Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

КонсультантПлюс: по cтраницам "Главной книги" Выпуск от 15.07.2011


"КонсультантПлюс: по cтраницам "Главной книги""

КонсультантПлюс По страницам журнала "Главная книга"
Выпуск от 15.07.2011

Обзоры законодательства | Интернет-версия КонсультантПлюс | Финансовые консультации | Подписаться

 КонсультантПлюс: "горячие" документы

Приказ Минрегиона РФ от 23.06.2011 N 299 "О нормативе стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья на второе полугодие 2011 года и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъектам РФ на третий квартал 2011 года"


Содержание

ВМЕНЕНКУ МОЖНО ПРИМЕНЯТЬ И ПРИ ПРОДАЖЕ ТОВАРОВ, ИЗГОТОВЛЕННЫХ ИЗ ДАВАЛЬЧЕСКОГО СЫРЬЯ

Бугаева Н.Г.

Письмо ФНС России от 10.05.2011 N КЕ-4-3/7455@

ФНС довела до сведения налоговых инспекций Письмо Минфина о том, что изготовление третьим лицом товаров из давальческого сырья не лишает вмененщика, продающего эти товары, права применять спецрежим <1>.

Споры о том, будет ли в таком случае вмененщик изготовителем товара, ведутся давно. Ведь розничная торговля товарами собственного производства не переводится на ЕНВД <2>.

В Письме чиновники разграничили, что может предоставлять вмененщик подрядчику в качестве давальческого сырья, а что - нет, чтобы не потерять право на применение ЕНВД.

Так, если вмененщик будет снабжать подрядную организацию материалами, запчастями, комплектующими и т.п., то изготовителем конечного товара он не будет и сможет спокойно уплачивать "вмененный" налог.

А если он будет предоставлять подрядчику орудия труда, площади, помещения для производства, рабочую силу, тогда вмененщик уже будет участвовать в производственном процессе и конечная продукция будет считаться товаром его собственного производства.

Аналогичные письма Минфин уже выпускал <3>. Но были и противоположные разъяснения. В них финансовое ведомство утверждало, что применение ЕНВД недопустимо при изготовлении товаров на давальческих началах. И аргументировало это так: хотя сам вмененщик непосредственно в процессе производства не участвует, он все равно косвенно в нем задействован, поскольку является собственником предоставленных подрядной организации сырья и материалов <4>.

В последних, разрешающих вмененку письмах Минфин ссылается на судебную практику, сложившуюся в пользу вмененщиков. А именно на точку зрения ВАС, который еще в 2008 г. подтвердил правомерность применения ЕНВД в такой ситуации <5>. Суд тогда отметил, что вмененщик самостоятельно не организовывает единый цикл производства товара, а только предоставляет сырье и получает готовую продукцию на продажу.

После этого решения суды еще не раз вставали на сторону налогоплательщика <6>, в том числе:

- когда вмененщик предоставлял подрядной организации не только сырье, но и оборудование <7>;

- когда вмененщик являлся единственным собственником подрядной организации <8>;

- когда вмененщик являлся акционером и одновременно председателем совета директоров подрядчика <9>.

Так что точка зрения судов, безусловно, сыграла свою роль в формировании позиции ведомства. Теперь есть надежда, что чиновники все-таки пришли к общему с судами мнению и поводов для споров вмененщиков с налоговиками станет на один меньше.


<1> Письмо ФНС России от 10.05.2011 N КЕ-4-3/7455@; Письмо Минфина России от 22.04.2011 N 03-11- 09/25

<2> п. 2.1 ст. 346.26 НК РФ

<3> Письма Минфина России от 12.04.2011 N 03-11-06/3/44, от 13.04.2011 N 03-11-11/91, от 15.04.2010 N 03-11-11/100, от 12.01.2009 N 03-11-06/3/1

<4> Письма Минфина России от 05.07.2010 N 03-11-06/3/98, N 03-11-11/186, от 09.02.2010 N 03-11- 11/27

<5> Постановление Президиума ВАС РФ от 14.10.2008 N 6693/08

<6> Постановление ФАС ЦО от 20.05.2009 N А14-5951/2008/132/33

<7> Постановление ФАС ЗСО от 12.02.2009 N Ф04-7936/2008(18119-А27-29)

<8> Постановление ФАС ПО от 08.05.2009 N А12-12331/2008

<9> Постановление Третьего ААС от 21.12.2009 N А74-2610/2009

Впервые опубликовано в журнале "Главная книга" 2011, N 12

ДОЛЖОК ЗА МНОЙ, КАЮСЬ... (Какие действия должника расцениваются как признание долга и увеличивают срок исковой давности)

Суховская М.Г.

Многим поставщикам и исполнителям знакома проблема неплатежей. Особенно остро она встала, когда грянул пресловутый экономический кризис. Некогда надежные партнеры по объективным причинам перестали платить по обязательствам. Но в ту пору большинство компаний входили в положение своих контрагентов-должников, тем более что те на словах обещали рассчитаться "при первой возможности". И даже спустя год-два кредиторы по разным причинам не спешили идти в суд взыскивать долги. У кого-то в штате не было юриста, кто-то продолжал надеяться на добровольный возврат денег, потому что текущие поставки должник исправно оплачивал. Но вот в какой-то момент руководству компании- кредитора надоедает, что покупатель в ответ на просьбы вернуть долг кормит его "завтраками". И оно решает взыскать задолженность через суд.

Но тут выясняется, что трехгодичный срок исковой давности <1> вот-вот истечет или уже истек. На помощь может прийти следующее правило. Если должник в пределах этого срока совершил действия, свидетельствующие о признании долга, то срок исковой давности прерывается и начинает течь заново. Время, истекшее к этому моменту, в новый срок не засчитывается <2>. Соответственно, увеличивается срок для взыскания задолженности через суд. Однако в законодательстве не конкретизировано, какие именно это действия и при каких обстоятельствах они должны быть совершены. Предлагаем разобраться с этим вопросом.

"Признательные" действия

Десять лет назад ВАС РФ и Верховный суд РФ в совместном Постановлении Пленумов привели примерный перечень таких действий <3>. Он не является исчерпывающим. Каждое конкретное действие оценивается судом в совокупности с другими доказательствами сторон <4>. Посмотрим, что вошло в перечень.

ДЕЙСТВИЕ 1. Частичная уплата должником основного долга и (или) санкций

С этим все ясно. Допустим, срок исковой давности по обязательству истекает 9 июня 2011 г., а 30 мая 2011 г. должник погасил часть долга. Срок исковой давности по этому обязательству начнет течь с 31 мая 2011 г., а последним днем срока будет 30 мая 2014 г. Кстати, не обязательно сам должник должен произвести частичную уплату. С его согласия это может сделать и кто-то другой.

Но есть один нюанс. Если договором предусматривалось, что уплата по нему производится поэтапно, частями или в виде периодических платежей, то суды не расценивают указанное действие должника как признание оставшейся суммы долга <5>.

Отметим, что, если должник уплатил часть основного долга именно в том размере, который был указан в претензии кредитора, это не означает, что он признает долг в полном объеме. Поэтому суд может сказать, что у кредитора нет оснований для прерывания срока давности взыскания остальной суммы долга <6>.

Признанием долга не являются:

- бездействие должника, например, когда он не отвечает на претензию, не подписывает акт сверки, не оспаривает платежный документ о безакцептном списании денег <7>;

- продолжение между должником и кредитором взаимоотношений по другим обязательствам <8>.

И еще. Уплата основного долга в полной сумме не является доказательством того, что должник признает дополнительные требования кредитора (в частности, по уплате неустойки, процентов за пользование чужими денежными средствами), а также требования по возмещению убытков. Соответственно, уплата основного долга не прерывает срок исковой давности по названным требованиям <9>.

ДЕЙСТВИЕ 2. Уплата процентов на сумму основного долга

Здесь имеется в виду договорная неустойка <10> в виде процентов либо проценты за пользование чужими денежными средствами <11>.

ДЕЙСТВИЕ 3. Внесение изменений в договор, из которых видно, что должник признает долг

Яркий пример подобного изменения - продление договорного срока конечной уплаты. К названному действию также относится письменная просьба должника об изменении договора (в частности, об отсрочке или рассрочке платежа).

ДЕЙСТВИЕ 4. Признание претензии путем письменного ответа на нее

Один из часто встречающихся примеров признания претензии - гарантийное письмо от должника с графиком погашения задолженности <12>. Основанием для прерывания срока исковой давности является также частичное признание должником претензии об уплате основного долга. К примеру, когда в ответ на претензию об уплате долга в 100 тыс. руб. должник присылает письмо с согласием оплатить 50 тыс. руб.

