Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

КонсультантПлюс: по cтраницам "Главной книги" Выпуск от 20.01.2012


"КонсультантПлюс: по cтраницам "Главной книги""

КонсультантПлюс По страницам журнала "Главная книга"
Выпуск от 20.01.2012

Обзоры законодательства | Интернет-версия КонсультантПлюс | Финансовые консультации | Подписаться

На правах рекламы

Конференция "Годовой отчет 2011. Изменения на 2012 год". Генеральный партнер - компания "КонсультантПлюс"
Дата проведения: 10 февраля 2012 года с 10:30 до 17:00
Место проведения: гостиница "Редиссон-Славянская" (ст. м. "Киевская")
Лектор: Крутякова Т.Л., автор бестселлера "Годовой отчет 2011"
Регистрация участников и дополнительная информация на сайте: http://www.bisnescafe.ru/auxpage_opisanie-konferencii/ или по тел.: (495) 410-94-13.


Содержание

ЗАДАТОК - ДОХОД ИЛИ НЕТ? (Должен ли предприниматель платить НДФЛ с задатка)

Суховская М.Г.

Рассмотрим следующую ситуацию. Предприниматель-общережимник в текущем году получает задаток в счет предстоящей поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг) <1>. Отгрузка планируется лишь в следующем году. Должен ли предприниматель включить сумму задатка в налоговую базу по НДФЛ за этот год, заплатив тем самым с нее налог, или нет? На этот счет есть две позиции.

Примечание. Перед предпринимателями-"упрощенцами" такая дилемма не стоит. Ведь в силу прямого указания НК РФ они не должны учитывать полученный задаток в доходах при исчислении налога при УСНО <2>.

ПОЗИЦИЯ 1. Задаток - доход

Минфин считает <3>, что для целей расчета НДФЛ нужно включать в налогооблагаемые доходы абсолютно все полученные суммы <4>, в том числе и задаток.

Примечание. Аналогичная позиция у контролирующих органов и в отношении НДС: налог с суммы задатка нужно уплатить в периоде его получения <5>.

Нашелся и суд, сказавший, что, раз в перечне сумм, не признаваемых доходом для целей НДФЛ <6>, задатка нет, значит, он должен облагаться налогом <7>. Правда, это было сказано довольно давно - в 2007 г.

Следуя этой точке зрения, налоговики при проверке вполне могут придраться к тому, что задаток "выпал" из налогооблагаемой базы предпринимателя за соответствующий год, и доначислить налог, а также пени и штраф.

ПОЗИЦИЯ 2. Задаток - не доход

Судебных решений, вынесенных по этой проблеме, не так много. И большинство судов встают на сторону предпринимателей, говоря, что:

- задаток в момент его получения не облагается НДФЛ, поскольку это не выручка от реализации товаров (работ, услуг), а обеспечение исполнения обязательства <8>;

- задаток становится объектом налогообложения только после его зачета в счет оплаты по договору. Именно в этот момент задаток становится частью стоимости проданного имущества <10>. А до момента исполнения договора задаток выполняет обеспечительную функцию, а не платежную, поэтому не может рассматриваться в качестве дохода <11>.

Если договор, обеспеченный задатком, не исполнит <9>:

- сторона, давшая задаток, - она теряет его, задаток остается у получателя;

- сторона, получившая задаток, - она обязана вернуть другой стороне двойную сумму задатка.

***

Даже если в договоре четко прописано, что полученная сумма - именно задаток, а не обычная предоплата <1>, скорее всего, проблемы с налоговиками все равно будут. Поэтому, если с проверяющими вам не повезло, а сумма задатка была большой, следовательно, и доначисления тоже, за правдой придется идти в суд.


<1> п. 1 ст. 380 ГК РФ

<2> пп. 1, 1.1 ст. 346.15, подп. 2 п. 1 ст. 251 НК РФ; Письмо Минфина России от 06.10.2008 N 03-1-04/2/153

<3> Письмо Минфина России от 12.02.2010 N 03-04-05/10-56; п. 1 Письма Минфина России от 24.11.2008 N 03-04-05-01/440

<4> п. 1 ст. 210 НК РФ

<5> Письмо Минфина России от 02.02.2011 N 03-07-11/25; Письмо ФНС России от 17.01.2008 N 03-1-03/60

<6> ст. 217 НК РФ

<7> Постановление Семнадцатого ААС от 22.08.2007 N 17АП-2069/07-АК

<8> Постановление ФАС УО от 30.06.2009 N Ф09-4388/09-С2

<9> п. 2 ст. 381 ГК РФ

<10> Постановление ФАС ЦО от 03.10.2011 N А14-6763/2010/229/24

<11> Постановление ФАС ЗСО от 27.07.2011 N А75-8953/2010

Впервые опубликовано в журнале "Главная книга" 2011, N 24

СМЕНА ОБЪЕКТА ПРИ УСНО: "ПЕРЕХОДНЫЙ" УЧЕТ

Бугаева Н.Г.

Если вы приняли решение с 2012 г. сменить объект налогообложения при "упрощенке", то до 20 декабря текущего года вам надо уведомить об этом свою налоговую инспекцию <1>. Направить нужную бумагу совсем не сложно. Гораздо сложнее решить вопросы, связанные с "переходным" исчислением налога. Ответим на некоторые из них.

Вводить ОС в эксплуатацию выгоднее на "доходно-расходной" УСНО

(?) Мы в 2010 г. были на "доходной" "упрощенке". В 2011 г. перешли на "доходно-расходную". В конце 2010 г. купили в рассрочку два основных средства стоимостью по 1 млн руб. каждый. Первые платежи по ним были сделаны в декабре 2010 г., остальные - в 2011 г. Так получилось, что одно ОС было введено в эксплуатацию сразу при покупке (в 2010 г.), а другое - после полной оплаты (в 2011 г.). Можем ли мы включить в расходы 2011 г. 2 млн руб. - всю стоимость купленных основных средств?

М.С.Ткачук, г. Тобольск

Ответ

В расходах 2011 г. вы сможете учесть полную стоимость того основного средства, которое было введено в эксплуатацию в 2011 г. Поскольку на "упрощенке" стоимость ОС включается в расходы в размере фактически уплаченных по нему сумм и после ввода его в эксплуатацию <2>. Причем нигде в НК не указано, что эти расходы должны быть понесены в период применения именно "доходно-расходной" "упрощенки". А вот по другому ОС можно будет включить в расходы только те платежи, которые вы совершили в 2011 г. Так нам прокомментировали эту ситуацию в Минфине.

ИЗ АВТОРИТЕТНЫХ ИСТОЧНИКОВ
КОСОЛАПОВ АЛЕКСАНДР ИЛЬИЧ - Начальник отдела специальных налоговых режимов Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

"Расходы на приобретение основных средств отражаются на последнее число отчетного (налогового) периода в размере уплаченных сумм <3>. Расходы учитываются только по основным средствам, используемым при ведении предпринимательской деятельности. Поэтому если основное средство введено в эксплуатацию в 2010 г. во время применения УСНО с объектом налогообложения "доходы", то при переходе с 2011 г. на объект налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину расходов, расходы на приобретение указанного основного средства могут быть учтены лишь в размере сумм, уплаченных начиная с 1 января 2011 г."

Учесть расходы на "создание" товара можно

(?) Наша компания в этом году была на "упрощенке" с объектом "доходы", с 2012 г. мы переходим на "доходы минус расходы". У нас заключен договор на присоединение к водоснабжению, и мы оплачиваем его частями в течение 2 лет. Нам строят водопровод, который будет сдан уже в 2012 г. После того как водопровод будет готов, компания планирует сразу же его продать. Сможем ли мы включить затраты на строительство в расходы в 2012 г.?

Л.П.Горовец, г. Санкт-Петербург

Ответ

Да, сможете. Если вы изначально строите этот водопровод на продажу, то следует принять его к учету как товар. Ведь любое имущество, предназначенное для реализации, - это товар <4>. Поэтому при продаже водопровода доходы можно будет уменьшить на сумму затрат на его строительство <5>.

При переходе с ОСНО на "доходную" УСНО про расходы на ОС можно забыть

(?) В 2008 г. наша компания была на общем режиме, с 2009 г. перешла на УСНО с объектом налогообложения "доходы", а в 2011 г. сменила объект на "доходы минус расходы". В 2011 г. мы учли в расходах 20% остаточной стоимости объектов ОС, приобретенных до перехода на "упрощенку", по состоянию на 31.12.2008. Правильно ли мы сделали? Если нет, то как это исправить и что делать с недосписанной стоимостью ОС в налоговом учете?

