Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

КонсультантПлюс: по cтраницам "Главной книги" Выпуск от 18.03.2011


"КонсультантПлюс: по cтраницам "Главной книги""

КонсультантПлюс По страницам журнала "Главная книга"
Выпуск от 18.03.2011

Обзоры законодательства | Интернет-версия КонсультантПлюс | Финансовые консультации | Подписаться

 Новости КонсультантПлюс

С 1 по 31 марта Сеть КонсультантПлюс при поддержке Федеральной налоговой службы России проводит 13-ю Всероссийскую программу поддержки бухгалтера

Каждому участнику акции - бесплатно спецвыпуск журнала "Главная книга. Конференц-зал". Материалы журнала позволят, не покидая рабочего места, посетить семинар известного лектора Е.В. Воробьевой "Оплата труда: учет и налоги в 2011 г.".


Содержание

КАК УЧЕСТЬ КУПЛЕННЫЕ КНИГИ, ПОДПИСКУ НА ГАЗЕТЫ, ЖУРНАЛЫ

Полянская В.А.

Многие компании приобретают книги, оформляют подписку на периодику. Кто-то покупает справочники менеджера, книги по бухучету, обновленные издания Налогового кодекса, специализированные журналы и газеты, технические справочники. А кто-то приобретает развлекательную и художественную литературу.

Порядок учета печатных изданий напрямую зависит от их назначения и вашего умения обосновать их "производственно-управленческую направленность".

Обосновываем необходимость приобретения книг и печатных изданий

Для начала важно определить, насколько книги, журналы и прочие печатные издания связаны с вашей производственной деятельностью.

Например, вполне обоснованными можно считать затраты:

- на журналы (газеты) и книги по бухучету и налогам, например журнал "Главная книга", так как они нужны бухгалтеру для правильного ведения учета;

- книги по менеджменту, так как они нужны для лучшего управления персоналом;

- сборник строительных норм, если фирма занимается строительством;

- "Российскую газету", поскольку в ней публикуются законы и нормативные акты <1>;

- глянцевые журналы (к примеру, "Vogue", "Cosmopolitan", "Shape" и т.д.) в ситуации, когда ваши клиенты вынуждены сидеть в ожидании своей очереди (например, в парикмахерских, салонах красоты);

- букинистические издания по юриспруденции, если ваш профиль - юридические услуги;

- прочую литературу, которая является "информационной" поддержкой, необходимой для ведения деятельности.

Весьма проблематично будет доказать, что вам необходимы для работы издания, приобретенные для создания интерьера в офисе или для размещения в кабинете директора в целях создания определенного имиджа компании, например:

- серия книг "Жизнь замечательных людей";

- русская и зарубежная классика;

- энциклопедия искусств;

- красивые художественные альбомы.

ОБЪЯСНИ РУКОВОДИТЕЛЮ

Книги и журналы, которые никак не связаны с деятельностью фирмы, лучше приобретать за счет чистой прибыли. В противном случае при проверке налоговики, скорее всего, уберут из расходов затраты на литературу непроизводственного характера, доначислят налог, а также пени и штрафы.

Это касается и подписки на издания непроизводственного характера, например на газету "Аргументы и факты" <2>.

Если обосновать необходимость приобретения какой-либо литературы сложно, то учитывать ее нужно следующим образом.

В бухгалтерском учете такую литературу ни как основные средства, ни как материально- производственные запасы учесть нельзя <3>. Самым правильным будет отнести ее стоимость (вместе с НДС) к прочим расходам и отразить на счете 91 "Прочие доходы и расходы", субсчет 91-2 "Прочие расходы" <4>.

При расчете налога на прибыль расходы на приобретение такой непроизводственной литературы учесть не получится <5>.

НДС принять к вычету тоже не удастся, так как не выполняется одно из обязательных условий для применения вычета: литература не будет использована в деятельности, облагаемой НДС <6>.

Этот способ учета наиболее безопасный. Если вы решите учесть расходы на такую литературу при расчете налога на прибыль и заявить НДС по ней к вычету, налоговые органы вряд ли с вами согласятся. В частности, они всегда считали необоснованными расходы на предметы интерьера, приобретенные для офиса <7>. Доказывать свою правоту вам придется в суде, а вот суд, возможно, и примет вашу сторону. Например, при рассмотрении дела об обоснованности затрат на обслуживание аквариумов суд принял сторону налогоплательщика, указав, что расходы направлены на создание благоприятной обстановки <8>. Также есть решение, в котором суд признал производственными затраты на предметы интерьера, поскольку они направлены на создание благоприятного впечатления у внешних посетителей <9>.

А теперь давайте рассмотрим порядок учета литературы, которую можно отнести к производственной.

Учитываем подписку на периодические издания

Некоторые бухгалтеры относят плату за подписку в бухгалтерском учете на расходы будущих периодов. Но это неправильно. Сумма, уплаченная за подписку, является авансом <10> и отражается по дебету счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" <11>.

Получив очередной номер журнала или газеты, на основании первичных документов учитываем его стоимость на счете 10 "Материалы" <12> (дебет счета 10 - кредит счета 60) и сразу списываем на расходы по обычным видам деятельности <13> (дебет счета 20 (26) - кредит счета 10). При оформлении подписки на электронные издания, получив счет-фактуру и акт, списываем стоимость подписки сразу на расходы, минуя 10-й счет.

При расчете налога на прибыль расходы на профессиональные издания включаем в прочие, связанные с производством и реализацией <14>. При этом для целей налогообложения вы можете учитывать в расходах подписку одновременно на несколько печатных изданий по одной тематике <15>.

НДС по подписке принимаем к вычету в следующем порядке.

ШАГ 1. Когда получаем от издательства счет-фактуру на аванс с выделенной суммой НДС, принимаем его к вычету <16>.

ШАГ 2. При получении счета-фактуры на уже поставленные номера (в основном их вкладывают в каждый номер):

- принимаем НДС по конкретному номеру издания к вычету;

- одновременно восстанавливаем такую же сумму НДС, принятую к вычету по авансовому счету- фактуре <17>.

На ежедневные газеты, как правило, оформляется один счет-фактура, например за месяц или квартал <18>.

Отражаем в учете деловую литературу

Хотя книга и используется в работе более года, ее стоимость вряд ли превысит 20 000 руб. (или иной меньший лимит стоимости ОС, установленный вашей учетной политикой) <19>. Поэтому в бухучете деловую литературу учитываем в составе МПЗ на счете 10 "Материалы" <20> и списываем в расходы по обычным видам деятельности при передаче в подразделение, которое будет ее использовать (на счета 20, 26, 44 и т.п.) <21>.

Для целей налогообложения прибыли деловая литература, независимо от стоимости, не подлежит амортизации <22>. Расходы на ее приобретение включаем в состав прочих расходов в полном объеме в момент приобретения <23>.

НДС по книгам можно принять к вычету <24>, если:

- литература получена и принята на учет;

- литература используется для деятельности, облагаемой НДС;

- есть правильно оформленный счет-фактура.

"Упрощенный" учет подписки и книг

Для упрощенцев в закрытом перечне расходов подписка на периодические издания и приобретение деловой литературы не значатся. Основываясь на этом, Минфин и некоторые суды расходы на подписку и приобретение литературы не признают <25>.

Впрочем, в ФНС России считают, что если приобретенная литература действительно нужна упрощенцу для работы, то учесть ее стоимость в расходах можно.

ИЗ АВТОРИТЕТНЫХ ИСТОЧНИКОВ

МЕЛЬНИЧЕНКО АНАТОЛИЙ НИКОЛАЕВИЧ - Государственный советник РФ 1 класса

"Действительно, расходы на приобретение подписных изданий не предусмотрены в перечне расходов, учитываемых при применении УСНО <26>.

