Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

КонсультантПлюс: по cтраницам "Главной книги" Выпуск от 21.01.2011


"КонсультантПлюс: по cтраницам "Главной книги""

КонсультантПлюс По страницам журнала "Главная книга"
Выпуск от 21.01.2011

Обзоры законодательства | Интернет-версия КонсультантПлюс | Финансовые консультации | Подписаться

Содержание

КАК НОВОГОДНИЕ ПРАЗДНИКИ ВЛИЯЮТ НА ЗАРПЛАТУ

Шаповал Е.А.

Январь - особенный месяц. Рабочих дней в январе мало, а вот вопросов по расчету выплат работникам много. Подготовиться к расчетам с работниками за январь лучше еще в декабре. Отвечаем на самые интересные вопросы наших читателей.

Сокращенный предпраздничный день зарплату не уменьшает

(?) В предпраздничный рабочий день 31 декабря мы отражаем в табеле 7 часов вместо обычных 8. Как мы должны оплатить работу "окладникам" в этот день: как за полностью отработанный день или как за 7 часов?

А.И. Ерофеева, г. Тверь

Ответ

Уменьшение на 1 час продолжительности рабочего времени накануне нерабочего праздничного дня предусмотрено ТК РФ <1>. Поэтому уменьшенное количество рабочих часов в предпраздничный день - это норма рабочего времени. Следовательно, оно не ведет к уменьшению зарплаты.

Таким образом, работнику, получающему оклад, 31 декабря оплатите полностью отработанный день.

Восьмой час работы 31 декабря оплачивается как сверхурочный

(?) Правильно я понимаю, что если работник отработает в предпраздничный день 8 часов, а не 7, то 1 час нужно будет оплатить как сверхурочную работу?

А.И. Ерофеева, г. Тверь

Ответ

Да. Если сотрудник работает по инициативе руководства за пределами установленной для него продолжительности рабочего времени - это сверхурочная работа <2>. А значит, вам необходимо:

- издать приказ о привлечении работника к сверхурочной работе;

- получить на этом приказе подпись работника;

- оплатить этот час не менее чем в полуторном размере <3>.

Сверхурочная работа в праздник оплачивается в двойном размере

(?) Работник согласился поработать 1 января 10 часов. Продолжительность рабочего дня у него 8 часов. Получается, что 2 часа сверхурочной работы мы должны оплатить ему в двойном размере как работу в праздник и еще в полуторном размере как сверхурочную работу?

Е.А. Филиппова, г. Москва

Ответ

Нет. Если сотрудник работал в нерабочий праздничный день вместо положенных 8 часов, к примеру, 10 часов, то лишние 2 часа оплачиваются в том же размере, что и весь праздничный день. То есть не менее чем в двойном размере. Оплачивать их еще и как сверхурочную работу не нужно <4>.

Поэтому вам нужно оплатить работнику все 10 часов работы 1 января не менее чем в двойном размере.

Увольняющемуся в январе работнику оплачиваются только отработанные дни

(?) Работник на окладе увольняется по соглашению сторон 14 января 2011 г. Правильно я понимаю, что ему нужно выплатить половину зарплаты, ведь он отработал полмесяца?

А.Ю. Кох, г. Новосибирск

Ответ

Нет, не правильно. Работник получает полный оклад за полностью отработанный месяц <5>. При его увольнении до окончания месяца зарплата ему выплачивается пропорционально отработанным дням.

В январе 2011 г. по производственному календарю 15 рабочих дней. Из них до увольнения работник отработал 4 дня. Получается, что, рассчитываясь с увольняющимся работником, вы должны оплатить ему за период с 1 по 14 января 2011 г. только 4 рабочих дня (с 11 по 14 января 2011 г.).

Итого вам нужно выплатить работнику 4/15 оклада.

При суммированном учете работа в праздники оплачивается по итогам месяца

(?) Работники нашей организации работают по графику "сутки через трое". У нас суммированный учет рабочего времени. Учетный период - год. Работникам установлены оклады. В январе у некоторых работников рабочие дни по графику попадают на нерабочие праздничные дни. Включается ли время, отработанное в эти дни, в норму рабочего времени за учетный период или его нужно учитывать отдельно как сверхурочную работу по итогам учетного периода?

Э.А. Свиридова, г. Калининград

Ответ

У сотрудников с суммированным учетом работа в праздничные дни включается в норму рабочего времени учетного периода <6>. Поэтому за работу в нерабочий праздничный день вы должны заплатить им сверх оклада одну дневную часть оклада <7>.

Такая работа не является сверхурочной, вам нужно оплатить ее не по окончании учетного периода, а по итогам января 2011 г. <8>

Праздники не исключаются из расчетного периода

(?) Я считаю отпускные работнику, у которого по графику отпуск в январе 2011 г. В расчетный период попал январь 2010 г., когда работник находился в отпуске с 11 по 31 января. Нужно ли учитывать в расчетном периоде праздничные и выходные дни в период с 1 по 10 января 2010 г., ведь сотрудник не отработал в январе ни одного дня?

Е.В. Кашина, г. Тула

Ответ

Да, нужно. Как известно, при исчислении среднего заработка из расчетного периода исключается время ежегодного отпуска, а праздники и выходные за пределами отпуска - нет <9>. Поэтому в вашем случае январь 2010 г. относится к неполным месяцам расчетного периода.

Не исключаемое из расчетного периода время в январе 2010 г. полностью состоит из нерабочих праздничных и выходных дней. Однако вы все равно должны учесть их при расчете <10>.

Расчетное количество дней определяется по формуле <11>:

Расчетное количество дней в неполном месяце расчетного периода = Среднемесячное число календарных дней (29,4 дн/мес.) / Количество календарных дней неполного месяца расчетного периода x Количество календарных дней, приходящихся на не исключаемое из расчетного периода время в неполном месяце расчетного периода

 

Таким образом, при расчете отпускных вы должны учесть в январе 2010 г. 9,5 дн/мес. (29,4 дн/мес. / 31 д. x 10 дн.).

Праздники учебный отпуск не продлевают

(?) На основании справки-вызова из вуза работнику предоставлен оплачиваемый учебный отпуск с 25 декабря 2010 г. по 25 января 2011 г. Нужно ли продлить такой отпуск на дни новогодних праздников? Оплачиваются ли нерабочие праздничные дни в период учебного отпуска?