ДЕЙСТВИЕ 5. Акцепт инкассового поручения

Такие поручения применяются, в частности, когда по соглашению между плательщиком и получателем платежа плательщик предоставил своему обслуживающему банку право списывать средства со счета без его распоряжения <13>.

Действия "за перечнем"

Кроме вышеперечисленного, суды также расценивают в качестве "признательных" действий:

- добровольное (то есть без письменной претензии от кредитора) направление должником гарантийного письма с обещанием расплатиться <14>;

- подписание и направление должником в адрес кредитора проекта мирового соглашения о погашении задолженности <15>;

- составление и подписание сторонами акта сверки расчетов <16>;

- заключение соглашений:

- о зачете встречных требований, где зачтена часть долга по спорному обязательству <17>;

- о замене первоначального обязательства, существовавшего между сторонами ранее, другим обязательством (новация) <18>;

- о предоставлении отступного взамен исполнения договора <19>.

И что примечательно: даже если такие соглашения впоследствии будут признаны недействительными, сам факт их подписания должником все равно будет свидетельствовать о признании им долга <20>, а значит, прерывать срок исковой давности.

Условия для "признательных" действий

Но самого по себе совершения должником какого-либо из вышеперечисленных действий недостаточно для прерывания срока исковой давности. Должны быть соблюдены определенные условия.

УСЛОВИЕ 1. Действие должно быть совершено в пределах общего срока исковой давности

Например, если за 2 дня до истечения общего срока исковой давности должник перечислит вам часть долга, то с этой даты трехлетний срок исковой давности будет отсчитываться заново <21>. Если же перечисление будет сделано, к примеру, на следующий день после истечения срока исковой давности, это уже не будет считаться действием, прерывающим его течение <22>.

УСЛОВИЕ 2. "Признательное" действие нужно совершить непосредственно в отношении кредитора

К примеру, не может быть расценен как признание долга и не прервет срок исковой давности тот факт, что должник отразил в своей бухгалтерской отчетности задолженность по спорному обязательству <23>. Ведь показывая долг в бухучете, должник просто выполнял требования закона <24>.

УСЛОВИЕ 3. Совершенное действие должно указывать на конкретное обязательство, по которому возникла спорная задолженность

Так, в акте сверки расчетов или гарантийном письме должны быть указаны, в частности:

- ссылки на документ (договоры, счета-фактуры, товарные накладные), являющийся основанием возникновения долга;

- конкретный период образования задолженности.

В противном случае суд посчитает эти действия ненадлежащим доказательством признания долга <25>. Но если у должника только одно денежное обязательство перед кредитором и другие отношения между ними отсутствуют, тогда суд может закрыть глаза на отсутствие ссылки на конкретные документы <26>.

УСЛОВИЕ 4. Лицо, признавшее долг, должно иметь право действовать от имени должника

Эти полномочия могут вытекать <27>:

<или> из служебных (трудовых) обязанностей такого лица, подтвержденных трудовым договором, должностной инструкцией и пр.;

<или> из выданной ему доверенности;

<или> из обстановки, в которой лицо действовало. Так, суд не внял следующему доводу строительной компании - должника: накладные на получение песка были подписаны мастером-прорабом, не имеющим доверенности на их подписание. Поэтому песок не может считаться полученным. Суд указал, что в данной ситуации "полномочия мастера-прораба... явствовали из обстановки, в которой он действовал (на строительстве цеха... компрессорной станции)" <28>.

Суд может не расценить как признание долга акт сверки или ответ на претензию, подписанные следующими лицами, не уполномоченными на то приказом или доверенностью от руководителя:

<или> главным бухгалтером <29>. Есть мнение, что акт сверки, подписанный неуполномоченным главбухом, - это технический документ бухгалтерского характера, лишь подтверждающий размер долга на определенную дату <30>;

<или> заместителем директора <31>;

<или> заместителем коммерческого директора <32>;

<или> начальником юридического отдела <33>.

Таким образом, кредиторам, получившим от должника какой-либо "признательный" документ, прежде чем идти в суд, имеет смысл удостовериться в полномочиях лица, его подписавшего. Например, попросить копию доверенности на право подписи подобных документов. Однако самый безопасный вариант - когда документ подписан непосредственно руководителем организации.

***

Срок давности может прерываться какое угодно количество раз и в течение какого угодно времени. В одном из арбитражных дел трехлетний срок давности по требованию уплаты по договору поставки начался в 1998 г. Но из-за того что должник трижды признавал задолженность, срок трижды прерывался и его окончание пришлось аж на 2007 г., то есть он составил 9 лет <34>.

Поэтому кредиторам, которые отчетливо понимают, что шансов взыскать долг уже нет, лучше не провоцировать должника на совершение действий по признанию долга, чтобы не прерывать срок исковой давности. Тогда они хотя бы смогут признать его задолженность безнадежной и уменьшить на нее налоговую базу по налогу на прибыль <35>.

И наоборот, тому, кто точно знает, что у его контрагента временные финансовые трудности, и надеется все-таки когда-нибудь вернуть свои деньги, имеет смысл, к примеру, хотя бы раз в год проводить с ним сверки.


<1> ст. 196 ГК РФ

<2> ст. 203 ГК РФ

<3> п. 20 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 12.11.2001 N 15, Пленума ВАС РФ от 15.11.2001 N 18 (далее - Постановление N 15/18)

<4> Постановление ФАС СЗО от 15.02.2010 N А21-672/2009

<5> Постановления ФАС ЗСО от 30.03.2011 N А03-10248/2010; ФАС ДВО от 13.12.2010 N Ф03-8432/2010

<6> Постановление ФАС МО от 22.12.2010 N КГ-А40/15969-10

<7> п. 22 Постановления N 15/18

<8> Постановление ФАС ЗСО от 18.12.2006 N Ф04-8062/2006(29083-А70-33)

<9> п. 23 Постановления N 15/18

<10> ст. 330 ГК РФ

<11> ст. 395 ГК РФ

<12> Постановление ФАС СКО от 08.10.2010 N А63-1487/2009

<13> статьи 874, 875 ГК РФ

<14> Постановления ФАС ПО от 27.10.2010 N А65-12950/2009; ФАС УО от 23.12.2009 N Ф09-9403/09-С3

<15> Постановления ФАС СЗО от 19.03.2009 N А56-12901/2008; ФАС ПО от 21.08.2007 N А12-800/06- С32

<16> Постановления ФАС ВВО от 30.11.2010 N А79-938/2010; ФАС ВСО от 14.04.2010 N А58-4911/09

<17> Постановления Президиума ВАС РФ от 22.02.2011 N 12572/10; ФАС ЦО от 29.01.2008 N А23- 765/07Г-6-88

<18> ст. 414 ГК РФ

<19> ст. 409 ГК РФ

<20> Постановления Президиума ВАС РФ от 14.07.2009 N 5286/09; ФАС МО от 30.07.2010 N КГ- А40/6457-10

<21> п. 19 Постановления N 15/18

<22> Постановление ФАС ДВО от 29.10.2010 N Ф03-7578/2010

<23> Постановления ФАС МО от 26.03.2009 N КГ-А40/2032-09; ФАС ВВО от 16.03.2007 N А79-4273/2006

<24> п. 5 ст. 8 Федерального закона от 21.11.96 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете"

<25> Постановления ФАС ВВО от 26.04.2010 N А31-3047/2009; ФАС ЦО от 19.03.2010 N Ф10-530/10; ФАС ВСО от 06.08.2009 N А33-1422/09

<26> Постановления Четырнадцатого ААС от 24.03.2009 N А13-9998/2008; Пятнадцатого ААС от 18.12.2009 N 15АП-9844/2009

<27> п. 21 Постановления N 15/18; ст. 53 ГК РФ

<28> Постановление ФАС СЗО от 24.06.2009 N А13-9998/2008

<29> Постановления ФАС МО от 26.02.2010 N КГ-А40/507-10; ФАС ЗСО от 22.07.2009 N Ф04- 4295/2009(10770-А67-50); ФАС ПО от 25.12.2009 N А65-7955/2009

<30> Постановление ФАС ДВО от 16.02.2009 N Ф03-250/2009

<31> Постановление ФАС МО от 05.04.2010 N КГ-А40/2402-10

<32> Постановление ФАС ПО от 26.04.2010 N А65-15439/2009

<33> Постановление ФАС СКО от 07.12.2006 N Ф08-5830/2006

<34> Постановление ФАС ПО от 21.08.2007 N А12-800/06-С32

<35> п. 2 ст. 266, подп. 2 п. 2 ст. 265 НК РФ; Письмо Минфина России от 16.11.2010 N 03-03- 06/1/725

Впервые опубликовано в журнале "Главная книга" 2011, N 12

НЕДЕНЕЖНЫЕ АВАНСЫ: ЧТО ДЕЛАТЬ С НДС ПРОДАВЦУ И ПОКУПАТЕЛЮ

Федорцова Е.А.

