Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

КонсультантПлюс: по cтраницам "Главной книги" Выпуск от 15.04.2011


"КонсультантПлюс: по cтраницам "Главной книги""

КонсультантПлюс По страницам журнала "Главная книга"
Выпуск от 15.04.2011

Обзоры законодательства | Интернет-версия КонсультантПлюс | Финансовые консультации | Подписаться

 А вы знаете, как правильно оформить увольнение за прогул?

Есть несколько обязательных действий. Каких?

В "Путеводителе по кадровым вопросам" в КонсультантПлюс подробная информация по этому и многим другим вопросам. А еще в системе КонсультантПлюс для бухгалтера Путеводители по налогам, взносам, бухучету, сделкам.
В каждом из Путеводителей для вас - рекомендации, примеры, разъяснения, пошаговые инструкции, образцы заполнения документов, ссылки на первоисточники.


Содержание

С АРЕНДАТОРА ГОСИМУЩЕСТВА НЕУДЕРЖАННЫЙ НДС ВЗЫСКАТЬ МОЖНО

Шаронова Е.А.

13 января

Постановление Президиума ВАС РФ от 13.01.2011 N 10067/10

ВАС решил, что с арендаторов госимущества, которые не исполнили обязанности налогового агента, можно взыскать сумму неудержанного НДС.

Суть дела такова. Между Комитетом по управлению имуществом муниципалитета (арендодателем) и организацией (арендатором) был заключен договор аренды имущества, находящегося в муниципальной собственности. В договоре сумма арендной платы была указана без выделения НДС, но было предусмотрено, что арендатор самостоятельно исчисляет НДС согласно требованиям ст. 161 НК РФ. Однако арендатор НДС с арендной платы не исчислял и в бюджет не уплачивал. Всю сумму платы, указанную в договоре, он перечислял арендодателю.

Решением, принятым по итогам выездной проверки, ИФНС доначислила арендатору НДС, исчислив его сверх цены договора.

Суды первой, апелляционной и кассационной инстанций признали решение инспекции в этой части недействительным. Они указали, что у инспекции нет оснований взыскивать НДС с арендатора, поскольку он из перечисленной арендодателю арендной платы налог не удерживал. А уплата налога за счет средств налогового агента противоречит ст. 24 НК РФ.

Однако ВАС решил, что действия инспекции по доначислению НДС арендатору правомерны. Он обосновал это тем, что НДС - это часть арендной платы. Просто при аренде государственного или муниципального имущества налог перечисляется не арендодателю, а сразу в федеральный бюджет <1>.

Кроме того, обязанности налогового агента перечислить налог в бюджет корреспондирует его право на вычет этого налога <2>. Единственное, в чем усомнился ВАС, так это в правильности доначисления арендатору налога по обычной, а не по расчетной ставке.

В итоге ВАС отправил дело на новое рассмотрение в первую инстанцию для проверки правильности доначисления инспекцией спорной суммы НДС исходя из положений п. 4 ст. 164 НК РФ.

Таким образом, если вы, являясь арендатором государственного или муниципального имущества, не удержите НДС, то, выявив это, инспекция все равно с вас его взыщет.

Если налог вам доначислят по расчетной ставке, то это будет означать, что арендодатель получил с вас денег больше, чем должен был, ровно на ту же сумму, которую с вас взыскали в виде налога. То есть можно будет говорить о том, что на эту сумму государство или муниципалитет неосновательно обогатились. Тогда вы можете попытаться взыскать эту сумму с арендодателя как неосновательное обогащение <3>.


<1> п. 3 ст. 161, п. 4 ст. 173 НК РФ

<2> п. 3 ст. 171 НК РФ

<3> ст. 1102 ГК РФ

Впервые опубликовано в журнале "Главная книга" 2011, N 6

ТРАВМА БУДЕТ НЕСЧАСТНЫМ СЛУЧАЕМ НА ПРОИЗВОДСТВЕ, ЕСЛИ ПОЛУЧЕНА В РАБОЧЕЕ ВРЕМЯ ПРИ ИСПОЛНЕНИИ ТРУДОВЫХ ОБЯЗАННОСТЕЙ

Шаповал Е.А.

28 декабря

Постановление Президиума ВАС РФ от 28.12.2010 N 11775/10

ВАС РФ решил, что несчастный случай является страховым случаем для целей "несчастного" страхования, если травма получена работником в рабочее время в связи с выполнением трудовых обязанностей или действий, совершенных в интересах работодателя.

ФСС отказал работодателю в возмещении расходов на выплату пособия по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве в следующей ситуации. По устному распоряжению непосредственного руководителя работники поехали на личном автомобиле одного из них в магазин для приобретения товаров для производственных нужд. При возвращении к месту работы произошло ДТП, в котором пострадал один работник. Ему был выдан больничный с указанием причины нетрудоспособности - несчастный случай. По факту несчастного случая на производстве организация по всем правилам провела расследование, по результатам которого был составлен акт по форме Н-1 <1>.

Однако отделение ФСС не приняло сумму пособия к зачету в счет уплаты взносов "на травматизм". Специалисты Фонда решили, что документального подтверждения того, что несчастный случай произошел при выполнении пострадавшим трудовых обязанностей, нет.

Согласились с ним и суды трех инстанций, указав, что организация не представила документы, подтверждающие факт поездки и ее производственный характер:

- приказ руководителя об использовании личного автомобиля для служебных поездок;

- путевой лист;

- документы, подтверждающие приобретение товаров для производственных нужд.

Президиум ВАС, признавая действия Фонда незаконными, согласился с тем, что непредставление организацией документов, подтверждающих поездку и необходимость приобретения товаров для производственных нужд, имеет значение для подтверждения расходов в целях налогообложения прибыли, но не имеет - для признания несчастного случая на производстве страховым.


<1> утв. Постановлением Минтруда России от 24.10.2002 N 73

Впервые опубликовано в журнале "Главная книга" 2011, N 6

ДИВИДЕНДЫ ПО ВЕСНЕ СЧИТАЮТ (Правила и сроки выплаты дивидендов участникам)

Мацепуро Н.А.

На годовое общее собрание участников хозяйственных обществ (АО, ООО) обычно выносится и вопрос о выплате дивидендов. Для его решения нужна информация о величине полученной компанией чистой прибыли и размере ее чистых активов. Расчет этих показателей, а также последующая выплата дивидендов ложатся на плечи бухгалтера. Поэтому далее мы ответим на наиболее частые "дивидендные" вопросы бухгалтеров, в том числе на вопросы, как определить чистую прибыль при применении УСНО и в какой срок рассчитаться с участниками по начисленным дивидендам.

Когда можно выплатить дивиденды

Выплачивать дивиденды могут лишь компании с хорошими финансовыми показателями.

Ведь, во-первых, дивиденды рассчитываются исходя из полученной по итогам года чистой прибыли либо исходя из нераспределенной прибыли прошлых лет <1>.

А во-вторых, на день принятия решения о распределении чистой прибыли, а также на дату выплаты дивидендов компания должна соответствовать ряду требований, в частности <2>:

- ее уставный капитал должен быть полностью оплачен;

- размер ее чистых активов не должен быть меньше ее уставного капитала.

Кроме того, выплата дивидендов не должна привести к тому, что у организации появятся признаки банкротства <3>.

Напомним, что размер чистых активов определяется на основании данных бухгалтерского баланса. И если вы не покупали у акционеров акции, то можете рассчитать чистые активы по формуле <4>:

Чистые активы = Активы (строка 300) + Доходы будущих периодов (строка 640) - Обязательства (строка 590 + строка 690)

Расчет дивидендов упрощенцами

Если вы, применяя упрощенную систему налогообложения, ведете полный бухгалтерский учет, то проблем с расчетом дивидендов у вас не возникает. А вот если нет <5>, то для целей определения чистой прибыли вы можете действовать так:

<или> разработать свою методику расчета чистой прибыли. Однако такие методики обычно не позволяют получить достоверную информацию о финансовом положении компании в сравнении с данными бухгалтерского учета. Поэтому выплаченные на их основании суммы налоговые органы могут расценить не как дивиденды, а как безвозмездно переданные деньги или зарплату (если участник одновременно является работником организации).

