Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

КонсультантПлюс: по cтраницам "Главной книги" Выпуск от 17.12.2010


"КонсультантПлюс: по cтраницам "Главной книги""

КонсультантПлюс По страницам журнала "Главная книга"
Выпуск от 17.12.2010

Обзоры законодательства | Интернет-версия КонсультантПлюс | Финансовые консультации | Подписаться

 КонсультантПлюс: "горячие" документы

Письмо ФСС РФ от 14.12.2010 N 02-03-17/05-13765 "О направлении Федерального закона от 08.12.2010 N 343-ФЗ"


Содержание

ВАС ОПРЕДЕЛИЛ СРОК ДЛЯ ВЗЫСКАНИЯ С ПОКУПАТЕЛЯ НЕ ПРЕДЪЯВЛЕННОГО ЕМУ ВОВРЕМЯ НДС

Шаронова Е.А.

29 сентября

Постановление Президиума ВАС РФ от 29.09.2010 N 7090/10

ВАС РФ отказал продавцу во взыскании с покупателя не предъявленного ему НДС со стоимости оказанных услуг, так как продавец пропустил срок исковой давности <1>.

Суть дела такова. Организация-продавец в 2004 - 2006 гг. пользовалась льготой по НДС. И поэтому заключала договоры с покупателями и выставляла им счета-фактуры на оказанные услуги без НДС.

В 2008 г. налоговая инспекция провела выездную проверку организации, признала применение льготы по НДС неправомерным и доначислила НДС.

Организация решила "переадресовать" этот НДС своему покупателю. И в 2008 г. выставила ему уточненные счета-фактуры, в которых стоимость оказанных услуг была увеличена на сумму доначисленного инспекцией НДС.

Покупатель отказался доплатить НДС, сославшись на пропуск продавцом общего срока исковой давности для предъявления к оплате каких-либо сумм по исполненному договору. Ведь уточненные счета- фактуры были выставлены спустя 3 года после выставления первоначальных счетов-фактур и их оплаты. Еще через год (в ноябре 2009 г.) организация-продавец обратилась в суд за взысканием НДС с покупателя.

В этой ситуации ВАС поддержал покупателя. Он указал, что требование продавца о взыскании НДС с контрагента правомерно, несмотря на отсутствие в договоре условия об обложении налогом стоимости услуг. При этом НДС оплачивается сверх упомянутой в договоре стоимости. Ведь уплата суммы налога дополнительно к цене услуг предусмотрена НК РФ.

Однако ВАС был вынужден отказать продавцу, потому что на момент его обращения в суд истек трехлетний срок исковой давности <1>. По мнению ВАС, исполнение обязанности по уплате НДС не может рассматриваться в отрыве от исполнения обязанности по оплате стоимости оказанных услуг по договору. Поэтому срок давности для взыскания НДС должен исчисляться по общему правилу - так же, как и срок для взыскания задолженности по договору. В рассматриваемой ситуации срок исковой давности исчислялся со дня оплаты, установленного договором <2>.

Это решение принято в отношении организации, пользовавшейся льготой по НДС. Но выводы, сделанные ВАС РФ, касаются и других налогоплательщиков. Так, например, организации-продавцы, "слетевшие" в течение года с УСНО, ЕНВД, ЕСХН, могут в течение 3 лет потребовать со своих покупателей НДС со стоимости товаров (работ, услуг), реализованных с того момента, когда было утрачено право на применение спецрежима <3>.


<1> ст. 196 ГК РФ

<2> ст. 196, п. 2 ст. 200 ГК РФ

<3> пп. 3, 4 ст. 346.12, п. 3 ст. 346.14, пп. 4, 4.1 ст. 346.13, подп. 1, 2 п. 2.2, п. 2.3 ст. 346.26, п. 5 ст. 346.2, п. 4 ст. 346.3 НК РФ

Впервые опубликовано в журнале "Главная книга" 2010, N 22

ЦЕНА ПРОСВЕЩЕНИЯ, ИЛИ КАК УЧЕСТЬ РАСХОДЫ НА ОБУЧЕНИЕ РАБОТНИКА

Бугаева Н.

Осенью учиться понемногу чему-нибудь и как-нибудь начинают не только школьники и студенты. Многие взрослые тоже садятся за парты. Кто-то хочет получить второе высшее образование, а кто-то - просто повысить квалификацию. Нередко учебу работнику оплачивает его организация. С началом нового учебного года к нам все чаще стали приходить вопросы об учете расходов на обучение работников.

Для налогового учета расходов на обучение главное - подтверждающие документы

(?) Впервые отправляем нашего работника на курсы повышения квалификации. Заключили договор с образовательным учреждением. Какие документы нужны для учета в расходах уплаченных сумм и надо ли при этом удерживать НДФЛ и начислять страховые взносы с дохода работника в виде стоимости обучения?

Т.Б. Быкова, г. Сызрань

Ответ

Для начала напомним, что в общем случае учесть такие "образовательные" затраты в прочих расходах для целей налогообложения прибыли вы можете, если образовательное учреждение, где будет обучаться ваш работник, имеет лицензию и получение им дополнительного образования нужно в первую очередь вашей организации <1>. Что касается документального оформления, то вам понадобятся <2>:

- договор с образовательной организацией;

- копия ее лицензии;

- документ, подтверждающий, что работник прошел обучение. Это может быть, например:

<или> копия документа, полученного работником по окончании учебы (диплом, свидетельство, аттестат, сертификат, справка и т.д.) <3>;

<или> акт об оказании услуг <4>. Конечно, налоговики при проверках часто хотят видеть и то и другое. Но достаточно будет либо акта, либо копии диплома (свидетельства и т.д.).

Не обязательными, но и не лишними будут такие документы, как приказ руководителя о направлении работника на обучение (так проще будет доказать "производственную" необходимость получения работником дополнительного образования), а также учебный план или программа <5>.

НДФЛ со стоимости обучения начислять не надо <6> (причем даже если вы оплатили работнику учебу исключительно в его интересах <7>), так же как и страховые взносы <8>. Поскольку к оплате труда стоимость обучения никакого отношения не имеет, и взносы "на травматизм" начислять не придется <9>.

Продолжительность обучения для целей налогообложения не важна

(?) Хотим отправить работника на курсы повышения квалификации (всего 46 часов). Курсы короткие, к тому же это не вуз, а обычный образовательный центр, правда, с лицензией. Не будет ли проблем с признанием таких расходов для целей налогообложения?

А.И. Бурмистрова, г. Ухта, Республика Коми

Ответ

Проблем быть не должно. Ведь в Налоговом кодексе для включения стоимости обучения в расходы нет никаких условий относительно продолжительности учебы <10>. Контролирующие органы с этим тоже согласны <11>. И не обязательно образовательные услуги должны быть оказаны именно вузом, тем более государственным. Главное, чтобы у организации была лицензия, если услуги, которые она оказывает, лицензируются <12>.