В.И. Маркина, г. Новгород

Ответ

Учебный отпуск предоставляется в календарных днях <12>. Поскольку учебный отпуск предоставляется работнику не для отдыха, то нерабочие праздничные дни учебный отпуск не продлевают. Поэтому вы должны оплатить их точно так же, как и остальные дни учебного отпуска <13>.


<1> ст. 95 ТК РФ

<2> ст. 99 ТК РФ

<3> ст. 152 ТК РФ

<4> статьи 153, 423 ТК РФ; п. 4 Разъяснения Госкомтруда и Президиума ВЦСПС от 08.08.66 N 13/П-21; Решение Верховного суда РФ от 30.11.2005 N ГКПИ05-1341

<5> ст. 129 ТК РФ

<6> п. 4 Разъяснения Госкомтруда и Президиума ВЦСПС от 08.08.66 N 13/П-21; ст. 423 ТК РФ

<7> ст. 153 ТК РФ

<8> статьи 99, 152 ТК РФ

<9> подп. "а" п. 5 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утв. Постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 N 922 (далее - Положение)

<10> пп. 5, 10 Положения

<11> п. 10 Положения

<12> ст. 173 ТК РФ

<13> п. 14 Положения

Полный текст статьи читайте в журнале "Главная книга" 2010, N 24

НОВШЕСТВА ПО НАЛОГУ НА ПРИБЫЛЬ (Комментарий к поправкам в гл. 25 НК РФ, действующим с 01.01.2011)

Шаронова Е.А.

Федеральный закон от 27.07.2010 N 229-ФЗ

В июле прошлого года были внесены масштабные поправки в Налоговый кодекс, в том числе и по налогу на прибыль. Часть поправок вступила в силу еще в прошлом году, а часть - в этом <1>.

Действующие с 1 января 2011 г. изменения для большинства организаций положительны. Однако есть и минусы. К тому же, как это часто бывает, не обошлось без неточностей. Но обо всем по порядку.

В два раза вырос лимит стоимости амортизируемого имущества

Теперь к такому имуществу относятся основные средства и нематериальные активы стоимостью более 40 000 руб. (в прошлом году - более 20 000 руб.) и сроком полезного использования более 12 месяцев <2>. То есть все, что стоит 40 000 руб. и меньше, независимо от срока использования, вы учитываете в расходах единовременно при вводе в эксплуатацию <3>.

Новый лимит надо применять к объектам, которые вы начинаете эксплуатировать в 2011 г. (пусть даже они были куплены в прошлом году). Имущество стоимостью от 20 000 до 40 000 руб., введенное в эксплуатацию ранее, вы будете продолжать амортизировать <4>.

При среднеквартальном доходе до 10 млн руб. можно не платить ежемесячные авансы

Если ваша выручка за 2010 г. не превысила 10 млн руб. в среднем за квартал, то начиная с 2011 г. вы можете уплачивать лишь квартальные авансовые платежи по налогу на прибыль <5>.

Норматив процентов по валютным займам уменьшился

Если в вашей учетной политике на 2011 г. написано, что проценты по займам вы нормируете исходя из ставки ЦБ РФ (а не из среднего уровня процентов по сопоставимым займам), то проценты по валютным займам, начисленные начиная с 1 января этого года, вы учтете в расходах в значительно меньшей сумме. А все потому, что норматив теперь равен ставке рефинансирования ЦБ x 0,8. При нынешней ставке рефинансирования 7,75% норматив составляет 6,2% (7,75% x 0,8) <7>. В то время как в прошлом году в расходах можно было учесть валютные проценты в пределах 15% <8>. Так что на сегодняшний день норматив стал меньше в два с лишним раза.

На убытки, полученные за периоды, когда доходы облагались по ставке 0%, нельзя будет уменьшить прибыль

Это самая загадочная поправка, которую внес законодатель. Чтобы было понятно, почему, процитируем дополнение в правила переноса убытков на будущее: они не распространяются "...на убытки, полученные налогоплательщиком в период налогообложения его доходов по ставке 0 процентов" <9>.

Логика подсказывает, что поправка касается только тех, кто не платил налог на прибыль. А это сельхозтоваропроизводители, так как они при соблюдении определенных условий до 2013 г. облагают прибыль по ставке 0% (проще говоря, не уплачивают налог) <10>.

Но обратите внимание, что в поправке речь идет именно об облагаемых по ставке 0% доходах, а не о прибыли (то есть разнице между доходами и расходами). А по этой ставке в 2011 г. облагаются такие доходы, как:

- дивиденды - при выполнении определенных условий (см. раздел "Больше организаций смогут применять ставку 0% по дивидендам");

- проценты по государственным и муниципальным облигациям, эмитированным до 20.01.97 включительно, и по облигациям государственного валютного облигационного займа 1999 г., которые эмитированы при новации ОВГВЗ третьей серии <11>.

Так неужели законодатель хотел сказать, что если организация по обычной деятельности за 2011 г. получит убыток и в этом же году ей выплатят дивиденды, которые облагаются по ставке 0%, то она не сможет перенести этот убыток на последующие годы? Вряд ли.

Ведь дивиденды и проценты по облигациям - это не доход от деятельности организации, их получающей. Скорее, наоборот, получение этого дохода зависит от деятельности той организации, которая его выплачивает. Кроме того, суммы дивидендов и процентов по облигациям не участвуют в формировании налоговой базы, облагаемой по ставке 20% <12>.

С вопросом, кому адресована эта поправка, мы обратились в Минфин. И получили такой ответ.

ИЗ АВТОРИТЕТНЫХ ИСТОЧНИКОВ
БАХВАЛОВА АЛЕКСАНДРА СЕРГЕЕВНА - Главный специалист-эксперт Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

"Положения ст. 283 НК РФ (в ред. Федерального закона от 27.07.2010 N 229-ФЗ) распространяются на организации, применяющие нулевую ставку в целом по всей своей деятельности, а не к отдельным доходам, например к дивидендам.

Следовательно, указанные условия п. 1 ст. 283 НК РФ как раз и распространяются на сельхозтоваропроизводителей, применяющих в своей деятельности ставку по налогу на прибыль 0%. Таким образом, именно указанные организации не смогут перенести на будущее убытки, полученные в период применения нулевой ставки".

Эту позицию финансовое ведомство высказало и официально, прямо указав в Письме, что "...налогоплательщик не вправе переносить на будущее убытки, полученные при определении налоговой базы, в отношении которой налогоплательщик применял ставку 0 процентов" <13>. Почему нельзя было написать в НК РФ именно так?

