Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

КонсультантПлюс: по cтраницам "Главной книги" Выпуск от 16.12.2011


"КонсультантПлюс: по cтраницам "Главной книги""

КонсультантПлюс По страницам журнала "Главная книга"
Выпуск от 16.12.2011

Обзоры законодательства | Интернет-версия КонсультантПлюс | Финансовые консультации | Подписаться

 КонсультантПлюс: "горячие" документы

Приказ ФНС РФ от 24.11.2011 N ММВ-7-11/895 "Об утверждении форм и форматов представления в электронном виде налоговой декларации и налогового расчета по авансовому платежу по налогу на имущество организаций и порядков их заполнения"


Содержание

ИМУЩЕСТВО, ПОЛУЧЕННОЕ ОТ ЛИКВИДИРОВАННОЙ "ДОЧКИ", ОЦЕНИВАЕТСЯ "ПО РЫНКУ"

Попов П.А.

11 октября

Письмо Минфина России от 11.10.2011 N 03-03-10/99

Минфин неожиданно пошел навстречу компаниям - владельцам ликвидируемых ООО. По его мнению, если при распределении имущества ООО учредители получают не деньги, а имущество, то его:

- нельзя признать безвозмездно полученным;

- можно принять к налоговому учету по стоимости (первоначальной стоимости), равной рыночной стоимости имущества на дату его получения, хотя в НК РФ и нет норм по его оценке.

В таком же порядке Минфин, видимо, готов разрешить определять стоимость полученного имущества и при выходе из ООО, а также при ликвидации акционерных обществ. Он даже поддержал предложение ФНС о внесении в НК РФ поправок для всех этих ситуаций.

Напомним вам, в чем весь сыр-бор, на примере ликвидации ООО. После расчетов со всеми кредиторами общество распределяет оставшееся имущество между своими участниками <1>. Если оно смогло распродать все свои активы за деньги, то никаких проблем нет. Но обычно какие-то активы распродать по выгодной цене не получается или участники, наоборот, именно эти активы и хотят заполучить от ликвидируемого общества. Что в этом случае происходит в налоговом учете участников?

Если рыночная стоимость полученного имущества (имущественных прав) превышает фактически оплаченную участниками-организациями стоимость доли (акций), то в сумме этого превышения у них образуется внереализационный доход <2>. При этом так как НК не установлено иное, то и оприходовать в налоговом учете стоимость этого имущества Минфин раньше позволял лишь в размере этого превышения <3>. Например, участник купил долю или акции за 100 руб., а при ликвидации компании получил основное средство рыночной стоимостью 120 руб. Тогда он отразит доход в размере 20 руб., и те же 20 руб. составит первоначальная стоимость его ОС, которую он через амортизацию сможет списать на расходы.

Если же стоимость полученного имущества меньше затрат на приобретение доли (акций), то дохода у участника нет, как нет и расходов на приобретение полученного имущества. По крайней мере, Минфин думал так ранее <4>. Тут пример зеркальный - вложили в ООО или АО 120 руб., получили, предположим, товары на сумму 100 руб. Тогда товары будут иметь у вас в налоговом учете нулевую стоимость, причем и убыток от ликвидации компании вы учесть не можете.

Но теперь ведомство смилостивилось и разрешило учитывать полученное имущество по рыночной стоимости вне зависимости от получения участниками дохода при ликвидации компании, то есть:

<если> участник получил основное средство, то первоначальной стоимостью ОС будет рыночная цена и амортизацию надо начислять исходя из этой стоимости;

<если> участнику достались другие виды имущества или имущественных прав, то и их налоговая стоимость также определяется исходя из рыночной оценки. И именно эту стоимость можно учесть в расходах при, например, последующей продаже такого имущества.

Примечание. Этот вопрос уже был предметом рассмотрения в суде. И суд, что ожидаемо, высказался в пользу налогоплательщика - участника ликвидируемого общества. Такой участник вправе сформировать налоговую стоимость полученного имущества исходя из оценки его рыночной стоимости <5>.

Отдельно стоит сказать, что это за рыночная стоимость, по которой приходуется полученное от ликвидируемой компании имущество. За таковую можно принять (если не заказывать отдельно оценку) остаточную стоимость имущества по данным налогового или бухгалтерского учета ликвидируемой компании по аналогии с безвозмездным получением или вкладом в уставный капитал. А уж дальше это проблемы налоговиков - согласиться или опровергнуть эти данные.

Таким образом, участникам компаний при выходе из них (для ООО) или ликвидации (для ООО и АО) теперь нет нужды прибегать к "обходным маневрам", которые мы рекомендовали ранее (см. ГК, 2011, N 4, с. 37), например выкупать нужное имущество у ликвидируемой компании с последующим возвратом перечисленных средств в порядке окончательной ликвидации. Теперь такое имущество можно получить в рамках процедуры ликвидации компании и не потерять при этом на налогах.

Впрочем, все вышесказанное касается не всех участников. У упрощенцев, как всегда, есть нюансы. Если компания-участник применяет УСНО, то учесть в расходах стоимость полученного при ликвидации имущества без спора будет сложно. С одной стороны, Минфин теперь готов признать, что такое имущество участник получает не безвозмездно. С другой - "фактической оплаты" этого имущества тут нет. Точно так же Минфин не дает "упрощенцам" учесть в расходах стоимость имущества, внесенного в уставный капитал <6>.


<1> п. 1 ст. 58 Федерального закона от 08.02.98 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью"

<2> п. 2 ст. 277 НК РФ

<3> Письмо Минфина России от 25.08.2010 N 03-03-06/1/564

<4> Письмо Минфина России от 24.06.2008 N 03-03-06/1/367

<5> Постановление ФАС ДВО от 13.10.2009 N Ф03-5230/2009

<6> Письмо Минфина России от 11.04.2007 N 03-11-04/2/99

Впервые опубликовано в журнале "Главная книга" 2011, N 22

ФНС - ЗА УЧЕТ ИНОСТРАННЫХ НАЛОГОВ В РОССИЙСКИХ РАСХОДАХ

Елина Л.А.

1 сентября

Письмо ФНС России от 01.09.2011 N ЕД-20-3/1087

Налоговая служба разрешает организациям учитывать в расходах при расчете налога на прибыль уплаченные ими за границей налоги, по которым Налоговым кодексом не предусмотрен порядок устранения двойного налогообложения. Тем самым налоговики открыто спорят с вышестоящим финансовым ведомством.

Позиция Минфина. Он неоднократно заявлял, что иностранные налоги нельзя включать в расходы ни на основании подп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ, ни на основании подп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ. Ведь российские налоги можно уменьшить, только используя механизм устранения двойного налогообложения. Так, налог на прибыль можно уменьшить на идентичные "доходные" налоги, уплаченные в иностранном государстве, с которым у России есть соглашение об избежании двойного налогообложения <1>. Для этого в инспекцию нужно представить документ об уплате этого налога за рубежом <2>. А российский налог на имущество в аналогичном порядке можно уменьшить на имущественный налог, уплаченный российской организацией в иностранном государстве <3>. И все.

А остальные платежи в бюджет иностранных государств Минфин не разрешает учитывать в расходах при расчете наших налогов. В частности, по его мнению, нельзя списать на расходы, уменьшающие налог на прибыль:

- НДС, уплаченный в бюджет иностранного государства, предъявленный зарубежным заказчикам за оказанные за рубежом работы или услуги <4>;

- иные иностранные налоги, уплаченные зарубежными представительствами и филиалами российских организаций <5>.

Примечание. Отметим, что Минфин разрешает учитывать в расходах НДС, выделенный в счетах зарубежных гостиниц:

<или> как самостоятельный расход <6>;

<или> в составе командировочных расходов <7>.

Налоговая служба по этому вопросу не высказывалась.

Позиция налоговой службы. ФНС же считает, что при расчете налога на прибыль в составе прочих расходов можно учесть уплаченные за рубежом НДС и другие налоги <8>.

