Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

КонсультантПлюс: по cтраницам "Главной книги" Выпуск от 21.12.2012


"КонсультантПлюс: по cтраницам "Главной книги""

КонсультантПлюс По страницам журнала "Главная книга"
Выпуск от 21.12.2012

Обзоры законодательства | Интернет-версия КонсультантПлюс | Финансовые консультации | Подписаться

 КонсультантПлюс: "горячие" документы

Проект Федерального закона N 151498-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"


Содержание

УЧИТЫВАЕМ ИМПОРТИРОВАННЫЙ ТОВАР (Налоговый и бухгалтерский учет товаров, ввезенных из-за рубежа)

Полянская В.

Как рассчитать и принять к вычету НДС, уплаченный на таможне при импорте товаров, мы уже рассказывали. Но импортные операции отличаются от сделок внутри страны не только в части расчета и уплаты НДС.

Пересчитываем стоимость ввезенного товара в рубли

При импорте расчеты с поставщиком, как правило, производятся в иностранной валюте. Расчеты в рублях являются скорее исключением.

Если получение товара предшествует его оплате, то стоимость товаров, выраженная в иностранной валюте, пересчитывается в рубли по курсу ЦБ РФ на дату перехода права собственности к импортеру <1>.

Условия перехода права собственности определяются по внешнеторговому контракту. В нем может быть:

<или> прямо указано место и время перехода права собственности на импортный товар к покупателю;

<или> указано, что момент перехода права собственности на товар приравнивается к моменту перехода риска случайной гибели товара согласно правилам "Инкотермс 2010";

<или> указано, правом какой страны (России или страны контрагента) регулируется сделка в целом. Если этого указания нет, то руководствоваться следует правом страны продавца <2>.

Если оплата товара предшествует его получению, то стоимость товара определяется следующим образом <3>:

- стоимость товаров в части авансовых платежей рассчитывается по курсу ЦБ РФ на дату оплаты;

- остальная часть стоимости формируется по курсу ЦБ РФ на дату перехода права собственности.

Бухгалтерский учет импортного товара

Товар нужно отразить в бухучете, когда к организации перешли связанные с ним риски и выгоды. Обычно это происходит одновременно с переходом права собственности на товар. Именно тогда и нужно отразить товары на счете 41. К счету 41 "Товары" можно открыть следующие субсчета:

- "Импортные товары в пути за границей", если товар отгружен, но не прибыл в пункт назначения до конца отчетного периода. Товар приходуется на основании извещений иностранных поставщиков об отгрузке товара;

- "Импортные товары в портах и на складах РФ", если товар прибыл на таможню;

- "Импортные товары по прямым поставкам", если товары отправлены по железнодорожным, авто- и авианакладным международного прямого сообщения;

- "Импортные товары в пути в РФ", если товары пересекли таможенную границу.

Помимо договорной (контрактной) цены, в стоимость товаров также нужно включить сопутствующие затраты:

- транспортные расходы;

- таможенные платежи и сборы;

- прочие расходы, связанные с приобретением и доставкой товаров (страхование, услуги таможенного брокера).

Для сбора информации о стоимости товара можно использовать счет 15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей". В этом случае все сопутствующие расходы собираются на этом счете. А после перехода права собственности на товар его стоимость с учетом сопутствующих расходов списывается в дебет счета 41 "Товары".

Транспортные затраты можно учитывать и отдельно на счете 44 "Расходы на продажу", если закрепить этот вариант в учетной политике <4>. Например, когда ассортимент достаточно широк и включать транспортные затраты непосредственно в стоимость каждого вида товара проблематично.

Организации, которые обычный НДС не платят (спецрежимники или освобожденные от НДС), в стоимость товаров включают также сумму таможенного НДС, уплаченного при его ввозе.

Курсовые разницы, образующиеся при пересчете обязательства перед поставщиком, отражаются как прочие доходы или расходы и в формировании стоимости импортного товара не участвуют <5>. Кредиторская задолженность перед поставщиком переоценивается <6>:

- на конец каждого месяца;

- на дату погашения (частичного погашения) задолженности.

Налоговый учет импортного товара

В общем случае в стоимость приобретения товаров включается только их контрактная цена. Однако в своей учетной политике для целей налогообложения можно закрепить, что в стоимость товаров также будут включены и иные расходы, связанные с приобретением товаров.

При этом стоимость приобретения товаров и расходы на их доставку (если они не включены в стоимость) учитываются как прямые расходы, а все остальные расходы - как косвенные. Прямые расходы на транспортировку товара подлежат обязательному распределению между реализованными товарами и остатками нереализованных товаров <7>.

Курсовые разницы, возникающие при пересчете кредиторки, отражаются в составе внереализационных доходов и расходов <8>. Сумма перечисленной предоплаты не переоценивается <9>.

Пример. Учет импортных товаров, частично оплаченных авансом

УСЛОВИЕ

Организация заключила контракт с итальянской фирмой на поставку товаров на сумму 45 000 евро. Согласно условиям контракта право собственности на товар переходит к покупателю после таможенного оформления. Товар оплачивается следующим образом:

- авансовый платеж - 34% стоимости товара;

- оставшаяся сумма выплачивается в течение месяца с момента приемки товаров.

21.06.2012 перечислен аванс в сумме 15 300 евро (45 000 евро х 34%). Курс ЦБ РФ - 41,2441 руб. за евро.

13.07.2012 (курс ЦБ РФ - 40,0072 руб. за евро):

- оплачены таможенная пошлина в сумме 180 032,40 руб. и таможенный сбор в сумме 5500 руб.;

- уплачен ввозной НДС в сумме 356 464,15 руб.;

- товар прошел таможенное оформление.

13.08.2012 перечислена оставшаяся плата за оборудование - 29 700 евро (45 000 евро - 15 300 евро). Курс ЦБ РФ - 39,1923 руб. за евро.

Курс ЦБ РФ на 31.07.2012 - 39,5527 руб. за евро.

