Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

КонсультантПлюс: по cтраницам "Главной книги" Выпуск от 16.01.2015


"КонсультантПлюс: по cтраницам "Главной книги""

Присоединяйтесь к КонсультантПлюс в соцсетях!

Вся актуальная информация о компании и продуктах будет в ваших персональных лентах новостей! На страницах - информация о новшествах, о новых поступлениях в систему, полезные советы и другие важные для профессионалов материалы. Присоединяйтесь!

Подробнее

КонсультантПлюс

Facebook VK OK Twitter
По страницам журнала "Главная книга" от 16.01.2015

Содержание

ПРЕДЪЯВЛЯЛИ НДС - ОСТАЛИСЬ БЕЗ УПРОЩЕНКИ?

Н.А. Мартынюк

Можно ли слететь с УСНО, если покупателям выставлены счета-фактуры с НДС

В IV квартале риск расстаться с упрощенкой повышается. Ведь именно сейчас у многих организаций и ИП сумма доходов за текущий год приближается к максимально возможной на УСНО величине (в 2014 г. - 64,02 млн руб. <1>). За этим порогом - расставание с УСНО и переход на общий налоговый режим с 01.10.2014, то есть с начала квартала, в котором доходы превысили лимит. В таких условиях каждая тысяча "доходных" рублей на счету.

У организаций и ИП, которые в течение года выставляли своим покупателям счета-фактуры с выделенным НДС, появляется вопрос: учитывать ли эти суммы НДС при подсчете годового дохода в целях сравнения его с лимитом? Бывает, что без такого НДС годовой доход еще укладывается в разрешенный для упрощенки лимит, а вот с ним - уже нет.

Примечание. Напомним: если организация или ИП на упрощенке при продаже товаров (работ, услуг) выставят хотя бы один счет-фактуру с выделенным НДС, то по окончании квартала они должны будут заплатить эту сумму НДС в бюджет и сдать в электронном виде через спецоператора декларацию по НДС <2>. Принять к вычету "входной" НДС по товарам (работам, услугам), реализованным с НДС, нельзя (право на вычет есть только у плательщиков НДС, а упрощенцы таковыми не являются <3>). Учесть в расходах уплаченный в бюджет НДС налоговики тоже не позволяют <4>.

Два ответа на один вопрос

В НК ясно написано, какие именно доходы за год нужно сравнивать с лимитом <5>. Это доходы, которые включаются в налоговую базу по уплачиваемому в связи с применением УСНО налогу:

- полученные во время применения упрощенки <6>;

- признаваемые разово при переходе на упрощенку с ОСНО, то есть полученные до перехода на спецрежим авансы, отгрузка в счет которых состоялась уже во время применения упрощенки <7>. Тут тоже может быть предъявленный покупателям НДС, если в связи с переходом на УСНО вы цену по договоренности с покупателем не изменили и отгрузили товары по цене с НДС.

Проще говоря, это все те доходы, суммы которых вы должны в 2014 г. показывать в графе 4 "Доходы, учитываемые при исчислении налоговой базы" раздела I книги учета доходов и расходов (КУДиР) <8>. А итоговый показатель этой графы за каждый отчетный период - квартал, полугодие, 9 месяцев и год - и нужно сравнивать с лимитом.

Позиции судов и налоговиков по вопросу, должны ли работающие на УСНО включать НДС в эти свои налоговые доходы, уже сформированы.

ПОЗИЦИЯ 1. ВАС давно постановил, что НДС, предъявленный упрощенцем покупателям, в доходы не входит <9>. Обоснование: этот НДС не соответствует определению дохода как экономической выгоды, поскольку в полной сумме подлежит перечислению в бюджет <10>.

При таком подходе в книге учета доходов и расходов выручку следует показывать без предъявленного покупателю НДС.

ПОЗИЦИЯ 2. В Письмах, изданных уже после названного выше Постановления ВАС, Минфин и налоговики продолжали настаивать на том, что полученный от покупателей НДС следует включать в "упрощенные" доходы и, соответственно, показывать в КУДиР <11>. Не изменилась эта позиция и по сей день.

ИЗ АВТОРИТЕТНЫХ ИСТОЧНИКОВ
КОСОЛАПОВ АЛЕКСАНДР ИЛЬИЧ - Начальник отдела специальных налоговых режимов Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

"В доходы применяющей УСНО организации (ИП), сравниваемые с указанным лимитом 64,02 млн руб., следует включать суммы НДС, предъявленные покупателям и подлежащие уплате в бюджет. Дело в том, что в этих доходах учитываются в числе прочего и доходы от реализации, определяемые в соответствии со ст. 249 НК <12>. А доходами от реализации признается выручка, определяемая исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары, работы, услуги или имущественные права <13>. При этом регулирующая УСНО гл. 26.2 НК не предусматривает исключения из выручки предъявленных покупателям сумм НДС".

Такая перспектива, конечно, радует. Но в отношении доходов текущего года проблема включения в них НДС сохраняется.

Учтите, что даже при подходе 2 в доходах следует учитывать не весь НДС, указанный в выставленных счетах-фактурах, а только полученный от покупателя в составе выручки за товары (работы, услуги). Оплатой при этом считается как расчет деньгами, так и погашение задолженности иным способом <14>. Поэтому суммы НДС, предъявленного покупателям по поставкам, по которым на конец 2014 г. еще не было оплаты, подлежат уплате в бюджет, но в "упрощенные" доходы не включаются.

Оцениваем возможные последствия

Если последовать позиции 2 и расстаться с упрощенкой, то придется считать налоги по общему налоговому режиму не только за квартал, в котором доходы с НДС превысили лимит, но еще и весь следующий год. Ведь снова перейти на УСНО вы сможете не раньше чем с 2016 г. <15> Кроме того, уход с упрощенки в середине года для тех, кто пользуется пониженным тарифом страховых взносов <16>, означает их пересчет по основным тарифам и, соответственно, доплату <17>. Пени, правда, платить не придется <18>.

И казалось бы, при наличии Постановления ВАС в пользу налогоплательщиков следует остановиться на позиции 1. То есть, если доходы без НДС укладываются в лимит, а с НДС - превышают его, со спокойной душой остаться на упрощенке. Суды обязаны соблюдать единообразие в применении и толковании норм права и следовать выводам ВАС <19>. И если инспекция вдруг предъявит претензии, вы все равно оспорите их в суде, а может быть, еще в УФНС на стадии досудебного урегулирования.

Вместе с тем нужно учитывать, что когда инспекция предъявит претензии, то до выигрыша судебного спора будет еще далеко, а сначала будут решения инспекции:

- о доначислениях, пенях <20> и штрафах <21> за неуплату каждого из общережимных налогов за периоды начиная с того квартала, в котором доходы с НДС превысили лимит. Ведь налоговики будут исходить из того, что вы утратили право на упрощенку и после этого должны работать на ОСНО;

- о штрафах за несдачу деклараций по налогам общего режима <22>;

- о блокировке банковских счетов из-за несдачи таких деклараций <23>.

Как видим, неприятностей может быть предостаточно.

Примечание. Отсутствие сумм НДС в доходах налоговики могут обнаружить уже при камеральной проверке вашей декларации по "упрощенному" налогу за 2014 г.

