Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

КонсультантПлюс: по cтраницам "Главной книги" Выпуск от 16.09.2011


"КонсультантПлюс: по cтраницам "Главной книги""

КонсультантПлюс По страницам журнала "Главная книга"
Выпуск от 16.09.2011

Обзоры законодательства | Интернет-версия КонсультантПлюс | Финансовые консультации | Подписаться

Содержание

С НОВОГО ГОДА ТРАНСФЕРТНЫЕ ЦЕНЫ БУДУТ КОНТРОЛИРОВАТЬ ПО-НОВОМУ

Шаронова Е.А.

18 июля

Федеральный закон от 18.07.2011 N 227-ФЗ (далее - Закон N 227-ФЗ)

Эти поправки в НК РФ посвящены контролю за ценами, применяемыми налогоплательщиками в целях налогообложения. Закон достаточно объемный, но он вступит в силу с 2012 г., так что время познакомиться с ним поближе еще будет. А пока обратим внимание на наиболее важные моменты.

1. Значительно расширяется список оснований, по которым лица в целях налогообложения признаются взаимозависимыми. Если сейчас в НК таких оснований всего три <1>, то с нового года их будет 11 <2>. Взаимозависимыми лицами будут признаваться, например, организации, у которых один и тот же директор <3>. Зато вырастет доля участия одной организации в другой, при которой они будут признаваться взаимозависимыми, - она должна составлять более 25% <4>. Сейчас для этого достаточно и доли более 20% <5>. Кстати, за судом по-прежнему оставили право признавать лиц взаимозависимыми по другим основаниям <6>.

2. Из числа контролируемых сделок будут исключены товарообменные (бартерные) операции и сделки с 20%-м отклонением от обычного уровня цен, применяемых налогоплательщиком <7>.

3. С нового года будет четыре вида контролируемых сделок <8>:

- сделки между взаимозависимыми лицами;

- сделки по перепродаже товаров (работ, услуг) между взаимозависимыми лицами через посредников, которые:

- не выполняют в этой совокупности сделок никаких дополнительных функций, за исключением организации перепродажи товаров (работ, услуг);

- не принимают на себя никаких рисков и не используют никаких активов для организации перепродажи товаров (работ, услуг);

- внешнеторговые сделки, объект которых - нефть и нефтепродукты, черные металлы, цветные металлы, минеральные удобрения, драгоценные металлы и драгоценные камни;

- сделки, одной из сторон которых является лицо, местом регистрации (местом жительства либо местом налогового резидентства) которого является государство (территория), включенное в перечень офшорных зон, утвержденный Минфином России <9>.

4. Сделки между взаимозависимыми "россиянами" налоговики будут контролировать, если:

<или> сумма доходов по сделкам между взаимозависимыми лицами за календарный год превысит: 3 млрд руб. за 2012 г., 2 млрд руб. за 2013 г., 1 млрд руб. с 2014 г. <10>;

<или> одна из взаимозависимых сторон сделки применяет ЕСХН или уплачивает ЕНВД (сделка заключена в рамках "вмененной" деятельности) и сумма доходов по таким сделкам за календарный год превысит 100 млн руб. Эта норма будет применяться с 01.01.2014. Но если сделки между такими взаимозависимыми лицами будут заключаться через посредников, то они будут контролироваться уже с 01.01.2012 <11>;

<или> одна из сторон сделки - плательщик НДПИ, объект сделки - добытое полезное ископаемое, облагаемое по ставке, установленной в процентах, и сумма доходов по таким сделкам за календарный год превысит 60 млн руб. <12>;

<или> хотя бы одна из сторон сделки освобождена от обязанностей плательщика налога на прибыль (сейчас это участник проекта "Сколково") или применяет ставку 0% <13> и сумма доходов по таким сделкам за календарный год превысит 60 млн руб. <14>;

<или> хотя бы одна из сторон сделки - резидент особой экономической зоны, в которой установлены специальные льготы по налогу на прибыль, и сумма доходов по таким сделкам за календарный год превысит 60 млн руб. <15> Эта норма будет применяться с 01.01.2014 <16>;

<или> сумма доходов по сделкам в области внешней торговли товарами мировой биржевой торговли (нефть, нефтепродукты, черные и цветные металлы, минеральные удобрения, драгоценные металлы и камни), совершенным с одним лицом, за календарный год превысит 60 млн руб. <17>;

<или> сумма доходов по сделкам с одним лицом, зарегистрированным в офшорах, за календарный год превысит 60 млн руб. <18>

По заявлению ФНС суд может признать контролируемыми и другие сделки <19>.

По контролируемым сделкам налоговики будут проверять правильность исчисления только четырех налогов - налога на прибыль, НДФЛ, НДПИ и НДС <20>. Обнаруженная по итогам проверки недоимка может быть взыскана с организации (предпринимателя) только в судебном порядке <21>. Получается, что ЕСХН, ЕНВД и налог при УСНО по этому основанию доначислить нельзя.

Если инспекторы при проверке обнаружат, что по контролируемым сделкам цены не соответствуют рыночным, то <22>:

- по сделкам, доходы и расходы по которым будут признаны в 2012 - 2013 гг., организациям и предпринимателям никакие санкции не грозят;

- по сделкам, доходы и расходы по которым будут признаны в 2014 - 2016 гг., организациям и предпринимателям грозит штраф в размере 20% от неуплаченной суммы налога;

- по сделкам, доходы и расходы по которым будут признаны начиная с 2017 г., организациям и предпринимателям грозит штраф в размере 40% от неуплаченной суммы налога, но не менее 30 тыс. руб.

5. Организации по итогам года обязаны будут уведомлять налоговиков о контролируемых сделках <23>. За неуведомление организацию оштрафуют на 5000 руб. <24>

6. Проверки контролируемых сделок будут проводиться в специальном порядке (новый вид налоговых проверок) самой ФНС России <25>. По этим проверкам установлены свои сроки проведения, своя процедура составления акта и вынесения решения <26>. Так что с 2012 г. контроль соответствия цен, примененных в контролируемых сделках, рыночным ценам не может быть предметом выездных и камеральных проверок <27>.

7. Вводится такое понятие, как симметричные корректировки. То есть если ФНС доначислит исходя из рыночных цен, например, НДС и налог на прибыль одной стороне сделки, то другая сторона сделки может пересчитать налоги исходя из этой же цены в сторону уменьшения. Но сделать это можно будет только в том случае, если организация, которой доначислен налог, уплатила его в бюджет <28>.