Однако, если расходы связаны с приобретением специальной (нормативной) литературы, информация из которой непосредственно используется при производстве товаров (выполнении работ, оказании услуг), то есть является их необходимым компонентом, такие расходы могут быть отнесены к материальным расходам, учитываемым при применении УСНО <27>".

Этого же мнения придерживаются и большинство судов <28>.

* * *

Если книги, журналы, газеты и прочие издания имеют явно производственную направленность, то проблем с их учетом возникнуть не должно. Другой вопрос, если вы приобрели печатную продукцию, которую трудно или даже невозможно отнести к профессиональной, но при этом считаете ее приобретение необходимым, например, для создания благоприятного имиджа фирмы. Если вы решитесь учесть такие затраты в составе производственных расходов, будьте готовы предоставить весомые аргументы в пользу своей правоты, которую, скорее всего, вам придется доказывать в суде.


<1> Постановления ФАС УО от 19.12.2007 N Ф09-10406/07-С3; Девятого арбитражного апелляционного суда от 02.07.2007 N 09АП-8445/2007-АК

<2> п. 1 ст. 252, п. 29 ст. 270 НК РФ; Постановление ФАС ЗСО от 16.01.2006 N Ф04-9903/2005(18741-А27-40)

<3> пп. 4, 5 ПБУ 6/01 "Учет основных средств", утв. Приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н; п. 2 ПБУ 5/01 "Учет материально-производственных запасов", утв. Приказом Минфина России от 09.06.2001 N 44н

<4> п. 11 ПБУ 10/99 "Расходы организации", утв. Приказом Минфина России от 06.05.99 N 33н; План счетов бухгалтерского учета... утв. Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н

<5> п. 1 ст. 252, п. 29 ст. 270 НК РФ

<6> п. 2 ст. 171 НК РФ

<7> Письмо Минфина России от 25.05.2007 N 03-03-06/1/311

<8> Постановление ФАС МО от 16.06.2009 N КА-А40/5111-09

<9> Постановление ФАС МО от 27.12.2006 N КА-А40/12681-06

<10> пп. 3, 16 ПБУ 10/99

<11> План счетов бухгалтерского учета

<12> п. 5 ПБУ 6/01

<13> п. 5 ПБУ 10/99

<14> подп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ; Постановление ФАС УО от 04.04.2005 N Ф09-1217/05-АК

<15> Письмо Минфина России от 23.05.2005 N 03-03-01-04/1/279

<16> п. 12 ст. 171, п. 9 ст. 172 НК РФ

<17> подп. 3 п. 3 ст. 170 НК РФ

<18> Письмо Минфина России от 25.06.2008 N 07-05-06/142

<19> п. 4 ПБУ 6/01

<20> п. 5 ПБУ 6/01

<21> п. 2 ПБУ 5/01

<22> п. 1, подп. 6 п. 2 ст. 256 НК РФ

<23> п. 1 ст. 252, подп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ; Письма Минфина России от 15.05.2006 N 07-05-06/116, от 26.12.2005 N 03-03-04/1/443; Письмо УФНС России по г. Москве от 29.06.2005 N 20-12/46419

<24> п. 2 ст. 171, п. 1 ст. 172 НК РФ

<25> Письма Минфина России от 10.08.2009 N 03-11-06/2/151, от 17.01.2007 N 03-11-04/2/12; Постановление ФАС УО от 11.01.2007 N Ф09-11283/06-С3

<26> п. 1 ст. 346.16 НК РФ

<27> подп. 5 п. 1 ст. 346.16 НК РФ

<28> Постановления ФАС ПО от 30.10.2008 N А65-1419/2008; ФАС ЗСО от 22.01.2007 N Ф04-8976/2006(29957-А67-40); ФАС ПО от 29.03.2006 N А65-25615/05-СА2-9; ФАС УО от 13.04.2005 N Ф09-1317/05-АК

Впервые опубликовано в журнале "Главная книга" 2011, N 4

КАК ИЗМЕНЕНИЯ В СВИДЕТЕЛЬСТВЕ НА ЗЕМЛЮ ВЛИЯЮТ НА РАСЧЕТ ЗЕМЕЛЬНОГО НАЛОГА

Декаленкова С.А.

Вполне может получиться так, что в середине года руководство принесет вам новое свидетельство о праве собственности на земельный участок. Оказывается, изменилась информация о земельном участке: уточнены его границы, изменена категория земли и (или) вид разрешенного использования, поэтому и было получено новое свидетельство. Как это повлияет на расчет земельного налога в текущем и следующем годах?

Что бухгалтеру смотреть в новом свидетельстве

Итак, на руках у вас новое свидетельство на землю. Посмотрите в нем в графу сведений об объекте права (см. следующую страницу).

Возможно, что у вас <1>:

- произошел перевод земельного участка из одной категории в другую;

- изменился вид разрешенного использования земельного участка;

- изменилась площадь земельного участка при упорядочении его границы (без формирования нового земельного участка).

В таком случае могла измениться кадастровая стоимость земельного участка или ставка земельного налога.

С какого момента считать земельный налог по-новому

Некоторые бухгалтеры считают, что по данным нового свидетельства нужно уплачивать налог на землю уже с момента регистрации изменений. Ведь в НК РФ такая возможность предусмотрена в отношении земельного участка, образованного в течение года <2>. Но это заблуждение. В нашем случае речь идет об уже существующем земельном участке, сформированном на 1 января.

Таким образом, после получения нового свидетельства при расчете налога вы продолжаете использовать кадастровую стоимость, определенную на 1 января текущего года <3>.

А как быть, если изменилась еще и ставка? Применять ли новую ставку уже в этом году?

Минфин считает, что нет <4>. Ставка зависит от категории земли и вида разрешенного использования. От этих же категорий зависит и кадастровая стоимость, то есть налоговая база. А раз базу мы всегда определяем на начало года, то и ставку должны выбрать установленную на начало года.

Новую величину налоговой базы и/или новую ставку по налогу нужно применять при исчислении земельного налога только в следующем году <5>. Суды с таким подходом согласны <6>.

Таким образом, при получении нового свидетельства вам можно не беспокоиться до конца года. А вот в I квартале следующего года проверьте еще раз кадастровую стоимость земли по состоянию на 1 января <7>.

Как узнать кадастровую стоимость

Узнать кадастровую стоимость земельного участка можно следующим образом <8>:

<или> обратившись в территориальный орган Росреестра по месту нахождения земельного участка с письменным запросом. Ответ должен быть готов в срок не позднее 5 рабочих дней со дня получения вашего запроса <9>.

Примечание. Бланк запроса можно взять в территориальном органе Росреестра или найти на сайте http://rosreestr.ru, раздел "Бланки и документы", подраздел "Бланки" -> "Порядок предоставления сведений из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним";

<или> посмотрев эту информацию на официальном сайте Росреестра онлайн <10>: http://rosreestr.ru, раздел "Публичная кадастровая карта". Правда, в настоящее время этот раздел сайта функционирует в экспериментальном режиме. В связи с этим сведения могут быть неточными. Поэтому лучше пока обращаться непосредственно в территориальный орган Росреестра.

***

После получения нового свидетельства на землю показатели для расчета земельного налога могут как уменьшиться, так и увеличиться. Но в расчете земельного налога в текущем году ничего не меняется. Продолжайте рассчитывать налог по-прежнему. Новые показатели, определенные на основании нового свидетельства, пригодятся для расчета налога лишь за следующий год. И, кстати, сообщать в свою налоговую инспекцию о получении нового свидетельства вам не нужно. Эти сведения должны представить налоговикам территориальные органы Росреестра <11>.


