Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

КонсультантПлюс: по cтраницам "Главной книги" Выпуск от 19.12.2014


"КонсультантПлюс: по cтраницам "Главной книги""

Новшество! Годовая бухгалтерская отчетность - с системой КонсультантПлюс

В систему включено новое "Практическое пособие по годовой бухгалтерской отчетности-2014". Оно поможет подготовить отчетность и проверить правильность заполнения форм. Подробно и на практических примерах рассмотрен порядок заполнения форм отчетности - бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах и других. Учтены изменения законодательного регулирования.

Подробнее

КонсультантПлюс

Facebook VK OK Twitter
По страницам журнала "Главная книга" от 19.12.2014

Содержание

ЗАДЕРЖКА ЗАРПЛАТЫ КАК ПОВОД НЕ ВЫХОДИТЬ НА РАБОТУ (Об оформлении и оплате работникам периода приостановки работы из-за длительной просрочки выплаты зарплаты)

Суховская М.Г.

Работодателей, задерживающих выплату зарплаты, ждет целый букет негативных последствий, среди которых:

- обязанность заплатить работникам компенсацию в размере не ниже 1/300 действующей ставки рефинансирования от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки <1>;

- возможный штраф от трудинспекции <2>.

Внимание! Зарплата должна выплачиваться каждые полмесяца <3>.

Но есть еще одно последствие, о котором многие работодатели и не подозревают. Дело в том, что работник, зарплата которому задержана более чем на 15 календарных дней, вправе приостановить работу и не присутствовать на рабочем месте до момента выплаты ему задержанной суммы <4>. При этом неважно, виноват ли работодатель в просрочке или нет <5>. 15-дневный срок начинает отсчитываться со дня, следующего за днем, который правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным или трудовым договором установлен как день выплаты зарплаты <6>.

Примечание. Запрещено приостанавливать работу из-за задержки зарплаты, в частности <4>:

- государственным служащим;

- работникам организаций, непосредственно обслуживающих особо опасные виды производств, оборудования (например, сотрудникам метрополитенов, аэропортов <7>);

- работникам, которые трудятся в сфере обеспечения жизнедеятельности населения (энергообеспечение, отопление и теплоснабжение, водоснабжение, газоснабжение, связь, станции скорой и неотложной медицинской помощи).

Должен ли работник известить руководство о своем намерении не выйти на работу?

Обязательно, причем в письменном виде, составив в произвольной форме уведомление на имя руководителя <4>. На этот случай Трудовой кодекс не устанавливает никакого предупредительного срока. Поэтому работник вправе в тот же день, как принес либо каким-то иным образом доставил уведомление, покинуть свое рабочее место.

Примечание. Кстати, такое уведомление может быть составлено и подписано сразу несколькими сотрудниками <8>.

Если работник, которому не платят зарплату, просто не выйдет на работу, без письменного уведомления работодателя, его можно уволить за прогул <9>. А вот подобное увольнение работника, который в установленной форме известил работодателя о намерении приостановить работу, суд однозначно признает незаконным и восстановит его на работе <10>.

Что указывать в табеле учета рабочего времени?

Дни, в течение которых сотрудник, не получивший вовремя зарплату, отсутствовал на работе, отмечаются в табеле буквенным кодом "НЗ" либо цифровым кодом "36" <11>.

Оплачивать ли работнику период приостановки работы?

Да, работник имеет право на сохранение среднего заработка за все время приостановления им работы <12>. То есть работодатель должен оплатить этот период как вынужденный прогул <13>.

Когда работник обязан выйти на работу?

На следующий рабочий день после того, как получит от работодателя письменное уведомление о готовности полностью выплатить долг по зарплате <14>. Работодатель может его направить, в частности, телеграммой или заказным письмом с уведомлением о вручении на адрес работника, указанный в трудовом договоре.

Вот примерный образец такого уведомления.

Особо отметим вот что. Работник обязан возобновить работу только после того, как работодатель действительно в полном объеме выплатит ему всю "зарплатную" задолженность, куда, помимо самой задержанной зарплаты, входят также и проценты за ее задержку, и оплата времени приостановления работы <15>.

РАССКАЗЫВАЕМ РУКОВОДИТЕЛЮ
Сотрудник, которому задерживают зарплату, вправе потребовать немедленно расторгнуть с ним трудовой договор по собственному желанию. И работодатель обязан это сделать <17>.

