Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

КонсультантПлюс: по cтраницам "Главной книги" Выпуск от 18.02.2011


"КонсультантПлюс: по cтраницам "Главной книги""

КонсультантПлюс По страницам журнала "Главная книга"
Выпуск от 18.02.2011

Обзоры законодательства | Интернет-версия КонсультантПлюс | Финансовые консультации | Подписаться

Содержание

НАЛОГОВИКИ НЕ МОГУТ ПРИМЕНЯТЬ РАСЧЕТНЫЙ МЕТОД ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ВЫЧЕТОВ ПО НДС

Суховская М.Г.

9 ноября

Постановление Президиума ВАС РФ от 09.11.2010 N 6961/10

Организациям, лишившимся по каким-либо причинам (из-за пожара или кражи) счетов-фактур, по которым НДС уже был принят к вычету, стоит озаботиться восстановлением этих документов. В противном случае при проверке налоговики могут доначислить НДС на сумму неподтвержденных вычетов, пени и штрафы.

В деле, рассмотренном ВАС РФ, произошло вот что. Инспекция доначислила компании НДС, взяв за основу налогооблагаемый оборот по данным декларации. При этом вычеты она вообще не приняла, поскольку не было счетов-фактур. Они сгорели во время пожара, о чем имелась справка, однако налоговиков этот факт не тронул. ВАС РФ отверг доводы нижестоящих инстанций о том, что инспекция могла определить сумму вычетов расчетным методом, так же, как и выручку. Напомним, что этот метод применяется налоговиками для расчета налогов, в частности, в тех случаях, когда <1>:

<или> налогоплательщик не представил необходимые документы;

<или> у него отсутствует учет доходов и расходов, объектов налогообложения;

<или> учет ведется с нарушениями.

ВАС указал, что в НК РФ предусмотрена возможность исчисления расчетным путем НДС, подлежащего уплате <2>. А поскольку сумма вычетов не влияет на определение базы по НДС, то и расчетный метод в отношении вычетов применять нельзя.

Кроме того, ВАС напомнил, что обязанность документально подтвердить свое право на вычет по НДС лежит на налогоплательщике <3>. А если первичка утрачена, то подтверждающими документами могут быть копии счетов-фактур, а также других документов, из которых видна сумма НДС, предъявленная к оплате контрагентами (например, платежки, акты зачета взаимных требований).

Однако не совсем ясно, как в дальнейшем суды будут решать подобные споры. Дело в том, что 3 года назад ВАС РФ уже высказывал аналогичную позицию <4>. Но это не привело судебную практику к единому знаменателю. Все равно временами суды говорили, что расчетный метод для определения суммы вычетов недопустим <5>, а иногда утверждали обратное <6>.


<1> подп. 7 п. 1 ст. 31 НК РФ

<2> п. 7 ст. 166 НК РФ

<3> п. 1 ст. 171, п. 1 ст. 172, п. 1 ст. 169 НК РФ

<4> Постановление Президиума ВАС РФ от 30.10.2007 N 8686/07

<5> Постановления ФАС УО от 03.03.2009 N Ф09-4483/08-С2; ФАС СКО от 15.12.2009 N А53-10524/2009; ФАС ЗСО от 02.03.2009 N Ф04-1250/2009(1614-А03-41); ФАС ВВО от 13.05.2009 N А82-12072/2008-20; ФАС ВСО от 28.10.2009 N А69-1534/08

<6> Постановления ФАС ВСО от 09.07.2008 N А33-3374/07-Ф02-3124/08; ФАС ДВО от 25.08.2008 N Ф03-А73/08-2/3440; ФАС ЦО от 25.06.2008 N А09-3053/07-29; ФАС УО от 12.03.2008 N Ф09-1401/08-С2

Впервые опубликовано в журнале "Главная книга" 2011, N 2

УПРОЩЕННЫЙ БУХУЧЕТ ДЛЯ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ (Комментарий к поправкам в Положения по бухгалтерскому учету)

Елина Л.А.

Приказ Минфина России от 08.11.2010 N 144н "О внесении изменений в нормативные правовые акты по бухгалтерскому учету"

Начиная с отчетности за 2010 г. действуют изменения в восемь Положений по бухгалтерскому учету, которые значительно облегчают работу бухгалтеров малых предприятий. В чем же суть этих изменений?

Проверяем, относится ли ваша организация к малым предприятиям

Прежде чем изучать поправки, надо проверить, может ли ваша организация ими воспользоваться. Так, если ваша компания - эмитент публично размещаемых ценных бумаг, то новые поправки в ПБУ не для вас. Вы не выпускали таких ценных бумаг? Тогда надо проверить, относится ли ваше предприятие к малым или нет.

К субъектам малого предпринимательства относятся организации, у которых <1>:

- суммарная доля участия РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, иностранных организаций и граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов, организаций, которые не относятся к субъектам малого и среднего предпринимательства, в их уставном капитале не превышает 25% <1>;

- средняя численность работников за предшествующий календарный год не превышает 100 человек <2>;

- выручка от реализации товаров, работ, услуг без учета НДС за предшествующий календарный год не превышает 400 млн руб. <3>

Но это еще не все. Приобрести статус субъекта малого предпринимательства можно, только если эти условия у вас соблюдаются в течение 2 календарных лет, следующих один за другим <4>.

Внимание! Статус малого предприятия не зависит от того, какую систему налогообложения вы применяете.

Если с составом ваших участников и учредителей изначально все в порядке, нужно сосредоточиться на более изменчивых показателях - на выручке и на средней численности работников. Если ориентироваться на эти два показателя, в 2011 г. ваше предприятие может считаться малым при следующих условиях:

<или> и в 2010, и в 2009 г. показатели численности и выручки были не выше предельных;

<или> если за 2010 г. вы превысили предельные показатели выручки и средней численности, то за 2008 и за 2009 гг. показатели численности и выручки должны быть не выше предельных.

Таким образом, малыми предприятиями могут быть и те, кто платит налоги по общему режиму, и те, кто применяет упрощенку либо находится на вмененке или ЕСХН.

Специально регистрироваться где-либо в качестве субъекта малого предпринимательства не надо.

Не нужно и никакого свидетельства, подтверждающего ваш статус малого предприятия.

Примечание. Органы исполнительной власти и местного самоуправления, оказывающие поддержку субъектам малого и среднего предпринимательства, ведут реестры субъектов - получателей такой поддержки. Но присутствие вашего предприятия в таком реестре, в общем-то, не дает 100%-ной гарантии того, что оно - малое. И наоборот, если предприятия в таком реестре нет, это не значит, что оно не относится к малым.

Итак, если вы проверили свою организацию и в 2011 г. она относится к малым предприятиям, то самое время изучить, какие изменения для вас подготовил Минфин.