Конечно, простое соотнесение показателей этой декларации с показателями декларации по НДС за квартал, в котором вы выставили счета-фактуры, не покажет, была ли включена сумма налога в "упрощенные" доходы. Ведь в декларации по НДС указаны не все ваши обороты, а только те, по которым были выставлены счета-фактуры. Но если для камеральной проверки инспекция запросит у банка выписку по вашему счету по всем операциям за год, то увидит, что сумма поступлений на счет не совпадает с указанной в декларации по УСНО величиной доходов, и запросит у вас пояснения о том, какие суммы включены в указанные в декларации доходы.

В ином случае инспекторы обнаружат отсутствие НДС в доходах только при выездной проверке. Напомним, ею могут быть охвачены 3 года, предшествующие году вынесения решения о ее проведении <24>.

С другой стороны, ФНС предписывает налоговым органам учитывать в своей работе сложившуюся арбитражную практику, чтобы избегать бесперспективных споров <25>, а в случаях, когда разъяснения Минфина не согласуются с решениями ВАС, ориентироваться на последние <26>.

Поэтому вы можете направить в вашу ИФНС официальный запрос, сославшись в нем на решение ВАС (если, конечно, не боитесь сразу засветить в инспекции тот факт, что ваши доходы с учетом НДС превышают либо с высокой вероятностью превысят лимит). Вполне возможно, что ИФНС даст положительный для вас ответ.

Вот образец текста такого запроса, а внести его лучше в рекомендуемую ФНС форму <27>.

+----------------------------------------------------------------+
|   Организация  с  01.01.2014   применяет   упрощенную   систему|
|налогообложения.                                                |
|   В 2014 г. покупателю выставлен счет-фактура от 02.09.2014 N 1|
|на сумму 4 720 000 руб., в том числе НДС 720 000 руб. Оплата  от|
|покупателя  получена  в 2014 г. В  соответствии  с  п. 5 ст. 174|
|НК РФ полученный НДС в сумме 720 000 руб. перечислен в бюджет.  |
|   Согласно п. 4 ст. 346.13  НК  РФ  если  по  итогам  отчетного|
|(налогового) периода доходы налогоплательщика,  определяемые  по|
|ст. 346.15  и  подп. 1 и 3  п. 1  ст. 346.25  НК  РФ,  превысили|
|60 млн руб., умноженные на индекс-дефлятор, то  налогоплательщик|
|считается утратившим  право  на  применение  упрощенной  системы|
|налогообложения  с   начала   квартала,   в   котором   допущено|
|превышение.                                                     |
|   В соответствии с Постановлением Президиума ВАС от  01.09.2009|
|N 17472/08 суммы, полученные в качестве НДС плательщиком  налога|
|по упрощенной системе налогообложения, не являются  его  доходом|
|для  целей   налога,   уплачиваемого   на   упрощенной   системе|
|налогообложения, так как не соответствуют определению дохода как|
|экономической выгоды исходя из ст. 41 НК РФ.                    |
|   Просим письменно подтвердить,  что  сумма  НДС,  указанная  в|
|выставленных  применяющей  упрощенную  систему   налогообложения|
|организацией   счетах-фактурах,   при   определении   предельной|
|величины доходов в целях п. 4 ст. 346.13 НК  РФ  в  общую  сумму|
|доходов налогоплательщика не включается.                        |
+----------------------------------------------------------------+

Если же ответ будет не в вашу пользу, пусть ваше руководство решает, что для организации хуже: уйти с упрощенки с начала того квартала, в котором доходы с НДС превысили лимит, или остаться на ней и быть готовыми отбиваться от возможных претензий.

* * *

Наверняка некоторые организации, не желая спорить с налоговиками, в этом году включали предъявленный покупателям НДС в налоговые доходы - показывали его суммы в составе выручки в КУДиР и учитывали в налоговой базе при расчете авансовых платежей. Но вот расстаться из-за этого НДС с упрощенкой уже не готовы, то есть учитывать его в доходах в целях сравнения с лимитом не хотят. Что делать в этом случае? Лучше быть последовательными и из налоговой базы по упрощенке НДС убрать. В годовой декларации нужно будет показать пересчитанные суммы авансовых платежей. Возникшую в результате переплату вы учтете при перечислении налога по итогам 2014 г.

--------------------------------

<1> п. 4 ст. 346.13 НК РФ; Приказ Минэкономразвития от 07.11.2013 N 652

<2> подп. 1 п. 5 ст. 173, п. 5 ст. 174 НК РФ

<3> п. 2 ст. 346.11 НК РФ

<4> Письмо Минфина от 21.09.2012 N 03-11-11/280

<5> п. 4 ст. 346.13 НК РФ

<6> статьи 346.15, 249, 250 НК РФ

<7> подп. 1, 3 п. 1 ст. 346.25 НК РФ

<8> приложение N 1 к Приказу Минфина от 22.10.2012 N 135н

<9> Постановление Президиума ВАС от 01.09.2009 N 17472/08

<10> ст. 41 НК РФ

<11> Письма Минфина от 21.09.2012 N 03-11-11/280; УФНС по г. Москве от 02.11.2010 N 16-15/115179@

<12> п. 4 ст. 346.13, п. 1 ст. 346.15 НК РФ

<13> п. 2 ст. 249 НК РФ

<14> п. 1 ст. 346.17 НК РФ

<15> пп. 1, 7 ст. 346.13 НК РФ

<16> п. 8 ч. 1, ч. 3.4 ст. 58 Закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ

<17> Письмо Минздравсоцразвития от 24.11.2011 N 5004-19

<18> Письмо Минтруда от 05.07.2013 N 17-3/1084

<19> ч. 3 ст. 308.8 АПК РФ

<20> ст. 75 НК РФ

<21> ст. 122 НК РФ

<22> п. 1 ст. 119 НК РФ

<23> п. 3 ст. 76 НК РФ

<24> п. 4 ст. 89 НК РФ

<25> Приказ ФНС от 09.02.2011 N ММВ-7-7/147@

<26> Письмо ФНС от 26.11.2013 N ГД-4-3/21097

<27> приложение N 6 к Административному регламенту, утв. Приказом Минфина от 02.07.2012 N 99н

Впервые опубликовано в журнале "Главная книга" 2014, N 24

ЧТОБЫ НЕ ПОДАВАТЬ ДЕКЛАРАЦИЮ О ДОХОДАХ, ПОДТВЕРДИТЕ ТРЕХЛЕТНИЙ СРОК ВЛАДЕНИЯ ИМУЩЕСТВОМ

А.Ю.Никитин

Если вы продаете нажитое не напрямую друзьям, знакомым или родственникам, то есть риск засветиться перед налоговиками. Поэтому, продав дорогую картину через комиссионку или коллекцию монет банку, не удивляйтесь, если в следующем году налоговики пришлют вам уведомление о необходимости подать декларацию по форме 3-НДФЛ. Конечно, не обязательно, что ваш доход отследят (если только речь не идет о недвижимости и транспортных средствах - информацию о них налоговики получают от соответствующих органов), но вероятность такая есть. Например, о выплате вам доходов покупателем-организацией инспекция может узнать при проведении в отношении нее выездной проверки. А поскольку выездная проверка может охватить 3 года, предшествующие году ее назначения <1>, то и риск получить "письмо счастья" из инспекции сохраняется долго. Продали ценную вещь в 2014 г.? Не исключено, что налоговики узнают об этом в 2017 г. и начнут теребить вас с декларацией.

