Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

КонсультантПлюс: по cтраницам "Главной книги" Выпуск от 16.11.2012


"КонсультантПлюс: по cтраницам "Главной книги""

КонсультантПлюс По страницам журнала "Главная книга"
Выпуск от 16.11.2012

Обзоры законодательства | Интернет-версия КонсультантПлюс | Финансовые консультации | Подписаться

 Выпущено мобильное приложение "КонсультантПлюс: Студент"

Выпущено новое мобильное приложение "КонсультантПлюс: Студент" для iOS и Androidтм. Приложение содержит справочную правовую информацию, судебную практику, консультации, а также современные учебники по праву, финансам, экономике и бухучету. Бесплатное приложение доступно в App Store (для iPhone/iPad) и Google Play (для Android-устройств) в категории "Образование".
Подробнее...


Содержание

РЕБЯТА, ДАВАЙТЕ ЖИТЬ ДРУЖНО (Какой стиль общения с налоговиками лучше выбрать)

Смородина А.Е.

Как вы, наверное, знаете, среди наших авторов есть бывшие сотрудники налоговых инспекций. Соответственно, им хорошо известны нюансы взаимоотношений между налоговиками и бухгалтерами. И в этой статье мы хотим дать несколько практических советов, которые, надеемся, помогут вам найти общий язык с инспекторами.

СОВЕТ 1. Не надо видеть в инспекторе врага

Детей пугают Бабой-ягой, а налогоплательщиков - налоговым инспектором. На самом деле это такие же люди, как и мы. Со своими радостями и горестями. Со своим начальством и со своими обязанностями. Кстати, среди налогоплательщиков встречаются даже такие, которые уверены, что налоговики созданы исключительно для того, чтобы вставлять палки в колеса организациям. Это не так. Поэтому при общении с налоговиками, даже если ваши взгляды по какому-либо вопросу не схожи, помните, что инспекторы просто делают свою работу, так же как вы делаете свою. И цели вас прессинговать у них нет.

СОВЕТ 2. Выбирайте золотую середину

Чаще всего при общении с налоговиками бухгалтеры выбирают две линии поведения:

<или> "я прекрасно знаю свои права и обязанности, и переубеждать меня бесполезно";

<или> "я буду соглашаться во всем с налоговиками, хотя и считаю, что они заблуждаются".

Мы же советуем не впадать ни в одну из этих крайностей. Если вы в чем-то не согласны с инспектором, не бойтесь ему об этом сказать, но и не надо кичиться своими знаниями ("всезнаек" налоговики быстро ставят на место). Спокойно объясните налоговикам свою позицию, подкрепив ее нормативными документами и судебной практикой. Не думаем, что налоговики будут продолжать настаивать на своем, если вы окажетесь действительно правы.

СОВЕТ 3. Если что-то не понимаете, не стесняйтесь спросить инспектора

Всего знать не может никто. Поэтому, если вы не можете решить какую-то налоговую задачку, не бойтесь попросить помощи у налоговиков. Ведь помочь вам - их обязанность <1>. При этом мы рекомендуем письменно обращаться к налоговикам. Так у вас будет документальное подтверждение их позиции по вашему вопросу. Кстати, никто не запрещает вам обратиться за ответом по интересующему вас вопросу не в вашу инспекцию, а сразу в УФНС вашего региона.

СОВЕТ 4. Не бойтесь приглашать налоговиков к себе в гости

В некоторых организациях, когда узнают о предстоящей выездной проверке, говорят налоговикам, что помещения для них нет, поэтому документы по проверке будут представлять в ИФНС. Безусловно, если вы принципиально не хотите видеть проверяющих на своей территории, то можете поступить и так <2>. Если же это просто страх перед чужаками, то наш совет: пустите их к себе. В этом есть несколько плюсов:

- вам не придется ксерокопировать все-все ваши документы. Конечно, случается, что налоговики, даже проводя проверку в самой организации, просят снять копии со всех документов. Но это редкость. Чаще всего им хватает копий тех документов, которые подтверждают выявленные нарушения;

- когда налоговиков принимают в организации и не тянут с представлением документов, которые они просят, инспекторы становятся более лояльными, и, возможно, вам удастся прийти к компромиссу относительно результатов проверки.

И вообще, в качестве гостеприимного хозяина вы будете чувствовать себя более уверенным, нежели в качестве гостя в инспекции.

СОВЕТ 5. Не рой яму инспектору, сам в нее попадешь

Бывают ситуации, когда в ходе выездной проверки бухгалтер пытается перехитрить проверяющих. Происходит это так: инспектор находит нарушение, начинает подбирать под него документы, чтобы описать в акте. А бухгалтер смекает, что к чему, и быстренько сдает уточненку. Уточненный налог и пени бухгалтеру все равно приходится уплатить, но штрафа-то он избегает. Мы так делать не рекомендуем. Во-первых, подобными действиями вы настроите проверяющих против себя. А во-вторых, с нулевым актом они все равно не уйдут, поэтому к вашей якобы самостоятельно выявленной ошибке (сданная в ходе проверки уточненка) добавятся еще и другие доначисления по акту.

СОВЕТ 6. Не стоит отвечать на хамство

К сожалению, иногда бухгалтеры сталкиваются с некорректным поведением налоговиков. Его не оправдывают ни испортившие настроение начальник или склочный налогоплательщик, ни какие-то другие причины. Конечно, трудно сдержаться, когда вам хамят, и не ответить тем же, но постарайтесь. Во-первых, если вы будете с инспектором общаться в том же духе, он распалится еще больше. Во-вторых, криками вы не решите вопрос, с которым пришли в инспекцию. Поэтому излагайте суть своего вопроса как можно более спокойно и дружелюбно. А если и тогда инспектор не умерит свой пыл, обратитесь к его непосредственному начальнику.

СОВЕТ 7. Не бойтесь говорить "нет" инспекторам

В некоторых организациях потакают любым капризам налоговиков. Когда это касается их законных требований, это одно дело. Но иногда речь идет о просьбах сверх положенного. К подобным просьбам можно, например, отнести представление документов, которые вы не обязаны им давать.

Кстати, порой просьбы налоговиков совсем не связаны непосредственно с вашей или их работой. Например, вас могут попросить подарить инспекции, скажем, принтер или еще что-нибудь полезное.

