Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

КонсультантПлюс: по cтраницам "Главной книги" Выпуск от 15.02.2013


"КонсультантПлюс: по cтраницам "Главной книги""

КонсультантПлюс: "горячие" документы
Проект приказа Минэкономразвития России "Об утверждении типовых условий договоров аренды в отношении находящихся в федеральной собственности нежилых помещений, зданий, строений, сооружений, закрепленных за федеральным государственным учреждением, федеральным государственным унитарным предприятием, а также находящихся в казне Российской Федерации"

Посмотреть все "горячие" документы

По страницам журнала "Главная книга" от 15.02.2013

Содержание

"УПРОЩЕННЫЙ" НАЛОГ ЗА 2012 ГОД (Какие моменты нужно учесть при расчете налога при УСНО)

Овсянникова А.В.

Вот и наступил новый год. Пора готовиться к сдаче декларации и уплате налога за прошедший год. Напомним, организациям-упрощенцам нужно отчитаться перед ИФНС и заплатить налог за 2012 г. не позднее 1 апреля, а предпринимателям - не позднее 30 апреля <1>.

Сегодня мы хотим заострить ваше внимание на некоторых нюансах, разобравшись с которыми вы сможете правильно подвести налоговые итоги.

Объект "доходы" и страховые взносы

Исчисленный налог вы можете уменьшить на сумму страховых взносов за 2012 г., уплаченных в 2012 г. <2> Причем организации, а также предприниматели, имеющие работников, могут сократить налог при УСНО за счет уплаченных взносов только на 50%. А вот ИП, у которых нет работников (платят страховые взносы только "за себя"), - полностью, то есть в сумме 17 208,25 руб. (при условии, что вся сумма взносов уплачена в 2012 г.). При этом если у "одинокого" предпринимателя сумма налога равна названной сумме или меньше ее, то, соответственно, налог платить не придется.

Внимание! Если вы уплатили страховые взносы за 2012 г. в январе 2013 г., то на суммы этих взносов вы уменьшаете авансовый платеж по налогу при УСНО за I квартал 2013 г. <3>

У некоторых бухгалтеров возникает вопрос, можно ли на взносы, уплаченные за год, в котором у упрощенца-"доходника" не было доходов, уменьшить налог следующего года. Например, на страховые взносы за "бездоходный" 2011 г. уменьшить налог за 2012 г. Вынуждены огорчить - нет, нельзя <4>.

И тех, кто думает, что при отсутствии доходов, но при наличии уплаченных страховых взносов можно отразить их в декларации по строке 070 (сумма к уменьшению) и вернуть налог из бюджета, тоже ждет разочарование. Таким налогоплательщикам просто не придется платить налог за год.

Объект "доходы минус расходы": расходы есть, доходов нет

Если в прошлом году у вас не было доходов, сформируется убыток, на который можно будет уменьшить налоговую базу по итогам 2013 г. <5>

Но учтите, что на убыток можно уменьшить исключительно годовой налог, а не авансовые платежи в течение года <6>.

Объект "доходы минус расходы": есть убытки прошлых лет

Если в 2011 г. или ранее ваши "упрощенные" расходы превышали доходы, то на этот убыток можно уменьшить базу по налогу при УСНО за 2012 г. <5> Если же сумма убытка превышает налоговую базу, то вы вправе его переносить в течение 10 лет, следующих за годом получения этого убытка.

Внимание! Минимальный налог уплачивается на "свой" КБК: 182 1 05 01050 01 1000 110.

Для расчета размера убытка, уменьшающего базу по налогу при УСНО, вы должны заполнить раздел III Книги учета доходов и расходов <7>. А затем суммы этого убытка нужно отразить по строке 230 декларации <8>.

Объект "доходы минус расходы" и минимальный налог

Уплачивать минимальный налог вы должны в двух ситуациях.

СИТУАЦИЯ 1. Ваши расходы за год превысили ваши доходы или равны им.

СИТУАЦИЯ 2. Налог, рассчитанный в обычном порядке, меньше, чем минимальный налог.

Рассчитывается минимальный налог по следующей формуле <9>:

Минимальный налог

=

Доход за год

x

1%

 Пример. Расчет минимального налога

УСЛОВИЕ

Доходы организации, применяющей УСНО, за 2012 г. составили 100 000 руб., расходы, уменьшающие налоговую базу, - 95 000 руб. Ставка налога в регионе - 15%.

Примечание. Подробнее об иных распространенных ошибках упрощенцев написано: ГК, 2012, N 13, с. 81

РЕШЕНИЕ

Рассчитаем сумму налога в обычном порядке.

(100 000 руб. - 95 000 руб.) х 15% = 750 руб.

1. Рассчитаем сумму минимального налога.

100 000 руб. х 1% = 1000 руб.

2. Сравним полученные результаты.

