Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

КонсультантПлюс: по cтраницам "Главной книги" Выпуск от 17.09.2010


"КонсультантПлюс: по cтраницам "Главной книги""

КонсультантПлюс По страницам журнала "Главная книга"
Выпуск от 17.09.2010

Обзоры законодательства | Интернет-версия КонсультантПлюс | Финансовые консультации | Подписаться

 Новости КонсультантПлюс

Путеводители КонсультантПлюс - новый инструмент поиска и работы с информацией. Для бухгалтера, кадровика, юриста. Содержат существенную информацию по широкому кругу вопросов - выводы, варианты действий, позиции судов, примеры и ссылки на документы. Регулярно обновляются.
Подробнее см. http://putevoditel.consultant.ru/


Содержание

ВАС РФ: ВЫЧЕТЫ НДС "НОРМИРУЮТСЯ" ТОЛЬКО ПО КОМАНДИРОВОЧНЫМ И ПРЕДСТАВИТЕЛЬСКИМ РАСХОДАМ

Королева А.А.

6 июля

Постановление Президиума ВАС РФ от 06.07.2010 N 2604/10

Причиной судебного разбирательства послужило то, что организация приняла к вычету НДС по услугам на содержание общежития в полном объеме.

Налоговые органы посчитали, что вычет НДС в этом случае можно заявлять лишь в пределах установленного органом местного самоуправления норматива на содержание общежития, предусмотренного для расходов, уменьшающих налогооблагаемую базу по налогу на прибыль <1>. Но ВАС налоговиков не поддержал.

Он указал, что ограничения на вычет сумм НДС по нормируемым для прибыли расходам касаются исключительно командировочных и представительских расходов <2>. НДС по остальным расходам принимается к вычету в полном объеме.

Остается надеяться, что теперь изменит свою позицию и Минфин России, который неоднократно разъяснял, что НДС по нормируемым расходам, в частности расходам на рекламу, принимается к вычету пропорционально суммам, учтенным для целей налогообложения прибыли <3>.


<1> подп. 32 п. 1 ст. 264 НК РФ

<2> п. 7 ст. 171 НК РФ

<3> Письма Минфина России от 06.11.2009 N 03-07-11/285, от 10.10.2008 N 03-07-07/105, от 09.04.2008 N 03-07-11/134

Впервые опубликовано в журнале "Главная книга" 2010, N 16

НАЛОГОВИКОВ ОБЯЗАЛИ ПРИ ДОНАЧИСЛЕНИИ НАЛОГОВ УЧИТЫВАТЬ "РАСХОДЫ", ПОНЕСЕННЫЕ ПРИ ПОЛУЧЕНИИ НЕОБОСНОВАННОЙ НАЛОГОВОЙ ВЫГОДЫ

Забрамная Е.Ю.

22 июня

Постановление Президиума ВАС РФ от 22.06.2010 N 1997/10

Президиум ВАС РФ указал, что, доначислив организации ЕСН, пеню и штраф при обнаружении схемы ухода от налогообложения, налоговики должны уменьшать сумму недоимки по ЕСН на начисленные за этот период пенсионные взносы (налоговый вычет) <1>. В рассмотренном деле организация применяла стандартную схему: пыталась сэкономить на ЕСН путем перевода работников в штат упрощенца-аутсорсера.

По мнению ВАС, не важно, что пенсионные взносы в данном случае исчисляла и перечисляла не сама организация, которой доначислен налог, а компания-упрощенец. Ведь и взносами, и ЕСН облагаются выплаты, которые организация произвела через компанию-упрощенца.

А к выводу о том, что при доначислении налога на прибыль и НДС налоговики должны учесть и все расходы, понесенные при получении необоснованной налоговой выгоды, Президиум ВАС пришел и при рассмотрении другого дела <2>. Организация учредила несколько дочек-упрощенцев. Поставляемое одной из дочек сырье она перерабатывала по агентскому договору. Инспекция оценила эту схему как направленную на получение необоснованной налоговой выгоды, в связи с чем доначислила налог на прибыль и НДС. Однако в доходы организации была включена вся сумма выручки, которую организация получила от реализации продукции, произведенной из давальческого сырья. ВАС направил дело на новое рассмотрение, указав, что при определении размера недоимки по НДС и налогу на прибыль суд должен учесть расходы на приобретение давальческого сырья, понесенные дочкой, и проверить довод организации о том, что она уже включила полученные от дочки вознаграждения по договору о переработке и по агентскому договору в ! налоговую базу.

Итак, если инспекция, доказав необоснованную налоговую выгоду, доначислит вам налоги без учета понесенных вами расходов и уже учтенных для налогообложения доходов, то требуйте снизить размер доначислений на эти суммы.


<1> п. 2 ст. 243 НК РФ (ред., действовавшая до 01.01.2010)

<2> Постановление Президиума ВАС РФ от 06.07.2010 N 17152/09

Впервые опубликовано в журнале "Главная книга" 2010, N 16

ОТКАЖУТ ЛИ В ВЫЧЕТЕ НДС, ЕСЛИ ВАШ ЭКЗЕМПЛЯР СЧЕТА-ФАКТУРЫ НЕ ИДЕНТИЧЕН ЭКЗЕМПЛЯРУ ПОСТАВЩИКА

Суховская М.Г.

СУТЬ ОБСУЖДЕНИЯ

Не секрет, что налоговые органы используют любой удобный повод, чтобы не дать покупателю вычет. Один из таких поводов - экземпляр счета-фактуры покупателя не идентичен экземпляру, оставшемуся у продавца. То есть все необходимые графы счета-фактуры заполнены, но имеются расхождения, к примеру, в наименовании товара ("Стол компьютерный, модель "Консул", серия КСТ-09" и "Стол для компьютера, модель "Консул"), не совпадают даты выписки счетов-фактур или их порядковые номера.

Такое возможно, например, в следующих случаях:

<или> продавец выдал вам счет-фактуру, а потом внес в свой экземпляр какие-нибудь поправки;

<или> продавец исправил ваш экземпляр счета-фактуры, однако забыл внести эти исправления в свой экземпляр.

Неидентичность счетов-фактур налоговики могут выявить, проводя встречную проверку вашего поставщика. Насколько правомерен отказ в вычете по такому основанию?

АНАЛИЗ СИТУАЦИИ

Контролирующие органы до настоящего момента не высказывались на этот счет. Лишь московские налоговики аж 3 года назад выразили мнение, что счет-фактура, по которому покупатель предъявляет НДС к вычету, должен полностью соответствовать счету-фактуре, на основании которого продавец начисляет налог в бюджет <1>.

Мы решили сами узнать, что думают в Минфине по этому поводу. И вот что нам ответили.

ИЗ АВТОРИТЕТНЫХ ИСТОЧНИКОВ

ВИХЛЯЕВА ЕЛЕНА НИКОЛАЕВНА - Советник отдела косвенных налогов Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

"По моему мнению, если говорить о выявленных налоговыми органами несовпадениях в экземплярах счетов-фактур, остающихся у продавца и переданных покупателю, то претензии налогового органа являются правомерными. Ведь продавец выставляет покупателю второй экземпляр счета-фактуры, оставляя первый экземпляр у себя, то есть они должны быть идентичными".

Однако в НК РФ не предусмотрена обязанность покупателя сверять свой экземпляр счета-фактуры с экземпляром продавца <2>. Да и по действующему налоговому законодательству у покупателя нет возможности проверять правильность оформления контрагентом своего экземпляра счета-фактуры. Поэтому неидентичность экземпляров счетов-фактур покупателя и поставщика не является фактом, лишающим покупателя права на применение налоговых вычетов по таким документам.

Опираясь на эти доводы, суды, рассматривавшие споры по этому вопросу, признавали необоснованным отказ в возмещении НДС по счетам-фактурам, в которых различались:

- наименование товара <3>;

- дата выписки счета-фактуры <4>;

- подписи и фамилии руководителей и главных бухгалтеров <5>.