<1> п. 13 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утв. Постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 N 316 (далее - Правила); Методические указания по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков... утв. Приказом Минэкономразвития России от 12.08.2006 N 222

<2> п. 1 ст. 391 НК РФ

<3> п. 1 ст. 393 НК РФ; Письмо Минфина России от 16.08.2007 N 03-05-07-02/81

<4> Письмо Минфина России от 16.08.2007 N 03-05-07-02/81

<5> Письма Минфина России от 18.12.2008 N 03-05-05-02/91, от 18.08.2010 N 03-05-05-02/66

<6> Постановления ФАС СЗО от 31.10.2007 N Ф04-7599/2007(39739-А46-26); ФАС ПО от 12.10.2010 N А06-8153/2009

<7> п. 2 ст. 66 Земельного кодекса РФ; п. 3 Правил

<8> п. 14 ст. 396 НК РФ; Постановление Правительства РФ от 07.02.2008 N 52 (далее - Постановление N 52); ч. 7 ст. 14 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости"; п. 2 Порядка предоставления сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, утв. Приказом Минэкономразвития России от 27.02.2010 N 75 (далее - Порядок N 75)

<9> п. 41 Порядка N 75

<10> п. 2 Постановления N 52

<11> пп. 11, 12 ст. 396 НК РФ

Впервые опубликовано в журнале "Главная книга" 2011, N 4

КОГДА ПРОБИВАТЬ ЧЕК, ЕСЛИ ТОВАР ДОСТАВЛЯЕТ И ДЕНЬГИ ПОЛУЧАЕТ КУРЬЕР

Коновалова Е.В.

Часто бывает так, что товар доставляет покупателю экспедитор и он же получает деньги за товар. По закону при продаже товаров (работ, услуг) за наличный расчет нужно пробить кассовый чек и выдать его покупателю <1>. То есть в рассматриваемой нами ситуации применять ККТ нужно, а если этого не делать, налоговые органы могут вас оштрафовать.

За неприменение ККТ грозит штраф <2>:

- для организации - от 30 000 до 40 000 руб.;

- для ее руководителя (предпринимателя <3>) - от 3000 до 4000 руб.;

- для кассира или продавца, получившего деньги, - от 1500 до 2000 руб.

За неприменение ККТ можно отделаться и предупреждением, но особо рассчитывать на это не стоит.

Однако не все компании способны обеспечить своих экспедиторов и курьеров портативными кассовыми аппаратами, чтобы они могли выдавать кассовые чеки непосредственно при получении денег от покупателя. Остается только одно: пробить чек на кассовом аппарате в помещении организации.

Многие бухгалтеры задаются вопросом, когда именно это нужно сделать.

ВАРИАНТ 1. Безопасный: сначала чек, потом деньги

Самое простое и безопасное решение - выдать экспедитору чек на нужную сумму заранее. В этом случае вас точно никто не обвинит в невыдаче чека при совершении наличных расчетов. Однако многие не знают, что делать, если покупатель:

<или> полностью или частично откажется от товара;

<или> оплатит только часть его стоимости.

ОБСУДИ С РУКОВОДИТЕЛЕМ

Если приобрести для компании несколько портативных аппаратов ККТ, можно сэкономить время на поездках курьеров и избежать штрафов.

Как правило, о том, какую сумму оплатил клиент, экспедитор может сообщить кассиру по телефону в тот же день еще до закрытия смены и снятия Z-отчета. Поэтому оформлять документы нужно так же, как при исправлении типичной ошибки кассира - пробитии неверной суммы в чеке.

Ошибочно пробитый чек покупателю выдавать не нужно. Ему необходимо пробить и передать новый чек на нужную сумму (за исключением случая, когда покупатель вовсе отказался от покупки). А кассир должен дождаться конца смены и вместе с представителями администрации оформить акт о возврате денежных сумм покупателям (клиентам) по неиспользованным кассовым чекам (в том числе по ошибочно пробитым кассовым чекам) по форме N КМ-3 <4> в одном экземпляре. В акте нужно указать номер и сумму ошибочно пробитого чека. Неправильный чек надрывается, наклеивается на лист бумаги и вместе с актом передается в бухгалтерию организации <5>.

На первый взгляд, все легко и просто и единственный минус в том, что вам придется оформлять дополнительные документы. Но следует учесть, что, помимо этого, экспедитору придется вернуться, чтобы получить чек ККТ на нужную сумму, а затем поехать обратно к покупателю, отдать ему чек и получить деньги. Если он этого не сделает, а возьмет деньги и уедет за чеком - состав правонарушения, выразившегося в неприменении ККТ при наличных расчетах, будет налицо.

ВАРИАНТ 2. Рискованный: сначала деньги, потом чек

Так тоже можно, но небезопасно. Ведь налоговики могут расценить это как неприменение ККТ при наличных расчетах. Хотя если вы работаете в Уральском округе, у вас есть шанс отстоять правомерность своих действий в суде. Арбитражные суды этого региона, признавая незаконным привлечение к ответственности по ст. 14.5 КоАП РФ в такой ситуации, руководствовались, в частности, следующими аргументами:

- получить деньги от покупателя можно и без выдачи ему в этот момент чека, пробив его после того, как экспедитор сдаст наличность в кассу, если в договоре поставки сказано, что товар считается оплаченным после поступления денег в кассу <6>;

- применять ККТ организация обязана только при продаже товаров в своей торговой точке <7>;

- применять ККТ в данном случае вообще не нужно, если наличные деньги за поставленный товар получены во исполнение договора поставки с выдачей приходно-кассового ордера <8>.

Но если вы ведете деятельность в другом регионе, то придерживаться такой позиции крайне рискованно <9>.

* * *

Чтобы избежать штрафов за неприменение ККТ в описанной ситуации и не тратить понапрасну время ваших работников, лучше купить портативные ККТ или запретить курьеру выдавать клиенту частично оплаченный товар.


<1> п. 1 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ

<2> ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ

<3> ст. 2.4 КоАП РФ

<4> утв. Постановлением Госкомстата России от 25.12.98 N 132

<5> пп. 4.2, 4.3 Типовых правил... утв. Письмом Минфина России от 30.08.93 N 104

<6> Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.08.2007 N 17АП-5048/2007- АК; Решение Арбитражного суда Свердловской области от 14.06.2007 N А60-7962/07-С10

<7> п. 3 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ; Решение Арбитражного суда Свердловской области от 17.05.2007 N А60-8389/2007-С9

<8> Постановления ФАС УО от 30.08.2007 N Ф09-7053/07-С1, от 06.09.2007 N Ф09-7225/07-С1

<9> Постановление ФАС СКО от 04.07.2006 N Ф08-2794/2006-1179А

Впервые опубликовано в журнале "Главная книга" 2011, N 4

МОЖНО ЛИ ИСПОЛНИТЕЛЬСКИЙ СБОР СПИСАТЬ НА НАЛОГОВЫЕ РАСХОДЫ

Суховская М.Г.

Как известно, если должник добровольно не исполнит требование, содержащееся в исполнительном документе, то, помимо долга, он должен уплатить исполнительский сбор <1>.

Вот одна из распространенных ситуаций, когда уплаты исполнительского сбора не избежать. Организация в отведенный срок не исполнила требование об уплате налогов (пени, штрафов), при этом на ее банковском счете нет денег для безакцептного списания долга. В этом случае налоговики могут взыскать недоимку за счет другого имущества должника <2>. Взыскание будут проводить судебные приставы-исполнители. В полученном от них постановлении о возбуждении исполнительного производства <3> будет указан срок для добровольного погашения задолженности. Как правило, это 5 рабочих дней с даты получения постановления. Нарушившие этот срок "попадают" на уплату исполнительского сбора <4>.

Примечание. Размер исполнительского сбора составляет 7% от взыскиваемой суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее <5>:

- 500 руб. для граждан или предпринимателей;

- 5000 руб. для организаций.

