Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

КонсультантПлюс: по cтраницам "Главной книги" Выпуск от 21.10.2011


"КонсультантПлюс: по cтраницам "Главной книги""

КонсультантПлюс По страницам журнала "Главная книга"
Выпуск от 21.10.2011

Обзоры законодательства | Интернет-версия КонсультантПлюс | Финансовые консультации | Подписаться

 КонсультантПлюс: "горячие" документы

Постановление Правительства РФ от 17.10.2011 N 845 "О Федеральной службе по аккредитации"


Содержание

УЧИТЫВАЕМ ПРИОБРЕТЕННЫЕ ТМЦ ПОД ДРУГИМ НАИМЕНОВАНИЕМ (Зачем это нужно и как это сделать, чтобы не пришлось потом спорить с налоговиками)

Мартынюк Н.А.

Необходимость учитывать поступившие товары и материалы не под тем наименованием, которое указано в накладной поставщика, у одних компаний существует постоянно, у других - возникает лишь время от времени. Давайте разберемся, когда может понадобиться такое переименование и как его сделать, чтобы потом не пришлось доказывать налоговикам, что поставленный вам, к примеру, принтер и принятое к учету печатающее устройство - это одно и то же.

В каких случаях приходится переименовывать ТМЦ

Один и тот же товар разные компании могут продавать под разными наименованиями. К примеру, ткань костюмная, ткань шерстяная, ткань гребенного прядения - все это одна и та же ткань.

Потребность учесть приобретенные ТМЦ не под тем наименованием, которое указал в своих отгрузочных документах ваш поставщик, может возникнуть у вас, в частности, если:

- вы закупаете одно и то же имущество у нескольких поставщиков, каждый из которых именует этот товар на свой лад и все - по-разному. Если приходовать товар из каждой партии под наименованием, указанным поставщиком, придется учитывать одно и то же под десятком разных наименований. Это не только неудобно (нужно следить, чтобы каждая партия была продана или списана в производство точно под тем названием, под которым она числится в учете), но и может привести, например, к появлению в учете не существующих на самом деле излишков и недостач и связанных с ними налоговых доначислений <1>, а также к неверной оценке списываемых ТМЦ, если у вас принято списание не по себестоимости каждой их единицы, а по средней себестоимости или по способу ФИФО <2>;

- ваш покупатель настаивает на определенном наименовании, а оно не совпадает с тем, которое указывает в отгрузочных документах ваш поставщик. Такие требования, в частности, выдвигают бюджетники, которые вправе тратить деньги строго на то, на что им выделено финансирование;

- у вас производство, а учет сырья и комплектующих построен по их наименованиям и кодам, приведенным в вашей технической документации, и они не совпадают с указываемыми вашими поставщиками;

- операции с товаром подпадают под налоговую льготу и для безопасного ее использования вам важно продавать его под тем названием, которое приведено в нормативном документе, устанавливающем льготу или перечень льготируемых товаров;

- вы - экспортер и при вывозе товара вам необходимо указать в ГТД и документах на перевозку приведенное в Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности наименование, которое не совпадает с указанным вашим поставщиком в документах на товар.

Почему можно присваивать ТМЦ собственное наименование

В нормативных актах, устанавливающих правила бухучета, вы не найдете прямого разрешения присваивать поступающим ТМЦ принятое в компании унифицированное наименование и отражать его в первичных документах, сопровождающих товар от приемки до реализации или использования в производстве.

Однако организация должна вести бухучет рационально <3>. Очевидно, учет одного и того же под разными наименованиями рациональным не назовешь (из-за неоправданного увеличения номенклатурных позиций, необходимости отслеживать списание ТМЦ именно под тем названием, под которым они числятся в учете, и т. п.).

Кроме того, учет ТМЦ должен обеспечивать контроль за их сохранностью и использованием <4>. А раздутый номенклатурный перечень, наоборот, затрудняет такой контроль.

Как видим, если вы станете присваивать приобретаемым товарам и материалам наименования, исходя из ваших потребностей, это не будет противоречить принципам бухучета. Главное, чтобы эти наименования соответствовали действительности и позволяли верно идентифицировать ТМЦ (очевидно, что нельзя называть стол стулом).

Примечание. Методические указания по бухучету МПЗ <5> позволяют изменить в целях надлежащего учета и контроля единицу измерения, указанную в отгрузочных документах вашего поставщика, на принятую для данных ТМЦ в вашем учете. Оформляют это составляемым в произвольной форме актом перевода <6>. По аналогии так же можно поступить и с наименованием товара.

Какие претензии могут предъявить налоговики

Бухгалтеры опасаются прежде всего налоговых претензий - что инспекторы, проверив документы, решат: компания приняла на учет, а затем продала или использовала в производстве вовсе не то, что купила. Ведь соответствие используемых вами и вашим поставщиком названий может быть далеко не всегда очевидно проверяющим. Так, сомнения в том, что принятый на учет "уголок стальной 50 х 50" и указанный в накладной и счете-фактуре поставщика "угол. мет. нержав. 50 х 50" - это одно и то же, вряд ли возникнут. А вот знак равенства между "датчик-реле" и "терморегулятор" не посвященные в технические тонкости инспекторы уже наверняка не поставят.

Эти опасения, как показывает практика, не напрасны. Если из документов не будет однозначно следовать, что вы приняли на учет, продали или списали в производство именно то, что купили, налоговики могут доначислить:

- НДС, сняв вычет входного налога по приобретенным ТМЦ из-за того, что вы не приняли их к учету <7>. Ведь из документов не будет следовать, что вы оприходовали именно то, что указано в счете- фактуре и накладной поставщика;

- налог на прибыль, сняв расходы по использованным в производстве или реализованным ТМЦ, поскольку по документам отпущено или продано было что-то другое <8>. А рыночную стоимость этого "чего-то другого" если и признают в расходах, то доначислят доход в той же сумме. Ведь у вас не будет документов, подтверждающих приобретение ТМЦ именно этого наименования, и есть риск, что проверяющие сочтут их излишками, выявленными, но не задокументированными при инвентаризации <9>. И наконец, налоговики могут убрать из налоговых расходов все затраты, связанные с приобретением переименованных ТМЦ, - на транспортировку, хранение, посреднические услуги (если вы закупаете товары или материалы через посредника).

А у экспортеров из-за несовпадения наименований приобретенного и затем вывезенного за границу товара могут возникнуть сложности с подтверждением нулевой ставки НДС.

Впрочем, обычно подобные претензии удается отбить еще на стадии рассмотрения материалов проверки (подав возражения) или через подачу апелляционной жалобы в УФНС, хотя порой приходится и судиться с налоговиками <10>. В отдельных случаях чиновники даже сами способны признать, что различия в наименованиях - не принципиальны <11>. Судя по арбитражной практике, идти в суд вынуждены в основном экспортеры, которым в подобных ситуациях приходилось доказывать свое право на вычет и на возмещение НДС не в одной инстанции <12>.

Снижаем налоговые риски

Нужно оформлять документы так, чтобы переименованные ТМЦ можно было однозначно идентифицировать как те же самые, что указаны в документах вашего поставщика. Ваши действия будут зависеть от того, как часто у вас возникает потребность изменить наименование поступающих ценностей: постоянно или лишь изредка.

Переименовывать ТМЦ приходится постоянно: составляем таблицу соответствия наименований

ШАГ 1. Закрепите приказом директора, что в целях надлежащего учета и контроля за использованием ТМЦ ваша организация ведет их учет под наименованиями, закрепленными во внутренней номенклатуре.

ШАГ 2. Составьте и утвердите приказом директора:

- внутреннюю номенклатуру ТМЦ;

- таблицу соответствия каждого приведенного там наименования всем тем наименованиям, которые используют для этой позиции ваши поставщики, а также - отдельно - тем названиям, которые требуют указывать в документах покупатели.

ШАГ 3. При приемке товара соотносите указанное в документах поставщика наименование с наименованием из внутренней номенклатуры и в соответствии с последним принимайте ТМЦ на учет. Многие бухгалтерские и складские программы позволяют легко автоматизировать этот процесс.