Но имейте в виду, что в конце прошлого года вступили в силу поправки в ст. 169 НК РФ <6>, согласно которым не являются основанием для отказа в вычете НДС только те ошибки в счете-фактуре, которые не препятствуют налоговым органам при проведении проверок идентифицировать <7>:

- продавца;

- покупателя;

- наименование товаров (работ, услуг), имущественных прав;

- стоимость товаров (работ, услуг), имущественных прав;

- налоговую ставку;

- сумму налога.

Поэтому, обнаружив в счетах-фактурах продавца и покупателя расхождения, например, в написании наименования товара, налоговики могут сказать, что это помешало им получить правильные сведения о реализованном товаре. И на этом основании отказать в вычете.

СОВЕТ

Если вы со своим контрагентом, что называется, на короткой ноге, то во избежание проблем с вычетом НДС не помешает попросить у него для сравнения его экземпляр выставленного счета-фактуры. Если же сделать это не представляется возможным, а сумма НДС, предъявленного вами к вычету, значительна, то имеет смысл поискать правды в суде.


<1> Письмо УФНС России по г. Москве от 14.06.2007 N 19-11/055846

<2> ст. 169 НК РФ

<3> Постановление ФАС МО от 09.03.2010 N КА-А40/1449-10

<4> Постановление ФАС ВСО от 12.08.2008 N А33-12194/07-Ф02-3830/08

<5> Постановления ФАС МО от 10.03.2010 N КА-А40/1521-10, от 26.09.2008 N КА-А40/4562-08

<6> п. 6 ст. 2, п. 1 ст. 4 Федерального закона от 17.12.2009 N 318-ФЗ

<7> абз. 2 п. 2 ст. 196 НК РФ

Впервые опубликовано в журнале "Главная книга" 2010, N 16

ЕСЛИ ЖАРА ПОМЕХА РАБОТЕ (Как оплатить и оформить уменьшение рабочего времени при жаре)

Забрамная Е.Ю.

Температура воздуха продолжает бить все рекорды. Вместе с тем не во всех офисах установлены нормальные системы кондиционирования и многие работники вынуждены трудиться в невероятно душных и жарких помещениях.

В связи с этим некоторые работодатели просто отпускают работников раньше, никак это не оформляя, но при этом выплачивают им зарплату в полном размере.

Другие же решили официально сократить рабочий день, и работники, в принципе, с этим согласны.

И тогда бухгалтеру нужно искать ответы на следующие вопросы:

- каким образом можно уменьшить рабочий день, ведь, по сути, меняется график работы и может поменяться размер оплаты труда работников;

- какими документами оформить уменьшение рабочего времени;

- как оплачивать уменьшенный рабочий день?

Как квалифицировать недоработку - вот в чем вопрос

Проблема в том, что Трудовой кодекс РФ прямо эту ситуацию не регулирует. Поэтому есть самые разные мнения на этот счет.

ВАРИАНТ 1. Сокращаем рабочее время "по вредности"

Некоторые работодатели, выбрав этот вариант, устанавливают работникам сокращенное рабочее время как занятым во вредных (опасных) условиях труда и при этом не уменьшают им зарплату за недоработку <1>. Такая позиция строится на том, что в помещениях, где превышены допустимые величины показателей микроклимата, в том числе температуры воздуха, условия труда следует рассматривать как вредные и опасные <2>.

Как видно, этот вариант выгоден работникам, ведь зарплата при сокращении рабочего дня у них не уменьшается. Однако "вредники" - это особая категория работников, которым сокращенное рабочее время устанавливается в трудовом договоре по результатам аттестации рабочих мест <3>. Право на сокращенное рабочее время "по вредности" имеют только те работники, чьи должности (профессии) указаны в Списке производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день (например, шахтеры, машинисты буровых установок) <4>. А вот должностей, занимаемых офисными работниками, в этом Списке нет.

Поэтому такой подход не соответствует трудовому законодательству. И, сами понимаете, если вы официально оформите это документами и сократите своим работникам рабочее время с сохранением зарплаты за "часы недоработки", посчитав жару вредным условием труда, то налоговики могут расценить оплату "недоработки" как необоснованный расход <5>. Учитывайте и то, что "вредникам" положен целый ряд льгот, в частности дополнительный отпуск, молоко "за вредность" и т.п.

Отсюда вывод: если хотите сохранить работникам полный заработок, лучше не оформлять это как сокращение рабочего дня "по вредности". Просто отпускайте работников с работы пораньше и выплачивайте им зарплату целиком.

ВАРИАНТ 2. Объявляем простой по вине работодателя

При выборе этого варианта исходят из того, что работодатель сам виноват в том, что не создал нормальных условий для работы (не обеспечил кондиционирование и вентилирование), и потому должен уменьшить рабочее время. Кстати говоря, именно такого мнения придерживается и трудинспекция. В этом случае часы простоя оплачиваются из расчета не менее 2/3 среднего заработка.

Примечание. Интервью с представителем Роструда Т.М. Жигастовой см. в этом номере ГК на с. 17.

Вместе с тем простой - это временная приостановка работы по причинам экономического, технологического, технического или организационного характера <6>, когда у работодателя просто нет реальной возможности обеспечить своих сотрудников работой (например, из-за поломки оборудования или из-за того, что оно не может работать при повышенной температуре воздуха). В рассматриваемом же случае "фронт работ" и возможности для их выполнения по-прежнему есть, нет лишь нормальных условий работы.

Кроме того, при простое (по общему правилу) работники должны находиться на своих рабочих местах, ожидая окончания простоя (если только работодатель отдельным распоряжением не распускает их по домам). В рассматриваемой же ситуации пребывание в офисе даже без выполнения работы исключено.

Ну и, наконец, бухгалтеру такой подход очень неудобен тем, что часы недоработки в табеле учета рабочего времени нужно отражать отдельно от отработанных часов как часы простоя и также отдельно рассчитывать 2/3 среднего заработка за эти часы <7>, а за остальные платить обычную зарплату. Как видим, это очень трудоемко.

Примечание. Об оформлении простоя см. в ГК, 2009, N 2, с. 42.

ВАРИАНТ 3. Объявляем простой по не зависящим от работодателя и работника причинам

Этот подход обосновывают тем, что работодатель не виноват в том, что нынешним летом сложились аномально жаркие погодные условия. Он не мог и не должен был предвидеть, что будет такая температура воздуха.

Напомним, что в этом случае время простоя оплачивается в размере не менее 2/3 тарифной ставки (оклада) работника за время простоя <7>, то есть в меньшем размере, чем при простое по вине работодателя.

Однако, как мы уже сказали, мнение, что уменьшение рабочего времени в рассматриваемой ситуации можно в принципе рассматривать как простой, само по себе неправильно.

ВАРИАНТ 4. Договариваемся о неполном рабочем времени

При таком подходе уменьшается не только рабочее время, но и - пропорционально ему - оплата труда работников <8>. И это наиболее верно с позиции ТК РФ. Ведь, как мы уже разобрались, применение к данной ситуации норм о простое или о сокращенном рабочем времени по причине "вредности" не соответствует ТК <9>.

Однако проблема здесь в том, что неполное рабочее время устанавливается по соглашению между работником и работодателем или в определенных случаях по заявлению работника <8>. Работодатель же может вводить неполное рабочее время только по причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда, к которым аномальная жара сама по себе не относится <10>. Поэтому получается, что ввести неполное рабочее время на период жары можно, только если удастся:

<или> получить письменное согласие работников на его введение;

<или> найти связь между жарой и изменением организационных или технологических условий труда, что выглядит весьма маловероятным.

Какие документы нужны, чтобы обосновать уменьшение рабочего времени

Если вы оплачиваете часы простоя или работу во вредных условиях труда, то вам необходимо документально подтвердить эти факты. А это довольно-таки проблематично. Ведь придется мерить температуру на рабочих местах сотрудников каждый рабочий день по несколько раз, причем специальными термометрами <11>. А по результатам замеров нужно будет составлять специальные протоколы замеров температуры на рабочих местах.

Причем замеры желательно поручить вашему специалисту по охране труда <12> или пригласить специалистов из Роспотребнадзора (СЭС) и получить от них справку о повышенной температуре в рабочих помещениях.

Такие документы помогут обосновать включение в "прибыльные" расходы оплаты неотработанных часов.