Примечание. В этом случае налоговики рассчитают налоги уже по общим ставкам:

- участнику-организации - налог на прибыль исходя из ставки 20% вместо 9% (для российских компаний) или 15% (для иностранных компаний);

- участнику-физлицу - НДФЛ по ставке 13% вместо 9%, если он резидент РФ, и по ставке 30% вместо 15%, если он нерезидент РФ <6>.

Кроме того, вашу организацию могут оштрафовать за неполное удержание и перечисление НДФЛ и налога на прибыль <7>.

Вместе с тем некоторым организациям удавалось в суде доказать правомерность расчета чистой прибыли по своим методикам <8>;

<или> восстановить бухгалтерский учет за все те периоды, за которые планируется выплатить дивиденды. Кстати, именно на таком способе настаивают контролирующие органы, а потому - он самый безопасный <9>;

<или> составить инвентарный баланс и на его основе заполнить бухгалтерскую отчетность. Такой вариант удобен, например, когда бухгалтерский учет не велся долгое время и восстановить его нереально. При таком способе на конец отчетного периода в баланс заносятся сальдо:

- по кассе, расчетным счетам, ОС и НМА - по данным учета;

- по известным статьям капитала (уставный капитал, резервный фонд и др.);

- по иным статьям баланса - по результатам инвентаризации (по данным целевого учета основных участков, например целевого учета товаров, расчетов с поставщиками, расчетов с покупателями).

Положительная разница между активом и пассивом такого баланса и будет являться нераспределенной прибылью отчетного периода.

Сроки выплаты дивидендов

Вы должны выплатить дивиденды в течение 60 дней со дня принятия общим собранием участников решения об этом, если меньший срок не указан в уставе или решении <10>.

Иногда общее собрание утверждает график поэтапной выплаты дивидендов. Выплачивать дивиденды поэтапно можно, если выполняются следующие условия:

- все выплаты укладываются в срок, определенный уставом (максимум 60 дней) <10>.

Внимание! С 2011 г. дивиденды участникам ООО и АО должны выплачиваться максимум в течение 60 дней со дня принятия решения об их выплате <10>;

- дивиденды по акциям одной категории (типа) выплачиваются одновременно всем владельцам акций этой категории (типа) <11>.

Если вы по своей вине нарушите сроки выплаты дивидендов, то участник может потребовать уплаты процентов за пользование чужими денежными средствами за весь период просрочки <12>. Однако если в просрочке виноват сам участник (не предоставил банковские реквизиты, не явился для получения денег в кассе), то проценты платить вы не должны <13>. Конечно, в этой ситуации вы можете внести причитающуюся участнику сумму на депозитный счет нотариуса <15>, но это ваше право, а не обязанность.

Внимание! При нарушении сроков выплаты дивидендов участники вправе требовать от вашей компании уплаты процентов за пользование чужими денежными средствами <14>.

Проценты вам не придется платить и в других случаях, когда в просрочке нет вашей вины. Например, если компания не выплатила дивиденды из-за того, что на день выплаты ее чистые активы стали меньше величины уставного капитала <16>.

Выплата дивидендов третьим лицам

Вы можете выплатить дивиденды самому участнику, а можете по его поручению перечислить деньги другой организации или физическому лицу, в том числе в оплату приобретенных участником товаров (работ, услуг) <17>.

Примечание. В этой ситуации вы остаетесь налоговым агентом участника, поэтому "дивидендные" налоги с таких выплат вы удерживаете в обычном порядке, то есть при их перечислении по поручению участника третьим лицам <18>.

А если к вам за дивидендами обратился наследник участника, то вам нужно посмотреть его свидетельство о праве на наследство. Если в нем указано, что он наследует право на получение дивидендов или все имущество наследодателя, то вы обязаны выплатить ему дивиденды, начисленные в пользу умершего участника <19>. Не забудьте оставить себе копию этого свидетельства.

Невостребованные дивиденды

Дивиденды становятся невостребованными, если компания по каким-то причинам добровольно их не выплатила, а участник не обратился за ними в установленный срок.

С 2011 г. участник вправе обратиться за выплатой дивидендов в следующие сроки.

Период начисления дивидендов Срок на предъявление требования о выплате дивидендов по уставу Срок, в течение которого участник вправе обратиться с требованием о выплате дивидендов
<или> в 2011 г. и позже <20>
<или> до 2011 г., если на 31.12.2010 не истек срок на предъявление требования о выплате дивидендов по уставу <21> (если уставом срок не определен, он признается равным 3 годам со дня истечения срока на выплату дивидендов <22>)
<или> не установлен
<или> 3 года или меньше
В течение 3 лет со дня истечения срока выплаты дивидендов
Больше 3 лет, но не больше 5 лет В течение срока, установленного уставом
Больше 5 лет В течение 5 лет со дня истечения срока выплаты дивидендов
С 31.12.2007 по 30.12.2010, если:
<или> срок на предъявление требования о выплате дивидендов истек на 31.12.2010 <23>
<или> уставом или решением о выплате дивидендов не определен срок их выплаты <24>
Не важен С 01.01.2011 по 30.06.2011

По истечении этих сроков дивиденды считаются невостребованными и вы вправе отказать участнику в их выплате.

РАССКАЖИ РУКОВОДИТЕЛЮ
Суммы невостребованных дивидендов нужно восстановить в составе нераспределенной прибыли, то есть участники компании смогут принять решение о повторном распределении этих денег между собой.

Сумму невостребованных дивидендов вы для целей налогообложения не учитываете <25>.

Если в 2007 - 2010 гг. вы, как того требовал Минфин <26>, включали суммы невостребованных дивидендов во внереализационные доходы, то сейчас вы можете подать уточненные декларации за периоды, в которых включали их в доходы (начиная с 01.01.2007), с заявлением о зачете или возврате излишне уплаченного налога <27>.

***

В этом году помните о двух новшествах: первое - выплачивать дивиденды теперь нужно в срок не более 60 дней со дня принятия решения об их выплате, даже если устав предусматривает больший срок, а второе - появилась налоговая льгота по восстановленным дивидендам.


<1> п. 1 ст. 28 Федерального закона от 08.02.98 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее - Закон N 14-ФЗ); п. 2 ст. 42 Федерального закона от 26.12.95 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее - Закон N 208-ФЗ); Письмо Минфина России от 06.04.2010 N 03-03-06/1/235; Письмо УФНС России по г. Москве от 23.06.2009 N 16-15/063489

<2> ст. 29 Закона N 14-ФЗ; ст. 43 Закона N 208-ФЗ

<3> п. 2 ст. 29 Закона N 14-ФЗ; п. 4 ст. 43 Закона N 208-ФЗ

<4> Приказ Минфина России N 10н, ФКЦБ России N 03-6/пз от 29.01.2003; Письмо Минфина России от 07.12.2009 N 03-03-06/1/791

<5> п. 3 ст. 4 Федерального закона от 21.11.96 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете"

<6> пп. 1, 3 ст. 224, п. 1, подп. 2, 3 п. 3 ст. 284 НК РФ

<7> ст. 123 НК РФ

<8> Постановления ФАС МО от 20.07.2009 N КА-А41/6492-09; Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.07.2009 N А57-1360/09

<9> Письма Минфина России от 20.08.2010 N 03-11-06/2/134, от 29.01.2008 N 07-05-06/18

<10> п. 3 ст. 28 Закона N 14-ФЗ; п. 4 ст. 42 Закона N 208-ФЗ

<11> п. 4 ст. 42 Закона N 208-ФЗ

<12> ст. 395 ГК РФ

<13> п. 3 ст. 405, пп. 1, 3 ст. 406 ГК РФ

<14> ст. 395 ГК РФ

<15> подп. 4 п. 1 ст. 327 ГК РФ

<16> п. 2 ст. 29 Закона N 14-ФЗ; п. 4 ст. 43 Закона N 208-ФЗ

<17> статьи 309, 312 ГК РФ

<18> п. 1 ст. 43, п. 1 ст. 226, п. 2 ст. 275 НК РФ

<19> пп. 1, 2 ст. 382, ст. 387, п. 1 ст. 1110, ст. 1112, п. 1 ст. 1162 ГК РФ

<20> п. 4 ст. 28 Закона N 14-ФЗ; п. 5 ст. 42 Закона N 208-ФЗ

<21> ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 28.12.2010 N 409-ФЗ; п. 4 ст. 28 Закона N 14-ФЗ; п. 5 ст. 42 Закона N 208-ФЗ

