Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

КонсультантПлюс: по cтраницам "Главной книги" Выпуск от 18.06.2010


"КонсультантПлюс: по cтраницам "Главной книги""

КонсультантПлюс По страницам журнала "Главная книга"
Выпуск от 18.06.2010

Обзоры законодательства | Интернет-версия КонсультантПлюс | Финансовые консультации | Подписаться

 КонсультантПлюс: "горячие" документы

<Письмо> Минрегиона РФ от 15.06.2010 N 24099-РП/08 <О порядке реализации Приказа Минрегиона РФ от 30.12.2009 N 624 "Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства">


Содержание

МИНФИН СОГЛАСИЛСЯ ОПРЕДЕЛЯТЬ СОПОСТАВИМОСТЬ ЗАЙМОВ ПО ДАННЫМ КРЕДИТОРА

Никитина С.В.

27 апреля

Письмо Минфина России от 27.04.2010 N 03-03-05/92

Наконец-то Минфин согласился с тем, что для целей налогообложения прибыли при нормировании процентов сравнивать можно займы, не только полученные вашей организацией, но и выданные вашим кредитором иным организациям. Правда, только при наличии такой информации.

То есть финансисты фактически подтвердили правомерность позиции, согласно которой сопоставимость займов можно определять по данным кредитора. Напомним ее суть.

Статья 269 НК РФ устанавливает порядок признания расходов на уплату процентов по долговым обязательствам, то есть ее положения должны применяться организациями-заемщиками. Но при этом в статье говорится о нормировании процентов по долговым обязательствам, не полученным налогоплательщиком, а выданным ему <1>. Поэтому некоторые организации определяли сопоставимость займов по данным заимодавца. Для этого они лишь предоставляли справку кредитора о размере применяемого им среднего уровня процентных ставок по выдаваемым организациям кредитам. И, надо отметить, большинство судов соглашалось с таким подходом <2>. И хотя до настоящего времени Минфин придерживался противоположного мнения <3>, теперь и он поменял свою точку зрения.

Таким образом, учитывать проценты в пределах среднего уровня начисленных процентов по сопоставимым обязательствам вы сможете теперь и при наличии у вас только одного долгового обязательства либо нескольких, заведомо не являющихся выданными на сопоставимых условиях (на разные сроки, в разных валютах и т.д.). Главное - иметь доказательства, что займы, выданные вашей организации и другим организациям, являются сопоставимыми между собой. Для этого нужно получить у кредитора справку о среднем уровне взимаемых им процентов по займам, выданным в том же квартале на тех же условиях, что и вашей организации.

Между тем в Письме Минфина России сказано, что при расчете среднего уровня процентов по сопоставимым обязательствам налогоплательщик именно должен сравнивать не только займы, полученные конкретно им, но и займы, полученные от его кредитора (кредиторов) другими налогоплательщиками. Поэтому мы обратились в Минфин с вопросом о том, правильно ли мы поняли, что запрашивать эту информацию у кредитора организация не обязана, но может это сделать по своему желанию. И в Минфине нам это подтвердили.

ИЗ АВТОРИТЕТНЫХ ИСТОЧНИКОВ
БАХВАЛОВА АЛЕКСАНДРА СЕРГЕЕВНА - главный специалист-эксперт отдела налогообложения прибыли организаций Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

"Действительно, сопоставление условий по займам, полученным от кредитора (кредиторов) конкретным налогоплательщиком, с займами, полученными от этого же кредитора (кредиторов) другими налогоплательщиками, не является обязанностью налогоплательщика. Прежде всего потому, что такую информацию не всегда можно получить.

Если же такая информация для организации доступна, то при соблюдении всех критериев сопоставимости по таким обязательствам организация может учесть проценты по всем полученным займам исходя из их среднего уровня".

Конечно, этот способ нормирования позволяет учесть больше процентов в расходах. И можно только порадоваться за те организации, которые раньше не могли (боялись) так поступить. Ведь если прежде они вынуждены были отказываться от этого способа, то уже со следующего года они могут изменить метод учета процентов в своей учетной политике для целей налогообложения прибыли на более выгодный.


<1> п. 1 ст. 269 НК РФ

<2> Постановления ФАС ВСО от 18.03.2008 N А19-10793/07-44-Ф02-868/08, от 29.06.2007 N А74-3968/06-Ф02-3757/07; ФАС ПО от 31.07.2007 N А72-530/2007; ФАС ЦО от 05.05.2008 N А48-2980/07-13

<3> Письма Минфина России от 30.07.2009 N 03-03-06/1/499, от 17.12.2008 N 03-03-06/1/694, от 06.03.2006 N 03-03-04/1/183

Впервые опубликовано в журнале "Главная книга" 2010, N 10

НА КАКУЮ ДАТУ ПЕРЕСЧИТЫВАТЬ В РУБЛИ ВАЛЮТНЫЕ АВАНСЫ

Елина Л.А.

СУТЬ ОБСУЖДЕНИЯ

С этого года из списка налоговых доходов и расходов исчезли курсовые разницы по авансам в иностранной валюте - причем как по полученным, так и по выданным. И поэтому появился вопрос, какой курс ЦБ РФ нужно брать при признании в налоговом учете валютных доходов или расходов, оплаченных авансом: на дату уплаты аванса или на дату признания дохода (расхода).

АНАЛИЗ СИТУАЦИИ

Поправки в НК РФ отменили переоценку полученных и выданных авансов, выраженных в иностранной валюте <1>. Однако валютные доходы (расходы) по-прежнему надо пересчитывать в рубли по курсу ЦБ на дату признания этих доходов (расходов) <2>. А при использовании метода начисления дата признания доходов (расходов) не совпадает с днем получения (уплаты) авансов.

Если прямо следовать нормам Налогового кодекса, то с момента перечисления (получения) аванса и до момента приобретения товара (его реализации) никаких курсовых разниц отражать не нужно - ни в доходах, ни в расходах. Но вот сумму выручки по товарам, оплаченным авансом, надо определять по курсу ЦБ на дату реализации <3>. Точно так же стоимость заранее оплаченных товаров надо пересчитать в рубли по курсу на день их оприходования <4>. И получается, что разницу, возникшую из-за различных курсов ЦБ на день уплаты аванса и на день реализации (приобретения) товаров, некуда деть.

Налицо нестыковки норм в Налоговом кодексе. В таких случаях на помощь приходит Министерство финансов, которое уполномочено давать разъяснения по вопросам применения налогового законодательства <5>.

Налоговая служба еще в январе 2010 г. обратилась с запросом в Минфин. В своем Письме ФНС подробно расписала ситуации, которые могут возникнуть у продавца и у покупателя при получении/уплате валютных авансов <6>. У налоговой службы получилось, что продавец должен выручку отразить по курсу ЦБ, действовавшему на дату реализации (даже при 100%-ный предварительной оплате). В то время как покупатель определит стоимость приобретенного товара по иному курсу - на дату перечисления аванса. В итоге стоимость приобретения товара у покупателя и сумма выручки от продажи того же товара у продавца будут разные. Из-за таких нелогичностей налоговая служба выступила с предложением внести дополнительные поправки в Налоговый кодекс (как минимум в ст. 316 НК РФ, посвященную порядку определения доходов). Ну и, само собой, попросила Минфин подтвердить правильность ее точки зрения.

