Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

КонсультантПлюс: по cтраницам "Главной книги" Выпуск от 15.01.2010


"КонсультантПлюс: по cтраницам "Главной книги""

КонсультантПлюс По страницам журнала "Главная книга"
Выпуск от 15.01.2010

Обзоры законодательства | Интернет-версия КонсультантПлюс | Финансовые консультации | Подписаться

 Бесплатная демонстрация системы КонсультантПлюс

Как быстро найти документ или получить ответ на вопрос по законодательству?

Установите и попробуйте бесплатную демонстрационную версию справочной правовой системы КонсультантПлюс.

 


Содержание

НУЖНО ЛИ ПРЕДСТАВЛЯТЬ ДЛЯ КАМЕРАЛЬНОЙ ПРОВЕРКИ КНИГИ ПОКУПОК И ПРОДАЖ

Кононенко А.

СУТЬ ОБСУЖДЕНИЯ

Часто в ходе камеральной проверки декларации по НДС налоговые органы требуют представить книги покупок и продаж для подтверждения правомерности налоговых вычетов. Но законно ли такое требование?

АНАЛИЗ СИТУАЦИИ

При проведении камеральной проверки декларации по НДС, в которой заявлено право на возмещение налога, налоговый орган вправе истребовать документы, подтверждающие правомерность налоговых вычетов в соответствии со ст. 172 НК РФ <1>. Следует учитывать, что к таким документам относятся только:
- счета-фактуры;
- документы, свидетельствующие о принятии товаров, работ, услуг или имущественных прав на учет;
- в некоторых случаях - платежные документы (например, при импорте).

Книги покупок и книги продаж предназначены для регистрации счетов-фактур и не относятся к документам, подтверждающим право на налоговые вычеты <2>. Значит, налоговые органы не вправе их истребовать при камеральной проверке <3>. Однако, если вы не представите книги покупок и продаж, налоговый орган может:
- оштрафовать организацию за непредставление документов <4>;
- отказать в вычете НДС.

По мнению большинства судов, нельзя ни привлечь налогоплательщика к ответственности за непредставление книг <5>, ни отказать ему в вычете <6>.

Однако некоторые суды считают, что при проверке обоснованности применения вычетов налоговый орган вправе потребовать любые документы, подтверждающие вычеты, в том числе книги покупок и книги продаж, а не только те, что перечислены в ст. 172 НК РФ. По их мнению, при непредставлении книг покупок и продаж налоговый орган лишается возможности проверить достоверность расчетов, так как книги являются документами налогового учета, используемыми при составлении декларации по НДС <7>. Поэтому он может истребовать их при камеральной проверке <8> и оштрафовать налогоплательщика, их не представившего <9>.

СОВЕТ

По закону вы можете и не представлять книги покупок и продаж, но тогда будьте готовы к судебному спору. Если же вы желаете избежать суда, проще книги представить.


<1> п. 8 ст. 88 НК РФ

<2> ст. 172 НК РФ; пп. 7, 16 Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж... утв. Постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 N 914 (далее - Правила)

<3> п. 7 ст. 88 НК РФ

<4> п. 1 ст. 126 НК РФ

<5> Постановления ФАС МО от 28.08.2008 N КА-А40/8044-08, от 24.06.2008 N КА-А40/3059-08; ФАС ПО от 15.08.2008 N А65-29899/07; ФАС ЦО от 16.06.2009 N А48-5011/07-2-17

<6> Постановления ФАС СЗО от 16.12.2008 N А21-1658/2008; ФАС ПО от 02.06.2009 N А65-11595/2008

<7> пп. 7, 16 Правил

<8> Постановление ФАС ПО от 18.12.2008 N А55-8651/2008

<9> Постановление ФАС МО от 29.07.2008 N КА-А40/6370-08

Впервые опубликовано в журнале "Главная книга" N 24, 2009

НЕ ЗАБУДЬТЕ СООБЩИТЬ В ФОНДЫ О... (Кого и о чем должны извещать работодатели в 2010 г. и что грозит за несообщение)

Шаповал Е.

Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ); Федеральный закон от 24.07.2009 N 213-ФЗ "О внесении изменений..."

В связи с заменой ЕСН страховыми взносами многие обязанности у организаций и предпринимателей - работодателей сохранились (например, вставать на учет в фондах по месту нахождения обособленных подразделений). Но и без "подарков" тут не обошлось. Напомним о старых обязанностях страхователей и расскажем о новых по Закону N 212-ФЗ.

Придется сообщать в фонды об открытии (закрытии) счетов

С 2010 г. организации и предприниматели, открывшие (закрывшие) расчетный счет в банке, обязаны письменно сообщить об этом в ПФР и ФСС РФ по месту своей регистрации. Сделать это нужно не позднее 7 рабочих дней со дня открытия (закрытия) счета <1>. Не забудьте, что и налоговые органы нужно информировать об этом в те же сроки <2>.

До утверждения формы такого сообщения уведомить фонды об открытии (закрытии) счета можно в произвольной форме. А можно воспользоваться той же формой, по которой вы извещаете налоговиков.

Указания, как должно быть направлено такое сообщение в фонды, в законе нет. Поэтому можно как представить его непосредственно в ПФР и ФСС РФ, так и направить по почте <3>.

Это нам подтвердили в ПФР.

ИЗ АВТОРИТЕТНЫХ ИСТОЧНИКОВ

МИКЛАШЕВИЧ АНАТОЛИЙ ВАДИМОВИЧ - Заместитель управляющего отделением Пенсионного фонда РФ по г. Москве и Московской области

"Форма, по которой страхователь должен сообщать в орган ПФР об открытии (закрытии) банковских счетов, создании (закрытии) обособленных подразделений, о реорганизации или ликвидации организации, пока не утверждена. Так что сейчас все эти сообщения можно направлять в произвольной форме.

Такое сообщение можно направить по почте либо лично принести в территориальный орган ПФР".

По КоАП за неисполнение этой новой обязанности руководителя организации, а также предпринимателя могут оштрафовать на сумму от 1000 до 2000 руб. <4>

Создали обособленное подразделение - зарегистрируйте и сообщите

Со следующего года у страхователей-организаций появится еще одна новая забота - письменно сообщать в органы ПФР и отделения ФСС РФ о создании (закрытии) обособленных подразделений (ОП). Проинформировать об этом нужно территориальные органы внебюджетных фондов по месту нахождения самой организации не позднее 1 месяца со дня создания (закрытия) ОП <5>. Если будет принята рекомендуемая форма сообщения, можно будет воспользоваться ею. Такое сообщение можно либо представить непосредственно в фонды, либо направить по почте <6>.

О каких обособленных подразделениях нужно будет сообщать во внебюджетные фонды?

Понятие обособленного подразделения в Законе N 212-ФЗ позаимствовано из Налогового кодекса РФ <7>. То есть это любое территориально обособленное от организации подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места на срок более 1 месяца <8>.

Получается, что ПФР и ФСС РФ нужно информировать о создании любого обособленного подразделения.

За неподачу такого сообщения руководителя организации могут оштрафовать на сумму от 300 до 500 руб. <9>

Кроме того, по-прежнему нужно будет регистрироваться во внебюджетных фондах по месту нахождения обособленного подразделения. В ПФР и ФСС РФ нужно вставать на учет, только если ОП имеет отдельный баланс, расчетный счет и начисляет выплаты в пользу физических лиц <10>. А в ТФОМС - при создании любых обособленных подразделений <11>. Сделать это нужно в течение 30 дней со дня создания обособленного подразделения <12>.

За нарушение сроков регистрации в ФСС РФ и ТФОМС по месту создания подразделений руководителя организации могут оштрафовать на сумму от 500 до 1000 руб. <13>

Примечание. Законом о "несчастном" страховании за непостановку на учет в ФСС РФ по месту нахождения ОП установлен штраф и для организаций: за просрочку регистрации на срок не более 90 дней - 5000 руб., а на срок более 90 дней - 10 000 руб. <14>

Срок постановки организации на учет в ПФР по месту нахождения ОП, имеющего отдельный баланс, расчетный счет и начисляющего выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, законодательством не установлен <15>. Поэтому за непостановку на учет в ПФР по месту нахождения ОП привлечь к ответственности нельзя.

Не забудьте сообщить о реорганизации (ликвидации)

С 2010 г. организации обязаны письменно сообщать в ПФР и ФСС о принятом решении о реорганизации или ликвидации, а предприниматели - о прекращении деятельности. Сделать это нужно не позднее 3 рабочих дней со дня принятия такого решения <16>. Пока форма сообщения не утверждена, его можно составлять в произвольной форме и представлять в фонды непосредственно или по почте. Предприниматели могут для этих целей воспользоваться формой N Р26001 "Заявление о государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в связи с принятием им решения о прекращении данной деятельности" <17>, направляемой в ФНС России в аналогичной ситуации.

Какова будет ответственность организаций за несообщение этих сведений в ПФР, нам рассказали в Фонде.