750 руб. < 1000 руб., то есть налог, рассчитанный в обычном порядке, меньше минимального налога. Следовательно, организация по итогам 2012 г. должна заплатить в бюджет минимальный налог в размере 1000 руб. При этом сумму разницы между уплаченным минимальным налогом и налогом, исчисленным в обычном порядке, можно включить в состав расходов 2013 г. <10>

А если в течение 2012 г. вы уплачивали авансовые платежи по налогу при УСНО, то их сумму можно зачесть в счет уплаты минимального налога <11>. Для этого не забудьте написать заявление о зачете в свою ИФНС <12>.

ПРЕДУПРЕЖДАЕМ РУКОВОДИТЕЛЯ
При "доходно-расходной" УСНО, даже если по итогам года получен убыток, все равно придется заплатить налог в размере 1% от доходов.

***

Как показывает практика налоговых проверок, большинство ошибок упрощенцы допускают именно в тех случаях, о которых мы рассказали в этой статье.


<1> п. 7 ст. 346.21, подп. 1, 2 п. 1 ст. 346.23, п. 7 ст. 6.1 НК РФ

<2> п. 3 ст. 346.21 НК РФ (ред., действ. до 01.01.2013)

<3> подп. 1 п. 3.1 ст. 346.21 НК РФ (введен Законом от 25.06.2012 N 94-ФЗ)

<4> п. 3 ст. 346.21 НК РФ (ред., действ. до 01.01.2013); Письмо Минфина от 05.09.2012 N 03-11-11/269

<5> п. 7 ст. 346.18 НК РФ

<6> п. 7 ст. 346.18, п. 1 ст. 346.19 НК РФ; Письмо ФНС от 14.07.2010 N ШС-37-3/6701@

<7> приложение 1, разд. IV приложения 2 к Приказу Минфина от 31.12.2008 N 154н

<8> утв. Приказом Минфина от 22.06.2009 N 58н

<9> п. 6 ст. 346.18 НК РФ; Письмо ФНС от 14.07.2010 N ШС-37-3/6701@

<10> п. 6 ст. 346.18 НК РФ

<11> Постановление Президиума ВАС от 01.09.2005 N 5767/05

<12> ст. 78 НК РФ

Впервые опубликовано в журнале "Главная книга" 2013, N 02

НЕ ПРИЗНАЛИ СВОИ НАЛОГОВЫЕ РАСХОДЫ: НАДО ЛИ НАЧИСЛЯТЬ НДС "ДЛЯ СОБСТВЕННЫХ НУЖД"? "ДЛЯ СОБСТВЕННЫХ НУЖД"?

Елина Л.А.

Часто те или иные "сомнительные" расходы, к которым любит цепляться налоговая, бухгалтеры предпочитают не учитывать при расчете налога на прибыль. И показывают их только в бухучете. Но и при таком осторожном учете бухгалтерам видится опасность: вдруг придет налоговая и доначислит НДС, обнаружив операции по передаче товаров (выполнению работ или оказанию услуг) для собственных нужд? И надо сказать, что повод для опасений есть: некоторые налоговики именно так и делают. Кто прав, кто не прав - с этим и разберемся.

Когда могут найти "собственные нужды"

НДС облагается передача товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не учитываются для целей налогообложения прибыли (в том числе через амортизационные отчисления) <1>. Позиция Минфина такова, что передача для собственных нужд возникает, только когда:

<или> товары передаются от одного структурного подразделения другому;

<или> одно подразделение выполняет работы (оказывает услуги) для другого подразделения.

Так что если нет передачи чего-либо между структурными подразделениями вашей организации, то и начислять НДС не нужно <2>. Арбитражные суды придерживаются такой же точки зрения <3>. Ну а если в организационной структуре вашей компании вообще не выделены какие-либо подразделения, то и о передаче чего-либо между ними не может быть и речи.

Причем очевидно, что приобретенные на стороне услуги и работы не могут быть переданы для собственных нужд. Ведь "переоказать" услуги или "перевыполнить" работы одним подразделением для другого невозможно физически. Следовательно, если вы не учитываете в расходах стоимость таких работ (услуг), дополнительный объект по НДС точно не возникнет <4>.

Если в расходах учесть было можно, то НДС платить не надо

Учитывая вышесказанное, казалось бы, можно сделать вывод, что НДС на "собственные нужды" придется начислить, если одновременно:

- товары переданы из одного подразделения в другое;

- расходы на их приобретение организация по собственной инициативе (из-за боязни спора с налоговиками) решила не учитывать для целей налогообложения прибыли.

И именно так некоторые налоговые инспекторы и считают.

Однако суды, причем во главе с Высшим арбитражным судом, подобный подход не поддерживают. Они указывают, что если налогоплательщик не воспользовался правом на включение затрат, связанных с передачей товаров (выполнением работ, оказанием услуг) для собственных нужд, в состав расходов для целей налогообложения прибыли, то это не влечет возникновение объекта налогообложения по НДС <5>.