ШАГ 4. Следите, чтобы документ, которым вы оформляете принятие к учету ТМЦ (приходный ордер М-4 на материалы или заменяющий его штамп на накладной, акт о приеме товара), был увязан с накладной поставщика. В форме приходного ордера М-4 есть графа, в которой указывают реквизиты накладной поставщика. В составляемый в произвольной форме акт о приеме товара вы можете добавить эту информацию самостоятельно.

Таким образом вы подтвердите принятие на учет купленных ТМЦ под другим названием <13>. На то, что это можно делать с помощью таблицы соответствия наименований, прямо указал Восьмой ААС <14>.

СОВЕТ

Возвращая товары продавцу, придется указать в документах то их наименование, которое фигурировало в его накладной и счете-фактуре. В связи с этим в бухгалтерской программе это название лучше заносить примечанием в карточку товара. Тогда при возврате не придется "поднимать" бумажную накладную.

Разовая необходимость: уходим от проблемы либо оформляем "связующий" документ

Лучше всего, конечно, вовсе уйти от проблемы: еще на стадии заключения договора с поставщиком согласовать с ним подходящее вам или вашим покупателям наименование, которое он укажет в отгрузочных документах. Некоторые компании даже выдают поставщикам специально разработанную для этого памятку о том, как указывать в отгрузочных документах наименования товаров.

Увы, поставщик может и не согласиться. Тогда на его документах сделайте отметку о том, что ТМЦ вы принимаете на учет под другим наименованием. В некоторых компаниях представителю поставщика даже предлагают подписать акт об идентичности наименований и подшивают его к накладной. В других вместо такого акта к накладной подшивают бухгалтерскую справку о том, что ТМЦ принимается к учету под другим наименованием, или акт "перевода" из одного наименования в другое (составляя его так же, как и при переводе из одних единиц измерения в другие).

СОВЕТ

Не нужно оформлять переименование товара для его продажи под другим названием как якобы проведенную переукомплектацию или доработку - это ошибка. Ведь на самом деле вы с товаром ничего не делаете.

***

Налоговикам сложнее проследить движение товара, который меняет название, по цепочке от поставщика к конечному покупателю, и у них возникают подозрения, что речь идет о разных товарах <15>. Утверждение внутренней номенклатуры и таблицы соответствия наименований позволяет документально подтвердить, что это один и тот же товар, еще на стадии налоговой проверки или рассмотрения ее материалов в инспекции.


<1> Постановления Двадцатого ААС от 30.06.2009 N А23-3030/08А-14-189; ФАС УО от 10.05.2011 N Ф09-2429/11-С3

<2> п. 73 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утв. Приказом Минфина России от 28.12.2001 N 119н (далее - Методические указания)

<3> п. 6 ПБУ 1/2008 "Учетная политика организации", утв. Приказом Минфина России от 06.10.2008 N 106н

<4> п. 3, подп. "в" п. 6 Методических указаний

<5> п. 50 Методических указаний

<6> абз. 3 п. 50 Методических указаний

<7> п. 1 ст. 172 НК РФ

<8> подп. 3 п. 1 ст. 268 НК РФ

<9> п. 20 ст. 250, п. 2 ст. 254 НК РФ

<10> Постановление ФАС СКО от 02.09.2008 N Ф08-5142/2008

<11> Письмо Минфина России от 05.04.2006 N 03-03-04/1/320

<12> Постановления ФАС ЗСО от 23.01.2008 N Ф04-449/2008(1058-А45-41); ФАС СЗО от 27.02.2008 N А56-1/2007, от 03.03.2008 N А56-8615/2005; ФАС МО от 07.06.2007 N КА-А40/4967-07

<13> п. 1 ст. 9 Федерального закона от 21.11.96 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете"; п. 1 ст. 252 НК РФ; Постановление Двадцатого ААС от 30.06.2009 N А23-3030/08А-14-189

<14> Постановление Восьмого ААС от 15.07.2010 N А46-4842/2009

<15> Постановление Седьмого ААС от 14.04.2008 N 07АП-1550/08

Впервые опубликовано в журнале "Главная книга" 2011, N 19

ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ СРОК ТРУДОВОГО ДОГОВОРА ИСТЕКАЕТ, А РАБОТНИК ЗАБОЛЕЛ

Забрамная Е.Ю.

Обычно уволить работника, у которого истек срок действия трудового договора, не проблема. Нужно лишь письменно предупредить его о предстоящем увольнении не позднее чем за 3 календарных дня <1>.

Но как быть, если работник, срок действия трудового договора с которым подходит к концу, заболел и не выходит на работу? Можно ли его уволить и как это сделать?

Болезнь - не препятствие для расторжения срочного трудового договора

В некоторых случаях увольнять работников в период их временной нетрудоспособности действительно нельзя. Но это касается только оснований увольнения по инициативе работодателя <2>. А истечение срока трудового договора - это самостоятельное основание для увольнения <3>. Поэтому у организации есть полное право прекратить истекший трудовой договор с заболевшим сотрудником. Это подтверждает и судебная практика <4>.

Важно лишь правильно и своевременно уведомить работника о предстоящем увольнении <1>. Иначе, если срок трудового договора истечет, а компания так и не уволит работника, возникает риск, что заключенный с ним срочный трудовой договор утратит свою срочность и превратится в бессрочный <5>. И тогда уволить работника из-за истечения срока его трудового договора будет уже нельзя.

Внимание! Предупреждать работника об увольнении не требуется, только если договор заключен на период временного отсутствия другого работника <1>.

Но как правильно уведомить заболевшего работника? Ведь обычно уведомление об увольнении вручается работнику лично под роспись <6>. Придется сообщить об этом работнику по почте. Удобнее всего сделать это телеграммой с уведомлением о вручении. Тогда, если вдруг работник потом попытается через суд оспорить увольнение, у вас будет доказательство того, что вы известили его в срок. Текст телеграммы может быть таким.

Уведомляем Вас о предстоящем увольнении 29.08.2011 в связи с истечением срока действия трудового договора.

 

Если же в день истечения срока трудового договора (день увольнения) сотрудник так и не выйдет на работу, то на его домашний адрес придется отправить (по почте заказным письмом) еще одно уведомление - о необходимости явиться в офис за трудовой книжкой или дать согласие на ее отправку по почте. Пересылка трудовой книжки почтой по указанному работником адресу допускается только с его согласия <7>.

В последний день действия трудового договора также нужно:

- оформить приказ об увольнении работника по унифицированной форме N Т-8 <8>. Если сотрудника не будет на работе в день увольнения, то сделайте в приказе пометку о невозможности ознакомить его с текстом этого документа по причине отсутствия работника <9>;

- внести в трудовую книжку запись об увольнении работника <10>. Эту запись надо делать так <11>.

СВЕДЕНИЯ О РАБОТЕ

N записи Дата Сведения о приеме на работу, переводе на другую постоянную работу, квалификации, увольнении (со ссылкой на статью, пункт закона) Наименование, дата и номер документа, на основании которого внесена запись
число месяц год
1 2 3 4
6 29 08 2011 Трудовой договор прекращен в связи с истечением срока трудового договора, пункт 2 части первой статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации Приказ N К-31 от 29.08.2011
           

В то же время, исходя из разъяснений Минтруда (ныне - Минздравсоцразвития), можно сделать и такую запись: "Уволен в связи с истечением срока трудового договора, пункт 2 части первой статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации" <12>.

Из-за отсутствия сотрудника на работе в день увольнения у вас нет возможности попросить его расписаться в трудовой книжке <13>. Поэтому все записи за период его работы в вашей компании достаточно "закрыть" подписью лица, ответственного за ведение трудовых книжек, и печатью компании <14>;

- повторить запись об увольнении, внесенную в трудовую книжку, в личной карточке работника по форме N Т-2 <8>. На последней странице личной карточки, где работник обычно расписывается в подтверждение всех записей, внесенных в трудовую книжку, укажите на невозможность это сделать по причине отсутствия работника на работе в день увольнения <15>.

