Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

КонсультантПлюс: по cтраницам "Главной книги" Выпуск от 19.11.2010


"КонсультантПлюс: по cтраницам "Главной книги""

КонсультантПлюс По страницам журнала "Главная книга"
Выпуск от 19.11.2010

Обзоры законодательства | Интернет-версия КонсультантПлюс | Финансовые консультации | Подписаться

Содержание

ИЗДЕРЖКИ ОСЕНИ: ОБОГРЕВАТЕЛИ, СНЕГОУБОРОЧНАЯ ТЕХНИКА, ШИНЫ И Т.Д.

Бугаева Н.Г.

Зима близится, и неизбежны расходы, связанные с подготовкой к холодному сезону. А еще есть, например, подписка на бухгалтерскую прессу на следующий год, которая оплачивается именно осенью. В общем, речь идет о "сезонных" расходах, с которыми бухгалтер сталкивается не каждый день. В этой рубрике мы рассмотрим самые популярные вопросы наших читателей по учету таких затрат.

Затраты на тепловое оборудование учитываются в расходах

(?) Работники жаловались, что в кабинетах холодно. Руководитель согласился купить несколько обогревателей. Слышали, что не всегда налоговики легко соглашаются с такими расходами организаций. Какие документы помогут их обосновать?

Е.Н. Анисимова, г. Мичуринск

Ответ

Затраты на приобретение обогревателя, калорифера, конвектора или другого теплового (отопительного) оборудования вполне можно учесть в расходах для целей налогообложения. Ведь такое оборудование необходимо для создания нормальных условий труда для работников, в том числе нормальной температуры в производственных помещениях <1>, которые работодатель обязан обеспечить по закону <2>. Конкретные температурные нормы установлены в СанПиН <3> и СНиП <4>, и на них вы можете опираться для обоснования своих затрат.

Внимание! При УСНО расходы на покупку отопительного оборудования, возможно, придется отстаивать в суде.

Что касается документов "в поддержку" этих расходов, то здесь подойдут заявки от сотрудников на покупку обогревателя из-за низких температур в рабочих помещениях и приказ руководителя на их приобретение <5>. Чтобы уж совсем не возникло вопросов, можно создать комиссию, которая в протоколе отметит несоответствие температуры нормам в течение нескольких рабочих дней. Учитывая все это, суды поддерживают налогоплательщиков, признавая расходы на тепловое оборудование обоснованными <6>.

А вот если вы на упрощенке с объектом "доходы минус расходы", то учесть для целей налогообложения затраты на создание нормальных условий труда работникам сложнее. Ведь в перечне расходов они не указаны <7>. Хотя суды упрощенцам такие расходы учесть разрешают <8>.

Учет обогревателя зависит от его стоимости

(?) Расскажите, как правильно учесть стоимость обогревателя в налоговом и бухгалтерском учете?

К.Ю. Беспалова, г. Санкт-Петербург

Ответ

Обычный обогреватель, как правило, стоит менее 20 000 руб. Поэтому, несмотря на то что использоваться он будет несколько лет, в бухгалтерском учете его вполне можно учесть в составе МПЗ на счете 10 "Материалы" <9>. А при передаче в эксплуатацию списать его стоимость на счета учета затрат (Дт 20 (25, 26, 44, 91-2) - Кт 10).

Для контроля за таким объектом нужно оформить: приходный ордер по форме N М-4, требование- накладную по форме N М-11, карточку учета материалов по форме N М-17 <10>. Правда, карточка М-17 содержит много лишних граф. И если использовать ее вам неудобно, то никто не запрещает вам разработать свою форму. За основу можно взять карточку по форме N МБ-2 по учету малоценных и быстроизнашивающихся предметов <11>. А чтобы обогреватели были видны в бухгалтерской программе, можно учитывать их на забалансовом счете. Это облегчит вам проведение инвентаризации в дальнейшем.

В налоговом учете такие расходы будут отнесены к прочим и списаны также при передаче в эксплуатацию единовременно <12>.

Но, конечно, отопительное оборудование может стоить и более 20 000 руб. Тогда оно является основным средством и должно учитываться на счете 01 "Основные средства" <13>. И по данному объекту основных средств должны быть оформлены <14>:

- акт о приеме-передаче (форма N ОС-1);

- инвентарная карточка (форма N ОС-6).

Амортизация этого объекта пойдет на затратные счета (расходы на продажу). И в налоговом учете такое оборудование надо учесть как амортизируемое имущество <15>. Кстати, со следующего года амортизируемым имуществом в налоговом учете будут признаваться объекты стоимостью свыше 40 000 руб. <16>

Покупка снегоуборочной техники вполне обоснованна

(?) В прошлом году из-за снегопадов мы натерпелись. Коммунальщики не всегда успевали убирать снег, вот мы и решили купить снегоуборщик. Как получше объяснить такую покупку налоговикам и как оформить ее в бухгалтерском учете?

Л.Н. Ланцова, г. Великий Новгород

Ответ

Оправдать приобретение снегоуборочной техники можно. Например, если у вашей организации есть большая открытая автостоянка или отдельный вход в здание. Понятно, что в зимний период вам придется чистить их от снега, чтобы в принципе работать. И тут либо дворников нанимать, либо покупать снегоуборочную технику. Может быть и так, что склад организации находится где-то за городом и клиенты приезжают туда регулярно, а вот коммунальщики добираться до вас не планируют. Производственная необходимость снегоуборочной машины налицо.

Снегоуборщик (или другая снегоуборочная техника) будет учитываться либо как МПЗ, либо как основное средство. Это зависит от стоимости техники и срока ее использования. То есть так же, как мы рассказали выше о тепловом оборудовании.

Заметим также, что упрощенцы с объектом "доходы минус расходы" не могут учесть свои затраты на уборку снега с прилегающих территорий и его вывоз <17>. Причина все та же - такие расходы не включены в закрытый перечень для применяющих УСНО <18>.

Вакцинация - практически обязанность работодателя

(?) Вспомнили про эпидемию гриппа, которая была в прошлом году, и хотим провести вакцинацию работников. Но организация небольшая, договора по ДМС у нас нет. Директор предложил обратиться в какое-нибудь медицинское учреждение за такой услугой. Как правильно оформить расходы?

В.А. Исаева, г. Тверь

Ответ

Первым делом необходимо составить приказ (за подписью руководителя) о необходимости вакцинации сотрудников. Далее вы заключите договор с медицинским учреждением. И в ваших же интересах проверить наличие лицензии у него (чтобы работники получили качественную услугу и чтобы не было проблем с учетом расходов для целей налогообложения). После вакцинации, как в случае с любыми другими услугами, надо составить акт.

Примечание. Пример оформления приказа о проведении вакцинации работников вы можете найти в ГК, 2009, N 24, с. 37.

Включить в расходы для целей налогообложения прибыли затраты на вакцинацию работников можно в полном объеме. Ведь фактически обязанность каждого работодателя по проведению вакцинации работников установлена Федеральным законом "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" <19>. И этот аргумент вы, естественно, можете использовать для того, чтобы обосновать необходимость вакцинации работников.

Поэтому суммы, затраченные на вакцинацию, логично учесть как расходы на обеспечение нормальных условий труда <20>. С этим согласны и Минфин, и суды <21>.

НДФЛ и страховые взносы с затрат на вакцинацию не начисляются

(?) А надо ли платить страховые взносы и удерживать НДФЛ с расходов на вакцинацию работников?

В.А. Исаева, г. Тверь

Ответ

Нет, не надо. Ведь никакой экономической выгоды и никакого дохода от вакцинации у работников не возникает <22>. Не надо начислять и взносы на страхование от несчастных случаев, поскольку это не оплата труда работников <23>.

У упрощенцев расходы на вакцинацию - не расход

(?) Собираемся делать прививки от гриппа работникам. Уже нашли медицинский центр, с которым будем заключать договор. Но мы на упрощенке, объект - "доходы минус расходы". Можно ли учесть затраты на вакцинацию в расходах?

Ж.В. Васильчикова, г. Северодвинск

Ответ

Включить такие суммы в расходы вы не можете. В закрытом перечне расходов для упрощенцев затраты на обеспечение условий труда и охрану труда, тем более конкретно на вакцинацию, не указаны <18>. И, к сожалению, судебной практики по этому вопросу тоже нет.