А.Л.Вирченко, г. Осташков

Ответ

Поскольку с общего режима вы переходили на "доходную" "упрощенку", то после смены объекта на "доходы, уменьшенные на величину расходов" (через 2 года после перехода на УСНО) учитывать в расходах какую-либо часть стоимости ОС вы не имели права <6>. Такие разъяснения дает по этому поводу Минфин и обосновывает это тем, что ни при переходе с общего режима на "доходную" "упрощенку", ни при смене объекта налогообложения после этого на "доходы минус расходы" остаточная стоимость ОС не определяется <7>. Теперь вам нужно сделать пересчет налоговой базы за этот год плюс доплатить авансовые платежи по налогу и пени.

То есть учесть остаточную стоимость основных средств при расчете налога при УСНО у вас уже никак не получится.

В расходах можно учесть стоимость товаров, купленных на "доходной" "упрощенке"

(?) Наша организация в этом году применяла УСНО с объектом "доходы". Сейчас мы закупили очень много товаров, бо'льшую часть которых до конца года продать не успеем. Со следующего года мы меняем объект налогообложения. Знакомый аудитор говорит, что учесть расходы на приобретение "прошлогодних" товаров мы не сможем, потому что не вели налоговый учет расходов в этом году. А мне кажется, сможем. Кто из нас прав?

И.Н.Мельникова, г. Нижний Тагил

Ответ

После перехода на УСНО с объектом "доходы минус расходы" вы сможете учитывать в расходах оплаченную стоимость товаров по мере их реализации <8>. И совершенно неважно, когда они приобретены - в этом году или в следующем. Поэтому тот факт, что бо'льшую часть товаров не удалось продать в этом году, вам только на руку.

Зарплату "доходного" периода в "доходно-расходном" не учтешь

(?) В этом году мы на "доходной" УСНО. А со следующего года переходим на объект "доходы минус расходы". "Упрощенцы" включают в расходы только уплаченные суммы. Если мы выплатим зарплату за декабрь в январе 2012 г. и тогда же заплатим с нее страховые взносы, сможем ли мы учесть эти суммы в расходах?

Е.В.Юдакова, г. Новомосковск

Ответ

В своих разъяснениях (не касающихся смены объекта налогообложения) Минфин говорит, что страховые взносы, начисленные по доходам работников за декабрь 2011 г. и уплаченные в январе 2012 г., можно включить в расходы при расчете авансовых платежей (налога) за 2012 г. <9> А по мнению ФНС России, на них можно уменьшить сумму налога за 2011 г., если эти взносы будут уплачены до подачи декларации по УСНО <10>. Как видим, взносы можно учесть в уменьшение налога в любом случае. Вопрос только, в каком налоговом периоде. Поскольку проверкой декларации будут заниматься налоговики, логично ориентироваться на их точку зрения. Если же вы хотите полностью обезопасить себя от вопросов проверяющих, перечисляйте страховые взносы в декабре: тогда вы однозначно уменьшите на них сумму налога за 2011 г.

Теперь разберемся с зарплатой. Поскольку "упрощенцы" применяют кассовый метод, то признавать расходы они должны в том периоде, когда расходы оплачены <11>. Деньги с расчетного счета организации на счета работников будут перечислены только в 2012 г., когда вы будете применять "доходно-расходную" "упрощенку". То есть это ваш расход 2012 г. <12> Но контролерам такой подход наверняка не понравится.

Они, скорее всего, посчитают, что поскольку зарплату вы начисляете за декабрь, то есть за период, когда применялся объект "доходы", то в расходах эту зарплату учесть будет нельзя <13>. По крайней мере, таково неизменное мнение Минфина на протяжении последних нескольких лет.

Судов по данному поводу нет. Поэтому, принимая решение, оцените, стоит ли вообще ввязываться в судебные тяжбы с учетом той выгоды, которую вы получите, признав расходы в виде зарплаты. Ведь таким образом вы сэкономите максимум 15% от суммы зарплаты работников за декабрь <14>.

Если сырье оплачено на "доходной" УСНО, то после смены объекта в расходах его не учтешь

(?) Я работаю в ресторане бухгалтером. С 2012 г. мы решили сменить объект налогообложения "доходы" на объект "доходы за минусом расходов". Можно ли будет в следующем году списать в расходы сырье, купленное и оплаченное сейчас, - в нашем случае продукты, из которых мы готовим блюда? И как быть с алкогольными и безалкогольными напитками? Их мы фактически продаем как товары.

Н.П.Романова, г. Павловский Посад

Ответ

Поскольку в вашем случае приобретенные продукты питания - это сырье и материалы, то учесть их стоимость в расходах после перехода на "доходно-расходную" УСНО будет нельзя <15>. Ведь они включаются в расходы в том периоде, когда они были оприходованы и оплачены поставщику <16>. А вы оплатили их, когда применяли объект налогообложения "доходы" <17>.

А вот напитки в ресторане могут использоваться по-разному. И если какие-то из них вы будете реализовывать в том виде, в каком купили, то их стоимость вы сможете учесть при расчете налога при УСНО. Потому что для вас они будут товаром, а товары включаются в расходы по мере их реализации <18>. Правда, для этого вам понадобится четкий внутренний учет, чтобы было понятно, какой напиток у вас пошел для приготовления коктейлей, а какой вы просто продали. И даже если напиток продается в розлив, то это тоже уже сырье.

Убытки прошлых лет на "доходной" УСНО не учитываются

(?) С 2012 г. мы собираемся сменить объект налогообложения "доходы, уменьшенные на величину расходов" на объект "доходы". Скорее всего, 2011 г. мы закончим с убытком. Но по НК налогоплательщик вправе переносить убыток на будущие налоговые периоды в течение 10 лет. Применимо ли это правило при смене объекта?

Л.Д.Егоренкова, г. Ростов-на-Дону

Ответ

В вашем случае нет возможности уменьшить налоговую базу на сумму убытков прошлых лет. Это могут сделать лишь "упрощенцы" с объектом "доходы минус расходы" <19>.

В то же время если в дальнейшем в течение 10 лет, следующих за 2011 г., вы опять поменяете объект налогообложения, то, будучи на "доходно-расходной" УСНО, вы сможете уменьшить базу на убыток 2011 г. <20>

Когда вексель оплачен, тогда и появляются доходы

(?) В этом году мы применяем УСНО с объектом "доходы минус расходы". Пару месяцев назад компания продала объект недвижимости и в качестве оплаты получила вексель со сроком погашения в августе следующего года. С 2012 г. мы переходим на объект "доходы". Правильно ли будет заплатить налог с полученной по векселю оплаты по ставке 6%?

О.М.Бородина, г. Юрга

Ответ

Да. Доход от продажи недвижимости вы признаете в том периоде, когда вексель оплачен <21>. Поскольку деньги по векселю вы получите в следующем году, когда будете применять объект налогообложения "доходы", вы примените ставку 6% <22>.

Кроме того, надо будет признать доходы, если этот вексель вы передадите кому-то в качестве оплаты чего-то на дату его передачи <21>.


<1> п. 2 ст. 346.14 НК РФ

<2> подп. 1 п. 1, подп. 1 п. 3 ст. 346.16, подп. 4 п. 2 ст. 346.17 НК РФ; Письмо УФНС России по г. Москве от 23.12.2009 N 16-15/135873

<3> подп. 4 п. 2 ст. 346.17 НК РФ

<4> п. 3 ст. 38 НК РФ

<5> подп. 2 п. 2 ст. 346.17 НК РФ; Письма Минфина России от 29.08.2011 N 03-11-06/2/122, от 08.04.2011 N 03-11-06/2/46

<6> п. 2.1 ст. 346.25 НК РФ; Письмо Минфина России от 14.04.2011 N 03-11-11/93

<7> п. 2.1 ст. 346.25 НК РФ

<8> подп. 23 п. 1 ст. 346.16, подп. 2 п. 2 ст. 346.17 НК РФ; Письмо Минфина России от 12.03.2010 N 03-11-06/2/34

<9> подп. 7 п. 1 ст. 346.16 НК РФ; Письмо Минфина России от 14.06.2011 N 03-11-06/2/94

<10> п. 3 ст. 346.21, п. 1 ст. 346.23 НК РФ; п. 2 Письма ФНС России от 12.05.2010 N ШС-17-3/210

<11> п. 2 ст. 346.17 НК РФ

<12> подп. 1, 3 п. 2 ст. 346.17 НК РФ

<13> п. 4 ст. 346.17 НК РФ; Письма Минфина России от 07.09.2010 N 03-11-06/2/142, от 08.07.2009 N 03-11-06/2/121, от 22.04.2008 N 03-11-04/2/75

<14> п. 2 ст. 346.20 НК РФ

<15> подп. 5 п. 1 ст. 346.16, подп. 1 п. 1 ст. 254, подп. 1 п. 2 ст. 346.17 НК РФ; Письмо Минфина России от 29.05.2007 N 03-11-04/2/146

<16> Письмо Минфина России от 27.10.2010 N 03-11-11/284

<17> п. 4 ст. 346.17 НК РФ

<18> подп. 2 п. 2 ст. 346.17 НК РФ

<19> п. 7 ст. 346.18 НК РФ

<20> п. 7 ст. 346.18 НК РФ; Письмо Минфина России от 16.03.2010 N 03-11-06/2/35

<21> п. 1 ст. 346.17 НК РФ

<22> п. 1 ст. 346.19, п. 1 ст. 346.20, п. 2 ст. 346.21 НК РФ

Впервые опубликовано в журнале "Главная книга" 2011, N 24

НЕ УДЕРЖАЛИ В 2011 ГОДУ НДФЛ? СООБЩИТЕ ОБ ЭТОМ В ИФНС

Шаронова Е.А.