Если вы перечисляете зарплату на банковские карты, то в последний день срочного договора перечислите на карточку заболевшего сотрудника все причитающиеся ему суммы <9>. При выплате зарплаты из кассы рассчитаться с работником, отсутствующим в день увольнения на работе, нужно не позднее следующего дня после того, как он обратится к вам за деньгами <16>.

Вы не хотите расставаться с работником

Если ваше руководство решило не увольнять "срочника", просто не уведомляйте его об увольнении. Тогда после выхода с больничного он при его желании может стать постоянным сотрудником. Изменение статуса нужно отразить в кадровой документации. В принципе, как следует из ТК РФ, "превращение" срочного трудового договора в бессрочный в такой ситуации происходит автоматически и не требует какого-либо дополнительного оформления <17>. Однако, с учетом рекомендаций Роструда, лучше оформить дополнительное соглашение к трудовому договору <18>.

ПРЕДУПРЕЖДАЕМ РУКОВОДИТЕЛЯ

Срочный трудовой договор, своевременно не расторгнутый в связи с истечением срока, считается бессрочным. И уволить работника в дальнейшем можно только на общих основаниях, предусмотренных для постоянных сотрудников.

Составить его можно в произвольной форме, например так.

+----------------------------------------------------------------+
|                 Дополнительное соглашение N 3                  |
|            к трудовому договору от 29.08.2010 N 37             |
|                                                                |
|01.09.2011                                            г. Москва |
|                                                                |
|     Общество с ограниченной ответственностью "Баккара"  в  лице|
|генерального    директора    Тимошенко    Петра     Михайловича,|
|действующего  на  основании  Устава,  именуемое   в   дальнейшем|
|"Работодатель",  с  одной  стороны,  и  Иванов  Петр  Федорович,|
|именуемый   в   дальнейшем   "Работник",   с   другой   стороны,|
|договорились изложить пункт 3 трудового договора  от  29.08.2010|
|N  37,  заключенного  между  Работником   и   Работодателем,   в|
|следующей редакции:                                             |
|     "3. Настоящий трудовой договор заключен  на  неопределенный|
|срок."                                                          |
|Работник ___________________ Работодатель ___________________   |
|П.Ф. Иванов                  П.М. Тимошенко                     |
|                                                                |
|Экземпляр дополнительного соглашения получил:                   |
|____________________П.Ф. Иванов                                 |
|01.09.2011                                                      |
+----------------------------------------------------------------+

Вносить какую-либо запись в трудовую книжку не требуется <19>.

***

Помните, что пособие по больничному работнику нужно будет выплатить за весь период болезни, в том числе и за период после увольнения. Но если с работником был заключен трудовой договор на срок до 6 месяцев, то учитывайте, что пособие выплачивается не более чем за 75 календарных дней болезни <20>.

А вот норма об ограничении размера пособия 60% среднего заработка, касающаяся работников, заболевших после увольнения, в данном случае не применяется <21>. Ведь в рассматриваемой ситуации болезнь работника наступила не после увольнения, а до него.


<1> ст. 79 ТК РФ

<2> ст. 81 ТК РФ

<3> ст. 79, п. 2 ч. 1 ст. 77 ТК РФ

<4> Определение Санкт-Петербургского городского суда от 18.10.2010 N 33-14178/2010

<5> ст. 58 ТК РФ; Определение Московского городского суда от 14.09.2010 N 33-28629

<6> ст. 84.1 ТК РФ

<7> ст. 84.1 ТК РФ; п. 36 Правил ведения и хранения трудовых книжек... утв. Постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 N 225 (далее - Правила)

<8> утв. Постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 N 1

<9> ст. 84.1 ТК РФ

<10> ст. 66 ТК РФ

<11> ст. 84.1, п. 2 ч. 1 ст. 77 ТК РФ; п. 15 Правил

<12> п. 5.2 Инструкции по заполнению трудовых книжек, утв. Постановлением Минтруда России от 10.10.2003 N 69

<13> п. 35 Правил

<14> пп. 35, 36 Правил

<15> п. 12 Правил

<16> ст. 140 ТК РФ

<17> ст. 58 ТК РФ

<18> Письмо Роструда от 20.11.2006 N 1904-6-1

<19> ст. 66 ТК РФ; Письмо Роструда от 20.11.2006 N 1904-6-1

<20> ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством"

<21> ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ

Впервые опубликовано в журнале "Главная книга" 2011, N 19

 

ВОЗМЕЩЕНИЕ КОММУНАЛКИ АРЕНДАТОРОМ - ДОХОД ДЛЯ АРЕНДОДАТЕЛЯ-УПРОЩЕНЦА

Бугаева Н.Г.

12 июля

Постановление Президиума ВАС РФ от 12.07.2011 N 9149/10

ВАС внес ясность: компенсация стоимости потребленных арендатором коммунальных услуг, выплаченная арендодателю-упрощенцу, - налогооблагаемый доход последнего.

В рассматриваемом деле по договору стоимость коммунальных услуг не включалась в арендную плату, а возмещалась арендодателю отдельно по счетам, выставленным поставщиками этих услуг. Полученные деньги арендодатель в доходы не включал. Компенсация проходила через его расчетный счет транзитом и никаких доходов ему не приносила <1>.

Однако ВАС указал, что так как обеспечить сдаваемое в аренду помещение всеми необходимыми коммунальными услугами - обязанность арендодателя, предусмотренная договором, то все расчеты с поставщиками коммунальных услуг - это его расходы на ведение данного вида деятельности. Соответственно, получая от арендатора компенсацию этих расходов, арендодатель получает доход от сдачи имущества в аренду <2>.

Ранее суды поддерживали налогоплательщиков и не признавали такое возмещение доходом <3>. Теперь же ВАС расставил все точки над i, но не в пользу налогоплательщика.

Надо отметить, что у контролирующих органов точно такая же позиция по этому вопросу <4>. Не раз за последние несколько лет они успели сказать о том, что в перечне доходов, которые упрощенец может не учитывать для целей налогообложения, возмещения коммунальных платежей нет <5>.

В связи с этим арендодателям-упрощенцам с объектом налогообложения "доходы" (именно по ним принятое ВАС решение ударит больнее всего) остается только посоветовать заключать с арендаторами посреднические договоры - агентские или комиссии, по которым арендодатель за вознаграждение приобретает для арендатора коммунальные услуги у поставщиков услуг. Тогда в доходах можно будет учесть только агентское вознаграждение <6>.


<1> ст. 41 НК РФ

<2> п. 1 ст. 346.15, статьи 249, 250 НК РФ

<3> Постановления ФАС УО от 04.08.2009 N Ф09-4747/09-С2; ФАС ВВО от 21.04.2008 N А39-362/2007

<4> Письмо УФНС России по г. Москве от 17.11.2009 N 20-14/2/120232@; Письмо Минфина России от 16.07.2009 N 03-11-06/2/130

<5> п. 1.1 ст. 346.15, ст. 251 НК РФ

<6> Письмо Минфина России от 14.04.2011 N 03-11-06/2/55

Впервые опубликовано в журнале "Главная книга" 2011, N 18

"РАСЧЕТНЫЕ" ДОНАЧИСЛЕНИЯ НАЛОГОВ (Когда налоговики могут исчислить вам налоги расчетным методом)

Кононенко А.В.

Расчетный путь исчисления налогов контролеры откровенно не любят. Его применение требует трудоемкого анализа, точных расчетов и формирования солидной доказательственной базы. И именно из- за этих сложностей решения инспекций с "расчетными" доначислениями довольно часто отменяют вышестоящие налоговые органы или суды. Давайте посмотрим, где именно налоговики допускают ошибки и как этими промахами воспользоваться.

Когда налоговая применяет расчетный метод

Перечень оснований для определения сумм налогов расчетным путем закрытый <1>.

ОСНОВАНИЕ 1. Вы не пустили проверяющих на свою территорию или в помещение при выездной проверке.