Стоимость зимних шин списываем на расходы сразу

(?) К зиме надо переобувать машины - менять летнюю резину на зимнюю. Как правильно учитывать сменные шины для автомобилей?

Л.П. Когай, г. Казань

Ответ

Если вы изначально приобрели машину с дополнительным комплектом шин и учли и машину, и шины как один объект основных средств <24>, то при переобувке автомобиля никаких записей ни в бухучете, ни в налоговом учете делать не придется. А расходы на шиномонтаж вы учтете в обычном порядке <25>.

Если же автомобильные шины куплены отдельно - это обычные запчасти, даже если они дорогие и будут использоваться больше года. Ведь сами по себе они служить не могут. Значит, в бухгалтерском учете они будут учитываться как МПЗ на счете 10 "Материалы". А списывать их на счета затрат надо при непосредственной установке на транспорт <26>.

В налоговом учете стоимость купленных зимних шин можно включить в материальные либо прочие расходы <27>. Признаваться такие расходы для целей налогообложения будут на дату установки шин на автомобиль <28>.

Летние шины возвращать на счет "Материалы" не надо

(?) А надо ли приходовать снятые с автомобиля и возвращенные на склад летние шины как МПЗ на счет 10?

Л.П. Когай, г. Казань

Ответ

Не надо. Летние шины не будут ни возвратными отходами, ни оставшимися неизрасходованными материалами (это относится и к бухгалтерскому, и к налоговому учету) <29>. И учитывать их опять на счете 10 не нужно.

Но учет снятых с автомобилей летних шин все-таки нужен. Контролировать их количество в бухучете можно на забалансовых счетах и дополнительно в рамках складского учета.

Стоимость подписки на периодику без проблем учитывается в "прибыльных" расходах

(?) Часто подруга давала почитать ваш журнал. Теперь думаю оформить на него подписку на следующий год. Расскажите, как учесть ее в налоговых и бухгалтерских расходах.

И.Е. Архангельская, г. Обнинск

Ответ

В бухгалтерском учете оплата годовой подписки - аванс. И сумма аванса изначально попадает на счет 76 (60), а потом ежемесячно по мере поступления номеров журнала списывается на счета учета затрат (20, 25, 26, 44) <30>.

Поскольку речь идет о профессиональном издании, нужном вам для работы, то расходы на подписку для целей налогообложения прибыли экономически обоснованны и вы можете включить их в прочие <31>. Учитываться они будут, как и в бухучете, по мере поступления журналов <32>.

Теперь про НДС. Учитывая, что вы оплачиваете подписку авансом, вы должны получить от издательства счет-фактуру на аванс с отдельно указанной в нем суммой НДС <33>. Тогда можно принять этот НДС к вычету <34>. А после этого вы будете принимать к вычету НДС, указанный в счетах-фактурах на уже полученные вами номера <35>, и одновременно восстанавливать такую же сумму налога, принятого к вычету по авансовому счету-фактуре <36>.

А можно не принимать к вычету НДС с аванса. Тогда вы будете принимать к вычету НДС по "журнальным" счетам-фактурам по мере поступления журналов.

Подписка на журнал - расход для упрощенца, но порой только по суду

Мы на упрощенке с объектом "доходы минус расходы". Выписываем несколько профессиональных изданий (как для бухгалтера, так и для наших менеджеров). Можем ли мы учесть стоимость подписки в расходах?

С.К. Гвишиани, г. Черкесск

Ответ

Теоретически можете, хотя споры с налоговиками возможны. В "расходном" перечне для упрощенцев подписка на периодические издания прямо не указана <37>. Это отметил и суд с комментарием, что при применении УСНО для учета расходов их целевой направленности недостаточно <38>. И Минфин не раз об этом говорил <39>.

Однако суд однажды высказывал противоположную точку зрения и пришел к выводу, что затраты на печатные издания, связанные с производственной необходимостью, могут быть учтены в расходах <40>. Есть еще одно судебное решение с аналогичным исходом в пользу налогоплательщика, но в нем расходы на периодику были признаны и отнесены к материальным потому, что основной вид деятельности организации - экономические и юридические услуги <41>. И приобретение специальных изданий было непосредственно связано с ведением деятельности фирмы. В общем, судебные решения по этому вопросу есть, поэтому включить в расходы стоимость подписки можно: вероятность того, что суд встанет на вашу сторону, велика.

Внимание! Расходы на специальную литературу и профессиональные издания можно признавать как на общем режиме, так и на упрощенном.


<1> подп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ

<2> статьи 22, 212, 223 ТК РФ; п. 2 ст. 25 Федерального закона от 30.03.99 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"

<3> разд. 5, 6 СанПиН 2.2.4.548-96 "Гигиенические требования к микроклимату производственных помещений", утв. Постановлением Госкомсанэпиднадзора РФ от 01.10.96 N 21

<4> разд. 2 СНиП 2.04.05-91* "Отопление, вентиляция и кондиционирование", утв. Госстроем СССР 28.11.92

<5> Постановление ФАС ЗСО от 02.04.2007 N Ф04-1822/2007(32980-А27-40)

<6> Постановления ФАС ПО от 21.08.2007 N А57-10229/06-33, от 02.11.2004 N А55-17257/03-29; ФАС СЗО от 21.04.2006 N А56-7747/2005, от 26.12.2005 N А44-2051/2005-9

<7> п. 1 ст. 346.16 НК РФ; Письмо Минфина России от 26.01.2007 N 03-11-04/2/19; Письмо УФНС России по г. Москве от 05.10.2007 N 18-11/3/095267

<8> Постановления ФАС МО от 10.07.2009 N КА-А40/6314-09; ФАС ПО от 12.01.2006 N А72-5872/05-6/477

<9> п. 5 ПБУ 6/01 "Учет основных средств", утв. Приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н

<10> формы утверждены Постановлением Госкомстата России от 30.10.97 N 71а; п. 5 ПБУ 6/01; Письмо Минфина России от 30.05.2006 N 03-03-04/4/98

<11> утв. Постановлением Госкомстата России от 30.10.97 N 71а

<12> подп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ

<13> пп. 4, 5 ПБУ 6/01

<14> утв. Постановлением Госкомстата России от 21.01.2003 N 7

<15> п. 1 ст. 256 НК РФ

<16> п. 19 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 N 229-ФЗ

<17> Письмо Минфина России от 24.09.2010 N 03-11-06/2/152

<18> п. 1 ст. 346.16 НК РФ

<19> ст. 11, п. 2 ст. 25, пп. 1, 3 ст. 29 Федерального закона от 30.03.99 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"; пп. 1.3, 6.4, 11.2 Санитарно-эпидемиологических правил "Профилактика гриппа. СП 3.1.2.1319-03", утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 24.04.2003; статьи 212, 223 ТК РФ

<20> подп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ

<21> Письмо Минфина России от 01.06.2007 N 03-03-06/1/357; Постановления ФАС СЗО от 27.02.2006 N А56-29688/2005; ФАС УО от 19.12.2007 N Ф09-10406/07-С3; ФАС МО от 18.07.2007 N КА-А40/5665-07

<22> ст. 41, ст. 209 НК РФ; ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах..."

<23> ст. 3, п. 3 ст. 22 Федерального закона от 24.07.98 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний"; п. 3 Правил... утв. Постановлением Правительства РФ от 02.03.2000 N 184

<24> п. 10 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утв. Приказом Минфина России от 13.10.2003 N 91н

<25> подп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ

<26> п. 16 ПБУ 10/99 "Расходы организации", утв. Приказом Минфина России от 06.05.99 N 33н; п. 93 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утв. Приказом Минфина России от 28.12.2001 N 119н (далее - Методические указания)

<27> подп. 2 п. 1 ст. 253, подп. 2 п. 1 ст. 254, подп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ

<28> п. 2 ст. 272 НК РФ

<29> пп. 111, 112 Методических указаний; подп. 6 ст. 254 НК РФ

<30> пп. 3, 16 ПБУ 10/99

<31> подп. 49 п. 1 ст. 264, п. 1 ст. 252, п. 29 ст. 270 НК РФ

<32> п. 14 ст. 270, подп. 6 п. 2 ст. 256 НК РФ

<33> пп. 1, 3 ст. 168 НК РФ

<34> п. 12 ст. 171 НК РФ

<35> подп. 1 п. 2 ст. 171, п. 1 ст. 172 НК РФ

<36> подп. 3 п. 3 ст. 170 НК РФ

<37> п. 1 ст. 346.16 НК РФ

<38> Постановление ФАС УО от 11.01.2007 N Ф09-11283/06-С3

<39> Письма Минфина России от 10.08.2009 N 03-11-06/2/151, от 17.01.2007 N 03-11-04/2/12

<40> подп. 5 п. 1 ст. 316.16, ст. 254, п. 1 ст. 252 НК РФ; Постановление ФАС ПО от 29.03.2006 N А65-25615/05-СА2-9

<41> Постановление ФАС ЗСО от 22.01.2007 N Ф04-8976/2006(29957-А67-40)

Впервые опубликовано в журнале "Главная книга" 2010, N 20

КАК КОМИТЕНТУ-УПРОЩЕНЦУ УЧЕСТЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНУЮ ВЫГОДУ КОМИССИОНЕРА

Мацепуро Н.А.