Доводы налоговой службы вполне логичны:

- налоговая база по прибыли - это денежное выражение прибыли, которая представляет собой доходы, уменьшенные на расходы <9>;

- расходы - это обоснованные (экономически оправданные) и документально подтвержденные затраты (в некоторых случаях - убытки <10>). И обязательные налоги, пусть и иностранные, четко подходят под это определение;

- несмотря на то что в подп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ упомянуты только российские налоги и сборы, перечень прочих расходов открыт.

Следовательно, налоги и сборы, уплаченные на территории иностранного государства, российская компания может учесть в качестве прочих расходов на основании подп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ. Кстати, есть два судебных решения, подтверждающих такой подход <11>.

ВЫВОД

Комментируемое Письмо уменьшит количество споров с инспекторами или как минимум будет сильным аргументом для признания иностранных налогов в расходах.


<1> Письма Минфина России от 14.04.2008 N 03-03-06/1/281, от 13.06.2007 N 03-03-06/1/376, от 16.12.2009 N 03-03-06/1/813

<2> п. 3 ст. 311 НК РФ

<3> п. 1 ст. 386.1 НК РФ

<4> Письма Минфина России от 08.04.2011 N 03-03-06/1/226, от 28.02.2011 N 03-03-06/1/112, от 11.06.2010 N 03-03-06/1/407

<5> Письма Минфина России от 28.02.2011 N 03-03-06/1/112, от 12.11.2010 N 03-03-06/1/708

<6> подп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ; Письма Минфина России от 14.02.2008 N 03-03-06/4/8, от 04.04.2005 N 03-03-01-04/1/148

<7> подп. 12 п. 1 ст. 264 НК РФ; Письмо Минфина России от 09.02.2007 N 03-03-06/1/74

<8> подп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ

<9> п. 1 ст. 274, ст. 247 НК РФ

<10> п. 1 ст. 252, ст. 265 НК РФ

<11> Постановления ФАС СЗО от 23.11.2009 N А56-4991/2009; ФАС МО от 22.07.2009 N КА-А40/6679-09

Впервые опубликовано в журнале "Главная книга" 2011, N 22

МИНЗДРАВ ПРЕДУПРЕЖДАЕТ: ОТКАЗ ФСС В ВОЗМЕЩЕНИИ ПОСОБИЯ ПРИВОДИТ К ДОНАЧИСЛЕНИЮ ВЗНОСОВ

Мартынюк Н.А.

30 августа

Письмо Минздравсоцразвития России от 30.08.2011 N 3035-19

Впервые Минздравсоцразвития официально указало, что при проверках нужно доначислять взносы на суммы не зачтенных (не возмещенных) Фондом соцстраха больничных и пособий по беременности и родам. Но при этом штрафовать работодателя за недоплату доначисленных взносов, как подчеркнули в министерстве, нужно не всегда. В Письме чиновники настаивают на том, что выплаченное работнику пособие, в возмещении которого ФСС отказал, перестает быть страховым обеспечением <1> и становится обычной выплатой в рамках трудовых отношений, с которой следует заплатить взносы <2>. А поскольку взносы вы на эту сумму не начисляли, у вас возникает недоимка по взносам в ПФР, ФСС и ФОМС. Кроме того, если вы зачли пособие в счет уплаты текущих взносов в ФСС <3>, добавится еще и недоимка, равная сумме пособия.

Как известно, за недоплату взносов положен штраф <4>. Но Минздравсоцразвития считает, что фонды в таких случаях не должны штрафовать бездумно, а каждый раз проверяющим следует исходить из конкретной ситуации. Так, штраф возможен, если ФСС не принял больничный из-за неправомерных действий самого работодателя. Например, неправильно определен стаж работника, или неверно исчислен размер пособия, или же пособие выплачено без подтверждающих документов.

И это правильно: ведь штраф - наказание, а оно допускается только при наличии вины в совершении правонарушения <5>. Если же в том, что Фонд отказал в возмещении пособия, виноваты не вы, а выдавшая листок поликлиника, работник или его прежний работодатель, выдавший справку с неверными данными о зарплате, то вас штрафовать не за что. Например, поликлиника нарушила порядок выдачи больничного, но из самого листка этого не видно.

О пенях в Письме ничего не сказано. Но, учитывая, что взносы надо заплатить за период, в котором начислена выплата <6>, избежать их не удастся.

Минздравсоцразвития в своем Письме говорит только о доначислении обычных взносов в ПФР, ФСС и ФОМС. Однако велика вероятность, что ФСС при проверке доначислит на "отказное" пособие еще и взносы "на травматизм" и пени на них <7>. А если есть ваша вина, то еще и штраф <8>.

Примечание. Не нужно доначислять взносы на не принятые Фондом соцстраха выплаты по больничным, если:

<или> работник добровольно согласился вернуть сумму излишне выплаченного ему пособия;

<или> организация взыскала с работника излишек из-за того, что при расчете была допущена счетная ошибка либо работник представил недостоверные сведения <9>.


<1> п. 1 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ

<2> ч. 1 ст. 7 Закона N 212-ФЗ

<3> ч. 1, 2 ст. 4.6 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ; ч. 2 ст. 15 Закона N 212-ФЗ

<4> п. 1 ст. 47 Закона N 212-ФЗ

<5> п. 1 ст. 40 Закона N 212-ФЗ

<6> ч. 1 ст. 25, ч. 1, 3 ст. 8 Закона N 212-ФЗ

<7> ч. 1 ст. 22.1 Федерального закона от 24.07.98 N 125-ФЗ

<8> ст. 19, ст. 20.1, ст. 20.2 Закона N 125-ФЗ; статьи 7, 9 Закона N 212-ФЗ

<9> ч. 1 ст. 4 Закона N 255-ФЗ; ч. 2 ст. 19 Федерального закона от 19.05.95 N 81-ФЗ; п. 85 Порядка... утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 23.12.2009 N 1012н

Впервые опубликовано в журнале "Главная книга" 2011, N 22

РАССТАЕМСЯ С ИСПОРЧЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ (Как его списать или продать и учесть это для налога на прибыль и НДС)

Строкова Е.В.

Бывает, что на складе организации лежат товарно-материальные ценности, срок годности которых не истек, но они испорчены. Причем не в результате каких-либо чрезвычайных ситуаций (пожара, затопления) и не по вине сотрудников, а, например, просто из-за длительного хранения. И руководство решает от них избавиться - вывезти на помойку или продать хотя бы по низкой цене.

Какие документы при этом нужно составить? Можно ли учесть стоимость такого неликвида в целях налогообложения прибыли? И надо ли восстанавливать по нему НДС? На эти вопросы мы и ответим.

С чего начинается списание или уценка

При выявлении кладовщиком или другим материально ответственным лицом порчи имущества нужно провести инвентаризацию <1>. Инициировать проведение инвентаризации можно, подав служебную (докладную) записку на имя руководителя. После этого он должен подписать приказ о проведении инвентаризации по форме N ИНВ-22 <2>, которым утвердит состав комиссии.

По результатам инвентаризации оформите:

- опись по форме N ИНВ-3 <2>;

- ведомость учета результатов, выявленных инвентаризацией, по форме N ИНВ-26 <3>;

- акт о порче, бое, ломе ТМЦ по форме N ТОРГ-15 <4>. Причем использовать его можно как для товаров, так и для другого имущества. В графе 15 этого акта нужно отразить характеристики дефектов имущества. А в графах 10 - 13 надо указать сведения о новой - уцененной - стоимости дефектного имущества, если его еще можно продать. Эту стоимость определяет инвентаризационная комиссия.

Зачем в принципе нужно делать уценку ТМЦ? В бухучете это необходимо, чтобы создать резерв под снижение стоимости ТМЦ и отразить их в балансе на конец года уже по сниженной цене, которая рассчитывается как первоначальная стоимость за вычетом резерва <5>. Однако если вы собираетесь в скором времени продать эти ТМЦ, то можно не отражать в учете их уценку.

Списываем испорченные ТМЦ

Сначала рассмотрим ситуацию, когда имущество полностью непригодно для дальнейшего использования и его можно только списать.