У организаций, получивших от объектов ОПХ убытки, будет два варианта их учета

А не три, как в прошлом году. Порядок учета убытков от деятельности обслуживающих производств и хозяйств зависит от ситуации <14>.

СИТУАЦИЯ 1. На территории, где находится ваш объект ОПХ, есть специализированная организация, которая занимается такой же деятельностью, что и ваш объект

Тогда вам нужно сравнить ее цены и расходы со своими. Если цены и расходы вашего объекта ОПХ примерно такие же, как и у специализированной организации, то спокойно уменьшайте налоговую базу по основной деятельности на всю сумму убытка, полученного от деятельности объекта ОПХ.

Если же цены и расходы вашего ОПХ не сопоставимы с этими показателями специализированной организации (цены ниже, расходы больше), то на сумму убытка вы не можете уменьшить налоговую базу по основной деятельности. Этот убыток вы сможете погасить только за счет прибыли, полученной от этого объекта в последующие 10 лет.

СИТУАЦИЯ 2. На территории, где находится ваш объект ОПХ, нет специализированной организации, которая ведет аналогичную деятельность

Тогда на всю сумму убытка, полученного от деятельности объекта ОПХ, можно уменьшить прибыль, полученную организацией в целом.

При этом расходы на содержание объекта ОПХ с нормативами, утвержденными местными органами власти, сравнивать не надо. Теперь такого требования в Кодексе просто нет <14>. Налоговики смогут отказать в учете этого убытка только в том случае, если в суде докажут, что расходы на содержание объектов ОПХ ничем не обоснованы или не подтверждены документами <15>.

Градообразующие организации могут учесть затраты на содержание ОПХ полностью

Из Налогового кодекса убрали термин "градообразующие организации". Теперь там сказано, что организации с численностью работников не менее 25% численности работающих жителей соответствующего населенного пункта вправе принять при исчислении налога на прибыль фактические расходы на содержание объектов ОПХ <16>. Значит, с этого года:

- прекратятся споры с налоговиками о том, какая организация признается градообразующей. Ведь ранее Минфин разъяснял, что градообразующие - это только те организации, у которых численность работников составляет не менее 25% численности работающего населения соответствующего населенного пункта <17>. Но некоторые суды относили к градообразующим и организации с численностью работников более 5 тыс. человек <18>. При этом и финансовое ведомство, и суды руководствовались разными нормами Закона о банкротстве <19>;

- на всю сумму убытка от объектов ОПХ можно уменьшить прибыль текущего года по организации в целом.

Больше организаций смогут применять ставку 0% по дивидендам

С 2011 г. ставку 0% можно применять к дивидендам, выплачиваемым российской организации, которая на день принятия решения о выплате дивидендов непрерывно владеет не менее 365 дней <20>:

<или> не менее чем половиной вашего уставного капитала;

<или> депозитарными расписками, дающими право на получение не менее чем половины общей суммы выплачиваемых дивидендов.

Стоимость доли в уставном капитале теперь не имеет никакого значения.

Применять ставку 0% можно и при выплате в 2011 г. дивидендов, начисленных за 2010 г. <21> А как быть с промежуточными дивидендами за прошлый год? Вот что нам ответили в Минфине.

ИЗ АВТОРИТЕТНЫХ ИСТОЧНИКОВ
БАХВАЛОВА АЛЕКСАНДРА СЕРГЕЕВНА, Минфин России

"В случае, когда решение о выплате дивидендов принято в 2010 г., а фактически дивиденды выплачиваются в 2011 г., применение нулевой ставки тоже правомерно".

До одного дня сокращен срок перечисления налога в бюджет для налоговых агентов

С 1 января 2011 г. налог, удержанный с доходов иностранцев и с дивидендов любых организаций, надо перечислять в бюджет не позднее дня, следующего за днем их выплаты <22>.

В прошлом году на перечисление налога отводилось:

- 10 дней со дня выплаты дивидендов <23>;

- 3 дня со дня выплаты иных доходов иностранцам <24>.

Внимание! Налоговые агенты теперь должны перечислять налог на прибыль в бюджет не позднее дня, следующего за днем выплаты дохода.

***

Новшества позволят вам снизить сумму налога на прибыль. К тому же Минфин пообещал увеличить бухгалтерский лимит стоимости основного средства также до 40 000 руб. Надеемся, что он сдержит свое обещание. Иначе бухгалтерам придется имущество стоимостью от 20 000 до 40 000 руб. в бухучете амортизировать <26>, а в налоговом учете - в полной сумме учитывать в расходах. И как следствие - отражать по этому имуществу временные разницы по ПБУ 18/02 <27>.


<1> п. 2 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2010 N 229-ФЗ

<2> п. 1 ст. 256, п. 1 ст. 257 НК РФ

<3> подп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ

<4> п. 4 ст. 259 НК РФ

<5> п. 3 ст. 286 НК РФ

<7> пп. 1, 1.1 ст. 269 НК РФ; Указание ЦБ РФ от 31.05.2010 N 2450-У

<8> п. 1 ст. 269 НК РФ

<9> п. 1 ст. 283 НК РФ

<10> ст. 2.1 Федерального закона от 06.08.2001 N 110-ФЗ

<11> подп. 3 п. 4 ст. 284 НК РФ

<12> п. 2 ст. 274 НК РФ

<13> Письмо Минфина России от 25.11.2010 N 03-03-06/1/740

<14> ст. 275.1 НК РФ

<15> ст. 252 НК РФ; Постановление Президиума ВАС РФ от 25.11.2008 N 7841/08

<16> ст. 275.1 НК РФ

<17> Письма Минфина России от 18.04.2008 N 03-03-05/40, от 22.02.2008 N 03-03-06/4/11

<18> Постановления ФАС ВСО от 20.08.2008 N А33-16809/06-Ф02-3665/08; ФАС МО от 03.03.2009 N КА-А40/999-09; ФАС УО от 09.02.2009 N Ф09-240/09-С3

<19> пп. 1, 2 ст. 169 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)"

<20> подп. 1 п. 3 ст. 284 НК РФ; п. 9 ст. 1, п. 2 ст. 5 Федерального закона от 27.12.2009 N 368- ФЗ

<21> п. 2 ст. 5 Федерального закона от 27.12.2009 N 368-ФЗ; Письмо Минфина России от 01.11.2010 N 03-03-06/1/677

<22> п. 4 ст. 287 НК РФ

<23> п. 4 ст. 287 НК РФ (ред., действовавшая до 01.01.2011)

<24> п. 2 ст. 287, п. 1 ст. 310 НК РФ

<25> п. 7 ст. 80 НК РФ

<26> п. 5 ПБУ 6/01 "Учет основных средств", утв. Приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н

<27> пп. 11, 12 ПБУ 18/02 "Учет расчетов по налогу на прибыль организаций", утв. Приказом Минфина России от 19.11.2002 N 114н

Полный текст статьи читайте в журнале "Главная книга" 2011, N 1

КОГДА ПРИ ОКАЗАНИИ УСЛУГ МОЖНО ПРИМЕНЯТЬ БЛАНКИ СТРОГОЙ ОТЧЕТНОСТИ

Колосовская А.С.