Напомним, не лицензируется деятельность в форме разовых лекций, семинаров и другого обучения, по итогам которого не проводится аттестация и не выдается документ об образовании <13>. Затраты на такое обучение вы можете учесть в налоговых расходах и без лицензии <14>. Но, скорее всего, возникнет спор с инспекцией. Суды в таких случаях обычно встают на сторону налогоплательщика <15>.

Расходы на обучение можно признавать до его окончания

(?) Работник сейчас получает второе высшее образование за счет фирмы. Обучение оплачиваем перед началом каждого семестра. Договор заключили сами, платежки и учебная программа есть. Допустимо ли учитывать в налоговом и бухгалтерском учете расходы на его учебу до получения диплома, например на указанную в договоре дату оплаты?

В.С. Рахманович, г. Москва

Ответ

Предварительная оплата курсов (семестра, года обучения) до начала учебы признается авансом, а значит, в момент оплаты в расходах она учитываться не может <16>. В налоговом учете вы имеете право признавать расходы на оплату второго высшего образования лишь после получения документов, подтверждающих, что работник учится <17>. Но обязательно ли это должен быть диплом? Этот вопрос мы адресовали в Минфин.

ИЗ АВТОРИТЕТНЫХ ИСТОЧНИКОВ
БАХВАЛОВА АЛЕКСАНДРА СЕРГЕЕВНА - Главный специалист-эксперт Департамента налоговой и таможенно- тарифной политики Минфина России

"Для того чтобы организация имела право учесть в составе расходов для целей налогообложения прибыли затраты на оплату обучения сотрудника до получения им диплома, необходимым условием является наличие следующих документов: договора с образовательным учреждением, справки из вуза о том, что сотрудник проходит там обучение, и документов о внесении платы за обучение на счет или в кассу образовательного учреждения".

Единой формы справки, о которой идет речь, нет. Вузы разрабатывают ее самостоятельно. Как правило, такой документ выдают по первому требованию с указанием конкретного периода обучения работника в образовательном учреждении, приказов о зачислении, переводе на следующий курс.

Чтобы доказать прохождение обучения, кроме справки подойдут:

<или> копия студенческого билета;

<или> копия страниц зачетки со штампом о переводе на следующий семестр;

<или> акт об оказании услуг (может составляться по итогам квартала, полугодия, учебного года).

Получается, если какой-то "промежуточный" документ у вас будет, то вам ничто не мешает учесть в расходах оплату обучения за этот период. Если же по каким-то причинам вы не можете добиться от работника или обучающей организации такой бумаги, то, безусловно, самый безопасный вариант для вас - признавать расходы по окончании обучения.

В бухучете на дату оплаты вы отражаете аванс на счете 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" или 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками". После получения документа о прохождении работником обучения (или его "части") стоимость семестра будет списана на счета учета затрат (расходов на продажу). То есть признаваться она будет по мере оказания образовательных услуг <18>. Либо может быть учтена равными долями ежемесячно в течение срока обучения <19>.

Если документа о завершении обучения нет, расходы на него все равно можно учесть

(?) Работник проходил обучение за счет организации, но не доучился и сертификат по итогам учебы не получил. Можно ли нам признать расходы в таком случае?

Е.В. Гузанова, г. Подольск, Московская обл.

Ответ

Расходы на обучение можно учесть независимо от того, завершил ли работник обучение. Но для этого вам понадобится документ, подтверждающий, что образовательные услуги были оказаны, пусть и частично. В арбитражной практике есть решение, в котором суд признал расходы обоснованными несмотря на то, что работник не прошел учебный курс до конца. Расходы были подтверждены актом об оказании услуг и справкой образовательной организации <20>. В другом случае суд встал на сторону компании, когда ее работник и вовсе был отчислен из учебного заведения <21>. Поэтому можно признать расходы на "незавершенное" обучение, хотя, как видим, есть вероятность, что доказывать свою правоту придется в суде.

После перехода на упрощенку в расходах можно учесть всю стоимость обучения

(?) Организация направила работника на двухгодичное обучение (2008 - 2010 гг.) по дополнительной образовательной программе в региональный центр переподготовки кадров. В 2008 г. фирма находилась на общей системе налогообложения. Осенью 2008 г. оплатила первый год обучения работника. А с 2009 г. и до сих пор применяет упрощенную систему налогообложения с объектом "доходы минус расходы". Второй год обучения фирма оплачивала, находясь на УСНО. Учеба завершилась в июне 2010 г. Все документы, подтверждающие обучение, есть. Но промежуточных актов выполненных работ за 2008 - 2009 гг. не было, никаких справок мы не брали, поэтому расходы не были учтены в отчетности за те периоды. Как правильно отразить в налоговом учете расходы?

Н.В. Курячая, г. Горячий Ключ, Краснодарский край

Ответ

Этот вопрос мы задали специалистам ФНС России, и вот что нам ответили.

ИЗ АВТОРИТЕТНЫХ ИСТОЧНИКОВ
МЕЛЬНИЧЕНКО АНАТОЛИЙ НИКОЛАЕВИЧ - Государственный советник РФ 1 класса

"Рассматриваемые расходы на подготовку кадров учитываются в рамках применения упрощенной системы налогообложения с объектом "доходы минус расходы" при их документальном подтверждении и оплате <22>. Поскольку ранее эти расходы не могли быть признаны организацией, то теперь она может учесть их в полном объеме за два года обучения".

Стоимость обучения можно возместить работнику без дополнительных налогов

(?) Договорились с работником, что он сам заключает договор с лицензированным образовательным центром и оплачивает свое обучение. А организация потом возместит его расходы. Сможем ли мы признать такое возмещение в расходах и не возникнет ли при этом у работника доход, облагаемый НДФЛ и страховыми взносами?

Н.Е. Герасимова, г. Новочеркасск, Ростовская обл.

Ответ

На первый вопрос нам ответили в Минфине.

ИЗ АВТОРИТЕТНЫХ ИСТОЧНИКОВ
БАХВАЛОВА АЛЕКСАНДРА СЕРГЕЕВНА, Минфин России

"Налоговый кодекс не содержит условия о том, что для включения затрат на обучение в состав расходов договор на обучение должен быть заключен с образовательной организацией непосредственно организацией-работодателем. Даже если договор заключен на имя работника и он оплачивал обучение самостоятельно, это не мешает работодателю уменьшить базу по налогу на прибыль на суммы, выплаченные работнику в возмещение понесенных им расходов по оплате обучения. Указанные расходы включаются в налоговую базу в соответствии с подп. 23 п. 1 ст. 264 НК РФ".

Мы советуем составить приказ о направлении работника на обучение. В нем стоит отметить производственную необходимость обучения и уточнить, что договор об оказании образовательных услуг заключает работник, а работодатель возмещает его затраты после представления подтверждающих документов.