31 января

Пункт 5 ст. 226 НК РФ

Те организации и предприниматели, которые в 2011 г. при выплате доходов как своим работникам, так и другим физлицам не смогли удержать НДФЛ, должны сообщить об этом в ИФНС не позднее 31.01.2012 <1>.

Чаще всего невозможно удержать НДФЛ, если:

<или> выплачиваются доходы в натуральной форме (например, вы оплачивали отдых или питание работников) <2>;

<или> выдаются на льготных условиях займы физлицам, которые не получают от вас денежных доходов (например, вы выдали заем своему учредителю). Если проценты по займу меньше 2/3 ставки рефинансирования <3>, то возникает доход в виде материальной выгоды от экономии на процентах, с которой нужно удержать НДФЛ;

<или> выдаются подарки или призы (например, при проведении стимулирующих лотерей или рекламных конкурсов) стоимостью более 4000 руб. физлицам, которые не являются вашими работниками <4>.

Сообщить о неудержанном налоге в свою ИФНС надо, подав справку по форме 2-НДФЛ <5>. В ней в поле "признак" надо указать цифру 2 (означает, что подается в связи с невозможностью удержать НДФЛ <6>), в разделе 3 - только тот доход, с которого не удержан налог, а в разделе 5 - сумму неудержанного налога.

Эти справки можно представить <7>:

<или> на бумаге, если численность физлиц, которым вы в 2011 г. выплачивали доходы, не превышает 10 человек <8>;

<или> на электронных носителях - на дискетах 3,5", дисках CD, DVD, на флэшках (устройствах flash-памяти);

<или> по телекоммуникационным каналам связи.

Если справки 2-НДФЛ вы подаете на бумаге или на электронных носителях, то независимо от того, лично вы их принесете в ИФНС или отправите по почте, нужно еще составить Реестр сведений о доходах физических лиц за 2011 год в двух экземплярах <9>. Второй экземпляр этого реестра вместе с протоколом о принятии сведений инспектор вернет вам, если вы пришли в ИФНС лично, либо направит вам по почте <10>.

При сдаче справок 2-НДФЛ позже установленного срока организацию (предпринимателя) оштрафуют на 200 руб. за каждую справку <11>.

Также справку 2-НДФЛ с суммой неудержанного налога вам нужно выдать и физлицу <12>. Ведь в этом случае ему самому придется платить неудержанный налог. А для этого ему надо заполнить декларацию 3- НДФЛ и показать сумму полученного дохода и неудержанного налога <13>.


<1> п. 5 ст. 226 НК РФ

<2> п. 1 ст. 210, подп. 1 п. 2 ст. 211 НК РФ

<3> подп. 1 п. 1, подп. 1 п. 2 ст. 212 НК РФ

<4> п. 1 ст. 210, подп. 2 п. 2 ст. 211, п. 28 ст. 217 НК РФ

<5> утв. Приказом ФНС России от 17.11.2010 N ММВ-7-3/611@ (в ред. Приказа ФНС России от 06.12.2011 N ММВ-7-3/909@); п. 3 Приказа ФНС России от 16.09.2011 N ММВ-7-3/576@

<6> раздел II Рекомендаций по заполнению формы 2-НДФЛ... (приложение к форме 2-НДФЛ, утв. Приказом ФНС России от 17.11.2010 N ММВ-7-3/611@ (в ред. Приказа ФНС России от 06.12.2011 N ММВ-7-3/909@))

<7> п. 1 Порядка представления в налоговые органы... сообщений о невозможности удержания налога... утв. Приказом ФНС России от 16.09.2011 N ММВ-7-3/576@ (далее - Порядок)

<8> п. 7 ст. 2, п. 1 ст. 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 227-ФЗ

<9> пп. 6, 15 Порядка

<10> пп. 13, 19 Порядка

<11> п. 1 ст. 126 НК РФ

<12> п. 5 ст. 226 НК РФ

<13> подп. 4 п. 1 ст. 228, пп. 1, 4 ст. 229 НК РФ

Впервые опубликовано в журнале "Главная книга" 2012, N 01

У ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ НА "ДОХОДНОЙ" УСНО НАЛОГ УМЕНЬШАЕТСЯ НА ВСЕ СТРАХОВЫЕ ВЗНОСЫ "ЗА СЕБЯ"

Шаронова Е.А.

1 января

Федеральный закон от 28.11.2011 N 338-ФЗ

С 1 января 2012 г. вступили в силу поправки, улучшающие положение предпринимателей-упрощенцев с объектом "доходы", которые работают одни, без наемных работников. Теперь они могут уменьшить налог при УСНО (авансовый платеж) на всю сумму уплаченных "за себя" страховых взносов <1>.

Напомним, что предприниматели должны уплачивать страховые взносы "за себя" в Пенсионный фонд РФ и фонды обязательного медицинского страхования в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года. В 2011 г. это 16 159,56 руб. (в ПФР - 13 509,60 руб., в ФФОМС - 1610,76 руб., в ТФОМС - 1039,20 руб.) <2>. И перечислять их в фонды можно как угодно: либо единовременно, либо несколькими платежами в течение года, главное - уплатить их не позднее 31 декабря календарного года <3>.

В результате этой поправки предприниматели, которые не нанимают работников и выбрали объект "доходы", окажутся в более выгодном положении, чем предприниматели с объектом "доходы минус расходы". Ведь если сумма взносов, уплаченных предпринимателем "за себя", будет равна налогу, исчисленному по ставке 6% от суммы дохода, то ему вообще не придется платить налог (он будет равен нулю) <4>. В то время как предприниматель с объектом "доходы минус расходы" в такой же ситуации все равно должен будет заплатить минимальный налог в размере 1% от доходов <5>.

Как нам разъяснил специалист ФНС России, при уплате налога при УСНО за 2011 г. воспользоваться новым порядком расчета не получится.

ИЗ АВТОРИТЕТНЫХ ИСТОЧНИКОВ
МЕЛЬНИЧЕНКО АНАТОЛИЙ НИКОЛАЕВИЧ - Государственный советник РФ 1 класса

"Применять новый порядок уменьшения налога при УСНО на страховые взносы можно только начиная с I квартала 2012 г. А если предприниматель уплатит страховые взносы единовременно в IV квартале 2012 г., то при исчислении налога за 2012 г. Ведь в п. 3 ст. 6 Федерального закона от 28.11.2011 N 338- ФЗ прямо сказано, что поправка вступает в силу с 1 января 2012 г.

А при исчислении налога за 2011 г. по-прежнему действует ограничение: общая сумма страховых взносов, уплаченная предпринимателем "за себя", не может уменьшить сумму налога за 2011 г. более чем на 50% <6>".

А вот если за 2012 г. у предпринимателя налог при УСНО будет равен сумме страховых взносов - 17 208,25 руб. (в ПФР - 14 386,32 руб. (4611 руб. х 26% х 12), в ФФОМС - 2821,93 руб. (4611 руб. х 5,1% х 12) или будет меньше ее, тогда в бюджет упрощенцу ничего платить не придется.