Содержание операции Дт Кт Сумма, руб.
На дату перечисления предоплаты (21.06.2012)
Перечислена предоплата поставщику (15 300 евро х 41,2441 руб/евро) 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" 52 "Валютные счета" 631 034,73
На дату перехода права собственности на товар (дата таможенного оформления - 13.07.2012)
Оплачена таможенная пошлина 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" 51 "Расчетные счета" 180 032,40
Оплачен таможенный сбор 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" 51 "Расчетные счета" 5 500,00
Уплачен ввозной НДС 68 "Расчеты по налогам и сборам" 51 "Расчетные счета" 356 464,15
Отражен уплаченный НДС 19 "НДС по приобретенным ценностям" 68 "Расчеты по налогам и сборам" 356 454,15
Отражена стоимость полученного товара (15 300 евро х 41,2441 руб/евро + 29 700 евро х 41,0072 руб/евро) 41 "Товары" 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" 1 819 248,57
Принят к вычету уплаченный НДС 68 "Расчеты по налогам и сборам" 19 "НДС по приобретенным ценностям" 356 454,15
На конец месяца (31.07.2012)
Отражена положительная курсовая разница по задолженности поставщику (29 700 евро х (40,0072 руб/евро - 39,5527 руб/евро)) 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" 91-1 "Прочие доходы" 13 498,65
На дату перечисления оставшейся оплаты за товар (13.08.2012)
Оплачена поставщику оставшаяся часть стоимости товара (29 700 евро х 39,1923 руб/евро) 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" 52 "Валютные счета" 1 164 011,31
Отражена положительная курсовая разница по задолженности поставщику (29 700 евро х (39,5527 руб/евро - 39,1923 руб/евро)) 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" 91-1 "Прочие доходы" 10 703,88

 

Помимо учета импортного товара, на бухгалтера могут быть возложены и обязанности по оформлению импортной операции в банке (например, оформление паспорта сделки). Об этом - в одном из следующих номеров.


<1> п. 10 ст. 272 НК РФ

<2> ст. 1211 ГК РФ

<3> п. 10 ст. 272 НК РФ; Письма Минфина от 28.10.2010 N 03-03-05/239, от 02.06.2010 N 03-03-06/1/369, от 13.05.2010 N 03-03-06/1-328

<4> п. 13 ПБУ 5/01

<5> пп. 3, 11, 12, 13 ПБУ 3/2006; п. 7 ПБУ 9/99; п. 11 ПБУ 10/99

<6> п. 7 ПБУ 3/2006

<7> ст. 320 НК РФ; Письмо Минфина от 29.05.2007 N 03-03-06/1/335

<8> п. 11 ст. 250, подп. 5 п. 1 ст. 265, подп. 7 п. 4, п. 8 ст. 271, подп. 6 п. 7, п. 10 ст. 272 НК РФ

<9> п. 11 ст. 250, подп. 5 п. 1 ст. 265 НК РФ; Письмо Минфина от 11.08.2011 N 03-03-06/1/474

Впервые опубликовано в журнале "Главная книга" 2012, N 22

КАК ПРАВИЛЬНО ПОЛУЧАТЬ ДЕНЬГИ ОТ ГРАЖДАН ЧЕРЕЗ ПОСРЕДНИКА

Мацепуро Н.

При продаже населению товаров, работ или услуг за наличный расчет продавцы (организации и предприниматели) должны использовать ККТ <1> (если только компания или предприниматель не применяет вмененку <2>). Очевидно, что когда бизнес небольшой и малодоходный, то содержание ККТ обходится в копеечку. Поэтому некоторые продавцы пытаются придумать способ работать без нее. Например, договариваются с соседней торговой точкой, чтобы та принимала оплату от их покупателей, а затем перечисляла эти деньги продавцам на их обычные банковские счета. При этом товар (работу, услугу) граждане получают непосредственно от самого продавца. Однако такой способ расчетов в случае проверки налоговыми инспекторами чреват штрафом.

С какими посредниками можно работать

Законодательство предъявляет определенные требования к посреднической деятельности по приему платежей от граждан за товары (работы, услуги) в пользу организаций и предпринимателей. Так, ею могут заниматься только платежные агенты <3>:

- операторы - организации, непосредственно заключившие договор с продавцом на прием платежей от физлиц в его пользу;

- субагенты - организации или предприниматели, привлеченные оператором для приема платежей от физлиц в пользу продавца.

При этом платежные агенты должны соблюдать следующие условия.

Условия ведения деятельности Платежный агент
Оператор Субагент
Постановка на учет в Росфинмониторинге и согласование с ним правил внутреннего контроля в целях исполнения положений Закона о противодействии легализации (отмыванию) преступных доходов <4> Требуется Не требуется
Наличие специального счета, то есть счета, который используется лишь для зачисления наличных средств, поступивших от физлиц, и расчетов с продавцом или оператором (по банковским правилам это счет N 40821 "Специальный банковский счет платежного агента, банковского платежного агента (субагента), поставщика") <5> Требуется
Применение ККТ при приеме платежей от физлиц <6>
Проведение идентификации физлица, если сумма платежа превышает 15 тыс. руб. <7> Не вправе принимать такие платежи

 

Примечание. Актуального списка операторов пока в общем доступе нет. Есть лишь список по состоянию на 24.03.2010, который рекомендовала использовать в работе налоговым органам ФНС <8>. Но, возможно, в скором времени она его обновит.

Как работать с операторами

Продавец, привлекающий оператора для приема денег от покупателей-физлиц, должен:

- заключить с ним договор о порядке ведения деятельности по приему платежей от физлиц <9>;

- так же как и оператор, иметь для расчетов с ним специальный счет <10>. Его можно открыть в любом банке. По нему могут проводиться только два вида операций:

- зачисление денег, поступивших со спецсчета оператора;

- списание денег на другие банковские счета.

РАССКАЗЫВАЕМ РУКОВОДИТЕЛЮ

В качестве посредника исключительно для приема оплаты от граждан за товары (работы, услуги) можно привлекать только платежных агентов - операторов.

Кто и за что штрафует продавцов

Продавцу может грозить административный штраф за неиспользование специального счета при расчетах с платежными агентами <11>. Размер штрафа для предпринимателей и руководителей компаний составляет от 4 тыс. до 5 тыс. руб., а для самих компаний - от 40 тыс. до 50 тыс. руб.

Выявляют такие нарушения и штрафуют за них налоговые органы <12>.

Примечание. Оштрафовать за неприменение продавцом спецсчета при расчетах с платежным агентом ИФНС может в течение 2 месяцев со дня обнаружения правонарушения, то есть составления акта проверки <13>.

Если все же случилось, что вашу компанию (предпринимателя) оштрафовали за расчеты без спецсчета, попробуйте этот штраф обжаловать, сославшись на малозначительность правонарушения. Поскольку суды на этом основании иногда освобождают продавцов от ответственности <14>.

***

Приобрести статус оператора может любая компания, а статус платежного субагента - также и любой предприниматель. Главное - соблюдать все условия этой деятельности. Поэтому соседняя торговая точка, с которой у вас возникла договоренность о приеме платежей, вполне может попробовать стать если не оператором, то хотя бы платежным субагентом. Для этого нужно сначала найти подходящего оператора, с которым вы и эта торговая точка заключите соответствующие договоры, а затем открыть спецсчета. После этого торговая точка будет принимать причитающиеся вам платежи и перечислять их оператору, который затем перечислит эти деньги уже вам.

При поиске и выборе платежных агентов оцените стоимость их посреднических услуг, действительно ли она меньше ваших расходов на покупку и обслуживание ККТ.