Передать в счет оплаты по договору вексель, товары, любое другое имущество удобно - не надо отвлекать деньги, которых так часто не хватает. А должен ли продавец, получивший имущество от покупателя до отгрузки своего товара, начислить НДС? И вправе ли тогда покупатель рассчитывать на вычет с переданного аванса? Поговорим об этом.

Когда в Налоговом кодексе идет речь об авансе, используется словосочетание "сумма оплаты" <1>. Из этого можно сделать вывод, что авансы - это все-таки только деньги. Потому что применительно к имуществу используется термин не "сумма", а "стоимость" <2>. А значит, продавцу начислять НДС с неденежных авансов не надо.

Но подобное буквальное толкование отвергается контролирующими органами. Они настаивают на том, что и с предоплаты в неденежной форме необходимо исчислить НДС <3>.

СОВЕТ

При получении имущества от контрагента до встречной отгрузки товаров (работ, услуг) продавцу безопаснее начислить НДС к уплате в бюджет. В этом случае в строке 5 "К платежно-расчетному документу N _ от_" выставляемого на аванс счета-фактуры ставятся прочерки <4>.

Теперь о другой стороне сделки - о покупателе. Казалось бы, если налоговики настаивают на том, что имущество - тоже аванс, значит, НДС с неденежного аванса покупатель может принять к вычету. Однако все не так просто, как хотелось бы. Вычет НДС с аванса, как мы все помним, возможен при наличии <5>:

- договора, содержащего условие об авансе;

- счета-фактуры продавца на аванс;

- документа, подтверждающего "перечисление сумм оплаты".

С последним документом в нашем случае будут проблемы. По мнению финансового ведомства, нет платежки - нет вычета <6>. Поэтому оно запрещает даже вычет с наличных авансов.

Отстоять обратное практически нереально - мы сами только что доказали, что сумма оплаты - это только деньги. И уж никак нельзя имущество "перечислить". Правда, проверяющие воспринимают эти аргументы только по отношению к вычету по НДС, забывая о них, когда говорят об уплате НДС.

***

Пожалуй, самый разумный совет, какой мы можем дать организациям, которые обмениваются имуществом не единовременно, - исполняйте такой договор в рамках одного квартала. Тогда продавец - получатель неденежного аванса сначала начислит НДС с аванса, а затем при передаче своего товара примет его к вычету <7>. А покупатель - плательщик аванса сначала начислит НДС при передаче имущества в качестве аванса (ведь для него это обычная реализация), а затем при получении имущества от продавца заявит вычет входного налога <8>. И в бюджет ничего лишнего платить не придется.


<1> п. 1 ст. 154, пп. 1, 3 ст. 168, подп. 5 п. 5.1 ст. 169 НК РФ

<2> п. 3 ст. 154, ст. 158, подп. 1 п. 3 ст. 170 НК РФ

<3> Письмо Минфина России от 10.04.2006 N 03-04-08/77; Письмо ФНС России от 28.02.2006 N ММ-6- 03/202@

<4> Состав показателей счета-фактуры (приложение N 1 к Правилам ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утв. Постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 N 914)

<5> п. 9 ст. 172 НК РФ

<6> п. 2 Письма Минфина России от 06.03.2009 N 03-07-15/39

<7> п. 8 ст. 171, пп. 1, 6 ст. 172 НК РФ

<8> п. 1 ст. 172 НК РФ

Впервые опубликовано в журнале "Главная книга" 2011, N 12

ПУТЕВКА РАБОТНИКУ ЗА ПОЛЦЕНЫ: ПОСЛЕДСТВИЯ ДЛЯ КОМПАНИИ

Бугаева Н.Г.

Какой работник откажется отдохнуть по путевке за счет работодателя? И даже если частично придется оплатить путевку самому, это все равно лучше, чем отправиться в отпуск полностью за свой счет. Однако компания, кроме благодарности со стороны работников, от такого шага получит еще и дополнительную нагрузку по обязательным платежам. Посмотрим, каковы будут последствия.

Страховыми взносами облагаются путевки работникам, но не их родственникам

И частичная, и полная оплата стоимости путевки работнику облагается страховыми взносами в ПФР, ФСС, ФФОМС и ТФОМС. Причем неважно - сами вы ее покупаете или же компенсируете работникам такие расходы на отдых. В трудовых отношениях он с вами состоит, и та часть стоимости путевки, которую вы ему оплачиваете, считается выплатой в его пользу <1>. Среди необлагаемых выплат компенсация стоимости путевки также не указана <2>. А с 1 января 2011 г. оплаченную вами стоимость путевок нужно облагать еще и взносами "на травматизм" <3>.

Но если вы заключите длительный договор (минимум на год) с санаторием, имеющим медицинскую лицензию, куда и будете периодически отправлять своих работников на отдых, то взносы платить не придется. Ведь выплаты по таким договорам прямо поименованы в перечне выплат, не облагаемых страховыми взносами <4>.

Если же вы оплачиваете путевки супругам, детям, другим родственникам своего работника, то на эти суммы взносы начислять не надо <5>. Ведь ни у кого из них с вами трудовых отношений нет <6>. Но помните: когда вы самостоятельно приобретаете путевки, их следует оформлять именно на родственников работника. Если компенсируете кому-то из них расходы, то в приказе нужно указать опять же ф. и. о. членов семьи работника (а не его самого). Это поможет избежать возможных претензий со стороны контролеров.

Не облагаются НДФЛ путевки "лечебные", но не туристические

Если для страховых взносов важно, есть ли у организации трудовые отношения с лицом, в пользу которого идут выплаты, то для НДФЛ это значения не имеет. Чтобы не пришлось удерживать налог со стоимости путевки <7>, нужно отправить на оздоровительный отдых работника и/или членов его семьи в учреждение <8>:

- имеющее статус лечебно-профилактической организации и лицензию на ведение медицинской деятельности <9>, но не по туристической путевке;

- находящееся на территории России.

Поэтому, предоставив работнику тур по Золотому кольцу или путевку в Египет, с их стоимости нужно будет удержать НДФЛ.

Под каким соусом стоимость путевки можно учесть в налоговых расходах

По общему правилу стоимость оплаченных работодателем путевок для работников в налоговые расходы не включается <10>. Но если путевка выдается в качестве премии, то ее стоимость может быть учтена как расходы на оплату труда <11>.

Для этого нужно, чтобы путевка была выдана работнику за определенные достижения в труде и такая возможность была указана в коллективном договоре (положении о премировании, другом локальном нормативном акте) или трудовом договоре <12>, то есть такая натуральная премия должна быть включена в систему оплаты труда работников <13>. При этом у работодателя обязательно должно быть заявление работника о его желании получать зарплату частично в натуральной форме.

Если эта премия выдается за труд, то это часть оплаты труда в нашем случае в натуральной форме. А она может составлять не более 20% от всей суммы месячной зарплаты работника <14>. Поэтому, если вы учтете в расходах стоимость путевки полностью, это может вызвать вопросы у налоговиков. Учитывая, что путевки даже на небольшой срок сейчас стоят достаточно дорого, абсолютно безопасно можно будет выдать ее работнику с зарплатой, в 5 раз превышающей стоимость путевки.

В то же время Минфин считает, что всю стоимость путевки можно учесть в расходах, то есть без 20%-го ограничения.

ИЗ АВТОРИТЕТНЫХ ИСТОЧНИКОВ
БАХВАЛОВА АЛЕКСАНДРА СЕРГЕЕВНА - Главный специалист-эксперт Департамента налоговой и таможенно- тарифной политики Минфина России

"Да, действительно, в указанной ситуации расходы на оплату путевок могут быть включены в налоговую базу по прибыли на основании положений п. 2 ст. 255 НК РФ, поскольку путевки в санаторий за достижения в труде - стимулирующие выплаты, которые относятся к системе оплаты труда. Причем вся стоимость путевки, предоставленной в качестве поощрения за успехи в труде, может быть учтена в расходах по налогу на прибыль.

Возможность предоставления бесплатных путевок должна быть предусмотрена коллективными, трудовыми договорами и (или) локальными нормативными актами".

И очень важно правильно составить все документы, касающиеся начисления такой натуральной премии.

Не лишним будет четко зафиксировать успехи работников, за которые вы и предоставляете им путевки (перевыполнение плана, рационализаторские предложения, соблюдение требований качества и производство определенного объема продукции без брака и т.д.) <15>. Приказы о поощрении работников должны быть оформлены по форме N Т11 или Т11-а <16>.

И нельзя забывать, что в ситуации, когда путевка предоставляется в качестве премии, нужно будет на ее стоимость начислить страховые взносы и удержать с нее НДФЛ <17>.

