФНС от 23.12.2016 N СА-4-7/24825@ (п. 12 приложения); Определение ВС от 12.10.2016 N 305-КГ16-9537

<13> п. 4 ст. 149 НК РФ

<14> п. 4 ст. 170 НК РФ

<15> п. 1 ст. 154, п. 1 ст. 167 НК РФ

<16> подп. 2 п. 1 ст. 167, п. 3 ст. 168 НК РФ

<17> Письмо Минфина от 10.11.2016 N 03-07-14/65759

<18> пп. 3, 17 Правил ведения книги продаж, утв. Постановлением Правительства от 26.12.2011 N 1137

<19> подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ

<20> подп. 25 п. 3 ст. 149 НК РФ

<21> Письмо Минфина от 25.08.2016 N 03-07-11/49599

<22> подп. 3 п. 1 ст. 146 НК РФ

<23> Письма Минфина от 30.10.2014 N 03-07-10/55074; ФНС от 08.07.2014 N ГД-4-3/13220@

<24> п. 18 Указаний, утв. Приказом Росстата от 09.12.2014 N 691; Письма Минфина от 29.05.2007 N 03-07-11/142, от 05.11.2003 N 04-03-11/91

<25> п. 10 ст. 167 НК РФ

<26> п. 2 ст. 159 НК РФ; Решение ВАС от 06.03.2007 N 15182/06; Письма Минфина от 09.09.2010 N 03-07-10/12; ФНС от 04.07.2007 N ШТ-6-03/527

<27> п. 6 ст. 171, п. 5 ст. 172 НК РФ

<28> Письмо ФНС от 28.11.2008 N ШС-6-3/862@

<29> Письмо МНС от 23.04.2004 N 03-1-08/1057/16

<30> подп. 1 п. 5 ст. 173, п. 4 ст. 174 НК РФ; Постановление АС ВСО от 22.03.2017 N Ф02-7771/2016

<31> п. 4 ст. 174 НК РФ; Письма Минфина от 25.12.2015 N 03-11-11/76394; ФНС от 15.09.2016 N ЕД-4-15/17338

<32> п. 5 ст. 174 НК РФ

<33> п. 5 Постановления Пленума ВАС от 30.05.2014 N 33

Статья впервые опубликована в журнале "Главная книга" N 24, 2017

ИНДЕКСАЦИЯ ЗАРПЛАТЫ: ВЫВОДЫ ВЕРХОВНОГО СУДА

М.Г. Мошкович, старший юрист

В недавнем Обзоре судебной практики Верховный суд высказал прямо-таки революционные идеи в отношении индексации зарплат в частных компаниях. Учитывать их можно, но все же с оглядкой на традиционный подход проверяющих из трудинспекции. По крайней мере, пока.

Индексация не обязательна, если зарплата и так растет

ВС считает, что главное для работодателя - это обеспечить повышение уровня реального содержания заработной платы. А индексация представляет собой лишь один из способов такого повышения <1>. Но можно и просто периодически увеличивать оплату труда работникам, повышая должностные оклады или выплачивая премии.

И если вы делаете это в достаточном объеме, то выполняете требование ТК <2>. Таким образом, индексация зарплат - совсем не безусловная обязанность компании. Этот вывод ВС прямо противоречит позиции Роструда, который всегда полагал, что работодатель должен именно индексировать оплату труда в соответствии с установленным в компании порядком <3>.

При этом в судах фактический рост зарплат без индексации иногда признается допустимым. Так, Мосгорсуд отменил предписание трудинспекции в части требования к ООО установить порядок индексации. Общество доказало, что рост зарплаты по компании в целом составил за год 7,2% (при том что в Законе о бюджете на соответствующий год уровень инфляции был установлен в размере 6%) <4>. Схожее решение принял и сам ВС <5>.

А вот суд в Санкт-Петербурге решил, что если в компании повышают зарплату при отсутствии закрепленного в локальном нормативном акте механизма индексации, то это лишает работников определенности в указанном вопросе <6>.

О необходимости отражения порядка индексации в коллективном договоре либо ЛНА неоднократно говорил и Конституционный суд РФ <7>.

Индексацию можно обуславливать экономическим ростом

Работодатель настолько свободен в своем праве определять механизм индексации, что может поставить ее в зависимость от определенных экономических показателей. Это еще один удивительный вывод, который можно сделать из Обзора ВС <8>.