<1> п. 3 ст. 346.21 НК РФ

<2> ст. 13 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ; ст. 1 Федерального закона от 19.06.2000 N 82-ФЗ

<3> ч. 2, 4 ст. 16 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ

<4> п. 1 ст. 346.18, п. 1 ст. 346.20, п. 1, 3 ст. 346.21 НК РФ

<5> пп. 2, 6 ст. 346.18 НК РФ

<6> п. 3 ст. 346.21 НК РФ (ред., действ. до 01.01.2012)

<7> ст. 13 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ; п. 2.2 ст. 22 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ; ст. 1 Федерального закона от 19.06.2000 N 82-ФЗ

Впервые опубликовано в журнале "Главная книга" 2012, N 01

ВСЯ ПРАВДА ОБ АМОРТИЗАЦИОННОЙ ПРЕМИИ (Когда выгодно применять амортизационную премию по ОС и по затратам на их реконструкцию)

Федорцова Е.А.

Купив основное средство (ОС), в налоговом учете вы вправе сразу списать в расходы от 10 до 30% его первоначальной стоимости. Это относится и к расходам на реконструкцию или модернизацию ОС <1>. Право применять амортизационную премию появилось с 2006 г. А с 2009 г. лимит премии был поднят с 10 до 30% первоначальной стоимости по отношению к ОС, входящим в 3 - 7-ю амортизационные группы, то есть для ОС со сроком полезного использования свыше 3 и до 20 лет включительно <2>.

Норма, безусловно, хороша. Но всегда ли выгодно ее применять? И на что нужно обратить внимание, если решили воспользоваться этим правом?

Примечание. О том, может ли упрощенец применять амортизационную премию к ОС при его "досрочной" продаже и как ее рассчитать, читайте: ГК, 2011, N 11, с. 67

К каким ОС нельзя применять премию

Сначала нужно понять, вправе ли вы применять амортизационную премию к приобретенному ОС. Так, если вы не приобретали ОС, а получили их безвозмездно, то применять амортизационную премию нельзя <1>, так как нет расходов на приобретение.

От безвозмездно полученных ОС следует отличать имущество, полученное по договору мены. В этом случае у вас затраты на приобретение ОС есть, они равны стоимости товаров (работ, услуг), которые передаются в обмен на ОС. И к этой стоимости вы вправе применить амортизационную премию. С этим согласен и Минфин России <3>.

А вот по ОС, выявленным при инвентаризации, применять амортизационную премию нельзя <4>. Обосновывает Минфин свою позицию тем, что в этом случае затраты на приобретение ОС отсутствуют.

И действительно, даже если расходы и были, документы, по которым приобретались такие ОС, не сохранились, а значит, подтвердить свои расходы вы не сможете. Следовательно, и учесть их для целей налогообложения нельзя <5>.

Когда цель оправдывает средства

Итак, вы убедились, что вправе списать на затраты сразу от 10 до 30% стоимости ОС. Но многие организации воспользоваться этой возможностью не торопятся. Основная причина - неизбежное возникновение разниц по ПБУ 18/02 <6>. Ведь ПБУ 6/01 "Учет основных средств" амортизационная премия не предусмотрена.

Но все же, прежде чем отмахнуться от применения амортизационной премии, стоит все просчитать. Поскольку по большому счету трудозатраты бухгалтерии - несколько лишних проводок в учете. А что сможет организация выиграть? Давайте посмотрим на примере.

Пример. Исчисление максимальной амортизационной премии

УСЛОВИЕ

ООО "Истина" приобрело:

- принтер первоначальной стоимостью 42 000 руб. (без НДС);

- автомобиль ГАЗ грузоподъемностью до 2 т - 900 000 руб. (без НДС);

- здание склада - 3 000 000 руб. (без НДС).

РЕШЕНИЕ

Рассчитаем максимальную сумму, которую организация вправе сразу списать в расходы в периоде ввода в эксплуатацию <7> (без учета сумм амортизации).

1. Принтеры относятся ко 2-й амортизационной группе <8>. Значит, максимальный размер амортизационной премии - 10% от его первоначальной стоимости. Следовательно, ООО "Истина" может списать в расходы 4200 руб. (42 000 руб. х 10%), сэкономив на налоге на прибыль 840 руб. (4200 руб. х 20%).

2. Автомобиль грузовой относится к 4-й амортизационной группе <8>. Поэтому организация может применить к нему амортизационную премию в максимальном размере - 30%, то есть списать в расходы 270 000 руб. (900 000 руб. х 30%), а экономия на налоге на прибыль составит 54 000 руб. (270 000 руб. х 20%).

3. Здание относится к 8-й амортизационной группе, поэтому к нему можно применить амортизационную премию не больше 10%. Это позволит увеличить налоговые расходы еще на 300 000 руб. (3 000 000 руб. х 10%), то есть сэкономить на налоге на прибыль 60 000 руб. (300 000 руб. х 20%).

ВЫВОД

Применение амортизационной премии к недорогим основным средствам, относящимся к 1-й и 2-й группам, дает слабый эффект в виде небольшой экономии на налоге на прибыль. Выгодно применять амортизационную премию к дорогим ОС и существенным затратам на модернизацию ОС. Вместе с тем если в налоговом периоде у вас нет прибыли или она незначительна, то применение амортизационной премии может привести к возникновению убытка. А это, в свою очередь, может привлечь пристальное внимание налоговиков к вашей компании.

Когда амортизационную премию придется восстановить

НК РФ установлено условие, которое снижает всю привлекательность амортизационной премии, - необходимость ее восстановления при продаже ОС в течение 5 лет с момента ввода его в эксплуатацию <9>.

Но это правило не распространяется на случаи, когда ОС выбывает не из-за продажи - например, в результате ликвидации, безвозмездной передачи ОС, а также из-за хищения, пожара, наводнения, аварии и т.п. В этих случаях восстанавливать амортизационную премию не надо <10>.

Восстановление амортизационной премии - это включение ее суммы во внереализационные доходы <7>. А остаточная стоимость ОС (первоначальная стоимость за вычетом начисленной амортизации) <11> при продаже включается в расходы <12>. Причем амортизационная премия - это не часть амортизации, а самостоятельный вид расхода. С правомерностью такого подхода согласен и Минфин <13>.

В результате организация ничего не теряет. Просто ранее учтенные расходы теперь придется включить в доходы. Более того, по большому счету вы останетесь в выигрыше. Поскольку из-за инфляции 30% от затрат на приобретение ОС, учтенных в расходах сегодня, - это одни деньги, а эта же величина, включенная в доходы через пару-тройку лет, - уже совсем другие.

Отметим, что еще в ноябре 2011 г. Минфин России считал, что остаточную стоимость ОС в таком случае нужно определять за вычетом амортизационной премии <14>. При таком подходе организация как бы уплачивает "штраф" за то, что продала ОС раньше пятилетнего срока. Но, как видите, от этой позиции, не основанной на законе, чиновники решили отказаться.

***

Конечно, отражать разницы в учете мало кто любит. Но если вы вложились в дорогое оборудование, которое планируете долгое время использовать в своей деятельности, - стоит пойти на некоторые неудобства, но зато сразу выиграть в налоге на прибыль.

Кстати, в Госдуму внесен законопроект, согласно которому восстанавливать амортизационную премию теперь придется, только если ОС продается взаимозависимому лицу. Правда, рассматривать его пока не торопятся.


<1> п. 9 ст. 258 НК РФ

<2> пп. 3, 9 ст. 258 НК РФ; Классификация основных средств... утв. Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 N 1 (далее - Классификация ОС)

<3> Письмо Минфина России от 30.03.2010 N 03-03-06/2/61

<4> Письмо Минфина России от 29.12.2009 N 03-03-06/1/829

<5> п. 1 ст. 252 НК РФ

<6> п. 3 ПБУ 18/02 "Учет расчетов по налогу на прибыль организаций", утв. Приказом Минфина России от 19.11.2002 N 114н

<7> п. 9 ст. 258 НК РФ

<8> Классификация ОС

<9> п. 1 ст. 39, п. 9 ст. 258 НК РФ

<10> Письмо Минфина России от 20.03.2009 N 03-03-06/1/169; п. 1 Письма ФНС России от 27.03.2009 N ШС-22-3/232@

<11> п. 1 ст. 257 НК РФ

<12> подп. 1 п. 1 ст. 268 НК РФ

<13> Письмо Минфина России от 08.12.2011 N 03-03-06/1/815

<14> Письмо Минфина России от 11.11.2011 N 03-03-06/1/737

Впервые опубликовано в журнале "Главная книга" 2012, N 01

О ЗНАЧИМЫХ ПОПРАВКАХ ПО НДФЛ

Ахтанина М.Н.

Самые значимые поправки по кругу охватываемых ими налогоплательщиков - это отмена минимального стандартного вычета и увеличение вычетов на детей.