"Узаконенный" кассовый метод для малых предприятий

Теперь в ПБУ 9/99 "Доходы организации" и ПБУ 10/99 "Расходы организации" прямо предусмотрено, что доходы и расходы малые предприятия могут считать по кассовому методу. То есть по мере поступления и расходования денег <5>, причем неважно, перешло ли к покупателю право собственности на товар (принял ли заказчик работы) или нет. Расходы тоже можно учитывать после погашения задолженности за приобретенные товары (работы, услуги) <6>.

Правда, нельзя сказать, что это такое уж нововведение. У малых предприятий и раньше была возможность применения кассового метода в бухучете. Она закреплена в рекомендациях Минфина 1998 г. <7> Но в ПБУ 9/99 и ПБУ 10/99, появившихся год спустя, до недавнего времени о применении кассового метода малыми предприятиями не было ни слова. Поэтому некоторые бухгалтеры опасались руководствоваться минфиновскими рекомендациями и вели бухучет как все - по методу начисления. Теперь же можно не бояться применять кассовый метод в бухучете.

Однако кассовый метод удобен лишь применяющим упрощенку либо тем, кто платит ЕСХН. Поскольку они и в налоговом учете доходы и расходы всегда считают так же <8>. Плательщикам налога на прибыль "бухучетный" кассовый метод интересен, только если и в налоговом учете они тоже выбрали кассовый метод. А это большая редкость.

Плательщикам ЕНВД (не совмещающим вмененку с упрощенкой) кассовый метод бухучета не очень удобен. Во-первых, у него свои особенности, к которым надо привыкнуть. И во-вторых, при переходе на общий режим налогообложения и уплату налога на прибыль придется перестраиваться. А это сложно.

Другое дело - если вы совмещаете ЕНВД с упрощенкой. В такой ситуации кассовый метод в бухучете может быть вполне приемлем.

ВЫВОД

Применение кассового метода бухучета малыми предприятиями полностью узаконено, но пользоваться им выгодно только упрощенцам и плательщикам ЕСХН.

"Бухучетные освобождения" для малых предприятий

Минфиновские изменения избавляют малые предприятия от применения некоторых специфичных ПБУ. Это приятно. Правда, большинство небольших организаций и так не обращали внимания на некоторые из них. Зато теперь они смогут это делать на вполне законных основаниях.

(+) Теперь малые предприятия могут не применять:

- ПБУ 2/2008 "Учет договоров строительного подряда" <9>;

- ПБУ 16/02 "Информация по прекращаемой деятельности" <10>.

(+) Малые предприятия могут учитывать все проценты по займам и кредитам как прочие расходы, даже если заем связан с приобретением инвестиционного актива. Проценты без разбору можно списывать в дебет счета 91-2 <11>.

(+) Малым предприятиям теперь не обязательно переоценивать финансовые вложения. Их можно отражать в учете и отчетности по первоначальной стоимости <12>.

(+) Малые предприятия могут воспользоваться упрощенным порядком исправления существенных ошибок отчетного года, выявленных после утверждения отчетности за него. Их можно исправить днем выявления. А прибыль или убыток, появившиеся при исправлении, надо отразить в составе прочих доходов или расходов текущего отчетного периода (то есть на счете 91 "Прочие доходы и расходы"). Сложный ретроспективный пересчет после этого делать не нужно <13>.

(+) Малые предприятия могут не отражать ретроспективно последствия изменения учетной политики, даже если эти изменения существенные <14>.

Примечание. Напомним, что малые предприятия по-прежнему могут:

- не применять ПБУ 18/02 <15>. Малые предприятия - плательщики налога на прибыль могут начислять его в бухучете по данным декларации;

- не отражать условные факты хозяйственной деятельности <16>;

- не раскрывать информацию о связанных сторонах (на такое освобождение вы не имеете права, если ваша организация - ОАО либо если она добровольно публикует отчетность полностью или частично) <17>;

- не представлять информацию по сегментам <18>. Кстати, по правилам нового ПБУ 12/2010 "Информация по сегментам" (вступает в силу с отчетности за 2011 г. <19>) информацию о сегментах в пояснениях к отчетности должны раскрывать только эмитенты публично размещаемых ценных бумаг. А остальные организации (как малые, так и средние и крупные) могут делать это по желанию <20>.

Кроме того, для малых предприятий предусмотрена возможность составления отчетности в упрощенном виде. При составлении отчетности за 2010 г. малым предприятиям (не обязанным проводить аудиторскую проверку) можно не представлять пояснительную записку и формы N 3 "Отчет об изменениях капитала", N 4 "Отчет о движении денежных средств" и N 5 "Приложение к бухгалтерскому балансу" <21>.

Начиная с отчетности за 2011 г. в приложениях к балансу можно приводить только наиболее важную информацию <22>. Если же вы посчитаете, что у вас нет никакой важной информации, то можно вообще не сдавать приложения. И тот факт, обязаны вы проводить аудиторскую проверку или нет, никакого значения иметь уже не будет.

***

Упрощая бухучет на малом предприятии, важно добиться равновесия между интересами руководства, участников и вашими трудозатратами. Если вы решите воспользоваться каким-либо послаблением, лучше отразить это в своей учетной политике.


<1> ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон N 209-ФЗ)

<2> п. 2 ч. 1 ст. 4 Закона N 209-ФЗ

<3> п. 3 ч. 1 ст. 4 Закона N 209-ФЗ; абз. 3 п. 1 Постановления Правительства РФ от 22.07.2008 N 556

<4> ч. 4 ст. 4 Закона N 209-ФЗ

<5> п. 12 ПБУ 9/99 "Доходы организации", утв. Приказом Минфина России от 06.05.99 N 32н; п. 18 ПБУ 10/99 "Расходы организации", утв. Приказом Минфина России от 06.05.99 N 33н

<6> п. 18 ПБУ 10/99

<7> п. 20 Типовых рекомендаций по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства, утв. Приказом Минфина России от 21.12.98 N 64н

<8> пп. 1, 2 ст. 346.17, п. 5 ст. 346.5 НК РФ

<9> утв. Приказом Минфина России от 24.10.2008 N 116н

<10> утв. Приказом Минфина России от 02.07.2002 N 66н

<11> п. 7 ПБУ 15/2008 "Учет расходов по займам и кредитам", утв. Приказом Минфина России от 06.10.2008 N 107н

<12> п. 19 ПБУ 19/02 "Учет финансовых вложений", утв. Приказом Минфина России от 10.12.2002 N 126н

<13> п. 9 ПБУ 22/2010 "Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности", утв. Приказом Минфина России от 28.06.2010 N 63н

<14> п. 15.1 ПБУ 1/2008 "Учетная политика организации", утв. Приказом Минфина России от 06.10.2008 N 106н

<15> п. 2 ПБУ 18/02 "Учет расчетов по налогу на прибыль", утв. Приказом Минфина России от 19.11.2002 N 114н

<16> п. 2 ПБУ 8/01 "Условные факты хозяйственной деятельности", утв. Приказом Минфина России от 28.11.2001 N 96н

<17> п. 3 ПБУ 11/2008 "Информация о связанных сторонах", утв. Приказом Минфина России от 29.04.2008 N 48н

<18> п. 3 ПБУ 12/2000 "Информация по сегментам", утв. Приказом Минфина России от 27.01.2000 N 11н (действовало до 2011 г.)