Минфин не заставил себя долго ждать и не согласился с суждениями налоговой службы. На сегодняшний день есть целый ряд однотипных Писем, в которых высказана позиция финансового ведомства <7>. Заключается она в том, что рублевую стоимость валютных авансов не нужно пересчитывать ни на отчетную дату, ни на дату перехода права собственности на товары (то есть на дату признания доходов или расходов). Причем такой пересчет не потребуется ни продавцу, ни покупателю. Поэтому начиная с 2010 г. даже без предложенных налоговой службой поправок:

<если> товары полностью оплачены в иностранной валюте авансом, то их стоимость (покупателю) и выручку (продавцу) надо определить по курсу ЦБ на дату перечисления аванса;

<если> товары оплачены частично авансом, а частично - после перехода права собственности, то для расчета их стоимости (у покупателя) и выручки (у продавца) надо будет использовать несколько курсов ЦБ:

- часть, оплаченную авансом, - по курсу ЦБ на дату перечисления аванса (авансов);

- часть, оплаченную после перехода права собственности на товар, - по курсу ЦБ на дату перехода права собственности.

К примеру, товар стоимостью 100 долл. оплачен двумя частями: авансом - 40 долл., а оставшиеся 60 долл. - после перехода права собственности на товар. Предположим, что курс доллара на дату уплаты аванса - 29 руб/долл., на дату перехода права собственности - 30 руб/долл., на дату перечисления второго платежа - 31 руб/долл.

Рублевая стоимость товара у покупателя будет определена так: 40 долл. x 29 руб/долл. + 60 долл. x 30 руб/долл. = 2960 руб.

И такую же сумму составит рублевая выручка от реализации товара у продавца.

А вот при оплате/получении второго - последнего - платежа в сумме 60 долл. курсовая разница появится. Но это будет не курсовая разница от пересчета валютного аванса, а курсовая разница от пересчета задолженности, выраженной в иностранной валюте (кредиторской или дебиторской). Она будет определяться так: 60 долл. x (31 руб/долл. - 30 руб/долл.) = 60 руб. У покупателя это будет отрицательная курсовая разница (внереализационный расход), а у продавца - положительная (внереализационный доход) <8>.

ВЫВОД

Удобнее всего придерживаться именно позиции Минфина. Во-первых, меньше пересчетов в налоговом учете. А во-вторых, не будет разниц между бухгалтерским и налоговым учетом. Значит, вести учет легче.


<1> п. 11 ст. 250, подп. 5 п. 1 ст. 265 НК РФ

<2> п. 8 ст. 271, п. 10 ст. 272 НК РФ

<3> п. 8 ст. 271 НК РФ

<4> п. 10 ст. 272 НК РФ

<5> п. 1 ст. 34.2 НК РФ

<6> Письмо ФНС России от 12.01.2010 N 3-2-06/1

<7> Письма Минфина России от 24.02.2010 N 03-03-06/1/86, от 08.04.2010 N 03-03-06/1/241, от 02.04.2010 N 03-03-06/2/65, от 02.04.2010 N 03-03-06/1/221, от 02.04.2010 N 03-03-06/1/215, от 12.04.2010 N 03-03-06/1/253, от 12.04.2010 N 03-03-06/1/254, от 12.04.2010 N 03-03-06/4/40

<8> подп. 5 п. 1 ст. 265, подп. 6 п. 7 ст. 272 НК РФ

Впервые опубликовано в журнале "Главная книга" 2010, N 10

ТЕСТИРУЕМ КОМПЕНСАЦИИ НА ВЗНОСОУСТОЙЧИВОСТЬ (Как определить, какие компенсации за выполнение трудовых обязанностей облагаются страховыми взносами)

Шаповал Е.А.

Прошло почти полгода с тех пор, как на смену ЕСН пришли страховые взносы в ПФР, ФСС, ФФОМС и ТФОМС <1>, и даже уже сдана первая отчетность по ним, но новые вопросы все только появляются. Один из них касается компенсаций за выполнение трудовых обязанностей.

Как известно, в Законе N 212-ФЗ сказано, что страховыми взносами не облагаются любые установленные законодательством РФ компенсационные выплаты за выполнение трудовых обязанностей в пределах установленных законодательством норм <2>.

Но в Трудовом кодексе РФ множество самых разных выплат за условия труда и за выполнение работником трудовых обязанностей (в том числе за дополнительную трудовую нагрузку) именуются компенсациями.

Что же это за выплаты и все ли они не облагаются страховыми взносами?

Виды компенсаций по Трудовому кодексу

Все выплаты за выполнение трудовых обязанностей, упомянутые в ТК РФ как компенсации, можно разделить на следующие виды:

- доплаты и надбавки как часть заработной платы <3>;

- гарантийные выплаты (например, отпускные, компенсация за часть неиспользованного отпуска);

- возмещение затрат работника, связанных с выполнением трудовых обязанностей <4>.

Давайте посмотрим, как независимо от названия определить вид выплаты, чтобы не ошибиться при исчислении страховых взносов.

Зарплатные компенсационные доплаты и надбавки

Компенсационные выплаты как часть зарплаты отличаются от других компенсационных выплат тем, что выплачиваются <5>:

- дополнительно к окладу (тарифной ставке) работника;

- за выполнение работы в условиях, отличных от нормальных условий труда, или за дополнительную трудовую нагрузку, возлагаемую на работника;

- систематически.

Эти выплаты могут быть установлены:

<или> Трудовым кодексом РФ. В этом случае они должны выплачиваться всеми работодателями и не могут быть ниже указанных в ТК РФ и других нормативных правовых актах минимальных размеров <6>. Их более высокий размер можно прописать в положении об оплате труда, коллективном и (или) трудовом договоре <7>. Трудовым кодексом РФ предусмотрено значительное количество доплат и надбавок. Вот самые распространенные доплаты и надбавки:

- за работу во вредных или опасных условиях труда и на тяжелых работах <8>;

Внимание! Любые денежные выплаты за вредную работу (за исключением денежной компенсации стоимости молока) облагаются взносами <9>.

- за сверхурочную работу <10>;

- за работу в выходные и нерабочие праздничные дни <11>;

- за работу в ночное время (с 22 ч до 6 ч) <12>;

- за совмещение профессий (должностей) и выполнение обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от своей основной работы <13>;

- за расширение зон обслуживания <13>;

- за увеличение объема работы <13>;

- за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (районный коэффициент) <14>.

Многие называют их компенсациями, но по сути это дополнительные выплаты к окладу (тарифной ставке) работника, то есть доплаты;

<или> работодателем самостоятельно в положении об оплате труда, а также в коллективном и (или) трудовом договоре <15>. Например, это могут быть доплаты за работу на компьютере, за наставничество, за выполнение особо важных и срочных работ, за руководство бригадой и др. Их размер, как правило, определяется в процентном отношении к окладу (тарифной ставке).

(!) Все эти доплаты и надбавки, установленные ТК РФ, иными нормативными правовыми актами, а также локальными нормативными актами работодателя нужно облагать страховыми взносами, поскольку они - часть зарплаты <16>.

Гарантийные выплаты

Компенсациями часто называют и гарантийные выплаты. Но это не компенсации, а выплаты, которые заменяют работнику зарплату в случаях, когда он не работает непосредственно на своем рабочем месте, но за ним сохраняется средний заработок.

К числу таких выплат, в частности, относятся следующие:

- средний заработок за время ежегодного оплачиваемого отпуска <17>;

- компенсация за часть отпуска свыше 28 календарных дней <18>;

- компенсация за неиспользованный отпуск при увольнении <19>;

- оплата в размере среднего заработка за рабочие дни, приходящиеся на время командировки <20>;

- оплата в размере среднего заработка за время перерывов для кормления ребенка <21>;

- оплата дней междувахтового отдыха <22>.

(!) Все гарантийные выплаты облагаются страховыми взносами, поскольку они заменяют зарплату <16>.