Тогда как и проверяющие, и суды всегда считали такой подход нарушающим права работников <9>. Вот и во включенном в Обзор деле апелляционная инстанция указала, что отсутствие денежных средств не освобождает работодателя от соблюдения трудовых прав работников.

Но, по мнению ВС, частные компании вправе избрать любые порядок и условия индексации (в том числе ее периодичность, порядок определения величины индексации, перечень выплат, подлежащих индексации) в зависимости от конкретных обстоятельств, специфики своей деятельности и уровня платежеспособности. Получается, что индексацию можно обусловить наличием прибыли и не делать ее, если прибыли нет.

Механизм фактически может быть установлен приказом директора

Порядок индексации должен быть зафиксирован в ЛНА, коллективном договоре или соглашении <10>. Обычно его прописывают в положении об оплате труда. В случае, рассмотренном ВС, порядок был установлен в двух документах <8>:

- ЛНА определял общие правила, в том числе периодичность (ежегодно), основание проведения (приказ руководителя), размер индексации (определяется руководителем), способ ознакомления работников с приказом об индексации (электронная рассылка);

- приказ директора определял, что индексация окладов на 8% будет проведена с 1 января в случае достижения экономических показателей (были названы в приказе) по итогам работы за предшествующий год.

Таким образом, фиксация механизма в ЛНА была чисто формальной, самые принципиальные моменты, по сути, определял директор.

Но ВС не увидел в этом нарушения ТК.

* * *

С одной стороны, выводы ВС на руку работодателю: если зарплаты в вашей компании растут параллельно росту цен, то уже неважно, есть ли у вас в ЛНА механизм индексации и как именно он определен. При необходимости вы вправе ссылаться на Обзор ВС в случае проверки. С другой стороны, позиция ВС - в пользу работника. Так, раньше можно было прописать в ЛНА какой-либо необременительный порядок индексации и спать спокойно.

Теперь же, если проверяющие возьмут приведенные выводы Верховного суда на вооружение, придется доказывать фактический рост оплаты труда.

--------------------------------

<1> п. 10 Обзора

<2> ст. 134 ТК РФ

<3> Письмо Роструда от 19.04.2010 N 1073-6-1

<4> Апелляционное определение Мосгорсуда от 28.08.2014 N 33-34136

<5> Постановление ВС от 17.05.2017 N 46-АД17-24

<6> Апелляционное определение Санкт-Петербургского горсуда от 25.01.2016 N 33а-39/2016

<7> Определения КС от 19.11.2015 N 2618-О, от 17.07.2014 N 1707-О

<8> п. 10 Обзора

<9> Решение Леноблсуда от 22.04.2014 N 7-625/2014

<10> ст. 134 ТК РФ

Статья впервые опубликована в журнале "Главная книга" N 24, 2017

НДС-ПОПРАВКИ: К ЧЕМУ ГОТОВИТЬСЯ

Нас ожидает целый ряд изменений по НДС: одна часть принятых поправок вступает в силу с 2018 г., другая - с 2019 г. О тех из них, которые касаются операций на внутрироссийском рынке, мы попросили рассказать Ольгу Сергеевну Думинскую. В том числе об изменениях при продаже металлолома и сырых шкур животных.

Думинская Ольга Сергеевна. Советник государственной гражданской службы РФ 2 класса

Беседовала Л.А. Елина, ведущий эксперт

- Ольга Сергеевна, расскажите, пожалуйста, какие изменения ожидают в 2018 г. налогоплательщиков, которые совмещают облагаемые и не облагаемые НДС операции?

- Изменится принцип применения 5%-го барьера для целей вычета входного НДС. По-прежнему при совмещении облагаемых НДС операций и операций, освобождаемых от налогообложения, можно будет полностью принять к вычету входной НДС, если доля совокупных расходов на приобретение, реализацию товаров (работ, услуг, имущественных прав), операции по реализации которых не облагаются НДС, не превышает 5% от общей величины совокупных расходов.

Однако в таком порядке будут подлежать вычету суммы входного налога по товарам (работам, услугам, имущественным правам), которые используются одновременно как для облагаемых налогом операций, так и для операций, не подлежащих налогообложению <1>.

То есть речь теперь будет идти лишь об НДС с общих расходов (к примеру, общехозяйственных).