ИЗ АВТОРИТЕТНЫХ ИСТОЧНИКОВ

МИКЛАШЕВИЧ АНАТОЛИЙ ВАДИМОВИЧ, Отделение Пенсионного фонда РФ по г. Москве и Московской области

"Если организация не сообщила в орган ПФР о принятом решении о реорганизации или ликвидации, мы будем налагать штраф на организацию по п. 3 ст. 27 Закона N 167-ФЗ.

В отдельных случаях за особо злостное нарушение может быть также оштрафован и руководитель организации по ч. 3 ст. 15.33 КоАП".

Напомним, что за это правонарушение штраф для организаций по Закону N 167-ФЗ составляет 1000 руб. При повторном в течение года несообщении сведений о реорганизации (ликвидации) организации - 5000 руб. <18>

Руководителя организации за это же нарушение могут оштрафовать на сумму от 300 до 500 руб. <19>

Оштрафовать за несоблюдение этой обязанности в отношении Фонда социального страхования РФ можно только руководителя организации (на те же 300 - 500 руб.) <19>.

Отметим, что для предпринимателя ответственность за это правонарушение не установлена.

Предприниматели, зарегистрируйтесь, если наняли работника

Предпринимателям, заключающим трудовые или гражданско-правовые договоры, выплаты по которым должны облагаться взносами в пользу физических лиц, нужно не забыть самостоятельно зарегистрироваться в качестве страхователей в ПФР, ТФОМС и ФСС.

Причем в ФСС РФ нужно встать на учет и как плательщику страховых взносов на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, и как плательщику взносов на "несчастное" страхование <20>.

Автоматически фонды поставят вас на учет только как плательщиков взносов "за себя" <21>.

Зарегистрироваться нужно в следующие сроки <22>:

- в ПФР и ТФОМС - не позднее 30 дней со дня заключения первого трудового или гражданско-правового договора;

- в ФСС в качестве плательщика страховых взносов на случай временной нетрудоспособности - не позднее 10 дней со дня заключения трудового договора с первым работником.

Если предприниматель вовремя не зарегистрируется в ПФР, ФСС и ТФОМС, то он может быть оштрафован по КоАП РФ на сумму от 500 до 1000 руб. <23> Причем Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании..." для предпринимателей за это же нарушение установлен более высокий размер штрафа. За разъяснениями, по какой же статье будут штрафовать предпринимателей-работодателей за такое правонарушение в следующем году, мы обратились в ПФР.

ИЗ АВТОРИТЕТНЫХ ИСТОЧНИКОВ

МИКЛАШЕВИЧ АНАТОЛИЙ ВАДИМОВИЧ, Отделение Пенсионного фонда РФ по г. Москве и Московской области

"Для работодателей-организаций за нарушение сроков регистрации в органах ПФР предусмотрена ответственность по п. 1 ст. 27 Федерального закона N 167-ФЗ. Но поскольку такая регистрация производится органами ПФР по информации, получаемой из налоговых органов, на практике подобные штрафы на организации не налагаются.

В отличие от организаций, индивидуальный предприниматель, использующий наемную рабочую силу, обязан встать на учет в ПФР как работодатель самостоятельно. Поэтому, являясь работодателем, он несет такую же ответственность, как и организация, то есть по п. 1 ст. 27 Федерального закона N 167-ФЗ".

По Закону N 167-ФЗ размер штрафа за непостановку на учет в ПФР в течение 90 дней - 5000 руб., а при просрочке регистрации более 90 дней - 10 000 руб. <24>

Встать на учет в ФСС РФ в качестве плательщика взносов на "несчастное" страхование предпринимателю также нужно не позднее 10 дней со дня заключения трудового договора с первым работником. Если вы раньше заключаете гражданско-правовой договор о выполнении работ (оказании услуг), а не трудовой, то в ФСС нужно встать на учет в тот же срок, но только если этим договором предусмотрено "несчастное" страхование исполнителя <25>. А вот ответственность за непостановку на учет по этим взносам посерьезнее. Штраф, который может быть наложен на предпринимателя, составляет 10% от выплат по этим договорам, облагаемых взносами на "несчастное" страхование, за весь период деятельности без регистрации, но не менее 20 000 руб. <26>

Правила привлечения к ответственности

Протоколы об административных правонарушениях в области социального страхования будут составлять органы внебюджетных фондов, а назначать штрафы - мировые судьи <27>. Постановление о назначении административного наказания должно быть вынесено не позднее 2 месяцев со дня совершения правонарушения <28>. А если правонарушение длящееся, то не позднее 2 месяцев со дня обнаружения административного правонарушения <29>. Следует иметь в виду, что днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо внебюджетного фонда, уполномоченное составлять протокол, выявило факт его совершения.

* * *

Как видим, принцип "одного окна" и здесь не сработал. Поэтому не забудьте, что наличие обязанностей по Закону N 212-ФЗ сообщать об открытии (закрытии) счетов, о ликвидации (реорганизации) не отменяет аналогичные обязанности по НК РФ. А значит, они у плательщиков взносов со следующего года как минимум удвоятся.


<1> ч. 6 ст. 4, п. 1 ч. 3 ст. 28 Закона N 212-ФЗ

<2> подп. 1 п. 2 ст. 23 НК РФ

<3> ч. 8 ст. 4 Закона N 212-ФЗ

<4> ст. 2.4, ч. 1 ст. 15.33, ч. 1 ст. 23.1 КоАП РФ; примечание к ст. 15.33 КоАП РФ

<5> п. 2 ч. 3 ст. 28 Закона N 212-ФЗ

<6> ч. 8 ст. 4 Закона N 212-ФЗ

<7> п. 2 ст. 11 НК РФ

<8> п. 4 ст. 2 Закона N 212-ФЗ

<9> ч. 3 ст. 15.33 КоАП РФ

<10> п. 3 ст. 11 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"; п. 1 Порядка регистрации и снятия с регистрационного учета в территориальных органах ПФР страхователей, производящих выплаты физическим лицам, утв. Постановлением Правления ПФР от 13.10.2008 N 296п; п. 2 ч. 1 ст. 2.3 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством"

<11> ст. 9.1 Закона РФ от 28.06.91 N 1499-1 "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации"

<12> ст. 9.1 Закона РФ от 28.06.91 N 1499-1; п. 2 ч. 1 ст. 2.3 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ

<13> статьи 2.4, 15.32 КоАП РФ

<14> ст. 19 Федерального закона от 24.07.98 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний"

<15> ст. 11 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ

<16> п. 3 ч. 3 ст. 28 Закона N 212-ФЗ

<17> приложение N 20 к Постановлению Правительства РФ от 19.06.2002 N 439

<18> п. 3 ст. 27 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ

<19> ч. 3 ст. 15.33 КоАП РФ

<20> п. 3 ч. 1 ст. 2.3 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ; ст. 6 Федерального закона от 24.07.98 N 125-ФЗ

<21> ст. 6 Закона N 212-ФЗ

<22> ст. 9.1 Закона РФ от 28.06.91 N 1499-1; ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ; п. 3 ч. 1 ст. 2.3 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ; ст. 6 Федерального закона от 24.07.98 N 125-ФЗ

<23> статьи 2.4, 15.32 КоАП РФ

<24> п. 1 ст. 27 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ

<25> ст. 6 Федерального закона от 24.07.98 N 125-ФЗ

<26> статьи 6, 19 Федерального закона от 24.07.98 N 125-ФЗ

<27> ч. 1, 3 ст. 23.1, ч. 5 ст. 28.3 КоАП РФ

<28> ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ

<29> ч. 2 ст. 4.5 КоАП РФ; п. 14 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 24.03.2005 N 5

Впервые опубликовано в журнале "Главная книга" N 24, 2009

ВАКЦИНА ОТ ГРИППА (Решаем вопросы здоровья работников и налогообложения расходов на профилактику гриппа)

Елина Л.

Одно из широко обсуждаемых событий уходящего года - пандемия свиного гриппа (вирус А/H1N1). И нашу страну, к сожалению, грипп стороной не обошел <1>.

Угрожающая статистика по этому заболеванию заставила внимательнее отнестись к профилактике гриппа не только медиков, но и руководителей организаций. Ведь они прямо заинтересованы в том, чтобы их подчиненные были здоровы и могли полноценно работать. К тому же региональные управления Роспотребнадзора рассылают организациям предписания о проведении антигриппозных профилактических мероприятий.

Определение. Пандемия - эпидемия, характеризующаяся распространением инфекционного заболевания на территории нескольких стран (или даже континентов).

Для бухгалтера вакцинация работников за счет средств организации - это прежде всего "учетный" вопрос: признаются ли расходы на ее проведение в налоговом учете? И нужно ли начислять "зарплатные налоги" на затраты, связанные с профилактическими мероприятиями?

Выбираем способы профилактики гриппа

Самые распространенные способы профилактики гриппа (помимо народных средств, таких как чеснок) - вакцинация и ношение одноразовых лицевых масок.