Внимание! Расходы на отдых работников для целей налогообложения прибыли не учитываются <10>. А вот начисленные на стоимость путевки страховые взносы можно включить в расходы.

***

Если для вас важнее не платить страховые взносы, нежели включать стоимость путевки в "прибыльные" расходы, то вы можете заключить письменный договор дарения с работником и тогда взносы начислять не придется <18>. При этом и НДФЛ возникнуть не должен <19>. Хотя налоговики могут расценить это как подарок, который не облагается налогом только в сумме не более 4000 руб., а с остального потребуют заплатить налог <20>.

Риск каких-либо претензий со стороны налоговиков в каждом варианте присутствует. Но с точки зрения нагрузки на организацию все-таки более выгодно выдать работнику путевку в качестве премии.


<1> ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах..." (далее - Закон N 212-ФЗ); п. 1 Письма ПФР от 28.10.2010 N 30-19/11437; Письмо Минздравсоцразвития России от 01.03.2010 N 426-19

<2> ч. 1 ст. 9 Закона N 212-ФЗ

<3> статьи 20.1, 20.2 Федерального закона от 24.07.98 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 125-ФЗ)

<4> подп. 5 ч. 1 ст. 9 Закона N 212-ФЗ; подп. 5 п. 1 ст. 20.2 Закона N 125-ФЗ

<5> ч. 1 ст. 7 Закона N 212-ФЗ; п. 1 Письма ПФР от 28.10.2010 N 30-19/11437; ст. 20.1 Закона N 125-ФЗ

<6> ст. 20 ТК РФ

<7> п. 1 ст. 210, подп. 1 п. 2 ст. 211 НК РФ

<8> п. 9 ст. 217 НК РФ

<9> п. 1 ст. 15 Федерального закона от 23.02.95 N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно- оздоровительных местностях и курортах"; Письмо ФНС России от 17.01.2008 N ШС-6-03/28@; Письмо Минздравсоцразвития России от 02.11.2007 N 32262/МЗ-14

<10> п. 29 ст. 270 НК РФ

<11> статьи 129, 131 ТК РФ; п. 1 ст. 252, ст. 255 НК РФ

<12> Письмо ФНС России от 01.04.2011 N КЕ-4-3/5165; Письмо Минфина России от 22.09.2010 N 03-03- 06/1/606

<13> статьи 129, 135 ТК РФ

<14> ст. 131 ТК РФ

<15> Письмо ФНС России от 01.04.2011 N КЕ-4-3/5165

<16> утв. Постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 N 1

<17> подп. 6 п. 1 ст. 208 НК РФ; ч. 1 ст. 7 Закона N 212-ФЗ

<18> ч. 3 ст. 7 Закона N 212-ФЗ; Письма Минздравсоцразвития России от 19.05.2010 N 1239-19, от 05.03.2010 N 473-19

<19> п. 9 ст. 217 НК РФ

<20> п. 28 ст. 217 НК РФ

Впервые опубликовано в журнале "Главная книга" 2011, N 13

НДС-ВЫЧЕТ С АВАНСА У ПОКУПАТЕЛЯ: С РИСКАМИ И БЕЗ

Суховская М.Г.

Минуло уже 2 с лишним года с тех пор, как у покупателей появилось право на вычет НДС по авансам, перечисляемым продавцам в счет предстоящих поставок товаров (работ, услуг, имущественных прав) <1>.

Конечно, далеко не все и не всегда этим правом пользуются. Ведь если сумма предоплаты незначительная, а поставка ожидается в этом же квартале, то гораздо проще заявить вычет налога уже при получении товаров (работ, услуг) по отгрузочному счету-фактуре. По суммам выходит то же самое, зато не нужно восстанавливать ранее принятый к вычету авансовый НДС <3>, регистрировать авансовый счет-фактуру в книге продаж, делать дополнительные проводки в бухучете.

Внимание! Любой вычет НДС, в том числе с аванса, - это право, а не обязанность покупателя <2>. Так, при получении от продавца, к примеру, нескольких авансовых счетов-фактур можно заявить вычет не по всем из них, а выборочно либо вовсе не заявлять.

Но если сумма аванса внушительная и вы видите, что по итогам квартала светит большой НДС к уплате, тут-то на помощь и приходят авансовые вычеты. Ориентируясь на разъяснения Минфина и налоговой службы, мы предлагаем вам посмотреть, в каких случаях авансовый вычет - кандидат на снятие, а в каких можно не бояться претензий со стороны проверяющих.

Когда нельзя предъявить к вычету НДС с аванса

Однозначно не стоит связываться с авансовым вычетом, если вы являетесь налоговым агентом по НДС, то есть:

<или> приобретаете товары (работы, услуги) на территории РФ у иностранцев, не состоящих на налоговом учете в российской ИФНС <4>;

<или> арендуете федеральное имущество, имущество субъектов РФ и муниципальное имущество у собственника, то есть у органа власти и управления (например, Росимущества) или органа местного самоуправления (например, комитета по управлению имуществом) <5>;

<или> приобретаете государственное или муниципальное имущество, не закрепленное за ГУПами, МУПами или соответствующими учреждениями <5>.

В этом случае зачесть входной НДС можно только после оприходования товаров (оказания услуг, принятия к учету результатов работ) <6>.

Примечание. Есть судебное решение в пользу налогового агента, где суд сказал, что единственным условием для применения налоговым агентом вычета по НДС является наличие документа, подтверждающего уплату налога в бюджет, при условии, что товары (работы, услуги) приобретаются для операций, облагаемых НДС <7>. Но это решение единичное, и ориентироваться на него не нужно.

Когда рискованно принимать к вычету авансовый НДС

СИТУАЦИЯ 1. В вашем договоре нет условия о предварительной оплате

Вероятнее всего, контролирующие органы снимут такой вычет <8> даже при наличии безупречно оформленного счета-фактуры от продавца. Их основной аргумент - в п. 9 ст. 172 НК РФ прямо указано: "...вычеты... производятся... при наличии договора, предусматривающего перечисление [сумм предоплаты]...".

СОВЕТ

Если вычет с аванса получить все-таки хочется, составьте задним числом дополнительное соглашение к уже имеющемуся договору и пропишите в нем условие о предоплате.

СИТУАЦИЯ 2. Договор как единый документ не составлялся, а аванс вы перечислили на основании счета

Отказывая в вычете, налоговики будут ссылаться все на тот же п. 9 ст. 172 НК РФ, где упомянут договор. Однако в НК РФ ничего не сказано про форму договора. А между тем это не обязательно должен быть единый стандартный документ. Если продавец выставляет покупателю счет на предоплату, а тот его оплачивает, то считается, что <9>:

- договор заключен;

- условие о предоплате согласовано.

СОВЕТ

Рекомендуем сделать вот что:

<или> попросить продавца указать в счете, что товары (работы, услуги) оплачиваются авансом;

<или> составить договор в форме единого документа и прописать в нем условие о предоплате.

СИТУАЦИЯ 3. Аванс уплачен наличными деньгами или в безденежной форме (к примеру, товарами при бартерной сделке или векселем)

Минфин против вычета в этом случае, поскольку у вас не будет платежного поручения <8>. То есть вычетом можно воспользоваться, только если предоплата сделана безналичными деньгами.

Но это по меньшей мере спорно. Ведь в п. 9 ст. 172 НК РФ говорится о документе, подтверждающем факт предоплаты. А какой конкретно это документ - не указано. При наличных расчетах таким документом вполне может быть кассовый чек, а при бартере или передаче векселя - акт приема-передачи товаров (работ, услуг) либо векселя. Есть и судебные решения, подтверждающие эту позицию <10>. Да и вообще, из НК прямо не следует, что, в частности, при безденежных расчетах вычет авансового НДС неправомерен.

Однако во избежание возможных претензий лучше в описанной ситуации от вычета воздержаться.

Из п. 3 Постановления Конституционного суда РФ от 20.02.2001 N 3-П:

"...исчисление подлежащей взносу в бюджет суммы [НДС]... не зависит от формы расчетов между продавцом и покупателем...".

Когда к вычету авансового НДС претензий быть не должно

СИТУАЦИЯ 1. В договоре прописано условие о предоплате, но конкретная сумма не указана

В этом случае вы можете принять к вычету НДС, исходя из перечисленной суммы предоплаты, которую продавец укажет в авансовом счете-фактуре <11>.

СИТУАЦИЯ 2. Вы по каким-то причинам отступили от договорного порядка выплаты аванса

К примеру, договором предусмотрена 100%-я предоплата, а вы перечислили аванс несколькими траншами, или наоборот.

Минфин не видит в этом ничего предосудительного <12>. Главное, чтобы в договоре присутствовало условие об авансе, а как оно будет выполняться покупателем - дело десятое. Отметим, что в случае перечисления аванса несколькими траншами безопаснее иметь отдельные счета-фактуры на каждый платеж. Поэтому попросите продавца не включать все суммы в единый счет-фактуру.