Сам по себе факт того, что работник получил от работодателя упомянутое уведомление <16>:

- не прерывает для него период приостановления работы;

- не является основанием для возобновления им работы.

Иными словами, придя на работу и поняв, что в этот день долг не будет погашен либо его выплатили лишь частично, работник вправе вновь покинуть свое рабочее место. При этом он не обязан еще раз извещать работодателя о приостановлении работы.

* * *

Что же касается налогового учета сумм, выплаченных работнику за задержку зарплаты, то средний заработок за время приостановки работы:

- учитывается в "прибыльных" расходах на оплату труда <18>;

- облагается НДФЛ <19> и взносами, в том числе "на травматизм" <20>.

А вот с денежной компенсации, выплачиваемой за задержку зарплаты, не надо платить ни НДФЛ <21>, ни страховые взносы <22>. Но в то же время, по мнению Минфина, сумму компенсации нельзя учесть в расходах для целей налогообложения прибыли <23>.

--------------------------------

<1> ст. 236 ТК РФ

<2> ч. 1 ст. 5. 27 КоАП РФ

<3> ст. 136 ТК РФ

<4> ст. 142 ТК РФ

<5> п. 57 Постановления Пленума ВС от 17.03.2004 N 2

<6> ст. 14 ТК РФ

<7> пп. 6, 8 ч. 1 ст. 48.1 Градостроительного кодекса РФ

<8> Апелляционное определение ВС Удмуртской Республики от 18.11.2013 N 33-4144

<9> подп. "а" п. 6 ст. 81 ТК РФ; Апелляционные определения Вологодского облсуда от 30.04.2014 N 33-2128/2014; ВС Республики Хакасия от 28.05.2013 N 33-1296/2013 г.; Определение Свердловского облсуда от 05.07.2013 N 33-7855/2013

<10> см., например, Апелляционное определение Ростовского облсуда от 06.06.2013 N 33-6941; Определение Санкт-Петербургского горсуда от 04.06.2013 N 7134

<11> Постановление Госкомстата от 05.01.2004 N 1

<12> Письмо Минтруда от 25.12.2013 N 14-2-337 (п. 2); вопрос 4 Обзора законодательства и судебной практики, утв. Постановлением Президиума ВС от 10.03.2010

<13> ст. 394 ТК РФ; Определение ВС от 03.09.2010 N 19-В10-10

<14> ст. 142 ТК РФ

<15> вопрос 4 Обзора законодательства и судебной практики, утв. Постановлением Президиума ВС от 10.03.2010; Определение Мосгорсуда от 24.01.2014 N 4г/3-52/14

<16> Апелляционные определения Мосгорсуда от 22.10.2013 N 11-31554; Кемеровского облсуда от 10.07.2014 N 33-6533

<17> ст. 80 ТК РФ; подп. "б" п. 22 Постановления Пленума ВС от 17.03.2004 N 2

<18> п. 14 ст. 255 НК РФ

<19> п. 1 ст. 210 НК РФ; Письма Минфина от 24.07.2014 N 03-04-05/36473; ФНС от 16.11.2011 N ЕД-3-3/3745

<20> ч. 1 ст. 7 Закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ; п. 1 ст. 20.1 Закона от 24.07.98 N 125-ФЗ

<21> п. 3 ст. 217 НК РФ; Письма Минфина от 18.04.2012 N 03-04-05/9-526, от 28.11.2008 N 03-04-05-01/450 (п. 2)

<22> подп. "и" п. 2 ч. 1 ст. 9 Закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ; Постановление Президиума ВАС от 10.12.2013 N 11031/13

<23> Письмо Минфина от 31.10.2011 N 03-03-06/2/164

Полный текст статьи читайте в журнале "Главная книга" 2014, N 22

ПОНИЖЕННЫЕ СТАВКИ НАЛОГА ПРИ УСНО (Кто и при каких обстоятельствах может ими воспользоваться)

Бугаева Н.Г.

Сегодня в большинстве регионов России введены пониженные ставки налога для тех, кто применяет УСНО с объектом обложения "доходы минус расходы" <1>. В преддверии нового года и возможных переходов компаний на УСНО давайте вспомним, что это за ставки, кто может их применять и при каких условиях.