Ношение лицевых масок рекомендовано Министерством здравоохранения (но только когда есть реальная опасность заражения гриппом) <2>. Если в вашем регионе объявлена эпидемия гриппа, то медики (к примеру, Главный санитарный врач вашего субъекта РФ) могут рекомендовать ношение таких масок определенным категориям работников.

Но надежность лицевых масок в деле профилактики гриппа недостаточно изучена. И основным профилактическим мероприятием по-прежнему является вакцинация (прививки против гриппа). Проводить вакцинацию можно по-разному:

- предусмотреть вакцинацию в перечне страховых услуг по договорам добровольного медицинского страхования - если ваша организация оплачивает работникам полисы ДМС. Такой способ организации вакцинации упростит вам и налоговый, и бухгалтерский учет. Поскольку как самостоятельный расход профилактические мероприятия вообще не будут фигурировать в вашем учете (вы будете оплачивать страховой компании только взносы на ДМС);

- заключить договор с медицинской организацией на вакцинацию работников.

ПРЕДУПРЕДИ РУКОВОДИТЕЛЯ

Закупать вакцину и раздавать ее работникам для самостоятельной вакцинации невыгодно хотя бы потому, что стоимость вакцины нельзя учесть в расходах для целей налогообложения.

Можно, конечно, закупить вакцину и раздать ее работникам для самостоятельной вакцинации. Но это неправильно. Вы сэкономите на услугах медиков, но такая экономия может выйти боком. Ведь, во-первых, вы не можете быть уверены в том, что работник действительно сделает себе прививку. А во-вторых, велика вероятность того, что проверяющие из налоговой сочтут такую передачу вакцины безвозмездной. И тогда вам могут вообще отказать в признании расходов в налоговом учете <3>, да еще и НДС доначислят <4>. Кроме того, налоговики наверняка заставят вас включить стоимость переданной вакцины в базу по НДФЛ <5>.

Мы остановимся на особенностях учета вакцинации работников, которую организация проводит на основе отдельного договора с медицинской организацией. В таком случае ваши затраты будут учтены как самостоятельные расходы. И бухгалтеру надо позаботиться о том, чтобы в организации был полный комплект документов, подтверждающих их обоснованность.

Обосновываем расходы на вакцинацию

Обоснованность расходов на антигриппозную вакцинацию работников можно подтвердить тем, что:

1) все работодатели должны обеспечить работникам безопасные условия труда и его охрану <6>. А охрана труда в числе прочего включает в себя и лечебно-профилактические мероприятия <7>;

2) организации и предприниматели обязаны разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия <8>. Кроме того, вакцинация - один из основных методов профилактики гриппа <9>;

3) для профилактики гриппа в 2008 - 2009 гг. Главный государственный санитарный врач РФ прямо рекомендовал всем организациям своевременно выделять средства на закупку противогриппозных вакцин <10>;

4) в 2009 г. в России признана <11> пандемия гриппа А/H1N1.

Если же вы проводите вакцинацию по индивидуальному предписанию Роспотребнадзора, то такое предписание - дополнительное доказательство обоснованности ваших затрат <12>.

Оформляем документы

Документально подтвердить расходы на вакцинацию вам помогут:
- приказ о вакцинации работников;
- договор с медицинской организацией;
- акт об оказании услуг;
- список работников, прошедших вакцинацию;
- платежное поручение на перечисление денег медицинской организации.

Итак, если в вашей организации принято решение провести вакцинацию работников, нужно прежде всего зафиксировать это в приказе руководителя. В нем желательно обосновать (со ссылками на законодательство) необходимость вакцинации работников.

С этим приказом нужно ознакомить всех работников. И кроме того, каждый должен высказать свое согласие (или несогласие) на участие в вакцинации. Ведь вакцинация - это дело добровольное. И заставить работника сделать прививку вы не можете.

Приказ о проведении вакцинации можно оформить, к примеру, так.


+----------------------------------------------------------------+
|        Общество с ограниченной ответственностью "Забота"       |
|                                                                |
|                          ПРИКАЗ N 758                          |
|30 ноября 2009 г.                                      г. Москва|
|                                                                |
|                      О профилактике гриппа                     |
|                                                                |
|   В   связи   с   объявленной   в   стране   пандемией   гриппа|
|(Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от|
|04.08.2009 N 50) и в соответствии с требованием законодательства|
|по  охране  труда  и  проведению  профилактических  мероприятий,|
|направленных  на   снижение   и   предотвращение  заболеваемости|
|работников  во  избежание  остановки  производственного процесса|
|(ч. 2 ст. 212, ч. 1  ст.  209,  ч.  1  ст.  223  ТК  РФ;  ст. 11|
|Федерального  закона  от   30.03.99   N   52-ФЗ   "О  санитарно-|
|эпидемиологическом благополучии населения"),                    |
|   ПРИКАЗЫВАЮ:                                                  |
|   Провести  с  10  по  12 декабря 2009 г. вакцинацию работников|
|ООО "Забота" от гриппа.                                         |
|   Для этого:                                                   |
|   - секретарю Е.Б. Жариной  ознакомить  с  приказом работников,|
|подготовить список работников, согласившихся сделать прививку от|
|гриппа;                                                         |
|   - заместителю директора С.М.  Надежину  заключить  договор об|
|оказании услуг по вакцинации работников с ООО "Медстайл".       |
|                                                                |
|Директор                                                        |
|ООО "Забота"                               В.С. Замятин         |
|                                                                |
|С приказом ознакомлены:                                         |
|                                                                |
|Е.Б. Жарина         _____________          30.11.2009           |
|С.М. Надежин        _____________          30.11.2009           |
+----------------------------------------------------------------+

+----------------------------------------------------------------+
|Приложение к приказу "О профилактике гриппа" от 30.11.2009 N 758|
|                                                                |
|Список работников ООО "Забота"                                  |
|                                                                |
|+------------+------------+-------------------------+----------+|
||   Ф. И. О. | С приказом | Согласен (не согласен)  |   Дата   ||
||  работника | ознакомлен |   сделать прививку от   |          ||
||            | (подпись)  |         гриппа          |          ||
|+------------+------------+-------------------------+----------+|
||Антонов Б.В.|____________|Согласен                 |30.11.2009||
|+------------+------------+-------------------------+----------+|
||Арефьев С.Г.|____________|Не согласен              |01.12.2009||
|+------------+------------+-------------------------+----------+|
||Блинова Л.В.|____________|Согласна                 |01.12.2009||
|+------------+------------+-------------------------+----------+|
+----------------------------------------------------------------+

 

После того как все работники ознакомятся с приказом и станет ясно, кто из них будет участвовать в вакцинации, можно заключать договор с медорганизацией. Ведь теперь уже известно, сколько вакцин необходимо. Причем не важно, какая это медицинская организация: коммерческая или нет. Главное - чтобы у нее была лицензия <13>. Копию лицензии лучше сразу подшить к договору.

Для проведения вакцинации от гриппа медицинская организация пришлет вам в офис (или другое подразделение) медработника с необходимым количеством вакцин. И он сделает прививки тем вашим работникам, которые дали согласие на участие в вакцинации. Далее будет оформлен акт об оказании услуг. К нему, как правило, прилагается список работников, которым сделаны прививки.

Признаем затраты на профилактику гриппа в "прибыльных" расходах

Как мы уже сказали в начале статьи, расходы на вакцинацию и иные виды профилактики гриппа вполне обоснованны. Поэтому их можно признать для целей налогообложения прибыли <14>.

Логичнее учитывать затраты на профилактические мероприятия как расходы на обеспечение охраны труда <15>. Хотя некоторые организации учитывают расходы на вакцинацию как прочие расходы <16>.

Известны случаи, когда организации относят такие затраты к расходам на оплату труда <17>, но мы так делать не советуем. Потому что, во-первых, это не связано с оплатой труда, а во-вторых, в таком случае налоговая инспекция наверняка обяжет вас начислить на стоимость вакцинации "зарплатные налоги".

"Зарплатные налоги"

Так как в профилактике гриппа и проведении вакцинации работников заинтересована сама организация, то стоимость вакцинации и иных профилактических мероприятий не должна учитываться как доход работника. У него нет экономической выгоды <18>. Поэтому расходы на вакцинацию не надо облагать ни НДФЛ <19>, ни ЕСН <20>, ни пенсионными взносами <21>. Также они не облагаются и взносами на страхование от несчастных случаев <22>.

Страховыми взносами, которые будут уплачиваться вместо ЕСН со следующего года, расходы на профилактику гриппа тоже не будут облагаться - на том же основании, на котором сейчас эти расходы не облагаются ЕСН: работник не получает никаких выплат и вознаграждений, связанных с оплатой труда <23>.

Сложности профилактических мер у упрощенцев

Упрощенцы, которые выбрали объект "доходы, уменьшенные на расходы", к сожалению, не могут учесть при расчете налога затраты на охрану труда. Этого вида затрат нет в закрытом перечне расходов упрощенцев <24>. Значит, и расходы на вакцинацию работников признать для целей налогообложения у упрощенцев не получится.

