Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

КонсультантПлюс: по cтраницам "Главной книги" Выпуск от 19.02.2010


"КонсультантПлюс: по cтраницам "Главной книги""

КонсультантПлюс По страницам журнала "Главная книга"
Выпуск от 19.02.2010

Обзоры законодательства | Интернет-версия КонсультантПлюс | Финансовые консультации | Подписаться

 Купить систему КонсультантПлюс

По статистике пользователь КонсультантПлюс тратит на поиск нужной ему информации от нескольких десятков секунд до 1 минуты - за это время можно открыть систему и найти нужный документ или описание интересующей вас ситуации.

Доставка и работа по установке БЕСПЛАТНО.


Содержание

ПРОЦЕНТЫ ПО ЗАЙМУ ПРИЗНАЮТСЯ В РАСХОДАХ, КОГДА ЗАЕМЩИК ДОЛЖЕН ИХ УПЛАТИТЬ ПО УСЛОВИЯМ ДОГОВОРА

Забрамная Е.

24 ноября 2009 г.

Постановление Президиума ВАС РФ от 24.11.2009 N 11200/09

Президиум ВАС постановил, что проценты по договору займа могут учитываться во внереализационных расходах только в том налоговом периоде, когда у заемщика возникает обязанность по их уплате.

Суть дела такова. Организация заключила договор займа, по которому в период до 2010 г. должна была погашать основной долг, а только с 2010 г. по 2014 г. - проценты по займу. Однако начисленные проценты она относила к внереализационным расходам в 2005 - 2006 гг. Налоговики сочли это неправомерным, поскольку согласно условиям договора организация-заемщик должна была уплачивать проценты только начиная с 2010 г. Поэтому ей был доначислен налог на прибыль и пени, а также организацию оштрафовали за неполную уплату налога в 2005 - 2006 гг. <1>

Организация обжаловала решение инспекции в суде. Она исходила из того, что при методе начисления проценты по займу признаются в расходах в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся, независимо от времени их фактической уплаты <2>. Суды первой и апелляционной инстанций согласились с этим и удовлетворили исковые требования организации. Однако суд кассационной инстанции, а затем и Президиум ВАС приняли сторону налоговой инспекции и отменили вынесенные судебные решения по делу.

Как указал ВАС, суды правильно сочли, что факт реальной уплаты процентов не является определяющим при решении вопроса о моменте признания расходов. Однако организация-заемщик должна учитывать то, в каком именно налоговом периоде у нее возникает обязательство по уплате этих процентов. Она обязана формировать налоговую базу конкретного периода с учетом тех доходов и расходов, которые относятся к этому периоду, и исходя из того, когда по условиям договора такие расходы должны у нее возникнуть <3>. В рассматриваемой ситуации период погашения процентов, согласно договору займа, приходится на 2010 - 2014 гг. Поэтому относить их в уменьшение базы 2005 - 2006 гг. неправомерно.

Договоры займа, предусматривающие не одновременное погашение основного долга и начисляемых на него процентов, а уплату сначала всего долга целиком, а только потом процентов, в основном заключаются между дружественными компаниями. И если вам удалось получить заем на таких льготных условиях, учтите, что включить проценты в расходы вы вправе только тогда, когда по условиям договора должны будете их платить.


<1> ст. 122 НК РФ

<2> п. 1 ст. 272, подп. 2 п. 1 ст. 265 НК РФ

<3> п. 1 ст. 272 НК РФ

Впервые опубликовано в журнале "Главная книга" 2010, N 2

ОБЗОР НЕБОЛЬШИХ, НО ВАЖНЫХ ПОПРАВОК ПО НАЛОГУ НА ПРИБЫЛЬ (Комментарий к изменениям, внесенным в гл. 25 НК РФ с 2010 г.)

Сметанникова Е.

Федеральный закон от 25.11.2009 N 281-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"

В 2010 г. Налоговый кодекс по традиции предстал перед нами в обновленном виде: в него внесен ряд поправок, касающихся учета доходов и расходов, которые радуют не меньше новогодних подарков.

Выявленные излишки МПЗ - в расходы по их реальной стоимости

Стоимость излишков, выявленных при инвентаризации имущества, а также имущества, полученного при ремонте или разборке и демонтаже ОС, - внереализационный доход компании <1>. По ранее действовавшим правилам в расходы при списании таких МПЗ в производство или при их продаже можно было включить только 20% от учтенных доходов <2>. Теперь компания может в таких случаях учесть в расходах всю сумму, которая была признана в доходах при их принятии к учету.

Кроме того, право уменьшить доходы от реализации таких МПЗ на их стоимость, ранее учтенную в доходах, теперь прямо закреплено в НК РФ <3>.

Забываем о курсовых разницах по авансам

Отныне курсовые разницы по авансам исключены из перечня внереализационных доходов и расходов <4>. В бухгалтерском учете пересчет полученных и выданных авансов в связи с изменением курса иностранной валюты не надо делать уже 2 года <5>.

Однако НК по-прежнему предписывает определять стоимость товаров (работ, услуг), приобретенных за валюту или выручку от реализации товаров (работ, услуг), на дату перехода права собственности на эти товары (работы, услуги) <6>. И если читать новую редакцию НК РФ буквально, получается, что с 2010 г. доходы и расходы организации, получившей или выдавшей аванс в валюте, все равно зависят от колебаний курса. Но в Минфине России нам разъяснили, что такое прочтение неверно. И "авансовые" валютные доходы и расходы теперь нужно пересчитывать в рубли только по курсу на дату перечисления (получения) аванса.

ИЗ АВТОРИТЕТНЫХ ИСТОЧНИКОВ

БАХВАЛОВА АЛЕКСАНДРА СЕРГЕЕВНА - Главный специалист-эксперт отдела налогообложения прибыли (дохода) организаций Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

"Аванс в иностранной валюте, полученный в счет поставки товара, принимается к налоговому учету по курсу ЦБ на дату его получения. В дальнейшем, в течение всего периода, прошедшего с момента получения аванса и до даты поставки товара, сумма аванса не переоценивается. На дату перехода права собственности на товар определяется сумма дохода от реализации следующим образом:

- часть выручки, под которую был получен аванс, считается по курсу на дату получения аванса;

- оставшаяся часть выручки определяется по курсу ЦБ на дату перехода права собственности на товар к покупателю.

По аналогичному принципу определяется стоимость приобретенных товаров (работ, услуг), по которым покупатель уплатил аванс в иностранной валюте: часть стоимости, уплаченной авансом, определяется по курсу на дату уплаты аванса, часть, оплаченная после отгрузки, - по курсу на дату получения товаров (работ, услуг)".

Таким образом, как и планировалось, поправки сблизили бухгалтерский и налоговый учет <7>.

Отдельно начисляем амортизацию по улучшениям арендованного имущества

С этого года амортизацию по капвложениям в арендованные основные средства, произведенным с согласия арендодателя и им не возмещаемым, можно рассчитывать исходя из срока полезного использования не арендуемого ОС, а самих капитальных вложений <8>. При условии, что эти капвложения поименованы в Классификации основных средств <9> как самостоятельные объекты.

Такой же принцип начисления амортизации по капвложениям действует и для ссудополучателей <10>.

Пример. Расчет амортизации по неотделимым улучшениям арендованного имущества

УСЛОВИЕ

Компания с 01.01.2010 арендует офисное здание сроком на 3 года (36 мес.). Арендатор с согласия арендодателя в марте 2010 г. установил в арендованном здании новый лифт, потратив на это 1 200 000 руб. (без НДС). Эти затраты арендатору не возмещаются. Арендованное здание относится к 9-й амортизационной группе, срок его полезного использования - 30 лет (360 мес.). Лифт относится к 3-й амортизационной группе со сроком полезного использования свыше 3 и до 5 лет включительно. В марте 2010 г. арендатор ввел его в эксплуатацию и включил произведенные им неотделимые улучшения в сумме 1 200 000 руб. в состав амортизируемого имущества. Амортизация начисляется линейным способом. Арендатор установил срок полезного использования равным 37 месяцам.

РЕШЕНИЕ

С апреля 2010 г. до декабря 2012 г. арендатор ежемесячно учитывает в составе расходов сумму амортизации по произведенным неотделимым улучшениям <11>.

ВАРИАНТ 1. Если арендатор будет амортизировать неотделимые улучшения исходя из срока полезного использования арендуемого здания (360 мес.), то сможет ежемесячно относить на расходы 3333,33 руб. (1 200 000 руб. / 360 мес.). Поэтому до окончания срока аренды учтет в расходах 109 999,89 руб. (3333,33 руб. x 33 мес.).

ВАРИАНТ 2. Если амортизация будет рассчитываться исходя из срока полезного использования самого лифта (37 мес.), то ежемесячно в расходы арендатор может включать 32 432,4 руб. (1 200 000 руб. / 60 мес.). Таким образом, до окончания срока аренды он учтет в расходах 1 070 269,2 руб. (32 432,4 руб. x 33 мес.), то есть почти в 10 раз больше, чем в первом варианте.

