Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

КонсультантПлюс: по cтраницам "Главной книги" Выпуск от 25.03.2014


"КонсультантПлюс: по cтраницам "Главной книги""

КонсультантПлюс: "горячие" документы
<Письмо> Росприроднадзора от 20.02.2014 N СН-08-02-31/2469 "Об установлении нормативов допустимых сбросов веществ на водосборные площади"

Посмотреть все "горячие" документы

По страницам журнала "Главная книга" от 25.03.2014

Содержание

ФНС ОТВЕТИЛА НА ВОПРОСЫ ПО РЕГИСТРАЦИИ ФИРМ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ

31 января

Суховская М.

Письмо ФНС от 31.01.2014 N СА-4-14/1645@

Налоговая служба обнародовала почти 90 разъяснений, касающихся государственной регистрации юридических лиц и предпринимателей, предписав инспекциям взять на вооружение доведенную позицию.

Мы отобрали самые распространенные, на наш взгляд, вопросы и хотим вас познакомить с ответами на них.

Оформление и подача документов на госрегистрацию

(!) Заполняя от руки заявление о госрегистрации фирмы или ИП, нужно использовать ручку только с черными чернилами <1>. Заявление, заполненное чернилами других цветов (к примеру, синими или фиолетовыми), - уже достаточный повод для отказа в госрегистрации.

(+) Если форма подаваемого заявления многостраничная, то незаполненные листы или страницы листов не нужно включать в состав заявления <2>.

Примечание. Напомним, что не допускается двусторонняя печать заявления и других документов, представляемых при госрегистрации <3>. Также недопустимы в заявлении какие-либо исправления или дописки (приписки) <4>. То есть если при приеме заявления инспектор обнаружит какую-нибудь неточность, то исправить ее на месте не получится. Придется переделывать весь документ.

(!) Код по ОКВЭД, указываемый в заявлении, должен содержать не менее четырех знаков <5>.

(!) Полное и сокращенное наименование организации, содержащее иноязычные заимствования (например, ООО "New project"), нужно заполнять в русской транскрипции (ООО "Нью прожект") <6>.

(+) При регистрации создания юридического лица инспекция не вправе требовать документ, подтверждающий оплату уставного капитала. Перечень подаваемых документов закрытый и расширению не подлежит <7>.

А человек, регистрирующийся как ИП, не должен представлять справку об отсутствии судимости. Если подобные сведения потребуются, инспекция сама запросит их у полицейского ведомства <8>.

Внимание! Если инспекция вынесла решение об отказе в госрегистрации фирмы или ИП, то ни уплаченная госпошлина <9>, ни представленные на регистрацию документы заявителю не возвращаются <10>.

(!) Тот, кто действует по доверенности от лица, регистрируемого в качестве ИП, не может подписать соответствующее заявление о госрегистрации (форма N Р21001). Он может лишь подать от лица будущего ИП комплект регистрационных документов, но при этом подпись "кандидата" в ИП на заявлении должна быть нотариально заверена <11>. А вот если потенциальный ИП лично подает документы на регистрацию, то свою подпись у нотариуса ему заверять не надо, главное - при подаче иметь с собой паспорт <12>.

(+) Если документы на регистрацию были направлены по почте, то узнать, получены ли они инспекцией, можно на сайте ФНС с помощью сервиса "Проверь себя и контрагента" (http://egrul.nalog.ru/). Информация о факте представления документов в регистрирующий орган размещается там не позднее рабочего дня, следующего за днем их получения. Этот же сервис поможет убедиться, что сведения об организации уже внесены в госреестр. Поиск можно вести по наименованию фирмы или по ОГРН/ИНН, если уже существующая компания регистрирует какие-либо изменения.

(!) С 04.07.2013 регистрирующая инспекция не должна выдавать выписку из госреестра одновременно с листом записи ЕГРЮЛ (форма N Р50007 <13>).

Сведения, фигурирующие в ЕГРЮЛ/ЕГРИП

(+) Если в компании сменился директор, то, кроме заявления о внесении изменений в сведения, содержащиеся в ЕГРЮЛ (форма N Р14001), никаких иных документов (в частности, решений, протоколов, приказов о назначении) в регистрирующую инспекцию подавать не надо <14>.

А если решением общего собрания были продлены полномочия директора, сведения о котором уже содержатся в ЕГРЮЛ, уведомлять об этом "регистраторов" не требуется <15>.

(+) Переименование улицы, на которой расположена фирма, - это не повод для внесения изменений в учредительные документы. Хотя если компания желает, то она может это сделать.

(!) В ЕГРЮЛ не могут фигурировать сведения о нескольких лицах, имеющих право действовать от имени ООО без доверенности. Таким правом наделен только единоличный исполнительный орган общества (директор, генеральный директор, президент и др.) <16>.

(!) Чтобы исправить ранее допущенную заявителем ошибку в сведениях, содержащихся в ЕГРЮЛ или ЕГРИП, нужно подать заявление:

- для организаций - по форме N Р14001 <17>;

- для ИП - по форме N Р24001 <18>.

При этом нужно указать государственный регистрационный номер записи, содержащей ошибку.

(!) В выписке из ЕГРЮЛ не указываются сведения о наименовании организации на иностранном языке. Однако эти сведения могут содержаться в учредительных документах компании.

--------------------------------

<1> п. 1.1 Требований (приложение N 20 к Приказу ФНС от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@) (далее - Требования)

<2> п. 1.11 Требований

<3> п. 1.17 Требований

<4> п. 1.10 Требований

<5> п. 1.6 Требований

<6> п. 3 ст. 1473 ГК РФ; подп. 2 п. 1 ст. 3 Закона от 01.06.2005 N 53-ФЗ; подп. "а" п. 1 ст. 5 Закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ (далее - Закон N 129-ФЗ)

<7> п. 4 ст. 9, ст. 12 Закона N 129-ФЗ

<8> подп. "к" п. 1 ст. 22.1 Закона N 129-ФЗ

<9> п. 1 ст. 333.40 НК РФ

<10> п. 3.1 ст. 9 Закона N 129-ФЗ

<11> п. 1.5 ст. 9 Закона N 129-ФЗ

<12> п. 1.2 ст. 9 Закона N 129-ФЗ

<13> приложение N 2 к Приказу ФНС от 13.11.2012 N ММВ-7-6/843@

<14> п. 2 ст. 17 Закона N 129-ФЗ

<15> п. 5 ст. 5 Закона N 129-ФЗ; Письмо ФНС от 21.01.2011 N ПА-3-6/114

<16> п. 1, подп. 1 п. 3 ст. 40 Закона от 08.02.98 N 14-ФЗ

<17> приложение 6 к Приказу ФНС от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@

<18> приложение 14 к Приказу ФНС от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@

Впервые опубликовано в журнале "Главная книга" 2014, N 5

ВСЕГДА ЛИ С ВАС ВЗЫЩУТ ДОЛГИ ПО НАЛОГАМ (Какие процедурные ошибки налоговиков на руку плательщикам)

Овсянникова А.

Если у вас есть долг перед бюджетом, налоговики приложат все усилия, чтобы взыскать его с вас. При этом ситуация, когда фискалы допускают процедурные ошибки при "выбивании" налоговых долгов, не редкость. К примеру, нарушают сроки выставления каких-либо документов или не указывают в документах какую-нибудь обязательную информацию. Давайте разберемся, на чем можно "подловить" налоговиков. Сначала, опираясь на судебную практику, мы расскажем, какие документы можно оспаривать, а уже потом - как это делать.

Вы получили требование об уплате недоимки

На что же обратить внимание?

Требование не содержит обязательной информации

К такой информации относятся следующие сведения <1>:

- сумма недоимки;

- сумма пеней, набежавших на момент выставления требования;

- основания взимания недоимки (со ссылкой на законодательство);

- срок исполнения данного требования;

- последствия его неисполнения.