Если же НДС предъявлен продавцом товаров, которые организация или ИП используют исключительно в операциях, не облагаемых НДС, то к вычету такой налог заявить нельзя. Даже когда не превышен 5%-й барьер расходов, освобождаемых от налогообложения.

- Со следующего года продажа лома и отходов черных и цветных металлов облагается НДС. Как будет уплачиваться НДС по этим операциям?

- Действительно, с 2018 г. операции по реализации лома и отходов черных и цветных металлов, алюминия вторичного и его сплавов, а также сырых шкур животных будут облагаться НДС в специальном порядке. В большинстве случаев продавцу не придется уплачивать налог. Если покупатель металлолома - организация или предприниматель, то исчислить налог должен будет покупатель в качестве налогового агента.

Но когда продавец - плательщик НДС будет продавать металлолом (сырые шкуры) физическим лицам, которые не являются предпринимателями, ему придется платить НДС в бюджет самостоятельно <2>.

Если же сам продавец не является плательщиком НДС (к примеру, применяет упрощенную систему налогообложения) либо освобожден от исполнения обязанностей плательщика НДС по ст. 145 НК РФ, то НДС с такой реализации не исчисляется и в бюджет не уплачивается. В договоре, первичном учетном документе продавец должен будет сделать запись о том, что он не является плательщиком НДС (применяет освобождение), либо проставить отметку "Без налога (НДС)". Такая отметка либо запись освобождает налогового агента от обязанностей по исчислению и уплате налога <3>.

- Когда продавец - плательщик НДС, не применяющий освобождение, а покупатель - организация или ИП, кто должен будет составлять счет-фактуру?

- Счет-фактуру должен составить продавец. Правда, табличная часть документа будет заполняться в сокращенном виде: до графы 5 включительно. То есть продавец рассчитает стоимость реализованных товаров без НДС, но не будет исчислять сам налог и указывать стоимость металлолома (сырых шкур) вместе с налогом. При этом в счете-фактуре он должен сделать надпись или поставить штамп "НДС исчисляется налоговым агентом" <4>. Причем в любом удобном месте, например: либо в графе 8 счета-фактуры, либо в дополнительной строке под табличной частью, либо в верхнем углу.

- Каковы действия покупателя в качестве налогового агента?

- Покупатель (даже если он применяет специальный режим либо освобожден от исполнения обязанностей плательщика НДС по ст. 145 НК РФ) должен исчислить сумму налога на основании счета-фактуры, полученного от продавца. Для этого сумму из графы 5 счета-фактуры (ее налоговый агент укажет в графе 14 книги продаж) надо увеличить на 18%. Полученную сумму следует отразить в графе 13б книги продаж. С нее нужно будет исчислить НДС по ставке 18/118 и показать результат в графе 17 книги продаж.

Счет-фактуру в качестве налогового агента покупатель металлолома (сырых шкур) составлять не должен.

Если налоговый агент - плательщик НДС и товар принят к учету, то счет-фактуру, отраженный в книге продаж, он одновременно регистрирует в книге покупок.

Таким образом, если металлолом покупает плательщик НДС на условиях частичной или полной предоплаты, то в его декларации (декларациях) будут отдельно отражены такие операции <5>:

- исчисление НДС с перечисленного аванса и вычет такого налога;

- исчисление НДС с отгрузки металлолома поставщиком и вычет этого НДС;

- восстановление вычета НДС по ранее перечисленному авансу и вычет такого налога (за продавца в качестве налогового агента) <6>.

В результате в бюджет НДС уплачивать не придется.

- Будет ли изменена форма декларации по НДС в связи с необходимостью уплаты покупателями НДС при приобретении металлолома и сырых шкур?

- В настоящее время готовятся изменения в форму декларации по НДС. Предполагаю, что обновленная форма будет применяться не ранее чем с III квартала 2018 г.

- А что ждет тех, кто получает бюджетные деньги?

- Изменений несколько. Во-первых, с 2018 г. при приобретении товаров (работ, услуг, имущественных прав) за счет субсидий и/или бюджетных инвестиций из бюджетов любых уровней не подлежат вычету суммы входного НДС, предъявленные продавцами (исполнителями) либо уплаченные при ввозе в РФ <7>. Таким образом, правила станут едиными как для получателей субсидий, так и для получателей бюджетных инвестиций.