Комиссионер может продать или купить товар на условиях более выгодных, чем оговорены в договоре комиссии. В этом случае он, помимо вознаграждения, может получить и дополнительную выгоду <1>. Выясним, должен ли комитент, применяющий УСНО, учитывать эту выгоду в доходах и расходах. Все сказанное будет касаться и принципала по агентскому договору <2>.

Комиссионер продает товары комитента

Дополнительная выгода комиссионера - доход комитента?

Комитент и комиссионер могут установить в договоре любой порядок распределения дополнительной выгоды, в том числе предоставить комиссионеру право на всю полученную выгоду <1>. Если же в договоре ничего не написано, то выгода должна делиться между комитентом и комиссионером поровну <1>.

Некоторые комитенты считают, что часть выгоды, остающаяся у комиссионера, не должна учитываться в их доходах, поскольку при кассовом методе в доходы включаются только те суммы, которые поступили в кассу или на расчетный счет <3>. В результате они показывают в доходах лишь:

- выручку от продажи товаров исходя из цен, указанных в договоре комиссии;

- свою часть дополнительной выгоды.

"Мы применяем УСНО (6%) и торгуем через комиссионера. Директор думал, что мы не должны платить налог с дополнительной выгоды комиссионера. Поэтому хотел написать в договоре, что комиссионер получает символическое вознаграждение, зато оставляет себе всю дополнительную выгоду. С трудом удалось его разубедить".

Ольга, бухгалтер, г. Москва

Однако так поступать нельзя. Во-первых, все полученное комиссионером по договору комиссии - это собственность комитента, даже когда комиссионер удерживает с этих сумм свое вознаграждение или расходы <4>. И комитент обязан принять от комиссионера все полученное по сделке <5>. А во-вторых, выручка от реализации должна определяться исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) <6>.

Поэтому дополнительную выгоду от продажи товаров, так же как и вознаграждение комиссионера, комитент-упрощенец никогда не исключает из доходов. И при этом неважно, удержана часть дополнительной выгоды, причитающаяся комиссионеру, из перечисляемой комитенту выручки или нет <7>. К примеру, если комитент попросил продать товар за 1000 руб. и установил вознаграждение в размере 1% от этой суммы (10 руб.), а комиссионер продал этот товар за 2000 руб., то комитент должен отразить доход в сумме 2000 руб.

Внимание! Комитент должен определять доход от продажи товаров (работ, услуг) по цене их реализации, то есть с учетом всей полученной дополнительной выгоды.

Дополнительная выгода комиссионера - расход комитента?

Затраты на дополнительную выгоду комиссионера в закрытом перечне расходов, учитываемых при "доходно-расходной" УСНО, прямо не поименованы <8>. А потому, во избежание дискуссий с проверяющими, в договоре комиссии надо указывать, что причитающаяся комиссионеру дополнительная выгода является частью его вознаграждения <9>.

ОБСУДИ С ЮРИСТОМ

Чтобы не было проблем с признанием дополнительной выгоды в расходах, в договоре нужно прописать, что эта дополнительная выгода - часть вознаграждения комиссионера.

При этом само понятие "дополнительная выгода" в договоре лучше вообще не упоминать. Например, можно написать, что вознаграждение комиссионера складывается из какой-либо фиксированной суммы и суммы разницы между ценами комитента, установленными в договоре, и фактическими продажными ценами.

Если так не сделать, то не исключены претензии налоговиков. И тогда доказывать, что остающаяся у комиссионера часть выгоды - это ваши расходы на комиссионное вознаграждение, скорее всего, придется уже в суде.

Комиссионер покупает товары для комитента

Дополнительная выгода может быть выражена не только в получении дополнительного дохода, но и в сокращении расходов комитента.

Это происходит тогда, когда комитент поручает комиссионеру не продать товары, а, напротив, закупить их. В результате комиссионер может приобрести товары для комитента по более низкой цене и вернуть ему неизрасходованные деньги в той части, которая причитается комитенту. Такая экономия не будет доходом комитента, ведь он просто тратит меньше, чем планировал <10>.

А та часть дополнительной выгоды, которая причитается комиссионеру, - это расходы комитента, которые он может учесть, если применяет УСНО с объектом налогообложения "доходы минус расходы" <11>.

***

Комитентам с объектом налогообложения "доходы" сэкономить на налогах за счет передачи дополнительной выгоды комиссионеру не удастся. А вот комитентам, выбравшим в качестве объекта налогообложения "доходы минус расходы", следует правильно составлять договоры, чтобы без проблем включать сумму выгоды комиссионера в расходы.


<1> ст. 992 ГК РФ

<2> статьи 992, 1011 ГК РФ

<3> п. 1 ст. 346.17 НК РФ

<4> статьи 991, 997, 999, 1001 ГК РФ

<5> ст. 1000 ГК РФ

<6> п. 1 ст. 346.15, п. 2 ст. 249 НК РФ

<7> п. 1 ст. 346.15, п. 2 ст. 249 НК РФ; Письма Минфина России от 20.08.2007 N 03-11-04/2/204, от 05.06.2008 N 03-03-06/1/347; Письма УФНС России по г. Москве от 04.02.2009 N 20-14/009034@, от 05.03.2007 N 18-11/3/19834@; Письмо УМНС России по г. Москве от 11.07.2003 N 26-08/38889

<8> п. 1 ст. 346.16 НК РФ

<9> ст. 991 ГК РФ; подп. 24 п. 1 ст. 346.16 НК РФ

<10> п. 1 ст. 996 ГК РФ; ст. 41 НК РФ

<11> подп. 24 п. 1 ст. 346.16 НК РФ

Впервые опубликовано в журнале "Главная книга" 2010, N 20

ВАС РАЗРЕШИЛ "НЕ ПРИГЛАШАТЬ" НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ В УФНС НА РАССМОТРЕНИЕ ИХ ЖАЛОБ

Попов П.А.

21 сентября

Постановление Президиума ВАС РФ от 21.09.2010 N 4292/10

Президиум ВАС РФ поставил точку в многочисленных спорах между налогоплательщиками и управлениями ФНС России, которые практически всегда рассматривают жалобы на решения инспекций в отсутствие представителей налогоплательщиков. По мнению ВАС РФ, извещать налогоплательщика о времени и месте рассмотрения материалов проверки и обеспечивать его участие в таком рассмотрении нужно лишь при первичном "разборе" на уровне инспекции. Ведь это прямо предписывает НК РФ <1>. А для обжалования уже принятого решения в УФНС Налоговый кодекс таких требований не устанавливает.

Так что оспорить решение по жалобе по формальным основаниям - только лишь из-за того, что вас не пригласили на его рассмотрение, - уже не получится <2>. Минфин, кстати, считал так всегда, что и понятно <3>. А вот в судах до этого решения ВАС царил плюрализм. Часть судов легко отменяла решения инспекций по этому основанию <4>, другие не считали, что кулуарное рассмотрение жалоб существенно нарушает права налогоплательщиков или вообще что-либо нарушает <5>.

Кстати, депутаты Госдумы уже озаботились очередным "пробелом" в НК РФ и хотят закрепить обязанность управлений ФНС письменно приглашать жалобщиков на "поединок" (см. рубрику "Проекты" в ГК, 2010, N 20).