***

В целом поправки по налогу на прибыль, внесенные в НК РФ, долгожданны и позитивны, поскольку они снимают спорные вопросы.


<1> пп. 13, 20 ст. 250 НК РФ

<2> п. 2 ст. 254 НК РФ (ред., действовавшая до 01.01.2010); Письмо Минфина России от 14.11.2008 N 03-03-06/1/631

<3> подп. 2 п. 1 ст. 268 НК РФ

<4> п. 11 ст. 250, подп. 5 п. 1 ст. 265 НК РФ

<5> п. 10 ПБУ 3/2006 "Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте", утв. Приказом Минфина России от 27.11.2006 N 154н

<6> п. 8 ст. 271, п. 10 ст. 272 НК РФ

<7> Основные направления налоговой политики РФ на 2010 г. и на плановый период 2011 и 2012 гг.; Письмо Минфина России от 28.09.2009 N 03-03-06/1/624

<8> абз. 6 п. 1 ст. 258 НК РФ

<9> утв. Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 N 1

<10> абз. 9 п. 1 ст. 258 НК РФ

<11> абз. 6 п. 1 ст. 258, п. 5 ст. 259.1 НК РФ

Впервые опубликовано в журнале "Главная книга" 2010, N 2

СТРАХОВЫЕ ВЗНОСЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ "ЗА СЕБЯ" (Размер новых страховых взносов предпринимателей в 2010 г. и порядок их уплаты независимо от режима налогообложения)

Мацепуро Н.

Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ (далее - Закон N 212-ФЗ); Федеральный закон от 24.07.2009 N 213-ФЗ (далее - Закон N 213-ФЗ)

С доходов, полученных в этом году, предприниматели уже не будут платить ЕСН. Кроме того, им не нужно будет уплачивать за себя пенсионные взносы в виде фиксированных платежей. Все это заменено страховыми взносами во внебюджетные фонды. За текущий год их нужно заплатить до конца 2010 г. <1> И те, кто не любит откладывать на завтра то, что можно сделать сегодня, узнают, как уже сейчас заплатить новые страховые взносы за 2010 г. А те, кто не успел вовремя уплатить в ПФР фиксированные платежи за 2009 г., смогут далее узнать, как их правильно перечислить.

Расчет новых взносов

Все предприниматели без исключения должны платить за себя страховые взносы в три внебюджетных фонда (ПФР, ФФОМС и ТФОМС) исходя из стоимости страхового года, которая зависит от федерального МРОТ на 1 января каждого года <2>. В ФСС по-прежнему обязательных платежей "за себя" нет <3>.

Примечание. Всех страхователей ПФР регистрирует самостоятельно на основании поступающих из ИФНС сведений. Поэтому дополнительно вставать на учет не нужно ни в ФОМС, ни в ПФР <4>.

МРОТ на начало 2010 г. составил 4330 руб. <5>, поэтому сумма взносов за год равна 12 002,76 руб. <6>, из которых платится:

- 10 392 руб. - в ПФР (4330 руб. x 20% x 12). При этом предприниматели 1966 года рождения и старше всю эту сумму перечисляют на страховую часть трудовой пенсии, а предприниматели 1967 года рождения и моложе - 7274,40 руб. (4330 руб. x 14% x 12) на страховую часть и 3117,60 руб. (4330 руб. x 6% x 12) на накопительную <7>;

- 571,56 руб. - в ФФОМС (4330 руб. x 1,1% x 12);

- 1039,20 руб. - в ТФОМС (4330 руб. x 2% x 12).

Внимание! Несмотря на отмену ЕСН, вы все равно должны до 30 апреля 2010 г. представить в ИФНС декларацию по ЕСН за 2009 г. А до 15 июля 2010 г. - рассчитаться по этому налогу с бюджетом <8>.

Если впоследствии МРОТ изменится, то пересчитывать ничего не нужно.

Порядок уплаты взносов

Администратором новых взносов является ПФР, поэтому именно он будет контролировать правильность их начисления и своевременность уплаты <9>.

Реквизиты для уплаты страховых взносов (наименование получателя, его ИНН, КПП, расчетный счет и др.) вы можете узнать в своем отделении ПФР.

Заплатить взносы нужно отдельными платежными поручениями не позднее 31 декабря 2010 г., но можно и раньше, Закон этого не запрещает <10>. При этом в платежках нужно указывать следующие КБК <11>.

Вид платежа КБК (в 14-м разряде КБК вместо цифры 1 надо указать цифру 2 - при уплате пени, 3 - при уплате штрафа)
Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование
На выплату страховой части трудовой пенсии 392 1 02 02100 06 1000 160
На выплату накопительной части трудовой пенсии 392 1 02 02110 06 1000 160
Страховые взносы на обязательное медицинское страхование
В ФФОМС 392 1 02 02100 08 1000 160
В ТФОМС 392 1 02 02110 09 1000 160

Примечание. Если вы будете платить страховые взносы за квартал, то сообщите об этом в назначении платежа, а в поле с периодом вместо "МС" укажите "КВ" и далее проставьте номер квартала. Например, при уплате взносов за I квартал вы укажете "КВ.01.2010". А если решите уплатить годовую сумму взносов единовременно, то укажите в этом поле "ГД.00.2010" <13>.

Обратите внимание: если у вас осталась задолженность по фиксированным пенсионным взносам за 2009 г. (их нужно было заплатить не позднее 31 декабря 2009 г.), то в платежке надо указывать уже новые КБК <12>.

Вид платежа КБК (в 14-м разряде КБК вместо цифры 1 надо указать цифру 2 - при уплате пени, 3 - при уплате штрафа)
Страховые взносы в виде фиксированного платежа, зачисляемые в ПФР (задолженность по состоянию на 31.12.2009)
На выплату страховой части трудовой пенсии 392 1 02 02030 06 1000 160
На выплату накопительной части трудовой пенсии 392 1 02 02040 06 1000 160

Налоговый учет взносов

Налоговый учет новых взносов не отличается от учета фиксированных пенсионных платежей.

При применении общего режима налогообложения, УСНО с объектом налогообложения "доходы минус расходы" или ЕСХН уплаченные страховые взносы можно учесть в расходах <14>. А в случае применения "доходной" упрощенки или ЕНВД - уменьшить на них сумму налога к уплате, но не более чем на 50% <15>. В свою очередь, предприниматели - упрощенцы на патенте при уплате второй части его стоимости могут уменьшить ее на сумму взносов, но не более чем на 2/3 <16>. Хотя финансовое ведомство придерживаться иной позиции и считает, что даже эти 2/3 стоимости патента уменьшать можно лишь не более чем на 50% <17>.

Как нужно платить взносы - единовременно или равномерными платежами в течение года - зависит от применяемого налогового режима:

<если> вы находитесь на общем режиме, то платить можно как угодно, в том числе и раз в год, поскольку расходы на страховые взносы не уменьшают авансовые платежи по НДФЛ и учитываются лишь по итогам года при расчете суммы самого налога <18>;

<если> вы - спецрежимник, то взносы лучше платить равномерно в течение года (ежемесячными или квартальными платежами). Так вы сможете своевременно включать их в расходы (уменьшать на них налог к уплате или стоимость патента). Ведь взносы, уплаченные наперед или, наоборот, за предыдущие отчетные (налоговые) периоды, в некоторых случаях учесть будет проблематично <19>.

Отчетность по взносам

По всем начисленным и уплаченным за 2010 г. взносам предприниматель до 1 марта 2011 г. должен подать в свое отделение ПФР единый расчет по форме РСВ-2 ПФР <20>. Промежуточной отчетности в течение года нет.

***

Новые страховые взносы избавляют предпринимателей, применяющих общий режим, от ЕСН-обязанностей, но увеличивают платежную нагрузку на предпринимателей-спецрежимников. Для них сумма обязательных взносов в год выросла с 7274,40 руб. до 12 002,76 руб. Не стоит торопиться уплатить всю эту сумму разом, никаких преимуществ это не дает.

А при перечислении задолженности по фиксированным пенсионным взносам за 2009 г. главное - не забыть указать уже новые КБК и нового получателя - свое отделение ПФР.