***

Как видим, применять варианты с сокращением рабочего времени "за вредность" или с простоем очень хлопотно. Ведь тогда потребуется ежедневно измерять температуру воздуха на рабочих местах сотрудников и составлять кучу бумаг по результатам замеров.

Поэтому по возможности старайтесь договориться с работниками о работе на дому. Тогда и работа будет выполнена, и закон не нарушен.

В любом случае лучше решать эти вопросы с максимальным учетом как интересов работников, так и интересов компании. Ведь трудоспособность в жарком и душном офисе все равно будет минимальной. А значит, организация, игнорирующая требования законодательства, в итоге ничего не выиграет, а вдобавок может нарваться не только на штрафы, но и на повышенную заболеваемость работников.


<1> статьи 92, 146, 147 ТК РФ

<2> пп. 1.2, 6.10 СанПиН 2.2.4.548-96, утв. Постановлением Госкомсанэпиднадзора России от 01.10.96 N 21 (далее - СанПиН)

<3> статьи 92, 57 ТК РФ; Постановление Правительства РФ от 20.11.2008 N 870; Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 31.08.2007 N 569

<4> утв. Постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 25.10.74 N 298/П-22; ст. 423 ТК РФ

<5> п. 1 ст. 252 НК РФ

<6> ст. 72.2 ТК РФ

<7> ст. 157 ТК РФ

<8> ст. 93 ТК РФ

<9> ст. 92 ТК РФ

<10> ст. 74 ТК РФ

<11> таблица 5 "Требования к измерительным приборам", приведенная в СанПиНе

<12> ст. 217 ТК РФ

Впервые опубликовано в журнале "Главная книга" 2010, N 16

ЧАСТИЧНО ПРОЩЕННЫЙ ДОЛГ МОЖНО УЧИТЫВАТЬ В РАСХОДАХ

Мацепуро Н.А.

15 июля

Постановление Президиума ВАС РФ от 15.07.2010 N 2833/10

Организация, простившая долг своему контрагенту, может включить сумму прощенного долга во внереализационные расходы как убыток отчетного (налогового) периода. Ведь перечень убытков, учитываемых для целей налогообложения прибыли, является открытым <1>. Но при этом такие расходы должны быть направлены на получение дохода <2>. Как считает Президиум ВАС РФ, экономическая обоснованность этих расходов присутствует тогда, когда у организации есть коммерческий интерес в прощении долга. Например, организация, испытывая дефицит оборотных активов, прощает:

<или> часть долга с условием скорого возврата должником оставшейся суммы;

<или> долг по одному договору с условием, что контрагент вернет долг по другому договору.

В этом случае, по мнению ВАС РФ, не может идти речь о дарении (напомним, оно запрещено между коммерческими организациями на сумму свыше 3 тыс. руб. <3>), поскольку о нем можно говорить, только если организация намеревалась освободить должника от уплаты долга в качестве дара. Получение же имущественной выгоды от прощения долга свидетельствует об отсутствии намерения одарить должника <4>.

Все эти выводы Президиум ВАС РФ сделал в отношении долга, прощенного на основании мирового соглашения, то есть когда организация предприняла меры по взысканию задолженности в судебном порядке. Ведь налогоплательщик, предпринявший такие меры, не может быть поставлен в худшее положение по сравнению с налогоплательщиком, который такие меры не предпринимал и сохранил право списать долг по истечении срока исковой давности <5>.

При наличии такой позиции ВАС РФ организациям, простившим долг на выгодных условиях, теперь будет намного легче оспорить доначисление налога на прибыль в тех случаях, когда прощенные суммы исключены из состава расходов как необоснованные траты или как безвозмездно переданное имущество <6>.

Можно сказать, что теперь появился способ досрочного списания безнадежных долгов, то есть до истечения срока исковой давности. Пусть и несколько небезопасный с точки зрения споров с налоговиками.


<1> п. 2 ст. 265 НК РФ

<2> п. 1 ст. 252 НК РФ

<3> подп. 4 п. 1 ст. 575 ГК РФ

<4> п. 3 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 21.12.2005 N 104

<5> подп. 2 п. 2 ст. 265 НК РФ

<6> п. 16 ст. 270 НК РФ; Письма Минфина России от 12.07.2006 N 03-03-04/1/579, от 21.08.2009 N 03-03-06/1/541

Впервые опубликовано в журнале "Главная книга" 2010, N 17

ПРОДАЖА ЗАПЧАСТЕЙ ПРИ РЕМОНТЕ АВТОМОБИЛЯ НЕ ОБРАЗУЕТ НОВОГО ВИДА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Забрамная Е.Ю.

22 июня

Постановление Президиума ВАС РФ от 22.06.2010 N 14630/09

ВАС РФ указал, что реализация запчастей в рамках деятельности по ремонту и техобслуживанию автомобилей не является торговой деятельностью.

Организация, занимавшаяся ремонтом и техобслуживанием автомобилей, уплачивала ЕНВД <1>. В процессе ремонта она меняла дефектные запчасти на новые, самостоятельно ею приобретенные. По мнению налоговиков, реализация запчастей не охватывается деятельностью по ремонту и техобслуживанию автомобилей и не может облагаться ЕНВД в рамках этого вида деятельности <1>. В связи с этим инспекция доначислила организации с доходов от продажи запчастей налоги по общей системе налогообложения (налог на прибыль, НДС), а кроме того, пени и штрафы.

Однако ВАС встал на сторону компании, так как по договору она использовала собственные запчасти, цена которых входила в общую договорную стоимость выполненных работ. ВАС также отметил, что сам по себе факт использования в ходе ремонта и техобслуживания автомобилей запчастей, принадлежащих организации, еще не квалифицирует ее деятельность как торговую.


<1> подп. 3 п. 2 ст. 346.26 НК РФ

Впервые опубликовано в журнале "Главная книга" 2010, N 17

СЧИТАЕМ НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ ПО-НОВОМУ: СЕГОДНЯ И ЗАВТРА (Комментарий к поправкам в гл. 25 НК РФ)

Шаронова Е.А.

Федеральный закон от 27.07.2010 N 229-ФЗ

Внося в июле изменения в Налоговый кодекс, законодатели не обошли стороной и налог на прибыль. Одни поправки направлены на устранение неточностей в отдельных статьях гл. 25 НК РФ. Они вступают в силу после опубликования Закона и действуют с начала этого года. А другие, принципиально влияющие на расчет налога на прибыль, будут действовать со следующего года. В этой статье мы расскажем о новшествах, которые затронут большинство организаций.

Поправки, увеличивающие "прибыльные" расходы 2010 г.

Некоторые изменения, вступающие в силу с 3 сентября 2010 г., распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2010 г. <1> Это означает, что при подготовке очередной декларации (например, за 9 месяцев) можно пересчитать некоторые расходы и учесть их в бОльшей сумме.

(+) Стоимость МПЗ, полученных при модернизации, реконструкции, техническом перевооружении и частичной ликвидации основных средств, теперь можно учесть в "прибыльных" расходах <2>. Напомним, что у Минфина была довольно интересная позиция по этому вопросу. Стоимость МПЗ и имущества, полученных при модернизации, реконструкции, демонтаже объектов незавершенного капитального строительства, нужно было включать во внереализационные доходы <3>. А вот учесть в расходах стоимость этих МПЗ при их дальнейшем использовании в производстве продукции или при ремонте других основных средств финансовое ведомство не разрешало. И объяснение было простое - перечень учитываемых материальных расходов закрытый <4>.

Поэтому если вы, опасаясь споров с налоговиками, в первом полугодии не учитывали в расходах стоимость списанных в производство МПЗ, полученных при модернизации, реконструкции, техническом перевооружении и частичной ликвидации основных средств, то вы можете сделать это при расчете налоговой базы за 9 месяцев 2010 г. <5>

(+) Увеличен норматив процентов по рублевым займам. Если в этом году вы для целей налогообложения нормируете проценты по долговым обязательствам, ориентируясь на ставку ЦБ РФ, то вам будет приятно узнать, что нормативы опять увеличены. Причем по некоторым кредитам и займам можно будет пересчитать проценты, начисленные начиная с 1 января этого года <6>.