СИТУАЦИЯ 3. Вы приобретаете товары (работы, услуги) через посредника

Для беспроблемного зачета входного НДС с аванса нужны будут следующие документы <13>:

- копия счета-фактуры, выставленного посреднику продавцом, получившим аванс;

- счет-фактура посредника;

- платежки на перечисление аванса от вас посреднику, а от посредника - продавцу;

- договоры между вами и посредником, а также между продавцом и посредником, предусматривающие предоплату.

***

Если уж вы приняли НДС с аванса, не забудьте после получения отгрузочного счета-фактуры восстановить налог, ранее заявленный к вычету.


<1> п. 12 ст. 171 НК РФ; подп. "б" п. 8 ст. 2, п. 1 ст. 9 Федерального закона от 26.11.2008 N 224-ФЗ

<2> пп. 1, 12 ст. 171 НК РФ; Письмо Минфина России от 01.09.2009 N 03-07-14/92

<3> подп. 3 п. 3 ст. 170 НК РФ

<4> пп. 1, 2 ст. 161 НК РФ; Письмо Минфина России от 29.11.2010 N 03-07-08/334

<5> п. 3 ст. 161 НК РФ

<6> п. 3 ст. 171 НК РФ; Письмо ФНС России от 12.08.2009 N ШС-22-3/634@

<7> Постановление ФАС ПО от 28.10.2008 N А65-610/2007-СА2-22

<8> п. 2 Письма Минфина России от 06.03.2009 N 03-07-15/39

<9> п. 1 ст. 160, п. 1 ст. 432, пп. 2, 3 ст. 434, ст. 435, п. 3 ст. 438 ГК РФ

<10> см., например, Постановление Восемнадцатого ААС от 03.05.2011 N 18АП-3563/2011

<11> п. 2 Письма Минфина России от 06.03.2009 N 03-07-15/39; Письмо УФНС России по г. Москве от 28.06.2010 N 16-15/067490

<12> Письмо Минфина России от 24.07.2009 N 03-07-09/33

<13> Письмо ФНС России от 04.02.2010 N ШС-22-3/85@

Впервые опубликовано в журнале "Главная книга" 2011, N 13

ОБ УЧЕТЕ ПРОСРОЧЕННОЙ КРЕДИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ

Новикова Т.А.

Один из доходов, который многие бухгалтеры часто забывают учесть вовремя, - кредиторская задолженность с истекшим сроком давности. Вот за тем, чтобы вовремя списать в расходы безнадежную дебиторку, обычно следят. Все интересуются, когда это можно сделать и на основании каких документов. А на кредиторку просто не обращают внимания. Бывает даже так, что по одному контрагенту есть и дебиторка, и кредиторка, дебиторку бухгалтер списывает, а кредиторка продолжает висеть. Дело кончается тем, что в доходы ее включает налоговая инспекция со всеми вытекающими из этого неприятными последствиями.

А после того как в июне прошлого года свою точку зрения по этому вопросу высказал Президиум ВАС РФ, рассчитывать на поддержку суда забывчивым налогоплательщикам не стоит. Но обо всем по порядку.

Итак, если со времени образования задолженности, например, по оплате поставленных вам товаров прошло 3 года, нужно включить ее в доходы. Если, конечно, нет подтверждений того, что должник согласен с долгом. В противном случае трехлетний срок начинает течь заново. Например, если долг возник в 2007 году, а в 2010 году должник подписал акт сверки, то в 2011 году доход признавать не нужно. Новый срок давности начнется с 2010 года.

После перерыва течение срока исковой давности начинается заново; время, истекшее до перерыва, не засчитывается в новый срок.

Для того чтобы установить суммы кредиторской задолженности, по которым срок давности истек, нужно провести инвентаризацию расчетов. Как правило, она проводится в конце года, перед составлением бухгалтерской отчетности. По результатам инвентаризации составляется акт по форме N ИНВ-17. Если выявлена кредиторская задолженность с истекшими сроками исковой давности, то руководитель должен издать приказ о списании просроченной кредиторки в доходы.

Но сплошь и рядом бывает так, что организации вообще забывают о том, что хотя бы раз в год необходимо проводить инвентаризацию.

Я говорю "хотя бы", потому что инвентаризацию расчетов нужно делать ежеквартально. Как вы понимаете, срок давности может истекать, например, в I квартале отчетного года. Значит, и доходы нужно отразить в I квартале, а не ждать до декабря. Бывает и так: руководитель знает, что есть просроченная кредиторка, но не торопится издавать приказ о ее списании. Но таким образом избежать уплаты налога не получится. Позиция Минфина по этому вопросу всегда была однозначной: кредиторская задолженность включается в доходы того года, когда истек срок исковой давности.

Правда, суды до поры до времени принимали решения в пользу организаций, которые списывали кредиторку по дате приказа, который сознательно издавался позже истечения срока исковой давности, в результате чего откладывался период признания дохода. Но Президиум ВАС эту лазейку прикрыл. Высший суд указал, и, на мой взгляд, совершенно справедливо, что организация не может произвольно выбирать, когда ей признавать просроченную задолженность в доходах. Не важно, была инвентаризация или нет, издан приказ о списании просроченной кредиторки или нет, если истек срок давности - будьте любезны включить задолженность в доходы.

Надеюсь, я убедила вас в необходимости своевременно проводить инвентаризацию и включать в доходы просроченную кредиторку, не дожидаясь, когда это сделают налоговики.

Впервые опубликовано в издании "Главная книга. Конференц-зал" 2011, N 7

РАСХОДЫ БУДУЩИХ ПЕРИОДОВ ПОСЛЕ ПОПРАВОК В БУХЧЕТЕ

Рабинович А.М.

Вопрос. У меня вопрос, который в последнее время интересует, наверное, всех бухгалтеров. Что все-таки случилось с расходами будущих периодов? Наш главбух, например, считает, что на самом деле ничего не изменилось. А другие специалисты, наоборот, говорят, что расходов будущих периодов вообще больше быть не должно.

А. Р.: "Вообще быть не должно" - это, конечно, слишком. Использовать счет 97 "Расходы будущих периодов" вы по-прежнему можете. Но и сказать, что ничего не изменилось, тоже нельзя. Потому что теперь в балансе в составе РБП - расходов будущих периодов - нельзя показывать все, что учтено на счете 97. Тем более показывать общей суммой, без расшифровки. Хотя, честно говоря, ситуация с РБП сейчас сложилась довольно странная, чем и обусловлен такой разброс мнений специалистов. Тем не менее, думаю, найти правильный ответ на ваш вопрос в действующих нормативных актах можно.

Итак, из Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности <20> исключена категория расходов будущих периодов. Одновременно в нем появилось новое правило о том, что руководствоваться им нужно только в ситуациях, не регламентированных ПБУ <21>. Значит, если в отдельных ПБУ есть прямое указание на то, что какие-либо затраты учитываются в качестве РБП, именно так их и нужно отражать в балансе. В той же группе статей "Запасы", что и раньше. И то, что в новой форме баланса расходы будущих периодов тоже не упомянуты, значения не имеет - в ПБУ 4/99 они по- прежнему остаются <19>.

Только обратите внимание, что порядок списания затрат через РБП должен быть установлен именно ПБУ, а не методическими указаниями, Инструкцией к Плану счетов или каким-нибудь другим актом по бухучету. Поэтому, например, затраты на подготовительные работы в сезонных производствах учитывать в качестве РБП уже нельзя, хотя это и предусмотрено Методичкой по учету МПЗ <22>.

Если же говорить о ПБУ, то там можно найти только два упоминания о списании затрат через механизм расходов будущих периодов. Так учитываются разовые платежи за право пользования объектами интеллектуальной собственности <23> и затраты, понесенные в связи с предстоящими работами по договору строительного подряда <24>. Если у вас такие затраты есть - значит, в вашем балансе будет статья "Расходы будущих периодов".

Вопрос. А вот еще в ПБУ 15 есть правило, что дисконт по векселю нужно сначала полностью показать как РБП, а потом равномерно списывать на расходы <25>.

А. Р.: Если быть точным, ПБУ 15/2008 ограничивается требованием о равномерном списании дисконта, но о расходах будущих периодов прямо ничего не говорит. Поэтому вы, ничего не нарушая, можете просто постепенно списывать дисконт в прочие расходы, не показывая предварительно всю его сумму в качестве обязательства, так же как проценты по любому займу.

Вопрос. А как быть с тем, что в ПБУ 10/99 сохранилось правило о распределении расходов, которые обуславливают получение доходов в течение нескольких периодов?