Диапазон для ставки - от 5 до 15%

Обычная налоговая ставка для "доходно-расходных" упрощенцев составляет 15%. Но законом субъекта РФ она может быть снижена вплоть до 5% <1>. Причем в одном регионе могут действовать разные пониженные ставки для разных категорий налогоплательщиков. А в некоторых субъектах РФ право применять более низкие ставки предоставлено абсолютно всем "доходно-расходным" упрощенцам <2>. Но таких регионов меньшинство.

Наиболее часто встречающиеся условия применения пониженной ставки - это:

- ведение вида деятельности, поименованного в региональном законе <3>. В некоторых субъектах РФ обязательное требование - чтобы упрощенец занимался только теми видами деятельности, которые указаны в законе (далее - "льготные") <4>. Нередко в нормативном акте сразу прописывают и коды ОКВЭД этих видов <5>;

- получение бОльшей части доходов (либо выручки) именно от "льготного" вида деятельности. Например, не менее 70% <6>;

- размер среднемесячной зарплаты работников не менее определенного уровня, к примеру не менее 1,5-кратной величины прожиточного минимума за конкретный период <7>;

- превышение среднесписочной численности работников за определенный период над значением этого же показателя, например, за аналогичный период предыдущего года <5>.

Кроме перечисленных требований к упрощенцам, в региональных законах попадаются и более изысканные, например такие, как:

- отсутствие задолженности по налогам перед бюджетом и отсутствие работников <8>;

- создание организации бюджетным научным учреждением или вузом <9>;

- создание организации студентами или выпускниками профессиональных учебных заведений в течение одного года после окончания обучения <10>.

Критерий - ведение определенного вида деятельности

Налоговики, получив декларацию по УСНО, в которой налог определен по пониженной ставке, обращают внимание на то, есть ли код ОКВЭД, указанный на титульном листе декларации, среди кодов ОКВЭД плательщика в ЕГРЮЛ <11>. И если такой код есть, то формально применять более низкую ставку налога организация может.

ИЗ АВТОРИТЕТНЫХ ИСТОЧНИКОВ
КОСОЛАПОВ АЛЕКСАНДР ИЛЬИЧ - начальник отдела специальных налоговых режимов Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

"Условия применения льготных налоговых ставок устанавливаются законами субъектов РФ, ими и надо руководствоваться. Если в соответствии с региональным законом единственным требованием к налогоплательщику для применения пониженной ставки является требование о ведении им определенного вида деятельности на территории данного субъекта РФ <12>, то упрощенец вправе применять пониженную ставку и тогда, когда осуществляемый им "льготный" вид деятельности не является для него основным и приносит небольшую долю его доходов.

Что касается кодов осуществляемых организацией видов экономической деятельности, то они должны быть указаны в ЕГРЮЛ в любом случае - независимо от того, ведет ли организация "льготный" вид деятельности для целей налогообложения или нет <11>".

Порой определить, относится ли ваша деятельность к "льготной", не так уж просто. И если у вас есть какие-то сомнения, то во избежание проблем с применением пониженной ставки вы можете сделать письменный запрос по этому поводу в отделение Росстата вашего региона <13>.

Вот конкретный пример. Фирма на УСНО занималась производством продуктов из мяса. Однако, как выяснили налоговики, компания не сама производила продукцию, а только передавала сырье другой организации по договору переработки мяса на давальческой основе. В итоге упрощенцу пришлось доказывать в суде, что его деятельность тоже относится к производству и, как следствие, он имеет право на применение пониженной ставки при УСНО <14>. В тот раз организация дело выиграла.

Кстати, если при ведении нескольких видов деятельности вы, в соответствии с региональным законом, вправе применять несколько пониженных ставок разной величины, то можете выбрать любую из них (естественно, ту, что меньше) и рассчитывать налог по ней <15>.

А как рассчитывать налог при УСНО, если упрощенец начал заниматься "льготным" видом деятельности в середине года?

ИЗ АВТОРИТЕТНЫХ ИСТОЧНИКОВ
КОСОЛАПОВ АЛЕКСАНДР ИЛЬИЧ, Минфин России

"Если упрощенец, начав вести "льготный" вид предпринимательской деятельности не с начала года, выполнил условия, установленные законом субъекта РФ для применения пониженной ставки налога при УСНО, то он будет вправе рассчитать по ней сумму налога за год".