По общему правилу доходы от продажи имущества, находившегося в вашей собственности 3 года и более, не облагаются налогом и декларировать их не нужно <2>. Поэтому на уведомление налоговиков о необходимости подать декларацию вы можете дать письменные пояснения о том, что имуществом владели более 3 лет. И не обязаны декларировать доходы от его продажи. Но тут-то и начинается самое интересное...

Как посчитать срок нахождения имущества в собственности

Это обязательно нужно знать, чтобы представлять налоговые последствия продажи имущества. Срок отсчитывается:

<или> со дня, следующего за днем приобретения вами имущества, и до дня его передачи покупателю на основании договора купли-продажи - для имущества, право собственности на которое не требует госрегистрации (автомобиль, предметы искусства, антиквариат, мебель и т.д.);

<или> со дня, следующего за днем внесения соответствующей записи в госреестр, и до дня, когда это право будет зарегистрировано за новым собственником, - для недвижимого имущества.

Получается, что если вы продаете, например, квартиру, право собственности на которую зарегистрировано за вами 21.12.2011, то трехлетний срок начинает течь с 22.12.2011 и истекает 21.12.2014. И если при продаже право собственности за новым собственником будет зарегистрировано 21.12.2014 либо позднее, то, по мнению ФНС, подавать декларацию и платить НДФЛ вам уже не придется <3>. А если раньше, то придется отчитаться и заплатить НДФЛ, если доходы превысили <4>:

<или> 1 000 000 руб. - при продаже недвижимости;

<или> 250 000 руб. - при продаже иного имущества;

<или> документально подтвержденные расходы по приобретению проданного имущества.

Примечание. Есть особенности при определении срока владения недвижимым имуществом, полученным в наследство. В таком случае датой получения собственности будет дата смерти наследодателя <5>. Она и будет точкой отсчета для определения срока владения имуществом. А дата регистрации права собственности на унаследованную недвижимость значения не имеет.

Судьи могут посчитать трехлетний срок по-другому. Так, однажды суд отметил, что "поскольку право собственности заявителя на недвижимое имущество зарегистрировано 25.03.2008, то оно стало бы свободно от обложения налогом в случае отчуждения его только после 25.03.2011, начиная с 26.03.2011" <6>. Поэтому в подобной ситуации с перерегистрацией недвижимости на покупателя лучше подождать лишних день-два. Это обезопасит вас от неприятных налоговых сюрпризов.

"Да эти брильянты мне бабушка сто лет назад подарила..."

К сожалению, отговорки, подобные этой, могут и не спасти вас от штрафов и доначислений. Дело вот в чем. Если вы не приложите к своему письму документы, подтверждающие время нахождения имущества в вашей собственности (это может быть договор дарения или договор купли-продажи, свидетельство о праве на наследство по завещанию и т.д.), то налоговики вряд ли на этом успокоятся.

СОВЕТ
Сделки между гражданами могут заключаться устно. Но если сумма сделки превышает 10 000 руб., желательно оформить ее письменно <7>. Это может помочь не только в налоговых отношениях, но и, например, в случае, если потребуется доказать совершение против вас мошеннических действий.

Официальная позиция такова: не можете подтвердить время нахождения продаваемого имущества в собственности - считается, что оно принадлежало вам менее 3 лет. То есть норма п. 17.1 ст. 217 НК РФ не распространяется на ситуацию, когда у гражданина нет документов, устанавливающих дату приобретения имущества, от которой можно было бы отсчитать трехлетний срок. И значит, полученный доход облагается НДФЛ по ставке 13%. При этом вы должны самостоятельно исчислить налог и не позднее 30 апреля года, следующего за годом продажи имущества, подать декларацию по форме 3-НДФЛ. В декларации можете заявить вычет в сумме доходов от продажи, но не более 250 000 руб. <8> И не позднее 15 июля должны перечислить НДФЛ в бюджет. Вот что говорят по этому поводу специалисты Минфина.

ИЗ АВТОРИТЕТНЫХ ИСТОЧНИКОВ
СТЕЛЬМАХ НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ - Советник государственной гражданской службы РФ 1 класса

"Физические лица, получившие доходы от продажи собственного имущества, исчисление и уплату НДФЛ производят самостоятельно, за исключением случаев, предусмотренных п. 17.1 ст. 217 НК, когда такие доходы не подлежат налогообложению. Для того чтобы при продаже имущества, принадлежавшего физлицу 3 года и более, воспользоваться этим исключением, нужно подтвердить срок нахождения имущества в собственности. Поэтому гражданин, получивший уведомление налогового органа о необходимости представления декларации, для получения освобождения должен быть готов представить документы, подтверждающие срок нахождения имущества в собственности. Это его обязанность. При этом следует иметь в виду, что срок нахождения имущества в собственности физлица не может быть подтвержден ни свидетельскими показаниями родственников, друзей, соседей, ни экспертным заключением, ни иными косвенными доказательствами. Если документального подтверждения срока нахождения продаваемого имущества в собствен ности налогоплательщика нет, полученные доходы облагаются НДФЛ по ставке 13%".

Заметьте: компания, приобретающая ваше имущество или выступающая в роли комиссионера, не признается налоговым агентом, то есть не должна удерживать с вас НДФЛ и подавать в ИФНС справки по форме 2-НДФЛ <9>. Уплата налога в таком случае - целиком ваша обязанность.

Если налоговики не дождались от вас пояснений, удовлетворяющих их любопытство, и ваша декларация в установленный срок к ним не поступила, инспекторы могут провести выездную проверку и доначислить вам НДФЛ, штрафы и пени <10> по ее результатам. А на практике в такой ситуации могут просто рассчитать на основе имеющейся информации сумму НДФЛ, которую вы должны были бы заплатить, и выставить требование об уплате налога. Если не заплатите налог по требованию, инспекция подаст иск о взыскании в суд. Это, конечно, незаконно: требование могут выставить по сумме налога, рассчитанной либо в декларации, либо по результатам проверки <11>, иного НК не предусматривает. Но доказывать, что процедура взыскания нарушена, вы все равно будете уже в суде.

Примечание. НК не содержит запрета на проведение выездных проверок физлиц-непредпринимателей. И инспекция вполне может проверить вас на предмет правильности исчисления и полноты уплаты НДФЛ <12>. К счастью, происходит это достаточно редко: как правило, только если ревизоры уверены в том, что проверка будет результативной.

Не убедили налоговиков? В суде тоже может не повезти

Как ни печально, суды нередко поддерживают инспекторов. Так, в одном из дел, рассмотренных Мосгорсудом, служители Фемиды согласились с ревизорами, что представленные физлицом документы - заключенные с организацией договоры комиссии на продажу предметов антиквариата, письменные свидетельства друзей и родственников - не подтверждают время владения проданным имуществом. Довод о том, что спорное имущество унаследовано от бабушки, судьи также отклонили, поскольку свидетельство о праве на наследство гражданин не представил <13>.