При этом удерживать НДФЛ с суммы возмещения не придется. Минфин поддержал такую точку зрения <23>. Здесь можно будет сослаться как на п. 21 ст. 217 НК РФ, который не уточняет, кто должен быть стороной договора об оказании образовательных услуг, так и на п. 3 ст. 217 Кодекса, согласно которому от НДФЛ освобождается возмещение расходов на повышение профессионального уровня работников в пределах установленных норм. Но таких норм в Трудовом кодексе нет. Работодатель сам определяет необходимость получения образования работником <24>, а также будут ли ему возмещаться расходы на него и в каком размере. Поэтому вся сумма возмещения работнику не облагается НДФЛ.

Уплачивать страховые взносы тоже не нужно <25>.

Сопутствующие обучению в другой местности расходы не облагаются страховыми взносами

(?) Отправляем работника в другой город на курсы повышения квалификации в образовательную организацию, имеющую лицензию. И, кроме стоимости самого обучения, оплачиваем ему проезд до места и обратно, проживание и выплачиваем ему средний заработок. Как быть со страховыми взносами в такой ситуации и учитываются ли такие расходы при налогообложении прибыли?

А.Ф. Кологривова, г. Сергиев Посад, Московская обл.

Ответ

Если вы направляете работника для повышения квалификации с отрывом от работы в другую местность, то ему должны быть выплачены средний заработок за весь период обучения и командировочные (оплачивается проезд, проживание, суточные) <26>. На средний заработок вы должны начислить страховые взносы <27>. А все остальные выплаты, так же как и стоимость обучения, ими не облагаются <28>.

Для целей налогообложения прибыли командировочные расходы учитываются в прочих в обычном порядке <29>. А средний заработок включается в расходы на оплату труда <30>.

Увольнение работника до окончания срока отработки - не основание отражать доход

(?) Мы полностью оплатили стоимость обучения работнику. При этом в дополнительном соглашении к трудовому договору с ним прописали условие, что он после завершения учебы должен отработать в нашей организации 2 года либо возместить затраты компании на его обучение. Он отучился, но после получения диплома проработал всего полгода и написал заявление об увольнении. Деньги он еще не вернул. Слышала, что учитывать во внереализационных доходах сумму, которую нам должен работник, придется в любом случае, даже если он нам ее не возместит. Так ли это?

С.М. Чачия, г. Пятигорск

Ответ

Не всегда. Все зависит от условий соглашения с работником. По общему правилу если работник увольняется без уважительных причин, то он обязан вернуть часть стоимости обучения <31>. Обычно она определяется пропорционально тому времени, которое работник не отработал в организации, хотя должен был. Ваше право установить в соглашении меньший размер возмещения вплоть до нулевого (не указывать условия о возмещении вообще). Но требовать возмещения бОльших сумм вы не можете <32>. В данном случае работник не отработал 1,5 года из 2. Если никаких оговорок в соглашении не было, то он должен возместить вам 75% стоимости обучения (1,5 / 2 x 100%).

Компенсация части ваших затрат на обучение - это фактически санкция за нарушение договора. Она признается во внереализационных доходах на дату, когда долг будет признан работником, либо на дату, когда вступит в силу решение суда о взыскании долга с бывшего работника <33>. Если же долг работник не признал и организация в суд с этим вопросом не обращалась, то внереализационного дохода у компании не будет <34>.


<1> подп. 23 п. 1, п. 3 ст. 264, п. 1 ст. 252 НК РФ; Постановление ФАС СЗО от 04.04.2008 N А56- 51219/2006

<2> Постановление ФАС СЗО от 08.08.2008 N А56-13732/2007

<3> Постановление ФАС СЗО от 20.02.2009 N А13-5043/2007

<4> Постановления ФАС МО от 25.05.2009 N КА-А40/3244-09; Девятого арбитражного апелляционного суда от 29.06.2010 N 09АП-12812/2010-АК, 09АП-13321/2010-АК

<5> Письмо Минфина России от 21.04.2010 N 03-03-06/2/77; Постановление ФАС ВСО от 15.01.2007 N А33-32437/05-Ф02-7147/06-С1

<6> п. 21 ст. 217 НК РФ; Письмо Минфина России от 24.03.2010 N 03-04-07/1-15

<7> п. 2 Письма Минфина России от 22.04.2010 N 03-03-06/1/291

<8> п. 12 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ)

<9> ст. 3, п. 3 ст. 22 Федерального закона от 24.07.98 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний"; п. 3 Правил... утв. Постановлением Правительства РФ от 02.03.2000 N 184

<10> п. 3 ст. 264 НК РФ

<11> Письмо Минфина России от 12.03.2010 N 03-03-06/2/42; Письмо УФНС России по г. Москве от 11.11.2009 N 16-15/118373

<12> подп. 1 п. 3 ст. 264 НК РФ; ст. 12, п. 3 ст. 21, п. 2 ст. 26 Закона РФ от 10.07.92 N 3266- 1 "Об образовании"; Письмо Минфина России от 06.10.2009 N 03-03-06/4/84; Постановление ФАС УО от 05.08.2010 N Ф09-6084/10-С3

<13> подп. "а" п. 2 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утв. Постановлением Правительства РФ от 31.03.2009 N 277

<14> подп. 23, 49 п. 1, п. 3 ст. 264 НК РФ

<15> Постановления ФАС МО от 23.09.2009 N КА-А40/9373-09-2, от 19.10.2006 N КА-А40/9887-06; ФАС ДВО от 20.10.2008 N Ф03-4340/2008; ФАС СЗО от 20.02.2009 N А13-5043/2007, от 13.11.2006 N А56- 51313/2004

<16> п. 14 ст. 270 НК РФ

<17> п. 1 ст. 252, п. 1, подп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ; Письмо УФНС России по г. Москве от 11.11.2009 N 16-15/118373

<18> п. 18 ПБУ 10/99 "Расходы организации", утв. Приказом Минфина России от 06.05.99 N 33н

<19> п. 65 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утв. Приказом Минфина России от 29.07.98 N 34н

<20> Постановление ФАС ПО от 01.12.2006 N А65-35143/2005-СА1-19

<21> Постановление ФАС МО от 09.11.2007 N КА-А40/10001-07

<22> подп. 33 п. 1, п. 2 ст. 346.16, п. 1 ст. 252, п. 2 ст. 346.17, подп. 4 п. 1 ст. 346.25 НК РФ

<23> Письма Минфина России от 24.03.2010 N 03-04-07/1-15, от 07.05.2008 N 03-04-06-01/124

<24> ст. 196 ТК РФ

<25> подп. "е" п. 2, п. 12 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ

<26> статьи 168, 187 ТК РФ

<27> ч. 1 ст. 7 Закона N 212-ФЗ

<28> п. 12 ч. 1, ч. 2 ст. 9 Закона N 212-ФЗ

<29> подп. 12 п. 1 ст. 264 НК РФ; Письмо Минфина России от 28.02.2007 N 03-03-06/1/137

<30> п. 19 ст. 255 НК РФ; Письмо Минфина России от 22.04.2010 N 03-03-06/1/291

<31> ст. 249 ТК РФ

<32> статьи 8, 57 ТК РФ

<33> п. 3 ст. 250, подп. 4 п. 4 ст. 271 НК РФ

<34> Решение ВАС РФ от 14.08.2003 N 8551/03

Впервые опубликовано в журнале "Главная книга" 2010, N 22

ОПОЗДАЛИ С ПРОМЕЖУТОЧНОЙ ДЕКЛАРАЦИЕЙ ПО ПРИБЫЛИ? ОШТРАФУЮТ ПО СТ. 119 НК РФ!