Критерий - доля доходов от "льготного" вида деятельности

Условие о доле доходов, которые упрощенец должен получить от ведения "льготного" вида деятельности, в общем объеме доходов является вторым по популярности в региональных законах <16>. При таких условиях необходимо организовать раздельный учет доходов по видам деятельности, чтобы впоследствии вы смогли доказать проверяющим правомерность применения пониженной ставки. Изобретать новый регистр для подсчета доли не обязательно, за основу можно взять таблицу книги учета доходов и расходов. И рядом с графой "Доходы, учитываемые при исчислении налоговой базы" разместить еще одну графу, например, под названием "Доходы от "льготного" вида деятельности". Тогда вы в любой момент без проблем сможете определить, соблюдается ли у вас условие о доле доходов.

Предположим, организация занимается торговлей лаками и красками и производством мебели. Последний вид деятельности, в соответствии с региональным законом, в субъекте РФ является "льготным", причем для применения пониженной ставки выручка от ведения данного вида деятельности должна составлять не менее 70%. Тогда документ с записями о полученных доходах может выглядеть следующим образом.

Налоговики в рамках камеральной проверки могут попросить вас представить документы, подтверждающие ваше право на применение пониженной ставки налога. Конечно, проще всего пойти им навстречу. Но на всякий случай знайте, что требовать эти документы налоговики не вправе <17>. Так как установление дифференцированных ставок по налогу при УСНО не является льготой <18>.

Вместе с тем если в региональном законе прописана ваша обязанность сдать в инспекцию вместе с декларацией по "упрощенному" налогу КУДиР и расчет доли доходов, полученных от "льготного" вида деятельности (как это сделано в Республике Удмуртия), то в отношении поименованных документов приведенный аргумент не сработает <19>. Ведь в этом случае представление КУДиР и расчета является условием для применения пониженных тарифов.

Открытие ОП и пониженные ставки при УСНО

Организация при наличии филиала или представительства не может применять упрощенку <20>. Поэтому если не хотите потерять право на применение УСНО при открытии обособленного подразделения, то не отражайте этот факт в учредительных документах <21>.

СИТУАЦИЯ 1. Ваша организация на "доходно-расходной" упрощенке создает ОП в другом регионе, где установлена ставка, отличная от той, которая действует в регионе регистрации вашей компании. Тогда вы должны будете рассчитывать налог при УСНО по всей деятельности в целом по ставке, установленной в субъекте РФ, где состоит на учете ваша организация. Ведь даже при наличии ОП компания по месту своего нахождения <22>:

- платит "общий" "упрощенный" налог (авансовые платежи) по итогам своей деятельности, которую ведет и ее головное подразделение, и обособленное;

- представляет одну "общую" налоговую декларацию по УСНО.

То есть место фактического ведения деятельности для определения ставки никакого значения не имеет.

ИЗ АВТОРИТЕТНЫХ ИСТОЧНИКОВ
КОСОЛАПОВ АЛЕКСАНДР ИЛЬИЧ, Минфин России

"Независимо от того, где фактически ведется деятельность - по месту нахождения самой организации или ее ОП, компания, применяющая УСНО с объектом налогообложения "доходы минус расходы", должна рассчитывать налог по ставке "упрощенного" налога, установленной в регионе, где организация состоит на учете <22>".

ВЫВОД
Если в другом субъекте РФ действует более низкая ставка налога при УСНО, то, чтобы рассчитывать налог по ней, вам нужно будет зарегистрировать организацию в этом регионе.

СИТУАЦИЯ 2. Ваша организация на ЕНВД создает ОП в другом муниципальном образовании (не важно, какого субъекта РФ) и хотела бы применять "доходно-расходную" УСНО в отношении деятельности, которая будет вестись в ОП. Это возможно, поскольку совмещать ЕНВД с упрощенкой можно <23>. Но тогда налог при УСНО придется считать опять же по той ставке, которая установлена в регионе регистрации компании, а не ОП.