ШАГ 1. Составляем первичку на списание.

Вам надо оформить акт о списании ТМЦ <6> по форме N ТОРГ-16 <4>, указав в нем в графе 5 причину списания ТМЦ.

ШАГ 2. Определяемся с учетом для целей налогообложения.

Есть два варианта учета дефектного имущества - безопасный и рискованный. Какой применять - решать вам.

Безопасный (но невыгодный) вариант

 

Рискованный вариант

- не учитывать в "прибыльных" расходах стоимость испорченных ТМЦ. Минфин указывает, что эти затраты экономически неоправданны <7>

 

- учесть в "прибыльных" расходах стоимость испорченных ТМЦ. Суды считают такие расходы экономически оправданными, поскольку ТМЦ предназначались для деятельности, направленной на получение прибыли <8>

- восстановить НДС по испорченным ТМЦ в том периоде, в котором они списываются <9>. Ведь выбытие ТМЦ не является объектом налогообложения по НДС

 

- не восстанавливать НДС по испорченным ТМЦ. Перечень случаев, когда нужно восстановить НДС, является закрытым, и в нем нет списания испорченных ТМЦ <10>

 

Продаем уцененные ТМЦ

Иногда, несмотря на то что ТМЦ испорчены, к примеру, в результате морального устаревания или после их использования в качестве рекламных образцов, их еще можно уценить и продать.

Анализируем цену продажи

Как известно, в некоторых случаях налоговики могут проверить правильность применения цен по сделкам <11>. В том числе если цены по идентичным товарам различаются более чем на 20% <12>. Однако к нашему случаю это не относится. Сниженная цена на испорченные ТМЦ - это и есть их рыночная цена <13>. Она не может быть такой же, как по нормальным ТМЦ. К примеру, холодильник с вмятиной не может стоить столько же, сколько без нее.

Примечание. Кстати, если ваши ТМЦ не испортились, а просто стали неликвидными, например морально устарели (на рынке появилась новая модель такого товара), то для их продажи по сниженным ценам проводить инвентаризацию и составлять акт по форме N ТОРГ-15 не надо. Чтобы обосновать размер уценки, можно оформить расчет, отражающий суммы затрат, которые возникнут, если продолжать их хранить или утилизировать, а не продавать, пусть даже с убытком. Так вы сможете обосновать целесообразность убыточной реализации этих ТМЦ <14>.

Учитываем продажу для целей налогообложения

Доход от продажи ТМЦ по сниженным ценам учитывается в обычном порядке. А в расходы включаются следующие суммы:

<если> ТМЦ уценены из-за того, что потеряли свои первоначальные свойства при экспонировании в рекламных целях (например, при оформлении витрин) и их стоимость ранее не была включена в рекламные расходы, то:

- сумма уценки полностью учитывается как ненормируемые расходы на рекламу <15>;

- при продаже ТМЦ их стоимость за вычетом уценки учитывается в расходах <16>;

<если> ТМЦ уценены по другим причинам, то в расходы включается вся их изначальная стоимость (без учета уценки) <17>.

***

Как видите, и при списании испорченных ТМЦ, и при их продаже главное - правильно оформить первичные документы.


<1> п. 2 ст. 12 Федерального закона от 21.11.96 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете"; п. 27 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утв. Приказом Минфина России от 29.07.98 N 34н

<2> утв. Постановлением Госкомстата России от 18.08.98 N 88

<3> утв. Постановлением Госкомстата России от 27.03.2000 N 26

<4> утв. Постановлением Госкомстата России от 25.12.98 N 132

<5> п. 25 ПБУ 5/01 "Учет материально-производственных запасов", утв. Приказом Минфина России от 09.06.2001 N 44н

<6> подп. "д" п. 125 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утв. Приказом Минфина России от 28.12.2001 N 119н

<7> Письма Минфина России от 14.06.2011 N 03-03-06/1/342, от 21.07.2011 N 03-03-06/1/428

<8> Постановления ФАС СЗО от 11.09.2008 N А56-3652/2007; ФАС МО от 22.06.2005 N КА-А41/5477-05, от 01.02.2008 N КА-А40/14839-07-2

<9> Письма Минфина России от 07.06.2011 N 03-03-06/1/332, от 05.07.2011 N 03-03-06/1/397

<10> п. 3 ст. 170 НК РФ; Постановления ФАС ДВО от 27.12.2010 N Ф03-8694/2010; ФАС ЗСО от 27.05.2009 N Ф04-3164/2009(7499-А27-34)

<11> п. 2 ст. 40 НК РФ; п. 13 Постановления Пленума Верховного суда РФ N 41, Пленума ВАС РФ N 9 от 11.06.99

<12> п. 2 ст. 40 НК РФ

<13> Постановления ФАС СКО от 10.07.2009 N А32-18956/2008-19/251; Восемнадцатого ААС от 06.10.2010 N 18АП-7858/2010

<14> Постановление ФАС МО от 16.04.2009 N КА-А40/3035-09

<15> подп. 28 п. 1, п. 4 ст. 264, п. 1 ст. 272 НК РФ

<16> п. 5 ст. 252, подп. 3 п. 1 ст. 268 НК РФ

<17> подп. 3 п. 1, п. 2 ст. 268, ст. 320 НК РФ; Письмо Минфина России от 18.09.2009 N 03-03-06/1/590

Впервые опубликовано в журнале "Главная книга" 2011, N 22

ФАКСИМИЛЕ НА СЧЕТЕ-ФАКТУРЕ = ОТКАЗ В ВЫЧЕТЕ НДС

Суховская М.Г.

27 сентября

Постановление Президиума ВАС РФ от 27.09.2011 N 4134/11

Коллекция выгодных для налоговиков решений ВАС РФ пополнилась еще одним. Президиум ВАС решил, что факсимильные подписи руководителя и главного бухгалтера на счете-фактуре - достаточное основание для отказа в вычете НДС. Аргумент, приведенный в пользу этого вывода, до обидного формален: ни в ст. 169 НК РФ, ни в Законе о бухгалтерском учете <1> "не предусмотрено возможности факсимильного воспроизведения подписи при оформлении счета-фактуры".

Напомним, что Минфин и налоговая служба никогда не одобряли "факсимильные" счета-фактуры <2>. А среди судов единого мнения по этому вопросу не было. Одни вставали на сторону налогоплательщиков, говоря, что запрет на совершение подписи путем проставления факсимиле законодательством не установлен. К тому же факсимильная подпись - это не копия подписи физического лица, а способ выполнения оригинальной личной подписи <3>. Другие суды принимали сторону налоговиков <4>.

Теперь же в спорах по поводу факсимиле на счетах-фактурах поставлена жирная точка. Как видим, чуда не случилось.


<1> Федеральный закон от 21.11.96 N 129-ФЗ

<2> Письмо Минфина России от 01.06.2010 N 03-07-09/33; Письмо УФНС России по г. Москве от 07.10.2010 N 16-15/104968@

<3> Постановления ФАС ПО от 17.05.2011 N А55-17448/2010, ФАС СКО от 15.06.2011 N А53-15283/2010

<4> Постановление ФАС ВСО от 02.12.2010 N А33-20240/2009

Впервые опубликовано в журнале "Главная книга" 2011, N 23

"ПРОШЛЫЕ" ОШИБКИ ПО ВЗНОСАМ В ФСС: ВСЕ ПОПРАВИМО

ИЗ АВТОРИТЕТНЫХ ИСТОЧНИКОВ

ЕРМОЛАЕВА НАТАЛЬЯ НИКОЛАЕВНА - Начальник отдела методологического обеспечения бюджетного учета и отчетности Финансового департамента ФСС РФ
Окончила Всероссийский заочный финансово-экономический институт
Работала главным бухгалтером организации
В Фонде социального страхования работает с 1994 г.