Вы обязаны пустить контролеров в свои помещения и на территорию в рамках выездной проверки <2>. Если ваше руководство дало команду воспрепятствовать доступу инспекторов в свои угодья, штурма не будет. Инспекторы просто составят соответствующий акт <3>, который предложат подписать руководителю компании. Но даже если тот откажется поставить свою подпись, недействительности акта это не повлечет: проверяющие просто зафиксируют факт отказа в самом акте <4>. Именно после составления такого документа налоговики вправе определить суммы подлежащих уплате вами налогов расчетным путем <3>.

Примечание. Хотя иногда в судебных решениях можно найти вывод, что осмотр помещений может быть проведен и при камеральной проверке <5>, большинство судов все же считают, что налоговики могут это делать только при выездной проверке <6>. А значит, и акт о воспрепятствовании доступу инспекторов на территорию налогоплательщика можно составить только при выездной проверке.

Кроме того, они могут составить на руководителя административный протокол за неповиновение законному распоряжению должностного лица налогового органа и направить его в суд <7>. Штраф составит от 2000 до 4000 руб. <8>

ОСНОВАНИЕ 2. Вы больше 2 месяцев не представляли документы, необходимые для проведения проверки.

В рамках проверки истребовать могут документы, относящиеся к проверяемым налогам и периодам, при условии, что вы их уже не представляли после 01.01.2010 при проверке вашей компании <9>. На представление документов дается 10 рабочих дней со дня получения требования, если этот срок не был продлен по вашей просьбе <10>. Нарушение этого срока наверняка приведет к наложению штрафа на организацию. Его сумма будет равна количеству непредставленных документов, умноженному на 200 руб. <11> А если вы не представите эти документы и по истечении 2 месяцев, у проверяющих появятся основания определить суммы налогов расчетным путем <1>.

Имейте в виду, что перечень случаев, когда налоговый орган может запросить при камеральной проверке документы, закрытый <12>. Непредставление тех из них, которые в этот перечень не входят, не может быть основанием для применения расчетного метода. Так же как и непредставление во время выездной проверки документов, не относящихся к проверяемым налогам или периодам.

Налоговый орган вправе определить налоги расчетным методом независимо от причины, по которой вы не представите документы: пожар, кража, стихийное бедствие или просто нежелание это делать <13>. Однако если вы не представили документы, изъятые прокуратурой или милицией, налоговики не вправе насчитать вам налоги расчетным путем. Направьте в инспекцию письмо об этом и приложите к нему копию протокола изъятия или описи изъятых документов. Тогда контролеры должны запросить необходимые для проверки документы у изъявших их органов <14>.

ОСНОВАНИЕ 3. Вы не ведете учет доходов, расходов и объектов налогообложения или ведете его так, что посчитать налоги невозможно.

Ситуации, когда применяется расчетный метод из-за неведения учета, разнообразны. Например, его применяли, когда налогоплательщик просто не был озабочен ведением учета <15> или неправомерно платил ЕНВД (из-за чего перестал учитывать доходы и расходы) <16>.

ОСНОВАНИЕ 4. Вы не ведете бухгалтерский учет.

Неведение бухгалтерского учета названо в гл. 21 НК РФ как основание для определения НДС расчетным путем <17>. Однако расчетный метод можно применить, если отсутствие бухгалтерского учета мешает посчитать и другие налоги <18>.

Во всех остальных случаях расчетный метод налоговики применять не вправе, хотя и пытаются. Например, нельзя его применять, когда вы:

<или> не представили документы, составлять которые вы не обязаны <19>;

<или> не использовали ККТ и нарушали Порядок ведения кассовых операций <20>.

Примечание. Расчетным методом могут воспользоваться и инспекторы внебюджетных фондов для исчисления страховых взносов <21>. Основания для применения расчетного способа в этом случае следующие:

<или> вы отказались допустить инспекторов на свою территорию (в помещение);

<или> не ведете учет объектов обложения страховыми взносами;

<или> ведете учет с нарушениями, в связи с чем невозможно исчислить взносы.

Принципы "расчетного" доначисления

Если у инспекции есть основания для применения расчетного метода, то сумму ваших платежей в бюджет она должна определять, используя информацию о вашей компании и об аналогичных компаниях <22>.

Конкретный порядок использования этих сведений не установлен, поэтому не ясно, чему нужно отдавать предпочтение: информации о проверяемой компании или данным аналогичных компаний. Или тому и другому вместе.

Изредка в судебных решениях можно встретить вывод, что данных только о самом налогоплательщике недостаточно, должны использоваться и данные об аналогичных налогоплательщиках <23>. Но большинство судов считают, что если у инспекции есть сведения о проверяемой компании (данные налоговых деклараций, результаты встречных проверок, выписки по банковскому счету), то использовать нужно именно их <24>. И только если информации о самом налогоплательщике нет, придется искать аналогичные организации <25>.

Как инспекторы должны искать аналогичные компании

Судебная практика показывает, что сравниваемые налогоплательщики действительно должны быть похожи по таким критериям:

- отраслевая принадлежность;

- конкретный вид деятельности <26>;

- размер выручки <26>;

- численность персонала <27>;

- применяемый режим налогообложения <28>.

Также значение могут иметь:

- количество и ассортимент выпускаемой продукции (реализуемых товаров) <29>;

- параметры производственных, торговых или сдаваемых в аренду площадей <30>;

- рынки сбыта <27>;

- режим работы <29>.

При этом недостаточно совпадения организаций только по одному из этих критериев, нужна их совокупность <31>. И важно, чтобы выбранные для сравнения показатели оказывали непосредственное влияние на результаты деятельности организации. Скажем, если речь идет о сдаче недвижимости в аренду, важны площадь помещений у аналогичных организаций и их местонахождение, а не количество сотрудников <32>.

Расходы учитываются, а вычеты НДС - нет

Нередко суды отменяют "расчетные" доначисления налога на прибыль и налога при "доходно- расходной" УСН из-за того, что проверяющие использовали данные только о доходах налогоплательщика или аналогичных компаний и не учитывали расходы. Ведь налог должен рассчитываться на основании данных как о доходах, так и о расходах. Одних показателей выручки или оборота недостаточно <33>. То есть для определения налоговой базы по налогу на прибыль нельзя использовать, к примеру, только данные о поступлениях на расчетный счет <34>.

Иначе обстоит дело с "расчетным" определением НДС. Дело в том, что НК РФ предусматривает исчисление расчетным путем только НДС, подлежащего уплате в бюджет, и не содержит указания на то, что этим же способом может быть определена и сумма вычетов. Кроме того, на налогоплательщике лежит обязанность подтвердить счетами-фактурами свое право на вычет. И если налогоплательщик это право не заявил и не подтвердил, то налоговый орган предоставлять вычет не обязан <35>. И арбитражные суды следуют этой позиции <36>.

Будет ли штраф за неуплату налога

Со штрафом при доначислении налогов расчетным путем все неоднозначно. Одни суды, признавая расчетное доначисление правильным, не видят ничего предосудительного и в штрафе за неуплату налога по ст. 122 НК РФ <37>. Другие же считают, что оштрафовать налогоплательщика по ст. 122 НК РФ при определении его налоговых обязательств расчетным путем нельзя. Ведь в таком случае сумма неуплаченного налога определяется приблизительно, а значит, нельзя точно установить факт совершения правонарушения <38>.

***

Отсутствие четких правил исчисления налога расчетным путем в НК РФ приводит к тому, что в одних случаях суд может признать обоснованным применение расчетного метода, а в других - нет. Поэтому не стоит провоцировать налоговиков на его применение, ведь сумма налога, посчитанная расчетным путем, будет больше посчитанной в обычном порядке.