8. Организации - крупнейшие налогоплательщики смогут обратиться в ФНС с заявлением о заключении соглашения о ценообразовании для целей налогообложения. В нем определяется порядок определения цен и методов ценообразования в контролируемых сделках <29>. Если организации будут соблюдать условия такого соглашения, то налоговики при проверке не вправе будут доначислить налоги, штрафы и пени в отношении контролируемых сделок <30>. Правда, за рассмотрение заявления о заключении такого соглашения придется заплатить внушительную госпошлину - 1,5 млн руб. <31>.

9. Все новшества будут применяться к тем сделкам, доходы и расходы по которым будут признаваться по правилам гл. 25 НК РФ после 01.01.2012. Причем даже в том случае, если договор заключен в этом году и ранее. А к сделкам, доходы и расходы по которым признаны до 31.12.2011, будут по-прежнему применяться положения статей 20 и 40 НК РФ <32>.


<1> п. 1 ст. 20 НК РФ

<2> п. 2 ст. 105.1 НК РФ

<3> подп. 8 п. 2 ст. 105.1 НК РФ

<4> подп. 1 п. 2 ст. 105.1 НК РФ

<5> подп. 1 п. 1 ст. 20 НК РФ

<6> п. 7 ст. 105.1, п. 2 ст. 20 НК РФ

<7> подп. 2, 4 п. 2 ст. 40, ст. 105.14 НК РФ

<8> пп. 1, 5 ст. 105.14 НК РФ

<9> утв. Приказом Минфина России от 13.11.2007 N 108н

<10> подп. 1 п. 2, п. 3 ст. 105.14 НК РФ; п. 3 ст. 4 Закона N 227-ФЗ

<11> подп. 3 п. 2, п. 3 ст. 105.14 НК РФ; п. 2 ст. 4 Закона N 227-ФЗ

<12> подп. 2 п. 2, п. 3 ст. 105.14 НК РФ; п. 2 ст. 4 Закона N 227-ФЗ

<13> п. 5.1 ст. 284 НК РФ

<14> подп. 4 п. 2, п. 3 ст. 105.14 НК РФ

<15> подп. 5 п. 2, п. 3 ст. 105.14 НК РФ

<16> п. 4 ст. 4 Закона N 227-ФЗ

<17> подп. 2 п. 1, п. 7 ст. 105.14 НК РФ

<18> подп. 3 п. 1, п. 7 ст. 105.14 НК РФ

<19> п. 10 ст. 105.14 НК РФ

<20> п. 4 ст. 105.3 НК РФ

<21> подп. 4 п. 2 ст. 45 НК РФ

<22> ст. 129.3 НК РФ; п. 9 ст. 4 Закона N 227-ФЗ

<23> п. 1 ст. 105.16 НК РФ

<24> ст. 129.4 НК РФ

<25> п. 2 ст. 4, п. 1 ст. 105.17 НК РФ; п. 1 Положения о Федеральной налоговой службе, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 N 506

<26> ст. 105.17 НК РФ

<27> п. 1 ст. 105.17 НК РФ

<28> пп. 1, 2 ст. 105.18 НК РФ

<29> статьи 105.19, 105.22 НК РФ

<30> п. 2 ст. 105.23 НК РФ

<31> п. 14 ст. 2 Закона N 227-ФЗ

<32> пп. 1, 5, 6 ст. 4 Закона N 227-ФЗ

Впервые опубликовано в журнале "Главная книга" 2011, N 16

СНИЖАЕМ НАЛОГОВЫЕ ШТРАФЫ

Федорцова Е.А.

Инспекция провела проверку и, разумеется, начислила штрафы. Как правило, суммы их немаленькие. Однако закон предусматривает условия, при которых штрафы можно снизить. А бывает и по-другому - штраф больше, чем вы ожидали, и уменьшить его не получится. Мы собрали вопросы читателей о таких случаях и готовы на них ответить.

Болезнь предпринимателя - повод снизить штраф

(?) Я - предприниматель. Снизит ли суд мне штраф за несвоевременную уплату налога, если я предъявлю справку, что на дату уплаты налога болел?

В.С. Муравьев, Орловская обл.

Ответ

Это вполне возможно. Суды по своему усмотрению могут посчитать любые обстоятельства смягчающими вину <1>. И нередко рассматривают болезнь в качестве тяжелого личного обстоятельства, особенно когда речь идет о хронических заболеваниях. Причем как самого предпринимателя, так и его близких родственников <2>.

На какую конкретно сумму следует снизить штраф, решает суд, но не меньше чем в два раза <3>.

Снизила ИФНС, может снизить и суд

(?) Нам, учтя смягчающие обстоятельства, налоговая уже снизила штраф. Можно ли еще его уменьшить или вообще отменить через суд?

П.В. Корнеев, г. Москва

Ответ

Суд может снизить штраф, если налоговый орган учел не все смягчающие обстоятельства <4>. Однако полностью штраф не отменят. Ведь даже когда закон нарушен по неосторожности, ответственность, пусть и минимальная, должна быть. Потому что цель наказания - предупреждение правонарушений.

Декларация без подписи? Штрафа можно избежать

(?) Мы отправили декларацию в инспекцию по почте, но в ней не было подписи директора: он в это время болел. Инспекция привлекла организацию к ответственности за непредставление декларации. Можно ли оспорить штраф? Или хотя бы снизить его из-за болезни руководителя?

И.А. Ларкина, г. Владимир

Ответ

Оспорить штраф в налоговой вряд ли удастся. Декларацию без подписи они считают поданной не по установленной форме <5>, а значит, не поданной вообще.

Но советуем вам после выздоровления руководителя продублировать отчетность. Если в "новой" отчетности будут те же показатели, суд может отменить штраф, согласившись с тем, что вы все подали вовремя и штрафовать вас не за что <6>. И обязательно заявите в суде о болезни руководителя. Напомним, суды по своему усмотрению определяют смягчающие обстоятельства. Поэтому, даже если избежать штрафа не удастся, его можно будет уменьшить.

Опоздали с двумя разными декларациями - второй штраф в двойном размере

(?) В прошлом квартале мы опоздали со сдачей декларации по НДС. Тогда нас оштрафовали. В этот раз мы несвоевременно сдали декларацию по налогу на прибыль. ИФНС увеличила штраф вдвое и объяснила это тем, что у нас повторное аналогичное правонарушение. А в этом случае штраф увеличивается. Но ведь у нас декларации по разным налогам! Правы ли налоговики?

А.А. Уткина, Московская обл.

Ответ

К сожалению, да. Если вы совершили аналогичное правонарушение в течение 12 месяцев с момента вступления в силу решения о первом штрафе, это отягчающее обстоятельство <7>. А значит, штраф увеличивается в два раза <8>.

То, что декларации были по разным налогам, не имеет значения. Важно, что штраф - по одной и той же статье <9>, в вашем случае - по ст. 119 НК РФ.