Внимание! ВАС согласился с тем, что не нужно начислять НДС с "неучтенных" расходов.

***

Итак, НДС "для собственных нужд" возникает, только если:

- произошла передача товаров внутри организации от одного структурного подразделения другому либо одно подразделение выполнило работы или услуги для другого;

- затраты на приобретение переданных товаров нельзя учесть в составе расходов, которые уменьшают налог на прибыль. То есть эти расходы не соответствуют условиям, определенным в п. 1 ст. 252 НК РФ.


<1> подп. 2 п. 1 ст. 146 НК РФ

<2> Письмо Минфина от 16.06.2005 N 03-04-11/132

<3> Постановления ФАС ЗСО от 25.06.2012 N А67-3382/2011; ФАС МО от 28.09.2011 N А40-61104/10-116-271, от 13.04.2011 N КА-А40/1689-11

<4> Постановления ФАС МО от 05.04.2011 N КА-А40/1652-11, от 13.04.2011 N КА-А40/1689-11

<5> Постановления Президиума ВАС от 19.06.2012 N 75/12; ФАС ВСО от 30.10.2007 N А33-18423/06-Ф02-8077/07

Впервые опубликовано в журнале "Главная книга" 2013, N 02

ПРОВЕРЯТ ЛИ НАЛОГОВИКИ ЦЕНЫ ПО СДЕЛКАМ ООО И ИП-УЧРЕДИТЕЛЯ

Шаронова Е.А.

Уже год действует новый раздел V.1 части первой НК, посвященный контролю за ценами, применяемыми взаимозависимыми лицами по сделкам, доходы и расходы по которым признаются для целей налогообложения.

Мы уже рассказывали, что с 2012 г. большинство организаций и предпринимателей могут спать спокойно. Их цены на предмет "рыночности" налоговики проверять больше не будут. Под ценовой контроль в основном подпадает очень крупный бизнес (крупнейшие налогоплательщики и холдинги). Да и проверять цены будут не простые инспекторы, а сотрудники самой ФНС <1>.

Тем не менее многих интересует, проверят ли налоговики цены в их конкретной ситуации. Например, в такой: ООО (учредитель и директор которого - один и тот же человек) продавало в 2012 г. товар ИП (тот же самый человек). Являются ли ООО и ИП взаимозависимыми лицами, а их сделки контролируемыми? И если да, то какие документы нужно подавать в налоговую инспекцию и что грозит за их непредставление?

Примечание. О том, какие лица признаются взаимозависимыми, у кого, в каких случаях и как ФНС контролирует цены по заключенным сделкам, читайте: ГК, 2012, N 2, с. 29

ООО и ИП = взаимозависимые лица

По НК взаимозависимыми лицами однозначно (безусловно) признаются:

- организация (ООО) и лицо, осуществляющее полномочия ее единоличного исполнительного органа (директор) <2>;

- организация (ООО) и гражданин, в том числе ИП, если его доля в уставном капитале организации составляет более 25% <3>.

Поскольку в рассматриваемой ситуации предприниматель одновременно является и директором ООО, то они признаются взаимозависимыми лицами независимо от величины его доли в ее уставном капитале.

Сделки между взаимозависимыми лицами /= контролируемые сделки

Однако контролируемыми являются не все сделки, совершенные между взаимозависимыми лицами, а только те, что отвечают определенным условиям <4>. Так, сделки между ИП и ООО будут контролируемыми, если <5>:

<или> оба применяют общий режим налогообложения (ОСНО) и доходы по всем сделкам между ними, полученные как ИП, так и ООО за весь 2012 г., превысили 3 млрд руб. (по сделкам, совершенным в 2013 г., ценовой порог - 2 млрд руб.) <6>;

<или> одна из сторон сделки - плательщик НДПИ, предмет сделки - добытое полезное ископаемое, облагаемое НДПИ по процентной ставке, и сумма доходов по таким сделкам за год превысит 60 млн руб. <7>;

<или> одна из сторон сделки применяет ОСНО, а другая - УСНО и сумма доходов по сделкам за год превысит 60 млн руб. <8>;

<или> одна из сторон сделки применяет ОСНО, а другая - плательщик ЕСХН или ЕНВД (сделка заключена в рамках "вмененной" деятельности) и сумма доходов по таким сделкам за год превысит 100 млн руб. <9>

Заметим, что при определении стоимостного лимита для признания сделок контролируемыми надо суммировать только доходы, учитываемые для целей налогообложения. Это значит, что доходы, поименованные в ст. 251 НК РФ, в расчете не участвуют <10>. Причем учитывается совокупный доход по всем сделкам, а не доход, полученный лишь одной стороной <10>. При этом доход определяется без учета НДС <11>.

Но даже и по контролируемым сделкам ФНС должна проверять правильность применения цен в отношении только четырех налогов <12>:

- налога на прибыль;

- НДФЛ по предпринимательской деятельности;

- НДПИ;

- НДС, если другая сторона сделки - организация или предприниматель - неплательщик НДС или освобождена от исполнения обязанностей плательщика НДС.