Страховые взносы не нужно начислять только на две гарантийные выплаты:

- выходное пособие при увольнении <23>;

- сохранение среднего заработка на период трудоустройства <24>. Ведь это не выплаты за труд, а компенсация за увольнение и средства на существование в период поиска работы.

Компенсация как возмещение расходов

Нередко работники, исполняя трудовые обязанности, вынуждены оплачивать расходы из собственного кармана, а работодатель им потом эти расходы компенсирует. Цель этих выплат - возмещение материальных затрат, понесенных работником <25>. Например, при командировках и разъездном характере работы это расходы работника по найму жилого помещения, на проезд и суточные <26>. А при вахтовом методе работы с этой целью работникам выплачивается надбавка взамен суточных <27>.

(!) На сумму таких компенсаций взносы начислять не нужно, но только в пределах норм, установленных законом <28>.

Однако ни ТК РФ, ни Закон о страховых взносах не установили такие нормы. Поэтому размер компенсации и порядок ее выплаты нужно прописать в локальном нормативном акте, коллективном и (или) трудовом договоре <29>. Тогда вы можете не начислять на них страховые взносы.

Это нам подтвердили в ФСС РФ.

ИЗ АВТОРИТЕТНЫХ ИСТОЧНИКОВ
ИЛЬЮХИНА ТАТЬЯНА МИТРОФАНОВНА - консультант Департамента правового обеспечения Фонда социального страхования РФ

"На суммы возмещения расходов работникам, связанных с ведением работы в пути, в полевых условиях или с экспедиционным характером работ, в пределах, установленных локальным нормативным актом организации, по нашему мнению, страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством не начисляются".

Аналогичной точки зрения придерживаются в ПФР.

ИЗ АВТОРИТЕТНЫХ ИСТОЧНИКОВ
МИКЛАШЕВИЧ АНАТОЛИЙ ВАДИМОВИЧ - заместитель управляющего отделением Пенсионного фонда РФ по г. Москве и Московской области

"Указанные выплаты, если они отражены в локальном нормативном акте или коллективном договоре, не облагаются взносами на обязательное пенсионное страхование при предоставлении подтверждающих документов (например, проездных билетов, разъездной ведомости, счета гостиницы)".

Исключение составляет прямо поименованная в Законе N 212-ФЗ компенсация в иностранной валюте взамен суточных членам экипажей судов заграничного плавания и личному составу экипажей самолетов, выполняющих международные рейсы <30>. Она облагается взносами в полном размере.

Внимание! Выплата работнику среднего заработка во всех случаях является гарантийной выплатой.

* * *

Как видим, если компенсационная выплата возмещает работнику понесенные им расходы в связи с исполнением трудовых обязанностей, она не облагается взносами, если только это прямо не установлено Законом N 212-ФЗ. И наоборот, все остальные компенсационные выплаты (зарплатные, гарантийные) облагаются страховыми взносами, за исключением тех, которые прямо поименованы как необлагаемые в Законе N 212-ФЗ.


<1> Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах..." (далее - Закон N 212-ФЗ)

<2> подп. "и" п. 2 ч. 1 ст. 9 Закона N 212-ФЗ

<3> ст. 129 ТК РФ

<4> ст. 164 ТК РФ

<5> статьи 129, 146 - 154 ТК РФ

<6> п. 1 Постановления Правительства РФ от 20.11.2008 N 870

<7> статьи 57, 146 - 149 ТК РФ

<8> статьи 147, 219 ТК РФ

<9> подп. "и" п. 2 ч. 1 ст. 9 Закона N 212-ФЗ; ст. 222 ТК РФ; Нормы и условия бесплатной выдачи работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, молока или других равноценных пищевых продуктов, которые могут выдаваться работникам вместо молока (Приложение N 1 к Приказу Минздравсоцразвития России от 16.02.2009 N 45н)

<10> ст. 152 ТК РФ

<11> ст. 153 ТК РФ

<12> ст. 154 ТК РФ

<13> ст. 151 ТК РФ

<14> статьи 148, 315 ТК РФ

<15> статьи 41, 57, 135 ТК РФ

<16> ч. 1 ст. 7 Закона N 212-ФЗ

<17> ст. 114 ТК РФ

<18> ст. 126 ТК РФ

<19> ст. 127 ТК РФ

<20> ст. 167 ТК РФ

<21> ст. 258 ТК РФ

<22> ст. 301 ТК РФ

<23> ст. 178 ТК РФ; подп. "д" п. 2 ч. 1 ст. 9 Закона N 212-ФЗ

<24> ст. 178 ТК РФ; подп. "з" п. 2 ч. 1 ст. 9 Закона N 212-ФЗ

<25> статьи 164, 165 ТК РФ

<26> статьи 167, 168, 168.1 ТК РФ

<27> ст. 302 ТК РФ

<28> подп. "и" п. 2 ч. 1 ст. 9, ч. 2 Закона N 212-ФЗ

<29> статьи 168, 168.1 ТК РФ

<30> подп. "и" п. 2 ч. 1 ст. 9 Закона N 212-ФЗ

Впервые опубликовано в журнале "Главная книга" 2010, N 10

КАК УЧЕСТЬ РАСХОДЫ НА БЕЗРЕЗУЛЬТАТНУЮ КОМАНДИРОВКУ

Суховская М.Г.

Всегда приятно, когда в ходе командировки удается достичь намеченных целей. Например, подписать с клиентом выгодный договор либо приобрести какие-нибудь необходимые материалы. Но бывает, что результат поездки оказывается нулевым, к примеру, из-за того, что контрагента не устроили ваши ценовые предложения или вам не удалось найти нужный товар.

Давайте посмотрим, означает ли это, что расходы на командировку нельзя учесть для целей налогообложения прибыли.

Важен не результат, а цель командировки

Одно время налоговики в своих письмах настаивали на том, что цель командировки должна быть достигнута. А если подтвердить достижение цели не удается, то расходы будут признаны необоснованными <1>.

Однако в прошлом году столичное УФНС прямо заявило, что отсутствие результата командировки, например в виде заключенных договоров, не свидетельствует о непроизводственном характере командировочных расходов <2>. Главное, чтобы были в наличии правильно оформленные первичные учетные документы.

На такой выгодный для налогоплательщиков вывод повлияла положительная арбитражная практика <3>. Суды не раз говорили, что право на учет командировочных расходов не связано с результатами командировки.

Чтобы окончательно расставить все точки над i в этом вопросе, мы обратились с запросом в Минфин России. И вот что нам ответили.

ИЗ АВТОРИТЕТНЫХ ИСТОЧНИКОВ
БУЛАНЦЕВА ВАЛЕНТИНА АЛЕКСАНДРОВНА - начальник отдела налогообложения прибыли организаций Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России, заслуженный экономист Российской Федерации

"Обоснованность расходов, учитываемых при расчете налоговой базы по налогу на прибыль, должна оцениваться с учетом обстоятельств, свидетельствующих о намерениях налогоплательщика получить экономический эффект в результате реальной предпринимательской или иной экономической деятельности.

К примеру, намерением организации, направившей в командировку сотрудника для проведения переговоров, являлось заключение договора, который должен был принести организации прибыль. Поэтому, несмотря на исход переговоров, командировочные расходы, связанные с их проведением, могут быть учтены в целях налогообложения прибыли в соответствии со ст. 264 НК РФ".

Правильные документы исключат претензии

Необходимость, обоснованность, оправданность командировок подтверждает командировочное удостоверение <4> (форма N Т-10) <5>. И сформулировать в нем цель командировки нужно с умом. В частности, можно написать, например, не "заключение договора", а "переговоры о возможном сотрудничестве", "установление деловых контактов", "исследование рынка с целью возможности приобрести товар".

Тогда вам не потребуется подтверждать результат командировки.