А. Р.: Вот это, наверное, самый интересный вопрос. Действительно, если Положение по ведению бухучета применяется только в случаях, не регламентированных ПБУ, то правила, установленные ПБУ 10/99, имеют большее значение, чем нормы Положения. А эти правила предусматривают распределение расходов, обуславливающих получение доходов в течение нескольких периодов <26>. Именно на этом основании некоторые специалисты и делают вывод о том, что мы можем учитывать в качестве РБП все те же объекты, что и раньше.

Но, обратите внимание, в ПБУ 10/99 о расходах именно будущих периодов ничего не говорится. Там есть только правило о распределении расходов, относящихся к нескольким периодам. При этом новая редакция Положения по ведению бухучета предусматривает, что затраты, относящиеся к нескольким периодам, отражаются в балансе в соответствии с условиями признания активов. Тем самым Положение не отменяет правило, установленное ПБУ 10/99, но раскрывает порядок его применения. Что получаем в итоге?

Принцип распределения расходов, обуславливающих получение доходов в течение нескольких периодов, продолжает действовать. Однако он реализуется через формирование и списание РБП только тогда, когда это прямо предусмотрено ПБУ. О таких случаях мы уже говорили. Во всех прочих ситуациях этот принцип реализуется путем капитализации затрат в виде активов и дальнейшего списания их стоимости. Из этого следует и еще один крайне важный вывод - если какие-либо затраты, относящиеся к нескольким периодам, не могут быть признаны в качестве актива, они подлежат немедленному списанию на расходы.

Вопрос. А какими активами можно признать то, что раньше было РБП?

А. Р.: Это зависит от того, что именно вы раньше учитывали как РБП. Чаще всего такие затраты можно квалифицировать как авансы выданные, хотя возможны и другие варианты, например незавершенное производство. Если же затраты не соответствуют условиям признания какого-либо конкретного актива, предусмотренным ПБУ, но соответствуют общему определению актива, их можно продолжать учитывать на счете 97, а в балансе показывать отдельной статьей в составе прочих оборотных или внеоборотных активов. Самое главное - не признавать активом то, что должно быть списано на текущие расходы. Правда, отличить расходы от активов бывает очень непросто.

Вопрос. Это точно. Вот, например, разовые платежи по договорам страхования - это авансы или текущие расходы?

А. Р.: Я думаю, что такие платежи правильнее отражать как авансы. Основной аргумент - при расторжении договора вам возвращается часть страховой премии <27>. А если есть вероятность возврата уплаченных вами денег, значит, не выполняется одно из условий признания расхода - нет уверенности в том, что произойдет уменьшение экономических выгод организации. И значит, такие затраты нужно отражать как дебиторскую задолженность <28>. Хотя допустимо отражать их в балансе и в качестве прочих активов. Но такой вариант мне нравится меньше.

Вопрос. А лицензии?

А. Р.: Вот это вопрос посложнее. Затраты на приобретение лицензий не относятся ни к одному из активов, предусмотренных ПБУ. В таких случаях, как я уже говорил, решать вопрос о том, является ли объект учета расходом или активом, нужно, руководствуясь общим определением актива. Найти его можно в Концепции бухгалтерского учета в рыночной экономике России <29>. Хотя этот документ и не является нормативным актом, именно на него рекомендует ориентироваться Минфин <30>.

Так вот, Концепция предусматривает, что активами признаются объекты, контроль над которыми организация получила в результате ее хозяйственной деятельности и которые должны принести ей экономические выгоды. Экономические выгоды от использования лицензии очевидны. А вот что такое контроль над объектом и когда можно говорить о его наличии?

Поскольку лицензии качественно близки к НМА, думаю, что здесь мы можем применять термин "контроль" в понимании ПБУ 14/2007, то есть как ограничение доступа иных лиц к экономическим выгодам, ожидаемым от использования объекта <31>. Понятно, что об ограничении доступа можно говорить лишь тогда, когда доступ возможен в принципе. А значит, к активам можно отнести лишь те лицензии, которые удостоверяют права, представляющие интерес не только для вашей организации, но и для других лиц. Права, обладать которыми может только кто-то один и получить которые можно, только "отобрав" их у сегодняшнего обладателя. Такие права удостоверяют, например, лицензии на использование недр. Эти и аналогичные им лицензии теперь в балансе можно показывать в зависимости от срока их действия в составе прочих оборотных или внеоборотных активов. А если стоимость лицензии существенна, ее нужно отразить по отдельной статье. В таком порядке можно учитывать и другие права, "! контролируемые" организацией, например право на заключение договоров аренды.

Другое дело - лицензии на право ведения определенной деятельности, например образовательной. Они не представляют интереса ни для кого, кроме самого правообладателя. Ведь любое лицо, желающее получить эту лицензию, может сделать это, не отбирая ни у кого уже действующих разрешений. Поэтому стоимость таких лицензий нужно списать на текущие расходы. Так же следует поступить и с затратами на сертификаты соответствия, экологические паспорта, с разрешениями на эксплуатацию опасных объектов.

Вопрос. Скажите, а стоимость дорогостоящего ремонта можно оставить в РБП?

А. Р.: Нет, расходы на любой ремонт - это расходы отчетного периода.


<20> утв. Приказом Минфина России от 29.07.98 N 34н

<21> п. 32 Положения... утв. Приказом Минфина России от 29.07.98 N 34н

<22> п. 94 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утв. Приказом Минфина России от 28.12.2001 N 119н

<23> п. 39 Положения по бухгалтерскому учету "Учет нематериальных активов" (ПБУ 14/2007), утв. Приказом Минфина России от 27.12.2007 N 153н

<24> п. 16 Положения по бухгалтерскому учету "Учет договоров строительного подряда" (ПБУ 2/2008), утв. Приказом Минфина России от 24.10.2008 N 116н

<25> п. 15 Положения по бухгалтерскому учету "Учет расходов по займам и кредитам" (ПБУ 15/2008), утв. Приказом Минфина России от 06.10.2008 N 107н

<26> абз. 3 п. 19 Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99, утв. Приказом Минфина России от 06.05.99 N 33н

<27> п. 3 ст. 958 ГК РФ

<28> п. 16 ПБУ 10/99

<29> одобрена Методологическим советом по бухгалтерскому учету при Министерстве финансов Российской Федерации и Президентским советом Института профессиональных бухгалтеров 29.12.97

<30> см., например, Письмо Минфина России от 30.04.2008 N 03-05-05-01/29

<31> подп. "б" п. 3 ПБУ 14/2007

Впервые опубликовано в издании "Главная книга. Конференц-зал" 2011, N 7

О ВЗЫСКАНИИ С НАЛОГОВОГО АГЕНТА НЕУДЕРЖАННОГО НАЛОГА

Ахтанина М.Н.

О том, что налог не может уплачиваться за счет средств налогового агента, налоговики напрочь забывают, когда обнаруживают, что агент что-то не удержал у налогоплательщика. Нередко в этих случаях агенту не только доначисляют пеню и штраф, но и предлагают уплатить недоимку по налогу. Понять налоговиков можно: зачем гоняться за налогоплательщиком, которого можно и не догнать, если налоговый агент вот он - рядом!

К тому же в начале этого года появилось решение Президиума ВАС, которое может фактически легализовать такую практику, так как суды вряд ли не будут учитывать мнение того, кто следит за единообразием арбитражной практики. А для особо непонятливых ВАС прямо подчеркнул, что содержащееся в этом Постановлении толкование правовых норм общеобязательно и подлежит применению при рассмотрении арбитражными судами аналогичных дел. Я имею в виду Постановление от 13.01.2011 N 10067/10, в котором ВАС признал правомерным взыскание с налогового агента по НДС не удержанного им налога.

Напомню вам фабулу дела и аргументы, которыми ВАС обосновал свою позицию. Организация арендовала у муниципалитета недвижимость. Как это часто бывает, в договоре НДС не был выделен, но было условие о том, что арендатор обязан самостоятельно исчислить НДС согласно требованиям статьи 161 НК. При этом, как вы помните, в соответствии с пунктом 3 этой статьи налоговая база определяется как сумма арендной платы с учетом налога. Налог же в этом случае исчисляется по расчетной ставке. Реальные суммы я приводить не буду, предположим, что арендная плата составляла 100 000 рублей.

Арендатор почему-то налог исчислять, удерживать и перечислять в бюджет не стал и все 100 000 рублей перечислил муниципалитету. А налоговая инспекция при проверке доначислила ему НДС, причем по прямой ставке - 18 процентов, то есть 18 000 рублей (100 000 руб. х 18%). Арендатор пошел оспаривать решение инспекции в суд. И суды трех инстанций его требование удовлетворили, указав, что раз он налог не удерживал, то и взыскать его с него нельзя.