Предельная величина процентов, учитываемая в расходах Момент возникновения долга
до 1 ноября 2009 г. с 1 ноября 2009 г.
С 1 января по 30 июня 2010 г. Ставка рефинансирования ЦБ РФ x 2 (норматив остался прежним) Ставка рефинансирования ЦБ РФ x 1,8 (новый норматив)
С 1 июля по 31 декабря 2010 г. Ставка рефинансирования ЦБ РФ x 1,8 (новый норматив)

 

Итак, если у вас по полученным с 1 ноября 2009 г. займам проценты, начисленные за январь - июнь этого года с учетом новых правил, получатся больше, чем проценты, рассчитанные по старым правилам, то увеличенные расходы с начала года вы можете отразить в декларации за 9 месяцев этого года. Уточненки за I квартал и полугодие подавать не нужно <7>.

По займам, полученным до 1 ноября 2009 г., с учетом новых правил вы пересчитываете проценты, начисленные за июль и август 2010 г. А уже с сентября считайте проценты по новым правилам.

Имейте в виду, что по таким же нормативам вы будете учитывать проценты по рублевым займам в 2011 и 2012 гг.

(+) Сумма страховых взносов в ПФР, ФСС, ФФОМС и ТФОМС включается в прочие расходы <8>. Теперь это прямо прописано в подп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ. Хотя и до внесения изменений Минфин и ФНС неоднократно разъясняли, что страховые взносы надо учитывать в прочих расходах, но только по другому основанию - подп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ. Включать эти взносы в расходы надо на дату их начисления <9>.

(!) Валютные авансы на каждую отчетную дату переоценивать не нужно. Это просто техническая правка. Она внесена в положения статей 271 и 272 НК РФ, где говорится о дате определения внереализационных доходов и расходов <10>. Хотя и без этой поправки уже с начала этого года не нужно считать курсовые разницы по валютным авансам, поскольку они были исключены из перечня внереализационных доходов и расходов <11>.

А вот вопрос о том, как считать стоимость приобретенных товаров (работ, услуг) и как определять выручку от реализации товаров (работ, услуг), если были уплачены/получены авансы в валюте, так и не решен. Ведь НК по-прежнему предписывает определять стоимость товаров (работ, услуг), приобретенных за валюту или выручку от реализации товаров (работ, услуг), на дату перехода права собственности на эти товары (работы, услуги) <12>. И, если читать новую редакцию НК РФ буквально, получается, что с 2010 г. доходы и расходы организации, получившей или выдавшей аванс в валюте, все равно зависят от колебаний курса валюты (подробнее об этом читайте в ГК, 2010, N 10, с. 16).

Что изменится с 2011 г.

Поправки, которые будут действовать со следующего года <13>, положительны для большинства организаций.

(+) Увеличен стоимостный критерий для признания имущества амортизируемым. Со следующего года к амортизируемому имуществу будут относиться основные средства и нематериальные активы стоимостью более 40 000 руб. <14> Новое ограничение можно будет применять к объектам, вводимым в эксплуатацию после 1 января 2011 г. Поэтому, если в конце этого года вы купите имущество стоимостью от 20 000 до 40 000 руб., не торопитесь использовать его в своей деятельности, а подождите до следующего года. Тогда при вводе в эксплуатацию этого имущества в январе 2011 г. вы сможете всю его стоимость сразу учесть в налоговых расходах <15>.

В то же время это новшество может добавить бухгалтерам работы. Дело в том, что сейчас в бухучете к основным средствам относится имущество стоимостью более 20 000 руб. <16> И если до конца этого года в ПБУ 6/01 не внесут изменения, то в бухучете по имуществу стоимостью от 20 000 до 40 000 руб. придется отражать временные разницы по правилам ПБУ 18/02 <17>. Ведь в налоговом учете стоимость такого имущества можно учесть в расходах сразу, а в бухучете его придется амортизировать.

ОБСУДИ С РУКОВОДИТЕЛЕМ

Если компания планирует в ближайшее время закупить какую-либо недорогую технику стоимостью от 20 до 40 тыс. руб. (например, компьютеры) или другое подобное имущество, то лучше отложить покупку до нового года. И налог на прибыль за I квартал 2011 г. будет меньше.

(+) Организации с ежеквартальными доходами до 10 млн руб. будут уплачивать ежеквартальные авансы. Если ваша выручка за 2010 г. не превысит в среднем 10 млн руб. за каждый квартал, то начиная с I квартала 2011 г. вы можете уплачивать квартальные авансовые платежи по налогу на прибыль, а не ежемесячные "расчетные", как сейчас <18>.

(+) Для организаций, получивших убытки от объектов ОПХ, останется два варианта учета убытка. Со следующего года для того, чтобы при исчислении налога на прибыль учесть убыток по объектам обслуживающих производств и хозяйств, надо действовать так <19>.

ВАРИАНТ 1. Если на территории, где находится ваш объект ОПХ, есть специализированная организация, которая занимается такой же деятельностью, что и ваш объект, то вам нужно сравнить ее цены и расходы со своими. Если цены и расходы вашего объекта ОПХ приблизительно такие же, как и у специализированных организаций, то вы можете уменьшить налоговую базу по основной деятельности на всю сумму полученного убытка от ОПХ.

Если же цены и расходы вашего ОПХ не сопоставимы с этими показателями специализированной организации (цены ниже, расходы больше), то убыток вы сможете погасить только за счет прибыли, полученной от этих объектов в следующих периодах в течение 10 лет.

ВАРИАНТ 2. Если на территории, где находится ваш объект ОПХ, нет специализированной организации, которая ведет аналогичную деятельность, то расходы на содержание объекта ОПХ с нормативами, утвержденными местной властью, сравнивать не надо. Напомним, в этом году это делать еще нужно <20>. И если в результате деятельности объекта ОПХ получится убыток, то на всю его сумму можно будет уменьшить прибыль, полученную организацией в целом. Отказать в учете этого убытка налоговики смогут, только если докажут, что расходы на содержание объектов ОПХ необоснованны или не подтверждены <21>. Что, как вы понимаете, довольно сложно.

(+) Градообразующие организации смогут учитывать расходы на ОПХ полностью. С 2011 г. из НК РФ исчезнет термин "градообразующие организации". А будет просто сказано, что организации, численность работников которых составляет не менее 25% численности работающего населения соответствующего населенного пункта, вправе принять при исчислении налога на прибыль фактические расходы на содержание объектов ОПХ <19>. А значит:

- на полученный по объектам ОПХ убыток в полной сумме можно будет уменьшить прибыль текущего года по организации в целом. Сейчас это можно сделать, только если местная власть не утвердила нормативы расходов на содержание ОПХ <22>;

- прекратятся споры с налоговиками о том, какая организация признается градообразующей. Сейчас Минфин, руководствуясь нормами Закона о банкротстве, разъясняет, что градообразующая - это организация, у которой численность работников составляет не менее 25% численности работающего населения соответствующего населенного пункта <23>. А некоторые суды, руководствуясь нормами того же Закона, относят к градообразующим организациям и организации с численностью работников более 5 тыс. человек <24>.

(-) Сокращен срок перечисления налога в бюджет для налоговых агентов. Удержанный с дивидендов налог нужно будет перечислять в бюджет не позднее дня, следующего за днем выплаты дивидендов получателю <25>. А в этом году вам дается на перечисление налога 10 дней со дня выплаты дохода.

Также сокращен с 3 до 1 дня срок для перечисления в бюджет налога, удержанного при выплате дохода иностранной организации <26>.

(-) Уменьшится норматив процентов по валютным займам. Проценты по валютным займам, начисленные в 2011 - 2012 гг., вы будете учитывать в "прибыльных" расходах в меньшей сумме. А все потому, что норматив будет равен ставке рефинансирования ЦБ x 0,8 <27>. Напомним, что в этом году в расходах можно учесть проценты, рассчитанные исходя из ставки, не превышающей 15% <28>.