Во-вторых, если бюджетные субсидии и инвестиции будут получать, к примеру, акционерные общества в обмен на пакет акций, переданных государству, то они не будут иметь право вычета входного НДС, предъявленного продавцами товаров (работ, услуг), оплаченных за счет бюджетных средств.

В-третьих, в Налоговом кодексе теперь будет четко закреплено, что при получении бюджетных субсидий или инвестиций надо вести раздельный учет сумм входного НДС по товарам (работам, услугам, основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам), приобретаемым за счет таких субсидий и инвестиций.

Этот входной НДС (либо налог, уплаченный при ввозе) можно будет учесть в расходах при расчете налога на прибыль, в случае если стоимость самих приобретенных товаров (работ, услуг, имущественных прав) учитывается в налоговых расходах (в том числе через амортизацию) <8>.

Если же раздельного учета входного НДС не будет, то такие суммы нельзя будет учесть в расходах при расчете налога на прибыль.

В-четвертых, если организация получит из бюджета субсидию или бюджетную инвестицию на возмещение затрат, связанных с оплатой приобретенных товаров (работ, услуг, основных средств и нематериальных активов, имущественных прав), а также на возмещение затрат по уплате НДС при их ввозе в Россию, то принятый ранее к вычету входной НДС надо восстановить <9>. Причем сделать это нужно будет независимо от того, были ли включены суммы НДС в такие субсидии или бюджетные инвестиции.

При частичном возмещении затрат из бюджета восстановить нужно лишь часть НДС, принятого ранее к вычету. Сделать это надо в периоде получения субсидий или бюджетных инвестиций. Восстановленные суммы учитываются в составе прочих расходов при расчете налога на прибыль <10>.

- Расскажите, пожалуйста, к чему готовиться плательщикам ЕСХН?

- Те лица, которые платят единый сельскохозяйственный налог, с 2019 г. станут плательщиками НДС. Это позволит повысить конкурентоспособность крупных сельхозпроизводителей.

А небольшие организации, которые в большинстве случаев продают сельхозпродукцию физическим лицам, смогут получить освобождение от исполнения обязанностей плательщиков НДС при выполнении определенных условий <11>.

- Какие изменения произойдут у организаций, приобретающих электронные услуги у иностранных компаний, местом реализации которых признается Россия?

- В течение 2018 г. организациям и предпринимателям по-прежнему надо будет исполнять обязанности налоговых агентов. А вот с 2019 г. при приобретении электронных услуг у иностранных компаний НДС должны будут платить в российский бюджет сами иностранные компании <12>.

Российские налогоплательщики с 2019 г. смогут заявлять вычет входного НДС не на основании счетов-фактур (поскольку иностранные компании не будут их выставлять), а на основании:

- договора и/или расчетного документа с выделенной суммой НДС.

Также в этих документах должны быть указаны ИНН и КПП иностранной организации;

- документов об оплате иностранной организации приобретенных электронных услуг (включая сумму налога на добавленную стоимость) <13>.

--------------------------------

<1> абз. 7 п. 4 ст. 170 НК РФ

<2> п. 3.1 ст. 166 НК РФ (ред., действ. с 01.01.2018)

<3> п. 8 ст. 161 НК РФ (ред., действ. с 01.01.2018)

<4> п. 5 ст. 168 НК РФ (ред., действ. с 01.01.2018)

<5> подп. 3 п. 3 ст. 170, пп. 3, 12 ст. 171, п. 4.1 ст. 173 НК РФ (ред., действ. с 01.01.2018)

<6> п. 8 ст. 171 НК РФ

<7> п. 2.1 ст. 170 НК РФ (ред., действ. с 01.01.2018)

<8> п. 2.1 ст. 170 НК РФ (ред., действ. с 01.01.2018)

<9> подп. 6 п. 3 ст. 170 НК РФ (ред., действ. с 01.01.2018)

<10> подп. 6 п. 3 ст. 170, ст. 264 НК РФ (ред., действ. с 01.01.2018)

<11> ст. 145 НК РФ (ред., действ. с 01.01.2019)

<12> пп. 2-4 ст. 174.2 НК РФ (ред., действ. с 01.01.2019)

<13> п. 2.1 ст. 171 НК РФ (ред., действ. с 01.01.2019)

Статья впервые опубликована в журнале "Главная книга" N 01, 2018

ВЫРОСЛИ МАКСИМУМЫ ПОСОБИЙ - 2018

Л.А. Елина, ведущий эксперт

При расчете больничных, декретных и пособий по уходу за детьми в возрасте до полутора лет по общему правилу надо учитывать заработок за предыдущие 2 года. А его максимальный размер зависит от предельной величины базы для начисления страховых взносов на ВНиМ. В 2018 г. при расчете надо учитывать предельную базу 2017 г. и 2016 г. Следовательно, максимально допустимая сумма пособий вырастет.