<22> ст. 196 ГК РФ

<23> ч. 4 ст. 4 Федерального закона от 28.12.2010 N 409-ФЗ

<24> ч. 4, 5 ст. 4 Федерального закона от 28.12.2010 N 409-ФЗ

<25> подп. 3.4 п. 1 ст. 251 НК РФ; п. 4 ст. 28 Закона N 14-ФЗ; п. 5 ст. 42 Закона N 208-ФЗ

<26> Письмо Минфина России от 14.02.2006 N 03-03-04/1/110

<27> ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 28.12.2010 N 409-ФЗ; п. 7 ст. 78 НК РФ

Впервые опубликовано в журнале "Главная книга" 2011, N 6

КАК УЧЕСТЬ ВЕКСЕЛЬНЫЙ ДИСКОНТ ПРИ РАСЧЕТЕ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ

Кононенко А.В.

Обычно векселедатель при погашении векселя выплачивает сумму большую, чем сумма полученных под этот вексель денег или стоимость приобретенных за него товаров, работ или услуг. По сути, это плата вексельного должника за пользование деньгами за время обращения векселя. И часто она выражается в виде дисконта - разницы между номиналом векселя и средствами, привлеченными под вексель. Налоговый учет такого дисконта непрост. Поэтому давайте с ним разберемся вместе на примере простого векселя, у которого был только один держатель.

Дисконт = доход/расход по долговым обязательствам

В налоговом учете дисконт по векселю учитывается в том же порядке, что и доходы/расходы по любому другому долговому обязательству <1>. Как вы помните, для их признания установлены особые правила <2>:

- доход или расход надо учитывать исходя из установленной доходности и срока действия долгового обязательства;

- по долговым обязательствам, срок действия которых приходится более чем на один отчетный период, доход или расход надо отражать на конец каждого месяца. При погашении долгового обязательства до истечения отчетного периода доход или расход надо признать на дату погашения.

Учет у векселедателя

Общие условия признания дисконта в расходах

Векселедатель при учете в расходах дисконта должен помнить еще о двух условиях: эквивалент за вексель (деньги или товары, работы, услуги, в счет оплаты которых он был выдан) должен быть получен и вексель должен находиться у векселедержателя. Например, если заем оформляется векселем и при этом он выдается позже получения денег, то векселедатель до тех пор, пока не выдаст вексель, расходы по нему признавать не вправе. Такой же принцип действует и при погашении векселя. Векселедатель, с того момента как вернул заем или получил от векселедержателя вексель, должен прекратить учитывать расходы по векселю <3>. Для того чтобы не было споров с налоговой по поводу периода нахождения векселя у векселедержателя, даты выдачи векселя и предъявления его векселедателю нужно фиксировать в актах приема-передачи векселя <4>.

И нельзя забывать, что дисконт - точно такой же нормируемый расход, как и проценты по займам. Поэтому, если общий расход по векселю превышает норматив расходов, разница не может быть учтена для целей налогообложения <5>. Поясним это на примере.

Пример. Нормирование вексельного дисконта

УСЛОВИЕ

Организация 21.02.2011 выдала простой вексель на сумму 550 000 руб. со сроком платежа 01.06.2011, получив за него 525 000 руб.

Проценты учитываются в налоговых расходах по нормативу исходя из ставки рефинансирования, увеличенной в 1,8 раза. Ставка рефинансирования за период с 21.02.2011 по 01.06.2011 - 7,75% (условно).

РЕШЕНИЕ

Период учета дисконта по векселю - 100 дней (с 22.02.2011 по 01.06.2011).

Предельный размер дисконта, который можно учесть для целей налогообложения, - 20 065 руб. (525 000 руб. x 7,75% x 1,8 / 365 дн. x 100 дн.), что меньше дисконта по векселю, составляющего 25 000 руб. (550 000 руб. - 525 000 руб.). Значит, векселедатель может учесть дисконт в расходах только в пределах лимита - 20 065 руб.

Решаем, будем ли распределять дисконт по месяцам

С одной стороны, ответ прямо следует из НК РФ, который связывает включение процентов по долговым обязательствам в расходы не с реальным фактом их выплаты, а с окончанием месяца. При таком подходе сумму дисконта нужно распределять по месяцам исходя из количества дней в каждом из них и количества дней общего срока обращения векселя.

С другой стороны, по займам было одно Постановление Президиума ВАС РФ, в котором он указал, что учитывать проценты в расходах заемщик должен только в том периоде, когда у него возникает обязанность по их уплате <6>. И налоговики при проверке вполне могут, ссылаясь на это Постановление, посчитать, что обязанность по уплате дисконта у векселедателя возникает только при предъявлении векселя к оплате. А значит, дисконт может быть признан в расходах не ранее периода его уплаты.

В этом случае вы можете показать им разъяснения Минфина и ФНС России, настаивающих на распределении дисконта по месяцам <7>.

Как распределить дисконт

Нужно исходить из того, что при оплате векселя вы выплатите сумму, равную его номиналу, а датой оплаты будет предельная дата предъявления векселя к оплате <8>. Как определить эту дату?

СИТУАЦИЯ 1. Вексель с точной датой. Дата предъявления такого векселя указана в нем самом в реквизите "Срок платежа".

СИТУАЦИЯ 2. Вексель "по предъявлении". Здесь все сложнее, ведь точно неизвестно, когда вексель будет предъявлен к оплате. Однако исходя из того, что это должно произойти не позднее года с момента составления векселя, вполне удобно и логично брать срок его обращения 365 (366) дней. О чем говорит и Минфин России <9>.

СИТУАЦИЯ 3. Вексель "по предъявлении, но не ранее". Его учет таит в себе больше всего сложностей. Векселедатель в этом случае лишь весьма приблизительно может сказать, когда вексель будет предъявлен к оплате, а значит, точно рассчитать учитываемый при налогообложении расход невозможно.

Минфин России решает эту проблему так: срок обращения векселей "по предъявлении, но не ранее" должен определяться как 365 (366) дней плюс срок от даты составления векселя до первой возможной даты предъявления к платежу - той самой даты "не ранее" <10>. Однако ФАС Уральского, ФАС Северо- Западного и ФАС Поволжского округов с такой позицией не согласны. По их мнению, расходы по векселям "по предъявлении, но не ранее" должны распределяться в течение срока, исчисляемого с даты составления векселя до минимальной даты его предъявления к платежу. Ведь возможное предъявление векселя позже даты "не ранее" не влечет увеличения расходов векселедателя <11>.

Какой вариант выбрать - решать вам. Понятно, что минфиновский вариант более безопасный, к нему не будет претензий при проверке. Ну а если вексель со сроком платежа "по предъявлении, но не ранее" будет предъявлен к оплате раньше предельного срока платежа, вы можете учесть во внереализационных расходах оставшуюся часть дисконта единовременно. Правда, только в пределах норматива, рассчитанного исходя из фактического срока обращения векселя.

Учет у векселедержателя

Для векселедержателя дисконт - это внереализационный доход. И его тоже надо распределять по месяцам точно так же, как это делает векселедатель <12>.

Если дисконт учтенный превысил дисконт уплаченный

Бывает и так, что учтенный для целей налогообложения доход или расход в виде дисконта превышает реально уплаченный дисконт по векселю. Например, вексель по соглашению сторон оплачивается досрочно в сумме меньшей, чем сумма полученного в свое время под вексель эквивалента и уже начисленного дисконта.