ИФНС штраф увеличила, но суд может уменьшить

(?) Инспекция наложила на нашу организацию увеличенный штраф в связи с отягчающими обстоятельствами. Может ли суд штраф снизить, если, кроме отягчающих, есть и смягчающие обстоятельства?

Е.В. Ломкова, г. Тверь

Ответ

Да, может. И смягчающие, и отягчающие обстоятельства устанавливаются сначала налоговой, потом судом <10>.

И хотя налоговики полагают, что если есть отягчающие обстоятельства, то смягчающие в расчет не принимаются, суды считают иначе и часто уменьшают "двойные" штрафы <11>.

Один штраф снижаем дважды

(?) Инспекция привлекла нашу организацию к ответственности, но в суде нам удалось снизить штраф - были смягчающие обстоятельства. Налоговая выставила нам требование, а потом почему-то надолго замолчала. А теперь собирается требовать с нас уплаты штрафа через суд, поскольку пропустила срок по списанию штрафа с нашего счета. Снизит ли суд штраф еще раз уже при рассмотрении иска налоговой о взыскании штрафа, если заявить о смягчающих обстоятельствах?

О.И. Галахов, Липецкая обл.

Ответ

ВАС РФ считает, что суд должен заново оценить все смягчающие обстоятельства <9>.

Хотя если вы заявляете те же обстоятельства, на которые ссылались ранее, суд, вероятнее всего, штраф не пересмотрит. Но может его и изменить, причем в любую сторону.

О новых же смягчающих обстоятельствах заявлять однозначно нужно. Это повышает ваши шансы уменьшить штраф.


<1> п. 1 ст. 112 НК РФ

<2> Постановления ФАС ДВО от 16.09.2010 N Ф03-6398/2010, от 23.11.2009 N Ф03-6245/2009; ФАС ЗСО от 23.07.2008 N Ф04-3828/2008(7106-А81-14); ФАС ЦО от 22.09.2008 N А54-5315/2007

<3> п. 3 ст. 114 НК РФ; п. 19 Постановления Пленума Верховного суда РФ N 41, Пленума ВАС РФ N 9 от 11.06.99

<4> п. 4 ст. 112 НК РФ; Постановления ФАС ВСО от 17.11.2010 N А33-3528/2010; ФАС ДВО от 10.08.2009 N Ф03-3867/2009; ФАС СКО от 15.09.2008 N Ф08-5493/2008; ФАС ЦО от 26.04.2011 N А35- 9003/2010, от 17.06.2010 N А48-6275/2009

<5> п. 5 ст. 80 НК РФ

<6> Постановление ФАС МО от 09.12.2009 N КА-А40/13367-09

<7> пп. 2, 3 ст. 112 НК РФ

<8> п. 4 ст. 114 НК РФ

<9> Постановление Президиума ВАС РФ от 09.12.2008 N 9141/08

<10> п. 4 ст. 112, ст. 138 НК РФ

<11> Постановления ФАС ВВО от 05.03.2010 N А82-9056/2009; ФАС УО от 02.12.2010 N Ф09-9999/10- С3; ФАС ДВО от 22.06.2009 N Ф03-2296/2009; ФАС МО от 26.08.2009 N КА-А40/8480-09; ФАС ЗСО от 20.11.2008 N Ф04-7069/2008(16117-А81-43), N Ф04-7069/2008(16037-А81-43); ФАС СКО от 19.02.2010 N А32-1066/2009-70/18

Впервые опубликовано в журнале "Главная книга" 2011, N 16

ПОДАЧА ЗАЯВЛЕНИЯ О ЗАЧЕТЕ В ПОСЛЕДНИЙ ДЕНЬ УПЛАТЫ НАЛОГА ОБЕРНЕТСЯ ПЕНЯМИ

Шаронова Е.А.

25 июля

Письмо Минфина России от 25.07.2011 N 03-02-07/1-260

Минфин разъяснил, что если заявление о зачете переплаты в счет будущих платежей по налогу подано в последний день уплаты этого налога, то начисление пеней до момента принятия инспекцией решения о зачете правомерно.

В рассматриваемой ситуации организация хотела зачесть переплату по налогу на прибыль в счет уплаты НДС. Заявление о зачете она направила в ИФНС в крайний срок уплаты НДС - 20.01.2011 <1>, так как только в этот день узнала точную сумму НДС, подлежащую уплате в бюджет. Инспекция приняла решение о зачете 31.01.2011 и за период с 21.01.2011 по 31.01.2011 начислила организации пени.

Финансовое ведомство указало, что налоговики все сделали правильно, поскольку:

- во-первых, при отсутствии у организации недоимки по налогам ИФНС не вправе самостоятельно (без заявления налогоплательщика) проводить зачет сумм излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей по этому или иным налогам <2>. А в данном случае недоимка по НДС возникла 21.01.2011, то есть уже после того, как организация подала заявление о зачете;

- во-вторых, обязанность организации по уплате налога считается исполненной со дня вынесения инспекцией решения о зачете <3>. А инспекция уложилась в отведенный Налоговым кодексом срок для вынесения такого решения - 10 рабочих дней со дня получения заявления от организации <4>.

Следовательно, пени, начисленные за период со дня возникновения недоимки (21.01.2011) по день вынесения решения о зачете (31.01.2011), пересчету не подлежат <5>.

Кстати, аналогичную точку зрения финансовое ведомство уже высказывало ранее <6>.

Конечно, при желании эту позицию можно оспорить в суде. Тем более что суды на стороне налогоплательщиков. Они указывают, что начисление пеней производится с целью возмещения потерь бюджета в результате несвоевременной уплаты сумм налога. А когда налог уже находится в бюджете (а в нашей ситуации в бюджете находится переплата), никаких потерь нет. Поэтому и пени начислять не на что <7>.

Мало кому хочется тратить время на судебные тяжбы. Поэтому лучше заявление о зачете подавать как минимум за 10 рабочих дней до крайнего срока уплаты налога.

В то же время имейте в виду, что если у вас есть переплата, которую вы хотите зачесть в счет уплаты платежей по этому же налогу, то заявление о зачете можно не писать. Ведь в ИФНС программа ведения карточек расчетов с бюджетом настроена таким образом, что она сама закрывает начисления переплатой, как только начисление налога проводится в карточке. И решение о зачете в этом случае инспекция не выносит.

Кроме того, инспекция может сама сделать зачет переплаты в счет недоимки по другому налогу, но только когда уже есть такая недоимка <8>. На принятие решения о зачете в этом случае тоже отводится 10 рабочих дней. Вот только отсчитываются они со дня обнаружения факта излишней уплаты налога либо со дня подписания с налогоплательщиком акта сверки. При этом сложно предугадать, когда инспекция обнаружит переплату по налогу и будет ли она сразу делать зачет или предложит провести сверку. Так что и в этом случае лучше самим писать заявление о зачете. Он будет сделан быстрее.