Наш совет: не бойтесь испортить с ними отношения и не идите у инспекторов на поводу. В конце концов, если после вашего отказа вы почувствуете, что инспекторы вам мстят, вы всегда можете пожаловаться в УФНС. А если уж соберетесь это сделать, можете сообщить о своем решении инспектору или его начальнику. Тогда есть шанс, что то, из-за чего возник конфликт с налоговиками, разрешится, не успев выйти за пределы инспекции. Ведь любая жалоба в УФНС обычно заканчивается служебным расследованием для инспектора, поэтому налоговики стараются по возможности замять любой конфликт до того, как о нем узнают в УФНС.

***

И наверное, основной наш совет - в любой ситуации оставайтесь спокойными и учтивыми. И улыбайтесь чаще. Удачи!


<1> подп. 4 п. 1 ст. 32 НК РФ

<2> п. 1 ст. 89 НК РФ

Впервые опубликовано в журнале "Главная книга" 2012, N 21

КОМАНДИРОВКИ БЕЗ СУТОЧНЫХ (Когда работодатель не обязан выплачивать суточные и что будет, если их выплатить при таких командировках)

Шаповал Е.А.

Работнику, направленному в командировку, нужно выплатить суточные <1>. Выплата суточных обусловлена тем, что у работника, который во время командировки проживает вне дома, возможны дополнительные расходы на питание и бытовые нужды. Но из этого правила есть исключение. Если работник направлен в местность, откуда он ежедневно возвращается домой, то суточные не выплачиваются <2>.

Командированный ежедневно возвращается домой

Работник может возвращаться домой, если он направлен в командировку:

<или> на 1 день. Причем это может быть командировка как в близлежащий населенный пункт (например, из Москвы в Мытищи), так и в населенный пункт, расположенный на значительном расстоянии от места, где он обычно работает (например, из Москвы во Владивосток);

<или> на несколько дней, но по решению руководителя ежедневно возвращается домой и в месте командировки не проживает.

Примечание. Такие поездки нужно отличать от разъездной работы. При разъездной работе сотрудники постоянно трудятся вне места нахождения работодателя. Это, например, водители, занятые на междугородных перевозках.

А раз работник возвращается домой, значит, нет факта его проживания вне места постоянного жительства и не может быть дополнительных расходов, связанных с этим <3>. Именно поэтому суточные при таких командировках работодатель выплачивать не обязан.

Учитывая это, многие задаются вопросом, зачем в таких ситуациях оформлять поездки как командировки, ведь расходы на проезд можно компенсировать и без оформления командировки?

Тем не менее делать это необходимо, ведь у таких поездок налицо все признаки командировки: работник выполняет конкретное поручение работодателя вне места постоянной работы в течение определенного срока <4>. А командировки оплачиваются не так, как обычная работа. Поэтому нужно:

- издать приказ по форме Т-9, выписать работнику служебное задание по форме Т-10а и выдать командировочное удостоверение по форме Т-10 <5>;

- правильно начислить зарплату за рабочий день в такой командировке: исходя из среднего заработка <6>.

Налоговые последствия выплаты суточных за однодневную командировку

Если суточные в ситуациях, когда командированный ежедневно возвращается домой, будут выплачены, то при проверке это грозит начислением НДФЛ и страховых взносов с сумм таких суточных. Также могут доначислить и налог на прибыль, исключив суточные из расчета налоговой базы <7>.

НАПОМИНАЕМ РУКОВОДИТЕЛЮ
При однодневных командировках за границу работнику нужно выплатить суточные в размере 50% от "валютной" нормы, установленной для страны командирования <8>.

Суды же по-разному подходят к решению вопроса о правомерности таких доначислений. Иногда они приходят к выводу, что эти выплаты суточными не являются, поэтому их нужно облагать НДФЛ и страховыми взносами, в том числе и "на травматизм" <9>.

А иногда суды указывают, что, если работник направляется в поездку по инициативе работодателя и в его интересах, суточные являются компенсационной выплатой по возмещению расходов сотрудника, вызванных необходимостью выполнять служебное задание вне места постоянной работы. Поэтому суточные, выплаченные за однодневные командировки, не облагаются НДФЛ <10>. А если обязанность выплачивать суточные при однодневных командировках установлена локальным нормативным актом организации, их суммы можно включить в налоговые расходы <11>.

Недавно с такими доводами в части налогообложения суточных за однодневные командировки НДФЛ согласился и ВАС <12>.

***

И после решения ВАС неудержание НДФЛ с сумм суточных при однодневных командировках, скорее всего, приведет к спору с налоговым органом. Но теперь шансы выиграть такое дело в суде высоки. Чтобы их оценить, обратитесь к судебной практике по этому вопросу в вашем округе.


<1> статьи 167, 168 ТК РФ

<2> п. 11 Положения, утв. Постановлением Правительства от 13.10.2008 N 749 (далее - Положение); Решение ВС от 04.03.2005 N ГКПИ05-147

<3> ст. 168 ТК РФ

<4> ст. 166 ТК РФ

<5> пп. 6, 7 Положения; Постановление Госкомстата от 05.01.2004 N 1

<6> ст. 167 ТК РФ

<7> Письмо УФНС по г. Москве от 10.02.2006 N 20-12/11312

<8> п. 20 Положения

<9> п. 3 ст. 217 НК РФ; п. 2 ч. 1 ст. 9 Закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ; подп. 2 п. 1 ст. 20.2 Закона от 24.07.98 N 125-ФЗ; Постановления ФАС ВВО от 16.08.2007 N А28-1084/2007-3/29, от 31.10.2006 N А82-6004/2004-27; ФАС ПО от 27.06.2006 N А12-1880/06-С60; ФАС СКО от 19.05.2009 N А32- 2910/2008-29/78-56/247; ФАС УО от 22.04.2009 N Ф09-2210/09-С2

<10> ст. 41 НК РФ; Постановления ФАС ЦО от 27.05.2008 N А62-4451/2007; ФАС ПО от 15.02.2011 N А55-30019/2009; ФАС СЗО от 08.02.2011 N А56- 12834/2010, от 29.06.2012 N А05-8530/2011; ФАС УО от 01.06.2010 N Ф09-4025/10-С3

<11> Постановление ФАС СЗО от 29.06.2012 N А05-8580/2011

<12> Постановление Президиума ВАС от 11.09.2012 N 4357/12

Впервые опубликовано в журнале "Главная книга" 2012, N 21

КОМИССИОННАЯ ТОРГОВЛЯ: БЫТЬ ЛИ ЕНВД

Бугаева Н.Г.