Векселедателю в том периоде, когда вексель погашен, нужно увеличить внереализационные доходы на учтенную в расходах, но не оплаченную часть дисконта. Уточненные декларации за прошедшие периоды подавать не надо, так как расходы прошлых периодов не завышались <13>.

Векселедержателю же в периоде погашения векселя сумму дисконта, ранее учтенную в прибыли, нужно включить во внереализационные расходы. Таково мнение Минфина России <14>.

Рассмотрим, как учесть дисконт при досрочном погашении векселя, на примере.

Пример. Налоговый учет дисконта при досрочном погашении векселя

УСЛОВИЕ

Воспользуемся условиями предыдущего примера, дополнив его.

20.04.2011 векселедатель и векселедержатель договорились, что вексель будет оплачен раньше срока - 30.04.2011 в сумме 527 000 руб.

РЕШЕНИЕ

С момента выдачи векселя до его погашения прошло 68 дней (с 22.02.2011 по 30.04.2011). За это время векселедатель учтет в расходах дисконт в размере 13 644 руб. (20 065 руб. / 100 дн. x 68 дн.), а векселедержатель - в доходах в размере 17 000 руб. (25 000 руб. / 100 дн. x 68 дн.).

Поскольку вексель оплачен в меньшем, чем номинал, размере, в апреле 2011 г. векселедатель должен учесть во внереализационных доходах 11 644 руб. (525 000 руб. + 13 644 руб. - 527 000 руб.), а векселедержатель во внереализационных расходах - 15 000 руб. (525 000 руб. + 17 000 руб. - 527 000 руб.).

***

В заключение совет векселедержателям - без особой необходимости не просите погасить вексель досрочно. Сумму не полученного вами дисконта налоговые инспекторы могут расценить как прощенный долг и запретят учесть ее в расходах. От претензий вы, скорее всего, отобьетесь. Но зачем лишние конфликты?


<1> п. 3 ст. 43, п. 1 ст. 269 НК РФ; ст. 815 ГК РФ

<2> п. 6 ст. 271, п. 8 ст. 272, ст. 328 НК РФ

<3> подп. 2 п. 1 ст. 265 НК РФ

<4> п. 1 ст. 252 НК РФ

<5> п. 1.1 ст. 269 НК РФ

<6> Постановление Президиума ВАС РФ от 24.11.2009 N 11200/09

<7> Письмо Минфина России от 01.04.2010 N 03-03-06/2/63; Письма ФНС России от 17.03.2010 N 3-2-06/22, от 14.04.2010 N ШС-22-3/280@

<8> п. 1 ст. 328 НК РФ

<9> п. 34 Постановления ЦИК СССР и СНК СССР от 07.08.37 N 104/1341; Письмо Минфина России от 19.05.2008 N 03-03-06/2/59

<10> Письма Минфина России от 19.05.2008 N 03-03-06/2/59, от 06.03.2008 N 03-03-06/2/21

<11> Постановления ФАС УО от 29.04.2010 N Ф09-2878/10-С3; ФАС СЗО от 11.02.2009 N А56-10236/2007; ФАС ПО от 21.06.2007 N А55-18225/2006-32

<12> п. 6 ст. 271 НК РФ

<13> п. 1 ст. 54, п. 1 ст. 81 НК РФ

<14> Письмо Минфина России от 05.03.2005 N 03-03-01-04/1/96

Впервые опубликовано в журнале "Главная книга" 2011, N 6

КРАЖИ В МАГАЗИНАХ САМООБСЛУЖИВАНИЯ: КАК СПИСАТЬ ПОТЕРИ

Полянская В.А.

Для магазинов самообслуживания убытки от краж в торговом зале являются неизбежными и систематичными. Ведь товары находятся в свободном доступе, а уследить за каждым посетителем часто невозможно. Потери от хищений могут составлять значительные суммы. Как их учесть?

Учитываем потери при расчете налога на прибыль

ВАРИАНТ 1. Правильный, но малодоступный: включаем во внереализационные расходы

Можно учитывать потери от краж как убытки от хищений, виновники которых не установлены, в составе внереализационных расходов. Но проблема в том, что для этого невозможность установить виновных лиц должна быть подтверждена уполномоченным органом государственной власти <1>.

О необходимости соблюдения этого условия для учета убытков от хищений не раз заявляли контролирующие органы <2>. Минфин даже уточнил, что подтверждением невозможности установления виновных лиц является постановление следователя (дознавателя) органов внутренних дел Российской Федерации о приостановлении предварительного следствия в связи с неустановлением лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого <3>.

Однако воспользоваться этой нормой магазинам самообслуживания весьма проблематично. Дело в том, что, как правило, недостача товара обнаруживается не в момент совершения хищения, а после проведения инвентаризации, и установить виновных лиц к этому времени невозможно. Магазины, которые обращаются в полицию, не могут указать сведения, позволяющие выявить виноватых. А органы внутренних дел не стремятся возбуждать дела, которые являются заведомо нераскрываемыми. Поэтому документальное подтверждение отсутствия виновных лиц становится главной проблемой для организации.

ПРЕДУПРЕЖДАЕМ РУКОВОДИТЕЛЯ
Учесть потери от хищений в магазинах самообслуживания в расходах без споров с проверяющими не удастся.

Примером является спор гипермаркета "Ашан" с налоговиками по вопросу отнесения убытков от хищений в состав внереализационных расходов. Суд принял сторону налоговиков, указав, что представленные организацией постановления следственных органов об отказе в возбуждении уголовного дела не являются достаточным документальным подтверждением расходов, так как не подтверждают того, что недостачи образовались вследствие хищений <4>.

Так что магазины самообслуживания практически лишены возможности учесть во внереализационных расходах стоимость похищенных товаров.

ВАРИАНТ 2. Рискованный: включаем в материальные расходы

Некоторые магазины самообслуживания учитывают потери от хищений как материальные расходы <5>, считая кражи естественной убылью, связанной со спецификой деятельности организации.

Но весьма сомнительно относить потери от хищений к естественной убыли. Ведь естественная убыль - это потери, появляющиеся в результате естественного изменения биологических и (или) физико- химических свойств товаров <6>. Понятие "естественная убыль" не подразумевает кражу из магазина самообслуживания <7>.

Вместе с тем еще во времена СССР специально для магазинов самообслуживания были установлены примерные дифференцированные размеры списания потерь (сверх норм естественной убыли) как процент от оборота товаров <8>. При этом причины недостачи не уточняются. Есть решение суда, поддерживающее организацию, списавшую потери от краж по указанным нормам <9>.

В чем же недостаток этого варианта? В 2005 г. Минфин разрешил учитывать потери при хранении товаров в торговом зале самообслуживания как материальные расходы в пределах норм, установленных Минторгом СССР <10>. Но впоследствии уточнил, что в отношении потерь от хищений применять эти нормы нельзя, поскольку их учет регулирует специальная норма в НК <11>.

Поэтому лучше этот вариант учета потерь не использовать, так как он наверняка приведет к спорам с проверяющими.

Пробуем возместить и предотвратить убытки

Как видим, воспользоваться правильным вариантом учета практически нереально, а рискованный вариант приемлем только для тех, кто готов спорить с налоговиками. Что же делать в такой ситуации? Если учесть потери от краж напрямую не получается, можно использовать завуалированные способы.

СПОСОБ 1. Прячем потери от краж в естественной убыли

Можно попробовать при выявлении недостач не отражать их как потери от краж, а представить в виде естественной убыли при хранении и учесть в материальных расходах.

Однако нормы естественной убыли установлены далеко не для всех товаров. Поэтому потери от недостачи товаров, нормы по которым не установлены, списать не получится. Так же как и те потери, которые образовались сверх нормы. Применять же самостоятельно разработанные нормы нельзя <12>. Поэтому если у вас есть и естественная убыль, и потери от хищений, которые в совокупности не укладываются в нормативы, то проблема учета таких расходов останется.

СПОСОБ 2. Перекладываем потери от хищений на плечи покупателей

Многие магазины самообслуживания закладывают определенный процент потерь в продажную стоимость товаров, то есть увеличивают торговую наценку на сумму убытков (обычно до 5% от стоимости товара). Таким образом, часть потерь от магазинных краж оплачивают честные покупатели. Сами же недостачи для целей налогообложения прибыли не учитываются.