<1> ст. 101 НК РФ

<2> п. 14 ст. 101 НК РФ

<3> Письмо Минфина России от 24.06.2009 N 03-02-07/1-323

<4> Постановления ФАС СКО от 21.06.2010 N А63-18334/2009; ФАС ПО от 19.03.2010 N А72-8248/2009

<5> Постановления ФАС ЗСО от 12.03.2010 N А27-16905/2009; ФАС СЗО от 22.10.2009 N А66-4936/2008; ФАС УО от 30.06.2010 N Ф09-4824/10-С3

Впервые опубликовано в журнале "Главная книга" 2010, N 21

РОЗНИЧНАЯ ПРОДАЖА ТОВАРОВ ЧЕРЕЗ ВЫСТАВОЧНЫЙ ЗАЛ ПЕРЕВОДИТСЯ НА ВМЕНЕНКУ

Шаронова Е.А.

17 сентября

Письма Минфина России от 17.09.2010 N 03-11-11/246, от 23.07.2010 N 03-11-06/3/110

По мнению Минфина, на уплату ЕНВД может быть переведена продажа товаров в ситуации, когда покупатели их выбирают в одном помещении, а оплачивают и получают в другом.

К примеру, предприниматель (организация) арендует несколько помещений, которые использует так:

- в одном помещении оборудован выставочный зал, где выложены образцы товаров. Здесь покупатели получают информацию об ассортименте и ценах на товары и составляют список выбранных товаров с указанием прейскурантных номеров;

- в другом помещении продавец выписывает документы на отпуск товаров и получает от покупателей деньги;

- в третьем помещении находится склад, откуда покупатели забирают товары.

Так вот, Минфин указал, что такая схема продажи товаров признается розничной торговлей через стационарную торговую сеть, имеющую торговые залы <1>. И в этом случае для исчисления ЕНВД используется такой физический показатель, как площадь торгового зала (в квадратных метрах), к которой в общем случае относится площадь, где обслуживаются покупатели <2>.

В рассматриваемой ситуации при расчете площади торгового зала надо учитывать не только площадь помещений, используемых для выписки, оплаты и отпуска товаров покупателям, но и площадь выставочного зала. Поскольку покупатели имеют свободный доступ в выставочный зал и знакомятся с образцами продаваемых товаров, то можно сделать вывод, что выставочный зал тоже предназначен для обслуживания покупателей. А значит, является торговым залом или его составной частью <3>. Такой же позиции придерживаются и некоторые суды <4>.

Таким образом, только если общая всех площадь помещений (кроме склада), используемых для розничной продажи, не превышает 150 кв. м, то предприниматель (организация) может уплачивать ЕНВД <5>.


<1> ст. 346.27 НК РФ

<2> статьи 346.27, 346.29 НК РФ

<3> ст. 346.27 НК РФ; пп. 13, 14 Правил продажи товаров по образцам, утв. Постановлением Правительства РФ от 21.07.97 N 918

<4> Постановления ФАС ВСО от 26.07.2010 N А33-14088/2009; ФАС ЗСО от 21.01.2004 N Ф04/288-2658/А27-2003; Тринадцатого ААС от 25.06.2007 N А26-9227/2006

<5> подп. 6 п. 2 ст. 346.26, ст. 346.27 НК РФ

Впервые опубликовано в журнале "Главная книга" 2010, N 21

ПРИДЕТСЯ ЛИ ПЛАТИТЬ НДФЛ, ЕСЛИ НЕДВИЖИМОСТЬ ПОДАРЕНА РОДСТВЕННИКОМ

Суховская М.Г.

Согласитесь, приятно узнать, что кто-то из ваших родственников решил подарить вам недвижимость (дом, квартиру, гараж, земельный участок и пр.). Но если этот родственник по Семейному кодексу РФ не признается членом вашей семьи либо близким родственником, то после того, как вы станете счастливым обладателем, к примеру, домика в деревне, вам придется порядком раскошелиться в пользу бюджета, а именно - заплатить 13% НДФЛ со стоимости подаренного имущества <1>.

Члены семьи и близкие родственники - это супруги, родители и дети (в том числе усыновленные), дедушки, бабушки и внуки, полнородные и неполнородные (имеющие общих отца или мать) братья и сестры <6>.

Уплатить налог нужно не позднее 15 июля, а подать декларацию по форме 3-НДФЛ - не позднее 30 апреля года, следующего за годом, в котором подарена недвижимость <2>.

Примечание. Кстати, в инспекции довольно быстро узнают, что вы получили "недвижимый" подарок. Ведь вам придется <3> регистрировать сделку с недвижимостью в территориальном органе Росреестра <4>. А тот, в свою очередь, в 10-дневный срок со дня регистрации недвижимости сообщит о сделке в налоговую инспекцию <5>.

К примеру, налог на доходы физических лиц придется заплатить тогда, когда недвижимость подарена:

<или> жене - родителями мужа (свекром или свекровью);

<или> мужу - родителями жены (тестем или тещей). Ведь родители мужа/жены по отношению к невестке/зятю не являются ни членами семьи, ни близкими родственниками <7>. Также уплаты налога не избежать, если недвижимость получена в дар, к примеру, от дяди или тети, гражданского или бывшего супруга <8>, отчима <9> или мачехи.

Причем, чтобы не привлекать к себе пристальное внимание налоговиков, налог лучше всего заплатить со стоимости недвижимости, приближенной к рыночной цене <10>. Увидев, что НДФЛ уплачен с нереально низкой стоимости, налоговики могут доначислить вам налог, а также пени и штраф <11>.

Кстати, некоторые думают, что куда дешевле в плане налогообложения унаследовать недвижимость, так как с любого имущества, полученного в наследство, НДФЛ не взимается, независимо от степени родства с наследодателем <12>.

Да, это так. Однако вступить в наследство совершенно бесплатно все равно не получится. Придется заплатить госпошлину за выдачу свидетельства о праве на наследство <13> в размере:

<или> 0,3% стоимости наследуемого имущества, но не более 100 000 руб. - если наследник по отношению к наследодателю является ребенком (в том числе усыновленным), супругом, родителем, полнородным братом и сестрой;

<или> 0,6% стоимости наследуемого имущества, но не более 1 000 000 руб. - если наследник состоит в дальнем родстве с наследодателем либо вообще не приходится ему родственником.

Правда, для определения стоимости наследуемой недвижимости наследник по своему выбору может представить нотариусу документ с указанием как инвентаризационной (например, по оценке БТИ) или кадастровой, так и рыночной цены имущества <14>.

***

В большинстве случаев избежать уплаты НДФЛ с недвижимости, подаренной дальним родственником, все-таки можно. Если этот самый родственник владел недвижимостью более 3 лет, тогда вам выгоднее получить имущество якобы по договору купли-продажи. Ведь в этом случае ни вы, ни даритель ничего платить государству не должны <15>.


<1> п. 1 ст. 224, п. 18.1 ст. 217, подп. 7 п. 1, пп. 2, 4 ст. 228 НК РФ

<2> п. 6 ст. 227; п. 1 ст. 229 НК РФ

<3> п. 1 ст. 4 Федерального закона от 21.07.97 N 122-ФЗ

<4> п. 5.1.1 Положения, утв. Постановлением Правительства РФ от 01.06.2009 N 457

<5> п. 4 ст. 85 НК РФ; п. 2 ст. 8, пп. 1, 4 ст. 131 ГК РФ

<6> статьи 2, 14 СК РФ

<7> Письмо Минфина России от 03.12.2009 N 03-04-05-01/853

<8> Письмо Минфина России от 07.10.2010 N 03-04-05/10-606

<9> Письмо УФНС России по г. Москве от 04.06.2010 N 20-14/4/059355@

<10> Письма УФНС России по г. Москве от 02.06.2010 N 20-14/4/058030, от 09.10.2008 N 28-10/095448

<11> пп. 2 - 11 ст. 40, 122 НК РФ; Письмо ФНС России от 08.02.2007 N 04-2-03/11

<12> п. 18 ст. 217 НК РФ

<13> подп. 3 п. 1 ст. 333.18, подп. 22 п. 1 ст. 333.24, подп. 3 п. 1 ст. 333.25 НК РФ

<14> подп. 5, 6, 8, 9 п. 1 ст. 333.25 НК РФ; Письмо Минфина России от 16.07.2009 N 03-05-06-03/28

<15> п. 17.1 ст. 217 НК РФ

Впервые опубликовано в журнале "Главная книга" 2010, N 21

БУДЕТ ЛИ ШТРАФ ПО СТАТЬЕ 122 НК, ЕСЛИ ПОДАТЬ УТОЧНЕНКУ, ДОПЛАТИТЬ НАЛОГ, НО НЕ ЗАПЛАТИТЬ ПЕНЮ

Краснопеева А.