Розничная торговля может быть переведена на ЕНВД, если она ведется в торговых залах площадью не более 150 кв. м или через объекты, не имеющие торговых залов <1>. А если продавец торгует через посредника-комиссионера, сможет ли он платить "вмененный" налог? И будет ли деятельность посредника в такой ситуации подпадать под ЕНВД?

Может ли применять вмененку комитент

Для целей ЕНВД под розничной торговлей в НК подразумевается деятельность на основе договоров розничной купли-продажи <2>. А если товары реализуются через комиссионера <3>, то договор купли-продажи заключается только между ним и покупателем. Ведь комиссионер продает товары от своего имени. А комитент непосредственно в процессе продажи товара уже не участвует. Поэтому он лишается права применять вмененку. Именно к такому выводу недавно пришел ВАС <4>. Таким образом, комитент в отношении деятельности по продаже товаров через комиссионера должен начислять и уплачивать налоги по общей системе налогообложения или УСНО.

Споры по этому поводу возникали не раз. Федеральные суды в большинстве своем тоже приходили к выводу о невозможности применения ЕНВД комитентом <5>. И Минфин с ними солидарен <6>.

Может ли применять вмененку комиссионер

Этот вопрос однозначно не решен. По мнению Минфина, посредник должен платить ЕНВД, если при соблюдении прочих условий применения вмененки он продает переданные ему товары от своего имени <7>, что в полной мере выполняется при договоре комиссии <3>.

Некоторые суды согласны с позицией контролирующего органа <8>. Все они ссылаются на то, что комиссионер реализует переданные ему товары по договорам розничной купли-продажи <9>. Однажды суд отметил, что НК не устанавливает каких-то особенностей для обложения ЕНВД розничной торговли собственными или комиссионными товарами, то есть для применения этого спецрежима достаточно внешних признаков розницы <10>.

Другие же суды приходят к выводу, что комиссионер получает доходы от оказания посреднических услуг, а не от розничной торговли <11>. Ведь собственником товара вплоть до момента реализации его покупателю является комитент, который в любое время может отменить свое поручение по продаже этого товара <12>. И даже 100%-я "предоплата" товара комиссионером - не повод переквалифицировать договор комиссии в договор купли- продажи <13>. Следовательно, вмененка в такой ситуации не применяется, поскольку среди видов деятельности, подпадающих под ЕНВД, нет оказания посреднических услуг.

Есть округа, где суды который год высказываются одинаково по данному вопросу. Например, в Волго-Вятском округе судьи не видят проблем в применении ЕНВД при продаже комиссионных товаров, и такая позиция была отражена в Рекомендациях Научно-консультативного совета при ФАС ВВО еще в 2008 г. <14>.

А вот ФАС ВСО выносил разные решения. Но более поздняя тенденция - в пользу применения комиссионером ЕНВД.

***

С комитентом ситуация ясна, Постановление Президиума ВАС поставило точку в этом вопросе. А вот с налогообложением комиссионера все не так однозначно. Поэтому, принимая товары для продажи и определяясь, какие налоги с их реализации вы будете платить, имеет смысл ознакомиться с судебной практикой в вашем регионе по аналогичным делам.


<1> подп. 6, 7 п. 2 ст. 346.26 НК РФ

<2> п. 1 ст. 492 ГК РФ; ст. 346.27 НК РФ

<3> п. 1 ст. 990 ГК РФ

<4> Постановление Президиума ВАС от 17.07.2012 N 1098/12

<5> Постановления ФАС СКО от 06.07.2005 N Ф08-2967/05-1206А; ФАС ЦО от 01.07.2011 N А62-2707/2010

<6> Письмо Минфина от 26.05.2009 N 03-11-06/3/145

<7> Письма Минфина от 03.05.2011 N 03-11-06/3/53, от 21.12.2010 N 03-11-06/3/167

<8> Постановления ФАС ВВО от 13.03.2009 N А43-6112/2008-6-104; ФАС ЦО от 24.07.2008 N А62-3271/2007

<9> Постановления ФАС СЗО от 22.12.2011 N А05-3975/2011; ФАС ВВО от 28.09.2010 N А43-6071/2010; ФАС ВСО от 02.02.2011 N А69-1135/2010; 12 ААС от 03.08.2012 N А57-3863/2012

<10> Постановление ФАС СЗО от 22.02.2011 N А05-6652/2010

<11> Постановления ФАС ЗСО от 28.03.2011 N А46-8250/2010; ФАС СКО от 05.05.2010 N А25-1177/2008-12

<12> п. 1 ст. 1003 ГК РФ; Постановление ФАС ПО от 02.02.2009 N А72-4460/2008

<13> Постановление ФАС ВСО от 17.02.2009 N А19-7871/08-30-04АП-3049/08-Ф02-275/09

<14> вопрос 20 Рекомендаций, одобренных президиумом ФАС ВВО от 21.10.2008 N 6

Впервые опубликовано в журнале "Главная книга" 2012, N 21

АО ВЫКУПАЕТ СВОИ АКЦИИ У ГРАЖДАН: НУЖНО ЛИ УДЕРЖИВАТЬ НДФЛ?

Мошкович М.Г.

Акционерные общества могут выкупать у акционеров собственные акции, чтобы уменьшить уставный капитал (если разрешает устав) <1>. Кроме того, они должны сделать это по требованию акционеров, голосовавших против (не участвовавших в голосовании) <2>:

- одобрения крупной сделки, предметом которой является имущество стоимостью более 50% балансовой стоимости активов АО;

- реорганизации АО;

- изменений в устав, ограничивающих их права.

Если речь идет об акционере - физическом лице, то у бухгалтера сразу возникает вопрос: выплачивать стоимость акций полностью или за вычетом НДФЛ? Подобная реакция естественна, ведь организации являются налоговыми агентами в отношении большинства доходов, выплачиваемых гражданам, и могут быть оштрафованы за неудержание НДФЛ <3>.

Однако акции - это ценные бумаги <4>. НДФЛ по операциям с ними исчисляется и уплачивается в особом порядке, который предполагает следующее:

ПРЕДУПРЕЖДАЕМ АКЦИОНЕРОВ
Подать декларацию и заплатить налог с сумм, полученных от АО за выкупленные акции, должны сами акционеры.

<если> гражданин продает акции через посредника (брокера, доверительного управляющего, иное лицо), занимающегося реализацией ценных бумаг гражданина по договору и выплачивающего ему доход, то НДФЛ удерживается и уплачивается посредником <5>;

<если> гражданин продает свои акции без посредников, то налог он уплачивает самостоятельно <6>.