Но некоторые упрощенцы оформляют расходы на профилактику гриппа как часть расходов на оплату труда <25>. Если инспекция и согласится с таким подходом, то заставит начислить НДФЛ и пенсионные взносы. Но вероятнее всего, что инспекция вообще исключит такие расходы при проверке расчета налога при УСНО. Ведь, как мы сказали, вакцинация не связана с оплатой труда.

* * *

Профилактика гриппа - не излишество, а оправданная необходимость. Поэтому смело можете признавать затраты на нее в налоговых расходах. И помните, что при правильном оформлении расходов на вакцинацию и другие профилактические мероприятия никаких "зарплатных налогов" платить не придется.


<1> Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.08.2009 N 50

<2> Письма Роспотребнадзора от 02.07.2009 N 01/9202-9-32, от 06.05.2009 N 01/6235-9-32

<3> п. 16 ст. 270 НК РФ

<4> подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ

<5> п. 1 ст. 210, п. 1 ст. 211 НК РФ

<6> ст. 212 ТК РФ

<7> статьи 209, 223 ТК РФ

<8> ст. 11, пп. 1, 3 ст. 29, статьи 25, 35 Федерального закона от 30.03.99 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"

<9> п. 6.3 разд. VI, разд. IX Санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.2.1319-03, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30.04.2003 N 82

<10> п. 2.1 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 29.08.2008 N 52

<11> Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.08.2009 N 50

<12> Постановления ФАС СЗО от 27.02.2006 N А56-29688/2005; Девятого арбитражного апелляционного суда от 12.03.2007 N 09АП-2100/2007-АК

<13> подп. 96 п. 1 ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности"

<14> Письмо Минфина России от 01.06.2007 N 03-03-06/1/357

<15> подп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ; Постановления ФАС СЗО от 01.12.2008 N А21-7038/2007; ФАС УО от 19.12.2007 N Ф09-10406/07-С3; ФАС МО от 18.07.2007 N КА-А40/5665-07

<16> подп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ; Постановление ФАС СЗО от 27.02.2006 N А56-29688/2005

<17> п. 25 ст. 255 НК РФ; Постановления ФАС ПО от 24.10.2006 N А65-6040/2005-СА2-8; ФАС СЗО от 01.12.2008 N А21-7038/2007

<18> ст. 41 НК РФ

<19> ст. 209 НК РФ

<20> п. 1 ст. 236 НК РФ

<21> п. 2 ст. 10 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"

<22> ст. 3 Федерального закона от 24.07.98 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний"

<23> ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах..."

<24> ст. 346.16 НК РФ; Постановление ФАС УО от 11.01.2007 N Ф09-11283/06-С3

<25> п. 25 ст. 255, п. 2 ст. 346.16 НК РФ

Впервые опубликовано в журнале "Главная книга" N 24, 2009 

ЕСТЬ ЛИ НДС В НЕУСТОЙКЕ

Елина Л.А.

СУТЬ ОБСУЖДЕНИЯ

Задержка покупателем оплаты ваших товаров (работ или услуг) - всегда неприятное событие. И чтобы стимулировать покупателей платить вовремя, в договоре часто предусматривают неустойку <1>. Она может быть установлена, в частности, в виде определенного процента от несвоевременно уплаченной суммы. К примеру, 0,5% от суммы за каждый день просрочки.

Но как бухгалтеру рассчитать эту неустойку? Нужно ли взять просроченную сумму с учетом НДС или без налога? И второй, даже более важный вопрос: надо ли затем с полученной неустойки платить НДС в бюджет?

АНАЛИЗ СИТУАЦИИ

Неустойка - самостоятельный платеж. И это - основное при решении вопросов о ее расчете или о включении ее суммы в налоговую базу по НДС.

ДЕЙСТВИЕ 1. Рассчитываем сумму неустойки

При определении размера неустойки, которую вам должен заплатить "провинившийся" контрагент, сумму просроченного платежа надо брать с учетом НДС.

Ведь неустойка - это не только способ обеспечения исполнения обязательства, но и мера имущественной ответственности за нарушение этого обязательства. Она должна компенсировать нарушенные интересы кредитора <2>. А интерес продавца (как кредитора) - в том, чтобы полностью и в срок получить деньги от покупателя. Причем то, что эта сумма включает в себя НДС, не должно уменьшать сумму неустойки <3>. Потому что, задерживая оплату, покупатель пользуется не суммой НДС, которую надо заплатить в бюджет в виде налога. Ведь ваша обязанность (как продавца) по уплате НДС в бюджет никак не связана с получением денег за товары от вашего покупателя.

НДС сейчас считается "по отгрузке". А значит, как только товары реализованы (отгружены), вы должны включить их продажную стоимость в базу для расчета НДС. Поэтому покупатель задерживает именно ваши деньги (деньги продавца).

Следовательно, при расчете неустойки вы берете всю сумму, которую покупатель вовремя не уплатил, и (не вычитая из нее НДС) умножаете ее на установленный в договоре процент и на количество дней просрочки.

ДЕЙСТВИЕ 2. Разбираемся с начислением НДС с неустойки

В большинстве своем проверяющие считают, что с полученной от покупателя неустойки продавцу надо заплатить в бюджет НДС по расчетной ставке 18/118 или 10/110 (в зависимости от того, по какой ставке НДС облагаются товары, работы или услуги, оплата которых задержана покупателем) <4>. При этом они приравнивают неустойку к суммам, "связанным с оплатой реализованных товаров" <5>. Согласен с этим и Минфин <6>.

Но арбитражные суды, включая ВАС РФ, считают, что начислять НДС с полученной от покупателя неустойки не нужно. Ведь, как мы уже выяснили, неустойка - это санкция за неисполнение обязательства. И она не увеличивает цену проданных товаров и в то же время не является частью этой цены <7>.

Примечание. Кстати, на НДС со штрафов, пеней и неустоек, получаемых покупателями от поставщиков товаров (работ, услуг), налоговики не претендуют. Связь этих сумм с оплатой товаров, работ или услуг даже они установить не в силах <8>.

СОВЕТ

Считайте неустойку со всей суммы просроченного платежа (с учетом НДС). У ваших покупателей из-за этого претензий к вам быть не должно, а проверяющим из налоговой инспекции, по большому счету, все равно.

А вот если вы не заплатите НДС с полученных от покупателей сумм неустойки за просрочку оплаты товаров (работ, услуг), вы рискуете, что налоговая инспекция доначислит вам и налог, и пени, и штраф. В суде вы, конечно, наверняка сможете отстоять свою позицию. Но если перспектива судебного разбирательства вас не радует, то лучше добровольно начислите и заплатите в бюджет НДС с неустойки, полученной от покупателя.


<1> п. 1 ст. 330 ГК РФ

<2> ст. 330, п. 1 ст. 394 ГК РФ

<3> Постановление Президиума ВАС РФ от 22.09.2009 N 5451/09

<4> п. 4 ст. 164 НК РФ

<5> подп. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ; Письмо УФНС России по г. Москве от 28.04.2009 N 16-15/41799

<6> Письма Минфина России от 11.09.2009 N 03-07-11/222, от 16.04.2009 N 03-07-11/107

<7> Постановление Президиума ВАС РФ от 05.02.2008 N 11144/07; Постановления ФАС ЦО от 16.09.2008 N А54-3386/2006-С21, от 23.04.2008 N А08-4124/07-22; ФАС УО от 16.02.2009 N Ф09-464/09-СЗ

<8> Письмо Минфина России от 10.10.2007 N 03-07-11/475; Письмо УФНС России по г. Москве от 07.02.2008 N 19-11/11309

Впервые опубликовано в журнале "Главная книга" N 01, 2010

ПРЕДСТАВЛЯТЬ ПЕРСОНИФИЦИРОВАННУЮ ОТЧЕТНОСТЬ ПРИДЕТСЯ ЧАЩЕ

Мацепуро Н.А.

1 января 2010 г.

Федеральный закон от 24.07.2009 N 213-ФЗ

С 2010 г. отчетными периодами для представления в ПФР сведений персонифицированного учета будут полугодие и год <1>. Отчитаться нужно будет в следующие сроки:
- до 1 августа 2010 г. - за I полугодие 2010 г.;
- до 1 февраля 2011 г. - за 2010 г.

Обязанности представлять персонифицированную отчетность в электронном виде с использованием электронно-цифровой подписи на 2010 г. нет. Страхователи пока пользуются таким способом лишь добровольно, заключая соответствующие соглашения с органами ПФР и операторами электронной отчетности <2>.

Напомним, что представление отчетности на магнитных носителях - тоже право страхователя, а не обязанность <3>. Однако на практике все наоборот, и сотрудники ПФР без магнитных носителей документы не принимают. Очевидно, что легче приложить к отчетности дискету, чем тратить время и силы на споры.

Сведения же за 2009 г. вы должны представить в ПФР по-прежнему до 1 марта 2010 г. <4>

Не забывайте, что за непредставление этих сведений, а также за неполное или несвоевременное их представление вас могут оштрафовать на сумму в размере 10% от платежей в ПФР по тем работникам, по которым не представлены сведения <5>.