<19> п. 2 Приказа Минфина России от 08.11.2010 N 143н

<20> п. 2 ПБУ 12/2010 "Информация по сегментам", утв. Приказом Минфина России от 08.11.2010 N 143н

<21> пп. 1, 3 Указаний об объеме форм бухгалтерской отчетности, утв. Приказом Минфина России от 22.07.2003 N 67н

<22> пп. 6, 7 Приказа Минфина России от 02.07.2010 N 66н

Впервые опубликовано в журнале "Главная книга" 2011, N 2

КОМПАНИЯ ПЕРЕЕЗЖАЕТ: БУДЕТ ЛИ РАСХОДОМ ПЛАТА ЗА ОДНОВРЕМЕННУЮ АРЕНДУ СТАРОГО И НОВОГО ОФИСОВ

Суховская М.Г.

Организации нередко сталкиваются с необходимостью переезда в другой офис. Кому-то нужно помещение подешевле, кто-то, наоборот, ищет более солидное место дислокации. И вот новый офис найден, договор аренды заключен, однако перебраться в него сразу не получается: там нужно делать косметический ремонт, проводить локальную сеть, расставлять мебель... В результате компании приходится в течение 1-2 месяцев, пока ведутся работы, платить за аренду обоих офисов - и старого, и нового. Многие бухгалтеры сомневаются, можно ли арендные платежи одновременно за два офиса учесть в "прибыльных" расходах. И напрасно!

Арендные платежи учитываются при исчислении налога на прибыль в составе прочих расходов в том отчетном периоде, к которому они относятся <1>. Каких-либо ограничений, кроме требования экономической обоснованности, в части отнесения этих затрат на расходы не предусмотрено.

В нашем случае плата за аренду одновременно двух помещений обусловлена тем, что в одном офисе фирма продолжает работать, а в другом в это же время только создаются условия для нормальной работы. В сходной ситуации (когда компания открывала обособленные подразделения и готовила помещения для работы) Минфин разрешил уменьшить налогооблагаемую прибыль на расходы по аренде помещения, которым еще не начали пользоваться <2>. Чтобы окончательно развеять все сомнения, мы обратились к специалистам Минфина. И вот что нам ответили.

ИЗ АВТОРИТЕТНЫХ ИСТОЧНИКОВ
БАХВАЛОВА АЛЕКСАНДРА СЕРГЕЕВНА - Главный специалист-эксперт Департамента налоговой и таможенно- тарифной политики Минфина России

"В обоснованности расходов на аренду первого офиса, в котором фактически работают сотрудники организации, сомнений нет. Они учитываются для целей налогообложения прибыли как прочие расходы. Вопросы возникают относительно второго офиса, который только подготавливается для переезда.

Вместе с тем экономическая обоснованность расходов определяется не фактическим получением доходов в конкретном отчетном периоде, а направленностью таких расходов на получение дохода. Значит, расходы на аренду второго офиса могут быть включены в базу по налогу на прибыль. Ведь они понесены в связи с намерением в дальнейшем использовать помещение для деятельности. При этом все расходы должны быть подтверждены правильно оформленными документами".

***

Таким образом, готовясь к переезду в другой офис, бухгалтеры могут спокойно признавать в расходах плату по двум одновременно действующим договорам аренды.

Напомним, что подтвердить арендные расходы можно договором аренды, актом приемки-передачи арендованного помещения, платежками на перечисление арендной платы. При этом оформлять ежемесячные акты об оказании услуг по договору аренды не нужно <3>.


<1> подп. 10 п. 1 ст. 264, п. 1 ст. 272 НК РФ

<2> Письмо Минфина России от 15.02.2007 N 03-03-06/2/26

<3> Письмо Минфина России от 06.10.2008 N 03-03-06/1/559; п. 1 ст. 655 ГК РФ

Впервые опубликовано в журнале "Главная книга" 2011, N 2

НАЛОГОВЫЕ АГЕНТЫ НЕ МОГУТ ПРИНЯТЬ К ВЫЧЕТУ НДС С АВАНСА ИНОСТРАНЦУ

Шаронова Е.А.

29 ноября

Письмо Минфина России от 29.11.2010 N 03-07-08/334

Минфин считает, что организация, которая приобретает услуги у иностранца и уплачивает НДС как налоговый агент, может принять его к вычету только в том квартале, в котором примет услуги к учету. То есть нельзя принять к вычету НДС, удержанный с перечисленного иностранцу аванса и уплаченный в бюджет.

Он объясняет свою позицию так. Установлен специальный порядок перечисления НДС в бюджет при приобретении услуг у иностранца - одновременно с уплатой денег иностранцу, в том числе аванса <1>. При принятии этого НДС к вычету надо руководствоваться нормами п. 3 ст. 168, п. 3 ст. 171 и п. 1 ст. 172 НК РФ, из совокупности которых следует, что вычет возможен только в том квартале, в котором одновременно выполняются следующие условия:

- налоговый агент является плательщиком НДС;

- услуги приобретены для деятельности, облагаемой НДС;

- на эти услуги налоговый агент сам себе выписал счет-фактуру;

- сумма НДС удержана у иностранца и уплачена в бюджет;

- услуги приняты к учету.

Минфин и ранее придерживался такой позиции <2>. И налоговая служба ее полностью разделяет <3>. Еще в 2009 г. ФНС разъясняла, что налоговые агенты не могут принять к вычету НДС с уплаченных авансов. Только обосновывала это по-другому. Вычет НДС с аванса возможен только по предъявленным налогоплательщику продавцом товаров (работ, услуг, имущественных прав) суммам <4>. А налоговому агенту НДС никто не предъявляет, он сам выставляет себе счета-фактуры <5>. Так что право на вычет НДС у налоговых агентов возникает только при принятии ими на учет товаров (работ, услуг) <3>.

Конечно, есть одно решение, в котором суд указал, что единственным условием для применения налоговым агентом вычета НДС является наличие у него документа, подтверждающего уплату в бюджет удержанного налога <6>, при условии, что товары (работы, услуги) приобретаются для операций, облагаемых НДС <7>.

Но учитывая, что это решение пока единственное, использовать его как руководство к действию опасно. Лучше принимать НДС к вычету только после перечисления НДС в бюджет и оприходования товаров (работ, услуг).