<1> подп. 7 п. 1 ст. 31 НК РФ

<2> п. 1 ст. 91, п. 1 ст. 92 НК РФ

<3> п. 3 ст. 91 НК РФ

<4> Приложение 3 к Приказу ФНС России от 06.03.2007 N ММ-3-06/106@

<5> Постановление ФАС ЗСО от 18.11.2008 N Ф04-6982/2008(15881-А75-27)

<6> Постановления ФАС ПО от 02.12.2010 N А55-7610/2010; ФАС ЦО от 30.09.2008 N А54-1011/2008С21; ФАС УО от 25.01.2010 N Ф09-11201/09-С3

<7> ч. 1 ст. 23.1, п. 5 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ

<8> ч. 1 ст. 19.4 КоАП РФ

<9> подп. 1 п. 1 ст. 31, пп. 6, 8, 9 ст. 88, абз. 2 п. 12 ст. 89, пп. 1, 5 ст. 93 НК РФ; Приложение N 5 к Приказу ФНС России от 31.05.2007 N MM-3-06/338@

<10> подп. 6 п. 1 ст. 23, п. 3 ст. 93 НК РФ

<11> п. 1 ст. 126 НК РФ

<12> пп. 6-9 ст. 88 НК РФ

<13> Постановления ФАС ЗСО от 21.03.2011 N А70-4978/2010; ФАС ВСО от 09.03.2010 N А58-5602/08, от 17.09.2008 N А19-4490/08-52-Ф02-4516/08

<14> п. 2 мотивировочной части Определения КС РФ от 05.07.2005 N 301-О

<15> Постановления ФАС СКО от 20.07.2011 N А32-45791/2009, от 26.10.2010 N А32-46149/2009; ФАС ВСО от 29.11.2007 N А19-293/07-45-Ф02-8950/07; ФАС ПО от 31.07.2007 N А72-529/07-12/4

<16> Постановления ФАС СКО от 26.10.2010 N А32-46149/2009; ФАС ВВО от 18.08.2010 N А29- 9675/2009

<17> п. 7 ст. 166 НК РФ

<18> Постановление ФАС ВВО от 07.11.2008 N А82-9757/2007-28

<19> Постановление ФАС ПО от 28.02.2008 N А12-9458/07

<20> Постановление ФАС ЗСО от 25.06.2009 N Ф04-3685/2009(9209-А45-46)

<21> п. 4 ч. 1 ст. 29 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах..."

<22> подп. 7 п. 1 ст. 31 НК РФ

<23> Постановления Девятого ААС от 27.07.2009 N А40-21509/08-98-65; ФАС ЗСО от 15.04.2010 N А27-10595/2009

<24> Постановления ФАС ВВО от 24.03.2011 N А82-4743/2009, от 16.03.2011 N А43-34804/2009

<25> Постановление ФАС СЗО от 11.02.2009 N А56-2917/2008

<26> Постановление ФАС УО от 26.04.2011 N Ф09-2207/11-С3

<27> Постановление ФАС ПО от 02.10.2008 N А55-18837/2007-3

<28> Постановление ФАС ПО от 08.05.2007 N А49-7268/06-2А/11

<29> Постановление ФАС СЗО от 07.06.2007 N А44-3127/2006-9

<30> Постановления ФАС ВСО от 29.11.2007 N А19-293/07-45-Ф02-8950/07; ФАС СЗО от 07.06.2007 N А44-3127/2006-9

<31> Постановления ФАС ПО от 08.05.2007 N А49-7268/06-2А/11; ФАС МО от 07.05.2010 N КА-А41/1896- 10

<32> Постановление ФАС СКО от 30.03.2010 N А32-15315/2009

<33> Постановление Президиума ВАС РФ от 25.05.2004 N 668/04

<34> Постановления Президиума ВАС РФ от 19.07.2011 N 1621/11; ФАС ЗСО от 24.09.2007 N Ф04- 6486/2007(38351-А45-40); ФАС ДВО от 26.11.2008 N Ф03-5189/2008

<35> Постановления Президиума ВАС РФ от 09.11.2010 N 6961/10, от 30.10.2007 N 8686/07; подп. 7 п. 1 ст. 31, п. 7 ст. 166 НК РФ

<36> Постановления ФАС СЗО от 07.02.2011 N А56-13885/2010; ФАС ПО от 14.12.2010 N А55-1057/2010

<37> Постановление ФАС ВВО от 18.08.2010 N А29-9675/2009

<38> Постановление Тринадцатого ААС от 03.07.2008 N А42-3065/2006; Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 11.05.2005 N А71-609/04-А19

Впервые опубликовано в журнале "Главная книга" 2011, N 18

О ПОСЛЕДСТВИЯХ ДИСКВАЛИФИКАЦИИ РУКОВОДИТЕЛЯ

Аипкин С.М.

Вопрос. Что будет, если нашего руководителя дисквалифицируют?

С. А.: Как только судебное постановление о дисквалификации вступит в силу, руководитель не сможет больше управлять организацией <1>.

А вступит оно в силу лишь тогда, когда истечет срок на обжалование <2>.

Вопрос. И сколько у руководителя времени, чтобы обжаловать такое постановление?

С. А.: Как обычно, 10 дней со дня получения копии постановления <3>.

Если жалоба не будет удовлетворена, постановление о дисквалификации вступит в силу в день вынесения решения по ней судом субъекта РФ <4>.

Отсюда следует, что при подаче жалобы постановление вступит в силу не через 10 дней, а гораздо позднее. Поэтому руководитель организации до этого времени не будет являться дисквалифицированным лицом.

Вопрос. То есть все это время он может управлять организацией, например выписывать доверенности, подписывать договоры, платежки, отчетность?

С. А.: Совершенно верно. Но эту отсрочку надо использовать не для того, чтобы еще что-нибудь нарушить, а для урегулирования всех вопросов, связанных с возможной дисквалификацией, дабы не оставить организацию обезглавленной, если жалобу не удовлетворят <5>.

Ведь трудовой договор с руководителем организации при его дисквалификации будет считаться прекращенным. И придется как минимум искать человека, подходящего на должность руководителя.

Вопрос. Разве трудовой договор с дисквалифицированным руководителем прекращается не по его заявлению?

С. А.: Нет, при дисквалификации руководителя для прекращения трудового договора не нужно волеизъявления работника или работодателя. Трудовой договор прекращается на дату вступления в силу постановления о дисквалификации <6>. И дисквалифицированный руководитель не может рассчитывать на особые компенсации <7>. Вы должны ему только заработную плату и компенсацию за неиспользованный отпуск <8>.

Вопрос. А как в такой ситуации назначить нового руководителя организации?

С. А.: Как обычно. Для этого созывается общее собрание участников или совет директоров, если назначение руководителя в его компетенции <9>. Они назначают руководителя либо передают его функции управляющей организации или предпринимателю. Председатель общего собрания участников или совета директоров подписывает трудовой договор с новым директором либо гражданско-правовой договор на управление обществом <10>.

Вопрос. И все?

С. А.: О новом руководителе надо сообщить в налоговый орган <11>. А чтобы исключить злоупотребления со стороны дисквалифицированного руководителя, желательно уведомить о новом назначении своих кредиторов и должников.

Вопрос. А что будет организации и директору, если он, несмотря на свою дисквалификацию, продолжит руководить организацией?

С. А.: Директору грозит штраф - 5000 рублей <12>. Прецеденты уже были <13>. А вот организацию могут оштрафовать на сумму до 100 000 рублей <12>.

Вопрос. Мой руководитель в сентябре 2011 года был дисквалифицирован на 2 года, но, учитывая то, что он единственный участник организации, он продолжил ею руководить. Допустим, через полгода после дисквалификации, в марте 2012 года, его оштрафуют. Когда прекратится его дисквалификация - в сентябре 2013 года или в марте 2014 года?

С. А.: В сентябре 2013 года, так как привлечение дисквалифицированного директора к ответственности за управление организацией <14> не является основанием для пересмотра вступившего в законную силу постановления о дисквалификации, в котором был указан ее срок <15>.