<1> ч. 12 ст. 37 Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ

<2> п. 2 ст. 8 Федерального закона от 01.04.96 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования"

<3> п. 2 ст. 8 Федерального закона от 01.04.96 N 27-ФЗ; п. 13 Инструкции... утв. Постановлением Правления ПФР от 31.07.2006 N 192п

<4> п. 2 ст. 11 Федерального закона от 01.04.96 N 27-ФЗ

<5> ст. 17 Федерального закона от 01.04.96 N 27-ФЗ

Впервые опубликовано в журнале "Главная книга" N 01, 2010

О РАСЧЕТЕ И УПЛАТЕ СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ

Ахтанина М.Н.

Несколько слов о порядке уплаты работодателями страховых взносов. Они будут уплачиваться отдельными платежками в каждый внебюджетный фонд. Переплаты в один фонд нельзя будет зачесть в счет погашения недоимки или предстоящих платежей в другой фонд.

Сумма страховых взносов, подлежащая уплате в ФСС, как и раньше, будет уменьшаться на сумму выплаченных пособий по временной нетрудоспособности, в связи с материнством и пособий на погребение.

Кстати, размер пособий по временной нетрудоспособности и пособий по беременности и родам, как и прежде, будет рассчитываться исходя из среднего заработка работника. Но порядок определения максимальной суммы пособий изменится. До нового года эти пределы устанавливались ежегодно Законами о бюджете ФСС РФ и составляли, например, в 2009 г. 18 720 и 25 390 руб. в месяц соответственно.

С 2010 г. максимальный размер этих пособий будет рассчитываться более понятным способом, исходя из максимального размера среднего дневного заработка. Эта величина определяется путем деления предельной величины базы для начисления страховых взносов на день наступления страхового случая (в 2010 г. - 415 000 руб.) на 365.

Таким образом, максимальный размер пособий по временной нетрудоспособности и по беременности и родам за календарный день в 2010 г. составит 1136,98 руб. (415 000 руб. / 365). В месяц как раз и получится примерно 34 583,33 руб. - та самая средняя российская зарплата. В остальном все как прежде: определив размер реального среднего дневного заработка работника и максимальный размер среднего дневного заработка, вы рассчитываете сумму пособия, исходя из меньшей из этих величин.

При этом величину дневного пособия по временной нетрудоспособности нужно скорректировать с учетом размера пособия, причитающегося работнику в зависимости от его страхового стажа. Поэтому, даже если средний дневной заработок работника превышает максимальный размер среднего дневного заработка, но страховой стаж составляет всего 4 года, размер дневного пособия для него составит 682,19 руб. (1136,98 руб. x 60%).

Аналогичным образом будет определяться максимальный размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком до достижения им полутора лет. Естественно, с учетом того, что оно выплачивается в размере 40 процентов среднего заработка работника и не может быть ниже 1500 руб. по уходу за первым ребенком и 3000 руб. по уходу за вторым и последующими детьми.

Для определения размера ежемесячного пособия сначала нужно умножить средний дневной заработок работника на среднее число дней в месяце - 30,4. Потом нам нужно сравнить полученную величину с величиной среднего заработка, с которого начисляются страховые взносы. Этот средний заработок равен предельной величине базы для начисления страховых взносов, разделенной на 12, то есть он составляет опять-таки 34 583,33 руб. Пособие мы будем рассчитывать исходя из той суммы, которая окажется меньше, - среднего заработка по стране или реального среднего заработка работника. Ее нужно умножить на 40 процентов. Таким образом, максимальный размер пособия по уходу за ребенком в 2010 г. составит 13 833,33 руб. в месяц (34 583,33 руб. x 40%).

Как видите, в части пособий все получилось достаточно логично. Пусть их максимальный размер ограничен, но ограничена и предельная величина базы для начисления взносов.

Вернемся к порядку уплаты страховых взносов. По итогам каждого календарного месяца плательщики страховых взносов будут исчислять и уплачивать обязательные платежи по страховым взносам. Размер этого платежа определяется по формуле:

Сумма ежемесячного обязательного страхового взноса = Сумма выплат (облагаемых страховыми взносами), начисленных физическому лицу с начала года и до окончания соответствующего месяца x Тариф страхового взноса - Сумма страховых взносов, исчисленных с начала года по предшествующий календарный месяц

Рассчитанная таким образом сумма ежемесячного обязательного платежа округляется до полных рублей по общим математическим правилам и уплачивается в соответствующий внебюджетный фонд не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который он начислен. По-прежнему, если этот день приходится на выходной или нерабочий праздничный день, последним днем срока будет следующий за ним рабочий день.

Понятия годового платежа по страховым взносам в Законе N 212-ФЗ нет, поэтому итоговым платежом за календарный год (расчетный период) будет ежемесячный обязательный платеж за декабрь.

Обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс, расчетный счет и начисляющие выплаты физическим лицам, должны исчислять и уплачивать с них страховые взносы самостоятельно. Как видите, тут ничего по сравнению с порядком исчисления и уплаты ЕСН не изменилось.

Вопрос. Можно вопрос?

Конечно.

Вопрос. Вы постоянно сравниваете порядок исчисления и уплаты ЕСН с порядком исчисления и уплаты взносов. А можно для разрешения спорных вопросов по страховым взносам пользоваться разъяснениями, которые ранее были даны Минфином, налоговой службой и ВАС РФ в отношении ЕСН?

Да, можно, но с несколькими оговорками. Оговорка первая - собираясь воспользоваться ими, вы должны убедиться в том, что, несмотря на замену ЕСН страховыми взносами, принципиальной разницы в порядке исчисления и уплаты налога и взносов в конкретном случае не возникло. То есть аргументы, на которых базировалась позиция правоприменителя ранее, не утратили своего значения в связи с изменением законодательства.

Естественно, бесполезно оспаривать необходимость начисления страховых взносов на выплаты в иностранной валюте взамен суточных членам экипажей судов заграничного плавания и воздушных судов, выполняющих международные рейсы. И ссылки на Постановления Президиума ВАС РФ, разрешившего не облагать ЕСН такие выплаты, вам не помогут, потому что позиция законодателя по этому вопросу теперь изложена предельно ясно.

А вторая и главная оговорка заключается в том, что использовать такие разъяснения можно только тогда, когда вы действительно готовы отстаивать, в том числе и в суде, позицию, которая подкрепляется аргументами, изложенными в разъяснениях. То есть когда вы готовы со ссылками на нормативные акты доказать, что на вопрос по страховым взносам можно ответить так же, как раньше отвечали на аналогичный вопрос по ЕСН. И ссылки на разъяснения Минфина, налоговой службы и решения судов должны быть всего лишь дополнением к вашей позиции, а не ее основой.

И, конечно, не стоит забывать о том, что только разъяснения Минздравсоцразвития освободят вас от пеней по любым страховым взносам и штрафов за нарушения законодательства о страховых взносах. Аналогичной силой обладают разъяснения ПФР в части пенсионных взносов и взносов в фонды ОМС и разъяснения ФСС РФ в части взносов на страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. Следование разъяснениям Минфина и налоговой службы при исчислении страховых взносов не убережет вас от пеней и штрафов по Закону N 212-ФЗ. Разъяснение положений этого Закона не входит в их компетенцию.

Впервые опубликовано в издании "Главная книга. Конференц-зал" 2010, N 01

О ПОПРАВКАХ В ЧАСТЬ I НК РФ

Ахтанина М.Н.

Расскажу о поправках в статьи 54 и 76 Налогового кодекса. Они были внесены еще в 2008 г., но вступают в силу только с 01.01.2010.

Итак, абзац третий пункта 1 статьи 54 НК с нового года дополнен еще одним предложением. Его норма прямо позволяет налогоплательщикам, обнаружившим ошибки в декларациях прошедших периодов, приведшие к излишней уплате налога, не подавать уточненки за эти периоды. Эти ошибки могут быть исправлены при расчете налоговой базы того отчетного периода, в котором они выявлены, даже если период их совершения известен. То есть, если мы не учли в 2008 г. какие-либо расходы и обнаружили это только в мае 2010-го, мы можем не подавать уточненную декларацию но налогу на прибыль за 2008 г., а отразить эти расходы в декларации за полугодие 2010 г.

А еще в 2009 г. при обнаружении таких неучтенных расходов нам пришлось бы подавать уточненную декларацию за 2008 г.

Но этим дело не ограничивается. У налогоплательщиков, если читать новую норму буквально, появилась еще одна очень интересная возможность.

Смотрите: излишне уплаченный налог может быть возвращен налоговым органом или зачтен в счет предстоящих платежей по налогу по заявлению налогоплательщика, только если со дня его уплаты не прошло 3 лет. Это ограничение установлено пунктом 7 статьи 78 НК.

Как известно, в подавляющем большинстве случаев возврат или зачет переплаты связан с необходимостью подачи уточненной декларации. Потому что обычно переплата появляется, когда мы не отразили в декларации какие-то расходы, которые должны были учитываться при исчислении налоговой базы, или завысили доходы.