СПОСОБ 3. Устанавливаем полную материальную ответственность сотрудников

Зачастую и вину за убытки, и сами убытки от хищений магазины пытаются переложить на своих работников. Для этого с сотрудниками заключают договоры о полной материальной ответственности: индивидуальной или коллективной.

Этот способ, несомненно, удобен организациям. Однако все не так-то просто.

Материальная ответственность работника исключается, если убыток возник из-за того, что работодатель не обеспечил надлежащих условий для хранения имущества, вверенного работнику <13>.

ПРЕДУПРЕЖДАЕМ РУКОВОДИТЕЛЯ
Нельзя заключить с сотрудниками договор о полной материальной ответственности за сохранность товара в зале магазина самообслуживания.

В магазинах самообслуживания обеспечить надлежащие условия для хранения товаров невозможно. Ценности находятся в свободном доступе для неограниченного круга лиц, и работники не могут контролировать их сохранность. В такой ситуации говорить о том, что работодатель вверил ценности определенной группе работников и создал надлежащие условия для их сохранности, не приходится. А значит, работник всегда может оспорить правомерность взыскания с него ущерба.

СПОСОБ 4. Усиливаем контроль

В зависимости от того, какого рода товар продается в магазине, его количества, ассортимента применяются различные способы предотвращения краж. Для крупных магазинов целесообразно создавать службу охраны, которая постоянно следила бы за торговым залом, устанавливать системы видеонаблюдения. Небольшим магазинам достаточно установки электронных систем защиты от краж, которые используются для предотвращения несанкционированного выноса товаров из магазина.

Однако совершенствование системы безопасности магазина связано со значительными расходами, которые, правда, можно учесть для целей налогообложения прибыли в полном размере <14>.

Поэтому необходимо сопоставить затраты на организацию безопасности с возможными убытками от краж. То есть понять, что для вас дешевле.

***

Конечно, хотелось бы, чтобы законодатель предоставил организациям, торгующим через магазины самообслуживания, возможность учитывать стоимость похищенных товаров в расходах в размере определенного процента от выручки или оборота. Соответствующие поправки в НК РФ предлагалось внести уже не раз. Поступали предложения списывать на убытки хищения в размере не более 0,5% от выручки. В конце 2010 г. рассматривался законопроект, который разрешал бы списывать убытки от краж в прочие расходы в размере, не превышающем 1% выручки. Однако все эти предложения поддержки не нашли.

В январе этого года в Госдуму поступил еще один законопроект <15>. Он предусматривает возможность учета товарных потерь в результате хищений в торговых залах самообслуживания во внереализационных расходах по распоряжению руководителя. Остается лишь надеяться на то, что на этот раз законопроект будет принят.


<1> подп. 5 п. 2 ст. 265 НК РФ

<2> Письма Минфина России от 08.11.2010 N 03-03-06/1/695, от 11.09.2007 N 03-03-06/1/658, от 19.03.2007 N 03-03-06/1/159; Письмо УФНС России по г. Москве от 17.02.2010 N 16-15/016379

<3> Письмо Минфина России от 27.08.2010 N 03-03-06/4/81

<4> Постановления ФАС МО от 21.01.2008 N КА-А40/13938-07-2; Девятого арбитражного апелляционного суда от 01.10.2007 N 09АП-10332/2007-АК

<5> подп. 2 п. 7 ст. 254 НК РФ

<6> Методические рекомендации по разработке норм естественной убыли, утв. Приказом Минэкономразвития России от 31.03.2003 N 95

<7> Постановление ФАС ЦО от 11.06.2010 N А48-4388/2009

<8> Приказ Минторга РСФСР от 08.08.84 N 194 (ред. от 28.01.87); Приказ Минторга СССР от 23.03.84 N 75

<9> Постановление ФАС УО от 11.03.2009 N Ф09-1165/09-С2

<10> Письмо Минфина России от 29.11.2005 N 03-03-04/1/392

<11> Письмо Минфина России от 28.04.2010 N 03-03-06/1/300

<12> Письмо Минфина России от 21.07.2010 N 03-03-06/1/471

<13> ст. 239 ТК РФ; п. 5 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 16.11.2006 N 52

<14> подп. 6 п. 1 ст. 264, п. 1 ст. 252 НК РФ

<15> проект Федерального закона N 488640-5 "О внесении изменения в статью 265 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"

Впервые опубликовано в журнале "Главная книга" 2011, N 7

О ПРОВЕРКЕ ПРОДАВЦОВ ПРИ СДЕЛКАХ, ЗАКЛЮЧЕННЫХ ПОДОТЧЕТНИКАМИ

Дыбов А.И.

Вопрос. На семинаре было много рассуждений о том, как грамотно проверить честность продавца. Но мне не совсем ясно, что делать, если товар покупает подотчетник. Нужно ли вообще заниматься проверкой? Подотчетник купил, подотчетник пусть и отвечает.

А. Д.: Нет, купил не подотчетник, а организация. По доверенности он заключает сделки от ее имени <1>. Поэтому на том лишь основании, что организация приобрела товар не напрямую, а через подотчетника, уйти от объяснений с проверяющими не удастся.

Вопрос. Понятно. Значит, все-таки проверка нужна. С чего начать?

А. Д.: Если до поездки подотчетника к продавцу еще далеко и продавец заранее известен, то процедура будет обычной. Для начала надо посмотреть, что скажет об ИНН и ОГРН продавца сайт ФНС. Дальше действуйте по обстоятельствам, так, как рассказывал Артем Анатольевич.

Но это, конечно, идеальный случай. Гораздо чаще подотчетник приезжает в свой офис уже с документами о покупке. Обычно речь идет о наличных расчетах, значит, на руках у подотчетного работника кассовый чек либо бланк строгой отчетности, а иногда и квитанция к приходному кассовому ордеру. Наименование и ИНН продавца в них можно найти без труда <2>, этого достаточно для проверки сведений на главном налоговом сайте страны.

Продавец существует? Замечательно, распечатайте страницу с результатами и приложите к авансовому отчету сотрудника <3>. После этого вряд ли налоговикам удастся оспорить ваши вычеты НДС и расходы.

Вопрос. А если продавец существует, но его кассовый аппарат не зарегистрирован в налоговой инспекции?

А. Д.: Вот это ни вы, ни подотчетник точно проверить перед покупкой не в состоянии. Да и не должны вы это делать. В результате, по мнению судов, только из-за отсутствия регистрации ККТ налоговики не могут "снять" вычеты и расходы <4>. Причем в одном случае ФАС Центрального округа, занявший сторону налогоплательщика, не смутила даже значительная сумма наличных расходов, которая была оформлена "незарегистрированными" чеками, - почти 3 млн руб. Правда, речь шла не о разовой сделке, а о трехлетнем сотрудничестве <5>. То есть проблемы с налоговиками возможны, но суд, скорее всего, примет вашу сторону.

Если продавца не существует, без спора с проверяющими также не обойдется. Пожалуй, лучшие доводы в защиту правомерности расходов и вычетов в одном из решений привел тот же ФАС Центрального округа. Спор касался командировки и расходов на проживание. Аргументы были такие <6>:

- организация не может заранее знать, где остановится командированный, и поэтому не может заранее проверить добросовестность гостиницы;

- командированный работник тем более не в состоянии проверить, насколько "реальна" организация, от имени которой оформлены документы на проживание;

- при утверждении авансового отчета организация обязана проверить лишь наличие и правильность оформления оправдательных документов, а также целевой характер расходов.

Сходные доводы приводили и некоторые другие суды <7>.

В принципе, эти объяснения подойдут для любых случаев с покупками подотчетников. При условии, что организация не мутит воду и не рассчитывает с помощью "подотчетных" покупок уйти от налогов. Например, ФАС Уральского округа рассматривал дело, в котором организация выдала под отчет для разовой сделки больше 600 000 руб. Продавец оказался махровой однодневкой, находившейся к тому же в Москве, в то время как подотчетник якобы купил товары в Оренбургской области. Естественно, что суд в вычетах по НДС и расходах отказал <8>.