(-) На убытки, полученные за периоды, когда доходы облагались по ставке 0%, нельзя будет уменьшить прибыль <29>. Эта поправка коснется сельхозпроизводителей, так как только они до 2013 г. не уплачивают налог на прибыль при соблюдении определенных условий <30>. Но если организация потеряет право на ставку 0% (в текущем году доля дохода от реализации сельхозпродукции в общем объеме доходов от реализации составит менее 70% <31>), то ее доходы будут облагаться по ставке 18%. Но она не сможет уменьшить прибыль на полученные ранее убытки.

***

Внесенные поправки не только снизят сумму налога на прибыль, но и облегчат труд бухгалтера (делать расчеты будет легче). А трудозатрат будет меньше, если Минфин все же сблизит бухучет с налоговым и увеличит лимит стоимости имущества, признаваемого основным средством в бухучете, до 40 000 руб.


<1> п. 5 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2010 N 229-ФЗ

<2> п. 2 ст. 254 НК РФ

<3> пп. 13, 20 ст. 250 НК РФ

<4> Письма Минфина России от 26.03.2010 N 03-03-06/1/199, от 17.02.2010 N 03-03-06/1/75

<5> п. 1 ст. 54 НК РФ

<6> пп. 1, 1.1 ст. 269 НК РФ; п. 9 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2010 N 229-ФЗ

<7> п. 1 ст. 54 НК РФ

<8> подп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ

<9> Письмо Минфина России от 25.05.2010 N 03-03-06/2/101; Письмо ФНС России от 05.05.2010 N ШС-37-3/1162@

<10> подп. 7 п. 4 ст. 271, подп. 6 п. 7 ст. 272 НК РФ

<11> п. 11 ст. 250, подп. 5 п. 1 ст. 265 НК РФ

<12> п. 8 ст. 271, п. 10 ст. 272 НК РФ

<13> п. 2 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2010 N 229-ФЗ

<14> п. 1 ст. 256, п. 1 ст. 257 НК РФ (ред., действующая с 01.01.2011)

<15> подп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ

<16> п. 5 ПБУ 6/01 "Учет основных средств", утв. Приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н

<17> п. 11 ПБУ 18/02 "Учет расчетов по налогу на прибыль организаций", утв. Приказом Минфина России от 19.11.2002 N 114н

<18> п. 3 ст. 286 НК РФ (ред., действующая с 01.01.2011)

<19> ст. 275.1 НК РФ (ред., действующая с 01.01.2011)

<20> ст. 275.1 НК РФ (ред., действующая до 01.01.2011)

<21> ст. 252 НК РФ; Постановление Президиума ВАС РФ от 25.11.2008 N 7841/08

<22> Письмо ФНС России от 23.10.2009 N ШС-17-7/192@; Письмо Минфина России от 03.12.2008 N 03- 03-06/1/660; Определение Конституционного Суда РФ от 19.05.2009 N 815-О-П

<23> п. 1 ст. 169 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)"; Письма Минфина России от 18.04.2008 N 03-03-05/40, от 22.02.2008 N 03-03-06/4/11

<24> п. 2 ст. 169 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ; Постановления ФАС ВСО от 20.08.2008 N А33-16809/06-Ф02-3665/08; ФАС МО от 03.03.2009 N КА-А40/999-09; ФАС УО от 09.02.2009 N Ф09-240/09-С3

<25> п. 4 ст. 287 НК РФ (ред., действующая с 01.01.2011)

<26> п. 2 ст. 287, п. 1 ст. 310 НК РФ (ред., действующая с 01.01.2011)

<27> пп. 1, 1.1 ст. 269 НК РФ (ред., действующая с 01.01.2011)

<28> п. 1 ст. 269 НК РФ

<29> п. 1 ст. 283 НК РФ (ред., действующая с 01.01.2011)

<30> ст. 2.1 Федерального закона от 06.08.2001 N 110-ФЗ

<31> п. 2 ст. 346.2 НК РФ; ст. 2.1 Федерального закона от 06.08.2001 N 110-ФЗ

Впервые опубликовано в журнале "Главная книга" 2010, N 17

О БУФЕРНЫХ КОМПАНИЯХ И ОПТИМИЗАЦИИ НДС

Кузьминых А.Е.

Скажу сразу: оптимизировать НДС законными средствами практически невозможно. К сожалению, это так, и с этим фактом нужно смириться. Есть, конечно, и исключения из правила - отдельные ситуации, в которых легальная оптимизация НДС возможна. Но в большинстве случаев оптимизировать НДС нельзя. Его можно только воровать у государства. Очень важно понимать это, чтобы не попадаться на уловки некоторых "оптимизаторов".

Думаю, вам не раз приходилось встречаться с предложениями "легальных" схем, позволяющих любой компании уменьшить НДС чуть ли не до нуля. Не верьте. Такая оптимизация невозможна. Вам просто предлагают "серую" или "черную" схему, применение которой в конечном счете ни к чему хорошему не приведет. Сейчас мы рассмотрим несколько наиболее популярных вариантов такой псевдооптимизации НДС, и вы поймете, что на самом деле по степени законности они мало чем отличаются от обычных "черных" схем с однодневками.

Начнем с того, что встречается чаще всего, - компания, по сути, не избавляется от однодневок, но прекращает работать с ними напрямую. Для этого создаются так называемые фирмы-прокладки, или "белые" буферные фирмы, и там, где раньше была одна однодневка, теперь появляется блок из нескольких компаний.

Многие ограничиваются одной или двумя буферными компаниями, иногда встречаются, наоборот, более длинные цепочки. Но, чтобы такая схема обеспечивала более-менее приемлемый уровень безопасности, их должно быть не меньше трех. Дело в том, что сейчас налоговые органы проверяют на добросовестность не только поставщиков компаний, но и поставщиков их поставщиков. Однако дальше поставщиков третьего уровня доходят все-таки довольно редко, если, конечно, проверка не "заказная" или не проверяется "экспортный" НДС. При этом желательно, чтобы если не первая, то хотя бы одна из последующих буферных компаний продавала собственные товары, а не действовала как агент или комиссионер, проводящий обороты "за балансом". Иначе налоговики постараются дойти до продавца товаров, который отразил реализацию за свой счет, и в итоге выйдут на однодневку.

Что представляет собой буферная фирма? Это организация, внешне ничем не отличающаяся от нормальной, законопослушной, "белой и пушистой" компании, реально занимающейся тем или иным бизнесом. Буферная фирма представляет достоверную отчетность и платит налоги, причем не в символическом, а в более или менее соответствующем масштабам ее деятельности размере, например 0,2 - 0,5 процента от оборота. Ее директор - "респектабельный", действительно существующий человек, который знает, какую должность он занимает, и при необходимости готов подтвердить факты взаимоотношений его компании с вашей, дать показания налоговикам, милиции или в суде. У буферной фирмы есть необходимые для ее деятельности помещения: офисные, складские, производственные, есть почтовый адрес и контактный телефон. Есть сайт в Интернете, где говорится, что она действительно занимается, например, торговлей теми товарами, которые вы у нее приобретаете. Она отвечает на запросы налоговых органов, п! роходит все виды проверок. Она существует уже не первый год и вообще "живет долго", до 7 - 11 лет, а в конце "жизненного пути" официально ликвидируется. Словом, эта компания не соответствует ни одному из признаков однодневок, которые мы разбирали в начале семинара.

При этом все буферные фирмы, задействованные в схеме, для вас являются абсолютно внешними структурами. То есть нет никаких признаков прямой или косвенной аффилированности этих организаций с вашей компанией, ее собственниками, топ-менеджментом и другими сотрудниками.

Если все эти условия выполняются, вероятность того, что у налоговых органов не будет никаких претензий по поводу работы вашей компании с буферной фирмой, достаточно велика. Это значит, что, если вы, например, приобретаете у нее товары или услуги, вы сможете их стоимость учесть в расходах, а НДС по ним принять к вычету.

Тем не менее признать такие схемы "белыми" ни в коем случае нельзя, поскольку экономия на налогах здесь достигается за счет того, что на каком-то этапе схемы появляется однодневка, на которую и приходится бОльшая часть налоговой нагрузки. Хотя и в чистом виде "черными" эти схемы тоже не являются, поскольку непосредственного контакта основной "белой" компании с однодневкой не происходит.