Организациям и предпринимателям, оказывающим услуги населению, повезло. Они, вместо того чтобы пробивать чеки на кассовом аппарате, вправе выдавать своим клиентам бланки строгой отчетности (БСО) <1>. Давайте посмотрим, кто же попал в число везунчиков.

БСО применяют при оказании услуг именно населению

Минфин России считает, что услуги населению - это услуги, которые перечислены в Общероссийском классификаторе услуг населению (ОКУН) <2>. Хотя в Законе о применении ККТ ОКУН и не упоминается.

Казалось бы, эта позиция выгодна большинству организаций и предпринимателей - ведь в ОКУН можно найти виды услуг практически на любой вкус.

Тем не менее все же существуют услуги, которые в ОКУН не поименованы. Обычно это связано с тем, что Классификатор просто не успевает за техническим прогрессом. Так, услуги по ремонту мобильных телефонов появились в ОКУН лишь в 2008 г. <4>, а ремонт электронных книг (e-book) не упоминается до сих пор. Также не попали в ОКУН и риелторские услуги, и поэтому Минфин считает, что риелторам нельзя применять БСО <5>. С такими же сложностями сталкиваются юристы, оказывающие услуги населению, если они не адвокаты и не нотариусы. Раз правовых услуг в Классификаторе нет, то, по мнению Минфина, юристы также должны забыть о БСО и обязаны применять ККТ <6>.

Внимание! Если вы применяете БСО вместо ККТ, не имея на это права, то штрафовать вас будут за неприменение ККТ <3>.

Однако с такой позицией можно и поспорить. Во-первых, как мы уже говорили, Закон о применении ККТ к ОКУН не отсылает. Значит, закрытого перечня услуг населению нет и быть не может.

Во-вторых, в ОКУН есть услуги, которые услугами назвать никак нельзя, например розничная торговля. Однако лишь на основании ОКУН никто не пытается называть торговлю услугой и выдавать БСО при продаже товаров в магазинах. Но тогда получается, что Классификатор для целей законодательства о ККТ применяется только частично, а это неправильно. Ведь либо ОКУН для определения услуг населению используется полностью (и тогда организации розничной торговли начинают выдавать БСО), либо Классификатор при решении вопроса о применении БСО не используется вообще.

А что по этому поводу думают суды? Нам удалось найти только одно решение, в котором суд признал незаконным привлечение организации к ответственности за неприменение ККТ <7> из-за того, что она применяла БСО при оказании услуг, не поименованных в ОКУН <8>. В этом деле речь шла об услугах по искусственному загару, которых в ОКУН действительно нет. Но суд решил, что услуга солярия по сути является косметической, а косметические услуги поименованы в ОКУН (код 081501), поэтому организация была вправе выдавать БСО.

Однако пока арбитражная практика по этому вопросу не сложилась, выдача БСО при оказании отсутствующих в ОКУН услуг, скорее всего, вызовет споры с налоговиками. А на чью сторону встанет суд - еще вопрос.

И предприниматель - население

А теперь давайте посмотрим, кто же относится к населению. Понятно, что население - это физические лица.

А можно ли выдавать БСО, если услуга оказана предпринимателю? Пленум ВАС РФ в 2003 г. ответил на этот вопрос утвердительно - предприниматели, в целях применения Закона о ККТ, тоже относятся к категории "население" <9>. Ведь предприниматель - это тоже физлицо, пусть и имеющее особый статус. Кстати, вы об этом статусе можете и не догадываться.

Следовательно, расчеты с предпринимателями можно оформлять с использованием БСО. Тем не менее по-прежнему находятся инспекторы, которые пытаются штрафовать за неприменение ККТ, если заказчик услуги - предприниматель. И судам приходится в подобной ситуации защищать исполнителя услуг от необоснованных претензий налоговиков <10>. Так что если и вы, выдав БСО предпринимателю, столкнетесь с претензиями налоговиков, ссылайтесь в подтверждение своей правоты на указанное Постановление Пленума ВАС <9>.

А вот если заказчик ваших услуг - организация, то принимать от нее наличные можно только через ККТ. Как же определить, кем является оплачивающий услугу гражданин - обычным физлицом или представителем организации?

Если услугу заказал подотчетник, который не сообщил вам, что он действует от имени организации, то для вас это обычное физлицо, приобретающее услуги лично для себя, и ему можно выдать БСО. Но если он попросил оформить документы на имя его организации, то в этом случае заказчиком услуги выступает сама организация. Поэтому вам придется выдать подотчетнику чек ККТ и выписать на его организацию-работодателя акт об оказании услуг и счет-фактуру, если вы плательщик НДС.

При оказании услуг продали товар? Нужна ККТ

Но иногда, оказывая услугу, вы еще можете продать своему клиенту какой-нибудь товар. Так вот, даже если вы оказываете услуги, поименованные в ОКУН, важно помнить, что бланки можно выдавать только при расчетах за оказание услуг. Поэтому если продажа товара неразрывно связана с оказанием услуги, то достаточно выдать БСО. А вот если товар вы продаете вне рамок оказания услуги, то придется использовать ККТ.

К примеру, салон красоты продал своему клиенту шампунь или какое-то другое косметическое средство "на вынос". Понятно, что продажа такого товара непосредственно не связана с оказанием клиенту косметической услуги. Значит, на товар придется выбивать отдельный чек ККТ, а если этого не сделать, то вам грозит штраф за неприменение ККТ <11>. Однако на стоимость шампуня, использованного мастером при оказании парикмахерских услуг, конечно же, чек ККТ пробивать не нужно <12>.