СОВЕТ
Иногда нет нужды оформлять свидетельство о праве на наследство в виде личных вещей покойного. Например, если вы - единственный наследник и ваших прав никто не оспаривает. Но если среди наследуемого имущества есть вещи, имеющие значительную ценность (антиквариат, драгоценности, предметы искусства и пр.), то лучше это сделать. Если когда-нибудь вы решите указанное имущество продать, возможно, этот документ поможет вам избежать проблем с налоговой. Учтите, что наследуемое имущество не облагается НДФЛ. Поэтому можете не скрывать тот факт, что вы стали богаче. А вот при продаже порядок налогообложения уже будет зависеть от срока нахождения унаследованного имущества в вашей собственности <14>.

В другом деле суд первой инстанции посчитал, что у налоговиков нет права требовать документы, подтверждающие время нахождения имущества в собственности физлица. Срок владения имуществом (картиной) подтверждался решением районного суда, которым был установлен юридический факт покупки картины на вернисаже. Но вышестоящие суды с этим не согласились. Они решили, что инспекция правомерно истребовала документы.

Внимание! ИФНС может требовать подачи декларации и документов, подтверждающих правильность исчисления и уплаты налогов <15>. А в ходе камеральной проверки декларации - запросить подтверждение заявленных в ней льгот <16>. Такой льготой, в частности, является имущественный вычет по НДФЛ.

А в райсуд гражданка обращалась, потому что подтвердить законность владения спорным имуществом требовал новый покупатель. Поскольку к этому суду не привлекались представители инспекции, в рамках дела о совершении налогового правонарушения решение районного суда не было обязательным для суда, рассматривавшего налоговый спор <17>. Ни первоначального договора купли-продажи с продавцом вернисажа, ни акта приема-передачи картины налоговики так и не увидели. И значит, обоснованно доначислили гражданке НДФЛ, штрафы и пени <18>. На наш взгляд, вывод судей представляется спорным и в подобном случае возможен иной вердикт.

* * *

В какой бы ситуации вы ни оказались, сдаваться без боя не стоит. И доначислений тоже можно попытаться избежать. Например, вы можете отыскать продавца, у которого когда-то приобрели ценную вещь, и заключить с ним договор задним числом. Доказать, что договор подписан позднее, чем на самом деле заключена сделка, налоговикам будет сложно, и вряд ли они станут этим заниматься. А в будущем при покупке дорогих вещей даже у граждан оформляйте письменный договор сразу. Если же продаваемое имущество вами унаследовано, можно получить у нотариуса дополнительное свидетельство о праве на наследство. Срок для получения наследником такого свидетельства не ограничен <19>.

--------------------------------

<1> п. 4 ст. 89 НК РФ

<2> п. 17.1 ст. 217, подп. 2 п. 1 ст. 228, п. 4 ст. 229 НК РФ; Письма Минфина от 26.08.2013 N 03-04-05/34878 (п. 2); ФНС от 06.04.2012 N ЕД-3-3/1166@

<3> Письмо ФНС от 26.02.2013 N ЕД-3-3/662@

<4> подп. 1, 2 п. 2 ст. 220 НК РФ

<5> п. 4 ст. 1152 ГК РФ; Письмо ФНС от 21.02.2014 N БС-4-11/3179

<6> Определение Санкт-Петербургского горсуда от 18.08.2014 N 33-12607/2014

<7> подп. 2 п. 1 ст. 161 ГК РФ

<8> подп. 1 п. 2 ст. 220 НК РФ; Письма Минфина от 09.02.2012 N 03-04-05/6-140, от 30.08.2011 N 03-04-05/6-616

<9> п. 2 ст. 226 НК РФ

<10> ст. 75, п. 1 ст. 119, п. 1 ст. 122 НК РФ

<11> пп. 1, 2 ст. 70 НК РФ

<12> Письма Минфина от 14.12.2012 N 03-02-07/1-309, от 04.07.2011 N 03-02-08/71; ФНС от 23.05.2013 N АС-4-2/9355

<13> Определение Мосгорсуда от 14.02.2011 N 33-3812

<14> Письма Минфина от 17.02.2014 N 03-04-05/6431, от 27.11.2013 N 03-04-05/51411

<15> подп. 1 п. 1 ст. 31 НК РФ

<16> п. 6 ст. 88 НК РФ

<17> ч. 2 ст. 61 ГПК РФ

<18> Определение Мосгорсуда от 29.04.2013 N 4г/6-3196

<19> п. 2 ст. 1162 ГК РФ; п. 17 разд. IX Методических рекомендаций, утв. решением Правления Федеральной нотариальной палаты (протокол от 27-28 февраля 2007 г. N 02/07)

Впервые опубликовано в журнале "Главная книга" 2014, N 24

НДС-"ПОДАРКИ" 2015 ГОДА (Изменения в порядке расчета НДС и отчетности по нему)

Л.А. Елина

Законы от 24.11.2014 N 366-ФЗ, от 29.11.2014 N 382-ФЗ, от 20.04.2014 N 81-ФЗ, от 04.11.2014 N 347-ФЗ, от 28.06.2013 N 134-ФЗ, от 21.07.2014 N 238-ФЗ

Поправок, касающихся НДС, достаточно много. Сейчас мы кратко пройдемся по ним, а к некоторым наиболее интересным вернемся в следующих номерах нашего журнала.

Журнал учета счетов-фактур вести должны не все

(!) Журнал учета счетов-фактур должны вести только те, кто получает и выставляет "транзитные" счета-фактуры, то есть те, кто является:

<или> застройщиком, строящим объекты для инвесторов;

<или> посредником, действующим от своего имени;

<или> экспедитором, получающим вознаграждение только за организацию перевозки.

Причем всем таким посредникам делать это нужно независимо от их налогового "статуса". То есть вести этот журнал должны и плательщики НДС, и неплательщики, и получившие освобождение по ст. 145 НК РФ.

В журнале надо регистрировать только "транзитные" счета-фактуры, полученные (выставленные, перевыставленные) в связи с деятельностью посредника, застройщика или экспедитора <1>. Счета-фактуры, выставленные на суммы своего вознаграждения (если вы или ваша организация - плательщик НДС), в журнале учета выставленных счетов-фактур регистрировать не нужно - их надо регистрировать в книге продаж <1>.

Если эти посредники по одним сделкам выступают от своего имени, а по другим - от имени принципала или доверителя, то порядок ведения журнала учета счетов-фактур будет следующий.

ИЗ АВТОРИТЕТНЫХ ИСТОЧНИКОВ
ДУМИНСКАЯ ОЛЬГА СЕРГЕЕВНА - Советник государственной гражданской службы РФ 2 класса

"Посредники (агенты, экспедиторы, застройщики) в журнале учета счетов-фактур должны регистрировать лишь счета-фактуры по "посредническим" операциям, связанным с деятельностью в интересах третьих лиц от своего имени <1>.

Когда посредник работает по договору поручения или как агент от имени принципала, то счета-фактуры он выставляет от имени собственника товаров (работ, услуг). Регистрировать такие счета-фактуры в журнале учета выставленных или полученных счетов-фактур не требуется".

(+) Если вы не получаете и не выставляете "транзитные" счета-фактуры, то с 2015 г. у вас нет обязанности вести журнал учета счетов-фактур.

(-) Если вы должны вести журнал учета счетов-фактур, но не обязаны представлять в инспекцию НДС-декларацию, то ваш журнал учета придется сдавать в инспекцию в электронном виде через спецоператора.