Применять такие схемы, конечно же, не рекомендуется. Однако практика показывает, что очень многие компании сейчас предпочитают работать именно так. Считается, что применение буферных структур - оптимальный вариант налоговой "оптимизации", обеспечивающий достаточный уровень эффективности и безопасности и при этом не требующий серьезных затрат. На самом деле это далеко не так.

Начнем с того, что такая схема достаточно дорога. Поскольку каждая из буферных компаний должна быть похожа на "белую" компанию, на их содержание требуется немало денег. Кроме того, как я уже сказал, все они должны платить налоги, причем в таких суммах, чтобы это было похоже на правду. В результате эффективность схемы заметно снижается. Конечно, она все равно остается на более высоком уровне по сравнению с эффективностью легальных схем, но разрыв между ними заметно сокращается. А если выгода невелика, то не лучше ли оставаться в рамках закона?

Что касается безопасности, то и здесь не все так благополучно, как может показаться на первый взгляд. Прежде всего, нужно учитывать, что, как правило, компания не создает буферные структуры самостоятельно, а пользуется услугами профессиональных "оптимизаторов", которые предлагают ей готовые "белые" фирмы. Но проблема в том, что на самом деле эти фирмы могут мало чем отличаться от обычных "помоек". Причем проверить их добросовестность и надежность зачастую бывает очень сложно. Мы уже говорили о том, как отличить однодневку по внешним признакам. Можно, например, познакомиться с директором, чтобы убедиться, что это реально существующий и вполне адекватный человек. Можно съездить в гости, чтобы своими глазами увидеть, что у компании есть офис. Можно направить письмо на ее почтовый адрес с просьбой предоставить какую-либо информацию, чтобы узнать, будет ли эта организация отвечать на запросы налоговой инспекции. Можно даже попросить платежки на уп! лату налогов. Но выяснить, сдает ли компания именно достоверную отчетность, практически невозможно. Даже если мы сможем ознакомиться с данными ее налоговых деклараций и увидим, что компания действительно показывает серьезные обороты, это еще не значит, что сведения о работе именно с нашей компанией нашли отражение в ее учете и отчетности.

Еще сложнее обстоит дело со сроком жизни буферной компании. Ведь нам нужно, чтобы она не только не исчезла в процессе работы с ней, но и продолжала существовать еще как минимум 4 года после того, как мы перестанем с ней работать. А никакой гарантии, что все будет именно так, у нас нет. И мне нередко приходится слышать о том, что люди какое-то время работали через буферные компании и платили за это серьезные деньги. А потом, когда началась налоговая проверка и инспекторы стали отправлять запросы в эту компанию, никаких ответов от нее не пришло. И предъявлять претензии некому. Ведь тех "оптимизаторов", которые предложили использовать схему с этой буферной фирмой, теперь, конечно, уже не найти.

А самое главное - даже если вся схема построена идеально, все буферные компании качественные и не связаны ни между собой, ни с вашей компанией, все равно нельзя быть уверенным в том, что у налоговиков не будет к вам никаких претензий. Если инспекторы окажутся достаточно настойчивыми, они смогут проследить весь путь движения товаров и в конце концов выйдут на однодневку. И тогда отвечать за ее действия придется именно вам, поскольку ни с самой однодневки, ни с буферных фирм просто нечего взять. Таким образом, буферные фирмы в какой-то степени способны защитить ваш бизнес от налоговых претензий, связанных с использованием однодневок, но полной безопасности не гарантируют.

Впервые опубликовано в издании "Главная книга. Конференц-зал" 2010, N 8

ОБ ОПТИМИЗАЦИИ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ С ПОМОЩЬЮ ПРОЦЕНТОВ ПО КРЕДИТАМ И ЗАЙМАМ

Кузьминых А.Е.

Проценты по кредитам и займам относятся к нормируемым расходам, то есть при расчете налога на прибыль учитываются только в сумме, не превышающей некой предельной величины. Есть два способа ее расчета. Менее выгодный, но более распространенный способ - рассчитывать максимальную величину процентов по рублевым займам исходя из ставки рефинансирования, увеличенной на установленный НК коэффициент. Учитывая то, что ставка рефинансирования сейчас всего 7,75 процента, а ставки по кредитам могут составлять и 15, и 20, и более процентов, при применении такого способа часть расходов учесть не получится. Это обидно, потому что расходы совершенно реальные, обоснованные и неизбежные.

Поэтому лучше пользоваться вторым способом, который теоретически позволяет учесть в расходах любую сумму процентов. Предельная величина в этом случае рассчитывается так. Сначала определяем среднюю ставку по кредитам или займам, выданным в текущем квартале на сопоставимых условиях. Затем увеличиваем ее на 20 процентов. И уже исходя из этой увеличенной средней ставки рассчитываем предельную сумму процентов. Если ставки по кредитам сильно не отличаются друг от друга, а так, как правило, и бывает, такой способ позволяет полностью учесть в расходах выплаченные по этим кредитам проценты. Но, как видим, применять его можно не всегда. Для этого необходимо, чтобы в текущем квартале вы получили хотя бы два кредита или займа на сопоставимых условиях. При каких условиях кредиты или займы признаются сопоставимыми?

Во-первых, они должны быть выданы в одной валюте. Во-вторых - на один и тот же срок. Обращаю ваше внимание, срок должен быть именно одним и тем же, а не сопоставимым. Если один кредит выдан на год, а другой - на 360 дней, их сроки уже нельзя считать идентичными. Требуются кредиты с одинаковыми сроками - год и год, 360 дней и 360 дней. В-третьих, суммы кредитов должны быть сопоставимы. О том, какие именно суммы признаются сопоставимыми, нигде не сказано. Поэтому каждая организация определяет критерии сопоставимости самостоятельно. Но это не значит, что нужно признавать сопоставимыми кредиты, суммы которых различаются в сотни или даже тысячи раз. Нужны более разумные критерии. Например, можно установить, что сопоставимыми признаются кредиты, суммы которых не отличаются, скажем, на 10 или 20 процентов от их среднеарифметической величины. Еще лучше, если в текущем квартале вы получите два кредита на одни и те же суммы.

И четвертое условие - кредиты получены под аналогичные обеспечения. Как понимать это требование, опять же, не уточняется. Понятно, что обеспечения должны быть одного вида, то есть кредит, обеспеченный залогом, и кредит, обеспеченный поручительством, сопоставимыми признать нельзя. Но для снижения вероятности претензий со стороны налоговых органов лучше, чтобы совпадали не только виды обеспечений, но и другие их характеристики. Скажем, в залог передается аналогичное имущество. Ну и, конечно, сопоставимыми можно признать два необеспеченных кредита.

Еще одно требование к сопоставимым займам и кредитам в НК не указано, но лучше его соблюдать, поскольку того требует Минфин: сопоставимыми признаются займы, полученные только от физических или только от юридических лиц.

Все условия сопоставимости кредитов, так же как и сам способ расчета предельной величины процентов, нужно обязательно предусмотреть в учетной политике для целей налогообложения. Если вы это сделаете и у вас будут хотя бы два сопоставимых кредита с примерно одинаковыми ставками, проценты по ним можно полностью учесть в расходах, в какой бы сумме они ни были начислены.

Но, опять же, нужно знать меру и не забывать о том, что любые расходы признаются в налоговом учете только при условии их экономической оправданности. Поэтому не нужно получать у дружественных организаций займы под 100 процентов годовых. Лучше ограничиться 30, 40, максимум 60 процентами. Но поскольку и эти ставки явно намного больше рыночных, потребуется легенда, объясняющая, почему мы согласились на такой дорогой заем.

Объясняется это прежде всего тем, что ваша компания просто не смогла получить кредит в банке. Его не устроила ваша кредитная история, обоснование того, зачем вам нужен кредит, показатели отчетности или предложенный вами залог. Поэтому вы обратились к некой организации или физлицу, которые согласились одолжить вам денег, не обращая внимания на назначение займа и финансовое состояние вашей компании. И даже не потребовали залога. Но зато потребовали платить проценты по ставке 40 процентов годовых. И поскольку у вас не было другого выхода, вы эти условия приняли. Другой вариант: вы в принципе можете получить кредит в банке, но хотите занять денег на особых условиях - таких, на которые ни один банк не согласится. Например, вам нужен инвестиционный кредит или длительный льготный период, в течение которого не нужно ни платить проценты, ни возвращать сам кредит.