А это означает, что, если и ООО, и ИП применяют упрощенку, ФНС сделки между ними контролировать вообще не может.

Примечание. С 01.01.2012 контролируют только внешнеэкономические сделки и сделки между взаимозависимыми лицами <13>. А вот бартерные сделки и сделки, цены которых отклоняются более чем на 20% от ваших обычных цен, сами по себе для налоговых органов интереса представлять не будут. Цены же, применяемые в сделках невзаимозависимыми лицами, а также доходы (прибыль, выручка), получаемые этими лицами, заведомо признаются рыночными <14>.

В то же время в своих разъяснениях контролирующие органы открыто говорят, что они будут проверять цены даже по сделкам, не являющимся контролируемыми, если заподозрят, что налогоплательщик манипулирует этими ценами в целях уклонения от налогов и получения необоснованной налоговой выгоды <15>.

То есть если проверяющие вас инспекторы ИФНС увидят, что цены по сделкам по продаже товаров между ООО и ИП значительно ниже (или выше) цен, указанных в договорах с невзаимозависимыми контрагентами, то они будут проверять их на "рыночность". Но даже и в этом случае для доказывания необоснованной налоговой выгоды по сделкам между ООО и ИП им нужно сопоставлять цены сделки с рыночной ценой, которая определяется по правилам новой гл. 14.3 НК РФ. И хотя дело это довольно муторное, при желании налоговики вполне могут этим заняться. Причем если они доначислят, исходя из рыночных цен, какие-то налоги по сделкам, не являющимся контролируемыми, то, скорее всего, именно ИП или ООО придется идти в суд и доказывать, что налоговики в принципе не могут доначислять налоги по таким сделкам. А что скажет суд - пока неизвестно.

О контролируемых сделках надо уведомить ИФНС

Если по итогам 2012 г. сделки между ООО и ИП все же будут признаваться контролируемыми, то каждому из них нужно будет отправить в свою налоговую инспекцию уведомление о контролируемых сделках по утвержденной ФНС форме <16>. Сделать это нужно не позднее 20.05.2013 <17>.

Но для 2012 г. установлены переходные положения. В 2013 г. уведомление нужно подать только в том случае, если сумма доходов по всем контролируемым сделкам, совершенным налогоплательщиком в 2012 г. с одним контрагентом (в нашем случае между ООО и ИП), превысила 100 млн руб. <18> Это значит, что если одна из сторон сделки применяет ОСНО, а другая - УСНО и сумма доходов по сделкам за год превысила 60 млн руб., но не превысила 100 млн руб., то уведомлять о них инспекцию не нужно.

За несвоевременное уведомление о контролируемых сделках, а также за представление уведомления, содержащего недостоверные сведения, вас могут оштрафовать на 5000 руб. <19>

***

Среднестатистические налогоплательщики вряд ли достигнут лимита, который позволит признать их сделки контролируемыми. Но чтобы вообще исключить возникновение у налоговиков ненужного интереса к вашим сделкам, не устанавливайте слишком низкие или слишком высокие цены в договорах между взаимозависимыми лицами.


<1> п. 2 ст. 105.3 НК РФ

<2> подп. 7 п. 2 ст. 105.1 НК РФ

<3> подп. 2 п. 2 ст. 105.1 НК РФ

<4> ст. 105.14 НК РФ

<5> п. 9 ст. 105.14 НК РФ

<6> подп. 1 п. 2 ст. 105.14 НК РФ; п. 3 ст. 4 Закона от 18.07.2011 N 227-ФЗ; Письмо Минфина от 28.08.2012 N 03-01-18/6-109

<7> подп. 2 п. 2, п. 3 ст. 105.14 НК РФ

<8> подп. 4 п. 2, п. 3 ст. 105.14 НК РФ

<9> подп. 3 п. 2, п. 3 ст. 105.14 НК РФ

<10> п. 9 ст. 105.14 НК РФ

<11> п. 9 ст. 105.14, п. 1 ст. 248 НК РФ

<12> п. 4 ст. 105.3 НК РФ

<13> п. 1 ст. 105.14 НК РФ

<14> п. 1 ст. 105.3 НК РФ

<15> Письма ФНС от 02.11.2012 N ЕД-4-3/18615; Минфина от 26.10.2012 N 03-01-18/8-149

<16> приложение N 1 к Приказу ФНС от 27.07.2012 N ММВ-7-13/524@

<17> п. 2 ст. 105.16 НК РФ

<18> п. 7 ст. 4 Закона от 18.07.2011 N 227-ФЗ

<19> ст. 129.4 НК РФ

Впервые опубликовано в журнале "Главная книга" 2013, N 02

АРЕНДУЕМ НЕДВИЖИМОСТЬ У ФИЗЛИЦА: ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ БУХГАЛТЕРУ

Суховская М.Г.