Шаронова Е.А.

12 октября

Постановление Президиума ВАС РФ от 12.10.2010 N 3299/10

ВАС РФ согласился с налоговиками, что при несвоевременном представлении деклараций по налогу на прибыль за отчетные периоды организацию надо штрафовать по ст. 119 НК РФ, а не по ст. 126 НК РФ. То есть штраф будет вовсе не 200 руб. Он будет рассчитываться в процентах от неуплаченной суммы налога, но не может быть менее 1000 руб. О том, что у Минфина, ФНС и судов разные точки зрения по этому вопросу, мы уже рассказывали в ГК, 2010, N 17, с. 51.

В рассматриваемом деле суды нижестоящих инстанций, проанализировав нормы НК РФ <1>, пришли к выводу, что "прибыльная" декларация за отчетный период по сути - расчет авансового платежа, а не декларация. Поэтому они посчитали, что за не вовремя сданную промежуточную отчетность (за I квартал, полугодие или 9 месяцев <2>) нельзя оштрафовать как за просроченную декларацию.

Однако ВАС РФ признал такие выводы ошибочными. К сожалению, Высший суд подошел к вопросу формально и указал, что читать статьи НК РФ надо буквально. А при дословном прочтении прослеживается такая логическая цепочка:

- декларация и расчет авансового платежа - два разных понятия <3>;

- расчет авансового платежа надо представлять, только если это предусмотрено в главе НК РФ по конкретному налогу <3>;

- ст. 289 НК РФ прямо предусмотрено, что декларации надо представлять не только по итогам налогового периода (года), но и по итогам отчетных периодов. В то время как представление расчета авансового платежа за отчетные периоды не предусмотрено;

- толкование понятия "налоговая декларация, представляемая за отчетный период" как расчета авансового платежа не основано на положениях Кодекса.

И теперь арбитражные суды при рассмотрении аналогичных дел должны руководствоваться позицией ВАС РФ <4>.

Удивительно, что одно слово ("декларация" вместо "расчет") может кардинально изменить ситуацию и увеличить размер штрафа в разы. Ведь многие другие налоги, например налог на имущество, транспортный налог, земельный налог, так же как и налог на прибыль, исчисляются нарастающим итогом. И по итогам отчетных периодов, так же как и по прибыли, по этим налогам надо платить авансовые платежи. Но в инспекцию по итогам отчетных периодов по этим налогам, согласно НК РФ, надо представлять именно расчеты авансовых платежей <5>. И за их несвоевременное представление грозит штраф 200 руб. <6>

Обидно, что всего из-за одного слова, неосторожно использованного законодателем в гл. 25 НК РФ, штраф будет больше.


<1> п. 1 ст. 52, п. 1 ст. 80, ст. 285, п. 4 ст. 289 НК РФ

<2> п. 2 ст. 285 НК РФ

<3> п. 1 ст. 80 НК РФ

<4> мотивировочная часть Постановления ВАС РФ от 12.10.2010 N 3299/10

<5> п. 1 ст. 386, п. 2 ст. 363.1, п. 2 ст. 398 НК РФ

<6> п. 1 ст. 126 НК РФ

Впервые опубликовано в журнале "Главная книга" 2010, N 23

КАК ПЛАТИТЬ АВАНСОВЫЕ ПЛАТЕЖИ ПО НАЛОГУ НА ПРИБЫЛЬ В 2011 ГОДУ

Елина Л.А.

СУТЬ ОБСУЖДЕНИЯ

Конец года - время, когда можно выбрать, как платить в следующем году "прибыльные" авансовые платежи. С 2011 г. увеличится число тех, кто сможет платить их только раз в квартал. Ведь лимит среднеквартальной выручки, влияющий на порядок уплаты авансов, будет повышен с 3 млн до 10 млн руб.

И бухгалтеры уже сейчас обсуждают, что нужно предпринять, чтобы со следующего года облегчить себе работу и не платить ежемесячные "прибыльные" авансовые платежи.

АНАЛИЗ СИТУАЦИИ

В течение 2011 г. вы можете платить авансовые платежи:

<или> ежемесячно, исходя из фактической прибыли.

Если вы в 2010 г. уже платили налог именно так, то ничего сообщать инспекции не нужно. А если в 2010 г. вы платили налог на прибыль по-другому, то для перехода на уплату авансовых платежей исходя из фактической прибыли вам надо уведомить об этом свою налоговую инспекцию до начала 2011 г. (то есть последний день для уведомления - 31.12.2010). Других условий для этого нет <1>;

<или> в общем порядке - самым распространенным способом: ежемесячными платежами в течение квартала с их зачетом в счет уплаты авансового платежа, исчисленного от прибыли отчетного периода <1>. Так в I квартале 2011 г. должны платить налог те, у кого среднеквартальная выручка за 2010 г. превышает 10 млн руб., при условии, что они не перешли на уплату налога исходя из фактической прибыли <2>;

Внимание! Если вы решите с 2011 г. перейти на уплату авансовых платежей исходя из фактической прибыли, вам надо сообщить об этом своей налоговой инспекции не позднее 31.12.2010.

<или> ежеквартально (без уплаты ежемесячных авансов). Так могут платить налог только те организации, чья выручка за предыдущие четыре квартала не превышает в среднем 10 млн руб. за квартал (раньше этот лимит был 3 млн руб.) <3>.

СИТУАЦИЯ 1. В 2010 г. платили налог исходя из фактической прибыли, в 2011 г. переходим на общий порядок

Посмотрим, что надо сделать, если вы решите отказаться с 2011 г. от уплаты налога ежемесячными платежами исходя из фактической прибыли.

ШАГ 1. Вносим изменения в учетную политику.

Если вы решили изменить порядок уплаты авансовых платежей по налогу на прибыль, переход на общий порядок уплаты авансовых платежей лучше зафиксировать в налоговой учетной политике на 2011 г.

ШАГ 2. Сообщаем о смене порядка уплаты авансовых платежей в налоговую.

Перейти на уплату налога на прибыль в обычном порядке можно только с начала года <4>. Формально уведомлять о таком переходе инспекцию не обязательно, но желательно. Иначе она может решить, что вы платите налог по-прежнему, и попытается оштрафовать вас за непредставление ежемесячных деклараций, а также начислить пени. Кстати, Минфин тоже считает, что при отказе от уплаты авансовых платежей исходя из фактической прибыли целесообразно направить в налоговую сообщение об этом <5>. Сделать это можно в произвольной форме, и никаких сроков для этого нет. Но чтобы не было недоразумений, лучше послать уведомление до 28 февраля (до срока уплаты налога исходя из фактической прибыли за январь 2011 г. и подачи декларации за него).