Поскольку к нам в редакцию приходят письма с вопросом, можно ли сумму исполнительского сбора учесть в "прибыльных" расходах, мы решили расставить все точки над i.

Суммы пеней, штрафов и других санкций, перечисляемых в бюджет, не учитываются в расходах <6>. А Конституционный суд РФ еще 10 лет назад указал, что исполнительский сбор носит штрафной характер. Ведь на должника возлагается обязанность произвести определенную дополнительную выплату в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства <7>.

Руководствуясь упомянутым Постановлением КС РФ, и Минфин, и налоговые органы считают, что затраты в виде исполнительского сбора для целей налогообложения прибыли не учитываются <8>.

Тех, кто пытался искать правды в суде, тоже ждало разочарование: суды признают неправомерным включение сумм исполнительского сбора в состав внереализационных расходов <9>, ссылаясь все на то же Постановление КС РФ.

* * *

Как видим, шансов учесть в расходах уплаченный исполнительский сбор практически нет. В этой ситуации можно только посоветовать: постарайтесь в установленный срок выполнить хотя бы требование судебных приставов, чтобы не платить лишних денег.


<1> ч. 1 ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ (далее - Закон N 229-ФЗ)

<2> п. 7 ст. 46 НК РФ; п. 1 ст. 47 НК РФ

<3> ч. 8, 17 ст. 30 Закона N 229-ФЗ; п. 3.1 Методических рекомендаций... утв. Приказом Минюста России N 289, МНС России N БГ-3-29/619 от 13.11.2003

<4> ч. 2 ст. 15, ч. 12 ст. 30 Закона N 229-ФЗ; ч. 2 ст. 69, ст. 112 Закона N 229-ФЗ

<5> ч. 3 ст. 112 Закона N 229-ФЗ

<6> п. 2 ст. 270 НК РФ

<7> Постановление Конституционного суда РФ от 30.07.2001 N 13-П

<8> Письмо Минфина России от 08.04.2009 N 03-03-06/1/227; Письмо УФНС России по г. Москве от 09.08.2005 N 20-12/56815

<9> Постановления ФАС УО от 18.11.2008 N Ф09-8443/08-С3; ФАС ПО от 24.05.2007 N А49-4493/2006- 260А/17АК; ФАС СЗО от 25.06.2007 N А56-51992/2005

Впервые опубликовано в журнале "Главная книга" 2011, N 4

ВЕРХОВНЫЙ СУД ПРИРАВНЯЛ ВОЗВРАТ ДЕНЕГ БЕЗ РКО К НЕОПРИХОДОВАНИЮ ВЫРУЧКИ

Суховская М.Г.

28 января

Постановление Верховного суда РФ от 28.01.2011 N 5-АД11-1

Верховный суд решил, что возврат денег розничным покупателям за товар, возвращенный не в день покупки, без оформления "расходника" приводит к неоприходованию выручки. То есть как неоприходование может расцениваться нарушение не только правил приема денег, но и правил их выдачи.

Напомним, что за это правонарушение налоговые органы могут оштрафовать <1>:

- организацию - на 40 000 - 50 000 руб.;

- ее руководителя (предпринимателя) - на 4000 - 5000 руб.

В Верховном суде рассматривалась жалоба директора магазина, которого налоговики оштрафовали по ст. 15.1 КоАП РФ. Поводом для штрафа явилось то, что возврат товара, произведенный не в день его покупки, был оформлен как возврат в день покупки. В частности, не был составлен расходный кассовый ордер <2>, кроме того, возврат был отражен в книге кассира-операциониста в графе "Сумма денег, возвращенных покупателям по неиспользованным кассовым чекам".

Директор магазина говорил, что факта правонарушения не было в принципе, поскольку суммы по ЭКЛЗ, по кассовой книге и по книге кассира-операциониста при расчете совпали. Однако этот довод ему не помог.

Надо сказать, что налоговики уже давно считают нарушение порядка возврата денег неоприходованием выручки <3>. Однако арбитражные суды полагают, что некоторые нарушения сами по себе не являются неоприходованием в кассу денежной наличности, то есть не образуют состава правонарушения, предусмотренного ст. 15.1 КоАП РФ, например <4>:

- неправильное оформление акта о возврате денег по форме N КМ-3 <5>;

- непредставление проверяющим первичного кассового чека;

- невнесение (несвоевременное внесение) записей в журнал кассира-операциониста о поступивших за день деньгах.

Таким образом, мало вернуть деньги покупателю. Чтобы не иметь проблем с налоговыми органами, нужно еще соблюдать "азбучные истины" возврата, особенно если он имеет место не в день покупки. В частности, не забывайте заполнять "расходники" и фиксировать выдачу денег в кассовой книге <6>.


<1> статьи 15.1, 23.5, примечание к ст. 2.4 КоАП РФ

<2> п. 14 Порядка ведения кассовых операций... утв. Решением Совета директоров ЦБ РФ 22.09.93 N 40 (далее - Порядок)

<3> Письмо УФНС России по г. Москве от 03.11.2006 N 22-12/97729

<4> Постановления ФАС МО от 12.02.2010 N КА-А40/151-10; ФАС ПО от 22.05.2007 N А12-20004/06- С30; ФАС СКО от 09.02.2009 N А32-21097/2008-58/387-143АЖ; ФАС ЗСО от 08.07.2008 N Ф04- 4164/2008(7761-А75-32)

<5> утв. Постановлением Госкомстата России от 25.12.98 N 132

<6> пп. 14, 15, 22, 24 Порядка

Впервые опубликовано в журнале "Главная книга" 2011, N 5

ПЕРЕДАЧА ОС ВЫХОДЯЩЕМУ УЧАСТНИКУ МОЖЕТ ЛИШИТЬ АМОРТИЗАЦИОННОЙ ПРЕМИИ

Мартынюк Н.А.

26 января

Письмо Минфина России от 26.01.2011 N 03-03-06/1/27

Восстановить амортизационную премию по объекту основных средств, который компания передает в счет выплаты действительной стоимости доли выходящему из состава общества участнику, предлагает Минфин. Но только в том случае, если:

- с момента ввода объекта в эксплуатацию еще не прошло 5 лет;

- стоимость, по которой передается объект, превышает величину вклада участника в уставный капитал.

Дело в том, что по НК РФ не признается реализацией передача имущества участнику только в пределах его первоначального вклада <1>. Из этого в Минфине сделали вывод: передача имущества большей стоимостью - это реализация. А если компания при вводе объекта в эксплуатацию воспользовалась амортизационной премией и реализует его раньше, чем пройдет 5 лет, то премию она обязана восстановить <2>. Восстановить - значит включить сумму премии во внереализационные доходы того периода, в котором имущество передано участнику. Причем в своем Письме Минфин настаивает на восстановлении всей суммы премии.

Вместе с тем, как мы уже сказали, реализацией является лишь передача имущества в части, превышающей первоначальный вклад. Такое мнение высказывалось судами (правда, в отношении базы для начисления другого налога - НДС) <3>. И, как следует из принятых постановлений, не спорили с этим и инспекторы. Московские налоговики даже поддержали такой подход в одном из своих писем <4>. Минфин в 2005 г. занимал такую же позицию применительно к расчету НДФЛ <5>.

Кстати, если участник вносил дополнительные вклады в уставный капитал при его увеличении, то реализацией не будет считаться передача ему имущества в пределах всех внесенных им вкладов <6>.

Таким образом, можно восстановить не всю амортизационную премию, а лишь ее часть, которая приходится на разницу между действительной стоимостью доли и суммой первоначального и дополнительных вкладов участника. Хотя, учитывая разъяснения Минфина, правомерность такого подхода, скорее всего, придется доказывать в суде. А результат судебного разбирательства непредсказуем - арбитражной практики по подобным спорам пока нет.