Больничные

Если работник заболел в 2018 г., то максимальная величина среднего дневного заработка для исчисления пособия будет равна 2 017,81 руб.

Рассчитывается она так <1>:

Средний дневной заработок = (718 000 руб. (1) + 755 000 руб. (2)) / 730

Комментарий к формуле.

1) Предельная величина выплат для расчета больничного за 2016 г. <2>

2) Предельная величина выплат для расчета больничного за 2017 г. <3>

Напомним, что в 2017 г. среднедневной заработок не мог быть больше 1 901,37 руб. ((718 000 руб. + 670 000 руб.) / 730) <4>. Именно эта сумма должна быть учтена в качестве ограничения в случаях, когда работник заболел в 2017 г. (к примеру, в конце декабря 2017 г.), а выздоровел уже в 2018 г. Ведь расчетный период для больничного - 2 календарных года, предшествующих году начала нетрудоспособности, а не ее завершения <5>.

Однако не надо забывать, что средний дневной заработок зависит, в первую очередь, от суммы выплат работнику за расчетный период, с которых начислены взносы на ВНиМ <6>. И если у заболевшего работника была небольшая зарплата, то на сумме его больничного никак не скажется повышение предельной базы для взносов.

Декретные

Максимальный размер пособия по беременности и родам также зависит от величины предельной базы для начисления страховых взносов на ВНиМ, которая действовала в периоде начала декрета. Таким образом, за обычный декретный отпуск продолжительностью 140 дней работница может получить <7>:

- если отпуск начался в 2018 г. - не более 282 493,40 руб. (2 017,81 руб. x 140 дн.);

- если отпуск начался в 2017 г. - не более 266 191,80 руб. (1 901,37 руб. x 140 дн.).

Пособие по уходу за ребенком до полутора лет

Максимум пособия, получаемого в отпуске по уходу за ребенком, определяется на основе максимальной величины среднего дневного заработка и составляет за полный календарный месяц ухода <8>:

- если отпуск начался в 2018 г. - 24 536,57 руб. (2 017,81 руб. x 30,4 дн. x 40%);

- если отпуск начался в 2017 г. - 23 120,66 руб. (1 901,37 руб. x 30,4 дн. x 40%).

* * *

С 1 января 2018 г. в связи с запланированным увеличением МРОТ до 9 489 руб. увеличится минимальный размер некоторых пособий (законопроект N 274625-7, принят Госдумой 15.12.2017 в III чтении). Об этом мы расскажем в одном из следующих номеров журнала "Главная книга".

--------------------------------

<1> ч. 3 ст. 14 Закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ (далее - Закон N 255-ФЗ)

<2> Постановление Правительства от 26.11.2015 N 1265

<3> Постановление Правительства от 29.11.2016 N 1255

<4> ч. 3.2 ст. 14 Закона N 255-ФЗ

<5> ч. 1 ст. 14 Закона N 255-ФЗ

<6> ч. 2 ст. 14 Закона N 255-ФЗ

<7> ч. 3.3 ст. 14 Закона N 255-ФЗ; п. 6 ст. 421 НК РФ; Письмо ФСС от 03.03.2017 N 02-08-01/22-04-1049л

<8> ч. 1, 3.2, 5.1, 5.2 ст. 14 Закона N 255-ФЗ; Письмо ФСС от 03.03.2017 N 02-08-01/22-04-1049л

Статья впервые опубликована в журнале "Главная книга" N 01, 2018

ЧТО ДЕЛАТЬ СО СТАРЫМ КАССОВЫМ АППАРАТОМ

Ю.В. Капанина, эксперт по бухгалтерскому учету и налогообложению

Если вы не смогли модернизировать ККТ старого образца до онлайн-версии, то у вас, несомненно, возникнет вопрос, что делать с непригодной техникой после снятия ее с учета в ИФНС. Так вот, ее нужно утилизировать при помощи специализированной компании. При этом затраты на это мероприятие можно признать в налоговом учете.