<1> п. 1 ст. 174 НК РФ

<2> пп. 4, 5 ст. 78 НК РФ

<3> подп. 4 п. 3 ст. 45 НК РФ

<4> п. 4 ст. 78, п. 6 ст. 6.1 НК РФ

<5> п. 2 ст. 57, п. 3 ст. 75 НК РФ

<6> Письмо Минфина России от 12.02.2010 N 03-02-07/1-62

<7> Постановления ФАС СЗО от 16.05.2011 N А42-4246/2010; ФАС ПО от 15.05.2008 N А57-14501/07- 17; ФАС УО от 16.10.2007 N Ф09-8023/07-С2

<8> п. 5 ст. 78 НК РФ

Впервые опубликовано в журнале "Главная книга" 2011, N 17

УЧЕТ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ У ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ НА ОБЩЕМ РЕЖИМЕ

Строкова Е.В.

Глава 23 Налогового кодекса, регулирующая порядок расчета предпринимателями НДФЛ, содержит крайне скудную информацию относительно того, какие доходы и расходы и в какой момент им признавать. Из-за этого у предпринимателей регулярно возникают разногласия с налоговиками на тему "правильно ли посчитана налоговая база". Мы рассмотрим некоторые вопросы наших читателей. Начнем с вопросов по ведению и заполнению Книги учета доходов и расходов, поскольку и с ней у бизнесменов тоже проблем хватает.

Самостоятельно разработанную Книгу учета надо согласовать с налоговиками

(?) У меня есть только выручка и расходы по аренде, зарплате и канцтоварам. И я решила оставить в Книге учета <1> только те таблицы, для заполнения которых у меня будут данные. Можно ли так сделать?

ИП Г.А. Спиридонова, г. Кострома

Ответ

Можно. Форма Книги учета, утвержденная Минфином <1>, - рекомендованная. Но собственную форму такой Книги вам придется согласовать с налоговиками <2>. Для этого направьте в ИФНС свою форму Книги учета с сопроводительным письмом.

Имейте в виду: каждый год вы заверяете Книгу учета в своей ИФНС (бумажную - до начала года, электронную - по окончании года) <3>. И в принципе, если вы до начала года принесете свою бумажную Книгу и налоговики ее заверят, то можно считать, что они одобрили ее форму. А вот заверение электронной Книги учета по итогам года не является ее согласованием с налоговиками.

Если форму Книги учета не согласовать, то ответственности не будет. Но налоговики могут посчитать, что эту Книгу вы не ведете.

За неведение Книги учета могут оштрафовать... аж на 200 руб.

(?) Налоговики потребовали у меня Книгу учета, а я ее не веду. Что мне грозит?

ИП Е.В. Пахомова, г. Подольск, Московская обл.

Ответ

Потребовать у вас Книгу учета могут при камеральной проверке (если налоговики выявили какие-либо несоответствия в вашей отчетности) или выездной проверке <4>. И та и другая проверки должны быть по НДФЛ <5>. Вам направят требование о представлении документов <6>. Если вы не представите Книгу в течение 10 рабочих дней со дня получения такого требования <7>, то вам грозит штраф 200 руб. <8>

Однако если Книгу учета вы не вели, то, по мнению некоторых судов, налогового штрафа быть не должно <9>. Советуем в такой ситуации в течение рабочего дня, следующего за днем получения требования, письменно уведомить свою инспекцию о невозможности представления Книги по причине ее неведения <7> со ссылкой на судебное решение <9>, которое мы привели.

Выручка - не единственный доход предпринимателя

(?) В конце 2011 г. мне на счет от арендатора поступит аванс за первое полугодие 2012 г. Надо ли будет учесть этот аванс в доходах 2011 г.?

ИП П.Г. Кожевников, г. Ростов-на-Дону

Ответ

Да, аванс за вычетом НДС <10> нужно учесть в доходах в момент его получения, то есть в 2011 г. <11>

С неденежных доходов тоже надо исчислить НДФЛ

(?) Мы с покупателем моего товара договорились, что за него он расплатится не деньгами, а отремонтирует мое складское помещение. Должен ли я в этом случае учитывать стоимость этого товара в доходах?

ИП В.Н. Зубов, г. Тверь

Ответ

Да, должны. Доход - это любая экономическая выгода в денежной или натуральной форме при условии, что эту выгоду можно оценить <12>. То есть кроме денежной выручки и авансов вам надо учитывать и неденежные доходы <13>. В вашем случае - продажную стоимость товара (ту, которую вы указали в накладной). Вместе с тем в расходах вы сможете показать стоимость ремонта помещения, которая будет равна стоимости отгруженных вами товаров.

При расчете налоговой базы по НДФЛ вам нужно признавать и другие неденежные доходы, например стоимость безвозмездно полученного имущества <14>, излишков товаров, выявленных при инвентаризации <15>.

Затраты текущего года можно учесть и в следующем году

(?) В этом году я продам только часть товара, который недавно получила и оплатила. Оставшаяся часть будет продана в 2012 г. Когда мне учесть в расходах стоимость этого товара: полностью в 2011 г. или частями - в 2011 г. и в 2012 г.?

ИП З.И. Богачева, г. Москва

Ответ

Глава 23 НК РФ по исчислению НДФЛ не регламентирует, как признавать расходы в виде покупной стоимости товаров. И не раскрывает, как же применять кассовый метод признания расходов в этом случае. В ГК, 2011, N 2, с. 67, мы подробно рассказывали, какие из-за этого возникают споры с налоговиками и как они решаются. Поэтому сейчас мы не будем все это повторять, а лишь скажем, что законодательство не запрещает учесть стоимость приобретенного товара в расходах как полностью в 2011 г., так и частями в 2011 г. и в 2012 г. <16>

Более того, Налоговый кодекс позволяет исправлять ошибки, допущенные при исчислении налоговой базы и не приведшие к занижению налога, в текущем периоде <17>. Но, правда, при условии, что прошло не более 3 лет с момента, когда допущена ошибка. А это означает, что расходы в виде покупной стоимости товаров, приобретенных в этом году, вы можете учесть или в 2011 г., или в 2012 г., или в 2013 - 2014 гг. Ведь вы банально могли забыть учесть их ранее.

Почему мы сейчас заговорили об этой норме? А вот почему. При выборе периода учета исходите из следующего. Если, включив всю стоимость товара в расходы 2011 г., по итогам года вы получите убыток, то этот убыток вы не сможете перенести на 2012 г. <18> То есть часть стоимости товара так никогда и не уменьшит налоговую базу по НДФЛ. Соответственно, НДФЛ за 2012 г. вам придется платить со всей выручки от реализации оставшейся части товара. Не исключено, что вам будет выгоднее признавать расход частями - по мере признания дохода от продажи этого товара.