Если этих сведений нет в требовании <2> и нет отсылки к "послепроверочному" решению, декларации или налоговому уведомлению, то можно говорить о незаконности данного требования <3>.

Кстати, есть еще один важный нюанс, связанный с требованием. Если вы его уже получили, а затем сумма вашей задолженности изменилась (неважно, в сторону уменьшения или увеличения) и налоговики прислали вам еще одно требование, посмотрите, чтобы оно было именно уточненным (в нем должно быть упоминание о первоначальном требовании) <4>. А то фискалы иногда хитрят и вместо уточненного требования выставляют повторное, тем самым искусственно увеличивая сроки, отведенные им для принудительного взыскания задолженности. Обнаружив "подмену" требования, пишите жалобу в УФНС. Ведь, как показывает практика, подобные действия налоговиков есть не что иное, как нарушение прав плательщиков <5>.

Вы получили решение о взыскании долга за счет денег или деньги уже списаны в бесспорном порядке

Здесь обратите внимание на следующие моменты.

Если недоимку по требованию вы не погасили, то налоговикам отводится 2 месяца после истечения срока, указанного в требовании, на принятие решения о взыскании и направление инкассовых поручений в банки, где у вас открыты счета <6>. На основании этих "инкассок" деньги списываются в бесспорном порядке <7>. Копию решения о взыскании налоговики должны вручить вам лично или направить по почте в течение 6 рабочих дней после принятия этого решения <8>.

Так это выглядит в теории, но, как известно, практика часто отличается от теории. И при проведении данной процедуры налоговики совершают ошибки, которые могут послужить поводом для отмены взыскания. Например:

<или> дата решения о взыскании отстоит от даты истечения срока, указанного в требовании, более чем на 2 месяца, то есть решение считается недействительным <8>. К примеру, согласно требованию недоимку вам предлагалось погасить до 20.11.2013, а решение о взыскании датировано 07.02.2014;

<или> решение о взыскании вы получили раньше, чем требование об уплате <9>, или требование вы вообще не получили <10>. То есть вам не предоставили возможности добровольно погасить недоимку;

<или> налоговики пропустили срок направления инкассовых поручений <11>. К сожалению, пропуск срока вы можете обнаружить тогда, когда банк спишет деньги с вашего счета: если требование вы все-таки получили, то вы знаете дату, не позднее которой налоговики должны вынести решение и направить в банк инкассовые поручения. А банк списал деньги с ваших счетов позже этой даты, несмотря на то что средств на счете хватало для погашения недоимки (то есть вашей вины в том, что поручение налоговиков исполнено позже, нет).

Конечно, в этом случае имеет смысл выяснить в банке, кто не прав: сам банк, запоздавший с исполнением, или все-таки налоговики (это будет видно по дате поступления в банк "инкасски" <12>, копию которой вы получите от банка);

<или> налоговики должны были прекратить процедуру взыскания, например, если выставленное ими требование было признано незаконным, но не сделали этого <13>.

А случается и такое: деньги списаны с вашего расчетного счета в бесспорном порядке, а решение о взыскании вы вообще не получали. Это тоже основание для отмены взыскания.

Вы получили решение о взыскании недоимки за счет имущества

Какие же нарушения могут допустить налоговики здесь?

Нарушен срок принятия решения

Решение о взыскании за счет имущества налоговики должны принять в течение года после окончания указанного в требовании срока, отведенного для уплаты недоимки <14>. Пропущенный срок - повод для отмены решения <15>.

Нарушена последовательность действий, связанных со взысканием

Здесь все просто: взыскать сумму недоимки за счет имущества налоговики могут только в случаях, когда <16>:

<или> у вас нет денег на банковских счетах или их недостаточно для погашения недоимки;

<или> у инспекторов нет сведений о ваших банковских счетах.

То есть если в ИФНС есть информация о ваших счетах, то взыскание за счет имущества происходит исключительно после проведения процедуры взыскания за счет денежных средств.

При этом иногда налоговики допускают следующие процедурные ошибки:

<или> выносят решение о взыскании за счет имущества, не принимая перед этим решение о взыскании недоимки за счет денег <17>;

<или> выносят решение о взыскании задолженности за счет имущества налогоплательщика, при этом не приложив всех усилий для взыскания недоимки за счет его денег (например, при наличии информации о счетах плательщика, открытых в нескольких банках, инспекторы направляли "инкасски" только в один банк) <18>;

<или> пытаются сделать все и сразу, то есть взыскать недоимку сразу и за счет денег, и за счет имущества <19>;

<или> выносят решение о взыскании недоимки в период действия обеспечительных мер в виде приостановления "послепроверочного" решения ИФНС <20>. Кстати, это касается не только взыскания за счет имущества, но и взыскания за счет денег.

Примечание. Вы можете попытаться приостановить действие налогового решения путем подачи соответствующего заявления в суд <21>. Если суд пойдет вам навстречу, то период приостановления не будет учитываться в общем сроке, отведенном налоговикам для взыскания недоимки <22>.

Что делать, если вы не согласны с налоговиками

Если вы столкнулись с любой из вышеперечисленных ситуаций и хотите, чтобы требование/решение о взыскании было признано недействительным, напишите соответствующую жалобу в УФНС вашего региона <23>.

Передать жалобу в УФНС нужно через свою ИФНС <24>. Срок для обжалования большой - год с момента получения вами требования/решения о взыскании <25>, но тянуть с представлением жалобы мы не советуем. Ведь тогда практически теряется смысл ее подачи, так как к тому моменту, когда вы "раскачаетесь", налоговики уже завершат процедуру взыскания.

Заявление в суд вы сможете подать, только если:

<или> вас не устроило решение УФНС по вашей жалобе;

<или> вы не получили в срок решение по жалобе. На рассмотрение жалобы отводится 15 рабочих дней со дня ее получения из ИФНС. На передачу вашей жалобы в УФНС у инспекции есть 3 рабочих дня с момента ее подачи <26>. А решение по результатам этого рассмотрения вам должны направить в течение 3 рабочих дней со дня его принятия <27>. Кстати, срок рассмотрения может быть продлен еще максимум на 15 рабочих дней. Поэтому, если вы видите, что все сроки уже прошли, а решение по своей жалобе вы так и не получили, свяжитесь с УФНС и выясните, на какой стадии это решение. Если вам ответят, что оно уже направлено в ваш адрес, попросите номер почтового идентификатора - возможно, УФНС сделало все вовремя, а ожидаемый вами документ просто "задержался" на почте.

На обращение в суд у вас есть 3 месяца <28>:

<или> с даты получения не устроившего вас решения УФНС;

<или> с даты, когда вы должны были получить решение УФНС по вашей жалобе, но не получили.

Имейте в виду, что в случае пропуска сроков для подачи искового заявления/жалобы вам могут их восстановить при наличии уважительных причин <29>. Для этого подайте соответствующее ходатайство в суд или УФНС.

Кстати, налоговики, пропустившие сроки на досудебное взыскание, тоже могут обратиться в суд с заявлением о взыскании:

<или> в течение 6 месяцев после истечения срока уплаты, отраженного в требовании <30>, если пропущен срок вынесения решения о взыскании за счет денег;

<или> в течение 2 лет по истечении срока, обозначенного в требовании <31>, если пропущен срок вынесения решения о взыскании за счет имущества.

При опоздании с подачей заявления в суд у налоговиков останется только одна возможность взыскать с вас недоимку - обратиться в суд с ходатайством о восстановлении срока подачи данного заявления <32>. Правда, в этом случае им придется доказать суду, что причина пропуска была уважительной.

* * *

Если налоговики нарушат срок направления требования на уплату недоимки, то данный факт вы тоже можете отразить в своей жалобе. Правда, это имеет смысл делать лишь при наличии других процедурных нарушений при взыскании. Ведь, если нарушен срок направления требования, но при этом соблюдены общие сроки, отведенные на взыскание, УФНС/суд, скорее всего, будет не на вашей стороне <33>.