<1> ч. 2 ст. 16 Закона N 212-ФЗ

<2> п. 2 ч. 1, ч. 3 ст. 5, ст. 13, ч. 1 ст. 14, ч. 1 ст. 16 Закона N 212-ФЗ

<3> п. 2 ч. 1 ст. 5, ч. 5 ст. 14 Закона N 212-ФЗ

<4> статьи 3, 6 Закона N 212-ФЗ

<5> ст. 1 Федерального закона от 19.06.2000 N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда"

<6> ч. 1, 4 ст. 57 Закона N 212-ФЗ

<7> пп. 1, 3 ст. 33 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"; п. 29 ст. 27 Закона N 213-ФЗ

<8> пп. 5, 7 ст. 244 НК РФ

<9> ч. 1 ст. 3 Закона N 212-ФЗ

<10> ч. 2, 4 ст. 16 Закона N 212-ФЗ

<11> Письмо ПФР от 08.12.2009 N 30/187

<12> Письмо ПФР от 08.12.2009 N 30/187

<13> п. 6 Приложения N 2 к Приказу Минфина России от 24.11.2004 N 106н

<14> ст. 221, подп. 7 п. 2 ст. 346.5, подп. 7 п. 1 ст. 346.16 НК РФ; п. 2 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 18.12.2007 N 123

<15> п. 3 ст. 346.21, п. 2 ст. 346.32 НК РФ

<16> пп. 8, 10 ст. 346.25.1 НК РФ

<17> Письмо Минфина России от 26.12.2008 N 03-11-02/162

<18> п. 3 ст. 210, п. 1 ст. 221, пп. 1, 3 ст. 225, п. 2 ст. 227 НК РФ

<19> п. 1 Письма ФНС России от 28.09.2009 N ШС-22-3/743@; Письмо Минфина России от 07.10.2009 N 03-11-09/340

<20> ч. 5 ст. 16 Закона N 212-ФЗ; приложение к Приказу Минздравсоцразвития России от 12.11.2009 N 895н

Впервые опубликовано в журнале "Главная книга" 2010, N 2

КАК ОПЛАЧИВАЮТСЯ НЕРАБОЧИЕ ПРАЗДНИЧНЫЕ ДНИ

Шаповал Е.

В январе много праздников. Но нередко в эти дни приходится работать. Чтобы помочь вам правильно рассчитать зарплату работников за время праздников, мы ответили на наиболее часто встречающиеся вопросы.

Сдельщикам нужно платить за праздники

(?) У нас рабочим установлена сдельная оплата. В январе, когда праздников много, у сдельщиков зарплата меньше. Правильно ли мы делаем, что не оплачиваем им праздники, если они не работают?

Ответ

Неправильно. Оплата труда сдельщиков зависит от объема выполненной работы. Очевидно, что чем больше в месяце нерабочих праздничных дней, тем меньше зарплата сдельщиков. Поэтому ТК РФ обязывает работодателя дополнительно оплачивать им нерабочие праздничные дни <1>.

Если же работодатель не сделает этого, то трудинспекция при проверке может оштрафовать организацию на сумму от 30 000 до 50 000 руб., а руководителя организации и работодателя - индивидуального предпринимателя - на сумму от 1000 до 5000 руб. <2>

(?) А как правильно определить размер такой доплаты?

Ответ

Законодательством размер дополнительной оплаты для сдельщиков не установлен. Поэтому его нужно определить самостоятельно в локальном нормативном акте организации (например, в положении об оплате труда) либо в коллективном или трудовом договоре <1>.

На практике применяются различные способы расчета размера дополнительной оплаты за нерабочие праздничные дни. В частности, можно рассчитать ее исходя из норм выработки, установленных работнику, либо исходя из среднего дневного заработка. А можно даже установить символическую оплату.

(?) Работник-сдельщик принес больничный за период с 29 декабря 2009 г. по 8 января 2010 г. Должны ли мы оплачивать ему праздники за это время, ведь за этот период мы оплачиваем ему больничный?

Ответ

Сдельщикам нужно доплачивать за праздники даже в том случае, когда такие дни приходятся на период ежегодного оплачиваемого отпуска или нетрудоспособности <3>. Это обусловлено тем, что обязанность произвести доплату не зависит от того, находится или нет работник в это время в отпуске или на больничном.

(?) У нас ОСНО. Можем ли мы учесть в расходах для целей налогообложения прибыли дополнительную оплату сдельщикам за праздники?

Ответ

Да, можете <4>. Однако по поводу того, в каких документах необходимо установить размер дополнительной оплаты, чтобы учесть ее в расходах, существует две точки зрения. Так, согласно позиции Минфина России такая оплата включается в расходы, если ее размер установлен не только локальным нормативным актом, но и трудовым договором <5>. А УФНС России по г. Москве считает, что для отнесения на расходы выплат сдельщикам в нерабочие праздничные дни достаточно, чтобы они были установлены локальным актом организации <6>. Так что размер дополнительной оплаты лучше закрепить в трудовом договоре тоже.

Отгул за работу в праздник не отменяет повышенную оплату

(?) У нас диспетчеры работают по графику "сутки через трое". Рабочий день по графику совпал с праздником. Теперь работник просит отгул. Положен ли ему отгул, ведь этот день для него - рабочий?

Ответ

ТК РФ закрепляет возможность для работника взять отгул за работу в праздничный день независимо от того, является ли такой день для работника выходным или рабочим по графику <7>. Причем отгул положен за работу в праздник, даже если на праздничный день приходится несколько часов работы <8>.

(?) Мы привлекли сотрудника с его согласия к работе в нерабочий праздничный день 5 января. Он взял в этом же месяце отгул. Он получает оклад. Правильно ли будет заплатить ему за январь только оклад?

Ответ

Нет, не правильно. Он работал в праздничный день, а потом взял отгул. Значит, количество дней, которые он должен был отработать в январе, не изменилось. Следовательно, ему нужно выплатить оклад. За работу в праздничный день положена двойная оплата. А если работник взял отгул, то одинарная. Поэтому ему нужно заплатить сверх оклада одну дневную часть оклада.

(?) Наш магазин работает без выходных. Продавцам установлены оклады, а выходные предоставляются по скользящему графику. Должны ли мы оплачивать работу в праздничный день в двойном размере, если он по графику рабочий?

Ответ

Если продавцу установлен оклад и он работал в праздник по графику и полностью отработал норму рабочего времени за месяц, сверх оклада ему нужно заплатить одну дневную часть оклада <9>.

(?) У нас слесарям установлен суммированный учет рабочего времени. Зарплата им рассчитывается из оклада. В связи с аварией на теплотрассе к работе 3 января были привлечены не только те, кто работал по графику, но и те, у кого был выходной. Как оплатить работу и тем и другим в такой ситуации?

Ответ

Слесарям, для которых этот день был рабочим, нужно заплатить за месяц сверх оклада еще одну дневную часть оклада. Если они возьмут отгул, то им нужно заплатить полный оклад. А вот тем слесарям, у которых был выходной, сверх оклада за месяц нужно заплатить две дневных части оклада. А если они возьмут отгул, то одну дневную часть оклада <10>.


<1> ст. 112 ТК РФ

<2> ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ

<3> ст. 112 ТК РФ

<4> ст. 255 НК РФ

<5> Письмо Минфина России от 02.03.2006 N 03-03-04/1/154

<6> Письмо УФНС России по г. Москве от 31.05.2005 N 21-11/39161

<7> ст. 153 ТК РФ; Решение Верховного суда РФ от 08.02.2006 N ГКПИ05-1644

<8> Письмо Роструда от 31.10.2008 N 5917-ТЗ

<9> статьи 111, 112, 153 ТК РФ

<10> статьи 153, 423 ТК РФ; п. 1 Разъяснения Госкомтруда СССР, Президиума ВЦСПС от 08.08.66 N 13/П-21

Впервые опубликовано в журнале "Главная книга" 2010, N 2

НДФЛ-2010: ТОТАЛЬНЫЕ РАДОСТИ (Комментарий к изменениям по НДФЛ для налоговых агентов)

Попов П.

Федеральные законы от 27.12.2009 N 368-ФЗ, от 19.07.2009 N 202-ФЗ

С нового года в гл. 23 "Налог на доходы физических лиц" НК РФ появились немногочисленные, но долгожданные поправки. Они несколько упростят работу бухгалтера.

(+) О невозможности удержать НДФЛ нужно уведомить инспекцию лишь по окончании года.

До 2010 г. при невозможности удержать налог в течение будущих 12 месяцев вы были обязаны сообщить об этом в инспекцию в течение 1 месяца с того момента, когда это стало ясно. Теперь все стало проще <1>:

- при невозможности удержать НДФЛ вы обязаны сообщить об этом в инспекцию не позднее 1 месяца по окончании текущего года. То есть можно больше не забивать себе голову своевременным информированием налоговиков, а просто в течение года вести учет сумм доходов по тем гражданам, которые получили от вашей компании доход, но налог вы по каким-либо причинам с этого дохода удержать не смогли. И по окончании года на основе этого учета отправить сообщения по установленной форме (скорее всего, это будет обычная форма 2-НДФЛ) вместе со справками о доходах сотрудников;

- сообщить о не удержанном с дохода налоге необходимо не только в инспекцию, но и самому налогоплательщику (например, бывшему работнику). Это позволит ему (а точнее, обяжет его) самостоятельно задекларировать доход. Отметим, что если за неуведомление инспекции о должниках вашей организации грозит штраф в размере 50 руб. по каждому должнику <2>, то ответственности за несообщение сведений о неудержании налога гражданам-налогоплательщикам нет. Так что предупредить их о необходимости заплатить налог или промолчать - полностью дело вашей совести.