Но вообще нужно сказать, что эта схема предназначена не для того, чтобы списывать в расходы огромные проценты по каким-то несуществующим займам. Она нужна прежде всего для того, чтобы полностью учесть проценты по реальным кредитам, ставки по которым намного превышают ставку рефинансирования.

Предположим, вы договорились с банком о кредите на 10 млн руб. под 20 процентов годовых. Чтобы полностью учесть в расходах проценты по этому кредиту, попросите банк разделить кредит и выдать его по двум отдельным договорам на 5 млн руб. Тогда у вас будут два сопоставимых долговых обязательства, по которым можно определить среднюю ставку процентов. Конечно, если речь идет о крупном банке, он вряд ли согласится на такое разделение кредита. Тогда можно попробовать получить сопоставимый кредит в другом, небольшом банке, который дорожит вами как клиентом. К примеру, вы уже получили кредит в Сбербанке и в том же квартале собираетесь получить еще один в банке, мало кому известном. Можно договориться с этим банком о том, чтобы условия кредитного договора в точности соответствовали условиям договора со Сбербанком. Тогда вы тоже получите сопоставимые долговые обязательства.

Впервые опубликовано в издании "Главная книга. Конференц-зал" 2010, N 8

О СТИМУЛИРУЮЩИХ ВЫПЛАТАХ РАБОТНИКАМ

Воробьева Е.В.

В Древнем Риме стимулом называлась палка, которой погоняли скот, а иногда били рабов, заставляя их трудиться. В наши дни работников уже никто не бьет, а применяют "метод пряника", исходя из того, что человек будет работать больше и лучше, если установить для него стимулирующие выплаты.

Какие бывают стимулирующие выплаты? Их огромное множество. Например, можно установить доплату работнику за руководство бригадой или за работу со сведениями, составляющими коммерческую тайну. Этим работодатель как бы говорит работнику: "Я понимаю, что на тебя ложится более высокая ответственность и работа усложняется, поэтому и платить тебе я буду больше".

Хотя, конечно, самые известные и широко практикуемые стимулирующие выплаты - это премии.

К сожалению, некоторые работодатели и бухгалтеры до сих пор полагают, что стимулирующими можно считать какие угодно премии, лишь бы они были закреплены в трудовом или коллективном договоре или локальном нормативном акте. Бывают премии ко дню рождения, ко Дню города, к юбилею организации. Встречаются премии за активную общественную работу и за добросовестный труд. И работодатель искренне считает, что все эти премии работником заработаны и их можно и даже нужно включать в налоговые расходы. Ведь он прочитал в НК РФ, что в расходы на оплату труда включаются любые начисления работникам, предусмотренные законодательством, трудовыми и коллективными договорами.

А на самом деле он упускает из виду, что к расходам на оплату труда можно отнести не любые выплаты, указанные в трудовом договоре, а выплаты именно и только за работу, выполняемую в рамках трудового договора. Ведь система оплаты труда - это выплаты именно за труд.

Поэтому я всегда говорю своим слушателям: читая нормы законодательства, нельзя пропускать слова, даже если они показались вам непринципиальными. Иначе можно совершить ошибку.

Итак, премии делятся на стимулирующие и поощрительные. В чем между ними различие? До внесения в Трудовой кодекс поправок, вступивших в силу с 6 октября 2006 г., ответить на этот вопрос было проще. Потому что согласно статье 129 ТК РФ к заработной плате относились выплаты только стимулирующего характера. А поощрительные премии упоминались лишь в 191-й статье Трудового кодекса, в главе 30 ТК РФ "Дисциплина труда". И тогда было понятно, что такими премиями работодатель поощряет самых дисциплинированных работников за соблюдение требований внутреннего трудового распорядка. То есть такими премиями непосредственно труд работника не оплачивался.

После внесения поправок эта грань стала размытой, потому что в ныне действующей редакции статьи 129 ТК РФ к стимулирующим отнесены, в числе прочих, и иные поощрительные выплаты.

Давайте попробуем разобраться, в каких случаях премии будут стимулирующими, а в каких - поощрительными.

Заработная плата - это вознаграждение за труд. Значит, любая выплата, представляющая собой часть заработной платы, в свою очередь, тоже должна быть вознаграждением за труд. Уже само слово "вознаграждение" (кстати, однокоренное со словом "награда") предполагает, что для его получения должен быть совершен некий поступок. Нельзя наградить того, кто ничего не сделал. Поэтому стимулирующая премия обязательно должна назначаться за какой-то трудовой показатель. А конкретные виды трудовых показателей, за которые награждаются работники, каждый работодатель выбирает в зависимости от отрасли и специфики своей деятельности. Например, шахтера можно премировать за превышение норм добычи угля, продавца можно наградить за качество обслуживания покупателей и увеличение продаж.

Значит, чтобы признать стимулирующую выплату в расходах для целей налогообложения прибыли, надо, чтобы она:

- была указана в трудовом договоре с работником;

- производилась за труд.

А как же тогда выплачиваемые во многих организациях премии к 8 Марта, профессиональному празднику или по случаю дня рождения работника? Эти премии работнику выплачивают к праздничной дате независимо от качества его работы, то есть это премии не за трудовые свершения. Значит, такие премии не могут быть стимулирующими. Это выплаты социального характера, которые не признаются налоговыми расходами. И об этом неоднократно писали и Минфин, и налоговики.

Однако есть еще и такая проблема - как квалифицировать премии за выполнение срочной или особо важной работы вне должностных обязанностей работника?

В одном очень интересном, на мой взгляд, Письме Федеральной службы по труду и занятости сказано, что такие премии не входят в систему оплаты труда. Многих бухгалтеров это ставит в тупик. Ведь выплаты за работу уж точно должны быть заработной платой. А в Письме сказано, что эти премии производятся вне системы оплаты труда. Почему?

Чтобы ответить на этот вопрос, надо обратиться к определению трудового договора в ТК РФ. Трудовой договор - это соглашение между работодателем и работником. К числу обязательных условий трудового договора относятся, в частности:

- трудовая функция работника, то есть перечень тех обязанностей, которые он должен выполнять;

- размер платы за выполнение этих обязанностей.

Если предположить, что срочная работа выполнена в рамках обязанностей работника, установленных трудовым договором, то оснований для выплаты ему премии просто не будет - работник выполнил обычную работу (пусть даже быстрее, чем мог бы), за которую ему будет начислена обычная заработная плата.

Таким образом, единственным основанием для дополнительной премиальной выплаты будет являться то, что работник выполнил дополнительную, сверх производимой обычно, работу. Но если срочная работа была выполнена вне должностных обязанностей, значит, она не была предусмотрена в трудовом договоре. Поэтому она и вне системы оплаты труда. И в налоговых расходах учитываться не может. Ведь любые вознаграждения работнику, помимо указанных в трудовом договоре, не признаются в расходах. Например, бухгалтера просят оформить регистрацию прав на недвижимость. Согласитесь, в обязанности бухгалтера это не входит.

Кстати, Трудовой кодекс запрещает требовать от работника выполнения работы, не обусловленной трудовым договором, кроме оговоренных в законодательстве случаев. Таких, например, как ситуации, которые связаны с обеспечением обороноспособности страны, ликвидацией аварий, стихийных бедствий, катастроф и тому подобным.

Так что привлечение работника к такой дополнительной срочной работе - это еще и нарушение трудового законодательства.

Выход только один. Если работодатель хочет поручить работнику какую-нибудь срочную или особо важную работу, не входящую в его трудовые функции, то необходимо заключить отдельное соглашение к трудовому договору. В нем надо указать, что должен сделать работник сверх своих обычных обязанностей и что он за это получит помимо своей обычной заработной платы. Тогда это будет уже выплата, входящая в систему оплаты труда и уменьшающая базу по налогу на прибыль.

Очевидно, что в дополнительном соглашении к трудовому договору можно установить не только вид поручаемой работнику работы и порядок вознаграждения за ее выполнение, но и срок действия этого соглашения и любые другие условия.