Поэтому АО никогда не будет налоговым агентом при выкупе размещенных акций у акционеров - физических лиц <7>.

***

Таким образом, уплата НДФЛ с сумм, полученных от АО в результате выкупа им собственных акций, - на совести самих физических лиц. Они должны сами определить налоговую базу, подать декларацию и заплатить с этой базы налог по ставке 13% <8> (нерезиденты - по ставке 30% <9>). При этом граждане могут предъявить в ИФНС документы, подтверждающие расходы на приобретение, реализацию и хранение акций, с тем, чтобы уменьшить сумму, с которой будет исчисляться налог <10>. Заметим, что такое уменьшение налоговой базы по НДФЛ - это не имущественный вычет, поэтому этим правом могут воспользоваться и нерезиденты <11>.

Примечание. Доля в уставном капитале ООО - это не ценная бумага, поэтому рассмотренные правила при ее выкупе обществом неприменимы. Об уплате НДФЛ в случае выкупа доли в ООО можно прочитать: ГК, 2012, N 15, с. 18


<1> п. 1 ст. 72 Закона от 26.12.95 N 208-ФЗ (далее - Закон об АО)

<2> п. 1 ст. 75 Закона об АО

<3> п. 1 ст. 226, ст. 123 НК РФ

<4> ст. 143 ГК РФ

<5> п. 18 ст. 214.1 НК РФ

<6> подп. 2 п. 1 ст. 228 НК РФ

<7> п. 2 ст. 226 НК РФ; Письма Минфина от 11.05.2012 N 03-04-06/0-133; УФНС по г. Москве от 29.11.2011 N 20-14/4/115747@

<8> п. 1 ст. 224 НК РФ

<9> подп. 5 п. 1 ст. 208, п. 3 ст. 224 НК РФ

<10> п. 10 ст. 214.1 НК РФ; Письмо Минфина от 03.09.2012 N 03-04-05/3-1060

<11> пп. 3, 4 ст. 210, подп. 1 п. 1 ст. 220 НК РФ

Впервые опубликовано в журнале "Главная книга" 2012, N 21

НЕСВОЕВРЕМЕННОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ДЕКЛАРАЦИЙ: ШТРАФ ДЛЯ БУХГАЛТЕРА

Овсянникова А.В.

Любой бухгалтер знает, что за несвоевременное представление декларации налоговики оштрафуют организацию <1>. Но для некоторых становится неприятным сюрпризом, когда за это же нарушение наказывают и самого бухгалтера <2>. На самом деле удивляться тут нечему. Ведь привлечение к ответственности организации не освобождает от административной ответственности ее должностных лиц <3>.

Какое возможно наказание

За просрочку сдачи налоговой декларации вы можете отделаться предупреждением, но, скорее всего, вам грозит штраф от 300 до 500 руб. (на усмотрение судьи) <2>. Наказать за такой проступок могут только в течение года со дня, следующего за последним днем, отведенным для представления декларации <5>.

Например, если вы просрочили сдачу "прибыльной" декларации за 2011 г., то срок для наказания - с 29 марта 2012 г. по 28 марта 2013 г.

Кстати, за несвоевременное представление налоговых расчетов или бухгалтерской отчетности руководитель или бухгалтер тоже могут быть оштрафованы <6>, в таком же порядке, как и при просрочке сдачи деклараций.

ПРЕДУПРЕЖДАЕМ РУКОВОДИТЕЛЯ
Привлечь к административной ответственности за несвоевременную сдачу декларации могут и руководителя <4>. Кстати, налоговики чаще штрафуют именно его (особенно если в их базе данных отсутствуют сведения о главном бухгалтере).

Составление протокола

Чтобы вас наказать, налоговики должны составить протокол об административном правонарушении <7>. Проверять содержание протокола, а также сроки его составления бессмысленно <8>. Во-первых, потому что нарушение сроков составления протокола и сроков направления его судье не является основанием для закрытия административного дела <9>. Во-вторых, даже если налоговики не укажут в протоколе какие-либо необходимые сведения, у них будет возможность все исправить. Ведь судья, получив протокол и выявив в нем недостатки, вернет его налоговикам на доработку <10>.

Отметим, что налоговики должны любым способом известить вас о месте и времени составления протокола, для того чтобы вы могли при этом присутствовать и внести при необходимости свои замечания <11>. Но даже если они вас не известят, то административное дело из-за этого опять же автоматом не закроется.

Как правило, когда бухгалтер приносит в ИФНС отчетность уже по окончании срока ее представления, инспекторы пытаются тут же составить протокол и вручить его бухгалтеру. Иногда даже угрожая не принять "просроченную" отчетность, пока бухгалтер не возьмет протокол.

Если же вы в инспекции не появляетесь, а сведения о вас есть в базе ИФНС, то протокол составят без вас и его копию вам направят по почте <13>.

Внимание! Если вы просрочили сдачу декларации более чем на 10 рабочих дней, налоговики могут заблокировать счета вашей организации <12>

Каким будет наказание - решает судья

Составленный протокол налоговики направляют мировому судье <14>.

Вас должны известить о дате и месте рассмотрения дела <15>. Хотя на практике дело могут рассмотреть без вас, даже не сообщив вам о том, что оно будет рассматриваться. В этом случае вы, в принципе, можете пожаловаться на то, что не были извещены, и дело, возможно, вернут на новое рассмотрение <16>. Но в итоге это не поможет вам избежать штрафа совсем. Скорее всего, вы просто оттянете момент наказания.

СОВЕТ

Если у вас нет письменной должностной инструкции и вы не боитесь гнева вашего руководителя, то в суде можете утверждать, что сдача деклараций в налоговую инспекцию не входит в ваши должностные обязанности. Ведь по Закону о бухучете обязанность главбуха - это ведение бухучета. Тогда оштрафовать должны руководителя, а не вас. Как знать, возможно, пока налоговики будут переоформлять протокол, а судья рассматривать материалы дела, срок давности привлечения к ответственности истечет, и руководитель тоже избежит наказания.

Если судья сочтет вас все-таки виновным, он вынесет постановление о назначении административного наказания <17>. Копию постановления вам вручат лично или направят по почте заказным письмом <18>.

Как обжаловать постановление судьи

Для обжалования у вас есть 10 суток со дня получения копии постановления <19>. Жалобу вы можете отправить:

<или> судье, который рассматривал ваше дело <20;

<или> сразу в вышестоящий суд (районный суд) <21>.