СИТУАЦИЯ 3. Ваша организация на ЕНВД создает ОП в том же муниципальном образовании, где состоит на учете, и хотела бы применять "доходно-расходную" УСНО в отношении деятельности, которая будет вестись в ОП, поскольку налог при УСНО получается меньше ЕНВД (или по какой-то другой причине). Тогда:

<если> ОП будет вести тот же вид деятельности, что и сама организация, то совмещение режимов для вас будет в принципе невозможно. Ведь совмещение УСНО и ЕНВД на территории одного муниципального образования допустимо только при ведении разных видов деятельности <24>. Следовательно, понадобится либо по всей организации применять вмененку, либо перевести организацию с начала года на УСНО;

<если> ОП будет вести другой вид деятельности, нежели сама организация, то в отношении деятельности ОП можно будет применять "доходно-расходную" УСНО и считать налог по пониженной ставке. Но только с начала следующего календарного года, если, конечно, вы не подавали заявление о переходе на УСНО при регистрации компании <25>.

Не забудьте, что при совмещении режимов вам также придется вести полный раздельный учет - и по доходам, и по расходам <26>.

* * *

Если упрощенец с объектом "доходы минус расходы" в течение календарного года переедет в регион, где установлена другая ставка налога при УСНО (то есть снимется с учета в субъекте РФ, где вел деятельность до переезда, и встанет на учет в другом субъекте РФ, куда переехал), то сумму налога ему нужно будет определять по ставке, действующей в новом регионе <27>. При этом авансовые платежи, уплаченные по прежнему месту нахождения и рассчитанные по другой ставке, учитываются при расчете налога за год. Если же из-за переезда у вас образуется переплата, то ее можно будет зачесть в счет будущих авансовых платежей или вернуть, несмотря на тот факт, что уплачены суммы были по старому месту учета <28>.

--------------------------------

<1> п. 2 ст. 346.20 НК РФ

<2> см., например, ст. 1 Закона Санкт-Петербурга от 05.05.2009 N 185-36; ст. 1 Закона Республики Дагестан от 06.05.2009 N 26

<3> см., например, ст. 1 Закона Калужской области от 18.12.2008 N 501-ОЗ

<4> ч. 1 ст. 11.1 Закона Хабаровского края от 10.11.2005 N 308

<5> п. 2 ч. 2 ст. 8.3 Закона Республики Бурятия от 26.11.2002 N 145-III

<6> см., например, ст. 1 Закона Республики Алтай от 03.07.2009 N 26-РЗ; ст. 1 Закона г. Москвы от 07.10.2009 N 41

<7> п. 2 ст. 1 Закона Архангельской области от 21.11.2011 N 392-26-ОЗ

<8> ч. 1 ст. 1 Закона Кировской области от 30.04.2009 N 366-ЗО

<9> пп. 2, 3 ст. 1 Закона Курской области от 04.05.2010 N 35-ЗКО

<10> п. 1 ст. 1 Закона Пензенской области от 30.06.2009 N 1754-ЗПО

<11> подп. "п" п. 1 ст. 5 Закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ

<12> ст. 1 Закона Мурманской области от 03.03.2009 N 1075-01-ЗМО; пп. 2, 3 ст. 2 Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 30.12.2008 N 166-оз

<13> Письмо Минфина от 13.08.2013 N 03-11-11/32808

<14> Постановление 14 ААС от 07.07.2011 N А13-13553/2010

<15> Письмо Минфина от 02.06.2009 N 03-11-11/96

<16> см., например, подп. "б" п. 1 ч. 1 ст. 1 Закона Удмуртской Республики от 22.12.2010 N 55-РЗ; ч. 2 ст. 1 Закона Рязанской области от 14.11.2011 N 95-ОЗ

<17> Письмо Минфина от 21.10.2013 N 03-11-11/43791

<18> пп. 6, 7 ст. 88 НК РФ

<19> подп. "в" п. 1 ч. 1 ст. 1 Закона Удмуртской Республики от 22.12.2010 N 55-РЗ

<20> подп. 1 п. 3 ст. 346.12 НК РФ

<21> ст. 55 ГК РФ; Письмо Минфина от 20.06.2013 N 03-11-06/2/23305

<22> п. 6 ст. 346.21, п. 1 ст. 346.23 НК РФ

<23> п. 4 ст. 346.12, п. 7 ст. 346.26 НК РФ

<24> п. 4 ст. 346.12, п. 7 ст. 346.26 НК РФ; Письма Минфина от 09.08.2013 N 03-11-11/32275, от 24.07.2013 N 03-11-11/29241

<25> пп. 1, 2 ст. 346.13, п. 1 ст. 346.19 НК РФ

<26> п. 7 ст. 346.26 НК РФ

<27> Письмо Минфина от 09.07.2012 N 03-11-06/2/86

<28> пп. 1, 2 ст. 78 НК РФ

Полный текст статьи читайте в журнале "Главная книга" 2014, N 23

СУБСИДИЯ: ДОХОД МИНУС РАСХОД = 0 (Об учете субсидий, полученных упрощенцами на развитие бизнеса и на открытие своего дела)

Шаронова Е.А.