<1> п. 4 ст. 174 НК РФ

<2> Письма Минфина России от 12.08.2010 N 03-07-11/355, от 20.11.2009 N 03-07-08/238

<3> Письмо ФНС России от 12.08.2009 N ШС-22-3/634@

<4> п. 12 ст. 171, п. 9 ст. 172 НК РФ

<5> п. 3 ст. 168 НК РФ

<6> п. 1 ст. 172 НК РФ

<7> Постановление ФАС ПО от 28.10.2008 N А65-610/2007-СА2-22

Впервые опубликовано в журнале "Главная книга" 2011, N 3

ПОКУПАТЕЛЬ ТОЖЕ ОТВЕЧАЕТ ЗА ПРАВИЛЬНОСТЬ СТАВКИ НДС В ПОЛУЧЕННОМ СЧЕТЕ-ФАКТУРЕ

Забрамная Е.Ю.

23 ноября

Постановление Президиума ВАС РФ от 23.11.2010 N 9657/10

Покупатель может вернуть через суд сумму излишне уплаченного поставщику НДС (из-за применения последним неверной ставки налога) в течение 3 лет со дня оплаты неправильного счета-фактуры. К такому выводу пришел Президиум ВАС РФ.

В рассматриваемом деле организация перечислила поставщику услуг деньги по его счету-фактуре с выделенным 18%-ным НДС. Но ИФНС отказала ей в возмещении этого налога, поскольку реализация данной услуги должна была облагаться по нулевой ставке <1>. Естественно, организация обратилась в суд с требованием к поставщику вернуть ей сумму неосновательного обогащения - излишне выставленный ей НДС <2>.

И вот тут Президиум ВАС указал, что 3-летний срок исковой давности взыскания денег с поставщика нужно считать не с момента принятия налоговиками решения об отказе в возмещении НДС, а со дня оплаты организацией счета-фактуры с ошибочной суммой налога <3>. Он напомнил, что срок исковой давности начинает течь со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права. А о неправомерно предъявленном ей к оплате НДС компания - получатель услуг должна была узнать не позднее дня оплаты выставленных ей счетов-фактур с указанием в них необоснованной 18%-ной ставки НДС. Отсюда напрашивается вывод: получатель услуг должен самостоятельно проверять правильность указания ставки НДС в счетах-фактурах от поставщиков.


<1> подп. 1, 2 п. 1 ст. 164 НК РФ

<2> ст. 1102 ГК РФ

<3> п. 1 ст. 200 ГК РФ

Впервые опубликовано в журнале "Главная книга" 2011, N 3

КТО И КОГДА КУПИТ КАЗЕННУЮ НЕДВИЖИМОСТЬ БЕЗ НДС (Комментарий к изменениям, освобождающим от НДС выкуп государственной и муниципальной недвижимости малыми и средними предприятиями и предпринимателями)

Елина Л.А.

Федеральный закон от 28.12.2010 N 395-ФЗ

Некоторые арендаторы государственной (муниципальной) недвижимости после 1 апреля смогут выкупить ее без перечисления НДС в бюджет в качестве налогового агента <1>. Посмотрим, каких организаций и предпринимателей коснутся эти изменения и насколько они им выгодны.

Условия, при которых выкуп казенной недвижимости не будет объектом по НДС

Чтобы реализация государственной (муниципальной) недвижимости, которую вы арендуете, не облагалась НДС, должны соблюдаться такие условия <2>:

- ваша организация (или вы как предприниматель) должна быть субъектом малого или среднего предпринимательства;

Субъекты малого и среднего бизнеса - это те, кто соответствует условиям, закрепленным в ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации".

- предметом сделки должна быть недвижимость, не закрепленная за государственными или муниципальными предприятиями, учреждениями и входящая в государственную казну РФ, казну субъекта РФ или муниципального образования (далее - казенная недвижимость);

- договор купли-продажи недвижимости должен быть заключен с вами в порядке, установленном Федеральным законом от 22.07.2008 N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества... субъектами малого и среднего предпринимательства...";

- переход права собственности на недвижимость должен быть зарегистрирован не ранее 1 апреля 2011 г. <3>

Как сейчас платят НДС при выкупе казенной недвижимости

Необходимость перечисления в бюджет НДС при покупке недвижимости, входящей в состав казны <4>, введена с 2009 г. Только выкуп земельных участков не облагается НДС <5>.

Поэтому если сейчас вы выкупите недвижимость (кроме земельного участка), то вам по-прежнему надо будет исполнять обязанности налогового агента <6>:

- расчетным методом определить сумму НДС;

- удержать ее из выплачиваемых продавцу доходов;

- уплатить в бюджет;

- выписать самим счет-фактуру от имени продавца <7>.

(+) Преимущества старого, пока еще действующего, порядка в том, что этот входной НДС плательщики налога (те, кто применяет общую систему налогообложения) могут принять к вычету <8>.

То есть таким организациям и предпринимателям может оказаться выгоднее ускорить сделку. Поскольку при покупке казенной недвижимости до 1 апреля 2011 г. они смогут из ее цены по договору вычленить НДС и принять его к вычету, тем самым фактически уменьшив для себя расходы на покупку.

(-) Ну а существенный минус старого порядка в том, что иногда в договорах о выкупе казенного имущества указывают, что цена не включает в себя НДС. И органы власти требуют (и, в общем-то, они правы), чтобы покупатель перечислил им всю сумму полностью - без всяких налоговых изъятий.

Минфин, конечно, разъяснял, что поскольку в таких договорах указывается рыночная цена выкупаемого имущества, то она уже включает в себя НДС <9>.

Однако если в договоре и отчете оценщика указано, что цена не включает в себя НДС, то даже суд может посчитать, что покупатель должен заплатить в бюджет НДС из собственных средств (сверх цены договора). А продавцу покупатель должен перечислить всю сумму, указанную в договоре <10>. Правда, однажды организация выиграла спор - суд признал недействительным распоряжение местной администрации о приватизации недвижимости в части указания ее рыночной стоимости без ссылки на то, что в нее включен НДС <11>.

(-) Неплательщикам НДС старый порядок - лишние хлопоты. К примеру, организации и предприниматели, применяющие упрощенку или находящиеся на ЕНВД, перечислить в бюджет налог должны, а вот к вычету его принять они не могут <12>. НДС им нужно учесть в стоимости приобретенного имущества <13>.

Причем за неудержание и неперечисление агентского НДС налоговая может оштрафовать <14>.

Примечание. Правда, плательщикам ЕНВД старый порядок может быть выгоден при дальнейшей перепродаже выкупленного имущества. Ведь, по мнению контролирующих органов (с которым можно, конечно, спорить, но сейчас не об этом), продажа недвижимости не относится к деятельности, облагаемой ЕНВД <15>. А значит, во избежание споров вмененщик должен начислить и заплатить НДС при продаже недвижимости <16>. Но если имущество было учтено вместе с входным НДС, то при его продаже в налоговую базу по НДС надо включить не всю продажную цену (без НДС), а только разницу между ценой реализуемой недвижимости (с учетом НДС) и остаточной стоимостью этого имущества с учетом переоценок <17>.