Аналогичная ситуация складывается, когда ателье шьет пальто по заказу клиента, но из своих материалов. В стоимость пошива пальто, помимо стоимости работы, входит стоимость ткани, меха, ниток, пуговиц, но без этих материалов оказать услугу по пошиву невозможно. Поэтому ателье на вполне законных основаниях может выдать рассчитавшемуся наличными клиенту БСО. Но вот если ателье просто продаст клиенту ткань, то такая продажа никакого отношения к оказанию услуг не имеет и применять ККТ при наличных расчетах необходимо.

Такая же ситуация складывается и при продаже автосервисом запчастей. Если запчасти использовал мастер этого же автосервиса при ремонте автомобиля клиента, то их передача происходит в рамках оказания услуги и достаточно выдать БСО, указав в нем стоимость ремонта с учетом стоимости запчастей. Если же владелец автомобиля купил в сервисе запчасти, чтобы потом установить их на машину самостоятельно, то это уже отдельный договор купли-продажи и надо выбивать чек ККТ.

Внимание! При перепродаже покупных товаров БСО применять нельзя.

Такой же логикой руководствуются и суды. Суд встанет на сторону организации, только если она докажет, что переданный клиенту товар неразрывно связан с оказанием услуги <13>, либо налоговая инспекция не сможет установить обратное <14>.

***

Если ваши услуги есть в ОКУН, то смело выдавайте БСО. Однако использование БСО при оказании услуг, не вошедших в ОКУН, рискованно. Поэтому проще купить ККТ, хотя, конечно, применять и обслуживать ее недешево и хлопотно. Альтернативный вариант - постарайтесь подобрать из ОКУН услугу, максимально соответствующую по характеру вашей. К примеру, услуги автозагара можно отнести к косметическим (код 081501), а ремонт ноутбуков - к услугам по ремонту вычислительной техники (код 804904).


<1> п. 2 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ (далее - Закон о ККТ); п. 1 Положения об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2008 N 359 (далее - Положение о наличных расчетах без ККТ)

<2> Общероссийский классификатор услуг населению ОК 002-93, утв. Постановлением Госстандарта России от 28.06.93 N 163; Письма Минфина России от 03.03.2010 N 03-01-15/1-23, от 19.11.2009 N 03-11-09/377

<3> ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ

<4> Изменение 11/2008 ОКУН Общероссийский классификатор услуг населению ОК 002-93 (принято и введено в действие Приказом Ростехрегулирования от 28.03.2008 N 72-ст)

<5> Письмо Минфина России от 11.08.2009 N 03-01-15/8-405

<6> Письмо Минфина России от 03.03.2010 N 03-01-15/1-23

<7> ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ

<8> Решение Арбитражного суда Московской области от 31.05.2006 N А41-К2-8056/06

<9> п. 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 31.07.2003 N 16

<10> см., например, Постановление ФАС ЗСО от 23.12.2008 N Ф04-7997/2008(18316-А03-3)

<11> ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ; Письмо УФНС России по г. Москве от 01.11.2008 N 22-12/102493; Постановления ФАС ДВО от 22.08.2008 N Ф03-А51/08-2/2929; ФАС СЗО от 09.04.2007 N А13-547/2007; ФАС УО от 27.10.2008 N Ф09-7836/08-С1

<12> Постановление ФАС ЗСО от 06.11.2008 N Ф04-6720/2008(15323-А45-29)

<13> Постановление ФАС ДВО от 01.11.2007 N Ф03-А04/07-2/4960

<14> Постановление ФАС ВСО от 18.11.2009 N А19-9554/09

Впервые опубликовано в журнале "Главная книга" 2011, N 1

УВЕДОМЛЯЕМ НАЛОГОВУЮ ИНСПЕКЦИЮ О СРЕДНЕСПИСОЧНОЙ ЧИСЛЕННОСТИ

Бугаева Е.Г.

Одно из первых дел бухгалтера в новом году - оповещение своей инспекции о среднесписочной численности работников за предыдущий календарный год. Это нужно сделать не позднее 20 января <1> по определенной форме <2>, в бумажном или электронном виде <3> по вашему выбору. Заполняется форма по правилам, установленным Росстатом <4>. Информация о количестве работников нужна налоговикам, чтобы отследить плательщиков, которые будут сдавать налоговую отчетность электронным способом. Это организации и предприниматели со среднесписочной численностью работников более 100 человек за предшествующий год <5>. В статье мы поговорим о том, как правильно рассчитать показатель среднесписочной численности и что необходимо учесть при расчете.

Кто учитывается в среднесписочной численности работников

Понятие "среднесписочная численность" в отчетных и уведомительных документах организации фигурирует не раз. И не всегда подразумевает одно и то же. Поэтому сначала разберемся с терминами.

Понятно, что речь идет о работниках, то есть о тех, с кем организация заключила трудовые договоры <6>. А термин "среднесписочная" означает, что считать ее нужно по тем, кто входит в списочную численность. В свою очередь, списочная численность включает в себя работников, нанятых по трудовым договорам на постоянную, временную или сезонную работу <7>. В том числе сюда входят и собственники организации, если с ними оформлены трудовые отношения и они получают зарплату <8>. И даже те, кто работал у вас всего 1 день, в расчете будут участвовать.

Важно, что присутствие работника на рабочем месте - необязательное условие для учета его в среднесписочной численности. Он может временно отсутствовать по каким-либо причинам. Например, работники, находящиеся в командировке, на больничном, в ежегодном отпуске, в отпуске без сохранения зарплаты по согласованию с руководством, повышающие квалификацию с сохранением зарплаты и т.д., попадают в среднесписочную численность с тем же успехом, что и присутствующие на рабочих местах <9>. В то же время не участвуют в расчете среднесписочной численности женщины в отпусках по беременности и родам, а также по уходу за ребенком <10> (хотя в списочную численность в этот период они входят).

Кроме того, не учитываются в среднесписочной численности <11>:

- внешние совместители;

- граждане, с которыми заключены гражданско-правовые договоры.

Как правильно сделать расчет

Среднесписочная численность работников рассчитывается за определенный период: показатель за месяц - исходя из списочной численности за каждый день этого месяца, за год - по месячным показателям. Число работников за выходные и праздничные дни равно численности за предшествующий рабочий день <12>. Разные формулы установлены для полностью занятых и не полностью занятых работников. Рассмотрим процедуру расчета поэтапно.