Кроме того, подумайте, может, выгоднее будет поручить посреднику не только принимать оплату за товар, но и продавать его на основании заключенного с вами агентского договора или договора комиссии. Тогда он уже не будет являться платежным агентом и специальные счета вам не понадобятся.


<1> п. 1 ст. 2 Закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ

<2> п. 2.1 ст. 2 Закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ

<3> пп. 3-5 ст. 2, ч. 1 ст. 3 Закона от 03.06.2009 N 103-ФЗ (далее - Закон N 103-ФЗ)

<4> ч. 5 ст. 4 Закона N 103-ФЗ

<5> ч. 14-17 ст. 4 Закона N 103-ФЗ; п. 4.43 Приложения к Положению, утв. ЦБ 26.03.2007 N 302-П

<6> ч. 12 ст. 4 Закона N 103-ФЗ

<7> ч. 6, 10 ст. 4 Закона N 103-ФЗ; подп. 1 п. 1, п. 1.1 ст. 7 Закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ

<8> Письмо ФНС от 29.03.2010 N ШТ-22-2/225@

<9> ч. 1 ст. 4 Закона N 103-ФЗ

<10> ч. 18-20 ст. 4 Закона N 103-ФЗ

<11> ч. 2 ст. 15.1 КоАП РФ

<12> ч. 1, 4 ст. 7 Закона N 103-ФЗ; ч. 1 ст. 23.5 КоАП РФ

<13> ч. 2 ст. 4.5, ч. 1 ст. 28.3 КоАП РФ

<14> ст. 2.9 КоАП РФ; Постановления 2 ААС от 11.07.2012 N А29-2515/2012; 17 ААС от 31.08.2012 N 17АП-8080/2012-АК

Впервые опубликовано в журнале "Главная книга" 2012, N 22

МОЖНО ЛИ ДОБРОВОЛЬНО ОБЛАГАТЬ ЭКСПОРТ 18%-М НДС

Полянская В.

Применять ставку 0% по экспортным операциям, конечно, выгодно. Однако право на нее нужно еще подтвердить <1>. И для некоторых организаций это становится проблемой.

Желание не утруждаться подтверждением нулевой ставки при экспорте может появиться по нескольким причинам. Какие-то организации экспортируют товар довольно редко или суммы их экспортной выручки незначительны. Кто-то просто не может собрать подтверждающие документы. А кто-то лишний раз не хочет попадать под проверку налоговиков.

В начале года мы рассматривали вопрос правомерности выбора ставки НДС по собственному усмотрению и пришли к следующим выводам. НК РФ не предусматривает право выбора ставки. Применение при экспортных операциях нулевой ставки НДС - это обязанность. Поэтому счет-фактуру контрагенту нужно выставить со ставкой 0%. А далее безопаснее действовать следующим образом.

Для подтверждения нулевой ставки нужно представить документы. На их представление отводится 180 дней с момента отгрузки товара на экспорт. Если в течение этого срока документы не представлены, то ставка 0% считается неподтвержденной и экспортную выручку нужно облагать по ставке 18 или 10% <2>. Этим и стоит воспользоваться. Нужно просто подождать, когда пройдет срок для подтверждения ставки 0%, и только потом начислить НДС по обычной ставке 18 или 10% и заявить вычеты. То есть соблюсти формальности: как будто вы пытались собрать документы, но безуспешно. Отразить экспортную выручку и начисленный НДС, а также суммы вычетов нужно в разделе 6 уточненной декларации по НДС за тот квартал, когда была отгрузка товара <3>.

А вот уплатить НДС по ставке 18 или 10% лучше сразу, то есть по итогам квартала, в котором произошла отгрузка товара на экспорт <4>. Это защитит вас от начисления пеней <5>.

Хотя Президиум ВАС считает, что обязанность уплаты НДС в такой ситуации возникает на 181-й день с даты отгрузки товара на экспорт. Соответственно, и пени тоже нужно начислять лишь с этого дня <6>.

***

Предложенный вариант является наиболее безопасным и выгодным в рассмотренной ситуации и не вызовет споров с налоговиками по поводу правомерности применения экспортных вычетов. Но прежде чем им воспользоваться, лучше еще раз все обдумайте. Ведь начисленный НДС вам придется платить за счет собственных средств. Кроме того, Минфин против учета такого НДС в составе расходов <7>.


<1> подп. 1 п. 1 ст. 164, ст. 165 НК РФ

<2> п. 9 ст. 165 НК РФ

<3> п. 9 ст. 167 НК РФ; п. 3 Порядка заполнения декларации по НДС, утв. Приказом Минфина от 15.10.2009 N 104н

<4> Письмо Минфина от 28.07.2006 N 03-04-15/140

<5> п. 1 ст. 75 НК РФ; п. 20 Постановления Пленума ВАС от 28.02.2001 N 5

<6> Постановление Президиума ВАС от 16.05.2006 N 15326/05

<7> Письмо Минфина от 29.11.2007 N 03-03-05/258

Впервые опубликовано в журнале "Главная книга" 2012, N 22

ПЕРВИЧКА: УНИФИЦИРОВАННАЯ И НЕ ОЧЕНЬ (Нужно ли в 2013 г. отказываться от унифицированных форм)

Елина Л.

В новом Законе о бухучете, который вступает в силу с 2013 г., уже нет требования об обязательном применении унифицированных форм первичных документов <1>. Но это не означает, во-первых, что такие формы больше нельзя использовать, и, во-вторых, что буквально все унифицированные формы станут необязательными. Вместе с тем организации смогут сами разрабатывать некоторые формы первички, и важно делать это правильно.

Смотрим, какие формы первичных документов по-прежнему обязательны

1. В Порядке ведения кассовых операций предусмотрено, что определенные кассовые и банковские документы нужно составлять по унифицированным формам <2>. Этот Порядок будет действовать и в следующем году, никаких изменений в него в этой части не планируется. Так что и в 2013 г. нужно будет пользоваться унифицированными формами:

- приходных и расходных кассовых ордеров (формы N КО-1 и КО-2);

- кассовой книги (форма N КО-4);

- книги учета принятых и выданных кассиром денежных средств (форма N КО-5);

- расчетно-платежной ведомости (форма N Т-49);

- платежной ведомости (форма N Т-53).

Внимание! И в 2013 г. сохранится обязанность составлять ряд документов по унифицированным формам.

На две последние формы (N Т-53 и Т-49) есть прямая отсылка в Порядке ведения кассовых операций <3>.

Примечание. В кассовые и банковские документы по-прежнему нельзя будет вносить исправления <4>.

Кассовые документы, которые не фигурируют в Порядке N 373П, к примеру журнал регистрации кассовых документов, можно будет составлять и по самостоятельно разработанной форме.

2. Документы по учету труда и его оплаты в 2013 г. лучше составлять по унифицированным формам. Во-первых, они утверждены Госкомстатом "в целях реализации требований Трудового кодекса", а не исключительно для целей бухучета <5>. А во-вторых, организациям самим проще составлять кадровую первичку по давно знакомым формам.