(!) Всем желающим надо предоставлять социальный вычет по добровольным пенсионным взносам.

Теперь, если работник написал заявление с просьбой удерживать из его зарплаты взносы по договорам негосударственного пенсионного обеспечения (взносы в НПФ) или добровольного пенсионного страхования (взносы страховым компаниям) и перечислять их в НПФ или страховщику и одновременно письменно попросил предоставлять ему вычет по НДФЛ, вы обязаны предоставлять ему, помимо стандартных и имущественных вычетов, еще и социальный вычет на эти суммы взносов (но не более 120 тыс. руб. в год) <3>.

Это явно не массовая практика, и новая норма вряд ли создаст неудобства большому числу бухгалтеров. Отметим, что ранее у властей были планы переложить на работодателей и предоставление остальных социальных вычетов: на обучение, лечение, благотворительность. Вот это бы точно вызвало повышенную нагрузку на всех бухгалтеров, и отчасти по этой причине пока от этой меры наши власти отказались.

(+) Введена дополнительная льгота для получателей материальной помощи.

С этого года не нужно удерживать НДФЛ с сумм материальной помощи, выплачиваемых <4>:

<или> членам семьи бывшего работника-пенсионера в связи с его смертью;

<или> бывшему работнику-пенсионеру в случае смерти члена его семьи.

Ранее в НК РФ в качестве получателей необлагаемой материальной помощи были поименованы только работники, и с выплат бывшим работникам компании или членам их семьи НДФЛ приходилось удерживать <5>.

Экономия на процентах по займам на покупку земли освобождена от НДФЛ.

Теперь не нужно рассчитывать НДФЛ и удерживать его с экономии на процентах по займам, выданным гражданам не только на строительство и приобретение жилья, но и на приобретение земельных участков, на которых оно находится или которые предоставлены для жилищного строительства <6>. Но так можно поступать только после того, как гражданин предоставит вам уведомление, выданное налоговой инспекцией и подтверждающее его право на получение имущественного вычета в связи с приобретением жилья <7>.

***

Итак, с учетом принятых поправок работы у вас убавится - появилось больше не облагаемых НДФЛ доходов. Да и бумажки в налоговую инспекцию придется сдавать если не в меньшем количестве, то хотя бы реже.


<1> п. 5 ст. 226 НК РФ

<2> п. 1 ст. 126 НК РФ

<3> подп. 4 п. 1, п. 2 ст. 219 НК РФ

<4> п. 8 ст. 217 НК РФ

<5> Постановление ФАС ВВО от 19.11.2007 N А29-549/2007

<6> подп. 1 п. 1 ст. 212 НК РФ

<7> Приложение к Приказу ФНС России от 07.12.2004 N САЭ-3-04/147@

Впервые опубликовано в журнале "Главная книга" 2010, N 3

КАКИЕ ОШИБКИ В СЧЕТАХ-ФАКТУРАХ БОЛЬШЕ НЕ ПРЕПЯТСТВУЮТ ВЫЧЕТУ (Комментарий к поправкам по вычетам НДС)

Никитина С.

Федеральный закон от 17.12.2009 N 318-ФЗ (в части оформления счетов-фактур)

Вступил в силу Федеральный закон, который должен поставить точку в давнем споре между фискальными органами и налогоплательщиками о существенности ошибок в счетах-фактурах. Ведь не секрет, что во время проверок любая мелкая неточность в оформлении счета-фактуры давала налоговикам повод для отказа в вычете НДС. Отсюда - неимоверное количество налоговых споров. Но теперь "знаменитый" п. 2 ст. 169 НК РФ, в котором сказано, что счета-фактуры, составленные с нарушением установленного порядка, не могут являться основанием для принятия сумм НДС к вычету, звучит по- новому.

Суть нововведений

Отныне в НК РФ прямо сказано, какие ошибки в счетах-фактурах не являются основанием для отказа в вычете НДС. Это ошибки, которые не препятствуют налоговым органам при проведении проверок идентифицировать <1>:
- продавца;
- покупателя;
- наименование товаров (работ, услуг), имущественных прав;
- стоимость товаров (работ, услуг), имущественных прав;
- налоговую ставку;
- сумму налога.

Выходит, что не грозят отказом в вычете неточности в отгрузочном счете-фактуре, касающиеся:
- порядкового номера;
- даты его выписки;
- наименования и адреса грузоотправителя и грузополучателя;
- номера платежно-расчетного документа в случае получения предоплаты;
- страны происхождения товаров и номера таможенной декларации (в случае, если страна происхождения - не Российская Федерация).

Ведь главное, чтобы эти показатели в счете-фактуре были указаны. То есть отныне в НК РФ узаконено то, о чем раньше говорилось в судах <2>. И появилась надежда, что налоговые органы будут реже доводить дело до суда.

И хотя налоговики всегда могут сказать, что ошибки в счетах-фактурах столь существенны, что препятствуют вычету, спорить с ними будет гораздо проще.

Кстати, новый порядок определения существенности ошибок в счетах-фактурах применяется к правоотношениям, возникшим с 1 января этого года <3>. Однако не ясно, что следует понимать под датой возникновения правоотношений:

<или> дату выписки счета-фактуры продавцом (момент совершения ошибки);

<или> дату отражения счета-фактуры в книге покупок и, соответственно, предъявления вычета;

<или> дату проведения налоговой проверки.

С этим вопросом мы обратились в Минфин России.

ИЗ АВТОРИТЕТНЫХ ИСТОЧНИКОВ

ЛОЗОВАЯ АННА НИКОЛАЕВНА - Советник отдела косвенных налогов Департамента налоговой и таможенно- тарифной политики Минфина России

"Официальной позиции Минфина по этому вопросу пока нет. По моему мнению, следует ориентироваться на проведение проверки. И если несущественная ошибка будет выявлена во время налоговой проверки, проводимой после 1 января 2010 г., налоговые органы в вычете НДС отказать не должны".

Сведения о продавце и покупателе

Как известно, для того чтобы идентифицировать продавца и покупателя, в счете-фактуре должны быть указаны их:
- наименование;
- ИНН;
- адрес местонахождения.

Этим показателям нужно уделять повышенное внимание. Причем можно предположить, что, если в счете-фактуре правильно указаны хотя бы два из этих показателей, проблем с вычетом быть не должно.

Например, если в счете-фактуре наименование и ИНН продавца правильные, ошибка в адресе не будет являться препятствием для вычета. Тем более что суды никогда не обращали внимания на адрес. Ведь в Правилах ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур сказано, что в счете- фактуре должны быть указаны адрес покупателя и адрес продавца в соответствии с их учредительными документами <4>. Однако в Налоговом кодексе не оговаривается, какой адрес надо указывать: фактический или юридический <5>. Отсюда - признание судами ошибок в адресе несущественными.

В идеале неточностей в ИНН быть не должно. Но если в счете-фактуре указаны правильные наименование продавца и адрес, ошибка в ИНН (например, пропущена цифра) также не должна стать основанием для отказа в вычете.

Часто встречаются мелкие неточности и в наименовании продавца. Например, могут неправильно стоять кавычки, тире, ошибочно указано наименование с заглавной буквы или со строчной, указана не та организационно-правовая форма. Если ИНН и адрес такого продавца правильные, ошибка в наименовании не помешает налоговикам его идентифицировать и, соответственно, не будет препятствием для вычета. То же самое касается реквизитов покупателя.

Раньше налоговики всегда придирались к отсутствию в счете-фактуре КПП. Но поскольку этот показатель вообще не идентифицирует организацию, то теперь ошибка в его заполнении или его неотражение - не повод для отказа в вычете.

СОВЕТ

Хороший способ проверить данные о продавце - зайти на сайт ФНС России www.nalog.ru и проверить правильность наименования, адреса и ИНН контрагента.

И конечно же, при получении счета-фактуры не забывайте проверять правильность своих реквизитов. Если увидите там ошибку, сразу попросите своего продавца заменить счет-фактуру на правильный.

Наименование товаров (работ, услуг)

Если у вас в счете-фактуре отсутствовало точное наименование товаров, работ, услуг, а приводилась только ссылка на договор, то до принятия поправок это заведомо была прямая дорога в суд. Получить вычет по таким счетам-фактурам было сложно, поскольку Минфин считал их заполненными неправильно <6>. Хотя суды практически всегда вставали на сторону налогоплательщиков и указывали, что ссылки на соответствующий договор или первичный документ (накладную или акт) позволяют идентифицировать товары, характер выполненных работ и оказанных услуг <7>.

И теперь ситуация не поменялась. По НК РФ в счете-фактуре нужно указывать именно наименование товаров, работ, услуг, а не договор. Поэтому придираться к таким счетам-фактурам налоговики будут по-прежнему. Но не исключено, что вычет удастся отстоять и без суда, если в счете-фактуре будет указано краткое наименование товаров, работ и услуг со ссылкой на какой-либо документ, в котором есть их расшифровка. Ведь в этом случае идентифицировать товары, работы или услуги можно без проблем <8>.