Все вы знаете, что минимальный стандартный вычет, предоставлявшийся абсолютно всем "физикам", доходы которых облагались НДФЛ по ставке 13 процентов, составлял всего 400 рублей в месяц. И предоставлялся он до того месяца, в котором общий доход, исчисленный налоговым агентом с начала года, превысил 40 000 рублей.

Таким образом, если говорить о зарплате, то в течение всего года этим вычетом могли пользоваться только те граждане, зарплата которых была не больше 3333 рублей (40 000 руб. / 12 мес.), то есть меньше МРОТ. Напомню, что сейчас это 4611 рублей, а до июня 2011 года - 4330 рублей. И даже эти "счастливцы" за весь год могли сэкономить на налоге только 624 рубля (400 руб/мес. х 12 мес. х 13%). В результате было принято решение с 2012 года вообще отказаться от этого вычета.

Зато задним числом увеличили вычеты на детей. Причем для родителей детей-инвалидов и тех, у кого больше двух детей, это сделали задним числом. Соответствующие поправки вступили в силу 22.11.2011, а их действие распространено на правоотношения, возникшие с 1 января этого же года. Старые и новые размеры вычетов вы видите на слайде.

И если у вас есть, например, работник, имеющий трех детей, то он уже в ноябре имел право получить вычет в увеличенном размере, а вы обязаны были его предоставить. Предположим, работник имеет право на вычет в отношении всех трех детей, тогда общий размер детского вычета в ноябре и декабре 2011 года составит 5000 рублей (1000 руб/мес. + 1000 руб/мес. + 3000 руб/мес.).

Причем вы можете предоставить увеличенный детский вычет и с начала 2011 года. В нашем примере до ноября работник получал детские вычеты в общей сумме 3000 рублей (1000 руб/мес. х 3 ребенка). Значит, вам нужно будет вернуть работнику 2600 рублей НДФЛ (5000 руб/мес. - 3000 руб/мес. = 2000 руб/мес. х 10 мес. х 13%), удержанного с его доходов с января по октябрь включительно. На эту же сумму вы уменьшите НДФЛ, подлежащий перечислению за этого и других работников. Но помните: независимо от размера детские вычеты вы предоставляете только до того месяца, в котором доход работника превысил 280 000 рублей.

Если же НДФЛ работнику с начала года по каким-то причинам не пересчитали, то он может получить вычет через свою налоговую инспекцию, подав по окончании года декларацию и документы, подтверждающие право на вычет.

Ну а с нового года наш "трехдетный" работник сможет ежемесячно экономить на НДФЛ целых 754 рубля ((1400 руб/мес. + 1400 руб/мес. + 3000 руб/мес.) х 13%) в месяц. И опять-таки только до тех пор, пока его совокупный доход не превысит 280 000 руб. То есть целый год смогут пользоваться вычетом только те, кто получает не больше 23 333 рублей (280 000 руб. / 12 мес.) в месяц.

Представим себе семью, в которой трое несовершеннолетних детей и у каждого из родителей годовой доход 280 000 рублей. Такая семья сэкономит на детских вычетах 18 096 рублей (754 руб/мес. х 2 родителя х 12 мес.) за год. Не блестяще, но почти вдвое больше, чем до поправок ((1000 руб. х 13%) х 3 ребенка х 2 родителя х 12 мес. = 9360 руб.; 18 096 руб. / 9360 руб. = 1,93). В результате чистый доход этой семьи в месяц будет составлять 42 108 рублей ((280 000 руб. х 2 родителя - (280 000 руб. х 2 родителя х 13% - 18 096 руб.)) / 12 мес.) Правда, и прожиточный минимум такой семьи уже во II квартале 2011 года составил 32 928 рублей (7023 руб/мес. х 2 родителя + 6294 руб/мес. х 3 ребенка) в месяц. Это следует из Постановления Правительства РФ от 14.09.2011 N 772, которым установлены величины прожиточных минимумов.

Следующая поправка в статью 217 НК, по замыслу законодателя, должна огорчить некоторых граждан. Я имею в виду ограничение необлагаемой суммы так называемых золотых парашютов - выходных пособий, предусматриваемых трудовыми договорами с первыми лицами компаний. Выплата таких компенсаций предусмотрена статьями 181 и 279 Трудового кодекса.

Статья 279 ТК предусматривает, что руководителю организации при отсутствии виновных деяний компенсация должна выплачиваться при увольнении по решению совета директоров или общего собрания участников. А в статье 181 ТК сказано, что компенсация должна быть выплачена не только руководителю, но и его заместителям и главбуху при увольнении в связи со сменой собственника имущества организации. Некорректность формулировки статьи 181 ТК мы сейчас обсуждать не будем. Понятно, что в обычных коммерческих организациях изменение состава участников или акционеров не приводит к изменению собственника имущества организации - она как была им, так и остается. Но подобные компенсации нередко предусматривались и трудовыми договорами с топ-менеджерами ООО или АО.

При увольнении по любому из этих оснований компенсация не может быть ниже трех средних месячных заработков работника. На практике же такие компенсации могли составлять и 10, и 100, и больше средних заработков. И выплачивались они не только при увольнении по решению совета директоров, общего собрания участников или из-за изменения состава участников, но и по любым другим причинам вплоть до ухода на пенсию. Однако Минфин всегда считал, что НДФЛ компенсации не облагаются только при увольнении по основаниям, прямо указанным в ТК. Посмотрите, например, Письмо от 20.06.2011 N 03- 04-06/6-144.

Схожая позиция у контролирующих органов была и по выходным пособиям. Перечень случаев, когда работодатель обязан их выплатить, и их минимальный размер определены статьей 178 ТК. В ней же сказано, что трудовым или коллективным договором могут устанавливаться другие случаи их выплаты и повышенные размеры. Минфин же был уверен, что НДФЛ не облагаются только те пособия, которые выплачены по основаниям и в размерах, установленных этой статьей.

Теперь в НК будет прямо написано, что увольнительные выплаты не облагаются НДФЛ только в части, не превышающей трехкратного, а для северян - шестикратного среднего месячного заработка.

Некоторые уже решили, что эти поправки касаются только директоров компаний, их замов и главбухов. Но и работникам рангом пониже, если в их трудовых договорах предусмотрены "золотые парашюты", обольщаться не стоит. И до поправок некоторые суды приходили к выводу, что такие компенсации или выходные пособия должны облагаться НДФЛ, причем целиком. Например, Пермский краевой суд в кассационном Определении от 13.04.2011 N 33-3548 указал, что НДФЛ не облагаются только те пособия и компенсации, которые установлены непосредственно законодательством. А раз компенсация установлена трудовым договором, то она должна облагаться НДФЛ. И, в принципе, этот вывод следует как из новой, так и из старой редакции пункта 3 статьи 217 НК.

Более того, по-моему, и компенсации, и выходные пособия, цель которых - компенсировать упущенную выгоду работника в виде неполученного заработка, должны облагаться НДФЛ в полном объеме независимо от того, кому они выплачиваются. Поскольку по своей сути они от зарплаты отличаются только тем, что за них работать не пришлось.

Впервые опубликовано в издании "Главная книга. Конференц-зал" 2012, N 01

О ТАРИФАХ ВЗНОСОВ В 2012 ГОДУ

Ахтанина М.Н.

Главное изменение, о котором начали говорить еще до принятия Закона N 379-ФЗ, которым внесены поправки почти во все "страховые" законы, - это одновременное уменьшение и увеличение тарифов обязательных страховых взносов. С одной стороны, законодатель существенно - с 26 до 20 процентов - снизил совокупный тариф для упрощенцев, имеющих право на применение льготных тарифов. На 4 процента был понижен тариф пенсионных взносов, уплачиваемых работодателями, не имеющими каких-либо льгот, с начислений работникам, не превышающих предельную величину базы по взносам. А с другой стороны, этих же работодателей обязали начислять и уплачивать пенсионные взносы с выплат, превышающих предельную базу. На 2012 г. она составит 512 000 руб. С выплат больше этой суммы придется начислять взносы по тарифу 10 процентов. Кстати, еще до того как было принято Постановление Правительства, установившее новую, теперь уже не совсем предельную базу для начисления взносов, эти 512 000 руб. появили! сь в пояснительной записке к проекту закона о бюджете ФСС на 2012 - 2014 гг. Как говорилось в записке, все расчеты в проекте были произведены исходя из того, что предельная база для начисления взносов составит:

- в 2012 г. - 512 000 руб.;

- в 2013 г. - 573 000 руб.;

- в 2014 г. - 641 000 руб.