Кстати, обратите внимание, до 2010 г. существовала такая зависимость - выплаты, не признаваемые расходами, уменьшающими налоговую базу по налогу на прибыль, не облагались ЕСН.

Поэтому многие работодатели специально старались сформулировать основание для выплаты премии таким образом, чтобы премия воспринималась как выплата, носящая непроизводственный характер. Тем самым они уходили от обложения этой выплаты ЕСН.

С 2010 г. ситуация поменялась "с точностью до наоборот". Законодатель предусмотрел в Законе N 212-ФЗ, что под обложение взносами теперь подпадает любая премия, в том числе и не связанная с производством, например к 8 Марта. Ведь нормы, аналогичной пункту 3 статьи 236 НК РФ, в Законе N 212-ФЗ нет.

А признавать расходами в налоговом учете по-прежнему можно только премии, входящие в систему оплаты труда. То есть выплаты за труд, непосредственно связанные с выполнением конкретного объема работ.

Кстати, типичная ошибка при назначении премий - указывая в приказе причину для выплаты премии, пишут два взаимоисключающих основания. Например, премия "по случаю 50-летия за многолетний добросовестный труд". И сразу возникают вопросы. Если бы у работника не было дня рождения, то работодатель не стал бы выплачивать ему премию за труд? А если бы премию за многолетний добросовестный труд ему выплатили бы в любом случае, зачем писать в приказе, что у него день рождения? Это же совсем разные основания для выплаты премии.

Поэтому, решив выплатить премию за производственные показатели, нужно указать такое основание для премирования, чтобы премия однозначно трактовалась как выплата за труд. Иначе могут возникнуть проблемы с признанием этой выплаты в расходах. Ведь указав, что премия выплачивается ко дню рождения, работодатель сам позволяет налоговикам исключить выплату из налоговых расходов.

Вопрос. В нашем положении о премировании предусмотрено, что работнику, отработавшему в организации 5 лет, выдается подарочный сертификат на 3000 руб. Это будет стимулирующая премия или поощрение в виде подарка?

Опять же все зависит от формулировок, использованных в положении о премировании. Думаю, что вполне возможно рассматривать такой подарочный сертификат как стимулирующую выплату в натуральной форме. Работодатель как бы заранее говорит работнику: "Будешь работать у меня без перерыва 5 лет - получишь премию за стаж работы". Но для этого в положении о премировании должно быть прописано, что это стимулирующая выплата, цель которой - заинтересовать работника проработать как можно дольше в вашей организации. И указать, что работодатель вправе выдать эту премию как в денежной, так и в иной, в том числе в натуральной, форме. Напомню, что при этом должны быть соблюдены требования статьи 131 ТК РФ. В таком случае подарочный сертификат можно признать в налоговом учете в составе расходов на оплату труда как стимулирующую премию.

А если условие о выдаче сертификата не прописывать в положении о премировании, а просто сделать подарок работнику, отработавшему в вашей организации 5 лет, тогда это уже будет социальная выплата. И такая выплата не уменьшает базу по налогу на прибыль.

Поэтому работодателю важно заранее решить, к какому виду выплат будет относиться премия. И при составлении локального нормативного акта и приказов о премировании использовать формулировки, позволяющие однозначно квалифицировать премиальные выплаты.

Рассматривая премии, хотелось бы затронуть еще один спорный вопрос - обязательно ли оформлять приказ о премировании по форме N Т-11 "Приказ (распоряжение) о поощрении работника"?

Я считаю, что не надо, поскольку форма приказа не изменяет ни сути выплаты, ни порядка ее отражения в налоговом учете.

Во-первых, если это премия за труд, предусмотренная трудовым договором, связанная с исполнением трудовых обязанностей, то, как бы ее ни оформили - приказом по форме N Т-11 или в произвольной форме, она все равно остается частью зарплаты.

Во-вторых, давайте внимательно рассмотрим форму N Т-11. Она называется "Приказ (распоряжение) о поощрении работника", а вовсе не о стимулировании. В этой форме есть строка, где надо указать вид поощрения, и перечислено на выбор несколько возможных видов поощрений: благодарность, ценный подарок, премия. То есть это те самые поощрения, которые перечислены в 191-й статье Трудового кодекса. Значит, имеются в виду поощрения тем работникам, кто вовремя приходит на работу, не нарушает правила трудового распорядка и тому подобное. И к зарплате это, в общем-то, отношения не имеет.

Есть еще и косвенное подтверждение этой точки зрения - в Правилах ведения трудовых книжек. Согласно этим Правилам в трудовую книжку вносятся сведения о предусмотренных трудовым законодательством видах поощрений. А это, как мы уже рассмотрели, в том числе и поощрительные премии за добросовестное исполнение трудовых обязанностей. В то время как предусмотренные системой оплаты труда стимулирующие премии в трудовых книжках не отражаются.

Так что, по моему мнению, для выплаты стимулирующей премии вполне достаточно оформить приказ о премировании в произвольной форме, где будет указано, кого, за что и в каком размере премируют.

Кстати, есть еще один вопрос, который очень волнует крупные организации: обязательно ли просить каждого работника расписываться на приказе о премировании? А что делать, если работников несколько тысяч и премии ежемесячные?

На мой взгляд, подписи каждого из работников на приказе о начислении премии, носящей регулярный характер (ежемесячной, ежеквартальной и пр.), не обязательны. Давайте подумаем, какую цель преследует работодатель, знакомя работников с приказом о премировании? Довести до сведения каждого работника как сам факт того, что будет начислена премия, так и ее размер. При этом, если работник не согласен с размером премирования, он может обратиться за соответствующими разъяснениями как к работодателю, так и в иной орган, в задачи которого входит разрешение трудовых споров. Но ведь эта цель будет полностью достигнута и другим способом - путем выдачи работнику расчетного листка, в котором указаны все начисления, удержания и прочие сведения.

Кроме того, хотелось бы напомнить, что ни Минфин России, ни Росстат в настоящее время не имеют полномочий разрабатывать и утверждать формы первичных учетных документов и не имеют полномочий давать разъяснения по их применению.

Да и изначально Постановление Госкомстата России от 05.01.2004 N 1, по заключению Минюста России, в государственной регистрации не нуждалось (Письмо Минюста России от 15.03.2004 N 07/2732- ЮД). Это означает, что в нем в принципе не содержится нормативных требований, обязательных для применения всеми организациями.

Конечно, многие работодатели могут возразить, что налоговые и другие контролирующие органы в процессе проводимых проверок требуют представить те или иные унифицированные формы. Но ведь это требование ничем не обусловлено и может быть оспорено, в частности, в судебном порядке. Закон "О бухгалтерском учете", на статью 9 которого обычно ссылаются в оправдание требований о наличии унифицированных форм первичных документов, регулирует исключительно вопросы бухучета, но никак не кадровый учет и даже не налоговый.

Исключение составляют лишь те документы, которые необходимы для отражения той или иной операции в бухгалтерском учете. О некоторых из них мы поговорим позже, когда затронем вопрос признания в целях налогообложения командировочных расходов.

Впервые опубликовано в издании "Главная книга. Конференц-зал" 2010, N 8


 Бесплатная демонстрация системы КонсультантПлюс

Как быстро найти документ или получить ответ на вопрос по законодательству?

Установите и попробуйте бесплатную демонстрационную версию справочной правовой системы КонсультантПлюс.

 



Все права защищены © 2010 ЗАО "Консультант Плюс"
тел. +7(495)956-8283, +7(495)787-9292
mailto:contact@consultant.ru
http://www.consultant.ru/

Информация предоставлена компанией "Консультант Плюс", являющейся разработчиком одноименных справочных правовых систем. Общероссийская Сеть распространения правовой информации КонсультантПлюс объединяет 300 региональных информационных центров, которые занимаются поставкой систем и передачей информации пользователям в 150 городах России. На специализированном правовом сервере: www.consultant.ru можно получить бесплатный доступ к большому массиву актуальной справочной правовой информации, а также узнать подробнее о программных продуктах и услугах Сети КонсультантПлюс, о ее структуре и деятельности, скачать демонстрационные версии профессиональных систем.

Выпуски за другие дни


В избранное