Стоимость товаров (работ, услуг), налоговая ставка и сумма налога

Согласно поправкам, если ошибки в счете-фактуре не препятствуют определению стоимости товаров (работ, услуг), ставки и суммы налога, они не являются основанием для отказа в вычете. Но на практике таких ошибок просто нет. Любая ошибка в этих показателях препятствует вычету. Это нам подтвердили в Минфине.

ИЗ АВТОРИТЕТНЫХ ИСТОЧНИКОВ

ВИХЛЯЕВА ЕЛЕНА НИКОЛАЕВНА - Консультант отдела косвенных налогов Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

"Норма абзаца второго п. 2 ст. 169 НК РФ, вступившая в силу с 1 января 2010 г., по моему мнению, не относится к случаям, когда в счетах-фактурах имеются ошибки, приводящие к неправильному исчислению стоимости товаров (работ, услуг, имущественных прав), ставки налога и суммы НДС. Поэтому счета-фактуры с ошибками, приводящими к неправильному исчислению стоимости товаров (работ, услуг, имущественных прав), ставки налога и суммы НДС, могут являться основанием для отказа в вычетах налога".

Выходит, что вычет вы не получите, если, например, в счете-фактуре продавец ошибочно указал неправильную ставку при правильно исчисленном налоге. К примеру, по детской одежде указана ставка 18%, хотя сам НДС посчитан по правильной ставке (10%). Или если при применении расчетной ставки 18/118 была ошибочно указана ставка 18%.

Получается, что норма, касающаяся несущественности ошибок в стоимости товаров (работ, услуг), ставке и сумме налога, на практике является недействующей.

***

Итак, появилась надежда, что инспекторы поумерят пыл и перестанут заниматься формализмом, придираясь к любым неточностям в счетах-фактурах. А что выйдет на практике - увидим.


<1> абз. 2 п. 2 ст. 169 НК РФ

<2> п. 2.3 Определения КС РФ от 03.07.2008 N 630-О-П; п. 10 Постановления Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 N 53

<3> п. 6 ст. 2, п. 5 ст. 4 Федерального закона от 17.12.2009 N 318-ФЗ

<4> п. 2 Приложения N 1 к Правилам ведения журналов учета полученных и выставленных счетов- фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утв. Постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 N 914 (далее - Правила)

<5> подп. 2 п. 5, подп. 2 п. 5.1 ст. 169 НК РФ

<6> Письма Минфина России от 21.09.2009 N 03-07-09/49, от 22.01.2009 N 03-07-09/02

<7> Постановления ФАС ПО от 23.04.2009 N А55-9765/2008, от 06.12.2006 N А65-1254/2006-СА1-42; ФАС ЗСО от 21.01.2009 N Ф04-6930/2008(17433-А67-14); ФАС СКО от 11.12.2008 N Ф08-7456/2008, от 30.11.2005 N Ф08-5631/2005-2223А; ФАС МО от 22.07.2008 N КА-А40/6665-08, от 22.07.2008 N КА-А41/6676-08, от 17.01.2008 N КА-А40/14201-07; ФАС СЗО от 01.12.2008 N А05-586/2008; ФАС ЦО от 18.03.2008 N А48-2349/07-13

<8> Постановления ФАС МО от 17.01.2008 N КА-А40/14201-07; ФАС СКО от 30.11.2005 N Ф08-5631/2005-2223А

Впервые опубликовано в журнале "Главная книга" 2010 ,N 3

О НАЛОГОВОМ УЧЕТЕ ПРОЦЕНТОВ В III КВАРТАЛЕ 2009 ГОДА

Крутякова Т.Л.

В большинстве случаев отчетными периодами по налогу на прибыль являются I квартал, полугодие и 9 месяцев календарного года. Это значит, что при расчете предельной величины процентов значение имеет только та ставка рефинансирования, которая действовала на конец квартала. Даже если в течение квартала она несколько раз изменилась.

В то же время в аналитическом учете сумма расходов в виде процентов, причитающихся к выплате по долговым обязательствам, отражается на конец каждого месяца.

Получается, что учитывать расходы на уплату процентов нужно ежемесячно, а определить их предельную величину можно только в конце квартала. Что же делать?

По мнению Минфина, в такой ситуации организация ежемесячно должна отражать в регистрах налогового учета всю сумму расходов на уплату процентов без ограничений. А затем по окончании квартала рассчитать максимально допустимую величину процентов и признать расходы в пределах этой величины.

Важный вопрос по учету процентов, актуальный при составлении декларации именно за 2009 г.: как рассчитать предельный размер процентов по рублевым займам и кредитам в III квартале 2009 г.? Поясню суть проблемы. Как я уже сказала, при расчете предельной величины процентов до 1 августа 2009 г. ставку рефинансирования нужно было умножить на 1,5, после этой даты - на 2. То есть в течение III квартала действовали различные правила. Но ведь организация, для которой отчетными периодами являются кварталы, рассчитывает предельную величину процентов за весь квартал одновременно, в данном случае - 30 сентября. На какой коэффициент надо умножить ставку ЦБ РФ?

Есть два варианта расчета. Один из них полностью безопасный, другой - рискованный.

Первый вариант основан на том, что учитывать при расчете процентов ставку рефинансирования, увеличенную в 2 раза, можно только с 1 августа 2009 г. Поэтому нужно отдельно рассчитать предельную величину процентов за июль 2009 г. и отдельно - за август - сентябрь. Июльский норматив рассчитывается исходя из ставки ЦБ РФ на 30 сентября, увеличенной в 1,5 раза, августовский и сентябрьский - увеличенной в 2 раза.

Сложив предельные суммы процентов за июль, август и сентябрь 2009 г., получим максимальную величину процентов, которую можно учесть в налоговых расходах за III квартал 2009 г.

Второй вариант заключается в том, что ставка рефинансирования ЦБ РФ, действовавшая на 30 сентября, умножается на 2 при расчете норматива за все месяцы III квартала 2009 г. Обосновать это можно тем, что предельный размер процентов за III квартал рассчитывается по той ставке рефинансирования и по тем правилам, которые действуют на 30 сентября. То есть на дату, когда применялся уже коэффициент 2.

Возможно, второй вариант и не вызовет возражений налоговых органов. Ведь в 2008 г. уже была ситуация, когда с 1 сентября 2008 г. при расчете предельной величины процентов ставку рефинансирования разрешили умножать не на 1,1, а на 1,5. И Минфин согласился с тем, что при определении норматива за III квартал 2008 г. применяется ставка рефинансирования, увеличенная в 1,5 раза. Но насчет III квартала 2009 г. Минфин ничего такого не писал, и поэтому такой вариант учета небезопасен. Для тех, кто не хочет рисковать, предпочтительнее использовать первый вариант.

Пример. Налоговый учет процентов по кредиту в 2009 г.

Организация 15.05.2008 взяла в банке кредит 12 000 000 руб. на 5 лет под 18% годовых. 10.12.2008 в кредитный договор внесено изменение, устанавливающее в период с 01.01.2009 по 31.12.2009 процентную ставку по кредиту в размере 19%.

Ставка рефинансирования ЦБ РФ на 31.03.2009 составляла 13%, на 30.06.2009 - 11,5%, на 30.09.2009 - 10%, на 31.12.2009 - 8,75% (Указания ЦБ РФ от 28.11.2008 N 2135-У, от 04.06.2009 N 2247-У, от 29.09.2009 N 2299-У, от 25.12.2009 N 2369-У).

Организация решила не рисковать и использует первый из предложенных лектором способов учета процентов. Проценты для целей налогообложения будут учитываться так.