<1> подп. 5 п. 3 ст. 39 НК РФ

<2> п. 9 ст. 258 НК РФ

<3> Постановления ФАС СКО от 23.01.2006 N Ф08-6609/2005-2602А; Девятого ААС от 23.08.2005 N 10АП-1004/05-АК

<4> Письмо УМНС России по г. Москве от 10.02.2004 N 24-11/08018

<5> Письмо Минфина России от 02.06.2005 N 03-05-01-05/72

<6> п. 2 Письма Минфина России от 06.09.2010 N 03-04-06/2-204

Впервые опубликовано в журнале "Главная книга" 2011, N 5

АВАНС ПО 18% - ОТГРУЗКА ПО 10%: ВАС О ПРАВИЛАХ ВЫЧЕТА АВАНСОВОГО НДС

Шаронова Е.А.

25 января

Постановление Президиума ВАС РФ от 25.01.2011 N 10120/10

ВАС РФ решил, что если НДС с полученного аванса исчислен по расчетной ставке 18/118, а в счет этого аванса был отгружен товар, облагаемый НДС по ставке 10%, то к вычету предъявляется вся сумма НДС, исчисленная с аванса по ставке 18/118. При этом подавать уточненную декларацию и пересчитывать ранее исчисленную сумму НДС с аванса не надо.

Суть дела такова. По договору продавец поставлял товары, облагаемые НДС как по ставке 18%, так и по ставке 10%. При этом ассортимент поставляемого товара, его количество, объем каждой партии и цена согласовывались сторонами в дополнительных соглашениях. На момент получения предоплаты эти условия не были согласованы. Поэтому продавец исчислил налог со всей суммы предоплаты по максимальной расчетной ставке 18/118 <1>.

Впоследствии бо'льшая часть отгруженных товаров облагалась НДС по ставке 10%. В квартале, в котором была отгрузка, продавец:

- исчислил НДС со стоимости товаров по ставке 10% <2>;

- предъявил к вычету НДС по авансу, исчислив сумму как 18/118 от аванса, закрытого поставкой <3>;

- попросил вернуть сумму НДС, которая получилась к возмещению за этот квартал.

Однако ИФНС вернуть НДС отказалась. Она посчитала, что продавец необоснованно исчислил налог с аванса с применением ставки 18% по части товаров, облагаемых по ставке 10%. И потребовала представить уточненную декларацию за тот квартал, в котором была получена предоплата, исчислив в ней НДС с аванса, приходящегося на отгруженную продукцию, по расчетной ставке 10/110.

Но Президиум ВАС РФ с подходом налоговиков не согласился. Он указал, что в такой ситуации уточненка не нужна, поскольку:

- обязанность ее представить возникает при обнаружении в поданной декларации факта неотражения сведений или ошибок, приводящих к занижению налога <4>. А продавец в декларации, представленной за квартал, в котором получена предоплата, никакой ошибки не допустил. Кстати, даже Минфин разъяснял <5>, что при получении предоплаты по договорам, которыми предусматривается поставка товаров, облагаемых НДС по разным ставкам (10% и 18%), в счете-фактуре на аванс следует указывать обобщенное наименование товаров с указанием ставки 18/118;

- НДС, исчисленный с предоплаты, подлежит вычету при выполнении двух условий: исчисление налога с предоплаты и отгрузка товаров в счет этой оплаты <3>. А эти требования продавцом соблюдены.

Таким образом, если продавец получил аванс в сумме 118 руб. и исчислил с него НДС в сумме 18 руб., а потом отгрузил товар, облагаемый НДС по ставке 10%, на сумму 118 руб., в том числе НДС - 10,72 руб. (118 руб. / 110 x 10), то к вычету он может принять весь авансовый НДС в сумме 18 руб.


<1> п. 4 ст. 164, подп. 2 п. 1 ст. 167 НК РФ

<2> подп. 1 п. 2 ст. 164, подп. 1 п. 1 ст. 167 НК РФ

<3> п. 8 ст. 171, п. 6 ст. 172 НК РФ

<4> статьи 54, 81 НК РФ

<5> п. 1 Письма Минфина России от 06.03.2009 N 03-07-15/39

Впервые опубликовано в журнале "Главная книга" 2011, N 5

ВКЛЮЧАТЬ ЛИ ЧУЖИХ РАБОТНИКОВ В СРЕДНЕСПИСОЧНУЮ ЧИСЛЕННОСТЬ ПРИ ВМЕНЕНКЕ

Наумчук М.Н.

По некоторым видам "вмененной" деятельности сумма ЕНВД зависит от такого физического показателя, как количество занятых в этой деятельности работников <1>. Но трудиться может и персонал, привлеченный по договору аутстаффинга. Попробуем разобраться, надо ли таких работников учитывать при исчислении ЕНВД.

Включаем в расчет и спим спокойно

Для начала вспомним, как определяется количество работников, занятых во "вмененной" деятельности. Это среднесписочная (средняя) численность работавших в каждом календарном месяце квартала. Причем при ее расчете должны учитываться и совместители, и работающие по любым гражданско- правовым договорам <2>.

По мнению Минфина, уже того факта, что договор предоставления персонала (договор аутстаффинга) - гражданско-правовой, достаточно, чтобы плательщики ЕНВД включали предоставленных по нему работников в расчет своей среднесписочной (средней) численности <3>. И, как следствие, платили с них налог.

Аутстаффинг - использование труда работников другой организации, временно переходящих под руководство заказчика.

Надо сказать, что в учете таких работников для целей определения физического показателя есть определенная логика. Ведь размер дохода, с которого уплачивается ЕНВД, носит условный характер. Рассчитывается он исходя из величины физического показателя, который характеризует вид "вмененной" деятельности. В данном случае - это количество человек, задействованных во "вмененном" бизнесе. А уж на каких основаниях привлечены работники, неважно.

Не учитываем в численности и готовимся спорить

При подсчете среднесписочной (средней) численности нужно руководствоваться правилами, установленными Росстатом <4>. На это не раз обращал внимание и Минфин <5>. Эти правила требуют включать в расчет среднесписочной численности только работников, учитываемых в списочной численности <6>. А те, кто выполняет работу по гражданско-правовым договорам, в списочную численность не включаются <7>. Более того, лица несписочного состава, не имеющие с организацией гражданско-правовых договоров, не включаются даже в расчет средней численности, которая учитывается при расчете средней численности работников организации <8>.

К ним как раз и относятся работники, "взятые в аренду". Следовательно, при определении среднесписочной (средней) численности в порядке, установленном органом статистики, такой персонал учитываться не должен.

***

Как видим, у вас есть все основания не учитывать "арендованных" сотрудников в среднесписочной численности. Но именно это и будет причиной пристрастного отношения к вам налоговых проверяющих.


<1> п. 3 ст. 346.29 НК РФ

<2> ст. 346.27 НК РФ

<3> п. 3 Письма Минфина России от 28.11.2006 N 03-11-04/3/511

<4> Указания по заполнению форм федерального статистического наблюдения, утв. Приказом Росстата от 12.11.2008 N 278 (далее - Указания)

<5> Письма Минфина России от 06.03.2009 N 03-11-09/88, от 28.08.2008 N 03-11-04/3/404, от 27.08.2007 N 03-11-04/3/333; п. 1 ст. 11 НК РФ

<6> п. 82 Указаний

<7> подп. "б" п. 83 Указаний

<8> пп. 80, 86 Указаний

Впервые опубликовано в журнале "Главная книга" 2011, N 5

О ДОЛЖНОСТНОЙ ИНСТРУКЦИИ РАБОТНИКА

Журавлева И.В.