Есть два вида субсидий, для которых при УСНО установлен льготный порядок налогообложения <1>.

Субсидия - денежная помощь государства организациям и предпринимателям в обмен на соблюдение ими определенных условий.

ВИД 1. Субсидии, полученные в рамках госпрограмм, направленных на снижение напряженности на рынке труда. Это субсидии, которые безработные граждане, пожелавшие начать собственный бизнес, получили от местного центра занятости населения (ЦЗН). Размер субсидии равен годовому максимальному пособию по безработице - 58 800 руб. (4900 руб. x 12 мес.). Если же начинающий бизнесмен может обеспечить работой не только себя, но и других безработных (лиц, состоящих на учете в ЦЗН), тогда он получает от центра занятости дополнительно по 58 800 руб. на каждое созданное рабочее место <2>.

ВИД 2. Субсидии, полученные организациями и предпринимателями в соответствии с Законом о развитии малого и среднего предпринимательства <3>.

Общий принцип учета этих видов субсидий в целях налогообложения одинаков. Разница лишь в периоде времени, в течение которого субсидию надо израсходовать, чтобы не пришлось платить с нее налог при УСНО:

- вид 1 - в течение трех лет;

- вид 2 - в течение двух лет.

Итак, в течение двух (трех) календарных лет со дня получения субсидии она включается в доходы на ту же дату, на которую учитываются расходы, произведенные за счет этой субсидии, и в сумме этих расходов. Например, если всю сумму субсидии вы потратите в первый год, то в этом году вы покажете всю сумму субсидии как доход и одновременно отразите произведенные за счет нее расходы. И в итоге с полученной суммы субсидии налог платить вам не придется <1>.

Кстати, имейте в виду, что если субсидия вида 2 получена в конце первого года (например, в ноябре 2014 г.), то фактически на ее расходование вам отводится уже не 2 года, а только год (2015 г.).

Если к окончанию второго (третьего по субсидии вида 1) календарного года вы потратите не всю сумму субсидии, то именно неизрасходованную часть (а не всю полученную сумму) вам надо будет включить в доходы по состоянию на конец второго (третьего) года <4>.

Однако, если вы получили субсидию вида 1, но нарушили условия ее получения (например, прекратили предпринимательскую деятельность как ИП до истечения годового срока, израсходовали субсидию не на те цели, что были предусмотрены при ее выделении), тогда сумма субсидии в полном объеме отражается в доходах того календарного года, в котором допущено нарушение <5>.

Для льготного налогообложения субсидий важны учет и целевое использование

Доходы в виде субсидии можно учесть в льготном порядке только при условии, что вы ведете учет израсходованных сумм. Об этом прямо сказано в гл. 26.2 НК РФ <6>. Причем не важно, какой объект налогообложения вы выбрали - "доходы минус расходы" или "доходы".

Налоговая служба неоднократно разъясняла, что "доходные" упрощенцы, так же как и упрощенцы с объектом "доходы минус расходы", должны вести учет расходов, произведенных за счет субсидии, все в той же Книге учета доходов и расходов (КУДиР) <7>.

Льготный порядок налогообложения заключается в том, что доход в виде субсидии надо отражать на дату оплаты расходов и в сумме оплаченных расходов <8>. Например, в марте 2014 г. вы получили субсидию вида 2 в сумме 100 000 руб., а в апреле - июне 2014 г. оплатили за счет этой субсидии расходы в сумме 70 000 руб. В этом случае КУДиР вам нужно заполнить так <9>:

- на дату получения субсидии ничего отражать не нужно;

- по мере траты субсидии надо отразить одновременно:

--- в графе 4 "Доходы, учитываемые при исчислении налоговой базы" - доходы на каждую дату отражения расхода (за II квартал - в сумме 70 000 руб.);

--- в графе 5 "Расходы, учитываемые при исчислении налоговой базы" - расходы на каждую дату оплаты (а в итоге за II квартал - на сумму 70 000 руб.).