Беседовала корреспондент ГК А.В. Хорошавкина

"ПРОШЛЫЕ" ОШИБКИ ПО ВЗНОСАМ В ФСС: ВСЕ ПОПРАВИМО

Ошибки не всегда замечаются сразу. Нам поступают вопросы от читателей о том, как исправить ошибки прошлых периодов, связанные с уплатой страховых взносов в ФСС. Мы обратились за консультацией к руководителю профильного отдела Фонда.

А.В. Хорошавкина:

Наталья Николаевна, как исправить ошибки, которые привели к недоплате взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в 2010 г.?

Н.Н. Ермолаева:

Если оказалась заниженной база по страховым взносам на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за 2010 г., страховые взносы за этот год надо доначислить и перечислить в ФСС. Кроме того, надо уплатить и пени, а от штрафа организация освобождается <1>. Следует также составить уточненный расчет 4-ФСС за 2010 г. по форме, действовавшей в том году <2>. Этот отчет специалисты Фонда будут использовать при контрольных мероприятиях. В нем все данные, в том числе остаток на конец периода, надо указать правильно.

Необходимо напомнить, что таблица 1 "Расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам..." формы-4 ФСС заполняется на основе записей в бухгалтерском учете <3>. Остатки на 1 января 2011 г. по данным бухучета сформированы и отражены уже в отчете за I квартал 2011 г. Эти остатки (строки 1 и 12 таблицы 1) на протяжении расчетного периода не меняются <4>. Поэтому остатки на начало 2011 г. сейчас, когда вы обнаружили ошибку (например, в ноябре 2011 г.), изменить уже нельзя.

Понятно, что с учетом доначисления сумм страховых взносов расчеты с Фондом изменятся. Но это не страшно, и сумму доначисленных взносов за 2010 г. нужно отразить в текущем периоде (в отчете за 2011 г.) по строке 4 "Начислено страховых взносов страхователем за прошлые расчетные периоды" таблицы 1 раздела I формы-4 ФСС. То есть на конец текущего периода все данные будут указаны правильно.

А.В. Хорошавкина:

А если обнаружена ошибка за прошедший отчетный период текущего года (например, в ноябре 2011 г. нашли ошибку за апрель 2011 г.)?

Н.Н. Ермолаева:

Надо составить уточненный расчет за I полугодие 2011 г. Ошибка отражается в том отчетном периоде, когда она была выявлена. Если бухгалтер нашел ошибку за апрель в ноябре, бухгалтерскую запись по доначислению страховых взносов за апрель он тоже сделает в ноябре. Следовательно, в отчете за 2011 г. это исправление найдет отражение по ноябрю 2011 г.

А.В. Хорошавкина:

А как исправить ошибку, если бухгалтер обнаружил, что недоплатил в 2009 г. взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний? Надо доплатить взносы и представить в ФСС уточненный расчет по форме 4-ФСС за 2009 г. или отразить доначисленные взносы в расчете за текущий год?

Н.Н. Ермолаева:

Закон N 125-ФЗ не предусматривает возможности представления уточненного расчета по страховым взносам <5>. Если вы обнаружили недоплату страховых взносов за прошлые годы, рекомендую отразить это в форме-4 ФСС в таблице 7 по строке 5 "Начислено взносов страхователем за прошлые расчетные периоды", за период, в котором была выявлена недоплата <6>. Тем не менее нужно начислить и уплатить пени на сумму недоплаты <7>.

А.В. Хорошавкина:

Может быть и такая ошибка, когда работнику выплатили пособие по временной нетрудоспособности в меньшем размере, чем полагается. Как надо поступить бухгалтеру, когда он обнаружит ошибку? Обязан ли он подавать уточненный расчет и зависит ли это от того, обнаружена ошибка за прошлый отчетный или за расчетный период?

Н.Н. Ермолаева:

Пособие работнику, конечно, надо доплатить. А отражается это в расчете в том периоде, когда вы доплатили ему пособие. Уточненный расчет вы обязаны представить в Фонд только тогда, когда обнаружена ошибка, приводящая к занижению страховых взносов. Если, как в этом случае, ошибка не привела к занижению взносов - бухгалтер может, но не обязан представить уточненный расчет <8>.


<1> п. 1 ч. 4 ст. 17 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ

<2> утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 06.11.2009 N 871н

<3> п. 5.2 Порядка заполнения формы расчета... утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 28.02.2011 N 156н (далее - Порядок)

<4> пп. 5.3, 5.12 Порядка

<5> ст. 24 Федерального закона от 24.07.98 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний"

<6> п. 17.6 Порядка

<7> п. 1 ст. 22.1 Федерального закона от 24.07.98 N 125-ФЗ

<8> ч. 2 ст. 17 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ

Впервые опубликовано в журнале "Главная книга" 2011, N 23

ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ У РАБОТНИКА ДВА БОЛЬНИЧНЫХ ЗА ОДИН ПЕРИОД

Шаповал Е.А.

Работник может принести для оплаты два разных листка нетрудоспособности за один и тот же период времени. К примеру, если он заболел, находясь на больничном по уходу за ребенком. То есть два больничных, выданных по разным страховым случаям, в которых частично пересекаются периоды освобождения от работы, - это нормальная ситуация. И если сомнений в подлинности листков нетрудоспособности у вас нет, вам нужно их оплатить. Посмотрим, как правильно это сделать.

Период наложения больничных оплачивается в одинарном размере

Пособие по временной нетрудоспособности выплачивается работнику в качестве гарантии утраченного им за период болезни заработка <1>. А значит, за один и тот же период пособие не может выплачиваться дважды. Поэтому по двум больничным за один и тот же период пособие нужно выплатить только по одному из них.

Рассмотрим две наиболее показательные ситуации.

Больничные листы выданы работнику по разным заболеваниям

К примеру, работник сломал ногу и обратился в травмпункт, где ему выдали больничный. Пока он лечил перелом, заболел еще и бронхитом и обратился в другую клинику, где ему выдали второй больничный. В результате у него на руках оказалось два пересекающихся больничных, выданных по разным заболеваниям, то есть по разным страховым случаям.

ИЗ АВТОРИТЕТНЫХ ИСТОЧНИКОВ
ИЛЬЮХИНА ТАТЬЯНА МИТРОФАНОВНА - Начальник отдела правового обеспечения страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством Правового департамента ФСС РФ

"Если получилось так, что работнику были выданы два листка нетрудоспособности по разным страховым случаям и в них частично пересекаются периоды освобождения от работы, то сначала нужно оплатить все календарные дни нетрудоспособности по первому больничному. Что касается второго больничного, то его нужно оплатить со дня, следующего за днем, которым был закрыт первый больничный. При этом если второй больничный был выдан в связи с болезнью либо травмой самого работника, то пособие за первые 3 дня по нему, которые подлежат оплате, выплачивается за счет средств работодателя <2>".

Примечание. Но давайте посмотрим Закон N 255-ФЗ. При наложении двух больничных за счет средств работодателя нужно выплатить пособие только за первые 3 дня временной нетрудоспособности. А за оставшиеся дни оно полностью выплачивается за счет средств ФСС <2>. То есть пособие выплачивается за счет средств ФСС с четвертого дня нетрудоспособности. Однако следование такой позиции чревато тем, что ФСС не возместит часть расходов. Ведь под первыми 3 днями в ФСС понимают первые 3 дня оплачиваемого периода освобождения от работы.

Если период освобождения от работы по второму больничному полностью перекроется первым больничным, тогда нужно оплатить работнику только первый больничный. Но из этих общих правил есть и исключения.

На момент выдачи второго больничного увеличился пороговый страховой стаж работника

Может получиться и так, что к моменту выдачи второго больничного страховой стаж работника преодолеет пороговое значение (6 месяцев, 5 лет или 8 лет), после которого размер пособия увеличивается <3>.

ИЗ АВТОРИТЕТНЫХ ИСТОЧНИКОВ
ИЛЬЮХИНА ТАТЬЯНА МИТРОФАНОВНА, ФСС РФ

"В такой ситуации первый больничный нужно оплатить только до даты выдачи второго больничного, а второй больничный - полностью, уже исходя из новых норм, то есть в более высоком размере".