<1> ч. 1 ст. 32.11 КоАП РФ; абз. 3 п. 4 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 24.10.2006 N 115

<2> п. 1 ст. 31.1 КоАП РФ

<3> ч. 1 ст. 30.3, ч. 1 ст. 31.1 КоАП РФ

<4> п. 3 ст. 31.1 КоАП РФ

<5> ч. 2 ст. 32.11 КоАП РФ; п. 8 ст. 83 ТК РФ

<6> п. 10 ст. 77, п. 8 ст. 83 ТК РФ

<7> ст. 279 ТК РФ

<8> статьи 22, 291 ТК РФ

<9> подп. 4 п. 2 ст. 33 Федерального закона от 08.02.98 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью"; подп. 8 п. 1 ст. 48 Федерального закона от 26.12.95 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах"

<10> п. 1 ст. 40, п. 1 ст. 42 Федерального закона от 08.02.98 N 14-ФЗ; п. 3 ст. 69 Федерального закона от 26.12.95 N 208-ФЗ

<11> п. 1 ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"

<12> ч. 1 ст. 14.23 КоАП РФ

<13> Решение Арбитражного суда Свердловской области от 11.02.2011 N А60-44858/2010-С6

<14> ст. 14.23 КоАП РФ

<15> п. 6 ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ; ст. 376 ГПК РФ

Впервые опубликовано в издании "Главная книга. Конференц-зал" 2011, N 10

ОБ ОТМЕНЕ ТРУДОВОЙ КНИЖКИ

Рымкевич А.В.

Вопрос. Я не занимаюсь расчетом зарплаты и пособий, но мне интересно, каким образом без трудовых книжек отдел кадров и бухгалтерия будут рассчитывать стаж для оплаты больничного листа.

А. Р.: Для начала надо усвоить, что сразу все трудовые книжки не отменят ни сегодня, ни завтра, ни с 2012 года. Недавно замглавы Минздравсоцразвития России Александр Сафонов на встрече с журналистами сказал, что трудовая книжка полностью уйдет из обихода россиян лишь к 2025 году. Поэтому ясно, что при желании за это время можно и поменять законодательство, и технически оснастить госорганы, и наладить получение всей необходимой информации и обмен ею.

Сейчас же, действительно, основным документом, подтверждающим периоды работы для расчета страхового стажа при назначении пособия по нетрудоспособности, является трудовая книжка <1>.

Но, обратите внимание, основным документом, а не единственным. Ведь право на пособие по временной нетрудоспособности и размер этого пособия зависят не от трудового, а от страхового стажа работника. Напомню, страховой стаж - это период, когда человек работал и за него платились взносы на социальное страхование <2>. Но уже сейчас в Правилах подсчета и подтверждения страхового стажа предусмотрена альтернатива трудовым книжкам - это, в частности, письменные трудовые договоры, справки, выдаваемые работодателями, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы <3>. То же самое и с пособием по беременности и родам <4>. Так что отмена трудовых книжек сама по себе не повлечет неучет стажа или уменьшение пособия. Чиновники же обещают, что у работодателя вообще не будет необходимости собирать все эти документы: у фондов уже будет полная картина, платил работодатель за данного работника взносы или нет. И если платил, то этого достаточно для! назначения и выплаты пособия. Пока же, как известно, сведений о зарплате застрахованных лиц в территориальных органах ФСС РФ нет.

Вопрос. Я "проводила" на пенсию многих работников и знаю, что трудовую книжку требуют у всех.

А. Р.: Действительно, это так. Хотя мы знаем, что если работодатель добросовестно исполнял возложенные на него обязанности, то в отношении выходящего на пенсию ПФР уже имеет все сведения, необходимые для назначения пенсии. Работнику такой организации, имеющему страховое свидетельство более 5 лет, для назначения трудовой пенсии по старости по общим правилам в орган ПФР необходимо представить только заявление о назначении трудовой пенсии, паспорт и страховое свидетельство <5>.

Все остальные сведения должны быть в личном счете застрахованного лица. Чем же работники отделений ПФР объясняют необходимость представления трудовой книжки?

Причина в том, что сейчас на обычную трудовую пенсию выходят люди, родившиеся в 50-х. Работать они начали еще в СССР, и у них большой период работы приходится на время, когда был важен именно трудовой стаж. В идеале каждый работодатель на каждого работника, начавшего трудиться до 2002 года, должен был представить в ПФР форму СЗВ-К <6> по состоянию на 01.01.2002. Это делалось с целью конвертации, преобразования пенсионных прав, приобретенных до 2002 года, в сумму, исходя из которой считается нынешняя пенсия. Но, естественно, кто-то на кого-то что-то не представил. И дабы не нарушить права пенсионера, все посчитать правильно и по максимуму, органы ПФР для подстраховки просят трудовую книжку у всех. Сотрудники ПФР зачастую наскребают по крохам страховой стаж новоиспеченным пенсионерам. Тем не менее уже сейчас, если человек, работавший в проблемных организациях, не хочет представлять трудовую книжку или не может этого сделать, пенсию ему все равно назначат, вопрос - как! ую. Поэтому и тут в связи с отменой трудовых книжек революции не произойдет.

Что же касается работающих сейчас молодых людей, то на них данные персонифицированного учета так или иначе, но все-таки накапливаются. И чиновники нас заверяют в том, что к моменту тотальной отмены трудовых книжек со страховым стажем все и у всех уже будет очевидно.

Вопрос. А меня беспокоит совсем другое. Не будут ли работники чаще обманывать работодателей? Все-таки трудовая книжка внушает больше доверия, чем резюме, трудовые договоры и рекомендации...

А. Р.: Конечно, трудовая книжка - это основной документ о трудовой деятельности и трудовом стаже работника <7>. Но она не является подтверждением квалификации работника. Согласитесь, не бывает такого, что квалификация работника не важна, а важна сама по себе трудовая деятельность или стаж. Когда работодатель пишет в вакансии: "Требуется бухгалтер, опыт работы от 3 лет" - его интересует, прежде всего, опыт работы. Подразумевается, что за это время человек мог приобрести необходимые для этой работы знания. А трудовая книжка подтвердит лишь стаж. Но вполне возможно, что, числясь бухгалтером, человек за 3 года так ничему и не научился.

Я думаю, что если работодатель верит лишь трудовой книжке и не проверяет нового сотрудника иными способами, то он как раз напрашивается на то, чтобы его обманули. Портфолио, дипломы, сертификаты - это документы, которые подтверждают квалификацию. Собеседование, тестирование, испытательный срок <8> - это законные способы проверить квалификацию, компетентность работника.

Работодатели, которые нанимают западных квалифицированных работников или россиян, проработавших долгое время за рубежом, уже давно поняли, что трудовые книжки - это пережиток советского прошлого. В них нет необходимости.

Вопрос. Получается, что вместо трудовых книжек организациям придется хранить трудовые договоры, подтверждающие период работы?

А. Р.: Работодателей и сейчас обязывают хранить трудовые договоры в течение 75 лет <9>. Так что и здесь отмена трудовой книжки не повлечет дополнительных проблем.

Вопрос. Зато трудовые книжки можно было использовать для полюбовного расставания с работником: не хочешь, чтобы уволили "по статье", пиши заявление.

А. Р.: Трудовая книжка - неплохое средство манипуляции работником. Но думаю, что выдать работнику рекомендательное письмо с наилучшим отзывом о проделанной работе в обмен на его добровольный уход из организации - средство не хуже.

Вопрос. А у меня работники постоянно просят заверить копии трудовых книжек для получения кредитов в банках. И в заявлении на получение загранпаспорта указываются сведения из трудовой...

А. Р.: Ну, во-первых, это точно не проблема бухгалтерии, а во-вторых, думаю, банки легко найдут иные способы проверить трудоустроенность своих потенциальных клиентов, тем более что для банков гораздо важнее платежеспособность. Кстати, даже сейчас трудовая книжка - лишь один из множества документов, которые можно представить для получения кредита. Что же касается заявления о выдаче загранпаспорта, то по большому счету загранпаспорт - это такой же пережиток советского прошлого, как и трудовая книжка. Граждане большинства цивилизованных государств ездят за рубеж по общегражданскому, а не какому-то специальному паспорту. Поговаривали, что в перспективе Россия сможет отказаться и от внутренних паспортов, им на смену могут прийти пластиковые карточки с единым номером социального страхования.