Если с момента уплаты налога прошло больше 3 лет, то вернуть налог можно только через суд. Но исковое заявление о возврате переплаты должно быть подано в течение общего срока исковой давности, то есть в течение 3 лет со дня, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о возникшей переплате. Эта позиция была высказана Конституционным судом РФ в Определении от 21.06.2001 N 173-О.

Естественно, возник вопрос, с какого момента начинает течь срок исковой давности. Суды отвечали на него по-разному, иногда признавая точкой отсчета и дату подачи уточненки. Но в феврале этого года Президиум ВАС РФ пришел к выводу, что моментом, когда налогоплательщик узнал о факте излишней уплаты налога, дата подачи уточненки признаваться не может. Более того, ВАС указал, что срок на подачу заявления в суд в некоторых случаях может быть равен сроку подачи заявления на возврат налога в налоговые органы.

Из-за этой позиции ВАС многие налогоплательщики, заявляющие о переплате по налогу путем подачи уточненной декларации по истечении 3 лет с момента уплаты налога по первоначальной декларации, утратили возможность возврата переплаты даже в судебном порядке.

А исходя из новой нормы пункта 1 статьи 54 НК, такие налогоплательщики могут как бы зачесть переплату, возможность возврата которой утрачена, просто отразив расходы, не учтенные в периоде, к которому они относились, в декларации за текущий период.

Конечно, такой подход можно применять, только если вы готовы к спору с налоговиками. Хотя вряд ли они смогут выявить такие старые расходы при проведении камеральной проверки декларации. Тем более если вы не дадите им повода для истребования у вас дополнительных документов и объяснений по декларации, в которой они отражены.

Выявить такие расходы однозначно можно только в ходе выездной проверки. Однако неизвестно, будет проведена в отношении вас выездная или нет. А даже если выездная и будет, то будет ли она проводиться по тому периоду, за который вы подали декларацию со старыми расходами, тоже неизвестно. Например, в 2010 г. к вам поступили документы, подтверждающие затраты 2007 г. Если вы учтете их в расходах 2010 г., то реально проверить правомерность учета этих затрат в расходах налоговики смогут только при выездной проверке по налогу на прибыль за 2010 г.

Но в любом случае, заявляя расходы, относящиеся к прошедшим периодам, в декларации текущего периода, вы должны быть готовы документально подтвердить, что эти расходы в принципе могут быть учтены для целей налогообложения и что вы не учли их в прошедших периодах.

А в статье 76 НК с 2010 г. появится пункт 9.2. Он обяжет налоговые органы начислять проценты на сумму денег, в отношении которой были приостановлены операции по банковским счетам налогоплательщика при нарушении сроков:
- отмены решения о приостановлении операций по счетам;
- направления в банк решения об отмене приостановления операций по счетам.

Проценты будут начисляться исходя из ставки рефинансирования, действовавшей в дни нарушения налоговым органом этих сроков.

Надеюсь, эта поправка позволит дисциплинировать должностных лиц налоговых органов, ответственных как за принятие таких решений, так и за их передачу в банки. Но даже если этого не произойдет, то проценты хотя бы минимально компенсируют убытки налогоплательщиков, причиняемые безалаберностью налоговиков.

С нового года вступит в силу еще одна древняя поправка - пункт 5 статьи 93 НК, который внесен в Кодекс еще в 2006 г. Законом N 137-ФЗ. Этот пункт запрещает налоговикам истребовать при проверках у налогоплательщика документы, ранее представлявшиеся им в ходе выездных и налоговых проверок. Ограничение не распространяется на случаи, когда документы представлялись в виде подлинников, которые были возвращены налогоплательщику, или когда они были утрачены налоговым органом вследствие непреодолимой силы. Так и видятся бесконечные потопы, пожары, ураганы и цунами, преследующие наши налоговые инспекции.

Глобального значения поправка не имеет, ведь суды и так признавали недействительными требования о представлении документов, уже имеющихся у налогового органа, а равно решения о привлечении к ответственности по статье 126 НК за их непредставление. Но законодатель, тем не менее, счел необходимым уточнить, что применяться она должна только в отношении документов, которые будут представляться в инспекции после 01.01.2010. То есть если у вас в 2010 г. затребуют копии каких-нибудь бумажек, которые вы уже относили в инспекцию при проведении проверок в 2009 г., то на пункт 5 статьи 93 НК ссылаться вам бессмысленно.

Впервые опубликовано в издании "Главная книга. Конференц-зал" 2010, N 01

О ВНЕШНЕМ АУТСОРСИНГЕ И АУТСТАФФИНГЕ

Ефремова А.А.

Прежде всего, нужно заметить, что среди крупных компаний внешний аутсорсинг не распространен. Потому что найти аутсорсера, способного обеспечить выполнение учетных функций в масштабах холдинга, практически невозможно. Не говоря уже о том, что ведение учета независимой организацией не позволит руководству холдинга полностью контролировать этот процесс.

Применение внешнего аутсорсинга оправданно только в отношении очень небольших компаний, не связанных с промышленным производством, розничной торговлей или другими видами деятельности, требующими достаточно сложной системы учета. То есть речь идет об организациях, которым нецелесообразно содержать даже одного постоянного бухгалтера. Это могут быть, например, туристические фирмы или компании, занимающиеся оптовой торговлей. Часто внешний аутсорсинг применяют небольшие представительства иностранных компаний.

Хотя, на мой взгляд, даже в этих случаях лучше все-таки не прибегать к услугам аутсорсеров, а найти другое решение проблемы. Например, нескольким таким небольшим компаниям можно скооперироваться и нанять одного бухгалтера, которому они могут доверять. В каждой конкретной компании этот человек будет работать, скажем, один день в неделю. Если бухгалтер достаточно квалифицирован, он вполне сможет справиться с ведением учета нескольких маленьких компаний. При этом, как работник каждой из этих организаций, он будет нести ответственность за недостатки, допущенные при ведении учета.

Если же компания пользуется услугами внешнего аутсорсера, у нее нет практически никаких гарантий того, что он ответственно отнесется к выполнению своих обязанностей. И нередко впоследствии такой компании приходится обращаться в специализированные организации для восстановления учета. Не говоря уже о том, что аутсорсер, как правило, занимается не столько бухучетом, сколько расчетом налогов и заполнением деклараций. А некомпетентность конкретного работника, на выбор которого заказчик влиять никак не может, или формальное его отношение к выполнению своих обязанностей может привести к тому, что организации придется платить штрафы и пени. При этом потребовать возмещения расходов на их уплату от аутсорсера вряд ли получится.

Тем не менее, если вы все-таки решите, что в какой-то конкретной ситуации применение внешнего аутсорсинга целесообразно, думаю, вам будут интересны основные критерии, которыми обычно руководствуются компании при выборе аутсорсера.

Первый, пожалуй, самый главный критерий - цена договора. Понятно, что заказчик ориентируется, в первую очередь, именно на стоимость услуг аутсорсера. Но этот критерий не должен становиться единственным. Иначе, погнавшись за дешевизной, в результате можно столкнуться с теми проблемами, о которых я сейчас говорила. Поэтому нужно обращать внимание и на другие факторы.

Второй критерий - опыт аутсорсинговой компании. Опыт компании определяется исходя из того, сколько лет она вообще занимается аутсорсингом, а также приходилось ли ей работать с компаниями, аналогичными компании-заказчику. То есть с организациями, занимающимися теми же или аналогичными видами деятельности в сопоставимых масштабах. Например, турагентство выбирает в качестве аутсорсера компанию, которая уже ведет учет нескольких других турагентств.

Третий критерий - экономическая безопасность. Этот критерий подразумевает оценку вероятности утечки конфиденциальной информации о компании, ставшей известной аутсорсеру. В частности, такая информация может стать доступной конкурентам компании или налоговым органам. Поэтому по возможности проверяются отношения аутсорсера и с теми и с другими. Но в любом случае, даже если аутсорсер кажется абсолютно надежным, в договоре лучше указать, какая именно информация о клиенте является конфиденциальной, и предусмотреть санкции за ее разглашение.

Четвертый критерий - использование современных технологий. В первую очередь, имеются в виду автоматизированные программы учета. Если заказчик видит, что аутсорсер ведет учет на широко известной и всеми признанной бухгалтерской программе, он ему доверяет. Если же используется какое-то устаревшее или малоизвестное программное обеспечение, уровень доверия заметно снижается.

Пятый критерий - финансовая устойчивость аутсорсера. Финансовая устойчивость зачастую легко определяется по внешним признакам. Если аутсорсинговая компания расположена в современном офисном здании, занимает несколько комнат с хорошей мебелью, а ее сотрудники работают на современных компьютерах, у заказчика создается впечатление об аутсорсере как о компании, способной стабильно приносить прибыль. И, скорее всего, это впечатление не обманчиво. Другое дело, если заказчик видит, что аутсорсинговая компания находится в одной маленькой комнате с обшарпанными стульями на каком-нибудь рынке. Вряд ли он захочет с ней работать, особенно учитывая то, что цены на услуги двух этих компаний могут почти не различаться.