3. По-прежнему надо ориентироваться на формы, утвержденные Центробанком, при заполнении документов для безналичных расчетов: платежных поручений, аккредитивов, инкассовых поручений и т. д. <6>

4. Транспортную накладную <7> надо заполнять по форме, утвержденной Правительством <8>.

5. Есть и иные обязательные формы документов, которые, правда, к первичным бухгалтерским документам не относятся. К примеру, при составлении счетов-фактур и корректировочных счетов-фактур (которые являются документами налогового учета) используются формы, утвержденные Правительством. Так что, если у кого-то возникло желание с 2013 г. "подправить" эти документы, убрав ненужные строки (к примеру, касающиеся акцизов), предупреждаем: так делать не нужно. Ведь контрагент сможет получить вычет НДС только по счету-фактуре, составленному по правительственной форме.

Решаемся на использование собственных форм

(+) Если вы решили разработать свои формы первички, то за основу можете взять унифицированные формы и "расчистить" их от ненужных реквизитов. Так, из формы авансового отчета АО-1 можно убрать коды ОКПО и ОКУД, а также ссылку на приказ Госкомстата. Если у вас нет структурных подразделений - можно избавиться и от этой строки в АО-1. Если вы не работаете с иностранной валютой, то можно оставить графы и строки только для рублевых показателей.

Однако если формы документов вы берете из программы, то нет смысла их менять. Ведь затраты на перенастройку программного обеспечения могут быть существенные. Да и у контрагентов вопросов будет меньше, если они получат от вас документ, составленный по знакомой форме.

(!) Разрабатывая собственные формы, не забудьте про обязательные реквизиты первичного учетного документа, которые нам предлагает новый Закон о бухучете <9>. В общем-то, эти реквизиты сходны с теми, которые ранее были перечислены в старом Законе о бухучете N 129-ФЗ. Есть лишь одно отличие - теперь можно указывать величину натурального и/или денежного измерения факта хозяйственной жизни. Если вы помните, по требованиям старого Закона N 129-ФЗ предписывалось в первичных документах указывать измерители хозяйственной операции и в натуральном, и в денежном выражении. В следующем году, если не будет потребности указывать цену, можно этого не делать <10>. К примеру, при внутреннем перемещении материальных ценностей в пределах одной организации можно обойтись только натуральными показателями.

Обязательные реквизиты первичных учетных документов <9>:

- наименование и дата составления документа;

- наименование экономического субъекта, составившего документ (то есть вашей организации);

- содержание факта хозяйственной жизни (как правило, это описание операции);

- величина натурального и/или денежного измерения факта хозяйственной жизни с указанием единиц измерения;

- подписи лиц (с указанием их должностей, фамилий и инициалов), совершивших сделку, операцию и ответственных за правильность ее оформления.

(!) Некоторые бухгалтеры задумались о необходимости проставления печати организации на разработанных формах. Наш совет: если не хотите проставлять печать на каких-то первичных документах, то и в форме, которую вы утверждаете, не ставьте буквы "М. П." (место печати). Особенно это касается внутренних документов - там печать ни к чему. А вот на документах, которые вы будете передавать контрагентам, печать желательна - она повысит уровень доверия к вашим документам.

(!) В новом Законе о бухучете сказано, что первичные документы утверждает руководитель по представлению бухгалтерии <11>. Некоторые специалисты сделали из этого вывод, что в учетную политику больше не нужно включать перечень первичных документов, используемых организацией. Однако положения ПБУ 1/2008 по-прежнему обязывают нас это делать <12>.

Учитывая, что этот вопрос вряд ли можно отнести к принципиальным, каждая организация сама решает, как она будет следить за внутренним формотворчеством.

ОБМЕН ОПЫТОМ

РАЖКОВСКИЙ ДМИТРИЙ НИКОЛАЕВИЧ - Главный бухгалтер ОАО "Российские коммунальные системы"

"Одним из оснований внесения изменений в учетную политику организации является изменение требований законодательства <13>. Требование нового Закона о бухгалтерском учете <11> утверждать формы первичных документов не противоречит п. 4 ПБУ 1/2008, согласно которому обязательными элементами учетной политики организации являются формы первичных учетных документов. Следовательно, организация должна утвердить в учетной политике (применяемой или вновь утвержденной) формы первичных документов, которые она будет применять начиная с 2013 г.

Однако существует альтернативная точка зрения, согласно которой организация может утвердить применяемые формы первичных документов отдельным локальным документом. Вывод об этом можно сделать также из п. 4 ПБУ 1/2008, так как в нем прописано, что наряду с учетной политикой также утверждаются формы первичных учетных документов, что дает возможность утвердить их отдельным локальным документом (например, приказом или распоряжением руководителя организации).

По моему мнению, исходя из сложившейся практики, предпочтительно утверждать формы первичных учетных документов приложением к учетной политике".

Итак, можно сослаться в учетной политике на перечень форм первичных документов, утвержденных руководителем, и сделать их приложением к учетной политике. А можно вводить новые формы постепенно (по мере надобности) и утверждать их разными приказами руководителя.

(!) Для внешних (двусторонних) документов лучше не устанавливать жестких форм. Ведь контрагента может что-то не устроить в вашей форме, и придется вносить в нее какие-то коррективы. А если контрагентов много и пожелания будут различные, единой формы вообще не получится. Кстати, специалист Минфина И.Р. Сухарев считает, что подпись руководителя на документе, форма которого не утверждена в учетной политике или же немного отличается от утвержденной ранее, и будет свидетельствовать об утверждении формы самого документа.

Примечание. Интервью с И.Р. Сухаревым можно прочитать: ГК, 2011, N 2, с. 84.

***

Не списывайте со счетов унифицированные формы, даже если они с нового года перестанут быть обязательными. Ведь они и привычнее, и не требуют перенастройки программного обеспечения.


<1> ч. 4 ст. 9 Закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ (далее - Закон N 402-ФЗ)

<2> п. 2.1 Положения ЦБ от 12.10.2011 N 373-П (далее - Положение N 373-П); Постановления Госкомстата от 18.08.98 N 88, от 05.01.2004 N 1

<3> п. 2.1 Положения N 373-П

<4> пп. 2.1, 2.4 Положения, утв. ЦБ 19.06.2012 N 383-П; п. 2.1 Положения N 373-П

<5> пп. 1, 2 Постановления Госкомстата от 05.01.2004 N 1

<6> п. 1.1 Положения ЦБ от 19.06.2012 N 383-П

<7> п. 2 ст. 785 ГК РФ

<8> п. 1 ст. 3, п. 2 ст. 8 Закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ; п. 6 Правил, утв. Постановлением Правительства от 15.04.2011 N 272

<9> ч. 2 ст. 9 Закона N 402-ФЗ

<10> подп. "д" п. 2 ст. 9 Закона от 21.11.96 N 129-ФЗ

<11> ч. 4 ст. 9 Закона N 402-ФЗ

<12> п. 4 ПБУ 1/2008

<13> ч. 4 ст. 6 Закона N 129-ФЗ; ч. 6 ст. 8 Закона N 402-ФЗ

Впервые опубликовано в журнале "Главная книга" 2012, N 23

РУБЛЕВЫЙ ЗАЕМ НАЛИЧНЫМИ ОТ ФИЗЛИЦА - ВАЛЮТНОГО НЕРЕЗИДЕНТА: О ЧЕМ НУЖНО ПОМНИТЬ

Суховская М.