Да и вообще, если человек не занимается ничем государственно важным и секретным, его трудовая деятельность никак не связана с правом ездить за границу. Пока в заявление на загранпаспорт работнику действительно требуется переписать из трудовой книжки сведения о трудовой деятельности за последние 10 лет <10>. А от кадровика миграционная служба требует сверить эти сведения с паспортом и трудовой книжкой. По ним и проверяют, не трудился ли человек в таком месте, где регламентом ограничивается возможность выезда за границу. Возможно, с отменой трудовых книжек это требование просто исчезнет из регламента. Не придется даже править Закон о порядке выезда и въезда <11>. А может быть, органы ФМС найдут другие способы проверять информацию об ограничениях на выезд.

Вопрос. Я так поняла, вы поддерживаете отмену трудовых книжек?

А. Р.: Скорее да, чем нет. Их отменят, и никто этого не заметит, потому что по большому счету они не очень-то и важны. Это при советской власти трудовая книжка была удостоверением личности - кто не работал, тот не ел. Сейчас же сами по себе они никаких прав и преимуществ людям не дают.

Если вместе с отменой трудовых книжек у нас появится обещанная чиновниками единая актуальная информационная база по всем работникам и по всем социальным платежам - это плюс. Но если эта система не будет надежной - это минус.

Если объем работы кадровиков и бухгалтеров сократится, поскольку больше не нужно будет заполнять трудовые книжки, обеспечивать их надежную охрану и вести книгу учета движения трудовых книжек и приходно-расходную книгу по учету бланков трудовых книжек <12> - это тоже плюс.

Другое дело, что, скорее всего, одной отменой трудовых книжек дело не ограничится. Не секрет, что крупные промышленники и предприниматели радеют за упрощение процедуры увольнения и повсеместное введение срочных трудовых договоров. Но такие существенные и непопулярные поправки у нас обычно появляются в законопроектах "под шумок", в третьем чтении. А чтобы отвлечь общественность, подбрасываются такие вот идеи а-ля отмена трудовых книжек.


<1> ч. 5 ст. 13 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Закон N 255-ФЗ); п. 8 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 06.02.2007 N 91 (далее - Правила N 91)

<2> ст. 3 Федерального закона от 16.07.99 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования"

<3> п. 8 Правил N 91

<4> ч. 5 ст. 13 Закона N 255-ФЗ

<5> ст. 7 Федерального закона от 01.04.96 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования"; ст. 13 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"; пп. 2, 11 Правил обращения за пенсией.., утв. Постановлением Минтруда России N 17, ПФР N 19пб от 27.02.2002

<6> утв. Постановлением Правления ПФР от 21.10.2002 N 122п

<7> ст. 66 ТК РФ

<8> ст. 70 ТК РФ

<9> ст. 657 Перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения, утв. Приказом Минкультуры России от 25.08.2010 N 558

<10> ст. 8 Федерального закона от 15.08.96 N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию"; п. 37 Административного регламента, утв. Приказом ФМС России от 03.02.2010 N 26; приложение N 1 к Административному регламенту

<11> Федеральный закон от 15.08.96 N 114-ФЗ

<12> п. 40 Правил ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, утв. Постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 N 225

Впервые опубликовано в издании "Главная книга. Конференц-зал" 2011, N 10

ОБ ОСОБЕННОСТЯХ НАЛОГОВЫХ ПРОВЕРОК ОП

Краснопеева А.Н.

Вопрос. Людмила Петровна ничего не сказала о том, как налоговики могут проверить обособленные подразделения организации. Не могли бы вы рассказать об этом?

А. К.: Конечно, давайте разберемся. И начнем, пожалуй, с камеральных проверок. Сразу оговорюсь, камеральная проверка ОП может быть проведена только по тем налогам, отчетность по которым сдается по месту нахождения этого ОП <1>. То есть налоговый орган может камерально проверить ОП:

- по налогу на прибыль <2>. Впрочем, ОП сдают всего два листа декларации, один из которых титульный, так что налоговый инспектор вряд ли сможет что-то найти в такой декларации;

- налогу на имущество <3>;

- транспортному налогу <4>;

- земельному налогу <5>;

- ЕНВД, если в регионе, где находится ваше ОП, его деятельность подпадает под этот спецрежим <6>.

Срок на проверку представленной ОП декларации такой же, как если бы отчетность представил головной офис, - 3 месяца со дня ее подачи <7>.

К счастью для бухгалтеров, теперь не так много случаев, когда налоговый орган может потребовать от ОП документы в рамках камеральной проверки. Вот они <8>:

- в декларации заявлены налоговые льготы - могут затребовать документы, подтверждающие право на льготу <9>;

- представлена декларация по земельному налогу - документы, являющиеся основанием для исчисления и уплаты налога <10>;

- выявлены ошибки в декларации или противоречия между сведениями, содержащимися в документах, касающихся вашей деятельности, - инспектор потребует пояснений <11>.

Вопрос. Так, с камеральными проверками вроде все понятно, а что в отношении выездных? Там есть какие-нибудь особенности?

А. К.: Выездные проверки ОП бывают двух типов:

- самостоятельная проверка филиала или представительства, а не любого ОП <12>;

- проверка любого ОП в рамках проверки организации <13>.

Проверки первого типа проводят сотрудники ИФНС по месту нахождения ОП <14>. Проверить могут только <15>:

- налог на имущество;

- транспортный налог;

- земельный налог.

Все федеральные налоги, включая ЕНВД <16>, в рамках самостоятельной проверки филиалов или представительств налоговики проверять не вправе <17>. Даже тогда, когда федеральный налог в какой- то части зачисляется в региональный или местный бюджет <18>.

Вопрос. Понятно. А есть ли какие-то ограничения по количеству проверок?

А. К.: Да, конечно. Во-первых, самостоятельная проверка филиала или представительства не может продолжаться дольше месяца <19>. Впрочем, если налоговики незначительно нарушат этот срок, то это не значит, что суд отменит доначисления по итогам проверки <20>. Более того, ничто не мешает налоговикам приостанавливать такую проверку <21>.

Во-вторых, возможна только одна проверка по одним и тем же налогам за один и тот же период и не может быть более двух проверок в течение года <19>. Из этого правила есть исключение - если проверку затеял вышестоящий налоговый орган в порядке контроля за деятельностью ранее проверявшей ОП инспекции <22>.

Вопрос. А как я узнаю, что налоговики придут в мой филиал с самостоятельной выездной проверкой?

А. К.: Очень просто. Вы получите решение о проведении выездной проверки филиала <23>. Одновременно или чуть позже вам вручат требование о представлении документов <24>.

Вопрос. Документы по итогам проверки тоже руководителю филиала отдадут?

А. К.: И справку о проверке <24>, и акт проверки <23>, и решение по ней <25> могут вручать руководителю ОП, только если у него есть доверенность на получение этих документов <26>. В противном случае бумаги должны быть переданы в головной офис организации. То же самое касается и документов по камеральной проверке.

И помните, что решение о взыскании налога, пеней и санкций должно быть вынесено только в отношении самой организации. Ведь несмотря на то, что проверяли филиал, за все его огрехи в ответе налогоплательщик, то есть организация <27>.

Вопрос. А есть какие-то тонкости в проверке ОП в рамках проверки организации?

А. К.: Да, в общем-то, ничего особенного. О проверке вы узнаете от головного офиса, так как решение о ее проведении получит именно он. А проверяют ОП, как правило, местные инспекторы. Поэтому требование о представлении документов, касающихся ОП, налоговики могут направить как самой организации, так и ОП <28>.

А вот все документы по результатам проверки налоговики будут направлять по месту нахождения самой организации.