Однако Президиум ВАС рассудил иначе и признал правомерным взыскание НДС с агента, его не удержавшего. ВАС отметил, что арендатор был не вправе отказаться от исполнения обязанностей налогового агента. Кроме того, этим обязанностям корреспондирует право на получение "агентского" вычета по НДС. Соответственно, сколько арендатор-агент отдаст бюджету, столько и вернет. Единственное, что не понравилось ВАС, - исчисление налога по прямой ставке, а не по расчетной. И в этой части дело было направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции. Естественно, суд первой инстанции налог пересчитал уже по расчетной ставке. И решение налогового органа было признано недействительным уже только в части доначисления НДС в размере, превышающем 15 254 рубля (100 000 руб. х 18/118).

Итогом исполнения такого решения будет то, что муниципалитет неосновательно обогатится за счет арендатора ровно на ту сумму НДС, которую взыскали. Потому что расчетная ставка применяется, когда налог "сидит" в цене аренды, соответственно, перечислить арендодателю арендатор должен был не 100 000, а только 84 746 рублей (100 000 руб. - 15 254 руб.). Получается, что арендатор вправе обратиться к арендодателю с требованием вернуть безосновательно полученные деньги.

Таким образом, ВАС фактически сказал налоговым агентам, не удерживающим налоги: государство не волнует то, что вы не исполнили свои обязанности, "агентские" налоги будут взыскивать с вас, а вы уж сами разбирайтесь с налогоплательщиками, как хотите. В принципе, аналогичный подход он продемонстрировал, когда объяснял, почему с агента, не удержавшего налог, должна взыскиваться пеня.

Эта позиция целиком соответствует самой идее налоговых агентов. В ее основе, как я уже говорила, лежит желание государства переложить заботы по сбору налогов с "труднодоступных" для контроля субъектов на плечи их более "доступных" контрагентов. И в свете этой позиции аргумент о том, что налог, не удержанный налоговым агентом, не может быть с него взыскан, не работает. В качестве контраргумента налоговому агенту могут сказать: мы не знаем, удержал ты налог или нет, ты почему-то просто не перечислил его в бюджет. Если же налогоплательщику ты перечислил денег больше, чем должен был, никто не запрещает тебе эти излишки с него взыскать. И действительно, как доказывать удержание или неудержание налога?

Бесспорно, в этом решении ВАС занял пробюджетную позицию, так как простор для маневра на поле действующего налогового законодательства у него был. Может быть, одной из причин для принятия такого решения стало то, что Кодексом абсолютно не урегулированы порядок и сроки уплаты НДС и налога на прибыль, не удержанных налоговым агентом. А раз все это Кодексом не установлено, то налоговый орган, даже если выявит неуплату, с налогоплательщика взыскать налог не сможет. Ведь что взыскивают налоговики? Недоимки! То есть суммы налогов, не уплаченные в установленный законом срок. А если срок уплаты налога не установлен, то не может быть и недоимки.

И, думаю, ВАС понимал, что если он согласится с тем, что неудержанный НДС не может быть взыскан с налогового агента, то государство может никогда и не получить этот налог. Так как порядок и сроки уплаты налогоплательщиком не удержанного агентом налога установлены только для НДФЛ. А нечистые на руку налоговые агенты могли бы использовать это несовершенство законодательства с пользой для себя.

Вопрос. Как?!

Очень просто. Мы с вами уже говорили, что почти все "агентские" налоги уплачиваются фактически за счет средств агента. И, договариваясь о цене товаров или услуг, добросовестному агенту приходится увеличивать ее на сумму налога, подлежащего удержанию. Согласитесь, вряд ли какой-нибудь продавец согласится получить за свой товар денег меньше только потому, что покупатель должен удержать какой-то там налог. Таким образом, затраты агента возрастают. Ему приходится уплатить не только цену товара, допустим, 2 000 000 рублей, но и перечислить в бюджет, например, НДС в сумме 360 000 рублей (2 000 000 руб. х 18%). Итого 2 360 000 рублей (2 000 000 руб. + 360 000 руб.).

Что может сделать недобросовестный агент? Не указывать в договоре, что цена договора увеличивается на суммы всех российских налогов, заплатить продавцу его 2 000 000 рублей и ничего в бюджет не перечислять. Если исходить из того, что недоимку можно взыскать только с налогоплательщика, то, даже если налоговый орган выявит такое нарушение, взыскать с налогового агента он сможет только штраф по статье 123 НК и пеню. Штраф - это 20 процентов от неудержанного налога. Сумма налога, исчисленного по расчетной ставке, составит 305 085 рублей (2 000 000 руб. х 18/118). Значит, штраф равен 61 017 рублям (305 085 руб. х 20%). Пеня за каждый день просрочки равна 1/300 ставки рефинансирования, которая за последние 3 года ни разу не превысила 13 процентов, а бОльшую часть времени составляла около 10 процентов годовых. Получается, что только за 8 лет недобросовестный агент заплатит в бюджет столько, сколько заплатил бы единовременно, если бы был добросовестным. Дополнительно в его пользу! может сыграть и фактор инфляции, поскольку 100 рублей сегодня - это всегда лучше, чем 100 рублей через год.

Полагаю, что, вынося Постановление N 10067/10, ВАС принял во внимание и эти экономические нюансы.

Понимаю, что проблемы несовершенства налоговых законов должны волновать хозяйствующих субъектов в последнюю очередь. А латание законодательных дыр, по большому счету, не дело Высшего арбитражного суда. Кроме того, эта позиция Президиума ВАС не универсальна. Пять лет назад он сам же в Постановлении N 4047/06 отметил, что налоговые органы не могут обязать налогового агента уплатить неудержанный НДФЛ, если агент не может удержать налог в будущем. Заметьте, ВАС говорил не о взыскании налога агентом, например, через суд, а именно о его удержании, которое предполагает, что в распоряжении агента находятся какие-то деньги плательщика. И тогда, в 2006 году, ВАС исходил именно из того, что НК предусмотрен порядок уплаты налогоплательщиком НДФЛ, не удержанного агентом. Согласитесь, как-то странно получается: ответ на вопрос, можно ли взыскать с налогового агента неудержанный налог, зависит от того, предусмотрел законодатель порядок уплаты такого налога налогоплательщиком или нет. Пр! и том что наличие в НК правил уплаты неудержанного НДФЛ вовсе не гарантирует государству, что налог оно все-таки получит. Например, иностранный гражданин может просто этот налог не заплатить и "догнать" его будет также нереально, как и иностранную организацию, не присутствующую на территории РФ.

Впервые опубликовано в издании "Главная книга. Конференц-зал" 2011, N 6

О СТАНДАРТНЫХ ВЫЧЕТАХ ПО НДФЛ

Ахтанина М.Н.

Самые распространенные стандартные вычеты - это вычеты "на себя" в размере 400 рублей и на детей.

Право на самый маленький ежемесячный стандартный вычет "на себя" имеют все налоговые резиденты до месяца, в котором их облагаемый по ставке 13 процентов доход, исчисленный нарастающим итогом с начала года налоговым агентом, предоставляющим вычет, превысил 40 000 рублей.

Тут все просто. Если зарплата работника 15 000 рублей и других доходов, облагаемых по ставке 13 процентов, вы ему не выплачивали, вычет "на себя" вы дадите ему только в январе и феврале. Так как уже в марте его доход, исчисленный с начала года, превысит 40 000 рублей.

Вопрос. Но зарплату за март мы выплатим только в апреле!

Это ничего не меняет. Доход в виде зарплаты считается полученным на последний день того месяца, за который она начислена.

Вопрос. А можно предоставить стандартный вычет гражданину, принятому на работу в середине года, если на предыдущей работе вычеты ему не предоставлялись, но его доход там превысил 40 000 рублей?

Можно. Так как при определении лимита учитываются только доходы, исчисленные налоговым агентом, предоставляющим вычет. То, что вашему работнику предыдущий работодатель налоговые вычеты не предоставлял, подтверждает его справка по форме 2-НДФЛ. Эту справку налоговый агент обычно выдает физическому лицу по его заявлению.

Следующий стандартный вычет - это вычет на детей, который предоставляется до месяца, в котором доход налогоплательщика превысит 280 000 рублей. Его размер составляет 1000 рублей на каждого ребенка, находящегося на обеспечении налогоплательщика - родителя родного или приемного, супруга родителя, опекуна или попечителя. Ребенком считается человек до 18 лет или до 24 лет, если он студент, аспирант, курсант или ординатор, обучающийся по очной форме обучения.

Сумма вычета удваивается, если он предоставляется:

- на ребенка-инвалида до 18 лет;

- на студента, аспиранта, курсанта или ординатора до 24 лет, обучающегося очно и являющегося инвалидом I или II группы;

- единственному родителю, опекуну, попечителю, не состоящему в браке.