Временные финансовые трудности могут возникнуть у любой компании. Один из распространенных способов их преодоления - денежный заем. Предоставить его может кто угодно, в том числе и иностранный гражданин, входящий, к примеру, в состав участников фирмы. Нередко заемные средства вносятся наличными рублями непосредственно в кассу организации, поскольку при выдаче займа:

- не нужно использовать ККТ, так как это не расчеты за товары (работы, услуги) <1>. Достаточно лишь оформить приходник (форма N КО-1) <2>;

- не действует ограничение по расчету наличными деньгами <3>.

Однако тем, кто время от времени получает наличные займы, пусть даже и в рублях, от иностранцев и других лиц, не являющихся валютными резидентами РФ, нужно помнить о некоторых нюансах.

Примечание. Напомним, что не являются валютными резидентами РФ <4>, в частности:

- иностранцы и лица без гражданства, временно проживающие или временно пребывающие в РФ;

- россияне, постоянно проживающие в другом государстве не менее года, в том числе имеющие соответствующий вид на жительство, а также временно пребывающие в иностранном государстве год и более по рабочей или учебной визе либо по совокупности таких виз с общим сроком действия не менее 1 года.

Однако если такой россиянин не признается в своем валютном нерезидентстве, узнать об этом самим практически невозможно.

НЮАНС 1. Несмотря на то что иностранец (нерезидент), находясь на территории РФ, передает в виде займа российской же организации (резиденту) валюту РФ (то есть рубли), это считается валютной операцией <5>. А по общему правилу все расчеты при валютных операциях организации-резиденты должны производить в безналичной форме - через банковские счета в уполномоченных банках <6>.

Примечание. В ряде случаев российские компании могут рассчитываться с иностранными гражданами наличными рублями без использования банковских счетов, например <6>:

- при розничной купле-продаже товаров;

- при оказании иностранцу услуг, обычно предоставляемых населению, - транспортных, гостиничных и т. п.

Также не является нарушением валютного законодательства выплата иностранному работнику российской компанией зарплаты в рублях <7>.

Справедливости ради скажем, что никакой ответственности за несоблюдение безналичной формы валютной операции в настоящий момент не установлено <8>. Однако претензии органов Росфиннадзора на местах полностью исключить нельзя.

НЮАНС 2. Полученная от иностранца сумма по одному договору займа в рублевом эквиваленте не должна превышать 50 000 долл. США по официальному курсу валют ЦБ на дату заключения контракта (сейчас это около 1,5 млн руб.).

В противном случае придется оформлять паспорт сделки <9>. Не оформите - можете нарваться на штраф от того же Росфиннадзора <10>:

- для руководителя он составляет 4000-5000 руб.;

- для компании - 40 000-50 000 руб.

Причем штрафовать будут за каждый неоформленный паспорт. Так, одна организация, которая де-факто полностью принадлежала китайскому инвестору, но де-юре была зарегистрирована в России, получила частями от китайского гражданина рублевый заем наличными на сумму около 10 млн руб. Орган Росфиннадзора при проверке составил девять протоколов. В итоге организацию оштрафовали на 360 000 руб. (40 000 руб. х 9) <11>.

***

В заключение напомним: привлечь к ответственности за неоформление паспорта сделки могут в течение 1 года <12> со дня, следующего за последним днем срока <13>, отведенного для исполнения обязанности <14>.


<1> п. 1 ст. 2 Закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ; Письмо Минфина от 28.05.2012 N 03-01-15/4-104

<2> утв. Постановлением Госкомстата от 18.08.98 N 88

<3> п. 1 Указания ЦБ от 20.06.2007 N 1843-У

<4> подп. "а", "б" п. 6, подп. "а" п. 7 ч. 1 ст. 1 Закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ (далее - Закон N 173-ФЗ)

<5> п. 9 ч. 1 ст. 1 Закона N 173-ФЗ; Постановление Президиума ВАС от 30.07.2012 N 2079/12

<6> ч. 2 ст. 14 Закона N 173-ФЗ

<7> Постановление Президиума ВАС от 18.03.2008 N 15693/07

<8> ч. 2 ст. 5 Закона N 173-ФЗ; ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ; Постановление Президиума ВАС от 17.02.2009 N 12089/08

<9> пп. 5.1.5, 5.2 разд. II Инструкции ЦБ от 04.06.2012 N 138-И

<10> ч. 6 ст. 15.25, ст. 23.60 КоАП РФ

<11> Постановление Президиума ВАС от 30.07.2012 N 2079/12

<12> ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ

<13> пп. 6.5, 9.1, 9.2 Инструкции

<14> п. 14 Постановления Пленума ВС от 24.03.2005 N 5

Впервые опубликовано в журнале "Главная книга" 2012, N 23

О ВНУТРЕННЕМ КОНТРОЛЕ

Сухарева О.А.

В статье 19 нового Закона о бухучете говорится, что организация обязана организовать внутренний контроль фактов своей хозяйственной жизни. А если ее отчетность подлежит обязательному аудиту, то нужно организовать внутренний контроль ведения бухучета и составления отчетности.

При этом ни что такое внутренний контроль, ни как его организовать, в Законе не говорится. То есть обязанность вроде бы есть, а что именно нужно сделать - непонятно.

Так как Закон пока не раскрывает, что такое внутренний контроль, значит, вы можете наполнить это понятие любым содержанием, исходя из своего понимания. Например, на небольшом предприятии можно ограничиться утверждением первичной документации, регистров, учетной политики, графиком документооборота. Это и будет вашей системой внутреннего контроля, или, как ее обычно называют, СВК.

Но я думаю, что появление в новом Законе о бухучете нормы о внутреннем контроле - это только начало. Скорее всего, скоро у нас появятся нормативные акты, устанавливающие требования к СВК организации. Поэтому современному главному бухгалтеру необходимо иметь представление о том, что такое СВК и как она работает. Ведь главбух - это не просто учетный работник, но и руководитель важнейшего подразделения организации. Кроме того, от надежности СВК напрямую зависит достоверность финансовой отчетности организации.