Тот факт, что нежилое помещение арендуется у "физика"-собственника (не являющегося предпринимателем), зачастую приводит в замешательство бухгалтеров фирм-арендаторов. Разберем основные вопросы, которые возникают в такой ситуации.

Договор аренды помещения с физлицом какой-то особенный?

Самый что ни на есть обычный. Не забудьте прописать в договоре:

- данные, позволяющие точно идентифицировать арендуемое помещение, в частности его точный адрес, месторасположение в здании (этаж, номер комнаты), а также площадь помещения <1>;

- размер, порядок и сроки внесения арендной платы <2>. При этом про НДС упоминать не надо. Ведь "физик"-непредприниматель не является плательщиком этого налога, следовательно, НДС в арендную плату не входит.

Без этих условий договор аренды будет считаться незаключенным <3>.

Если вы будете заключать договор после 1 марта 2013 г., то независимо от того, на какой срок он заключается, регистрировать его в территориальном органе Росреестра не нужно <4>. Что касается договоров аренды, подписанных до указанной даты, то их не придется регистрировать, если они заключены <5>:

<или> на срок менее 1 года;

<или> вообще без указания конкретного срока. В этом случае договор считается заключенным на неопределенное время.

СОВЕТ

Перед тем как подписать договор аренды с физлицом, имеет смысл убедиться в том, что:

- именно он является собственником сдаваемого помещения;

- помещение имеет статус нежилого. Ведь налоговики при проверке могут исключить из "прибыльных" расходов компании платежи за аренду жилого помещения, если оно используется не по назначению <6>.

Для этого попросите будущего арендодателя показать вам свидетельство о собственности на сдаваемое помещение, а еще лучше - свежую выписку из ЕГРП <7>. Так вы точно будете знать, что недвижимость принадлежит именно ему.

Может ли фирма оплачивать аренду физлицу наличными?

Да, вполне. В этом случае арендодателю "наличная" арендная плата передается после предъявления им паспорта через кассу организации по расходному кассовому ордеру (форма N КО-2). Лимит расчетов наличными (100 000 руб. по одному договору) на расчеты между организациями и гражданами не распространяется <8>.

Но конечно же, организации удобнее перечислять арендную плату безналично. Поэтому имеет смысл убедить гражданина-арендодателя открыть какой- нибудь счет, хотя бы завести сберкнижку. Ведь это минутное дело.

СОВЕТУЕМ ФИЗЛИЦУ-АРЕНДОДАТЕЛЮ
Перед открытием какого-либо счета в банке гражданину имеет смысл поинтересоваться, какова будет комиссия за снятие денег, поступивших к нему от организаций. В некоторых банках ее размер довольно велик.

Как без лишних проблем учесть в расходах коммунальные услуги?

Для этого нужно, чтобы коммуналка была включена в состав арендной платы. Это можно оформить двумя способами.

СПОСОБ 1. Коммунальные платежи - невыделенная (фиксированная) часть арендной платы. В этом случае условие о размере платы формулируется в договоре примерно так:

+------------------------------------------------------------------------+
|"Арендная плата устанавливается в размере ___  руб.  и  включает        |
|стоимость потребляемых Арендатором коммунальных услуг".                 |
+------------------------------------------------------------------------+

 

Однако этот вариант может не устроить арендодателя. Ведь величина коммуналки зависит от объема фактического потребления воды, электроэнергии и других ресурсов. Соответственно, предугадать эти расходы заранее нельзя. А корректировать размер арендной платы по общему правилу можно не чаще одного раза в год <9>.

СПОСОБ 2. Коммунальные платежи - это переменная часть арендной платы. Тогда условие об арендной плате может звучать, к примеру, так:

+------------------------------------------------------------------------+
|"Арендная плата устанавливается в  виде  фиксированной  части  в        |
|размере _______ руб. за  месяц  и  переменной  части  в  размере        |
|стоимости коммунальных услуг, потребленных Арендатором  за  этот        |
|период. Сумма переменной части определяется по  данным  приборов        |
|учета,  установленных  в  арендуемом  помещении,  а   также   на        |
|основании счетов коммунальных служб и оплачивается на  основании        |
|предъявленных  Арендодателем  копий   счетов   за   коммунальные        |
|услуги".                                                                |
+------------------------------------------------------------------------+

 

При таком варианте изменение общей величины арендных платежей не будет считаться изменением арендной платы <10>.

И при одном, и при другом способе вся сумма арендной платы (как фиксированная, так и переменная) является оплатой услуг арендодателя по предоставлению помещения в аренду. Поэтому организация (в том числе применяющая упрощенку) может полностью учесть арендную плату в расходах <11>.

Является ли фирма налоговым агентом по НДФЛ при оплате аренды физлицу?

Да. С выплаченной арендной платы организация должна исчислять, удерживать и перечислять НДФЛ, также необходимо завести на арендодателя карточку учета доходов и подавать на него справки 2-НДФЛ <12>.