Таким образом, весь период наложения вам нужно оплачивать по второму больничному с учетом увеличившегося страхового стажа работника <4>.

Первый больничный переходит с одного календарного года на другой

Возможна ситуация, когда первый больничный будет выдан в конце одного календарного года, а второй - в начале следующего. То есть расчетные периоды, а с ними и средний заработок для расчета пособий у таких больничных будут различаться <5>. Так, если первый больничный будет выдан в декабре 2011 г., в расчетный период войдут 2009 и 2010 гг., а по второму больничному, выданному в январе 2012 г., - 2010 и 2011 гг. И вполне возможно, что средний заработок по второму больничному окажется больше среднего заработка по первому больничному.

Каким принципом руководствоваться в такой ситуации, нам разъяснили в ФСС РФ.

ИЗ АВТОРИТЕТНЫХ ИСТОЧНИКОВ
ИЛЬЮХИНА ТАТЬЯНА МИТРОФАНОВНА, ФСС РФ

"Если первый из пересекающихся больничных переходит на другой календарный год, то полностью нужно оплатить тот больничный лист, размер пособия по которому будет больше".

Таким образом, если средний заработок для расчета пособия по первому больничному будет больше, чем по второму, сначала оплачиваем все календарные дни по первому больничному и только после этого начинаем оплачивать второй больничный. Если же, наоборот, окажется, что средний заработок для расчета пособия по второму больничному больше, то первый больничный оплачиваем только до даты выдачи второго больничного, а второй больничный оплачиваем за все дни.

Второй листок нетрудоспособности (по болезни) выдан в период нахождения на больничном по уходу за ребенком

Как известно, при уходе за больным ребенком на дому (при амбулаторном лечении) пособие по временной нетрудоспособности за первые 10 календарных дней выплачивается в том же размере, что и пособие по болезни самого работника <6>:

- 60% среднего заработка - при страховом стаже до 5 лет;

- 80% среднего заработка - при страховом стаже от 5 до 8 лет;

- 100% среднего заработка - при страховом стаже 8 лет и более.

А за все последующие дни начиная с 11-го календарного дня - в размере 50% среднего заработка независимо от стажа <7>.

Если пересекающийся период по первому больничному, выданному в связи с уходом за ребенком, и по второму, выданному по болезни работника, укладывается в первые 10 дней, то вам нужно сначала полностью оплатить больничный по уходу за ребенком за счет средств ФСС. А второй больничный вы оплатите со дня, следующего за днем, которым был закрыт первый больничный. При этом первые 3 дня, подлежащие оплате по второму больничному, оплатите за счет средств работодателя.

Внимание! Нельзя оплачивать работнику один и тот же период по разным больничным дважды.

Как оплатить второй больничный, если период наложения полностью или частично приходится на время, когда пособие по больничному в связи с уходом за ребенком меньше, чем пособие по больничному в связи с болезнью самого работника, нам рассказали в ФСС.

ИЗ АВТОРИТЕТНЫХ ИСТОЧНИКОВ
ИЛЬЮХИНА ТАТЬЯНА МИТРОФАНОВНА, ФСС РФ

"Если сначала был выдан больничный по уходу за больным ребенком, а впоследствии листок нетрудоспособности по болезни самого работника, то начинать выплату пособия по второму больничному нужно со дня, с которого размер пособия по временной нетрудоспособности самого работника больше, чем размер пособия в связи с уходом за больным ребенком".

ПРЕДУПРЕЖДАЕМ РАБОТНИКА

Если не закрыт больничный по одному заболеванию и нужно обратиться по поводу другой болезни в иную клинику, не нужно открывать там новый больничный. Просто предъявите врачу второй клиники свой незакрытый больничный, и он продлит его, изменив причину нетрудоспособности <9>. Тогда это будет один страховой случай, и работодателю не придется оплачивать 3 дня по второму листку из своего кармана.

И еще один возможный вариант рассматриваемой ситуации.

Первый больничный выдан работнику по уходу за ребенком. Второй больничный выдан в связи с болезнью самого работника в период нахождения на больничном по уходу за ребенком. При этом период освобождения от работы по второму больничному полностью перекрывается первым больничным. Например, если оба больничных были закрыты в один день. В этом случае второй больничный нужно оплатить только за период, за который размер пособия по нему будет больше. И не забудьте первые 3 дня этого периода оплатить за счет средств работодателя <10>.

***

В целом можно вывести такое правило: если работник принес вам два первичных больничных, в которых есть наложение периодов освобождения от работы, оплатить его нужно только один раз, но в размере, более выгодном для работника.


<1> подп. 2 п. 1, п. 1.1 ст. 7, подп. 5 ст. 8 Федерального закона от 16.07.99 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования"

<2> п. 1 ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Закон N 255-ФЗ)

<3> ч. 1 ст. 7 Закона N 255-ФЗ

<4> п. 2 ч. 1 ст. 1.2, ч. 1 ст. 7, ст. 16 Закона N 255-ФЗ

<5> ч. 1 ст. 14 Закона N 255-ФЗ

<6> ч. 1, п. 1 ч. 3, ч. 4 ст. 7 Закона N 255-ФЗ

<7> п. 1 ч. 3 ст. 7 Закона N 255-ФЗ

<8> п. 58 Порядка выдачи листков нетрудоспособности, утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 29.06.2011 N 624н

<9> п. 1 ч. 2 ст. 3 Закона N 255-ФЗ

Полный текст статьи читайте в журнале "Главная книга" 2011, N 23

ОБ УЧЕТЕ РАСХОДОВ, ПО КОТОРЫМ ПОКА НЕТ ДОКУМЕНТОВ

Ефремова А.А.

При формировании годовой отчетности необходимо учесть все расходы, в том числе и те, по которым еще нет полноценных первичных документов. Такой порядок учета расходов - вне зависимости не только от движения денег, но и от наличия первички - в международной практике называется методом начислений. Главная задача бухгалтера, который этот метод применяет, - не пропустить расходы, в том числе пока еще не подтвержденные документами. Как это сделать?

Прежде всего можно использовать документы, полученные от контрагентов по факсу или электронной почте, ведь в них есть все данные, необходимые для учета расходов. Кроме того, необходимо отслеживать периодические расходы - коммунальные, транспортные, расходы на оплату аренды и электроэнергии. Их величина известна и без документов поставщиков. Скажем, арендная плата каждый месяц перечисляется в одном и том же размере. Плата за электричество изменяется, но ее размер можно определить исходя из данных о потребленной электроэнергии и действующих тарифов. А если размер расхода нам известен и мы уверены в том, что он уже произведен, у нас есть возможность этот расход учесть.

До принятия нового ПБУ 8 такие расходы обычно учитывали так же, как и все остальные, то есть на основании бухгалтерской справки отражали проводками по дебету затратных счетов и кредиту счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками". А когда поступала полноценная первичка, корректировали данные о расходах и кредиторской задолженности, если, конечно, в том была необходимость.

При составлении отчетности за 2011 год расходы, временно не подтвержденные первичными документами, нужно рассматривать как оценочные обязательства и признавать их в бухучете путем формирования резерва. Как именно это делается, мы поговорим чуть позже. Сейчас остановимся на том, что, несмотря на изменения в порядке учета, такие расходы должны быть признаны при формировании финансового результата за отчетный год. Иначе этот результат будет завышен, и при существенной величине расходов отчетность уже нельзя будет признать достоверной.

Что делать с этими расходами в налоговом учете? Здесь все зависит от того, когда именно в нашем распоряжении окажутся подтверждающие их первичные документы. Если документы поступят до представления в инспекцию годовой декларации, такие расходы будут учтены при расчете налога на прибыль за отчетный год. Поскольку с окончания года до представления декларации обычно проходит не меньше 2 месяцев, в большинстве случаев именно так и происходит.