Что касается служебного задания для направления в командировку вместе с отчетом о его выполнении (форма N Т-10а) <6>, то, хотя контролирующие органы и не считают эти документы обязательными для подтверждения расходов <7>, не стоит пренебрегать их заполнением.

В служебном задании укажите ту же цель, что и в командировочном удостоверении, а сотруднику, который будет заполнять отчет, посоветуйте написать, что, мол, была встреча с потенциальным партнером, об итогах которой устно отчитался перед руководством, либо посетил профильную выставку, ознакомился с образцами продукции, но ничего подходящего не нашел.

***

Итак, поводов для того, чтобы вздохнуть спокойно, как минимум два.

Во-первых, никаких проблем в том, чтобы признать расходы по безрезультатной командировке, финансовое ведомство не видит.

Во-вторых, наличие документов, из которых была бы ясна цель командировки и ее результат, не является обязательным.

Кроме командировочного удостоверения, не забудьте также заполнить авансовый отчет (форма N АО- 1) <8> и приложить к нему квитанции, транспортные билеты, кассовые и товарные чеки, гостиничные счета и другие расходные документы.


<1> Письмо УФНС России по г. Москве от 16.05.2006 N 20-12/41851; ст. 252 НК РФ

<2> Письмо УФНС России по г. Москве от 11.08.2009 N 16-15/082607.2

<3> Постановления ФАС УО от 15.04.2008 N Ф09-2237/08-С2, от 06.03.2008 N Ф09-184/08-С3; ФАС МО от 25.09.2007 N КА-А40/9510-07, от 29.11.2007 N КА-А40/12363-07; ФАС СЗО от 25.09.2007 N А56-52300/2006

<4> Письма Минфина России от 19.11.2009 N 03-03-06/1/764, от 14.09.2009 N 03-03-05/169; Письмо ФНС России от 25.11.2009 N МН-22-3/890

<5> утв. Постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 N 1

<6> утв. Постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 N 1

<7> Письмо Минфина России от 14.09.2009 N 03-03-05/169; Письмо ФНС России от 25.11.2009 N МН-22-3/890

<8> утв. Постановлением Госкомстата России от 01.08.2001 N 55

Впервые опубликовано в журнале "Главная книга" 2010, N 11

НАЧАЛЬСТВО УХОДИТ В ОТПУСК (Оформляем временную передачу полномочий главбуха и директора правильно)

Шаронова Е.А.

Руководитель и главный бухгалтер - наиболее значимые люди в любой организации. Ведь именно они ответственны за правильное документальное оформление "хозяйственной жизни" фирмы. В частности, расчетные документы без подписи главбуха сотрудники организации и банка вообще не должны принимать к исполнению <1>.

Но все мы, включая и руководителя с главным бухгалтером, нуждаемся в отдыхе. И возникает вопрос, кто будет расписываться на всех документах и исполнять другие обязанности директора и главбуха на время их отпуска. Не секрет, что во многих организациях в документах перед должностями руководителя и главного бухгалтера в период их отсутствия появляется дополнение "и.о." или "вр.и.о.". Все мы знаем, что это означает: исполнение обязанностей или временное исполнение обязанностей работника. Но таких должностей, как и.о. руководителя или вр.и.о. главного бухгалтера, в трудовом законодательстве просто нет. Вы спросите: "Как же тогда все правильно оформить?". Здесь возможны три варианта.

ВАРИАНТ 1. Передаем полномочия заместителю

Если у вас в штате есть должности заместителя руководителя и заместителя главного бухгалтера, то все просто <2>. Они замещают руководство, например, во время отпуска, командировки, болезни и т.п. Причем это фиксируется в трудовом договоре с заместителем руководителя и заместителем главбуха изначально при его заключении. Также это может быть прописано и в должностных инструкциях заместителей. Тогда полномочия руководителя (главбуха) переходят к замам автоматически, ничего дополнительно делать не нужно.

А вот если у руководителя несколько замов по разным вопросам (например, зам по кадрам, зам по договорной работе, зам по финансам и т.п.), а исполнять обязанности будет один, то в этом случае надо издать приказ об этом.

Обычно заместители не получают доплату за время исполнения обязанностей руководства, поскольку такая замена уже учтена при установлении им окладов.

На всех документах, которые будет подписывать зам, должны стоять должность "заместитель руководителя (главного бухгалтера)", его фамилия, инициалы имени и отчества и подпись.

ВАРИАНТ 2. Передачу полномочий другому лицу оформляем как совмещение

Если же у вас в штате нет заместителей (или эти должности пока вакантны), то на время отпуска исполняющим обязанности руководителя или главного бухгалтера можно назначить другого работника. Например, вместо главбуха - ведущего бухгалтера, а вместо генерального директора - коммерческого директора или старшего менеджера.

В этом случае передачу полномочий правильнее оформить как совмещение профессий (должностей) <3> (не путать с совместительством, см. ниже). То есть сотрудник наряду со своей основной работой выполняет еще и дополнительную - работу руководства. И за это совмещающему свою и чужую работу сотруднику положена доплата, которая зависит от объема дополнительной работы. Ее размер устанавливает руководитель по соглашению с работником <4>. Это может быть фиксированная сумма, разница в окладах или процент от оклада по основной работе. Совмещение оформляется дополнительным соглашением к трудовому договору и приказом.

В приказе о совмещении должностей руководителю надо указать <4>:

- содержание и объем дополнительной работы (то есть какие конкретно полномочия (обязанности) работник должен исполнять);

- срок выполнения обязанностей временно отсутствующего работника;

- конкретный размер доплаты;

- передается ли работнику право подписи финансовых документов вместо руководителя (главного бухгалтера).

Сходный приказ надо составить и на временное исполнение обязанностей руководителя.

Учтите, что когда работник, совмещающий свои обязанности и обязанности руководителя или главного бухгалтера, подписывает документы, то он не имеет права просто ставить свою подпись напротив фамилии и инициалов имени и отчества руководства. Обычно делают так. Под реквизитом "Руководитель организации" или "Главный бухгалтер организации" такой работник дополнительно пишет "За руководителя организации" или "За главного бухгалтера" и указывает свои фамилию и инициалы имени и отчества, должность, а также номер и дату приказа, которым он назначен временно исполняющим обязанности.

Примечание. Оформлять временное исполнение обязанностей руководства как внутреннее совместительство <5>, конечно, можно. Но это очень неудобно. Ведь работа по совместительству предполагает, что в течение рабочего дня сотрудник исполняет свою основную работу <5>. И только потом, в свободное от основной работы время, выполняет работу по совместительству.

В этом случае обязательно надо составить отдельный трудовой договор <6>. К тому же работа по совместительству не может превышать половину нормы рабочего времени за учетный период (например, месяц) <7>. И тогда может получиться, что, например, старший менеджер в течение рабочего дня (8 часов) будет выполнять свою основную работу, а после его окончания (с 18.00 до 22.00 часов) - работу руководства.

ВАРИАНТ 3. Передачу полномочий другому лицу оформляем как временный перевод на другую работу

Сразу скажем, что использовать временный перевод как вариант передачи другому сотруднику полномочий руководителя не стоит. Дело в том, что в этом случае вам придется собрать всех участников (акционеров), поскольку руководитель организации избирается общим собранием участников (акционеров) общества <8>. Как вы понимаете, сделать это не всегда просто. К тому же не факт, что участники (акционеры) одобрят кандидатуру нового руководителя. Но даже если все это случится, вам придется подавать сведения о новом руководителе в ИФНС, чтобы налоговики занесли их в ЕГРЮЛ <9>. Согласитесь, довольно муторная процедура.