Примечание. Требование вам должны направить <34>:

<если> недоимка образовалась в результате доначислений по итогам проверки - в течение 20 рабочих дней со дня вступления в силу "проверочного" решения;

<если> недоимка выявлена по текущим платежам - в течение 3 месяцев с момента обнаружения этой недоимки. При этом, как отметил Пленум ВАС, днем выявления недоимки считается <35>:

<если> декларация представлена вовремя - день, следующий за днем наступления срока уплаты налога;

<если> декларация представлена с нарушением срока - день, следующий за днем представления этой декларации. А вот в ситуациях, когда декларация сдана с просрочкой, но срок уплаты еще не наступил, логично предположить, что днем выявления недоимки будет считаться все-таки день, следующий за днем, установленным для уплаты налога;

<если> требование выставляется на уплату пени - в течение 3 месяцев <36>:

<или> со дня погашения недоимки по налогу (при погашении всей задолженности сразу);

<или> со дня погашения последней части долга (при уплате частями).

Правда, если сумма налогового долга меньше 500 руб., то на направление требования налоговикам отводится год с момента обнаружения недоимки <37>. Это правило действует недавно <38>. Его ввели для того, чтобы налоговики в первую очередь "отрабатывали" более крупные суммы задолженности, но при этом не забывали и про мелких должников.

--------------------------------

<1> п. 4 ст. 69 НК РФ

<2> приложение N 2 к Приказу ФНС от 03.10.2012 N ММВ-7-8/662@

<3> п. 52 Постановления Пленума ВАС от 30.07.2013 N 57 (далее - Постановление N 57); см., например, Постановление ФАС ВСО от 02.11.2011 N А19-254/11

<4> ст. 71 НК РФ

<5> см., например, Постановления ФАС ЦО от 08.02.2013 N А68-6724/2012; ФАС СКО от 23.07.2013 N А53-23985/2012; ФАС УО от 07.08.2012 N Ф09-6724/12

<6> пп. 2, 3 ст. 46 НК РФ; приложение N 4 к Приказу ФНС от 03.10.2012 N ММВ-7-8/662@

<7> п. 4 ст. 46 НК РФ

<8> п. 3 ст. 46 НК РФ

<9> см., например, Постановление ФАС УО от 03.10.2013 N Ф09-10180/13

<10> см., например, Постановления ФАС ЦО от 26.07.2011 N А35-9210/2010; ФАС УО от 25.03.2011 N Ф09-1310/11-С3; ФАС МО от 20.01.2011 N КА-А41/17022-10

<11> см., например, Постановления ФАС МО от 25.11.2011 N А41-6146/11; ФАС УО от 14.05.2013 N Ф09-2728/13

<12> приложение N 4 к Положению ЦБ от 19.06.2012 N 383-П

<13> см., например, Постановление ФАС ЦО от 18.03.2011 N А54-4430/2009С5

<14> п. 1 ст. 47 НК РФ

<15> см., например, Постановление ФАС СКО от 11.05.2012 N А32-15879/2011

<16> п. 7 ст. 46, ст. 47 НК РФ

<17> см., например, Постановления Президиума ВАС от 29.11.2011 N 7551/11, от 05.02.2013 N 11254/12; ФАС МО от 04.06.2012 N А40-101667/11-140-430

<18> см., например, Постановления ФАС ЦО от 05.05.2011 N А48-3847/2010; ФАС УО от 17.03.2011 N Ф09-1180/11-С3; ФАС ВСО от 10.09.2013 N А19-1319/2013

<19> см., например, Постановление ФАС ЦО от 07.06.2011 N А68-9542/07-420/13

<20> см., например, Постановления ФАС ЗСО от 20.09.2013 N А27-2870/2012; ФАС УО от 31.01.2010 N Ф09-11648/10-С3; ФАС ВСО от 12.01.2011 N А19-29315/09

<21> статьи 90, 91 АПК РФ

<22> п. 76 Постановления N 57

<23> п. 2 ст. 138 НК РФ

<24> п. 1 ст. 139 НК РФ

<25> п. 2 ст. 139 НК РФ

<26> п. 1 ст. 139 НК РФ

<27> п. 6 ст. 140 НК РФ

<28> п. 4 ст. 198 АПК РФ

<29> п. 4 ст. 198 АПК РФ; п. 2 ст. 139 НК РФ

<30> п. 3 ст. 46 НК РФ

<31> п. 1 ст. 47 НК РФ

<32> п. 3 ст. 46, п. 1 ст. 47 НК РФ

<33> см., например, Постановление Президиума ВАС от 01.11.2011 N 8330/11; п. 31 Постановления N 57

<34> пп. 1, 6 ст. 69, пп. 1, 2 ст. 70 НК РФ

<35> п. 50 Постановления N 57

<36> п. 1 ст. 70 НК РФ; п. 51 Постановления N 57

<37> п. 1 ст. 70 НК РФ

<38> подп. "а" п. 17 ст. 1 Закона от 23.07.2013 N 248-ФЗ

Впервые опубликовано в журнале "Главная книга" 2014, N 5

ПФР УТОЧНИЛ, КАК НАЧИСЛЯТЬ ВЗНОСЫ ЗА "ВРЕДНИКОВ"

30 декабря

Шаронова Е.

Письмо ПФР от 30.12.2013 N НП-30-26/20622 (далее - Письмо)

ПФР выпустил Письмо, в котором разъяснил неоднозначные нюансы в начислении дополнительных взносов с выплат работникам, имеющим право на досрочный выход на пенсию <1>. На них мы и остановимся.

Ключевым моментом в вопросе, облагать или нет взносами по дополнительным тарифам выплаты, начисленные в конкретном месяце, является занятость работника именно в этом месяце на работах с вредными, тяжелыми и опасными условиями труда. Если доход начислен в месяце, в котором работник был занят на вредных/тяжелых работах, то он облагается дополнительными взносами. При этом не имеет значения <2>:

- за какие периоды эти выплаты начисляются;

- включаются ли эти периоды в специальный стаж для досрочного назначения пенсии.

То есть дополнительными тарифами облагаются, например, начисленная в этом месяце премия за прошлые периоды, в том числе и "невредные", начисленная оплата учебного отпуска (который не включается в стаж для досрочного назначения пенсии) и др.

Кроме того, в Письме рассмотрены и такие ситуации.

1. Учебный отпуск. Если работник весь месяц находился в учебном отпуске (то есть не был занят на вредной и тяжелой работе), то на выплаты, начисленные ему в этом месяце, взносы по дополнительному тарифу начислять не нужно <3>.

2. Полная занятость. Если работник целый месяц был занят на вредных/тяжелых работах <4>, то на все облагаемые выплаты, начисленные ему в этом месяце, надо начислить взносы по соответствующему дополнительному тарифу <5>.

При этом ПФР напомнил, что в льготный стаж включаются периоды получения пособия по временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков <6>. Поэтому если часть месяца работник трудился на вредной/тяжелой работе, а часть месяца, к примеру, болел (либо весь месяц болел), то считается, что весь месяц работник был занят на вредной/тяжелой работе <7>.

3. Частичная занятость. Если работник в течение месяца трудился как на вредной/тяжелой работе, так и на обычной, то взносы по дополнительным тарифам надо исчислить со всех начисленных в этом месяце работнику выплат пропорционально <8>:

<или> количеству рабочих дней, отработанных на вредной работе, если на ней он занят полный день;

<или> количеству часов, отработанных на вредной работе, если на ней он занят неполный рабочий день.