В результате за полугодие 2014 г. налогооблагаемый доход от полученной субсидии будет равен нулю.

Заполняя так КУДиР, упрощенец с объектом "доходы" как раз показывает, что он ведет учет израсходованных сумм. А значит, он вправе не платить налог с полученной субсидии.

Но несмотря на то что в Книге субсидия показывается и в доходах, и в расходах, в декларацию по УСНО у "доходника" эти суммы не попадут. Когда по окончании 2014 г. он будет заполнять декларацию по УСНО, то в доходах ему надо будет отразить только разницу между графами 4 и 5 Книги (а не доход, указанный в графе 4 Книги) <10>.

А как быть упрощенцу, если за счет субсидии в соответствии с условиями ее предоставления он приобрел товары, работы, услуги, стоимость которых не учитывается в расходах при спецрежиме <11>? Подпадает ли в этом случае субсидия под льготный порядок налогообложения?

ИЗ АВТОРИТЕТНЫХ ИСТОЧНИКОВ
КОСОЛАПОВ АЛЕКСАНДР ИЛЬИЧ - начальник отдела специальных налоговых режимов Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

"Целевой характер использования субсидий не привязан к перечню расходов п. 1 ст. 346.16 НК РФ.

Согласно Порядку заполнения Книги учета доходов и расходов упрощенец с объектом "доходы" в графе 5 отражает фактически произведенные расходы, предусмотренные условиями получения субсидии <12>. Так что если упрощенец с объектом "доходы" израсходовал полученную субсидию в соответствии с целевым назначением, то и в доходах, и в расходах ему нужно показать одну и ту же сумму. Следовательно, налог при УСНО с субсидии платить не нужно.

В аналогичном порядке отражает использованную по целевому назначению субсидию и упрощенец с объектом "доходы за вычетом расходов".

А теперь обратим внимание на некоторые моменты при отражении субсидий.

Вы приобретаете основное средство за счет субсидии

Если вы за счет субсидии купите основное средство, то его стоимость учтете в расходах до конца года равными долями <13>. То есть порядок учета будет такой же, как и при приобретении основных средств за счет собственных денег. Поэтому на последнее число каждого отчетного периода (31.03.2014, 30.06.2014, 30.09.2014, 31.12.2014) часть стоимости основного средства вам надо показать в КУДиР и в доходах, и в расходах. В итоге в году покупки стоимость основного средства будет полностью учтена в расходах, а истраченная на его покупку субсидия - в доходах.

Может получиться так, что вам придется пересчитывать налог при УСНО. Это нужно будет сделать, если основное средство, приобретенное за счет субсидии, вы продадите досрочно <14>:

<если> срок полезного использования ОС составляет 15 лет и меньше, то до истечения трех лет с момента учета его стоимости в расходах при УСНО;

<если> срок полезного использования ОС составляет больше 15 лет, то до истечения 10 лет с момента учета его стоимости в расходах при УСНО.

Тогда стоимость основного средства, учтенную в расходах по "упрощенным" правилам, за весь период его использования нужно пересчитать по "прибыльным" правилам. Вместо полной стоимости ОС в расходах при УСНО следует учесть только амортизацию этого ОС (за период с месяца, следующего за месяцем ввода ОС в эксплуатацию, по месяц его продажи включительно <15>) и амортизационную премию в размере 10% от первоначальной стоимости ОС <16>. В результате досрочной продажи ОС, приобретенного за счет субсидии, вам придется заплатить налог при УСНО со всей выручки от продажи ОС и с субсидии в размере его остаточной стоимости. Поскольку это невыгодно, по возможности постарайтесь основное средство, купленное за счет субсидии, не продавать до истечения вышеуказанных сроков.

Вы продаете товары, приобретенные за счет субсидии

В момент получения от покупателя денег за проданные товары вам нужно отразить в доходах не только всю выручку от реализации товаров, но и сумму субсидии, равную покупной стоимости товаров. А в расходы включить покупную стоимость товаров, приобретенных за счет субсидии <17>.

Пример. Заполнение КУДиР при продаже товаров, приобретенных за счет субсидии

УСЛОВИЕ
25 июля 2014 г. организация получила субсидию в сумме 200 000 руб. В августе на эту сумму закупила товары. Покупателям эти товары реализованы 8 сентября на сумму 250 000 руб.