А на должность главного бухгалтера временно перевести другого работника можно. Но опять же, делать это имеет смысл, только если вы знаете, что главбуха не будет долго, например 2 месяца и больше. Ведь в этом случае замещающий сотрудник полностью освобождается от своей основной работы и выполняет только работу главбуха. Соответственно, и получает он такую же зарплату, как и главбух (а не свою) <10>. При временном переводе сотрудника на должность главбуха руководитель должен составить дополнительное соглашение к трудовому договору и издать приказ.

Имейте в виду, что после временного перевода работник при подписании документов будет указывать должность "главный бухгалтер", но ставить свою фамилию, инициалы имени и отчества и подпись.

Но вы должны понимать, что, полностью освобождая замещающего сотрудника от его основной работы, вы "оголяете" его участок работы. И вам придется искать другого человека, который бы выполнял работу этого сотрудника.

Учтите: если планируется, что временно переведенный на должность главного бухгалтера сотрудник будет лично получать из налоговой инспекции документы (а такая ситуация может возникнуть в любой момент), то придется направить в ИФНС письмо в произвольной форме с сообщением о временной смене главного бухгалтера и копию приказа об этом <11>.

Так что если руководитель или главный бухгалтер уходят в обычный отпуск всего на 2 - 3 недели, оформлять на замещающего работника временный перевод просто нерационально. Это создаст вам только лишние и ненужные проблемы.

Оформляем доверенность на руководителя

Поскольку действовать от имени общества без доверенности может только директор, то на работника, временно исполняющего обязанности руководителя, помимо приказа, нужно обязательно оформить еще и доверенность <12>. Иначе замещающий руководителя сотрудник не сможет представлять интересы фирмы в налоговой инспекции, во внебюджетных фондах, заключать договоры, совершать сделки и т.п.

Если не хотите наделять замещающего сотрудника всеми полномочиями руководителя, то пропишите в доверенности их закрытый перечень, а также срок действия полномочий.

Оформляем временные банковские карточки

Обычно право первой подписи на банковских документах (платежных поручениях, чеках) принадлежит руководителю, а второй - главному бухгалтеру организации <13>. Дополнительно правом первой или второй подписи могут быть наделены одновременно несколько сотрудников организации <14>.

Если замещающим руководителя и главного бухгалтера работникам вы хотите предоставить право подписи банковских документов на неопределенный (длительный) срок, то вам надо будет заново оформить банковские карточки. В них, помимо образцов подписей руководителя и главбуха, нужно зафиксировать и образцы подписей замещающих лиц. Только тогда они смогут подписывать платежные поручения и чеки <15>.

Конечно, право первой или второй подписи замещающим лицам вы можете предоставить и временно. Тогда к уже имеющейся карточке надо оформить в банке временные карточки с образцами их подписей <16>.

Если у вас в организации стоит система "Клиент-банк", то оформлять банковские карточки не придется. Замещающим руководство сотрудникам надо будет просто передать ключи ЭЦП руководителя и главного бухгалтера для подписи электронных документов в системе "Клиент-банк". Это также надо указать в приказе о передаче полномочий руководителя и главбуха на время отпуска.

Кроме того, помните вот о чем. Обычно главбух уходит в отпуск только после сдачи квартальной отчетности в налоговую инспекцию и внебюджетные фонды. Но в жизни бывает всякое. Если вы сдаете отчетность через Интернет, случается, что налоговики просят продублировать уже сданную отчетность. Поэтому на всякий случай передайте замещающему главного бухгалтера сотруднику присвоенный организации сертификат электронной цифровой подписи, с помощью которого вы посылаете отчеты в налоговую инспекцию, ПФР и ФСС через Интернет. Об этом тоже нужно упомянуть в приказе о передаче полномочий главбуха на время отпуска.

***

Как видим, есть вполне надежные способы передачи полномочий отсутствующего руководства. И нет никакой необходимости оставлять на чистых листах бумаги свои подписи и давать недобросовестным работникам повод этим воспользоваться.

И еще один совет: перед уходом в отпуск набросайте памятку временно исполняющему ваши обязанности работнику со сроками уплаты налогов, сдачи отчетности, платежей по текущим договорам, запишите телефоны клиентов, партнеров и заказчиков, которые могут пригодиться. И без крайней необходимости не оставляйте ему контактный телефон, по которому можно связаться с вами во время отпуска. А то может получиться так, что вам будут звонить по любым, даже пустяковым вопросам и испортят весь отдых. Лучше расслабьтесь и набирайтесь сил для дальнейшей успешной работы.


<1> п. 1, подп. "а" п. 2 ст. 6, пп. 1 - 3 ст. 7 Федерального закона от 21.11.96 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете"

<2> п. 8 Положения о главных бухгалтерах, утв. Постановлением Совета Министров СССР от 24.01.80 N 59

<3> ст. 60.2 ТК РФ

<4> статьи 151, 60.2 ТК РФ

<5> статьи 60.1, 282 ТК РФ

<6> ст. 282 ТК РФ

<7> ст. 284 ТК РФ

<8> п. 1 ст. 40 Федерального закона от 08.02.98 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью"; п. 1 ст. 69 Федерального закона от 26.12.95 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах"

<9> подп. "л" п. 1, п. 5 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"

<10> ст. 72.2 ТК РФ

<11> подп. "л" п. 1, п. 5 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ

<12> подп. 1, 2 п. 3 ст. 40 Федерального закона от 08.02.98 N 14-ФЗ; п. 2 ст. 69 Федерального закона от 26.12.95 N 208-ФЗ

<13> пп. 7.5, 7.6 Инструкции ЦБ РФ от 14.09.2006 N 28-И "Об открытии и закрытии банковских счетов по вкладам (депозитам)"

<14> п. 7.9 Инструкции ЦБ РФ от 14.09.2006 N 28-И

<15> п. 7.14 Инструкции ЦБ РФ от 14.09.2006 N 28-И

<16> п. 7.16 Инструкции ЦБ РФ от 14.09.2006 N 28-И

Впервые опубликовано в журнале "Главная книга" 2010, N 11

О ПОРЯДКЕ СПИСАНИЯ ИСКЛЮЧЕННОГО ИЗ РЕЕСТРА КАССОВОГО АППАРАТА С ИСТЕКШИМ НОРМАТИВНЫМ СРОКОМ АМОРТИЗАЦИИ

Дыбов А.И.

Если вы применяете общую систему налогообложения и не учитывали ККТ как основное средство, потому что техника дешевая, то ничего особо делать не надо. Стоимость аппарата вы отнесли на расходы еще при вводе в эксплуатацию, к дате окончания нормативного срока амортизации списывать просто нечего.

То же самое, если кассовый аппарат был ОС со сроком полезного использования для целей "налоговой" амортизации меньше 7 лет. К дате окончания нормативного срока амортизации вы полностью учтете в налоговых расходах его стоимость. Естественно, при условии, что начисление амортизации не прерывалось.

Другое дело, когда ККТ была основным средством и вы установили максимальный "налоговый" срок полезного использования аппарата - 7 лет, причем ввели кассовый аппарат в эксплуатацию в месяце его регистрации либо позже. А еще срок мог быть и меньше, но кассовый аппарат был законсервирован либо введен в эксплуатацию спустя год, а то и два после регистрации. В этом случае вы не успеете списать часть первоначальной стоимости ККТ к дате окончания нормативного срока амортизации. Что делать с остаточной стоимостью?

Поскольку кассовый аппарат, изгнанный из госреестра, - это бесполезная кучка пластмассы, микросхем и металла, считаю, что продолжать амортизировать его для целей налогообложения незачем. А скорее, даже нельзя, ибо для извлечения доходов он явно больше не используется и использоваться не будет.