А, как вы знаете, предельная база для начисления взносов, которая в 2011 году составила 463 000 рублей, индексируется с учетом роста средней заработной платы в России. Таким образом, наши законотворцы уже предвидят, что через 2 года средняя зарплата в стране вырастет на 38 процентов (641 000 руб. / 463 000 руб.). Может быть, это хоть в кого-то вселяет оптимизм.

Причем если сейчас пенсионные взносы распределяются на страховую и накопительную часть, то с 2012 года это распределение усложнится. Тот кусочек взносов, который идет на финансирование страховой части пенсии, будет распределен на индивидуальную и солидарную части. Также на солидарную часть пойдут и взносы, которые будут начисляться с выплат, превышающих 512 000 руб. за 2012 г., по ставке 10 процентов. Причем сумма "солидарных" взносов не будет влиять на величину будущей пенсии работника. За счет солидарной части тарифа страховых взносов будут финансироваться:

- выплаты трудовых пенсий в фиксированном базовом размере;

- выплаты социальных пособий на погребение умерших пенсионеров;

- иные цели, предусмотренные законодательством об обязательном пенсионном страховании, не связанные с формированием пенсионных накоплений. Среди них Закон N 167-ФЗ называет и финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности страховщика, включая содержание его органов. То есть 10 процентов, которые работодатели уплатят с зарплат высокооплачиваемых работников, пойдут, в числе прочего, и на нужды ПФР.

Как видите, если вы - упрощенец, имеющий право на льготу, то для вас тарифы взносов действительно понижены. Также выиграют или, по крайней мере, не проиграют от нововведений те, кто большинству работников платит не больше 550 200 рублей в год (463 000 руб. х 34% = 157 420 руб.; (157 420 руб. - 512 000 руб. х 30%) / 10% + 512 000 руб. = 550 200 руб.) (45 850 рублей (550 200 руб. / 12 мес.) в месяц). Поскольку если годовая зарплата работника составляет 550 200 рублей, то суммы взносов, которые вы заплатили за него в 2011 году и которые заплатите в 2012 году, будут равны и составят 157 420 рублей (512 000 руб. х 30% + (550 200 руб. - 512 000 руб.) х 10%).

А вот для работодателей, которые платят своим работникам большие зарплаты, эти игры с тарифами ничего, кроме увеличения нагрузки на фонд заработной платы, не сулят. Им придется проявить солидарность и поучаствовать в латании дыр в бюджете Пенсионного фонда.

Не повезло и работодателям, привлекающим для работы мигрантов, не имеющих ни разрешения на временное проживание, ни вида на жительство. Несмотря на все сложности, связанные с легальным трудоустройством таких граждан, многие шли на это, чтобы сэкономить на страховых взносах. Ведь с зарплат временно пребывающих мигрантов платились лишь взносы на "несчастное" страхование. Так что экономия получалась существенная. Однако с 2012 г. экономить на таких работниках не получится. На их зарплату тоже придется начислять пенсионные взносы, поскольку они будут считаться застрахованными в системе обязательного пенсионного страхования. Исключений только два - это временно пребывающие иностранцы:

- высококвалифицированные специалисты. Напомню, что для обычной коммерческой организации - это иностранец, которому вы готовы платить годовую зарплату не меньше 2 млн руб.;

- работающие по трудовому договору, заключенному на срок менее 6 месяцев.

Многие уже решили, что последнее исключение - удобный способ обойти требования Закона. Но это исключение - не лазейка для желающих сэкономить, а, скорее, сыр в мышеловке. Ведь перечень случаев, когда с работником может быть заключен срочный трудовой договор, закрыт. Поэтому при проверках специалисты ПФР наверняка будут доначислять взносы тем, кто заключает с мигрантами краткосрочные трудовые договоры, когда оснований для этого нет. Основания для заключения срочного трудового договора установлены статьей 59 ТК, и их не так уж и много.

Причем в части пенсионных взносов Закон уравнял временно пребывающих и временно проживающих иностранцев. То есть если у вас есть работники с разрешением на временное проживание, то с нового года вы должны платить за них пенсионные взносы по-новому. Но по каким тарифам платить взносы и за временно проживающих, и за временно пребывающих мигрантов - это большой вопрос...

Буквально в Законе сказано, что за них взносы уплачиваются по тарифу, установленному для граждан РФ на финансирование страховой части трудовой пенсии, независимо от года рождения. Но, во- первых, у нас нет тарифов, которые были бы установлены специально для граждан РФ. Тарифы взносов вообще устанавливаются для страхователей. Во-вторых, тот "кусочек" взносов, который идет на финансирование страховой части трудовой пенсии, всегда зависит от возраста работника. Вы это видели в таблицах. Например, если у работодателя нет льгот, то за работника 1960 года рождения он заплатит на страховую часть пенсии взносы по тарифу:

- 22 процента с выплат, не превышающих 512 000 руб. в год;

- 10 процентов с выплат, превышающих 512 000 руб. в год.

А за работника 1980 года рождения - по тарифу:

- 16 процентов с выплат, не превышающих 512 000 руб. в год;

- 10 процентов с выплат, превышающих эту сумму.

Ладно, будем считать, что эти тарифы установлены именно для граждан РФ. Ну и по какому из них платить взносы за "временных" иностранцев? Догадываюсь, что в скором времени нам разъяснят, что по большему. Но разъяснениями этот пробел не закроешь, тут нужно в Закон поправки вносить.

Следующая несуразица. Временно проживающие иностранцы по общему правилу признаны застрахованными. Но когда их уравнивали в тарифах с временно пребывающими, об этом забыли. В результате пунктом 2 статьи 22.1 Закона N 167-ФЗ тариф для временно проживающих высококвалифицированных специалистов не установлен. Не поможет и пункт 1 этой статьи, так как им установлен тариф только для постоянно проживающих иностранцев. Хотя понятно, что если вы не хотите споров с Пенсионным фондом, платить взносы за временно проживающих топ-мигрантов нужно как за постоянно проживающих.

Но и это еще не все. Как вы понимаете, обязывая работодателя платить взносы за "временных" иностранцев, государство абсолютно не собиралось платить им пенсии. Поэтому по Закону о трудовых пенсиях такие мигранты у нас по-прежнему права на пенсию не имеют. При этом Закон об обязательном пенсионном страховании, как и прежде, декларирует право каждого застрахованного лица без исключения своевременно и полностью получать обязательное страховое обеспечение, включая и пенсию за счет средств ПФР. Думаю, не будь нашего законодателя, никто бы и не узнал о существовании личного страхования, в котором есть застрахованное лицо (работник), страховщик (ПФР), страхователь (работодатель) и страховая премия (взносы), но ни у кого нет права на получение страховой суммы (пенсии). Чудо!

Впервые опубликовано в издании "Главная книга. Конференц-зал" 2012, N 01

ОБ ОБЯЗАТЕЛЬНОСТИ УНИФИЦИРОВАННЫХ ФОРМ ПЕРВИЧНЫХ ДОКУМЕНТОВ

Рабинович А.М.

Пока не вступил в силу новый Закон о бухучете, продолжает действовать привычное нам требование составлять документы по унифицированным формам, если для конкретных хозяйственных операций таковые предусмотрены в альбомах унифицированных форм.

Какой же статус у разработанных Госкомстатом унифицированных форм? И действительно ли они обязательны к применению?

Коротко расскажу об истории этого вопроса. Изначально в 1997 году Правительство РФ, исполняя требование Закона о бухучете, функции по разработке и утверждению унифицированных форм первичной документации возложило на Госкомстат. Но в ходе административной реформы эту функцию Правительство РФ признало избыточной. И у Росстата, сменившего Госкомстат, уже нет полномочий ни разрабатывать и утверждать первичку, ни давать разъяснения по ее применению. И вообще на сегодняшний день нет ведомства, отвечающего за первичную документацию и за разъяснения по ее применению. Об этом написал сам Минфин в Письме от 04.05.2009 N 07-02-10/24. Так что за разъяснениями по заполнению первички бессмысленно обращаться и в Росстат, и в Минфин, и в ФНС.

В результате сложилась странная ситуация. Унифицированные формы существуют и применяются по всей стране. Однако вопросы, связанные с их использованием, в настоящее время официально никто не регулирует. Хотя на практике и Минфин России, и налоговые органы иногда такие разъяснения дают, как произошло, например, в случае с введением в прошлом году новой транспортной накладной. А налогоплательщикам приходится с такими разъяснениями считаться.