В таком же порядке начисляются взносы, если часть месяца работник был занят на вредной/тяжелой работе, а часть не работал и эти нерабочие периоды (как с сохранением заработка, так и без сохранения) не включаются в стаж для срочного назначения трудовой пенсии по старости. Например, когда работник был в учебном отпуске, брал дополнительные выходные дни по уходу за ребенком-инвалидом, проходил стажировку, брал дни (дополнительно оплачиваемые по коллективному договору) в связи с рождением ребенка, регистрацией брака, на похороны и др. <9>

Кроме того, ПФР уточнил, что при частичной занятости взносы по дополнительным тарифам надо исчислить со всех начисленных в этом месяце работнику выплат пропорционально количеству рабочих дней, приходящихся на период, засчитываемый в льготный стаж. Поэтому если часть месяца работник трудился на обычной работе, а часть месяца находился в отпуске, включаемом в льготный стаж, то дополнительные взносы надо начислить на оплату за рабочие дни этого отпуска <7>.

Примечание. О начислении взносов в ПФР по дополнительным тарифам в различных ситуациях читайте: ГК, 2013, N 17, с. 9; N 14, с. 6; N 11 с. 4.

4. Совместительство. Если работник у одного и того же работодателя занят по основному месту на вредной/тяжелой работе, а по совместительству на обычной работе по отдельному трудовому договору <10>, то взносы по дополнительному тарифу исчисляются со всех начисленных работнику в этом месяце выплат пропорционально количеству часов, отработанных на вредной/тяжелой работе <11>.

Если же дополнительная обычная работа выполняется на основании отдельного гражданско-правового договора, то взносы по дополнительному тарифу на выплаты за работу по этому договору начислять не надо.

Внимание! При частичной занятости на вредной работе в течение месяца рассчитывать дополнительные взносы только с выплат за вредную работу нельзя.

5. Перерасчет. ПФР разъяснил, что в отношении выплат работников, занятых на подземных работах, по которым учет специального стажа (по Списку N 1 или Списку N 2) зависит от времени занятости на этих работах, взносы по дополнительным тарифам надо изначально начислять по повышенному тарифу - 6% <12>. А по окончании расчетного (учетного) периода можно сделать перерасчет взносов на основании расчета времени фактической занятости работника на подземных работах <13>.

6. Одновременная занятость на двух вредных/тяжелых работах по одному трудовому договору. ПФР уточнил, что если работник одновременно занят на работах, указанных и в подп. 1 п. 1, и в подп. 2-18 п. 1 ст. 27 Закона N 212-ФЗ, то со всех облагаемых выплат взносы надо исчислять по наибольшему дополнительному тарифу, например по 6%, а не по 4% <14>.

Кроме того, ПФР привел примеры и других ситуаций, касающихся порядка начисления дополнительных взносов, которые ранее рассматривал Минтруд <15>. Но здесь о них мы говорить не стали, поскольку уже рассказывали об этом.

--------------------------------

<1> ч. 1, 2, 2.1 ст. 58.3 Закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ (далее - Закон N 212-ФЗ); подп. 1-18 п. 1 ст. 27 Закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ; пп. 1, 2, 2.1 ст. 33.2 Закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ

<2> пп. 1, 2 Письма

<3> п. 1 Письма

<4> подп. 1-18 п. 1 ст. 27 Закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ

<5> ч. 1, 2, 2.1 ст. 58.3 Закона N 212-ФЗ

<6> п. 5 Правил, утв. Постановлением Правительства от 11.07.2002 N 516

<7> п. 6 Письма

<8> п. 4 Письма

<9> п. 5 Письма

<10> ст. 60.1 ТК РФ

<11> п. 13 Письма

<12> ч. 1 ст. 58.3 Закона N 212-ФЗ

<13> п. 10 Письма

<14> п. 14 Письма

<15> Письма Минтруда от 23.04.2013 N 17-3/10/2-2309, от 29.04.2013 N 17-3/10/2-2415, от 30.04.2013 N 17-4/727, от 29.05.2013 N 17-3/877, от 29.05.2013 N 17-3/878, от 05.06.2013 N 17-3/10/2-3105

Впервые опубликовано в журнале "Главная книга" 2014, N 4

НЕДОЕДАЛ, НЕДОСЫПАЛ, ПИЛ ТОЛЬКО ЧАЙ... (Как оплачивать сверхурочную и ночную работу в командировке)

Шаповал Е.

Режим работы в командировке определяется содержанием служебного задания командированного работника и может отличаться от режима работодателя. Поэтому есть вероятность, что возникнет сверхурочная и ночная работа. Рассмотрим, нужно ли ее оплачивать и если да, то в каком размере.

Сверхурочная работа

Как правило, работодатель физически не может проверить, сколько времени работник потратил в течение рабочего дня на выполнение служебного задания в командировке. Принимающая сторона может вести такой учет, но не обязана, поскольку не является работодателем. Поэтому в большинстве случаев работодатель, направляя работника в служебную командировку, никаких специальных указаний о режиме работы ему не дает. И работник определяет его для себя самостоятельно. А в табеле учета рабочего времени (за основу можно взять форму N Т-12 или Т-13 <1>), который ведется по месту работы, период командировки, включая выходные, отражается буквенным кодом "К" или цифровым "06" без указания количества отработанных часов <2>.

Вместе с тем в целях выполнения служебного задания работодатель может сделать специальные указания о режиме работы в командировке. В частности, привлечь работника к сверхурочной работе с его согласия (за исключением случаев, когда такое согласие не требуется) <3>.

Внимание! Напомним, что привлекать работника к сверхурочной работе больше чем на 4 часа в течение 2 дней подряд запрещено <4>.

Указание о сверхурочной работе и согласие работника на нее следует отразить в приказе о направлении в командировку (за основу можно взять форму N Т-9). В нем нужно указать количество часов сверхурочной работы и основание для привлечения к такой работе. Кстати, если соответствующий приказ не издавался, но было устное распоряжение кого-либо из руководителей, то работу также следует считать сверхурочной <5>.

Дни привлечения работника к сверхурочной работе нужно отразить в табеле учета рабочего времени наряду с командировкой буквенным кодом "С" или цифровым "04" и указать количество часов сверхурочной работы в соответствии с приказом на командировку.

Такие часы оплачиваются в повышенном размере <6>:

- первые 2 часа в течение дня - не менее чем в полуторном размере;

- последующие 2 часа в течение дня - не менее чем в двойном размере.

Как известно, за время работы в командировке работнику выплачивается средний заработок <7>. В связи с этим возникает вопрос: что является базой для применения повышающих коэффициентов 1,5 и 2 при расчете оплаты за сверхурочную работу в командировке - оклад (тарифная ставка) или средний заработок?

Есть одно судебное решение, когда суд согласился с оплатой сверхурочки исходя из среднего заработка <8>. Но аргументов в пользу такого варианта расчета оплаты суд не приводит.

Учитывая же, что количество сверхурочно отработанного в командировке времени указывается в приказе о командировке, логично оплатить его исходя из оклада (тарифной ставки).

Конкретные размеры такой оплаты за сверхурочную работу могут устанавливаться локальным нормативным актом (например, положением о командировках), коллективным или трудовым договором <9>. Поэтому лучше прописать в них и базу для расчета оплаты за сверхурочную работу в командировке.

Не забудьте также, что за сверхурочную работу вместо повышенной оплаты работнику можно предоставить дополнительный отдых, но не менее времени, отработанного сверхурочно <10>.

При наличии приказа о сверхурочной работе в командировке оплату за нее можно учесть в расходах для целей налогообложения <10>.

ПРЕДУПРЕЖДАЕМ РАБОТНИКА

Сверхурочную работу в командировке оплатят, только если она будет указана в приказе о направлении в командировку.

Работа в ночное время

Работодатель может дать командированному работнику распоряжение о работе и в ночное время <11>. Его тоже надо отразить в приказе на командировку, указав дни и часы, в которые служебное задание должно выполняться в ночное время. В этом случае в табеле учета рабочего времени за эти дни надо указать наряду с кодом "К" или "06" еще и буквенный код "Н" или цифровой "02", а также количество часов работы в ночное время в соответствии с приказом на командировку.