Если вдруг найдется тот, кому ваша ККТ понадобится на запчасти, и он купит ее, то остаточная стоимость аппарата отправится прямиком в расходы по сделке. Там явно будет убыток. Его, как вы помните, можно списывать в течение оставшегося срока полезного использования ККТ.

Если же продать кассовый аппарат некому, остается только его выбросить. А остаточную стоимость включить во внереализационные расходы, благо статья 265 НК РФ позволяет. Однако тут может встать вопрос о том, как быть с вычетом НДС. Раз техника больше не применяется в операциях, облагаемых НДС, значит, надо восстановить вычет пропорционально остаточной стоимости аппарата. В этом уверены Минфин и его подчиненные в налоговых инспекциях. Суды же, включая ВАС РФ, уверены в обратном. Но учитывая не самую высокую цену кассовой техники и то, что до истечения "настоящего" срока полезного использования наверняка осталось не так много месяцев, возможно, ввязываться в драку с инспекторами не стоит. Просто восстановите налог и включите его в прочие "налоговые" расходы.

Пользователю ККТ, применяющему УСНО, кассовый аппарат с истекшим нормативным сроком амортизации хлопот не доставит, так как, скорее всего, к окончанию срока вся стоимость ККТ будет уже отнесена на расходы. Поэтому и думать не о чем: отнесли аппарат на свалку и все. Можно, конечно, и продать на запчасти, но тогда учтите, что в расходы по сделке включать нечего, отразить надо только выручку от реализации.

В бухгалтерском учете, независимо от системы налогообложения, остаточная стоимость ККТ списывается в сходном порядке. Исключая разве что случай с убыточной продажей аппарата организацией, которая применяет общую систему. В бухучете этот убыток можно учесть сразу, а значит, появляется вычитаемая временная разница, а с ней и отложенный налоговый актив. Он будет списываться по мере того, как вы будете включать часть убытка в расходы в налоговом учете.

Впервые опубликовано в издании "Главная книга. Конференц-зал" 2010, N 6

О ВЫЧЕТЕ НДС ПО БСО, В КОТОРЫХ НАЛОГ НЕ ВЫДЕЛЕН

Краснопеева А.Н.

Вправе ли налогоплательщик принять к вычету сумму НДС на основании бланка строгой отчетности, в котором налог не выделен отдельной строкой?

ДА НЕТ

НДС, предъявленный при приобретении услуг, принимается к вычету на основании счета-фактуры <1>.

Сумма НДС включается в розничные цены товаров (работ, услуг) <2>.

При оказании услуг за наличный расчет требования НК РФ относительно выставления счета-фактуры с выделенной суммой НДС считаются выполненными, если покупателю выдан БСО <3>.

НК РФ допускает, что сумма НДС может не выделяться отдельной строкой в выдаваемых продавцом БСО <2>. Однако это не препятствует применению вычета НДС, предъявленного продавцом и уплаченного покупателем по таким документам.

В книге покупок регистрируются БСО с суммой НДС, выделенной отдельной строкой <4>.

Если в БСО НДС не выделен, вычет возможен только при наличии счета-фактуры <5>.

ПРАКТИКА ПРАКТИКА
ФАС Восточно-Сибирского округа
4 решения <6>  
ФАС Дальневосточного округа
от 07.11.2007 N Ф03-А51/07-2/4297  
ФАС Московского округа
от 06.04.2009 N КА-А40/2403-09  
ФАС Поволжского округа
от 04.03.2008 N А57-3429/06-25  
ФАС Северо-Кавказского округа
3 решения <7>  
ФАС Уральского округа
5 решений <8>  
ФАС Центрального округа
от 25.05.2007 N А48-2510/06-8  
Третий арбитражный апелляционный суд
от 14.01.2008 N А33-13621/2006-03АП-937/2007  
ИТОГО: 18 ИТОГО: 0

<1> п. 1 ст. 172 НК РФ

<2> п. 6 ст. 168 НК РФ

<3> пп. 4, 7 ст. 168 НК РФ

<4> п. 10 Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утв. Постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 N 914

<5> Письмо Минфина России от 07.08.2009 N 03-01-15/8-400

<6> см. Постановления от 28.05.2008 N А69-1559/07-Ф02-2231/08, от 20.11.2007 N А33-9940/06-Ф02-8607/07, от 24.10.2007 N А58-6226/06-Ф02-7546/07, от 21.06.2007 N А33-15634/04-С3-Ф02-3458/07, А33-15634/04-С3-Ф02-3474/07

<7> см. Постановления от 28.11.2008 N Ф08-7171/2008, от 20.10.2008 N Ф08-6336/2008, от 12.08.2008 N Ф08-4662/2008

<8> см. Постановления от 02.03.2010 N Ф09-1093/10-С2, от 02.04.2008 N Ф09-2063/08-С2, от 02.08.2007 N Ф09-6013/07-С2, от 20.11.2007 N Ф09-9527/07-С2, от 03.10.2007 N Ф09-8054/07-С2

Впервые опубликовано в издании "Главная книга. Конференц-зал" 2010, N 6

ОБ УЧЕТЕ НЕОПЛАЧЕННЫХ ВЕКСЕЛЕЙ

Давыдова Л.К.

Вопрос. У нас есть простой вексель. А недавно мы узнали, что векселедатель ликвидирован. Можем ли мы учесть вексельный долг в расходах?

Л. Д.: Сразу скажу, что, по мнению Минфина, вексельный долг при ликвидации векселедателя вообще нельзя учесть при налогообложении прибыли, потому что учет такого убытка не предусмотрен правилами учета расходов по операциям с ценными бумагами <1>.

С тем, что вексель является ценной бумагой <2>, никто, конечно, спорить не собирается. А вот о правилах налогообложения можно и поспорить.

Давайте рассмотрим все возможные ситуации. При этом я буду исходить из того, что ликвидирован векселедатель простого векселя. Ведь такие векселя самые распространенные. И еще одно допущение - других лиц, обязанных по векселю, таких как индоссанты и авалисты, нет. Если они есть, то при ликвидации векселедателя вы имеете право предъявить требование об уплате долга по векселю ко всем этим лицам <3>.

Итак, ситуация первая. До наступления срока платежа по векселю ликвидирован векселедатель- покупатель, выдавший вам свой вексель в оплату товаров, работ или услуг. В этом случае, на мой взгляд, вы вправе учесть вексельный долг в расходах как безнадежный <4>. Потому что именно в этой ситуации можно говорить о том, что, несмотря на получение векселя, у вас осталась непогашенная дебиторская задолженность покупателя, которая в связи с его ликвидацией и становится безнадежным долгом. В качестве дополнительного аргумента в защиту этой позиции можно привести тот факт, что в бухгалтерском учете собственные векселя покупателей-векселедателей не учитываются продавцами - первыми векселедержателями как ценные бумаги (финансовые вложения), их стоимость отражается как обычная дебиторская задолженность на счете 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" <5>.

Если вы соглашаетесь с предложенной аргументацией, как соглашался с ней ФАС Северо-Западного округа <6>, то вексельный долг нужно учесть в расходах на дату ликвидации векселедателя-покупателя <7>.

А вот если в оплату поставленного вами товара покупатель передал вам вексель третьего лица, то это уже другая ситуация. Рассматривать такой вексель как дебиторскую задолженность невозможно. Потому что фактически вы поменялись с таким покупателем: он вам вексель, а вы ему товар <8>. Поэтому в принципе расходы и убытки по операциям с таким векселем должны учитываться в порядке, установленном статьей 280 НК.

Вопрос. Но вы говорили, что, по мнению Минфина, статьей 280 НК РФ не предусмотрен учет в расходах вексельного долга ликвидированного векселедателя?!