Плюсы и минусы нового порядка "безНДСного" выкупа казенной недвижимости

(+) Как вы, наверное, уже поняли, плюсы нового порядка - зеркальное отражение недостатков старого порядка. Освобождение сделки по выкупу государственной и муниципальной недвижимости от НДС снимает споры с властями (местными или более высокого уровня) по поводу цены договора. Поскольку НДС расчетным путем вычленять уже будет не нужно, вам надо будет просто перечислить продавцу сумму, указанную в договоре.

ПРЕДУПРЕДИ ЮРИСТА
Плательщикам НДС выгоднее выкупить арендованное казенное имущество до 1 апреля 2011 г. Поэтому если у вас такой выкуп стоит на повестке дня, то лучше поторопиться. Но проследите, чтобы в договоре было указано, что цена включает в себя НДС. Иначе никакой выгоды для вас не будет.

(+) И не будет никаких счетов-фактур, а также претензий налоговой к вам по поводу "агентского" НДС. Это особенно удобно неплательщикам НДС (применяющим упрощенку, платящим ЕНВД и т.д.).

(-) Новый порядок может привести к увеличению расходов тех, кто применяет общую систему налогообложения. Ведь оценщики должны определять цену недвижимости по данным рынка. А рыночная цена должна включать в себя НДС. Да вот только этот НДС не будет выделен и к вычету вы его не сможете принять.

Не изменились правила уплаты НДС при выкупе госимущества, у которого есть балансодержатель

Учтите, что если вы выкупаете государственную (муниципальную) недвижимость, закрепленную за государственным (муниципальным) предприятием или учреждением, то обязанностей налогового агента у вас сейчас нет <18>. Не будет их и после 1 апреля 2011 г. Причем независимо от того, относитесь ли вы к субъектам малого и среднего бизнеса или нет. В этих случаях НДС в бюджет заплатить должен продавец недвижимости. И он же должен выставить вам счет-фактуру.

***

Поправки сняли споры о том, должен ли в договорной цене быть НДС или нет. А значит, бухгалтерии хлопот будет меньше, не надо ломать голову: перечисляем продавцу полную сумму, указанную в договоре, - и все. И с этой точки зрения можно порадоваться поправкам.


<1> п. 3 ст. 161 НК РФ; п. 2 ст. 1 Федерального закона от 28.12.2010 N 395-ФЗ

<2> подп. 12 п. 2 ст. 146 НК РФ (в ред. Федерального закона от 28.12.2010 N 395-ФЗ)

<3> статьи 39, 146 НК РФ; ст. 131 ГК РФ

<4> п. 3 ст. 161 НК РФ

<5> подп. 6 п. 2 ст. 146 НК РФ

<6> ст. 24, п. 3 ст. 161 НК РФ

<7> абз. 2 п. 3 ст. 168 НК РФ

<8> п. 3 ст. 171, п. 1 ст. 172 НК РФ

<9> ст. 3 Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ; Письмо Минфина России от 19.10.2009 N 03-07-15/147

<10> Постановление ФАС СЗО от 26.11.2010 N А05-2419/2010

<11> Постановление ФАС ВСО от 22.11.2010 N А33-4791/2010

<12> п. 3 ст. 161, пп. 2, 5 ст. 346.11, п. 4 ст. 346.26 НК РФ

<13> подп. 3 п. 2 ст. 170 НК РФ

<14> ст. 123 НК РФ

<15> п. 2 ст. 346.26 НК РФ

<16> Письма Минфина России от 02.04.2010 N 03-11-06/3/50, от 12.02.2008 N 03-11-04/3/59

<17> п. 3 ст. 154 НК РФ

<18> п. 3 ст. 161 НК РФ

Впервые опубликовано в журнале "Главная книга" 2011, N 3

КОГДА НЕ МОГУТ ОШТРАФОВАТЬ ПО СТАТЬЕ 122 НК РФ

Кононенко А.В.

Нередко налоговая проверка заканчивается начислением штрафа за неуплату (неполную уплату) налога по ст. 122 НК РФ. Но всегда ли инспекции делают это правильно?

Кого нельзя оштрафовать за неуплату налога

ВАС РФ и арбитражные суды единодушны: оштрафовать по ст. 122 НК РФ можно только налогоплательщика. Соответственно, нельзя оштрафовать за неуплату НДС, например, спецрежимника, выставившего своему покупателю счет-фактуру с выделенным налогом, но не уплатившего НДС в бюджет. Ведь несмотря на то, что обязанность уплатить НДС в бюджет у него есть, он налогоплательщиком НДС не признается <1>.

Но и налогоплательщика, оказывается, можно оштрафовать не всегда.

Когда нельзя оштрафовать даже налогоплательщика

Так, большинство судов приходит к выводу, что за неуплату налога нельзя оштрафовать налогоплательщика, если к моменту вынесения решения о привлечении к ответственности он уплатил налог в бюджет. Поскольку ст. 122 НК РФ не устанавливает ответственность за несвоевременную уплату налога. За несвоевременность можно лишь начислить пени <2>.

А иногда суды указывают, что просто за неуплату налога, правильно исчисленного и указанного в декларации, штрафовать по ст. 122 НК РФ также нельзя. Штраф возможен только за иные нарушающие налоговое законодательство действия или бездействие. Такие, как занижение налоговой базы или неправильное исчисление или неисчисление налога <3>.

***

Если налоговая инспекция привлекает вас к ответственности по ст. 122 НК РФ, проверьте, вправе ли она это делать. Если нет, то смело оспаривайте решение <4>.


<1> п. 42 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 N 5; Постановления Президиума ВАС РФ от 14.02.2006 N 11670/05; ФАС УО от 13.01.2010 N Ф09-10740/09-С2; ФАС ПО от 01.03.2010 N А06-1009/2009; ФАС МО от 27.07.2009 N КА-А41/6809-09; ФАС ДВО от 08.12.2009 N Ф03-6917/2009

<2> пп. 1, 7 ст. 75 НК РФ; Постановления ФАС ЗСО от 21.09.2009 N Ф04-5866/2009(20394-А45-49); ФАС СЗО от 01.12.2008 N А56-1748/2008; ФАС УО от 08.06.2009 N Ф09-3652/09-С2

<3> Постановления ФАС МО от 04.07.2008 N К-А40/5928-08, от 08.04.2009 N КА-А40/2559-09, от 15.01.2009 N КА-А40/12980-08; ФАС ЗСО от 17.04.2006 N Ф04-2032/2006(21268-А03-14); ФАС УО от 16.07.2009 N Ф09-4873/09-С2; Президиума ВАС РФ от 08.05.2007 N 15162/06

<4> ст. 101.2 НК РФ

Впервые опубликовано в журнале "Главная книга" 2011, N 3

КАК ПРАВИЛЬНО УМЕНЬШИТЬ СТОИМОСТЬ ПАТЕНТА НА СТРАХОВЫЕ ВЗНОСЫ ПРИ УСНО

Бугаева Н.Г.

Для предпринимателей УСНО на основе патента проста и удобна. Однако, как показывает практика, и тут есть подводные камни.