Если по каким-либо объективным причинам (например, вы болели или были в отъезде) вы пропустили срок подачи жалобы, то можете направить ходатайство о восстановлении этого срока, возможно, судья и пойдет вам навстречу <22>.

По жалобе судья вынесет соответствующее решение, копию которого вам вручат или направят по почте <23>. Если вы не согласны и с этим решением, то можете обжаловать его в те же сроки, что и при подаче жалобы на постановление <24>.

Кстати, в основном судьи согласны с налоговиками, решившими оштрафовать бухгалтера. Но все равно бывают случаи, когда удается избежать наказания. Вот некоторые причины отмены постановлений:

- истек срок давности привлечения - постановление вынесено судьей позже, чем через год со дня, следующего за последним днем, отведенным для представления декларации <25>;

- пытаясь наказать за несвоевременную сдачу бухгалтерской отчетности, налоговики сослались на нарушение положений ст. 80 НК РФ (в которой речь идет о налоговой декларации) <26>;

- был оштрафован гражданин, который на момент сдачи "просроченной" декларации уже не являлся руководителем организации <27>.

За неуплату штрафа - тоже штраф

Штраф вы должны заплатить по реквизитам, указанным в постановлении, в течение 30 календарных дней со дня вступления постановления в силу. А таким оно считается по истечении срока, установленного для его обжалования <28>. То есть если вы не обжаловали это постановление, то штраф нужно заплатить не позднее 40-го дня с момента получения вами постановления. Если же вы все-таки подадите жалобу, то 30-дневный срок для уплаты штрафа начнет исчисляться с даты вступления в силу самого последнего судебного решения по вашему делу.

Если вы не уплатите штраф вовремя, то взысканием штрафа займутся приставы <29>. Кроме того, за нарушение срока уплаты первоначального штрафа вам грозит новый, дополнительный штраф <30> - в нашей ситуации это 1000 руб. То есть если вас за просрочку сдачи декларации оштрафовали, например, на 300 руб. <31>, но вы этот штраф не заплатили, то нужно будет заплатить уже 1300 руб. Помимо уплаты двух административных штрафов, вам придется заплатить исполнительский сбор, который в нашем случае составит 500 руб. <32> Итого - 1800 руб., а если изначально штраф был 500 руб. - то 2000 руб. Поэтому с уплатой штрафа за несвоевременное представление декларации лучше не затягивать.

***

По нашему мнению, если вы действительно нарушили срок сдачи декларации, лучше заплатить штраф. Ведь временнЫе затраты, а возможно, и материальные (например, если вы привлекаете юристов для составления юридически грамотных жалоб), связанные с оспариванием постановления, несопоставимы с размером самого штрафа.


<1> ст. 119 НК РФ

<2> ст. 15.5 КоАП РФ

<3> п. 4 ст. 108 НК РФ; ст. 2.4 КоАП РФ; п. 24 Постановления Пленума ВС от 24.10.2006 N 18

<4> ст. 2.4 КоАП РФ; Постановление Пермского краевого суда от 20.02.2012 N 44а-137-2012

<5> ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ

<6> ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ

<7> ст. 28.2, п. 5 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ

<8> ч. 2 ст. 28.2, ч. 1, 2 ст. 28.5 КоАП РФ

<9> п. 4 Постановления Пленума ВС от 24.03.2005 N 5

<10> ч. 3 ст. 28.8, п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ; п. 4 Постановления Пленума ВС от 24.03.2005 N 5

<11> ч. 4, 6 ст. 28.2 КоАП РФ; ч. 24.1 Постановления Пленума ВАС от 02.06.2004 N 10

<12> п. 3 ст. 76 НК РФ

<13> ч. 4.1 ст. 28.2 КоАП РФ

<14> ч. 1, 3 ст. 23.1, ч. 1 ст. 28.8, ч. 1 ст. 29.5 КоАП РФ; подп. "з" п. 3 Постановления Пленума ВС от 24.03.2005 N 5

<15> ч. 2 ст. 25.1, ч. 1.1 ст. 29.6, пп. 2, 4 ч. 1 ст. 29.7 КоАП РФ; п. 6 Постановления Пленума ВС от 24.03.2005 N 5

<16> Постановление Мосгорсуда от 17.03.2009 N 4а-0550/09

<17> п. 1 ч. 1 ст. 29.9 КоАП РФ

<18> ч. 2 ст. 29.11 КоАП РФ

<19> ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ

<20> ч. 1 ст. 30.2 КоАП РФ

<21> ч. 3 ст. 30.2 КоАП РФ

<22> ч. 2, 4 ст. 30.3 КоАП РФ

<23> ч. 1.1 ст. 30.5, ст. 30.7, ч. 2 ст. 30.8 КоАП РФ

<24> ст. 30.9 КоАП РФ

<25> Решение судьи Свердловского облсуда от 18.04.2011 N 72-248/2011

<26> Постановление Санкт-Петербургского горсуда от 14.11.2011 N 4А-2014/11

<27> Постановление Владимирского облсуда от 18.01.2012 N 4а-10/2012

<28> ч. 1 ст. 32.2, ст. 31.1 КоАП РФ

<29> ч. 5 ст. 32.2 КоАП РФ

<30> ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ

<31> ст. 15.5 КоАП РФ

<32> ч. 1 ст. 12, ч. 1, 2, 3 ст. 112 Закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ

Впервые опубликовано в журнале "Главная книга" 2012, N 20

КОГДА РАСХОДЫ НА ГАРАНТИЮ БАНКА МОЖНО ВЗЫСКАТЬ С ИФНС

Мошкович М.Г.

Налоговики вправе списывать штрафы и недоимки со счета организации или предпринимателя в бесспорном порядке, что, безусловно, осложняет хозяйственную деятельность. Поэтому если налогоплательщик считает себя правым и идет судиться, то первым делом просит суд приостановить взыскание до вынесения решения по делу.

А для этого может потребоваться гарантия банка <1>. Однако за нее надо платить <2>.