Все знают, что за неуплату или неполную уплату налога в результате ошибок, допущенных в декларации при расчете налоговой базы, грозит штраф <1>. Однако если после истечения срока подачи декларации и срока уплаты налога самостоятельно, опередив налоговую инспекцию, найти ошибку, уплатить недоимку и соответствующую ей пеню и после этого представить уточненную декларацию, то штрафа не будет <2>.

А как быть в ситуации, если вы, найдя ошибку, представили уточненку, но доплатили только недостающую сумму налога, не заплатив пени? Освободит ли такое исправление ошибки от штрафа за неуплату налога?

ПОЗИЦИЯ 1. Штрафа не будет только при одновременном выполнении следующих условий <2>:

- вы должны представить уточненную декларацию до момента, когда узнали об обнаружении налоговым инспектором неполноты отражения сведений в декларации или ошибки, приводящей к занижению суммы налога к уплате;

- до представления уточненной декларации вы уплатили в бюджет:

- недостающую сумму налога;

- соответствующие пени.

Следовательно, неуплата пени означает, что одно из условий освобождения от ответственности не выполнено. А значит, вас ждет штраф.

Такой позиции придерживаются налоговики и некоторые арбитражные суды, в частности: ФАС Волго- Вятского округа <3>, ФАС Северо-Западного округа <4> и ФАС Северо-Кавказского округа <5>.

ПОЗИЦИЯ 2. За несвоевременную уплату пени штраф не предусмотрен <6>, поэтому организацию можно оштрафовать, только если она, представив уточненку, не доплатила налог.

Такую точку зрения вам наверняка придется отстаивать в суде. И некоторые арбитражные суды поддержат вас, в частности: ФАС Московского округа <7>, ФАС Поволжского округа <8>, ФАС Уральского округа <9>.

***

Если вы самостоятельно нашли в декларации ошибку, в результате которой образовалась недоимка, то во избежание проблем лучше заплатить не только недоимку, но и пеню. В противном случае высока вероятность, что вам придется заплатить еще и штраф за неполную уплату налога. Если же у вас уже возник спор с налоговой по этому вопросу и суды вашего округа лояльно относятся к неуплате пени в этой ситуации, то отстаивайте свою позицию до последнего.


<1> п. 1 ст. 122 НК РФ

<2> подп. 1 п. 4 ст. 81 НК РФ

<3> Постановление от 12.11.2009 N А28-8881/2009-222/21

<4> Постановление от 15.10.2009 N А56-1901/2009

<5> Постановление от 30.08.2007 N Ф08-5429/2007-2065А

<6> ст. 75, п. 1 ст. 122 НК РФ

<7> Постановление от 24.03.2008 N КА-А40/2078-08

<8> Постановление от 09.10.2008 N А06-1727/08

<9> Постановление от 18.06.2008 N Ф09-4351/08-С3

Впервые опубликовано в журнале "Главная книга" 2010, N 21

ОБ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ОТСУТСТВИЕ КНИГИ УЧЕТА

Захарова М.П.

Вопрос. Галина Борисовна сказала, что за отсутствие книги учета доходов и расходов можно оштрафовать по статье 120 НК РФ. Но мне непонятно, почему лектор делает вывод, что книга учета доходов и расходов - регистр налогового учета? Да, мы все привыкли называть ее регистром, но в Кодексе этого нет.

М. З.: Действительно, глава НК РФ, посвященная упрощенной системе налогообложения, не называет книгу учета доходов и расходов налоговым регистром. В статье 346.24 Кодекса говорится лишь о том, что налогоплательщики должны вести учет доходов и расходов для целей исчисления налоговой базы в книге учета.

Не называет ее налоговым регистром и Минфин в Приказе об утверждении формы книги и Порядка ее заполнения <1>.

И вас можно понять, из всего этого напрашивается вывод: отсутствие у упрощенца книги учета доходов и расходов не является налоговым правонарушением, поскольку из норм НК РФ не следует, что книга - это регистр налогового учета.

С другой стороны, Минфин и налоговые органы в своих разъяснениях называли книгу регистром налогового учета, хотя и не для целей обновленной статьи 120 <2>. И не стоит сомневаться в том, что теперь контролирующие органы будут утверждать, что упрощенца нужно штрафовать за отсутствие книги учета доходов и расходов как за отсутствие регистра налогового учета.

Тем более что и ВАС РФ называл книгу регистром налогового учета <3>. Однако я бы не стала говорить, что позиция ВАС РФ по интересующему нас вопросу уже сформулирована. Ведь споры о привлечении упрощенца к ответственности за отсутствие книги учета по новой редакции статьи 120 НК РФ до суда еще не доходили.

А чтобы разобраться, давайте обратимся к нормам Кодекса. Несмотря на то что статьей 120 НК РФ теперь установлена ответственность за отсутствие регистров налогового учета, первая часть НК РФ не дает определения этого термина. Как вы помните, определения понятий, не раскрытых в Кодексе, можно брать из других нормативных актов <4>, а в крайнем случае можно использовать общепринятое значение слов.

Что такое налоговый учет, более-менее понятно из статьи 346.24 Кодекса, которая так и называется - "Налоговый учет". В ней сказано, что налогоплательщики обязаны вести учет доходов и расходов для целей исчисления налоговой базы в книге учета доходов и расходов. А Толковый словарь русского языка Д.Н. Ушакова определяет регистр как книгу для записей.

Как видите, книга учета по сути является регистром налогового учета.

Конечно, вопросов бы не возникло, если бы законодатель, к примеру, дал в первой части НК общее определение регистра налогового учета или назвал ее налоговым регистром в статье 346.24 НК РФ. И все-таки я склоняюсь к тому, что за отсутствие книги учета доходов и расходов упрощенца можно штрафовать.

Вопрос. Получается, нас могут оштрафовать, если мы не вели книгу учета в 2009 г.?!

М. З.: Нет. Вопрос об ответственности за отсутствие у упрощенца книги учета за 2009 г. даже подниматься инспекторами не должен. Ведь никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением <5>.

Вопрос. А если мы не заверили книгу, нас по статье 120 НК оштрафовать смогут?

М. З.: Контролирующие органы считают, что незаверение книги учета доходов и расходов в налоговой инспекции приравнивается к ее отсутствию <6>. Я же позволю себе с этим не согласиться.

Смотрите, обязанность упрощенцев заверять в налоговой инспекции книгу учета предусмотрена в пункте 1.5 Порядка ее заполнения <7>. Так, книга, которая заполняется на бумаге, заверяется до начала ее ведения. Если упрощенец заполняет электронную книгу, то она распечатывается и заверяется только по окончании года. Причем ВАС РФ подтвердил, что эти требования соответствуют требованиям статьи 346.24 НК РФ. Напомню, в этой статье Минфину поручено утвердить форму и порядок заполнения книги учета доходов и расходов. Порядок заверения книги суд отнес к ее форме <8>. То есть если книга не заверена, то она заполнена не по форме. Но она у налогоплательщика есть.

Помните, когда-то инспекции штрафовали упрощенцев по статье 126 Кодекса за представление книги учета доходов и расходов, не заверенной в налоговом органе. Суды признавали такие решения недействительными, поскольку представление незаверенной книги учета не является непредставлением документа <9>. В нашем случае применима та же самая логика. То есть при незаверении книги оштрафовать за ее отсутствие нельзя.

И все-таки упрощенцу лучше вести книгу учета и заверять ее в налоговой инспекции. Это упростит расчет налога и избавит вас от лишних споров с налоговой инспекцией.