ШАГ 1. Рассчитываем месячную среднесписочную численность работников, занятых полный рабочий день. Делаем это по формуле <12>:

Среднесписочная численность полностью занятых работников (за месяц) = Сумма списочной численности полностью занятых работников за каждый календарный день месяца / Число календарных дней в месяце

 

ШАГ 2. Рассчитываем месячную среднесписочную численность не полностью занятых работников. Если в компании есть работающие неполное рабочее время по соглашению между работником и работодателем <13>, то их учитывают пропорционально отработанному времени - можно сказать, приводят к общему знаменателю с остальными работниками (которые трудятся положенные 40, 36 или 24 часа в неделю).

Поэтому если у вас один не полностью занятый работник в месяце из 22 рабочих дней работал по 6 часов каждый рабочий день, а другой - по 4 часа и только 10 рабочих дней, то они приравниваются к одному полностью занятому работнику при нормальной продолжительности рабочего дня 8 часов:

6 ч x 22 раб. дн. + 4 ч x 10 раб. дн.
8 ч
/ 22 раб. дн. = 0,977 ~= 1

 

Время за дни болезни, отпуска, неявок на работу по иным причинам таких работников при расчете включается условно в отработанные ими часы по предыдущему рабочему дню <14>.

ШАГ 3. Рассчитываем годовую среднесписочную численность всех работников. Определив среднесписочную численность отдельно для полностью и не полностью занятых за каждый месяц, суммируем все полученные значения и делим на 12 месяцев. Если работающих неполное рабочее время у вас нет, то вы складываете среднесписочную численность только полностью занятых и делите на 12. Итоговое значение округляется до целого числа <16>.

Внимание! Работники с сокращенной продолжительностью рабочего времени, а также переведенные на неполное рабочее время по инициативе администрации учитываются в среднесписочной численности как целые единицы <15>.

Полученный результат и пойдет в уведомление о среднесписочной численности.

Заметим, если организация работала в прошлом году неполный год, то при определении среднесписочной численности работников за год в знаменателе дроби все равно будет 12 месяцев <17>.

***

Непредставление в инспекцию сведений о среднесписочной численности работников грозит штрафом <18>:

- 200 руб. - для организации (предпринимателя) <19>;

- от 300 до 500 руб. - для бухгалтера или руководителя организации (предпринимателя) <20>.

В расчете РСВ-1 тоже нужно указывать "среднесписочную численность", в форме-4 ФСС - "среднесписочную численность работающих". Но если для оповещения налоговой считают только работников списочного состава, то для отчетности в ПФР и ФСС нужны сведения по всем физическим лицам, которые получали от организации выплаты в течение отчетного периода <21>. И здесь при определении среднесписочной численности, кроме "списочных" работников, должны учитываться:

- внешние совместители. Их средняя численность определяется по той же формуле, что и для не полностью занятых работников <22>. Полученное значение может быть очень маленьким. Но чтобы при округлении оно не превратилось в ноль (тогда эта категория вообще не будет учтена в численности), оставляют один знак после запятой и в таком виде используют значение в расчетах;

- граждане, с которыми заключены гражданско-правовые договоры. Их средняя численность рассчитывается так же, как и среднесписочная численность полностью занятых работников. Последовательно определяется, сколько занятых по ГПД у вас было на определенные даты, потом в месяц, потом в год <23>. Каждый исполнитель по такому договору считается как целая единица.

Для каждой приведенной категории физлиц нужно считать свою среднюю численность, а затем уже суммировать их в общий результат.

Сведения по среднесписочной численности работников, которые вы представляете в налоговую и которые вы указываете в страховой отчетности, будут одинаковыми только в том случае, если внешних совместителей и нанятых по ГПД у вас нет.


<1> п. 3 ст. 80 НК РФ; Письмо ФНС России от 09.07.2007 N ЧД-6-25/536@

<2> форма утверждена Приказом ФНС России от 29.03.2007 N ММ-3-25/174@

<3> формат представления сведений утвержден Приказом ФНС России от 10.07.2007 N ММ-3-13/421@

<4> приложение к Письму ФНС России от 26.04.2007 N ЧД-6-25/353@

<5> п. 3 ст. 80 НК РФ

<6> ст. 20 ТК РФ

<7> статьи 58, 59 ТК РФ; п. 9 Указаний по заполнению формы... N 1-Т "Сведения о численности и заработной плате работников", утв. Приказом Росстата от 13.10.2008 N 258 (далее - Указания)

<8> п. 9 Указаний

<9> пп. 9.1 - 9.25 Указаний

<10> п. 11.1 Указаний

<11> пп. 10.1, 10.2 Указаний

<12> п. 8 Указаний

<13> ст. 93 ТК РФ; п. 11.3 Указаний

<14> п. 11.3 Указаний

<15> статьи 74, 92 ТК РФ; п. 11.3 Указаний

<16> п. 11.4 Указаний

<17> п. 11.6 Указаний

<18> Письмо Минфина России от 05.05.2010 N 03-02-08/28

<19> п. 1 ст. 126 НК РФ

<20> ст. 2.4, ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ

<21> ч. 10 ст. 15 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах..."

<22> пп. 84.3, 85 Указаний по заполнению форм... N П-4 "Сведения о численности, заработной плате и движении работников"... утв. Приказом Росстата от 12.11.2008 N 278

<23> п. 86 Указаний... утв. Приказом Росстата от 12.11.2008 N 278

Полный текст статьи читайте в журнале "Главная книга" 2011, N 1

О ПОПРАВКАХ В Ч. 1 НК РФ

Ахтанина М.Н.

Поправок в первую часть Кодекса, вступающих в силу с нового года, всего три, и две из них позитивны для налогоплательщиков. Правда, одна из позитивных поправок работать начнет далеко не сразу.

Итак, с 01.01.2011 налоговики должны будут платить проценты за незаконную блокировку счета. Проценты будут начисляться на сумму, указанную в решении налогового органа о приостановлении операций по счетам со дня получения банком этого решения и до дня получения решения об отмене блокировки. Процентная ставка - ставка рефинансирования, действующая в дни неправомерного приостановления операций.

Такие проценты - неплохая альтернатива взысканию с налоговых органов сумм убытков, возникших из- за неправомерного приостановления операций по счетам. Так как доказывание убытков - дело сложное и далеко не всегда возможное.