Причем делать это нужно будет не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом <2>. Эта обязанность коснется посредников, которые являются неплательщиками НДС или получили освобождение по ст. 145 НК РФ и при этом не являются налоговыми агентами.

(!) Если по каким-либо основаниям посредник, обязанный вести журнал учета счетов-фактур, должен представлять в инспекцию декларацию, то журнал учета в инспекцию представлять уже не требуется. Однако декларацию нужно подать именно в электронном виде <3>. Это касается посредников, являющихся:

<или> плательщиками НДС;

<или> налоговыми агентами;

<или> неплательщиками НДС либо плательщиками НДС, освобожденными от обязанностей по ст. 145 НК РФ, но при этом выставившими в рамках обычной деятельности счета-фактуры с выделенной суммой НДС <4>.

Электронную НДС-декларацию бумажной больше не заменишь

(-) В 2014 г. можно было обойтись без спецоператора, сдав декларацию на бумаге. Если это было сделано в срок, то максимальный штраф за нарушение порядка представления декларации составлял 200 руб. <5> Оштрафовать за непредставление декларации по ст. 119 НК РФ инспекторы не могли.

Однако с этого года все изменилось. Если НДС-декларацию нужно сдать в электронной форме, а она подана в бумажном виде, будет считаться, что такая декларация вообще не представлена <4>. Минимальный штраф - 1000 руб. <6> К тому же инспекция может заблокировать банковские счета <7>.

Причем такое правило действует для всех деклараций, представленных после 1 января 2015 г. В том числе <8>:

- для деклараций за IV квартал 2014 г.;

- для уточненных деклараций за все периоды, закончившиеся до 2015 г.

(+) В 2015 г. возможность сдать декларацию на бумаге сохранилась только у налоговых агентов, которые одновременно:

- не являются плательщиками НДС (либо получили освобождение по ст. 145 НК РФ);

- не обязаны вести журнал учета счетов-фактур. То есть если они не получают и не выставляют "транзитных" счетов-фактур в рамках посреднической деятельности.

Новые правила для вычетов НДС

(+) Вычет входного и импортного НДС можно заявить в любом квартале в течение 3 лет после принятия на учет приобретенных товаров, работ, услуг или имущественных прав <9>. Это, безусловно, положительное изменение. Ведь раньше некоторым налогоплательщикам приходилось в судах отстаивать право на более поздние вычеты: инспекторы считали, что их можно заявить только в том квартале, в котором выполнены необходимые условия для вычета <10>. Если налогоплательщик про вычет "вспоминал" позже, то нужна была уточненка <11>.

(+) Если счет-фактура получен от продавца после окончания квартала, в котором товары (работы, услуги) приняты на учет, но до срока сдачи декларации за этот квартал, то заявить вычет по этому счету-фактуре можно уже в декларации за квартал, в котором товары, работы или услуги приняты к учету.

Вычет НДС по рекламным расходам - без учета нормативов

(+) Теперь вычет по НДС "нормируется" только по представительским расходам <12>. По рекламным расходам, учитываемым при расчете налога на прибыль в пределах установленных нормативов, вычет НДС можно заявить полностью.

Инспекторы и Минфин долгое время считали, что "нормировать" надо вычет НДС по всем расходам, для которых в прибыльном учете установлены ограничения по суммам, в том числе и по рекламным <13>. Правда, недавно Минфин изменил свою точку зрения <14>.

Новое в восстановлении входного НДС при экспортных операциях

(+) Если основные средства участвуют в производстве экспортной продукции, по ним больше не надо восстанавливать НДС, принятый к вычету при их приобретении. Подобное требование исключено из НК <15>.

Некоторые эксперты раньше придерживались мнения, что надо было восстанавливать НДС по ОС при каждой экспортной отгрузке, а при подтверждении нулевой ставки опять принимать его к вычету. Конкретный механизм определения восстанавливаемой суммы в НК прописан не был, Минфин предложил свой вариант, но Высший арбитражный суд счел его не соответствующим Налоговому кодексу <16>. Так что сейчас одним пробелом и одной обязанностью стало меньше.

Посмотрим, что же делать тем, кто восстановил входной НДС по основным средствам в связи с экспортной отгрузкой, но еще не успел принять его к вычету до 2015 г.

ИЗ АВТОРИТЕТНЫХ ИСТОЧНИКОВ
ЛОЗОВАЯ АННА НИКОЛАЕВНА - Ведущий советник отдела косвенных налогов Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

"Если в 2015 г. у организации или предпринимателя останутся с предыдущих периодов суммы восстановленного (в связи с экспортными отгрузками) НДС по основным средствам, то принять их к вычету можно будет в прежнем порядке - на дату подтверждения нулевой ставки".

Правда, возможен и такой вариант событий: поскольку в НК теперь нет порядка восстановления НДС по ОС, Минфин может предложить свой вариант.

(!) Обратите внимание: несмотря на исключение из НК подп. 5 п. 3 ст. 170, в котором был прописан особый порядок восстановления НДС по товарам (работам, услугам), используемым для экспортных операций, как и раньше, по экспортируемым товарам к вычету принять входной налог можно лишь в периоде, в котором собраны документы, подтверждающие нулевую ставку НДС <17>.

Это нам подтвердили специалисты Минфина.

ИЗ АВТОРИТЕТНЫХ ИСТОЧНИКОВ
ЛОЗОВАЯ АННА НИКОЛАЕВНА, Минфин России

2015 г. по экспортным операциям по-прежнему вычеты сумм входного НДС возможны лишь на момент определения налоговой базы по таким экспортным операциям <18>.

Поэтому НДС по товарам (работам, услугам), используемым для операций, облагаемых по нулевой ставке, надо будет восстанавливать, если вычет налога был сделан при их оприходовании".

Для уплаты НДС и подачи декларации дали 5 дополнительных дней

(+) С 2015 г. уплачивать НДС надо будет не позднее 25-го числа каждого из 3 месяцев квартала, следующего за истекшим кварталом <19>.

(+) Декларацию по НДС в налоговую инспекцию также можно будет представлять на 5 дней позже - не позднее 25-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом <20>.

(!) Сразу же возник вопрос - распространяются ли новые правила уплаты налога и представления отчетности по нему на IV квартал 2014 г.?

Пока официальных разъяснений по этому вопросу нет. Никаких переходных положений в НК тоже нет. Поэтому безопаснее подать декларацию за IV квартал 2014 г., ориентируясь на старый срок, то есть не позднее 20 января 2015 г., а уплатить НДС тремя равными частями - не позднее 20 января, 20 февраля и 20 марта.

Но если по каким-либо независящим от вас причинам не получится уплатить и/или отчитаться 20 января, есть шанс отстоять (хотя бы в суде) право на новый срок, выторговав тем самым себе лишние 5 дней. Ведь на 01.01.2015 уже действуют новые нормы НК.

Еще ряд изменений, касающихся восстановления НДС

(+) При получении освобождения от обязанностей плательщика НДС по ст. 145 НК РФ восстановить налог надо <21>:

<если> право на освобождение начинает использоваться с первого месяца квартала - в предыдущем квартале;

<если> право на освобождение используется со второго или третьего месяца квартала - в квартале, начиная с которого используется освобождение.