Сразу нужно сказать, что должностная инструкция - это обязательный элемент в борьбе за дисциплину.

Конечно, вы можете расписать должностные обязанности работника и в трудовом договоре, и в приложении к нему - это право каждого работодателя. Но я считаю, что лучше делать это именно в должностной инструкции. Объясню почему. Как вы знаете, после внесения поправок в Трудовой кодекс в 2006 г. права и обязанности работника, которые раньше были обязательными условиями трудового договора, стали факультативными. И я считаю, что это правильно.

Важно правильно понимать, что значит "обязанности, включенные в трудовой договор". Это означает, что обязанности - это предмет договоренности между работником и работодателем. Поэтому изменить или дополнить их мы можем только путем изменения трудового договора, заключив дополнительное соглашение к нему. Ведь для любого изменения условий трудового договора требуется согласие работника.

К чему это приводит на практике, объясню на примере. Допустим, у вас есть милая девушка - секретарь. У нее в трудовом договоре написано, что в ее обязанности входит отправка корреспонденции. А она ее не отправляет. И когда ей указывают на то, что корреспонденцию надо бы все-таки отправить, что это ее трудовая обязанность, она отвечает, что просто листы бумаги отправить невозможно. Отправить корреспонденцию по почте можно только в конвертах, соответственно, нужно, чтобы кто-то упаковывал письма в конверты и надписывал адрес. Естественно, на нее смотрят большими глазами и говорят: "Милочка, а кто же тебе будет упаковывать? Тебе принесли письма, возьми конверты, упакуй в них письма, напиши на конвертах адреса и отнеси на почту". Вот тут она и задает сакраментальный вопрос: "А где написано, что я должна письма в конверты упаковывать?".

И получается, что для того, чтобы вменить ей в обязанности упаковку корреспонденции, с ней нужно заключить дополнительное соглашение к трудовому договору. Причем она может еще и отказаться его заключать. Согласитесь, это абсурд.

То же самое может произойти, когда должностную инструкцию вы делаете приложением к трудовому договору. Потому что приложение к трудовому договору - это неотъемлемая часть трудового договора, которая может изменяться только в том же порядке, что и сам трудовой договор. Таким образом, мы опять, пусть и немного иным путем, приходим к тому, что поменять что-то в этом приложении мы сможем только через дополнительное соглашение с работником.

Но, согласитесь, такую ситуацию нельзя признать нормальной. Должностная инструкция должна быть документом, выражающим волю работодателя, и только работодателя. При этом она должна быть мобильным документом, в который при необходимости можно быстро внести изменения.

Поэтому должностную инструкцию гораздо рациональнее оформлять исключительно как локальный нормативный акт работодателя. Что такое локальный нормативный акт? Согласно статье 5 ТК РФ это элемент трудового законодательства. Уже само название акта "нормативный" говорит само за себя. Нормативный документ содержит нормы права, то есть обязательные правила поведения, установленные или законодателем, или уполномоченным им лицом. В нашем случае таким уполномоченным лицом является работодатель. В статье 8 Трудового кодекса прямо сказано, что локальные нормативные акты принимают работодатели.

То есть внутренние (локальные) нормативные акты организации - это документы, в которых определены правила работы в ней. И они обязательны для исполнения всеми работниками организации, деятельности которых они касаются. Локальные нормативные акты организации могут издаваться в самых разных формах: это могут быть положения, инструкции, приказы, правила и так далее.

Как видите, локальный нормативный акт - это, по сути, закон, принятый работодателем. А кто закон принял, тот и имеет право его менять. И что самое главное, это можно сделать, не оглядываясь на работника и не спрашивая его согласия. Причем работник будет обязан выполнять требования инструкции в новой редакции. Соответственно, если у секретаря из нашего примера была бы должностная инструкция, то для выхода из конфликтной ситуации достаточно было бы внести в нее дополнительный пункт о том, что в обязанности секретаря входит подготовка корреспонденции к отправке, в том числе упаковка.

Правда, говоря, что локальный нормативный акт - это закон, нужно учитывать один существенный нюанс. В отношении локальных нормативных актов правило "незнание закона не освобождает от ответственности" работает с одной существенной оговоркой. Работодатель обязан ознакомить работников с локальными нормативными актами, имеющими отношение к их трудовой деятельности. Причем сделать это нужно под роспись, чтобы у работодателя остались доказательства того, что и он свою обязанность исполнил, и работник со всем, с чем надо, ознакомился.

Если таких доказательств нет, то действует правило: "неознакомление работодателем работника с локальным нормативным актом освобождает работника от ответственности за его неисполнение".

Мы знаем, что некоторые работники воспринимают это правило немножко по-другому: они искреннее считают, что от ответственности их освобождает незнание локального нормативного акта. Но это не так. От ответственности освобождает именно неознакомление их работодателем с локальным нормативным актом.

В чем разница, поясню на примере.

Часто бывает так. Составили должностную инструкцию. Дали работнику на ознакомление. Он ее прочитал. Ему не понравилось то, что там написано. И он отказывается расписываться в том, что его с инструкцией ознакомили. Причем он уверен, что если не распишется, то может требования инструкции и не выполнять.

В этом случае мы должны ему сказать: "Пожалуйста, не хотите расписываться - не расписывайтесь, никто вас неволить не будет". А потом нужно составить акт о том, что работник отказался от ознакомления с инструкцией под роспись. После этого мы вправе требовать от него выполнения обязанностей по этой инструкции и за их невыполнение наказывать вплоть до увольнения. Нас не должно беспокоить то, что он не расписался в ознакомлении с инструкцией, поскольку мы ему возможность с ней ознакомиться предоставили. И он был обязан ознакомиться. Таким образом, незнание от ответственности не освобождает. От ответственности освобождает именно неознакомление, если работодатель по своей вине этого не сделал.

Таким образом, по моему глубокому убеждению, в трудовом договоре детально трудовые обязанности расписывать не надо. Достаточно указать только трудовую функцию (должность/профессию/конкретный вид поручаемой работы) и основные направления деятельности. Например, инспектор отдела кадров ведет кадровый учет работников, оформляет их прием на работу, переводы и увольнения. Бухгалтер ведет бухгалтерский и налоговый учет. Детализировать трудовые обязанности нужно уже в должностной инструкции. И чем конкретнее они будут в ней прописаны, тем лучше для обеих сторон трудового договора.

Впервые опубликовано в издании "Главная книга. Конференц-зал" 2011, N 3

О ПРИЧИНАХ ОТСУТСТВИЯ РАБОТНИКА НА РАБОЧЕМ МЕСТЕ

Хмелевской О.Г.

Вопрос. В Трудовом кодексе не говорится о том, какие причины отсутствия работника на рабочем месте следует считать уважительными. Все-таки, какими критериями руководствоваться при принятии решения о наказании отсутствовавшего работника?

О. Х.: Действительно, перечня уважительных причин нет, и в каждом конкретном случае работодателю, а вернее руководителю, надо с этим вопросом разбираться. Справедливости ради нужно сказать, что кое-что все же законодательство предусматривает. Например, статья 170 обязывает работодателя освобождать работника от работы на время исполнения им государственных или общественных обязанностей <1>. Значит, если работник был занят исполнением этих обязанностей, его отсутствие уже нельзя считать прогулом. Или, например, работник отсутствовал по причине болезни и принес больничный лист - уважительная причина налицо <2>.

Вопрос. С больничным все понятно, а в каких случаях работодатель обязан освободить человека от работы?

О. Х.: Например, когда работник является членом избирательной комиссии <3> или присяжным заседателем <4>.

Вопрос. И что, мы должны оплачивать такому работнику дни, когда он не работал?