О незаконной блокировке можно говорить в нескольких случаях.

Во-первых, когда операции по счетам были приостановлены из-за пропуска срока представления декларации, а в итоге оказалось, что налогоплательщик этот срок не пропустил. Такое бывает, в частности, когда декларации представляются по почте.

Во-вторых, когда операции по счетам были приостановлены на основании незаконного решения о взыскании налога. Например, когда оно вынесено за пределами двухмесячного срока, отведенного на его принятие, или без выставления налогоплательщику требования на уплату налога.

В-третьих, если налоговый орган приостановил операции по счетам в качестве обеспечительной меры после вынесения решения по проверке, не наложив перед этим запрет на отчуждение имущества налогоплательщика.

И, наконец, даже при соблюдении порядка принятия обеспечительных мер или вынесения решения о взыскании решение о блокировке счета неправомерно, если в нем указана сумма бОльшая, чем:

- сумма налогов, пени и штрафов, указанных в решении о взыскании;

- сумма налогов, пени и штрафов, начисленных в решении по проверке;

- разница между общей суммой налоговой задолженности по решению по проверке и стоимостью имущества, в отношении которого применена обеспечительная мера в качестве запрета на его отчуждение.

В связи с этой поправкой возникает еще один вопрос. Будет ли блокировка счета признаваться неправомерной исключительно на том основании, что впоследствии само решение о начислении налогов, пени или штрафов признано незаконным? Думаю, нет. Если формальные основания для приостановления операций по счету были и процедура соблюдена, то решение о блокировке законно.

Следующая поправка интересна тем организациям и предпринимателям, которым часто приходится представлять документы налоговикам, в том числе и при проведении встречных проверок.

В пункте 5 статьи 93.1 появилась отсылка на пункт 5 статьи 93 Кодекса. Помните, этот пункт позволяет нам не представлять налоговикам документы, если мы их уже однажды представили при проведении камеральной или выездной проверки. В итоге у нас появилось право не тащить эти документы в свою инспекцию снова, если она прислала нам требование другой инспекции о представлении этих же документов, выставленное уже в порядке встречной проверки. Жаль, что работать это будет только в отношении тех бумажек, которые вы представите после 01.01.2011.

Еще один минус состоит в том, что законодатель не распространил правило о непредставлении одних и тех же документов дважды на бумажки, которые уже представлялись в свою инспекцию по требованиям других налоговых органов, выставленным при встречках. Хотя принцип документооборота должен быть тот же. Ведь с 2007 г. большинство представляемых нами налоговикам документов пусть иногда и транзитом, но проходит через инспекцию, в которой мы состоим на учете. Однако в пункте 5 статьи 93 НК говорится только о тех документах, которые проверяемое лицо уже представляло в инспекцию, проводившую его налоговую проверку. А лицо, у которого истребуются документы при встречке, проверяемым лицом не является, проверяют-то какого-то другого парня.

Впервые опубликовано в издании "Главная книга. Конференц-зал" 2011, N 1

О БУХГАЛТЕРСКИХ КРИТЕРИЯХ СУЩЕСТВЕННОСТИ

Рабинович А.М.

Как вы уже знаете, в 2010 г. Минфин утвердил новое ПБУ 22/2010 "Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности". Им надо руководствоваться при исправлении ошибок начиная с составления годовой бухгалтерской отчетности за 2010 г. Общий порядок исправления ошибок по правилам нового ПБУ зависит от того, существенная это ошибка или нет. А это организация должна определять самостоятельно. Значит, в учетной политике вам надо прописать, какие ошибки вы будете считать существенными.

При этом хочу обратить внимание на два очень важных, по моему мнению, момента.

Момент первый. Использование в пункте 3 ПБУ 22/2010 словосочетания "статья (статьи) бухгалтерской отчетности", с одной стороны, означает, что определять существенность ошибки можно применительно не только к одной, но и к группе однородных статей бухотчетности. Например, группа статей бухгалтерского баланса "Запасы" включает статьи "Сырье, материалы и другие аналогичные ценности", "Затраты в незавершенном производстве" и так далее.

Однако, с другой стороны, это словосочетание определяет и пределы базы для расчета существенности ошибки. То есть нельзя определять существенность ошибки по отношению к итогу раздела баланса, включающему статью, в которую попали ошибочные данные, а тем более - к валюте баланса. Ведь итог раздела баланса включает несколько групп статей, а валюта баланса - вообще все статьи актива или пассива баланса. И понятно, что уровень существенности, определенный по итогу раздела или валюте баланса, будет намного меньше, чем определенный по статье или группе статей. В результате получится, что большинство ошибок окажутся несущественными. А это нанесет урон интересам пользователей отчетности, поскольку сделает отчетность недостоверной по причине несоответствия основному требованию пункта 3 ПБУ 22/2010. А именно: ошибка считается существенной, если она в отдельности или в совокупности с другими ошибками за один и тот же период может повлиять на экономические решения пользователей, прини! маемые ими на основе бухгалтерской отчетности, составленной за этот отчетный период.

Второй момент. Из правила, по которому можно определять существенность по отношению не к одной, а к группе статей отчетности, есть одно исключение. Это не может быть группа статей баланса "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)", включающая нераспределенную прибыль или непокрытый убыток как текущего года, так и прошлых лет. Определяя существенность ошибки по этой группе статей целиком, без выделения отчетного года, мы нарушаем право пользователей отчетности видеть все существенные ошибки, влияющие на финансовый результат именно отчетного года. Ведь тогда значительно повысится уровень существенности ошибки, и с большой вероятностью не будут учтены ошибки, влияющие на прибыль или убыток только отчетного года. Что опять-таки не позволит выполнить упомянутое требование пункта 3 ПБУ 22/2010 и сделает отчетность недостоверной.

Этими замечаниями я хотел бы опровергнуть распространенную иллюзию, будто слова "организация определяет самостоятельно" позволяют писать в учетной политике все, что заблагорассудится. Это не так. Определять что-то можно самостоятельно только с учетом и в пределах правил, установленных нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету.

По той же причине я уверен, что неправильно писать в учетной политике: "Существенность ошибки в каждом конкретном случае определяет главный бухгалтер по согласованию с руководителем". Такая формулировка устанавливает только процедуру определения существенной ошибки, в то время как ПБУ 22/2010 требует определить уровень существенности ошибки. А кроме как в учетной политике, это сделать негде.