(+) Кстати, для получения или подтверждения освобождения от исполнения обязанностей плательщика НДС копия журнала полученных и выставленных счетов-фактур более не требуется <22>.

(!) В НК теперь закреплено, что при переходе с общего режима на патентную систему нужно восстанавливать НДС в том же порядке, что и при переходе на ЕНВД и УСНО <23>. Такой позиции Минфин придерживался и ранее <24>.

Другие НДС-изменения

(+) Покупая имущество банкрота, теперь не надо беспокоиться о том, кто должен платить НДС: продавец или покупатель. С 1 января 2015 г. такие операции освобождены от НДС <25>.

(+) Услуги российских авиаперевозчиков для перевозок товаров транзитом из одного иностранного государства в другое (с посадкой в России) будут облагаться по нулевой ставке <26>.

* * *

Еще одно немаловажное изменение ждет всех, кто обязан сдавать НДС-декларацию: с отчетности за I квартал 2015 г. должна вступить в силу ее новая форма, которая утверждена Приказом ФНС от 29.10.2014 N ММВ-7-3/558@.

--------------------------------

<1> п. 3.1 ст. 169 НК РФ

<2> п. 5.2 ст. 174 НК РФ

<3> абз. 2, 3 п. 5 ст. 174 НК РФ

<4> п. 5 ст. 174 НК РФ

<5> ст. 119.1 НК РФ; Письмо ФНС от 11.04.2014 N ЕД-4-15/6831

<6> ст. 119 НК РФ

<7> подп. 1 п. 3 ст. 76 НК РФ

<8> п. 7 ст. 5 Закона от 04.11.2014 N 347-ФЗ

<9> п. 1.1 ст. 172 НК РФ

<10> п. 2 ст. 171, п. 1 ст. 172 НК РФ

<11> Письмо Минфина от 13.02.2013 N 03-07-11/3784

<12> абз. 1 п. 7 ст. 171 НК РФ

<13> Письмо Минфина от 13.03.2012 N 03-07-11/68

<14> Письмо Минфина от 02.06.2014 N 03-07-15/26407

<15> подп. 5 п. 3 ст. 170 НК РФ (ред., действ. до 01.01.2015)

<16> Письмо Минфина от 01.06.2012 N 03-07-15/56 (абз. 5, 6); Решение ВАС от 26.02.2013 N 16593/12

<17> п. 3 ст. 172, п. 10 ст. 165, п. 9 ст. 167 НК РФ

<18> п. 3 ст. 172 НК РФ

<19> п. 1 ст. 174 НК РФ

<20> п. 5 ст. 174 НК РФ

<21> п. 8 ст. 145 НК РФ

<22> п. 6 ст. 145 НК РФ

<23> подп. 2 п. 3 ст. 170 НК РФ

<24> Письмо Минфина от 12.05.2014 N 03-07-14/22144

<25> подп. 15 п. 2 ст. 146 НК РФ

<26> подп. 2.10 п. 1 ст. 164 НК РФ

Впервые опубликовано в журнале "Главная книга" 2015, N 01

О НОВОЙ ДЕКЛАРАЦИИ ПО НДС

М.Н. Ахтанина

В статье 174 НК РФ с нового года появятся два новых пункта - 5.1 и 5.2.

В пункте 5.1 законодатель предпринял попытку регламентировать порядок заполнения декларации по НДС.

Во-первых, прямо в Кодексе будет написано, что в нее включаются сведения, указанные в книге покупок и книге продаж. Раньше то, что данные из книг используются при заполнении деклараций, следовало только из правительственных правил ведения этих документов.

Поправка получилась занятная, поскольку с октября этого года нам вообще разрешили не составлять счета-фактуры по необлагаемым операциям и при продажах покупателям, которые НДС не платят и подписали с нами соглашение о невыставлении счетов-фактур. Причем если прочитать подпункт 1 пункта 3 статьи 169 НК буквально, то мы и в книге продаж можем в этих случаях ничего не отражать. А в декларации-то сведения о таких продажах все равно должны быть. Конечно, сейчас чиновники ФНС уже разъясняют, что нас освободили лишь от выставления счетов-фактур, а книгу продаж заполнять надо, указывая в ней реквизиты первичных документов. И, думаю, в скором времени нам следует ждать поправок в Постановление N 1137, в котором подробно распишут, что и когда надо регистрировать в книгах продаж и покупок, если счета-фактуры не составляются. В результате по таким операциям проще составлять счета-фактуры, пусть и в единственном экземпляре, который и регистрировать в книге продаж.

При этом в декларации нам придется указывать не только итоговые данные, сформированные в книгах на конец квартала, а практически все сведения о каждом счете-фактуре, отраженные как в самих книгах, так и в дополнительных листах к ним. Для этого предусмотрены отдельные разделы 8 и 9. Каждый из этих разделов с учетом приложений состоит из нескольких листов. Раздел 8 надо будет заполнить по каждому счету-фактуре, зарегистрированному в книге покупок. В этот раздел вы перенесете практически все сведения о счете-фактуре, указанные в книге покупок, кроме сведений о наименовании продавца и посредника (если он был). Сведения о счетах-фактурах, зарегистрированных в дополнительных листах книги покупок, будут указываться обособленно в приложении 1 к разделу 8. В аналогичном порядке в раздел 9 декларации надо будет внести сведения по каждому счету-фактуре, зарегистрированному в книге продаж и дополнительных листах к ней.

Все это следует из приказа ФНС от 29.10.2014 N ММВ-7-3/558@ об утверждении формы декларации по НДС и порядка ее заполнения. Пока этот приказ не зарегистрирован в Минюсте и, соответственно, не опубликован. Но, судя по проекту приказа и Письму ФНС N ЕД-4-15/22994, предполагается, что все успеют сделать вовремя. Скорее всего, приказ вступит в силу еще в декабре, и отчитываться по-новому мы будем уже за I квартал 2015 года.

Раздел 10 обновленной декларации, где указываются сведения из части 1 журнала учета счетов-фактур, надо будет заполнять посредникам, экспедиторам и застройщикам, которые в рамках этой деятельности выставляли счета-фактуры и являются плательщиками НДС или налоговыми агентами. А последними, как мы только что разобрались, могут быть и спецрежимники, и "освобожденцы". Если вы относитесь к этой группе товарищей, то в разделе 10 вам нужно будет продублировать практически все сведения о выставленных счетах-фактурах, указанные в части 1 журнала.

Также посредники, экспедиторы и застройщики должны будут указывать в разделе 11 декларации сведения о полученных в рамках такой деятельности счетах-фактурах, отраженные в части 2 журнала. Естественно, если в каком-то квартале вам нечего было регистрировать в части 1 или 2 журнала, то и соответствующие разделы декларации вам заполнять не надо.

Ну а если неплательщик НДС или "освобожденец" по статье 145 НК является посредником, экспедитором или застройщиком, но не становится в связи с этим налоговым агентом, то ему разделы 10 и 11 декларации заполнять не надо. Но в этом случае в ИФНС надо представить по ТКС журнал учета счетов-фактур. Сделать это нужно не позднее 20-го числа месяца, следующего за кварталом, в котором были получены или выставлены счета-фактуры по такой деятельности.