Этим летом, рассматривая дело о возмещении судебных издержек по налоговому спору, ВАС принял решение, о котором важно знать и руководителям, и бухгалтерам <3>. Расходы на гарантию можно взыскать с инспекции, если:

- оформить гарантию предложил суд (сам или по требованию налоговиков) <4>. Это будет отражено в определении суда о встречном обеспечении иска на определенную сумму (копию документа вам пришлют) <5>. Там будут названы различные формы обеспечения, в том числе - гарантия;

- решение по делу принято в вашу пользу <6>. Причем даже если вы выиграли спор какое-то время назад и у вас были расходы по банковской гарантии, то вы можете сегодня обратиться в суд с требованием о возмещении <7>;

- у вас есть документы, подтверждающие фактическую выплату банку вознаграждения за выдачу гарантии, - платежка и выписка со счета.

Примечание. О том, какие еще расходы налогоплательщика относятся к судебным издержкам, можно прочитать: ГК, 2011, N 22, с. 66

Представляется, что налоговики теперь будут осторожней с требованиями о встречном обеспечении. Стоит также иметь в виду, что вопрос о сумме возмещения остался открытым. ВАС, вернув рассмотренное им дело в суд первой инстанции, указал на необходимость определить "разумные пределы" возмещения с учетом:

- периода действия запрета на списание средств со счета;

- неполного удовлетворения требований организации.

Хотя по закону "разумность" нужно доказывать только в отношении расходов на вашего представителя в суде <6>. А взыскивать с ИФНС меньшую сумму из-за того, что вы "отбили" не все эпизоды, названные в решении, неправильно. Так ранее говорил сам ВАС <8>.

В общем, как будут считать сумму возмещения - пока непонятно. Ясно только, что она будет ниже реальных затрат. Возвращаемую сумму гарантии (вы увидите ее в тексте решения суда) включайте в состав доходов, учитываемых для целей налогообложения прибыли <9>.


<1> подп. 5 п. 1 ст. 91, п. 1 ст. 94 АПК РФ; п. 6 Информационного письма Президиума ВАС от 13.08.2004 N 83

<2> п. 2 ст. 369 ГК РФ

<3> Постановление Президиума ВАС от 10.07.2012 N 6791/11

<4> ч. 1 ст. 94 АПК РФ

<5> ч. 3 ст. 94 АПК РФ

<6> ч. 1 ст. 110 АПК РФ

<7> п. 5 ч. 3 ст. 311 АПК РФ

<8> ч. 1 ст. 110 АПК РФ; Постановление Президиума ВАС от 13.11.2008 N 7959/08

<9> п. 3 ст. 250 НК РФ

Впервые опубликовано в журнале "Главная книга" 2012, N 20

О ЗАПОЛНЕНИИ СПРАВКИ 2-НДФЛ

Гейц И.В.

Начать мне хотелось бы с негласных правил или принципов (кому как больше нравится), которыми следует руководствоваться при заполнении справки 2-НДФЛ. И первый из них - все суммы отражаются в справке за тот год, к которому они относятся. Откуда это следует?

Возьмем те же Рекомендации по заполнению справки, приведенные в Приказе ФНС. А точнее - рекомендации к заполнению пунктов 5.4 "Сумма налога удержанная" и 5.5 "Сумма налога перечисленная". Там написано, что в 2-НДФЛ отображается налог, удержанный и перечисленный ЗА налоговый период. То есть налог со всех доходов "за налоговый период" с 1 января по 31 декабря, включая перечисления налога в бюджет в следующем году. Я склоняюсь именно к такой трактовке. Видимо, ФНС тоже, поскольку уже не раз разъясняла, что НДФЛ, уплаченный в январе с декабрьской зарплаты, в справке нужно показывать.

Дабы подтвердить эту позицию, можно еще заглянуть в общие рекомендации к заполнению раздела 5 "Общие суммы дохода и налога по итогам налогового периода по ставке __%". Там сказано, что в разделе 5 отражаются общие суммы по итогам налогового периода. Такая же формулировка есть и в рекомендациях к заполнению пункта 5.1, предназначенного для указания доходов работников. А "по итогам" как раз таки и означает, что в справке надо указывать все суммы, которые относятся к конкретному налоговому периоду.

Однако, пожалуй, главный довод в поддержку этого принципа мы найдем, когда сравним действующую форму 2-НДФЛ с ее предшественницей. Смотрите: в разделе 5 нынешней формы семь строчек, тогда как в старой справке их было аж 10 штук. Сейчас в 2-НДФЛ такие строки, как "Сумма возврата налога по перерасчету с доходов прошлых лет", "Сумма, зачтенная при уплате налога по перерасчету с доходов прошлых лет", "Сумма, удержанная при уплате налога по перерасчету с доходов прошлых лет", мы не найдем. Иначе говоря, там нет никаких строк для отражения НДФЛ за прошлые годы.

Вывод отсюда напрашивается сам собой: выплаченные работнику доходы и налог с них в справке всегда отражаются за тот год, к которому они относятся. И если вдруг указанные в ней сведения в последующем меняются, то эти изменения отражаются путем формирования корректировочных справок. И это тоже в Рекомендациях прямо написано. Тогда как раньше все пересчеты налога показывались в справке текущего периода, а прошлые справки не уточнялись.

Как это реализуется на практике? Представьте, начислили зарплату за декабрь, посчитали с нее НДФЛ, но саму зарплату пока не выплатили. Январь прошел - не выплатили, за ним февраль, март - долг по зарплате за декабрь так и висит. Подходит 1 апреля - время сдавать 2-НДФЛ. Начинаем ее формировать.

Как будет выглядеть справка? Сумма посчитанного налога с декабрьской зарплаты попадет в строку 5.3 "Сумма налога исчисленная"? Обязательно. Потому что зарплата признается доходом когда? Последним днем месяца.

Далее. Попадет декабрьский налог в строки 5.4 "Сумма налога удержанная" и 5.5 "Сумма налога перечисленная"? Нет. Потому что в статье 226 Кодекса четко написано, что налог удерживается только при выплате дохода. А зарплату за декабрь так работникам и не выплатили. Какую строку справки в такой ситуации мы обязаны заполнить? Строку 5.7 "Сумма налога, не удержанная налоговым агентом".

Впервые опубликовано в издании "Главная книга. Конференц-зал" 2012, N 11

ОБ ОТРАЖЕНИИ В ПЕРСОНИФИЦИРОВАННОЙ ОТЧЕТНОСТИ ВЗНОСОВ, УПЛАЧЕННЫХ СВЕРХ ПРЕДЕЛЬНОЙ БАЗЫ

Гейц И.В.