За каждый час работы в командировке в ночное время надо выплатить работнику дополнительно не менее чем 20% от оклада, рассчитанного за час работы (часовой тарифной ставки) <12>.

Такую доплату можно учесть в целях налогообложения прибыли <13>.

* * *

Если работник сообщил, что он трудился в командировке сверхурочно или ночью, но в приказе о командировке нет указания о таком режиме работы, то оплачивать такую работу в повышенном размере вы не обязаны.

-------------------------------

<1> утв. Постановлением Госкомстата от 05.01.2004 N 1

<2> п. 2 Письма Минтруда от 14.02.2013 N 14-2-291

<3> ст. 99 ТК РФ; Письмо Минтруда от 14.11.2013 N 14-2-195

<4> ст. 99 ТК РФ

<5> Письмо Минтруда от 14.11.2013 N 14-2-195

<6> ст. 152 ТК РФ

<7> ст. 167 ТК РФ

<8> Апелляционное определение Тюменского облсуда от 18.04.2012 N 33-1500/2012

<9> ст. 152 ТК РФ

<10> п. 3 ст. 255 НК РФ; Письмо Минфина от 23.05.2013 N 03-03-06/1/18410

<11> ст. 96 ТК РФ

<12> ст. 154 ТК РФ; Постановление Правительства от 22.07.2008 N 554; Письмо Минтруда от 14.11.2013 N 14-2-195

<13> п. 3 ст. 255 НК РФ

Впервые опубликовано в журнале "Главная книга" 2014, N 4

НУЖНО ЛИ В БУХУЧЕТЕ СОЗДАТЬ РЕЗЕРВ ПОД СОМНИТЕЛЬНЫЕ АВАНСЫ

Елина Л.

Не так давно в нашем журнале была опубликована статья, посвященная созданию резерва сомнительных долгов (ГК, 2013, N 21, с. 37). Сейчас мы подробно остановимся на вопросе, нужно ли учитывать при создании данного резерва в бухгалтерском учете авансы, отгрузка по которым не произошла в срок.

Напомним, что в бухучете сомнительной считается дебиторская задолженность, которая не погашена или с высокой степенью вероятности не будет погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена гарантиями <1>. В 2003 г. Минфин считал, что обязательства поставщика, связанные с отгрузкой товаров (выполнением работ или оказанием услуг) в счет полученной им предоплаты, не нужно рассматривать как сомнительную задолженность при создании резерва <2>. Он разъяснял, что в п. 70 Положения <3> речь идет о не исполненных в срок обязательствах по оплате за продукцию, товары, работы, услуги.

Тем, кто создавал резерв и для целей налогообложения, подобный подход был удобен. Ведь при создании аналогичного резерва в налоговом учете можно учитывать только ту задолженность, которая возникла в связи с реализацией товаров, выполнением работ и оказанием услуг <4>.

Вместе с тем есть и другая позиция по данному вопросу. Заметим, что у нее довольно много сторонников.

ИЗ АВТОРИТЕТНЫХ ИСТОЧНИКОВ

СУХАРЕВ ИГОРЬ РОБЕРТОВИЧ - начальник отдела методологии бухгалтерского учета и отчетности Департамента регулирования бухгалтерского учета, финансовой отчетности и аудиторской деятельности Минфина России

"Нынешняя редакция п. 70 Положения <3> не содержит ограничений по созданию резерва по каким-либо отдельным видам дебиторской задолженности.

Из этого можно сделать вывод, что дебиторская задолженность, образованная вследствие перечисления организацией аванса контрагенту, также может быть признана сомнительной.

Кроме того, просрочка поставки свидетельствует о неспособности поставщика ее осуществить.

В таком случае задолженность перестает быть авансовой, поскольку мы уже не ждем поставку, а ждем возврата денег.

Такую задолженность следует переквалифицировать в задолженность по претензиям. При этом ее сумма, возможно, уже не будет равна сумме уплаченного аванса, а будет увеличена на сумму штрафов, пеней, неустоек и уменьшена на те суммы, по которым велика вероятность невозврата. Так что все зависит от конкретной хозяйственной ситуации".

Если вы согласны с такой позицией и решите последовать ей, при создании резерва неизбежно возникнет вопрос, какую сумму аванса учитывать при таком расчете: с НДС или без этого налога. По мнению специалиста Минфина, ответ на него также зависит от конкретной ситуации.

ИЗ АВТОРИТЕТНЫХ ИСТОЧНИКОВ

СУХАРЕВ ИГОРЬ РОБЕРТОВИЧ, Минфин России

"Ответ на вопрос, учитывать задолженность с НДС или без него при создании резерва, зависит от характера задолженности:

<если> мы по-прежнему ждем поставки (поставщик нарушил сроки, но обещал поставку сделать позже в полном объеме), то задолженность остается авансовой и учитывается без НДС;

<если> мы ждем возврата денег, задолженность перестает быть авансовой и должна быть переклассифицирована. И при такой переклассификации мы должны включить в нее сумму НДС, корреспондируя ее с восстановлением вычета НДС по уплаченному авансу".

Как видим, довольно важно в подобных случаях применять профессиональное бухгалтерское суждение.

Согласитесь ли вы с предложенным вариантом действий или нет - дело ваше, главное - обосновать свою позицию. К примеру, вы решите не восстанавливать НДС по "плохому" авансу до тех пор, пока не будет возвращен такой аванс или не будет оформлено какое-либо соглашение с поставщиком, изменяющее условия договора. Ведь НК обязывает восстанавливать вычет с аванса, только когда произошли указанные события <5>.

* * *

Сомнительные авансы ничуть не лучше другой просроченной дебиторской задолженности, по которой надо создавать резерв сомнительных долгов. И их можно включать в сумму создаваемого резерва. Но в учетной политике укажите максимально подробно, как вы формируете данный резерв.

А если суммы "плохих" авансов существенные, то, чтобы пользователям отчетности было понятно, как вы создаете такой резерв в бухучете, отразите это еще и в пояснениях к отчетности.

--------------------------------

<1> п. 70 Положения, утв. Приказом Минфина от 29.07.98 N 34н

<2> Письмо Минфина от 15.10.2003 N 16-00-14-316

<3> утв. Приказом Минфина от 29.07.98 N 34н

<4> п. 1 ст. 266 НК РФ

<5> подп. 3 п. 3 ст. 170 НК РФ

Впервые опубликовано в журнале "Главная книга" 2014, N 4

ОБ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НЕПРАВОМЕРНОЕ УВОЛЬНЕНИЕ

Кофанов Д.

Начать семинар мне хотелось бы с рассмотрения мер ответственности и других негативных последствий, которые грозят работодателю за то, что он неправильно увольняет работников. А затем уже мы перейдем к изучению оснований и процедур увольнения.

Незаконное увольнение, либо увольнение с нарушением прописанной в ТК процедуры, либо просто наличие какого-то конфликта между работодателем и работником могут вызывать недовольство последнего и желание пожаловаться. Жаловаться на работодателя он может как в суд, так и в государственную инспекцию труда - у каждого из этих органов есть свои методы воздействия на работодателей.

Сейчас в КоАП есть только одна статья, по которой наказывают за нарушения законодательства о труде и об охране труда, в том числе за незаконные увольнения работников. Привлекая работодателей к ответственности, трудинспекторы применяют статью 5.27 "Нарушение законодательства о труде и об охране труда" КоАП РФ. Штраф по этой статье, налагаемый на должностное лицо, составляет от 1000 до 5000 рублей, на организацию - от 30 000 до 50 000 рублей.