<1> Приказ Минфина России от 31.12.2008 N 154н

<2> Письма Минфина России от 15.04.2003 N 16-00-14/132, от 15.12.2003 N 04-02-05/1/108; Письмо УМНС России по г. Москве от 27.12.2001 N 03-12/150

<3> Решение ВАС РФ от 08.09.2004 N 9352/04

<4> п. 1 ст. 11 НК РФ

<5> ч. 2 ст. 54 Конституции РФ

<6> Письмо ФНС России от 20.08.2008 N ШС-6-3/594@; п. 2 Письма Минфина России от 31.03.2005 N 03-02-07/1-85

<7> приложение N 2 к Приказу Минфина России от 31.12.2008 N 154н

<8> Решение ВАС РФ от 11.09.2009 N 9513/09

<9> Постановления ФАС Дальневосточного округа от 19.09.2007 N Ф03-А51/07-2/3471; ФАС Восточно- Сибирского округа от 06.02.2007 N А19-18593/06-33-Ф02-223/07-С1

Впервые опубликовано в издании "Главная книга. Конференц-зал" 2010, N 11

ОБ УСН И АМОРТИЗАЦИОННОЙ ПРЕМИИ ПРИ ПРОДАЖЕ ОС РАНЬШЕ СРОКА

Колосовская А.С.

Вопрос. Продав основное средство раньше срока, установленного НК, упрощенец должен пересчитать налог, включив в расходы вместо стоимости этого ОС амортизацию, начисленную по правилам 25-й главы НК <1>. Но ведь 25-я глава разрешает включить в расходы еще и амортизационную премию <2>. А может это сделать упрощенец?

А. К.: В пункте 3 статьи 346.16 НК РФ, устанавливающем необходимость такого пересчета, буквально сказано, что упрощенец должен пересчитать налоговую базу с учетом положений главы 25 Налогового кодекса. Как видите, там нет ни слова про то, какими именно положениями 25-й главы НК можно и нужно руководствоваться. А раз нет таких уточнений, значит, вы вправе признать расходы по досрочно проданному ОС так же, как это сделал бы плательщик налога на прибыль. То есть выбрать любой метод начисления амортизации, а при желании применить еще и амортизационную премию <2>.

Однако применять амортизационную премию стоит только тем упрощенцам, которые продали ОС:

- со сроком полезного использования свыше 15 лет;

- раньше чем через 10 лет с даты его приобретения;

- по истечении 5 лет с момента его ввода в эксплуатацию.

К таким ОС может относиться имущество начиная с 7-й амортизационной группы <3>.

Дело в том, что при продаже ОС, по которому была применена амортизационная премия, раньше чем через 5 лет с момента его ввода в эксплуатацию амортизационную премию придется восстановить, включив ее в доходы <4>. А при продаже упрощенцем ОС со сроком использования до 15 лет включительно (амортизационные группы с 1-й по 6-ю <3>) налоговую базу надо пересчитывать, только если не прошло 3 года с момента учета их стоимости в расходах. Смысла в использовании амортизационной премии по таким ОС нет, так как к моменту пересчета еще не пройдет 5 лет с даты их ввода в эксплуатацию.

Кстати, рекомендую зафиксировать в учетной политике для целей налогообложения положение о том, что вы при пересчете налоговой базы по правилам 25-й главы будете применять амортизационную премию. Это может послужить дополнительным аргументом в вашу пользу, если налоговый орган будет возражать против включения в расходы суммы амортизационной премии. Ведь понятно, что применение премии приведет к существенному уменьшению суммы причитающегося с вас налога и пени. А значит, претензии со стороны налоговых органов более чем вероятны. Тем более что никаких разъяснений на этот счет ни Минфин, ни ФНС пока не давали.

Вопрос. А насколько выгодно применять амортизационную премию?

А. К.: Это зависит от двух факторов. Во-первых, от стоимости ОС: чем больше оно стоило, тем значительнее будет ваша экономия на налоге. А во-вторых, от амортизационной группы, к которой относится ОС. Премию в размере 30 процентов от первоначальной стоимости ОС можно применять только по имуществу от 3-й до 7-й амортизационной группы включительно. Для имущества из 8-й - 10-й амортизационных групп максимальный размер премии - 10 процентов <4>.

Давайте посмотрим, как это будет выглядеть в цифрах. Предположим, мы, находясь на УСНО, 10 февраля 2009 г. купили здание склада за 4 000 000 руб., сразу заплатили за него продавцу и ввели в эксплуатацию. Это здание относится к 7-й амортизационной группе, и срок его полезного использования (СПИ) может быть установлен в пределах от 15 лет и 1 месяца до 20 лет включительно. Мы установили СПИ для склада равным 200 месяцам.

Стоимость ОС мы учли в расходах в течение 2009 г. равными долями: по 1 000 000 руб. (4 000 000 руб. / 4 кв.) на 31 марта, 30 июня, 30 сентября и 31 декабря 2009 г. <5>.

Но 25 декабря 2014 г. нам пришлось продать этот склад. Поскольку 10 лет с момента его покупки еще не прошло, придется пересчитать налоговую базу <6>. Для пересчета мы решили применить линейный метод амортизации <7> и максимально возможную амортизационную премию - 30 процентов (4 000 000 руб. x 30%) от первоначальной стоимости склада <4>.

Давайте рассчитаем, какую сумму налога нам придется доплатить за 2009 г.

Сумма расходов, которую можно учесть в 2009 г. по правилам 25-й главы НК РФ, составит 1 340 000 руб. (1 200 000 руб. + 140 000 руб.), а именно: амортизационная премия 1 200 000 руб. плюс 140 000 руб. амортизации (((4 000 000 руб. - 1 200 000 руб.) / 200 мес.) x 10 мес.) за 10 месяцев - с марта по декабрь <8>.

Следовательно, налоговая база за 2009 г. должна быть увеличена на 2 660 000 руб. (4 000 000 руб. - 1 340 000 руб.). Предположим, что в нашем регионе для "доходно-расходных" упрощенцев установлена максимальная ставка налога 15 процентов <9>. Тогда сумма налога к доплате составит 399 000 руб. (2 660 000 руб. x 15%).

За период с января 2010 г. по декабрь 2014 г. <10> мы еще сможем признать в расходах 840 000 руб. (14 000 руб. x 60 мес.). То есть до продажи склада нам удастся признать в расходах 2 180 000 руб. (1 340 000 руб. + 840 000 руб.) из всей суммы затрат на его покупку.

А теперь посмотрим, что получится, если мы не будем применять амортизационную премию. В этом случае в расходах 2009 г. можно будет признать амортизацию на сумму всего 200 000 руб. ((4 000 000 руб. / 200 мес.) x 10 мес.).

Соответственно, налоговая база за 2009 г. увеличится на 3 800 000 руб. (4 000 000 руб. - 200 000 руб.) и доплатить придется уже 570 000 руб. (3 800 000 руб. x 15%) налога.

За период с января 2010 г. по декабрь 2014 г. мы еще признаем в расходах 1 200 000 руб. (20 000 руб. x 60 мес.). То есть из стоимости склада в расходы до его продажи попадет только 1 400 000 руб. (200 000 руб. + 1 200 000 руб.).

Подведем итоги. Использование амортизационной премии позволило уменьшить налог к доплате за 2009 г. на 171 000 руб. (570 000 руб. - 399 000 руб.). А если брать расходы в целом за весь срок использования склада, то амортизационная премия позволила признать в расходах на 780 000 руб. (2 180 000 руб. - 1 400 000 руб.) больше. Это, в свою очередь, сэкономило нам налог в сумме 117 000 руб. (780 000 руб. x 15%).

Причем это не предел. Если бы мы воспользовались нелинейным методом начисления амортизации (для ОС, входящих в 7-ю амортизационную группу, это возможно <11>), экономия была бы еще существенней. Расчет я приводить не буду, скажу только, что сумма налога к доплате за 2009 г. в нашем примере составила бы около 368 000 руб., то есть примерно на 30 000 руб. меньше, чем при линейном методе.

Кроме того, нельзя забывать об экономии на пене, которую мы тоже обязаны рассчитать и уплатить при досрочной продаже ОС <12>. Рассчитывать ее, с вашего позволения, тоже не будем, но, как вы понимаете, чем меньше налог к доплате, тем меньше пеня <13>.

Согласитесь, разница получается значительная, поэтому игра стоит свеч. А с учетом того, что находятся суды, признающие за упрощенцем право в такой ситуации признавать в расходах остаточную стоимость ОС <14>, думаю, найдутся и те, кто признает правомерным применение амортизационной премии. К тому же, как мы убедились, законодательство это делать не запрещает.