Тем не менее документы по отдельным расходам могут поступить и позже. И тогда вопрос о том, показывать ли их в годовой декларации, остается на усмотрение конкретного бухгалтера, ответственного за формирование налоговой отчетности. Возможно, он уверен в том, что документы хоть и с опозданием, но все же поступят. Такая уверенность может быть обоснованной, если компания уже давно работает с каким-то поставщиком и бухгалтер знает, что при необходимости с ним всегда можно договориться об оформлении недостающих документов. Или если речь идет о поставках внутри группы компаний, когда поступление документов можно ускорить, обратившись за содействием в головную компанию. В таких случаях расходы можно учесть в декларации за прошедший год.

Но, как правило, абсолютной уверенности в том, что документы поступят, у бухгалтера нет. Поэтому в годовой декларации отражаются только те расходы, которые уже подтверждены документами, пусть и полученными после окончания года. А расходы по "опоздавшим" документам признаются уже в следующем году. Благо сейчас организациям разрешено учитывать ранее не учтенные расходы прошлых периодов в текущем году, а не сдавать уточненные декларации.

Принимать к вычету НДС по расходам, еще не подтвержденным документами, и тем более не имея на руках счетов-фактур, не стоит. Декларация по НДС за IV квартал сдается намного раньше годовой декларации по налогу на прибыль. Крайний срок - 20 января, и к этому времени счета-фактуры могут так и не прийти. Поэтому вполне возможна ситуация, когда стоимость каких-либо услуг в бухгалтерском и налоговом учете будет учтена в расходах 2011 года, а НДС по ним принят к вычету только в I квартале 2012. Но тут уже ничего не поделаешь.

Впервые опубликовано в издании "Главная книга. Конференц-зал", 2011, N 12

О СПОСОБАХ УВЕЛИЧЕНИЯ ЧИСТЫХ АКТИВОВ ОРГАНИЗАЦИИ

Ефремова А.А.

Если чистые активы становятся меньше минимального уставного капитала, то есть 10 000 рублей для ООО и ЗАО и 100 000 рублей для ОАО, или вообще уходят в минус, то по закону компания с такими чистыми активами должна быть ликвидирована. Конечно, все мы знаем, что на практике многие компании годами живут с отрицательными чистыми активами и вовсе не собираются ликвидироваться. Но это говорит лишь о неисполнении требований закона и ни в коем случае их не отменяет. Поэтому, если чистые активы компании меньше минимального уставного капитала, нужно обязательно уведомить об этом ее собственников. Ведь именно они должны принять решение о том, что же делать дальше с такой компанией: ликвидировать или приводить в порядок ее чистые активы.

Предположим, собственники заинтересованы в сохранении компании. В таком случае у организации появляется задача повысить стоимость чистых активов до уровня уставного капитала. Как это можно сделать? Основных способов два.

Первый - провести переоценку ОС и НМА. В отличие от переоценки финансовых вложений, переоценка этих активов проводится по желанию компании. И если раньше вы такую переоценку не проводили, теперь, возможно, у вас получится существенно увеличить за счет нее чистые активы. Правила переоценки ОС и НМА с 2011 года несколько изменились. Теперь она проводится по состоянию на конец отчетного года. Поэтому, если вы хотите увеличить стоимость чистых активов по данным отчетности за 2011 год, провести переоценку нужно заранее, еще до подписания отчетности.

Сама переоценка заключается в том, что вы приводите первоначальную стоимость объекта в соответствие с его текущей рыночной стоимостью. Чтобы определить последнюю, приглашается независимый оценщик. Одновременно пересчитывается и сумма амортизации, начисленная по объекту за все время его использования. Таким образом, в результате переоценки изменяется остаточная стоимость ОС или НМА. Если новая остаточная стоимость объекта оказывается больше той, по которой он учитывался раньше (а так и будет, иначе нам нет смысла проводить переоценку), разница между ними относится в кредит счета 83 "Добавочный капитал". В результате на эту величину возрастают и чистые активы компании.

Отсюда уже понятно, при каких условиях переоценка ОС и НМА позволит существенно улучшить показатели отчетности. Во-первых, для этого нужно, чтобы доля таких объектов в общей величине активов компании была достаточна высока. А во-вторых, чтобы эти объекты не были в значительной степени самортизированы. Иначе даже существенное увеличение их первоначальной стоимости не окажет заметного влияния на общую величину активов.

Преимущества переоценки как способа увеличения чистых активов очевидны. Она позволяет достичь поставленной цели, не прибегая ни к каким внешним источникам финансирования. Показатели отчетности улучшаются исключительно "бухгалтерскими" методами. При этом никаких отступлений от правил ведения учета и составления отчетности компания не допускает. Напротив, переоценка позволяет предоставить пользователям более достоверные данные о ее финансовом положении. Однако у этого способа есть и недостатки.

Компания, принявшая решение о проведении переоценки ОС и НМА, в дальнейшем должна будет проводить это мероприятие в конце каждого года. Отказаться от переоценки можно будет, только изменив учетную политику. Но тогда компании придется отразить в отчетности последствия изменения учетной политики в том порядке, который мы недавно рассмотрели, - ретроспективно. Это значит, что в отчетности за тот год, когда вы перестанете проводить переоценку, все ОС и НМА нужно будет показать по их исторической стоимости, определенной без учета предыдущих переоценок. Одновременно придется уменьшить добавочный капитал на всю сумму дооценки, которая ранее его увеличивала. В результате чистые активы вернутся в свое прежнее состояние. Поэтому нужно понимать, что нельзя провести переоценку один раз, увеличить добавочный капитал, а вместе с ним и чистые активы, и больше никогда не возвращаться к этому вопросу. Нет, либо вы проводите переоценку ежегодно, либо прощаетесь с добавочным капиталом, обра! зовавшимся при первой переоценке.

И еще один недостаток. Если в результате переоценки увеличится стоимость основных средств, вам придется платить больше налога на имущество. Ведь базой для исчисления этого налога является именно остаточная стоимость ОС, определенная по данным бухгалтерского учета.

Второй способ довести чистые активы компании до нужной величины - попросить собственников компании помочь ей материально. Деньги, безвозмездно полученные от участников или акционеров, включаются в прочие доходы отчетного года. В результате увеличивается нераспределенная прибыль на конец года, а значит, и чистые активы.

При получении любого другого имущества действует несколько иной порядок. Стоимость ОС, НМА или МПЗ сначала относится на счет 98 "Доходы будущих периодов". А затем доходы будущих периодов списываются на прочие доходы компании, по мере того как стоимость активов списывается на ее расходы. Например, стоимость безвозмездно полученных ОС учитывается в доходах по мере начисления амортизации, а стоимость МПЗ - при их списании в производство. Поэтому, если перед вами стоит задача улучшить показатели отчетности, лучше попросить собственников передать компании "живые" деньги. Конечно, увеличение доходов будущих периодов тоже приводит к росту чистых активов. Но вот показатель нераспределенной прибыли при этом не изменяется. И если в отчетности вместо прибыли показан непокрытый убыток прошлых лет, сразу же избавиться от него, получив в подарок ОС или МПЗ, не получится.

Если требуется увеличить чистые активы ООО, участники могут не передавать ему имущество безвозмездно, а внести вклады в имущество. В этом случае стоимость любых активов, полученных от участников, относится не на прочие доходы, а на увеличение добавочного капитала.

В налоговом учете стоимость имущества, переданного собственниками для увеличения чистых активов, в доходах не учитывается. Это тоже новое правило, появившееся в НК только с 2011 года. Причем оно действует независимо ни от того, какова доля собственника, передавшего имущество, в уставном капитале компании, ни от того, как такая передача была оформлена. Не имеет значения и то, что именно передано собственником: деньги, другое имущество или имущественные права. Дохода не будет даже в том случае, если собственник простит компании какой-либо долг перед ним. Единственное условие, необходимое для применения льготы, - в договоре или решении собственника, на основании которого передается имущество, должно быть четко сказано, что это делается для доведения чистых активов до величины, требуемой законодательством.

Впервые опубликовано в издании "Главная книга. Конференц-зал", 2011, N 12

О ПОСЛЕДСТВИЯХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПИРАТСКИХ ПРОГРАММ

Дыбов А.И.