Теперь надо выяснить, в какие сроки уволенный работник имеет право обратиться с жалобой. В Трудовом кодексе существует статья 392, которая посвящена срокам обращения работника в суд за разрешением индивидуального трудового спора. Эти сроки по спорам об увольнении составляют месяц с момента увольнения, то есть с того момента, когда работник получил на руки приказ об увольнении или трудовую книжку. По остальным трудовым спорам срок - 3 месяца с момента, когда работник узнал или должен был узнать о нарушении своих трудовых прав. Но эти сроки касаются обращения работника именно в суд.

А вот крайних сроков для обращения работников в государственную инспекцию труда не существует. То есть независимо от того, когда человека уволили, у него всегда есть шанс обратиться в инспекцию труда, пусть даже через год или 2 после увольнения - и такие прецеденты бывают. Инспекция труда все равно обязана рассмотреть его заявление и провести соответствующую проверку.

Однако не все так плохо. В 2011 году в Обзоре судебной практики Верховный суд пояснил, что если работник пожаловался в трудинспекцию на незаконное увольнение за пределами срока, установленного частью 1 статьи 392 ТК, то работодатель, решивший оспорить предписание трудинспекции об отмене приказа об увольнении, вправе заявить в суде о применении последствий пропуска работником указанного срока.

Причем для трудинспекции этот срок не действует автоматически - инспекторы не скажут работнику, что не примут от него заявление из-за пропуска срока на оспаривание незаконного увольнения. Они все равно могут вынести предписание об отмене приказа об увольнении. Однако у работодателя с 2011 года появился дополнительный инструмент - возможность заявить в суде, что работник поздно обратился в инспекцию труда за разрешением спора об увольнении. Но заявить об этом в судебном заседании должен сам работодатель, никто другой за него этого делать не будет.

Теперь такой вопрос: может ли инспекция труда сама восстановить человека на работе? В Трудовом кодексе предусмотрена такая процедура, как восстановление человека на работе по решению инспекции труда. Об этом говорится в норме пункта 2 части 1 статьи 83. Выглядит это так - инспекция труда может выдать предписание об отмене приказа об увольнении, которое работодатель обязан исполнить. В свою очередь, отмена приказа об увольнении означает автоматическое восстановление человека на работе.

Когда на место незаконно уволенного уже успели взять нового работника, то его следует уволить по пункту 2 части 1 статьи 83 ТК, если для него не нашлось другой работы или он от нее отказался. Уволенному по этому основанию работнику придется выплатить выходное пособие в размере двухнедельного среднего заработка.

Если же работодатель считает предписание незаконным, например по причине пропуска срока обжалования увольнения, он может в течение 10 дней обжаловать его в суде.

Помимо того что трудинспекция может восстановить человека на работе, она, как я уже говорил, может наказать организацию-работодателя или ее должностное лицо за нарушение законодательства о труде, выразившееся в незаконном увольнении работника, наложив штраф по статье 5.27 КоАП. Вопрос: может ли кадровик с точки зрения применения к нему административной ответственности считаться должностным лицом? То есть можно ли начальника отдела кадров или простого кадровика оштрафовать по этой статье?

Давайте посмотрим, кого КоАП относит к должностным лицам. Это не только руководитель организации, но и другие работники, которые выполняют организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции. Расшифровку того, что понимается под такими функциями, можно встретить в Постановлениях Пленума Верховного суда. Организационно-распорядительные функции - это, в числе прочего, расстановка и подбор кадров. И собственно говоря, если эти функции в установленном порядке возложены на сотрудника отдела персонала, то он может быть наказан как должностное лицо.

Поскольку, как мы выяснили, кадровик для целей применения административной ответственности может считаться должностным лицом, давайте рассмотрим еще часть 2 статьи 5.27 КоАП. Она говорит о том, что если при первой проверке трудинспектор наложил на должностное лицо административный штраф, то аналогичные нарушения, выявленные в течение года при второй проверке, уже могут повлечь дисквалификацию этого лица. Как вы думаете, можно ли дисквалифицировать кадровика?

Напомню, что по тем делам, по которым предусмотрена ответственность в виде дисквалификации, постановление выносит только суд. А трудинспектор, выявивший в ходе проверки правонарушение, за которое предусмотрена ответственность в виде дисквалификации, только составляет протокол и передает документы в суд.

Надо сказать, некоторые специалисты придерживаются мнения, что если в организации будет выявлено повторное нарушение каких-либо норм трудового законодательства и протокол о привлечении к административной ответственности подпишет именно кадровик, то к нему может быть применена дисквалификация. Но последние лет пять я на семинарах в разных регионах России спрашивал слушателей, известны ли им случаи дисквалификации кадровиков, и пока мне про такое никто не рассказал.

И здесь еще возникает вопрос: если дисквалификация кадровика возможна, то какими видами деятельности нельзя заниматься дисквалифицированному кадровику? По моему мнению, дисквалификация в принципе не имеет никакого отношения к специалистам по работе с персоналом. Прочитаем определение дисквалификации: это лишение физического лица права занимать должности в органе управления юрлица, совете директоров, осуществлять деятельность в управлении юрлицом. То есть это запрет на управление организацией в течение определенного срока, и не более того. Теоретически можно дисквалифицировать директора по управлению персоналом, если он входит в совет директоров. Но это означает только то, что директор по персоналу в дальнейшем не сможет быть членом совета директоров, однако он все равно может оставаться директором по персоналу. Так что, с практической точки зрения, дисквалификация кадровика и маловероятна, и бесперспективна.

Полный текст семинара читайте в журнале "Главная книга. Конференц-зал" 2014, N 02

ОБ УВОЛЬНЕНИИ БЕЗВЕСТНО ОТСУТСТВУЮЩЕГО РАБОТНИКА

Кофанов Д.

Почему кадровики боятся увольнять пропавших работников? Так как считают, что, увольняя за прогул человека, который не выходит на работу, они нарушают норму статьи 193 ТК про порядок вынесения дисциплинарного взыскания. Ведь увольнение является одним из видов дисциплинарного взыскания. А по статье 193 ТК, перед тем как уволить человека за прогул, мы должны запросить у него письменное объяснение, почему его не было на работе.

Поэтому давайте сейчас попытаемся выяснить, как такого человека уволить именно за прогул и чем мы при этом рискуем.

Представьте, что отсутствовавший без уважительных причин работник вернулся к вам через полгода, условно в понедельник, прошел на свое рабочее место и начал работать. Когда вы его уволите?

Сначала мы у него запросим объяснение по поводу причин его отсутствия.

Да, запросите объяснение, подождете 2 дня, и если он не представит объяснений, то в четверг с утра оформите все необходимые документы на увольнение. Или в среду вечером, это не принципиально. Таким образом, вы уволите работника максимум через 2 дня после окончания прогула и появления его на работе. Или, если работник оказался честным и сразу пошел не на рабочее место, а в отдел кадров с написанной им объяснительной о том, что он прогуливал, тогда у вас уже будет основание для увольнения работника за прогул в день его появления на работе.

А можно ли уволить человека датой, предшествующей началу прогула? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно понять: в тот день, когда он пишет объяснительную, есть ли у него трудовые отношения с работодателем?

Получается, что работает.

Конечно. Вы же к нему обращаетесь за написанием объяснительной именно как к работнику. Просто как от гражданина РФ вы не можете требовать от него никаких объяснительных. То есть вы, работодатель, обратились к работнику с целью узнать, почему он, собственно говоря, отсутствовал. А значит, уволили вы работника текущей датой, то есть после окончания прогула и подачи им объяснений.

В то же время норма статьи 84.1 ТК, касающаяся выдачи трудовой книжки при увольнении, допускает, что дата увольнения может не совпадать с последним днем работы. И здесь в качестве первого примера такой ситуации приведено увольнение за прогул.

Надо сказать, что причины несовпадения дат в остальных ситуациях, перечисленных в статье 84.1, понятны. Например, в пункте 4 части первой статьи 83 ТК говорится об увольнении в связи с осуждением работника. Приказ об увольнении делаем числом, когда мы узнали про приговор, а в качестве даты увольнения указываем дату вступления в законную силу приговора суда. Но странно, что сюда же законодатель отнес и увольнение по причине прогула. Что же делать?