Перекладывать обязанность по уплате НДФЛ на гражданина вы не вправе <13>. Условие договора (или дополнительного соглашения к нему), согласно которому эта обязанность возлагается на физлицо, будет считаться ничтожным <14>.

И еще: профессиональный налоговый вычет по доходам от аренды помещения физлицу не положен <15>.

Если фирма арендует помещение у своего же директора, можно ли установить минимальную арендную плату?

Можно. Хотя организация и ее директор признаются взаимозависимыми лицами <16>, бояться ни тому, ни другому нечего. Во-первых, эта сделка вряд ли попадет в разряд контролируемых по стоимостному критерию, ведь он поистине гигантский <17>. Во-вторых, даже если сделка вдруг окажется контролируемой, налоговики не смогут доначислить:

- НДФЛ директору, поскольку он не зарегистрирован как ИП <18>;

- налог на прибыль компании, ведь она никоим образом не завышает свои расходы <18>.

***

В заключение хотим напомнить вот о чем. Если физлицо-арендодатель через какое-то время зарегистрируется в качестве ИП, то вам не нужно будет больше удерживать НДФЛ <19>. Однако о своем новом статусе арендодатель должен сообщить вам сам - вы следить за этим не обязаны.


<1> п. 3 ст. 607 ГК РФ

<2> пп. 1, 2 ст. 614, п. 1 ст. 654 ГК РФ

<3> п. 1 ст. 654 ГК РФ; Постановления ФАС ДВО от 17.02.2012 N Ф03-6929/2011; ФАС ВСО от 10.04.2012 N А58-4042/2011

<4> пп. 1, 8 ст. 2 Закона от 30.12.2012 N 302-ФЗ

<5> п. 2 ст. 609, п. 2 ст. 651 ГК РФ; пп. 10, 11 Информационного письма Президиума ВАС от 16.02.2001 N 59

<6> Письмо Минфина от 14.02.2008 N 03-03-06/1/93

<7> приложение N 11 к Приказу Минэкономразвития от 01.09.2011 N 440; п. 3 ст. 7 Закона от 21.07.97 N 122-ФЗ

<8>Указание ЦБ от 20.06.2007 N 1843-У

<9> п. 3 ст. 614 ГК РФ

<10> п. 11 Информационного письма Президиума ВАС от 11.01.2002 N 66

<11> подп. 10 п. 1 ст. 264, подп. 4 п. 1 ст. 346.16 НК РФ

<12> пп. 1, 2 ст. 226, ст. 230 НК РФ

<13> п. 5 ст. 3 НК РФ

<14> Письма Минфина от 29.04.2011 N 03-04-05/3-314, от 15.07.2010 N 03-04-06/3-148

<15> ст. 221 НК РФ

<16> подп. 7 п. 2 ст. 105.1 НК РФ

<17> п. 3 ст. 4 Закона от 18.07.2011 N 227-ФЗ

<18> подп. 2 п. 4 ст. 105.3 НК РФ

<19> подп. 1 п. 1 ст. 227 НК РФ

Впервые опубликовано в журнале "Главная книга" 2013, N 03

ОШИБОЧНО ПОЛУЧЕННЫЙ АВАНС РЕШИЛИ НЕ ВОЗВРАЩАТЬ: ЧТО С НАЛОГАМИ

Мартынюк Н.А.

Покупатель по ошибке два раза перечислил вам аванс по одному и тому же договору. Для вас это - неосновательное обогащение, то есть деньги, которые вы по закону обязаны покупателю вернуть, даже не дожидаясь от него требования <1>. Однако ваш директор решил ошибку покупателя замять - вдруг тот не заметит - и деньги пока возвращать не стал.

Вам, как бухгалтеру, в такой ситуации остается только правильно учесть поступившие суммы. Посмотрим, надо ли платить НДС со второго, ошибочного аванса и включать его в налоговые доходы. И что делать с налогами, если покупатель когда-нибудь потом все-таки заметит ошибку?

Налоги при получении денег

При получении неосновательного обогащения объекта НДС нет, ведь реализации в счет этих денег не предполагается. С этим согласен и Минфин <2>.

Однако ни акта сверки с покупателем, ни переписки с ним, подтверждающей ошибочность перечисления денег и ваше намерение их вернуть, у вас не будет. Поэтому велик риск, что налоговики при проверке доначислят НДС на полученную сумму, посчитав ее:

<или> связанной с оплатой реализованных по этому договору товаров, особенно если во втором, ошибочном платежном поручении есть ссылка на номер договора <3>;

<или> авансом в счет будущих поставок новых партий товара на условиях этого же договора.

И если спора с налоговиками вы не хотите, то безопаснее все-таки начислить НДС с этих денег как с аванса.