Амортизируется то, что стоит более 40 тыс. руб.

(?) В минфиновском Порядке учета написано, что амортизируемое имущество - это имущество стоимостью свыше 10 тыс. руб., а в гл. 25 по налогу на прибыль Налогового кодекса - свыше 40 тыс. руб. На какую из этих сумм ориентироваться?

ИП Е.В. Аристова, г. Казань

Ответ

Ориентируйтесь на Налоговый кодекс РФ <19>. Ведь при исчислении НДФЛ состав расходов предпринимателя определяется в порядке, установленном гл. 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ <20>. То есть амортизировать надо имущество, сумма затрат на приобретение которого превысила 40 тыс. руб. <21>

Предприниматель вправе применить амортизационную премию

(?) Можно ли мне сразу списать на налоговые расходы 50% первоначальной стоимости имущества со сроком использования более 3 лет? Я слышала, что субъектам малого предпринимательства это разрешено.

ИП Е.И. Сафонова, г. Уфа

Ответ

Норма о списании 50% первоначальной стоимости имущества предусмотрена только для организаций и касается только бухгалтерского учета <22>.

Но вы можете единовременно учесть в расходах при вводе в эксплуатацию объекта амортизационную премию в размере <23>:

- 30% первоначальной стоимости имущества со сроком полезного использования свыше 3 лет и до 20 лет включительно. Этот срок определяется согласно Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы <24>;

- 10% - по всему остальному имуществу.

20%-й вычет выгоден, только если документально подтвержденные расходы меньше

(?) Могу ли я при исчислении НДФЛ учесть в расходах 20% от дохода, если у меня нет половины документов, подтверждающих мои расходы?

ИП А.Н. Смирнова, г. Пермь

Ответ

Можете. Тот факт, что документы на часть расходов у вас есть, не препятствует применению 20%-го вычета <25>. Но чтобы это было выгодно, сначала посчитайте общую сумму документально подтвержденных расходов. Если она составляет менее 20% доходов, применяйте фиксированный вычет <26>. Если более, то лучше учтите при расчете базы документально подтвержденные расходы.

Но не забудьте, что нельзя одновременно показать и документально подтвержденные расходы, и фиксированный 20%-й вычет <27>.

Вычет входного НДС можно заявить и по неоплаченным товарам

(?) Я приобрел товары для перепродажи. Но поставщику их еще не оплатил и в Книге учета не отразил. Могу ли я заявить к вычету НДС по этим товарам? Не скажут ли мне потом налоговики, что раз я не отразил стоимость товаров в Книге учета, значит, я их не принял к учету, а поэтому не имею права на вычет?

ИП С.А. Долгов, г. Санкт-Петербург

Ответ

Книга учета не является главным документом, подтверждающим факт принятия на учет приобретенных товаров для целей применения вычетов по НДС. Право на вычет обусловлено наличием у вас документов, определенных статьями 171 и 172 НК РФ. То есть основанием для получения вычета являются первичные документы, свидетельствующие о приобретении товара.

Суды также никак не связывают вычет с отражением товаров (работ, услуг) в Книге учета <28>. Поэтому с таким подходом была вынуждена согласиться и ФНС <29>.

Но следите, чтобы у вас были <30>:

- первичные документы, подтверждающие приобретение товаров (например, товарные накладные по форме N ТОРГ-12 <31>);

- счета-фактуры, которые вы должны зарегистрировать в Книге покупок <32>.


<1> утв. Приказом Минфина России N 86н, МНС России N БГ-3-04/430 от 13.08.2002

<2> п. 7 Порядка учета доходов и расходов и хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей, утв. Приказом Минфина России N 86н, МНС России N БГ-3-04/430 от 13.08.2002 (далее - Порядок учета)

<3> п. 8 Порядка учета

<4> статьи 88, 89 НК РФ

<5> Постановление Второго ААС от 17.05.2011 N А82-6967/2010

<6> Приложение N 5 к Приказу ФНС России от 31.05.2007 N ММ-3-06/338@

<7> п. 3 ст. 93, п. 6 ст. 6.1 НК РФ

<8> п. 4 ст. 93, п. 1 ст. 126 НК РФ

<9> Постановление ФАС СЗО от 21.08.2007 N А42-8386/2006

<10> Письмо Минфина России от 01.07.2010 N 03-04-05/8-369; Постановление Президиума ВАС РФ от 18.11.2008 N 7185/08

<11> подп. 1 п. 1 ст. 223 НК РФ; Письмо Минфина России от 08.07.2010 N 03-11-11/189; Письмо ФНС России от 20.04.2006 N 04-2-03/85; Постановление Президиума ВАС РФ от 16.06.2009 N 1660/09

<12> ст. 41 НК РФ

<13> п. 1 ст. 210 НК РФ

<14> п. 14 Порядка учета

<15> Письмо Минфина России от 08.12.2009 N 03-04-05-01/887

<16> Письмо Минфина России от 09.02.2011 N 03-04-08/8-23; Решение ВАС РФ от 08.10.2010 N ВАС- 9939/10

<17> п. 1 ст. 54 НК РФ

<18> п. 3 ст. 210, п. 4 ст. 227 НК РФ

<19> Письмо УФНС России по г. Москве от 20.10.2008 N 28-10/099058

<20> п. 1 ст. 221 НК РФ; Постановление ФАС ЗСО от 27.02.2006 N Ф04-8776/2005(17629-А45-33)

<21> п. 1 ст. 256 НК РФ

<22> п. 10 Типовых рекомендаций по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства, утв. Приказом Минфина России от 21.12.98 N 64н

<23> пп. 3, 9 ст. 258 НК РФ; Письмо Минфина России от 17.09.2010 N 03-04-05/3-557

<24> утв. Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 N 1

<25> п. 1 ст. 221 НК РФ; Постановление Президиума ВАС РФ от 16.02.2010 N 13158/09

<26> п. 1 ст. 221 НК РФ

<27> абз. 4 п. 3 ст. 221 НК РФ

<28> Постановления ФАС ЦО от 15.02.2011 N А68-896/10; ФАС ВСО от 25.02.2010 N А74-3115/2009; ФАС УО от 07.05.2010 N Ф09-3207/10-С2

<29> Письмо ФНС России от 03.09.2010 N ШС-37-3/10621

<30> статьи 169, 172 НК РФ

<31> утв. Постановлением Госкомстата России от 25.12.98 N 132

<32> Приложения N 1, 2 к Правилам ведения журналов учета полученных и выставленных счетов- фактур, книг покупок... утв. Постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 N 914

Полный текст статьи читайте в журнале "Главная книга" 2011, N 17

КОГДА НУЖЕН АКТ ПО ФОРМЕ N КМ-3

Строкова Е.