Конечно, больше всего бухгалтеров беспокоит вопрос, как отражать в персонифицированных отчетах взносы, уплаченные свыше предельной базы. Напомню, что с этого года в Инструкции по заполнению персонифицированных форм появилась норма о том, что пенсионные взносы показываются в них в сумме, начисленной не более чем с предельной базы. То есть в 2012 году не более чем с 512 тысяч рублей, а в 2013 году планируется не более чем с 573 тысяч рублей. С какой целью это было сделано?

Дело в том, что не вся сумма пенсионных взносов, уплаченная за работника, попадает на его лицевой счет. Часть денег ПФР забирает. Эти деньги идут на финансирование самого Фонда, на формирование базовой части пенсий или расходуются на другие "пенсионные" нужды, не связанные с конкретным человеком, за которого уплачены взносы.

Раньше ПФР забирал 6 процентов от выплат работнику, не превышающих предельную базу по взносам. С 2012 года к этим 6 процентам добавились еще 10 (а для некоторых категорий 5) с сумм свыше предельной базы. Теперь такие 10-процентные взносы называются солидарной частью тарифа, а те, что Фонд зачисляет на счет работника, - индивидуальной. А раз эти 10 процентов по лицевым счетам работников не распределяются, то и в персонифицированной отчетности они не нужны. Все логично.

Но проблема в том, что специальная оговорка о взносах с выплат свыше предельной базы для начисленных сумм в Инструкции есть, а для уплаченных - нет. И поэтому многие отделения фондов на местах настаивали на том, чтобы последние отражались в формах именно в фактически уплаченном размере. А точнее, с учетом этих 10-процентных взносов, уплаченных в страховую часть. А тем, кто перечисленные взносы в персонифицированной отчетности все же показывал в пределах исчисленных сумм, отказывали в ее приемке. И все потому, что сумма уплаченных взносов в индивидуальных сведениях не совпадала с суммой взносов, отраженных в расчете РСВ-1.

Конечно, это неправильно. Но в таких ситуациях я все же советую: до тех пор, пока не появились хоть какие-то официальные разъяснения, делайте так, как хочет территориальный ПФР.

Вообще, на мой взгляд, Пенсионному фонду следовало оставить старое правило. А именно: сколько взносов по работнику начислено, столько в формах и надо отражать. И тогда было бы полное соответствие с данными РСВ-1. А чтобы знать, какую сумму из них зачислять на лицевой счет работнику, а какую забирать себе, вывели бы формулу. Скажем, если выплаты работнику меньше 512 000 рублей - забираем с них 6 процентов и все. Если больше, то забираем 30 720 рублей (512 000 руб. х 6%) плюс еще 10 процентов с суммы превышения. Ничего сложного. Но, видимо, у работников ПФР на этот счет другое мнение.

Да, забыл сказать, что все вышеназванные формы представляются в Пенсионный фонд начиная с отчетности за 2010 год. А с 2011 года в арсенале страхователя появилось еще две отчета, правда, уже годовых: форма СЗВ-6-3 "Сведения о сумме выплат и иных вознаграждений, начисляемых плательщиками страховых взносов - страхователями в пользу физического лица" и опись этих сведений - форма АДВ-6-4. Хотя, надо сказать, некоторые территориальные органы ПФР требовали сдавать эти отчеты еще и за 2010 год. И мне довелось быть тому свидетелем.

Впервые опубликовано в издании "Главная книга. Конференц-зал" 2012, N 11

О ЗАЩИТЕ ОТ "МИГРАЦИОННЫХ" ШТРАФОВ С ПОМОЩЬЮ ДОГОВОРА С КОНТРАГЕНТОМ

Дыбов А.И.

Если вы - генподрядчик или арендодатель, обязательно включите в субподрядный договор либо договор аренды условие о том, что контрагент под угрозой значительных санкций обязан контролировать законность труда и проживания на объекте иностранцев, работающих на него. Арендодатель вправе и вовсе запретить предоставление арендованных помещений для проживания любым иностранцам, хоть легальным, хоть нелегальным. А вот в случае с торговым комплексом или рынком одной лишь записи в договоре аренды мало, но к этому мы вернемся позже.

Что касается заказчика, который на объекте ничего не делает, то ему без разницы, есть фраза о контроле законности "иностранного" труда в договоре подряда или ее нет. В любом случае отвечать будет фактический работодатель или тот, кто обеспечит нелегала жильем. Заказчик не является ни первым, ни вторым. И ему от "правильной" записи ни жарко ни холодно.

Вопрос. Хотелось бы уточнить насчет контроля проживания. Вот я, подрядчик, включу в субподрядный договор обязанность контрагента следить за этим. Но бытовки-то на стройке мои. Значит, если что, и отвечать все равно мне?

Это опять же зависит от того, как составить договор. Из него должно четко следовать, что вы предоставляете бытовки во владение и пользование самому субподрядчику и уже только он вселяет туда своих иностранцев и контролирует законность их пребывания в России. Бытовки надо обязательно пронумеровать и перечислить в субподрядном договоре номера, "отошедшие" контрагенту. В этом случае с вас взятки гладки.

Далее. Генподрядчик или арендодатель кровно заинтересованы в том, чтобы контрагент отдельно подавал список своих работников, которым разрешено проходить на объект. В пропусках они должны значиться как персонал субподрядчика либо арендатора. Иначе ФМСники просто на основании пропуска, в котором указано наименование вашей организации и ф. и. о. мигранта, посчитают его вашим работником и особо разбираться не станут. В суде, быть может, и отобьетесь, как отбился генподрядчик в споре, по которому ФАС Московского округа вынес Постановление N А41-323/11. Но зачем доводить до суда-то?

Также нелишним будет прописать в договоре обязанность субподрядчика или арендатора информировать каждого нанимаемого иностранца о том, кто является его настоящим работодателем. Иначе случается, что при проверке мигрант сообщает полицейским первое примелькавшееся название. А это, скорее всего, надпись на вывеске бизнес-центра, где обычно красуется наименование арендодателя, или надпись на щите у стройки, где обычно указан генеральный подрядчик объекта. И все, протокол готов.

Другой вариант - иностранец называет организацию, наименование которой каждый день видит на своем пропуске либо сообщает на пункте охраны, когда заходит на объект. Пример, хоть и удачно закончившийся для генподрядчика, тот же - Постановление столичного ФАС N А41-323/11.

Конечно, увещевания мигрантов со стороны субподрядчика или арендатора могут и не помочь просто из-за людской невнимательности. И лучше иметь пропуск или списки, в которых иностранец числится работником контрагента, а значит, все, что вы делаете, - пропускаете человека на свою территорию, но никак не обеспечиваете его работой.