<1> п. 3 ст. 346.16 НК РФ

<2> п. 9 ст. 258 НК РФ

<3> п. 3 ст. 258 НК РФ; Классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы, утв. Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 N 1

<4> п. 9 ст. 258 НК РФ

<5> п. 3 ст. 346.16, подп. 4 п. 2 ст. 346.17 НК РФ

<6> п. 3 ст. 346.16 НК РФ

<7> подп. 1 п. 1 ст. 259 НК РФ

<8> п. 9 ст. 258, п. 4 ст. 259 НК РФ

<9> п. 2 ст. 346.20 НК РФ

<10> п. 5 ст. 259.1 НК РФ

<11> п. 3 ст. 259 НК РФ

<12> п. 3 ст. 346.16 НК РФ

<13> пп. 1, 4 ст. 75 НК РФ

<14> Постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 31.03.2009 N А74-2378/08-Ф02-1138/09; ФАС Центрального округа от 05.08.2010 N А14-19808/2009/695/28; Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.03.2007 N А76-24898/06-37-1037

Впервые опубликовано в издании "Главная книга. Конференц-зал" 2010, N 11

ОБ ОСТАТОЧНОЙ СТОИМОСТИ ПРОДАННОГО ОС

Наумчук М.Н.

Может ли упрощенец уменьшить доходы от досрочной реализации объекта ОС на его остаточную стоимость?

ДА НЕТ

При реализации ОС до истечения 3 лет с момента их учета в расходах (объектов со сроком использования свыше 15 лет - до истечения 10 лет с даты их приобретения) упрощенец обязан пересчитать налоговую базу за весь период пользования ОС с учетом положений гл. 25 НК РФ <1>.

При исчислении налога на прибыль доходы от реализации объекта ОС могут быть уменьшены на его остаточную стоимость, которая определяется как разница между его первоначальной стоимостью и суммой начисленной за период эксплуатации амортизации <2>

Требование пересчитать налоговую базу при досрочной реализации ОС по правилам гл. 25 НК РФ означает, что должны применяться все положения этой главы, регулирующие порядок учета амортизации и реализации ОС В закрытом перечне расходов при УСНО <3> затраты в виде остаточной стоимости проданного основного средства не поименованы <4>
ПРАКТИКА ПРАКТИКА
ФАС Восточно-Сибирского округа
от 31.03.2009 N А74-2378/08-Ф02-1138/09  
ФАС Уральского округа
  от 24.03.2008 N Ф09-4976/07-С3
ФАС Центрального округа
4 решения <5>  
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
  от 26.10.2009 N 17АП-9563/2009-АК
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд
от 29.03.2007 N А76-24898/06-37-1037  
ИТОГО: 6 ИТОГО: 2

<1> п. 3 ст. 346.16 НК РФ

<2> п. 1 ст. 257, подп. 1 п. 1 ст. 268 НК РФ

<3> п. 1 ст. 346.16 НК РФ

<4> Письмо Минфина России от 28.01.2009 N 03-11-06/2/9

<5> см. Постановления от 05.08.2010 N А14-19808/2009/695/28, от 04.08.2010 N А14- 481/2010/20/33, от 09.06.2010 N А14-19989/2009/668/24, от 26.09.2007 N А14-15848/2006/583/34

Впервые опубликовано в издании "Главная книга. Конференц-зал" 2010, N 11

О БУХГАЛТЕРСКОМ И НАЛОГОВОМ УЧЕТЕ АМОРТИЗАЦИОННОЙ ПРЕМИИ ПРИ МОДЕРНИЗАЦИИ

Антошина О.А.

В январе 2007 г. ООО "Василек" приобрело самосвал за 620 000 руб. (без НДС). ОС относится к 4-й амортизационной группе. Срок его полезного использования и в бухгалтерском, и в налоговом учете установлен равным 62 месяцам, амортизация начисляется линейным способом. В июне 2010 г. проведена модернизация автомобиля. Стоимость работ составила 200 000 руб. без НДС. После модернизации срок полезного использования решено увеличить на 22 месяца. Организация приняла решение единовременно списать на расходы 30% затрат на модернизацию.

Налоговый учет

В период с февраля 2007 г. по июнь 2010 г. ежемесячно начисляется амортизация в сумме 10 000 руб. (620 000 руб. / 62 мес.). В июле 2010 г. в расходах учитывается амортизационная премия в сумме 60 000 руб. (200 000 руб. x 30%). После модернизации первоначальная стоимость автомобиля увеличивается до 760 000 руб. (620 000 руб. + (200 000 руб. - 60 000 руб.)), а срок полезного использования - до 84 месяцев (62 мес. + 22 мес.). Поэтому начиная с июля 2010 г. амортизация начисляется в сумме 9047,62 руб. (760 000 руб. / 84 мес.). В июле общая сумма расходов, связанных с автомобилем, составляет 69 047,62 руб. (9047,62 руб. + 60 000 руб.).

При этом остаточная стоимость автомобиля с учетом затрат на модернизацию на 1 июля 2010 г. составляет 350 000 руб. (620 000 руб. - (10 000 руб/мес. x 41 мес.) + (200 000 руб. - 60 000 руб.)). Эта сумма будет полностью списана через амортизацию в течение 39 месяцев (350 000 руб. / 9047,62 руб/мес.). Поэтому в последние 4 месяца срока полезного использования автомобиля (октябрь 2013 г. - январь 2014 г.) амортизация не начисляется. В сентябре 2013 г. амортизация начисляется в сумме 6190,48 руб. (350 000 руб. - 9047,62 руб/мес. x 38 мес.).

Бухгалтерский учет

Содержание операции Дт Кт Сумма Первичный документ
Ежемесячно с февраля 2007 г. по май 2010 г.
Начислена амортизация 20 02 10 000,00 Бухгалтерская справка-расчет
Июнь 2010 г.
Начислена амортизация 20 02 10 000,00 Бухгалтерская справка-расчет
Проведена модернизация автомобиля подрядчиком 01 60 200 000,00 Акт приемки выполненных работ
Июль 2010 г.
Начислена амортизация 20 02 9534,88 ((620 000 руб. - 10 000 руб/мес. x 41 мес. + 200 000 руб.) / (62 мес. - 41 мес. + 22 мес.)) Бухгалтерская справка-расчет
Начислено ОНО 68 77 11 902,55 ((69 047,62 руб. - 9534,88 руб.) x 20%) Бухгалтерская справка-расчет
Ежемесячно с августа 2010 г. по август 2013 г.
Начислена амортизация 20 02 9534,88 Бухгалтерская справка-расчет
Погашена часть ОНО 77 68 97,45 ((9534,88 руб. - 9047,6 руб.) x 20%) Бухгалтерская справка-расчет
Сентябрь 2013 г.
Начислена амортизация 20 02 9534,88 Бухгалтерская справка-расчет
Погашена часть ОНО 77 68 668,88 ((9534,88 руб. - 6190,48 руб.) x 20%) Бухгалтерская справка-расчет
Ежемесячно с октября 2013 г. по январь 2014 г.
Начислена амортизация 20 02 9534,88 Бухгалтерская справка-расчет
Погашена часть ОНО 77 68 1906,98 (9534,88 руб. x 20%) Бухгалтерская справка-расчет

Минфин и налоговая служба настаивают на том, что по модернизированным (реконструированным) ОС амортизацию в налоговом учете надо начислять исходя из первоначальной стоимости объекта, увеличенной на затраты на его модернизацию (реконструкцию), и полного нового срока его полезного использования. А если срок полезного использования не увеличивался, модернизированное ОС амортизируется исходя из полного срока полезного использования (Письмо Минфина России от 29.03.2010 N 03-03-06/1/202; Письмо ФНС России от 14.03.2005 N 02-1-07/23). При таком подходе получается, что срок амортизации и срок полезного использования всегда будут различаться: либо стоимость ОС самортизируется раньше, чем истечет срок полезного использования (как в приведенном примере), либо придется начислять амортизацию за пределами этого срока (в частности, если после модернизации срок полезного использования не увеличился).

Таких различий не возникнет, если в налоговом учете начислять амортизацию так же, как и в бухучете: исходя из остаточной стоимости модернизированного ОС, к которой добавляются расходы на модернизацию (реконструкцию), и оставшегося срока полезного использования.

Впервые опубликовано в издании "Главная книга. Конференц-зал" 2010, N 11

ОБ АМОРТИЗАЦИИ МОДЕРНИЗИРОВАННЫХ ОС

Коновалова Е.В.