Скажем сразу, хранить старую кассу вы не обязаны (срок хранения 5 лет установлен лишь для фискальных данных <1>). Однако просто выбросить ККТ на свалку, как бытовой мусор, нельзя. Ведь в ней есть вещества, которые представляют угрозу для экологии.

Вышедшая из обращения ККТ относится к отходам производства и потребления 4 класса опасности <2>. А такие отходы подлежат утилизации специализированными компаниями, имеющими лицензию <3>. Кстати, за неправильное обращение с отходами предусмотрен штраф <4>:

- для юридических лиц - от 100 тыс. до 250 тыс. руб.;

- для их руководителей - от 10 тыс. до 30 тыс. руб.;

- для ИП - от 30 тыс. до 50 тыс. руб.

Получается, чтобы избежать ненужных проблем, лучше старую ККТ сдать по договору компании, которая профессионально занимается утилизацией оборудования. Конечно же, с составлением акта об утилизации.

Если ККТ у вас числилась в составе ОС, то ее нужно списать с баланса на основании решения специальной комиссии, созданной по приказу руководителя. При этом вам надо оформить акт с указанием причин списания ККТ (например, несоответствие Закону N 54-ФЗ, отсутствие возможности модернизации до онлайн-кассы). В нем также желательно отразить факт передачи аппарата на утилизацию (с реквизитами соответствующего документа). Акт подписывают члены комиссии.

Если у этой ККТ есть остаточная стоимость, которую вы не успели самортизировать, то ее можно учесть при расчете налога на прибыль на дату утверждения руководителем акта о списании ОС <5>.

Заметим, что затраты на утилизацию вы можете учесть не только в "прибыльных", но и в "упрощенных" целях в составе материальных расходов <6>. Это нам подтвердили в Минфине.

Косолапов Александр Ильич. Государственный советник РФ 1 класса

- Компании или индивидуальные предприниматели, применяющие УСН с объектом "доходы минус расходы", при расчете "упрощенного" налога могут учесть затраты на утилизацию старой ККТ в составе материальных расходов в качестве затрат на приобретение услуг сторонних организаций по приему, хранению и уничтожению экологически опасных отходов <7>.

Кстати, на утилизацию нужно сдавать не только кассы старого образца. Так же следует поступать и с онлайн-ККТ, когда закончится срок ее службы, и с другой офисной техникой (компьютерами, принтерами, копировальными аппаратами, кондиционерами и т.п.).

--------------------------------

<1> п. 1 ст. 4.1 Закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ

<2> Приказ Росприроднадзора от 22.05.2017 N 242

<3> статьи 4.1, 9 Закона от 24.06.98 N 89-ФЗ

<4> ст. 8.2 КоАП РФ

<5> подп. 8 п. 1 ст. 265 НК РФ

<6> подп. 7 п. 1 ст. 254, подп. 5 п. 1, п. 2 ст. 346.16 НК РФ; Письмо Минфина от 21.08.2007 N 03-11-05/193

<7> подп. 7 п. 1 ст. 254, подп. 5 п. 1, п. 2 ст. 346.16 НК РФ

Статья впервые опубликована в журнале "Главная книга" N 02, 2018

- Обзоры законодательства

- Интернет-версия КонсультантПлюс

- Финансовые консультации

- Подписаться на другие рассылки КонсультантПлюс

- Подписаться на новости КонсультантПлюс

Все права защищены © 1997-2018 ЗАО "Консультант Плюс"
Тел.: +7 495 956-82-83, +7 495 787-92-92
contact@consultant.ru
www.consultant.ru

Информация предоставлена компанией "Консультант Плюс", являющейся разработчиком одноименных справочных правовых систем. Общероссийская Сеть распространения правовой информации КонсультантПлюс объединяет 300 региональных информационных центров, которые занимаются поставкой систем и передачей информации пользователям в 150 городах России. На специализированном правовом сервере: www.consultant.ru можно получить бесплатный доступ к большому массиву актуальной справочной правовой информации, а также узнать подробнее о программных продуктах и услугах Сети КонсультантПлюс, о ее структуре и деятельности, скачать демонстрационные версии профессиональных систем.

Выпуски за другие дни


В избранное