Вопрос. Позвольте, но насколько я знаю, позиция ВАС РФ однозначна: если продавца нет в ЕГРЮЛ, то расходы и вычеты незаконны. А вы говорите, что это не всегда так.

А. Д.: В Постановлении Президиума ВАС РФ N 7588/08, которое вы, скорее всего, имеете в виду, о "подотчетных" покупках речи не было. Там покупатель заключил сделку с несуществующим продавцом напрямую <9>. Под эту и только под эту ситуацию подходят выводы Постановления. Распространять их на все случаи без разбора, в том числе на покупки через подотчетников, нельзя.

Кстати, когда в другом деле налоговики в трех инстанциях добились взыскания НДФЛ и обязательных страховых взносов с суммы "подотчетных" расходов потому, что документы были оформлены от имени несуществующих организаций, Президиум ВАС РФ решения нижестоящих судов отменил <10>.

Вопрос. Антон Иванович, откровенно говоря, счета на проживание от липовых владельцев гостиницы чаще всего - мошенничество самих командированных. Живут у знакомых, а документы покупают у жуликов, которые у отелей дежурят с объявлениями вроде: "Счета, чеки". Могу я отказаться утвердить авансовый отчет, если выяснилось, что организации, от имени которой выписана первичка, не существует?

А. Д.: С одной стороны, это прямо не предусмотрено ТК РФ и "нормативкой" по кассовым операциям <11>.

С другой, в ТК РФ сказано, что порядок возмещения командировочных расходов организация утверждает локальным нормативным актом <12>. И ничто не мешает написать там, что возмещаются лишь расходы по документам организаций, существование которых подтверждено сведениями с сайта ФНС. Если сотрудник смошенничал и выданные под отчет суммы стали его долгом перед работодателем, то перечить он вряд ли будет и в суд не пойдет. Первый же звонок в гостиницу покажет, что он там не жил. Не говоря уже о запросе из суда.

Представить же ситуацию, в которой работник в отеле останавливался, а документы все равно выписаны несуществующей организацией, я не могу. В работе гостиницы слишком все на виду. Поэтому вероятность обидеть честного сотрудника, на мой взгляд, ничтожно мала.

Подводя черту под нашей беседой, хочется сказать, что лучшая защита от претензий к "подотчетным" расходам - это свести к минимуму наличные расчеты между сотрудником и продавцом. Если же это невозможно, нужно стремиться к тому, чтобы суммы не были гигантскими. Чем больше цена "подотчетного" товара, работы или услуги, тем пристальнее к сделке будут присматриваться проверяющие. И, конечно, не стоит прикрываться подотчетником в надежде на то, что таким сомнительным способом удастся оптимизировать налоги. Не удастся.


<1> п. 1 ст. 182, пп. 1, 5 ст. 185 ГК РФ

<2> подп. "а", "б" п. 4 Положения по применению контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.07.93 N 745; подп. "б", "в" п. 3 Положения об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2008 N 359; Указания по применению и заполнению форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, утв. Постановлением Госкомстата России от 18.08.98 N 88

<3> форма N АО-1, утв. Постановлением Госкомстата России от 01.08.2001 N 55

<4> Постановления ФАС ЗСО от 20.05.2010 N А45-17442/2009; ФАС ПО от 28.10.2010 N А12-2217/2010, от 08.02.2011 N А55-12807/2010; ФАС СЗО от 23.09.2010 N А05-21310/2009; ФАС УО от 12.05.2010 N Ф09-3334/10-С3; ФАС ЦО от 11.02.2011 N А68-4748/08-108/13

<5> Постановление ФАС ЦО от 25.01.2010 N А08-5008/2009-1

<6> Постановление ФАС ЦО от 07.07.2009 N А64-578/08-26

<7> Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 20.09.2010 N А79-12204/2009

<8> Постановление ФАС УО от 29.09.2010 N Ф09-7931/10-С3

<9> Постановление Президиума ВАС РФ от 18.11.2008 N 7588/08

<10> Постановление Президиума ВАС РФ от 03.02.2009 N 11714/08

<11> ст. 168 ТК РФ; п. 11 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации, утв. Банком России 22.09.93 N 40; пп. 14, 26 Положения об особенностях направления работников в служебные командировки, утв. Постановлением Правительства РФ от 13.10.2008 N 749; Указания по применению и заполнению унифицированной формы "Авансовый отчет" (форма N АО-1), утв. Постановлением Госкомстата России от 01.08.2001 N 55

<12> ст. 168 ТК РФ

Впервые опубликовано в издании "Главная книга. Конференц-зал", 2011, N 4

ОБ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ГЛАВНОГО БУХГАЛТЕРА

Кошелев А.П.

Вопрос. Если я ничего не перепутала, Артем Анатольевич между делом сказал, что к уголовной ответственности за неуплату налогов, взимаемых с организации, могут привлечь и бухгалтера. Это действительно так?

А. К.: Да, такое вполне возможно. Существует Постановление Пленума Верховного суда о практике применения "налоговых" статей Уголовного кодекса. После УК и УПК это, пожалуй, самый важный документ, которым руководствуются суды при рассмотрении дел об уклонении от уплаты налогов. Так вот, в этом Постановлении основными субъектами преступления, предусмотренного статьей 199 УК, названы руководитель и главный бухгалтер <1>. Причем эти лица рассматриваются на равных, то есть нет никаких указаний на то, что в первую очередь ответственность несет руководитель, а не главбух.

Вопрос. То есть, если что, посадят обоих? Или кого-то одного? А если одного, то кого именно?

А. К.: Здесь все зависит от конкретных обстоятельств. Напомню, что под уклонением от уплаты налогов понимается либо непредставление налоговой декларации, либо включение в нее заведомо ложных сведений <2>. Кто составляет декларацию и следит за ее своевременным представлением в инспекцию? Главбух. Но директор эту декларацию подписывает и, как законный представитель компании в налоговых правоотношениях <3>, несет ответственность за достоверность указанных в ней сведений.

Далее. Осудить человека за уклонение от уплаты налогов можно только при условии, что это преступление совершено с прямым умыслом. То есть нужно доказать, что, во-первых, человек знал о недостоверности сведений, указанных в декларации, а во-вторых, внес их сам или дал указание внести эти сведения именно с целью уплатить налоги в меньшей сумме или не платить вообще <4>.

Отсюда делаем выводы. Одно дело, если бухгалтер понятия не имел о том, что отдельные поставщики компании относятся к откровенно недобросовестным налогоплательщикам. Особенно если директор уверил его, что это проверенные и благонадежные партнеры. Тогда нет никакой вины бухгалтера в том, что он, скажем, применил вычеты НДС по счетам-фактурам, выставленным однодневками.

Но, согласитесь, обычно бухгалтер прекрасно знает о том, работает его компания с однодневками или нет. Тем более что, как правильно заметил лектор, выставлять документы от имени этих организаций нередко приходится самому бухгалтеру, так же как и составлять их отчетность. В таких случаях вина бухгалтера очевидна. Другое дело, что вряд ли виновным в уклонении от уплаты налогов признают его одного. Сложно представить ситуацию, когда бухгалтер без ведома директора будет договариваться с реальными поставщиками о том, что товар будет приобретаться через цепочку однодневок. Поэтому если бухгалтера и признают виновным, то только вместе с директором.

Вопрос. Утешили.

А. К.: На самом деле ничего утешительного в этом нет. То, что виновными признают и руководителя, и главбуха, приведет к худшим последствиям, чем если бы осудили кого-то одного. Потому что два человека по уголовному законодательству - это уже группа лиц <5>. А за уклонение от уплаты налогов, совершенное группой лиц по предварительному сговору, предусмотрены более строгие санкции, максимум - 6 лет лишения свободы <6>. Кстати, судебная практика показывает, что если главного бухгалтера и обвиняют в неуплате налогов, то, как правило, "в группе" с директором <7>.

Вопрос. Раз уж мы заговорили об уголовной ответственности, можно еще один вопрос на эту тему?