Кстати, для этого журнал учета счетов-фактур надо вести в формате, который позволяет отправить этот журнал в ИФНС по ТКС.

Раздел 12 декларации будут заполнять товарищи, которые выставили своим покупателям счет-фактуру с выделенной суммой налога, хотя не должны были этого делать, так как:

- или сама продажа не облагается НДС;

- или продавец - неплательщик НДС ("освобожденец" по статье 145 НК).

Среди прочего там надо указать ИНН и КПП покупателя. Надеюсь, это не приведет к тому, что покупателям будут активно отказывать в вычетах по счетам-фактурам таких продавцов. Все-таки к выводу о том, что и в этом случае право на вычет у покупателя есть, пришел даже Конституционный суд. Пусть этот вопрос и не был предметом рассмотрения, но вывод прозвучал. Да и НДС по такому счету-фактуре в бюджет поступит.

Все перечисленные нормы статьи 174 коррелируют с обновленными пунктами 3 и 3.1 статьи 169 Кодекса, которые устанавливают, кто должен вести книги покупок и продаж, а кто - журналы учета счетов-фактур.

Полный текст семинара читайте в журнале "Главная книга. Конференц-зал" 2015, N 01

О ВВЕДЕНИИ ТОРГОВОГО СБОРА И ЕГО НАЛОГОВОМ УЧЕТЕ

М.Н. Ахтанина

Законом N 382-ФЗ установлены особые правила для введения торгового сбора. Москва, Питер и Севастополь могут ввести этот платеж не ранее чем со второго полугодия 2015 года. Чтобы взимать торговый сбор с 01.07.2015, они должны опубликовать закон о нем не позднее 31.05.2015.

А вот остальным муниципальным образованиям, не входящим в состав этих городов, для того чтобы ввести торговый сбор, надо дождаться принятия отдельного федерального закона, в терминологии Закона N 382-ФЗ - "соответствующего федерального закона". Когда появится этот закон, неизвестно...

Так что пока готовиться к уплате торгового сбора надо только тем, кто торгует в любом из городов федерального значения.

Сумма торгового сбора не будет увеличивать налоговые расходы, а будет вычитаться из налога. Плательщики налога на прибыль на сумму сбора смогут уменьшить сумму авансового платежа и налога, зачисляемого в бюджет субъекта РФ, где уплачен сбор. Напомню, это строка 070 подраздела 1.1 раздела 1 листа 01 декларации по налогу на прибыль.

Авансовый платеж и налог можно будет уменьшать только на сбор, уплаченный до даты уплаты налога. Допустим, вы уплатите торговый сбор в сумме 30 000 рублей:

- за III квартал 2015 года - 26.10.2015 (25.10.2015 - это воскресенье);

- за IV квартал 2015 года - 25.01.2016.

На сумму сбора, уплаченную за III квартал, вы можете уменьшить авансовый платеж по налогу на прибыль за III квартал, который надо уплатить не позднее 28.10.2015. А на сумму сбора за IV квартал можно уменьшить налог к уплате за 2015 год, который перечисляется не позднее 28.03.2016. Если авансовый платеж за III квартал оказался равен нулю, но по итогам 2015 года получена прибыль, то сумму налога можно уменьшить на сбор, уплаченный и за III, и за IV кварталы.

Однако, как вы понимаете, если прибыли у вас нет, то и уменьшать вам нечего. Таким образом, не получив от вас налог на прибыль, бюджет получит торговый сбор. А может быть, придется уплатить и сбор, и налог. Так произойдет с теми, кто не представит в ИФНС уведомление о постановке на учет в качестве плательщика сбора, а сбор уплатит по требованию инспекции.

В аналогичном порядке должны бы учитывать сбор и упрощенцы. Но и тут без вопросов не обошлось. В новом пункте 8 статьи 346.21 НК написано следующее. Упрощенцы при ведении облагаемой сбором деятельности "в дополнение к суммам уменьшения", указанным в пункте 3.1 этой статьи, вправе уменьшить налог (авансовый платеж), исчисленный по итогам налогового (отчетного) периода "по объекту налогообложения от указанного вида деятельности", на сумму сбора, уплаченного в течение этого налогового (отчетного) периода.

Вопросов не возникает только по двум моментам. Первый - у упрощенцев нет ограничения по уменьшаемой сумме аванса и налога, связанного с распределением налога между бюджетами. Ведь несмотря на то, что налог при УСНО - федеральный, он целиком зачисляется в бюджет субъекта РФ. Второй - налог к уплате за год или авансовый платеж к уплате за отчетный период можно уменьшить только на сбор, уплаченный в этом периоде. Например, на сумму сбора, уплаченную 26.10.2015 за III квартал 2015 года, можно уменьшить налог за 2015 год. А на сбор, уплаченный в январе 2016 года за IV квартал 2015 года, - авансовый платеж за I квартал 2016 года.

А дальше сплошные вопросы - и все без ответов.

Вопрос первый: вправе ли упрощенцы с объектом "доходы минус расходы" уменьшать налог на уплаченный торговый сбор? Смотрите, нам сказали, что сбор уменьшает налог в дополнение к суммам уменьшения, установленным пунктом 3.1 статьи 346.21 НК. В этом пункте перечислены, в частности, взносы на обязательное социальное страхование и пособия по больничным, выплачиваемые за счет работодателя. Но упрощенцы с объектом "доходы минус расходы" не уменьшают налог на эти суммы, а учитывают их в расходах. Следовательно, они не могут уменьшить налог на сумму сбора в дополнение к обязательным взносам и пособиям.

С упрощенцами-"доходниками" все тоже неоднозначно. Как вы помните, они уменьшают налог на взносы и пособия в сумме, не превышающей 50 процентов суммы исчисленного налога. Отсюда вопрос второй: распространяется ли это ограничение на торговый сбор, если он уменьшает налог в дополнение к взносам и пособиям?

Ну а третий вопрос актуален для всех упрощенцев независимо от объекта налогообложения. Поскольку на сумму сбора нам разрешили уменьшать только налог, исчисленный по объекту налогообложения от деятельности, облагаемой сбором! Но объект налогообложения при УСНО устанавливается для всей деятельности упрощенца в целом. И если у меня есть магазин и парикмахерская, по которым я не переходила на ЕНВД, то я плачу налог при УСНО по всей своей деятельности сразу. Означает ли это, что нужно каким-то образом высчитать, какая часть налога приходится именно на торговую деятельность, и только эту часть и уменьшать на сумму сбора?

Кстати, в связи с таким оригинальным порядком учета торгового сбора общережимниками и упрощенцами, думаю, в скором времени нам нужно ждать очередного изменения форм деклараций по налогу на прибыль и налогу при УСНО. Поскольку пока они не предусматривают возможности уменьшения исчисленного налога на сумму сбора.

Хотя форму декларации по налогу при УСНО только-только изменили. Приказ ФНС от 04.07.2014 N ММВ-7-3/352@, утвердивший новую форму декларации, пока официально не опубликован, но отчитываться по новой форме упрощенцам придется уже за этот год.