РЕШЕНИЕ
В этом случае на дату реализации (08.09.2014) в разделе I КУДиР нужно сделать такие записи.

Как видим, в результате получается, что:

- сумма субсидии освобождена от налогообложения, поскольку доходы равны расходам;

- под налогообложение подпадает вся сумма полученной выручки без уменьшения ее на покупную стоимость товаров. Ведь они закуплены за счет субсидии.

Как субсидия влияет на сумму минимального налога

Если по итогам года получен убыток или сумма налога за год меньше чем 1% от суммы доходов, то придется платить минимальный налог <18>. При этом в доходы для расчета 1% вы включаете как выручку от реализации, так и внереализационные доходы, к которым как раз и относится полученная субсидия <19>.

Но в доходы в целях исчисления минимального налога попадет опять-таки не вся полученная субсидия, а только часть, равная:

- оплаченным за ее счет расходам;

- не израсходованной по итогам второго (третьего) года сумме субсидии.

Если же вы получили субсидию вида 1 и при этом нарушили условия ее предоставления, тогда в доход вам придется включить всю сумму полученной субсидии.

* * *

Если вы будете вести учет полученных субсидий и тратить их строго по целевому назначению, тогда у вас не будет никаких проблем. Налог при УСНО с полученной от государства помощи вам платить не придется.

--------------------------------

<1> п. 1 ст. 346.17 НК РФ

<2> подп. "е", "з" п. 1, п. 4 Правил, утв. Постановлением Правительства от 15.12.2012 N 1307; Постановления Правительства от 30.10.2013 N 973, от 09.10.2012 N 1031; Письмо Минздравсоцразвития от 29.06.2009 N 23-3/10/2-5058

<3> ст. 17 Закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ

<4> Письмо ФНС от 30.09.2011 N ЕД-3-3/3235@

<5> Письмо ФНС от 30.09.2011 N ЕД-3-3/3235@

<6> п. 1 ст. 346.17 НК РФ

<7> Письма ФНС от 02.11.2012 N ЕД-4-3/18587@ (п. 1), от 21.06.2011 N ЕД-4-3/9835@

<8> пп. 1, 2 ст. 346.17 НК РФ

<9> пп. 2.4, 2.5 Порядка заполнения Книги, утв. Приказом Минфина от 22.10.2012 N 135н

<10> Письма ФНС от 02.11.2012 N ЕД-4-3/18587@ (п. 1), от 19.08.2010 N ШС-37-3/9373@ (п. 2); Минфина от 21.03.2014 N 03-11-06/2/12461, от 09.07.2012 N 03-11-11/206

<11> п. 1 ст. 346.16 НК РФ

<12> п. 2.5 Порядка заполнения Книги, утв. Приказом Минфина от 22.10.2012 N 135н

<13> подп. 1 п. 1, п. 3 ст. 346.16 НК РФ

<14> п. 3 ст. 346.16 НК РФ

<15> п. 4 ст. 259, п. 5 ст. 259.1 НК РФ

<16> п. 9 ст. 258 НК РФ

<17> Письмо ФНС от 21.06.2011 N ЕД-4-3/9835@

<18> п. 6 ст. 346.18 НК РФ

<19> ст. 250, п. 1 ст. 346.15 НК РФ; Письмо ФНС от 21.06.2011 N ЕД-4-3/9835@

Полный текст статьи читайте в журнале "Главная книга" 2014, N 23

- Обзоры законодательства

- Интернет-версия КонсультантПлюс

- Финансовые консультации

- Подписаться на другие рассылки КонсультантПлюс

Все права защищены © 1997-2014 ЗАО КонсультантПлюс
Тел.: +7 495 956-82-83, +7 495 787-92-92
contact@consultant.ru
www.consultant.ru

Информация предоставлена компанией "Консультант Плюс", являющейся разработчиком одноименных справочных правовых систем. Общероссийская Сеть распространения правовой информации КонсультантПлюс объединяет 300 региональных информационных центров, которые занимаются поставкой систем и передачей информации пользователям в 150 городах России. На специализированном правовом сервере: www.consultant.ru можно получить бесплатный доступ к большому массиву актуальной справочной правовой информации, а также узнать подробнее о программных продуктах и услугах Сети КонсультантПлюс, о ее структуре и деятельности, скачать демонстрационные версии профессиональных систем.

Выпуски за другие дни


В избранное