С одной стороны, есть разъясняющее письмо Роструда, где написано, что при увольнении за прогул днем увольнения будет день, предшествующий первому дню прогула. Однако это письмо Роструда - ненормативный, то есть необязательный, акт. И увольнение прогульщика днем издания приказа об этом не противоречит ТК.

Тем более что практически все суды говорят: если у человека не было уважительных причин отсутствия на работе, то его следует признать уволенным за прогулы при соблюдении процедур, предусмотренных статьей 193 ТК. То есть надо затребовать от работника объяснения. И только после того, как выяснится, что уважительных причин его отсутствия на работе не было, его можно уволить. И здесь как раз кроется то, чего боятся кадровики: они считают, что невозможно получить объяснения от пропавшего работника до того, как тот явится на работу.

Однако Трудовой кодекс не содержит норм о том, что мы должны это объяснение получить. Да, мы должны по статье 193 ТК объяснение затребовать. Но у работника нет обязанности давать объяснение, это его право. То есть мы учитываем, что работник имеет полное право не давать объяснение, будучи предупрежден о том, что непредставление объяснения не является препятствием для вынесения дисциплинарного взыскания.

Каким же образом затребовать от работника эти объяснения, когда его нет на работе? Собственно говоря, как это можно сделать, мы уже обсуждали, когда рассматривали, как работник может уведомить работодателя об отзыве заявления на увольнение по собственному желанию. Точно так же и работодатель может направить работнику по почте уведомление с просьбой дать объяснения. Поскольку предполагается, что работник и работодатель все-таки равные стороны трудовых отношений, тогда если у одной стороны есть какие-то права, то и у другой стороны, на мой взгляд, должны быть аналогичные права.

Ведь в случае с трудовой книжкой мы должны отправить заказное письмо с уведомлением о необходимости явиться за ней. При этом статья 84.1 ТК не требует, чтобы работодатель любыми путями добился того, чтобы работник получил это уведомление, - с работодателя ответственность за задержку с выдачей трудовой книжки снимается с момента отправки уведомления.

То же самое, на мой взгляд, касается сообщения работнику о необходимости представить объяснения о причинах его отсутствия на работе. Единственное, какую ошибку кадровики здесь допускают, это то, что они пишут: "Просим вас явиться для дачи объяснений". То есть они не требуют представить объяснения, а просят человека явиться, а это разные вещи. А вот если в требовании будет написано: "Просим вас представить объяснение по факту вашего отсутствия на рабочем месте с... по...", то это уже требование о даче объяснений.

Понятно, что такие сообщения не всегда доходят до работника. Например, у него мог измениться адрес. И чтобы тот факт, что работник не сообщил вам об изменении своего адреса, был проблемой работника, а не работодателя, в трудовом договоре надо прописать, что работник должен сообщать работодателю обо всех изменениях своего адреса.

Значит, вы считаете, что, если к нам возвращается обратно уведомление по причине отсутствия адресата, мы можем уволить работника?

На мой взгляд, да. И судебная практика это подтверждает. Суды говорят, что если работник не сообщил об изменении своего адреса, то есть не предпринял усилий для получения корреспонденции от работодателя, то это вина работника. Работодатель же в данном случае сделал все возможное для того, чтобы связаться с работником.

Но часто кадровики не ограничиваются отправкой уведомления о даче объяснений. Они идут к работнику домой, проверяя, есть он там или нет, опрашивают его родственников. А ведь нигде в законодательстве не написано, что они должны это делать. И если они этого не сделают, никто ни их, ни фирму не накажет.

Впрочем, есть много дополнительных вещей, которые делают работодатели, чтобы обезопасить себя. Ведь нигде не написано, что в случае прогула мы должны составить акт об отсутствии на рабочем месте. О таком документе в Трудовом кодексе ничего не сказано. Для подтверждения отсутствия работника на рабочем месте теоретически достаточно табеля с соответствующими отметками. Но суды в качестве документа, фиксирующего факт отсутствия работника на работе, хотят видеть соответствующий акт. Причем акт об отсутствии на рабочем месте должен быть составлен комиссионно. А если работник отказался предоставить объяснения своего отсутствия, то в присутствии двух свидетелей должен быть составлен акт об отказе предоставить объяснения с подписями этих свидетелей.

Таким образом, существует достаточно много дополнительных документов, которые работодатели составляют просто для того, чтобы обезопасить себя в случае спора. Чтобы не ходить потом в суд и не доказывать, что составление того или иного документа никаким законодательным актом не предусмотрено. Потому что вне зависимости от того, какое решение вынесет суд, компании не придется тратить время и нести судебные издержки в связи с участием в судебном процессе.

Полный текст семинара читайте в журнале "Главная книга. Конференц-зал" 2014, N 02

О ЗАПОЛНЕНИИ РАЗДЕЛА 6 НОВОЙ ФОРМЫ РСВ-1 И ОБНОВЛЕНИИ ФОРМЫ-4 ФСС

Дыбов А.

Стоит изучить раздел 6 нового расчета по взносам в ПФР, как вы поймете: почти во всем это - хорошо знакомая вам форма СЗВ-6-4 персонифицированной отчетности, ставшая теперь частью общего расчета. Соответственно, количество разделов 6 в нем будет равно количеству работников, получивших от вас хотя бы копейку начиная с 1 января. Если же в этот период выплаты никому не начислялись, раздел 6 в состав расчета не включается. Но это, как мы условились, для действующей организации вряд ли возможно

Теперь взгляните на таблицу.

Заполнение подразделов 6.1-6.8 новой формы РСВ-1 ПФР

Подраздел

Что надо указать

6.1. Сведения о застрахованном лице

Ф.И.О. работника и его СНИЛС

6.2. Отчетный период

Код отчетного периода и календарный год

6.3. Тип корректировки сведений

Знаком "Х" помечается один из трех типов:

- исходная (сведения представляются впервые);

- корректирующая (изменяет ранее поданные сведения);

- отменяющая (полная отмена ранее поданных сведений)

(см. также пояснения к подразделу 6.6)

6.4. Сведения о сумме выплат и иных вознаграждений, начисленных в пользу физического лица

6.7. Сведения о сумме выплат и иных вознаграждений в пользу физического лица, занятого на... видах работ, с которых начислены... взносы по дополнительному тарифу...

Главные отличия от сходных подразделов прежней формы СЗВ-6-4:

- данные отражаются не только за 3 месяца истекшего квартала, но и нарастающим итогом с начала года;

- в подразделе 6.4 выплаты в рамках трудовых отношений и по гражданско-правовым договорам не разделяются, а указываются единой суммой;

- в подразделе 6.4 нужно указать буквенный код категории застрахованного лица; в подразделе 6.7 - код специальной оценки условий труда. Коды содержатся в приложении 2 к Порядку заполнения расчета;

- если в течение 3 месяцев истекшего квартала категория у застрахованного лица или результаты спецоценки менялись, сведения в подразделах 6.4 и 6.7 соответственно отражаются с разбивкой по категориям.

Если за 3 месяца истекшего квартала облагаемые выплаты физлицам не начислялись, подразделы 6.4 - 6.8 не заполняются и в состав раздела 6 не включаются

6.5. Сведения о начисленных страховых взносах

Сумма пенсионных взносов, начисленная по всем тарифам (включая дополнительные) за 3 месяца истекшего квартала, кроме взносов, исчисленных с выплат, которые превысили предельную базу (на 2014 год - 624 000 руб.).

В отличие от формы СЗВ-6-4 уплаченная сумма не отражается

6.6. Информация о корректирующих сведениях

Отчетный период, год и сумма взносов в ПФР, доначисленная в результате корректировки ранее представленных сведений, с разбивкой на пенсионные взносы, относящиеся к выплатам 2014 года и последующих годов, и взносы с выплат за 2010 - 2013 годы.