Период, за который начислены проценты Сумма отраженных в аналитическом налоговом учете процентов, подлежащих выплате банку, руб. Предельная величина процентов, которые можно отнести на расходы, руб. Сумма процентов, учитываемых в налоговых расходах, руб.
Январь 193 643,84 (12 000 000 руб. x 19% / 100% / 365 дн. x 31 дн.)    
Февраль 174 904,11 (12 000 000 руб. x 19% / 100% / 365 дн. x 28 дн.)    
Март 193 643,84 (12 000 000 руб. x 19% / 100% / 365 дн. x 31 дн.)    
I квартал 562 191,79 (193 643,84 руб. + 174 904,11 руб. + 193 643,84 руб.) 576 986,30 (12 000 000 руб. x (13% x 1,5) / 100% / 365 дн. x 90 дн.) 562 191,79 (562 191,79 руб. < 576 986,30 руб.)
Апрель 187 397,26 (12 000 000 руб. x 19% / 100% / 365 дн. x 30 дн.)    
Май 193 643,84 (12 000 000 руб. x 19% / 100% / 365 дн. x 31 дн.)    
Июнь 187 397,26 (12 000 000 руб. x 19% / 100% / 365 дн. x 30 дн.)    
II квартал 568 438,36 (187 397,26 руб. + 193 643,84 руб. + 187 397,26 руб.) 516 082,19 (12 000 000 руб. x (11,5% x 1,5) / 100% / 365 дн. x 91 дн.) 516 082,19 (568 438,36 руб. > 516 082,19 руб.)
Полугодие 1 130 630,15 (562 191,79 руб. + 568 438,36 руб.)   1 078 273,98 (562 191,79 руб. + 516 082,19 руб.)
Июль 193 643,84 (12 000 000 руб. x 19% / 100% / 365 дн. x 31 дн.) 152 876,71 (12 000 000 руб. x (10% x 1,5) / 100% / 365 дн. x 31 дн.)  
Август 193 643,84 (12 000 000 руб. x 19% / 100% / 365 дн. x 31 дн.)    
Сентябрь 187 397,26 (12 000 000 руб. x 19% / 100% / 365 дн. x 30 дн.) 401 095,89 (12 000 000 руб. x (10% x 2) / 100% / 365 дн. x 61 дн.)  
III квартал 574 684,94 (193 643,84 руб. + 193 643,84 руб. + 187 397,26 руб.) 553 972,60 (152 876,71 руб. + 401 095,89 руб.) 553 972,60 (574 684,94 руб. > 553 972,60 руб.)
9 месяцев 1 705 315,09 (1 130 630,15 руб. + 574 684,94 руб.)   1 632 246,58 (1 078 273,98 руб. + 553 972,60 руб.)
Октябрь 193 643,84 (12 000 000 руб. x 19% / 100% / 365 дн. x 31 дн.)    
Ноябрь 187 397,26 (12 000 000 руб. x 19% / 100% / 365 дн. x 30 дн.)    
Декабрь 193 643,84 (12 000 000 руб. x 19% / 100% / 365 дн. x 31 дн.)    
IV квартал 574 684,94 (193 643,84 руб. + 187 397,26 руб. + 193 643,84 руб.) 529 315,07 (12 000 000 руб. x (8,75% x 2) / 100% / 365 дн. x 92 дн.) 529 315,07 (574 684,94 руб. > 529 315,07 руб.)
Год 2 280 000,03 (1 705 315,09 руб. + 574 684,94 руб.)   2 161 561,65 (1 632 246,58 руб. + 529 315,07 руб.)

Если бы организация применила второй способ, предельная величина процентов за III квартал составила бы 604 931,51 руб. (12 000 000 руб. x (10% x 2) / 100% / 365 дн. x 92 дн.). Поэтому в III квартале были бы учтены в расходах все уплаченные банку проценты - 574 684,94 руб. В итоге общая сумма расходов на уплату процентов за год была бы больше на 20 712,34 руб. (574 684,94 руб. - 553 972,60 руб.).

Впервые опубликовано в издании "Главная книга. Конференц-зал" 2010, N 2

ОБ ИЗМЕНЕНИЯХ, КОТОРЫЕ НАДО УЧЕСТЬ ПРИ СОСТАВЛЕНИИ БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ ЗА 2009 ГОД

Колосовская А.С.

Вопрос. У Татьяны Леонидовны не хватило времени на то, чтобы рассказать об изменениях в составлении бухотчетности. Расскажите о них, пожалуйста. 

А. К.: Самые важные изменения связаны с новыми ПБУ 2/2008 "Учет договоров строительного подряда" <1> и 15/2008 "Учет расходов по займам и кредитам" <2>. Куда меньше сюрпризов преподнесли новые ПБУ 1/2008 "Учетная политика организации" <3> и ПБУ 21/2008 "Изменения оценочных значений" <4>.

Если позволите, останавливаться на ПБУ 2/2008 не буду, так как недавно был очень интересный семинар по капитальному строительству, на котором Александр Юрьевич Дементьев рассказал о введенных ПБУ 2/2008 новшествах. Отчет о семинаре публиковался в нашем издании.

Примечание. Об изменениях, введенных ПБУ 2/2008, читайте в издании "Главная книга. Конференц- зал", 2009, N 8, с. 84 (отчет о семинаре А.Ю. Дементьева "Учет в капитальном строительстве"), а также в журнале "Главная книга", 2009, N 3, с. 17.

Скажу лишь, что в апреле 2009 г. ПБУ 2/2008 поправили <5>, уточнив, что оно регулирует работы по восстановлению (ремонту, реконструкции, модернизации) не любых основных средств, а только объектов недвижимости: зданий, сооружений, судов. Если вдруг до этой поправки вы начали применять ПБУ 2/2008 по работам, которых оно перестало касаться, после поправок можно было уже учитывать доходы и расходы в обычном порядке.

О ПБУ 15/2008 тоже много говорить не будем, так как совсем скоро будет опубликован новый отчет о семинаре по кредитам и займам, где нормы этого ПБУ рассмотрены очень подробно.

Примечание. Отчет о семинаре А.А. Ефремовой "Кредиты и займы: бухгалтерский и налоговый учет" будет опубликован в следующем номере нашего издания.

Остановлюсь разве что на некоторых интересных разъяснениях Минфина по применению ПБУ 15/2008, которые появились в 2009 г.

Все вы знаете, что проценты по кредиту или займу, полученным для приобретения или строительства инвестиционного актива, включаются в его стоимость. Также всем известно, что плата за кредит редко ограничивается одними лишь процентами. Обычно банк берет еще какие-нибудь платежи за выдачу кредита и его обслуживание. Нужно ли эти суммы включать в стоимость инвестиционного актива? По мнению Минфина, банковскую комиссию по кредиту для приобретения инвестиционного актива надо учесть как прочий расход, поскольку к процентам она не относится <6>. Это полностью согласуется с ПБУ 15/2008, по которому в стоимость инвестиционного актива включаются только проценты, а не все расходы по долговым обязательствам <7>.

Дополнительные расходы по займам и кредитам можно учитывать как единовременно в периоде, к которому они относятся, так и равномерно в течение срока действия договора <8>. Все зависит от вашего выбора в учетной политике.

Следующее разъяснение Минфина касалось курсовых разниц по процентам по долговым обязательствам, привлеченным для приобретения инвестиционного актива. До 2009 г. эти разницы надо было включать в стоимость инвестиционного актива <9>.

С 2009 г. это делать не нужно. Как я уже сказала, теперь из всех расходов, связанных с привлечением займа, стоимость инвестиционного актива формируют только уплачиваемые по нему проценты <10>. И вообще, порядок учета курсовых разниц по процентам ПБУ 15/2008, в отличие от ПБУ 15/01, не регулирует. Значит, надо применять нормы ПБУ 3/2006 и учитывать такие разницы, как прочие доходы или расходы <11>.

Если величина курсовых разниц по процентам, уже учтенных до 2009 г. в стоимости инвестиционного актива, существенна, то вам надо было пересчитать стоимость такого объекта и учесть корректировку в межотчетный период с 31 декабря 2008 г. на 1 января 2009 г. <12>. Двумя так называемыми нулевыми проводками нужно было отразить величину курсовой разницы по процентам. Первой - по кредиту счета 08 "Вложения во внеоборотные активы", второй - по дебету счета 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)", чтобы уменьшить входящее сальдо по этим счетам.

Далее. В связи с экономическими трудностями многие организации вынуждены были брать новый кредит, для того чтобы расплатиться по старому, который они получили для приобретения инвестиционного актива. Надо ли включать проценты по новому кредиту в стоимость инвестиционного актива?

До 2009 г. Минфин писал, что не нужно. Ведь новый кредит получен не для приобретения инвестиционного актива, а для погашения старого кредита <13>.

Но в 2009 г. Минфин переменил мнение и написал, что и по старому кредиту на приобретение инвестиционного актива, и по кредиту, привлеченному на рефинансирование старого, проценты учитываются одинаково - включаются в первоначальную стоимость этого актива <14>.

По моему мнению, это не совсем корректно, особенно если в новом кредитном договоре нет ни слова о том, что его целевое назначение - приобретение инвестиционного актива <7>.

Тем не менее риск есть. Ведь если проценты не включить в стоимость инвестиционного актива, налоговая база по налогу на имущество будет меньше <15>. Поэтому, если спорить с налоговиками вы не готовы, следуйте мнению Минфина. А если готовы, проверьте, чтобы во всех документах, связанных с привлечением нового кредита (включая внутренние документы), не упоминалось, что деньги будут потрачены на приобретение инвестиционного актива.

 

Вопрос. Банк открыл нам кредитную линию на миллион рублей, уже получили 600 000, а 400 000 придут уже в 2010 г. Какую сумму кредита нужно показать в отчетности за 2009 г.?

А. К.: Как я понимаю, вопрос возник из-за не совсем удачной формулировки ПБУ 15/2008, где сказано, что задолженность по кредиту отражается в бухучете в сумме, указанной в договоре <16>.