В российских нормативных актах определение термина "система внутреннего контроля" есть в аудиторских стандартах. СВК - это процесс, который организуют собственники организации и ее руководство, чтобы достичь определенных целей.

Образно говоря, если организация - это автомобиль, то СВК - это дорожные указатели, система ориентиров. По ним можно сверить маршрут: движется ли машина, то есть организация, к поставленной цели.

Конечно, чем крупнее фирма, тем сложнее организовать СВК. Малое предприятие контролировать проще. Но ни один бизнес не может существовать абсолютно бесконтрольно. Значит, в том или ином виде СВК существует в каждой организации. К сожалению, многие российские предприятия выстраивают систему контроля, так сказать, по наитию. Хотя организация внутреннего контроля - это целая наука и требования к СВК очень высоки. Правда, так было не всегда. Долгое время внутреннему контролю не уделялось достаточно внимания, но после ряда громких скандалов, связанных с махинациями руководства крупнейших западных компаний, отношение к этому вопросу было пересмотрено. В ряде стран были приняты законы, обязывающие публичные компании организовывать СВК по определенным правилам и регулярно представлять в регулирующие органы отчеты о ее эффективности. Самый известный из таких нормативных актов - это закон Сарбейнза-Оксли, он был принят в США в 2002 году и установил жесткие правила подготовки финанс! овой отчетности организаций и ответственность за их неисполнение. Среди прочего закон требует, чтобы организации создавали службу внутреннего аудита, независимую от руководства компании.

Общепризнанным стандартом в области построения СВК является Концепция внутреннего контроля, сформулированная в 1992 году американской некоммерческой организацией COSO.

С одной стороны, концепция помогает организациям соблюдать требования различных госрегуляторов в отношении внутреннего контроля, с другой - полезна для управленческих целей. Кстати, концепция COSO применяется крупными российскими организациями.

Концепция - это весьма объемный документ, в котором подробно рассказано о том, как строить, развивать и совершенствовать СВК в организации. Она основана на трех принципах и состоит из пяти элементов.

Первый принцип говорит о том, что СВК - это не самоцель, она нужна для того, чтобы организация действовала эффективно и достигала поставленных целей (определенных объемов производства, продаж и так далее). Второй состоит в том, что даже идеальная СВК не панацея от всех проблем. И третий принцип - СВК должна быстро подстраиваться к изменяющимся условиям деятельности организации.

Теперь рассмотрим пять элементов модели СВК.

Первый элемент называется "контрольная среда". Прежде всего имеется в виду моральный климат, атмосфера в организации. В концепции говорится, что качество внутреннего контроля в большей степени зависит от людей, занятых в этом процессе, чем от каких-либо правил, регламентов и отчетов. Ведь какими бы замечательными ни были правила, люди могут их нарушать. В первую очередь по причине недостаточной компетентности. Люди ошибаются, потому что им не хватает профессиональных знаний. Поэтому руководству необходимо понимать, какой уровень компетентности нужен для выполнения работниками поставленных задач, и установить соответствующие квалификационные требования. Затем должна быть продуманная кадровая политика: набор квалифицированных специалистов плюс меры по их мотивации и стимулированию позволят существенно уменьшить количество ошибок. Компетентность и стиль работы руководства - это еще один фактор контрольной среды. Бухгалтеры, как никто другой, понимают, что от позици! и руководителя в отношении бухучета в немалой степени зависит достоверность финансовой отчетности организации.

Но иногда сотрудники нарушают правила внутреннего контроля не по ошибке, а умышленно. Поэтому честность работников - важнейший фактор эффективности СВК. Значит, в организации нужно культивировать высокие этические и поведенческие стандарты. Каким образом руководство может это сделать? В первую очередь влиять личным примером. Кроме этого, можно принять и довести до всех сотрудников корпоративный кодекс поведения. Насколько я знаю, в большинстве крупных российских компаний есть такой документ.

Второй элемент модели СВК - оценка рисков. Поскольку среда, в которой действует организация, постоянно меняется, возникают различные риски, которые нужно вовремя выявлять для того, чтобы предотвращать их последствия. Риски могут возникать в связи с появлением конкурентов или изменением нормативных актов, внедрением нового ПО или появлением в организации новых сотрудников. Упрощенно управление рисками происходит так. Допустим, руководством поставлена задача: увеличить объем продаж на 20 процентов. Но начальник отдела продаж понимает, что у организации недостаточно информации о предпочтениях клиентов, то есть существует риск невыполнения поставленной задачи. Он делает вывод: нужно провести маркетинговое исследование. Организация заказывает исследование, получает его результаты, выстраивает грамотную маркетинговую политику, и вероятность достижения поставленной цели существенно возрастает.

Третий элемент модели СВК - методы контроля. Если говорить о методах контроля в широком смысле, то это все процедуры, которые позволяют убедиться, что распоряжения руководства выполняются. Конечно, выбор контрольной методики зависит от того, какие риски могут возникнуть на определенном участке. Например, в работе бухгалтера существует риск неполного отражения данных первички в учете. Этот риск снижается благодаря контрольной процедуре - периодической сверке первички с данными учетных регистров. Еще один метод - внедрение бухгалтерских программ, они позволяют снизить риск возникновения ошибок. Правда, при работе с программами возникают свои риски. Чтобы их избежать, нужно установить защиту от несанкционированного доступа, подготовить персонал к работе с программой, следить за ее своевременным обновлением.

Это имеет непосредственное отношение к четвертому элементу модели, он называется "информация и коммуникации". О том, как сильно информационный компонент СВК влияет на работу бухгалтера, мы недавно говорили, повторяться не будем. Приведу небухгалтерский пример. Организация продает товары через интернет-магазин, на сайте есть возможность оплаты товара банковской картой. При этом возникает риск того, что мошенники могут завладеть информацией о картах и украсть деньги со счетов клиентов. Чтобы этого не произошло, организация предпринимает меры информационной безопасности - устанавливает специальные программы. Так работает информационный элемент СВК.

И последний, пятый элемент - мониторинг. Это обязанность руководства постоянно наблюдать за тем, эффективно ли работает СВК, и вносить изменения в нее в случае необходимости.

Впервые опубликовано в издании "Главная книга. Конференц-зал" 2012, N 12

О ФОРМАХ ПЕРВИЧНЫХ ДОКУМЕНТОВ

Зацепин А.В.

Вопрос. Скажите, у нас не возникнут проблемы в 2013 году с налоговыми вычетами и расходами, если наши поставщики будут давать первичные документы не по унифицированным формам?

А. З.: Надеюсь, не возникнут. Но полной уверенности в этом у меня нет, потому что нередко при проверках инспекторы доначисляют налоги по очень уж формальным основаниям. Поясню, к чему могут придраться. Смотрите, в НК сказано, что вычеты НДС возможны "при наличии соответствующих первичных документов" <1>. С 1 января правильно оформленный первичный документ - это документ, который содержит все необходимые реквизиты, а его форму утверждает сама компания <2>. Так что если у вас будет такой документ, то возможный отказ в вычете по НДС пойдет вразрез с предписаниями НК. И суд, думаю, с этим согласится.