Следующий критерий - гибкость, то есть возможность аутсорсера продолжать работу с заказчиком при каких-либо изменениях в его деятельности. Например, заказчик - это небольшая, но динамично развивающаяся компания. Ему интересно, сможет ли аутсорсер справиться с его учетом при увеличении объема продаж, скажем, в 5 раз. Другая компания предполагает дополнительно начать заниматься еще одним видом деятельности. Поэтому ее интересует, есть ли у аутсорсера опыт работы в этой отрасли.

И последний критерий - ориентация на клиента. Каждому заказчику важно, чтобы к нему относились как к эксклюзивному клиенту, а не ставили в общую очередь. Чтобы аутсорсер старался обеспечить идеальный именно для клиента порядок учета, а не применял одни и те же методы ко всем организациям, не обращая внимания на специфику их деятельности.

Все. Подробнее о внешнем аутсорсинге сегодня говорить не будем. Сейчас вкратце рассмотрим еще одну форму организации бухгалтерского учета - аутстаффинг.

Аутстаффинг - это предоставление персонала "в аренду", то есть для временного участия в деятельности другой организации. По сути аутстаффинг во многом схож с аутсорсингом. При использовании обеих схем часть непрофильных функций компании-заказчика передается для выполнения специалистам другой организации. Но принципиальная разница заключается в том, что при аутстаффинге работники специализированной организации временно переходят под руководство компании-заказчика. Хотя специализированная организация по-прежнему остается их работодателем, она же платит им зарплату.

Аутстаффинг используется, прежде всего, в тех случаях, когда организации требуются специалисты для выполнения какого-то разового поручения или временной работы. Например, компании нужно провести монтаж оборудования связи. Для этого требуется высококвалифицированный монтажник, сертифицированный производителем оборудования, иначе у компании не будет права требовать гарантийного ремонта и обслуживания. Начнем с того, что такого специалиста в принципе достаточно сложно найти. Но даже если организация справится с этой задачей, нет никакого смысла в том, чтобы нанимать работника, которого по окончании монтажа оборудования придется уволить. Кроме того, работник и сам вряд ли согласится на такие краткосрочные трудовые отношения.

Вот здесь и приходит на помощь организация, оказывающая услуги аутстаффинга. Она ищет необходимых специалистов, тестирует их, повышает квалификацию и направляет на работу в те компании, которые сейчас испытывают в них потребность. Для работника это возможность получить постоянную гарантированную работу. Для организации-заказчика - получить нужного специалиста прямо сейчас, не потратив время на его поиски, и избавиться от проблем, связанных с его последующим увольнением. Дополнительные преимущества заключаются в том, что специализированная организация несет ответственность за квалификацию предоставленного персонала и качество выполняемой им работы. И если случится так, что заказчика не устроит квалификация работника или этот работник заболеет, специализированная компания предоставит ему замену.

В бухгалтерской службе привлеченный персонал используется, прежде всего, для выполнения однотипных операций в период пиковых нагрузок. Например, перед составлением отчетности нужно ввести в систему множество первичных документов одного вида. Большой квалификации для этого не требуется, но объем работы просто огромный. Штатные работники бухгалтерии физически не в состоянии с ним справиться, и компания испытывает потребность в привлечении дополнительного персонала. В то же время, после того как работа по составлению отчетности будет окончена, необходимость в этом персонале отпадет. Поэтому целесообразнее не нанимать новых работников, а воспользоваться услугами специализированной компании. Причем в данном случае те люди, которых она предоставит, могут и не обладать никакими познаниями в области бухучета. Ведь объяснить порядок ввода в систему одного документа не сложно, а никаких других навыков от них не потребуется.

Другой пример - организация с большим количеством акционеров-физлиц выплачивает дивиденды. Для этого нужно сформировать платежные поручения на каждого акционера, то есть выполнить множество однотипных операций. Тратить на это время квалифицированных штатных бухгалтеров нецелесообразно, так же как и нанимать нового работника. Легче обратиться в специализированную компанию, которая предоставит человека на время, дать ему реестр акционеров с адресами и объяснить порядок заполнения платежек.

Хотя встречаются случаи, когда по договору аутстаффинга привлекаются и высококвалифицированные специалисты, работа которых связана с организацией бухучета. Это возможно, например, при внедрении сложных автоматизированных систем учета. Нередко аутстаффинг применяется также при трансформации отчетности по международным стандартам, в особенности если это первый опыт трансформации для компании-заказчика.

И завершая разговор об аутсорсинге и аутстаффинге, я как аудитор не могу не сказать о связанных с этими явлениями налоговых рисках. Вообще, налоговые органы с недоверием относятся к договорам аутсорсинга и аутстаффинга. Отчасти такое недоверие оправданно, поскольку эти договоры действительно нередко используются для минимизации налогообложения. Но даже если при заключении договора к этой цели никто не стремился, повышенное внимание налоговых инспекторов обеспечено.

При передаче функций по ведению бухгалтерского учета на аутсорсинг основные риски связаны с учетом расходов на оплату услуг аутсорсера в целях налогообложения прибыли. Налоговый кодекс прямо предусматривает, что расходы на услуги по ведению учета другими организациями включаются в состав прочих расходов, связанных с производством и реализаций. Более того, в НК есть нормы, согласно которым можно учесть расходы и на другие услуги, предоставляемые чаще всего аутсорсерами: управленческие, юридические, информационные. При этом никаких особых требований, при выполнении которых такие расходы могут уменьшать налогооблагаемую прибыль, НК не устанавливает.

Но жизнь показывает, что такие требования есть у налоговых органов, которые недоверчиво относятся к использованию аутсорсинга и нередко воспринимают его как способ незаконного уменьшения налоговых обязательств. Что еще хуже - иногда их поддерживают и арбитражные суды. При этом и те и другие ссылаются на общее правило, согласно которому в целях налогообложения учитываются только обоснованные расходы. А оплата услуг аутсорсеров, по их мнению, далеко не всегда соответствует этому критерию. Арбитражная практика показывает, что есть три основных требования, при выполнении которых у налоговиков не будет претензий к расходам на аутсорсинг.

Во-первых, стоимость услуг аутсорсера не должна существенно отличаться от стоимости услуг других аналогичных компаний.

Во-вторых, в организации не должно быть собственного подразделения или штатных специалистов, выполняющих те же функции, что и аутсорсер. То есть, если компания полностью переводит на аутсорсинг ведение учета и составление отчетности, у нее не должно быть своей бухгалтерии. Если же аутсорсеру передается только часть учетного процесса, значит, не должно оставаться специалистов, ответственных за ведение работы на участке, переданном на аутсорсинг.

И третье условие: стоимость услуг должна быть сопоставима с затратами на оплату труда работников, которые были сокращены в результате перехода на аутсорсинг. То есть затраты на ведение учета не должны многократно возрасти.

Если речь идет исключительно о бухгалтерском аутсорсинге, то, скорее всего, все эти требования выполняются. Ведь, как вы помните, снижение затрат - это одна из основных целей, для достижения которых компания переходит на аутсорсинг. В частности, когда в составе холдинга создается специализированная организация по ведению учета, в остальных дочерних компаниях бухгалтерские службы упраздняются. При этом на оплату услуг ОЦО каждая дочерняя компания тратит меньше, чем на содержание собственной бухгалтерии.

Другое дело, если в роли аутсорсера выступает управляющая компания и на аутсорсинг переводится не только бухучет, но и многие другие функции дочерних компаний, в первую очередь управление. В таких случаях стоимость услуг управляющей компании, как правило, значительно превышает затраты на содержание всех подразделений, упраздненных в результате перехода на аутсорсинг. И причина здесь не в том, что холдинг стремится реализовать какую-то схему оптимизации налогообложения. Просто такой всеобщий аутсорсинг применяется не только и не столько для сокращения затрат холдинга на управление, ведение учета или юридическое обслуживание, сколько для усиления контроля над финансовыми ресурсами дочерних компаний. И высокая плата за аутсорсинг - один из способов концентрировать эти ресурсы в головной компании холдинга.

Поэтому при переходе на аутсорсинг в управляющую компанию избежать претензий налоговиков, скорей всего, не получится. И значит, надо заранее готовить обоснования, подтверждающие оправданность роста затрат, которые смогут убедить если не инспекторов, то уж точно - суд.

Аналогичные проблемы ожидают организацию и при привлечении работников специализированных компаний по договорам аутстаффинга. Согласно НК РФ расходы на оплату услуг по предоставлению персонала также учитываются в составе прочих расходов. Но, по мнению Минфина, для этого нужно, чтобы в самой компании не было работников, выполняющих те же функции, что и привлеченный персонал.