ШАГ 3. Определяем, должны ли мы платить ежемесячные авансы в I квартале 2011 г. или нет.

Как вы уже поняли, для этого надо рассчитать среднеквартальную выручку от реализации за 2010 г. Складываем выручку за предыдущие четыре квартала и делим ее на 4. Если полученная среднеквартальная выручка:

<если> не превышает 10 млн руб., то ежемесячные авансы платить не нужно;

<если> больше 10 млн руб., то в январе - марте надо будет платить авансовые платежи. В НК нет правил для их расчета в такой ситуации. Но налоговое ведомство привело его в своем Письме <6>. Оно предлагает считать ежемесячный авансовый платеж как 1/3 от суммы авансовых платежей, которые вы должны были заплатить в IV квартале предыдущего года <4>. Сумма ежемесячного платежа в I квартале 2011 г. состоит из двух частей - федеральной и региональной.

Если вы получите нулевую или отрицательную сумму, то платить в I квартале ежемесячные авансовые платежи не нужно <8>.

СИТУАЦИЯ 2. В 2010 г. платили авансовые платежи по налогу на прибыль в общем порядке. Проверяем: можем ли в 2011 г. платить налог ежеквартально

Отказаться в I квартале 2011 г. от уплаты ежемесячных авансовых платежей могут те организации, ежеквартальная выручка которых в 2010 г. находилась в пределах от 3 до 10 млн руб.

Предположим, среднеквартальный доход вашей компании был именно таким. В 2010 г. вы платили ежемесячные авансовые платежи в общем порядке. В декларации за 9 месяцев вы указали, какую сумму ежемесячных авансов надо заплатить в январе, феврале и марте 2011 г. Однако в начале 2011 г. ваша компания платить их уже не обязана, поскольку средний квартальный доход не превышает 10 млн руб. Что делать? Ведь инспекция уже начислила вам в своей программе ежемесячные авансовые платежи на I квартал 2011 г.

Чтобы с инспекцией не было недоразумений, сообщите ей о том, что в I квартале 2011 г. ежемесячных платежей не будет. Так советует сделать и налоговая служба <9>. Составить сообщение (заявление, уведомление и т.д.) можно в свободной форме. Получив его от вас, инспекция поймет, почему вы не платите ежемесячные платежи, и не будет начислять вам пени за их несвоевременную уплату.

Внимание! В I квартале 2011 г. организации, у которых в течение 2010 г. доходы не превышали в среднем 10 млн руб. за квартал, могут не платить ежемесячные авансовые платежи.

И не забудьте, проверять свое право на то, чтобы платить только квартальные авансовые платежи (и не платить ежемесячные), надо в каждом квартале. Так, чтобы не платить ежемесячные платежи во II квартале 2010 г., вам надо будет:

- определить среднеквартальную выручку за четыре предшествующих квартала: сложить выручку за II, III, IV кварталы 2010 г. и за I квартал 2011 г., а затем полученную сумму разделить на 4;

- если среднеквартальная выручка получится менее 10 млн руб., то вы сможете и во II квартале не платить ежемесячные авансовые платежи по налогу на прибыль. Если же она будет равна 10 млн руб. или больше, то во II квартале вам придется платить ежемесячные "прибыльные" авансовые платежи.

СОВЕТ

Увеличение с 3 до 10 млн руб. лимита среднеквартальной выручки для получения права на уплату только ежеквартальных авансовых платежей - безусловно, приятное изменение для тех, чья выручка находится именно в этих пределах и кто предпочитает платить авансы по реальной прибыли. Если вы - из числа таких счастливчиков и в 2010 г. платили налог ежемесячно по фактической прибыли, то задумайтесь: не выгоднее ли в 2011 г. платить налог один раз в квартал исходя из прибыли отчетного квартала? Кроме того, так вы облегчите себе работу по составлению деклараций.

Конечно, над этим можно размышлять, когда вы уверены в том, что ваш среднеквартальный доход и в дальнейшем не превысит 10 млн руб. Если же вы сомневаетесь в этом и других причин для возврата к общему порядку нет, лучше платите налог на прибыль, как раньше.

Ну и при любом изменении порядка уплаты авансовых платежей по налогу на прибыль в 2011 г. (по сравнению с 2010 г.) лучше сообщить об этом налоговой инспекции. Причем даже в том случае, если формально вы не обязаны это делать.


<1> п. 2 ст. 286 НК РФ

<2> пп. 2, 3 ст. 286 НК РФ

<3> п. 3 ст. 286 НК РФ (ред., действующая с 01.01.2011)

<4> п. 2 ст. 286 НК РФ

<5> Письмо Минфина России от 30.07.2010 N 03-03-06/1/501

<6> Письмо МНС России от 04.02.2003 N ВГ-6-02/151@

<7> форма утверждена Приказом Минфина России от 05.05.2008 N 54н

<8> Письмо МНС России от 04.02.2003 N ВГ-6-02/151@

<9> Письмо ФНС России от 13.04.2010 N 3-2-09/46

Впервые опубликовано в журнале "Главная книга" 2010, N 23

МОЖНО ЛИ "НЕПРАВИЛЬНЫЙ" СЧЕТ-ФАКТУРУ ЗАМЕНИТЬ В ХОДЕ ПРОВЕРКИ

Суховская М.Г.

Наверняка вы знаете не понаслышке, что налоговые органы крайне неохотно дают вычет по НДС. И чаще всего поводом для отказа в вычете становятся различные огрехи в заполнении счетов-фактур, которые налоговики выявляют при выездной или камеральной проверках <1>. Например, неверно указаны ваши наименование или адрес <2>. Согласитесь, обидно из-за невнимательности продавца остаться без вычета.

Еще обиднее, если после выявления налоговиками ошибок в счете-фактуре ваш поставщик заменил его на дубликат (под тем же номером и датой), в котором уже все верно, но налоговики его не приняли, мотивируя тем, что он исправлен не по правилам.

Давайте посмотрим, правомерно ли исправлять ошибки в счете-фактуре путем его замены на новый документ. Если да, то когда можно представить правильный экземпляр счета-фактуры:

<или> на стадии рассмотрения материалов проверки, то есть до вынесения решения <3>, будь то решение об отказе (полном или частичном) в возмещении НДС либо о привлечении/отказе в привлечении к налоговой ответственности <4>;

<или> на стадии обжалования этого решения в вышестоящем налоговом органе или в суде <5>?

Что думают об этом контролирующие органы

Нетрудно догадаться, что и Минфин, и налоговая служба не одобряют такой способ исправления ошибок в счете-фактуре, как его замена <6>. Они говорят, что исправить ошибки можно исключительно путем внесения изменений в первоначально выставленный счет-фактуру. Такие исправления нужно заверить подписью руководителя и печатью продавца, а также указать дату внесения исправления <7>. Мол, иного способа исправить ошибочный счет-фактуру законодательством не предусмотрено.