А вот "прибыльные" расходы должны подтверждаться "документами, оформленными в соответствии с законодательством" <3>. Акты Госкомстата об унифицированных формах документов - тоже часть законодательства. И вступление в силу нового Закона о бухучете само по себе эти акты не отменяет. Вот вам и формальное основание для претензий.

Конечно, с такими доводами можно поспорить. Ведь в том же НК не раз говорится о том, что подтверждением данных учета по налогу на прибыль являются именно первичные документы <4>. То есть достаточно, чтобы они соответствовали требованиям Закона о бухучете. Да и этот Закон имеет бОльшую силу, нежели акты Госкомстата, многие из которых еще и официально не опубликованы, а значит, по большому счету, применяться не должны.

Наконец, суды и раньше считали, что неунифицированная первичка не лишает покупателя права на вычет НДС и учет расходов <5>. Ведь для налоговых целей не так важна форма документа, как его содержание, а также реальность самой сделки. Суды неоднократно указывали, что отдельные недостатки первички - не повод для отказа в вычетах и расходах, если из документа видна суть хозяйственной операции <6>. Так что оружие против чрезмерного формализма проверяющих у вас есть. Поэтому бояться грядущих изменений вам не стоит. Главное - проверяйте первичку, поступающую от контрагентов, на наличие обязательных реквизитов.

Другое дело, что документы формируются бухгалтерскими программами, многие из которых в стандартной конфигурации настроены именно на унифицированные формы. И разработчики этих программ без указания пользователя их не поменяют. Платить деньги за разработку и занесение в программу новых форм "под себя" большинство организаций не будет. Да и поставщику гораздо удобнее изготовить документ с помощью программы. Поэтому, полагаю, унифицированные формы останутся в практике документооборота. По крайней мере на ближайший год.

Однако не стоит забывать, что есть формы документов, которые должны применяться независимо от того, что сказано в новом Законе о бухучете. Я говорю, в частности, о транспортной накладной, банковских и кассовых документах <7>.

Вопрос. А чем они лучше остальных?

А. З.: Тем, что утверждались не столько во исполнение закона о бухучете, сколько для реализации других нормативно-правовых актов, которые продолжают действовать. Составление транспортной накладной требует ГК <8>, а ее форму в соответствии с законом утвердило Правительство <9>. Обязательность унифицированных форм кассовых документов предписана Центробанком <10>. Порядок безналичных расчетов регулируется в числе прочего и банковскими правилами. Ими установлена форма платежки <11>. Да и исполнит ли банк платежку по вашей форме? Сомневаюсь.

Вопрос. То есть если у нас будет не транспортная накладная, а товарно-транспортная накладная, заполненная по форме, разработанной нашим контрагентом - заказчиком перевозки, то нам откажут в признании транспортных расходов?

А. З.: Конечно, нет. Ведь первичный документ у вас все же есть - это ТТН. С другой стороны, имеет ли смысл ее составлять, учитывая, что транспортная накладная все равно понадобится <12>. А расходы на перевозку подтверждает либо транспортная накладная, либо ТТН. По крайней мере, налоговики уже не раз высказались в этом ключе <13>. И, если у вас есть такие расходы, закрепите в учетной политике, что первичным учетным документом по расходам на перевозку груза является правительственная транспортная накладная. Тогда с учетом этих расходов и вычетом НДС проблем не будет.

Есть и другие госкомстатовские формы, необязательность использования которых лично у меня вызывает большие сомнения.

Вопрос. Что это за формы такие?

А. З.: Например, документы по учету труда и его оплаты. Смотрите, эти формы утверждены Госкомстатом в целях реализации требований Трудового кодекса и распространены на все организации <14>. То есть эти формы нужны не только для целей бухучета. Для работодателя, как мне представляется, они будут по-прежнему обязательны. По крайней мере новый Закон о бухучете не сделал их необязательными.

Вопрос. А можно ли вносить в кассовые и банковские документы исправления? Ведь в новом Законе никаких ограничений на этот счет нет?

А. З.: Действительно, запрета на исправление кассовых и банковских документов там нет. Однако такие запреты содержатся в актах Центробанка <15>. Так что в этом отношении Закон ничего не поменял.


<1> п. 1 ст. 172 НК РФ

<2> пп. 2, 4 ст. 9 Закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ

<3> п. 1 ст. 252 НК РФ

<4> статьи 313, 314 НК РФ

<5> Постановления ФАС СЗО от 13.01.2009 N А52-980/2008; 10 ААС от 11.11.2009 N А41-25671/08; 9 ААС от 29.04.2010 N 09АП-7293/2010-АК

<6> Постановления ФАС МО от 23.07.2010 N КА-А41/7800-10, от 29.07.2010 N КА-А41/7231-10; ФАС СЗО от 20.08.2012 N А44-5063/2011; ФАС УО от 28.05.2012 N Ф09-3387/12

<7> приложение N 4 к Правилам, утв. Постановлением Правительства от 15.04.2011 N 272; п. 1.7 Положения, утв. ЦБ 12.10.2011 N 373-П; приложение 3 к Положению, утв. ЦБ 19.06.2012 N 383-П

<8> п. 2 ст. 785 ГК РФ

<9> п. 1 ст. 3, п. 2 ст. 8 Закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ

<10> п. 1.7 Положения, утв. ЦБ 12.10.2011 N 373-П; Постановление Госкомстата от 18.08.98 N 88

<11> п. 3 ст. 863 ГК РФ; Положение, утв. ЦБ 19.06.2012 N 383-П

<12> п. 6 Правил, утв. Постановлением Правительства от 15.04.2011 N 272

<13> Письма ФНС от 21.03.2012 N ЕД-4-3/4681@; УФНС по г. Москве от 02.07.2012 N 16-15/057963@

<14> пп. 1, 2 Постановления Госкомстата от 05.01.2004 N 1

<15> пп. 2.1, 2.4 Положения, утв. ЦБ 19.06.2012 N 383-П; п. 2.1 Положения, утв. ЦБ 12.10.2011 N 373-П

Впервые опубликовано в издании "Главная книга. Конференц-зал" 2012, N 12

ИДЕАЛЬНЫЙ ДОГОВОР ДЛЯ ЦЕЛЕЙ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

Ашомко Т.А.

О ЦЕНЕ БЕЗВОЗМЕЗДНОСТИ

Не сомневаюсь, вы обязательно посмотрите в договоре пункт или раздел о цене, если, конечно, это договор возмездный. То есть предполагающий, что сторона, что-либо получившая, должна за это заплатить. Причем общее правило таково - если в законе или договоре прямо не написано, что договор безвозмездный, он считается возмездным.