Кроме того, многие специалисты пришли к выводу, что большинство постановлений Госкомстата по первичке не прошло надлежащим образом процедуру госрегистрации и опубликования. То есть они не имеют юридической силы. А значит, отрицательных налоговых последствий для тех, кто их не применяет, быть не должно.

Причем новую волну дискуссий о том, обязательно ли применять унифицированные формы документов или всю первичку можно разрабатывать самостоятельно, вызвало появление ПБУ 1/2008 по учетной политике. Ведь в нем говорится, что утверждать надо абсолютно все формы первичных учетных документов.

Я обычно все-таки рекомендую применять унифицированные формы, по крайней мере, до вступления в силу нового Закона о бухучете. Ведь налоговые органы настаивают на применении именно унифицированных форм документов, если операция влияет на налогообложение. А лишние споры и траты на судебные разбирательства, думаю, вам ни к чему.

С бухучетом все несколько проще. Если хозяйственная операция имела место, то отразить ее в бухучете все же надо, неважно, оформлена она унифицированным документом или нет. С одной стороны, принятие к учету документа неунифицированной формы нарушает требование Закона о бухучете, согласно которому проводки можно делать только по правильно оформленным документам. Но с другой стороны, не показав операцию в учете только из-за дефектного документа, вы рискуете существенно исказить показатели отчетности. И чтобы избежать такого риска, Закон о бухучете разрешает отступать от установленных правил.

В то же время в новом Законе о бухучете уже нет требования применять унифицированные формы. И это многократно обсуждалось, в том числе и в прессе. Так что с вступлением в силу этого Закона исчезнет понятие "унифицированная форма" и альбомы этих форм. Все формы первичных документов будет утверждать руководитель организации по представлению лица, ответственного за ведение учета, то есть главбуха. Правда, сохраняется требование об обязательном перечне реквизитов первичного документа. Их список совпадает с набором реквизитов, которые сейчас должны обязательно присутствовать в самостоятельно разработанных формах документов.

Хотя норма о том, что в составе учетной политики надо утверждать формы всех первичных документов, действует уже с 2009 года, она фактически адаптирована к новому Закону о бухучете. А пока новый Закон еще не действует, это требование ПБУ 1/2008 можно выполнить, ограничившись фразой в учетной политике, что организация применяет формы документов, содержащиеся в альбомах унифицированных форм. Можно добавить ссылку на номера нужных форм вместе с реквизитами постановлений Госкомстата, утвердивших эти формы. А приводить в учетной политике саму форму документа надо, только если унифицированной формы для таких операций нет и вы ее разработали самостоятельно.

Однако думаю, что и после вступления в силу нового Закона о бухучете можно будет поступать подобным же образом. Ведь если утверждать в учетной политике форму каждого применяемого в организации первичного документа, то объем учетной политики увеличится многократно. По моему мнению, если организация решит и в дальнейшем, когда начнет действовать новый Закон о бухучете, применять формы документов из прежних альбомов унифицированных форм, то достаточно будет ссылки в учетной политике на эти альбомы. А прилагать все эти формы к учетной политике для того, чтобы они считались утвержденными самой организацией, и таким образом раздувать учетную политику, думаю, смысла нет.

Конечно, бывают отдельные ситуации, и мы их еще рассмотрим, когда требуется внести изменения в форму первичного документа. К примеру, там, где есть избыточные реквизиты и их неудобно каждый раз заполнять или прочеркивать, то лучше их убрать из формы. Или, наоборот, каких-то показателей не хватает, тогда их надо добавить. Но такие ситуации бывают не слишком часто. А в большинстве случаев зачем изобретать велосипед? Ведь разработкой ныне существующих форм первички длительное время специально занималось большое количество чиновников. Что будет, если переложить всю эту работу на каждую отдельную организацию, а точнее, на ее бухгалтерию? Это же уйма денег, сил и времени. Поэтому, на мой взгляд, нет смысла полностью отказываться от унифицированных форм и разрабатывать их все заново. Действительно, мы часто жалуемся на унифицированные формы. Но посмотрим, что получится, когда не будет законодательного требования их применять. Мне кажется, что в большинстве случаев унифицированна! я первичка по-прежнему будет использоваться.

А тем, кто все же решит разрабатывать документы сам, я рекомендую воспользоваться правилами по оформлению документов, приведенными в ГОСТ Р 6.30-2003. Надо сказать, что этот ГОСТ устанавливает рекомендуемые, то есть необязательные, требования. Но если, самостоятельно разрабатывая первичку, вы будете на него ориентироваться, то это может облегчить вам работу.

Впервые опубликовано в издании "Главная книга. Конференц-зал" 2012, N 01

ОБ ОШИБКАХ В СЧЕТАХ-ФАКТУРАХ, НЕ ПРЕПЯТСТВУЮЩИХ ВЫЧЕТУ

Хмелевской О.Г.

Вопрос. Хотела бы узнать, какие именно реквизиты счета-фактуры необязательные?

О. Х.: Вы не совсем корректно ставите вопрос. Давайте сразу договоримся, что лишних или необязательных реквизитов в счете-фактуре нет. Показатели счета-фактуры перечислены в НК, его форма утверждена Правительством <1>, поэтому о необязательности его реквизитов речи быть не может.

Вопрос. Но ведь Налоговый кодекс предусматривает, что инспекция не может отказать в вычете, если ошибки в счетах-фактурах не мешают установить сведения, необходимые для расчета НДС?

О. Х.: Действительно, с 1 января 2010 года в статье 169 НК сказано, что ошибки, не препятствующие налоговым органам при проведении проверки идентифицировать продавца, покупателя, наименование товаров, работ, услуг, их стоимость, ставки и сумму налога, не являются основанием для отказа в вычете НДС <2>. Однако эта норма не делает необязательными какие-либо реквизиты счета- фактуры, она лишь запрещает налоговым органам отказывать в вычете НДС по формальным основаниям. Но эта формальность будет определяться для каждого конкретного случая налоговым органом или судом.

Вопрос. То есть правду искать придется, как всегда, в суде. А вы не знаете, какие ошибки в счетах-фактурах суды считают несущественными?

О. Х.: Да, практика применения этой нормы уже есть. И картина складывается достаточно пестрая. Вот, например, ошибка в ИНН. ФАС Центрального и ФАС Поволжского округов признавали ее критической. То есть отказ в налоговом вычете, когда в счете-фактуре указан ИНН другой организации или несуществующий ИНН, совершенно законен <3>.

В то же время ФАС Уральского, ФАС Волго-Вятского, ФАС Северо-Западного и ФАС Московского округов с этим не согласны. По их мнению, неправильный ИНН в счетах-фактурах не мешает инспекторам идентифицировать поставщиков с помощью других документов, в частности договоров, накладных, счетов. А значит, ошибка в ИНН - не повод для отказа в вычете <4>.

Впрочем, когда возникают сомнения в реальности контрагента, ФАС Московского округа уже не так либерален. Так, он признал правомерным отказ в вычете НДС, когда ИНН поставщика в счете-фактуре соответствовал организации, которая прекратила свою деятельность в результате присоединения к другой фирме. Суд мотивировал свое решение тем, что сведения об исключении поставщика из ЕГРЮЛ были доступны для покупателя, а значит, он не проявил должной осмотрительности и не вправе рассчитывать на вычет по такому счету-фактуре <5>. А вот ФАС Центрального округа в похожей ситуации не смутило то обстоятельство, что на дату составления счетов-фактур поставщик был снят с налогового учета и исключен из ЕГРЮЛ в связи с реорганизацией путем слияния с другим обществом. По его мнению, реорганизация контрагента не может служить препятствием для вычета НДС, поскольку при слиянии юридических лиц права и обязанности каждого из них переходят к вновь возникшему юридическому лицу. Кроме того, в это! м деле налоговая инспекция не смогла доказать, что покупатель был осведомлен о реорганизации контрагента <6>.

А в качестве примера, когда правильный ИНН в счете-фактуре помог организации оспорить отказ в вычете, могу привести решение ФАС Северо-Кавказского округа. Поставщик выставил счета-фактуры с ошибкой в наименовании покупателя. Хотя в результате опечатки поменялась всего одна буква, узнать организацию по названию стало невозможно. Но ИНН был указан правильно. А раз так, решил суд, то налоговый орган мог идентифицировать покупателя и оснований для отказа в вычете НДС нет <7>.

Вопрос. Неужели и к реквизитам покупателя инспекции придираются?