Кроме того, контролирующие органы считают, что в случае исправления счета-фактуры НДС можно принять к вычету в том квартале, когда имело место исправление, а не тогда, когда товары (работы, услуги) приняты на учет <8>.

Мнение судов

Между тем суды, все как один, высказывают прямо противоположную точку зрения: налоговое законодательство не запрещает налогоплательщикам представлять замененные (переоформленные) счета- фактуры в обоснование правомерности применения налоговых вычетов <9>. И если такие счета-фактуры представлены в инспекцию до принятия решения по проверке (например, вместе с возражениями на акт), налоговики должны их рассмотреть наравне с изначальными счетами-фактурами.

Примечание. О том, как одновременно обжаловать решение об отказе в возмещении НДС и решение о наложении штрафа, читайте в ГК, 2010, N 20, с. 56.

Примечание. Суды также указывают налоговым органам на то, что по смыслу ст. 88 НК РФ они обязаны <10>:

- сообщать налогоплательщику об ошибках в представленных для проверки документах;

- требовать от него соответствующих объяснений до вынесения решения по проверке. Налогоплательщик же вправе предполагать, что если инспекция не обращается к нему за объяснениями, то она не сомневается в правильности действий налогоплательщика <11>.

Заменить счет-фактуру можно не только в ходе проверки

Вы вправе предъявить переоформленные счета-фактуры не только до вынесения итогового решения по проверке, но также и на стадии его обжалования <12> в вышестоящем налоговом органе <13> или в арбитражном суде. И суд обязан исследовать эти документы, независимо от того, были ли они истребованы и исследованы налоговиками при решении вопроса о правомерности вычета <14>.

Более того, неважно, в каком квартале исправлены счета-фактуры. НДС можно принять к вычету в том квартале, когда товары (работы, услуги) приняты на учет <15>.

***

Вероятность "отбить" в суде право на вычет НДС на основании перевыставленных счетов-фактур велика.


<1> п. 8 ст. 88, ст. 89, п. 1 ст. 176 НК РФ

<2> пп. 2, 5, 6 ст. 169 НК РФ

<3> п. 7 ст. 101, п. 3 ст. 176 НК РФ

<4> приложения N 12, 13 к Приказу ФНС России от 31.05.2007 N ММ-3-06/338@

<5> п. 8 ст. 101, п. 1 ст. 101.2 НК РФ

<6> Письмо Минфина России от 01.04.2009 N 03-07-09/17; Письмо УФНС России по г. Москве от 17.11.2009 N 16-15/120352

<7> п. 29 Правил... утв. Постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 N 914

<8> Письмо Минфина России от 03.11.2009 N 03-07-09/53; Письмо ФНС России от 01.04.2010 N 3-0- 06/63

<9> Постановления ФАС ВСО от 18.05.2010 N А58-7688/2009; ФАС ДВО от 04.04.2007 N Ф03-А59/07- 2/314; ФАС СКО от 30.09.2010 N А53-677/2010; ФАС УО от 26.02.2010 N Ф09-893/10-С2; ФАС СЗО от 26.05.2010 N А56-32154/2009; ФАС ПО от 24.06.2010 N А55-31600/2009; ФАС МО от 26.03.2010 N КА- А40/2525-10-2; ФАС ЗСО от 15.06.2009 N Ф04-801/2009(8563-А81-25); ФАС ЦО от 07.05.2010 N А64- 5843/09

<10> пп. 3, 8 ст. 88 НК РФ

<11> пп. 2.2, 2.3 Определения Конституционного суда РФ от 12.07.2006 N 267-О; Постановление ФАС МО от 19.10.2009 N КА-А40/10622-09

<12> ст. 101, п. 5 ст. 101.2, п. 3 ст. 176 НК РФ; ч. 5 ст. 4 АПК РФ

<13> п. 3 ст. 139, подп. 7 п. 1 ст. 21 НК РФ

<14> п. 29 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 N 5

<15> Постановления Президиума ВАС РФ от 04.03.2008 N 14227/07, от 03.06.2008 N 615/08

Впервые опубликовано в журнале "Главная книга" 2010, N 23

ОБ УЧЕТЕ ПОДРЯДЧИКОМ ВЫРУЧКИ ПО ДОГОВОРУ С ЦЕНОЙ В ВАЛЮТЕ ИЛИ У.Е.

Рабинович А.М.

Нередко подрядчик начинает выполнять работы в одном году, а заканчивает в следующем. А это уже длительный цикл производства. Даже если работы начались в декабре, а сданы в январе. Что будет происходить в этом случае, если цена договора выражена в валюте или у. е.?

Как известно, в налоговом учете подрядчик обязан распределять и учитывать доходы в соответствии с принципом формирования расходов по договору. Причем для этого не требуется подписания актов о выполнении определенного этапа работ. Если цена договора выражена в иностранной валюте, то подрядчик пересчитывает доход в рубли один раз, по курсу на дату признания доходов. Ни суммовые, ни курсовые разницы не возникают. В части курсовых разниц Минфин разъяснил это в Письме от 21.03.2008 N 03-03-06/1/118. Такая же логика применима и к договорам в валюте либо в условных единицах, расчеты по которым ведутся в рублях.

Его мнение справедливо. У подрядчика, признавшего в налоговом учете доход пропорционально понесенным расходам, никаких требований к заказчику нет. А раз нет требований, значит, и переоценивать нечего.

В бухгалтерском учете по договорам подряда выручка и расходы ежемесячно признаются "по мере готовности". Как и в налоговом учете, эти показатели можно рассчитывать по доле фактических расходов в общей сметной стоимости работ. Но заметьте: проводки дебет 62 - кредит 90-1 у вас до сдачи результатов работ не будет. А будет проводка:

- или дебет 76 - кредит 90-1;

- или дебет 46 "Выполненные этапы по незавершенным работам" - кредит 90.

Такой порядок учета установлен пунктами 13, 14 ПБУ 9/99 "Доходы организации" и пунктами 17, 20 ПБУ 2/2008 "Учет договоров строительного подряда".

Вопрос: надо ли пересчитывать остатки на счете 46 или 76?

Минфин полагает, что начисленная на отчетную дату выручка в валюте, не предъявляемая к оплате заказчику, должна пересчитываться в бухучете на отчетную дату в части, превышающей аванс.

С одной стороны, министерство право. Мы уже знаем, что по ПБУ 3/2006 нужно переоценивать только денежные активы, то есть такие, взамен которых будет получена определенная или определимая сумма денежных средств. Искусственно начисленная часть выручки этому критерию соответствует, поскольку условием ее начисления как раз и является уверенность в ее поступлении. Если в бухучете взять за основу этот подход, появятся разницы с налоговым учетом и придется применять ПБУ 18/02.

С другой стороны, в пункте 7 ПБУ 3/2006 говорится, что переоцениваются, в частности, средства в расчетах. Однако у подрядчика, признавшего часть выручки до принятия работ заказчиком, таких средств нет. Следовательно, и переоценивать счет 46 или 76 он не должен. Не будет и разниц с налоговым учетом.