Всегда будут безвозмездными лишь договор дарения и договор ссуды, или, как его еще называют, безвозмездного пользования имуществом. Могут быть безвозмездными, если об этом прямо сказано в договоре, в частности, заем, то есть заем без процентов, хранение, договоры об отчуждении исключительного права и лицензионный договор.

Полагаю, всем в этой аудитории очевидно, что безвозмездных сделок, совершаемых в пользу другой стороны, коммерческой фирме лучше избегать. Во-первых, она создается для того, чтобы получать прибыль, а не заниматься благотворительностью. Во-вторых, из-за собственной доброты можно потерять на налогах.

Возьмем договор ссуды. Ссудодатель лишается возможности амортизировать в налоговом учете переданное в безвозмездное пользование имущество. Однако должен ежемесячно начислять с рыночной стоимости аренды аналогичного имущества НДС. Ссудополучатель этот НДС принять к вычету не сможет, зато должен будет учесть в доходах рыночную стоимость аренды. Сходные последствия у безвозмездной передачи имущества в собственность. Даритель не сможет списать в расходы стоимость имущества, но начислить на нее НДС, опять же не вычитаемый у получателя, обязан. А одаряемому на эту стоимость придется увеличить свои доходы.

И даже у тех безвозмездных сделок, которые никаких прямых налоговых потерь вашей фирме не сулят, есть свои минусы. Так, обычный (не для покупки жилья) беспроцентный заем, выданный сотруднику, добавит работы бухгалтеру - последнему придется рассчитывать НДФЛ с матвыгоды от экономии на процентах. А бесплатный заем дочерней фирме или важному контрагенту за счет привлеченного вами платного кредита непременно закончится спором с инспекторами. Они попытаются изъять из ваших налоговых расходов проценты по этому кредиту. И придется долго ходить по судам и доказывать, что однозначно убыточную, на первый взгляд, сделку ваша фирма заключила с выгодой для себя.

Поэтому, конечно, лучше убедить руководство ничего ни для кого не делать бесплатно. Хотите помочь ценному работнику деньгами - дайте их в долг с процентами в 2/3 ставки рефинансирования, сейчас это лишь 5,5 процента годовых. Вряд ли ему будет накладно заплатить, будем честны, в общем-то копеечную сумму за быстрое решение своих денежных проблем. Разрешаете кому-то пользоваться вашим имуществом - установите небольшую плату за это. Если учесть, что ссудополучателю придется отдать в бюджет 20 процентов налога на прибыль с рыночной цены аренды, то ему вполне по силам платить вам 10-20 процентов от нее, кстати, включая эту сумму в расходы и принимая НДС к вычету. Не делайте подарков другим организациям, лучше продавайте нужные им вещи по минимальной цене, те же 10-20 процентов от рынка.

Пример. Сравнение налоговых обязательств при ссуде и аренде

Рыночная цена аренды имущества - 10 000 руб/мес. без НДС. Амортизация по имуществу - 1000 руб/мес.

Вариант 1. Имущество передано в безвозмездное пользование (в ссуду).

Ссудодатель ежемесячно:

- начисляет НДС с рыночной цены аренды - 1800 руб. (10 000 руб. х 18%);

- из-за запрета на амортизацию переданного в ссуду имущества теряет на налоге на прибыль 200 руб. (1000 руб. х 20%).

Ссудополучатель ежемесячно включает в налоговые доходы рыночную цену аренды 10 000 руб., что увеличивает сумму налога на прибыль на 2000 руб/мес. (10 000 руб. х 20%).

Итого налоговые обязательства:

- ссудодателя - 2000 руб. (1800 руб. + 200 руб.);

- ссудополучателя - 2000 руб.;

- группы "ссудодатель - ссудополучатель" - 4000 руб/мес. (2000 руб. + 2000 руб.).

Вариант 2. Имущество передано в пользование за плату 2000 руб/мес. без НДС (в аренду).

Арендодатель ежемесячно:

- начисляет НДС с арендной платы, предусмотренной договором, - 360 руб. (2000 руб. х 18%);

- включает в налоговые доходы арендную плату 2000 руб., что увеличивает сумму налога на прибыль на 400 руб/мес. (2000 руб. х 20%);

- включает в налоговые расходы амортизацию переданного в аренду имущества, экономя на налоге на прибыль 200 руб. (1000 руб. х 20%).

Арендатор ежемесячно:

- принимает к вычету НДС с арендной платы, предъявленный арендодателем, - 360 руб.;

- включает в налоговые расходы арендную плату 2000 руб., экономя на налоге на прибыль 400 руб.

Итого налоговые обязательства:

- арендодателя - 560 руб. (360 руб. + 400 руб. - 200 руб.);

- арендатора - минус 760 руб. (-360 руб. - 400 руб.);

- группы "арендодатель - арендатор" - минус 200 руб/мес. (560 руб. - 760 руб.) (экономия на налоге на прибыль из-за включения в расходы амортизации имущества).

Расходы арендатора на платеж за аренду - 2000 руб., что равно сумме налога на прибыль, который бы он заплатил, получив имущество в ссуду. Однако из-за экономии на налоге на прибыль его общие расходы снизятся до 1600 руб. (2000 руб. - 400 руб.). Если же стороны входят в группу компаний, этой суммой можно вообще пренебречь, поскольку сам по себе платеж за аренду, будучи включенным в доходы арендодателя, на финансовый результат группы не повлияет.

Вывод. Передавать имущество не в ссуду, а в аренду выгоднее как при взаимозависимости сторон, так и без таковой.

И не бойтесь налогового контроля цен и связанных с этим доначислений. С 2012 года под него подпадает крайне незначительный круг сделок, цены по обычным операциям обычных фирм налоговую службу теперь не интересуют. А раз вы под ценовой контроль не подпадаете, то цена в вашем договоре - всегда рыночная.

Впервые опубликовано в издании "Главная книга. Конференц-зал" 2012, N 12



Все права защищены © 2012 ЗАО "Консультант Плюс"
тел. +7(495)956-8283, +7(495)787-9292
mailto:contact@consultant.ru
http://www.consultant.ru/

Информация предоставлена компанией "Консультант Плюс", являющейся разработчиком одноименных справочных правовых систем. Общероссийская Сеть распространения правовой информации КонсультантПлюс объединяет 300 региональных информационных центров, которые занимаются поставкой систем и передачей информации пользователям в 150 городах России. На специализированном правовом сервере: www.consultant.ru можно получить бесплатный доступ к большому массиву актуальной справочной правовой информации, а также узнать подробнее о программных продуктах и услугах Сети КонсультантПлюс, о ее структуре и деятельности, скачать демонстрационные версии профессиональных систем.

Выпуски за другие дни


В избранное