Когда налоговики проверяют работу организаций и предпринимателей с денежной наличностью и ведение ими кассовых операций, то при обнаружении акта о возврате денежных сумм покупателям (клиентам) по неиспользованным кассовым чекам по унифицированной форме N КМ-3 <1> (далее - акт КМ-3) особо внимательно изучают его и приложенные к нему документы. Ведь они должны убедиться в правильности оприходования наличной выручки. Поэтому рассмотрим, когда надо составить этот первичный документ и как оформить прилагаемые к нему бумаги.

Когда составлять акт

Акт КМ-3 надо составить, если:

<или> кассир ошибся и пробил неправильный кассовый чек (например, чек на бо'льшую сумму, который не погасили в течение смены);

<или> покупатель в день приобретения возвращает товар и деньги ему возвращают из операционной кассы;

<или> чек выбит, но покупатель передумал его отоваривать (например, когда сначала выбивают чек в общей кассе, а потом в отделе отпускают товар).

Пишем акт

Этот акт оформляется в одном экземпляре в конце рабочего дня (смены) при сдаче выручки за день (при снятии Z-отчета). То есть в тот же день, когда выбит ошибочный или ненужный чек. Акт подписывает комиссия, которая состоит <2>:

- из руководителя организации (предпринимателя);

- заведующего отделом (секцией);

- старшего кассира;

- кассира-операциониста.

Итоговую сумму акта по всем аннулированным за день чекам кассир отражает в графе 15 журнала кассира-операциониста по форме N КМ-4 <1>.

Что приложить к акту

К акту КМ-3 нужно приложить неправильный чек, наклеенный на лист бумаги (так удобнее, чтобы его не потерять). На чеке должен расписаться руководитель организации (заведующий отделом или секцией) или сам предприниматель и должен быть поставлен штамп "Погашено" <3>.

Вместе с тем чек, который надо приложить к акту, не всегда есть в наличии. И тогда налоговики могут трактовать это как несоблюдение требований к оформлению возврата денег покупателям или ошибочно пробитых сумм по ККТ. И, соответственно, приравнять к неоприходованию части выручки <4>. Значит, вам надо подстраховаться, а как - зависит от ситуации.

СИТУАЦИЯ 1. Чек не вернул покупатель, возвращающий товар.

Как известно, по Закону о защите прав потребителей продавец обязан вернуть деньги покупателю, даже если у последнего нет оригинала кассового чека <5>. Поэтому если покупатель смог доказать вам, что товар приобретал у вас, и вы вернули ему деньги, то к акту КМ-3 можно приложить заявление покупателя на возврат денег с указанием, что кассовый чек утерян. На этом заявлении руководитель организации (предприниматель) должен поставить отметку о том, что он согласен с возвратом денег покупателю. При этом если программа ККТ позволяет распечатать информацию о покупке, то и ее можно приложить к акту.

СИТУАЦИЯ 2. Ошибочно пробитого чека нет у кассира.

Такое возможно, к примеру, когда:

<или> чек был ошибочно выбит на бо'льшую сумму, но его забрал покупатель, хотя деньги за товар получены в нужной сумме;

<или> неотоваренный неправильный чек потерял кассир.

На первый взгляд, налицо недостача денег в кассе, за которую отвечает кассир <6>.

Однако если по документам видно, что за весь проданный товар деньги в наличии и руководитель организации (предприниматель) сочтет возможным не наказывать кассира, то с него можно взять объяснительную записку. И тогда к акту КМ-3 можно приложить эту записку и товарный отчет (например, по форме N ТОРГ-29 <7>).

Заметьте, налоговики в этой ситуации, конечно, могут попытаться оштрафовать вас за неоприходование выручки, но суды, скорее всего, вас поддержат <8>.

***

Итак, правильное оформление акта КМ-3 позволит вам избежать штрафов за неоприходование выручки. А они немаленькие <9>.

И следите за сроками: если прошло уже более 2 месяцев с момента неправильного оформления акта, то наказать вас уже не смогут - пройдут сроки давности привлечения к ответственности <10>.


<1> утв. Постановлением Госкомстата России от 25.12.98 N 132

<2> Указания по применению и заполнению форм первичной учетной документации по учету денежных расчетов с населением при осуществлении торговых операций с применением контрольно-кассовых машин, утв. Постановлением Госкомстата России от 25.12.98 N 132 (далее - Указания по заполнению)

<3> Указания по заполнению; пп. 4.2, 4.3, 4.5 Типовых правил эксплуатации контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, утв. Минфином России 30.08.93 N 104

<4> Письмо УФНС России по г. Москве от 30.07.2007 N 34-25/072141

<5> п. 5 ст. 18, п. 1 ст. 25 Закона РФ от 07.02.92 N 2300-1 "О защите прав потребителей"

<6> ст. 244 ТК РФ; Перечень должностей и работ, замещаемых или выполняемых работниками, с которыми работодатель может заключать письменные договоры о полной индивидуальной материальной ответственности за недостачу вверенного имущества, утв. Постановлением Минтруда России от 31.12.2002 N 85

<7> утв. Постановлением Госкомстата России от 25.12.98 N 132

<8> Постановления ФАС МО от 09.04.2008 N КА-А40/2670-08; ФАС СЗО от 01.12.2005 N А56-7930/2005, от 29.09.2004 N А52/1052/2004/2

<9> ст. 15.1 КоАП РФ; Письма УФНС России по г. Москве от 18.12.2008 N 22-12/118181, от 03.11.2006 N 22-12/97729

<10> ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ

Полный текст статьи читайте в журнале "Главная книга" 2011, N 17

О ВЫБОРЕ ОБЪЕКТА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ПРИ УСНО

Ряховский Д.И.

Какой объект выбрать, переходя на упрощенку? В первую очередь на ум приходит УСНО с объектом "доходы минус расходы" в тех регионах, где ставка налога для этого объекта снижена. Ведь в этом случае можно не только применять пониженную налоговую ставку, но и уменьшать налоговую базу на расходы. Но, к сожалению, регионов, где такой порядок существует, в настоящее время не так много, и в большинстве из них льготная ставка налога установлена для налогоплательщиков, занимающихся определенными видами деятельности. А регионы, где ставка снижена до минимума, вообще по пальцам пересчитать. И далеко не у каждого упрощенца есть возможность перенести бизнес в другой регион.