Полный текст семинара читайте в журнале "Главная книга. Конференц-зал" 2015, N 01

О ФОРМАХ, АДРЕСАХ И СРОКАХ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ

А.И. Дыбов

Не позднее 31.03.2015 в ИФНС и подразделение Росстата по месту учета

субъекты малого предпринимательства (кроме перечисленных в п. 5 ст. 6 Закона о бухучете) представляют:

- баланс по упрощенной форме;

- отчет о финансовых результатах (ОФР) по упрощенной форме

остальные коммерческие организации (включая малые предприятия, перечисленные в п. 5 ст. 6 Закона о бухучете) представляют:

- баланс;

- ОФР;

- отчет об изменениях капитала;

- отчет о движении денежных средств;

- пояснения

Как вы заметили, начиная с отчета за 2014 год согласно обновленной в ноябре статье 6 Закона N 402-ФЗ состав отчетности некоторых малых предприятий не будет отличаться от состава отчетности для организаций среднего и крупного бизнеса. Не повезло, например:

- фирмам, подлежащим обязательному аудиту. Впрочем, сомнительно, что среди "малышей" найдется много таких;

- жилищным, жилищно-строительным, кредитным потребительским кооперативам;

- микрофинансовым организациям.

Рекомендованные формы отчетности все так же берем из Приказа Минфина N 66н, появившегося 4 года назад. Напомню, что формы с названием "Пояснительная записка" начиная с отчетности за 2012 год не существует. Ее заменили пояснения, о чем чиновники напомнили в мае 2013 года Письмом N 03-02-07/2/18285.

Если же вдруг сейчас налоговой инспекции вздумается оштрафовать фирму или ее должностное лицо именно за непредставление пояснительной записки, суд не позволит. Как это сделал, например, Дзержинский райсуд Перми в Решении от 24.07.2014 N 12-275/2014.

А вот пояснения средним и крупным предприятиям представлять надо. Что до "малышей", то Приказ N 66н по-прежнему предписывает им заполнять и сдавать пояснения, если в них должна быть отражена, цитирую, "наиболее важная информация, без знания которой невозможна оценка финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности". Пока я не встречал ни одного малого предприятия, у которого бы нашлись такие сведения. Хотя, при большом желании, придраться к отсутствию пояснений у субъекта малого предпринимательства можно.

Открываем, например, ПБУ 6/01, обязательное для организаций любого размера, и читаем раздел VI "Раскрытие информации в бухгалтерской отчетности". Помимо прочего, документ приказывает отразить в отчетности, с учетом принципа существенности, данные о сроках полезного использования ОС, способах амортизации по отдельным группам объектов, об ОС, полученных или переданных в аренду. Никакой Приказ N 66н отменить в этой части ПБУ 6/01 не может. И, если в балансе и отчете о финансовых результатах перечисленное показать невозможно, а чаще всего именно так, малое предприятие обязано заполнить и представить пояснения в составе годовой отчетности хотя бы в этой части. Только тс-с-с, не говорите об этом знакомым налоговым инспекторам.

Уже в третий раз мне приходится сетовать, что к началу отчетной кампании Минфин так и не переименовал рекомендованную форму отчета о прибылях и убытках в отчет о финансовых результатах. И в третий же раз я говорю: или сделайте это сами, или сдавайте отчет со старым названием, ничего вам за это не будет.

Осталась и чисто теоретическая проблема подписания годовой бухотчетности. Напомню, что специалисты из одного лагеря настаивают: достаточно росчерка руководителя организации. Эксперты из второго лагеря уверены, что, помимо руководителя, на комплекте годового отчета обязательно должен расписаться и главбух. Я же за третий вариант: поступайте, как вам удобнее. Главное, чтобы все комплекты были подписаны одинаково. То есть, например, если на наборе, отправленном в ИФНС, подпись поставил только руководитель, то же самое должно быть с набором, который представляется в органы статистики, и наоборот. ФНС обратила внимание организаций на это в июне 2013 года Письмом N ЕД-4-3/11569.

Полный текст семинара читайте в журнале "Главная книга. Конференц-зал" 2015, N 01

О ПЕРИОДЕ НАЛОГОВОГО УЧЕТА РАСХОДОВ И ДОХОДОВ

А.И. Дыбов

По умолчанию затраты уменьшают налоговую прибыль в периоде, к которому относятся.

Можно ли отступить от этого правила и учесть расходы позже? Если исходить только из содержания главы 25 НК, то нельзя. Но есть еще часть первая Кодекса, а в ней 54-я статья, позволяющая исправлять искажения налоговой базы, приведшие к переплате налога, периодом, когда они обнаружены. Эта норма продолжает действовать, и, в принципе, опираясь на нее, вы можете придержать расходы, например, чтобы не уйти по итогам 2014 года в налоговый убыток. Отрадно, что против этого больше не возражает ФНС - в Письме по УКД 54-я статья упоминается постоянно. Недавно, сентябрьским Письмом N 03-11-06/1/43546, отметился и Минфин, правда, Письмо об ЕСХН, но роли это не играет, главное - общий принцип.

Позволю себе напомнить условия, на которых применяется статья 54 НК РФ, разрешающая исправлять ошибки, приведшие к переплате налога на прибыль, кварталом их обнаружения:

- по итогам квартала или года, в котором допущена ошибка, есть сумма налога на прибыль к уплате. Если получен убыток, исправить ошибку можно, лишь подав уточненную декларацию за период, в котором она допущена;

- с даты уплаты налога на прибыль за год, в котором допущена ошибка, прошло меньше 3 лет. Например, в ноябре 2014 года не получится уменьшить налогооблагаемую прибыль на расходы, не учтенные в 2010 году, так как переплата по итогам этого года могла возникнуть не позднее 28 марта 2011 года и трехлетний период на ее возврат истек.

Настала очередь доходов, но здесь главный принцип, на мой взгляд, один - доходы всегда увеличивают налоговую базу периодом, к которому относятся. Точка! Никакая 54-я статья нам тут не поможет. Вернее, поможет, только если вы не в состоянии определить период, в котором допустили просчет. Но в 99 процентах случаев с "ошибочным" периодом все ясно. Скажем, если срок давности по кредиторской задолженности истек в 2013 году, а обнаружилось это только сейчас, придется подавать уточненку за 2013 год, доплатив сначала налог на прибыль и пеню. Финансовое ведомство напомнило об этом сентябрьским Письмом N 03-03-РЗ/45767.

Полный текст семинара читайте в журнале "Главная книга. Конференц-зал" 2015, N 01

- Обзоры законодательства

- Интернет-версия КонсультантПлюс

- Финансовые консультации

- Подписаться на другие рассылки КонсультантПлюс

Все права защищены © 1997-2015 ЗАО КонсультантПлюс
Тел.: +7 495 956-82-83, +7 495 787-92-92
contact@consultant.ru
www.consultant.ru

Информация предоставлена компанией "Консультант Плюс", являющейся разработчиком одноименных справочных правовых систем. Общероссийская Сеть распространения правовой информации КонсультантПлюс объединяет 300 региональных информационных центров, которые занимаются поставкой систем и передачей информации пользователям в 150 городах России. На специализированном правовом сервере: www.consultant.ru можно получить бесплатный доступ к большому массиву актуальной справочной правовой информации, а также узнать подробнее о программных продуктах и услугах Сети КонсультантПлюс, о ее структуре и деятельности, скачать демонстрационные версии профессиональных систем.

Выпуски за другие дни


В избранное