В итоге выбирать вам. Но какой бы подход вы ни выбрали, закрепите его в бухгалтерской учетной политике.

Пример. Учет выручки от выполнения подрядных работ, цена которых выражена в валюте, но оплачивается рублями

Цена работ по договору строительного подряда равна 100 000 евро (без НДС), работы оплачиваются по завершении в рублях по курсу, установленному ЦБ РФ на дату платежа. Работы начаты в декабре 2010 г., приняты заказчиком 20 февраля 2011 г. и в тот же день оплачены. Сметная стоимость работ - 3 000 000 руб.

В налоговом и бухгалтерском учете подрядчик определяет выручку "по мере готовности" пропорционально доле фактических расходов в сметной стоимости работ. Выручка, признанная в бухгалтерском учете, но не предъявленная к оплате заказчику, отражается на счете 46.

Налоговый учет.

Дата признания расходов и выручки Фактические расходы, руб. в месяц Фактические расходы нарастающим итогом, руб. Доля фактических расходов в сметной стоимости работ (гр. 3 / 3 000 000 руб. x 100%), % Курс евро, установленный Банком России, руб/евро Сумма выручки нарастающим итогом, евро (гр. 4 x 100 000 евро) Сумма выручки, учитываемая по итогам месяца, руб. (гр. 6 x гр. 5 - сумма строк гр. 7 предыдущих месяцев)
1 2 3 4 5 6 7
31 декабря 2010 г. 1 500 000 1 500 000 50 40 50 000 2 000 000
31 января 2011 г. 700 000 2 200 000 73,33 41,5 73 330 1 043 195
20 февраля 2011 г. 800 000 3 000 000 100 41 100 000 1 056 805

Общая сумма выручки по договору, отраженная в налоговом учете, равна 4 100 000 руб. (2 000 000 руб. + 1 043 195 руб. + 1 056 805 руб.).

Бухгалтерский учет.

Содержание операции Дт Кт Сумма Первичный документ
На 31 декабря 2010 г. (по работам, выполненным в декабре)
Отражена выручка 46 90-1 2 000 000 Акт по форме КС-2,
Бухгалтерская справка
Отражена себестоимость работ 90-2 "Себестоимость продаж" 20 "Основное производство" 1 500 000  
На 31 января 2011 г. (по работам, выполненным в январе)
Отражена выручка 46 90-1 1 043 195 Акт по форме
Бухгалтерская справка,
Справка по форме КС-3
Отражена себестоимость работ 90-2 20 700 000
На 20 февраля 2011 г. (день подписания акта о приемке законченного строительством объекта)
Отражена выручка в части работ, выполненных в феврале 62 90-1 1 056 805 Акт по форме КС-11,
Бухгалтерская справка
Отражена себестоимость работ, выполненных в феврале 90-2 20 800 000
Выручка, начисленная в декабре и январе, списана на дебиторскую задолженность 62 46 3 043 195 (2 000 000 руб. + 1 043 195 руб.)
Выполненные работы оплачены 51 62 4 100 000 (100 000 евро x 41 руб/евро) Выписка банка

И обратите внимание: на дату отражения выручки "по мере готовности" подрядчик НДС не начисляет. Ведь результат работ не сдается заказчику. Налог надо будет исчислить, предъявив заказчику счет- фактуру:

- при получении аванса;

- при сдаче этапа строительства или объекта в целом.

Таким образом, строго по законодательству, после подписания промежуточных актов по форме КС-2 подрядчик не начисляет НДС до тех пор, пока заказчик не перечислит деньги. Однако это может вызвать споры с налоговиками, которые могут и не захотеть вникать в тонкости документального оформления стройки. Здесь уже дело в цене вопроса. Если решите спорить, используйте аргумент, о котором мы только что поговорили: КС-2 не означает перехода риска случайной гибели, а без этого нет реализации. Нет реализации - нет НДС.

Надо заметить, что в таком же порядке вы можете учитывать выручку и расходы по любым договорам с длительным циклом производства, не только по подрядным. Механизм будет один и тот же.

Впервые опубликовано в издании "Главная книга. Конференц-зал" 2010, N 12

О ПЕРВИЧНЫХ ДОКУМЕНТАХ В ВАЛЮТЕ

Хмелевской О.Г.

Можно ли принимать к учету первичные документы, составленные в иностранной валюте?

ДА НЕТ
Первичные учетные документы должны содержать измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении <1>

Составление первичных документов в иностранной валюте не противоречит требованию о наличии обязательных реквизитов, поскольку требования о составлении первичных документов только в рублях нет.

Составление первичных документов в иностранной валюте не препятствует отражению в бухгалтерском учете операций в рублях <2>

Бухгалтерский учет ведется в рублях <3>.

Документы в иностранной валюте не отвечают требованиям, предъявляемым к первичным документам <4>

ПРАКТИКА ПРАКТИКА
ФАС Московского округа
4 решения <5>  
ФАС Северо-Западного округа
от 11.01.2008 N А56-5204/2007  
Девятый арбитражный апелляционный суд
3 решения <6>  
ИТОГО: 8 ИТОГО: 0

<1> п. 2 ст. 9 Федерального закона от 21.11.96 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете"

<2> п. 24 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утв. Приказом Минфина России от 29.07.98 N 34н; Положение по бухгалтерскому учету "Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте" (ПБУ 3/2006), утв. Приказом Минфина России от 27.11.2006 N 154н

<3> п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.11.96 N 129-ФЗ

<4> Письмо Минфина России от 12.01.2007 N 03-03-04/1/866; Письмо УФНС России по г. Москве от 21.04.2009 N 16-15/038922; Письмо Росстата от 31.05.2005 N 01-02-9/381

<5> см. Постановления от 01.10.2010 N КА-А40/11113-10, от 19.08.2009 N КА-А40/7963-09, от 21.01.2008 N КА-А41/14395-07, от 11.01.2008 N КА-А41/12903-07

<6> см. Постановления от 20.05.2009 N А41-27591/08, от 18.12.2008 N 09АП-14094/2008-АК, от 19.03.2008 N А41-К2-617/07

Впервые опубликовано в издании "Главная книга. Конференц-зал" 2010, N 12

О МЕТОДИКЕ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА С ПОМОЩЬЮ EXCEL

Быков В.Н.

Как известно, управленческий учет позволяет нам:

- трансформировать данные имеющейся бухгалтерской отчетности в соответствии с принципами МСФО и получить отчетность, пригодную для анализа и принятия управленческих решений;

- заранее узнать последствия изменений учетной политики, направленных на соответствие бухучета требованиям пользователей;

- получить данные о результатах деятельности в разрезе отдельных видов продукции, работ или услуг;

- управлять операционными рисками;

- составлять многоуровневые бюджеты.

Согласитесь, это немало. А если учесть, что затраты на внедрение предлагаемой мной методики незначительны, в чем мы еще сможем убедиться, целесообразность ведения управленческого учета становится очевидной.