О. Х.: Нет, оплачивать эти дни не нужно. Государственный орган или общественное объединение, которые привлекли работника к исполнению этих обязанностей, выплачивают работнику за это время компенсацию <5>. Как говорится, кто привлекает, тот и платит. Исключение сделано только для доноров. Тут в числе мер социальной поддержки законодательство обязывает работодателя не только освободить донора от работы в день сдачи крови и предоставить ему дополнительный день отдыха, но и выплатить ему за эти дни его средний заработок <6>.

Вопрос. Вы упомянули про больничный, а как быть, если работник не вышел на работу и обратился к врачу, но больничный ему не дали?

О. Х.: Такой случай рассматривал Московский городской суд <7>. Работник, оспаривая свое увольнение за прогул, ссылался на то, что почувствовал себя плохо и обратился к врачу. По этой причине и не явился на работу. Суд установил, что работник действительно обращался в поликлинику за медицинской помощью. Был обследован, но его не признали нетрудоспособным и больничный лист не выдали. А поскольку после этого он все равно не пришел на работу и отсутствовал на рабочем месте весь день, суд решил, что в данном случае имел место прогул и работодатель вправе был уволить работника.

Вопрос. То есть если работник был у врача, но больничный не получил, причина отсутствия не уважительная?

О. Х.: Не совсем так. Мы же начали с того, что Трудовой кодекс не устанавливает перечня уважительных или не уважительных причин. Ведь причины обращения к врачу бывают разные. Допустим, работник решил, что болен, обратился к врачу. Врач повода для беспокойства не нашел, больничный лист не выдал, и работник явился на работу. Возможно, причина обращения к врачу была устранена в ходе приема. Каждый случай индивидуален, и универсального рецепта нет. Хочу в связи с этим еще раз обратиться к тому же решению Московского городского суда <8>. В нем суд высказал очень правильную мысль. Реализация прав работника, в данном случае реализация права на обращение за медицинской помощью, не должна быть направлена на злоупотребление, нарушение прав других лиц. Допустим, работник заподозрил у себя болезнь и обратился к врачу, его предположения не оправдались, и он вышел на работу. Конечно, это уважительная причина, но если работник через день ходит в поликлинику искать болезни, а врачи! их не находят, то стоит задуматься.

Вопрос. А как вы думаете, если работник лечит зубы в рабочее время, это уважительная причина?

О. Х.: Я думаю, если ваш работник обратился в рабочее время к врачу с острой болью, то сомнений не должно быть - причина уважительная. А если это плановое обследование, то работник должен согласовать с работодателем свое отсутствие.

Вопрос. Но ведь это практически нереально проверить?

О. Х.: А я и не предлагаю заниматься расследованиями. Прямых доказательств вы все равно получить не сможете, но понять, обманывает человек вас или нет, сможете, например, по количеству таких обращений к врачу в рабочее время. Конечно, всегда есть вероятность, что вы ошибетесь, примете необоснованное решение о применении дисциплинарного взыскания. Работник будет его оспаривать, суд запросит информацию у медицинского учреждения. И, возможно, вы окажетесь не правы, и суд встанет на сторону работника.

Вопрос. Приведите еще примеры, когда работник отсутствовал на рабочем месте, а суд решил, что это произошло по уважительной причине.

О. Х.: В прошлом году Верховный суд <9> признал, что работник отсутствовал по уважительной причине, поскольку был вызван повесткой в органы внутренних дел в качестве свидетеля по уголовному делу. Суд установил, что работник провел там почти всю рабочую смену.

Вопрос. То есть дача свидетельских показаний - уважительная причина отсутствия на работе?

О. Х.: Конечно. Свидетель обязан явиться для дачи показаний, в противном случае он может быть подвергнут приводу <10>. Даже в тех случаях, когда свидетель вправе отказаться давать показания, нельзя уклоняться от вызова <11>.

Вопрос. А будет ли уважительной причиной, если работник находится в милиции не в качестве свидетеля? Например, его арестовали на 15 суток.

О. Х.: Как ни странно, да. Трудовой кодекс предусматривает в качестве основания для расторжения трудового договора осуждение работника к наказанию, исключающему продолжение прежней работы, в соответствии с приговором суда, вступившим в законную силу <12>. Но на административный арест <13> эта норма не распространяется, потому что в ней речь идет об осуждении по приговору. А это возможно только в рамках уголовного судопроизводства <14>. Административный арест в качестве наказания суд назначает постановлением <15>. И человек отсутствует на работе не по своей воле.

Вопрос. А можете привести примеры, когда работник был не прав, а то получается, что только работодатель права работников нарушает.

О. Х.: Ну что вы. Примеров, когда работник реально нарушает трудовую дисциплину, тоже не мало. Вот, например, Ленинградский областной суд <16> не так давно рассматривал такой спор. Когда работнику отказали в предоставлении отпуска без сохранения заработной платы, он просто не вышел на работу. А в суде сослался на то, что оставил рабочее место для защиты своих прав, поскольку рабочее место не соответствует санитарным требованиям. Работодателю пришлось доказывать обратное результатами аттестации рабочих мест. И суд признал увольнение за прогул правомерным.

А вот еще пример, когда суд не нашел уважительной причины отсутствия работника. Этот спор рассматривался уже Московским городским судом <17>. Оспаривая увольнение за прогул, работник ссылался на то, что вернулся из командировки в воскресенье и в понедельник решил взять выходной, что и согласовал с непосредственным руководителем по телефону. Статья 153 ТК предусматривает, что по желанию работника, работавшего в выходной или нерабочий праздничный день, ему может быть предоставлен другой день отдыха. Однако и руководитель, и секретарь в судебном заседании не подтвердили, что работник вообще звонил в организацию. И суд пришел к выводу, что работник самовольно не вышел на работу и у работодателя имелись основания уволить его.


<1> ст. 170 ТК РФ

<2> ст. 183 ТК РФ

<3> ст. 12 Федерального закона от 26.11.96 N 138-ФЗ "Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления"

<4> п. 1 ст. 10, ч. 3 ст. 11 Федерального закона от 20.08.2004 N 113-ФЗ "О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации"

<5> ст. 170 ГК РФ

<6> ст. 6 Закона РФ от 09.06.93 N 5142-1 "О донорстве крови и ее компонентов"; ст. 186 ТК РФ

<7> Определение Московского городского суда от 28.10.2010 N 33-34051

<8> Определение Московского городского суда от 28.10.2010 N 33-34051

<9> Определение Верховного суда РФ от 30.04.2010 N 6-В10-1

<10> пп. 7, 8 ст. 56 УПК РФ

<11> подп. 1 п. 4, подп. 1 п. 6 ст. 56 УПК РФ

<12> п. 4 ст. 83 ТК РФ

<13> ст. 3.9 КоАП РФ

<14> п. 28 ст. 5, ч. 2 ст. 47 УПК РФ

<15> подп. 6 ч. 1, ч. 3 ст. 3.2, п. 1 ч. 1 ст. 29.9 КоАП РФ

<16> Определение Ленинградского областного суда от 24.11.2010 N 33-5583/2010

<17> Определение Московского городского суда от 28.10.2010 N 33-30782

Впервые опубликовано в издании "Главная книга. Конференц-зал" 2011, N 3

О СОСТАВЛЕНИИ ДЕФЕКТНОЙ ВЕДОМОСТИ ПРИ РЕМОНТЕ ОС

Ефремова А.А.

Для того чтобы правильно и без проблем учесть расходы на ремонт ОС, нужно его правильно оформить. А именно: составить дефектную ведомость.

Дефектная ведомость - это акт визуального осмотра объекта, подлежащего ремонту. Унифицированной формы нет, поэтому ее надо разработать самим и приложить к учетной политике. Поскольку у организации могут быть разные группы ОС, допустимо и даже желательно оформлять разные формы дефектных ведомостей. Для автомобилей - одна, для оргтехники - другая, для недвижимости - третья.