Для получения однократного вычета налогоплательщик должен представить налоговому агенту документы, подтверждающие наличие у него или его супруга детей. Это свидетельство о рождении, свидетельство о заключении брака и т.д.

Кстати, забавно получается: на ребенка разведенных родителей государство готово предоставить вычетов больше, чем на ребенка из полной семьи. Смотрите, каждый из родителей ребенка может получить вычет в размере 1000 рублей в месяц. То есть совокупный вычет на ребенка для родителей, женатых друг на друге, составит 2000 рублей. Если же они разведутся и вступят в брак с другими людьми, то право на вычет на этого же ребенка получат и их супруги. Таким образом, совокупный вычет на этого ребенка составит уже 4000 рублей. Понятно, что экономия на детских вычетах смешная, но интересен сам подход.

Если налогоплательщик претендует на удвоенный детский вычет на ребенка-инвалида, то ему нужно представить налоговому агенту справку, подтверждающую инвалидность, выданную бюро медико-социальной экспертизы.

Для получения удвоенного детского вычета свой статус нужно подтвердить и единственному родителю. Если второй родитель ребенка умер или признан безвестно отсутствующим - это свидетельство о смерти или решение суда соответственно.

Нередко за удвоенным вычетом обращаются женщины, отцовство детей которых не установлено, но, тем не менее, в свидетельстве о рождении некий Иван Иванович Иванов в качестве отца указан. В этом случае и Минфин, и налоговая служба предлагают матерям подтверждать то, что они являются единственными родителями, справкой о рождении, выданной органами ЗАГС.

Как я уже говорила, удвоенные вычеты предоставляются единственным родителям только до вступления в брак. В то же время налоговый агент может ничего и не знать об этом радостном событии. Обязан ли он что-то предпринимать для этого? Ведь даже отсутствие в паспорте штампа о регистрации брака не означает, что брак не регистрировался. Теоретически можно попросить у человека справку об отсутствии зарегистрированного брака, как это предлагает делать Минфин в Письме от 12.08.2010 N 03- 04-05/5-449. Но практически такая справка подтверждает только то, что в архиве конкретного ЗАГСа за определенный период нет записей о регистрации брака конкретным гражданином. Означает ли это, что он действительно не состоит в браке? Нет. Может, он заключил его в другом ЗАГСе, просто забыл в каком. Поэтому собирать такие справки бессмысленно. И максимум, что может и должен сделать налоговый агент, чтобы обезопасить себя от претензий контролирующих органов, - это попросить налогоплательщика написать! в заявлении на вычет, что он в браке не состоит. Насколько эти сведения соответствуют действительности, проверять не надо, их правдивость остается на совести налогоплательщика. Дополнительно вы можете разъяснить единственному родителю, что, хотя он после вступления в брак и лишится права на удвоенный вычет, зато однократный вычет сможет получать его супруг. Следовательно, совокупный бюджет семьи не пострадает.

Обратите внимание: лишение одного из родителей родительских прав не делает второго родителя единственным. Поскольку лишение родительских прав не означает освобождения от родительских обязанностей, в том числе по содержанию детей. И с такого родителя могут взыскиваться алименты. Другое дело, что обычно взыскать алименты с таких элементов нереально. Но это, к сожалению, не означает появления у нормального родителя права на удвоенный детский вычет. На это указывает и Минфин, в частности, в Письмах от 09.02.2010 N 03-04-05/8-37 и от 06.05.2011 N 03-04-05/1-341.

Вместе с тем лишение родительских прав приводит к утрате прав на льготы, установленные для граждан, имеющих детей. Следовательно, человек, лишенный родительских прав, даже уплачивающий алименты, не имеет и права на детские вычеты. Так как вычет - это налоговая льгота. Но почему государство не может передать право на получение этого вычета нормальному родителю? Не понятно.

При этом даже вполне благополучный родитель может получить удвоенный детский вычет, если второй родитель откажется от своего вычета в его пользу. В то же время, включив эту норму в НК, законодатель не потрудился ясно прописать механизм ее реализации. В результате, как и ожидалось, и Минфин, и налоговая служба пришли к выводу, что отказаться от вычета в пользу второго родителя первый может, только если:

- получает доходы, облагаемые по "резидентской" ставке 13 процентов;

- эти доходы не превысили лимита, при достижении которого детский вычет перестает предоставляться.

Причем формально контролирующие органы правы. Передать кому-либо право можно только тогда, когда ты сам это право имеешь. Но вместе с этой правотой норма утратила всякий смысл. Ведь если право на вычет имеют оба родителя, отказ от вычета одного из них в пользу другого никому не принесет никакой налоговой выгоды.

Однако все это не исключает того, что в один прекрасный момент ваш работник попросит вас предоставить ему удвоенный детский вычет по причине отказа от него второго родителя ребенка. В этом случае советую вам воспользоваться рекомендациями ФНС из Письма от 01.09.2009 N 3-5-04/1358@. В нем налоговая служба разъяснила, что для такого вычета нужны:

- заявление налогоплательщика, в котором он просит предоставлять вычет на ребенка в двойном размере по причине отказа от вычета второго родителя;

- заявление второго родителя об отказе от вычета, адресованное вам. Налоговая служба хочет, чтобы в этом заявлении были указаны ф. и. о., адрес и ИНН второго родителя, а также реквизиты свидетельства о рождении ребенка;

- копия заявления второго родителя об отказе от вычета, адресованного его налоговому агенту.

Имея на руках такие документы, вы можете более или менее спокойно предоставлять удвоенный детский вычет своему работнику. Ведь даже налоговики соглашаются с тем, что налоговый агент не несет ответственности за действия родителя, предоставившего недостоверные данные. Значит, даже если вы предоставите налогоплательщику вторую часть вычета, хотя второй родитель права на него не имеет, все претензии налоговые органы должны будут предъявлять налогоплательщику, а не вам.

Впервые опубликовано в издании "Главная книга. Конференц-зал" 2011, N 7

О НАЛОГЕ С ДОХОДОВ ПОСТОЯННОГО ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА ИНОСТРАННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ, НЕ ВСТАВШЕЙ НА УЧЕТ В РФ

Краснопеева А.Н.

Становится ли российская организация налоговым агентом, выплачивая иностранной организации, которая не встала на налоговый учет в РФ, доходы по деятельности, приводящей к образованию постоянного представительства?

ДА НЕТ
Выплачивая доход иностранной организации, относящийся к деятельности ее постоянного представительства в РФ, российская организация не является налоговым агентом и не удерживает налог, только если у нее есть нотариально заверенная копия свидетельства о постановке иностранной организации на налоговый учет в РФ <1>.

Постоянное представительство в РФ образуется, если иностранная организация на постоянной основе ведет коммерческую деятельность на территории РФ <2>. В таком случае иностранная организация - самостоятельный плательщик налога на прибыль в РФ <3>, а у источника дохода не возникнет обязанностей налогового агента.

Постановка иностранной организации на налоговый учет в РФ не относится к обязательным признакам самостоятельного плательщика налога на прибыль в РФ <4>.

У российской организации нет права определять, приводит ли деятельность иностранной организации в РФ к образованию постоянного представительства.

ПРАКТИКА ПРАКТИКА
ФАС Дальневосточного округа
  от 18.05.2009 N Ф03-1968/2009
Девятый ААС
  2 решения <5>
ИТОГО: 0 ИТОГО: 3

<1> подп. 1 п. 2 ст. 310 НК РФ; Приказ МНС России от 28.07.2003 N БГ-3-09/426

<2> пп. 2, 3 ст. 306 НК РФ; Приказ Минфина России от 30.09.2010 N 117н

<3> ст. 246 НК РФ; Письмо Минфина России от 06.05.2009 N 03-03-06/1/302

<4> статьи 246, 306 НК РФ

<5> см. Постановления от 03.06.2010 N 09АП-10939/2010-АК, от 13.04.2010 N 09АП-5712/2009-АК

Впервые опубликовано в издании "Главная книга. Конференц-зал" 2011, N 7



Все права защищены © 2011 ЗАО "Консультант Плюс"
тел. +7(495)956-8283, +7(495)787-9292
mailto:contact@consultant.ru
http://www.consultant.ru/

Информация предоставлена компанией "Консультант Плюс", являющейся разработчиком одноименных справочных правовых систем. Общероссийская Сеть распространения правовой информации КонсультантПлюс объединяет 300 региональных информационных центров, которые занимаются поставкой систем и передачей информации пользователям в 150 городах России. На специализированном правовом сервере: www.consultant.ru можно получить бесплатный доступ к большому массиву актуальной справочной правовой информации, а также узнать подробнее о программных продуктах и услугах Сети КонсультантПлюс, о ее структуре и деятельности, скачать демонстрационные версии профессиональных систем.

Выпуски за другие дни


В избранное