 

Выбор оптимального объекта налогообложения при применении УСНО

Дано: ставка налога при применении УСНО с объектом "доходы" равна 6%, при применении УСНО с объектом "доходы минус расходы" - 15%.

Найти: величину расходов, при которой применение первого варианта выгоднее, чем второго.

Решение:

доходы x 6% < (доходы - расходы) x 15%

доходы x 6% < доходы x 15% - расходы x 15%

расходы x 15% < доходы x 9%

расходы < доходы x 9% / 15%

расходы < доходы x 60%

Ответ: применение объекта "доходы" выгоднее, если расходы составляют менее 60% доходов.

 

Объект "доходы" вдвойне выгоден, если при соотношении доходов и расходов 1 к 0,6 зарплата составит 8,82 процента доходов.

Оптимальное соотношение зарплаты и выручки при применении объекта "доходы" можно определить, разделив половину ставки "упрощенного" налога с доходов на тариф страховых взносов. Ведь налог при УСНО с объектом "доходы" может быть уменьшен на сумму уплаченных страховых взносов, но не более чем на 50% суммы налога. Значит, наиболее выгодным вариантом для налогоплательщика будет, если половину суммы налога составят страховые взносы. Для основной массы упрощенцев тариф страховых взносов равен 34%, для упрощенцев-льготников - 26%. Получается, что для льготников оптимальное соотношение зарплаты и выручки равно 11,54%, для всех остальных упрощенцев - 8,82%.

Итак, если при выборе объекта учитывать и страховые взносы, которые при "доходной" упрощенке уменьшают сумму исчисленного налога, а при "доходно-расходной" включаются в расходы, получается, что объект "доходы" выгоднее, когда расходы составляют менее 80 процентов выручки (с учетом предположения, что величина страховых взносов равна половине суммы налога при "доходной" УСНО). К такому же выводу придем, если зарплата составляет больше 8,82 процента выручки. Если же доля зарплаты меньше оптимальной, граница будет находиться между 60 и 80 процентами.

 

Выбор оптимального объекта налогообложения при применении УСНО с учетом страховых взносов

Дано: дополним условие предыдущего примера тем, что налог, уплачиваемый с доходов, может быть уменьшен в два раза на страховые взносы с зарплаты, равной 8,82% доходов. Предполагаем, что страховые взносы составляют 50% суммы налога. Тариф страховых взносов - 34%.

Найти: величину расходов, при которой "доходная" УСНО выгоднее, чем УСНО с объектом "доходы минус расходы".

Решение:

доходы x 6% - доходы x 8,82% x 34% < (доходы - расходы) x 15%

доходы x 3% < (доходы - расходы) x 15%

доходы x 3% < доходы x 15% - расходы x 15%

расходы x 15% < доходы x 12%

расходы < доходы x 12% / 15%

расходы < доходы x 80%

Ответ: уплата налога с доходов по ставке 6% выгоднее, если расходы составляют меньше 80% доходов.

 

Но, по правде говоря, большинство налогоплательщиков руководствуются совершенно другими мотивами при выборе объекта налогообложения. Так, 6-процентная упрощенка не требует учета расходов, а значит, ее выбор значительно снижает риск доначислений. И если доначисления и возникают, то их причина - всего лишь банальное неотражение какой-либо операции в налоговой базе. Потому "доходных" упрощенцев налоговые органы проверяют не так часто, как "доходно-расходных". Ведь вероятность найти при проверке хоть какое-нибудь основание для доначислений минимальна. Другое дело - упрощенка с объектом "доходы минус расходы". В этом случае шансы найти какие-либо ошибки для проверяющих существенно возрастают. Причем зачастую это происходит всего лишь из-за отсутствия документов, подтверждающих расходы, или неправильного их оформления. По моим данным, от 10 до 30 процентов доначислений вызваны именно этим.

Впервые опубликовано в издании "Главная книга. Конференц-зал" 2011, N 9

ОБ ОСТАТОЧНОЙ СТОИМОСТИ ПРОДАННОГО ОС

С.М. Аипкин

Может ли упрощенец уменьшить доходы от досрочной реализации основного средства на его остаточную стоимость?

ДА НЕТ

При реализации ОС до истечения 3 лет с момента учета их стоимости в расходах (ОС со сроком использования свыше 15 лет - до истечения 10 лет с момента их приобретения) упрощенец обязан пересчитать налоговую базу за весь период пользования ОС с учетом гл. 25 НК РФ <1>.

Согласно гл. 25 НК РФ доходы от реализации ОС могут быть уменьшены на его остаточную стоимость <2>.

Указание на необходимость пересчета налоговой базы по правилам гл. 25 НК РФ <3> означает, что нужно применить все положения этой главы, регулирующие и порядок учета амортизации, и порядок учета реализации ОС.

Реализуемое имущество перестает быть ОС и считается товаром <4>, стоимость которого уменьшает доходы от его реализации <5>.

В закрытом перечне расходов при УСНО затраты в виде остаточной стоимости проданного ОС не поименованы <6>.
ПРАКТИКА ПРАКТИКА
ФАС Восточно-Сибирского округа
от 31.03.2009 N А74-2378/08-Ф02-1138/09  
ФАС Дальневосточного округа
от 19.06.2008 N Ф03-А80/08-2/1669  
ФАС Уральского округа
  от 24.03.2008 N Ф09-4976/07-С3
ФАС Центрального округа
3 решения <6>  
Семнадцатый ААС
  от 26.10.2009 N 17АП-9563/2009-АК
ИТОГО: 5 ИТОГО: 2

<1> п. 3 ст. 346.16 НК РФ

<2> подп. 1 п. 1 ст. 268 НК РФ

<3> п. 3 ст. 38 НК РФ; Постановление ФАС ЦО от 26.09.2007 N А14-15848/2006/583/34

<4> подп. 23 п. 1 ст. 346.16 НК РФ

<5> Письма Минфина России от 28.01.2009 N 03-11-06/2/9, от 18.04.2007 N 03-11-04/2/106; Письмо УФНС России по г. Москве от 28.06.2006 N 18-11/3/56403@

<6> см. Постановления от 05.08.2010 N А14-19808/2009/695/28, от 04.08.2010 N А14- 481/2010/20/33, от 09.06.2010 N А14-19989/2009/668/24

Впервые опубликовано в издании "Главная книга. Конференц-зал" 2011, N 9

ОБ УПРАВЛЕНИИ КОНФЛИКТАМИ

Шкурякова Н.Н.

Согласитесь, очень часто причиной стресса являются наши ошибки в коммуникациях с клиентами и коллегами. Что я имею в виду?