Не обращайте на это внимание, и вот почему. Согласно Гражданскому кодексу по кредитному договору банк обязуется предоставить деньги заемщику, а тот обязуется вернуть их и уплатить проценты <17>. То есть у заемщика возникает обязательство по возврату полученных денег, а не всей суммы, что указана в кредитном договоре.

Поэтому вам надо показать в отчетности за 2009 г. задолженность по кредиту в сумме поступивших от банка денег - 600 000 руб. А в пояснительной записке вы укажете, что по договору пока не получили еще 400 000 руб. <18>.

На этом с разъяснениями ПБУ 15/2008 все, переходим к ПБУ 1/2008 "Учетная политика организации".

С 2009 г. ПБУ прямо разрешает изменять учетную политику не только с начала, но и в течение отчетного года, оформив это приказом и отразив информацию об этом в промежуточной отчетности <19>. Такая необходимость может появиться, например, при изменении нормативной базы или при реорганизации.

Принципы учета изменений учетной политики остались прежними, но уточнен сам порядок отражения таких изменений в учете и отчетности.

Как и раньше, если в нормативном акте, который вносит изменения в правила бухучета, уже указано, как нужно поступить с их последствиями, то изменения вы отражаете так, как это предписано <20>. Так было, когда вводили в действие ПБУ 3/2006. В приказе об утверждении ПБУ были правила пересчета на 1 января 2007 г. задолженности по договорам с ценой в инвалюте или условных единицах, но оплачиваемых рублями. Возникшие курсовые разницы надо было относить на счет 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)". И организациям надо было действовать строго в соответствии с этим порядком.

В остальных случаях организация должна сама решить, надо ли вносить корректировки в отчетность и как это делать.

Основной способ - ретроспективный. Помните, мы разбирали курсовые разницы по процентам по кредиту на приобретение инвестиционного актива? Вот это он и есть. То есть мы применили правила ПБУ 15/2008 так, словно оно действует со дня получения валютного кредита, а не с 2009 г.

Ретроспективный способ применяют, если одновременно выполняются два условия <21>:

- изменения учетной политики оказали или могут оказать существенное влияние на финансовое положение организации, финансовые результаты ее деятельности или движение денежных средств. Уровень существенности вы устанавливаете сами в учетной политике;

- последствия таких изменений в прошлых отчетных периодах можно оценить в денежном выражении с достаточной надежностью.

Если эти условия не выполняются, то измененный способ бухучета применяется перспективно. То есть только к операциям, возникшим после его введения, без пересчета показателей за прошлые отчетные периоды.

Другое важное новшество: в ПБУ 1/2008 закреплено, что если в российских нормативных документах по бухучету не установлен какой-либо способ учета, то можно его разработать самостоятельно, ориентируясь не только на российские ПБУ, но и на международные стандарты финансовой отчетности (МСФО). И затем этот способ нужно утвердить в учетной политике <22>.

 

Вопрос. А зачем в марте 2009 г. из ПБУ 1/2008 убрали норму о том, что именно относится к способам ведения бухучета <23>? Повлияет ли это на отчетность 2009 г.?

А. К.: Нет, не повлияет. Просто эта норма была излишней. Во-первых, перечень способов ведения учета в ПБУ 1/2008 не был исчерпывающим. А во-вторых, сами способы и так есть в остальных "специальных" ПБУ <24>. Например, способы оценки производственных запасов есть в ПБУ 5/01, так что называть их способами ведения бухучета еще и в ПБУ 1/2008 просто ни к чему <25>.

Нам осталось рассмотреть только ПБУ 21/2008 "Изменения оценочных значений". До него в нашем законодательстве не было правил отражения в бухучете и отчетности таких изменений.

Правда, в самом ПБУ 21/2008 нет определения термина "оценочное значение". Но его можно найти в Правиле (стандарте) аудиторской деятельности N 21. Под оценочными понимаются значения некоторых показателей, точных способов определения которых нет. И поэтому бухгалтер организации определяет их приблизительно на основе профессионального суждения <26>.

Таким значением могут быть <27>:

- величина оценочных резервов (например, резерва по сомнительным долгам, резерва под снижение стоимости материально-производственных запасов, резерва под обесценение финансовых вложений);

- сроки полезного использования основных средств и нематериальных активов;

- оценка будущих экономических выгод от использования амортизируемых активов.

Список открытый, так что возможны и иные виды оценочных значений.

Оценочные значения могут измениться, если появится какая-то новая информация, касающаяся активов или обязательств организации <28>. Но изменение оценочных значений не должно быть связано ни с исправлением ошибки в бухучете <28>, ни с изменением способа оценки активов и обязательств <27>.

Изменения оценочных значений отражаются в бухучете и отчетности только перспективно. То есть изменение повлияет:

- либо на доходы или расходы отчетного периода;

- либо на доходы или расходы отчетного и будущих периодов <29>.

Но показатели отчетности прошлых периодов ни в коем случае не затронет.

Информацию об изменениях оценочных значений надо раскрывать в пояснительной записке к бухотчетности <30>.

Приведу пример изменения оценочного значения.

В бухучете в 2008 г. был создан резерв сомнительных долгов <31>. В него была включена просроченная дебиторская задолженность ООО "А" в размере 300 000 руб. Еще 200 000 руб. долга в резерв не включили, так как просрочка по ним была небольшая, а ООО "А" - давний контрагент организации. В балансе за 2008 г. дебиторская задолженность была отражена за минусом созданного резерва.

Но в 2009 г. пришли вести о том, что руководитель ООО "А" сменился, на звонки организации не отвечает. И бухгалтер принял решение увеличить резерв на остаток задолженности ООО "А", так как былой уверенности в том, что долг будет погашен, нет. Значит, по состоянию на 31 декабря 2009 г. величина резерва сомнительных долгов составит уже 500 000 руб. Изменение величины резерва отразится только на расходах текущего года. На показатели отчетности за 2008 г. оно не повлияет, ведь тогда у организации еще не было дополнительных сведений о состоянии дел в ООО "А". В пояснительной записке к отчетности за 2009 г. бухгалтер должен объяснить, почему он включил еще 200 000 руб. в резерв <30>.

 

Вопрос. Можно ли было в 2009 г. менять бухгалтерский срок полезного использования основного средства, опираясь на ПБУ 21/2008?

А. К.: Нельзя. Хотя это и оценочное значение, согласно ПБУ 6/01 корректировать срок полезного использования ОС можно только при их реконструкции (модернизации) <32>.

Зато можно менять сроки полезного использования и способы амортизации нематериальных активов, а возникающие в связи с этим корректировки отражать как изменения оценочных значений <33>.

Под всем сказанным можно подвести такой итог. Если в 2009 г. вы ничего не строили по договорам строительного подряда, не оказывали иные услуги, связанные со строительством <34>, и не брали кредиты и займы, то порядок составления отчетности-2009 для вас не будет сильно отличаться от порядка-2008. Единственное важное изменение - у российских бухгалтеров появилась легальная возможность применять МСФО. Главное - обосновать это в учетной политике.


<1> Положение по бухгалтерскому учету "Учет договоров строительного подряда" (ПБУ 2/2008), утв. Приказом Минфина России от 24.10.2008 N 116н

<2> Положение по бухгалтерскому учету "Учет расходов по займам и кредитам" (ПБУ 15/2008), утв. Приказом Минфина России от 06.10.2008 N 107н

<3> Положение по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" (ПБУ 1/2008), утв. Приказом Минфина России от 06.10.2008 N 106н

<4> Положение по бухгалтерскому учету "Изменения оценочных значений" (ПБУ 21/2008), утв. Приказом Минфина России от 06.10.2008 N 106н

<5> Приказ Минфина России от 23.04.2009 N 35н

<6> Письмо Минфина России от 10.12.2009 N 03-05-05-01/77

<7> п. 7 ПБУ 15/2008

<8> пп. 6, 8 ПБУ 15/2008

<9> пп. 11, 25 Положения по бухгалтерскому учету "Учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию" (ПБУ 15/01), утв. Приказом Минфина России от 02.08.2001 N 60н

<10> пп. 7, 8 ПБУ 15/2008

<11> п. 13 Положения по бухгалтерскому учету "Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте" (ПБУ 3/2006), утв. Приказом Минфина России от 27.11.2006 N 154н

<12> Письмо Минфина России от 21.07.2009 N 03-05-05-01/42

<13> Письма Минфина России от 22.01.2007 N 03-03-06/1/19, от 18.08.2006 N 03-03-04/1/633