Можно ли в налоговом учете амортизировать модернизированные ОС, срок полезного использования которых не увеличился, исходя из остаточной стоимости, увеличенной на затраты по модернизации, и оставшегося срока полезного использования?

ДА НЕТ

Первоначальная стоимость ОС увеличивается на затраты по модернизации <1>.

При линейном методе сумма ежемесячной амортизации равна произведению первоначальной (восстановительной) стоимости ОС и нормы амортизации <2>.

Норма амортизации определяется исходя из срока полезного использования <3>

Если в результате модернизации срок полезного использования не изменился, при начислении амортизации учитывается оставшийся срок полезного использования ОС <4>.

Стоимость ОС учитывается в расходах в течение срока полезного использования <5>. Сумма, на которую увеличилась стоимость ОС после модернизации, должна быть списана также в течение срока полезного использования.

Поскольку срок полезного использования не увеличился, норма амортизации должна быть пересмотрена исходя из оставшегося срока полезного использования

Норма амортизации определяется при вводе ОС в эксплуатацию и больше не изменяется, если не изменяется срок полезного использования.

Если срок полезного использования ОС после модернизации не изменился, амортизацию надо начислять по норме, установленной на дату первоначального ввода ОС в эксплуатацию <6>

ПРАКТИКА ПРАКТИКА
ФАС Волго-Вятского округа
2 решения <7>  
ФАС Московского округа
3 решения <8>  
ФАС Поволжского округа
от 17.07.2007 N А49-998/07  
Девятый арбитражный апелляционный суд
от 27.05.2010 N 09АП-9871/2010-АК  
ИТОГО: 7 ИТОГО: 0

<1> п. 2 ст. 257 НК РФ

<2> п. 2 ст. 259.1 НК РФ

<3> п. 2 ст. 259 НК РФ

<4> п. 1 ст. 258 НК РФ

<5> п. 1 ст. 256, п. 1 ст. 258 НК РФ

<6> Письмо ФНС России от 14.03.2005 N 02-1-07/23; Письма Минфина России от 29.03.2010 N 03-03-06/1/202, от 12.02.2009 N 03-03-06/1/57

<7> см. Постановления от 07.05.2008 N А29-6646/2007, от 29.04.2008 N А28-8591/2007-366/11

<8> см. Постановления от 01.09.2009 N КА-А40/8619-09, от 03.06.2009 N КА-А40/4667-09, от 07.08.2007 N КА-А40/5187-07

Впервые опубликовано в издании "Главная книга. Конференц-зал" 2010, N 11

О ПРОЦЕНТАХ ПО ЗАЙМАМ И КРЕДИТАМ

Антошина О.А.

Расходы на уплату процентов относятся к нормируемым. При этом НК предусматривает два способа расчета их предельной величины.

При применении первого способа норматив рассчитывается так. Сначала определяется средняя ставка по займам и кредитам, выданным в текущем квартале на сопоставимых условиях. Результат увеличивается на 20 процентов. Если полученная в итоге ставка больше ставки по конкретному займу или кредиту, проценты учитываются в расходах в полной сумме. А если ставка по договору больше средней, в расходы включается сумма процентов, рассчитанная исходя из средней ставки.

Основной вопрос, который возникает при применении такого метода нормирования процентов, - какие долговые обязательства признаются сопоставимыми? В НК сказано, что это должны быть обязательства, выданные в той же валюте, на те же сроки, в сопоставимых объемах и под аналогичные обеспечения. С валютой все понятно - кредит, полученный в долларах, не признается сопоставимым с кредитом, полученным в рублях или евро. Остальные критерии в НК никак не расшифрованы, и потому организация сама должна решить, как она будет определять сопоставимость обязательств, например по срокам или объемам. Конкретные критерии сопоставимости нужно указать в учетной политике для целей налогообложения. При этом нужно понимать, что, хотя формально организация в данном случае ничем не ограничена, установленные ею критерии не должны выходить за рамки разумного. Например, сопоставимыми по объему обычно признаются обязательства, величина которых отличается не больше чем на 20 процентов.

При втором способе предельная величина определяется исходя из ставки рефинансирования ЦБ и коэффициента, установленного 269-й статьей НК. Долгое время этот коэффициент равнялся 1,1. Но в 2008 г. по всем известным экономическим причинам ставки по банковским кредитам стали резко расти. В связи с этим был временно увеличен и коэффициент - сначала до 1,5, а затем и до 2. С начала 2010 г. повышенный коэффициент применялся к процентам только по тем кредитам, которые были получены до 1 ноября 2009 г. Проценты по займам, полученным в этом году, по-прежнему признавались в расходах в размере, не превышающем ставку ЦБ, увеличенную в 1,1 раза. Но в июле были приняты очередные поправки в НК, снова установившие повышенный коэффициент, на этот раз - 1,8. Действие поправок распространено на все проценты, начисленные с 1 января 2010 г. Поэтому, если вы в I полугодии рассчитывали максимальную сумму процентов исходя из ставки рефинансирования, умноженной на 1,1, можно было пересчитать расхо! ды при составлении декларации за 9 месяцев. Если это не было сделано, увеличить расходы на уплату процентов можно будет по итогам года.

Процентная ставка, применяемая для расчета предельной величины расходов на уплату процентов в 2010 - 2012 гг.
Дата признания расхода/дата получения и валюта займа 01.01.2010 - 30.06.2010 01.07.2010 - 31.12.2010 01.01.2011 - 31.12.2012
Займы в рублях, полученные до 01.11.2009 Ставка ЦБ РФ x 2 Ставка ЦБ РФ x 1,8
Займы в рублях, полученные после 01.11.2009 Ставка ЦБ РФ x 1,8
Займы в иностранной валюте 15% Ставка ЦБ РФ x 0,8

При применении второго способа порядок расчета предельной величины процентов зависит также от того, предусматривает ли договор займа или кредита возможность изменения процентной ставки. Если ставка по кредиту изменяться не может, предельная величина процентов определяется исходя из ставки рефинансирования, действующей на дату получения займа. Если может - норматив рассчитывается исходя из ставки ЦБ, действующей на дату признания расхода.

Дата признания расходов в этом году тоже изменилась. Раньше проценты по займам учитывались в расходах на последнее число отчетного периода, то есть для большинства организаций - в последний день квартала. Поэтому значение имела только ставка ЦБ, действовавшая на эту дату. Теперь все организации должны признавать проценты в расходах на последнее число месяца. Поскольку в I полугодии ставка ЦБ снижалась почти каждый месяц, это новое правило позволило учесть бОльшую сумму процентов. Например, в апреле ставка рефинансирования была 8,25 процента, с 30 апреля по 31 мая - 8 процентов, а с 1 июня - 7,75 процента. По старым правилам предельная величина процентов рассчитывалась бы в целом за II квартал исходя из ставки ЦБ, равной 7,75 процента. Теперь же расчеты нужно было производить отдельно по каждому месяцу. При этом норматив за апрель и май определялся исходя из ставки 8 процентов. А минимальная ставка 7,75 применялась только для июня.

Впервые опубликовано в издании "Главная книга. Конференц-зал" 2010, N 11


 Купить систему КонсультантПлюс

По статистике пользователь КонсультантПлюс тратит на поиск нужной ему информации от нескольких десятков секунд до 1 минуты - за это время можно открыть систему и найти нужный документ или описание интересующей вас ситуации.

Доставка и работа по установке БЕСПЛАТНО.



Все права защищены © 2010 ЗАО "Консультант Плюс"
тел. +7(495)956-8283, +7(495)787-9292
mailto:contact@consultant.ru
http://www.consultant.ru/

Информация предоставлена компанией "Консультант Плюс", являющейся разработчиком одноименных справочных правовых систем. Общероссийская Сеть распространения правовой информации КонсультантПлюс объединяет 300 региональных информационных центров, которые занимаются поставкой систем и передачей информации пользователям в 150 городах России. На специализированном правовом сервере: www.consultant.ru можно получить бесплатный доступ к большому массиву актуальной справочной правовой информации, а также узнать подробнее о программных продуктах и услугах Сети КонсультантПлюс, о ее структуре и деятельности, скачать демонстрационные версии профессиональных систем.

Выпуски за другие дни


В избранное