Стоимость патента оплачивается частями. По Налоговому кодексу предприниматель должен оплатить 1/3 стоимости патента в течение 25 календарных дней (включительно) с начала ведения деятельности <1>, а оставшиеся 2/3 - в течение 25 календарных дней с того дня, когда закончилось действие патента <2>. При этом плату можно уменьшить на сумму страховых взносов во внебюджетные фонды <2>, но не более чем наполовину. Такое ограничение в 50% прямо в статье про порядок применения "патентной" УСНО <2> не указано, здесь действует общая норма расчета налога для упрощенной системы налогообложения с объектом "доходы" <3>. И соответствующие разъяснения по этому вопросу Минфин уже дал <4>.

Но главный вопрос заключается в том, от какой суммы считать 50%: от всей стоимости патента или от тех самых 2/3 стоимости, которые предприниматель оплачивает уже по истечении срока действия патента? Как выяснилось из писем наших читателей, некоторые налоговые инспекции настаивают на втором варианте. Судебная практика ничего не говорит по этому поводу. За разъяснениями мы обратились в ФНС России.

ИЗ АВТОРИТЕТНЫХ ИСТОЧНИКОВ
МЕЛЬНИЧЕНКО АНАТОЛИЙ НИКОЛАЕВИЧ - Государственный советник РФ 1 класса

"По данному вопросу налоговые органы должны руководствоваться разъяснениями, приведенными в Письме Минфина России от 26.12.2008 N 03-11-02/162 (доведены до налоговых органов и налогоплательщиков Письмом ФНС России от 14.01.2009 N ВЕ-17-3/5@). В соответствии с ними при применении упрощенной системы налогообложения на основе патента на сумму уплаченных предпринимателем страховых взносов может быть уменьшена вся стоимость патента, но не более чем на 50% <5>".

Понятно, что при различных подходах в бюджет придется отдать разные суммы. Посмотрим на примере, сколько заплатил бы предприниматель в одном и другом случаях.

Пример. Расчет оставшейся части стоимости патента к уплате

УСЛОВИЕ

Предприниматель с 15 февраля 2010 г. ведет деятельность и применяет УСНО на основе патента. Срок действия патента - 12 месяцев, стоимость патента - 13 500 руб. 26 февраля 2010 г. он уплатил часть стоимости патента - 4500 руб. (13 500 руб. / 3). Оставшаяся часть стоимости патента - 9000 руб. (13 500 руб. - 4500 руб.). Сумма уплаченных страховых взносов за 2010 г. - 12 000 руб.

РЕШЕНИЕ

Расчетные показатели приведены в таблице.

Показатель Подход 1 (неправильный и невыгодный): уменьшаем 2/3 стоимости патента Подход 2 (правильный): уменьшаем всю стоимость патента
Сумма страховых взносов, на которую можно уменьшить стоимость патента 4500 руб. (9000 руб. x 50%), так как 12 000 руб. > 4500 руб. 6750 руб. (13 500 руб. x 50%), так как 12 000 руб. > 6750 руб.
Оставшаяся часть стоимости патента к уплате 4500 руб. (9000 руб. - 4500 руб.) 2250 руб. (9000 руб. - 6750 руб.)

Обратите внимание, что на выплаченные своим работникам пособия по больничным нельзя уменьшить стоимость патента <6>. Кроме того, в п. 10 ст. 346.25.1 НК РФ говорится именно об обязательном страховании <7>. Поэтому уменьшение стоимости патента на добровольные страховые взносы, уплаченные предпринимателем за себя, вызовет претензии у налоговиков <8>.

***

В Налоговом кодексе сказано, что взносы на обязательное страхование уменьшают стоимость патента. Но как это делать, четко не прописано. Вот и возникают сомнения. А из-за неправильного толкования нормы вы можете заплатить в бюджет лишнее. И хотя споры с налоговиками по этому вопросу возможны, перестраховываться и переплачивать совсем не обязательно. Ведь все неясности НК РФ должны разрешаться в пользу налогоплательщика <9>.


<1> п. 8 ст. 346.25.1 НК РФ

<2> п. 10 ст. 346.25.1 НК РФ

<3> п. 3 ст. 346.21 НК РФ

<4> Письмо Минфина России от 20.12.2010 N 03-11-11/322

<5> п. 10 ст. 346.25.1, п. 3 ст. 346.21 НК РФ

<6> п. 10 ст. 346.25.1 НК РФ; Письмо Минфина России от 20.10.2010 N 03-11-06/2/159

<7> п. 3 ст. 346.21 НК РФ

<8> Письма Минфина России от 18.05.2010 N 03-11-11/142, от 29.04.2010 N 03-11-11/125

<9> п. 7 ст. 3 НК РФ

Впервые опубликовано в журнале "Главная книга" 2011, N 3

О ПОЯСНИТЕЛЬНОЙ ЗАПИСКЕ И БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ

Балдина С.В.

Пояснительная записка к отчетности - удобный инструмент для того, чтобы обосновать, почему вы отступили от тех или иных правил бухучета. Собственно, это ваша обязанность - объяснить, раскрыть случившиеся отступления от правил бухгалтерского учета в пояснительной записке.

Для примера обратимся к ПБУ 2/2008 "Учет договоров строительного подряда". Оно требует, чтобы организация, занимающаяся проектированием или строительством, ежемесячно отражала виртуальную выручку и виртуальные же расходы (не путать с затратами). При условии, что начала работы по договору в одном году, а закончит в другом. Помимо собственно выручки и расходов, им приходится начислять отложенный НДС, учитывать разницы по ПБУ 18/02. Добавьте к этому несколько дополнительных показателей, требующих раскрытия в бухгалтерской отчетности, и вы поймете, почему ПБУ 2/2008 столь нелюбимо бухгалтерским сообществом.

Далеко не всем это нравится, бухгалтеры небольших фирм тонут в расчетах. Поэтому многие маленькие организации просто-напросто не обращали внимания на ПБУ 2/2008 и делали все по-старому, а теперь задаются вопросом: что будет? Если вы из таких, то как раз вам и надо поработать с пояснительной запиской к отчетности за 2010 г. Например, написать в ней, что ПБУ 2/2008 не применялось в целях достоверного отражения имущественного состояния и финансовых результатов организации. Разъяснить, что вы опирались на общепризнанные ограничения уместности и надежности "бухгалтерской" информации, руководствовались требованиями своевременности и рациональности ведения учета.

Напомню, что по МСФО информация считается уместной, когда она влияет на экономические решения пользователя отчетности, помогая ему:

- оценивать прошлые, настоящие и будущие события;

- подтверждать или исправлять прошлые оценки.

Надежность информации означает, что в ней нет существенных ошибок и пользователи могут положиться на нее без оговорок. Рациональность предполагает, что выгоды от получения информации превышают затраты на ее получение.