Пример. Варианты формулировки учетной политики, касающейся существенности ошибки в бухучете

Вариант 1. "Существенной признается ошибка, в результате исправления которой показатель по статье бухгалтерской отчетности изменится более чем на 5%".

Вариант 2. "Существенной признается ошибка, в результате исправления которой итог группы статей баланса, содержащей исправленный показатель, или значение группы статей Отчета о прибылях и убытках и других форм бухгалтерской отчетности изменится более чем на 3%".

Кроме того, в учетной политике надо определить уровень существенности и для других показателей. Ведь все вы знаете, что в бухгалтерской отчетности надо выделять сведения об отдельных активах, обязательствах, доходах и расходах, если они существенны. Значит, это должна быть отдельная строка для показателя в отчетной форме или значение этого показателя надо раскрыть в пояснительной записке. Кстати, в отличие от старого Приказа о формах отчетности, в аналогичном новом Приказе Минфина, который вступит в силу с годовой отчетности за 2011 г., прямо такого указания уже нет. Сказано только, что степень детализации показателей в отчетности организации определяют сами. Однако понятно, что при этом надо руководствоваться правилами ПБУ 4/99 "Бухгалтерская отчетность организации", в котором это требование есть.

Кроме того, понятие "существенность" есть и во многих других ПБУ. Например, в ПБУ по учету финансовых вложений говорится, что если расходы, связанные с покупкой ценных бумаг, не существенны по отношению к стоимости этих бумаг, то их можно показывать как прочие расходы.

В ПБУ по учету основных средств сказано, что если объект представляет собой комплекс конструктивно сочлененных частей, сроки использования которых существенно различаются, то их можно учесть как отдельные объекты ОС. Традиционный пример - компьютер, состоящий из отдельных частей: процессор и монитор. Если эти части учесть как отдельные объекты ОС, то стоимость каждого из них, скорее всего, будет меньше 20 000 руб. и они не будут облагаться налогом на имущество. А чтобы воспользоваться возможностью учитывать эти части отдельно, вы должны записать в учетной политике, какая разница в сроке полезного использования будет существенной.

Пример. Выдержка из учетной политики о существенном отличии сроков полезного использования

"При наличии у одного объекта нескольких частей, сроки полезного использования которых существенно, то есть более чем на 12 месяцев, различаются, каждая такая часть учитывается как самостоятельный инвентарный объект".

Итак, мы выяснили, что в учетной политике надо обязательно зафиксировать уровень существенности для различных ситуаций. А каким он может быть? Минфин предлагает считать таковым величину, равную 5 процентам от общего итога соответствующих данных. А итог соответствующих данных - это либо показатель по конкретной строке отчетности, либо итог группы статей или какого-либо раздела отчетной формы, либо валюта баланса. Если только самим ПБУ не установлен предел для выбора этого "итога", как в случае с ПБУ 22/2010. Да и для разных форм отчетности существенность может быть разной.

Я советую не ограничиваться тем, что просто зафиксировать в учетной политике один общий уровень существенности, скажем, 5 процентов показателя строки отчетности. Лучше подумать, что вам выгодно, и определить уровень существенности для каждого конкретного вида ситуаций: свой уровень существенности сроков использования частей конструктивно-сочлененного ОС, отдельный уровень существенности для размера расходов на приобретение финансовых вложений и так далее.

Впервые опубликовано в издании "Главная книга. Конференц-зал" 2011, N 1

О САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАЗРАБОТКЕ СПОСОБА НАЛОГОВОГО УЧЕТА

Рабинович А.М.

Определение учетной политики для целей налогообложения дано в статье 11 НК РФ: это совокупность способов определения и учета доходов, расходов и операций, выбранных налогоплательщиком из допускаемых Налоговым кодексом.

И в Налоговом кодексе нет фразы, аналогичной формулировке ПБУ 1/2008, что если не установлен какой-либо способ учета, то организация самостоятельно его разрабатывает. То есть НК РФ такого права налогоплательщику не дает. И это принципиальное отличие налоговой учетной политики от бухгалтерской. Альтернативой этому способу решения неурегулированных проблем является принцип трактовки их в пользу налогоплательщика, подробнее о нем поговорим позднее.

Почему же налогоплательщик не может сам разработать способ налогового учета? Потому что правила налогообложения может устанавливать только законодатель. Эти правила для всех налогоплательщиков должны быть, во-первых, одинаковы, а во-вторых, понятны. Способы налогового учета - часть этих правил. И сам налогоплательщик здесь придумывать и разрабатывать ничего не может. Если бы каждый мог устанавливать свои собственные способы налогового учета, это противоречило бы принципам определенности и недискриминационности налоговых норм.

Что же относится в налоговом законодательстве к способам учета? Исходя из определения налоговой учетной политики - это методы определения доходов и расходов, их признания, оценки и распределения. Поэтому надо относиться с большой осторожностью к встречающимся в профессиональной литературе рекомендациям о том, что сам налогоплательщик может разработать какой-то способ учета и зафиксировать его в учетной политике. Дескать, это поможет в спорах с налоговым органом. Разработать что-то и зафиксировать, конечно, можно. Но надо отдавать себе отчет, что если это и будет защитной стеночкой в спорах с налоговиками, то стеночкой не бетонной, не кирпичной и даже не картонной, а лишь из папиросной бумаги. Ведь у вас нет права дописывать закон, вы должны пользоваться теми нормами, которые есть. Потому и вероятность, что суд вас поддержит, очень небольшая.

Впервые опубликовано в издании "Главная книга. Конференц-зал" 2011, N 1



Все права защищены © 2011 ЗАО "Консультант Плюс"
тел. +7(495)956-8283, +7(495)787-9292
mailto:contact@consultant.ru
http://www.consultant.ru/

Информация предоставлена компанией "Консультант Плюс", являющейся разработчиком одноименных справочных правовых систем. Общероссийская Сеть распространения правовой информации КонсультантПлюс объединяет 300 региональных информационных центров, которые занимаются поставкой систем и передачей информации пользователям в 150 городах России. На специализированном правовом сервере: www.consultant.ru можно получить бесплатный доступ к большому массиву актуальной справочной правовой информации, а также узнать подробнее о программных продуктах и услугах Сети КонсультантПлюс, о ее структуре и деятельности, скачать демонстрационные версии профессиональных систем.

Выпуски за другие дни


В избранное