Подраздел 6.6 может присутствовать только в разделе 6 расчета за период исправления ошибки, в котором подразделах 6.3 помечен как "Исходная". Если корректируемые выплаты были начислены после 01.01.2014, в состав этого расчета также отдельно включаются разделы 6 с пометками в подразделе 6.3 "Корректирующая" или "Отменяющая" (см. пояснения к подразделу 6.3).

Если корректируемые выплаты были начислены до 01.01.2014, вместе с расчетом, в котором заполнен раздел 6.6, необходимо представить корректирующие (отменяющие) сведения персонифицированного учета по старым формам

6.8. Период работы за последние 3 месяца отчетного периода

Полный аналог таблицы из формы СЗВ-6-4.

Все необходимые коды содержатся в приложении 2 к Порядку заполнения Расчета РСВ-1 ПФР

Что осталось сказать о разделе 6 новой формы РСВ-1 ПФР? Заполненные разделы формируются в пачки по 200 штук: с пометкой "Исходная" в подразделе 6.3 - отдельно, с пометкой "Корректирующая" - отдельно и, наконец, с пометкой "Отменяющая" - отдельно. Сводные данные о пачках переносятся в подраздел 2.5 расчета:

- в его таблице 2.5.1 обобщаются сведения об "исходных" пачках;

- в таблице 2.5.2 - информация о "корректирующих" либо "отменяющих" пачках.

Все, расчет РСВ-1 готов к отправке!

Замечу, что, поскольку персонифицированные сведения стали его частью, при заминке с представлением расчета или его непредставлении плательщика накажут дважды. Штрафы составят:

- по статье 46 Закона N 212-ФЗ - 5 процентов от суммы взносов в ПФР и ФФОМС, начисленной за 3 месяца истекшего квартала за каждый полный или неполный месяц просрочки, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1000 рублей;

- по статье 17 Закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ - 5 процентов от суммы взносов в ПФР, начисленной за 3 месяца истекшего квартала, без ограничения верхним пределом.

Если помните, так же обстоят дела с расчетом по форме-4 ФСС, представляемым в соцстрах. Ведь в нем и сведения о взносах на страхование по болезни и в связи с материнством, и сведения о взносах "на травматизм", поэтому опоздание со сдачей расчета чревато двумя штрафами: по Закону N 212-ФЗ, а также по Закону N 125-ФЗ.

К слову, расчет по взносам в ФСС тоже обновился. Несущественные изменения в форму-4 ФСС внесены Приказом Минтруда от 11.02.2014 N 94н. С титульного листа убрали поле для кода ОКАТО, но поле для кода ОКТМО вводить не стали. Добавили таблицу 4.5 для предпринимателей на патенте, не уплачивающих взносы в ФСС. Таблицу 10 скорректировали в связи с заменой с 1 января 2014 года аттестации рабочих мест на их спецоценку. Кроме того, эту таблицу сделали обязательной к представлению в составе расчета по форме-4 ФСС, независимо от того, проводили вы спецоценку и медосмотры работников или нет.

Полный текст семинара читайте в журнале "Главная книга. Конференц-зал" 2014, N 02

О СРОКАХ ПРОВЕДЕНИЯ СПЕЦОЦЕНКИ РАБОЧИХ МЕСТ И ОБ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА СВЯЗАННЫЕ С ЭТИМ НАРУШЕНИЯ

Дыбов А.

Если у вас обычная "офисная" фирма и аттестацией рабочих мест до 2014 года вы не занимались, у вас есть 4 года на то, чтобы провести их спецоценку. В течение этого срока трудинспекция, если вдруг она придет с проверкой, не может оштрафовать вас за отсутствие спецоценки. Правда, в ее власти выдать предписание о проведении внеплановой процедуры, например, если вдруг проверяющим покажется, что вредные факторы на рабочих местах, как говорится, "имеют место быть".

В подвешенном состоянии оказались компании, в штате которых есть "вредники", чьи рабочие места не были аттестованы до 2014 года. Другой вариант - аттестация проводилась, выявила вредные условия труда, но было это больше 5 лет назад. В переходных положениях Закона N 426-ФЗ о таких случаях просто забыли.

Есть только общая норма статьи 8, предполагающая, что спецоценка проводится раз в 5 лет, причем срок отсчитывается со дня утверждения отчета о предыдущей оценке. Но фирмам, о которых идет речь, точку отсчета взять неоткуда. Остается посоветовать им заняться спецоценкой как можно скорее, пока на голову не свалились проверка трудинспекции, а затем и штраф. К тому же, как мы уже сегодня обсуждали, результаты этой процедуры вполне могут освободить организацию от уплаты взносов в ПФР по дополнительным тарифам либо снизить их.

Далее об ответственности за отсутствие спецоценки.

В течение 2014 года будет применяться привычная всем кадровикам часть 1 статьи 5.27 КоАП, по которой за любые нарушения трудового законодательства сейчас штрафуют:

- организацию - на 30 000-50 000 рублей. Альтернатива - приостановление деятельности на срок до 90 суток;

- ее руководителя - на 1000-5000 рублей.

Если же директора накажут, а затем в течение года со дня уплаты им штрафа отсутствие спецоценки проверяющие выявят еще раз, руководителя могут дисквалифицировать на срок от 1 года до 3 лет. Это уже часть 2 статьи 5.27 КоАП.

Однако с 2015 года за непроведение спецоценки или нарушение процедуры станут наказывать куда серьезнее. Штраф для руководителя - 5000-10 000 рублей, для организации - 60 000-80 000 рублей. Правда, попутно появится возможность отделаться предупреждением, чего сейчас нет. За повторное нарушение, связанное со спецоценкой, совершенное в течение года со дня уплаты первого штрафа, санкции будут такими:

- для организации - штраф в сумме от 100 000 до 200 000 руб. либо приостановление деятельности на срок до 90 суток;

- для ее руководителя - штраф в сумме от 30 000 до 40 000 рублей либо дисквалификация на 1-3 года.

Период, в течение которого директор или организация считаются подвергнутыми наказанию (далее - период повторности) и в рамках которого применяются усиленные меры ответственности, начинает исчисляться со дня вступления в силу постановления о привлечении к административной ответственности за первый проступок. Если наказанный его не обжалует, это происходит спустя 10 дней со дня вручения постановления.

Заканчивается период повторности через год со дня уплаты штрафа, даже если деньги перечислены с нарушением срока, установленного КоАП, то есть позже чем спустя 60 дней со дня вступления в силу постановления.

Таким образом, чем дольше руководитель либо фирма не рассчитывается с государством, тем дольше существует опасность санкций за повторное аналогичное нарушение законодательства о труде. Это актуально и для 2015 года.

Полный текст семинара читайте в журнале "Главная книга. Конференц-зал" 2014, N 02

- Обзоры законодательства

- Интернет-версия КонсультантПлюс

- Финансовые консультации

- Подписаться на другие рассылки КонсультантПлюс

Все права защищены © 1997-2014 ЗАО КонсультантПлюс
Тел.: +7 495 956-82-83, +7 495 787-92-92
contact@consultant.ru
www.consultant.ru

Информация предоставлена компанией "Консультант Плюс", являющейся разработчиком одноименных справочных правовых систем. Общероссийская Сеть распространения правовой информации КонсультантПлюс объединяет 300 региональных информационных центров, которые занимаются поставкой систем и передачей информации пользователям в 150 городах России. На специализированном правовом сервере: www.consultant.ru можно получить бесплатный доступ к большому массиву актуальной справочной правовой информации, а также узнать подробнее о программных продуктах и услугах Сети КонсультантПлюс, о ее структуре и деятельности, скачать демонстрационные версии профессиональных систем.

Выпуски за другие дни


В избранное