Что это дает нам применительно к ПБУ 2/2008? Работа по этому Положению отнимает много времени, а значит, пользователь может получить информацию из бухгалтерской отчетности позже, чем мог бы. В результате информация перестает быть своевременной. Расчеты по ПБУ 2/2008 сложны, вероятность ошибки растет. Следовательно, снижается надежность. Соблюдение ПБУ 2/2008 отнимает значительные силы и средства, тогда как на выходе - неочевидные данные о виртуальных доходах и расходах. От этого страдает рациональность.

Предвижу критику аудиторов и методологов, но все-таки уместность, надежность и рациональность бухучета я ставлю на первое место, а денежные и временные ресурсы малых предприятий на ведение бухучета крайне ограничены. Поэтому почему бы и не отступить от ПБУ 2/2008 субъекту малого предпринимательства? В ноябре 2010 г. осознал это и Минфин, Приказом N 144н ведомство дополнило второй стандарт нормой о том, что малые предприятия могут его не применять. Причем изменения действуют начиная с отчетности за 2010 г. И если ваше предприятие относится к малым и весь прошлый год вы не применяли ПБУ 2/2008, то эти поправки просто узаконили ваши действия. Если же ПБУ 2/2008 вас не испугало и в 2010 г. вы его соблюдали, то можете делать это и дальше. Ведь отказ от применения второго стандарта - право, а не обязанность субъекта малого предпринимательства.

При подготовке пояснительной записки к отчетности за 2010 г. мы уже второй раз будем включать в записку сведения о затратах на приобретение энергетических ресурсов. Впервые мы это делали при подготовке отчетности за 2009 г. Энергоресурсы - это энергия всех видов, но для большинства организаций речь идет о тепловой и электрической энергии.

Это требование, напомню, установлено Законом N 261-ФЗ об энергосбережении и повышении энергетической эффективности, продублировано в Законе о бухучете и касается всех коммерческих организаций.

Как отражать в пояснительной записке сведения об этих затратах? На мой взгляд, нельзя ограничиваться лишь суммами в разрезе по видам ресурсов. Полагаю, что исходя из целей Закона об энергосбережении нужно указать, в частности, объем потребленных ресурсов в количественном выражении и наличие приборов учета. Также не будет лишней информация о затратах на повышение энергоэффективности компании.

Пример. Извлечение из пояснительной записки к бухгалтерской отчетности за 2010 г. о затратах на приобретение энергоресурсов

5.1. Затраты на приобретение энергетических ресурсов в 2010 году

Вид энерге- тического ресурса Единица измерения Цена за единицу, руб. Потребленное количество Сумма, руб. (гр. 4 x гр. 3)
1 2 3 4 5
Электроэнергия кВт/ч 5,3 10 187 53 991
Тепловая энергия Гкал 900,0 76 68 400
Всего x x x 122 391 (53 991 руб. + 68 400 руб.)

5.2. Затраты на повышение энергетической эффективности в 2010 году

Вид мероприятия Сумма затрат, руб.
Установка счетчиков тепла 71 000
Замена деревянных окон на пластиковые в офисе 90 504
Утепление фасада офиса 309 000
Всего 470 504 (71 000 руб. + 90 504 руб. + 309 000 руб.)
 

Конечно, всем интересно, что будет, если не вносить сведения о затратах на энергоресурсы в пояснительную записку. Как ни странно - ничего не будет. Для контроля за соблюдением Закона N 261- ФЗ в КоАП РФ ввели статью 9.16, однако в ней нет подходящего состава правонарушения. Не получится подтянуть сюда и статью 15.11 КоАП РФ, поскольку об искажении статьи или строки отчетности речь не идет. Таким образом, требование о включении в пояснительную записку сведений о затратах на энергоресурсы - норма условно-обязательная. Включать надо, но если этого не сделать, то ничего страшного не произойдет. Все отдано на совесть бухгалтера.

И не забудьте о том, что в пояснительной записке вы объявляете об изменениях учетной политики со следующего года, а также раскрываете изменения учетной политики текущего года.

Впервые опубликовано в издании "Главная книга. Конференц-зал" 2011, N 2

О ФАКСИМИЛЬНОЙ ПОДПИСИ В НАЛОГОВОМ ТРЕБОВАНИИ

Кононенко А.В.

Обязан ли налогоплательщик исполнять требование об уплате налоговой задолженности, если подпись должностного лица налогового органа на нем воспроизведена посредством факсимиле?

ДА НЕТ
Требование, адресованное налогоплательщику, должно быть подписано руководителем (заместителем руководителя) налогового органа с указанием его классного чина и Ф.И.О. <1>

НК РФ не устанавливает, как в требовании должны воспроизводиться подпись должностного лица налогового органа.

Факсимиле - аналог собственноручной подписи <2>

НК РФ не предусматривает возможности подписания ненормативных актов налогового органа факсимиле.

Требование об уплате налоговой задолженности может быть признано недействительным, если нарушены требования, предъявляемые к его содержанию <3>.

Право подписывать требование предоставлено руководителям налоговых органов и их заместителям. При использовании факсимиле не ясно, кто подписал требование <4>.

Должностным лицам налоговых органов запрещено использовать факсимиле на требованиях, выставленных налогоплательщику <5>

ПРАКТИКА ПРАКТИКА
ФАС Восточно-Сибирского округа
  2 решения <6>
ФАС Западно-Сибирского округа
от 15.06.2009 N Ф04-3222/2009(7672-А27-14)  
ФАС Центрального округа
  6 решений <7>
ИТОГО: 1 ИТОГО: 8

<1> Приказ ФНС России от 01.12.2006 N САЭ-3-19/825@

<2> п. 2 ст. 160 ГК РФ

<3> ч. 2 ст. 201 АПК РФ

<4> ст. 8 Закона РФ от 21.03.91 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации"

<5> Письмо МНС России от 01.04.2004 N 18-0-09/000042@

<6> см. Постановления от 14.07.2010 N А58-9855/09, от 14.07.2010 N А58-10036/09

<7> см. Постановления от 23.06.2009 N А62-3104/2008, от 23.06.2009 N А62-3103/2008, от 13.03.2009 N А62-2833/2008, от 13.03.2009 N А62-2831/2008, от 13.03.2009 N А62-2830/2008, от 13.03.2009 N А62-2829/2008

Впервые опубликовано в издании "Главная книга. Конференц-зал" 2011, N 2

БУХГАЛТЕРСКИЕ И НАЛОГОВЫЕ РЕЗЕРВЫ

Ефремова А.А.

Взгляните на таблицу. Она поможет быстро понять, когда, зачем и как создаются резервы в бухучете.