Классический случай, когда подрядчик сработал на пять с плюсом и полностью обезопасил себя от претензий проверяющих, стал известен из Постановления 9 ААС N 09АП-19773/2012. Субподрядчик, нанявший нелегалов, норовил свалить все с больной головы на здоровую, но договор с обязанностью следить за своими иностранными работниками и их списки в охранной фирме не оставили ему никаких шансов.

Впервые опубликовано в издании "Главная книга. Конференц-зал" 2012, N 11

О МИГРАЦИОННОМ УЧЕТЕ ИНОСТРАННЫХ РАБОТНИКОВ

Дыбов А.И.

Что надо знать в первую очередь: Закон N 109-ФЗ о миграционном учете сформулирован так, что работодатель ВСЕГДА является принимающей стороной для иностранного работника, а значит, обязан поставить того на учет. Подчеркиваю, всегда! Обеспечивать его для этого жильем совершенно не обязательно. Принимающей стороной вас делает уже одно то, что мигрант трудится на вас. Следовательно, в ваших интересах ставить на учет любого временно пребывающего иностранца, с которым вы заключили трудовой либо гражданско-правовой договор. Есть у него уже уведомление о постановке на учет, нет - ставьте в любом случае! Иначе оштрафуют, и суд, скорее всего, полицейских поддержит.

Чтобы не быть голословным, приведу пару примеров.

Псковская область. Проверка обнаружила иностранных работников в здании, ремонтом которого они занимались. Жили люди там же. Но на учете состояли в другом месте, в доме, непригодном для проживания. Постановлением N А52-4648/2010 ФАС Северо-Западного округа признал работодателя принимающей стороной и подтвердил законность штрафа за то, что организация миграционным учетом работников не озаботилась.

Краснодарский край. В парке развлечений в бытовке обитает иностранец, состоящий на учете в частном доме, владелец которого на суде показал, что у него мигрант никогда не жил. Он всего лишь исполнил просьбу директора парка о постановке иностранца на учет. Вердикт ФАС Северо- Кавказского округа в Постановлении N А32-1583/2011: фактической принимающей стороной для приезжего является парк, он и должен был поставить мигранта на учет.

Справедливости ради должен сказать, что есть и удачные для работодателей решения. Правда, все они приняты в Северо-Западном округе. Тамошний ФАС делает упор на то, что место пребывания иностранца для целей Закона N 109-ФЗ - это, прежде всего, жилое помещение. Если приезжий, уже вставший на учет в другой организации, на новой фирме не живет, то она заниматься его миграционным учетом не должна. Почитайте Постановления N А56-25871/2010 и N А56-25883/2010.

Но это, как вы понимаете, риск, и очень большой. Если суд вашего округа к этим аргументам не прислушается, проигрыш обойдется весьма дорого. Поэтому повторюсь: ставьте на учет любого временно пребывающего мигранта, который начал трудиться на вас.

Итак, на исполнение обязанности по миграционному учету вам отведено 7 рабочих дней со дня прибытия к вам иностранца. Опоздаете - получите штраф.

Если вы не обеспечиваете человека жильем либо обеспечиваете, но трудовые отношения с ним оформляете до даты заселения, отсчитывайте этот срок от дня заключения трудового либо гражданско-правового договора. Адресом постановки на учет в этих случаях всегда будет юридический адрес компании.

Вопрос. Разрешите вмешаться. Как же так: всегда юридический адрес? А если служебное жилье в другом месте расположено? Не будет ли это нарушением?

Понимаете, какая штука: в силу определения понятий "принимающая сторона" и "место пребывания" организация, обеспечивающая мигранта и жильем, и работой, является принимающей стороной в двух лицах: как владелец помещения и как работодатель. Но фирма-то одна! Поэтому, на мой взгляд, единожды поставив иностранного работника на миграционный учет по своему юридическому адресу, при дальнейшем его вселении в жилье, находящееся в другом месте, ставить его на учет повторно компания не обязана. Споры на этот счет мне не попадались, видимо, у проверяющих вопросов не возникает. С другой стороны, если очень страшно, то почему бы не поставить его на учет еще раз, уже по адресу служебного помещения? Перестраховкой вы ничего не нарушите.

А вот если иностранец вселяется до того, как с ним будут оформлены трудовые отношения, 7 рабочих дней начинают течь со дня его заселения. "Учетным" адресом будет местонахождение жилья, даже когда у фирмы другой юридический адрес. Дальше, как и в первом случае, решайте: ставить его повторно на учет уже по юридическому адресу после того, как он приступит к работе, или не ставить.

Напомню, что поставить мигранта на учет можно двумя способами: либо отправить уведомление с ближайшего отделения почты, либо прийти с уведомлением в отделение ФМС, ответственное за адрес, по которому вы "прописываете" иностранца. Для заполнения бланка от приезжего понадобится его паспорт и миграционная карта. Он обязан предоставить принимающей стороне эти документы. По окончании процедуры на руках у мигранта останется отрывная часть уведомления с отметкой почты или ФМС. Снимите с нее копию и подшейте в личное дело иностранца.

Впервые опубликовано в издании "Главная книга. Конференц-зал" 2012, N 11


 Новости КонсультантПлюс

1 декабря в системе КонсультантПлюс будет размещен "Практический комментарий основных изменений налогового законодательства с 2013 года". Наиболее важные поправки, вступающие в силу с 1 января 2013 г., касаются специальных налоговых режимов - ЕСХН, УСН, ЕНВД. Материалы будут обновляться с учетом вступивших в силу нормативных правовых актов и разъяснений контролирующих органов.



Все права защищены © 2012 ЗАО "Консультант Плюс"
тел. +7(495)956-8283, +7(495)787-9292
mailto:contact@consultant.ru
http://www.consultant.ru/

Информация предоставлена компанией "Консультант Плюс", являющейся разработчиком одноименных справочных правовых систем. Общероссийская Сеть распространения правовой информации КонсультантПлюс объединяет 300 региональных информационных центров, которые занимаются поставкой систем и передачей информации пользователям в 150 городах России. На специализированном правовом сервере: www.consultant.ru можно получить бесплатный доступ к большому массиву актуальной справочной правовой информации, а также узнать подробнее о программных продуктах и услугах Сети КонсультантПлюс, о ее структуре и деятельности, скачать демонстрационные версии профессиональных систем.

Выпуски за другие дни


В избранное