Дефектная ведомость формируется комиссией, в которую должны входить представители бухгалтерии, эксплуатирующего подразделения и ремонтного подразделения либо подрядчика, которому мы собираемся поручить ремонт.

Дефектная ведомость должна ответить на три вопроса:

- что мы осматриваем и собираемся ремонтировать. То есть мы должны идентифицировать объект, описать его. Здесь солирует бухгалтер. Он пишет инвентарный номер, данные технической документации (ПТС, кадастровый номер, номер техпаспорта);

- почему объект требует ремонта. То есть какие неполадки уже появились или могут появиться, если своевременно не заменить какие-то детали. И здесь основная роль принадлежит представителям эксплуатирующего подразделения. Только они могут знать те технические регламенты, которые требуют от нас делать планово-предупредительные ремонты раз в год, раз в полгода, каждые 2 месяца. Только они могут правильно описать аварийную ситуацию и суть поломки;

- что нужно сделать, чтобы привести объект в рабочее состояние. То есть само описание ремонта: какие детали нужно купить, какие работы выполнить. Здесь "ответчик" - главный подрядчик или работник ремонтного цеха. Он скажет, что заменить, что покрасить, что привинтить.

Дефектную ведомость подпишет комиссия, а утвердит либо руководитель, либо уполномоченное лицо. Например, по автомобилям это может быть заведующий гаражом, по помещениям - административный директор, по производственному оборудованию - главный инженер.

Пример. Образец дефектной ведомости

УТВЕРЖДАЮ
Главный инженер _______________ / Г.Г. Федоров /
"20" февраля 2011 г.

Дефектная ведомость N 1 от 19 февраля 2011 г.

Наименование объекта ОС Инвентарный номер объекта ОС Выявленная неисправность Необходимые для устранения запчасти и работы Срок
Компьютер AMD Athlon 64X2 Dual Core processor 5000+, инв. N 12 21 Не работает жесткий диск Приобретение и установка нового жесткого диска 25 февраля 2011 г.
Бухгалтер материальной группы ________________ / Козлова И.В. /
Системный администратор ______________________ / Болдин Д.С. /
Руководитель хозяйственного отдела ___________ / Прохоров С.В. /

Вопрос. А что будет, если мы осмотрели ОС, например автомобиль, в ведомости написали "заменить то-то", привезли в автосервис, там обнаружилось, что еще много чего нужно заменить?

Я уже сказала, что дефектную ведомость надо составлять вместе с исполнителем ремонтных работ. Тогда подобных ситуаций, скорее всего, не возникнет. Но уж если так случилось, лицо, сдавшее ОС в ремонт, должно написать служебную записку о том, что еще необходимо сделать дополнительно. Записка должна быть утверждена тем же лицом, что и дефектная ведомость. Это значит, что уполномоченное лицо санкционировало соответствующие расходы.

Итак, дефектная ведомость нужна нам по трем причинам.

Первая причина - хозяйственная. Мы говорим о том, что случилось с объектом и почему он требует ремонта. А потом смотрим на ситуацию с позиции недопущения подобных затрат в будущем: что надо сделать, чтобы больше по этой причине объект не ломался.

Вторая причина - это налогообложение. Нам нужно доказать экономическую оправданность ремонта. Потому что, если мы красим потолки два раза в год, налоговый инспектор может сказать: "А не слишком ли часто? Может быть, этого не надо делать по несколько раз в год?". А бухгалтер просто не сможет ответить на этот вопрос, потому что не знает, зачем красить потолки так часто. А для того чтобы доказать налоговому инспектору, что расходы экономически оправданны, бухгалтер предъявляет дефектную ведомость, составленную при участии технических специалистов, где прямо написано, зачем мы эти потолки так часто красим.

И третья причина - дефектная ведомость помогает определить, с чем мы имеем дело: с ремонтом или модернизацией (реконструкцией). Дело в том, что очень часто ремонт и модернизацию разделяют по стоимостному критерию. Если дорого, то модернизация, если дешево, значит, ремонт. Для этого случая я специально храню и всегда цитирую Письмо Минфина N 03-03-06/1/289. В нем говорится, что не стоимость работ важна для того, чтобы определить, ремонт у нас или модернизация. Для целей налогового учета это определяется их содержанием.

Впервые опубликовано в издании "Главная книга. Конференц-зал" 2011, N 3

ОБ АМОРТИЗАЦИИ ОС, ПРЕДНАЗНАЧЕННЫХ ДЛЯ РАБОТЫ В АГРЕССИВНОЙ СРЕДЕ

Хмелевской О.Г.

Применяется ли повышающий коэффициент амортизации к ОС, изначально предназначенным для работы в агрессивной среде?

ДА НЕТ
В отношении ОС, используемых для работы в условиях агрессивной среды, к основной норме амортизации может применяться коэффициент не выше 2 <1>.
НК РФ не предусматривает ограничений по применению повышающего коэффициента в зависимости от степени адаптации ОС к воздействию агрессивной среды. Право на применение повышающего коэффициента связано только с фактом использования ОС для работ в агрессивной среде Повышающий коэффициент применяется, когда для работы в агрессивной среде используется ОС, не предназначенное для эксплуатации в подобных условиях <2>
ПРАКТИКА ПРАКТИКА
ФАС Западно-Сибирского округа
от 23.03.2009 N Ф04-4795/2008(3206-А46-40)  
ФАС Московского округа
19 решений <3>  
ФАС Уральского округа
от 29.01.2008 N Ф09-9474/07-С3  
ИТОГО: 21 ИТОГО: 0

<1> подп. 1 п. 1 ст. 259.3 НК РФ

<2> Письма Минфина России от 14.10.2009 N 03-03-05/182, от 13.02.2007 N 03-03-06/1/78; Письмо ФНС России от 17.11.2009 N ШС-17-3/205@

<3> см. Постановления от 03.09.2008 N КА-А40/8028-08, от 23.07.2010 N КА-А40/7726-10, от 27.10.2010 N КА-А40/12436-10, от 07.10.2010 N КА-А40/11632-10, от 05.10.2010 N КА-А40/11517-10, от 29.09.2010 N КА-А40/11216-10, от 28.09.2010 N КА-А40/11150-10, от 28.09.2010 N КА-А40/11099-10, от 09.09.2010 N КА-А40/10220-10, от 22.07.2010 N КА-А40/7669-10, от 19.08.2010 N КА-А40/9238-10, от 21.09.2010 N КА-А40/10411-10, от 17.09.2010 N КА-А40/10816-10, от 17.09.2010 N КА-А40/10975-10, от 22.09.2010 N КА-А40/10860-10, от 24.09.2010 N КА-А40/11081-10, от 25.10.2010 N КА-А40/12458-10, от 01.07.2010 N КА-А40/6436-10, от 01.07.2010 N КА-А40/6436-10

Впервые опубликовано в издании "Главная книга. Конференц-зал" 2011, N 3



Все права защищены © 2011 ЗАО "Консультант Плюс"
тел. +7(495)956-8283, +7(495)787-9292
mailto:contact@consultant.ru
http://www.consultant.ru/

Информация предоставлена компанией "Консультант Плюс", являющейся разработчиком одноименных справочных правовых систем. Общероссийская Сеть распространения правовой информации КонсультантПлюс объединяет 300 региональных информационных центров, которые занимаются поставкой систем и передачей информации пользователям в 150 городах России. На специализированном правовом сервере: www.consultant.ru можно получить бесплатный доступ к большому массиву актуальной справочной правовой информации, а также узнать подробнее о программных продуктах и услугах Сети КонсультантПлюс, о ее структуре и деятельности, скачать демонстрационные версии профессиональных систем.

Выпуски за другие дни


В избранное