Официальные коммерческие версии распространенных офисных программ довольно дороги, и многие компании, как "нормальные герои", "идут в обход", то есть в палатку за диском "150 программ в одном" или на пиратские сайты. И только потом задумываются, что будет, если все это найдут.

А обнаруживает контрафакт полиция. Это происходит либо в рамках оперативно-разыскных мероприятий, либо в рамках уголовного дела. Приходит полицейская проверка, по акту изымаются системные блоки, а дальше, как говорится, уже дело техники. Правоохранители обращаются к производителям программ, те выдают заключение, что продукт пиратский. Все, приехали.

Вопрос. Насколько я знаю, решение о полицейской проверке должно быть мотивированным. Нельзя прийти просто потому, что так захотелось. Откуда мотивировку взять?

Например, напишут, что некий гражданин обратился с заявлением о том, что на фирме используется контрафакт, и полицейские пошли проверять информацию. Им же главное до компьютеров добраться. Так случилось, например, в деле, по которому Новосибирский областной суд вынес Определение N 22- 1980/2011.

Итак, если стоимость легальных версий программ, купленных в обход правообладателя, составит от 50 000 до 250 000 рублей, руководителю это грозит уголовным наказанием. Оно, по усмотрению суда, может быть таким:

- штраф в сумме до 200 000 рублей или в размере зарплаты и иного дохода за период до 18 месяцев;

- обязательные работы на срок от 180 до 240 часов;

- исправительные работы на срок до 2 лет;

- лишение свободы на срок до 2 лет.

Если же контрафакта обнаружилось на бОльшую сумму, наказание будет куда более суровым. Лишение свободы на срок до 6 лет без штрафа или со штрафом в размере:

- до 500 000 рублей;

- заработной платы или иного дохода за период до 3 лет.

Замечу, что превысить планку стоимости ПО в размере 50 000 руб., начиная с которой использование контрафактных программ становится преступлением, довольно легко. Например, операционная система Windows 7 стоит в среднем 5500 руб. за одну лицензию (одна лицензия = один компьютер), простенький набор средств Microsoft Office (Word, Excel и т. п.) - 6300 руб. за лицензию.

Если же речь заходит о профессиональных программах вроде AutoCAD (применяется, в частности, для создания чертежей) или Photoshop (обработка изображений), то цены на лицензионные версии начинаются от 25 000 руб.

Вопрос. Но руководитель не всегда разбирается во всех этих компьютерных штучках. Зачастую он и не работает с той программой, за которую его судят. Разве это справедливо?

Директору, как единоличному исполнительному органу фирмы, должно быть дело до всего, что происходит в его хозяйстве. Допустим, если в организации все документы печатаются с помощью Word, то программа откуда-то взялась, верно? Руководитель должен прекрасно помнить, давал он добро на ее покупку или не давал. Если фирме для работы нужен дорогостоящий Photoshop, директор не может об этом не знать и ссылаться на чудо, благодаря которому ПО появилось без денег. Наконец, честному руководителю ничто не мешает предупредить сисадмина: "Поставишь хоть одну пиратскую программу - уволю". В общем, давайте не будем лукавить насчет неосведомленности, ладно?

Организации по части 1 статьи 7.12 КоАП РФ за нелицензионное ПО светит административный штраф от 30 000 до 40 000 рублей с конфискацией системных блоков. На 10 000 - 20 000 оштрафуют директора, если не найдут признаков преступления.

Правда, нередко бывает, что уголовное дело закрывают еще на стадии расследования, мол, не было у руководителя умысла на использование пиратских программ. Административное дело может развалиться в арбитражном суде, скажем, из-за грубых нарушений в ходе проверки. Например, в постановлении о ней нет внятных обоснований проведения, в изъятии участвовали полицейские, не указанные в постановлении, и так далее (в этом плане очень показательно Постановление ФАС Волго-Вятского округа N А43-25696/2008-26-358). Все, свобода, вперед на компьютерный рынок за новым контрафактом?

Не тут-то было. Велика вероятность, что через некоторое время организация получит по иску о выплате компенсации от каждого правообладателя, чьи программы она незаконно использовала в работе. Арбитражная практика показывает, что требуют двукратную официальную стоимость ПО. Плюс заставят возместить госпошлину и судебные издержки. То есть суммы, которые придется заплатить по суду, в разы перекроют цену лицензионных версий программ.

Откуда разработчик ПО узнает о пиратстве? От полиции, конечно, которая к нему обратится с тем, чтобы оценить легальность программ на изъятых системных блоках.

Безусловно, иски от правообладателей будут и тогда, когда директора осудили, а организацию оштрафовали. В этом случае контрафакт выливается и вовсе в непомерные расходы.

Вопрос. Постойте, как это: уголовное дело закрыли, административное дело развалилось, а компенсацию правообладателю присудили? Нет дела - нет нарушения закона!

Это не так. Повода для назначения административного или уголовного наказания действительно нет. Но нарушение авторских прав налицо. А значит, правообладатель должен получить от нарушителя компенсацию.

Вопрос. Хорошо, с другой стороны зайдем. Нелицензионное ПО поставил плохой системный администратор. При чем здесь фирма?

Вы наверняка и сами чувствуете слабость этого довода. Сисадмин, прежде всего, работник организации. Если он получил задание поставить, допустим, операционную систему, то кто, как не работодатель, должен проверить - легальная ли она?

Возможность уйти от ответственности есть только тогда, когда фирма купила компьютеры с предустановленным ПО (и это хорошо видно по закупочным документам), а потом выяснилось, что оно "левое". Тут, правда, есть некая доля простоты, которая, как известно, хуже воровства. Проверить программу "на лицензионность" через сайт правообладателя несложно. В Windows эта функция, насколько я знаю, и вовсе стандартная. Но как бы там ни было, если не будет доказано, что пиратская версия программы появилась на компьютере уже после покупки, организацию, да и директора, от ответственности суд может освободить. В подтверждение сошлюсь на Постановления ФАС Уральского округа N Ф09-59/11 и президиума Пермского краевого суда N 44-у-1255.

Впервые опубликовано в издании "Главная книга. Конференц-зал", 2011, N 12

ОБ УЧЕТЕ ЭЛЕКТРОННЫХ ДЕНЕГ

Дыбов А.И.

Удивительно, но до октября нынешнего года многомиллионный оборот электронных денежных средств (для краткости - ЭДС) в России толком не регулировался. С появлением Закона N 161-ФЗ о национальной платежной системе этот существенный пробел устранен. По Закону все выглядит так.

Главное: принимать ЭДС организация может от кого и за что угодно, а вот расплатиться ими вправе только с "физиком". И то при условии, что в отношениях с ней он выступает не как индивидуальный предприниматель. Если человек - предприниматель, законно, от лица фирмы, перевести ему электронные деньги не получится.

Электронными деньгами ведает оператор системы. Пока он может работать без лицензии и регистрации в Банке России, может не соблюдать условие о размере чистых активов (не менее 10 миллионов рублей). Он даже может не быть зарегистрирован в РФ как организация. Но совсем скоро эта вольница кончится, и с 28 декабря 2012 года без лицензии Центробанка оператор не вправе будет заниматься переводом электронных денег по поручениям российских лиц.

Чтобы принимать электронные деньги или расплачиваться ими с физлицами, вам надо заключить договор с оператором либо с его агентом. Например, Яндекс.Деньги работают по прямому договору, Webmoney - только через агентов. После того как договор будет заключен и подписан, вам откроют электронный кошелек. Деньги на него вы можете зачислить только с вашего расчетного счета. Конечно, на самом деле сумма уйдет на расчетный счет оператора, а не в какую-то неведомую копилку в Интернете. В электронном кошельке, если хотите, отражается сумма ваших средств на расчетном счете оператора. На конец дня в кошельке не может быть более 100 000 рублей. Превышение оператор должен автоматом перечислить на ваш банковский счет. Туда же вы вправе выводить электронные деньги по своей воле.