Характеристика Резервы предстоящих расходов Оценочные резервы Резервы по условным фактам хозяйственной деятельности
1 2 3 4
Обязательность создания По желанию организации, если необходимость распределения расходов экономически обоснованна Обязательно, если учетная стоимость активов больше их рыночной стоимости Обязательно, если высока вероятность наступления событий, по которым возникают условные обязательства, которые можно надежно оценить
Цель создания Формирование запаса средств на финансирование будущих мероприятий. Достижение равномерного включения затрат в расходы Приведение балансовой оценки активов в соответствие с их рыночной стоимостью Формирование запаса средств на погашение (исполнение) условных обязательств
Содержание учетной политики Виды создаваемых резервов. Порядок оценки размера резервов. Процедура создания резервов Порядок оценки рыночной стоимости активов. Процедура и периодичность создания резерва Процедура прогнозирования вероятности наступления последствий условного факта. Процедура создания резервов
Когда создаются и расходуются По общему правилу накапливаются и расходуются в течение 1 финансового года (в годовом балансе нет переходящего остатка) Создаются в конце финансового года перед формированием отчетности и уменьшают балансовую оценку активов. Расходуются в течение следующего периода (периодов) Создаются как в течение, так и в конце финансового года. Расходуются по мере наступления событий, под которые данный резерв создавался (возникновения соответствующих обязательств)
Источник формирования За счет затрат (издержек производства или обращения, себестоимости) За счет прочих расходов Или за счет затрат (издержек производства или обращения). Или за счет прочих расходов
Наличие в МСФО Отсутствуют, кроме резервов на оплату отпусков Присутствуют в виде "поправок на обесценение", которые формируются за счет расходов и уменьшают балансовую оценку обесцененных активов Присутствуют в виде резервов

Впервые опубликовано в издании "Главная книга. Конференц-зал" 2011, N 2

О ПРОЦЕНТНОМ МЕТОДЕ ФОРМИРОВАНИЯ "БУХГАЛТЕРСКОГО" РЕЗЕРВА НА ОПЛАТУ ОТПУСКОВ

Ефремова А.А.

При процентном методе сумма отчислений в резерв определяется исходя из норматива, равного отношению суммы отпускных к годовому фонду оплаты труда с учетом страховых взносов. Для расчета норматива обычно используются данные предыдущего года. Размер ежемесячных отчислений в резерв равняется произведению норматива и месячного фонда оплаты труда также с учетом страховых взносов. В целом этот метод аналогичен стоимостному методу при формировании резерва на ремонт основных средств. Поэтому на нем долго останавливаться не будем. А вот третий метод - метод оценки обязательств - самый интересный.

Надо сказать, что именно этот метод отвечает требованиям к оценке размера обязательств перед работниками в соответствии с МСФО. Самой точной оценкой таких обязательств будет та, которая проведена отдельно по каждому работнику, на основании его среднедневной заработной платы.

Как известно, за каждый полностью отработанный месяц работник зарабатывает 2,33 дня (28 дн. / 12 мес.) отпуска. При этом остаток, составляющий менее половины месяца, исключается из подсчета, а остаток более 15 дней округляется до полного месяца.

Рассмотрим расчет резерва методом оценки обязательств на примере. Допустим, Игнатьев с 1 января работает в головном офисе в Москве, Петров работает в той же компании, но в подразделении, расположенном в условиях Крайнего Севера, при этом он принят на работу 15 марта. Рассчитаем количество дней отпуска, на которые каждый работник имеет право по состоянию на конец января, февраля и марта.

Итак, за январь и за февраль Игнатьев имеет право на 2,33 дня отпуска. Всего за январь и февраль - 4,66 дня (2,33 дн. x 2 мес.).

Петров в январе и феврале права на отпуск не имеет, поскольку в организации не работал.

Всего за январь - март Игнатьев имеет право на 6,99 дня (2,33 дн. x 3 мес.) отпуска. Поскольку Петров был принят на работу 15 марта, то с 15 по 31 марта он отработал 17 календарных дней. При этом ему положены еще дополнительные 2 дня (24 дн. / 12 мес. x 1 мес.) отпуска как работнику Крайнего Севера. Таким образом, на 31 марта Петров имеет право на 4,33 дня (2,33 дн. + 2 дн.) отпуска.

Теперь давайте рассчитаем ежемесячные отчисления в резерв на оплату отпусков. Предположим, среднедневная зарплата за январь, февраль и март у Игнатьева - 2000 руб., а у Петрова - 1500 руб. Рассчитаем сумму резерва. Напомню, что с этого года для подавляющего большинства организаций тариф страховых взносов - 34 процента. Для упрощения примера страховые взносы на "несчастное" страхование считать не будем.

Итак, размер резерва на оплату отпуска Игнатьева нарастающим итогом составит:

- на 31 января - 6244,40 руб. (2,33 дн. x 2000 руб. + 2,33 дн. x 2000 руб. x 34%);

- на 28 февраля - 12 488,80 руб. (4,66 дн. x 2000 руб. + 4,66 дн. x 2000 руб. x 34%);

- на 31 марта - 18 733,20 руб. (6,99 дн. x 2000 руб. + 6,99 дн. x 2000 руб. x 34%).

Для Петрова размер "отпускного" резерва на 31 марта составит 8703,30 руб. (4,33 дн. x 1500 руб. + 4,33 дн. x 1500 руб. x 34%).

Таким образом, проводкой по дебету счета 20 (26, 44) и кредиту счета 96 в нашем случае начисляется резерв в размере:

- на 31 января - 6244,40 руб.;

- на 28 февраля - 6244,40 руб. (12 488,80 руб. - 6244,40 руб.);

- на 31 марта - 14 947,70 руб. (18 733,20 руб. + 8703,30 руб. - 12 488,80 руб.).

По мере начисления отпускных выплат либо компенсаций за неиспользованный отпуск увольняющимся работникам в бухгалтерском учете будут сделаны проводки по дебету счета 96, субсчет "Резерв на оплату отпусков", и кредиту счета 70. На суммы отчислений во внебюджетные фонды с отпускных выплат - по дебету счета 96, субсчет "Резерв на оплату отпусков", и кредиту счета 69 "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению". Здесь бухгалтеру также нужно обязательно проконтролировать, на тот ли счет затрат отнесены резервы. То есть если заработная плата относится на счет 20, значит, и резерв нужно начислять тоже на счет 20. Если же речь идет об аппарате управления, то, соответственно, зарплата этих работников относится на счет 26 и резерв нужно относить на счет 26. И так далее.

Впервые опубликовано в издании "Главная книга. Конференц-зал" 2011, N 2



Все права защищены © 2011 ЗАО "Консультант Плюс"
тел. +7(495)956-8283, +7(495)787-9292
mailto:contact@consultant.ru
http://www.consultant.ru/

Информация предоставлена компанией "Консультант Плюс", являющейся разработчиком одноименных справочных правовых систем. Общероссийская Сеть распространения правовой информации КонсультантПлюс объединяет 300 региональных информационных центров, которые занимаются поставкой систем и передачей информации пользователям в 150 городах России. На специализированном правовом сервере: www.consultant.ru можно получить бесплатный доступ к большому массиву актуальной справочной правовой информации, а также узнать подробнее о программных продуктах и услугах Сети КонсультантПлюс, о ее структуре и деятельности, скачать демонстрационные версии профессиональных систем.

Выпуски за другие дни


В избранное