А. К.: Да, конечно.

Вопрос. У нас прошла выездная проверка. Инспекция доначислила налоги и приняла решение о привлечении к налоговой ответственности. Мы это решение благополучно обжаловали в арбитражном суде. Требование об уплате налога мы не исполняли, поскольку были уверены, что выиграем дело. Но из-за этого материалы проверки ушли в Следственный комитет <8>. А там, недолго думая, возбудили уголовное дело в отношении директора, а потом направили его в суд общей юрисдикции. Получается, что для следователей и обычных судов решения арбитражного суда вообще не имеют значения?

А. К.: Не совсем так. Уголовно-процессуальный кодекс предусматривает, что обстоятельства, установленные вступившим в силу постановлением арбитражного суда, признаются следователем, прокурором и судом общей юрисдикции без дополнительной проверки <9>.

Но речь идет именно об обстоятельствах, а не о выводах, которые сделаны арбитражным судом исходя из этой информации. Например, арбитражным судом установлено, что счета-фактуры, выставленные компанией А, подписаны главбухом компании Б. При этом компания А декларации не представляет и налоги не платит. Суд общей юрисдикции будет рассматривать эти обстоятельства как уже установленные факты. Но принимать решение о том, свидетельствуют ли эти факты об уклонении от уплаты налогов с компании А или компании Б и кто в этом виновен, суд будет самостоятельно.

При этом он будет учитывать и те обстоятельства, которые в арбитражном процессе не рассматривались, да и не могли рассматриваться в принципе. Я имею в виду доказательства, полученные теперь уже полицией или Следственным комитетом в рамках оперативно-разыскной деятельности и следственных действий. Поэтому решение суда по уголовному делу может принципиально отличаться от решения арбитражного суда, в котором рассматривались те же эпизоды деятельности организации.

И случалось, что руководителя (кстати, вместе с главбухом) осуждали по 199-й статье УК, несмотря на то что правомерность действий организации была подтверждена в арбитражных судах трех инстанций <10>.


<1> п. 7 Постановления Пленума ВС РФ от 28.12.2006 N 64

<2> ст. 199 УК РФ

<3> п. 1 ст. 27 НК РФ; п. 1 ст. 53 ГК РФ

<4> ст. 24, п. 2 ст. 25 УК РФ; п. 8 Постановления Пленума ВС РФ от 28.12.2006 N 64

<5> ч. 1 ст. 35 УК РФ

<6> ч. 2 ст. 35, п. "а" ч. 2 ст. 199 УК РФ

<7> Определение ВС РФ от 16.04.2010 N 5-Д10-10; Кассационное определение Нижегородского областного суда от 12.01.2010 N 22-21; Обзор судебной практики Белгородского областного суда по гражданским делам за октябрь 2008 г.; Постановление Президиума ВАС РФ от 20.07.2010 N 7654/08; Постановления ФАС Северо-Западного округа от 12.07.2010 N А66-5153/2006, от 02.04.2010 N А56- 39275/2005

<8> п. 3 ст. 32 НК РФ; п. 1 ч. 2 ст. 151 УПК РФ

<9> ст. 90 УПК РФ

<10> Постановление Президиума ВАС РФ от 20.07.2010 N 7654/08

Впервые опубликовано в издании "Главная книга. Конференц-зал", 2011, N 4

О ПОЧЕРКОВЕДЧЕСКОМ ИССЛЕДОВАНИИ

Кононенко А.В.

Будет ли заключение специалиста о подлинности подписи надлежащим доказательством, если почерковедческая экспертиза не назначалась?

ДА НЕТ
Налоговые органы вправе привлекать для проведения налогового контроля специалистов и экспертов <1>.
Экспертиза назначается в случае, если для разъяснения возникающих вопросов требуются специальные познания в науке, искусстве, технике или ремесле <2>.
Для мероприятий налогового контроля может быть привлечен специалист, обладающий специальными знаниями и навыками <3>
НК РФ не запрещает привлекать специалиста для проведения почерковедческих исследований.
НК РФ не запрещает специалисту составлять экспертное заключение
Эксперт проводит исследование и дает заключение. А специалист лишь содействует проведению налогового контроля <4>.
Определение подлинности подписи относится к специальным познаниям в области техники. Для разъяснения подобных вопросов предусмотрена экспертиза <5>
ПРАКТИКА ПРАКТИКА
ФАС Волго-Вятского округа
от 13.10.2008 N А28-6900/2007-300/21  
ФАС Московского округа
  от 23.11.2010 N КА-А40/14030-10
ФАС Северо-Западного округа
  3 решения <6>
ФАС Уральского округа
  от 27.07.2009 N Ф09-5320/09-С3
ФАС Центрального округа
  от 19.11.2009 N А48-3694/08-6
Второй арбитражный апелляционный суд
от 27.03.2008 N А28-8867/07-385/11  
ИТОГО: 2 ИТОГО: 6

<1> подп. 11 п. 1 ст. 31 НК РФ

<2> п. 1 ст. 95 НК РФ

<3> п. 1 ст. 96 НК РФ

<4> статьи 95, 96 НК РФ

<5> ст. 95 НК РФ

<6> см. Постановления от 15.02.2010 N А05-7415/2009, от 15.01.2010 N А05-6109/2009, от 04.09.2009 N А26-1038/2008

Впервые опубликовано в издании "Главная книга. Конференц-зал", 2011, N 4

О НОВЫХ ФОРМАХ БАЛАНСА И ОТЧЕТА О ПРИБЫЛЯХ И УБЫТКАХ

Ахтанина М.Н.

Как вы знаете, в прошлом году Минфин утвердил новые формы бухгалтерской отчетности. Они, в отличие от старых, больше не называются рекомендуемыми, то есть организации обязаны при составлении отчетности руководствоваться Приказом N 66н. Однако большинство компаний и раньше составляло бухгалтерскую отчетность по формам, рекомендованным Минфином. Это удобно, так как в них учтен определенный минимум требований, предъявляемых нашими ПБУ к бухгалтерской отчетности, а значит, не придется изобретать велосипед.

В принципе, в Приказе N 66н написано, что новые формы мы должны применять только при составлении годовой отчетности за 2011 г. То есть промежуточную отчетность за месяц, квартал, полугодие и 9 месяцев 2011 г. вроде бы можно составлять по старым формам. В то же время не только не будет нарушением, но и будет правильно, если вы станете использовать новые формы уже при составлении промежуточной отчетности 2011 г. Во-первых, это упростит составление годовой отчетности. А во-вторых, Минфин в рекомендациях аудиторам уже сказал, что и промежуточную отчетность этого года нужно составлять по новым формам.

По общему правилу промежуточная отчетность состоит из бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках. Естественно, если какую-то информацию, требующую раскрытия, невозможно представить в этих двух формах, то к отчетности придется приложить и пояснительную записку. Пояснительная записка может быть как в табличной, так и в текстовой форме. При составлении пояснительной записки в виде таблиц ориентироваться нужно на образец, приведенный Минфином в приложении N 3 к Приказу N 66н. Для того чтобы было удобнее ориентироваться в отчетности, в формах и баланса, и отчета о прибылях и убытках появилась графа, в которой напротив каждого показателя теперь можно указать номер соответствующего пункта пояснительной записки, в котором раскрывается информация, относящаяся к этому показателю.

Единственное, на мой взгляд, существенное изменение в форме бухгалтерского баланса - это то, что теперь в нем нужно указывать показатели не на начало года и конец отчетного периода, а на конец отчетного периода, на 31 декабря предыдущего года и на 31 декабря года, предшествующего предыдущему. То есть, составляя баланс на 31 марта 2011 г., вы должны будете указать в нем также данные по состоянию на 31 декабря 2010 и 2009 гг.

А вот то, что в новой форме баланса показатели теперь представлены укрупненно, без разбивки по статьям, значения вообще не имеет. Ведь ПБУ 4/99 никто не отменял, и если какой-то показатель для вас является существенным, то вы должны показать его в отчетности обособленно.