Представьте, вы главный бухгалтер в небольшой фирме. В полном разгаре подготовка налоговой отчетности, и тут звонит вам один из бухгалтеров и говорит: "У меня ребенок заболел, сидеть с ним некому, меня минимум неделю не будет". Все мы понимаем, что бухгалтер живет по особенному календарю - календарю сдачи отчетности. И, когда мы принимаем людей на работу, мы всегда говорим, что периоды подготовки отчетности - святые.

Если у вас первая реакция в стиле "Это не мои проблемы" или "Хорошо, я все сделаю сама", это прямой путь к стрессу. А наша с вами задача - научиться себя правильно вести, чтобы его избежать. Так как же быть, когда сотрудник подводит?

Постепенно я пришла к такому подходу: "В конфликтах не побеждают, их улаживают". И я могу сказать, что он привел только к позитивным результатам. Я предлагаю достаточно простой алгоритм улаживания любого конфликта.

Во-первых, выслушайте другого человека. Проясните ситуацию, есть ли проблема? Может, человек уже сделал всю срочную работу, и его больничный никак не скажется на работе отдела в целом. Если же не все так благополучно, уточните, что именно не сделано, каковы объемы работы по его оценкам.

Во-вторых, спросите, какой выход он видит из сложившейся ситуации: "И как же нам, на ваш взгляд, поступить?". Дайте возможность человеку самому предложить решение. Если ваша подчиненная скажет, что "договорилась с Ларисой, объяснила, где лежат все файлы, и та сказала, что все сделает", опять же, проблемы нет. Идея в том, что если человек создал проблему, то он и должен придумать, как ее решать. "Без предлагаемого варианта решения проблемы ты ко мне не обращаешься" - это то, к чему мы можем людей приучить. Если же человек не видит выхода из ситуации, предложите свои варианты. Но дайте ему понять, что, если сегодня кто-то из коллег будет за него делать его работу, значит, и он должен быть готов прийти на выручку кому-то из коллег в аналогичной ситуации.

Если вам предлагают варианты действий, оцените их и выберите наиболее приемлемый для вас. При необходимости обсудите детали. Подведите итог разговора: "Когда ты планируешь выйти? Самое позднее - через неделю? Так, хорошо. Не забудь, что проверить отчет, когда Лариса все сделает, надо будет в любом случае тебе. Не расстраивайся, поправляйтесь".

Конечно, от этого алгоритма можно отступать в зависимости от ситуации, но общий план действий таков.

Вопрос. Наталья Николаевна, а если Лариса начнет жаловаться, что у нее много работы, припоминать, что эта сотрудница постоянно болеет сама или у нее ребенок болеет, что вечно на нее все сваливают свою работу, а зарплата от этого не меняется?

Тогда мы имеем дело с конфликтогеном.

Допустим, вы излагаете проблему, но человек начинает вас перебивать, говорить громче, резко ускоряет темп беседы и неожиданно ее сворачивает, например говорит: "Да, знаю, что вы сейчас скажете, Марья Ивановна, все это бесполезно обсуждать, в любом случае ничего не поменяется". Это, несомненно, проявление конфликтогенного поведения.

Сюда же можно отнести реакцию, при которой человек постоянно навязывает свою точку зрения, неискренен в своих суждениях, - это то, что вы упомянули: "Вечно все сваливают на меня свою работу". Сюда же относится подчеркивание различий между собой и другими не в пользу последних, допустим, такая фраза: "Вот я никогда не опаздываю, курить не бегаю каждые полчаса, не то что некоторые". Бывает, что проявляется устойчивое нежелание признавать свои ошибки и чью-то правоту, заниженная оценка вклада партнера в общее дело и преувеличение собственного.

Еще психологи выделяют такие типы конфликтных действий, как специальное нарушение правил и проявление эгоизма, - это, думаю, пояснять не нужно. А вот стремление к превосходству бывает завуалировано. Оно проявляется в том, что один из собеседников демонстрирует снисходительное отношение: "Ой, да успокойтесь вы", "Вы умный человек, а поступаете как...". Стремление к превосходству может выразиться и в виде восторженного рассказа о собственных успехах и достижениях, и в излишней уверенности в своей правоте. Человек, стремящийся к конфликту, может как бы ненароком давать свои советы, которые чаще всего звучат как упреки.

Кстати, есть даже основные слова-конфликтогены, услышав которые вы можете сразу определить, что человек, как говорится, нарывается. Это слова, выражающие недоверие: "вы меня обманываете", "я вам не верю", "вы не разбираетесь". Слова, выражающие категоричность, например "всегда", "никогда", "все", "никто". Бывает, что человек начинает использовать слова-насмешки или слова-оскорбления: "очкарик", "мямля", "коротышка", "бестолочь", "лентяй", "ничтожество". О конфликтогенности свидетельствуют слова-сравнения, в частности "как скотина", "как свинья", "как попугай". Своего рода сигналом служат слова-угрозы: "я вам это припомню", "он еще пожалеет". Слова-долженствования: "вы обязаны", "ты должен".

С конфликтогенами надо бороться - это факт! Они как вирусы, которые мешают достичь компромисса, укрепить отношения в коллективе и позицию руководителя. Основные правила таковы: не реагируйте на провокации и не нападайте в ответ. Не оправдывайтесь, если человек нападает. В общем, не ввязывайтесь в неконструктивный диалог. Лучше промолчите, сделайте паузу - сохраняйте спокойствие и хладнокровие. Не переходите на личности. Если вы видите, что человек агрессивен, неадекватен, сверните разговор сами, отправьте его подумать и успокоиться. Если подобные ситуации стали повторяться, проговорите это, чтобы резюме было однозначное: конфликтогенное поведение на работе - недопустимо. Ни в коем случае не запускайте такие ситуации, иначе они станут нормой и выйдут из-под контроля. И помните, если вы - главбух, руководитель, сами уважайте личность в каждом подчиненном и не становитесь источником конфликтов, служите примером для подражания.

Впервые опубликовано в издании "Главная книга. Конференц-зал" 2011, N 9



Все права защищены © 2011 ЗАО "Консультант Плюс"
тел. +7(495)956-8283, +7(495)787-9292
mailto:contact@consultant.ru
http://www.consultant.ru/

Информация предоставлена компанией "Консультант Плюс", являющейся разработчиком одноименных справочных правовых систем. Общероссийская Сеть распространения правовой информации КонсультантПлюс объединяет 300 региональных информационных центров, которые занимаются поставкой систем и передачей информации пользователям в 150 городах России. На специализированном правовом сервере: www.consultant.ru можно получить бесплатный доступ к большому массиву актуальной справочной правовой информации, а также узнать подробнее о программных продуктах и услугах Сети КонсультантПлюс, о ее структуре и деятельности, скачать демонстрационные версии профессиональных систем.

Выпуски за другие дни


В избранное