Л. Д.: Говорила. Но и в этом с Минфином можно не согласиться. Причем, если можно так сказать, двумя разными способами, в зависимости от того, признаем ли мы прекращение существования ценной бумаги ее выбытием.

Смотрите, при ликвидации лица, обязанного уплатить по векселю, сам вексель перестает быть ценной бумагой, так как с этого момента он не удостоверяет никаких имущественных прав <9>. И если мы признаем прекращение существования векселя как ценной бумаги его выбытием, то и вексельный долг мы учитываем в расходах как убыток от иного выбытия ценных бумаг <10>. Конечно, уменьшить на этот убыток налоговую базу по обычной деятельности не получится <11>. Это первый способ.

Второй способ основан на том, что прекращение существования векселя как ценной бумаги вообще нельзя признать какой бы то ни было операцией с векселем: ни реализацией, ни иным выбытием. Значит, вексельный долг ликвидированного векселедателя вообще не может быть учтен по правилам статьи 280 НК. Причем не потому, что в ней об этом ничего не сказано, а потому, что она вообще не может регулировать налогообложение в этой ситуации. Ведь, как следует из ее названия и содержания, она устанавливает только правила определения налоговой базы по операциям с ценными бумагами. Между тем никаких операций с ценными бумагами в рассматриваемом случае просто нет. Соответственно, вексельный долг мы учитываем в расходах как безнадежный на основании подпункта 2 пункта 2 статьи 265 НК, так как он соответствует требованиям статьи 252 НК и не упомянут в статье 270 НК.

Именно исходя из того, что при ликвидации векселедателя не происходит реализации (выбытия) векселя, ФАС Северо-Западного округа разрешал во второй ситуации учесть вексельный долг как безнадежный <12>. Более того, иногда против такого подхода не возражают и налоговики <13>. Но пока такие случаи единичны, предсказать, как будет дальше развиваться правоприменительная практика, невозможно.

Кстати, есть Постановление Президиума ВАС РФ, в котором он согласился с выводом, что при ликвидации акционерного общества - эмитента акций у его акционеров не происходит ни реализации, ни выбытия акций <14>. Да, векселя не акции, но аналогия налицо.

Вопрос. А можно использовать предложенную вами аргументацию, если ликвидирован векселедатель, вексель которого мы изначально приобрели как ценную бумагу, купив его за деньги?

Л. Д.: На мой взгляд, да. Думаю, вы сами видите, что ни с правовой, ни с экономической точек зрения ваша ситуация не отличается от ситуации, когда вексель третьего лица получен в оплату товаров, работ или услуг. Хотя, естественно, это не означает, что налоговый инспектор охотно с вами согласится. Но, руководствуясь осторожной позицией, проще вообще не учитывать долги ликвидированных векселедателей в расходах. Только правильно ли это?

И, наконец, ситуация третья. Бывает так, что вы предъявили вексель к погашению, а уже после этого векселедатель был ликвидирован и денег вы так и не получили. Здесь, независимо от того, получили вы вексель от векселедателя или по индоссаменту, вексельный долг вы можете учесть в расходах как безнадежный <15>. Потому что операцией с ценной бумагой являлось предъявление векселя к платежу. И если ваши расходы по приобретению векселя были меньше, чем стоимость, по которой он предъявлен к погашению, то убытка у вас не было. При этом вместо ценной бумаги у вас появилась дебиторская задолженность векселедателя, которая и стала безнадежной при его ликвидации. Правомерность этого подхода подтвердил Президиум ВАС РФ <16>.

Вопрос. И как отразить все это в бухучете?

Л. Д.: Бухгалтерский учет этих операций сложностей не представляет. Вексельный долг ликвидированного векселедателя признается внереализационным расходом <17>. Он отражается на дату ликвидации векселедателя по дебету счета 91-2 "Прочие расходы" и кредиту:

- или счета 62, субсчет "Векселя полученные", если это был собственный вексель покупателя, полученный в оплату ваших товаров, работ, услуг <18>;

- или счета 58-2 "Долговые ценные бумаги", если это был вексель третьего лица, полученный от покупателя в оплату ваших товаров, работ, услуг или купленный вами за деньги.

Если же вексель был предъявлен вами к погашению и принят векселедателем, то его выбытие оформляется проводкой дебет счета 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами", субсчет "Расчеты по векселям, предъявленным к погашению", - кредит счета 58-2. А на дату ликвидации векселедателя вы просто спишете вексельный долг со счета 76 в дебет счета 91-2.

Вопрос. А нам собственный простой вексель выдал наш заемщик. Если он вдруг будет ликвидирован, мы сможем учесть вексельный долг в расходах?

Л. Д.: Думаю, такой вексельный долг должен учитываться в расходах как безнадежный <19>. По сути он представляет собой невозвращенный заем, взыскание которого стало невозможным <20>. А в налоговых расходах нельзя учитывать только суммы возвращенных займов <21>. Поэтому на дату ликвидации заемщика вы имеете полное право учесть сумму займа в расходах <22>.

Вопрос. Какими документами нужно подтверждать безнадежность долга ликвидированного векселедателя?

Л. Д.: Во-первых, это выписка из ЕГРЮЛ <23>. Она позволит установить точную дату ликвидации должника <24>.

Во-вторых, сам вексель либо, если он был предъявлен к платежу, его копия с отметкой векселедателя о принятии подлинника векселя или акт приема-передачи. Ну и в-третьих, приказ вашего руководителя, в котором указана причина списания вексельного долга <25>.

Вопрос. Наш векселедатель отказался платить по векселю. Отказ в платеже был удостоверен нотариусом. Потом мы получили судебный приказ, по которому векселедатель должен выплатить нам и вексельный долг, и проценты, и судебные расходы. Но мы ничего так и не получили, а исполнительное производство окончено приставом в связи с невозможностью взыскания. И что нам делать с такими долгами?

Л. Д.: Все эти суммы, которые вы уже учли в доходах при получении судебного приказа <26>, теперь вы сможете учесть в расходах <27>. Основание для этого - постановление судебного пристава- исполнителя об окончании исполнительного производства в связи с невозможностью взыскания и о возвращении взыскателю, то есть вам, исполнительного документа (судебного приказа) <28>. С таким подходом (правда, в отношении обычных долгов) уже соглашается и Минфин <29>, однако чиновники по- прежнему отрицательно относятся к учету в расходах вексельных долгов <30>.

Вопрос. Я, наверное, совсем не в тему, но у нас все наоборот. Мы выдали простой вексель, срок вексельной давности давно прошел, а вексель к оплате нам так и не предъявили. И что нам делать?

Л. Д.: Вам нужно было на дату истечения срока исковой давности по векселю включить его номинальную стоимость и проценты, если их начисление было предусмотрено, в состав внереализационных доходов <31>.

Вопрос. Скажите: нужно ли векселедателю включать в доходы вексельную сумму, если векселедержатель ликвидирован, а срок платежа по векселю еще не наступил?

Л. Д.: Налоговые органы, если судить по спорам, рассматриваемым в судах, считают, что нужно. Они считают такой вексельный долг кредиторской задолженностью, подлежащей списанию в связи с невозможностью взыскания <32>.

Конечно, эта позиция не выдерживает критики. Ведь ликвидация векселедержателя не прекращает вексельного обязательства у векселедателя. Потому что векселедержатель еще до ликвидации мог передать вексель по индоссаменту или вексель мог перейти к участнику организации-векселедержателя при распределении имущества в процессе ликвидации <33>. И новый векселедержатель при наступлении срока платежа сможет потребовать оплаты по векселю <34>. Поэтому доход в виде неистребованной вексельной суммы возникает только по истечении срока вексельной давности <35>. С этой позицией соглашается и большинство арбитражных судов <36>.