О. Х.: Казалось бы, все, что касается покупателя, налоговому органу и идентифицировать-то не надо, он его и так проверяет. Однако здравый смысл пасует перед формализмом инспекторов. Хорошим примером их формального подхода может служить еще один спор, который рассматривался в Северо- Кавказском округе. Налоговики отказали в вычете по причине ошибочного указания в графах "Покупатель" и "Грузополучатель" наименования юридического лица, присоединенного к налогоплательщику. Суд, к счастью, с этим не согласился, ведь очевидно, что налоговому органу ничто не мешало идентифицировать налогоплательщика, представившего счета-фактуры на проверку, как покупателя. А в статье 50 НК прямо говорится, что правопреемник пользуется всеми правами, которые возникли у реорганизованного юридического лица как налогоплательщика <8>.

Вопрос. Раньше было много споров, связанных с наименованием товаров, работ и услуг. Может, хоть они прекратились с появлением правила о несущественности ошибок?

О. Х.: К сожалению, нет. Вот, например, в Восточно-Сибирском округе налоговикам не понравилось, что в графе "Наименование товара" не перечислялось, что конкретно было отгружено, а было просто написано: "Продажа имущества по договору купли-продажи от такой-то даты с таким-то номером". Суд, признавая незаконным отказ в вычете, сказал, что такая формулировка не препятствует идентификации товара. И ведь действительно, налоговики могли установить состав приобретенного налогоплательщиком имущества, заглянув в договор <9>. А ФАС Московского округа подтвердил вычет в случае, когда в графе "Наименование товара" было указано "Продажа оборудования" <10>.

Кстати, и Минфин допускает возможность вычета, если в счете-фактуре приведена неполная информация о товаре. Главное, чтобы можно было понять, что именно было реализовано <11>.

Вопрос. Скажите, а к неправильным адресам проверяющие тоже продолжают придираться?

О. Х.: Как ни грустно, но неверный адрес в счете-фактуре - по-прежнему частая причина отказа в вычете. И, как и прежде, суды поддерживают налогоплательщиков в спорах по этому поводу <12>.

Например, ФАС Московского округа признавал необоснованным отказ в вычете из-за того, что продавец указывал свой новый адрес, который к тому же совпадал с фактическим <13>, или старый адрес покупателя <14>.

Вопрос. Мы недавно заметили, что в счете-фактуре, полученном от поставщика, неправильно указана стоимость товаров. Счет-фактуру нам поставщик, конечно, исправил. А могли бы мы отсудить вычет, если бы поставщик отказался вносить исправления?

О. Х.: В судебной практике был похожий случай. ФАС Западно-Сибирского округа подтвердил правомерность вычета, когда ошибка в стоимости товара, указанной в счете-фактуре, не привела к ошибке в сумме НДС <15>. Так что в вашем случае шанс отстоять вычет по такому счету-фактуре был. Но, на мой взгляд, вы поступили правильно. Лучше не доводить до судебного разбирательства, а заранее решить проблему с поставщиком. Ведь гарантировать, что в такой же ситуации суд поддержит вас, а не налоговый орган, нельзя. Да и тратить время и деньги на походы в суд вы вряд ли хотите.

Вопрос. А если наш поставщик-предприниматель не указал в счете-фактуре реквизиты своего свидетельства о регистрации, как быть?

О. Х.: Сведения о свидетельстве о регистрации в качестве индивидуального предпринимателя - установленный НК реквизит счета-фактуры. Поэтому лучше, как и в предыдущем случае, потребовать от предпринимателя вписать эти данные. А если это не удастся, то в суде вы, скорее всего, вычет отстоите. Ведь в счете-фактуре есть паспортные данные, адрес и ИНН предпринимателя <16>.

Вопрос. А если в счетах-фактурах на импортный товар не будет указан номер ГТД?

О. Х.: Номера ГТД не имеют никакого значения для идентификации продавца, покупателя, товара, его стоимости, ставки и суммы налога. Поэтому такие споры суды решают в пользу налогоплательщика <17>.

Кроме того, суды отмечают, что покупатель просто не может проконтролировать необходимость и правильность информации о ГТД, поскольку у него нет ни самой ГТД, ни доступа к таможенной базе данных. А значит, нести ответственность за отсутствие этой информации он не может.

Вопрос. Получается, что были бы правильными ИНН и подпись, а остальное можно отсудить?

О. Х.: В принципе, да, если поставщик является нормальным налогоплательщиком, а не однодневкой и сделка действительно имела место <18>. Правда, в стоимости товара и сумме НДС лучше не ошибаться.

Вопрос. А у меня вопрос, к каким счетам-фактурам применяется правило о запрете отказа в вычете из-за несущественных ошибок? К любым или только к тем, что составлены после 1 января 2010 г.?

О. Х.: Отвечаю - к любым. Ведь это правило не для налогоплательщиков, а для налоговых органов. Только они могут проводить проверки и отказывать в вычете НДС. Поэтому "возникновением правоотношений", к которым должна применяться новая норма <19>, надо считать не дату счета-фактуры, а момент выявления ошибки в этом документе при налоговой проверке.

В общем, дата счета-фактуры, в котором есть лишь несущественные ошибки, не имеет значения. И кстати, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд уже принял ряд решений, в которых поддержал эту позицию <20>.


<1> пп. 5-6, 8 ст. 169 НК РФ; приложение N 1 к Правилам ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утв. Постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 N 914

<2> ч. 5 ст. 4 Федерального закона от 17.12.2009 N 318-ФЗ

<3> Постановления ФАС ЦО от 18.07.2011 N А62-3966/2010; ФАС ПО от 04.02.2011 N А55-1176/2010

<4> Постановления ФАС УО от 16.09.2010 N Ф09-6103/10-С2; ФАС ВВО от 11.11.2010 N А29-1632/2010; ФАС СЗО от 13.09.2011 N А13-3198/2010; ФАС МО от 08.02.2011 N КА-А40/17458-10

<5> Постановление ФАС МО от 04.08.2011 N КА-А41/8158-11

<6> Постановление ФАС ЦО от 22.02.2011 N А64-1451/2010

<7> Постановление ФАС СКО от 11.04.2011 N А32-9746/2007

<8> Постановление ФАС СКО от 11.02.2011 N А32-8834/2010

<9> Постановление ФАС ВСО от 17.11.2010 N А33-22358/2009

<10> Постановление ФАС МО от 26.08.2011 N КА-А40/9316-11

<11> Письмо Минфина России от 10.05.2011 N 03-07-09/10

<12> Постановления ФАС МО от 27.02.2010 N КА-А40/1164-10, от 20.10.2011 N А40-17619/11-129-90; ФАС ПО от 19.04.2011 N А12-16695/2010; ФАС СЗО от 02.11.2010 N А56-78641/2009

<13> Постановление ФАС МО от 08.06.2010 N КА-А40/5445-10

<14> Постановление ФАС МО от 07.09.2011 N А40-136255/10-129-436

<15> Постановление ФАС ЗСО от 30.09.2010 N А46-25870/2009

<16> Постановления ФАС МО от 04.03.2011 N КА-А41/1262-11; ФАС УО от 09.03.2011 N Ф09-243/11-С2

<17> Постановления ФАС ПО от 06.10.2011 N А55-1733/2011; ФАС МО от 28.10.2011 N А40-13676/11-20- 61; ФАС СЗО от 22.08.2011 N А56-65102/2010

<18> Постановление Президиума ВАС РФ от 20.04.2010 N 18162/09; Постановление ФАС СЗО от 21.11.2011 N А26-6604/2010

<19> ч. 5 ст. 4 Федерального закона от 17.12.2009 N 318-ФЗ

<20> Постановления Тринадцатого ААС от 17.05.2011 N А56-66766/2010, от 06.10.2010 N А56- 8128/2010, от 04.10.2010 N А56-16355/2010

Впервые опубликовано в издании "Главная книга. Конференц-зал" 2012, N 01



Все права защищены © 2012 ЗАО "Консультант Плюс"
тел. +7(495)956-8283, +7(495)787-9292
mailto:contact@consultant.ru
http://www.consultant.ru/

Информация предоставлена компанией "Консультант Плюс", являющейся разработчиком одноименных справочных правовых систем. Общероссийская Сеть распространения правовой информации КонсультантПлюс объединяет 300 региональных информационных центров, которые занимаются поставкой систем и передачей информации пользователям в 150 городах России. На специализированном правовом сервере: www.consultant.ru можно получить бесплатный доступ к большому массиву актуальной справочной правовой информации, а также узнать подробнее о программных продуктах и услугах Сети КонсультантПлюс, о ее структуре и деятельности, скачать демонстрационные версии профессиональных систем.

Выпуски за другие дни


В избранное