Включать ошибочно полученные деньги в налоговые доходы сразу не нужно. Это следует сделать только по истечении срока исковой давности <4> (3 года с момента перечисления вам денег <5>), если к тому времени покупатель их так и не потребует вернуть. При этом начисленный при их получении авансовый НДС можно будет списать в состав внереализационных расходов <6>. Хотя если это обнаружится при проверке, то для того, чтобы отстоять списание НДС в расходы, скорее всего, придется идти в суд <7>.

Налоги при возврате денег по требованию покупателя

Теперь посмотрим, что будет, если покупатель опомнится и до истечения срока исковой давности потребует деньги обратно.

Если вы начислили НДС как с аванса, его нужно будет "отсторнировать". Ведь в этот момент у вас появляются неоспоримые доказательства того, что эти деньги - ваше неосновательное обогащение и налог был начислен ошибочно.

Для этого данные второго авансового счета-фактуры на ошибочно перечисленные деньги нужно зарегистрировать с минусом:

<или> в дополнительном листе книги продаж за квартал, в котором вы получили деньги. Тогда вы вправе подать уточненку за этот квартал;

<или> в книге продаж за текущий квартал, но только если за квартал получения денег у вас по декларации был НДС к уплате <8>.

И помните, что покупатель вправе потребовать от вас уплаты процентов за все время пользования его деньгами <9>. Их можно учесть во внереализационных расходах как санкции за нарушение долговых обязательств <10>. Хотя это может привести к спору с налоговиками. Однозначной судебной практики по подобным спорам не сложилось: есть решения как в пользу налоговиков <11>, так и в пользу налогоплательщиков <12>.

ПРЕДУПРЕЖДАЕМ РУКОВОДИТЕЛЯ
Если ошибочно полученные деньги не вернуть покупателю по его требованию, то он обратится в суд, наверняка выиграет дело и придется не только выплатить ему проценты, но еще и возместить его судебные издержки.

***

Как видим, решение директора оставить компании нежданно свалившиеся на нее деньги заставит раскошелиться: или на налоги с этой суммы, или на уплату процентов заметившему свою ошибку контрагенту.


<1> п. 1 ст. 1102, ст. 1104 ГК РФ

<2> Письмо Минфина от 02.08.2010 N 03-07-11/329

<3> п. 2 ст. 153, подп. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ

<4> п. 18 ст. 250 НК РФ

<5> п. 1 ст. 200, ст. 196 ГК РФ

<6> подп. 20 п. 1 ст. 265 НК РФ

<7> Письмо Минфина от 10.02.2010 N 03-03-06/1/58; Постановления ФАС СЗО от 24.10.2011 N А42-9052/2010; ФАС МО от 19.03.2012 N А40-75954/11-115-241

<8> п. 1 ст. 54 НК РФ

<9> статьи 395, 1107 ГК РФ

<10> подп. 13 п. 1 ст. 265 НК РФ

<11> Постановление ФАС ВВО от 12.03.2007 N А43-15380/2006-32-601

<12> Постановление ФАС МО от 06.05.2009 N КА-А40/3332-09

Впервые опубликовано в журнале "Главная книга" 2013, N 03

НЕПРАВОМЕРНО ПРИМЕНЯЛИ УПРОЩЕНКУ: МОЖНО ЛИ ИЗБЕЖАТЬ ДОНАЧИСЛЕНИЙ И ШТРАФОВ? ДОНАЧИСЛЕНИЙ И ШТРАФОВ?

Мошкович М.Г.

Налоговики далеко не всегда оперативно реагируют на нарушение условий применения УСНО. Например, на превышение разрешенных размеров доли участия других организаций в уставном капитале, остаточной стоимости основных средств, средней численности работников, дохода либо на наличие филиала. В результате некоторые организации годами применяют упрощенку, не имея на это права.

Когда же тайное становится явным и нарушителей наказывают, они удивляются: "Как же, да ведь в ИФНС давно все знали. И ничего нам не говорили...". Попробуем разобраться, что грозит организации в таком случае и когда действия/бездействие работников ИФНС могут повлиять на ситуацию.

Итак, пойманному "неправильному" упрощенцу доначисляют налоги по общему режиму (НДС, налог на прибыль, налог на имущество) за весь период нарушения (но не более 3 лет), пени и штрафы за просрочку уплаты налогов и подачу деклараций <1>.

(-) Налоги нужно уплатить в любом случае. То, что налоговики "прохлопали" ваше нарушение, от обязанности перейти на общий режим вас не освобождает <2>.

Примечание. Ранее уплаченный "упрощенный" налог можно будет зачесть в счет недоимки по "общережимным" налогам <3>. Что же касается доначисленного НДС, то взыскать его с контрагентов не получится. Ведь когда они рассчитывались с вами, они считали, что вы правомерно применяете УСНО и потому можете не начислять НДС на цену товаров <4>.

(-) Штрафы и пени, скорее всего, тоже придется отдать. Исключением является ситуация, когда вы нарушили условия применения УСНО еще при переходе на спецрежим (к примеру, более 25% уставного капитала принадлежало юрлицу <5>), но налоговый орган все равно выдал вам уведомление о возможности применения УСНО по форме N 26.2-2 <6>.