Но, как уже говорил лектор, вексельные сделки и долги всегда под подозрением. Поэтому учтите: если хоть что-нибудь в ваших отношениях с векселедержателем будет указывать на наличие вексельной схемы, то суд именно от вас потребует доказательств передачи векселя от векселедержателя третьему лицу. А если вы их не представите, признает ликвидацию векселедержателя основанием для включения вексельной суммы в налоговые доходы <37>.


<1> ст. 280 НК РФ; Письмо Минфина России от 04.09.2008 N 03-03-05/99

<2> ст. 143 ГК РФ

<3> ст. 147 ГК РФ; пп. 43, 47, 77, 78 Положения о переводном и простом векселе, утв. Постановлением ЦИК СССР и СНК СССР от 07.08.37 N 104/1341 (далее - Положение)

<4> п. 2 ст. 266, подп. 2 п. 2 ст. 265 НК РФ

<5> п. 3 ПБУ 19/02 "Учет финансовых вложений", утв. Приказом Минфина России от 10.12.2002 N 126н

<6> Постановления ФАС СЗО от 18.01.2010 N А05-7458/2009, от 11.01.2010 N А05-6767/2009

<7> п. 1 ст. 272 НК РФ

<8> ст. 567 ГК РФ

<9> п. 1 ст. 142 ГК РФ

<10> п. 2 ст. 280 НК РФ

<11> п. 8 ст. 280 НК РФ

<12> Постановления ФАС СЗО от 15.02.2010 N А05-6785/2009, от 15.02.2010 N А05-6783/2009

<13> Постановление ФАС МО от 20.04.2010 N КА-А40/3699-10

<14> Постановление Президиума ВАС РФ от 09.06.2009 N 2115/09

<15> подп. 2 п. 2 ст. 265 НК РФ

<16> Постановление Президиума ВАС РФ от 15.04.2008 N 15706/07

<17> п. 12 ПБУ 10/99 "Расходы организации", утв. Приказом Минфина России от 06.05.99 N 33н

<18> Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утв. Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н

<19> подп. 2 п. 2 ст. 265 НК РФ

<20> п. 2 ст. 266 НК РФ

<21> п. 12 ст. 270 НК РФ

<22> Постановления ФАС ЗСО от 23.03.2009 N Ф04-1775/2009(3223-А27-49); ФАС МО от 05.11.2008 N КА-А40/10237-08; ФАС ПО от 10.07.2008 N А72-7799/07-12/195; ФАС СЗО от 08.02.2010 N А05-7369/2009; Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.02.2010 N 17АП-13390/2009-АК

<23> Приложение N 5 к Правилам ведения Единого государственного реестра... утв. Постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 N 438

<24> п. 2 ст. 6, п. 6 ст. 22 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"

<25> п. 77 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утв. Приказом Минфина России от 29.07.98 N 34н

<26> ч. 1 ст. 130 ГПК РФ; п. 3 ст. 250, подп. 4 п. 4 ст. 271 НК РФ

<27> подп. 2 п. 2 ст. 265, п. 2 ст. 266 НК РФ

<28> подп. 2 п. 2 ст. 265 НК РФ; пп. 3, 4 ч. 1, ч. 2, 3 ст. 46 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве"

<29> Письмо Минфина России от 30.03.2009 N 03-03-06/1/199

<30> Письмо Минфина России от 20.01.2010 N 03-03-06/1/10

<31> п. 18 ст. 250, п. 1 ст. 271 НК РФ; пп. 70, 77, 78 Положения; п. 26 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 25.07.97 N 18; Постановление ФАС МО от 09.09.2009 N КА-А41/8500-09

<32> п. 18 ст. 250 НК РФ

<33> п. 7 ст. 63 ГК РФ

<34> пп. 11, 16 Положения

<35> п. 18 ст. 250 НК РФ; п. 26 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 25.07.97 N 18

<36> Постановления ФАС СЗО от 26.02.2010 N А13-7123/2009, от 26.01.2007 N А56-2726/2006; ФАС МО от 10.10.2007 N КА-А40/10465-07, от 07.11.2005 N КА-А41/10937-05

<37> Постановление ФАС ПО от 03.05.2007 N А55-11375/2006

Впервые опубликовано в издании "Главная книга. Конференц-зал" 2010, N 6

О ДОХОДАХ ПО ДИСКОНТНЫМ ВЕКСЕЛЯМ

Судакова А.Л.

Обязана ли организация учитывать доход по дисконтным векселям, приобретенным у третьих лиц, до даты погашения (выбытия) векселя?

ДА НЕТ

Для целей налогообложения процентом признается любой заранее заявленный (установленный) доход, в том числе в виде дисконта, полученный по долговому обязательству любого вида <1>.

Сумма процентов, включаемая во внереализационный доход в отчетном периоде, определяется в соответствии с условиями договора, исходя из установленных по каждому виду долговых обязательств доходности и срока действия такого долгового обязательства в отчетном периоде <2>.

Индоссамент переносит все права, вытекающие из векселя, на нового держателя векселя <3>.

Любое лицо, приобретая вексель по цене ниже его номинальной стоимости, знает, что при погашении оно получит доход в виде разницы между номиналом векселя и расходами на его приобретение, что делает такой доход заранее заявленным <1>.

Налоговое определение процентов <1> относится и к обязательствам между векселедателем и вторичными векселедержателями.

Внереализационные доходы в виде дисконта возникают только у первого векселедержателя, поскольку между векселедателем и векселедержателем, приобретшим вексель у третьих лиц, долговое обязательство не возникает.

У вторичного векселедержателя доходом является разница между покупной и продажной ценой векселя, которая включается в состав доходов при реализации векселя <4>.

ПРАКТИКА ПРАКТИКА
ФАС Западно-Сибирского округа
от 15.01.2010 N А70-9235/2008  
ФАС Северо-Западного округа
от 08.02.2008 N А05-8613/2007  
Первый арбитражный апелляционный суд
от 10.12.2008 N А79-4629/2008  
ИТОГО: 3 ИТОГО: 0

<1> п. 3 ст. 43 НК РФ

<2> п. 6 ст. 250, п. 4 ст. 328 НК РФ

<3> статьи 14, 77 Положения о переводном и простом векселе, утв. Постановлением ЦИК СССР и СНК СССР от 07.08.37 N 104/1341

<4> ст. 280 НК РФ

Впервые опубликовано в издании "Главная книга. Конференц-зал" 2010, N 6


 Купить систему КонсультантПлюс

В справочной правовой системе КонсультантПлюс есть вся необходимая информация для бухгалтера и юриста. Благодаря постоянному обновлению информация в системе всегда актуальна.

Поэтому, приобретая систему КонсультантПлюс, вы экономите время, деньги и получаете надежного помощника.



Все права защищены © 2010 ЗАО "Консультант Плюс"
тел. +7(495)956-8283, +7(495)787-9292
mailto:contact@consultant.ru
http://www.consultant.ru/

Информация предоставлена компанией "Консультант Плюс", являющейся разработчиком одноименных справочных правовых систем. Общероссийская Сеть распространения правовой информации КонсультантПлюс объединяет 300 региональных информационных центров, которые занимаются поставкой систем и передачей информации пользователям в 150 городах России. На специализированном правовом сервере: www.consultant.ru можно получить бесплатный доступ к большому массиву актуальной справочной правовой информации, а также узнать подробнее о программных продуктах и услугах Сети КонсультантПлюс, о ее структуре и деятельности, скачать демонстрационные версии профессиональных систем.

Выпуски за другие дни


В избранное