<1> п. 1 ст. 88 НК РФ

<2> п. 1 ст. 289 НК РФ

<3> п. 1 ст. 386 НК РФ

<4> п. 1 ст. 363.1 НК РФ

<5> п. 1 ст. 398 НК РФ

<6> п. 2 ст. 346.28, п. 3 ст. 346.32 НК РФ

<7> п. 2 ст. 88 НК РФ

<8> подп. 1 п. 1 ст. 31, п. 7 ст. 88, п. 1 ст. 93 НК РФ

<9> п. 6 ст. 88 НК РФ

<10> п. 9 ст. 88 НК РФ

<11> п. 3 ст. 88 НК РФ

<12> п. 7 ст. 89 НК РФ; Письма Минфина России от 28.03.2011 N 03-02-08/32, от 31.07.2008 N 03-02-07/1-327; Постановление Тринадцатого ААС от 04.03.2009 N А21-5116/2008

<13> п. 6 ст. 89 НК РФ; подп. 4 п. 3 Оснований и порядка продления срока проведения выездной налоговой проверки, утв. Приказом ФНС России от 25.12.2006 N САЭ-3-06/892@

<14> пп. 2, 7 ст. 89 НК РФ

<15> п. 7 ст. 89, статьи 14, 15 НК РФ

<16> ст. 13 НК РФ

<17> Письмо Минфина России от 28.03.2011 N 03-02-08/32

<18> Постановления ФАС МО от 21.12.2010 N КА-А40/15977-10; ФАС СЗО от 27.04.2009 N А56-27517/2008

<19> п. 7 ст. 89 НК РФ

<20> Постановления ФАС УО от 27.05.2008 N Ф09-3779/08-С3; ФАС ЗСО от 26.05.2008 N Ф04-3206/2008(5461-А27-15)

<21> пп. 7, 9 ст. 89 НК РФ

<22> п. 10 ст. 89 НК РФ

<23> форма утверждена Приказом ФНС России от 25.12.2006 N САЭ-3-06/892@

<24> форма утверждена Приказом ФНС России от 31.05.2007 N ММ-3-06/338@

<25> формы утверждены Приказом ФНС России от 31.05.2007 N ММ-3-06/338@

<26> ст. 29, п. 15 ст. 89, п. 5 ст. 100, п. 9 ст. 101 НК РФ

<27> п. 2 ст. 11, п. 1 ст. 107 НК РФ; Постановление Президиума ВАС РФ от 03.04.2007 N 13617/05

<28> п. 1 ст. 93 НК РФ; Письмо Минфина России от 28.07.2009 N 03-02-07/1-389; форма утверждена Приказом ФНС России от 31.05.2007 N ММ-3-06/338@

Впервые опубликовано в издании "Главная книга. Конференц-зал" 2011, N 10

О ПЕНЕ ЗА НЕУПЛАТУ НДФЛ ПО МЕСТУ НАХОЖДЕНИЯ ОП В ТОМ ЖЕ РЕГИОНЕ

Кононенко А.В.

Будет ли начисляться пеня, если налог с дохода работников ОП перечислен по месту нахождения головного подразделения, расположенного в том же регионе?

ДА НЕТ

Организации, имеющие ОП, обязаны перечислять НДФЛ по месту нахождения ОП с доходов работников этих подразделений <1>.

Пеня - денежная сумма, которую налоговый агент должен заплатить при перечислении налога в срок, более поздний по сравнению с установленным НК РФ <2>.

Если организация встала на налоговый учет по месту нахождения своих ОП, НДФЛ нужно перечислять по местонахождению каждого ОП <3>.

Каждое муниципальное образование имеет свой бюджет <4>.

Доходы местных бюджетов формируются и за счет НДФЛ. НДФЛ должен зачисляться напрямую по установленным нормативам в бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты <5>.

Несоблюдение порядка перечисления НДФЛ не означает, что налог перечислен позднее установленного НК РФ срока.

НДФЛ - федеральный налог. Его межбюджетное распределение - обязанность Федерального казначейства, а не налогового агента <6>.

Если организация и ее ОП находятся в одном и том же субъекте РФ, то налог зачисляется в один и тот же бюджет и недоимки не будет <7>.

ПРАКТИКА ПРАКТИКА
ФАС Западно-Сибирского округа
  2 решения <8>
ФАС Московского округа
  2 решения <9>
ФАС Северо-Западного округа
  4 решения <10>
ФАС Уральского округа
от 22.12.2010 N Ф09-10219/10-С2  
Восьмой ААС
  от 06.05.2011 N А70-10656/2010
ИТОГО: 1 ИТОГО: 9

<1> пп. 1, 7 ст. 226 НК РФ

<2> пп. 1, 7 ст. 75 НК РФ

<3> Письмо Минфина России от 01.07.2010 N 03-04-06/8-138

<4> ст. 10 Бюджетного кодекса РФ

<5> статьи 56, 61-61.2 Бюджетного кодекса РФ

<6> п. 1 ст. 40 Бюджетного кодекса РФ

<7> Письмо ФНС России от 31.10.2005 N 04-1-02/844@

<8> см. Постановления от 13.05.2010 N А45-9320/2009, от 13.01.2009 N Ф04-7723/2008(17497-А45-29)

<9> см. Постановления от 19.05.2010 N КА-А40/4516-10, от 25.09.2009 N КА-А40/9821-09

<10> см. Постановления от 04.07.2011 N А05-5601/2010, от 14.03.2011 N А05-4762/2010, от 20.10.2010 N А66-15290/2009, от 18.06.2010 N А05-11655/2009

Впервые опубликовано в издании "Главная книга. Конференц-зал" 2011, N 10

О ПЕНЕ ЗА НЕУПЛАТУ НДФЛ ПО МЕСТУ НАХОЖДЕНИЯ ОП В ДРУГОМ РЕГИОНЕ

Кононенко А.В.

Будет ли начисляться пеня, если налог с дохода работников ОП перечислен по месту нахождения головного подразделения, расположенного в другом регионе?

ДА НЕТ

Организации, имеющие ОП, обязаны перечислять НДФЛ по месту нахождения ОП с доходов работников этих подразделений <1>.

Пеня - денежная сумма, которую налоговый агент должен заплатить при перечислении налога в срок, более поздний по сравнению с установленным НК РФ <2>.

Перечисление НДФЛ, удержанного с доходов работников ОП, не по месту его нахождения является ненадлежащим исполнением обязанности налогового агента <3>.

Переплата НДФЛ в бюджет субъекта РФ по месту нахождения организации не может компенсировать бюджетные потери субъекта РФ, в котором находится ОП.

Несоблюдение порядка перечисления НДФЛ не означает, что налог перечислен позднее установленного НК РФ срока.

НДФЛ - федеральный налог. Его межбюджетное распределение - обязанность Федерального казначейства, а не налогового агента <4>.

ПРАКТИКА ПРАКТИКА
ФАС Западно-Сибирского округа
  от 23.06.2010 N А27-14315/2009
ФАС Московского округа
  от 19.05.2010 N КА-А40/4516-10
ФАС Северо-Западного округа
3 решения <5> 3 решения <6>
ФАС Центрального округа
от 13.02.2009 N А64-2317/08-26  
ИТОГО: 4 ИТОГО: 5

<1> пп. 1, 7 ст. 226 НК РФ

<2> пп. 1, 7 ст. 75 НК РФ

<3> п. 7 ст. 226 НК РФ

<4> п. 1 ст. 40 Бюджетного кодекса РФ

<5> см. Постановления от 15.08.2011 N А05-12704/2010, от 03.12.2010 N А05-3474/2010, от 02.11.2010 N А56-11197/2010

<6> см. Постановления от 31.03.2011 N А56-94715/2009, от 04.03.2011 N А56-43014/2010, от 09.06.2009 N А56-48706/2007

Впервые опубликовано в издании "Главная книга. Конференц-зал" 2011, N 10



Все права защищены © 2011 ЗАО "Консультант Плюс"
тел. +7(495)956-8283, +7(495)787-9292
mailto:contact@consultant.ru
http://www.consultant.ru/

Информация предоставлена компанией "Консультант Плюс", являющейся разработчиком одноименных справочных правовых систем. Общероссийская Сеть распространения правовой информации КонсультантПлюс объединяет 300 региональных информационных центров, которые занимаются поставкой систем и передачей информации пользователям в 150 городах России. На специализированном правовом сервере: www.consultant.ru можно получить бесплатный доступ к большому массиву актуальной справочной правовой информации, а также узнать подробнее о программных продуктах и услугах Сети КонсультантПлюс, о ее структуре и деятельности, скачать демонстрационные версии профессиональных систем.

Выпуски за другие дни


В избранное