Кроме того, стоимость услуг специализированной компании, как правило, выше зарплаты работников компании-заказчика, выполняющих аналогичные функции. Поэтому в случае проверки инспекторы, скорее всего, сочтут затраты на аутстаффинг необоснованными. Хотя на самом деле это превышение оправданно. Ведь, как мы выяснили, при привлечении стороннего персонала компания избавляется от расходов, связанных с поиском работников и их последующим увольнением. Но если вы собираетесь воспользоваться услугами компаний по предоставлению персонала, будьте готовы к претензиям налоговых органов и ищите аргументы в свою защиту.

Впервые опубликовано в издании "Главная книга. Конференц-зал" 2010, N 01

ОБ ОТВЕТСТВЕННОСТИ АУДИТОРОВ И АУТСОРСЕРОВ ЗА НАЛОГОВЫЕ ШТРАФЫ КЛИЕНТА

Рымкевич А.В.

Вопрос. Анна Алексеевна, говоря о недостатках ведения бухучета другими организациями, упомянула, что от аутсорсеров вряд ли получится потребовать возмещения уплаченных налоговых штрафов. Но мне непонятно, почему. Разве в этом случае не действуют общие правила взыскания убытков?

А. Р.: Конечно, действуют. Ведь в рамках российского права договор аутсорсинга - это договор возмездного оказания услуг <1>. Кстати, если вы захотите передать ведение бухучета другому лицу, скорее всего, вам предложат заключить договор о бухгалтерском сопровождении или о бухгалтерском обслуживании. Вряд ли это будет именно договор аутсорсинга, хотя возможно и такое <2>. Так или иначе, к любому из перечисленных договоров применяются общие положения о подряде <3>, а именно:

1) качество оказанных услуг должно соответствовать условиям договора <4>;

2) за ненадлежащее качество услуг отвечает исполнитель <5>;

3) заказчик вправе потребовать возмещения причиненных убытков <6>.

При этом под убытками понимаются и реальный ущерб (в данном случае сумма налогового штрафа), и упущенная выгода (те доходы, которые можно было бы получить, если бы не заплатили штраф). Поэтому вы вправе обратиться в суд с иском о взыскании убытков в виде налоговых штрафов как с аутсорсера, так и с исполнителя по любому другому договору об оказании бухгалтерских услуг.

Вопрос. И каковы шансы на успех? Чью сторону займет суд?

А. Р.: Сразу скажу, арбитражная практика по этому вопросу - не богатая. И это не удивительно. Фирмы и предприниматели, профессионально занимающиеся бухучетом, часто указывают в договоре, что они компенсируют возникшие по их вине штрафы и пени, взысканные налоговыми органами. Поэтому большинство таких конфликтов просто не доходит до суда. Посудите сами, если по вине бухгалтерской фирмы налогоплательщика привлекли к ответственности, она:

- либо добровольно компенсирует штрафы, чтобы не "трепать" свое имя в суде и не портить свою деловую репутацию спорами с клиентами;

- либо станет защищать свою позицию при рассмотрении возражений на акт, при обжаловании решения в вышестоящем налоговом органе или в суде <7>. То есть встанет на защиту своего клиента и приложит максимум усилий, чтобы признать штрафы незаконными.

Если же, например, организация передала ведение бухучета, но при этом использует фирмы-однодневки, чтобы скрыть доходы и уменьшить налоги, а налоговый орган выявил и доказал это, то ясно, что вины бухгалтерской фирмы в доначисленных по этой причине штрафах нет.

Что касается судов, то до них доходят споры в основном с аудиторскими компаниями и индивидуальными аудиторами.

Кстати, выигрывают аудиторы. Я знаю, что, по мнению многих налогоплательщиков, решение инспекции о взыскании налоговых санкций - достаточное и бесспорное доказательство некачественной работы аудиторов. Однако это не совсем так. Зачастую сложно доказать причинно-следственную связь между фактом причинения убытков и неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств аудитором. А все потому, что многие организации забывают о главном: аудит - это лишь независимая проверка бухгалтерской отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности <8>.

Аудитор несет ответственность за формулирование и выражение мнения о достоверности финансовой и бухгалтерской отчетности, в то время как ответственность за подготовку и представление отчетности несет руководство аудируемого лица. Аудит финансовой и бухгалтерской отчетности не освобождает руководство аудируемого лица от такой ответственности <9>.

Задачей аудитора является выявление только существенных искажений бухгалтерской отчетности в целом. Поэтому в практике аудиторской деятельности существует такое понятие, как уровень существенности. Аудитор оценивает то, что является существенным, по своему профессиональному суждению, исходя из того, какие факторы способны привести к существенному искажению бухгалтерской отчетности. А факторы хозяйственной деятельности, неправильное отражение которых в бухучете не может привести к существенному искажению бухгалтерской отчетности, не подлежат проверке в рамках аудита. Это означает, что аудитор не несет ответственности за необнаружение искажений бухгалтерской отчетности в случае, если это не могло повлиять на мнение аудитора относительно достоверности бухгалтерской отчетности в целом. Таким образом, нельзя перекладывать ответственность налогоплательщика на аудиторскую организацию <10>. Доказательством же недостатков в проведенной аудитором проверке может служить только! заключение эксперта. Правда, ходатайствовать о проведении экспертизы и оплачивать ее в рамках судебного разбирательства придется стороне, взыскивающей убытки <11>.

Другое дело, если аудиторы оказывают сопутствующие аудиту услуги. То есть не только занимаются независимой проверкой бухгалтерской и финансовой отчетности аудируемого, но и сами ведут бухгалтерский и налоговый учет, рассчитывают налоги, заполняют и представляют налоговую и бухгалтерскую отчетность. Тогда причинно-следственная связь между исполнением аудитором обязательств по договору и убытками в виде налоговых штрафов может оказаться более явной. Но и здесь нет гарантий, что убытки удастся с него взыскать. Приведу пример.

17 апреля, в четверг, аудиторская компания сообщила клиенту об изготовлении квартальной декларации. Клиент принял декларацию 18 апреля и представил ее в налоговый орган в последний день срока - в понедельник 21 апреля. Налоговый орган посчитал, что в декларации допущены нарушения, и не принял ее. В этот же день налогоплательщик сообщил об этом своему аудитору, который сразу исправил недостатки и предложил представить декларацию в налоговый орган, однако представитель налогоплательщика за декларациями не явился.

Оставим за кадром то, что налоговый орган не вправе отказать в принятии декларации, которую всегда можно направить по почте <12>. Аудитор составил декларацию с нарушениями, при этом оставил своему клиенту 2 рабочих дня на ее изучение. И суд посчитал, что в убытках в виде налогового штрафа виноват клиент <13>.

Конечно, требовать возмещения уплаченных налоговых штрафов с нерадивых привлеченных бухгалтеров и аудиторов можно и даже нужно, но предварительно следует убедиться, что санкции возникли из-за невыполнения их прямых обязанностей, предусмотренных договором. Если же у вас на руках только аудиторское заключение, помните, что оно не является охранной грамотой.


<1> ст. 779 ГК РФ

<2> ст. 421 ГК РФ

<3> ст. 783 ГК РФ

<4> п. 1 ст. 721 ГК РФ

<5> п. 1 ст. 723 ГК РФ

<6> ст. 15, п. 3 ст. 723 ГК РФ

<7> п. 6 ст. 100, п. 9 ст. 101 НК РФ

<8> ч. 3 ст. 1 Федерального закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности"

<9> п. 10 Правила (стандарта) N 1 "Цель и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности", утв. Постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 N 696

<10> Постановление ФАС ВВО от 06.09.2006 А39-8206/2005-120/17; Постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Пермской области от 04.07.2006 N А50-3989/2006-Г-5, оставленное без изменения Постановлением ФАС УО от 29.08.2006 N Ф09-7480/06-С4

<11> статьи 82, 106, 107, 110 АПК РФ; Постановление ФАС ВВО от 06.09.2006 А39-8206/2005-120/17

<12> п. 4 ст. 80 НК РФ

<13> Постановление ФАС МО от 01.04.2004 N КГ-А40/1386-04

Впервые опубликовано в издании "Главная книга. Конференц-зал" 2010, N 01


 Подпишитесь: рассылки от КонсультантПлюс

КонсультантПлюс рекомендует ФИНАНСИСТУ подписаться на следующие рассылки:



Все права защищены © 2010 ЗАО "Консультант Плюс"
тел. +7(495)956-8283, +7(495)787-9292
mailto:contact@consultant.ru
http://www.consultant.ru/

Информация предоставлена компанией "Консультант Плюс", являющейся разработчиком одноименных справочных правовых систем. Общероссийская Сеть распространения правовой информации КонсультантПлюс объединяет 300 региональных информационных центров, которые занимаются поставкой систем и передачей информации пользователям в 150 городах России. На специализированном правовом сервере: www.consultant.ru можно получить бесплатный доступ к большому массиву актуальной справочной правовой информации, а также узнать подробнее о программных продуктах и услугах Сети КонсультантПлюс, о ее структуре и деятельности, скачать демонстрационные версии профессиональных систем.

Выпуски за другие дни


В избранное