Что касается выбора Excel в качестве базы для создания системы управленческого учета, то этот выбор также обусловлен рядом объективных причин. Вообще, при выборе той или иной методики управленческого учета целесообразно руководствоваться следующими критериями:

- безопасность для действующей на предприятии системы бухгалтерского учета;

- экономическая эффективность затрат. Это требование означает, что выгоды от использования управленческой отчетности должны превышать затраты на ее создание;

- разумная величина дополнительных трудозатрат;

- простота и доступность методики для всех лиц, участвующих в составлении управленческой отчетности.

Теперь давайте подумаем, что нужно сделать, чтобы при формировании системы управленческого учета все эти требования выполнялись. Начнем по порядку.

Итак, чтобы обеспечить безопасность действующей системы бухучета, управленческий учет нужно вести параллельно бухгалтерскому. То есть если бухучет по российским стандартам ведется в специализированной бухгалтерской программе, то систему управленческого учета лучше создавать в другой программной среде. Например, в Excel. Что нам это даст? Это обеспечит спокойную и независимую работу уже отлаженной системы бухучета, позволит избежать сбоев и задержек в формировании бухгалтерской отчетности, которая должна представляться в установленные законом сроки.

Конечно, мы можем воспользоваться и другими программными продуктами, которые в той же степени обеспечат безопасность действующей системы бухучета. На рынке широко представлены готовые управленческие учетные системы, разработанные известными специализированными компаниями. Также мы можем поручить разработку системы учета программистам нашей организации. Но не будем забывать, что кроме безопасности есть и другие требования к системе управленческого учета, прежде всего - рациональность и эффективность затрат. Готовые решения от производителей программного обеспечения стоят немалых денег. Внутренние разработки также достаются нам не бесплатно. Ведь их создание требует увеличения или штата программистов, или их вознаграждения. Если же мы выбираем Excel, тратить деньги на покупку программы вообще не придется. Excel поставляется в стандартном комплекте Microsoft Office, который есть практически в каждой компании.

Excel соответствует и другим критериям. Это доступная и простая в использовании программа, с которой знаком каждый бухгалтер, экономист, финансист, да и любой специалист, который имеет дело с цифрами. Более того, продукт содержит обширную, написанную доступным языком справочную систему с описанием команд в удобной форме - на примерах. То есть любой специалист, не имеющий специального технического образования, сможет применить команды и составить расчетные таблицы на уровне среднего программиста. А нам больше и не надо!

Благодаря этому использование Excel позволит нам не только не набирать дополнительный штат программистов, но и не тратить время на постановку программистам задач и постоянную проверку того, правильно ли они нас поняли. Также нам не придется тратить время наших бухгалтеров и финансистов на обучение работе со специализированной учетной системой. При этом все умеют работать с Excel, хотя бы на начальном уровне. А если понадобится, расширить и углубить свои познания в Excel можно с гораздо меньшими затратами, чем обучиться новой программе.

Таким образом, Excel соответствует всем установленным нами критериям и представляет собой оптимальный вариант программы для создания системы управленческого учета. Тем более что мощности Excel, как правило, хватает для обработки учетных данных любой небольшой или средней компании. Если объемы данных так велики, что Excel уже не справляется с их обработкой, и при этом есть желание создать систему учета по той модели, которую мы сегодня рассмотрим, можно использовать программный продукт Access. Он также включен в стандартный комплект Microsoft Office.

Ну что ж, коллеги, надеюсь, вы уже не сомневаетесь в том, что Excel - наиболее походящее средство для того, чтобы самостоятельно создать систему управленческого учета. А теперь посмотрим, как реализовать эту идею.

Прежде всего определимся с формами управленческой отчетности, которые нам предстоит составить. Поскольку управленческий учет - дело добровольное, то выбор форм отчетности зависит исключительно от наших требований и пожеланий. Тем не менее пренебрегать общепринятыми отчетными формами не стоит, иначе мы вряд ли сможем структурировать информацию таким образом, чтобы она была пригодна для анализа. Как правило, обязательным считается составление отчета о движении денежных средств и отчета о прибылях и убытках - без них никуда. Далее для краткости предлагаю для обозначения этих форм использовать общепринятые английские аббревиатуры - CFS и PL соответственно (CFS (англ. Cash Flow Statement) - отчет о движении денежных средств; PL (англ. Profit & Losses Statement) - отчет о прибылях и убытках).

При желании можно создавать и другие формы отчетности, такие как бухгалтерский баланс или отчет об изменениях капитала. Но наибольшее значение для оперативного анализа имеют именно CFS и PL. Ограничившись ими, мы существенно снизим трудозатраты и при этом сможем сформировать отчетность, вполне достаточную для принятия управленческих решений. Более того, скажу честно, во многих случаях можно обойтись и без PL и ограничиться отчетом о движении денежных средств. Поскольку, как сказал однажды американский финансист Альфред Раппопорт, "Profit is opinion, cash is fact!" ("Прибыль только мнение, деньги - факт"). И тем не менее сегодня мы рассмотрим модель, предполагающую составление обеих обязательных форм управленческой отчетности.

На первый взгляд может показаться, что отсутствие других форм, прежде всего бухгалтерского баланса, несколько ограничивает возможности по принятию управленческих решений. Ведь только в балансе можно найти многие данные, используемые при расчете ряда аналитических показателей, например о величине внеоборотных и оборотных активов, долгосрочной и краткосрочной задолженности. Но, как правило, для анализа достаточно и той информации, которая содержится в бухгалтерском балансе, составленном по РСБУ. Нужно только выполнить некоторые корректировки, связанные с различными принципами признания активов и обязательств в бухгалтерском и управленческом учете. При этом пересчитывать весь баланс обычно нет никакой необходимости. И именно данные регулярно формируемых CFS и PL помогут нам понять, где стоит провести корректировки при подготовке информации для какого-либо конкретного решения.

Кроме того, практика показывает, что формирование баланса в управленческом учете требуется не часто. Основная управленческая работа в режиме "день за днем" ведется на основе CFS и PL. Поэтому именно на этих двух формах мы и остановимся.

Впервые опубликовано в издании "Главная книга. Конференц-зал" 2010, N 12



Все права защищены © 2010 ЗАО "Консультант Плюс"
тел. +7(495)956-8283, +7(495)787-9292
mailto:contact@consultant.ru
http://www.consultant.ru/

Информация предоставлена компанией "Консультант Плюс", являющейся разработчиком одноименных справочных правовых систем. Общероссийская Сеть распространения правовой информации КонсультантПлюс объединяет 300 региональных информационных центров, которые занимаются поставкой систем и передачей информации пользователям в 150 городах России. На специализированном правовом сервере: www.consultant.ru можно получить бесплатный доступ к большому массиву актуальной справочной правовой информации, а также узнать подробнее о программных продуктах и услугах Сети КонсультантПлюс, о ее структуре и деятельности, скачать демонстрационные версии профессиональных систем.

Выпуски за другие дни


В избранное