Строго по закону, перевести ЭДС от имени организации можно не любому "физику" с электронным кошельком, а лишь тому, чью личность идентифицировал оператор. То есть человек должен будет предоставить оператору паспорт. Однако как это будет работать - не очень ясно. Можно предположить, что оператор попросту не примет платеж фирмы на кошелек, чей владелец ему официально не представлялся.

О том, что вы завели себе электронный кошелек или, наоборот, закрыли его, надо сообщить в свою налоговую инспекцию. Но формы, по которой это нужно сделать, пока нет. Следовательно, уведомляйте как хотите, лишь бы вы могли доказать, что налоговая получила сведения. Не сообщите - получите штраф. Но не по статье 118 НК РФ, по ней наказывают за молчание о новом банковском счете. Электронный кошелек таковым не является. Поэтому если и будут штрафовать, то, скорее всего, по пункту 1 статьи 126 Налогового кодекса на 200 рублей. По крайней мере, этим грозит ФНС.

Согласно поправкам в НК РФ налоговики вправе приостановить переводы ЭДС с кошелька, точно так же, как они приостанавливают операции с обычным счетом. Списать с него деньги без акцепта они, теоретически, тоже могут (если "обычных" денег на расчетном счете не хватило). Практически же ни то ни другое им пока недоступно.

Так, порядок направления решений о приостановлении переводов ЭДС либо об их взыскании в электронном виде должен утвердить и согласовать с ФНС Банк России, но у него руки пока не дошли. К тому же по НК РФ решение налоговики могут отправлять лишь в кредитную организацию с лицензией ЦБ РФ (для целей налогообложения все такие организации считаются банками). Но пока ни у одного из ведущих операторов лицензии нет, и направлять им решения о приостановлении переводов ЭДС либо об их взыскании бесполезно. В общем, поживем - увидим, как все будет работать.

Использование ЭДС приравнено Законом N 161-ФЗ к безналичным расчетам. Поэтому в бухучете движение средств в электронном кошельке надо показывать как движение денег. Подойдет, например, счет 55 "Специальные счета в банках", но можно задействовать и счет 57 "Переводы в пути". Главное, закрепить выбор в бухгалтерской учетной политике.

Вопрос. А свободные счета 53 или 54 нельзя использовать?

Несмотря на то что План счетов, по всем разъяснениям Минфина, - документ рекомендованный, вводить в него новые счета и давать названия имеющимся резервным счетам можно только по согласованию с министерством. Поэтому 53-й и 54-й счета для учета электронных денег использовать не стоит: вдруг особо изобретательному инспектору придет в голову оштрафовать вас по статье 120 НК РФ за неправильное отражение хозяйственных операций на счетах бухучета.

Должен заметить, что во многих публикациях предлагается отражать электронные деньги по-другому, не затрагивая "денежные" счета. Кто-то советует проводить все так, словно оператор системы - ваш агент, принимающий или перечисляющий платежи от вашего имени. Соответственно, деньги в кошельке отражаются как задолженность оператора на счете 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами". Яндекс.Деньги для расчетов с системой предлагает использовать счет 60. Только и первый, и второй варианты с появлением Закона N 161-ФЗ уже не вполне соответствуют сути отношений.

Webmoney настаивает на том, что, перечисляя деньги на кошелек, вы покупаете у системы ценные бумаги - электронные чеки на предъявителя, а когда выводите средства - продаете чеки. Однако, поскольку чеки сами по себе доход не приносят, обороты "вебманей" оператор советует отражать не по счету 58 "Финансовые вложения", а по счету 76 как некую задолженность.

Для начала, это противоречит Закону N 161-ФЗ. Да и ПБУ 23/2011 "Отчет о движении денежных средств", по которому чеки Webmoney - чистой воды денежные эквиваленты и, следовательно, отражать операции с ними надо на счетах для учета денег.

Но даже если закрыть на это глаза и признать, что подход Webmoney (покупаем чеки, продаем чеки) имеет право на жизнь, огромное количество сложностей перечеркивает его напрочь. Например, продажу товаров за "вебмани" придется проводить как мену: вы покупателю - товар, он вам - чеки. А мена - это отдельные правила признания доходов и расходов. К тому же операции по продаже ценных бумаг НДС не облагаются, и вы прекрасно знаете, что это чревато раздельным учетом и расчетом пропорции, по которой налог частично принимается к вычету, а частично включается в стоимость купленных товаров, работ или услуг. Иначе вычетов не видать. Поэтому, какие бы вы договоры ни заключали в связи с использованием Webmoney, что бы вам ни писали в платежках на вывод средств с этого кошелька на ваш счет, проводите суммы как обычные деньги.

Итак, ЭДС для налоговых и бухгалтерских целей - обычные деньги. Если вы их принимаете, то до того, как покупатель получит ваш товар, его платеж формально считается авансом. Даже когда товар вы отгружаете на следующий день. Поэтому не забывайте начислять авансовый НДС, составлять авансовые счета-фактуры и регистрировать их в книге продаж, а затем, после отгрузки, принимать налог к вычету, зарегистрировав авансовый счет-фактуру в книге покупок.

Оператор, ясное дело, занимается переводами ЭДС не бесплатно. Комиссия взимается и за перевод физлицу, и за вывод денег на расчетный счет. Сумму комиссии вы вправе безбоязненно включить в прочие расходы как вознаграждение за оказанные вам услуги банков.

Вопрос. Если все операции с ЭДС считаются денежными, значит, упрощенец должен отражать доходы в день зачисления средств на электронный кошелек? А расходы, оплаченные переводом ЭДС, считаются оплаченными и для целей налогообложения?

Конечно.

Вопрос. Но как документально подтвердить перевод электронных денег физическому лицу за выполненную работу?

Оператор в тот же миг пришлет вам подтверждение перевода. На мой взгляд, распечатки этого документа, заверенной подписями директора, главбуха и печатью организации, вполне хватит. Соглашается же Минфин с тем, что распечатка электронного авиабилета вместе с посадочным талоном вполне подтверждает расходы. С переводом ЭДС, думаю, будет так же, в качестве дополнительного подтверждения затрат подойдет акт или отчет оператора. Например, Яндекс.Деньги уже сейчас в конце месяца присылает бумажный отчет об оборотах по электронному кошельку. Документ заверен печатью системы и подписью ее ответственного лица.

Немного о том, как легализация оборота электронных денег повлияет на НДФЛ.

Напомню, сейчас в главе 23 НК РФ говорится, что налоговый агент перечисляет НДФЛ, удержанный из денежных доходов "физика", в день:

- получения наличности для выплаты денег из кассы;

- перечисления дохода с банковского счета;

- следующий за днем получения дохода - для остальных случаев.

Поскольку ЭДС - не наличные деньги и не деньги на расчетном счете, при выплате дохода через электронный кошелек, по идее, для перечисления НДФЛ подходит третья дата. То есть налог вы вправе перечислить в день, следующий за днем перевода ЭДС. Но я бы не тянул и не дразнил государство. Уж больно перевод ЭДС похож на обычный банковский перевод. Поэтому лучше в день уплаты фрилансеру электронных денег относить в банк и платежку на перечисление удержанного НДФЛ.

Впервые опубликовано в издании "Главная книга. Конференц-зал", 2011, N 12



Все права защищены © 2011 ЗАО "Консультант Плюс"
тел. +7(495)956-8283, +7(495)787-9292
mailto:contact@consultant.ru
http://www.consultant.ru/

Информация предоставлена компанией "Консультант Плюс", являющейся разработчиком одноименных справочных правовых систем. Общероссийская Сеть распространения правовой информации КонсультантПлюс объединяет 300 региональных информационных центров, которые занимаются поставкой систем и передачей информации пользователям в 150 городах России. На специализированном правовом сервере: www.consultant.ru можно получить бесплатный доступ к большому массиву актуальной справочной правовой информации, а также узнать подробнее о программных продуктах и услугах Сети КонсультантПлюс, о ее структуре и деятельности, скачать демонстрационные версии профессиональных систем.

Выпуски за другие дни


В избранное