Также ПБУ 4/99 обязывает нас раздельно представлять информацию о краткосрочных и долгосрочных активах и обязательствах. Таким образом, если у вас есть, в частности, дебиторская задолженность, подлежащая оплате более чем через 12 месяцев после отчетной даты, вы должны показать ее сумму в балансе отдельно. Для этого нужно разбить строчку "Дебиторская задолженность" раздела II баланса на две - "Краткосрочная дебиторская задолженность" и "Долгосрочная дебиторская задолженность". То есть сделать так, как это было в старой форме баланса. А если у вас есть, например, аванс, выданный под поставку ОС - внеоборотного актива, такую дебиторку нужно показать в разделе I баланса "Внеоборотные активы".

Требование о раскрытии в балансе той или иной информации может содержаться и в профильных ПБУ. Например, ПБУ 2/2008 обязывает строителей развернуто отражать в балансе в качестве актива суммы начисленной и признанной в отчете о прибылях и убытках, но не предъявленной к оплате заказчику выручки по работам, выполняемым более года. Следовательно, бухгалтер строительной организации, заключившей договоры, по которым возникает разница во времени между признанием в отчете о прибылях и убытках выручки по каким-то работам и предъявлением счетов за эти работы заказчикам, должен найти в балансе место для отражения таких активов. То есть баланс нужно дополнить строкой "Не предъявленная к оплате начисленная выручка".

Исключение в части раскрытия информации в балансе и отчете о прибылях и убытках сделано только для малых предприятий. Согласно пункту 6 Приказа N 66н они могут не детализировать показатели по статьям. То есть не нужно раскрывать те группы статей, которые уже "забиты" в формы.

Кстати, о малых предприятиях. Заметьте, в отличие от Приказа N 67н, которым были утверждены старые формы отчетности, Приказ N 66н не дает "малышам" права вообще не представлять в составе годовой отчетности приложения к балансу и отчету о прибылях и убытках. Он говорит лишь о том, что в приложениях должна приводиться только та информация, без знания которой невозможна оценка финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности.

Забавно то, что по ПБУ 4/99 мы должны раскрывать в приложениях к балансу и отчету как раз такие сведения. Таким образом, не составлять приложения к балансу и отчету о прибылях и убытках могут только те организации, у которых нет важной для оценки отчетности информации, не раскрытой в балансе и отчете о прибылях и убытках. Кроме того, если малое предприятие сможет раскрыть такую информацию в балансе или отчете, то оно также вправе не составлять приложения к отчетности. Впрочем, о том, что у вас есть какая-то информация, которую вы должны раскрыть в приложениях к отчетности, знаете только вы. Еще на это вам может указать аудитор, если вы пригласите его проверить вашу отчетность. А вот налоговый инспектор доказать это не сможет. Поэтому для представления в налоговую инспекцию приложения к отчетности можно не составлять.

Вернемся к балансу. В раздел III "Капитал и резервы" введена новая строка "Переоценка внеоборотных активов", показатель же строки "Добавочный капитал" должен отражаться без учета переоценки ОС и НМА.

В разделе IV баланса появился новый и очень странный, на мой взгляд, показатель - "Резервы под условные обязательства". Странный он, потому что новый стандарт ПБУ 8/2010 "Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы" в принципе не предусматривает создание резервов под условные обязательства.

Ведь что такое условное обязательство? Это либо обязательство, само существование которого под вопросом, либо обязательство, величина которого не может быть обоснованно оценена, либо обязательство, которое не приводит с определенной степенью вероятности к уменьшению экономических выгод. Ну и как можно создать резерв под такое обязательство, а тем более отразить его в балансе? Более того, условные обязательства не признаются в бухгалтерском учете. А как можно показать в балансе то, чего нет в учете? В общем, по крайней мере, пока Минфин не разъяснил нам, что он хочет в этой статье баланса увидеть, по ней можно ничего не отражать.

Но как только мы решим, что обязательство с большой степенью вероятности существует, и сможем оценить последствия его исполнения, оно станет отвечать условиям признания оценочного обязательства, под которое мы совершенно спокойно создадим резерв. Есть в балансе и место для резерва под оценочные обязательства - это строка "Резервы предстоящих расходов" раздела V "Краткосрочные обязательства". Если же оценочное обязательство является долгосрочным, то сумму резерва нужно отразить в разделе IV баланса.

Теперь посмотрим, что поменялось в отчете о прибылях и убытках. Внешне изменений немного. Первое, что бросается в глаза, - в новой форме нет расшифровки отдельных прибылей и убытков. Хотя опять-таки никто не освобождает нас от обязанности давать расшифровку тех прибылей и убытков, которые для организации существенны. Это можно сделать, или дополнив необходимыми строками форму отчета, или приведя необходимую информацию в пояснениях к нему.

Постоянные налоговые активы и обязательства теперь указываются не справочно, а как составная часть показателя "Текущий налог на прибыль".

Изменились место и названия еще двух строк: вместо отложенных налоговых активов и обязательств появились изменения отложенных налоговых активов и обязательств. Но, как вы знаете, мы и раньше в отчете о прибылях и убытках указывали не величины отложенных активов и обязательств, которые отражаются в балансе, а именно разницу между дебетовыми и кредитовыми оборотами по счетам 09 "Отложенные налоговые активы" и 77 "Отложенные налоговые обязательства" за отчетный период.

В разделе "Справочно" нужно будет рассчитывать показатель "Совокупный финансовый результат периода". Он представляет собой сумму показателя строки "Чистая прибыль (убыток)" и показателей еще двух новых строк - "Результат от переоценки внеоборотных активов, не включаемый в чистую прибыль (убыток) периода" и "Результат от прочих операций, не включаемый в чистую прибыль (убыток) периода". При этом порядок формирования последнего показателя нормативными актами по бухучету пока не определен. А из тех показателей, которые учитываются при его формировании по правилам МСФО, у нас есть только курсовые разницы, возникающие при пересчете выраженной в иностранной валюте стоимости активов и обязательств организации, используемых для ведения деятельности за рубежом. Такие курсовые разницы, согласно изменениям, внесенным в ПБУ 3/2006 с этого года, должны зачисляться в добавочный капитал организации. Согласитесь, такие разницы есть не у м! ногих. Поэтому до тех пор, пока Минфин не рассказал нам о том, что еще должно учитываться как результат от прочих операций, не включаемый в чистую прибыль (убыток), у большинства организаций соответствующей строки не будет.

Более того, всем известно, что организации редко проводят переоценку основных средств, по крайней мере для целей составления отчетности по российским ПБУ. Это закономерно, поскольку переоценка влияет на налог на имущество:

- при дооценке основных средств, увеличивая базу по налогу, что само по себе неприятно;

- при уценке основных средств, уменьшая базу, что гарантированно вызовет претензии налоговых органов.

А переоценка НМА, к сожалению, для многих еще бОльшая экзотика. Значит, еще долгое время значение такого показателя отчета о прибылях и убытках, как "Совокупный финансовый результат периода", будет равно значению показателя "Чистая прибыль (убыток)".

В новых формах отчетности нет привычных кодов показателей. Но они есть в приложении 4 к Приказу N 66н. Представляя отчетность в госорганы, вы должны их проставить.

Впервые опубликовано в издании "Главная книга. Конференц-зал", 2011, N 4



Все права защищены © 2011 ЗАО "Консультант Плюс"
тел. +7(495)956-8283, +7(495)787-9292
mailto:contact@consultant.ru
http://www.consultant.ru/

Информация предоставлена компанией "Консультант Плюс", являющейся разработчиком одноименных справочных правовых систем. Общероссийская Сеть распространения правовой информации КонсультантПлюс объединяет 300 региональных информационных центров, которые занимаются поставкой систем и передачей информации пользователям в 150 городах России. На специализированном правовом сервере: www.consultant.ru можно получить бесплатный доступ к большому массиву актуальной справочной правовой информации, а также узнать подробнее о программных продуктах и услугах Сети КонсультантПлюс, о ее структуре и деятельности, скачать демонстрационные версии профессиональных систем.

Выпуски за другие дни


В избранное