<14> Письмо Минфина России от 02.11.2009 N 03-03-06/1/720

<15> п. 1 ст. 374, п. 1 ст. 375 НК РФ

<16> п. 2 ПБУ 15/2008

<17> п. 1 ст. 819 ГК РФ

<18> п. 18 ПБУ 15/2008

<19> пп. 8, 11, 12, 24 ПБУ 1/2008

<20> п. 14 ПБУ 1/2008

<21> п. 15 ПБУ 1/2008

<22> п. 7 ПБУ 1/2008

<23> Приказ Минфина России от 11.03.2009 N 22н

<24> абз. 2 п. 18 ПБУ 1/2008

<25> п. 24 Положения по бухгалтерскому учету "Учет материально-производственных запасов" ПБУ 5/01, утв. Приказом Минфина России от 09.06.2001 N 44н

<26> п. 3 Правила (стандарта) аудиторской деятельности N 21 "Особенности аудита оценочных значений", утв. Постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 N 696

<27> п. 3 ПБУ 21/2008

<28> п. 2 ПБУ 21/2008

<29> п. 4 ПБУ 21/2008

<30> п. 6 ПБУ 21/2008

<31> п. 70 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утв. Приказом Минфина России от 29.07.98 N 34н

<32> п. 20 Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01, утв. Приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н

<33> пп. 27, 30 ПБУ Положения по бухгалтерскому учету "Учет нематериальных активов" (ПБУ 14/2007), утв. Приказом Минфина России от 27.12.2007 N 153н

<34> пп. 1, 2 ПБУ 2/2008

Впервые опубликовано в издании "Главная книга. Конференц-зал" 2010, N 2

О ФАКСИМИЛЕ И ПЕЧАТИ В ДОКУМЕНТАХ

Володарский В.Я.

Гражданский кодекс допускает использование при совершении сделок аналога собственноручной подписи: факсимильного воспроизведения подписи с помощью средств механического или иного копирования. Необходимым условием для этого является специальная оговорка о возможности подписать договор и связанные с его исполнением документы с помощью факсимиле. Если ее нет, использовать факсимиле нельзя.

Подписывать договор с использованием факсимиле очень удобно, это значительно ускоряет процесс подписания бумаг. Поэтому такой способ подписи приобрел большую популярность, особенно в организациях с большим документооборотом.

Нередко факсимиле подписи руководителя вручается секретарю, который проставляет факсимиле на соответствующих документах. Таким образом решается проблема высвобождения первого лица организации от рутины. Но стоит ли так поступать? Кто знает, на каком документе вы потом увидите факсимиле своей подписи? И сколько сил потратите, чтобы эту подпись оспорить? Поэтому использовать факсимиле должно лишь одно лицо - автор подписи. Передавать это право другим лицам опасно.

Кстати, устанавливая в договоре возможность использования факсимиле, в том числе и на документах, исходящих от сторон в связи с исполнением договора, следует иметь в виду, что есть документы, носящие гражданско-правовой характер, и документы, которые хотя и связаны с договором, но необходимость их составления вытекает из публично-правовых отношений. В первую очередь это, конечно же, счета-фактуры и первичные документы, подтверждающие налоговые расходы. Вопрос о правомерности применения вычетов НДС и учета расходов по документам, подписанным факсимиле, до сих пор остается спорным. Чтобы не оказаться перед необходимостью доказывать свое право на вычет в суде, даже предусмотрев в договоре возможность использования факсимиле, подписывать таким образом счета-фактуры и первичные документы не стоит. Тем более что на подписание этих документов всегда можно уполномочить любого работника организации.

Забавно, но одно время даже руководители налоговых инспекций использовали факсимиле при подписании различных документов. Правда, потом МНС России запретило им это.

Если говорить о соглашении сторон договора об использовании факсимиле, то необходимо отметить, что соглашение должно быть заключено в письменной форме, подписано представителями сторон собственноручно. Лучше, если это будет отдельный документ. А если включаете это условие в договор, его также надо подписать собственноручно.

Пример. Образец соглашения об использовании факсимиле

+----------------------------------------------------------------+
|             Соглашение об использовании факсимиле              |
|                                                                |
|г. Сергиев Посад                               18 января 2010 г.|
|                                                                |
|Общество  с ограниченной  ответственностью  "Дед Мороз - красный|
|нос"   в  лице   А.У. Снегурочки,   действующей   на   основании|
|доверенности  от 29 декабря 2009 г.,  и Общество  с ограниченной|
|ответственностью "Санта - красный колпачок"  в лице генерального|
|директора   А.И. Рождественского,   действующего   на  основании|
|устава,  договорились  о возможности использования факсимильного|
|воспроизведения  подписей  своих  представителей  при подписании|
|договоров,   актов,   счетов,   требований  и  иных  документов,|
|связанных с исполнением договора, кроме счета-фактуры.          |
|                                                                |
|ООО "Дед Мороз - красный нос"    ООО "Санта - красный колпачок" |
|А.У. Снегурочка ___________      А.И. Рождественский ___________|
+----------------------------------------------------------------+

 

Но на практике встречаются договоры, подписанные сторонами с использованием факсимиле, когда возможность его использования предусмотрена непосредственно в тексте этого договора. Это не влечет автоматически недействительность сделки. В данном случае речь идет о несоблюдении простой письменной формы, что лишает стороны права в случае спора ссылаться в подтверждение сделки и ее условий на свидетельские показания, но не лишает их права приводить другие доказательства.

Все привыкли, что на договоре обязательно ставится печать организации. Но по общему правилу применение печати не является обязательным в гражданском обороте. Есть лишь два документа, на которых ГК требует проставить печать, - это доверенность от имени юридического лица и складское свидетельство. Поэтому гражданско-правовой договор считается действительным и заключенным (конечно, при соблюдении иных требований, предусмотренных законодательством), даже если на нем нет печатей организаций. Главное, чтобы он был подписан полномочными представителями сторон. А вот если в договоре есть печати организаций, но нет подписей их представителей, такой договор заключенным считаться не может.

Об обязательном проставлении печати в договоре и в приложениях к нему стороны могут договориться сами. В таком случае целесообразно предусмотреть и последствия нарушения этого условия.

Впрочем, на некоторых документах печать ставить обязательно в силу требований других нормативных правовых актов.

Так, вы не можете не знать, что обязательное проставление печати необходимо на платежном поручении. В противном случае платежный документ просто не будет принят банком к исполнению.

Печатью надо обязательно заверять копии документов, представляемых по требованию налогового органа для проверки.

Печать надо ставить на ГТД, налоговых декларациях, на актах о несчастных случаях на производстве.

Итак, печать на договоре не обязательна. Юридическую силу имеет только подпись представителя. Поговорим о том, кто может подписывать договоры от имени организации.

Впервые опубликовано в издании "Главная книга. Конференц-зал" 2010, N 2

О ФАКСИМИЛЬНОЙ ПОДПИСИ В ДОВЕРЕННОСТИ

Карпова Ю.А.

Является ли доверенность, подписанная с использованием факсимиле, недействительной?

ДА НЕТ

От имени организации доверенность подписывает ее руководитель или иное уполномоченное лицо <1>.

Факсимиле можно использовать, только если это предусмотрено соглашением сторон или нормативно-правовым актом <2>.

Соглашением сторон факсимильная подпись на доверенности не может быть предусмотрена, поскольку доверенность - односторонняя сделка <3>.
Нормативно-правовых актов, допускающих использование факсимильной подписи на доверенности, нет.
Закон прямо не запрещает использовать факсимильное воспроизведение подписи на доверенности.
ПРАКТИКА ПРАКТИКА
ФАС Волго-Вятского округа
от 29.04.2005 N А11-1742/2003-К1-10/164  
ФАС Восточно-Сибирского округа
от 11.09.2009 N А19-11591/09  
ФАС Уральского округа
от 02.09.2009 N Ф09-6520/09-С3  
Третий арбитражный апелляционный суд
от 18.07.2008 N А33-461/2008-03АП-1345/2008  
ИТОГО: 4 ИТОГО: 0

<1> п. 5 ст. 185 ГК РФ

<2> п. 2 ст. 160 ГК РФ

<3> п. 2 ст. 154, п. 1 ст. 185 ГК РФ

Впервые опубликовано в издании "Главная книга. Конференц-зал" 2010, N 2


 Подпишитесь: рассылки от КонсультантПлюс

КонсультантПлюс рекомендует БУХГАЛТЕРУ подписаться на следующие рассылки:



Все права защищены © 2010 ЗАО "Консультант Плюс"
тел. +7(495)956-8283, +7(495)787-9292
mailto:contact@consultant.ru
http://www.consultant.ru/

Информация предоставлена компанией "Консультант Плюс", являющейся разработчиком одноименных справочных правовых систем. Общероссийская Сеть распространения правовой информации КонсультантПлюс объединяет 300 региональных информационных центров, которые занимаются поставкой систем и передачей информации пользователям в 150 городах России. На специализированном правовом сервере: www.consultant.ru можно получить бесплатный доступ к большому массиву актуальной справочной правовой информации, а также узнать подробнее о программных продуктах и услугах Сети КонсультантПлюс, о ее структуре и деятельности, скачать демонстрационные версии профессиональных систем.

Выпуски за другие дни


В избранное