ВАС рассматривает такое уведомление как письменное разъяснение налогового органа, выполнение которого снимает вину с налогоплательщика <7>. Конечно, при условии, что при переходе на упрощенку вы сообщили о себе достоверные сведения <8>.

(!) Однако актуальным данный аргумент является только для упрощенцев со стажем. Налоговики стали осторожнее и после 13.04.2010 <9> таких уведомлений уже не рассылают. В настоящее время вы можете лишь запросить у инспекции информационное письмо по форме N 26.2-7 <10>. Оно подтвердит, что вы подали заявление о переходе на УСНО и представляете декларации по налогу. Такое письмо вам пригодится, например, для представления контрагентам или в фонды, но индульгенцией от штрафов уже не послужит.

Признание уведомления о возможности применения УСНО письменным разъяснением налоговиков дает основания освободить налогоплательщика и от пеней <11>. Но здесь мнения федеральных судов разошлись: некоторые из них считают нужным снять пени при наличии уведомления <12>, некоторые - нет <13>. Минфин же полагает, что пени взыскивать нужно всегда <14>.

Какие-либо иные действия налоговиков в процессе применения УСНО (прием отчетности у "неправильного" упрощенца, регистрация в реестре филиала или увеличения доли юрлица в уставном капитале <15> и т.д.) от штрафа вас не спасут. Инспекторы, конечно, обязаны следить за соблюдением норм НК <16>, но плохой контроль с вас вины не снимает. Вы можете лишь просить суд принять этот факт в качестве смягчающего ответственность обстоятельства <17>.

***

Если налоговики не заметили ваше нарушение при переходе на упрощенку или в процессе ее применения, не надо радоваться. Оно обнаружится при проверке и обернется для вас огромными суммами доначислений сразу за несколько лет. Возвращайтесь к общему режиму самостоятельно в квартале нарушения и не забудьте направить в ИФНС сообщение по форме N 26.2-2 <10> не позднее 15 дней по окончании этого квартала <18>.


<1> п. 4 ст. 89, статьи 119, 122 НК РФ

<2> Постановление Президиума ВАС от 07.10.2008 N 6159/08

<3> п. 5 ст. 78 НК РФ

<4> Постановление Президиума ВАС от 14.06.2011 N 16970/10

<5> подп. 14 п. 3 ст. 346.12 НК РФ

<6> утв. Приказом МНС от 19.09.2002 N ВГ-3-22/495 (утратил силу)

<7> подп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ; Постановления Президиума ВАС от 07.10.2008 N 6159/08; ФАС ВСО от 11.11.2011 N А10-4848/2010; ФАС ПО от 26.10.2010 N А72-338/2010; ФАС ЗСО от 12.03.2009 N Ф04-761/2009(274-А27-29)

<8> Постановление ФАС МО от 28.03.2012 N А40-60722/10-107-327

<9> Приказ ФНС от 13.04.2010 N ММВ-7-3/182@

<10> утв. Приказом ФНС от 02.11.2012 N ММВ-7-3/829@

<11> п. 8 ст. 75 НК РФ

<12> Постановления ФАС ПО от 18.10.2011 N А72-731/2011; ФАС ЗСО от 17.03.2009 N Ф04-1569/2009(2522-А03-29)

<13> Постановление ФАС СЗО от 07.05.2010 N А42-8932/2009; ФАС СКО от 05.10.2011 N А32-23415/2008

<14> Письмо Минфина от 31.05.2011 N 03-11-06/2/84

<15> подп. "д", "н" п. 1 ст. 5 Закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ

<16> подп. 2 п. 1 ст. 32 НК РФ

<17> подп. 3 п. 1 ст. 112 НК РФ

<18> пп. 4, 5 ст. 346.13 НК РФ

Впервые опубликовано в журнале "Главная книга" 2013, N 03

- Обзоры законодательства

- Интернет-версия КонсультантПлюс

- Финансовые консультации

- Подписаться на другие рассылки КонсультантПлюс

Все права защищены © 1997-2013 ЗАО КонсультантПлюс
Тел.: +7 495 956-82-83, +7 495 787-92-92
contact@consultant.ru
www.consultant.ru

Информация предоставлена компанией "Консультант Плюс", являющейся разработчиком одноименных справочных правовых систем. Общероссийская Сеть распространения правовой информации КонсультантПлюс объединяет 300 региональных информационных центров, которые занимаются поставкой систем и передачей информации пользователям в 150 городах России. На специализированном правовом сервере: www.consultant.ru можно получить бесплатный доступ к большому массиву актуальной справочной правовой информации, а также узнать подробнее о программных продуктах и услугах Сети КонсультантПлюс, о ее структуре и деятельности, скачать демонстрационные версии профессиональных систем.

Выпуски за другие дни


В избранное